Взросление — психология

Инфантильность и взросление, признаки инфантильности

Все чаще и чаще мы сталкиваемся с людьми, которые напрочь отказываются взрослеть и принимать на себя обязанности зрелого человека. Что же такое инфантильность и как происходит процесс взросления?

Взросление человека

Оно начинается с постепенной смены ценностей, который напрямую связаны с большей ответственностью не только за себя, но и за других людей.

Взросление — это некое устремление человека в будущее, его планы и желания ставить перед собой новые цели, прилагать усилия, делать шаги навстречу к желаемому, причем отсутствие таких побуждений говорят о попытках человека отстрочить взросление и желание спрятаться в юношеском возрасте.

Что это инфантильность

Соответственно, инфантильность — это сознательное или неосознанное стремление остаться в детстве, когда ни за что не отвечаешь, живешь эмоциями, как «есть». Но, если для 10 — летнего ребенка это нормально и соответствует его возрасту, то в 30-40 лет, это уже многих начинает раздражать.

Впрочем, и самому инфантильному человеку живется не так уж сладко. Инфантильные товарищи быстро поддаются панике и, при проблемах, как малыши плачут, бьются в истерике и ищут тех, кто бы их спас.

Взросление подразумевает определенное планирование жизни и подчинение этому самому плану, а, следовательно, это контроль над собственной жизнью, решениями, выбором.

Отмечают также взрослость и чувство взрослости. Эти два понятия хоть и связаны между собой, но имеют разное значение. Например, чувство взрослости возникает у подростка, который стремится заявить о себе и прилагает усилия, чтобы его перестали считать маленьким ребенком. Он требует роли взрослого, но реализовать себя в полной мере еще не может.

Инфантильность поколения?

Если говорить о развитии общества в целом, то слово инфантильность не может быть использовано как характеристика современного поколения. Ведь у каждой эпохи свои тенденции и особенности. Подобное оттягивание взросления напрямую связано с продолжительностью жизни.

По статистике, зрелый возраст начинается с 50, в то время как возраст 30-50 является средним.

Также стоит отметить влияние урбанизации и развитию современных технологий, которые оказывают немаловажное влияние на общество.

В больших городах люди стремятся вначале достигнуть каких-либо успехов, продвинуться по карьерной лестнице или найти себя в определенном направлении.
Понятие взросления также стоит рассматривать с разных сторон.

В психологии взросление

В социологии

Инфантильный человек это (признаки инфантильности)

Если говорит об инфантильности, детскости конкретного человека, то есть ряд характеристик, которые позволяют увидеть проблемы. Подобного рода «тормоз» основательно портит жизнь, не позволяя личности раскрыться в полной мере.

  • Сюда относят сильную связь с родителями, особенно с матерью. По сути, такое понятие, как «маменькин сынок» очень близко к определению инфантильной личности. Родители, желая оградить своих чад от всех проблем, иногда настолько долго затягивают процесс взросления и взятия ответственности выросшим ребенком, что отпрыск уже и не желает вырастать. Привыкает и не дергается.
  • Человек отличается безответственностью, не желает брать на себя ответственность и перекладывает ее на плечи других, будь то супруг или близкий друг, или родственник. Есть даже отдельные индивиды, которые способны перекладывать ответственность на своих едва подросших детей.
  • Когда же проблем накаливается слишком много, он так же не пытается решить проблемы, а лишь использует различные варианты побега, такие как алкоголь или разного рода зависимости (наркотическая, игровая, компьютерная).
  • Такой человек не хочет и не умеет обращаться с деньгами, он не способен составить четкий план на месяц, а вот просадить всю зарплату за один день не составляет труда.

Причины инфантильности личности

Почему одни становятся инфантильными, а другие нет?

  • Проще всего остаться надолго в детстве взрослым отпрыскам гиперопекающих родителей.
  • Или тем, кто еще в юности осознал, что ответственность -это плохо, больно и страшно, то есть родители, напротив, были очень жесткими и не признавали в своем ребенке права на ошибку.

Как избавиться от инфантильности

  • Сначала неплохо было бы ее заметить;
  • больше всего меняют человека трудности и потрясения реальной взрослой жизни, но ведь на них еще надо решиться;
  • а значит, при серьезном решении избавиться от инфантильности — надо произвести действия, меняющие жизнь — съехать от родителей, найти новую работу, завести собаку, начать ходить на танцы и пр.;
  • для женской половины проблема инфантильности часто проходит после рождения ребенка.

Источник: http://japsix.ru/infantilnost-i-vzroslenie-priznaki-infantilnosti/

Этапы психологического взросления

Существует несколько этапов психологического взросления личности.

1 Эмбрион

У него нет своей психологической территории. Он полностью включен в материнское тело и состояние, зависим от материнского организма. Поэтому на данном этапе вся ответственность и инициатива лежит на матери.

2 Грудной период, младенчество (до 1 года)

Тело ребенка отделилось от материнского, но все еще сохраняется его абсолютная зависимость от физического и психологического развития матери. Ответственность также полностью лежит на ней.

3 Раннее детство (от 1 года до 3 лет)

У ребенка появляются собственные желания, стремление к познанию и чрезмерная потребность в освоения различных навыков. Он уже может не только активно выражать свои желания, но и требовать их удовлетворения. Ответственность за развитие и жизнь ребенка в этот период все еще лежит на матери.

Важно знать!

Подавленные инициативы и самостоятельность ребенка, чрезмерная опека и контроль в этом возрасте могут привести к неврозам.

4 Детство (от 3 до 6 лет)

У ребенка появляется собственное «Я», понятие «МОЕ», личные вещи.

Он демонстрирует стремление к познанию, развитию, изучение своих возможностей, отличается специфическими особенностями оригинального мышления, пока еще не ограниченными социальными нормами.

У ребенка развивается стремление, с одной стороны, отстоять свои границы, а с другой – расширить психологическую территорию. Однако все еще велика его зависимость от родителей.

Важно знать!

Если в этот период развития родители не считаются с психологическими границами ребенка или, наоборот, полностью лишают его своей психологической опеки, то в дальнейшем ребенок.

А) Не умеет определять и защищать собственные границы, а также считаться с чужими, постоянно вторгается на чужую территорию и получает болезненный отпор, не умеет постоять за себя и страдает от регулярного насилия над собственной личностью, от навязывания чуждой, нежелательной деятельности и целей, имеет проблемы с самоидентификацией, с трудом представляет себе, кто он есть, определяет свои желания, цели и смысл своей деятельности, стремится создавать созависимые отношения;

Б) Стремится к самоизоляции, испытывает страх неудачи, конкуренции и успеха, за счет чего нарушаются социальные связи, отсутствует способность к построению близких отношений, сотрудничества, возникает чувство одиночества.

5 Старший детский возраст (от 6 до 11 лет)

Психологическая территория ребенка расширяется, ее границы приобретают четкие очертания. У него появляются свои «тайны», растет стремление к приобретению новых знаний, умений, качеств. Проявляются склонности и дарования, желание взаимодействовать со сверстниками, подражание.

Растет стремление к самостоятельности, но при этом адекватная забота родителей и опека воспринимается им вполне благосклонно.

Ощущение опоры на родителей комфортно, поэтому ребенок допускает их вторжение на собственную психологическую территорию, границы которой расширяет пока осторожно.

Важно знать!

Негибкость родителей, их агрессивность и жестокость по отношению к ребенку в этот период, особенно если они всегда «выигрывают битву», приводит к тому, что ребенок замыкается в себе, теряет к ним доверие, отстраняется, и, в конце концов, все, что с ним происходит, действительно становится тайной для родителей.

6 Ранний подростковый возраст (от 11 до 13)

Очень важный период начала самоидентификации личности подростка, его самоопределения. Социальное окружение постепенно вытесняет авторитет родителей.

Подросток внутренне отсоединяется от родительских ценностей, пытаясь примерить на себя другие.

Если в этот период родители продолжают претендовать на всю психологическую территорию ребенка, а зачастую так и происходит, то начинается нелегкая борьба «за свободу»

Важно знать!

Самая основная трудность для подростка в этот период – противоречие между желанием полной свободы от родителей и практически полной зависимостью от них в материальном плане и в плане возможностей для решения серьезных проблем. Основная слабость – восприятие свободы отдельно от ответственности: свобода – подростку, ответственность – родителям.

7 Подростковый период (о 13 до 16 лет)

Все тенденции предыдущего этапа усиливаются. Характерны размышления подростка над своей дальнейшей жизнью, профессиональное самоопределение.

Родители вынуждены постепенно, не без боя, отступать, освобождая психологическую территорию подростка, который борется отчаянно, иногда даже жестоко.

Тем не менее, сохраняется и материальная зависимость от родителей и зависимость от модели поведения и системы ценностей семьи, появляется сознательное использование подростком, родительских возможностей.

Важно знать!

Возможно и активное противостояние подростка семейным ценностям, желание отстаивать полярные ценности только потому, что они отличны от родительских. Это тоже проявление зависимости от семьи.

8 Юность (от 17 до 19 лет)

Если к этому периоду не определены разумные границы психологической территории личности повзрослевшего ребенка, то борьба за нее с родителями достигает своего апогея, причем, в конце концов, родители проигрывают битву, даже если продолжают материально поддерживать тинейджера.

Между тем именно сейчас ему вместе со свободой передается и большая часть ответственности за собственные решения и поступки.

Часто родители сознательно или бессознательно стремятся продлить зависимость от себя ребенка и напрасно сохраняют за собой часть обязанностей по организации быта и решению различных проблем, требуя за это послушания.

Важно знать!

Тинейджер не чувствует особой благодарности к родителям за решение своих проблем, для него это само собой разумеется. Даже, несмотря на то, что большинство решений он принимает самостоятельно, не считаясь с желаниями родителей, ответственность за негативные последствия своей жизнедеятельности он все равно перекладывает на них.

Теперь уже родители вынуждены отстаивать свою психологическую территорию от тинейджера, который по прежнему желает их непременной заботы о себе.

9 Молодость

В здоровых, гармоничных отношениях между родителями и взрослым ребенком устанавливается партнерство и взаимодействие суверенных психологических территорий, свободных в своем развитии, но готовых оказывать друг другу помощь и поддержку, не препятствуя осуществлению потребностей каждого. Между тем сохраняется область взаимодействия, на который устанавливаются общие взаимовыгодные правила, в остальном же происходит свободное и ответственное самоопределение.

Важно знать!

Если на предыдущих этапах развитие личности ребенка подавлялось, то этот уровень развития не науступает.

Похожее

Источник: http://rehab-centers.ru/jetapy-psihologicheskogo-vzroslenija/

Психологический возраст человека: ребенка и взрослого

У каждого человека, в том числе ребенка, можно исследовать и определить психологический возраст, который, кстати, будет иметь влияние на биологический возраст, а последний — на хронологический (паспортный), т.е. психологический возраст человека и прямо и косвенно влияет на качество и продолжительность жизни людей.

Психологический возраст — ступени развития

В процессе онтогенетического развития индивида (развитие психики с детства) психологический возраст будет зависеть от родительского воспитания (программирования сценария жизни), социальной среды, образовательного и экономического статуса ближайшего окружения ребенка.

При неправильном развитии психики и личности человека (ошибках в воспитании) его психологический возраст не будет соответствовать хронологическому, т.е.

, например, ребенок может быть психологически слишком «зрелым», а взрослый, наоборот, может часто проявлять детское мышление и поведение, вплоть до инфантильности.

В связи с несоответствием психологического возраста и хронологического, человек может стать физиологически зрелым, при том, что психологическая зрелость может не наступить и до старости.

Такое несоответствие ярко проявляется в переходные возрастные периоды: пубертатный, подростковый возраст, когда физическое тело развивается быстрей, чем психика…наступает психологический кризис… а также средний возраст, когда кризис наступает из-за незавершенных ситуаций в подростковом развитии…

По статистике, люди слишком быстро психологически взрослеющие (т.е. психологически старше своего хронологического возраста), как правило быстро живут и рано умирают, хотя эта короткая жизнь может быть довольно качественной. Те же, кто развивается и взрослеют медленнее и не соответствуют паспортному возрасту (т.е.

психологически младше, не зрелые), могут жить подольше, но, как правило, их жизнь больше похожа на пассивное существование…многие из них неудачники…

Каждому хронологическому возрасту должен соответствовать возраст психологический, т.е.

психическое развитие ребенка и взрослого, на разных возрастных этапах, должно происходить в соответствии с возрастными нормами (хотя, точности в возрастных нормах нет), тогда человек будет жить и качественно и долго…

Еще в Советском Союзе были приняты следующие нормы возраста:

  1. Младенчество: от рождения до года
  2. Раннее детство: от 1 до 3
  3. Дошкольный возраст: от 3 до 6-7
  4. Младший школьный возраст: от 6-7 до 10-11
  5. Подростковый возраст (отрочество): от 10-11 до 15
  6. Юношеский возраст:
    • Первый период (старший школьный): от 15 до 17
    • Второй период: от 17 до 21
  7. Зрелость:
    • Первый период (молодость): от 21 до 35
    • Второй период (зрелость — средний возраст): от 35 до 60
  8. Пожилой возраст: от 60 до 75
  9. Старческий возраст: от 75 до 90
  10. Долгожители: свыше 90
Читайте также:  Личностная тревожность - психология

Родителям и воспитателям необходимо контролировать психическое развитие детей в соответствии с хронологическим и психологическим возрастом.

Правильность психического возрастного развития родители могут проверить у ребенка с помощью рисуночных тестов для детей (в принципе, рисуночная психодиагностика подойдет и взрослым).

Желающие, могут пройти онлайн тест на психологический возраст, как за себя, так и за другого человека…

Чтобы привести свой психологический возраст в норму, в соответствии с хронологией и биологией, жить качественнее и дольше, существуют различные социально-психологические тренинги, а также психоаналитические и психотерапевтические методы и техники (психоанализ онлайн).

Психологическая помощь — ЗАПИСЬ НА ПРИЕМ К ПСИХОЛОГУ

Пройдите онлайн психодиагностику: бесплатное тестирование

Обязательно загляните в психоаналитический журнал, читайте полезные статьи и рекомендации психологов:

Источник: http://xn—-7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai/samopoznanie-cheloveka/psikhologicheskijj-vozrast/

Возрастная психология — психологические изменения человека по мере взросления

Взросление – процесс, начинающийся с момента рождения, безостановочный и необратимый. Ваш ребенок становится старше день ото дня, он растет и меняется – и внешне, и внутренне. Как уследить за всеми переменами и не упустить самое важное?

Возрастная психология – раздел науки, занимающийся изучением взросления человека. Психологи разделили всю человеческую жизнь на этапы с более-менее четкими границами, и составили примерное описание переживаний и стремлений человека. Именно эти этапы взросления мы и обсудим сегодня.

Этапы взросления человека в течение жизни

Существует множество периодизаций, как подробных, так и не очень, составленных по самым различным признакам. Пожалуй, каждый более-менее крупный ученый-психолог создавал собственную периодизацию взросления. В итоге, их используют в равной степени, но есть одна относительно универсальная, которая наиболее полно охватывает все этапы взросления и используется повсеместно.

Развитие ребенка делится на следующие периоды:

  1. Раннее детство (включает в себя младенчество (до года) и ранний возраст (до трех лет)).
  2. Детство (включает дошкольный возраст (до семи лет) и младший школьный возраст (до двенадцати лет)).
  3. Отрочество (состоит из подросткового возраста (до пятнадцати лет) и юности (до восемнадцати лет)).

Далее, согласно большинству классификаций, начинается молодость, и человек уже считается взрослым, поэтому поговорим только о первых трех периодах – как о самых важных в жизни любого человека. Сайт elgreloo.com предлагает вам краткий экскурс в возрастную психологию, помогающий здраво оценить все перемены, происходящие с вашим ребенком, и адекватно на них отреагировать.

Этап первый: раннее детство человека

Данный этап взросления начинается с первых же вздохов новорожденного. В этот период он полностью открыт миру и абсолютно, безоговорочно доверчив, а главное его занятие – общение с окружающими и изучение всего эмоциального диапазона, на который способен человек.

Младенец учится общаться с людьми, распознавать их эмоции, реагировать на них и демонстрировать свои.

Недостаток общения с близким человеком – в идеале, матерью – именно на этом этапе может привести к тому, что в дальнейшем ребенок будет испытывать значительные трудности с общением, социальным взаимодействием, эмпатией и проявлениями обыкновенной человеческой близости – дружбы или любви.

Следующий этап взросления – это собственно раннее детство, длящееся с года до трех.

Этот этап целиком заполнен открытиями – оказывается, вокруг есть целый огромный мир, наполненный самыми разными вещами, и их можно трогать, двигать, извлекать звуки, разбирать, чтобы узнать, что же там внутри, пытаться собрать обратно или попросту сломать.

В этом возрасте начинается активное умственное развитие – ребенок развивает наглядно-действенный образ мышления, хорошо понимает примеры, которые ему приводят, становится способен сам выстраивать простейшие логические цепочки в привязке к реальным предметам и ситуациям, а также решать практические задачи. Роль родителей на этом этапе – показывать и рассказывать как можно больше, пополняя словарный запас и жизненный опыт ребенка как можно большим количеством информации, а заодно – обеспечивая его безопасность во взаимодействии с окружающим миром.

Этап второй: дошкольный и младший школьный возраст

Дошкольный этап взросления длится с трех до семи лет и отличается от предыдущих тем, что ребенок начинает играть в различные ролевые игры. В этот период самым важным является общение со сверстниками.

Ребенок учится взаимодействовать с другими, создавать и поддерживать правила, решать конфликты и отстаивать свою точку зрения.

Кроме того, в процессе детских игр развивается абстрактное логическое мышление, воображение и умение концентрироваться на одном деле, не отвлекаясь на другие.

Многие дети в этом возрасте начинают попытки постоянно принимать участие в деятельности взрослых – пытаются помогать по дому и всячески подражать.

Не стоит ограничивать детское желание быть полезным – отказав, вы можете навредить взаимной привязанности и доверию, существующему между родителем и ребенком.

Лучше создайте ему условия, в которых он сможет делать что-то вместе с вами с минимальным вредом и для себя, и для самого дела.

Этап взросления, приходящийся на младший школьный возраст, является особенно сложным.

На его начало приходится один из серьезнейших возрастных кризисов ребенка, связанный с началом обучения в школе и полной переменой стиля жизни.

Беззаботность сменяется подчинением расписанию, ребенок пытается влиться в абсолютно новый коллектив и приобрести новые привычки, вырабатывает навыки концентрации, самоконтроля и планирования собственного времени.

В это время крайне важно помогать ребенку – не выполнять работу за него, чем грешат многие родители, а помогать, направлять и поддерживать во всем. Ругань из-за оценок и постоянное сравнивание с другими учениками класса лучше позабыть – ни к чему хорошему это не приведет, а мотивацию учиться убьет на корню.

Наказание за учебные неудачи лучше оговорить заранее: например, за определенное количество хороших оценок ребенок получает выполнение какого-либо своего желания, за плохие – ограничивается в чем-либо.

Самое важное – соблюдать все обязательства и ни в коем случае не отнимать в качестве наказания право на получение награды за предыдущие успехи.

Этап третий: отрочество и юность

Подростковый возраст по праву считается самым тяжелым. Этот этап взросления начинается примерно в 12 лет и длится до 15-16 – в зависимости от индивидуальных особенностей.

Время это одинаково сложное как для детей, так и для родителей – дети изо всех сил стремятся к независимости и больше всего боятся, что не смогут ее получить, родители – что ребенок отдалится и станет независим от них.

В результате – конфликт интересов и полное разрушение сохранившегося с детства доверия.

В этой ситуации родители должны помнить, что в подростковом возрасте повзрослевшему ребенку важнее всего – повысить собственную самооценку и обрести авторитет вне семьи – в какой-либо группе сверстников. Чем больше вы будете ему препятствовать, тем сильнее он будет стремиться к этому.

Задача родителей – обеспечить ему полное принятие и «надежный тыл», место, куда он всегда сможет вернуться и где его примут любым.

Уверенность в том, что ему есть на кого положиться, сделает подростка увереннее в себе самом, и как итог – успешнее в его целях и спокойнее в выборе средств их достижения.

По окончанию подросткового возраста наступает последний этап взросления — юность. Она длится с пятнадцати-шестнадцати лет примерно до восемнадцати – до конца школы.

В этом возрасте вчерашний беззаботный ребенок впервые задумывается о своем месте в пугающем взрослом мире и начинает осмысливать все, чему он научился, в попытке понять, как это можно использовать. Именно в этом возрасте большинство решает, кем они хотят стать.

Не стоит отговаривать своего ребенка от идеи приобрести профессию, которая вам совершенно не нравится – если он этим горит, то все равно добьется, и даже если и сдастся под вашим давлением – потом всю жизнь будет винить именно вас в своей несбывшейся мечте.

Воспринимайте его решения всерьез, направляйте советами, но ни в коем случае не пытайтесь давить и решать за него – он уже почти взрослый и сам решает, как ему жить дальше. Позвольте ему самостоятельно приобретать тот опыт, который вы уже имеете – и ваши отношения будут гораздо прочнее и доверительнее.

Рекомендуем почитать другие полезные статьи по теме

Источник: https://elgreloo.com/psihology/vozrastnaya-psikhologiya

Переходный период: психология. Подростковый и юношеский возраст :

Наиболее сложной психологической стадией в жизни человека считается переходный период, который существенно влияет на становление индивида как личности. Это время можно назвать мостиком между двумя жизнями: детской и взрослой.

Зачастую кризис переходного возраста влияет не только на подростка, но и на его окружение. Ведь у человека меняются ценности, появляются новы стереотипы, формируется собственная точка зрения.

Такой период считается довольно болезненным и тяжелым, поэтому необходимо знать, как справиться с проблемами, которые могут возникнуть именно в подростковом возрасте.

Наиболее сложный возраст

Мало кому известно о тех кризисах, которые наступают у человека в возрасте трех и семи лет. Но переходный период и трудности, которые с ним связаны, известны каждому. Почти все родители с ужасом ждут начала кризиса переходного возраста у своих отпрысков. Многие даже пытаются предотвратить данную стадию и создают для этого все условия.

Но в большинстве случаев такие попытки оказываются бесполезными. Несмотря на все старания родителей, подростки раздвигают рамки дозволенного, разжигают конфликтные ситуации, не соблюдают правил и преступают запреты. В основном тинэйджеры выступают провокаторами. Они апеллируют тем, что родители и близкие не хотят их понимать.

Но через такие разногласия и сложные ситуации подросток познает себя, учится отстаивать собственные позиции и взрослеет.

Время наступления

Представители разных стран и религий определяют переходный возраст по-своему. У некоторых подростков он может наступить к четырнадцати годам, а у других – к двадцати. Данный переход может реализоваться как просто в получении паспорта или достижении совершеннолетия, так и сопровождаться различными серьезными конфликтами.

В этом возрасте наступает половая зрелость, появляется юридическая ответственность за свои действия. Очень сложным для индивида и его окружения является переходный период. Психология утверждает, что время наступления данной стадии сугубо индивидуально.

Это зависит от многих факторов, таких как культурное наследие, религиозные убеждения, окружающая среда, круг общения.

Трудное поведение подростка

Во время переходного возраста тинейджер постоянно пытается отстоять право на свою самостоятельность и независимость от взрослых.

Это желание проявляется в таких важных моментах, как сложности поведения, ярко выраженное упрямство, негативизм, повышенная конфликтность, открытое непослушание, отстаивание собственного мнения по любому вопросу.

Зачастую подростки демонстрируют свой нонконформизм при общении со сверстниками, а также нарочито противопоставляют себя взрослым. Проблемы переходного периода в основном заключаются в том, что тинейджер создает антипод послушного подростка.

Ребенок может вести себя подобным образом достаточно долго. Хотя в некоторых случаях кульминация кризиса переходного возраста проходит спокойно. Существует два противоположных сценария, по которым может развиваться данный этап формирования человека.

Первый, классический вариант развития

У подростка проявляются традиционные симптомы, которые сопровождают любой возрастной кризис. Тинейджер ведет себя строптиво, упрямо, проявляет своеволие и негативизм, критически относится к требованиям родственников и учителей. На данной стадии взросления у подростка обостряется чувство собственности.

Он начинает оберегать свои вещи от посторонних глаз и рук, дорожит личным пространством. Зачастую переходный возраст характеризуется тем, что тинейджер запрещает родителям или знакомым заходить в свою обитель. Он становится скрытным в общении.

Родственникам может показаться, что ребенок скрывает что-либо ужасное. Но волноваться не стоит. У подростка происходят серьезные изменения во внутреннем мире. Меняется система ценностей человека, появляются новые принципы, формируется мировоззрение.

В этот сложный период тинейджер пытается защитить свою формирующуюся личность, поэтому и ведет себя нестандартным образом.

Второй вариант

Но все может развиваться и по другому сценарию, который прямо противоположен первому. Тинейджер полностью зависит от родителей и учителей.

Чрезмерное послушание и возврат к прежним интересам – это характерные признаки поведения подростка, переживающего переходный период по второму варианту, который еще называют «кризисом зависимости».

Человек зачастую возвращается к старой системе ценностей и отношений с окружающими. Его цель – найти поддержку и обрести сравнительную беззаботность.

Вне зависимости от того, по какому сценарию протекает самоопределение подростка, на данной стадии развития происходит определение жизненной позиции. Если в первом случае тинейджер акцентирует внимание окружающих на том, что он уже не ребенок, то во втором варианте он хочет и дальше оставаться в своем детстве.

Читайте также:  У кого есть личность - и какая? - психология

Положительные результаты

Кризис переходного периода имеет много положительных результатов. Подросток борется за свою независимость, пытается самоутвердиться, познать собственные способности и возможности. Такая борьба должна проходить в безопасных условиях.

В результате у тинейджера формируется чувство уверенности в своих силах.

Кроме того, именно юношеский возраст и трудности, которые с ним связаны, помогают человеку научиться самостоятельности, открыть в себе качества, которые в будущем будут помогать ему разрешать возникающие сложные ситуации.

Характерные черты

Переходный возраст характеризуется тем, что у человека активно развиваются познавательные процессы. Подросток переходит к абстрактному мышлению. Ему начинают нравиться рассуждения на отвлеченные темы.

Особенности переходного периода заключаются в том, что ощущения и восприятие человека переходят на новый, более высокий уровень. Тинейджер все чаще анализирует свои поступки и действия окружающих, фокусируется на важных вещах, избирательно относится к выбору будущей профессии.

Активно развиваются творческие и интеллектуальные способности. Кроме того, меняется мотивационная сфера, которая начинает формироваться на основе четко поставленных целей.

На первом плане – общение

Для тинэйджера наиболее важными людьми становятся товарищи и друзья. Юношеский возраст – это время активного общения со сверстниками. Постоянно контактируя между собой, подростки обучаются социальному взаимодействию. Через общение они удовлетворяют свою потребность в эмоциональных контактах, которая возрастает в переходном возрасте.

Большую роль играет и половое созревание человека. У подростка меняется гормональный фон, что приводит к изменению манеры поведения в обществе, интересов и самосознания. На этом этапе важно не ограничивать тинейджера в общении. Это может привести к нервным срывам и затяжным депрессиям. Подросток должен общаться со сверстниками.

Ведь это важный фактор формирования собственного мнения.

Подростковый период и его задача

Подростковый переходный период характеризуется тем, что человек переходит на новый уровень в физиологическом и социальном плане. Наиболее важное приобретение, которое влечет за собой юношеский возраст, — это развитие такого чувства, как личная идентичность.

Стремление подростка отгородиться от навязчивого внимания родителей можно считать вполне нормальным. Для идентификации себя как взрослой личности тинейджеру нужно побороть эмоциональную эмансипацию. Подросток должен обрести свободу, «перешагнув» детские эмоциональные отношения.

Чтобы вступить во взрослую жизнь, человеку необходимо обрести интеллектуальную независимость.

В период переходного возраста тинейджер учится критически мыслить, начинает самостоятельно решать важные вопросы. Поведенческая автономия, которая проявляется в разнообразных жизненных сферах, также является показателем взросления.

Подросток сам выбирает свой стиль одежды, круг общения, интересы и предпочтения. Этот период не несет в себе страшных последствий или эксцессов. Родителям нужно лишь относиться снисходительно, спокойно и с пониманием к своему ребенку.

Источник: https://BusinessMan.ru/perehodnyiy-period-psihologiya-podrostkovyiy-i-yunosheskiy-vozrast.html

Что нужно знать о психологическом возрасте

Время жизни – одна из главных характеристик любого человека. Но то, что мы привыкли им считать, не больше чем разница между датой рождения и сегодняшним днем. Биологические часы не определяются одним календарем – на них влияет наш психологический возраст.

 Как психологический возраст влияет на внешность

Как говорится, все болезни «из головы». На молодость организма работает не только правильный образ жизни, но и мышление.

Внутрипсихологический конфликт может привести к астме, гастриту, нервной анорексии, а повышенный стресс — к сердечному удару. По словам ученых, процесс старения — тоже протекает » не в вакууме».

Обходить его на данном этапе развития науки пока не научились, но замедлить его все же можно.

За процесс старения отвечает так называемый «биологический возраст», который вопреки общепринятому мнению может сильно расходиться с календарным. Но их довольно просто уравнять.

По словам доктора психологических наук Сюзан Краусс из Массачусетского университета, в организме ничего не меняется в день вашего 30-40 летнего юбилея. Но, получив открытку с непривлекательной цифрой, вы становитесь совершенно другим человеком.

Чувствуете себя взрослее, старше и применяете на себе соответствующую модель поведения. Многие люди начинают себя ограничивать, повторяя из-за дня в день: «это уже не для моего возраста», «я не могу уже себе это позволить». Вы стареете психологически — начинаете меньше за собой следить, бросаете спорт.

Женщины прибегают к косметическим средствам, не соответствующим возрасту кожи. В итоге, процесс старения ускоряется.

Даже если мысли о старости не запускают его, организм в любом случае реагирует на снижение физической нагрузки, повышение уровня стресса и многочисленные лекарственные средства, без которых он прежде прекрасно обходился. По словам ученых, на биологический возраст влияет около 200 показателей, но какими бы ни были эти результаты — человек, который не ищет в себе следы преждевременного старения, как правило, полон сил и его внешность не претерпевает никаких изменений.

Как влияет интеллект на психологический возраст

«Связь между интеллектом и длительностью жизни настолько же ощутима, как связь между курением и болезнью легких» – говорит статья в Scientific American. И дело не только в том, что умный человек реже попадает в опасные для жизни ситуации.

По мнению исследователей, продолжительность жизни увеличивается из-за того, что человек «понимающий» легче адаптируется к окружающим условиям и испытывает меньше стресса.

Как считают специалисты исследовательского центра Mayo Clinic, психологическая старость наступает, когда человек теряет свое значение для окружающих или чувствует себя беспомощным. От этого спасает мозговая активность.

В последние годы было проведено немало исследований, которые подтвердили, что чем больше времени человек посвящает образованию, тем ниже у него риск возникновения старческого слабоумия. Каждый год обучения, по мнению ученых, сокращает риск заболевания на 11%.  

В календарной клетке

Календарь и социальные нормы старят нас не меньше, чем плохая экология, питание и вредные привычки. Психологически молодой человек стареет медленнее, чем старик в душе. Календарный возраст может сильно отличаться от реального, биологического, но в нашем мире критерием служит именно количество лет, месяцев, дней, прожитых человеком.

Он занимает то место в обществе, которое диктуется возрастом. Вне зависимости от здоровья и развития, он не полноправен до 18 лет, после 30 должен построить карьеру и обзавестись семьей, а после 55 лет, вне зависимости от реальных возможностей, общество «переваривает» его и отправляет в «запас», на пенсию.

И если человек по какой-либо причине: по состоянию здоровья, из-за неожиданного богатого наследства или выигранного джекпота, выходит на пенсию, скажем, в 25 – его социальный возраст будет равен 55-60. То есть, соответствовать пенсионному. Это рано или поздно окажет влияние на психологическое состояние человека.

Напротив, позднее рождение детей и их воспитание в пожилом возрасте, «омолаживает» социальный статус.

По словам доктора Сьюзан Краусс, нужно меньше «зацикливаться на датах» и чаще задаваться вопросом: «Сколько лет я дал бы себе, если бы не знал своего возраста?». Последнее – нечто вроде девиза знаменитого американца Сатчела Пейджа, ставшего самым «возрастным» баскетболистом Высшей Лиги. Свою последнюю игру он сыграл в шестьдесят лет.

Ранее взросление и старение

Одним из главных факторов, влияющих на психологический возраст, является уровень жизни.

По словам исследователя Беатрисы Луны из медицинской школы Питтсбурга, в Европе человек взрослеет в 24-26 лет, при том, что совершеннолетие наступает в 18.

Во многом это связано с хорошими условиями жизни, которые не торопят строить карьеру и обзаводиться семьей. У людей появляется возможность задержаться в детстве, подольше сохранить инфантильное беззаботное состояние.

Этого нельзя сказать о развивающихся странах. Например, в Индии, около 45% женщин выходят замуж до наступления совершеннолетия (18 лет), к моменту которого они уже обзаводятся детьми.

Кстати, семья тоже важный фактор в психологическом взрослении.

Проблемы и конфликты в семье, неполные семьи, как следствие, повышенное состояние стресса – все это ускоряет взросление и старение человека на фоне его сверстников.

Источник: russian7.ru

Источник: http://planet-today.ru/stati/interesno/item/8859-chto-nuzhno-znat-o-psihologicheskom-vozraste

О взрослении

Ребенок родился. И сразу, с первого его вздоха, первого его крика начинается процесс, в который он без его желания или нежелания включается – это взросление.

Результатом этого процесса при его нормальном течении является эволюционное становление ребенка взрослым человеком. Взрослым не по паспорту, а социально взрослым.

Если же этот процесс проходил в условиях, не способствующих взрослению, то результатом будет некое инфантильное создание взрослое по паспорту.

Давайте  попробуем разобраться, что же такое взросление как процесс, и человека с какими чертами характера и способностями мы считаем взрослым. (Процесс инфантилизации общества мы рассмотрим в отдельной статье.)

Для успешно и эффективного существования в социуме необходимо обладать некоторым набором черт характера и способностей, которые обладают социальной ценностью. И одной из проблем человечества является то, что эти черты, качества, способности в процессе физиологического взросления молодого человека могут у него никогда не появиться.

Что же это за такие важные черты характера и способности? Речь идет о самостоятельности, ответственности, активности, целеустремленности, способности к волевому поведению, способности к анализу своих поступков, умении выстраивать отношения с разными людьми, умении договариваться и искать компромиссы, руководить, а в нужной ситуации быстро перестраиваться и становиться исполнителем. Такие люди всегда были ценны во всех сферах трудовой деятельности, будь то промышленное производство, административная работа, предпринимательская деятельность и пр. Но не только. Представленность и развитость этих конструктов у конкретного человека дают основание характеризовать его личность как взрослую.

Еще одной ценностью, характеризующей психологически зрелого человека (взрослого) в отличие от незрелого является готовность к принятию роли мужа(жены), отца(матери).

Этот полоролевой конструкт не относится к трудовой деятельности, но, безусловно, также влияет на представление о человеке как других людей, так и его самого о себе именно как о взрослом.

Полнота раскрытия этих гендерных ролей в молодых людях напрямую зависит от сформированности у него способности принимать на себя ответственность как за свои поступки, так и за других людей.

Необходимость расстановки акцентов в воспитании  взрослого человека диктуется еще и тем, что в настоящее время продолжается  смещение верхней границы несовершеннолетия в сторону её увеличения.

Наиболее активный период формирования личности ребёнка, когда происходит его взросление – это период подросткового возраста. Изучению и описанию психологии подросткового возраста большое внимание уделяли Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Петровский, Л.И. Божович, Т.В.Драгунова, И.В. Дубровина, И.Ю. Кулагина, А.М. Прихожан, Л.Ф. Обухова и др.

В психологии понятие взросления пока однозначно не определено. Так Д.И. Фельдштейн характеризует взросление как двуединый процесс социализации и индивидуализации, который происходит в период детства. Н.Е.

Харламенкова определяет взросление как результат осознания того, что происходит в ходе развития в процессе онтогенеза человека. Д.Б. Эльконин, И.В. Дубровина, Т.В. Драгунова, И.Ю. Кулагина и др.

рассматривали взросление в контексте феномена обретения чувства взрослости подростками.

Учеными показано, что период подросткового возраста – это пора формирования моральных принципов, ценностей, навыков жизни в обществе, психологических механизмов защиты от негативных влияний социума, навыков коммуникации, это период формирования эмоционально-волевой сферы и т.д. Этот период быстротечен, наполнен событиями, и важно успеть за это время заложить   основы того, что мы называем взрослой личностью. Это нужно сделать именно в подростковом возрасте, а не позже. Позже будет намного труднее.

В разделах нашего сайта «Давайте знакомится» и «Стать человеком» мы уже говорили с Вами о том, что школа в силу своих весьма скромных возможностей обусловленных характером учебной деятельности и рядом условностей её существования в современном социуме педагогически не всесильна и не надо ждать от неё чудес.

Учебную деятельность нельзя наделять теми полномочиями, которые она в принципе не в состоянии выполнить. Нельзя ставить в прямую зависимость взрослое отношение к учебной деятельности и взрослое поведение в жизни. Это неравноположенные сферы.

Для развития взрослых черт, качеств, способностей необходимы средства, методы, формы педагогической работы, которые лежат вне поля учебной деятельности в школе и которые в условиях классной комнаты не работают.

Лишь единицы из школьных учителей могут реально влиять на развитие взрослых качеств своих учеников, и происходит это, как правило, за рамками школьного процесса обучения. Полнота этого влияния в первую очередь зависит от вида деятельности, среды, в которой протекает эта деятельность, личности педагога и того, как он эту деятельность выстраивает.

Читайте также:  Арифметика успешности - психология

Мы  остановились на четырёх конструктах взрослого поведения (см. раздел «Стать человеком»): самостоятельности, ответственности, способности к волевому поведению, способности к рефлексии.

Тех конструктов, на развитие которых можно влиять педагогическими средствами, воспитывать их в ребенке, и которые, по нашему мнению, являются базовыми, отличающими взрослого от невзрослого как в сфере трудовой деятельности, так и в сфере семейных отношений.

Однако остаётся открытым вопрос: почему, проживая подростковый возраст, современные будущие взрослые не получают опыта, который должен стать фундаментом их взрослости? Фактически их взрослость за порогом школы начинается с чистого листа, для кого-то чистым листом надолго и остаётся.

Дело в том, что подростками не принимаются ценности взрослого поведения, поскольку для самих подростков в этот период их жизни ценности взрослого поведения ценности не представляют.

Причину этому можно не искать, она лежит на поверхности и довольно проста: окружающий ребенка мир фактически исключает необходимость в предъявлении ребенком взрослого поведения (а порой весьма явно противодействует этому), а так как нет в этом необходимости, то и ценность взрослого поведения и смысл его предъявления пропадают. К чему прилагать какие-то усилия, проявляя самостоятельность, волю, анализировать свои поступки, если взрослыми, окружающими ребенка и на которых ребенок, осознавая того или не осознавая, ориентируется, это не ценится? Это имеет отношение как к внешкольным взрослым ближнего окружения – родителям, так и к школьным взрослым – учителям.

Получив в раннем детстве по рукам за попытки проявления самостоятельности, желание её проявлять в дальнейшем у ребенка постепенно пропадает, и среда, окружающая ребенка, не способствует её развитию.

В ситуации современного школьного и внешкольного образования всё, что происходит с детьми в подростковый период, существует в отрыве от того, что завтра наступит взрослая жизнь, в которой надо обладать набором характеристик взрослого человека.

Следует отметить, что механизмы взросления у мальчиков и девочек различны.

Для большинства девочек, как для будущих взрослых женщин, в какой-то мере срабатывает модель развития ответственности, самостоятельности, волевого поведения (в их женском варианте), рефлексивности именно через учебную деятельность, через женский вербальный характер этой деятельности и через агентов влияния школьных женщин-учителей. У большинства мальчиков черты взрослого мужского поведения в учебной деятельности и через агентов влияния женщин-учителей не формируются.

Полный текст статьи «Педагогический аспект проблемы взросления» смотри здесь.

Источник: http://xn--80aeibzdkmdwlb9d9c.xn--p1ai/?page_id=30

Как принять взросление?

Здравствуйте, Искатель!

Вы спрашиваете: есть ли возможность жить в обществе, при этом не наступая себе на горло? Да, есть. Еще в Древнем Китае несколько тысяч лет назад люди понимали, как можно гармонично жить в обществе. Они отобразили это понимание в древней китайской монете: круглой снаружи и квадратной внутри.

Чтобы быть счастливым и успешным, человек должен научиться быть «круглым» (гибким, уметь подстраиваться под ситуацию, найти общим язык с разными людьми) снаружи и «квадратным» внутри (никогда не изменять себя, своим ценностям, взглядам на жизнь, своему сердцу).

Не надо «наступать себе на горло» и «ставить запросы общества выше своих желаний» — надо научиться соединять свое видение мира, свои ценности и умение договариваться с людьми, уважение к ним. Это позиция взрослого человека.

Не надо «из кожи вон лезть, чтобы понравится работодателям», ответьте себе на вопрос: а Вам нужна работа? хотите ли Вы иметь деньги, чтобы обеспечивать себя всем необходимым (жильем, водой, светом, пищей), одеваться модно, иметь возможность выйти куда-нибудь с друзьями (в кино, в кафе, ресторан), хотите ли Вы путешествовать? Возможно, многое из этого Вам дают родители, но за материальную помощь придется платить психологической зависимостью от их мнения, их желаний. Хотите жить достойно и при этом быть свободной? Нужна Вам самой работа? Тогда Вы уже из кожи вон лезете не ради работодателя, а ради себя, это Ваше желание (и нет никакого противоречия между надо и хочу).

Следующий момент: необходимость «переступать через свой страх перед людьми и заводить связи». В чем заключается этот страх? Страх быть непринятой, непонятой, отвергнутой? Если это так, то открою Вам один секрет: другой человек также волнуется и боится быть непонятым, непринятым, как и Вы.

Чтобы перебороть свой страх переключите свое внимание с себя на другого, позаботьтесь о другом человеке, чтобы ему было комфортно и легко с Вами, проявите интерес к его жизни, сделайте комплимент.

Попробуйте один день (ради эксперимента) при общении думать не о себе и своих страхах, а о другом человеке, если эксперимент Вам не понравится, Вы всегда можете вернуться к обычному для Вас общению с людьми.

И, наконец, поговорим о «не могу смириться с обязанностями женщины». Обязанности женщины не в том, чтобы в 21 год выходить замуж и рожать детей.

Это нужно делать после того, как Вы разберетесь в себе, научитесь быть счастливой, поймете, что Вам для этого необходимо (какие грани имеет ваше счастье: входит ли туда творчество, общение с друзьями, путешествия, обучение языкам, музыке. танцам, забота о других, конфета с кофе на утро?). Научитесь радоваться себя и радоваться.

Только после этого можно выбирать партнера, достойного и соответствующего. И уже после этого думать о детях. Ради детей создавать семью (чтобы успеть родить до 25) — хороший способ загнать себя в ловушку. Вы правильно рассуждаете не готова — не делаю. Это как раз позиция взрослого человека.

Жить по чужому совету (даже если это совет мамы), если он Вам не подходит, — это жить не своей жизнью, а значит быть несчастной. По стандарту счастья не построишь: работа, замужество до 25, рождение детей, дом, друзья — где во всем этом Вы?

Обязанности женщины по природным закономерностям — нести в мир красоту и доброту.

Так ли эти обязанности ужасны? Научились ли Вы уже быть красивой, женственной (поверьте это заложено в каждой девушке)? Научились ли Вы доброте (заботе о других, помощи, вниманию, уважению)? Быть взрослым не значит перестать быть искренним и спонтанным, но значит научиться проявлять эту искренность в разной мерхе с разными людьми и в разных ситуациях.

Быть искренним с тем, кто достоин этой искренности. Так ли это плохо? Вы можете продолжать настаивать на том, что хочу быть искренней и спонтанной везде и со всеми: надоело работать, честно сказала — что мне скучно и я пойду домой; увидела проколы руководителя — искренне сообщила ему, что он дурак. Последствия не заставят себя долго ждать.

Искренней всегда нужно быть с самой собой: честно признавать свои ошибки, желания. В общении с людьми Ваша искренность не должна задевать другого человека.

Никто не может заставить Вас взрослеть. Можно увидеть и старушку лет под 70, которая продолжает вести себя, как молодая капризная девочка-подросток.

Понаблюдайте за такими бабушками: с яркой помадой на губах, кокетливо одетых в колготки в сеточку, поджимающих губки. Здесь разница между поведением и возрастом особенно значительна. Конечно, 21 — это не 70.

Но решайте сами, хотите ли Вы через 50 лет стать такой?

Автор ответа психолог: Кошелева Евгения Васильевна

Оцените ответ психолога:

Источник: https://psycabi.net/vopros-psikhologu/samopoznanie-smysl-zhizni-psikhologiya-uspekha/8793-kak-prinyat-vzroslenie

Раннее взросление или «как мне его спасти?»

(откуда появляются «спасатели»)

Почти ежедневно психологи сталкиваются с такими запросами клиентов, как «Что мне делать с мужем?«, «Что мне делать с другом?«, «Что мне делать с ребенком?» Вопрос ставится таким образом, как будто проблема у близкого человека и его надо спасти, переделать, изменить. Для чего? Как правило, естественно, из лучших побуждений: «Чтобы ОН был счастлив и я заодно с ним«. На самом деле: «Чтобы ОН дал МНЕ то, что мне необходимо«.
Да. Именно так, увы.

Где, в какой момент жизни появляется это желание «спасать» и «переделывать«?

Что объединяет все эти три случая? Если бы речь шла о взрослых людях и их отношениях, то мы бы сказали: «Отделяй свои проблемы от проблем других людей, пусть даже близких«.

Да, во взрослой жизни каждый несет ответственность за себя самостоятельно и волен делать со своей жизнью все, что хочет. А как быть, когда речь о детях? Распространяется ли это право на самоопределение на тех взрослых, кто отвечает не только за свою жизнь, но и за жизнь своих детей, т.е. на родителей?

Оскомину набила фраза «Счастливые дети могут быть только у счастливых родителей» — не поспоришь. В счастливых семьях дети имеют надежную опору, ощущение безопасности, поддержку — все, что необходимо для того, чтобы личность развивалась гармонично.

А откуда берутся счастливые родители? Счастливые родители — это те, кто находят способы решать свои проблемы, самостоятельно, с помощью других людей, с помощью специалистов, одним словом — взрослые люди, не по возрасту, по развитию — взрослые.

Что же происходит, когда родители не взрослые, когда они не справляются со своими проблемами? Здесь варианты: уходят во всевозможные зависимости, затяжные страдания и депрессии, нервные расстройства, выстраивают токсичные отношения и т.п.

В таких состояниях человек не может обеспечить безопасности, даже себе, куда уж тут отвечать за чью-то жизнь, когда сам нуждаешься в поддержке и опоре.

Выражаться это может по-разному — от жалоб, истерик, срывов на ребенке, пьянок и скандалов до полного игнорирования ребенка и его переживаний.

Что чувствует ребенок, которому ежедневно тем или иным способом демонстрируется отсутствие опоры и защиты? Мир маленького человека рушится и переворачивается с ног на голову — для того чтобы выжить он начинает «спасать» родителя, ибо подсознательно чувствует, что если родитель избавится от своих проблем, то сможет дать ему опору, без которой ребенку трудно выжить.

Вот здесь происходит смена ролей — поддержкой, опорой, залогом безопасности становится для таких родителей ребенок.

Именно за его счет, за счет его зависимости от родителей и существует такой взрослый, ведь ребенок — самый безопасный объект для любых действий — он не может противостоять взрослому, нет у него ни сил, ни прав, ни умения, а есть только вера в родительскую любовь и надежда на то, что проявления этой любви обязательно появятся, если спасти родителя от его проблем.

Чаще всего, «спасти» взрослого не удается, но продолжая спасательскую деятельность, взваливая на себя непосильную ношу, ребенок может не чувствовать своего эмоционального сиротства в полном объеме, (он в связке с родителем, он не один).

Так развивается «нарушение привязанности«, которое в будущем будет основой жизненного сценария человека, а именно — зависимых и созависимых отношений, избегающих, садомазохистских и прочих деструктивных схем в отношениях.

Прогноз, к сожалению, неутешительный — девочки-героини всех трех приведенных случаев, лет через 10 придут на прием с теми же запросами, но только касаться эти запросы будут уже не родителей, а тех, кем они будут пытаться их заменить, тех, от кого будут пытаться получить то, что так и не получили от родителей, (а соответственно не получили вообще), опору, безопасность, безусловную любовь. Они придут, чтобы «спасать» своих мужчин, мужей или, что еще хуже — своих детей, которых родят «для себя» отчаявшись найти родителя в мужчине.

Дорогие взрослые, пожалуйста, не забывайте, что вы — взрослые, когда рожаете детей! Помните, что ваша жизнь — это не только ваши проблемы, но и проблемы ваших детей.

Если вы не готовы отвечать за свою жизнь, не торопитесь с рождением детей! Жизнь ваших детей в ваших руках и именно вы несете ответственность за то, с каким багажом вы выпустите их в мир. Мне неудобно напоминать взрослым, что такое детское горе. Не разрушайте жизнь ваших детей и их психику.

Заботьтесь о себе и не перекладывайте на детские плечи свою ношу.

(Ваша А.Майская)

Похожее

Источник: https://psycholog.maiskaia.com/rannee-vzroslenie/

Ссылка на основную публикацию