Януш корчак — психология

10 принципов воспитания детей от Януша Корчака | МИКС Tengrinews.kz

Януш Корчак — выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель, который отказался спасти свою жизнь трижды

Выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель Януш Корчак поделился десятью принципами воспитания детей. Эти заповеди опубликовал портал Adme.ru.

Интересным и потрясающим фактом жизни Януша Корчака является то, что он трижды отказался спасти свою жизнь. В первый раз это произошло, когда Януш принял решение не эмигрировать из страны перед оккупацией Польши, чтобы не оставлять Дом сирот на произвол судьбы накануне страшных событий.

Во второй раз — когда отказался бежать из варшавского гетто.

А в третий — когда все обитатели Дома сирот уже поднялись в вагон поезда, отправлявшегося в лагерь, к Корчаку подошел офицер СС и спросил: «Это вы написали «Короля Матиуша»? Я читал эту книгу в детстве. Хорошая книга.

Вы можете быть свободны». «А дети?» — сросил Корчак. «Дети поедут. Но вы можете покинуть вагон», — ответили ему. «Ошибаетесь. Не могу. Не все люди — мерзавцы», — сказал Януш.

Никого из очевидцев этого разговора не осталось в живых. Как не осталось свидетелей и того, что Корчак по дороге в Треблинку рассказывал детям сказки, чтобы отвлечь их от тяжелых мыслей.

Но эти эпизоды настолько характерны для личности «старого доктора», настолько соответствуют стилю всей его педагогической и человеческой жизни, что не вызывает сомнений — это было именно так. Януш Корчак — педагог, который отказался покинуть своих детей на пороге газовой камеры.

Не покинул и погиб в немецком концентрационном лагере Треблинка вместе со своими воспитанниками — детьми из варшавского Дома сирот, хотя мог бы спастись.

10 принципов воспитания детей, рекомендованных Янушем Корчаком.

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.
  3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
  4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен — ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
  5. Не унижай!
  6. Не забывай, что самые важные встречи человека — его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
  7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.
  8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в ней творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
  9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
  10. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

Источник: http://mix.tn.kz/mixnews/10-printsipov-vospitaniya-detey-ot-yanusha-korchaka-254911/

ThePerson: Януш Корчак, биография, история жизни, творчество

Януш Корчак стал известным педагогом из-за пережитых неприятностей в детстве. Болезнь отца, безденежье, отсутствие доброты в гимназии — всё это способствовало тому, что он до конца своих дней помогал еврейским сиротам почувствовать себя нужными и любимыми.

Семья и детство

Януш Корчак — ненастоящее имя известного педагога. От рождения он назывался Хенриком Гольдшмидтом, вторым его именем было Эрш или Хэрш — в честь дедушки.

Несмотря на то, что родители будущего педагога были евреями, в их доме не слишком придерживались иудаистских обрядов.

В то время множество польских евреев были весьма ассимилированными, поэтому дома к нему обращались, используя польское имя Хенрик.

Его отец был адвокатом, автором различных монографий. Кроме него в семье также воспитывали младшую дочь Анну.

Поскольку в то время часть Польши была под Российской Империей, то первые свои знания Хенрик получал в российской гимназии, где ни на капельку не изменились армейские уставы былых времён. Жёсткая дисциплина, физические наказания за проступки, унижения, и, конечно же, издевательство над евреями, который не любили в царской России.

Но кроме всего этого там преподавали множество интересных для Хенрика предметов, например, языки. Французский, латынь, греческий и немецкий, хотя сами преподаватели общались с гимназистами исключительно на русском.

Когда Хенрику было одиннадцать, у его отца начались проблемы со здоровьем. Врачи обнаружили у него психические нарушения, и его пришлось определить в клинику для душевнобольных.

Поскольку содержать отца в хорошей больнице стоило больших денег, уже через несколько лет с деньгами начались серьёзные проблемы.

Чтобы хоть как-нибудь улучшить положение, Хенрик идёт на свою первую работу — репетитором. Ему тогда было 15 лет.

Образование и призвание

Как это часто случается, обстоятельства сами указали Хенрику на его будущую профессию. Болезнь отца и подработки учителем стали его призванием.

Поэтому двадцатилетним он подаёт документы на медицинский факультет университета Варшавы, мечтая помочь отцу вылечиться, но тот вскоре умирает в больнице.

Параллельно Хенрик слушает курс подпольного университета, где улучшает свои качества как педагог.

Уже с ранних лет Хенрик интересовался литературной деятельностью. А после смерти отца его переживания выплеснулись в пьесе о сумасшедшем, который уничтожает собственную семью. Эту работу он даже отправил на литературный конкурс. Но, скромный от природы Хенрик просто не мог подписать пьесу своим именем, так появляется псевдоним Януш Корчак.

В 1899 он даже был в Швейцарии, чтобы послушать лекции известного местного педагога Иоганна Песталоцци. Больше всего его уже тогда интересуют больницы и детские школы.

Начиная с 1903 и следующие восемь лет он работал в больнице для еврейских детей на Сенной, а летом подрабатывал воспитателем в детских лагерях. В те же годы он вступает в Общество помощи сиротам, организованное опять же евреями в Варшаве.

В конце весны 1905 года Гольдшмидт стал дипломированным врачом, после чего участвовал в Русско-японской войне, поехав на фронт как военный врач.

После возвращение Генрик решает завязать с медицинской практикой, и свою жизнь посвятить именно воспитанию детей. Несколько лет он накапливает знания в сфере педагогики, слушая лекции во Франции, Англии и Германии.

Результатом становится его «Дом сирот», который открыл двери в 1911 году. Сиротинец на улице Крахмальной в Варшаве стал местом для самых несчастных детей того времени — еврейских.

Гонимые в стране, в которой процветали антисемитские взгляды, брошенные собственными родителями, Гольдшмидт стал для них и отцом, и другом.

Мягкий, но весьма требовательный Хенрик не только находил общий язык с детьми улиц, но и с богатыми евреями Варшавы, ведь именно они давали деньги на содержание беспризорников.

Корчак и Украина

Во время Первой мировой Корчак-Гольдшмидт был на территории современной Украины. Как военный врач он помогал в госпитале поблизости Тернополя.

Там, на улицах города, он подобрал мальчика Штефана, мать которого умерла, а отца забрали в армию.

Ребёнок не умел ни читать, ни писать, а сердобольный Корчак забрал его к себе в казарму, где научил не только письменности, но и в азам ремесла — при госпитале была мастерская. Обо всём этом известно из записей в дневнике Корчака.

В Тернополе педагог заболел, и его отправили в Киев на лечение. Там же он продолжил свою работу в приютах для сирот, количество которых после войны резко увеличилось. В Киеве же Корчак и написал своё самое знаменитое творение — книгу «Как любить ребёнка».

Сиротская демократия Корчака

В 1918 Корчак вернулся в Варшаву и вновь принялся руководить своим сиротинцем. Кроме того он становится и радиоведущим — под именем Старый Доктор ведёт программу, где рассказывает молодым мамам об азах воспитания и ухода за детьми. Также начинает читать лекции в педагогических университетах, пишет статьи в журналы о педагогике.

Во время польско-советской войны опять помогает как военный врач, на этот раз в госпитале города Лодзь.

Кроме «Дома сирот» Корчак также 15 лет до 1936 помогал в организации «Нашего дома» — ещё одного сиротинца на окраине Варшавы.

С 1926 до 1932 был соредактором еженедельника Mały Przegląd, статьи для которого писали его воспитанники. Это было приложение к варшавской еврейской газете Nasz Przegląd.

Своих детей Корчак старался воспитывать как хороших евреев, читал им талмуды и учил основам справедливости. Так, в стенах «Дома сирот» была не только редакция газеты, но и свой суд и присяжные.

За каждую шалость виновник получал наказание. Суд присяжных рассматривал дело и выносил приговор. Если он был слишком строгим, то Корчак имел право голоса.

Но на самом деле его самого несколько раз «осудили», когда он ошибочно выругал невиновного воспитанника.

В сиротинце его называли либо Старым Доктором, либо Королём детей.

Варшавское гетто и Треблинка

О Корчаке часто отзывались, как о добром, но своенравном человеке:  он очень плохо переносил несправедливость. Когда Варшаву в 1939 оккупировали нацисты, он не повиновался приказу носить звезду Давида на рукаве. Корчак ощущал себя польским офицером, который не должен повиноваться приказам противника.

Через год сиротинец перевели в стены Варшавского гетто. А самого Корчака на месяц посадили в тюрьму — за неповиновение по поводу нарукавной повязки. Освободили его оттуда по просьбе местного провокатора и агента гестапо. Тот попросту хотел получить «своего» человека в стенах гетто, но Корчак не согласился.

Даже в гетто Корчак делал всё возможное, чтобы его воспитанники хорошо питались. Он постоянно связывался с юденратом и выбивал из них деньги на еду для детей.

Самое ужасное, что он тогда видел на улицах гетто — это мёртвые дети, которых даже некому было похоронить, поэтому своих он лелеял пуще прежнего.

В последние дни пребывания в гетто Корчак настолько погрузился в депрессию из-за происходящего, что предложил юденрату дать разрешение на эвтаназию для его сирот. По его мнению, это было намного гуманнее, чем оставить детей погибать от голода.

В августе 1942 Дом сирот решили депортировать из города. Друзья Корчака до последнего уговаривали его бежать, но он не согласился. Так великого педагога вместе с его воспитанниками отправили в концлагерь Треблинку.

6 августа Корчак и его сироты погибли там в газовой камере.

Интересные факты

  • Последние месяцы жизни Корчак описывал в дневнике, который потом замуровал в стенах дома варшавского гетто. Его случайно нашли через несколько лет после завершения войны. Записи дневника стали основой для сценария фильма Анджея Вайды «Корчак».
  • У педагога было своё отношение к смерти: своих воспитанников он с малых лет приучал к тому, что смерть — это обычное явление. Неудивительно, что его Король Матиуш (герой детской книги) также умирает.
  • Во время Второй мировой Корчак стал глубже интересоваться сионизмом, даже решил уехать в Израиль, но остался в Варшаве только ради своих детей.
  • Основы педагогики Василия Сухомлинского основаны на подходе Януша Корчака.
  • Поскольку могилы у педагога нет, то на еврейском кладбище Варшавы поставили кенотаф в память о нём и его воспитанниках, а в Треблинке — камень с его именем.
  • Несмотря на почти полное разрушение Варшавы во время Второй мировой, «Дом сирот» на Крахмальной выстоял. Он работает до сих пор.

Титулы и награды

  • 1972 — Премия мира немецких книготорговцев

Источник: http://ThePerson.pro/yanush-korchak/

10 заповедей Януша Корчака для родителей

Януш Корчак — выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель, который отказался спасти свою жизнь трижды.

В первый раз это произошло, когда Януш принял решение не эмигрировать в Палестину перед оккупацией Польши, чтобы не оставлять «Дом сирот» на произвол судьбы накануне страшных событий.

Во второй раз — когда отказался бежать из варшавского гетто.

А в третий — когда все обитатели «Дома сирот» уже поднялись в вагон поезда, отправлявшегося в лагерь, к Корчаку подошел офицер СС и спросил: — Это вы написали «Короля Матиуша»? Я читал эту книгу в детстве. Хорошая книга. Вы можете быть свободны. — А дети? — Дети поедут. Но вы можете покинуть вагон.

Читайте также:  Негативные манипуляции - психология

— Ошибаетесь. Не могу. Не все люди — мерзавцы.

Через несколько дней в концлагере Треблинка он вместе с детьми из «Дома сирот» вошел в газовую камеру. По дороге к смерти Корчак держал на руках двух самых маленьких деток и рассказывал сказку ничего не подозревающим малышам.

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.

  3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
  4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен — ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.

  5. Не унижай!
  6. Не забывай, что самые важные встречи человека — его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
  7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.

  8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
  9. Умей любить чужого ребенка.

    Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

  10. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

Источник: http://fit4brain.com/176

Януш Корчак: Принципы воспитания, которые нужно знать всем

Януш Корчак — выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель, а еще — человек с большим добрым сердцем, который посвятил всю свою жизнь воспитанию и любви детям. Собственно, он не только жил в окружении своих воспитанников, но и умер так… в годы Второй мировой войны.

В 1934 году Януш Корчак поехал в миссию в Палестину. Во время этой поездки, знаменитый педагог сделал наброски в блокноте, которые считаются основой воспитательного процесса и по сей день.

Пять заповедей воспитания детей:

  • Любить всех детей, а не только своего собственного.
  • Наблюдать за своим ребенком.
  • Не давить на ребенка.
  • Быть честным с собой, чтобы быть честным с ребенком.
  • Познать себя, чтобы не воспользоваться преимуществом над беззащитным ребенком.

В 1940 году Януш Корчак вместе с воспитанниками Дома сирот был перемещен в Варшавское гетто, где все силы отдавал заботе о детях, героически добывая для них пищу и медикаменты. Воспитанники Корчака изучали иврит и основы иудаизма.

За несколько недель до Песаха в 1942 году Корчак провел тайную церемонию на еврейском кладбище: держа Пятикнижие в руках, взял с детей клятву быть хорошими евреями и честными людьми.

А еще он отклонял все предложения неевреев-почитателей его таланта вывести его из гетто и спрятать на «арийской» стороне.

Когда в августе 1942 года пришел приказ о депортации Дома сирот, Корчак пошел вместе со своей помощницей и другом Стефанией Вильчинской , другими воспитателями (примерно 200 детей) на станцию, откуда их в товарных вагонах отправили в Треблинку.

Он отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и предпочел остаться с детьми, приняв с ними смерть в газовой камере. Очевидцы утверждают, что по дороге к смерти Корчак держал на руках двух самых маленьких деток и рассказывал им сказку. Малыши даже и не подозревали, что с ними сейчас произойдет.

10 принципов воспитания детей от Яноша Корчака, которые стоит знать каждому:

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя
  3. Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.
  4. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
  5. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен — ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
  6. Не унижай!
  7. Не забывай, что самые важные встречи человека — его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
  8. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.
  9. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
  10. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

Источник: http://womo.ua/yanush-korchak-printsipyi-vospitaniya-kotoryie-nuzhno-znat-vsem/

Януш Корчак: биография, педагогические идеи, литературное творчество :

Если об одном человеке можно прочитать, что он был врачом-педиатром, писателем, публицистом, общественным деятелем, ученым, дидактиком, воспитателем, борцом за права детей, и каждое из этих званий сопровождается положительными определениями, такими как пылкий, смелый, выдающийся или неутомимый, то становится понятно, что это была феноменально всесторонняя личность.

Речь идет о Хенрике Гольдшмите, который в 20 лет придумал себе псевдоним Януш Корчак. «Как любить ребенка» и «Правила жизни» являются наиболее известными из более чем 20 произведений теоретика и практика педагогики.

Он увлеченно следил за миром детей и стал пионером в области защиты их прав и воспитательной диагностики.

Наиболее известные книги для юных читателей, которые написал Януш Корчак, – «Король Матиуш Первый», «Правила жизни», «Кайтусь-чародей» и др.

После многолетней работы директором приюта в Варшаве он неоднократно отказывался от убежища и остался со своими воспитанниками, когда все они были отправлены в газовые камеры концлагеря в Треблинке.

Януш Корчак: биография раннего периода

Хенрик Гольдшмит родился 22.07.1878 или 1879 г. в Варшаве. Точная дата неизвестна. Отец Корчака Иосиф Гольдшмит, известный варшавский адвокат, не позаботился о быстром оформлении метрики сына и большого участия в семейной жизни тоже не принимал.

Его брак с Цецилей Гембицкой не был удачным. Высокие доходы и родственные связи позволяли родителям Корчака входить в число богатых и уважаемых еврейских семей Варшавы. Гольдшмиты могли себе позволить нанять кухарку и няню, которая и занималась детьми.

Сын рос в достатке.

Семилетний Хенрик не начинал с домашнего обучения, как это было принято в те времена. Он попал в частное подготовительное заведение, в котором царили железная дисциплина и розги. Это была школа Августина Шмурлы. В памяти Корчака она осталась символом страха и насилия, одиночества и беспомощности ученика перед господством учителя.

Позже он поступил в 8-летнюю Пражскую гимназию на улице Бруковой, в которой обучение происходило на русском языке. Хенрик не очень любил школу и учился посредственно. Но ему очень нравилась литература. Януш Корчак книги читал все свое свободное время. Об этом периоде своей жизни он позже писал в своем дневнике: «В 15 лет я начал безумно, бешено читать.

Мир исчез, существовала только книга…».

Взрослая жизнь

Из-за многолетней душевной болезни отца и его смерти в 1896 году семья Гольдшмитов столкнулась с финансовыми трудностями. Молодой Корчак взял на себя труд содержания матери и сестры.

Еще учась в мужской гимназии он подрабатывал репетиторством и написанием статей для газет. В 1896 году он дебютировал на страницах сатирического еженедельника.

Юмореску о воспитании детей под названием «Гордиев узел» автор подписал псевдонимом Хен. Произведение заинтересовало редакцию и читателей.

В 1898 году он сдал выпускные экзамены и начал учебу на медицинском факультете Императорского варшавского университета, преодолел ограничения, связанные с его еврейским и польским происхождением. Спустя годы Корчак объединил все эти национальные темы, сказав о себе, что он является «польским евреем, родившимся при российском разделе».

История псевдонима

В дальнейшем он совершенствовал свое литературное мастерство. В 1898 г. Хенрик принял участие в театральном конкурсе, объявленном Игнацием Падеревским на страницах журнала «Музыкальное, театральное и художественное эхо». Он послал два произведения, в том числе пьесу в 4 актах «Куда?».

В соответствии с правилами конкурса автор подписался как Янаш Корчак. Это литературное имя он позаимствовал из «Истории о Янаше Корчаке и прекрасной дочери меченосца» Крашевского. C 1900 г. публиковал в Wędrowiec цикл фельетонов под названием «Дети и воспитание», где начал использовать широко известный псевдоним «Януш Корчак».

Произведения свои в дальнейшем он подписывал только этим именем, и под ним вошел в историю.

Литературное творчество

В период обучения была написана книга «Дети улицы», первый роман Корчака, опубликованный в 1901 г. Тогда он работал в бесплатной библиотеке для детей. В 1900–1915 гг. он был активным членом Общества летних лагерей (позже участвовал в Обществе польской культуры, Варшавском гигиеническом обществе и др.).

На заключительном этапе получения медицинского образования в 1904 и 1907 гг. был воспитателем еврейских детей на базе отдыха «Михаловка». Это помогло в педагогической работе, которую в дальнейшем проводил Януш Корчак.

Книги Mośki, Joski, Srule (1910) и Józki, Jaśki i Franki (1911) написаны на основе полученного в летнем лагере опыта.

Со временем он писал для детей все больше и больше. После небольших произведений он перешел к более объемным. Наиболее популярные детские книги, которые написал Януш Корчак: «Король Матиуш Первый» (1923), «Кайтусь-чародей» (1935) и «Банкротство маленького Джека» (1924).

Работа врачом

В марте 1905 г. Хенрик Гольдшмит получил диплом медика и устроился в Варшаве в еврейскую детскую больницу имени Берсонов и Бауманов. В качестве т. н.

местного врача он обязан был круглосуточно ухаживать за больными и давать консультации в больничной амбулатории (без различия в вероисповедании), а также делал визиты к больным на дом.

С бедных пациентов Корчак плату не брал, а у богатых не стеснялся требовать высоких гонораров. Слава, приобретенная им благодаря роману «Дитя гостиной» (1906), сделала его известным и востребованным педиатром.

Януш Корчак, биография которого в 1905 и 1906 годах отмечена пребыванием на фронтах русско-японской войны, приобрел там опыт военного врача.

Зарубежные поездки

Для углубления медицинских знаний он уехал на год в Берлин (1907–1908) и на полгода в Париж (1910). Там он слушал лекции по педиатрии и педагогике. При случае осматривал больницы и учреждения, занимающиеся лечением и образованием детей. В 1910–1911 гг.

провел месяц в Лондоне, посещая деревенской школы и дома престарелых. Здесь он отказался от создания собственной семьи и решил бесповоротно посвятить себя исключительно работе с детьми.

Вместе с тем он считал, что семья является лучшим местом для воспитания ребенка.

Януш Корчак: биография педагога

В 1912 г. он навсегда расстался с работой в больнице, поселился на улице Крахмальной, 92 и занял пост директора вновь открытого «Дома сирот», опекаемого обществом «Помощь сиротам».

Там Корчак сотрудничал со Стефанией Вильчинской, помогавшей ему претворять в жизнь его педагогические концепции, и сама творчески участвовала в деятельности учреждения. «Дом сирот» стал для него местом повседневного углубленного наблюдения за психическим и физическим развитием воспитанников.

Там же родились передовые идеи Януша Корчака о детском самоуправлении, товарищеском суде, школьной газете и специальных дежурствах.

В 1914 г. он был призван в армию, сначала в качестве руководителя отделения полевого дивизионного госпиталя, а затем под Киевом работал педиатром в приюте для украинских сирот. В Киеве он встретил Марию (Марину) Фальскую, с которой позже сотрудничал.

Януш Корчак «Как любить ребенка» начал писать во время войны. Первая часть тетралогии под названием «Ребенок в семье» вышла в 1919 г. (полностью – в 1920 г.).

Книга официально стала педагогическим кредо, в котором Корчак провозгласил право детей на смерть, право на сегодняшний день и право быть самими собой. Борьбе за них автор посвятил свои дальнейшие жизненные и профессиональные планы.

Он стал защитником, адвокатом и представителем детей. Поддерживал их на разных уровнях: как врач, педагог, писатель и публицист.

Педагогические идеи

Корчак утверждал, что наиболее подходящим местом для воспитания ребенка является семья, а в случае ее отсутствия – общество сверстников. Он стремился к тому, чтобы дети стирали свои убеждения и формирующиеся представления в процессе социализации (по взаимному согласию) и готовились к взрослой жизни в условиях ни идилличных, ни близких к «тихому семейному уголку».

Корчак старался дать детям беззаботное, но не лишенное обязанностей детство. Воспринимал их всерьез и, несмотря на большую разницу в возрасте, проводил с ними открытые дискуссии.

Он был убежден, что ребенок должен самостоятельно понять и эмоционально пережить ситуацию, прочувствовать ее, сделать выводы и, возможно, отвечать за последствия и не допускать их, а не просто быть сухо проинформированным воспитателем.

Межвоенный период

В 1918 году по возвращении в Варшаву он снова устроился в «Дом сирот». С осени 1919 г. Корчак был близко связан с открывшемся тогда приютом «Наш дом», возглавляемым Фальской.

Гольдшмит регулярно бывал там в качестве врача и педагога, даже после переезда учреждения в Варшаву в 1928 г.

В «Доме сирот», а также в «Нашем доме» были реализованы три концепции Корчака: забота о детях, воспитание самостоятельности и права ребенка.

В 1926 г. он инициировал выпуск экспериментального детского и молодежного еженедельника «Малый обзор», как дополнение к журналу «Наш обзор».

Издание практически полностью выпускалось детьми и для детей и состояло из подлинных писем и материалов, присылаемых ими. Корчак был его редактором до 1930 г., позже он передал эту функцию Игорю Неверлему.

Последний номер журнала «Малый обзор» вышел 01.09.39, в день начала Второй мировой войны.

В 1932-м Корчак из приюта переехал жить к сестре. Также он работал в окружном суде судебным экспертом по делам детей и был референтом «Кассы помощи больным».

С конца 1934-го Корчак под именем Старый Доктор сотрудничал с Польским радио, читая детям оригинальные лекции. Передачи, пользовавшиеся популярностью среди слушателей, были сняты с эфира в марте 1936 г.

Он снова вернулся на Польское радио в марте 1938-го. Писатель Януш Корчак сотрудничал со многими изданиями (например, Robotnik, Opieka Społeczna, выходящими также на иврите и идише (в т. ч.

Olami, Hechaluc Hacair, Olami Hakatan, Dos Kind), в которых переводились его тексты.

Он дважды посетил Палестину (1934, 1936), где много путешествовал. Но педагогика Януша Корчака интересовала больше всего – он присматривался к ней в кибуцах и исследовал возможности развития еврейской жизни.

Оккупация

Вначале Второй мировой войны сотрудники «Дома сирот» дежурили днем и ночью, а вместе сними и Януш Корчак. Биография его этого периода исполнена каждодневного героизма. В сентябре Корчак в последний раз выступил на радио, призывая к сохранению спокойствия. С начала вторжения Германии он искал средства для своей организации.

Летом следующего года ему еще удалось уехать с детьми в летний лагерь Różyczki в Вавере. Осенью 1940-го приют как еврейское учреждение по приказу оккупационных властей был выселен в гетто в гимназию им. Марии и Иосифа Розлеров, а Корчак на некоторое время был арестован за отсутствие обязательной для евреев повязки со звездой Давида.

Осенью 41-го приют был переселен в здание Общества работников торговли. Януш Корчак все время боролся за финансирование содержания детей и, несмотря на безвыходное положение, старался, чтобы жизнь детей протекала в довоенном ритме. По мере возможности сохранялись прежние принципы функционирования и внутренние обычаи.

В начале 1942 г. Корчак официально принял на себя руководство находившимся в бедственном положении учреждением для детей-сирот «Главный дом прибежища», а с мая этого года начал писать «Дневник», в котором передал трагическую хронику гитлеровской оккупации.

Смерть в Треблинке

Корчак сознательно отказывался от предложения личного спасения: не принял предложения друзей покинуть гетто и спрятаться подполье, а в день депортации, утром 5 августа 1942 г., во время т. н. «великой акции» (основного этапа уничтожения населения варшавского гетто), он отказался оставить детей и сотрудников «Дома сирот».

Жизнь Януша Корчака прервалась 05-06.08.1942 в концлагере в Треблинке вместе со всеми воспитанниками, которых он сопровождал.

Наследие

После войны жизнь и труд Корчака не были забыты. Наоборот, его новаторские идеи, педагогические решения и визионерская концепция прав ребенка навсегда вошли в канон культуры Польши и всего мира.

Память о нем, его наработки и методы заботы о детях сегодня живы в многочисленных центрах науки, культуры и образования, ассоциациях и комитетах. ЮНЕСКО объявила 1978-й годом Януша Корчака. Так он вошел в число высочайших авторитетов мировой культуры.

Сейм Республики Польша провозгласил 2012-й годом этого выдающегося педагога и писателя.

Таким был Януш Корчак, врач, педиатр, одетый в зеленый халат, символ надежды.

Источник: https://www.syl.ru/article/311597/yanush-korchak-biografiya-pedagogicheskie-idei-literaturnoe-tvorchestvo

Януш Корчак

Счастье придет по следам грядущих поколений, 

которые научатся не забывать собственное детство.

Януш Корчак

Януш Корчак (настоящее имя Генрик Гольдшмит) родился в Варшаве в 1878 году в семье юриста. Мальчику было около двенадцати лет, когда заболел и умер его отец. Генрик продолжал учиться в гимназии, в это же время он работал гувернером в богатых домах.

Своё призвание Корчак видел в том, чтобы помогать людям. Поэтому он решил стать врачом.

Став студентом медицины, Корчак преподавал на курсах, работал в бесплатной читальне для бедных, учил в школе, помогал матери содержать семью после смерти отца.

Кроме того, Януш Корчак постоянно работает в детской клинике, где на протяжении семи лет лечит не только тела, но и души детей. Он делает всё, что может, чтобы защитить их от одиночества, отчаяния и боли.

В 1905 году он получает диплом врача и работает врачом в детской больнице.

Со временем доктор Гольдшмит все больше убеждался, что причиной детских страданий и даже детской заболеваемости является непонимание. Взрослые не понимают детей и не считаются с ними, причем в особенности это касается детей бедняков – часто лишены самого необходимого.

В 1907 году Корчак на год едет в Берлин, где проходит медицинское обучение за свой счет, а также проходит практику в детских клиниках, знакомится с воспитательными учреждениями.

В 1912 году Корчак оставляет профессию врача и становится директором «Дома сирот» для еврейских детей. С 1914 по 1918 год  педагог работает в полевом госпитале русской армии. Он участвовал в трех войнах и дослужился до звания полковника медицинской службы.

В этот период он написал свою знаменитую книгу «Как любить ребенка».

С 1919 по 1936   год Януш Корчак руководит детскими приютами,преподает, сотрудничает с журналами, работает редактором детской газеты, под псевдонимом «Старый Доктор» выступает с воспитательными беседами по радио. Весь материал Корчак документирует, он постоянно ведёт специальную записную книжку и дневник воспитателя.

В 29 лет педагог решает жить в одиночестве. «Сыном своим я выбрал идею служения ребенку…» – писал он много лет спустя.

С 30 лет Януш Корчак возвращается к профессии врача.Он становится известным специалистом и получает высокие гонорары от богатых пациентов. Но детей бедняков он лечит бесплатно.

Когда началась Вторая мировая война и была оккупирована Варшава, Корчак остался со своими воспитанниками, несмотря на угрозу преследования. В 1940 году его арестовали, несколько месяцев он просидел в тюрьме, откуда его выкупили его бывшие воспитанники.

Он возвращается в «Дом Сирот», который находился на территории Варшавского гетто. Положение детей там с каждым днем ухудшалось, но Корчак до самого конца стремился поддержать дух детей.

Множество людей пытались уговорить Корчака покинуть гетто, зная, что власти разрешили ему уходить и возвращаться, но Корчак отказался бросить детей и спасти свою жизнь.

5 августа 1942 года детей «Дома Сирот» отправили в концлагерь в Треблинку. Через несколько дней Януш Корчак вместе со своими детьми вошел в газовую камеру.
 

Янушу Корчаку удалось создать для тысяч детей такие условия жизни, воспитание и образование, на которые они не могли рассчитывать по праву своего рождения. Всё своё время Януш Корчак посвятил детям городских низов, которые жили в подвалах и бедных домах.

Корчак написал более 20 томов. Почти все эти книги – о детях. Он писал о физическом и психическом здоровье ребёнка, о его горестях и радостях, о том, что взрослые должны соблюдать его права и уважать его как личность.

1978 год – год столетия со дня рождения Генрика Гольдшмита – Организация Объединенных Наций объявила годом Януша Корчака.

Источник: http://vp-ch.ru/yanush-korchak

«Как любить ребенка» Януш Корчак

mvpphila Сен 26, 2017(Пока оценок нет)
Загрузка…

Название: Как любить ребенка Автор: Януш Корчак Год: 1920

Жанр: Воспитание детей, Детская психология, Зарубежная образовательная литература, Зарубежная прикладная и научно-популярная литература, Педагогика

Читать онлайн

Скачать книгу

Цитаты из книги

О книге «как любить ребенка» януш корчак

Любая женщина знает, насколько тяжело порой бывает с ребенком. И все вроде бы под контролем, и даришь любовь, ухаживаешь, а в итоге получаются конфликтные ситуации, и руки просто опускаются. К сожалению (или к счастью), сегодня дети не такие, какими они были раньше. Новое поколение быстрее схватывает информацию, быстрее учится, но и проблем при этом становится куда больше.

Чтобы не упустить момент во время воспитания ребенка, чтобы понять, что именно ему нужно, чтобы найти общий язык родителям и детям в целом, важно прочитать книгу Януша Корчака «Как любить ребенка».

В ней автор ответит на главный вопрос — как правильно любить ребенка? Любовь родителей к своему ребенку может быть настолько безграничной и всепоглощающей, что ее переизбыток приводит к весьма печальным последствиям.

Но и недостаток любви не приведет ни к чему хорошему.

Януш Корчак пытается донести до всех родителей одну простую истину: ребенок — это, в первую очередь, человек. Также он является личностью. Еще совсем недавно, примерно сто лет назад, психологи со всего мира рассуждало о том, что ребенок — это пустой сосуд, который полностью зависит от взрослых.

Его должны выучить, научить общаться, жить в обществе, донести до него определенные знания, умения и навыки. И только после всего этого он может считаться личностью. По сути, ребенок — это бесправное существо, которое должно до определенного возраста подчиняться взрослым.

С одной стороны, так оно и есть, но с другой — каждый ребенок индивидуален, у него есть чувства, эмоции. Он уже родился личностью, не такой, как все остальные.

Родители допускают ошибки при воспитании детей. Этого не избежать, никто не может знать всего. Но при этом есть серьезные ошибки, которые ломают психику детей, делая их закомплексованными, неуверенными в себе и в своих силах.

Януш Корчак в книге «Как любить ребенка» также поднимает тему физического наказания. С ребенком можно договориться. Более того, с ним нужно договариваться, обсуждать серьезные темы.

Тогда он будет расти и рассуждать о том, поступает ли он правильно или делает что-то не так.

В книге «Как любить ребенка» говорится о том, что ребенок должен слушаться родителей, но при этом он должен иметь достаточно свободы, чтобы самостоятельно развиваться, изучать мир, делать свои ошибки, узнавать что-то новое.

Ребенок не должен чувствовать себя рабом, подчиняющимся только воле старших. Он должен быть самодостаточным человеком, способным решать свои (пусть мелкие и детские) проблемы самостоятельно, делать выбор, разбираться в ситуациях.

Книга Януша Корчака ломает все ранее принятые правила по воспитанию детей. Когда вы прочитаете эту книгу, вы поймете, что дети — это те же взрослые. Если вы не хотите, чтобы ребенок имел комплексы, хотите, чтобы он достиг в своей жизни больших высот, вы должны правильно подойти к его воспитанию.

К сожалению, наши родители жили в другом времени и это порой сказывается на нас самих, но мир меняется, и дальше будет уже совсем не то что есть даже сейчас. Следовательно, дети тоже другие и воспитывать их нужно по-другому.

В этом вам поможет книга «Как любить ребенка», которая помогает в сложные моменты и раскрывает перед родителями и детьми новые горизонты и возможности.

На нашем сайте о книгах lifeinbooks.net вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Как любить ребенка» Януш Корчак в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения.

Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов.

Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Цитаты из книги «Как любить ребенка» Януш Корчак

Скачать бесплатно книгу «Как любить ребенка» Януш Корчак

(Фрагмент)

В формате fb2 : Скачать
В формате rtf : Скачать
В формате epub : Скачать
В формате txt: Скачать

Рекомендуем к прочтению:

Источник: http://LifeInBooks.net/chto-pochitat/kak-lyubit-rebenka-yanush-korchak/

Корчак Януш

Скляренко В. М., Иовлева Т. В., Ильченко А. П., Рудычева И. А., 100 знаменитых евреев,  Харьков, «Фолио», 2006 г., с. 222-223.

В 1940 году Януш Корчак вместе с 200 воспитанниками «Дома сирот» был перемещён в Варшавское гетто. От разных людей он получил предложения покинуть воспитанников и спастись самому, но на все предложения педагог ответил отказом.

«… писатель продолжал ежедневно отправляться в рейд по гетто, всеми правдами и неправдами стараясь раздобыть хоть немного пищи для своих подопечных. А по ночам приводил в порядок тридцатилетние наблюдения за детьми и писал дневник. Эти бумаги, вмурованные в стену на чердаке Дома сирот, нашли только в 1957 году.

Последняя страница датирована 3 августа — за два дня до того как Корчак повёл своих детей к поезду в Треблинку… Странно, но в последних своих записях автор дневника пытался найти человеческое даже в эсэсовцах.
Старый Доктор прекрасно знал, что его ждёт.

Всю свою жизнь он готовил детей к дальнейшей жизни, а весной и летом 1942 года столкнулся со страшной задачей: как подготовить ребятишек к смерти… И решение было найдено. В июле директор Дома сирот со своими воспитанниками занялись театром и поставили пьесу, написанную великим индийским мыслителем Рабиндранатом Тагором.

В ней всё было двусмысленно и говорило о буддистских представлениях о непрерывности жизни, о сансаре — колесе превращений. Репетируя, а затем показывая премьеру немногим зрителям, Корчак пытался внушить ребятам: смерти не существует, их ожидает только переход в иную жизнь. 5 августа 1942 года весь Дом сирот вместе с воспитателями выстроили на улице.

Удивительный директор и его питомцы отправились в свой последний путь. Возглавлял колонну, над которой развевалось зелёное знамя Матиугца, сам Корчак. За руки он вёл двоих детей. Впервые евреи гетто шли на смерть с честью… Двести ребят не плакали, никто не пытался убежать, спрятаться.

Они лишь старались быть поближе к своему учителю — единственному родному для них человеку. В Варшаве колонны направились на пункт перегрузки — привокзальную площадь. Люди, видевшие детей, плакали. А сами ребята сохраняли завидное спокойствие. Ещё ни разу до этого смертников не приводили сюда строем, со знаменем, с руководителем во главе.

Увиденное взбесило коменданта пункта. Но, узнав, что с детьми пришёл Корчак, офицер задумался. Когда ребятишек уже погрузили в вагоны, немец спросил у директора, не он ли написал «Банкротство маленького Джека». Писатель подтвердил своё авторство и поинтересовался, какое это имеет отношение к отправке эшелона.

Комендант сказал, что читал эту книгу в детстве и… предложил Старому Доктору остаться. Тот спросил, могут ли освободить детей; узнав, что его воспитанникам никто помочь не сможет, писатель сказал: «Дети — это главное!» — и захлопнул за собой дверь изнутри.

Корчаку удалось спасти только одного мальчугана: он поднял ребенка на руки, и тот смог выбраться через крошечное окошко товарного вагона. Но от судьбы не уйдёшь: малыш, добравшийся до Варшавы, вскоре всё же погиб. Чуда не произошло.

Однако удивительный Доктор сделал то, что было в его силах, — не оставил, ребят перед лицом смерти так же, как не оставлял их перед лицом жизни… Могилы писателя, понятно, не сохранилось: 6 августа 1942 года (предположительно, поскольку документальных подтверждений не осталось) его вместе с детьми и сотрудниками Дома сирот отправили в газовую камеру, а затем сожгли, как мусор. И лишь детские рисунки на стене одного из бараков лагеря смерти в Треблинке стали немыми свидетелями разыгравшейся трагедии…

«Я никому не желаю зла. Не умею. Не знаю, как это делается…» — писал в своём дневнике Януш Корчак. Он никогда не обманывал своих подопечных.

Почему же дети вели себя столь спокойно, с достоинством при отправке? Отступился ли в конце жизни Старый Доктор от своих принципов? Может, он выдумал для детей историю о поездке в сельскую местность? Вряд ли! Врать писатель действительно не умел, да и ребята сразу же почувствовали бы фальшь…

Скорее всего, директор поддержал ребят не словами, а собственной уверенностью и спокойствием. Как бы то ни было, последний урок на немыслимую для учителя тему «Что такое смерть и как умирать достойно» Старый Доктор провел блестяще…»

Скляренко В. М., Иовлева Т. В., Ильченко А. П., Рудычева И. А., 100 знаменитых евреев,  Харьков, «Фолио», 2006 г., с. 224-225.

  • Провокация скандала по Ю.П.Любимову«Василий Аксёнов как-то сказал, что Юрий Петрович перед каждым выпуском спектакля провоцировал скандалы. Так было в Москве, так было и в Вашингтоне, когда в 1989 году, перед премьерой «Преступления и наказания», был пущен сенсационный слух, что Любимов возвращается в Москву, что ему вернут гражданство и руководство театром. Скандал как форма борьбы с компромиссом и приспособлением ко лжи — существенная сторона его художественной личности — на Западе эффекта не произвёл. Слухи подтвердились, горб…

Викентьев И.Л.

Youtube

Источник: http://vikent.ru/author/2288/

Корчак Януш

Корчак (Korczak) Януш (настоящие имя и фамилия Генрик Гольдшмидт) родился 22 июля 1878, Варшава, польский писатель, педагог, врач.

Школьные годы прошли в Варшаве, в русской гимназии. Там царила жёсткая дисциплина, поход в театр или поездка домой в каникулы возможны были только после письменного разрешения дирекции. Уроки велись по-русски. Уже в первом классе (детям 10—11 лет) преподавалась латынь, во втором — французский и немецкий, в третьем — греческий.

После смерти отца семья оказалась в тяжёлом материальном положении. С пятого класса (15—16 лет) Генрик подрабатывает репетиторством.

В 1898 года он поступает на медицинский факультет Варшавского университета. Летом 1899 года он ездил в Швейцарию, чтобы поближе познакомиться с педагогической деятельностью Песталоцци. В поездке Корчак особенно интересуется школами и детскими больницами. В 1903 году он получает диплом врача.

Работая врачом в детской больнице им. Берсонов и Бауманов на ул. Слиской 51/Сенной 60, Корчак получает жильё на территории больницы и жалование 200 р. в год. В 1907 году на год едет в Берлин, где за свои деньги слушает лекции и проходит практику в детских клиниках, знакомится с различными воспитательными учреждениями.

В 1912 году Корчак оставляет профессию врача, чтобы стать директором «Дома сирот» для еврейских детей в доме 92 на улице Крохмальной (во время войны он был переведён в гетто на ул. Хлодну 33, а позже на ул. Сенная 16/Слиска 9). В 1919—1936 он также руководит «Нашим Домом» (на Белянах) — детским домом для польских детей, — где применяет новаторские педагогические методики.

С 1914 года Корчак работает четыре года в полевом госпитале русской армии, там же пишет книгу «Как любить ребенка».

Корчак возвращается в Варшаву в 1918 году, где руководит детскими приютами, преподает, сотрудничает с журналами, работает редактором детской газеты, под псевдонимом «Старый Доктор» выступает с воспитательными беседами по радио.

Во время войны продолжал работу в «Доме сирот». Был арестован, несколько месяцев провёл в тюрьме. Освобождён по ходатайству провокатора А. Ганцвайха, который таким образом хотел заработать авторитет среди евреев. В 1940 году вместе с воспитанниками детского дома был перемещён в варшавское гетто.

Отказавшись от предложения о личном помиловании, был казнён в 1942 году вместе с детьми и несколькими воспитателями в газовых камерах концлагеря Треблинка.

Печататься начал в 1898. Повести «Дети улицы» (1901), «Моськи, Иоськи и Срули» (1910), «Король Матиуш I» (1923), пьеса «Сенат безумцев» (1931), беседы, статьи 1900—39, дневник 1942 и др.

Произведения Корчак вводят читателя в мир детской психологии, содержат точные наблюдения из жизни буржуазной Польши, пропагандируют богатый опыт врача и педагога. Главные принципы воспитательной системы Корчака изложены в его книге «Как любить детей» (1914); 2-я часть книги — «Интернат» — издана в СССР в 1922 с предисловием Н. К. Крупской.

Педагогическая деятельность Корчака основана на формировании в детском коллективе и у отдельных воспитанников навыков самопознания, самоконтроля, самоуправления. В годы оккупации Польши фашисткой Германией К. героически боролся за жизнь детей в варшавском гетто; погиб в газовых камерах Треблинки вместе с 200 своими воспитанниками.

Произведения можно отнести к таким жанрам:

Поделитесь своими впечатлениями с нашими читателями

Источник: http://velib.com/biography/korchak_janush/

Корчак Януш | Мир Психологии

КОРЧАК ЯНУШ

Корчак Януш (Janusz Korczak псевдоним Генрика Гольдшмидта, 1878-1942, Треблинка) — гуманист, врач-педиатр, педагог, писатель.

Работал врачом в детской больнице, воспитателем в летнем лагере для детей, одновременно директором, врачом и главным воспитателем сиротского приюта в Варшаве, преподавал в различных высших учебных заведениях, редактировал детскую газету и т.д.

Гуманистическая педагогика Януш Корчак оформлена в целом ряде трудов, жанр которых можно определить как «научно-популярный художественно-публицистический». Сквозь описание конкретных детей, забавных и печальных случаев, размышления, афоризмы проступает стройная педагогическая система, главными принципами которой являются идеи защиты ребенка, любви и уважения к нему.

Принципиально важная работа «Право ребенка на уважение» (1929) (логически продолжающая написанную на фронте Первой мировой войны книгу «Как любить детей») представляет кредо и педагогическую программу К. По существу, эта брошюра — первая декларация прав ребенка, принятая пока еще не межд. сообществом, а лишь одним человеком.

В ней представлена принципиально новая концепция детства, рассматриваемого не как «подготовка к жизни, а как сама жизнь».

Тезисы о самоценности детства и полноценности детской личности дополнялись идеей равноценности, равнозначимости ребенка и взрослого и закономерно завершались признанием прав ребенка на уважение к его индивидуальности — «Уважайте труд познания!». Целью воспитания К. считал свободное и гармоничное развитие каждого ребенка; она м. б.

достигнута в обстановке ненасилия, удовлетворения его интересов и потребностей, в т.ч. в самопознании, самоконтроле, самосовершенствовании. Эти идеи с успехом и творчески применялись в жизни корчаковского «Дома сирот».

Особого упоминания заслуживает книга «Когда я снова стану маленьким», которую ошибочно можно принять за психологическую фантастику.

На самом деле психологическая достоверность этой книги позволяет проникнуть в миры переживаний ребенка и взрослого, ощутив их несхожие реальности. Опыт работы с детьми зафиксирован в ряде книг («Лето в Михалувке», «Юзьки, Яськи и Франки» и др.). Перу К.

принадлежат и сказки («Король Матиуш Первый» и др.), одинаково любимые детьми и взрослыми и одинаково полезные для всех. (И.А. Мещерякова)

Литература

  • Весенняя песня; Невеста; Без доказательств; Воспитание; Я разорен; Долой опрятность; Оценщик; Зачем?: [Рассказы]. — СПб.: Изд. М. Г. Корнфельд, 1911. — 64 с. — (Дешевая юморист. б-ка «Сатирикон»; Вып.17.)
  • Мошки, Иоськи и Срули / Пер. с пол. Е. Шведера. — Петроград: Изд. М.И. Семенова, 1915. — 95 с.
  • Рыцари чести: (Слава): Повесть / Пер. с пол. М. Щавинской. — М.: Типо-литогр. Товарищества И.Н. Кушнарев и К°, 1918. — 37 с.
  • Как любить детей: (Интернат). / Пер. с пол. Л. Кон; предисл. Н.К. Крупской. — М.: Госиздат, 1922. — VI, 116 с.
  • Приключение Короля Матюша: Повесть / Пер. с пол. Ю.Н. Райтлер; рис. Б.В. Покровского. — Ленинград: Сектор «Юный Пролетарий» Рабочего Изд-ва «Прибой», 1924. — 250 с.
  • Джек-кооператор. Пер. с польск. и обработала Райтлер Юдифь Наумовна. — М., 1929.
  • Издано в Польше: Король Матиуш Первый. Перевод М. Павловой. Варшава: Полония. 1958. — 241с.: ил.
  • Когда я снова стану маленьким: Повести / [Пер. с пол. К. Сенкевич; Предисл. В. Смирновой; Рис. Д. Штеренберга]. – М.: Детгиз, 1961. — 254 с.: ил.
  • Избранные педагогические произведения / Пер. с пол. К.Э. Сенкевич; Сост. и авт. примеч. Е.С. Рубенчик; Под. ред. и с предисл. М.Ф. Шабаевой; [Послесл. И.Неверли]. — М.: Просвещение, 1966. — 470 с.
  • Король Матиуш Первый; Король Матиуш на необитаемом острове: [Повести-сказки] / Сокр. пер. с пол. Н. Подольской; Послесл. В. Смирновой; Ил. Е. Сроковского. — М.: Дет. лит, 1972. — 416 с.: ил.

Источник: http://www.persev.ru/korchak-yanush

Ссылка на основную публикацию