Четыре стихии — психология

Четыре стихии — миф, который нельзя развенчать

История идеи Автор: Павел Войтовский  |  11 мая 2017, 10:35

Огонь, вода, земля и воздух — вот и вся таблица Менделеева, которая была у западной цивилизации на протяжении почти двух тысячелетий. Казалось бы, с приходом научной революции это древнее представление следовало отбросить.

Но четыре стихии отказываются сходить со сцены даже сегодня. Павел Войтовский рассказывает, как первоэлементы древних греков дали начало идее четырех темпераментов и большому количеству современных психологических теорий.

В конце поста узнаете, можно ли совместить стихии с четырьмя временами года.

Четыре элемента

На картине «Увенчание терновым венцом» Иероним Босх изобразил Иисуса Христа в окружении четырех фигур.

Искусствовед Джастин Льюис-Энтони в своей книге «Круги терний» утверждает, что герои полотна символизируют четыре первоэлемента и четыре темперамента древних греков.

Начиная с человека в зеленом тюрбане в левом верхнем углу и двигаясь по часовой стрелке — огонь и холерик, воздух и сангвиник, земля и меланхолик, вода и флегматик. Как связаны стихии и типы темпераментов? И можно ли увидеть здесь цикл человеческой жизни?

Впервые понятие о четырех стихиях в развернутом виде встречается у Платона, но корни можно проследить в Египте и Вавилонии. Считалось, что воздух влажный и горячий, огонь сухой и горячий, земля сухая и холодная, а вода влажная и холодная. Платон сопоставляет стихиям правильные многогранники (Платоновы тела).

Аристотель добавляет в картину пятую сущность, квинтэссенцию: эфир. Ему в соответствие ставится додекаэдр с 12 гранями, что, по-видимому, связано с Зодиаком. Как мы помним, у Люка Бессона «пятым элементом» была любовь таксиста к Милле Йовович.

Четыре элемента древних греков стали излюбленным мнемоническим приемом и лекалом для построения мистических систем. Даже сегодня в любом произведении популярной культуры, где встречаются четыре чего-нибудь (героя, расы, вида магии), велик шанс, что им соответствуют воздух, огонь, земля и вода.

Например, каждому из четырех факультетов Хогвартса в «Гарри Поттере» соответствует своя стихия (Рэйвенкло — воздух, Гриффиндор — огонь, Хаффлпафф — земля, Слизерин — вода).

Также в картину вписывается «Фантастическая четверка» из марвеловских комиксов, четыре народа в мультсериале «Аватар» и системы магии во многих компьютерных играх.

Четыре темперамента

Если стихии кажутся более-менее равноправными, то с темпераментами возникает вопрос: почему есть один хороший склад характера (сангвиник) и три разной степени ущербных?

Парадокс объясняется тем, что изначально у древних греков все четыре темперамента были болезнями. Согласно теории Гиппократа, в теле человека есть четыре «гумора», или жизненных сока. Их баланс определяет характер.

Избыток крови делает человека сангвиником, желчи — холериком, черной желчи — меланхоликом, лимфы — флегматиком. Считалось, что каждая жидкость производится в своем органе и каждой можно поставить в соответствие такие качества как сухость/влажность и холод/теплота.

В итоге получается довольно странная таблица:

В этой картинке много абсурда. Во времена Гиппократа не знали про лимфоузлы и считали, что мозг может производить лимфу. Даже кровообращение до открытий Уильяма Гарвея в 17-м веке было загадкой. Хотя учения Гиппократа содержали для своего времени много передовых идей, сегодня кажется, что это набор странных неудачных догадок.

Однако древняя идея отказалась уходить на покой. В двадцатом веке ученые и психологи дали четырем темпераментам новую жизнь.

Типологии личности в XX веке

Физиолог Иван Павлов обнаружил, что идеи Гиппократа и Галена можно переформулировать в терминах высшей нервной деятельности.

Ее главные компоненты, по Павлову, — это сила, уравновешенность и подвижность.

В разных сочетаниях они дают четыре варианта: сангвинический темперамент ученый называет «живым», флегматический — «спокойным», холерический — «безудержным», меланхолический — «слабым».

Развивая идеи Карла Густава Юнга об экстравертах и интровертах, психолог Ганс Айзенк нанес четыре темперамента на координатную плоскость с двумя осями. По одной из осей отмеряется уровень экстраверсии (грубо говоря, открытости психики), по другой — невротизма (стабильности психики).

Было создано множество подобных «четверичных» моделей. Свои версии предлагали Эрих Фромм, Альфред Адлер, психиатр Карл Леонгард и многие другие.

Одной из самых известных послевоенных систем стала типология Майерс-Бриггс, дающая определения для 16 типов личности.

Столько же предлагает печально известная соционика, чей научный статус остается под большим вопросом.

В английской Википедии есть огромная таблица, где собрано около 20 разнообразных двухфакторных моделей личности, вырастающих из теории Гиппократа. Вот лишь небольшой срез самых простых для понимания моделей:

Снова космические циклы

Вернемся к картине Босха. В упомянутой книге Джастин Льюис-Энтони предполагает, что символизм полотна идет дальше четырех стихий и четырех темпераментов. В фигурах также можно увидеть годовой и жизненный циклы.

В своих построениях Льюис-Энтони опирается на средневековые трактаты, например, на Исидора Севильского, который в конце XV века представил такую схему (латинская и английская версии):

Надпись в центре («мир, год, человек») увязывает воедино три цикла разной величины. При этом год идет против часовой стрелки, начинаясь внизу, — так же, как я обсуждал в предыдущем посте серии. Дополним схему и получим следующую картинку:

Вряд ли стоит пытаться извлечь глубокий смысл из этих аналогий. Весна — это настолько же воздух, насколько и земля, из которой пробиваются ростки. Ночь и вода не слишком клеятся друг с другом. Не все в «зрелости» предаются меланхолии, и так далее.

И все-таки, впервые наткнувшись на эту идею, я был поражен количеством попаданий. Мы действительно живем в нескольких вложенных друг в друга циклах. Жизнь повторяет год, год повторяет день, и все вместе синхронизировано со вселенскими циклами, символически отраженными в круговороте четырех стихий.

Ход колеса против часовой стрелки, конечно, остается полностью гипотетическим. Если я так вижу, это не значит, что остальные должны видеть так же. Главное здесь в другом: каким образом древняя идея — четыре первоэлемента — позволяет упорядочить большой массив данных и создать «грибницу» для метафор.

В следующем посте я расскажу, как нанести на «Пятое колесо» зеленый, желтый, красный и синий цвета. Также мы поговорим о замечательной теории Марка Чангизи о том, что цветовое зрение у человека развилось с целью наблюдения за оттенками кожи.

«Пятое колесо» — сериал Павла Войтовского о связи четырех стихий с самыми разными областями знания и жизни. В каждом посте предлагается картина, объединяющая те или иные циклы: космические, исторические, природные, жизненные, цветовые.

Эпизод 1: Почему год идет против часовой стрелки

  Поделиться   Поделиться

Источник: https://futurist.ru/articles/947-chetire-stihii-mif-kotoriy-nelyzya-razvenchaty

Четыре характера человека по стихиям

Принадлежность к определенной стихии — одна из наиболее важных характеристик человека. В каждом человеке незримо присутствуют все четыре известные стихии: ОГОНЬ, ЗЕМЛЯ, ВОЗДУХ и ВОДА. Но одна из этих стихий всегда является преобладающей. Именно она создает внешний облик, определяет характер, формирует темперамент и влияет на его умственные способности.

Не зная даты рождения человека, трудно определить, к какому знаку Зодиака он относится. Но его принадлежность к определенной стихии легко распознать. Польза от этого очевидная: деловые партнеры, друзья и подруги будут перед вами как на ладони. Стихия дает возможность описать многие вещи очень точно. А предупрежден — значит, вооружен.

Мы начинаем скрупулезное изучение стихий.

Тригон — это гармония от природы, подарок судьбы. Тригон – три. В каждой стихии три знака зодиака.

Тригоны стихий

На зодиакальном круге последовательно чередуются полярности: Овен — мужской знак, Телец — женский, Близнецы — мужской, Рак — женский и т. д. К мужским знакам относятся тригоны Огня и Воздуха, к женским — тригоны Воды и Земли. Так стихии распадаются на две полярные группы — на мужские и женские знаки, по шесть знаков зодиака в каждой.

Мужские знаки обладают большим динамизмом, подвижностью, менее восприимчивы к внешним воздействиям и склонны сами активно влиять на окружающий мир. Их цели и задачи лежат в мире социальных, объективных отношений.

Им присуща способность быстрее реагировать на изменение внешней обстановки и отвечать на него действием, а во взаимодействии с другими знаками задавать общий тон и направление.

Женские знаки более устойчивы, постоянны, медленнее изменяют свои установки и привычные формы поведения. При этом они обладают большей выносливостью, и внутренней прочностью. Во взаимодействии лучше слышат партнера, тоньше реагируют на его состояние и в противоположность мужским знакам более значим для них собственный внутренний мир.

Их ценности сильнее связаны с семьей, домом, сферой субъективных человеческих отношений.

Такое сочетание высокой восприимчивости и внутренней устойчивости кажется парадоксальным, но именно внутренняя прочность и большой запас жизненной энергии позволяют женским знакам более тонко реагировать на внутренний мир других людей, не теряя при этом своего. Внутренние перемены для них не разрушительны.

В социальных же отношениях они больше стремятся к надежным прочным формам, поскольку здесь чувствуют себя менее уверенно, чем мужские знаки, и недостаток собственной устойчивости стремятся компенсировать прочностью внешних форм.

Принцип дополнительности, или полярности, проявляется в том, что истинная сила всегда сочетается с мягкостью и открытостью. Жесткость, закрытость, замкнутость, скрытность и агрессивность — признаки слабости. В этой связи полезно вспомнить выражение этого принципа в философии даосизма: «Сильное и жесткое погибает, мягкое и слабое живет». А теперь перейдем к характеристикам стихий.

Стихия огня

По представлениям древних астрологов и философов, стихия огня — мировой источник активности и движения, пассивный, неподвижный материальный мир пробуждается к жизни действием небесного огня — первичным деятельным началом мироздания.

Проявляющийся в мире в виде тепла и света Первичный Огонь отдавал свой импульс другим стихиям, побуждая их проявить скрытые возможности.

В круге зодиака тригон огня представлен знаками Овна (с 21 марта по 20 апреля), Льва (с 23 июля по 23 августа) и Стрельца (с 23 ноября по 21 декабря).

В психотипах, соответствующих огненным знакам, выделяется в первую очередь активность, самостоятельность, стремление быть независимым и реализовать свою творческую энергию в какой-либо деятельности.

Важно, чтобы это было собственное дело, а не так, чтобы кто-то постоянно стоял за спиной и давал указания: пусть даже небольшой участок работы, но самостоятельный. Чувство ответственности за дело характеризует психотипы огненных знаков. Это придает им силы в работе.

Они не очень любят учиться у других (задевает их самолюбие) и поэтому стараются во всем разобраться самостоятельно, предпочитая не обращаться с просьбами. Деятельность их целенаправленна, но зачастую не хватает терпения: встречая серьезные препятствия, они стремятся преодолеть их одним решительным усилием.

Если это не получается, наступает спад, и тогда они меняют направление деятельности, хотя, отдохнув, могут снова вернуться к прежней работе. Стихия огня придает им скорее спринтерские, чем стайерские качества. Они плохо рассчитывают свои силы на длинной дистанции, выкладываясь в самом начале.

Им трудно помнить о двух делах одновременно: увлекшись чем-то одним, забывают обо всем остальном, и во всех жизненных ситуациях проявляется эта цельность стихии огня — не любят раздваиваться. В отношениях с другими людьми стараются не занимать зависимого положения, но предпочитают сами нести ответственность за других.

Стихия воздуха

Легкая, подвижная, заполняющая все свободное пространство стихия воздуха в астрологической традиции несет в себе воплощение принципа взаимодействия. В древности стихию эту связывали со всепроникающим, вездесущим духом, проводившим через себя и распределявшим в мире творческую силу стихии огня.

Тригон воздуха представлен знаками: Весы (с 24 сентября по 23 октября),Водолей (с 21 января по 19 февраля) и Близнецы (с 22 мая по 21 июня).

В символике зодиакальных знаков эти три знака включают в себя изображение фигуры человека. Так выражается традиционное представление о том, что стихия воздуха является средой, через которую проявляется основное человеческое качество — способность к духовному общению.

И психологические характеристики, относящиеся к психотипам воздушных знаков, подчеркивают это основное качество: общительность, контактность, способность к взаимодействию.

Стихия воздуха придает им демократичность, способности с легкостью переходить кастовые и сословные границы, легко переключаться с одного предмета на другой, одновременно держать в поле внимания несколько различных дел, что очень помогает в общении и работе.

Способствуют этому интеллектуальная восприимчивость, умение быстро усваивать новые для себя идеи и легко заводить знакомства. Вместе с тем восприятие требует постоянного переключения с одного предмета на другой, постоянной новизны и частой смены впечатлений.

Поэтому психотипы воздушных знаков не отличаются большим постоянством — однообразная кропотливая работа их утомляет, что вынуждает переключать внимание на что-нибудь другое. Способность соединять совершенно различные сферы переносится и в эмоциональную жизнь: увлечение многим не создает внутреннего дискомфорта.

Характеризует психотип легкая дружелюбная натура, избегающая давления и жесткости в эмоциональной атмосфере. Воздушные знаки не стремятся к конфликтам, им легче уступить, пойти на компромисс или вообще покинуть негармоничную среду, а способность быстрого переключения внимания и оптимизм позволяют легче, чем знаки других стихий, переносить неудачи в эмоциональной сфере.

Стихия воды

В космологических мифах древних шумеров, как и в других религиозных традициях, живой космос вышел из Мирового океана—космического материнского начала. Стихия воды символизирует собой материнское начало мира, рождающее из себя все сущее под действием космической стихии огня.

В зодиаке тригон Воды представлен знаками: Рак (с 22 июня по 22 июля), Скорпион (с 24 октября по 22 ноября) и Рыбы (с 20 февраля по 20 марта). Представители водной стихии отличаются высокой эмоциональной восприимчивостью к эмоциям окружающих, чувствительностью, тонко чувствуют их отношение к себе.

Их пластичная психика позволяет легко приспосабливаться к новым обстоятельствам и к незнакомой обстановке, но лучше всего они чувствуют себя на своей территории, в привычном кругу. В сравнении со знаками других стихий они больше погружены во внутренний мир собственных переживаний, и это качество усиливается их развитым воображением.

Эмоциональные связи для водных знаков важнее деловых, и они отличаются большим постоянством в своих чувствах. При этом они способны совершить непредсказуемые и даже нелепые поступки, а часто бывает и так, что их связи наслаиваются друг на друга, создавая ситуации, в которых им самим трудно разобраться.

Восприимчивость водных знаков часто делает их зависимыми от окружения, в котором они живут. Но при всей своей внешней пластичности они обладают очень большой психической выносливостью.

Читайте также:  Малышка жутко кокетничает - психология

Могучая жизненная сила Воды дает способность подниматься после самых сокрушительных поражений, хотя они часто падают духом из-за мелких неудач и долго их потом переживают. В деловой сфере психотипы водных знаков не отличаются большой собранностью.

Их дела часто в беспорядке, а работоспособность зависит от эмоционального состояния и отношений с партнерами, но психическая выносливость помогает им выполнять любую, даже самую тяжелую и неприятную работу. Их тихое упорство и чувство ответственности за тех, кого они любят, дает им силы вытаскивать на своих плечах самые безнадежные ситуации.

Стихия земли

Земная твердь — четвертая #стихия мира, символ материальности и завершенного действия.

В философских воззрениях Древней Индии, Шумера и Египта она была последней ступенью воплощения Творческого начала.

На этой ступени Идея, которую несет в себе космическая стихия огня, обретает плоть и становится воплощенной формой. Стихия земли несет в себе неисчерпаемое богатство, которое должно проявиться.

Земной тригон представлен знаками: Козерог (с 22 декабря по 20 января), Телец (с 21 апреля по 21 мая) и Дева (с 25 августа по 23 сентября).

Одно из основных свойств земной стихии — способность хорошо удерживать форму и структуру. Земные знаки медленно обучаются, медленно воспринимают новое, но, восприняв, держат его мертвой хваткой.

Прочность, надежность, конкретность, редкая работоспособность делают представителей земной #стихии прекрасными работниками, способными выполнять, не отвлекаясь, самую мелкую и кропотливую работу. Они предпочитают делать то, что хорошо знают, и не любят часто переключаться с одного предмета на другой.

Новые знакомства заводят не очень охотно, сходятся с людьми медленно. Немногие могут до конца преодолеть их внутреннюю границу и отстраненность. Одна из причин этой внутренней изолированности заключается в недостаточной уверенности в себе при большой чувствительности и эмоциональности.

Земные знаки менее склонны демонстрировать свои чувства, чем водные, но они реагируют на обиду и резкость ничуть не слабее. Внутренняя жизнь представителей земной стихии очень богата и интенсивна, но только очень тонкий и чувствительный человек может прикоснуться к ней. Выносливость, терпение позволяют Земле переносить многие трудности.

Земные знаки обладают удивительной способностью прощать все тем, к кому привязаны. В своих чувствах они очень постоянны, единственное, чего не простят никогда, это разрыва (измены). Психотипы земных знаков не обладают такой пластичностью, как водных и воздушных знаков, склеить разбитое уже не в состоянии, так как всегда помнят пережитый шок.

Источник: https://planetaseminarov.ru/article/chetyre-kharaktera-cheloveka-po-stikhiyam/

Четыре стихии. Работа со стихиями

татья предлагает ознакомиться с тем, как окружающая природа, состоящая из четырёх стихий, отражается во внутреннем (психологическом или духовном) пространстве человека.

Будут даны ответы на такие вопросы:

Как стихии природы влияют на нашу жизнь? Как можно увидеть проявление стихий внутри себя и в жизни?

Какие образы, формы и состояния принимают стихии внутри человека?

Ниже приведённая информация основана на практической работе по методу Нео-Расстановки «Баланс стихий». Приводится пример реального случая диагностической работы с человеком.

Краткая информация по стихиям. Вводная часть

Наша жизнь состоит из большого количества разных частей. Каждая в свою очередь состоит также из определённого сочетания других частей. Но в природе существует всего четыре первородных или основных состояния. Это земля, вода, огонь и воздух. Есть ещё и эфир, но сейчас мы не будем его касаться, чтобы не уходить глубоко в теорию.

Различное сочетание этих четырёх стихий рождает всё великое множество вещей, которые нас окружают. То же самое относится не только к материальным объектам, но и к психическим, энергетическим и ментальным составляющим человека.

Например, темперамент человека складывается в соответствии с преобладанием одной из четырёх стихий.

Земля — Меланхолический.

Вода — Флегматический.
Огонь — Холерический.
Воздух — Сангвинический.

В свою очередь темперамент влияет на мышление, поведение и реакции человека. Люди с разным темпераментом будут по-разному реагировать на одну и ту же ситуацию. При этом в каждом человеке разное соотношение всех стихий. Но проявлена больше всего одна или две стихии.

Каждая из стихий ответственна за определённую область деятельности и исполняет свои функции.

Земля — активность, стабильность, прочность.
Вода — эмоциональность, чувствительность, текучесть.
Огонь — решительность, энтузиазм, импульсивность.
Воздух — креативность, холодность, рассудительность.

Кроме этого, на поведение или отношение к чему-либо влияет и то, свободно или подавленно выражается какая-либо стихия в человеке.

Например, если у человека в течение жизни (а иногда и в результате прошлых жизней), были негативные ситуации, связанные со стихией земля, то человеку будет трудно продвигаться по жизни, он будет очень медленным, у него не будет чувства уверенности и стабильности.

А также может быть неосознаваемый страх жизни, проблемы с деньгами и работой. Точно также и с другими стихиями. У человека будут проблемы в той сфере его жизни, за которую отвечает данная стихия.

Но это в том случае, если были стрессовые ситуации или приняты негативные решения вследствие каких-то ситуаций.

Однако любые последствия негативного характера можно изменить и трансформировать, работая со стихиями.

Работая со стихиями, мы воздействуем на саму природу и «корень» проблемы. Работая со стихиями, мы возвращаем естественный поток внутреннего самовыражения, который был подавлен, или стеснён, или изменён.

Тем самым мы позволяем раскрыться глубинному состоянию чистой природы стихии, такой, какая она есть на самом деле, и возвращаем изначальный баланс стихии внутри себя.

Такая работа неизбежно приводит к положительным изменениям и в самой жизни человека.

Как стихии проявляются внутри нас?

Ниже приведённая информация была «считана» с человека на энергетическом уровне и представлена на уровень осознания. Это один из примеров возможной работы со стихиями.

Сам процесс такой работы позволяет человеку увидеть проблему внутри себя и тем самым начать процесс исцеления.

Запрос клиента, с которым он обратился, был такой: «Нет чувства радости, не могу определить, в каком направлении двигаться по жизни, и в целом не понять, чего хочется на самом деле, хотя вроде бы плохого ничего нет, но что-то сильно тяготит».

Огонь

Первая стихия у этого клиента, с которой захотелось поработать, это стихия «Огня». Вначале возникло сильное чувство подавленности, угнетённости и бессилия. Это первый признак, что нарушена собственная энергетика и поток духовной силы и силы воли. Потом стали «видны» состояние злости и агрессии.

При этом злость была направлена вовнутрь как наказание себя. А агрессия направлялась наружу, но назад, и не на кого-то конкретно, а скорее — на самого клиента. Значит, клиент злился на себя сейчас и сильно злился на себя в прошлом. Но когда спросили, так ли это, то клиент сказал, что не видит у себя сильной злости. Может быть, есть только недовольство чем то.

На этом с этой стихией мы закончили.

Как только начали работать со стихией «Воздуха», стало «видно», что клиент обладает сильной защитной энергией. Это мешало лёгкому «считыванию» информации. Спросили у клиента: «Чего вы боитесь?». Клиент ответил, что боится быть раскрытым и увиденным, боится опозориться.

После этого клиенту были даны соответствующие разъяснения. Это сняло с него напряжение, и процесс пошёл легче.

Воздух

В стихии «Воздуха» у этого клиента «считывалось» состояние растерянности и непонимания жизненного направления. Вокруг головы «виделся» как бы туман. Одновременно с этим было «видно», что отсутствует связь с верхом выше головы. «Видно», что связь должна там быть, но её почему-то там нет. И одновременно с этим клиент плохо чувствует свои ноги.

А в реальной жизни клиент жалуется на боли и опухание в ногах. При этом клиенту даются рекомендации на разрешение проблемы, но он переспрашивает. Ему объясняют всё доходчиво, но он всё равно не понимает. Потом говорит, что он понимает и слышит каждое слово, но не понимает смысла. Становится понятно, что это следствие тумана вокруг его головы.

И мы переходим к следующей стихии.

Земля

В стихии «Земля» сразу появилась слабость и подкашивание ног. Совсем не было возможности стоять. При этом лежать тоже не получалось. Какая-то сила как будто бы заставляла стоять. Очень ярко чувствовалось, что нет поддержки сзади от родителей и от предков в целом.

Но при этом не было и сильных конфликтов с ними. Такая ситуация довольно странная. Стали искать причину. Оказалось, что на уровне затылка есть «присоска» или связь с кем-то, но это явно не связь с родом. При этом эта связь носит какой-то принудительный характер правила или закона.

И именно это держит в положении стоя и не даёт опуститься в низ, хотя этого хочется.

Вода

«Вода» у этого клиента — это стихия ресурса. То есть это то, от чего он может получать энергию и поддержку без особых усилий. Но и тут были сложности. Чувствовалось свободное состояние и текучесть. Как и должно быть в стихии «Воды». Но когда предложили рекомендации по принятию этого ресурсного состоянии «Воды», то возникли трудности.

Оказалось, что эти рекомендации понятны в отличие от тех, что давались в «Воздухе». Но они не принимаются внутренне. Их как бы нет в базе доступа, и они не могут быть приняты. Тогда посмотрели, с чем это связанно. Оказалось, что на принятие этих рекомендаций влияет туман, который есть в «Воздухе» вокруг головы. Стали «смотреть», что это значит.

«Увидели», что без разрешения тумана никакие рекомендации приняты быть не могут. Это очень похоже на руководство свыше, но у клиента там связи нет. Но есть похожая связь в стихии «Земля», когда мы видели зацепку сзади на затылке. Стало понятно, что клиент живёт по чьим-то правилам и даже законам, нарушить которые он не может.

Спросили у клиента, на что это может быть похоже. Клиент рассказал, что является поклонником и последователем одного известного человека. Этот человек пропагандирует целую систему правильной жизни. На этом всё встало на свои места, и запрос клиента раскрылся.

Причина того, что клиент не находит «своего места», не чувствует радости и удовлетворения, а также не может понять, чего хочет на самом деле, является сильная привязка к эгрегору определённой системы. Идеология убеждений этой системы «подсказывала», как надо жить человеку.

При этом, конечно, не учитывались индивидуальные особенности и желания самого человека, которые оказывались подавленны. Клиент следовал этой системе на протяжении нескольких лет. Убеждения, которые давались этой системой, стали для клиента собственными, но привнесёнными.

Дальнейшая работа проводилась в направлении принятия на себя ответственности за свою жизнь без чужого руководства. Была снята зацепка на эгрегора системы. Были даны рекомендации для благоприятного принятия себя и своей жизни.

Где взять необходимые знания?

Человек живёт в огромном пространстве целой вселенной. В этой вселенной есть огромное множество вещей и явлений, которые не доступны нашему восприятию.

И в то же время, являясь частью этой вселенной, человек несёт в себе все знания, которые есть во всей вселенной. В человеке есть знания о четырёх основных составляющих нашей жизни, которые создают все явления и вещи.

И кому-то важно уметь зарабатывать деньги, а кому-то надо уметь быть хорошей матерью, или кто-то хочет любить, или петь, или создавать предметы искусства.

Всё это уже есть у каждого человека благодаря стихиям природы, которые есть в нас с самого рождения.

У кого-то стихия выражается сильно, а у кого-то не очень. И есть те, кому, например, стихию огня надо уменьшить, чтобы перестать быть разрушительным и гневным. А есть те, кому стихию огня надо развить, чтобы стать напористым и достигать поставленных целей.

Это значит, что это надо открыть в себе и проявить.

Для этого есть много разных практик и способов по работе со стихиями. И для каждого в нашем мире есть что-то подходящее именно для него!

Берите для себя самое лучшее! Творческих вам Движений.

Автор Богдан Тид.

Нам интересно Ваше мнение! Делитесь комментариями и ссылками в соц сетях 🙂

  • Клуб самопознания «Знахарь» © 2012

Источник: https://znaxar.net/stati/2620-chetyre-stihii-rabota-so-stihijami.html

4 стихии — 4 состояния психики — 4 этапа родов

Чтобы управлять собой и своей жизнью, нужно управлять своими мыслями и чувствами.
Чтобы управлять своими мыслями и чувствами – надо прежде понять, как они работают.

И мысли, и чувства – это наши жизненные программы.
Как и любой программе – нашим мыслям и чувствам нужна энергия. Мысли и чувства не содержат в себе энергию – они просто работают на энергии, сродни тому, как бытовые приборы работают на электричестве, но сами бытовые приборы внутри себя электричество не генерируют.

Чтобы запустить (поймать, притянуть, словить из окружающего пространства) правильную мысль и сгенерировать в себе правильное чувство – нам необходимо правильное энергетическое состояние.
Правильное состояние является той директивой, на которую наши жизненные программы (наши мысли и чувства) отзываются и начинают правильно работать.

Читайте также:  Перевод проблемы в задачу - психология

 
Всего у нашей психики есть четыре основные вида энергии, которые наши предки определили по стихиям (есть еще 5-е состояние — эфир, но о нем пока говорить не будем):

  • Земля – внутренняя пассивность в обстоятельствах внешней пассивности;
  • Вода – внутренняя пассивность в обстоятельствах внешней активности;
  • Огонь – внутренняя активность в обстоятельствах внешней активности.
  • Воздух – внутренняя активность в обстоятельствах внешней пассивности;

Каждая жизненная программа нашего сознания работает на одной из четырех этих видов психической энергии: энергии стихии Земли, энергии стихии Воды, энергии стихии Огня и энергии стихии Воздуха.

Нужно учиться чувствовать в себе все четыре вида своей психической энергии,  управлять ими:  включать, направлять и переключать.


 
Чтобы войти в контакт со своими четырьмя базовыми психическими энергиями, мы обращаемся к своему натальному периоду, в котором каждое из четырех психических состояний в нас наиболее активны.

  • Период созревания плода в утробе мамы – это период психической энергии стихии Земли, когда и ребенок пассивен, и утроба пассивна.
  • Период родовых схваток – это период психической энергии стихии Воды, когда ребенок пассивен, а утроба активна и толкает его к жизни.
  • Период прохождения родовых путей – это период психической энергии стихии Огня, когда и ребенок активно движется через родовые, и родовые пути активно подталкивают ребенка.
  • Период первых часов жизни – это период психической энергии стихии Воздуха, когда ребенок активен (он дышит, он издает свои первые звуки, он движется), а в это время он просто лежит на руках у мамы.

Можно учиться входить в контакт со своими четырьмя видами психической энергии  через работу со своим натальным периодом.
 
В психотерапии возвращение в натальный период,  использовал Станислав Гроф.

Он заметил, что абсолютно любая психологическая травма имеет свой «аналог» в натальном периоде, из чего сделал вывод, что именно в натальном периоде было совершено первое нарушение, с которым человек не справился, а дальше это нарушение продолжало себя клонировать по жизни.

И Станислав Гроф использовал регрессивные воспоминания (погружал своих пациентов в воспоминания о натальном периоде), чтобы там найти первое нарушение и исправить его, чтобы в психике человека снялись все деструктивные программы, которые к этому нарушению привязаны, и которые из этого нарушения проистекают.

Когда мы прорабатываем прошлый травматичный опыт и делаем переплюсовку — мы  возвращаем себе свою психическую энергию, все наше сознание начинает работать более гармонично.
Суть в том, что наша человеческая природа – изначально гораздо более совершенная, чем мы о себе привыкли думать.

И на самом деле – у нас нет плохих жизненных программ, просто мы своими программами сознания не умеем управлять.

Это можно сравнить с топором: если мы умеем им пользоваться – он нам приносит пользу, если мы не умеем им пользоваться – мы об него сами покалечимся.

Проще говоря: любая самая конструктивная программа при неправильном использовании становится деструктивной. Например: щедрость нас может привести к бедности, доброта нас может привести к нахлебникам, а успех может привести к завистникам.

И чтобы такого не происходило, нам надо уметь своими программами сознания управлять.

Каждая жизненная программа работает на одной из четырех видах психической энергии, и когда мы умеем включать нужные нам психические состояния – мы умеем включать нужные нам жизненные программы, чтобы они работали безупречно.

На психической энергии стихии Земли работают жизненные программы, которые помогают нам восстанавливать силы и освобождаться от стрессов. Стихия Земли – это внутренняя пассивность в условиях внешней пассивности.
Когда мы не умеем настраивать свою психику на энергию стихии Земли, внутри нас накапливаются стрессы, которые провоцируют по жизни новые стрессы.

И тогда для человека вся жизнь превращается в сплошную череду проблем, которым нет ни конца, ни края. И всю жизнь человек только и делает, что разгребает проблемы.
А когда мы умеем настраивать свою психику на энергию стихии Земли, наша психика просто сбрасывает стрессы, и тогда внутри нашего сознания не остается программ, которые бы притягивали новые проблемы.

Глубокое внутреннее спокойствие, сонастной с ритмами Вселенной, укорененность в жизни и ее потоках, умение копить силы и не разбрасываться по пустякам.

На психической энергии стихии Воды работают жизненные программы, которые помогают нам довериться жизни, довериться происходящему. Стихия Воды – это внутренняя пассивность в условиях внешней активности.

Когда мы не умеем настраивать свою психику на энергию стихии Воды, мы теряем доверие к жизни, потому что жизнь нам кажется опасной и агрессивной.

Чтобы справиться с этой постоянной угрозой, в нас запускается программа «контроль», и мы начинаем контролировать всех и вся: контролировать себя, контролировать окружающих, контролировать жизнь… Но жизнь больше, чем наша способность ее контролировать, поэтому однажды все выходит из-под контроля, и однажды вся наша жизнь рушится, оставляя нас перед разбитым корытом.
А когда мы умеем настраивать свою психику на энергию стихии Воды, в нас запускаются программы доверия жизни и доверия происходящему. И тогда мы уже замечаем, что жизнь – приветлива, что вселенная – о нас заботится, и что все идет своим чередом – все идет как надо.

Тогда мы по жизни просто плывем, вернее жизнь несет нас сама туда, куда нужно нам и окружающим кажется, что удача достается нам без усилий.

На психической энергии стихии Огня работают жизненные программы, которые помогают нам влиять на жизнь, взаимодействовать с жизнью и взаимодействовать с окружающими. Стихия Огня – это внутренняя активность в условиях внешней активности.

Когда мы не умеем настраивать свою психику на энергию стихии Огня, мы ощущаем себя аутсайдерами, как будто жизнь нас к себе не подпускает, а потому мы не в силах управлять своей жизнью и добиваться успеха. Мы чувствуем в себе огромный потенциал и в нас огромная жажда жизни, но все валится из рук, и за что бы мы ни принялись – у нас ничего не получается.

И однажды мы просто складываем лапки и приклеиваем свою попу к дивану: зачем пытаться что-то делать, если все равно не получится?
А когда мы умеем настраивать свою психику на энергию стихии Огня, наша жажда жизни получает свою реализацию: у нас получается управлять собой, у нас получается взаимодействовать с людьми и у нас получается формировать свое жизненное пространство. Проще говоря: у нас получается управлять своей жизнью именно так, как мы этого хотим, потому что сама жизнь начинает сотрудничать с нами и помогать нам.

Активное взаимодействие и борьба  приводит в итоге не к противостоянию, а к сотрудничеству с жизнью.

На психической энергии стихии Воздуха работают жизненные программы, которые помогают нам проявлять себя, свои способности и таланты. Стихия Воздуха – это внутренняя активность в условиях внешней пассивности.

Когда мы не умеем настраивать свою психику на энергию стихии Воздуха, в нас начинают работать программы заниженной самооценки и неуверенности в своих силах. В результате создается ощущение, что жизнь – есть, но жизни в ней – нет, как будто эту жизнь живет какой-то другой человек, а не мы сами.

Оно и понятно, ведь не проявлять себя по жизни – это значит вообще не жить.
А когда мы умеем настраивать свою психику на энергию стихии Воздуха, в нас запускаются программы уверенности в себе и в своих силах.

Стихия Воздуха позволяет нам дышать полной грудью, помогает нам развиваться и приобретать новые качества, дает нам чувство свободы самовыражения, да и вообще – свободы по жизни.

Самовыражение и творчество в благоприятных условиях внешней среды.

Источник: http://yulia-plotnikova.ru/?p=3982

4 стихии: знаки Зодиака, мифология, Таро, алхимия, психология. ТАБЛИЦА

Понятие о четырех стихиях пришло к нам из античной философии.

В классической теории стихиями называют 4 первоэлемента, то есть 4 базовых неделимых составляющих всего сущего.

Образно говоря, стихии это кирпичики мироздания четырех сортов.

Античное наследие является основой европейской цивилизации и неотъемлемой частью психической реальности каждого из нас.

Конечно, картина мира современного человека во многом отличается от древнегреческой. Но не настолько существенно, как мы привыкли (или как нам хотелось бы) думать.

Корни нашего мировоззрения, ментальности, эстетического восприятия – в античном мире.

Насколько мало мы изменились в своей основе за последние тысячелетия, особенно наглядно и убедительно демонстрирует практика современной психологии.

Сейчас мы можем с уверенностью сказать, что любой современный человек, вооруженный новейшими технологиями, продолжает смотреть на мир глазами своих предков.

И совершенно не важно, согласен ли он с этим утверждением и вообще понимает ли о чем речь.

Сегодняшний мир воспринимает реальность в значительной степени через призму античности.

(И хотя греки тоже строили свою философию не на пустом месте, но именно они в числе прочего впервые дали определение понятию о 4 стихиях и письменно его зафиксировали.)

Таким образом, современную западную цивилизацию схематично можно представить как основу из античного наследия, испытавшую значительное влияние христианства и слегка отретушированную технологиями двух прошлых столетий.

Все остальное помещается в рамки этой схемы и нисколько ей не противоречит, даже если громогласно декларирует обратное.

Любой самый эпатажный, воинственный и протестный авангард в любой сфере человеческой деятельности через энное количество лет плавно и мирно укладывается в рамки традиции и становится ее частью.

Ниже вы видите таблицу, дающую некоторое представление о соответствиях четырем стихиям различных понятий, явлений и образов, в большей или меньшей степени присутствующих в нашей культуре.

Среди них – астрология, Таро, психология, христианство, алхимия и т.д.

Таблица составлена на основе материалов из книги Х. Банцхафа «Тайны характера», выпущенной издательством «Весь» в 2006 году.

И хотя сейчас эту книгу можно найти в электронном виде в интернете, я бы рекомендовал бумажную версию, так как составлена она в виде подробного справочника, и пользоваться бумажным вариантом гораздо удобнее.

Сама книга – без вариантов «must-have» не только для астрологов и тарологов, но и для всех, кто интересуется историей культуры, психологией и значением символов.

Имя автора – Хайо Банцхаф – золотая визитная карточка в мире серьезной и качественной тематической литературы. Перевод хороший, читается удивительно легко.

В общем, уверенно рекомендую.

СтихияОгоньВоздухЗемляВода
Символ
ПолярностьМужское началоЖенское начало
ключевые слова:ключевые слова:
СолнцеЛуна
АктивностьПассивность
СветТень
ЯнИнь
Правая сторонаЛевая сторона
МажорМинор
ЛегкийТяжелый
ПоверхностныйГлубокий
ЭкстенсивныйИнтенсивный
Смотрящий впередСмотрящий назад
РазделенныйСоединенный
АполлоническийДионисийский
ОгоньВоздухЗемляВода
КачествоТепло и сухостьТепло и влажностьХолод и сухостьХолод и влажность
Знаки ЗодиакаОвенЛевСтрелецБлизнецыВесыВодолейТелецДеваКозерогРакСкорпионРыбы
Гиппократ:
ТемпераментХолерикСангвиникМеланхоликФлегматик
Жизненные сокиЖелтая желчьКровьЧерная желчьСлизь
Главные органыПеченьСердцеСелезенкаМозг
Парацельс:
Качество вкусаГорькийСладкийКислыйСоленый
Духи природыСаламандрыСильфыГномыНимфы
 

Человек

Ключевая фраза

Реакция

Импульсы

Побуждения, мотивы

Жизненный период

Сословия

Певческие голоса

Факультеты

ОгоньВоздухЗемляВода
ДухПониманиеОщущениеИнстинкт
Я хочуЯ мыслюЯ делаюЯ чувствую
Быстрая и сильнаяБыстрая и слабаяМедленная и сильнаяМедленная и слабая
Резкие и продолжительныеРезкие и кратковременныеТяжелые и продолжительныеТяжелые и кратковременные
Вдохновение, наитиеЛюбопытствоОпыт, сноровкаСтрастное желание, тоска
ОтрочествоДетствоЗрелостьСтарость
КрестьянеРыцариТорговцыДуховенство
СопраноАльтБасТенор
ТеологическийФилософскийЮридическийМедицинский
ОгоньВоздухЗемляВода
Психологические типы Юнга:
Тип установкиЭктраверсияИнтроверсия
Психические функцииИнтуиция/чувствоМышлениеОщущениеЧувство/интуиция
Классы психических функцийРациональныеИррациональные
Архетипы:
АнимусГерой, завоевательВечный юношаОтецМистик, мудрец
АнимаАмазонкаНевеста ветра, иеродул, рабыня при храмеМатьМуза, медиум
Психологические типы РиманаИстероидныйШизоидныйНавязчивыйДепрессивный
 

Природа:Состояние

Стороны света

Природные направления

Времена года

Время суток

ОгоньВоздухЗемляВода
ПлазменноеГазообразноеТвердоеЖидкое
ЮгВостокЗападСевер
СправаВпередиСзадиСлева
ЛетоВеснаОсеньЗима
ПолденьУтроВечерНочь
 

Мифология:Греческая

Римская

Духи природы

Периоды жизни Иисуса 

Архангелы

Пророки

Евангелисты

Кони всадников Апокалипсиса

Мотивы в искусстве

Райские реки

Адские реки

Реки с горы Кайлаш

Символические животные

Кельтские знаки

ОгоньВоздухЗемляВода
ГефестАфинаДеметраОкеан
ВулканЮнонаКибелаНептун
СаламандраСильфГномНимфа
ВоскресениеПринятие человеческого образаСтраданиеВознесение
МихаилГавриилРафаилУриил
ИеремияИсайяИезекиильОсия
МаркМатфейЛукаИоанн
КрасныйБелыйЧерныйБледный
Кузница ГефестаВооруженный воинЭол с флейтойОхотник с соколомРог изобилия, земля, детиВластелин, хозяинОкеан, морские драконы, кормилоСтарец
ЕвфратГеонФисонГиддекель
Флегетон(сжигающая)Акерон(лишающая радости)Стикс(печальная, мрачная)Козитус(река слез)
ГангБрахмапутраСатледжИнд
ФениксПтицаЗмеяРыба
КопьеМеч (Экскалибур)ЧашаКубок (Грааль)
 

Карты Таро:Масти Таро

Фигурные карты Таро

Фигурные карты Таро Кроули

Соответствия в игральных картах

Алхимия:Алхимические стихии

Алхимические стадии

Цвета в алхимическом процессе

ОгоньВоздухЗемляВода
ЖезлыМечиПентаклиКубки
КорольРыцарьПажКоролева
ВсадникПринцПринцессаКоролева
ТрефыПикиБубныЧервы
СераРтуть (дыхание)СольРтуть (сома, тело)
Calcination(нагревание)Sublimation(испарение)Coagulation(связывание, соединение)Solution(растворение)
Rubedo(красный)Citrinas(желтый)Nigredo(черный)Albeido(белый)

Полное собрание стихий наблюдаем в «Кад Годдо» в исполнении Аквариума.

Аллюзия на мистическую поэму «Битва Деревьев» (Cad Goddeu) из легендарной валлийской Книги Талиесина, содержащую закодированные месседжи древних друидов.

80-е, альбом Дети декабря – по словам одного из критиков, лебединая песня «поколения дворников и сторожей». 

Читайте также:  Соционические функции. модель а - психология

А для кого-то – первое причастие. Припоминаете свой ранний опыт, друзья? Это тоже были мы.

Кто помнит о нас? Тот, кто приходит молча

И та, кто приносит дождь

АквариумКад Годдо из альбома Дети декабря, 1985 год

Источник: https://astromenu.com/Astrologicheskaya-spravka/4-elements

Примеры медитативных путешествий: Маг: четыре стихии

Я прошу вас занять ту позу, в которой вашему телу будет наиболее удобно. (Пауза) Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. (Пауза). Сосредоточьте все внимание на дыхании. Ничего, кроме дыхания, не существует для вас. (Пауза).

Все постороннее не способно вас отвлечь и побеспокоить, ведь для вас существует только дыхание. (Пауза). Ваше дыхание становится более глубоким, плавным и свободным. (Пауза).

Вы настолько расслаблены, что видите, как с каждым вдохом впускаете в себя чистый радужный свет, который наполняет вас, растворяя все напряжения в теле, душе и разуме. (Пауза). С каждым выдохом вы выдыхаете отвлекающие мысли, тревожащие эмоции.

Черным облаком выходят ваши тревоги и растворяются в бесконечном пространстве. (Пауза) Вдох и выдох, (пауза) вдох и выдох, (пауза) вдох и выдох (пауза).

Я маг и экзорцист, ось колеса и куб в круге, «придите ко мне» звучит глупо, ибо это я идущий.

Представьте, что вы находитесь в полной темноте. (Пауза). Вдалеке вы видите точку света, к которой начинаете приближаться.

По мере того, как вы приближаетесь, перед вами оказываются сверкающие врата в форме буквы Бэт, которую вы созерцали последнюю неделю. Она оказывается прямо перед вами. Еще один шаг, и вы окажетесь внутри неё.

И, собравшись с мужеством, вы делаете этот шаг. Вы видите вспышку перед глазами и летите навстречу неизвестности в удивительном пурпурном тоннеле. (Пауза).

Внезапно из пурпура выкристаллизовывается мир древнего Египта. Жарко светит солнце, неподалеку разлит зеленый Нил. Невысокие постройки времен древнего Египта. А вдалеке вы видите огромные пирамиды.

Осмотритесь в этом новом для вас мире.

Что обращает на себя внимание? А как выглядите вы в этом мире? Что одето на вас и сколько вам лет? Что кажется особенно запоминающимся? Очертания становятся все более яркими, реалистичными. (Пауза).

Сейчас вы увидите обезьянку. Держась на почтительном расстоянии, она корчит вам рожи и машет руками. Сложно понять – не то она издевается над вами, не то на свой лад зовет за собой. Вы делаете шаг, она тоже, вы идете за ней и видите, что она направляется в одну из пирамид. (Пауза). Пройдя некоторое расстояние, вы видите, что обезьянка нырнула вглубь огромной пирамиды.

Вы следуете за ней. (Пауза). Вы проходите несколько шагов в темноте, и очень кстати у вас в руках оказывается лампа, и вы зажигаете её. Перед вашими глазами оказывается огромный квадратный зал. Осмотритесь в этом зале, что наиболее привлекает ваше внимание? Что кажется интересным? (Пауза).

Что-то изменяется, и вы чувствуете, что зал словно ожил. В центре зала появляется человеческий силуэт, который переливается лунным серебристым цветом. Это и есть король алхимии, Меркурий, владыка четырех стихий. Он есть добро и зло (пауза), он есть свет и тьма (пауза), он господь и игра господа (пауза).

Он есть альфа и омега (пауза). Он может быть огромен, словно вселенная, но и он есть неделимая точка (пауза). Он – ртуть, способная принять любую форму. Весь мир для него – лишь поле игры, где смыслы и значения переливаются. Рассмотрите его (пауза), почувствуйте красоту переливов его тела, его игру, его танец.

Почувствуйте, как повелитель божественной игры входит в вас, и вы становитесь с ним едины. Что ощущаете вы, танцуя в этом слиянии? Как преобразился мир, когда стали вы им, ибо из отдельных предметов вся реальность стала для вас лишь танцем форм и стихий? Пусть откроется тайна четырех стихий.

Впереди себя вы видите вихри воздуха, сзади – бурлящие потоки воды, справа – пламя огня, а слева – вход в глубокую пещеру. Оглядитесь как можно внимательнее.

Какая из стихий вызывает у вас наибольший ужас, а какая кажется почти безопасной? Какая наиболее ярка, а какую вам сложно представить даже приблизительно? Равномерно ли они распределены, или одна заполняет пространство другой? (Пауза).

Понаблюдайте за стихиями в их динамике, сами не выходя из круга. (пауза) Поиграйте с этими стихиями, танцуйте в вихре их сияния. Почувствуйте, как живущий в вас бог управляет стихиями через вас.

Все вокруг вас изменяется. Изменяетесь вы, изменяется реальность. Вместо огня вы видите жезл царской власти, вместо воды – чашу, вместо воздуха – меч, а вместо земли – тяжелый медный диск с изображением пятиконечной звезды. И эти инструменты – ваши орудия.

Какая из стихий нужна вам сейчас в наибольшей степени? Чего вам не хватает в жизни – воды, огня, воздуха или земли? Ваши инструменты кружатся вокруг вас, и вы легко играете со стихиями. Возьмите любое из этих орудий и представьте, что посылаете в небо импульс этой стихии – из мира воображения в мир вашей жизни.

Пока есть время, пока вам дана возможность управления этой стихией – пошлите то, что нужно вам сейчас более всего. (Пауза)

А теперь пусть из всего увиденного в этом путешествии родиться образ, в котором вы наиболее нуждаетесь. Образ, который будет символизировать достижение вашей цели. (Пауза).

А сейчас подумайте вот над чем и поищите ответы не в словах, но в образах.

Как часто вами неконтролируемо владеет та или иная стихия? А когда вы умело, как и подобает магу, пользуетесь стихией? Вспомните, что я говорил вам о функциях – огонь соответствует интуиции, земля – ощущению, вода – чувствам, воздух – мысли.

В чем вы сильны, а в чем нет? Помните ли вы, что высшим достижением является равновесие, а высшим символом равновесия – божественный танец мага-Меркурия? (большая пауза)

Есть время для вдоха, и есть время для выдоха. Пришло время возвращаться. Вы чувствуете, что земля зовет вас обратно. Вы оказываетесь там, откуда начали свой путь – на огромном поле. Вы чувствуете, как вновь обретаете границы своего тела, границы своего я. (Пауза).

Вы возвращаетесь в свое тело. Ваше внимание переключается на дыхание, и с каждым вдохом вы возвращаетесь в свое тело, в эту комнату. Вдох и выдох. Вы возвращаетесь с чувством обновления, силы и свободы.

Пошевелите пальцами рук и ног (пауза), потянитесь (пауза), когда будете готовы – откройте глаза.

Комментарий

Центральной идеей аркана Маг является способность осознанно управлять четырьмя стихиями и направлять их.

В старых и новых арканах Таро символы четырех стихий присутствуют практически всегда, однако, если в старых колодах они лежат на столе перед магом, то в колоде Кроули они вращаются вокруг него.

Это немного сменяет акценты – в самой серьезной работе должен быть элемент игры и легкости, в противном случае она обречена на провал.

Любой начинающий знает, что стихии, с которыми работают маги, — это не столько стихии, сколько символы определенных психологических состояний.

Жезлы – это интуиция, чаши – чувства, эмоции и желания, мечи – интеллектуальные способности, а диски – материальный план, богатство и здоровье.

Концепция четырех стихий является ключевым архетипом, имеющим массу аналогий, все из которых трудно перечислить.

Например, в психологии Юнга четыре стихии соотносятся с четырьмя функциями восприятия – ощущением, мышлением, чувством и интуицией. Важно научится использовать функции, не отождествляясь с ними. Главная задача – равновесие между функциями, и любые проблемы и перегибы в этой связи должны быть проанализированы.

Еще одна из целей этой медитации – научиться видеть свои состояния сознания в образе символов и через это осознанно направлять их. Приведенная медитация – первых шаг к полноте осознанности.

Идеей, подспудно заложенной в эту медитацию, является также и тема интеграции тени. На карте Маг в колоде Кроули изображен прекрасный юноша на шаре, рядом с которым находится чудовище: не то дракон, не то обезьяна.

Это – животная сторона личности, отвергнутая часть психики. Магом можно стать не через одностороннее усиление одной части себя, но через интеграцию теневых аспектов.

Обезьяна становится двойником психонавта, его тенью, с которой необходимо соединиться, чтобы достичь целостности.

Одним из важнейших ключей к пониманию сути медитации является связь этой карты с планетой Меркурий. Меркурий – покровитель магов и алхимиков – имеет особое значение для практикующего мага. Потому к этой медитации мы рекомендуем обращаться тем, кто желает всерьез обучиться тайнам магии. Помните – воображаемая чаша означает вполне реальную трансформацию.

Подготовкой к медитации является недельная медитация на желтый и пурпурный цвета. Окружите себя рисунками змей, ласточек, обезьян. Если возможно – достаньте изображения Меркурия, Гермеса или Тота и повесьте их на видное место. Посетите музей, связанный с египетской символикой, или почитайте книгу о древнем Египте.

Примеры из работы Клуба 93

Serapis:

Все инсайты и визуальщина зачастую, как и в прошлый раз, виделись мне раньше, чем об этом читал диктор.

Я парил высоко в небе над древним городом в Египте. Я видел его весь как на ладони – пески, узкие пыльные улочки, залитые ярким солнцем (иногда оно слепило меня и жгло), недалеко от города виднелись пирамиды. Я парил… прямо под самым солнцем…

на руках моих были перья, и я был черен. Неожиданно я перенесся в город, там было много людей, все суетились, бежали по своим делам, торговали и т.д…

Я сделал несколько шагов и увидел, как бегущая обезьянка мимоходом опрокинула плетеную корзину одного из торговцев и, схватив какой-то фрукт, бросилась в мою сторону. Когда она пробежала мимо меня, я обернулся и увидел, что она обернулась тоже (время остановилось).

Она оскалила зубы в улыбке, а затем, кривляясь, делала знаки, чтобы я пошел за ней. Каменная дверь входа в одну из пирамид захлопнулась за нами.

Тьма Египетская. После нескольких шагов во мраке в моей руке каким-то образом появилась мерцающая, прозрачная сфера, дающая слабое свечение (сине-голубое, переходящее в зелено-серое), с помощью которой я добрался до зала мага.

Зал был слабо освещен, он имел квадратную форму (потолок был так высоко, что его не было видно), на полу во всю ширину зала была вычерчена окружность. В центре зала (круга) начали проступать трещины, из них полился призрачный голубоватый свет.

Я испугался, мне стало очень не по себе… Какой — то древний ужас наполнил меня… (в этот момент я обнаружил, что выгляжу, как древний египтянин – одежда, бронзовый цвет кожи и т.д.) Из щели выплыла по началу бесформенная фигура Меркурия. Он танцевал..

терял форму, переливался (сине-голубое, переходящее в зелено-серое), растворялся в воздухе и снова обретал форму, танцуя (какой-то античный танец). Я не мог оторвать глаз. Он улыбался и танцевал. В форме и без. Улыбался и танцевал. Ртуть.

Он выглядел, как греческая мраморная статуя с венком из тонких змеек.

Потом мы слились в одно целое. Змеи обвивали руки, они были враждебно настроены друг к другу.

Далее – свободное падение. Я почувствовал себя абсолютно свободным от всего… и тоже начал пританцовывать и улыбаться.

Потом попросил его: «Покажи что-нибудь». «Смотри», — ответил он и взмахнул рукой. Стены исчезли, я увидел весь город снова, но в виде хитрого кода… из символов и прямых…

время от времени некоторые символы исчезали, перемещались, появлялись новые. Улыбающийся Меркурий (настоящий Локи) схватил несколько букв, переставил их в другое место и весело засмеялся.

(Потом еще была какая-то тема со сферами, наполненными 4 элементами. Не помню).

Я попросил показать что-нибудь еще, он опять провел рукой, и город предстал, как чертеж, состоящий из множества линий.

—Видишь геометрию? — спросил он — ЕЕ НЕТ!

Я спросил:

—А что есть?

Меркурий тыкнул себя пальцем в грудь и сказал:

—Я!

Дальше не помню…

Голос Атона:

—Пора возвращаться…

Я—Меркурию:

—Не-ет, не пора!

Тот в ответ смеется и кладет мне руки на плечи. Толкает. Я проваливаюсь… в себя.

Каа-нец.

Этерния:

Когда я прошла врата Бет, я увидела серый тоннель или поле. Нечто аморфное, раздробленное, но в то же время однородное. Потом я пошла вслед за обезьянкой в пирамиду и, как это ни странно, оказалась в своей католической церкви. Посреди храма стоял квадратный столик, в углах которого находились элементы.

В одном пылал огонь, в другом журчала вода, дул ветер, лежала земля. Потом столик пропал и стихии повисли в воздухе. Посреди них материализовался маг — Меркурий. Он потрясал в воздухе кадуцеем. Я посмотрела налево и увидела воду. Вода испугала меня, и я захотела вернуться обратно. Маг стал танцевать.

Он подал мне руку, и мы слились в танце. Потом я открыла глаза…

Dew:

Я видела себя юной девушкой в белой тунике, подпоясанной зеленым поясом. За спиною колчан со стрелами. Я летела к приближающимся пирамидам. Внутри пирамиды комната, представляющая из себя призрачный шарик.

В центре—столп ртути (серебряные мелкие шарики), который быстро сформировался в фигуру танцующего Шивы голубого цвета с шестью руками. Когда я впускала этого мага в себя, то комната стала очень быстро вертеться, и я стала танцевать на месте мага.

На каждой из ладошек у меня лежало кольцо с разными камнями.

Всю медитацию я и протанцевала с колечками.

Источник: https://castalia.ru/issledowanija/taro/174-mag-chetyire-stihii.html

Ссылка на основную публикацию