Уровень самооценки — психология

Самооценка в психологии: виды, функции и способы определения

Отвечая на вопрос, что такое самооценка, и как определяется уровень самооценки, следует обратиться к определениям психологии и способам работы над собственными суждениями о себе.

Виды самооценки в психологии играют ключевую роль в человеческом самовосприятии, объяснении успешности и самореализации человека во всех сферах жизни.

Определение и роль в человеческой жизни

Определение самооценки дается в разных источниках по-разному. В целом, это способность человека оценивать самого себя, собственные внешние данные, черты характера, достоинства и недостатки, возможности и социальное положение, а также оценивать свои отношения с окружающими.

Психология также ассоциирует ее с количеством и качеством собственных амбиций, сопоставление их с реальными возможностями человека, которые он может оценить справедливо. Если между оценкой своих амбиций и возможностей существует большое расхождение, нельзя назвать такую самооценку нормальной, поступки человека становятся неадекватными.

Формирование самооценки

Определив понятие самооценки, рассмотрим формирование самооценки как качества адекватной личности. Формирование самооценки начинается в детском возрасте и сильно зависит как от собственных достижений, так и от мнения окружающих ребенка людей.

Психология отдает важнейшее место в определении самооценки процессу получения информации. Когда ребенок и подросток получает знания о мире вокруг себя, открывает новые аспекты жизни и социальных взаимоотношений, строится и самооценка личности.

Если не уловить момент и допустить ошибки, понятие самооценки будет сильно искажено у человека на протяжении всей жизни, и он даже может стать опасным для социума.

Разновидности

Рассматривая виды самооценки, нельзя оценивать ее как что-то хорошее или что-то плохое, достаточное или недостаточное. Развитие самооценки классифицируют по достижению человеком определенных успехов.

Например, актуальной ее называют по уже имеющимся достижениям. Парциальной она называется в случае, если человек достигает высот в определенном виде деятельности. Потенциальной ее называют, исходя из врожденных талантов человека – влияние самооценки на поведение человека в данном случае очень велико.

Также она может быть средняя, она же адекватная, а также заниженная и завышенная. Ее виды характеризуются собственными особенностями.

Заниженная

Психология именует такое качество неадекватным, так как оно порождает людей, относящихся критически не только к себе, но и к окружающим. С психологической точки зрения, это может перерасти в манию.

Если близкое окружение с детства доказывает ребенку, что он ни на что не способен, в нем зарождается неуверенность, занижающая это качество во всю оставшуюся жизнь.

Средняя

Такая формула самооценки является адекватной и правильной. Функции самооценки в данном случае заключаются в объективной оценке собственных способностей и внутреннего потенциала.

Адекватная оценка своих сил характерна для сильных духом людей, лишенных комплексов и способных к решению поточных задач любой сложности.

Завышенная

В условиях сложных жизненных реалий завышенная и адекватная самооценка и её проявления нередко отождествляются, хотя это и не верно. Она более свойственна высокомерным и гордым людям, чье мнение показательно отличается от мнения всех остальных.

Такие люди могут быть помешаны на одной-единственной цели, упуская поточные трудности. Некоторые же из них избегают всех этих трудностей, стараясь показать, что у них никогда не бывает проблем.

Как ни странно, но снизить такую самооценку достаточно просто. Как только у высокомерной личности что-либо выходит не так, как задумано, она терзает себя сама и не ставит себя ни в грош перед своими же глазами.

Как оценивается

Практическая психология предлагает методики, позволяющие диагностировать самооценку и связанные с ней личностные качества. Параметрами диагностики является самодостаточность, принятие себя, ощущение вины, пессимизм и оптимизм, внутренний диалог и реакция на окружающий мир.

Адекватная ли она, можно оценивать и по уверенности в себе, внешности, авторитету у окружающих, характеру и здоровью. Важную роль играют и амбиции.

Уровень амбиций

Методики, диагностирующие самооценку, нередко основаны на анализе план, идей и мечтаний. Если обнаруживаются нереалистичные или заведомо несбыточные мечты, личность обречена на горькое разочарование. Бывает, что это полностью убивает самооценку до того уровня, с которым с трудом справляются любые методики.

Но уровень амбиций – это не только собственная работа личности. Они могут зависеть от воспитания, социальных и индивидуальных условий роста ребенка еще с детства.

Способы работы над собой

Методики улучшения самоанализа достаточно просты. Чтобы воспользоваться этими способами, требуется немного времени. Приведем самые распространенные методики:

  • Запишите на листе бумаги те свои качества, которые чаще всего восхваляют окружающие. Когда внезапно понадобится самоутверждение, такой листок перечитывают, и сомнения развеиваются. Кроме того, такое обычное письмо к самому себе подсознательно выстраивает уверенность в себе.
  • Доверьте бумаге свой успех. Это значит, что нужно записать перед сном все дела, которые удались в прошедший день. Соответственно, на следующий день появится необходимость в совершении успешных дел.
  • Составьте подробный план каждого шага на пути к своей цели. Это позволит не обращать внимания на пустые слова и дела, идти к своему успеху уверенным шагом и не терять веры в свои силы.

Работа над собой позволит смотреть на взаимоотношения с окружающими адекватно, а также адекватно строить внутренние диалоги. В будущем это позволит достигать больших высот, чем казалось, при этом не завышая собственных амбиций.

Похожие записи

Источник: http://apatii.net/sovety-psixologa/chto-takoe-samoocenka-vidy-funkcii-i-metodiki-opredeleniya

Самооценка, уровень притязаний и фрустрации

Характер проявляется не только в отношении к другим людям, но и к самому себе.

Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе.

Формируется набор самооценок, от которого зависит, скромные ли мы или высокомерные, требовательные ли к себе или самоуспокоенные, застенчивые или кичливые.

Невозможно понять истоки некоторых столкновений, если не проанализировать самооценки конфликтующих людей. Как вы себя оцениваете? Какое место займете на шкале: самый умный /самый красивый — самый глупый/самый уродливый?

Большинство людей оценивают себя чуть выше среднего. Это позволяет сделать вывод, что человеку свойственна потребность в достаточно высокой самооценке, т. е. каждому хочется уважать себя. Самоуважение — один из истоков психологической устойчивости, хорошего настроения.

Допустим, человек совершил ошибку, сделал что-то не так. Если он обладает высоким уровнем самооценки, то сможет успокоить себя: «Ничего страшного, ведь в целом я отнюдь не глупец и подобное для меня не характерно». Срабатывает психологическая защита, и человек успокаивается.

Читайте также:  Игры с внутренним родителем - психология

У людей, страдающих неврозами, самооценка чаще бывает завышенной или заниженной, а иногда даже крайней (самый добрый, самый стеснительный, самый честный). Человек с истерическими проявлениями говорит: «Я гораздо умнее, красивее, добрее большинства людей, но я самый несчастный и самый больной».

Какие же трудности общения возникают у людей с завышенной самооценкой? Считающие себя намного умнее других и тем более намеренно это подчеркивающие неминуемо вызывают раздражение других людей. Это естественно, ведь мысль: «Видите, какой я умный» подразумевает пренебрежительное отношение к окружающим. Кому же приятно, когда его считают глупым?

Неадекватное самомнение, подчеркивание своих достоинств, надменность, пренебрежение к другим — неиссякаемый источник негативного отношения.

Нередко приходится общаться с людьми, которые из-за неадекватно высокой самооценки ревниво и завистливо относятся к успехам сослуживцев. «Самый худший и злобный вид зависти — зависть к умственному превосходству», — утверждал Д. Филдинг.

Когда чьи-то способности и успехи не сопровождаются скромностью, они провоцируют зависть и негативные реакции окружающих.

Завышенная самооценка способствует и такой черте характера, как чрезмерная обидчивость. Обида, как правило, — чувство, возникающее в ответ на несправедливое к себе отношение других людей.

Но что значит для человека «несправедливое»? Когда чье-то мнение о нем ниже его собственного о себе.

Понятно, что завышенная самооценка способствует обидчивости, нетерпимости к малейшим замечаниям (правда, бывает и другая крайность: с высоты своего Я даже серьезную критику человек не принимает близко к сердцу).

Человек с неадекватно высокой самооценкой потенциально конфликтен в ситуациях, когда речь заходит о вознаграждениях и поощрениях за труд. Несовпадение ожидаемой и реальной награды закономерно выливается в обиду и зависть, которые накапливаются и наконец прорываются резким обвинением в чей-либо адрес.

С какими же трудностями в общении сталкивается человек с заниженной самооценкой? Представления о себе как о менее способном, некрасивом, невезучем, несчастном, больном присущи в основном людям с тревожным, застревающим и педантичным типами акцентуации характера.

В результате возникает пониженный фон настроения, закрепляется комплекс неполноценности. Стойкая излишне низкая самооценка влечет за собой чрезмерную зависимость от других, несамостоятельность и даже заискивание, робость, замкнутость, искаженное восприятие окружающих.

Как человек реагирует на попытки других людей снизить его самооценку упреками, критикой? Удовольствия при этом он не испытывает, но его эмоции зависят от того, кто и за что критикует, с какой целью и, главное, насколько высказанная оценка случившегося расходится с собственной. Редко обижаются на критику со стороны людей, мнением которых очень дорожат (их замечания не унижают, а помогают). Подчас не принимают во внимание упреки со стороны посторонних.

Но у каждого есть какие-то особенно уязвимые стороны, критика которых вызывает резкие негативные эмоции. Для женщин почти всегда обидна негативная оценка их внешности, хозяйственности, опрятности, для мужчин — профессиональных качеств и традиционно мужских достоинств (силы, смелости, выдержки).

Есть слова, которые, прозвучав, наносят такой ущерб взаимоотношениям, что все последующие компенсирующие действия не могут их исправить. Например, в пылу семейной ссоры муж заявил жене: «Я разлюбил тебя. Ты мне неприятна».

И хотя это не так, о чем свидетельствуют дальнейшие поступки, подобные необдуманные слова уносят с собой тепло супружеских отношений. Следует учесть, что нельзя по конкретному поводу давать общую отрицательную оценку личности и в то же время нельзя изводить человека постоянными мелочными упреками.

Иначе это вызовет обиду, неприязнь, озлобление, желание оправдать себя и обвинить, напасть на надоевшего критика.

Как реагирует человек на попытки окружающих завысить его самооценку лестью, комплиментами, похвалой? Многие чувствуют себя неуютно, сталкиваясь с тем, кто источает непрерывные восторги в их честь. В ситуации, когда один человек хвалит другого, они находятся в неравных отношениях.

Первый осознает свою цель и истинные чувства и четко понимает, что за этим кроется, — лесть, комплимент или заслуженная похвала. Тот же, кто слушает, оказывается в более трудном положении, поскольку не всегда может уловить цель собеседника.

Поэтому неудивительны настороженность и негативизм, с которыми встречают хвалебный поток, особенно со стороны неспециалиста.

Лесть — это явно преувеличенная похвала, произносимая с целью завоевать чье-либо расположение. Если она усваивается тем, кому адресуется, то наносит ему вред, делая надменным, самодовольным и самоуспокоенным, а в последующем закономерно рождает неприязнь и насмешки окружающих.

Комплимент в отличие от лести не преследует выгоды и является следствием искреннего сиюминутного восторга или привычной вежливости. Своевременно сказанный, хотя и ненадолго, он повышает настроение человека.

Заслуженная похвала поддерживает и адекватно повышает уровень притязаний человека и тем самым побуждает его браться за более трудные задачи — в этом ее польза. Она произносится и реже, и убежденнее, без патетических восторгов, а если к тому же исходит от человека, чьим мнением дорожат, то доставляет удовольствие.

На формирование самоуважения и самооценки влияют многие факторы, действующие с раннего детства, — отношение родителей и педагогов, положение среди сверстников.

Сопоставляя мнение о себе разных людей, человек формирует свою самооценку, причем любопытно, что сначала он учится оценивать других, а потом уже себя.

И лишь к 14-15 годам подросток овладевает умением самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, анализирует достигнутые результаты и тем самым оценивает себя: «Если я не спасовал в трудной ситуации, значит, я не трус», «Если смог осилить трудную задачу, значит, я способный» и т. п.

Сложившаяся у человека самооценка может быть адекватной (человек правильно, объективно оценивает себя) либо неадекватно завышенной или заниженной. Это, в свою очередь, влияет на уровень притязаний личности, который характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется привлекательным и возможным.

Уровень притязаний — тот масштаб трудности задания, которого человек обязуется достичь, зная уровень своего предыдущего выполнения. На него воздействует динамика жизненных неудач и удач, успеха и неуспеха в конкретной деятельности.

Читайте также:  Безответственность - психология

Уровень притязаний может быть адекватным (человек выбирает цели, который реально может достичь, соответствующие его способностям, умениям, возможностям) либо неадекватно завышенным/заниженным. Чем адекватнее самооценка, тем адекватнее уровень притязаний.

Заниженный уровень притязаний, когда человек выбирает слишком простые, легкие цели (хотя возможно достичь значительно более высоких), случается при низкой самооценке (человек не верит в себя, низко оценивает свои способности, возможности, чувствует себя неполноценным). Однако он бывает и при высокой самооценке (когда человек знает, что он умный, способный, хотя цели выбирает попроще, чтобы не перетрудиться, не высовываться, проявляя своеобразную социальную хитрость).

Завышенный уровень притязаний, когда человек ставит перед собой слишком сложные, нереальные цели, объективно может приводить к частым неудачам, разочарованию, фрустрации.

В юности часто выдвигаются такие нереалистические притязания, переоцениваются свои способности, — эта беспочвенная самоуверенность часто раздражает окружающих, приводит к конфликтам, неудачам, разочарованиям.

Только путем многочисленных проб и ошибок человек постигает меру своих реальных возможностей.

Рис. 6.2. Взаимозависимость самооценки, уровня притязаний и фрустрации

Насколько опасной ни была бы юношеская самоуверенность, психологически гораздо опаснее пониженное самоуважение, заниженный уровень социльных притязаний человека, побуждающий его уклоняться от любой деятельности, отказываться от достижения поставленных целей, избегать людей (он не верит в себя, боится критики, насмешки) либо быть послушным орудием в руках других людей. Для таких ребят нужно постараться создавать ситуации, в которых бы они получали ощутимое доказательство своей социальной и человеческой ценности, поверили в себя, чтобы блокировать нежелательный для личности процесс.

Самоуважение — обобщенное отношение личности к самой себе, прямо пропорциональное количеству достигнутых успехов и обратно пропорциональное уровню притязаний (самоуважение = успех/притязание). Чем выше притязание, тем большими должны быть достижения человека, чтобы он смог себя уважать.

Низкое самоуважение означает острую неудовлетворенность собой, отрицательную оценку своей личности, склонность к неврозу, депрессии, когда признание и гипертрофия собственных недостатков служат для невротика не стартовой площадкой в их преодолении, а средством самооправдания, отказом от деятельности.

Однако неудовлетворенность собой и высокая самокритичность далеко не всегда свидетельствуют о пониженном самоуважении. Так, интеллектуально развитые и творческие люди остро осознают расхождение между свойствами, которые у них есть, и теми, которыми бы они хотели обладать.

Отсюда возникает недовольство собой, побуждающее человека ставить себе более сложные задачи, стремиться к усовершенствованию, к самоактуализации.

Если человек выдвигает нереалистические притязания, он часто сталкивается с непреодолимыми препятствиями на пути к достижению цели, терпит неудачи, испытывает фрустрацию.

Фрустрации — специфические эмоциональные состояния человека, возникающие в случае появления непреодолимых препятствий на пути к достижению желаемой цели. Фрустрация проявляется как агрессия, озлобленность, которая может быть направлена на других (агрессивная фрустрация) или самого себя (регрессивная фрустрация).

Часто повторяющиеся состояния фрустрации могут закрепить в личности человека некоторые характерные черты: агрессивность, завистливость, озлобленность — у одних; вялость, неверие в себя, комплекс неполноценности, безразличие, безынициативность — у других. Если человек длительное время не выходит из подобного состояния, формируется невроз — болезнь, возникающая вследствие конфликта человека с окружающей средой, при столкновении желаний и действительности, которая их не удовлетворяет.

Источник: https://pro-psixology.ru/psixologiya-lichnosti/108-samoocenka-uroven-prityazanij-i-frustracii.html

Онлайн-тест на уровень самооценки

Не нужно иметь семь пядей во лбу чтобы понять — самооценка является крайне важным компонентом личности человека. Само слово говорит за себя — т.е. то, как человек оценивает себя, насколько он в себе уверен и что себе может позволить.

Но есть хорошие вопросы.

Какие факторы повлияли на развитие той или иной самооценки? Это — хороший вопрос. Но не менее хороший вопрос — что же делать с ней, если она находится в одной из крайностей? Ведь известно, что только баланс (гармония) может сделать человека по настоящему счастливым.

Низкая самооценка это — самобичевание (саморефлексия), затратные по энергии (психической, и не только) комплексы и блоки, и др. негативные вещи, как её следствие, могут вызывать болезни на психосоматическом уровне, и вообще ухудшать качество жизни. Чрезмерная самоуверенность (синоним — гордыня) — тоже не есть хорошо.

Порождается много конфликтных ситуаций на пустом месте, значение какому-то событию, либо качеству человека, придается сверх-меры (возникает склонность осуждать), людям сложно взаимодействовать, может наступать эмоциональное выгорание, и опять таки, серьезно возрастает шанс болезней у которых «растут ноги» из психосоматики (допустим, было чрезвычайное желание одержать в чем-то победу, но этого не получилось, отсюда возник стресс с вытекающими; примеров ситуаций — не счесть).

А правильно ли я оцениваю, свою самооценку…

Есть еще один очень интересный вопрос — например то, как человек относится к своей же самооценке (может ли он выделить из своего сознания некий инструментарий, для того чтобы осознавать свои психические процессы — т.е. частью своего Я, осознавать свое Я целиком, грубо говоря).

Некоторым не нужны тесты чтобы идентифицировать свою самооценку — они осознают ее. И само это осознание проблемы (если это проблема), уже частично способно решить ее. Подробнее смотрите психологическую литературу в этом направлении (развитие осознанности, литература по глубокому «вскрытию» ЭГО).

Читайте также:  Если вы расстроились - не расстраивайтесь, все поправимо! - психология

С другой стороны, даже если вы осознаете уровень своей самооценки, не лишним будет пройти этот тест, чтобы знать в каком направлении работать (рекомендации психологов), это во первых, а во вторых, не редко бывают ситуации иллюзорного восприятия своей самооценки (и вообще искаженного восприятия себя, ввиду особенностей работы ЭГО, познавательных функций ума).
Тест больше ориентирован на женщин, но в принципе своем, подходит и для мужчин.

Полезная информация?

Поделитесь с друзьями и они поделятся чем-то полезным с Вами!

Источник: http://WomenUseful.ru/wsecrets/psycholog/test-na-uroven-samootsenki-dlya-zhenshin.html

Самооценка и пути ее повышения

Зачем человеку нормальная самооценка? Почему у вас низкая самооценка? Советы психолога — как поднять самооценку

Ни для кого не секрет, что каждый из нас уникален. Но мир по-прежнему делится на неудачников и успешных людей. Почему? Является ли решающим фактором для достижения успеха то, в каком окружении родился человек? Отчасти, да.

Но жизнь показывает, что многие успешные люди родились в семьях с низким уровнем материального обеспечения, и именно это стало стимулом для развития их как личности.

На самом деле успешность зависит только от нас, т.к. мы сами определяем своё место в жизни. Мы те, кем себя представляем, к чему стремимся и что делаем. Если вы представляете себя слабым страдальцем – вы слабый страдалец. Если вы чувствуете себя здоровым, перспективным и действуете, то успех не заставит себя долго ждать.

Однако, никто из нас не хочет быть неудачником. Откуда же они берутся? Ответ очевиден, неудачники – это люди, которые не хотят ничего менять в своей жизни, а если хотят, то не знают, как это сделать.

Простая истина: мы можем дать окружающим только то, что имеем. Например, если у вас нет вещи, вы не можете поделиться ей с другом. С чувствами тоже самое.

Если у вас нормальная самооценка, значит, вы любите себя со всеми достоинствами и недостатками, в вас живёт любовь, и вы можете дарить её окружающим.

Кроме того, действия человека с нормальной самооценкой всегда взвешены, осознаны, он не боится принимать решения, несёт ответственность за них. Такой человек чувствует себя в зоне психологического комфорта в любой ситуации, при общении с любыми людьми.

Факторы, понижающие самооценку

  1. Мнение окружающих.
  2. Неудачи и ошибки.
  3. Сравнение себя с другими. Многие из нас грешат тем, что сравнивают свои слабые стороны с сильными сторонами окружающих. Такой подход изначально не верен. Конечно, кто-то обладает способностями не свойственными вам. Но у него может не оказаться ваших положительных качеств.

    Постоянное сравнивание, подражание другим может привести не только к понижению самооценки, но и к потере себя как личности.

  4. Нереальные цели. Поставив перед собой слишком высокую цель с нереальным сроком для её реализации, вы подвергаетесь опасности не достигнуть её.

    В этом случае уровень самооценки падает, появляется неуверенность в собственных силах и страх перед возможными неудачами в будущем. Помните, цели должны быть реальными!

Способы повышения самооценки

  1. Занимайтесь тем, что вам нравится. Трудно сохранять позитивный настрой, пребывая большую часть времени на нелюбимой работе. Самооценка растёт, когда вы заняты активной деятельностью, которая вам по душе. Если вы не в силах устроиться на работу, которая сможет помочь вам ощутить собственную ценность, то найдите увлечение, приносящее радость.

  2. Выбирайте окружение. Стоит избегать людей, подрывающих веру в собственные возможности. Если вы двигаетесь по пути достижения цели, то всегда найдется пара-тройка негативно настроенных «доброжелателей», которые будут убеждать вас в невозможности её достижения. Многие оставляют свои идеи, сбитые с толку общественными стереотипами.

    Успеха достигают единицы, которые устояли перед мнением большинства. Помните, что любители покритиковать других за их действия или бездействия, как правило, сами закомплексованые, неуверенные в себе люди. За счёт принижения достоинств других такие люди стремятся повысить собственную значимость.

  3. Не изменяйте себе.

    Попытайтесь понять, чего вы хотите достичь, что вам для этого нужно, принимайте решения и действуйте в соответствии со своими, а не чужими взглядами. Будьте верны себе. Живите своей жизнью.

  4. Действуйте. Реагируйте на вызовы, которые вам бросает жизнь! Когда вы действуете, вы чувствуете свою значимость, растёт самоуважение и жизнь становится интересней.

    Помните, что неудачи автоматически понижают самооценку. Не стоит относиться к промахам как к трагедии, нужно понимать, что они – составляющие успеха. Это опыт. Не концентрируйте свои мысли на ошибках, делайте выводы и двигайтесь дальше.

  5. Излучайте позитив. Выбирая позитивное мышление, вы становитесь источником положительной энергии.

    Помогите ближнему, займитесь благотворительностью, переведите, наконец, бабушку через дорогу и вы ощутите прилив душевного тепла.

  6. Создайте образ. Сформируйте в своём сознании желаемый образ личности: привычки, манеру поведения, круг общения, манеры, стиль одежды, речь, реакции, поступки и т.д.

    Мысленно возвращайтесь к этому образу как можно чаще, отождествляя себя с ним. Образ должен проникнуть в ваше подсознание, стать вторым «Я».

  7. Фильтруйте входящую информацию. Все, что мы слышим и видим прямо или косвенно влияет на наше мировоззрение и поведение.

    Если день ото дня читать сводки криминальной хроники и смотреть программы о скором апокалипсисе, то настроение естественным образом будет склоняться в сторону пессимистического. И наоборот, получение позитивной информации зарядит вас оптимизмом и повысит самооценку.

    Источниками информации могут быть книги, аудио и видео, а также различные семинары, тренинги, курсы.

Не стоит воспринимать данные советы как панацею. Каждый, кто хочет повысить самооценку должен избрать свой путь. Главное помнить, что нормальная самооценка – это необходимое условие для самосовершенствования, развития личности и достижения душевной гармонии.

И знайте, если у вас почему-то не получается самостоятельная работа над повышением своей самооценки, то психологи нашего Центра всегда готовы оказать вам помощь. Просто наберите номер телефона

Источник: http://rad-gizni.ru/psihologiya-lichnosti/samoocenka-i-puti-ee-povysheniya.html

Ссылка на основную публикацию