Типичные трудности в развитии себя — психология

Типичные трудности в развитии себя

Типичные трудности в развитии себя

Не сталкивается с трудностями только тот, кто не работает. Вы — столкнулись. Замечательно! Все трудности преодолимы, будем решать их в порядке поступления.

Итак, типичные трудности в развитии себя:

Конечно, страшно — просто потому, что вы еще не научились работать со страхами. Научитесь — страхов не будет, или, что еще важнее — научитесь быть сильнее любых своих страхов. Итого: если ваши страхи вам мешают, четко свои страхи пропишите и поставьте задачу себя от этих страхов освободить. см.

Работу со страхом. Кто поэнерегичнее — переоформите страх в Вызов и используйте свой страх как ресурс: страх бодрит. Чаще напоминайте себе о том, зачем и ради чего все делаете. Есть ради чего, есть Мечта перед глазами? Подумайте и о том, чтобы идти вперед не одному (не одной), а с кем-то.

С кем-то — веселее!↑

Это нормально, не сомневаются только бездумные люди. Правильное решение — планировать время для дела, планировать время для сомнений. Есть люди, которые постоянно сомневаются, и даже вроде бы приняв решение, останавливаются и начинают все передумывать заново.

Это мешает. Что здесь может помочь? Установите свои Точки сомнения — период времени в плане, вы даете себе возможность проанализировать свои сомнения и принять новое решение взамен того, которое приняли раньше. Что в это время делать с сомнениями? — Просто записывать.

Придет время, разрешенное для сомнений, возьмете снова лист бумаги, выпишите все за и против, посомневаетесь продуктивно. Итак: планируем свои действия, планируем точки сомнений, когда дадим себе посомневаться и спланировать новые действия.

Все остальное время — действуем.

И память хочется развить, и скорочтение освоить, печать десятью пальцами срочно, а еще осанка, голос и лидерские навыки… Чтобы все это стало вашим, учитесь работать по плану. Составьте список всего, что хотите освоить, далее разбейте на три группы. В первой группе — самые важные и срочные навыки, без которых — никак.

Во второй — важные, но можно хотя бы на месяц отложить. В третьей — хочется, но в принципе можно пока и обойтись. Теперь все навыки первой группы впишите в расписание: в какие дни и часы чем будете заниматься. Далее — спокойно и методично.

Методичность и последовательность дают гораздо лучшие результаты, нежели суета и разбросанность.

    Освоил одно — забываю другое.

Верно, если нужные навыки не отрабатывать до привычки и автоматизма, именно так и происходит. Чтобы что-то новое стало вашим и привычным, нужны упражнения и тренировка.

Успешные люди не практикуют 1000 движений по 3 раза. Они практикуют 3 движения по 1000 раз, тогда приходит настоящий результат. И пока к одному не привыкните — второе не начинайте.

Подробнее о схеме эффективной работы см.→

Бывает, что и не получается вообще. Значит, нужно разобраться в том, что и как вы делали, понять свои ошибки, сделать выводы и действовать дальше. Не понимаете свои ошибки и затрудняетесь в выводах — поговорите с умными людьми, они вам подскажут. Все — получится. Обязательно, хотя и не сразу. Главная подсказка — позаботьтесь, чтобы начало любого вашего дела было Легким и приятным.

    Планирую — и забываю. Загорелся — и остыл.

Это знакомо очень многим, при желании вполне преодолимо. Чтобы себя лучше организовать, посмотрите Методы эффективной самоорганизации

Это когда кажется, что уже все умею, а на самом деле — все только знаю и просто сейчас хорошее настроение. А столкнулся с реальностью, настроение изменилось — и теперь кажется, что не могу ничего и все впустую.

Где правда? Вернитесь к пункту «Постановка цели» и свою цель, к чему стремитесь, опишите конкретно, через что-то проверяемое и наблюдаемое.

Не «стать более успешным», а где буду работать и сколько конкретно хочу зарабатывать.

    Вроде уже привык к новому, а сбился и вернулся в старое русло.

Не страшно, продолжаем развитие, бывает. Главное — не ругать себя. Сделай упражнение «Ошибочка!», улыбнись, напиши в свою тетрадь успехов свое достижение: «Себя не ругал, спокойно вернулся к прежнему формату».

Источник: http://promuzhika.ru/muzhchina-i-ego-razvitie/lichnost-muzhchiny-i-rabota-nad-soboj/tipichnye-trudnosti-v-razvitii-sebya.html

Проблемы в психологии развития

Автор Татьяна в 07/12/2013. Опубликовано Психология развития

Существует ряд важных проблем, которые на протяжении всей истории психологии развития были предметом острых споров и обсуждений. 

В основном, их круг очерчивается несколькими вопросами. Чем в большей степени обусловлено развитие — генами или воздействием окружающей среды? Как именно оно происходит — медленно и плавно? Или же изменения происходят в несколько ярко выраженных этапов? Что оказывает большее влияние на развитие? Одинаково ли важны детские переживания и более поздние события?

Таким образом, психологию развития интересуют, главным образом, несколько дихотомий.

Природа или воспитание?

Проблема значения наследственности и окружающей среды для развития человека является одной из старейших как в философии, так и в психологии. Такие философы, как Платон и Декарт поддерживали мысль о том, что некоторые понятия, идеи и концепты являются врожденными. С другой стороны, мыслители вроде Джона Локка предпочитали понятие tabula rasa (лат.

«чистая доска»): они были убеждены в том, что при рождении ум человека является своего рода «чистым листом», и что знания наши приходят с опытом.
Сегодня большинство психологов считают, что именно взаимодействие этих двух сил — природы и воспитания — и становится главным «катализатором» развития.

На некоторые чисто биологические аспекты развития, например, на половое созревание, могут влиять факторы окружающей среды.

Ранний или поздний опыт?

Ещё одним важным фактором в психологии развития считается важность раннего опыта по сравнению с теми событиями, которые происходят в более позднем возрасте.

Неужели на нас в большей степени влияет то, что происходит с нами в детстве? Теоретики психоанализа склонны заострять внимание на событиях, которые происходят в раннем детстве. Согласно Зигмунду Фрейду, личность ребенка практически полностью формируется в возрасте до пяти лет.

Если это действительно так, то те, кто в детстве испытывал лишения или жестокое обращение, никогда не могли бы нормально развиваться или социализироваться.

В противовес этой точке зрения исследователи обнаружили, что влияние событий детства не обязательно имеет доминирующее влияние на поведение в течение всей жизни. Многие люди с менее счастливым детством развиваются нормально и становятся полноценными членами общества.

Прерывность или непрерывность?

Третья крупная проблема в психологии развития — проблема непрерывности.

Изменения происходят плавно с течением времени? А может, через серию заранее определенных шагов? Некоторые теории развития утверждают, что изменения — просто вопрос количества; дети вырабатывают больше определенных навыков по мере того, как они становятся старше.

Авторы других теорий склонны тому, чтобы наметить в развитии человека ряд последовательных этапов становления личности и возникновения навыков. Большинство теорий развития можно разделить на три больших группы:

  1. Психоаналитические теории, навеянные работами Зигмунда Фрейда, который верил в важность бессознательного и детского опыта. Вклад Фрейда в теорию развития состоит в его предположения о том, что в своём развитии человек проходит через серию психосексуальных стадий. Теоретик Эрик Эриксон расширил идеи Фрейда, предложив теорию психосоциального развития. В теории Эриксона внимание уделялось изучению конфликтов, которые возникают на разных стадиях развития; в отличие от теории Фрейда, эта теория описывает развитие на протяжении всей жизни.
  2. Обучающие теории, которые сосредотачиваются на том, как на поведение воздействует окружающая среда. Важные процессы обучения включают классическое обусловливание, оперантное и социальное научение. В каждом случае поведение формируется в результате взаимодействия человека с окружающей средой.
  3. Когнитивные теории, которые сосредотачиваются на развитии психических процессов, навыков и способностей. В качестве примера когнитивной теории можно привести теорию когнитивного развития Пиаже.
Читайте также:  Заинтересовать - психология

Аномальное поведение или индивидуальные различия?

Одной из самых больших проблем для многих родителей является вопрос о том, нормально или нет развивается их ребенок.

Разграничение основных этапов умственного и физического развития предполагает существование временных рамок, в которые, как правило, возникают определенные навыки и способности. Оно, однако, может стать причиной беспокойства, если ребёнок немного отстает от нормы.

Несмотря на то, что теории развития исторически были сосредоточены на нарушениях поведения, всё большее распространение сейчас получает акцент на индивидуальные особенности в развитии.

Психоаналитические теории традиционно сосредоточены на аномальном поведении, поэтому теории развития, как правило, описывают нарушения поведения.

Обучающие теории больше полагаются на уникальное воздействие окружающей среды на человека, поэтому важным компонентом всех этих теорий являются индивидуальные различия.

Сегодня психологи при описании развития ребёнка принимают во внимание как нормы, так и индивидуальные особенности.

Источник: http://aboutyourself.ru/psy-razv/problemy-v-psixologii-razvitiya.html

Виды психологических проблем

Какими бывают психологические проблемы? Каковы существуют пути решения психологических проблем?

Психологической проблемой является внутренняя проблема человека, связанная с его картой мира, системой ценностей, потребностями, межличностными отношениями и т.п.

Несмотря на то, что психологические проблемы трудно делить на подвиды, поскольку любой внутренний конфликт имеет тенденцию к распространению на другие сферы, так семейные проблемы становятся личностными, а личностные превращаются в душевные, но мы все-таки постараемся классифицировать их.

Индивидные психологические проблемы – это проблемы, связанные с биологической сущностью человека – неконтролируемые страхи, тревожность, недовольство собой, своими физическими данными, переживания по поводу возраста, проблемы в сексуальной сфере и т.п.

Субъектные психологические проблемы – это проблемы, связанные с необходимостью выполнения какой-либо деятельности:недостаток умений, знаний, навыков или воли, знаний, недостаточный уровень способностей или интеллекта, нехватка энергии, иррациональность и т.п.

Субъектные психологические проблемы очень часто маскируются под проблемы иного рода.Мало кто способен признать, скажем, что он глуп, вместо этого человек пытается найти проблему в межличностных отношениях, полагая, что люди относятся к нему предвзято или строят против него интриги.

Личностные психологические проблемы – это проблемы, связанные с положением человека в социуме: комплекс неполноценности, нехватка статуса, сложности с имиджем, проблемы, имеющие отношение к общению с коллегами, членами семьи, друзьями, партнерами, любые ролевые проблемы.

Индивидуальностные проблемы – этопроблемы, связанные с достижением долгосрочных целей, самореализацией:экзистенциальные страхи, ощущение бессмысленности бытия, переживания нехватки времени, переживание непреодолимых препятствий, потеря самоуважения, внезапные кризисы, проблемы на работе и т.д.

Почему-то в нашей стране принято решать психологические проблемы самостоятельно, без помощи специалиста. Обращение к психотерапевту за помощью многие люди считают слабостью, и даже осмеивают ее. Мы чиним бытовые приборы у мастера, а душевные проблемы доверяем друзьям или родственникам, которые, к сожалению, далеко не всегда могут помочь.

Если на вашем жизненном пути возникло препятствие в виде психологической проблемы, мешающей вам жить, и вы не можете найти самостоятельно ключ к ее решению, не пытайтесь отложить проблему «на потом» или забыть, обратитесь за помощью к специалисту, ведь он не понаслышке знает, как запустить те механизмы, которые помогут справиться со многими психологическими проблемами.

Что собой представляет психоаналитическая терапия?

Психоаналитическая терапия – это старейшая из существующих ныне техник психотерапевтической работы.

Целью психоаналитической терапии является получение клиентом более глубокого понимания своих чувств, желаний, движущих мотивов, получение большей уверенности в себе и своих силах, достижение целостности личности, через опыт опробования взаимоотношений в безопасных условиях.

Следует различать психоанализ и психотерапию. Психоанализ предполагает частые встречи с аналитиком (4-5 раз в неделю), глубокую работу по изучению «лабиринтов» души клиента, использование кушетки.

Психотерапия же направлена на более конкретные цели, частота встреч может варьировать от 2 раз в неделю до 1 раза в месяц.

Во время психотерапии, терапевт и клиент, как правило, сидят лицом друг к другу, а уровень проработки проблемы не такой глубокий, как при психоанализе.

Какие психологические проблемы могут решиться с помощью психоаналитической терапии?

В ходе психоаналитической терапии пациент может разрешить следующие психологические проблемы: неуверенность в своих силах, тоска, одиночество, хроническое «невезение», невозможность построить дружеские или любовные отношения, навязчивые страхи, сложные внутренние переживания, соматические заболевания, возникающие на нервной почве, зависимости. Если говорить на медицинском языке, то работа психотерапевта – это, прежде всего, лечение неврозов, депрессии, психосоматических заболеваний и сексуальных расстройств.

Вопросы читателей

Здравствуйте! я хочу помочь другу разобраться с его проблемой, потому что он сам не хочет обращаться за помощью к профессионалам 18 October 2013, 17:25 Здравствуйте! я хочу помочь другу разобраться с его проблемой, потому что он сам не хочет обращаться за помощью к профессионалам. у него случилась такая ситуация.

Малознакомая девушка соблазнила его и уговорила не предохраняться, у них случился половой акт, после чего уже в течение месяца та девушка убеждает молодого человека что она беременна, но при этом она не хочет пойти вместе с ним к врачу чтобы сдать анализы на ХГЧ или хотя бы пройти тест при нем, чтоб он сразу посмотрел результат.

Она убеждает его, что тест показа 2 полоски, но никаких доказательств не дает, всё время говорит это или в переписке в интернете или по телефону. А теперь я расскажу немного об этой девушке.

Она живет одна, ей 20 лет, не учится, не работает, живёт то ли в ПГТ то ли в селе, судя по ее рассказам тому мч, она очень хочет ребенка, НО мы с другим моим другом практически уверены, что у неё проблемы с психикой или она просто-напросто издевается.

Она врёт, что не может пойти сдать кровь из вены, потому что пришел к ней бывший парень и побил ее и у неё синяки, в то время как её близкая подруга говорит, что ее парень действительно приходил, но они сидели и пили чай. Также, эта девушка писала прощальные смс всем подругам и друзьям, говорила что собирается покончить с собой.

Она не соглашается даже за деньги поехать с моим другом в больницу чтобы доказать факт беременности. Он студент, весь на нервах, ходит сам не свой.

Читайте также:  Эго-психология - психология

Скажите, пожалуйста, может ли быть так, что у неё дефицит внимания? может ей просто доставляет удовольствие издеваться на ним? Ведь она постоянно делает всё, чтобы он начал обращать на неё внимание, пишет ему, что мол всё, не пиши мне больше, а потом снова пишет ему про беременность. Говорит что поедет с ним в больницу, а потом в последний момент всё отменяет. Помогите, пожалуйста, разобраться в этой ситуации, мне кажется, что у нее психологические проблемы. Спасибо.

Источник: http://www.likar.info/psihologicheskie-problemyi/article-60322-vidy-psihologicheskih-problem/

Актуальные проблемы психологии развития

Психологическая наука делится на несколько отраслей. Среди них и психология развития. Это психологическое направление, которое изучает закономерности в развитии психики и личности человека. Области исследования – это особенности психологического развития ребенка, генетическая и психология современного образования.

Об истории психологии развития

Основателем данного направления можно смело назвать американского психолога Стивена Холла. В своей лаборатории в 1880-е гг. он начал работу над систематическим изучением развития детей и подростков на разных возрастных этапах.  Основной метод исследования, который избрал Холл, были опросники.

Через некоторое время исследователь решил включить в область своего изучения процессы обратного развития, связанные со старением. Именно так была очерчена основная область изучения в психологии развития.

Психология развития в России 

Данное направление в отечественной психологии стало самостоятельной областью лишь недавно. Хотя исследования в данном направлении ведутся еще с начала прошлого столетия. Особый вклад в этой области принадлежит Л.С. Выготскому и его школе.

Вся проделанная им работа стала одним из принципов методологии культурно-исторической теории.

 Важность данного направления сложно переоценить, так как данные исследования помогают решить многие вопросы и проблемы не только в детской, но и в общей психологии.

Что является центральной проблемой психологии развития? Главной и основополагающей остается проблема факторов, которые определяют психическое развитие. Ее рассматривают с точкизрения разных форм – это соотношение роли биологических и социальных факторов, среды воспитания и наследственности, процесса обучения и созревания, движущих сил и условий развития и т.д.

Еще одной важной проблемой изучения для психологии развития можно назвать стадии развития и  закономерности их смены. Другими словами, это вопрос периодизации развития личности и психических процессов.

Особняком среди вопросов психологии развития стоит  изучение особенностей развития психики человека и животного.

Актуальные проблемы психологии развития (по Давыдову)

Известный отечественный психолог В.В. Давыдов внес огромный вклад в  развитие психологической науки. Именно он поставил перед психологами-исследователями новые актуальные проблемы.

Решать их предстоит, как современникам, так и последующим специалистам.

Перечислим наиболее важные из них: индивидуальные варианты развития личности детей, влияние вне образовательных сфер деятельности на развитие детской личности и др.

В своих трудах известный русский исследователь указывал на необходимость постоянно продолжать изучение детской психологии. Также на создание развернутой периодизации развития психики, которая отвечала бы характеру современного ребенка.

Особое внимание Давыдов отводит проблеме переломных периодов в развитии психики ребенка. По-прежнему остается актуальной работа над симптоматикой переломных и сензитивных периодов в психическом развитии детей.

Вышеперечисленные проблемы, на первый взгляд, могут показаться сугубо теоретическими, но это не так. Для того, чтобы работать на практике необходимо иметь четкие теоретические основы. Именно от решения этих вопросов зависит содержательное наполнение системы образования подрастающих детей.

Решение проблем психологии развития не возможно без междисциплинарных исследований. Именно поэтому наблюдается тесное взаимодействие со смежными областями, такими как общая и сравнительная психология, клиническая и дифференциальная, а также психогенетика, социобиология, антропология, этнография и др.

Источник: http://sam-sebe-psycholog.ru/articles/aktualnye-problemy-psihologii-razvitiya

Психологические проблемы обучения и развития (стр. 1 из 2)

1. Введение 2

2. Психологические проблемы обучения и развития 3

3. Заключение 12

4. Список литературы 15

ВВЕДЕНИЕ

Предметом педагогической психологии является изучение психологических закономерностей обучения и воспитания, причем как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны того, кто организует это обучение и воспитание (т. е. со стороны педагога, воспитателя).

Воспитание и обучение представляет собой разные, но взаимосвязанные стороны единой педагогической деятельности. В действительности они всегда реализуются совместно, поэтому определить обучение от воспитания (как процессы и результаты) практически невозможно. Воспитывая ребенка, мы всегда его чему-то обучаем, обучая — одновременно воспитываем.

Но эти процессы в педагогической психологии рассматриваются отдельно, ибо они различны по своим целям, содержанию, методам, ведущим видам реализующей их активности. Воспитание осуществляется в основном через межличностное общение людей и преследует цель развития мировоззрения, морали, мотивации и характера личности, формирование черт личности и человеческих поступков.

Обучение же (реализуясь через различные виды предметной теоретической и практической деятельности) ориентируется на интеллектуальное и когнитивное развитие ребенка. Различны и методы обучения и воспитания.

Методы обучения основаны на восприятии и понимании человеком предметного мира, материальной культуры, а методы воспитания — на восприятии и понимании человека человеком, человеческой морали и духовной культуры.

Объектом педагогической психологии являются деятельностные процессы передачи-усвоения социального опыта у человека. Развивая общественно-исторический подход к исследованию психики человека, А. Н. Леонтьев писал, что у человека, в отличие от животных, имеются не два вида опыта, а три.

Первый – врожденный опыт, он имеет те же самые механизмы, что и у животных, однако является очень ограниченным по своему объему и функционирует не сам по себе, а в качестве предпосылки приобретения других видов опыта. Второй – индивидуальный опыт, надстраивающийся над врожденным опытом.

Принципиально новым видом опыта, на основе которого развивается специфически человеческая психика, является третий его вид – социальный опыт. Он отличается от указанных выше видов опыта как по своему содержанию, так и по способу приобретения индивидом.

Именно педагогическая психология призвана исследовать законы, лежащие в основе этого процесса – процесса приобретения индивидом социального опыта.

ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

Для формирования и развития каждого психологического и поведенческого свойства индивида есть свой специфический период, когда разумнее всего начинать и активно вести обучение и воспитание детей. Он называется сензитивным периодом развития данного свойства.

Процесс индивидуального развития каждого ребенка происходит в определенных условиях, в окружении конкретных предметов материальной и духовной культуры, людей и отношений между ними. Все это вместе взятое составляет условия психологического развития ребенка.

От них зависят его индивидуальные особенности, использование и превращение в соответствующие способности тех или иных задатков, имеющихся с рождения, качественное своеобразие и сочетание психологических и поведенческих свойств, приобретаемых в процессе развития.

Читайте также:  Состояние - психология

Одни и те же дети, движущие силы развития которых одинаковы, в разных условиях, вероятно, будут психологически и поведенчески развиваться по-разному. Это касается скорости их развития и уровня достижений. Чем более благоприятны условия для развития ребенка, тем большего он может достичь за один и тот же период времени.

Еще одно теоретическое понятие, связанное с психологическим развитием, — факторы развития. Это – совокупность методов и средств обучения, организация и содержание обучения, уровень педагогической подготовленности учителей. Факторы развития могут способствовать или препятствовать ему, ускорять или, напротив, замедлять процесс развития ребенка.

Особую роль в понимании законов возрастного развития детей играют понятия ведущего вида деятельности и ведущего типа общения. С представлениями о психологическом развитии детей также связано понятие возраста. В психологии сложилось два представления о возрасте: физический возраст и психологический возраст.

Первый характеризует время жизни ребенка в годах, прошедших с момента его рождения, а второй указывает на достигнутый к этому времени уровень психологического развития.

Анализ возрастных и когнитивных особенностей детей показывает, что в каждом возрасте обучение детей имеет свои особенности и по необходимости должно строиться по-разному с учетом этих особенностей.

Задача педагогической психологии состоит в том, чтобы выработать научно обоснованные рекомендации по учету возрастных особенностей детей при определении целей, содержания и методов обучения с расчетом на то, чтобы обеспечить максимально быстрое продвижение детей разного возраста в психологическом развитии.

Есть две различные точки зрения на процесс развития ребенка в целом. Согласно одной из них этот процесс непрерывен, согласно другой – дискретен.

Первая допускает, что развитие идет не останавливаясь, не ускоряясь и не замедляясь, поэтому каких-либо четких границ, отделяющих один этап развития от другого, не существует.

Согласно второй точке зрения развитие идет неравномерно, то ускоряясь, то замедляясь, и это дает основание для выделения стадий или этапов в развитии, качественно отличающихся друг от друга.

Существует два отличающихся друг от друга подхода к представлению периодизации развития.

Один из них основан на понимании процесса развития как складывающегося стихийно, под влиянием множества случайных факторов и обстоятельств в жизни детей, а другой представляется нормативным или таким, каким развитие должно было бы быть в идеальном случае при полном учете всех влияющих на него факторов, при правильной организации обучения и воспитания детей.

Один из важнейших вопросов психологической теории учебной деятельности, а также обсуждаемых в ней процессов научения, обучения и учения состоит в выяснении того, в какой мере все это вместе взятое влияет на психологическое и поведенческое развитие человека. Исторически сложились различные точки зрения по данному вопросу:

· Развитие полностью определяется научением, практически не зависит от имеющихся задатков, ни от созревания организма;

· Развитие совершенно не зависит от научения и определяется в основном только задатками, естественным созреванием организма и его возможностями;

· Развитие зависит от научения, но, кроме него, определяется также и естественным созреванием организма.

Рубинштейн писал о тесной связи развития и обучения. Он отвергал идею о том, что ребенок сначала развивается, а затем воспитывается и обучается. Он считал, что ребенок развивается обучаясь и обучается, развиваясь.

На развитие человека влияют два основных фактора: биологический (наследственность, конституция, задатки) и социальная среда. Основой психического развития служит качественное изменение социальной ситуации или деятельности субъекта. Для каждого этапа развития человека характерна своя логика развития, смена логики осуществляется при переходе с этапа на этап, обучение ведет за собой развитие.

Выготский впервые определил этапы умственного развития:

· уровень актуального развития – уровень, на котором ребенок находится в настоящий момент, который подразумевает выполнение определенной деятельности самостоятельно без помощи взрослых;

· зона ближайшего развития – возможность самостоятельного выполнения действий при помощи взрослых.

В процессе развития Выготский выделяет: усвоение, присвоение, воспроизведение. Ученики Выготского разработали две системы развивающего обучения. В основу легла теория зоны ближайшего развития + теория о том, что обучение внутренне необходимый и всеобщий момент развития, хорошо только забегающее вперед обучение.

Занков хотел поставить такую систему начального обучения, при которой достигалось гораздо более высокое развитие младших школьников, чем при обучении согласно канонам традиционной методики. Эту систему предполагалось построить на основе следующих взаимосвязанных принципов:

· обучение на высоком уровне трудности (но трудность не любая, а лишь трудность в понимании взаимозависимости явлений и внутренних связей);

· ведущая роль теоретических знаний, т.е. не на уровне представлений, а на уровне понятий;

· изучение материала быстрым темпом;

· осознание школьниками самого процесса учения (учитель должен предупреждать учеников о трудностях);

· систематическая работа над развитием всех обучаемых.

Занков предполагал, что его система развивающего обучения работает по 3 основным линиям общего психологического развития ребенка:

· наблюдение (основа мышления);

· мышление;

· практическое действие.

Давыдов в своем труде «Проблемы развивающего обучения» исходил из того, что традиционное начальное обучение культивировало в младших школьниках основы эмпирического сознания и мышления или наглядно-образного и конкретного мышления. Школа Эльконина и Давыдова сделала основной акцент на развитии теоретического (абстрактного) мышления.

При этом авторы признавали, что эмпирические обобщения и возникающие на их основе представления играют в жизни ребенка большую роль. Эмпирическое сознание и мышление, развивались, опираясь при этом на сравнение и формальное обобщение. Они позволяют упорядочить окружающий предметный мир и ориентироваться в нем.

В основе теоретического сознания и мышления лежит содержательное обобщение. Человек, анализируя некоторую развивающую систему предметов, может обнаружить ее всеобщие основания (принцип решения математических задач).

Теоретическое мышление состоит в том, чтобы создавать содержательные обобщения той или иной системы, а затем строить эту систему, выбирая возможности ее всеобщего основания.

Источник: http://MirZnanii.com/a/203846/psikhologicheskie-problemy-obucheniya-i-razvitiya

Ссылка на основную публикацию