Социальное действие — психология

Социальное действие и социальное поведение

Социальное взаимодействие и социальные системы

Социальная система — ключевое понятие современной социологии, обладающее большими эвристическими, познавательными возможностями и являющееся главным инструментом теоретического социологического анализа.

Вместо того чтобы изучать десятки, сотни, тысячи различных социальных групп, коллективов, общностей, каждая из которых обладает своими уникальными и неповторимыми чертами, социологи используют обобщенное понятие «социальной системы», выражающее наиболее существенные и характерные черты различных социальных групп.

Само общество также может изучаться как особый тип макросистемы, имеющей ряд общих свойств с любой другой социальной системой, но вместе с тем обладающей своими особенностями.

В 50-х гг. XX в. ряд ведущих теоретиков американской социологии Г. Парсонс, К. Дэвис, Н. Смелзер, Р. Мертон, М. Леви и другие предприняли попытку использовать принципы зарождающейся тогда системно-структурной методологии к анализу широкого круга социальных явлений.

Близкие по духу попытки предпринимались и раньше, вспомним хотя бы концепцию Э. Дюркгейма, Ф. Тенниса, Г. Спенсера, В. Парето и др.

Однако своеобразие нового этапа развития социологии как науки, начавшегося в период Второй мировой войны, состояло в том, что социология перестала заимствовать идеи и понятия у других наук, что было характерно для социологии XIX — начала XX вв.

, а опиралась на свои собственные представления об общественной жизни, отражавшие своеобразие и специфику общественных явлений.

Одной из важных сторон этой новой методологии, как уже отмечалось, было установление аналитического различия и уточнения специфического содержания двух основополагающих понятий — «культуры» и «социальной системы».

Прежде чем подробно остановиться на изложении содержания последнего понятия, необходимо предварительно сказать несколько слов о другом важном термине — «социальное взаимодействие».

Категория «социальное взаимодействие»

Его уникальная роль в социологии заключается в том, что оно является онтологической предпосылкой всех общественных явлений, реальным фундаментом общественной жизни, на котором строится сложное и многоярусное здание общества с присущими ему нормами и ценностями, институтами, организациями, образом жизни людей.

Популярность категории социального взаимодействия в западной социологии объясняется тем фактом, что она отражает изменяющийся характер общественной жизни, дает возможность представить ее как процесс.

Отсюда преимущество данной категории перед другим популярным термином «социальные отношения», который фиксирует главным образом устойчивые аспекты социальных явлений.

Другое преимущество категории социального взаимодействия перед понятием социальных отношений заключается в том, что первое стремится учесть субъективную сторону человеческих действий.

Главная особенность социального взаимодействия заключается в том, что оно представляет собой процесс воздействия людей друг на друга в ходе этого процесса, поведение актера (действующего лица) сознательно реорганизуется под влиянием «поведения другого актера, и наоборот».

Иными словами, в процессе социального взаимодействия имеет место влияние сознания, интересов, потребностей, поведенческих установок одного человека на другого, и наоборот, т.е. аналогичное взаимодействие оказывает и другой индивид.

Поэтому неудивительно, что исходным в определении социальной системы служит истолкование ее как «системы социального взаимодействия множества индивидов».

При системном анализе социального взаимодействия внимание в первую очередь обращается на те аспекты социальных действий, которые дают возможность интегрировать и координировать действия множества индивидов в единое целое.

Это обусловлено наличием общеразделяемых символов ценностных и культурных стандартов, позволяющих индивидам правильно и более или менее единообразно оценивать поведенческую ситуацию, заранее ожидая друг от друга согласованных действий.

Последнее становится возможным в том случае, когда наличествуют социальные нормы, предписывающие людям определенные шаблоны действий — социальные роли.

Отсюда следует важный вывод, выражающий, кстати, специфику социальных систем: их нормальное функционирование невозможно вне связи с определенными культурными, ценностными стандартами, которые обычно задаются извне или развиваются в рамках самостоятельной системы, но тоже в теснейшей зависимости от принятых в обществе фундаментальных ценностей.

Социальное действие и социальное поведение

Один из основателей социологии Макс Вебер (1864–1920) определил социологию как науку, изучающую социальное действие, под которым он понимал любое действие, ориентированное на мотивы других людей.

Оно обладает двумя обязательными чертами: 1) осознанной мотивацией; 2) ориентацией на других (ожидание).

Без первой нельзя говорить о нем как о действии, без второй — называть его социальным.

Вебер полагал, что без учета мотивов социология не в состоянии установить причинные связи, которые только и позволяют создать крупномасштабную и объективную картину социального процесса.

Семья, нация, государство и армия, в отличие от человека, не имеют живого организма, значит, не обладают мышлением, волей и мотивами. Нельзя говорить о «коллективном сознании» или «воле государства» как о реальных вещах.

Мотивация — субъективно подразумеваемый смысл действия. Социальным выступает только такое действие, которое понятно другим людям.

Но может ли быть понятным другим такое действие, которое непонятно самому субъекту? Нет, понятным может быть только осмысленное действие, т.е. направленное на ясную цель и использующее средства, которые признаются соответствующими этим целям.

Поведение, обладающее указанными критериями, называется целерациональным.

Оно — основной тип в классификации социальных действий М. Вебера. Возьмем целерациональное действие за эталон и будем сравнивать с ним все другие действия людей, а их великое множество. Получим шкалу, построенную на принципе сравнения всякого действия с целерациональным.

По мере убывания рациональности поступки становятся все менее понятными, цели — ясными, а средства — определенными. В конце шкалы мы обнаружим иррациональное действие, совершаемое вопреки здравому смыслу и собственным интересам. Назовем его действием с отрицательной целью.

Оно выпадает из поля зрения социологии, хотя остается объектом психоанализа. По соседству примостилось аффективное действие, у которого вообще нет цели. Оно совершается при сильном раздражении, вспышке гнева, стрессе или агрессии. Им занимается традиционная психология.

Середину веберовской шкалы занимают ценностно-рациональные и традиционные действия.

Традиционное действие — это действие, совершаемое автоматически, в силу привычки.

Ежедневно мы чистим зубы, одеваемся, совершаем множество других привычных действий, над смыслом которых даже не задумываемся. Лишь в том случае, если возникло затруднение и мы не можем определить, например, какого цвета рубашку надеть на сей раз, автоматизм разрушается, и мы задумываемся. А это означает, что мы совершаем социальное действие.

Ценностно-рациональное действие основано на сознательной вере в то, что наш поступок имеет эстетическую, этическую, религиозную или какую-либо иную ценность.

У такого действия в сопоставлении с целерациональным нет цели, результата, успеха, но есть мотив, смысл, средства, ориентация на других. У аффективного и традиционного действия нет цели, результата, успеха, мотива, смысла и ориентации на других. Иначе говоря, два последних типа действия лишены признаков социального действия.

В силу этого Вебер считал: только целе — и ценностно-рациональное действие суть социальные действия, обусловленные социальным статусом личности.

Напротив, традиционное и аффективное действия к ним не относятся.

Источник: https://megaobuchalka.ru/6/34823.html

Социальные действия. Основы социологии

Понятие «социальное действие (деятельность)»ϲʙᴏйственно только человеку как общественному существу и занимает в науке «социология» одно из важнейших мест.

Всякое человеческое действие — проявление его энергии, побуждаемое определенной потребностью (интересом), кᴏᴛᴏᴩые порождают цель на их удовлетворение. Стремясь к более эффективному достижению цели, человек анализирует ситуацию, ищет наиболее рациональные пути, обеспечивающие успех. И что особо важно, он действует самозаинтересованно, т. е.

смотрит на все через призму ϲʙᴏего интереса. Живя в обществе подобных себе, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно имеющих ϲʙᴏи интересы, субъект деятельности должен их учитывать, согласовывать, осмысливать, ориентироваться на них: кто, что, как, когда, сколько и т. п. В ϶ᴛᴏм случае действие приобретает характер социального действия, т. е.

характерными признаками социального действия (деятельности) будут осмысление и ориентация на интересы других, их возможности, варианты и последствия разногласий. В противном случае — жизнь в данном обществе станет рассогласованной, начнется борьба всех против всех.

Ввиду огромной важности вопроса социальной деятельности для жизни общества, его рассматривали такие известные социологи, как К. Маркс, М. Вебер, Т. Парсонс и др.

С позиции К. Маркса, единственной социальной субстанцией, создающей человека и его сущностные силы, а тем самым и общество как систему взаимодействия множества индивидов и их групп, будет активная человеческая деятельность во всех ее сферах, прежде всего в производственно-трудовой.

В процессе такой деятельности создается специфически человеческий мир, кᴏᴛᴏᴩый реализуется как культурно-исторически данная человеку объективная действительность, не только созерцаемая и познаваемая человеком, но и творимая материально и духовно, преобразуемая им. Согласно Марксу, именно в социальной деятельности происходит развитие и саморазвитие человека, его сущностных сил, способностей и духовного мира.

Весьма существенный вклад в понимание и истолкование деятельности внес М. Вебер ϲʙᴏей теорией «социального действия». В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ней действие становится социальным, когда оно:

  • будет осмысленным, т. е. направлено на достижение ясно осознаваемых самим индивидом целей;
  • сознательно мотивировано, а в качестве мотива выступает некое смысловое единство, представляющееся действующему лицу или наблюдателю достойной причиной для определенного действия;
  • социально осмысленно и социально ориентировано на взаимодействие с другими людьми.

М. Вебер предложил типологию социальных действий. В первом случае человек действует по принципу «хороши те средства, кᴏᴛᴏᴩые помогают достичь цели». По М. Веберу, ϶ᴛᴏ целерациональный тип действия.

Во втором случае человек пытается определить, насколько хороши те средства, кᴏᴛᴏᴩые имеются в его распоряжении, не могут ли они принести вред другим людям и т. п. В ϶ᴛᴏм случае говорят о ценностно-рациональном типе действий (϶ᴛᴏт термин также был предложен М. Вебером).

Нужно помнить, такие действия определяются тем, что субъект должен сделать.

В третьем случае человек будет руководствоваться принципом «все так делают», а следовательно, по Веберу, его действие будет традиционным, т. е. его действие будет определяться общественной нормой.

Наконец, человек может совершать действие и выбирать средства под напором чувств. Нужно помнить, такие действия Вебер называл аффективными.

Два последних типа действия, по существу, не будут социальными в строгом смысле слова, поскольку в них нет осознанного смысла, положенного в основу действия.

Только целерациональные и ценностно-рациональные действия в полном смысле слова будут социальными действиями, имеющими определяющее значение в развитии общества и человека. Причем основной тенденцией развития исторического процесса, считает М.

Вебер, выступает постепенное, но неуклонное вытеснение ценностно-рационального поведения целерациональным, поскольку современный человек верит не в ценности, а в успех.

Рационализация всех сфер деятельности, по Веберу, — судьба западной цивилизации, где рационализируется все: и способ ведения хозяйства, и осуществление политики, и сфера науки, образования, культуры, и даже мышление людей, их способ чувствования, межличностные отношения, их образ жизни в целом.

Социологическое понимание и истолкование социального действия значительно углублено и обогащено известным американским социологом Т. Парсонсом, особенно в его работах «Структура социального действия» и «К общей теории действия».

Согласно ϶ᴛᴏй концепции, реальное социальное действие содержит в себе 4 элемента:

  • субъект — актор, кᴏᴛᴏᴩый не обязательно будет индивидом, а может быть и группой, и общностью, и организацией и т. п.;
  • ситуационное окружение, включающее в себя объекты, предметы и процессы, с кᴏᴛᴏᴩыми актор вступает в те или иные отношения. Актор — ϶ᴛᴏ человек, всегда находящийся в определенном ситуационном окружении, его действия представляют собой ответ на совокупность сигналов, кᴏᴛᴏᴩые он получает из окружающей среды, включающей как естественные объекты (климат, географическую среду, биологическую структуру человека), так и социальные объекты;
  • совокупность сигналов и символов, посредством кᴏᴛᴏᴩых актор вступает в определенные отношения с различными элементами ситуационного окружения и приписывает им некий смысл;
  • система правил, норм и ценностей, кᴏᴛᴏᴩые ориентируют действия актора, придавая им целенаправленность.
Читайте также:  Развитие личности мужчины по сергею шишкову - психология

Проанализировав взаимодействие элементов социального действия, Т. Парсонс пришел к фундаментальному выводу. Суть его такова: действия человека всегда обладают чертами системы, по϶ᴛᴏму в центре внимания социологии должна находиться система социального действия.

Стоит сказать, что каждая система действия, согласно Т. Парсонсу, обладает функциональными предпосылками и операциями, без и помимо кᴏᴛᴏᴩых она действовать не в состоянии. Любая действующая система обладает четырьмя функциональными предпосылками и осуществляет ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие им четыре основные функции.

Первую из них составляет адаптация, нацеленная на установление благоприятных отношений между системой действий и окружающей ее средой. С помощью адаптации система приспосабливается к окружающей среде и к ее ограничениям, приноравливает ее к ϲʙᴏим потребностям. Вторая функция заключается в цeлeдocтижeнии.

Целедостижение состоит в определении целей системы и мобилизации ее энергии и ресурсов для их достижения. Интеграция третья функция, представляющая собой стабилизирующий параметр действующей системы.

Стоит заметить, что она направлена на поддержание координации между частями системы, ее связанности, на защиту системы от резких изменений и крупных потрясений.

Любая система социального действия должна обеспечивать мотивацию ϲʙᴏих акторов, что и составляет четвертую функцию.

Суть ϶ᴛᴏй функции заключается в обеспечении определенного запаса мотиваций — накопителя и источника необходимой для действия системы энергии.

Данная функция направлена на обеспечение сохранения верности акторов нормам и ценностям системы, а также на ориентированность акторов на данные нормы и ценности, следовательно, на сохранение равновесия всей системы.

Кстати, эта функция не сразу бросается в глаза, по϶ᴛᴏму Т. Парсонс назвал ее латентной.

Мотив — внутреннее, субъективно-личностное побуждение к поступку, кᴏᴛᴏᴩое подталкивает человека к действию. Уместно отметить, что определив составляющие, мы можем представить алгоритм социального действия.

Общественные ценности совместно с мотивом порождают у субъекта деятельности ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий интерес.

Стоит сказать, для реализации интереса ставятся определенные цели, задачи, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с кᴏᴛᴏᴩыми актор (деятель) осуществляет социальную действительность, стремясь достичь поставленную цель.

Как видим, мотивация социального действия содержит в себе индивидуальную цель и ориентацию на других, их возможную ответную реакцию.

По϶ᴛᴏму конкретное содержание мотива будет представлять собой синтез общественного и личного, объективного и субъективного, сформированного и воспитанного потенциала субъекта социальной деятельности.

Конкретное содержание мотива определяется тем, как будут соотноситься данные две стороны единого целого, многообразные объективные условия и субъективный фактор: особые качества субъекта деятельности, такие, как темперамент, воля, эмоциональность, настойчивость, целеустремленность и др.

Социальная деятельность подразделяется на различные виды:

  • материально-преобразовательная (ее результатами выступают разнообразные продукты труда: хлеб, одежда, станки, здания, сооружения и т. п.);
  • познавательная (ее результаты воплощаются в научных концепциях, теориях, открытиях, в научной картине мира и т. д.);
  • ценностно-ориентационная (ее результаты выражаются в существующей в обществе системе нравственных, политических и иных ценностей, в понятиях долга, совести, чести, ответственности, в исторических традициях, обычаях, идеалах и др.);
  • коммуникативная, выражающаяся в общении человека с другими людьми, в их взаимоотношениях, в диалоге культур, мировоззрении, политических движениях и т. п.;
  • художественная, воплощающаяся в создании и функционировании художественных ценностей (мира художественных образов, стилей, форм и т. д.);
  • спортивная, реализующаяся в спортивных достижениях, в физическом развитии и совершенствовании личности.

Источник: http://xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai/book/5253/232795/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F.html

Социальное действие: понятие и сущность

Социальное действие — это любое проявление социальной активности (деятельность, поведение, реакция, позиция и проч.), ориентированное на других людей. Это простейшая единица (единичный акт) социальной деятельности, предполагающая (учитывающая) определенные ожидания и реакцию других людей.

В классической социологии исследователи выделяют два основных подхода, две точки зрения на мотивацию социального действия.

Так, по мнению Э. Дюркгейма, деятельность и поведение человека жестко детерминированы внешними объективными факторами (социальной структурой, социальными отношениями, культурой и др.). М. Вебер, напротив, придавал субъективный смысл социальному действию. Он считал, что в любых социальных условиях человек1 имеет определенную возможность для проявления своей индивидуальности.

Понятие «социальное действие» было введено в социологию М.

Вебером для обозначения действия индивида (отдельных обособленных индивидов), направленного на разрешение жизненных проблем и сознательно ориентированного на других людей.

Основными признаками социального действия (по М. Веберу) является осознанная мотивация и ориентация на других. М. Вебер выделяет четыре типа социального действия:

  • 1) целерациональное действие — осознанное действие, направленное на достижение определенной цели. В этом действии цель является основным мотивом;
  • 2) ценностно-рациональное действие — действие, основанное на вере в то, что совершаемый поступок имеет определенную ценность. Следовательно, в этом типе социального действия основным мотивом является ценность (этическая, религиозная, идеологическая, культурная и др.);
  • 3) традиционное действие — действие, совершаемое в силу привычки, традиции, как бы автоматически, например, мы идем по улице и не задумываемся о том, как необходимо переставлять свои ноги. Мышление «подключается» лишь тогда, когда возникают какие-либо трудности в передвижении. По мнению М. Вебера, традиционное действие совершается подсознательно, и по этой причине оно является предметом исследования психологии, этнологии и других наук, но не социологии;
  • 4) аффективное действие — действие, детерминированное эмоциями и по этой причине также не осознаваемое, т. е. не подлежащее социологическому анализу.

Т. Парсонс предложил свою общую систему человеческого действия, которая включает социальную систему, систему личности, систему культуры.

Каждая из перечисленных систем (подсистем) имеет в общей системе социального действия свое функциональное значение.

Социальная система решает проблемы социального взаимодействия и интеграции общества; культурная система — сохранения и воспроизводства образов; личностная система — исполнение целедостиженческих функций.

Предложенная Т. Парсонсом структурно-функциональная теория социального действия в значительной степени «ограничивает» (предопределяет) деятельность индивида существующей институциональной системой, за что она (теория) неоднократно подвергалась аргументированной критике.

Дальнейшее развитие теория социального действия получила в трудах таких социологов, как А. Турен, Ф. Знанецкий, Ю. Хабермас, Дж. Александер, П. Л. Бергер и др.

Современные исследователи в своих концепциях стремятся учитывать одновременно объективные факты и субъективные мотивы социального действа, а также новейшие научно-технические достижения и изменения, произошедшие в последние годы в гражданском обществе, в мировых культурах и цивилизациях. При этом приоритет отдается мотивационно-деятельностной компоненте социального действия.

Так, активный сторонник концепции постиндустриального общества французский социолог А. Турен вводит в теорию социального действия понятие «социальный субъект», под которым на социальном уровне он понимает социальные движения. П. Л.

Бергер считает, что между дюркгеймовской объективной детерминированностью социального действия и веберовской субъективной мотивацией социального действия в сущности нет противоречий. Просто оба эти феномена существуют одновременно, обусловливая и объясняя друг друга: «общество определяет нас, а мы, в свою очередь, определяем общество» . По мнению Дж.

Александера, социальное действие детерминировано тремя основными составляющими: культурой, индивидуальностью и социальной системой.

Источник: http://all-politologija.ru/knigi/osnovy-sociologii-i-politologii-kozyrev/socialnoe-dejstvie-ponyatie-i-sushnost

Open Library — открытая библиотека учебной информации

Деятельность– процесс, выражающийся в целœесообразном изменении и преобразовании человеком мира и сознания, включающий цель, средства и результат.

Поведение – система взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом с целью реализации определённой функции и требующих его взаимодействия со средой. В поведении проявляются личность человека, особенности его характера, темперамента͵ его потребности, вкусы; обнаруживаются его отношения к предметам.

Парсонс предложил структуру элементарного акта действия:

Агент (действующее лицо) = актор. Понимается не как организм, а как сознание, «Я».

«Цель» — такое будущее положение вещей, на ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ ориентировано выполняемое действие.

Ситуация действия (она разбита на средства и условия). Средства контролируются, а условия нет.

Нормативная ориентация — ценностная оценка средств, которая накладывает ограничения.

Теория социального действия

Подсистемы социального действия:

Ø биологический организм (индивидуальное психологическое состояние человека, включая инстинкты и биологические потребности, влияющие на поведение человека).

Ø система личности («Эго»): мотивационная структура индивида; организм и система личности вместе образуют «базисную структуру» и представляют собой совокупность индивидуальных потребностей и диспозиций (целœедостижение как удовлетворение потребностей).

Ø социальная система – совокупность образцов поведения, социальное взаимодействие (интеракция) и социальные роли (интеграция).

Ø система культуры – культурные ценности и социальные нормы, необходимые для стабильного функционирования общества.

В последней, которая задана набором функциональных проблем любой системы (адаптация, достижение цели, интеграция, поддержание образца), Парсонс аналитически вычленяет подсистемы социальной структуры, культуры, личности. Ориентации действующего лица (актора) описываются при этом с помощью набора стандартных (типовых) переменных.

Перечислим то, что приходится принимать во внимание актору, совершающему социальное действие:

Во-первых, это его собственные интересы и потребности. Причем, по возможности, в широком плане: то действие, о котором идет речь в данный момент, плюс те действия, которые совершаются одновременно с ним, плюс те, которые предполагается совершить в будущем;

Во-вторых, крайне важно принимать во внимание действия других людей, чтобы, по крайней мере, им не повредить. Это важно, поскольку чревато ответными санкциями и сопротивлением со стороны других. Так что очень желательно получитьих поддержку и содействие;

В-третьих, крайне важно соблюдать интересы общества, выраженные в разного рода законах и положениях.

Очевидно, что при таком объеме анализа исследователю придется привлекать понятия психологии, социальной и общей экономики, политологии и проч. и проч. Все эти науки имеют свой понятийный аппарат и теоретические схемы, не совпадающие друг с другом, так что объединитьих вокруг данного понятия — труд совершенно неподъемный.

Парсонс пошел другим путем: он представил понятие «социальное действие» как сквозную единицу для всœех перечисленных наук, которые в этой точке должны придти к единству и организоваться наконец в систему, оставаясь при своих концептуальных схемах.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, основные характеристики общей теории Парсонса: социальное действие является точкой пересечения трех огромных сфер, которые мы уже выше обозначили как «Личность», «Общество» и «Культура». Оно лежит в том сегменте пересечения трех кругов, который является общим для всœех.

В «Личности» существуют не только потребности, интересы и проч., обусловливающие непосредственно каждое данное действие, но и масса других характеристик: ценности, установки, свойства личности — ее пороки и добродетели, — образ мышления, сфера знания и проч.

, что к данному действию не относится, но может воздействовать на него косвенно.

В сфере «Общество» располагаются те отношения с другими людьми, которые имеют значение для данного действия, а также масса других отношений данного индивида с другими и этих других между собой, — и вообще всœех членов данного общества со всœеми.

Читайте также:  Среда воспитания - психология

В своей совокупности они также косвенно влияют на каждое данное действие, совершаемое в данном обществе.

В сферу «Культура» входят нормативно-ценностные структуры, определяющие, как это действие должно быть совершено, а также как должны совершаться всœе прочие действия, как должны строиться отношения между членами данного общества и даже какие интересы, установки и свойства личности индивида считаются нормативными в данном обществе. Вся эта конструкция из трех сфер погружена во внешнюю среду, в которую входят природные условия, другие общества, физическая природа личности и проч. И всœе эти сферы взаимодействуют между собой, а также со своей средой, как системы.

Этот теоретический язык Парсонс использовал для описания систем экономики, политики, права, религии, образования, для анализа семьи, больницы (и, в частности, психбольницы), школьного класса, университета͵ искусства, масс-медиа, сексуальных, расовых и национальных отношений, социальных отклонений, а позднее — для построения неоэволюционистской сравнительной социологии различных обществ, вовлеченных и продолжающих вовлекаться в универсальный процесс модернизации. Парсонс и его теория (ее называют структурным функционализмом или теорией действия) имели решающее значение для становления социологии в качестве академической дисциплины. которая объясняла бы всœе уровни общества и всœе формы движения социальной материи. Парсонсу удалось-таки сотворить гигантскую дедуктивную сис­тему абстрактных понятий, охватывающую человеческую реаль­ность во всœем ее многообразии.

Итак, мы имеем некоторую устойчивую, постоянную схему структурных категорий, с одной стороны, и динамические переменные элементы системы, которые мы намерены в этом пространстве изучать. Между ними должна быть установлена определœенная связь, чтобы вся эта конструкция заработала. Эта связь устанавливается с помощью понятия функция.

Тогда структура определяется как система некоторых стандартов, которые в определœенных рамках имеют тенденцию сохраняться как эмпирически постоянный образец. Процессы же внутри этой системы описываются функциональными категориями, которые показывают нам, какое значение имеют эти процессы для сохранения или изменения данной системы в целом.

Перед нами то, что в социологической методологии получило название «структурно-функциональный анализ».

Поскольку центральной единицей анализа у Парсонса является социальное действие, и если социальное действие — это процесс, то мы должны его представить как процесс, происходящий в структуре.

В принципе, анализ социального действия, как мы уже многократно видели у различных социологов, включает в себя анализ сознания человека-актора, поскольку причинное объяснение должно включать в себя не описание самого поступка.

Необходимо получить ответ на вопрос: почему тот или иной актор его совершил, почему он действовал таким, а не другим образом, как он пришел к решению действовать именно так? Итак, в центре анализа социального действия оказывается субъект, а сам процесс заключается в движении его мотивов и представлений и, в конечном счете, — в совершении выбора.

Основные черты функционализма для самого общества таковы:

1) Общество рассматривается как система.

2) Процессы системы рассматриваются с точки зрения взаимосвязанности её частей.

3) Подобно организму система считается ограниченной (то есть в ней действуют процессы, направленные на сохранение целостности её границ).

Общество как социальная система (по Т. Парсонсу)

Основные функции, которые должны выполняться в любой социальной системе:

· Адаптация — система адаптируется к условиям.

· Достижение цели — достижение конкретных целœей и мобилизация средств для получение результатов.

· Интеграция — связь между элементами.

· Воспроизводство образца (латентность) — запас внутренней прочности (для социальных систем) и возможность выдерживать напряжение между элементами.

Читайте также

  • — Общая теория социального действия Т. Парсонса

    Веберовская концепция социального действия свое дальнейшее развитие подучила в трудах американского исследователя Т. Парсонса (1902-1979), главными из которых являются: «Структура социального действия», «Социальная система» и «К общей теории действия». Уже из названия… [читать подробенее]

  • — Социология М. Вебера: теория социального познания; теория социального действия и теория общества; теория развития; теория капитализма.

    Марксистская теория общественно-экономических формаций; трактовка капитализма. Теория классовой борьбы и социальной революции. Социологическая теория марксизма: материалистическое понимание истории, концепция общественно-экономической… [читать подробенее]

  • — Социология М. Вебера: теория социального познания; теория социального действия и теория общества; теория развития; теория капитализма.

    Марксистская теория общественно-экономических формаций; трактовка капитализма. Теория классовой борьбы и социальной революции. Социологическая теория марксизма: материалистическое понимание истории, концепция общественно-экономической… [читать подробенее]

  • — Теория социального действия Т. Парсонса

    Парсонс говорит: «Мы предпочитаем использовать термин «действие», а не «поведение», поскольку нас интересуют не физическая событийность поведения сама по себе, но его образец, смыслосодержащие продукты действия (физические, культурные и др.), от простых орудий до… [читать подробенее]

  • — Теория социального действия М.Вебера

    Социальное действие выступает самым простым и непосредственно воспринимаемым явлением социальной реальности. Понятие социального действия введено М. Вебером: «Действием мы называем действие человека (независимо от того, носит оно внешний или внутренний характер,… [читать подробенее]

  • — Теория социального действия в социологии

    Понятие «социальное действие»впервые ввел М. Вебер. Именно этот исследователь дал определение новому социологическому термину и сформулировал его основные признаки. Вебер понимал под этим термином действия человека, которые по предположению действующим лицом смыслу… [читать подробенее]

  • — Теория социального действия

    На социетальном уровне социальная система организуется в виде слияния 4-х подсистем: экономической (функция — адаптации), политической (функция — целедостижение), «социальной (функция — интеграции) и культурной (функция — латентность). По первым буквам английских… [читать подробенее]

  • — Теория социального действия

    Деятельность– процесс, выражающийся в целесообразном изменении и преобразовании человеком мира и сознания, включающий цель, средства и результат. Поведение – система взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом с целью реализации определённой функции и… [читать подробенее]

  • — Понимающая социология. Теория социального действия

    Анализ религии Дюркгейм считал религию общественным явлением. Он считал, что религиозные явления могли возникнуть только в обществе. Сам ученый не был верующим[1]. В своем исследовании «Элементарные формы религиозной жизни» (1912), написанном во многом под влиянием идей… [читать подробенее]

  • — Теория социального действия в социологии

    ЛЕКЦИЯ № 8. Социальные действия и отношения Понятие «социальное действие» впервые ввел М. Вебер. Именно этот исследователь дал определение новому социологическому термину и сформулировал его основные признаки. Вебер понимал под этим термином действия человека,… [читать подробенее]

  • Источник: http://oplib.ru/random/view/919318

    Ответы к экзамену по социальной психологии — Социальная и психологическая установка личности

    Page 42 of 48

    Социальная и психологическая установка личности

    Если процесс социализации объясняет, каким образом личность усваивает социальный опыт и вместе с тем активно воспроизводит его, то формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках?

    Только при условии изучения этого механизма можно решить вопрос о том, чем же конкретно регулируется поведение и деятельность человека. Для того чтобы понять, что предшествует развертыванию реального действия, необходимо прежде всего проанализировать потребности и мотивы, побуждающие личность к деятельности.

    В общей теории личности как раз и рассматривается соотношение потребностей и мотивов для уяснения внутреннего механизма, побуждающего к действию. Однако при этом остается еще не ясным, чем определен сам выбор мотива.

    Этот вопрос имеет две стороны: почему люди в определенных ситуациях поступают так или иначе? И чем они руководствуются, когда выбирают именно данный мотив? Понятие, которое в определенной степени объясняет выбор мотива, есть понятие социальной установки (Обуховский, 1972).

    Оно широко используется в житейской практике при составлении прогнозов поведения личности: «Н., очевидно, не пойдет на этот концерт, поскольку у него предубеждение против эстрадной музыки»; «Вряд ли мне понравится К.: я вообще не люблю математиков» и т.д.

    На этом житейском уровне понятие социальной установки употребляется в значении, близком к понятию «отношение». Однако в психологии термин «установка» имеет свое собственное значение, свою собственную традицию исследования, и необходимо соотнести понятие «социальная установка» с этой традицией.

    Проблема установки была специальным предметом исследования в школе Д.Н. Узнадзе. Внешнее совпадение терминов «установка» и «социальная установка» приводит к тому, что иногда содержание этих понятий рассматривается как идентичное.

    Тем более, что набор определений, раскрывающих содержание этих двух понятий, действительно схож: «склонность», «направленность», «готовность». Вместе с тем необходимо точно развести сферу действия установок, как их понимал Д.Н.

    Узнадзе, и сферу действия «социальных установок».

    Уместно напомнить определение установки, данное Д.Н. Узнадзе: «Установка является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией» (Узнадзе, 1901).

    Сама идея выявления особых состояний личности, предшествующих ее реальному поведению, присутствует у многих исследователей. Прежде всего этот круг вопросов обсуждался И.Н. Мясищевым в его концепции отношений человека.

    Отношение, понимаемое «как система временнбх связей человека как личности-субъекта со всей действительностью или с ее отдельными сторонами» (Мясищев, 1960. С. 150), объясняет как раз направленность будущего поведения личности.

    Отношение и есть своеобразная предиспозиция, предрасположенность к каким-то объектам, которая позволяет ожидать раскрытия себя в реальных актах действия.

    Отличие от установки здесь состоит в том, что предполагаются различные, в том числе и социальные объекты, на которые это отношение распространяется, и самые разнообразные, весьма сложные с социально-психологической точки зрения ситуации. Сфера действий личности на основе отношений практически безгранична.

    Такая постановка проблемы не исключает понятие социальной установки из русла общей психологии, как, впрочем, и понятия «отношение» и «направленность личности».

    Напротив, все рассмотренные здесь идеи утверждают право на существование понятия «социальная установка» в общей психологии, где оно теперь соседствует с понятием «установка» в том его значении, в котором оно разрабатывалось в школе Д.Н. Узнадзе (Асмолов, 1979).

    Поведение – это форма взаимодействия организма с окружающей средой, источником которого являются потребности. Человеческое поведение отличается от поведения животных своей общественной обусловленностью, осознанностью, активностью, созидательностью и носит целеполагающий, произвольный характер.

    Социальная установка (аттитюд) – это определенное состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и поведение человека.

    В настоящее время исследователи ведут активный поиск в изучении взаимосвязи установки и поведения, рассматривая различные факторы и обстоятельства, сопутствующие этому.

    Итак, в каких же случаях установки определяют поведение? Установки предсказывают поведение, если:

    — установка личности была достаточно сильной и ясной,

    — установка находится в поле сознания человека,

    — знания об объекте этого аттитюда,

    — способ формирования установки,

    — когда другие влияния уменьшены.

    Когда давление ситуации оказывается сильным, установки не обусловливают поведение так же сильно, как в случаях, когда такое давление сравнительно слабо. Это легко увидеть на примере исследования Лапьера.

    Хорошо одетым респектабельным людям, появившимся на пороге отеля или ресторана, трудно отказать в обслуживании, несмотря на чувства предубеждения к данной этнической группе.

    Внешнее давление оказывается сильнее, так как правила приема клиентов требуют соответствующее обслуживание всякому, кто в этом нуждается и может его оплатить.

    Читайте также:  Как реагировать на обман? - психология

    Будут ли аттитюды определять поведение человека, зависит не только от силы аттитюдов, но и от личностных и ситуационных факторов, опосредующих их взаимосвязь.

    Неоднозначность связи «аттитюд — поведение» может возникать и вследствие влияний, оказываемых на поведение человека со стороны ситуационных факторов. Под ситуационными факторами могут пониматься как глобальные социальные воздействия (например, ситуация социальной нестабильности, экономическая и политическая ситуация в стране и т.д.), так и более «частные» ситуативные влияния.

    Ситуационные факторы, влияющие на поведение человека, которые чаще всего упоминаются при изучении взаимосвязи установок и поведения:

    1) Влияние на поведение человека установок и норм других людей (влияние значимых других и групповое давление).

    Человек, желающий быть в согласии с группой, с другими людьми, может поступиться своими аттитюдами и вести себя так, как этого хочет большинство. В этом случае поведение человека может определяться не своими, а чужими установками.

    Не менее знаменитый эксперимент С. Милграма показал, что люди вопреки своим убеждениям, ценностям и установкам могут причинять боль другим, следуя установке экспериментатора.

    При этом влияние окружающих людей непостоянно и может изменяться в зависимости от ситуации.

    2) Отсутствие приемлемой альтернативы.

    Помимо социальных факторов, на связь установок и поведения могут влиять и такие переменные, как отсутствие приемлемой альтернативы, а также воздействие непредсказуемых событий.

    Отсутствие приемлемой альтернативы заключается в том, что несоответствие установки и поведения определяется невозможностью реализовать установку на практике, в реальности.

    Так, например, люди могут быть вынуждены покупать те товары, к которым испытывают негативное отношение, поскольку других просто нет.

    3) Воздействие непредсказуемых событий.

    Воздействие непредсказуемых событий заключается в том, что неожиданная ситуация заставляет поступать человека иногда даже вопреки своим аттитюдам. Например, одинокий человек, который не любит свою соседку (отрицательный аттитюд), заболев, вынужден обращаться к ней за помощью.

    4) Нехватка времени.

    Наконец, еще один ситуативный фактор, способный изменить связь «установка—поведение» — это нехватка времени, вызванная занятостью человека или попыткой решить им сразу несколько задач.

    Структура социальной установки

    Понятие аттитюд и связанная с ним проблематика активно разрабатывалась в социальной психологии ХХ в. М. Смит определил социальную установку как «диспозицию индивида, в соответствии с которой тенденции его мыслей, чувств и возможных действий организованы с учетом социального объекта».

    В своем подходе Смит представлял социальную установку как:

    1) когнитивный компонент (осознание),

    2) аффективный компонент (оценку)

    3) конативный, или поведенческий компонент (поведение в отношении социального объекта).

    В настоящее время в связи с особым интересом к изучению аттитюдных систем структура социальной установки определяется более широко.

    Аттитюд выступает как «ценностная диспозиция, устойчивая предрасположенность к определенной оценке, основанная на когнициях, аффективных реакциях, сложившихся поведенческих намерения (интенциях) и предшествующем поведении, способная в свою очередь влиять на познавательные процессы, на аффективные реакции, на складывание интенций и на будущее поведение». Таким образом, поведенческая составляющая социальной установки представляется уже не только непосредственным поведением (некоторыми реальными, уже осуществленными действиями), но и интенциями (намере­ниями). Поведенческие интенции могут включать в себя различные ожидания, стремления, замыслы, планы действий — все, что только намеревается сделать человек.

    Что касается когнитивной составляющей, то нее могут входить убеждения, представления, мнения, все когниции, образованные в результате познания социального объекта. Аффективные реакции представляют собой различные эмоции, чувства и переживания, связанные с объектом установки. Сама же установка выступает как суммарная оценка (оценочная реакция), включающая в себя все перечисленные компоненты.

    Функции аттитюда:

    1) автомативная – упрощение контроля сознания за деятельностью в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях;

    2) адаптивная – направление субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;

    3) защитная – способствует разрешению внутренних конфликтов личности;

    4) когнитивная – установка помогает выбрать способ поведения по отношению к конкретному объекту;

    5) регулятивная – средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения;

    6) ригидная – установка затрудняет приспособление к новым ситуациям;

    7) стабилизирующая – установка определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер деятельности, в изменяющихся ситуациях.

    Впервые несоответствие между установкой и реальным поведением человека было установлено в экспериментах Р. Лапьера в 1934 г. Он путешествовал с двумя студентами-китайцами по США, поселяясь во многих отелях и везде встречая нормальный прием.

    Однако когда после путешествия он вновь обратился к владельцам отелей с письменной просьбой принять его со студентами китайцами, то в 52% случаев он получил отказ (что свидетельствовал о существовании негативных установок, которые тем не менее в реальном поведении не проявлялись.

    Проблема несоответствия социальных установок и реального поведения является одной из центральных в исследованиях аттитюдов.

    В последующие годы предпринимались различные меры для преодоления обозначившихся трудностей.

    С одной стороны, были сделаны усилия для совершенствования техники измерений аттитюдов (высказывалось предположение, что в эксперименте Лапьера шкала была несовершенной), с другой стороны, выдвигались новые объяснительные гипотезы. Некоторые из этих предложений вызывают особый интерес. М. Рокич высказал идею, что у человека существуют одновременно два аттитюда: на объект и на ситуацию.

    «Включаться» может то один, то другой аттитюд. В эксперименте Лапьера аттитюд на объект был негативным (отношение к китайцам), но возобладал аттитюд на ситуацию — хозяин отеля в конкретной ситуации действовал согласно принятым нормам сервиса.

    Источник: http://spargalki.ru/psyhologiya/117-soci.html?start=41

    Каковы основные характеристики социального действия?

    Социальное действие — важнейшее понятие теоретической социологии, введено в социологию. М. Вебером, который основным признаком социального действия считал осмысленную ориентацию его субъекта на другого, в ответ на ре еакцию со стороны других участников взаимодействующихї.

    Действие, не ориентированное на других людей, не является социальной. По. Веберу, социальное действие характеризуется двумя чертами: наличием субъективного смысла и ориентацией на другого. Известная веберовская классификация ты ипив социального действия основана на различной степени сознания и рациональности, характерной для его различных типовв:

    целое рациональное действие — это действие, характеризующееся ясностью и однозначностью осознания действующим субъектом своей цели, которую он соотносит с рационально осмысленными средствами, обеспечивающими ее дост ния; у. Вебера этот тип социального действия играет роль рациональной»модели»человеческого действия

    ценностно-рациональное действие — это действие, цель которой воспринимается действующим субъектом как безусловная ценность, как нечто самодовлеющее;

    традиционная действие — это действие, основанная на привычке, в связи с этим она имеет почти автоматический характер;

    действие, почти не требует осмысленного цилепокладания и поэтому данное. Вебером как»пограничный случай»социального действия вместе с четвертым типом социального действия — аффективным действием.

    Это действие, определяющей характеры истикою которой является доминирующий эмоциональное состояние действующего субъекта: любовь или ненависть, ужас или прилив отваги и тп.

    Она фиксирует мере минимального сознания социального действия, по которой она уже перестает быть социал ныйним.

    Вебер выделяет эти типы социального действия как идеальные типы, реальная же действие может представлять собой смесь двух или более типов. Вебер определял социологию как науку, которая пытается интерпретировать значения действия й (отсюда название -«понимающая»социология) и объяснить социальную действительность как производное от индивидуальной осмысленной деятельностиі.

    Однако в социологии существует и другое понимание социального действия — как производной от социальной структуры.

    В рамках этой традиции существует тенденция превращать социальное действие и взаимодействие на понятие производные, оставь шкови, менее важны, чем социальная система в целом.

    Вопрос об отношении индивидуального деятеля к социальной системы — одна из основных проблем социологииії.

    Взаимодействие (интеракция) — это динамическая, переменная последовательность взаимно ориентированных действий партнеров, вносящих в свои действия изменения в зависимости от того, что делает (или говорит) другой

    Интеракция по сути представляет собой социальный контакт, построенный на сочетании инициативной действия и действия-реакции. В социологии разработаны и успешно функционируют как методологический инстументарий четыре теории взаимодействия'.

    бихевиоризм как взаимоотношения между двумя или большим числом субъектов, чье поведение зависит друг от друга;

    теория обмена,;

    теория рационального выбора;

    символический интеракционизм как взаимодействие на основе символов, ценностей

    Качественной характеристикой социального действия и взаимодействия выступает социальное поведение, то есть то, как человек ведет себя в той или иной ситуации, в том или иной социальной среде.

    Например, все люди д получают образование, но поведение субъектов образовательной деятельности различна: одни творчески, активно осваивают дисциплины, другие — занимаются самообразованием, третьи — пассивные, нерадивые, недобросовестные и т.п.

    По-разному ведут участники массовых мероприятий. Например, некоторые участники демонстрации провоцируют кровопролитные столкновения, другая группа стремится организовать беспорядки, большинство же мирно шествует по заявленным м маршруту.

    Именно эти различия в действиях субъектов социального взаимодействия подпадают под определение»социальное поведение»Итак, социальное поведение — это способ проявления социальным актером преимуществ, мотивов, установок, мо ожливостей и способностей в социальном действии или взаимодействующихї.

    Социальное поведение индивида (группы) зависит от следующих факторов:

    Индивидуальные эмоционально-психологические качества субъекта социального взаимодействия. Например, для одного человека характерна эмоциональная насыщенность, горячность, эпатаж, а для другой — рассудительность, взвешенность, внеш нишний покоей.

    Личная (групповая) заинтересованность субъекта в происходящих событиях. Например, депутат активно лоббирует определенный проект, хотя при обсуждении других — пассивный

    Адаптивное поведение — это поведение, связанное с необходимостью приспосабливаться к объективным условиям жизни на митинге, находясь в толпе, прославляющей какого-то лидера, человек вряд ли викрикува ать лозунги, обличающие этого вождяя.

    Ситуативная поведение — это поведение, обусловлена ??реальными условиями, когда социальный субъект в своих действиях вынужден учитывать сложившуюся

    Поведение, обусловлена ??моральными принципами и нравственными ценностями актера. Некоторые люди предпочтут смерть, но не уступят своим принципам

    Компетентность актера, то, насколько хорошо он владеет ситуацией, понимает сущность происходящего, знает»правила игры»и способен адекватно их использовать

    Поведение, обусловлена ??разного рода манипулированием, когда обманом, популистскими обещаниями»заставляют вести тем или иным образом

    Насильственное принуждение к определенному виду поведения. Такие методы воздействия на поведение обычно характерны для тоталитарных и авторитарных режимов власти

    На характер поведения значительное влияние оказывает мотивация и степень вовлечения актера в того или иного события или процесса. Для одних событие, происходящее является смыслом жизни, воплощением мечты, для других — выполнит анням профессиональных обязанностей, а для третьих — вообще, случайный эпизод в их жизненноі.

    Массовая поведение может быть обусловлена ??социально психологическими свойствами толпы, когда индивидуальная мотивация подавляется и растворяется в не вполне осознанных (иногда стихийных) действиях толпы

    Можно выделить четыре уровня социального поведения субъекта:

    реакция субъекта на актуальную ситуацию, на события, мрачные друг друга;

    привычные действия или поступки, которые выступают как элементы поведения, в которых проявляется устойчивое отношение субъекта к другим субъектам;

    целенаправленная последовательность социальных действий и поступков в той или иной сфере жизнедеятельности для достижения субъектом более отдаленных целей (например, поступление в вуз, получение профессии, создание и о обустройства семьи и т.д.)

    реализация стратегических жизненных целей

    Источник: https://uchebnikionline.com/soziologia/sotsiologiya_100_pitan_100_vidpovidey_-_podolska_yea/yaki_osnovni_harakteristiki_sotsialnoyi_diyi.htm

    Ссылка на основную публикацию