Развитие осознанности — психология

Практика развития осознанности — Психология жизни

Осознанное мышление — это непрерывный процесс отслеживания текущих переживаний, т.е. всего происходящего в настоящем времени, без отвлечения на мысли о прошлом или будущем.

Осознанный процесс мышления помогает человеку находить связь между всеми произошедшими и происходящими событиями, осознать смысл жизни, совершать осознанный выбор в той или иной ситуации, совершать меньшее количество ошибок, быть внимательным и т.п.

Как относиться к своим ошибкам и неудачам?

Развитие осознанности всегда относится к конкретной ситуации, в которой находится человек, к деятельности, в которую он вовлечён. Одного определённого способа развития осознанности не существует, потому что этот процесс имеет свои уровни. Как стать лидером в коллективе?

Развитию осознанности базового уровня способствуют любые практические действия, совершая которые можно научиться контролировать свои эмоции, находиться в состоянии «здесь и сейчас», уметь расслабляться, осознавать свои желания и потребности.

Более высокий уровень развития осознанности проявляется, когда человек знает свои потребности, умеет их удовлетворить и при этом учитывает интересы окружающих, контролирует не только свои эмоции, но и свои мысли и чувства, старается расширить границы своего восприятия, настроиться на позитивное восприятие окружающего мира.

Осознанный образ жизни помогает человеку

Осознать свои страхи и причины неприятностей, преодолеть препятствия и изменить убеждения, оказывающие на жизнь деструктивное влияние. Стать более мудрым, повысить свою самооценку и избавиться от вредных привычек. Обрести уверенность в себе и своих силах, повысить силу воли и веру в успех.

Научиться жить в гармонии с самим собой и окружающим миром.

Развитие уверенности в себе

Безусловно развитие осознанности в повседневной жизни является исключительно полезным и эффективным навыком, благоприятное воздействие которого отражается не только на изменении качества внешней жизни, но и на развитии и обогащении внутреннего мира. Но что же нужно, чтобы сделать свою жизнь осознанной? Как осознать свою жизнь?

Развитие осознанности

Определите то с чего следует начинать работу над собой. Не торопитесь и не хватайтесь за все и сразу. Развитие осознанности можно сравнить с процессом развития физических качеств: постепенное развитие где есть основное направление – это общая физическая подготовка, а есть развитие специальных физических навыков. Основным направлением здесь будет являться развитие осознанного мышления.

Практика развития осознанности

Первый шаг к осознанной жизни – это дыхание. Дыхание – основа жизни и для начала нужно научиться осознавать свое дыхание, контролируя каждый вдох и выдох. Стремитесь к постоянному контролю своего дыхания: в любом месте, в любое время, в общении с любыми людьми, во время выполнения любого действия. Всегда обращайте внимание на то, как вы дышите.

Осознанные ощущения. Возьмите за правило в течение всего дня осознавать все свои ощущения. Осознанно обращайте внимание на состояние своего тела, что заставляет ваше тело чувствовать себя комфортно, а что – дискомфортно, как это взаимосвязано с происходящими в течение дня событиями.

Осознанные эмоции. Осознанность подразумевает контроль эмоции, а контроль прежде всего это наблюдение. Каждый раз, когда у вас возникает та или иная эмоция, просто наблюдайте. Не оценивайте ее не как хорошую не как плохую, посмотрите на неё как бы со стороны. Принимайте ее такую какая она есть. Что такое эмоциональный шантаж?

Осознанные мысли. Наше сознание постоянно ведет внутренний диалог. Поэтому мысли труднее всего поддаются наблюдению, однако это самая эффективная часть практики осознанности.

Если в течение нескольких секунд вы и сможете просто проконтролировать то о чем вы думаете в эту минуту, вы не заметите, как уже глубоко погрузились в новые мысли. Но чем чаще вы будете вспоминать о своих мыслях, тем больше они будут поддаваться вашему наблюдению и контролю.

Основа всего развития осознанности заложена в этих четырех осознанных действиях. Практикуйте в течение месяца осознание своего дыхания, эмоций, ощущений и мыслей. Осознанное наблюдение за тем как вы дышите и что вы чувствуете – процесс довольно сложный. Скорее всего, сначала вы будете всё время отвлекаться и забывать об этом.

Но со временем все легче и легче вам будет контролировать эти процессы. Затем вы и не заметите как наблюдение за всеми своими проявлениями и состоянием станет частью вашей жизни, а значит, вы будете осознанны постоянно.

Практика осознанности определенных навыков

Осознанность движений – старайтесь прочувствовать любое свое движение, следите за ощущениями в теле, не торопитесь в действиях. Если что — то привыкли делать быстро или машинально, сделайте теперь наоборот, стараясь осознать даже любое мышечное сокращение.

Осознанность речи – тщательно следите за всем, что говорят окружающие, и что говорите вы сами, обдумывайте свои слова и будьте внимательным.

Органическая речь и слова — разрушители

Осознанность ценностей помогает определиться со своими идеалами, ценностями и убеждениями.

Чтобы развить осознанность действительности постарайтесь всегда и везде стремиться к полноценному восприятию и пониманию того, что происходит вокруг и внутри вас прямо «здесь и сейчас».

Осознанность деятельности – стремитесь к безупречному выполнению всего, за что бы вы ни взялись. Затем вам будет легче работать над развитием осознанности своих поступков.

Прежде чем совершить какой-либо поступок, продумайте результат, рассматривайте его с разных точек зрения и позиций восприятия, учитывайте не только свои желания и потребности, но и интересы окружающих.

Осознанное мышление

В конце концов вы придете к тому, что можно назвать осознанным мышлением. Постоянное наблюдение за собой, саморазвитие, изменение всех своих стереотипов, привычек, реакций, эмоций, мыслей, чувств, желаний, действий, речи подарит вам радость осознанной жизни.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Источник: http://psylive.com.ua/samorazvitie/praktika-razvitiya-osoznannosti.html

Что такое осознанность и как ее развить? 5 простых упражнений

Что скрывается за модным словом «осознанность»? И как она может нас изменить? Мы выбрали несколько интересных практик, которые помогут сделать жизнь ярче.

Осознанность стала модным словом, если не общим местом. Все вокруг советуют учиться «быть здесь и сейчас», появились книги, посвященные развитию этих качеств в себе. Еще никогда тема осознанности не была такой популярной. Что происходит? Почему именно осознанность, чем она помогает и как влияет на жизнь?

«Умение в любой момент времени дать самому себе ответ на четыре вопроса: кто я? куда я иду? как иду? зачем иду? — это и есть осознанность, считают супруги Екатерина Иноземцева и Дмитрий Юрченко, которые много лет сами искали путь к осознанной жизни, а теперь делятся опытом с другими. — Если всякий раз, когда сомневаетесь в том, что делаете, или когда чувствуете внутренний дисбаланс, ответить себе на эти вопросы — все встает на свои места».

«Мы с мужем придумали практику «21 инсайт». «Инсайт» можно перевести как «озарение» или «вспышка дня»: это может быть событие, слово, цитата, разговор или собственная мысль, которые чем-то поразили вас и повлекли за собой размышления или рефлексию. «Охота за инсайтами» в течение дня очень развивает осознанность», — рассказывают Дмитрий и Екатерина.

В результате практики повышается чувствительность к себе и любого рода отношениям, человек учится замечать важное и отбрасывать лишнее. Уходит все ненужное, жизнь становится более эффективной, вашей, настоящей.

Как измерить свою осознанность? Для начала построить собственную шкалу от 1 до 10. Единица — «я действую автоматически, не включаюсь в процесс, совершаю привычные механические движения». Десять баллов — «я четко осознаю себя и свой путь».

Екатерина и Дмитрий пришли к выводу, что осознанность бывает разной: ментальной, физической, сексуальной, поведенческой, интеллектуальной, телесной, визуальной, интуитивной и даже обонятельной.

К каждому виду осознанности они на основе опыта совместных отношений и взаимного развития придумали развивающую практику или упражнение. По их мнению развитие осознанности — самый быстрый способ сделать жизнь более наполненной, яркой, осмысленной.

И это влияет на все сферы — от здоровья и успеха в работе до взаимопонимания в семье.

Мы выбрали для читателей Psychologies практики для развития пяти видов осознанности. Их эффективность каждый может измерить лично для себя, наблюдая за динамикой собственного «индекса осознанности» в течение дня.

Практика: сон в раздельных кроватях.

Что открывает: понимание важных для вас критериев здорового сна, представление о таких же критериях партнера, осознание необходимости поиска компромисса между вашими ожиданиями, формирование совместного ритуала, который значительно повлияет на качество сна и отдыха.

Как практиковать: ответить себе на следующие вопросы.

В какой комнате ваш партнер любит засыпать? В прохладе или тепле? Какую он любит постель — жесткую или мягкую? Какое белье? Гладкое или мягкое? С книгой или без книги? Обратите внимание, в какой позе вы и партнер засыпаете, что вам нужнее, чтобы быстро уснуть, — объятия или свобода? Есть ли у вас/у него свой личный ритуал отхода ко сну? Общий ритуал? А пробуждения? Обсудите это, определите самое важное для вас и партнера (например, для одного из вас — холодный воздух, а для другого обязательно тихая музыка при засыпании), попробуйте один раз или сделайте это правилом на 21 день.

Практика: в течение 7 дней в ответ на внутреннее раздражение или обиду по отношению к человеку мысленно отправлять ему 7 искренних комплиментов.

Что открывает: изменение отношений с собой и окружающим миром, принятие, понимание, навык видеть перед собой человека, а не поступок.

Как практиковать: отслеживать свои мысли из разряда: «какая ужасная юбка на ней» или «ну что за жуткий живот», не осознаваемые до сих пор.

Через боль прорабатывать неоднозначные ситуации своих оценок: как не осудить мамочку, орущую на площадке на ребенка? Как не осудить коллегу, который нарушает сроки работ? Алкоголика в метро? Хамство в магазине? Как не осудить себя, если поступил не очень хорошо или совсем непорядочно? Поможет в практике первичное осознание осуждения и затем поиск искренних комплиментов с их доказательствами.

Практика: планирование будущего исходя из своих реальных желаний и целей на будущее, а не прошлого опыта.

Что открывает: избавление от страха начинать что-либо, осознание различных путей для самореализации, требующих иногда даже смены жизненной траектории, избавление от «синдрома отличника».

Как практиковать: договариваться с собой перед стартом любого нового проекта, что беретесь за новую для себя деятельность, называя ее экспериментом (а не «делом на всю жизнь, которое любой ценой нужно непременно выполнить на пять с плюсом»). Проговорить несколько раз, что это всего лишь опыт, который нужно получить, не обязательно показывая определенный результат.

Практика: дедигитализация (на 36 часов отключить любые электронные средства связи, не использовать телефон, интернет и телевизор, свести к минимуму общение с внешним миром).

Что открывает: способность обратить внимание на себя, перевести фокус внимания с внешних источников на внутренние, увидеть себя изнутри, в отрыве от привычных внешних реакций. На место раздражительности, постоянному недовольству и борьбе с собой приходит уверенность в себе и в собственных силах.

Как практиковать: отключите все возможные каналы связи, по возможности ничего не планируйте на этот день, а если встречи уже запланированы — учитесь действовать без привычных средств общения, полагаясь на предварительные договоренности и интуицию.

Практика: определить и найти ортопедическую обувь, которая подходит именно вашим стопам. Провести вдумчивый самомассаж одного участка тела, можно начать со стоп.

Что открывает: понимание реальных потребностей тела не в общем, а конкретной его части, узнавание себя «по частям» с пониманием, что делает жизнь наполненной приятными ощущениями, понимание о том, что радость — в деталях, а счастье — путь к нему.

Как практиковать: когда делаете массаж, слушайте свои ощущения, а потом опишите их на бумаге, сравните физические ощущения с привычкой анализировать разумом.

Источник: http://www.psychologies.ru/psychotherapy/self-development/chto-takoe-osoznannost-i-kak-ee-razvit-5-prostyih-uprajneniy/

Как развивать осознанность? 8 простых техник

Запрос на осознанную жизнь рождается только у развитого человека, который начинает чувствовать свой внутренний мир и обращать внимание на свои переживания, эмоции, мысли, желания и начинает прослеживать необъяснимую взаимосвязь между своим внутренним состоянием и своими результатами во внешнем мире. Это запрос человека, который не просто хочет удовлетворить свои базовые потребности выживания, но и хочет развиваться и получать истинную радость и удовольствие от жизни, от реализации себя, от взаимодействия с другими людьми.

Осознанность позволяет действовать эффективно и при этом получать удовольствие от жизни, реализуя свой потенциал, замечая проблемы на стадии их возникновения и быстро и эффективно разрешая.

Управлять можно только тем, что осознаешь.

Поэтому осознанность — это ключ к управлению своей жизнью! Осознанность позволяет управлять своим телом, эмоциями, мыслями, своим отношением к людям и своей жизнью.

Что это такое осознанность?

Осознанность — это тотальное и безоценочное погружение внимания в процессы, происходящие в нашей жизни (физические, ментальные и психологические) и их осознание. Осознание — это прожектор внимания, направленный внутрь себя, который освещает проблему или какой-то процесс, делает его ясным, видимым и понятным.

В этот момент мы не осуждаем и не даем оценки явлению, человеку, чувству, действию, а просто наблюдаем. Осознанная жизнь — это настоящая жизнь, жизнь вне условностей, навязанных ценностей, желаний и образов поведения. Быть осознанным — это значить видеть себя и окружающий мир такими, какие они есть в действительности.

Что вы получаете, практикуя осознанность в жизни:

  • Оздоровление. Осознанное отношение к телу поможет предотвратить болезни и прийти к оздоровлению, т.к слушая свое тело, мы начинаем давать ему именно то, что для него необходимо. 
  • Внутренний баланс и гармония. Осознанное отношение к своим эмоциям позволяет ими управлять.
  • Реализация своего потенциала. Осознавая свои желания, со временем мы учимся различать истинные желания от навязанных. А реализуя истинные желания, мы начинаем раскрывать свою суть и свою уникальность.
  • Свобода быть собой. Осознавая свои мысли, желания, чувства и поступки, со временем мы становимся свободными от вложенных программ, шаблонов, негативных установок и становимся успешнее и счастливее.
  • Улучшение отношений с окружающими. Осознанность позволяет видеть человека таким, какой он есть, а не взаимодействовать с придуманным образом.
  • Открытие интуиции. Осознанное отношение к своему внутреннему миру открывает интуицию. Часто тело и нервная система дают нам сигналы, предупреждая нас о возможных последствиях. 
  • Улучшение уровня жизни. Осознанное отношение к своим мыслям поможет сформировать позитивные изменения в жизни, поскольку осознанные мысли рождают осознанные действия.
  • Яркость и интерес к жизни. Осознанность делает жизнь интересной, а не скучной и обыденной. Ведь каждое мгновение уникально и красиво, но не замечая красоты вокруг, мы погружаемся в череду бесконечно тянущихся серых будней с мечтами об отпуске.
  • Повышение уровня энергии. Возвращая свое внимание в настоящий момент, мы возвращаем себе свою энергию, которую раньше растрачивали на прокручивание мыслей, ситуаций и переживаний из прошлого или страхов за будущее. 
Читайте также:  Расстроенное состояние - психология

Таким образом, осознанность позволяет стать человеку живым и настоящим, делать то, что идет из души, а не навязано кем-либо, следовательно, реализовывать себя и испытывать от этого подлинную радость и счастье.

Как же развивать осознанность?

На этом пути можно совершенствоваться постоянно, собирая нити внимания и со временем осознавая все больше и больше. Начать можно с самого простого, но ведь именно из маленьких, но постоянных усилий складывается большой результат.

Самые простые практики повышения осознанности

  1. Практика дыхания. Сосредоточьте внимание на вдохе и выдохе, не вмешиваясь, просто наблюдая. Эта практика успокаивает, погружает в настоящий момент, расслабляет.
  2. Осознанное принятие пищи. Принимая пищу, сосредоточьтесь на ее вкусе. Держа в руках кусочек хлеба, попробуйте осознать как он попал к вам, сколько сил и времени ушло, чтобы его приготовить, вырастить пшеницу, собрать, смолоть муку, расфасовать, выпечь, сколько сил и труда вложено в этот маленький кусочек. И какова его ценность.
  3. Сосредоточение на своих чувствах. Чтобы успеть проживать свою жизнь, а не делать все на автомате, можно каждый час или два делать погружение в настоящий момент. Можно поставить таймер на часах. И когда прозвенит звонок, оставить свои дела и погрузиться в настоящий момент, спросив себя “Что я сейчас чувствую?”, пройтись внимание по телу, расслабить напряжение, последить за дыханием 5-10 минут. Эта практика не занимает много времени и отлично восстанавливает силы среди напряженного рабочего дня, освежает.
  4. Шар осознанности. Представьте в районе груди прозрачную сферу и сосредоточьтесь на ней и спросите себя: «Что я сейчас действительно хочу и что меня порадует?». Затем начните заполнять это шар приятными образами. Это открывает доступ к истинным желаниям нашей Души. Эту же практику можно использовать, чтобы определить истинное желание или навязанное. Поместите образ желания в этот шар Души и прислушайтесь к ощущениям. Если они приятные и радостные, то исполнение желания принесет вам радость, если нет, то вероятнее всего, желание навязано кем-либо.
  5. Осознанная работа с негативными эмоциями. Если вами овладели негативные чувства, переведите свое внимание внутрь и спросите себя «Что я чувствую, где в теле я это чувствую?». Затем сконцентрируйте там свое внимание и начинайте осознанно выдыхать, пока эмоция не раствориться. Со временем вы сможете быстро растворять негативные эмоции своим осознанием. 
  6. Осознание своих мыслей. Если вы склонны вовлекаться в негативные мысли и прокручивать их часами, то попробуйте простое, но эффективное упражнение «Резиночка». Оденьте на руку резиночку и как только ловите себя на том, что вовлеклись в негативные мысли, не сильно, но ощутимо оттягиваете резиночку и щелкаете себя по руке. Осознанно переключайте свое внимание с плохих мыслей, как говорила известная Скарлетт О'Хара «Я подумаю об этом завтра», но не сейчас. Помните, что мысли — это вибрации, которые формируют вокруг вас поле и то, о чем думаете, то и притягиваете к себе.
  7. Если вас раздражает какой-либо человек. Любой человек откликается внутри нас каким-то чувством или состоянием. Например, мы читаем или слушаем кого-то и ощущаем, как что-то внутри нас резонирует и находит отклик. Мы испытываем приятные чувства по отношению к человеку. Но бывает и так, что смотришь на человека, а внутри рождается что-то неприятное, раздражающее, что не находит резонанса внтури. Осознанно идя по этому ощущению, найдите и локализуйте место в теле и затем начните расслаблять это напряжение, пока оно не уйдет. В результате практики вы заметите, что отношение изменилось на нейтральное и больше вас никак не задевает. Это работает очень эффективно, а с практикой еще и очень быстро.
  8. Осознание тела. Тело всегда начинает сигналить нам о нарушениях, но мы настолько поглощены своими делами или мыслями, что часто этого не замечаем. Пока не включается самый сильный сигнал — боль, которая говорит о том, что разрушение уже серьезное. Основная причина разрушений и болезней — это сжатие пространств тела, которое чаще всего происходит во время стресса. Сжатие не позволяет энергии течь спокойно и расслабленно. Это то же самое, что постоянно ходить со сжатыми кулаками. Кровь и энергия застаивается и со временем начинаются проблемы. Очень простую практику работы с телом можно выполнять перед сном. Нужно удобно лечь и начать скользить вниманием по своему телу, находить зоны напряжения и осознанно расслаблять их, если напряжение очень сильное, то можно его продышать, представляя, как вы с дыханием наполняете эту зону светом. Это способствует хорошему сну и оздоровлению. 

Совершенствуясь в практике осознанности, можно выйти на новый уровень жизни. Когда осознаешь свое тело и его ощущения, понимаешь, что ты не есть тело. Когда ты осознаешь свои мысли, то понимаешь, что ты не есть мысли.

Когда осознаешь свои чувства, то понимаешь, что ты не есть чувства. Когда осознанно относишься к желаниям, то начинаешь различать истинные желания Души от навязанных социумом.

Когда входишь в состояние наблюдателя и начинаешь жить в настоящем, тогда ты становишься хозяином своей жизни, ума, тела, мыслей и чувств.

Источник: https://yogajournal.ru/blogs/olga-novak/kak-razvivat-osoznannost-8-prostykh-tekhnik

5 простых упражнений для развития осознанности

Оознанность стала модным словом, если не общим местом. Все вокруг советуют учиться «быть здесь и сейчас», появились книги, посвященные развитию этих качеств в себе. Еще никогда тема осознанности не была такой популярной. Что происходит? Почему именно осознанность, чем она помогает и как влияет на жизнь?

«Умение в любой момент времени дать самому себе ответ на четыре вопроса: кто я? куда я иду? как иду? зачем иду? – это и есть осознанность. «Если всякий раз, когда сомневаетесь в том, что делаете, или когда чувствуете внутренний дисбаланс, ответить себе на эти вопросы – все встает на свои места».

Осознанность бывает разной: ментальной, физической, сексуальной, поведенческой, интеллектуальной, телесной, визуальной

В результате практики повышается чувствительность к себе и любого рода отношениям, человек учится замечать важное и отбрасывать лишнее. Уходит все ненужное, жизнь становится более эффективной, вашей, настоящей.

Как измерить свою осознанность? Для начала построить собственную шкалу от 1 до 10. Единица – «я действую автоматически, не включаюсь в процесс, совершаю привычные механические движения». Десять баллов – «я четко осознаю себя и свой путь».

Осознанность бывает разной: ментальной, физической, сексуальной, поведенческой, интеллектуальной, телесной, визуальной, интуитивной и даже обонятельной.

К каждому виду осознанности они на основе опыта совместных отношений и взаимного развития придумали развивающую практику или упражнение.

По их мнению развитие осознанности – самый быстрый способ сделать жизнь более наполненной, яркой, осмысленной. И это влияет на все сферы – от здоровья и успеха в работе до взаимопонимания в семье.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПЯТИ ВИДОВ ОСОЗНАННОСТИ.

1. Вид осознанности: осознанность сна

Практика: сон в раздельных кроватях.

Что открывает: понимание важных для вас критериев здорового сна, представление о таких же критериях партнера, осознание необходимости поиска компромисса между вашими ожиданиями, формирование совместного ритуала, который значительно повлияет на качество сна и отдыха.

Как практиковать: ответить себе на следующие вопросы.

В какой комнате ваш партнер любит засыпать? В прохладе или тепле? Какую он любит постель – жесткую или мягкую? Какое белье? Гладкое или мягкое? С книгой или без книги? Обратите внимание, в какой позе вы и партнер засыпаете, что вам нужнее, чтобы быстро уснуть, – объятия или свобода? Есть ли у вас/у него свой личный ритуал отхода ко сну? Общий ритуал? А пробуждения? Обсудите это, определите самое важное для вас и партнера (например, для одного из вас – холодный воздух, а для другого обязательно тихая музыка при засыпании), попробуйте один раз или сделайте это правилом на 21 день.

2. Вид осознанности: эмоциональная

Практика: в течение 7 дней в ответ на внутреннее раздражение или обиду по отношению к человеку мысленно отправлять ему 7 искренних комплиментов.
Что открывает: изменение отношений с собой и окружающим миром, принятие, понимание, навык видеть перед собой человека, а не поступок.

Как практиковать: отслеживать свои мысли из разряда: «какая ужасная юбка на ней» или «ну что за жуткий живот», не осознаваемые до сих пор.

Через боль прорабатывать неоднозначные ситуации своих оценок: как не осудить мамочку, орущую на площадке на ребенка? Как не осудить коллегу, который нарушает сроки работ? Алкоголика в метро? Хамство в магазине? Как не осудить себя, если поступил не очень хорошо или совсем непорядочно? Поможет в практике первичное осознание осуждения и затем поиск искренних комплиментов с их доказательствами.

Практика: планирование будущего исходя из своих реальных желаний и целей на будущее, а не прошлого опыта.

Что открывает: избавление от страха начинать что-либо, осознание различных путей для самореализации, требующих иногда даже смены жизненной траектории, избавление от «синдрома отличника».

Как практиковать: договариваться с собой перед стартом любого нового проекта, что беретесь за новую для себя деятельность, называя ее экспериментом (а не «делом на всю жизнь, которое любой ценой нужно непременно выполнить на пять с плюсом»). Проговорить несколько раз, что это всего лишь опыт, который нужно получить, не обязательно показывая определенный результат.

4. Вид осознанности: интуитивная

Практика: дедигитализация (на 36 часов отключить любые электронные средства связи, не использовать телефон, интернет и телевизор, свести к минимуму общение с внешним миром).

Что открывает: способность обратить внимание на себя, перевести фокус внимания с внешних источников на внутренние, увидеть себя изнутри, в отрыве от привычных внешних реакций. На место раздражительности, постоянному недовольству и борьбе с собой приходит уверенность в себе и в собственных силах.

Как практиковать: отключите все возможные каналы связи, по возможности ничего не планируйте на этот день, а если встречи уже запланированы – учитесь действовать без привычных средств общения, полагаясь на предварительные договоренности и интуицию.

5. Вид осознанности: физическая и телесная

Практика: определить и найти ортопедическую обувь, которая подходит именно вашим стопам. Провести вдумчивый самомассаж одного участка тела, можно начать со стоп.

Что открывает: понимание реальных потребностей тела не в общем, а конкретной его части, узнавание себя «по частям» с пониманием, что делает жизнь наполненной приятными ощущениями, понимание о том, что радость – в деталях, а счастье – путь к нему.

Как практиковать: когда делаете массаж, слушайте свои ощущения, а потом опишите их на бумаге, сравните физические ощущения с привычкой анализировать разумом.

Источник: https://wiolife.ru/psihologiya/samorazvitie/5-prostyh-uprazhnenij-dlya-razvitiya-osoznannosti

Понятие развития сознания. Развитие сверхспособностей сознания

Сознание представляет собой умственную деятельность, осознание чего-либо. Развитие сознания – это повышение степени разумности человека и осознанности выбора в каждом его поступке или действии.

Оно означает преодоление импульсивного, неосознанного и запрограммированного стереотипными реакциями поведения и скрытыми комплексами, что, собственно, и свойственно большей половине человечества.

Поскольку сознание представляет фундаментальный аспект личности, расположенный в человеческом поведении, эмоциях и мышлении, то развитие его позволяет взять под контроль всю свою жизнь и обрести реальную свободу выбора. Именно поэтому оно является ключом к ясному мышлению, позитивному мироощущению, эффективной и целенаправленной деятельности.

Основные способы развития сознания: техника трансцендентальной медитации, критика. Техника трансцендентальной медитации представляет умственную технику, достаточно простую в исполнении и эффективную для развития сознания каждого человека.

Медитативное состояние характеризуется состоянием сознательного покоя, когда мыслительная деятельность полностью прекращается, сознание теряет свою направленность, а мысли отсутствуют.

Медитирующий самостоятельно достигает чистого сознания, поскольку кроме себя самого не имеет иного содержания. Критическое мышление является модулем сознания, делающим более возможным доступ к конкретным смыслам, предметностям и значениям.

Критика позволяет выявить основания подлинности создания и прояснить проблемы, поскольку раскрывает подлинный способ бытия. В состав критики включаются наиболее важные компоненты, такие как:

  • Критический анализ логических и содержательных аспектов внешней информации;
  • Выявление степени соответствия принципа достаточного основания различных утверждений;
  • Выявление фактов несовместимых и несвязанных идей и их некритического соединения;
  • Умение применять антитезу для определения истинности утверждений и т.д.

Таким образом, критика, как способ развития сознания, позволяет ставит новые проблемные вопросы, полные смысла, применяемые для устранения мировоззренческих проблем. К тому же, она обеспечивает эффективность социальных компетентностей и продуктивность социальной практики в сфере принятия решений и решения проблем. Только критика позволяет каждому человеку мыслить.

Развитие сверхспособностей сознания и основные советы

Развитие сверхспособностей сознания позволяет жить в настоящем без тревоги о будущем, оставляя былое в прошлом, и двигаться к конкретной цели по строго утвержденному направлению. Для повышения уровня осознанности требуется придерживаться следующих способов и советов:

  • Для того, чтобы повысить уровень сознания, необходимо иметь четкие намерения, поскольку только оно может стать трамплином для его повышения его. Имея стимул и намерение вы быстрее и легче сможете получить информацию по конкретному вопросу и несомненно примените ее в собственной жизни;
  • Регулярно проводите проверки собственной системы убеждений, большинство из которых строятся в детском возрасте. Однако они не должны быть причинами застоя ваших настоящих убеждений, складывающихся в настоящем. Не менее важным является проведение контроля убеждений на предмет работоспособности, чтобы они были активированы в настоящем времени;
  • Не стоит врать окружающим, и особенно себе. Честность является одним из немаловажных условий. Обманывая других людей и себя, Вы не сможете перейти на более высокий уровень развития сознания. При обмане вы будете лишь путаться и теряться во лжи;
  • Наличие жизненной цели позволяет сознанию перейти на новый более высокий уровень. Если же цель в вашей жизни отсутствует, необходимо определиться с ней и выбрать правильное направление;
  • Все решения стоит принимать сознательно и самостоятельно, поскольку это ваше личное дело и таким способом вы увеличите спокойствие и самообладание, а также расширите свой внутренний мир. Если же решения будут приниматься за вас, то и уровень развития сознания снизится до самого низкого уровня;
  • Развивайте уровень интеллекта (умственного, эмоционального и духовного), поскольку он приведет к высшему уровню осознанности;
  • Уважайте себя и окружающих, прощайте за поступки и негативные моменты;
  • Принимайте себя именно таким, каким вы чувствуете себя духовно, поскольку именно так вы сможете эффективно работать с собственными имеющимися недостатками;
  • Занимайтесь только той деятельностью, которая вам нравится и доставляет удовольствие.
Читайте также:  Иллюстрации паразита - психология

Источник: http://www.edu-psycho.ru/ponyatie-razvitiya-soznaniya-razvitie-sverhsposobnostey-soznaniya.html

Три упражнения на развитие осознанности | Саморазвитие | Наша Психология

Осознанность – это врожденная способность человека отдавать себе отчет в том, что он чувствует и о чем думает в данный момент, и исследовать это с доброжелательностью, принятием и любопытством.

Этот навык помогает находить более здоровые способы саморегуляции и обращения с такими переживаниями, как тревога, гнев, печаль или ощущение опустошенности и отчаяния. Начать можно с небольших упражнений, которые занимают 10–15 минут в день.

Состояние, рождающееся в результате курса MBSR, может быть знакомо людям, которые занимались йогой, тайцзи или восточными единоборствами. Одно из базовых упражнений, которые предлагаются участникам курсов, – «сканирование тела».

Попробуйте лечь ровно на спину, почувствовать контакт всей задней поверхности тела с полом, услышать свое дыхание. После этого необходимо пройтись внутренним взглядом по всему своему телу, начиная от пальцев ног и заканчивая макушкой головы, как можно более детально исследуя, как чувствует себя каждый сантиметр тела.

Можно проговаривать себе: «Что происходит сейчас в моих коленях?» или «Теперь я перемещаю внимание на то, как ощущаю свой живот» и т. д. Это упражнение развивает навык концентрации и удержания внимания и восприимчивости к собственным физическим ощущениям. Его можно проделывать в конце дня, чтобы расслабить мышцы и улучшить качество сна.

2. «Изюминка»

Для него потребуется изюминка или любая другая еда. Представьте себе, что вы прилетели с другой планеты, где такой еды нет. Но теперь, когда вы держите изюминку в руке, вы можете начать исследовать ее всеми органами чувств.

Посмотрите на этот объект так, как будто никогда не видели ничего подобного. Повертите в пальцах, чтобы понаблюдать за игрой цвета, текстурой, формой.

В процессе замечайте, какие появляются мысли: «Зачем я это делаю?», или «Как это вообще может мне помочь», или «Ненавижу изюм!» – и попробуйте дать этим мыслям просто присутствовать, а затем возвращайтесь вниманием к исследованию объекта. Попробуйте его на ощупь.

Послушайте, производит ли изюминка звук, если поднести к уху и сжать пальцами. Пахнет ли она? А теперь следите за тем, как рука подносит изюминку ко рту: как рука знает, в каком направлении двигаться?

Когда еда окажется во рту, отследите скорость, с которой начинает шевелиться челюсть, движения языка, текстуру изюма на зубах. Когда пора будет глотать, сначала признайте свое намерение проглотить и посмотрите, удастся ли не поддаться сразу этому рефлексу.

Прочувствуйте, какие мышцы участвуют в глотании и что происходит с телом после.

А затем посвятите мгновение тому, чтобы поздравить себя и поблагодарить себя за то, чтобы вы уделили это время исследованию своей осознанности даже в такой привычной мелочи, как употребление пищи.

3. «Хорошая привычка»

Одна из задач формальных медитативных упражнений заключается в том, чтобы тренировать навыки, которые можно применять в реальной жизни. Поэтому одна из важных составляющих тренингов MBSR — развитие осознанности как привычки.

Выберите какое-нибудь задание, которое вы обычно выполняете ежедневно: скажем, чистка зубов, мытье посуды или завязывание шнурков. Попробуйте в течение всего времени, пока вы выполняете это задание, удерживать именно на нем свое внимание.

Вовлекайте все органы чувств в этот процесс.

Если чистите зубы – напоминайте себе, что именно этим вы сейчас занимаетесь, и прочувствуйте ощущения, которые вызывает соприкосновение щетинок с деснами и зубами, исследуйте тонкости вкуса зубной пасты.

Если моете посуду – признайте тот факт, что вы моете посуду, почувствуйте температуру воды и послушайте, какой она производит звук, как пахнет чистящее средство.

Может быть, удастся заметить, какими оттенками цвета переливаются мыльные пузыри… Попробуйте сами – и посмотрите, что получится.

осознаваниепрактикумпсихологические установки

Источник: https://www.psyh.ru/tri-uprazhneniya-na-razvitie-osoznannosti/

Осознанность. Развитие Осознанности

Что такое Осознанность? Зачем и почему многие века люди, стремящиеся к саморазвитию, исследователи тайн мира и покорители самих себя, достигая новых высот сознания, в поиске более глубоких знаний и желающие кардинально изменить свою жизнь к лучшему,  обрести истинную свободу и гармонию, стремящиеся постичь законы мироздания, выбирают в качестве инструмента самосовершенствования развитие осознанности?

Термин осознанность имеет прямую связь со словами: знание, познание, знать, сознание, о-со-знание, и буквально означает следующее: желание и устремление, опыт познания объективной реальности; объемная многомерная картина видения, понимания, чувствования, яснознания, одномоментного проживания Истины; постижение сущности происходящего; соединение внутреннего и внешнего миров; снятие ограничений личности, стирание границ,  выход из матрицы и освобождение от страданий, оков шаблонного, злокачественного мышления и саморазрушающего поведения.  

Осознанность — введение в ментальную сферу личности знания, которое уже есть в Душе. Осознание может происходить отсрочено, а часть осознаний — вообще не доступна пониманию личности — будучи знанием-состоянием или знанием-способностью к духовному действию, оно проявляется именно в таком действии.

В развитом состоянии осознанности человек живет «Здесь и Сейчас», способен различать иллюзии восприятия, легко распознает и устраняет ложные стереотипы мышления, отслеживает и предотвращает «уводы» внимания в сторону от сути и поэтому всегда находится в прекрасном расположении духа и отличном настроении, добром здравии. Осознанный человек спокоен, собран, в меру расслаблен и наблюдателен, испытывает чувства радости, гармонии и всеобъемлющей любви и умиротворения.  

Развитие Осознанности и внимания

Развитие осознанности способствует наработке концентрации внимания, улучшает память, очищает сознание и подсознание от блоков, вирусов и деструктивных программ/кодов/энергий, расширяет и углубляет возможности человека, а также положительно влияет на развитие его многомерного диапазона восприятия: экстрасенсорного и интрасенсорного взаимодействия с тонким миром энергии, Чувствительности, Ясновидения, Яснослышания, Яснознания, Яснопонимания и т.д.  

Достигается осознанность путем регулярных практик, медитаций и определенных тренировок сознания, души и тела.

Один из наиболее быстрых и гармоничных методов развития осознанности –  в овладении знанием, идущим от Высших Духовных Учителей, основатели многих мировых духовных систем и религий, черпали его именно из этого источника.

Высшие цивилизации развивают свою культуру на основе духовных энергий Знаний и Любви, исходящих от Творца. Духовная помощь братьям по разуму и борьба с Космическим Злом является основой их деятельности.

Эта борьба ведется не средствами энергетической войны, а осветлением носителей Зла посредством сил Космической Любви.

Важным моментом в развитии осознанности является осознание личностью нравственных уроков. При этом более плотная и сильная энергия личности внедряется в душу (в моменты раскаяния, катарсиса, озарения и т.п.) и это способствует ее перестройке. Чем выше расположена верхняя из открытых чакр, тем менее эгоистичен человек и тоньше, глубже его чувства и понимание мира.  

Познание может проявляться в форме ясновидения, яснослышания и яснопонимания – инсайта, интуитивного озарения. Оно дается цельным и возникает вне рамок мыслительного процесса.

Сам акт яснопонимания дает знание, не заключенное в какие-либо определенные формы, словесные, образные или понятийные.

Такое оформление осуществляется умом, оно необходимо лишь для фиксации знания в памяти личности или передачи другим.

Форма познания зависит от анатомии и сферы, в которой осознается знание, трансформируемое в психике в зрительное, звуковое, словесное или понятийное выражение. Объектом познания может выступать что угодно – от бытового вопроса до Бога.

Осознанность, процесс развития осознания может быть спонтанным или контролируемым, в зависимости от уровня развития человека и его способностей.

Познающим органом души является «третий глаз».

Развитие осознанности позволяет одинаково видеть прошлое, настоящее и будущее, т.к. пространство для «третьего глаза» едино и расстояния не имеют значения, а время цельно.

«Третий глаз» может осознавать мир, собственную душу и дух на разных уровнях энергетики, в результате познается внешняя форма объектов и событий, их содержание и механизмы, причины и смысл.

Многие уроки и практики Школы Развития Мастерства «Мир Реальности», направлены именно на развитие осознанности человека, но для того, чтобы углубить понимание данного вопроса, мы решили провести новое занятие, приглашаем вас на Трансляцию Реальности №53, Тема: «Осознанность. Развитие Осознанности».

Осознанность. Развитие Осознанности.

Поиск своего звездного рода и активация родового канала, соединение своего земного рода со звездными предками для выполнения задач своего предназначения – одна из важнейших задач каждого живущего на планете человека, идущего путем эволюции Души.

Провести активацию связи со своим истинным звездным родом, настроиться на канал древней мудрости предков для принятия энергии и информации необходимой вам для вашей эволюции, Вы можете на энергетической практике: Предназначение Радомира.

Поиск и активация звездных имен и родов: Ратибор: Принять участие***

Источник: https://mir-real.ru/stati/item/304-osoznannost-razvitie-osoznannosti

Развитие осознанности

Ты жив лишь пропорционально тому, насколько ты осознан. Осознанность – это разница между жизнью и смертью. Ты не жив лишь потому, что дышишь, ты не жив лишь потому, что у тебя бьётся сердце. Физиологически в тебе можно поддерживать жизнь в больнице, без всякого сознания.

Единственное, чему нужно научиться – это наблюдение. Наблюдай! Наблюдай каждое действие, которое совершаешь. Наблюдай каждую мысль, проходящую в уме. Наблюдай каждое желание, охватывающее тебя. Наблюдай даже незначительные жесты – как ты ходишь, говоришь, ешь, принимаешь ванну. Продолжай наблюдать, во всём, везде. Пусть всё становится возможностью наблюдать.

Двигайся по жизни, оставаясь полностью наблюдательным.

Помни одно: когда вспоминаешь, что забыл наблюдать, не сожалей, не раскаивайся, иначе ты потеряешь время даром. Не чувствуй себя несчастным: Я снова упустил. Не начинай себя осуждать, потому что это сущая потеря времени. Никогда не раскаивайся в прошлом! Живи в этом мгновении.

Станьте более пробуждёнными, и вы станете более живыми. А жизнь есть Бог – никакого другого Бога нет. Поэтому Будда говорит о жизни и осознанности. Жизнь составляет цель, осознанность – методологию, технику, чтобы её достичь.

Вдыхай запах, ощущай прикосновение, чувствуй порыв ветра и солнечные лучи. Смотри на луну, и стань просто безмолвным водоёмом наблюдательности, и луна будет отражаться в тебе в безмерной красоте.

Не ешь механически, не продолжай просто набивать себя пищей – будь очень наблюдательным. Жуй тщательно и наблюдательно… и ты удивишься тому, сколько упускал до сих пор, потому что каждый кусок будет приносить огромное удовлетворение. Если ты ешь наблюдательно, еда станет вкуснее.

Стань очень внимательным к своему телу. Мало-помалу человек становится бдительным в каждом жесте, в каждом движении. По мере того как ты становишься более осознанным, начинает происходить чудо: многие вещи, которые ты делал раньше, просто исчезают. Твоё тело становится более расслабленным, глубокий мир воцаряется в твоём теле, тонкая музыка пульсирует в твоём теле.

Тогда начни осознавать мысли – то же самое нужно сделать с мыслями. Они тоньше тела и, конечно, гораздо опаснее. И когда ты осознаёшь мысли, тебя удивит, что происходит у тебя внутри.

И чудо осознанности в том, что не нужно делать ничего, кроме как стать осознанным. Само явление наблюдения этого меняет всё. Мало-помалу сумасшедший исчезает. Мало-помалу мысли начинают следовать определённому образцу: их хаоса больше нет, они становятся более и более космосом. И тогда воцаряется более глубокий мир.

Это самый тонкий слой и самый трудный, но если ты можешь осознавать мысли, это всего лишь один шаг дальше. Нужна лишь немного более интенсивная осознанность, и ты начнёшь отражать свои настроения, эмоции, чувства.

Как только ты осознаёшь все эти три слоя, они соединяются в одно явление. И когда эти три слоя становятся одним, начинают действовать в полной гармонии, вибрировать вместе, ты можешь почувствовать музыку всех трёх: они становятся оркестром – и тогда случается четвёртое. Этого ты не можешь сделать – это случается само собой, это дар целого.

Это награда для тех, кто сделал эти три шага. Четвёртое – это предельная осознанность, которая делает человека пробуждённым. Человек осознаёт собственную осознанность – это четвёртое. Это делает человека буддой, пробуждённым. И только в таком пробуждении человек узнаёт, что такое блаженство. Блаженство – это цель, осознанность – путь к нему.

Читайте также:  Цели на тренинги синтона - психология

Источник: https://skyjournal.ru/razvitie-osoznannosti-50

Самосознание. Развитие самосознания и Я-концепции

В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание.

В ходе социализации расширяются и углубляются связи человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его Я, его самосознания.

Формирование последнего становится венцом развития сознания. В результате человек не только может отражать внешний мир, но, выделив себя в нем, познавать и свой внутренний, переживать его и определенным образом относиться к себе.

Мерилом этого отношения являются прежде всего другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление о себе, делает его более многогранным.

Сознательное поведение — это не столько проявление того, каков человек на самом деле, сколько следствие представлений о самом себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Образ Я, или самосознание (представление о себе), не возникает сразу, а складывается постепенно на протяжении жизни индивида под воздействием многочисленных социальных влияний и включает 4 компонента (по В. С. Мерлину):

  • сознание отличия себя от остального мира;
  • сознание Я как активного начала субъекта деятельности;
  • сознание своих психических свойств, эмоциональную самооценку;
  • социально-нравственную самооценку, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

В современной науке существуют различные точки зрения на генезис самосознания.

Традиционным является понимание его как исходной, генетически первичной формы человеческого сознания, основывающейся на самоощущении, самовосприятии человека, когда еще в раннем детстве у ребенка формируется целостное представление о своем физическом теле, о различении себя и всего остального мира. Исходя из концепции «первичности» способность к самопереживанию оказывается особой универсальной стороной самосознания, которая его порождает.

Существует и противоположная точка зрения, согласно которой самосознание — это высший вид сознания, возникший как результат его развития. «Не сознание рождается из самопознания, из Я, а самосознание возникает в ходе развития сознания личности…» (С. Л. Рубинштейн).

Третье направление психологической науки исходит из того, что сознание внешнего мира и самосознание возникли и развивались вместе, одновременно, будучи взаимообусловленными.

По мере объединения «предметных» ощущений складывается представление человека о внешнем мире, а в результате синтеза самоощущений — о самом себе. В онтогенезе самосознания можно выделить два основных этапа: на первом этапе формируется схема собственного тела и чувство Я.

Затем, по мере совершенствования интеллектуальных возможностей и становления понятийного мышления, самосознание достигает рефлексивного уровня, благодаря чему человек может осмысливать свое отличие в понятийной форме.

Поэтому рефлексивный уровень индивидуального самосознания всегда остается внутренне связанным с аффективным самопереживанием (В. П. Зинченко). Исследования показали, что самоощущение контролируется правым полушарием мозга, а рефлексивные механизмы самосознания — левым.

Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна при этом оставаться сама собой.

Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: он помнит о прошлом, переживает настоящее, имеет надежды на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое.

Главная функция самосознания — сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и позволить понять, каков он есть на самом деле, оценить себя.

Если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самосовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.

Только благодаря осознанию своей индивидуальности возникает особая функция — защитная: стремление защитить свою уникальность от угрозы ее нивелирования.

С самосознанием связана особая значимость того, что важно стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях.

Для подобной самоактуализации (быть собой и даже лучше) необходимо: полностью погрузиться во что-либо без остатка, преодолев желание защититься и свою застенчивость, и переживать погружение, не прибегая к самокритике.

Также необходимо делать выбор, принимать решения и брать на себя ответственность, прислушиваться к себе самому, дать возможность проявиться своей индивидуальности; непрерывно развивать свои умственные способности, реализовать свои возможности полностью в каждый данный момент.

Критерии самосознания таковы:

  1. выделение себя из среды, осознание себя как субъекта, автономного от физической, социальной среды;
  2. осознание своей активности: «Я управляю собой»;
  3. осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это, может быть, и мое качество»);
  4. моральная оценка себя, наличие рефлексии: осознание своего внутреннего опыта.

Формирование Я-концепции начинается с раннего детства, проходя ряд этапов:

  1. Физическое выделение себя из окружающего мира начинается в младенчестве и завершается к 2 годам, когда ребенок понимает, что его тело существует независимо от внешнего мира и принадлежит только ему. Тогда ребенок способен узнавать себя в зеркале, устанавливает границы своих владений («мой ботинок», «моя кукла»), осознавая себя и другого ребенка как отдельных существ.
  2. Отношение к себе формируется в дошкольный период. Ребенок, например, считает себя «хорошим» или «неумехой»; в основном такие самооценки прямо отражают отношение к нему окружающих — прежде всего родителей, братьев, сестер. Со временем это становится базисным элементом Я-концепции, хотя впоследствии выявить такие элементы трудно, поскольку они приобретаются в то время, когда речевое развитие ребенка еще не позволяет их адекватно вербализовать.
  3. Дошкольники очарованы собой, и поэтому многие их занятия и мысли направлены на то, чтобы как можно больше узнать о себе. Они сравнивают себя с другими детьми, обнаруживая различия в росте, цвете волос, поле, происхождении, симпатиях. Они сравнивают себя со своими родителями, узнают, что у них есть общие с ними черты, и открывают новые для себя формы поведения, которые стараются перенять, Желая как можно больше узнать о себе, дошкольники задают множество вопросов: откуда они появились, почему им становятся малы их ботинки, хорошие ли они дети или плохие и т. д. По мере того как дети узнают, кто они и что собой представляют, и начинают расценивать себя как активную силу в своем окружении, они создают из разрозненных знаний когнитивную теорию о себе, или «личный сценарий», помогающий им интегрировать поведение. Наиболее сильное влияние на развивающийся у ребенка образ Я обычно оказывают родители, поскольку именно они предоставляют определения правильных и неправильных действий, образцы поведения и оценки поступков, и все это кладется в основу представлений ребенка. Происходит процесс интернализации, в ходе которого социальные правила и нормы поведения становятся собственностью самого дошкольника, т. е. он принимает их как свои ценности. Как же дети интернализуют эти ценности?
  4. Вначале ребенок может просто копировать словесные формулировки родителей: например, рисуя мелом на стене, он говорит себе: «Нельзя, нельзя, нельзя!», т. е. делает то, что ему хочется, и в то же время пытается сдержать себя. Через несколько месяцев он, вероятно, сможет настолько контролировать себя, что не поддастся побуждению, которое сейчас еще не способен побороть. Развивающаяся Я-концепция и формирующиеся социальные понятия способствуют попыткам детей управлять своим поведением.
  5. В школьном возрасте происходит существенное изменение образа Я, напрямую зависящее от успехов/неудач в учебе, от отношения учителей, родителей и сверстников. Если ребенок добивается хороших результатов в учебе, он включает трудолюбие как составную часть в свой образ Я. Дети, неуспевающие в школе, могут начать чувствовать себя неполноценными по сравнению со сверстниками, и есть опасность, что это чувство останется у них на всю жизнь, особенно обостряясь в ситуациях оценивания. Если, однако, они все же смогут преуспеть в чем-то, что ценится в их среде (в спорте, музыке, искусстве или иных занятиях), у них сохраняется шанс сберечь трудовой настрой, положительный образ Я и желание доводить дела до конца. Способность видеть себя отличным от других людей, обладающим определенными свойствами, составляет образ Я. Самоуважение означает видение себя человеком, обладающим положительными качествами, т. е. способным достигать успеха в том, что является для него важным. В младшем школьном возрасте оно связано преимущественно с уверенностью в своих академических способностях, которая соотносится со школьной успеваемостью. Дети, которые хорошо учатся в школе, имеют более высокую самооценку, чем неуспевающие ученики. Если ребенок принадлежит к социальной среде, где образованию не придается большого значения, его самоуважение может быть вообще не связано с достижениями в учебе.
  6. В отрочестве и юности самооценки принимают более отвлеченный характер, подростки заметно озабочены тем, как их воспринимают окружающие. Найти себя, собрать из мозаики знаний о себе собственную идентичность становится первостепенной задачей. Именно в этот период интеллект подростков и юношей достигает такого уровня развития, который позволяет им задумываться над тем, что представляет собой окружающий мир и каким ему следует быть. С обнаружением этих новых познавательных способностей у юношей и девушек развивается эгоидентичность — целостное, связное представление о себе.
  7. На протяжении всего взрослого периода жизни человек стремится и сохранить достаточно устойчивую Я-концепцию, и изменить ее. Важные события жизни — смена работы, женитьба, рождение детей и внуков, развод, потеря работы, война, личные трагедии — заставляют нас пересматривать отношение к себе. На рис. 4.4 приведены различные факторы, влияющие на Я-концепцию.
  8. Рис. 4.4. Факторы, влияющие на Я-концепцию

Я-концепция играет важнейшую роль в формировании целостной личности. Представления человека о самом себе даже в детском возрасте и тем более во взрослом периоде жизни должны быть согласованными, не противоречащими друг другу, иначе личность распадется на отдельные фрагменты и человек будет страдать от смешения ролей.

Я-концепция включает в себя как реальное, так и идеальное Я — наши представления о том, каковы мы на самом деле и какими бы нам хотелось и следовало быть.

Человек, воспринимающий эти два Я как не слишком далеко отстоящие друг от друга, скорее приобретет зрелость и окажется приспособленным к жизни, чем тот, который ставит свое реальное Я намного ниже идеального.

Если какая-то информация идет вразрез с нашими представлениями о себе, мы, скорее всего, не пропустим ее через наш «фильтр». Когда поведение человека согласуется с его образом Я, он часто может обойтись и без одобрения со стороны окружающих: он доволен собой и ему не надо других наград. Это означает, что Я-концепция может выполнять функцию самопоощрения.

Но порой она выступает как обвинение человека. Люди, считающие себя неудачниками, могут подсознательно подрывать свои усилия, направленные на исправление ситуации, чтобы сохранить свой привычный образ. Резкая его перемена — даже в лучшую сторону — может восприниматься человеком весьма болезненно, так как ему придется вновь вести борьбу за свою идентичность.

При анализе динамической структуры самосознания используют два понятия: текущее Я и личностное Я. Первое обозначает конкретные формы осознания себя в настоящем, т. е. непосредственные процессы деятельности самосознания. Второе — это устойчивая структурная схема самоотношения, ядро синтеза «текущих Я». В каждом акте самосознания одновременно выражены элементы самопознания и самопереживания.

Так как отражаются все процессы сознания, человек может не только осознавать, оценивать и регулировать собственную психическую деятельность, но и сознавать себя сознающим, самооценивающим.

В структуре самосознания можно выделить:

  1. осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего Я («Я как действующий субъект»);
  2. осознание своих реальных и желаемых качеств (реальное Я и идеальное Я);
  3. познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);
  4. эмоциональное, чувственное представление о себе.

Таким образом, самосознание включает в себя:

  • самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);
  • самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

Наиболее известная в современной науке модель структуры самосознания предложена К. Г. Юнгом и основана на противопоставлении осознаваемых и неосознаваемых элементов человеческой психики. Он выделяет два ее уровня.

Первый — субъект всей человеческой психики — «самость», которая персонифицирует как сознательные, так и бессознательные процессы и поэтому есть как бы тотальная личность.

Второй уровень — форма проявления самости на поверхности сознания, осознаваемый субъект, сознательное Я.

Когда человек думает «Я знаю себя», «Я чувствую, что устал», «Я ненавижу себя», то в этом случае он является одновременно и субъектом, и объектом. Несмотря на идентичность Я-субъекта и Я-объекта, все же необходимо их различать. Первую сторону личности принято называть Я, а вторую — самостью.

Различие между ними относительно. Я является наблюдающим началом, самость — наблюдаемым. У современного человека первое наблюдает за самостью и чувствами, как если бы те были чем-то отличным от него.

Однако может быть и наоборот: Я отслеживает свою склонностью наблюдать, и в этом случае оно становится самостью.

Психологи рассматривают последнюю как направленность всей личности на осуществление максимума потенциальных возможностей индивида.

Мерилом для самоотношения человека являются прежде всего другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление о себе, делая его более многогранным. Сознательное поведение — не столько проявление того, каков человек на самом деле, сколько результат его представлений о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях.

В структуре самосознания можно выделить 4 уровня:

  • непосредственно-чувственный уровень: самоощущение, самопереживание психосоматических процессов и собственных желаний, переживаний, состояний психики, в результате чего достигается простейшая самоидентификация личности;
  • Выразительность речи предполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.

Источник: https://pro-psixology.ru/razvitie-soznaniya/59-samosoznanie-razvitie-samosoznaniya-i-ya-koncepcii.html

Ссылка на основную публикацию