Произвольное и преднамеренное — психология

Виды внимания в психологии

Эта статья посвящена научному разделению внимания на виды.

Наука выделяет несколько основных видов внимания в психологии: непроизвольное (непреднамеренное), преднамеренное (произвольное), после произвольное. Здесь нетрудно разобраться и запомнить, поскольку их названия говорят сами за себя. Рассмотрим подробно.

Непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) внимание

Если раздражитель привлекает внимание без сознательного выбора человека, то внимание такого типа относится к непроизвольному. Пассивное внимание не зависимо от намерения человека, но связано с его бессознательными установками и опытом.

Какие условия провоцируют данный вид внимания?

Неожиданность, относительная сила раздражителя, новизна, подвижность, контрастность, яркость. Так же огромное значение имеет внутренне состояние человека.

Примеры: телефонный звонок, скримеры (видео-пугалки), сирена воздушной тревоги.

Произвольное (активное, преднамеренное) внимание

Произвольное внимание зависит от намерения. Управляя своим произвольным вниманием мы осуществляем сознательную деятельность. Внимание такого вида напрямую связано с волей, и требует некоторого напряжения.

 Такое внимание формируется и развивается упорными тренировками. Чем менее тренирована концентрация у человека, тем быстрее у него возникает утомление при попытке удерживать произвольное внимания на объекте.

При работе, требующей высокой степени концентрации, желательно периодически переключать произвольное внимание на более простые задачи, чтобы разгрузить психику и избежать угасания интереса к делу.

Произвольное внимание, в свою очередь, подразделяют:

— произвольное внимание (направленное на достижение цели); — волевое внимание (направленное на отвлечение от факторов мешающих концентрации на поставленной цели);

— выжидательное (ожидательное) внимание (бдительность направленная на ожидание события которое должно произойти).

Какие условия провоцируют данный вид внимания?

Волевое усилие направленное на концентрацию на объекте.

Примеры: любая деятельность связанная с обучением или созданием чего-либо.

Послепроизвольное внимание

Вид внимания, при котором сознательный выбор объекта внимания, как при произвольном внимании, сочетается с отсутствием психического напряжения от концентрации на нём.

Какие условия провоцируют данный вид внимания?

Заинтересованность человека в объекте внимания.

Пример: студент, готовящийся к сессии, огромным волевым усилием заставивший себя учить билеты к экзамену, в какой-то момент настолько заинтересовывается предметом, что он начинает получать удовольствие от его изучения, которое практически полностью снимает напряжение.

Источник: https://psychogenesis.ru/vnimanie/vidy-vnimaniya-v-psikhologii

Внимание. Виды и свойства внимания. Теории внимания | Горизонты

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.

Виды внимания

Проявление внимания связано как с сенсорными, так и с интеллектуальными процессами, а также с практическими действиями и с целями и задачами деятельности. В связи с этим выделяют следующие виды внимания:

  • сенсорное,
  • моторное,
  • интеллектуальное,
  • преднамеренное
  • непреднамеренное внимание.

Сенсорное внимание возникает при действии объектов на органы чувств. Оно обеспечивает четкое отражение предметов и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека.

Благодаря сенсорному вниманию возникающие в сознании образы предметов являются ясными и отчетливыми. Сенсорное внимание может быть зрительным, слуховым, обонятельным и т.д. В основном у человека проявляется зрительное и слуховое внимание.

Лучше всего в психологии изучено зрительное внимание, так как его легко обнаружить и зафиксировать.

Моторное внимание направлено на движения и действия, совершаемые человеком. Оно дает возможность более четко и ясно осознавать приемы и способы, применяемые в практической деятельности. Моторное внимание регулирует и контролирует движения и действия, направленные на предмет, особенно в тех случаях, когда они должны быть особенно четкими и точными.

Интеллектуальное внимание направлено на более эффективное функционирование таких познавательных процессов как: память, воображение и мышление.

Благодаря этому вниманию человек лучше запоминает и воспроизводит информацию, создает более четкие образы воображения, ясно и продуктивно мыслит.

Поскольку это внимание имеет внутренний характер и мало доступно для исследования, то оно менее всего изучено в психологии.

Преднамеренное (произвольное) внимание возникает при наличии у субъекта цели или задачи быть внимательным к какому-либо внешнему предмету или к внутреннему умственному действию.

Оно в основном направлено на регулирование внешних сенсорных и моторных действий и внутренних познавательных процессов.

Преднамеренное внимание может стать произвольным, когда субъекту необходимо проявить волевое усилие для того, чтобы направить и сосредоточить внимание на объекте, который необходимо познавать или с которым надо действовать

Н. Ф. Добрынин выделил еще один вид внимания – послепроизвольное внимание (это внимание, естественно сопровождающее деятельность личности; возникает оно, если личность поглощена деятельностью; связано с наличной системой ассоциаций).

Это может иметь место в том случае, когда цель проявлять внимание остается, но исчезают волевые усилия.

Такое внимание начинает проявляться, когда деятельность, требующая волевых усилий, становится увлекательной и осуществляется без особых затруднений.

Итак, если направленность и сосредоточенность внимания связаны с сознательной целью, речь идет о произвольном внимании.

Если направленность и сосредоточенность носят непроизвольный характер, речь идет о непроизвольном внимании. По мнению К.К. Платонова, одной из форм непроизвольного внимания является установка (состояние готовности или предрасположенности личности к действию определенным образом).

Непреднамеренное (непроизвольное) внимание возникает само собой без всякой цели со стороны человека. Его вызывают значимые для человека свойства и качества предметов и явлений внешнего мира. Одним из таких свойств является новизна объекта. Непроизвольное внимание привлекают также все сильные раздражители: яркий свет, громкий звук, резкий запах и т.д.

Иногда внимание могут привлечь и не очень заметные раздражители, если они соответствуют потребностям, интересам и установкам личности.

Теории внимания

Моторная теория внимания Т. Рибо

Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т. Рибо. Он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими.

Рибо предполагал особенно тесную зависимость между эмоциями и произвольным вниманием.

Он считал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний.

Непроизвольное внимание также всецело зависит от аффективных состояний. «Случаи глубокого и устойчивого непроизвольного внимания обнаруживают все признаки неутомимой страсти, постоянно возобновляющейся и постоянно жаждущей удовлетворения».

Состояние внимания всегда сопровождается не только эмоциональными переживаниями, но также определенными изменениями физического и физиологического состояния организма. Только на основе детального и тщательного изучения подобного рода состояний можно составить ясное представление и о механизмах внимания.

Т. Рибо подчеркивал значение физиологических связей психических процессов и состояний, и это обстоятельство сказалось на его трактовке внимания. Таким образом, теорию Рибо можно назвать психофизиологической.

Внимание, как чисто физиологическое состояние, имеет комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций. Интеллектуальное же внимание усиливает кровообращение в занятых мышлением органах тела.

Состояния сосредоточенности внимания сопровождаются также движениями всех частей тела: лица, туловища, конечностей, которые вместе с собственно органическими реакциями выступают как необходимое условие поддержания внимания на должном уровне.

Движение, по мнению Т. Рибо физиологически поддерживает и усиливает данное состояние сознания. Для органов чувств (зрения и слуха) внимание означает сосредоточение и задержку движений, связанных с их настройкой и управлением.

Усилие, которое мы прилагаем, сосредоточивая и удерживая внимание на чем-то, всегда имеет под собой физическую основу. Ему соответствует чувство мышечного напряжения, а наступающие впоследствии отвлечения внимания связаны, как правило, с мышечным переутомлением в соответствующих моторных частях реципирующих систем.

Т. Рибо полагал, что двигательный эффект внимания состоит в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и ясность по сравнению с прочими оттого, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них.

В умении управлять движениями заключается и секрет произвольного внимания. Произвольно восстанавливая движения, связанные с чем-то, мы тем самым обращаем на это наше внимание. Таковы характерные черты моторной теории внимания, предложенной Т. Рибо.

Читайте также:  Комплекс оживления - психология

Теория установки Д.Н. Узнадзе

Теория установки предложена Д.Н.Узнадзе и поначалу касалась особого рода состояния предварительной настройки, которое под влиянием опыта возникает в организме и определяет его реакции на последующие воздействия.

Например, если человеку дать в руки два одинаковых по объему, но разных по весу предмета, то затем он будет по-разному оценивать вес других, одинаковых предметов.

Тот из них, который окажется в руке, где раньше находился более легкий предмет, на этот раз покажется более тяжелым, и наоборот, хотя два новых предмета на самом деле во всех отношениях будут одинаковыми.

Говорят, что у человека, обнаруживающего такую иллюзию, сформировалась определенная установка на восприятие веса предметов.

Установка, по мнению Д.Н.Узнадзе, напрямую связана с вниманием. Внутренне она и выражает собой состояние внимания человека. Этим объясняется, в частности, то, почему в условиях импульсивного поведения, связанного с отсутствием внимания, у человека, тем не менее, могут возникать вполне определенные психические состояния, чувства, мысли, образы.

С понятием установки в теории Узнадзе также связано понятие объективации. Она трактуется как выделение под влиянием установки определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Этот образ, или впечатление, и становится объектом внимания (отсюда название — «объективация»).

 Концепция П.Я. Гальперина

Основные положения этой концепции сводятся к следующему:

  1. Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека.
  2. По своей функции внимание представляет собой контроль этого содержания. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представляется вниманием как таковым.
  3. В отличие от других действий, которые производят определенный продукт, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особенного результата.
  4. Внимание как самостоятельный, конкретный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. Не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.
  5. Во внимании контроль осуществляется при помощи критерия, меры, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения.
  6. Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т.е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, образцу.
  7. Для того чтобы сформировать новый прием произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью предложить человеку задание проверить ее ход и результаты, разработать и реализовать соответствующий план.
  8. Все известные акты внимания, выполняющие функцию контроля как произвольного, так и непроизвольного, являются результатом формирования новых умственных действий.

Характеристики внимания:

Устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче.

Концентрация внимания – повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия. Концентрация предлагает не только длительное удержание внимания на объекте, но и отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент.

Сосредоточенность внимания проявляется в результате концентрации сознания на объекте с целью получения наиболее полной информации о нем.

Распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.

Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость).

Предметность внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т.д.

Объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды. Определяется объем внимания посредством специальных приборов-тахистоскопов. В одно мгновение человек может обратить внимание только на несколько объектов (от 4 до 6).

См. подробнее:

Маклаков А. Общая психология. Электронная библиотека, Глава 14 Внимание

См. также разделы Справочника :

Источник: http://ingorizont.ru/?p=362

Три вида внимания человека

Что такое внимание? Несмотря на то что вы часто сетуете на его недостаток, вы вряд ли хоть раз задумались об определении процесса. Вам кажется, что это эфемерная сущность, которая просто есть или которой нет. Внимание – процесс мозговой активности, направленный на концентрацию сознания. Взгляд и слух фиксируются на одном действии, благодаря чему оно становится понятным и четким.

Виды внимания в психологии и их характеристика

Виды внимания определяют в зависимости от типа активности человека. В современной психологии три основных вида. Рассмотрим их.

Непроизвольное

Такое внимание еще называют непреднамеренным. Оно возникает независимо от вашего желания вследствие реакции на внешние раздражители. Если его не закрепить, оно угасает. Непроизвольное внимание характеризуется следующими параметрами:

  • вы не готовитесь к концентрации на объекте заранее;
  • внимание возникает неожиданно и интенсивно настолько, насколько сильны раздражители;
  • быстро проходит.

Примеры, которые ярко демонстрируют непроизвольное внимание, вам хорошо известны, однако, скорей всего вы о них не думали. Представьте, что вы идете по солнечной улочке в Лиссабоне.

Вдруг перед вами вырастает храм – это первая вспышка непреднамеренного внимания – большой объект стал раздражителем для глаз.

Вы можете пройти мимо, и тогда внимание угаснет, а можете зайти внутрь и активизировать другой вид внимания.

Упражнение 1

На непроизвольное внимание влияют:

  • смена динамичности (объект стоял, но резко стал танцевать);
  • новизна (около парка стоит мужчина в розовом парике и в костюме бабочки);
  • физические раздражители (сильный запах в туалете плацкарта).

Придумайте и опишите в комментариях 3 примера.

Произвольное (преднамеренное)

Преднамеренное внимание — целенаправленный процесс, который вы активируете силой мысли или внутреннего приказа. Этот вид внимания наиболее сложный и поддается дрессировке при условии своевременного развития. Поэтому молодым мамам всегда рекомендуют начинать уроки на внимание раньше, чем все остальные.

Глицин Д3 помогает развить произвольное внимание и удержать мысли в голове. Если вы пропьете курс цитрусовых шипучек, в дальнейшем избавитесь от проблем с концентрацией.

Преднамеренное внимание характеризуют особенности:

  • невозможно сконцентрироваться на объекте, если нет силы воли, чтобы отрезать себя от других задач. Вид внимания хорошо развит у организованных людей;
  • вы даете направление мысли в одном ключе;
  • произвольное внимание позволяет работать над задачей максимально долго.

Вернемся к храму в Лиссабоне. Вы вошли внутрь и начали обход святыни по периметру. Тут алтарь, тут свечи, тут священник в белых одеждах. Вы задерживаете взгляд на каждом объекте, изучаете рельефы, ощупываете древний камень. Вы делаете это только благодаря произвольному вниманию.

Упражнение 2

Преднамеренное внимание очень энергоемкое. Поэтому вы тратите много сил на рутинную и однообразную работу. Придумайте и напишите в комментарии три фактора, которые негативно сказываются на произвольном внимании.

Пример: вы шьете мужскую сорочку, но швы кривые. Из-за этого пропадает интерес, работа перестает нравиться и внимание притупляется.

Постпроизвольное

Этот вид психологического внимания самый эффективный. Он переходит из преднамеренного внимания незаметно. Его просто сохранить: вы увлечены объектом и не отдаете себе приказы для концентрации.

Вы еще в лиссабонском храме. Увидели толпу зевак, подошли поближе: люди рассматривают древнероманскую библию, каким-то чудом очутившуюся здесь. Все отходят, вы приближаетесь и начинаете листать страницы. Вам интересно, потому что вы знакомы с языком, написанное дается без труда. Шаг за шагом вы углубляетесь в чтение, внимание становится постпроизвольным.

Упражнение 3

Напишите 3 занятия, которые всегда вызывают у вас постпроизвольное внимание.

Какие еще виды внимания в психологии существуют

Приведенное выше деление не единично. Существует множество признаков, по которым можно классифицировать внимание:

  • по направленности (внутренне и внешнее);
  • по происхождению (социальное и природное);
  • по механизму регуляции (непосредственное и опосредственное);
  • по направленности (сенсорное, моторное, интеллектуальное);
  • по динамике (динамичное и статичное).
Читайте также:  Уровень субъективного контроля - психология

Если вы еще не устали придумывать примеры, напишите собственные мысли по поводу других разбивок. Желаем острого внимания и хорошего настроения!

Источник: http://glicind3.ru/tri-vida-vnimaniya-cheloveka/

Владимир Крысько — Психология и педагогика в схемах и комментариях

КОММЕНТАРИИ

Внимание может быть преднамеренным, сосредоточенным и непреднамеренным. Каждый из видов внимания зависит в то же время от ряда условий, в которых он осуществляется.

Преднамеренное (произвольное) внимание – это внимание, которое возникает в результате сознательных усилий человека, направленных на лучшее выполнение той или иной деятельности. Оно характеризуется целенаправленностью, организованностью, повышенной устойчивостью.

Целенаправленность определяется задачами, которые человек ставит перед собой в той или иной деятельности. Преднамеренное внимание вызывают не все объекты, а только те, которые связаны с задачей, выполняемой в данный момент; из многих объектов выбираются те, которые необходимы при выполнении данного вида деятельности.

Организованность преднамеренного внимания означает, что мы заранее готовимся быть внимательными к тому или другому предмету, сознательно направляем на него свое внимание, проявляем умение организовать необходимые для данной деятельности психические процессы.

Повышенная устойчивость преднамеренного внимания позволяет организовать работу на протяжении более или менее долгого времени. Она связана с планированием этой работы.

Сосредоточенное внимание – это внимание, направленное на какой-либо один объект или вид деятельности. Оно бывает динамическим и статическим.

Динамическим называется такое внимание, которое в начале работы характеризуется малой интенсивностью, и только с помощью значительных усилий человек повышает его интенсивность.

Статическое внимание – это такое внимание, высокая интенсивность которого легко возникает в самом начале работы и сохраняется на протяжении всего времени ее выполнения.

Непреднамеренное (непроизвольное) внимание – это внимание, вызываемое внешними причинами – теми или другими особенностями объектов, воздействующих на человека в данный момент. Ими могут быть интенсивность раздражения, новизна и необычность объекта, а также его динамичность.

Интенсивность раздражения заключается в подавляющем действии объекта внимания человека на его сознание (например, более сильный звук, более яркий план), которое активизирует психику.

Новизна и необычность объекта, даже если он и не выделяется интенсивностью своего действия, также становится стимулом внимания.

Резкая смена, динамичность объекта, наблюдаемая при сложных и длительных действиях (например, при наблюдении за спортивными состязаниями, восприятии кинокартины и т. п.), также всегда вызывает особое внимание.

2.10. Сущность памяти

КОММЕНТАРИИ

Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.

Различают следующие процессы памяти.

Запоминание – запечатление в сознании человека полученной информации, которая является необходимым условием обогащения опыта человека новыми знаниями и формами поведения.

Сохранение – удержание в памяти полученных знаний в течение относительно длительного периода времени.

Воспроизведение – активизация закрепленного ранее содержания психики.

Узнавание – сопровождающее процессы памяти явление психики, позволяющее им более эффективно функционировать.

Различают следующие виды памяти:

Наглядно-образную память – на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и т. п. образы.

Словесно-логическую память – на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами получаемой в словарной форме информации.

Двигательную память – на движения.

Эмоциональную память – на переживания.

Кроме того, в зависимости от приемов заучивания различают механическую и смысловую память.

Механическая память – это запоминание информации в той форме, в которой она воспринимается.

Логическая (смысловая) память – это запоминание не внешней формы, а смысла изучаемой информации.

Физиологической основой памяти являются следы имевших место ранее нервных процессов, сохраняющиеся в коре больших полушарий головного мозга в результате пластичности нервной системы.

Любой вызванный внешним раздражением нервный процесс, будь то возбуждение или торможение, не проходит для нервной ткани бесследно, а оставляет на ней «след» в виде определенных функциональных изменений, которые облегчают течение повторяющихся нервных процессов, а также делают возможным их повторное возникновение при отсутствии вызвавшего их раздражителя.

Физиологические процессы в коре головного мозга, имеющие место при воспроизведении, по своему содержанию те же, что и при восприятии: память требует работы тех же центральных нервных аппаратов, что и восприятие, вызванное непосредственным воздействием внешнего раздражителя на органы чувств. Различие заключается лишь в том, что при восприятии центральные физиологические процессы непрерывно поддерживаются раздражением рецепторов, а в процессе функционирования памяти они представляют собой лишь «следы» ранее имевших место нервных процессов.

2.11. Сущность воображения

КОММЕНТАРИИ

Воображение – это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т. е. процесс преобразующего отражения действительности.

Воображение представляет собой изменение и преобразование человеком своих представлений на основе:

● вычленения из целостного образа предмета какого-либо его элемента или свойства. Таково, например, представление одной формы каменного орудия как пригодной для резания, другой – как колющей; представление о величине палки как средстве удлинить руку;

● изменения величины объектов в сторону преувеличения (гипербола) или преуменьшения по сравнению с действительными и создание таким путем всевозможных фантастических образов (великанов, гномов и т. д.);

● соединения в своем воображении вычлененных из разных объектов частей или элементов и создание таким путем мысленного образа нового, не существовавшего ранее в природе предмета (сфинкс у древних египтян, человеко-бык у ассирийцев, кентавр у древних греков);

● конструирования предмета в связи с его назначением, например копья; мысленное наделение этого орудия свойствами поражения цели издалека (метание) или вблизи (нанесение удара, мощного укола) и в связи с этим придание особой формы каждому из этих орудий (легкий дротик и тяжелое копье);

● мысленного усиления какого-либо свойства или качества, придание этому свойству несоразмерно большего или особого значения в характеристике объекта (хитрость у лисы, трусость у зайца);

● переноса этого свойства на другие объекты (вождь племени хитер, как лиса; враги трусливы, как зайцы);

● мысленного ослабления какого-либо свойства или качества предмета, в своей сильной степени приводящего к построению контрастного образа, наделенного свойствами, прямо противоположными исходному (персонажи народного эпоса, сказок);

● создания нового образа в результате обобщения черт, наблюдавшихся у ряда сходных объектов (типизация образа в художественной литературе; например, литературные герои Онегин, Печорин, Обломов, Самгин, Корчагин и др. уже наделены чертами, типичными для представителей той эпохи, того класса, выразителями которых они являются).

Физиологическую основу воображения составляют остаточные (следовые) процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концентрации, положительной и отрицательной индукции, анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов. В итоге этой сложной нервной деятельности и возникают новые, не имевшие места в реальном процессе восприятия сочетания образовавшихся в прошлом опыте временных связей, составляющие постоянную «базу» воображения.

2.12. Вилы воображения

Источник: https://profilib.net/chtenie/142198/vladimir-krysko-psikhologiya-i-pedagogika-v-skhemakh-i-kommentariyakh-10.php

Произвольное, послепроизвольное внимание

Произвольное (преднамеренное, активное) внимание — это целенаправленное сосредоточение состояния сознания, поддержание определенного уровня которого связано с наличием волевых усилий. Термин «произвольный» образован не от слова «произвол», а от слова «изволение», означающего волю, желание. Включение произвольного внимания обусловлено стоящей перед человеком задачей.

Оно обычно связано с борьбой мотивов, наличием противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удержать внимание.

В таких ситуациях человек делает сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из этих интересов, концентрируя внимание на удовлетворении другого. Наше внимание постоянно привлекает красивый и равномерный загар.

Чтобы привлекать внимание окружающих можно посетить студию загара со скидкой.

Говоря о произвольном внимании, выделяют:

  • волевое, включающееся в ситуациях конфликта между осознанно выбранными действиями и действиями, вызывающими непроизвольное внимание;
  • выжидательное, вызываемое сознательно ожидаемым объектом или явлением (внимание охотника, поджидающего зверя в засаде, или внимание человека, ожидающего прибытия поезда);
  • спонтанное, первоначально вызываемое интересом к объекту, но впоследствии удерживаемое в сознании усилием воли.
Читайте также:  Этическая направленность - психология

По мере развития операционально-технической стороны деятельности – в связи с ее автоматизацией и переходом действий в операции, а также в результате изменений мотивации (например, сдвига мотива на цель) возможно появление послепроизвольного внимания.

Так, подготовка реферата или эссе как учебного задания поначалу требует определенных волевых усилий. Затем мы входим «во вкус», не замечаем затраченного времени и даже – начинаем раздражаться, если кто-либо или что-либо отвлекает нас от интересной работы.

Как утверждает Н.Ф. Добрынин, в указанном случае сохраняется соответствие направленности деятельности сознательно принятым целям, но ее выполнение уже не требует специальных умственных (волевых) усилий и ограничено во времени лишь истощением ресурсов организма.

Однако не все психологи считают послепроизвольное внимание самостоятельным видом, так как по механизму возникновения оно напоминает произвольное (этим и объясняется сам термин «послепроизвольное внимание»), а по способу функционирования – непроизвольное внимание.

Источник: http://www.psyworld.info/proizvolnoe-posleproizvolnoe-vnimanie

Виды внимания

Непреднамеренное внимание. В зависимости от причин, его вызывающих, внимание может быть произвольным, или преднамеренным, и не произвольным, или непреднамеренным.

Непреднамеренное внимание вызывается внешними причинами теми или другими особенностями действующих на человека в данный момент объектов.

Особенности, благодаря которым внешние предметы могут привлекать наше внимание, следующие.

Интенсивность раздражения. Более сильный, чем другой, одновременно с ним действующий на организм, объект (более сильный звук, более яркий плакат и т. д.) скорее привлечет к себе внимание.

Однако это свое свойство объекты сохраняют лишь до тех пор, пока человек не привык к данной степени интенсивности.

Даже очень сильные раздражители, если они стали привычными, перестают вызывать наше внимание.

Новизна, необычность объектов. Иногда даже и не выделяющиеся своей интенсивностью объекты привлекают к себе наше внимание, если только они для нас новы; например, некоторые изменения в привычной обстановке, появление нового лица в классе или спортивной секции и т. д.

Резкая смена, а также динамичность объектов, часто наблюдающиеся при сложных и длящихся долгое время действиях, например при наблюдении за спортивным состязанием, восприятии кинокартины и т. д.

В этих случаях нарушение относительно спокойного течения раздражителей вследствие внезапного усиления или ослабления отдельных раздражителей, введения паузы или изменения ритма и темпа движений невольно привлекает наше внимание.

Во всех случаях непреднамеренное внимание возникает в результате внешних раздражений, которые на основании постоянных врожденных или предварительно выработанных условных связей вызывают оптимальное возбуждение в определенных участках коры головного мозга и соответствующие ориентировочные реакции.

Зная особенности раздражителей, благодаря которым они способны привлечь к себе внимание, можно легко вызвать непреднамеренное внимание у тех или иных лиц: громкий голос, четкая команда привлекут внимание учащихся к требованиям учителя; яркий красочный плакат заставит со вниманием воспринять его содержание; введение какого-либо нового приема в методику преподавания обострит внимание учащихся и поможет лучшему усвоению учебного материала.

    Непреднамеренное внимание характеризуется следующими основными особенностями:

  1. При непреднамеренном внимании человек предварительно не готовится к данному восприятию или действию.

  2. Непреднамеренное внимание наступает внезапно, немедленно вслед за воздействием раздражения и в своей интенсивности обусловливается особенностями вызвавших его раздражений.

  3. Непреднамеренное внимание скоропреходящее: оно длится, пока действуют соответствующие раздражители, и, если не принять необходимых мер к его закреплению в форме преднамеренного,— прекращается.
    1. Преднамеренное внимание отличается следующими особенностями:

    2. Целенаправленность. Произвольное внимание определяется задачами, которые мы ставим перед собой в той или иной деятельности. При преднамеренном внимании не всякие объекты привлекают внимание, а только те, которые стоят в связи с задачей, выполняемой нами в данный момент; из многих объектов мы выбираем те, которые нужны в данном виде деятельности.
    3. Организованность. При преднамеренном внимании мы заранее готовимся быть внимательными к тому или другому предмету, сознательно направляем свое внимание на этот предмет, проявляем умение организовать необходимые для данной деятельности психические процессы.
    4. Повышенная устойчивость. Преднамеренное внимание позволяет организовать работу на более или менее долгое время, оно связано с планированием этой работы.

    По своим физиологическим механизмам преднамеренное внимание связано с оптимальными нервными возбуждениями определенных участков коры больших полушарий головного мозга, которые вызываются и поддерживаются раздражениями второй сигнальной системы.

      Причинами, обусловливающими преднамеренное внимание, являются:

    1. Интересы человека, побуждающие его к занятию данным видом деятельности. Поэтому воспитание произвольного или преднамеренного внимания требует формирования у учащихся устойчивых интересов к учебным предметам, спорту, труду и т. д.

    2. Сознание долга и обязанности, побуждающее возможно лучше выполнять данный вид деятельности. Не всегда преднамеренное внимание строится на интересах. Человеку приходится усваивать разнообразные знания и заниматься различными видами деятельности, а интересы его могут лежать только в одной какой-нибудь области.

      В этих случаях преднамеренное внимание основывается на сознательно-волевом отношении человека к выполняемой им деятельности. Воспитание преднамеренного внимания связывается поэтому с формированием мировоззрения, моральных убеждений и принципов, сознания общественной значимости и необходимости данной деятельности.

      По существу преднамеренное внимание является волевым процессом и должно быть связано с воспитанием воли.

    3. Статическое и динамическое внимание. Эти два вида внимания обнаруживают себя в процессе длительной работы, требующей большого времени на свое выполнение.

      Статическим называется такое внимание, высокая интенсивность которого легко возникает в самом начале работы и сохраняется на протяжении всего времени ее выполнения.

      Такое внимание не требует особого «разгона», постепенного накапливания; оно с самого начала работы отличается максимальной степенью интенсивности.

      Отличающийся статическим вниманием ученик сразу же включается в учебную работу, как только начался урок, и сохраняет более или менее на одном уровне эту интенсивность внимания во все время работы.

      Динамическое внимание отличается противоположными качествами; в начале работы оно не интенсивно; ученику требуется известное усилие для того, чтобы заставить себя быть внимательным к данному уроку; он медленно втягивается в учебную работу; первые минуты урока проходят у него в постоянных отвлечениях, и лишь постепенно и с трудом он сосредоточивается на работе.

      Сосредоточенное и распределенное внимание. Сосредоточенным называется внимание, направленное на какой-либо один объект или вид деятельности. Например, человек может сосредоточенно писать, слушать, читать, выполнять какую-либо работу, следить за ходом спортивного состязания и т. д.

      Во всех этих случаях его внимание сосредоточивается только на одном данном виде деятельности и не распространяется на другие: когда мы сосредоточенно читаем, мы не замечаем происходящего вокруг нас и часто даже не слышим обращенных к нам вопросов.

      Сосредоточенное внимание характеризуется резко выраженными внешними признаками. Оно выражается в соответствующей позе, мимике, заторможенности всех лишних движений . Все эти внешние особенности имеют большое приспособительное значение, облегчая концентрацию внимания.

      Распределенным называется внимание, направленное одновременно на несколько объектов или видов деятельности.

      Мы говорим о распределенном внимании, когда студент слушает и одновременно записывает лекцию, когда спортивный судья во время футбольного матча следит не за каким-либо одним, а за всеми, находящимися в поле его зрения, игроками и подмечает действия и ошибки каждого из них, когда учитель объясняет урок и в то же время следит за поведением учащихся, когда шофер управляет автомобилем и в то же время внимательно следит за всеми препятствиями на его пути, и т. п.

      Физиологической основой распределенного внимания являются нервные процессы, одновременно и с достаточной интенсивностью протекающие в функционально различных участках коры. Так, например, при слушании и записывании лекции одновременно работают слуховые, ассоциативные и моторные центры, связанные с движениями руки при письме.

      Источник: http://psyznaiyka.net/view-vnimanie.html?id=vidi-vnimaniya

Ссылка на основную публикацию