Привитые эмоции — психология

Невыраженные эмоции

Эмоция. Физический ихимический процесс

Эмоция – позитивное или негативное состояние, образ наших мыслей, одно из свойств психики.

Эмоции сопровождают нас в любой ситуации, постоянно – это коммуникации, манипуляции, такое состояние можно использовать и переживать, эмоциональный всплеск, как и весь мыслительный процесс, создает некий импульс в нейронах головного мозга, тем самым запуская механизм передачи информации к системам нашего организма. Именно поэтому психическое и физическое состояние организма не разделимо связано.

Вегетативные и соматические функции организма реагируют на активацию нервной системы, следствием реакции ВНС является изменение в обмене веществ скелетных мышц, что приводит к их сокращению и напряжению.

Такие состояния для организма не всегда имеют негативное влияние, так, страх/испуг приводит к выбросу адреналина, который спазмирует сосуды головного мозга, а сосуды тела напротив, расширяются и обеспечивают доступ кислорода и питательных веществ к мышцам – такое физическое и психическое состояние подготавливает человека к решительным действиям.

Но есть и обратное действие страха, если такое состояние человек старается подавить, то есть спрятать свою эмоцию. Чаще, причиной заболевания становятся хронические/перманентные эмоции, те, которые человек переживает регулярно.

Болит душа – болеет тело, в чем взаимосвязь?

Выступление перед аудиторией у многих вызывает страх обратной связи, что приводит к зажатости, желанию подавить страх, чтобы не выдать волнение. Ученики и студенты наиболее часто попадают в такую ситуацию. При сдерживании эмоции начинается процесс соматизации, то есть перевод психической энергии на телесное восприятие.

Эмоция (E—motio) — вывод, выход энергии наружу, вовне, из организма. Как только появилась эмоция, ее необходимо проявить, но социальное окружение запрещает показывать все эмоции – это не всегда тактично, нарушает правила социальной среды.

С детства нам прививают сдержанность, заставляют блокировать особенно негативные эмоции. Но и улыбка, смех, не редко находят критику со стороны, например в детстве, за школьной партой, ребенок хочет посмеяться, но преподаватель наказывает его за это, эмоция сдерживается, в теле появляется блок.

Дома ребенка заставляют сидеть тихо, не мешать, а ребенок эмоционален и активен по природе, уже создается благоприятная среда для развития психозависимых проблем со здоровьем.

Сдержанная эмоция приводит к самотизации, скрывая эмоцию, подавляя ее, она уходит в подсознание, появляется хронический психосоматический блок.

Если постараться объяснить, то получается примерно следующая картина: сдержанная эмоция – это блок, зажим, мышечное напряжение.

Учитывая, что весь организм – это огромная магистраль кровеносных сосудов, в месте спровоцированного эмоцией спазма нарушается кровоток, следовательно, какой—то орган недополучает питание.

Такие важные элементы как лейкоциты, моноциты и другие клетки крови, которые участвуют в борьбе с патогенными микроорганизмами, будут блокированы и не смогут выполнять свою функцию в определенном участке организма, одним словом психосоматический блок снижает иммунитет. Наступает интоксикация, из-за нарушения работы лимфатической системы.

В такой ситуации любой иммуномодулятор не несет в себе оздоровительной функции.

Подобная проблема может решаться исключительно возобновлением нормальной циркуляции крови, в свою очередь, которая невозможна без устранения зажатия, снятия блока. Быть здоровым просто.

Наш организм – это уникальный механизм, способный излечивать сам себя, но любое нарушение, возникшее по какой—либо причине способно вывести из строя этот механизм и спровоцировать ряд заболеваний.

Выражение эмоций способствует нормальному функционированию человеческого организма как системы и напротив, сдерживание эмоций формирует хронические дисфункции, которые развиваются и усиливаются с течением времени. Любая эмоция, сильная или слабая, отрицательная, положительная или нейтральная, перманентная или мимолетная, вызывает дальнейшую реакцию, как на психологическом уровне, так и в соматике.

https://www.youtube.com/watch?v=yB15hNwA35A

Эмоция может побудить к действию и привести к желаемому результату, а может, как было сказано выше, привести к серьезным сбоям в организме.

Каждая эмоция и ее характеристики влияет на органы по-разному, следовательно, чтобы выявить эмоциональную причину, повлиявшую на определенный орган и предпринять оздоровительные меры, зачастую необходим трудоемкий процесс, длительный анализ.

Иногда достаточно просто вспомнить свои эмоции, провести параллель с заболеванием и разработатьстратегию лечения, но в некоторых 

ситуациях может потребоваться гипнотерапия или другие психотехники. опубликовано econet.ru

Источник: https://econet.ru/articles/82961-nevyrazhennye-emotsii

Психологос. Энциклопедия практической психологии

Большинство мифов и недоразумений вокруг эмоций и чувств связаны только с тем, что люди плохо себе представляют их разнообразие. В отношении эмоций и чувств особенно важно говорить не об эмоциях и чувствах вообще, а каждый раз уточнять, о каком виде эмоций (чувств) в данном случае идет речь, какие из них конкретно имеются в виду.

Описывая отличия во внешних проявлениях эмоций и чувств, мы ведем речь об их характеристиках. Разговор о разнообразии видов эмоций и чувств – о другом, а именно о сущностных различиях между разными эмоциями (чувствами), различиях в их внутренней структуре и внутренних процессах.

Начнем с того, что множество так называемых бытовых эмоций – скорее дешевая показуха, разменная монета общения, у которой от живой эмоции остается только словесный ярлычок.

Если родители видят, что девочка усиленно тренируется изображать горькую обиду, срисованную с подружек в детском саду, то, потребовав это прекратить, они не подавляют ее эмоции, а прививают ей элементарную культуру.

Те, кто считает, что эмоции – это естественная реакция на те или иные события, и беспокоится, что контроль эмоций превратится в их подавление, не знают или забывают, что кроме врожденных и натуральных, есть приобретенные и культурные эмоции (чувства), возникновение которых происходит не автоматически, не по рефлекторной дуге, а опосредуется культурным опытом человека и, соответственно, вполне поддается естественному регулированию. А знание того, что эмоциональный арсенал не ограничивается эмоциональными реакциями, что люди могут запускать эмоциональные акции и, более того, пользуются ими гораздо чаще, чем кажется наивному взгляду, в принципе дает новое видение возможностей управления эмоциями (см. гл. 3, разд. «Когнитивная сфера»; гл. 7, разд. «Повседневная саморегуляция»).

Психологам и психотерапевтам чаще приходится работать с эмоциональными реакциями, но и здесь важно различать вполне управляемые оперативные эмоции, за которыми стоят внутренние выгоды, и реактивные эмоции, контролю и управлению практически не поддающиеся.

Однако если мы знаем три их основные разновидности (рефлекторные эмоции, заякоренные эмоции и привитые эмоции), то можем определить направление эффективной работы с ними. Все эти разновидности эмоций отличаются и своим происхождением, и способом запуска, и характером протекания.

Естественно, и методы работы с ними также различны: привитым эмоциям можно переобучать, заякоренные эмоции можно перебить новым якорем, рефлекторные же эмоции так просто не корректируются.

Итак, корректное исследование эмоций всегда указывает, о какой их разновидности идет речь. Грамотный исследователь не будет говорить об эмоциях вообще: он уточнит, о каких конкретно эмоциях он говорит в конкретном случае.

Зачем нужны эмоции

Мы говорили, что эмоции – это пакет из трех элементов: выразительных движений лица и голоса, изменений телесного, функционального состояния организма и внутренних, душевных переживаний. Каждый из этих компонентов выполняет свою функцию.

Самая древняя часть эмоций – изменение функционального состояния организма. Чтобы драться, нужен адреналин, чтобы думать, нужен покой. Почти мгновенная смена функционального состояния организма под те обстоятельства, которые человека окружили, помогает ему действовать эффективнее, а когда-то и спасает ему жизнь.

https://www.youtube.com/watch?v=u5lvC2Jxblk

Однако важно учесть, что подобные перестройки организма управляются не самыми продвинутыми программами: за ними стоят либо древнейшие рефлексы реагирования на опасность, либо привычки, сложившиеся в детстве.

Чем примитивнее ситуация, тем чаще это оказывается кстати. Чем в большей степени мы социальные существа, тем больше реагирование эмоциональными рефлексами нас подводит.

Собственно, воспитанность и определяется тем, насколько человек владеет своими эмоциями, то есть не выдает импульсивных, неуместных реакций.

Едва ли, даже рассердившись, воспитанный человек будет орать или тем более распускать руки. Естественным эмоциональным движением в ответ на оскорбление может быть «убить гада», но воспитанный человек едва ли пойдет на поводу подобных эмоций.

Эмоциональные рефлексы не просто перенастраивают организм, умных людей они еще заставляют думать: «Проскочила эмоция – обрати внимание, это реакция на что? О чем она сигнализирует?» Да, эмоции не всегда мудры, как и пожилые люди не всегда источники древних знаний, но иногда их сигналы оказываются полезны. В ряде простых ситуаций эмоции упрощенно, но быстро и автоматически сигнализируют о том, что происходит в нас или вокруг нас.

Шорох в темноте – я вздрогнул и замер. Испуг и страх. Ну ладно, сейчас пробежала мышка, зря дернулся, а если бы это оказалась гадюка под ногами, то действительно не надо на нее наступать.

Когда важно реагировать быстро, а не обязательно точно, тут автоматическое реагирование выручает. Эмоция зажглась, сигналит, привлекает внимание и даже требует действий – в ряде случаев это полезно и необходимо.

Семья возвращается из леса, небо затягивается тучами и начинает погромыхивать гром. «Ой, что-то стало страшно!» – сказала родителям ленивая девочка и, перестав капризничать, сама и быстро побежала домой.

Умный человек на свои эмоции хотя бы обратит внимание и примет свое решение, неумный сделает хоть что-то, но немедленно. И пусть это «что-то» шаблонно и непродуманно, но часто это все равно лучше, чем ни на что не обратить внимания и не сделать ничего.

Быстрое и частое изменение функционального состояния тела для современного человека выполняет другую, более важную сегодня задачу: оно является гимнастикой для организма и средством поддержания его тонуса.

Читайте также:  Грех - психология

Сейчас многие городские жители страдают от гиподинамии, фитнесом занимаются не все, а смена функциональных состояний тренирует и укрепляет организм. С точки зрения врача, и радостный смех, и горький плач – оздоравливающие упражнения.

Это умеренная нагрузка для легких и диафрагмы, расслабляющая процедура и дыхательная гимнастика одновременно.

Плач, как ни странно, является полезной физической нагрузкой: дети, будучи крепкими существами, способны долго плакать, взрослые люди теряют форму и так делать уже не могут – быстро устают.

Не очень хорошо быть плаксой, но если вдруг в ситуации потери сильного мужчину потянуло на плач, можно вспомнить о том, что это не вредно и даже полезно.

Врачи рекомендуют мужчинам плакать – это продлевает им жизнь.

Чередование удивления, расстройства, энтузиазма и усталости – полезная функциональная тренировка. Кстати, включение разных эмоций очень удобно использовать в качестве утренней эмоциональной гимнастики (см. гл. 7, разд. «Повседневная саморегуляция»).

Важнейшая функция эмоций – коммуникативная. В повседневном общении не функциональные состояния организма, а выразительные движения лица и изменения голоса дают нам возможность без слов понять все, что человек хочет нам сказать. Люди из разных культур и с разным уровнем образования легко различают эмоции по фотографиям и интонациям голоса.

Ребенок, который еще не умеет говорить, плачем сообщает родителям, что хочет есть. По лицу мужа жена может понять, что тот сейчас не в настроении обсуждать приезд ее мамы и хочет отложить этот разговор до завтра. Эмоции рассказывают окружающим о нашем состоянии, они кричат о нашей боли и требуют помощи, когда мы устали или нам трудно.

А если нам помогли, мы говорим «спасибо» и словами, и благодарным выражением лица.

Эмоции – это язык общения, но язык необычный, не столько информационный, сколько осуществляющий непосредственное влияние, язык зовущий, мотивирующий и требующий. Крик ребенка – не просто текущая информация для штатного рассмотрения, это команда для немедленного реагирования. Эмоции не просто передают сообщения, они заражают и заряжают, требуют и воодушевляют, привлекают и отталкивают.

Эмоции – это средства влияния, и употребить их можно очень по-разному. Ими можно нагрузить или защититься.

Многие люди талантливо используют коммуникативную функцию эмоций, чтобы защищаться от нагрузок, требований и обвинений со стороны близких. «Я расстроился, мне уже плохо – значит, меня обвинять уже нельзя. Я устал – значит, больше меня не нагружайте. Я разозлился – значит, мне уже многое прощается. Я боюсь – значит, могу каким-то нужным делом уже не заниматься».

Это делает многие, казалось бы, странные и неадаптивные эмоции внутренне выгодными. Если вы переживаете – скорее всего, вам это зачем-то надо.

Не все люди привыкли ставить цели, кому-то проще, когда их зовут или подталкивают. Эмоции-переживания, как внутренний моторчик, заставляют нас двигаться – и пусть их энергия не всегда конструктивна, но именно они дают ощущение жизни.

Для многих людей жизнь – это в первую очередь их переживания, и пока человек переживает – ждет и мучается неизвестностью, горит ревностью или пылает страстью, – он живет.

Когда же он взрослеет и эмоции постепенно утихают, встает вопрос: что заменит их животворящую и смыслообразующую функцию? Кто-то успокаивается в привычках и бездумном существования, а кто-то поднимается до уровня ценностей и живет уже не пляшущими в душе эмоциями, а любовью, заботой и пониманием своей миссии.

Скорее всего, этот перечень того, что эмоции делают для нас (или как мы используем их), не полон. Важно помнить только, что перечисление того, где и как эмоции оказываются полезны для нас, никаким образом не зачеркивает то, что в ряде случаев эмоции оказываются вредны. Чтобы это происходило реже, нужно научиться управлять ими и делать их адекватными жизненной ситуации.

Люди редко обдумывают, зачем и как они выражают свои чувства и проявляют свои эмоциональные состояния: чаще всего это происходит импульсивно, неосознанно, нередко будучи лишь автоматизмом и продуктом привычки.

Вследствие этого выражение чувств обычно является «салатом», в котором смешано все: и эмоциональное реагирование, и сообщение, и тот или иной способ воздействия.

Однако чем выше психологическая культура и личностное развитие человека, тем с большей осознанностью и контролем он подходит к выражению собственных эмоций и чувств, тем чаще выражение эмоций имеет определенную цель и адресата.

Думается, что для разумного человека ориентиром может быть правило: «Любая эмоция должна быть адресна и целесообразна». Вы не будете сердиться и обижаться на кого-то, когда это не поможет, и выразите искреннюю благодарность тому, кого любите и хотите поддержать.

Источник: http://ogrik2.ru/b/nikolaj-ivanovich-kozlov/psihologos-enciklopediya-prakticheskoj-psihologii/27256/vidy-emocij/40

Техника преобразования негативных чувств в позитивные действия

Автор: Oлeг Игоревич Ждaнoв, доктор психологических наук, доктор медицинских наук, профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ, специалист в области космической психологии.

В жизни часто случается, что ответственность за собственные, вполне подконтрольные вам самим поступки и действия, мы приписываем внешним факторам.

Например, нередко приходится слышать такие выражения «Этот человек меня раздражает (расстраивает, огорчает)» или «Эта ситуация меня беспокоит (пугает)».

Скрытый смысл здесь таков: один человек или ситуация вызывают у другого человека некоторое чувство.

Смысловая неправильность выражений такого типа заключается в том, что никто и ничто не может в буквальном смысле создать в человеке какого-либо чувства, кроме его самого. Мир просто существует. Чувства же по этому поводу возникают в вас, и только вы можете быть ответственны за них. Только вы можете позволить им быть или не быть. Ведь это же ваши чувства.

Выражения же подобного типа показывают, что вы не берете на себя ответственность за переживания, которые на самом деле могли бы контролировать. Вы говорите так, как будто у вас нет возможности реагировать иначе, у вас нет свободы выбора.

Вы лишаете себя этой свободы. Вы ставите себя в зависимость от внешних обстоятельств, так как признаете, что ваши чувства определяются и управляются силами, находящимися вне вас и вам неподконтрольными.

Это прямой путь к потере жизненной активности и контроля над собой и ситуацией.

Чувство контроля — это самое важное условие преодоления жизненных проблем.

Существует одно безусловное правило для разрешения проблемных ситуаций: следует превращать порождаемые ими негативные чувства в определенный план действий. Это правило, которому нет равных.

Внедрив его в повседневную жизнь, вы сможете преобразовать проблему в движущую жизненную силу, заставить ее работать на вас, а не против вас.

Сначала нужно осознать, что чувство раздражения и гнев являются источником очень сильной энергии. Каждый день эта энергия, неуловимая и неукротимая, причиняет бесчисленные разрушения вокруг и внутри захлестываемого ею человека. Но важно понимать, что сама по себе энергия нейтральна.

Та же самая энергия, которая разрушает, может и созидать. Не следует пытаться подавлять ее. Это неразумно, так как на это требуется еще более сильная энергия. Затраты слишком велики. Они опустошают, они разрушают человека.

Необходимо научиться трансформировать ее разрушающее начало в созидающее.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Принципы корпоративной этики бизнеса

Вы можете преобразовать агрессивную энергию, направив ее на иной объект и придав ей иную форму проявления.

Приведем пару высказываний:

  • «Всякий раз, когда я чувствую, что во мне нарастает гнев, я тотчас направляю эту энергию на приведение квартиры в порядок. И у меня всегда очень опрятная квартира».
  • «Когда я получал низкие оценки своего труда, я очень злился, но затем обнаружил, что злость исчезает, если я направляю ее на подготовку к следующему делу. Моя ярость подпитывает мое желание к достижению успеха, значительно повышая способность к сосредоточению».

В этих примерах можно выделить несколько основных моментов.

Во-первых, преобразовывать легче всего то, с чем мы разотождествлены. Для этого нужно относиться к своему гневу, к своим агрессивным импульсам без осуждения, наблюдая за ними как бы со стороны. По сути своей это здоровые импульсы, ибо они исходят из вашего существа. Всякое осуждение ваших агрессивных энергий является психологическим невежеством и делает преобразование их невозможным.

Во-вторых, в агрессивной энергии есть нечто в глубине своей жизнеутверждающее. К сожалению, многие люди относятся к ней с опаской. Нередко агрессия в их представлении машинально ассоциируется с насилием, и они ошибочно полагают, что, сосредоточившись на развитии высших качеств, они изживут агрессию. Обычно им удается только подавлять ее.

Если примитивные формы агрессии могут становиться разрушительными, то более развитые ее формы становятся созидательной силой. Многие духовные учителя предостерегают от недооценки агрессии, ибо это делает человека беспомощным и неспособным противостоять злу.

Следующее упражнение необходимо выполнять, когда вы испытываете какие-то агрессивные чувства или близки к тому, чтобы испытать их.

1. Выберите какой-то проект или деятельность, в который вы хотели бы «поддать пару».

Источник: http://www.elitarium.ru/chuvstvo-chelovek-povedenie-potrebnost-dejstvie-kontrol-otvetstvennost-tehnika-samoreguljacija/

Подавление эмоций

Испытав, какую либо эмоцию, человек должен ее выразить, в мыслях, мимике, жестах, поступках. Такова природа эмоций, они зарождаются в нас и  проявляются через нас.  Если эмоция не выражается, это значит, что  она подавляется.

Подавление эмоций – это психический процесс, при котором человек не позволяет своим эмоциям проявляться.

Читайте также:  Закон мерфи - психология

Как отмечалось в предыдущих статьях, отрицательные эмоции негативно влияют на человека, разрушают его жизнь и здоровье.

 Кратковременная вспышка негативной эмоции не сможет нанести ощутимого вреда здоровью человека.

Только частое переживание, страха, уныния, злости, печали и тому подобных эмоций, приводят к расстройствам психического и физического здоровья. К такому состоянию приводит, постоянное подавление эмоций.

Процесс подавления эмоций, можно условно разделить на несколько этапов, по степени нанесения ущерба здоровью человека:

Контроль эмоций

Нам приходится контролировать свои эмоции, когда выражение их неуместно или это повлечет за собой нежелательные последствия.

У большинства читателей наверняка бывали случаи, когда в студенческие годы приходилось подавлять смех на лекциях, иначе преподаватель мог разозлиться и выгнать из аудитории. Либо же идет совещание на работе, где начальник проявляет себя не лучшим образом и если попытаться ему возражать, то можно нажить себе врага или вовсе могут уволить.

Сам по себе контроль эмоций нельзя назвать чем-то плохим, наоборот это качество позволяет всем людям мирно сосуществовать. Вовремя сдержанная вспышка гнева или недовольства, может избавить человека от многих проблем в жизни.

Если же человек после события, когда ему приходилось усилием воли контролировать свои эмоций, не находит для них способа выражения, не может снять стресс, освободиться от скопившегося негатива, тогда его внимание зацикливается на негативном переживании.

Время от времени человек вспоминает стрессовую ситуацию, переживая вновь испытанные эмоции, заставляя свое тело испытывать боль.

Приглушение чувств

Это стадия начинается, когда мы не находим способа отпустить свой негативный опыт. Чувство вины, стыда, обиды или жалости к себе, постоянно приковывают наше внимание к событиям прошлого. Раз за разом, нам приходится заново испытывать душевную боль.

Никому из нас не хочется каждый день жить с ощущением боли, поэтому мы начинаем приглушать свои чувства. Болевые ощущения мы начинаем подавлять, как бы, не чувствовать.  В состоянии притупленной боли человек находит облегчение, но оно лишь временное.

Нельзя обмануть природу, подавленные эмоции требуют выражения. Закупоренные эмоции не находя выхода, начинают разрушать тело человека, истощая его жизненные силы.

Рано или поздно психически истощенный человек, не сможет больше сдерживать внутри себя, накопленный негатив и тогда плотина прорвется, эмоции найдут свое выражение в ссорах, скандалах, психических срывах.

Крайняя степень подавления

На этом этапе человек уже долгое время подавляет свои чувства и эмоции.  Так как эмоции не дают о себе забыть, их приходиться подавлять еще сильнее. Человек максимально заглушает свои чувства, свой негативный опыт и связанные с ним эмоции, старается запереть в самом глубоком подвале своего подсознания.

Для этого используются разные формы подавления: алкоголизм, наркомания, курение, переедание и тому подобное. Практически могут использоваться все пагубные привычки. Покуда, человек не прекратит процесс подавления эмоций, ему невозможно избавиться от своих пороков.

Процесс саморазрушения активирован и проявляется вовне в виде стрессов, нелепых случайностей и невезения. Представьте себе чайник на плите, в котором постоянно кипит вода, а горячему пару некуда выходить.

Так и человек буквально кипит от подавленных эмоций, только этого сам уже не чувствует, не осознает. Внутреннее состояние проявляется в событиях и в медицинской карточке. С виду такой человек спокоен, уравновешен, только печень ни к чёрту и часто рядом происходят напряженные ситуации, люди ругаются или дерутся.

На этом уровне подавления, происходят серьезные нарушения здоровья. Негативные эмоции все чаще проявляются в психических срывах. Мир человека меняется, краски жизни тускнеют, все раздражает.

Заключение

Люди обладают огромной силой и возможностями, неумение или нежелание управлять своей природой, может привести к страданиям и разочарованию по жизни.

Сделайте сильный выбор, покорите свои эмоции!!!

© «Элатриум» — пространство гармонии и процветания.

Статья «Подавление эмоций» подготовлена специально для elatriym.com

Копирование статьи (частично или целиком) возможно лишь с указанием ссылки на источник и с сохранением целостности текста.

Ссылка для указания источника http://elatriym.com/upravlenie-emocijami/podavlenie-emocij

Источник: http://elatriym.com/upravlenie-emocijami/podavlenie-emocij

Эмоциональная интеллигентность, или Как научиться управлять своими эмоциями

Последние 20 лет ученые во всем мире принялись анализировать эмоции. По их мнению, для того, чтобы состояться как цельная личность, человеку помимо интеллекта, нужен и высокий показатель эмоциональности. Наши эмоции определяют мыслительные процессы и влияют на жизнь в целом. Можно ли ими научиться управлять?

Всем нам хорошо известно по опыту: когда дело доходит до принятия решений и определения линии поведения, чувство принимает во внимание каждую мелочь не меньше, а зачастую и больше, чем мышление. Именно поэтому в конце 90-х гг.

психологи все чаще стали говорить о том, что для успешной реализации личности в жизни и деятельности самое важное – иметь способность эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, уметь ориентироваться в различных ситуациях, правильно определять личностные и эмоциональные особенности других, находить адекватные способы общения с ними.

Сегодня, чтобы вы состоялись цельной личностью, вам нужен, помимо высокого коэффициента интеллекта (IQ), также высокий показатель эмоциональности (EQ). Эти два показателя неразрывно связаны. Эмоциональный интеллект (англ. Emotional Intelligence, EI) – это способности человека, которые участвуют в осознании и управлении собственными эмоциями и эмоций окружающих.

«Придумали» эмоциональный интеллект американские ученые Питер Саловей и Джек Майер в 1990 году. Затем совместно с Дэвидом Карузо исследователи предложили свою модель эмоционального интеллекта, модель новых способностей.

Каких? В первую очередь это способности восприятия, постольку эмоции содержат информацию о нас, о других людях и об окружающем мире. Эмоции – это вид данных, именно поэтому так важно точно определять, что испытываем мы и что испытывают люди.

Наши эмоции (настроение) определяют наши мыслительные процессы. В плохом настроении мы мыслим и ведем себя совсем по-другому, не так, как в хорошем.

Простые проявления эмоциональной интеллигентности являются ключом к здоровью, завоеванию лидерства, а также повышают дальновидность, амбициозность, самооценку и способствуют лучшему взаимопониманию.

Американский психолог Дэниел Гоулман развил идеи своих предшественников и предложил модель эмоционального интеллекта, которая основывается на пяти ключевых компетенциях. Необязательно, чтобы явно выраженными были все пять пунктов, достаточно будет, если таковыми окажутся эмоциональное познание самого себя и правильная самооценка.

1. Познание самого себя


Чем больше мы о себе узнаем, тем лучше можем себя контролировать и выбирать необходимую в той или иной ситуации линию поведения. Оно направлено на то, чтобы мы стремились к перемене. Не будь самопознания, наши эмоции могли бы направлять нас делать то, чего мы не желаем, превращать нас совсем не в тех людей, какими бы нам хотелось быть.

Как развивать?


Осознать разницу между: «я думаю» и «я чувствую». Спросите себя, как вы себя чувствуете на протяжении всего дня, но только честно. Если сердце учащенно бьется, или вы задыхаетесь, то это обычная подсознательная реакция.

Задайте вопрос: «Какое чувство ее вызывает?» Назовите это чувство – страх, возбуждение, спокойствие и т.д. Чаще говорите о своих чувствах с друзьями и близкими.

Со временем вы станете точнее определять, какое именно чувство/эмоция владеют вами в данный конкретный момент.

2. Самоконтроль


В то время как мы прислушиваемся и изучаем наши внутренние чувства, совершая шаг за шагом навстречу самопознанию, самоконтроль регулирует и координирует эти самые чувства для получения положительного, а не отрицательного результата. Самоконтроль дает рациональной стороне время привести в порядок чувства, когда это необходимо. Он также помогает нам действовать обдуманно и ответственно, делая то, о чем мы говорим.

Как развивать?


Следите за тем, что мысленно себе говорите. Признавайте тот факт, что вы – человек и можете испытывать любые эмоции. Будьте готовы к эмоциональным всплескам, вызываемым повторяющимися ситуациями, и учитесь ими управлять.

Пусть неприятная и раздражающая ситуация превратится в упражнение по разрешению проблемы. Когда вы столкнетесь с тем, что требует нежелательного эмоционального ответа, сдержите гнев, сконцентрировавшись на поведении.

Измените ситуацию таким образом, чтобы проблемным стало поведение, а не сам человек, на которого обращен ваш гнев. Прибегайте к юмору, чтобы увидеть новые грани ситуации.

3. Самомотивация


Самомотивацией является направление силы наших эмоций на то, что способно вдохновлять нас на различные дела. Она позволяет четко видеть цели и шаги, необходимые для их осуществления.

Как развивать?


Отдавайте себе отчет в том, что вы можете контролировать и выбирать то, что чувствуете или о чем думаете. Прилагайте больше усилий и как можно чаще представляйте картину желаемого будущего.

Общайтесь с людьми, которые разделяют ваши ценности и принципы и идут к своей мечте.

Продолжайте учиться, потому что стремление к знаниям укрепит сильные стороны вашего характера и даст необходимую информацию, которая может пригодиться вам уже сейчас или в будущем.

4. Сочувствие


Эмоциональная интеллигентность помогает относиться к окружающим достойным образом, с состраданием и сочувствием. Хорошо, когда человек умеет отделять эмоции других людей от собственных.

Сочувствие начинается со способности слушать, что означает установить связь с человеком. Люди, не умеющие сочувствовать, более концентрируются на собственных потребностях и уделяют мало внимания проблемам других.

Читайте также:  Трудности с ребенком: «не хочу!» (школьник) - психология

Как развивать?


Старайтесь больше слушать собеседника и «вчувствоваться» в его переживания.

Исследования показывают, что в общении собеседник  воспринимает только около 7% слов, на интонацию приходится 38%, а 55% – на долю мимики, жестов и зрительного контакта.

То, что вы произносите вслух, и то, что передаете окружающим без слов, не должно отличаться друг от друга. Это служит доказательством вашей честности и укрепляет доверие. Старайтесь увидеть ситуацию с точки зрения другого человека, чтобы лучше понять его.

5. Эффективные взаимоотношения


Эта компетенция касается установления успешных контактов и способности управлять эмоциями других. Если человек обладает разнообразными навыками социального общения, то он располагает лучшими возможностями установления сотрудничества.

Как развивать?


Говорите с друзьями и коллегами о своих идеях и интересах, потому что это чертовски заразительно! Организовывайте творческий обмен мнениями – это укрепляет доверие и способствует созданию атмосферы взаимодействия.

Будьте готовы передать опыт и знания другим или стать наставником, и будьте открыты к чужому знанию и опыту. Это очень важно, особенно в рабочем коллективе.

Делясь с другими собственным опытом и знаниями, вы показываете свою способность воспринимать чужие идеи и мысли, и что вы не считаете себя всезнайкой.

Таким образом, эмоциональный интеллект расширяет наши представления о том, что означает быть умным. Часто люди с высоким IQ, но невысоким EQ не в полной мере используют свой потенциал и теряют шансы на успех потому, что мыслят, взаимодействуют и общаются неконструктивно.

Умение создать определенную атмосферу общения является одним из важнейших навыков, определяющих коммуникативную компетентность. Умелое управление эмоциями позволяет легче справиться с собой в трудных жизненных ситуациях.

Эмоциональный интеллект помогает сохранить веру в себя и решимость в достижении цели, приспосабливаться к переменам.

Источник: https://www.domashniy.ru/psihologiya/emocionalnaya_intelligentnost_ili_kak_nauchitsya_upravlyat_svoimi_emociyami/

Подавление эмоций

Диапазон осуждаемых эмоций определяется не только социальными нормами, но и жизненным опытом индивида.

Так, ребенок, с которым мать обходилась сурово, неоднократно оказывался в ситуации, в которой его положительные чувства — чуткость, привязанность, доброжелательность — не только не одобрялись, но даже осуждались.

Из такого ребенка может вырасти человек, у которого добрые чувства будут ассоциированы с наказанием. К аналогичным последствиям могут привести отвергнутая любовь, измена, неприязнь или пренебрежение, насмешки и презрение со стороны сверстников.

Анализ того, что происходит в случае отрицательного подкрепления, или наказания, эмоций, можно найти в книге Долларда и Миллера.

Появление той или иной формы эмоционального поведения обусловлено возникновением соответствующего внутреннего процесса — эмоции. Так, когда ребенок кричит, топает ногами, краснеет — словом, проявляет все признаки озлобления, он, очевидно, испытывает эмоцию гнева.

Если такого рода поведение постоянно вызывает наказание, то на условнорефлекторной основе возникает связь между выражением гнева и последующим наказанием. Эта связь приводит к торможению выражения гнева. Если же наказание является достаточно сильным (но не слишком сильным) и применяется постоянно, его влияние не ограничивается одним только внешним поведением.

В этом случае торможение в результате генерализации распространяется и на сам эмоциональный процесс. Стало быть, наказание связывается не только с внешним выражением гнева, но и с самим чувством гнева, то ость возникает тенденция к вытеснению наказываемой эмоции. Но это происходит не всегда.

У ребенка более старшего возраста генерализация может ограничиваться лишь внешним выражением гнева, не распространяясь на внутренние процессы — эмоцию гнева, и ребенок просто научается подавлять выражение гнева, а не сам гнев.

В процессе генерализации наказание, очевидно, связывается не только с выражением гнева и эмоцией гнева, но и с осознанием этих процессов, в результате чего осознание гнева может быть заторможено.

Блокирование осознания эмоций связано с действием еще одного механизма наказания. В отличие от описанного выше этот механизм имеет внутреннее происхождение.

Ибо если в обсуждавшемся примере источник наказания находился в окружающей среде (родители, сверстники, начальники, друзья), то во втором случае источник наказания — в самом человеке.

Точнее, источником наказания является внутренний конфликт между тем, каким человек хотел бы быть, и тем, каков он есть, или между идеальным и реальным образом собственной личности. Механизм этого конфликта можно объяснить исходя из концепции когнитивного диссонанса Л. Фестингера (Festinger, 1957; Brehm, 1962; Malewski, 1964).

Согласно этой концепции, расхождение между существующими убеждениями и получаемой информацией вызывает когнитивный диссонанс, действующий как наказание. Устранение же диссонанса действует как вознаграждение. Один из способов устранения диссонанса заключается в устранении информации, не соответствующей существующим убеждениям.

Хотя концепция когнитивного диссонанса верна лишь частично, она объясняет некоторые явления, связанные с осознанием эмоций. Так, в системе устоявшихся убеждений человека можно выделить определенную подсистему его представлений о себе.

Эти убеждения, формирующиеся на основе опыта, усвоения существующих норм, интернализации мнений окружающих, содержат в себе, в частности, определенные правила, касающиеся собственных поступков и переживаний.

Среди такого рода убеждений могут быть, например, такие: «Я из тех, кто ничего не боится», или «из тех, кто может справиться с чем угодно». Для человека с подобными убеждениями осознание эмоции страха или чувства беспомощности будет вступать в противоречие с образом собственного «я».

Чтобы уменьшить этот диссонанс (выполняющий функцию сильного наказания), можно либо изменить представление о себе — что является весьма болезненной операцией, — либо устранить информацию о вызывающих диссонанс эмоциях.

Таким образом, источником наказания может быть не только поведение других людей, но и несоответствие между тем, что испытывает человек (например, его эмоциями), и тем, что, по его мнению, он должен был бы испытывать, то есть нарушения в системе представлений о своем «я».

Наказание способствует устранению вызвавшего его фактора, поскольку является источником отрицательных эмоций, которые приводят к дезорганизации обусловившего их процесса. Если наказание связано, например, с каким-либо предметом или местом, человек избегает этого предмета или места.

Если же наказание связано с собственным поведением, человек избегает действий, влекущих за собой наказание. Наконец, если наказание связано с представлением или осознанием какого-то содержания, оно способствует вытеснению из сознания этого содержания.

Однако все это происходит лишь при отсутствии других достаточно сильных мотивов, побуждающих к выполнению наказуемых действий. Если же такие мотивы существуют, возникает конфликт, последствия которого могут быть разными, в зависимости от многих дополнительных обстоятельств.

Ограниченность процесса осознания эмоций – Предыдущая|Следующая – Подавление мыслей сексуального характера. Эксперименты

Экспериментальная психология эмоций. Содержание

Источник: https://vprosvet.ru/biblioteka/podavlenie-emocij/

Самые естественные человеческие эмоции

Основной вопрос – какие эмоции для человека наиболее естественны, наиболее аутентичны, если хотите.

Конкретнее – в каких эмоциях человеку естественно находиться чаще? Вот серьёзно – основной эмоциональный фон складывается из злости или из страха? Или из скуки? Или ещё из чего-то?

Ответ (хотя бы в виде гипотезы) подсказал мне мой сын. Наблюдая за тем, как живёт ребёнок одного года возраста, мне всё стало понятно. Для чистоты эксперимента я понаблюдал за другими детьми этого возраста на детских площадках (да, на нескольких). Ответ подтвердился. С радостью делюсь им с вами.

Основной эмоциональный фон у человека – это интерес и радость.

Ребёнку интересно жить. Интересно есть песок, перекладывать игрушки, шлёпать по лужам, разглядывать картинки, листать книжку, ехать по зоопарку на папиных руках. Ему всё это интересно.

Интерес может быть бодрым, может – очень спокойным. Он бывает ярким и бывает сдержанным. Интерес ребёнка очень разнообразен, и он присутствует в жизни ребёнка постоянно.

Рядом ребёнок испытывает радость. Она иногда совпадает с тем, что ребёнка заинтересовало, но чаще нет. Вот заметив маму, ребёнок бежит к ней и улыбается. Здесь, наверное, интереса уже нет, а вот радости – выше крыши.

Когда ребёнок ест мамино молоко, вряд ли можно говорить об интересе. А радость – точно есть, хотя и не яркая, спокойная.

А что же другие эмоции? Злость, например, или страх – как они вписываются в жизнь годовалого ребёнка?

Очень просто – как реакции на фрустрацию (т.е. потерю чего-то важного). Когда интерес или радость прерываются, появляется и злость, и страх, и прочие богатства.

Вот запретил я ребёнку шлёпать по клавишам моего ноутбука. А ведь ему это очень нравилось, доставляло радость. Из-за меня же он эту радость потерял. Как результат – появляется злость и плач (такие попытки воздействовать на меня, чтобы я уступил и радость вернул).

Если интерес не останавливать, он сам собой переключается с объекта на объект и никогда не угасает.

Вывод, думаю, такой – если для человека естественнее всего интересоваться и радоваться, то всем, кто естественным считает злиться, раздражаться или бояться, имеет смысл крепко-крепко задуматься о своей жизни. О том, куда делся их естественный интерес и естественная радость.

Кстати, у меня есть стендап-лекция «Укроти своих драконов или Эмоции под контролем», посвящена подробному рассказу о том, как жить в ладу со своими эмоциями.

Источник: http://zygmantovich.com/?p=2720

Ссылка на основную публикацию