Осознанность и адекватность — психология

Осознанность: что это, и как ее обрести?

Жить осознанно, ощущая каждое мгновение своей жизни, каждое слово, поступок, казалось бы, это так просто, но многие замечают, что в повседневной рутине действуют и даже мыслят, словно по инерции. Ощущая и реально оценивая ситуацию, мы становимся свободными от страха, предрассудков. Смело взглянуть проблеме в глаза, адекватно оценить все «за» и «против» — все это дарит нам осознанность.

Нужна ли человеку осознанная жизнь?

Плыть по течению, не расстраиваясь и не жалея ни о чем — это состояние выглядит привлекательным только на первый взгляд. Да, возможно, такому человеку удастся избегнуть сильных переживаний, мучений и сомнений, но все ли так хорошо?

Осознанный человек имеет смелость взглянуть на вещи трезвым взглядом, принять решение, не обманывая себя и вполне четко понимая причины своих действий и последствий от них.

Это позволяет быть намного ответственнее по отношению не только к самому себе, но и к окружающим людям.

К тому же осознанное разрешение проблемных вопросов намного эффективнее, ведь все его аспекты бесстрастно и адекватно проанализированы.

Более того, осознанность не только позволяет не прятать голову в песок при малейших трудностях, и но и дает уникальную возможность радоваться жизни, замечая малейшие ее проявления: свет солнца, дуновение ветра, радость отношений.

В таком состоянии человеку предстоит сделать немало открытий: выяснится, что привычные люди из окружения очень дороги, а, казалось бы, погасшие чувства тревожат и согревают сердце.

Не время ли осознать реальность, чтобы не утратить что-то очень ценное?

Как обрести осознанность жизни?

Проснуться в одно мгновение и прозреть, открыть сердце, внутреннее зрение по силам не каждому. Но, делая небольшие шаги, можно взойти на вершину, откуда прекрасно видно все вокруг, и ничто не закрывает жизненные горизонты:

  1. Шаг первый: внимание ко всему – предметам, явлениям, действиям, чувствам. Нужно постепенно, по несколько часов в день подмечать мельчайшие детали, чтобы научиться не пропускать важные моменты. Возможно, на первых порах придется вести дневник наблюдателя, записывая все, что относится к делам телесным, а также к сфере желаний и эмоций, как рекомендует Ошо. То есть, необходимо ощущать все: каждое телодвижение, прислушаться, как работают мышцы, органы дыхания, как зрение отмечает все вокруг, продвигаясь к более сложным вещам. Важно делать это в режиме реального времени, не отвлекаясь на сторонние мысли, аналогии, чувства.
  2. Шаг второй: видеть реальность, ощущать ее, как первый раз в жизни — не анализируя, не применяя приобретенный ранее опыт. Необходимо перестать лгать себе, закрывать глаза при приближении проблемы, избегать тревог и сомнений. Нужно воспринимать все именно так, как оно есть: сейчас и здесь.
  3. Шаг третий: не пытать изменить что-либо в реальности даже мысленно, ибо это насилие над собой. Такие изменения пагубны для психики, когда, не смирившись с реальностью, обманывая себя, человек подавляет свои чувства, которые не умирают, а негативно влияют на дальнейшее поведение, эмоции, чувства. Роль наблюдателя дает уникальную возможность принимать взвешенные решения. Освободив умственную, эмоциональную энергии, можно научиться понимать себя, таким образом постепенно упорядочивая не только свои чувства, но и жизнь.

Такое безоценочное осознанное наблюдение по праву считается лучшим методом самопознания, ведь откинув ложь, необходимость тут же оценивать каждое слово, ситуацию, можно составить целостную картину бытия, не отвлекаясь на борьбу с неизбежным. Безоценочное наблюдение дарит настоящую свободу жить полноценной жизнью.

Следуя шаг за шагом, человек изменяется внутренне, и постепенно меняется окружающий его мир. Научившись не просто спешить на работу, а чувствовать каждый шаг, прикосновение ступней к асфальту, вдыхая запах первой листвы, стоит думать только об этих чувствах, а не делать мысленно свои дела.

Вечером важно проанализировать, сколько раз в день вы отвлекались, чтобы предотвратить такие ситуации завтра, мысленно заставляя себя вернуться в реальность. Откинув из повседневной жизни автоматизм, можно избавиться от множества страхов и беспокойства, который мешают.

Строя домыслы о той или иной ситуации, мы моделируем свое будущее поведение, тон и жесты становятся агрессивными или, наоборот, просительными.

Но ведь никто не знает, что ожидает нас в будущем, все эти выводы человек делает из прошлого опыта, и в такой ситуации лучше применить практику осознанного наблюдения.

Неосознанное созерцание дарит свободу

С каждым днем воспринимать реальность будет проще и легче, и вскоре откроется мир неведанный раньше, свободный от напряжения, переживаний и сомнений. Научиться роли созерцателя вполне возможно, но не стоит прилагать неимоверных усилий: практика осознанного восприятия требует максимального расслабления как ума, так и эмоций.

Когда человек что-то делает осознанно, он думает только о своем деле, а не переносится мысленно в будущее или прошлое. Многие считают, что очень трудно научиться так жить, но дело в том, что каждый человек умеет это, просто под бременем жизненного опыта ему трудно перестать вести внутренние диалоги, чтобы сосредоточиться на своей жизни.

С первого же дня осознанности, жизнь предстанет в совсем других красках: более сочных, ярких. Стоит лишь быть немного внимательнее – и многие, сокрытые раньше вещи, станут явными.

Не отгоняя свои мысли, а осознавая их, можно не только хорошо узнать себя, но и стать храбрее. Вы завидуете? Так осознайте это и отыщите причины такой зависти.

Вас обидели, и вы, согласно привычному сценарию, впадаете в ярость? Восприняв это, вы не будете в дальнейшем поддаваться на подобные провокации, ведь именно этого от вас и ждут.

Научившись четко воспринимать свою реальность, а не живя в пошлом, будущем или совершенно иллюзорном мире, вы почувствуете себя свободным от предрассудков, норм и догм, придуманных вами или другими людьми.

Источник: http://psychology-s.ru/osoznannost-chto-eto-i-kak-ee-obresti/

Адекватность — это что? Степень, критерии и принцип адекватности :

В разговоре мы часто слышим слово «адекватный», «адекватность». При этом участник спора может сомневаться в данном качестве оппонента. Однако не все разбираются в значении понятия и правильно применяют это слово.

Основные значения слова

Адекватность — это предсказуемая физическая, психологическая или аналитическая повторяемость в аналогичности поступков, действий, реакций или ситуационных моментах. По отношению к восприятию и мышлению понятие определяется как верное воспроизведение отношений и связей объективного мира.

Адекватность – это соответствие чьему-либо представлению о правильности, соответствии общественным правилам и нормам. Поэтому данное понятие относительно. Это субъективная точка зрения определенной группы людей.

В психологии адекватность – это степень объяснимости действия индивида, соответствие шаблона поведения известным поведенческим моделям.

Значение слова в социологии

Кроме общих значений, можно выделить адекватность социального характера.

Адекватность – это некое соответствие ожиданиям и ситуативным требованиям: действия участника среды выглядят понятными и не вызывают негативных эмоций. Поведение предусматривает, что действия человека будут ожидаемы для конкретной среды и ситуации, то есть индивидуум не будет выделяться из толпы и действовать по социальным шаблонам.

Личностная адекватность

Если брать отдельного человека, то адекватность – это особенность формирования личности, которая способствует соблюдению требований социальной среды своими действиями, словами, поступками. При неприятии этих правил поведение становится потенциально опасным и непредсказуемым. Человека чаще всего называют неадекватным.

Основные типы неадекватности

Неадекватное поведение может быть совершенно приемлемо в одной социальной группе, но с точки зрения другой – совсем наоборот. Важно знать, чем вызвано такое состояние: психическим, поведенческим, стрессовым расстройством или расстройством настроения. А также осознаёт или нет человек свою неадекватность.

Бывают три типа неадекватности: абсолютная, формальная и относительная. В таблице рассмотрим основные признаки всех типов.

Тип неадекватностиПризнаки
Формальная
  • Несоблюдение принятых правил поведения в определённой социальной среде.
  • Поведенческие реакции человека не соответствует социальным нормам.
Относительная
  • Непривычные действия индивида в связи с несоответствиями социальных составляющих воспитания вне среды.
  • Внешне не проявляется.
Абсолютная осознанная
  • Вызов мнению окружающих.
  • Человек осознанно стремится к непривычному поведению в рамках сообщества.
Абсолютная «растительная»
  • Человек ведет себя постоянно, не оправдывая ожидания окружающих.
  • Провоцирует людей на ответные действия.

К неадекватному поведению относят:

  • Аффективные реакции человека: оскорбления, слёзы, насилие, агрессия, истерики. Это поведение заметно и доставляет неудобство окружающим.
  • Психические расстройства: снижение настроения, депрессии, апатия, отказ от общения.
  • Деструктивное поведение: принятие алкоголя и наркотиков, ночной образ жизни, беспорядочные сексуальные связи, излишнее увлечение экстремальными видами спорта.
  • Чрезмерная демонстративность в социальных сетях. Человеку свойственно охранять личное пространство от посторонних.

Принцип и степень адекватности

Степенью адекватности называют способность соблюдать требования социальной среды и степень осознанности собственных действий. Критерии адекватности зависят от того, осведомлен ли данный индивид о возможных вариантах развития событий. Например, о том, что может случится после некоторых ситуационных моментов.

Принцип адекватности характеризуется тем, что управляемая система по своей сложной структуре и функциям должна быть адекватна требованиям и условиям, в которых функционирует.

В менеджменте он применяется для прогнозов объективных закономерностей. Принцип можно охарактеризовать как процесс выявления и оценки устойчивых взаимосвязей и тенденций в развитии экономики, а также создание аналогичных процессов с их полной имитацией.

Применение термина «неадекватность» и «адекватность» к человеку некорректно: адекватны не люди, а действия, поступки, убеждения самого индивида. Оценить можно конкретные психические установки, верования, убеждения и стереотипы. Если человек совершает определённые действия, руководствуясь своими убеждениями, и результат его устраивает, то действия расцениваются как адекватные.

Источник: https://www.syl.ru/article/274027/new_adekvatnost—eto-chto-stepen-kriterii-i-printsip-adekvatnosti

Осознанность: что это такое и что она дает

Ты жив лишь пропорционально тому, насколько ты осознан. Осознанность – это разница между жизнью и смертью. Ты не жив лишь потому, что дышишь, ты не жив лишь потому, что у тебя бьётся сердце. Физиологически в тебе можно поддерживать жизнь в больнице, без всякого сознания. 

Станьте более пробуждёнными, и вы станете более живыми.  Жизнь составляет цель, осознанность – методологию, технику, чтобы её достичь. 

Наблюдай! Наблюдай каждое действие, которое совершаешь. Наблюдай каждую мысль, проходящую в уме. Наблюдай каждое желание, охватывающее тебя. Наблюдай даже незначительные жесты – как ты ходишь, говоришь, ешь, принимаешь ванну. Пусть всё становится возможностью наблюдать. 

Не ешь механически, жуй тщательно и наблюдательно… и ты удивишься тому, сколько упускал до сих пор, потому что каждый кусок будет приносить огромное удовлетворение. Если ты ешь наблюдательно, еда станет вкуснее. 

Вдыхай запах, ощущай прикосновение, чувствуй порыв ветра и солнечные лучи.

Смотри на луну, и стань просто безмолвным водоёмом наблюдательности, и луна будет отражаться в тебе в безмерной красоте. 

Помни одно: Когда вспоминаешь, что забыл наблюдать, не сожалей, не раскаивайся; иначе ты потеряешь время даром. Не начинай себя осуждать, потому что это сущая потеря времени. Никогда не раскаивайся в прошлом! Живи в этом мгновении. 

Первый шаг в осознанности – стать очень внимательным к своему телу. Мало-помалу человек становится бдительным в каждом жесте, в каждом движении.

По мере того как ты становишься более осознанным, начинает происходить чудо: многие вещи, которые ты делал раньше, просто исчезают.

Твоё тело становится более расслабленным, более сонастроенным, глубокий мир воцаряется в твоём теле, тонкая музыка пульсирует в твоём теле. 

Тогда начни осознавать мысли – то же самое нужно сделать с мыслями. Они тоньше тела и, конечно, гораздо опаснее. И когда ты осознаёшь мысли, тебя удивит, что происходит у тебя внутри. 

Действуй, говори с полной осознанностью, и ты найдёшь в себе огромную перемену. Сам тот факт, что ты осознаёшь, изменяет все твои действия. Тогда ты не можешь совершить греха. Не то что ты должен себя контролировать, нет! Контроль – это суррогат осознанности, очень бедный заменитель; от него мало помощи.

Если ты осознаёшь, тебе не нужно контролировать гнев; в осознанности гнев никогда не возникает. Гнев и осознанность не могут существовать вместе; невозможно никакое их сосуществование. В осознанности никогда не возникает ревность. В осознанности многие вещи просто исчезают – все вещи, которые отрицательны.

 

В то самое время, когда приходит гнев, осознавай, что ты в гневе. Это постоянное вспоминание себя создаёт в тебе тонкую энергию, очень тонкую энергию. 

Осознанность – это то, что делает тебя хозяином, – и когда я говорю «хозяином», то не подразумеваю, что ты контролируешь. Когда я говорю, будь хозяином, я подразумеваю присутствие – постоянное присутствие. Что бы ты ни делал или не делал, одно должно быть постоянно в твоём сознании: что ты есть.

Как только ты начинаешь быть сильным внутри и у тебя появляется ощущение внутреннего присутствия – что ты есть, – твои энергии начинают становиться концентрированными, кристаллизованными в одной точке, и рождается «я». Помни, рождается не эго, но «я». 

Человек осознанности, понимания действует. Человек, который неосознан, бессознателен, механичен, подобен роботу, реагирует. 

Кто-то тебя оскорбляет, нажимает на кнопку, и ты реагируешь. Ты испытываешь гнев, ты набрасываешься на него – и ты называешь это действием? Это не действие, заметь, это реакция.

Он манипулирует тобой, а ты – марионетка. Он нажал на кнопку, и ты включился, как машина. Точно так же, как ты нажимаешь на кнопку, включая или выключая свет, – именно это люди делают с тобой.

Они тебя включают и выключают. 

Читайте также:  Выживание - психология

Кто-то приходит и тебя хвалит, надувает твоё эго, и ты чувствуешь себя великолепно. Потом кто-то приходит и прокалывает тебя, и ты просто сдуваешься и падаешь на землю. Ты не хозяин самому себе.

Кто угодно может тебя оскорбить и сделать печальным, гневным, раздражённым, взвинченным, безумным. И кто угодно может тебя похвалить и заставить почувствовать себя на высоте, почувствовать себя величайшим из людей, в сравнении с которым меркнет Александр Великий.

Ты действуешь в соответствии с манипуляциями других. Это не настоящее действие. 

Совесть – это трюк, который играют с тобой другие, – другие тебе говорят, что правильно и что неправильно. Они навязывают тебе свои идеи, и навязывают их постоянно с самого детства.

Когда ты так невинен, так уязвим, так деликатен, что на тебе можно оставить отпечаток, след, они тебя обусловливают – с самого начала. Эта обусловленность называется «совестью», и эта совесть продолжает управлять всей твоей жизнью.

Совесть – это стратегия общества, направленная на то, чтобы тебя поработить. 

Сознание означает, что ты не учишься у других тому, что правильно и что неправильно. Не нужно учиться ни у кого другого, нужно просто идти вовнутрь.

И внутреннего путешествия достаточно – чем глубже ты идёшь, тем больше высвобождается сознания. Когда ты достигаешь центра, ты так полон света, что эта темнота исчезает.

 Единственный грех – это неосознанность, а единственная добродетель – осознанность. 

«Хороший человек» не обязательно осознан. Он прилагает большие усилия, чтобы быть хорошим, он борется с плохими качествами – ложью или воровством, неправдой, нечестностью. Они есть в хорошем человеке, но в подавленной форме, и могут извергнуться в любое мгновение. 

Хороший человек может превратиться в плохого очень легко, без всякого усилия – потому что все эти плохие качества есть, но только свернуты, подавлены усилием. Если он устранит усилие, они немедленно извергнутся в его жизнь. И эти хорошие качества только выработаны, не естественны. Он изо всех сил пытается быть честным, искренним, не лгать – но это усилие, это утомительно. 

Хороший человек всегда серьёзен, потому что он боится всех тех плохих качеств, которые подавил. И он серьёзен, потому что глубоко внутри желает, чтобы его почитали за его добро, чтобы его наградили. Он жаждет респектабельности. 

Хороший человек должен прилагать безмерные усилия, чтобы делать хорошее и избегать плохого; плохое остаётся для него постоянным искушением. Это выбор: каждое мгновение он должен выбирать хорошее, не выбирать плохого. 

Хороший человек находится в постоянном конфликте. Вся его жизнь – не жизнь радости; он не может смеяться от всего сердца, он не может петь, не может танцевать. Во всём и всегда он выносит суждения.

Его ум полон осуждения и суждений – и поскольку он сам изо всех сил пытается быть хорошим, он судит и других по тем же критериям. Он не может принять тебя таким, как есть; он может тебя принять, лишь если ты удовлетворишь его требованиям и будешь хорошим.

И поскольку он не может принимать людей такими, как есть, он их осуждает.

Есть лишь один способ выйти за пределы «хорошего человека»: привнести больше осознанности в своё существо. Осознанность – не что-то, что должно быть привито; она уже есть, её нужно только разбудить. 

Общайся с другими, но общайся и с самим собой. Люби других, но люби и самого себя. Иди наружу! – мир прекрасен и полон приключений; это вызов, он обогащает. Не теряй возможности – каждый раз, когда мир стучит к тебе в двери и зовёт тебя, иди наружу. Иди бесстрашно – терять нечего, а получить можно всё. Но не теряйся.

Не продолжай без конца и не теряйся; иногда возвращайся домой. Бог приходит много раз, но не находит тебя там, где ты есть. Он стучит в двери, но хозяина нет дома – он всегда где-то ещё. Ты в своём доме, ты дома или где-то ещё? Как может Бог тебя найти? Тебе не нужно к нему идти, просто будь дома, и он найдёт тебя. Он ищет тебя точно так же, как ты ищешь его.

Просто будь дома, чтобы, когда он придёт, он мог тебя найти.

https://www.youtube.com/watch?v=T4Fmwvf53io

Как быть осознанным? Десять принципов осознанности, которые приведут к ней.

  1. Правда повышает осознанность, ложь понижает её.
  2. Храбрость повышает осознанность, трусость понижает её.
  3. Сострадание повышает осознанность, жестокость понижает её.
  4. Желание повышает осознанность, апатия понижает её.
  5. Внимание повышает осознанность, рассеянность понижает её.
  6. Знание повышает осознанность, невежество понижает её.
  7. Здравый смысл повышает осознанность, непоследовательность понижает её.
  8. Общение с сознательными люди повышает осознанность, несознательные люди понижают её.
  9. Здоровье и энергия повышают осознанность, болезнь и пассивность понижают её.
  10. Намерение повышать осознанность, повышает её. Намерение понижать осознанность, понижает её.

По материалам (цитаты) книги «Осознанность», ОШО.

Осознанность: что это такое и что она дает.

Другие статьи, которые могут быть вам интересны:

  • Назад: Тайна фамилии: история семьи и ее влияние на судьбу человека.
  • Вперед: Что доступно каждому: правильное мышление и жизнь как произведение искусства.

Источник: https://psycabi.net/psikhologiya-samorazvitiya/529-osoznannost-chto-eto-takoe-i-chto-ona-daet

Адекватность сознания – свойство жизни и психики

 Адекватность сознания – свойство жизни и психики

 

 23.05.2016  Владимир Фесюк

Адекватность сознания – это не диагноз, а сущностное свойство

Адекватность сознания человека – понятие, конечно, более глубокое, чем нам привычное, употребляемое в быту:

— неадекватен – значит, извините, «с головой что-то не того»;

— адекватен – значит, у человека и с головой и в жизни всё как-то нормально, более-менее.

Приблизительно такой же смысл несут более витиеватые, замысловатые определения адекватности сознания человека, и научные или околонаучные понятия медиков и социологов, вместе с психологами.

Лично я, глубоко убеждён, что адекватность сознания, как, собственно, и само сознание человека – это, прежде всего, философское понятие и предмет изучения философии.

То есть: дело философов, разбираться: что такое адекватность сознания и самосознания человека, а дело остальных людей – обывателей и учённых, на базе этих суждений «любителей мудрости», делать свои выводы.

Если мы будем считать, что сознание – это способность человека, посредством своего мозга и нервной системы в целом, отражать то, что происходит вокруг и ощущать себя в этом окружении, то, что же, тогда, адекватность сознания?

А из такого определения сознания, вытекает не менее простое и понятное: адекватность сознания – способность человека отражать в своём сознании мир и себя в нём, такими, какие они есть, – без участия этого сознания.

Иначе говоря, адекватность – это, всего лишь, определитель успешности того или иного сознания человека, в выполнении своей главной, сущностной функции – отражать мир правильно, чтобы, грубо говоря, ориентироваться в нём, успешно для своей жизнедеятельности.

Неслучайно, кстати, на бытовом уровне, адекватность у нас ассоциируется с успешностью и правильностью поведения человека.

Возможна ли абсолютная адекватность сознания

Иначе говоря: может ли и способен человек, в своём сознании, иметь точную картину происходящего вокруг и, что немаловажно для человека, видеть себя, таким, каким он есть?

На мой взгляд, человеческая жизнь, изначально и даже в ходе своего развития, не предусматривает полной адекватности своего осознания.

Адекватность сознания, даже самого развитого и «правильного» человека – это, всего лишь, та или иная степень искажённых представлений о действительности.

В градации, в принципе, всем известной: от – «он — совсем дурак», до – «это — мудрый человек».

Почему так? Почему адекватность сознания, как полного соответствия сознания и действительности, в принципе невозможна?

1. Человеческие органы ощущений, даже усиленные приспособлениями, в принципе, не дают и не могут дать адекватные сигналы – информацию, в мозг человека.

В силу этого, человек, даже, не имеет точного представления о своей внешности, не говоря уж о том, что творится в микро и макро мирах.

То есть, как биологическое и социальное существо, человек предназначен и обречён жить в крайне узких рамках своих ощущений от мира и от себя в нём.

Грубо говоря: а ему больше и не нужно для этого, для ЕГО жизни, – ни видеть, ни слышать, ни обонять, ни прочее.

Более того, и для организма и для духовности человека, адекватное и полное чувственное и интеллектуальное восприятие мира и себя в нём, опасно. Даже, как правило, смертельно опасно.

2. По своей сути и устройству, человеческое сознание может быть только субъективным, притом всегда и везде.

То есть, носителем сознания является человек, со своими животными и духовными потребностями и интересами, чувствами и желаниями.

А эти потребности, чувства, и прочее, не всегда, а вернее редко, совпадают с объективной реальностью.

А отсюда: самые различные кажимости сознания человека – от детских, наивных иллюзий, до целых научных теорий и воззрений. А что есть такое, эти кажимости, по сути? Это и есть не что иное, как не адекватность сознания человека.

3. Рассуждая об адекватности сознания человека, мы не можем обойти стороной и философскую проблему, в области гносеологии – рассуждений о познании человеком действительности и себя.

Дело ведь в чём: а может ли вообще, мозг человека и его носитель, человек, как житель одной из планет мира, «объять необъятное» — познать мир? Это, во-первых.

А во-вторых: а может ли, в принципе, нечто, что мы называем материей или, даже, духом, понять и осознать самоё себя?

Иначе говоря, способен ли один из элементов системы мира, в виде сознания человека, правильно и до конца понять всю систему или, хотя бы, себя в ней?

Поэтому-то в философской среде бытует мнение: мол, познание бесконечно. То есть, адекватность сознания, априори не может быть абсолютной. Как и нет абсолютной истины, кстати.

И нет абсолюта, как такового, — как любой реальности, кроме как неких воображений и представлений в головах, извините, «особо одарённых» людей.

Адекватность сознания человека и её влияние на его жизнь

Казалось бы, чем более адекватно сознание человека, тем более он должен быть приспособлен к жизни, — тем более успешен во всех её областях и проявлениях.

Но, как ни парадоксально, при внимательном рассмотрении жизненных коллизий, мы видим, что это не так. Сознание человека должно быть, как раз, в меру адекватным – в меру своей животной и человеческой-духовной сущности.

А иначе, чрезмерно адекватное сознание создаёт человеку проблемы в его социальной и личной жизни, например:

1. Мир, как таковой, и окружающий, в частности, включая самого этого человека, становится страшным.

Иногда человека охватывает вселенский ужас, ибо он ощущает себя «маленькой песчинкой» — зависимым и от природы и от социума существом, и тому подобное.

Причина очевидна: чрезмерно адекватное сознание – видение мира, по-преимуществу таким, какой он есть, буквально, напрягает человека.

Ибо он, человек, — его сознание, психика, организм, не предназначены быть существом всего мира, а лишь жителем планеты Земля.

Иначе говоря, человек, априори, предназначен жить маленькими и большими «человеческими радостями», а не быть существом, осознающем свою жизнь, в колоссальной системе мира.

2. Завышенное адекватное сознание, а не осознание мира в красках эмоций и чувств, иллюзий и заблуждений, лишает человека романтики – он становится «сухарём» — «правильным человеком».

А это, как правило, порождает его конфликты не только в личных и личностных отношениях с людьми, но и в формальных отношениях, например, на работе.

Психика человека и адекватность сознания

Очевидно, что, между центральной нервной системой человека (ЦНС), которая включает мозг, и адекватностью сознания, существует прямая связь. Чем более совершенная ЦНС, тем более эффективна работа мозга – тем более адекватное сознание может продуцировать этот мозг.

Но, наряду с этой очевидностью, есть довольно сложный механизм взаимосвязи психики человека и адекватности его сознания.

В частности, хочу сказать о таком феномене, когда не достаточная адекватность сознания порождает различные психические отклонения и проявления в жизнедеятельности человека:

1. Уровень адекватности сознания человека формируется воспитанием, обучением, социальной и бытийной средой, с рождения человека.

Это очевидные факты, так же, как очевидно, что все эти факторы «ложатся» на ту индивидуальность человека, которая обусловлена наследственными факторами – генами человека.

Что люди, поэтому, разные – тоже бесспорно. Но, вот то, что они разные по-разному – это редко принимается в расчёт при рассмотрении человека, как такового и конкретного, в частности.

2. А дело всё в том, что:

— Часть людей, как личности, формируются с относительно адекватным сознанием, НО на базе общечеловеческих ценностей – по сути, на многовековых правилах оптимального человеческого общежития.

Читайте также:  Деструктивность - психология

Которые выражены, например, в проповедях И. Христа, как не только обожествлённого существа, но и уважаемого авторитета, для большей части жителей планеты.

— А часть личностей людей формируются, тоже со сравнительно адекватным сознанием, НО на базе правил и принципов, не укладывающихся в понятия норм человеческой жизни.

Которые, ровно противоположны общечеловеческим нормам морали и духовности. Например: не лги, а у них – лгать можно и нужно; не укради – укради и обмани; человек – высшая ценность, а у них, человек – ничто, и так далее, и тому подобное.

3. Далее, смотрите, что получается: на основе вот ТАКИХ разностей, получаются, вроде бы, люди с одинаковой степенью адекватности своего сознания, НО, вот, содержание этих неадекватных сознаний, именно разное.

Притом, часто, кардинально разное – противоположное. То есть, одни, пусть и не совсем адекватно видят мир и себя в нём, но адекватны относительно социума и правил его жизни.

А другие: в принципе, настолько же адекватны, как и первые – живут в чувствах, иллюзиях и ошибочных представлениях, но с точки зрения социума, — неадекватны.

Только, уточняю и подчёркиваю, что разговор идёт об общечеловеческом социуме – о цивилизационном развитии человека.

Ибо, понятно, что человек социально неадекватный, вполне может уживаться с себе подобными, на некоторое время.

Но обратите внимание: люди и сообщества с социально не адекватным сознанием, никогда не могут мирно сосуществовать, не только с социально адекватными людьми, но и между собой и с собой.

Ибо вор не может жить с вором, лжец с лжецом, и так далее, они могут только объединиться на некоторое время, чтобы врать, воровать, убивать, и прочее – делать свои «грязные», неправедные дела.

4. Иметь социально не адекватное сознание, конечно, само по себе плохо и порочно, но это только часть проблемы таких людей и тех, кто с ними вступает в отношения.

Дело всё в том, что, в сознании людей с асоциальным неадекватным сознанием, формируется своя картина мира – своё мировоззрение, на основе порочных неадекватных представлений о социуме и себе.

НО, ведь, они живут не только в среде себе подобных, но и в социуме, где, в целом, «пока Добро побеждает Зло» — где люди живут, в основном, по общечеловеческой морали.

И они вольно-невольно вынуждены выполнять эти правила социального общежития. Что получается в результате?

А в результате получается то самое, что медики-психотерапевты называют «раздвоением личности», как следствие перегрева психики, когда в сознании человека не могут уместиться два человека с разными установками и правилами жизни.

Иначе говоря, в сознании человека происходит как бы раздвоение самосознания — «Я», человека: образуются, как бы две личности, к тому же, обе с не адекватным сознанием.

То есть, на практике это получается как-то так:

— Сущность человека, в части его социально неадекватного сознания, говорит ему: Всё вокруг обстоит вот так-то и так-то, и я вот такой-то.

А люди и обстановка вокруг, требуют от него: Нет, ты должен быть такой, и вести себя так, а иначе будешь отвержен, наказан – мы будем считать тебя неадекватным.

— Личность раздваивается: одно для внутреннего потребления и для своих единоверцев, а другое для внешнего потребления с другими – с социально адекватными людьми.

Не адекватное сознание такого человека, буквально, перегревает психику человека: у него случаются нервные срывы, психозы, истерики, и тому подобное. Вплоть до явных психических заболеваний.

Он вынужден вечно врать, изворачиваться, быть двуличным и озлобленных на всех и на всё, кто и что против него.

Но, между тем, повторяю, социально неадекватная личность может себя прекрасно чувствовать в своей среде и с подобными себе.

Например, в нынешнем обществе, на постсоветском пространстве, такие личности чувствуют себя не только хорошо и уютно, но и хозяевами жизни.

То есть, здесь, принцип простой: если сама социальная среда вокруг человека живёт по асоциальным — по аморальным правилам и принципам, то в ней плохо истинному человеку.

Но в ней хорошо чувствуют себя безнравственные личности. Хотя и те и эти обладают лишь частично адекватным сознанием.

А как вы понимаете, что такое адекватное сознание человека, и каким образом адекватность связана с жизнью и психикой людей?

Источник: http://magspace.ru/blog/science/305707.html

Что такое осознание, осознанность и пробуждение в психологии – осознание себя

Многие спрашивают, что такое осознание, осознанность и пробуждение в психологии и как осознать себя, с чего оно состоит. Люди, большинство из них, не думают вообще и не осознают, зачем они живут в этом мире, какая их цель и смысл существования. Больше чем 90% всех людей на планете живут чужой жизнью, стандартами, следуя моде, традициям, религии, новостям и пропаганде.

В статье вы узнаете, что такое осознание, осознанность и пробуждение, так как осознание себя, пожалуй, самый важный этап в жизни каждого человека.

Осознав себя, кто вы есть на самом деле, вам станет проще найти свое место в жизни, свое любимое дело, работу и вторую половинку.

Не познакомившись с собой и не поняв, кто вы есть на самом деле, вы не сможете найти себе друзей и любимого человека, которые вас будут понимать, так как вы и сами себя не понимаете и не знаете кто вы.

Что такое осознание в психологии – осознание себя

Осознание в психологии – означает не только имя человека и данные природой качества и черты характера. Осознание человека должно состоять в том, что он осознает все, что он делает, свои поступки и любые действия. Часто люди неосознанно совершают преступления, резкие поступки из-за чего страдают. Научитесь жить осознано и тогда вы увидите насколько этот мир, прекрасен. 

Также осознание себя, можно развить работой над собой.

Вам нужно читать полезные и интересные книги, наполняться нужной информацией и перестать верить разнообразной пропаганде и моде, которая создана для того, чтобы увеличить количество продаж и разбогатеть.

Вам внушают покупать те вещи, которые вам не нужны и не сделают вас счастливее и лучше, но вы все равно их покупаете, так как это модно и ваши знакомые так делают. Узнайте: что такое концентрация.

Что такое осознанность

Осознанность заключается в том, чтобы осознавать для чего и почему вы делаете то или иное действие. Нельзя быть счастливой марионеткой, которой постоянно каждый управляет.

Вы сами должны стать хозяином своей жизни и самим принимать решения, что для вас важно, а что второстепенно. Не существует плохих и хороших людей, просто человеческие стандарты созданы таким образом.

Осознанность – это жизнь здесь и сейчас и управление своей жизнью на все 100%.

Что такое пробуждение в психологии

Вот пробуждение в психологии очень важно, так как можно прожить всю жизнь, но так и не проснуться, не раскрыть себя, творца и свой смысл жизни.

Не может наша жизнь быть настолько бессмысленной, что мы живем ради того чтобы умереть. Должны быть другие ответы на вопросы и сегодня нельзя отвечать на одни вопрос, только одним ответом.

Система образования учит нас жить в мире, которого нет. Узнайте: что такое утверждение требующее доказательства.

Поэтому пробуждение позволит вам очнуться и проснуться ото сна и увидеть жизнь такой, какая она есть на самом деле.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

psyholog.ru

Источник: http://psyh-olog.ru/2015/02/chto-takoe-osoznanie-osoznannost-i-probuzhdenie-v-psixologii-osoznanie-sebya/

Осознанность или Психология ?

Автор:
Алексей Лукьянов

Психология сегодня процветает. Часовая консультация специалиста средней руки обойдется от 1.5 – 2 тысяч рублей. А если у него есть какие-то регалии, книги, появления на радио и ТВ – здесь, как говорится, у кого какие аппетиты…

А сколько таких часовых консультаций понадобится ? Ведь некоторые годами ходят к психологам, так и не приближаясь к разрешению своих проблем.

Не спорю, некоторые жизненные ситуации требуют вмешательства специалистов.

Но большинство своих жизненных перипетий человек может разрешить сам, без посторонней помощи.

И для надо всего лишь развивать, тренировать, холить и лелеять свою ОСОЗНАННОСТЬ.

Чтобы вы до конца все поняли, вот вам пример.

Сейчас дочитываю книгу Энтони Робинса

«Беспредельная власть».

В ней он подробно описывает одну психологическую технику избавления от плохих привычек на примере своего брата, который любил жареный фастфуд и очень не любил морковь.

Итак, вкратце эта методика заключается в следующем —  сначала брат во всех подробностях представил любимый фастфуд, потом так же подробно вообразил ненавистную морковь. А затем мысленно поменял ощущения от образов, еще больше усилив их. Там было еще пару нюансов. Но суть не в этом.

Брату помогло. И это отлично.

НО, ёлки – палки – подумал я.

Как же клево, что мне не надо заниматься этими психологическими экзерцизами.

Ведь я ОСОЗНАЮ, что фастфуд портит мое здоровье, снижает энергетику и результативность…

И поэтому я его не ем. Ну, может быть, иногда по праздникам

И чтобы не есть его мне не надо себя ограничивать, использовать какие-то психологические приемы.

Я просто не ем фастфуд и все, потому что моя осознанность позволяет это делать.

Теперь давайте поговорим о том, что такое ОСОЗНАННОСТЬ.

На самом деле, осознанность – чистое сознание, когда вы полностью отдаете себе отчет в том, что именно вы делаете, как вы это делаете, почему вы делаете это именно сейчас, а также понимаете, какие результаты хотите получить в итоге.

Когда человек ведет себя осознанно, он не парится как ему похудеть, бросить курить, поправить здоровье…

Он просто не делает всего того, что приводит к этим и другим негативным последствиям.

Сегодня же большинство людей – это обыкновенные животные, текущие по течению жизни и реагирующие на нее своими инстинктами, рефлексами, привычками, стереотипами, шаблонами, заложенными в них природой и системой воспитания.

Их реакции легко предугадать. Ими просто манипулировать. С ними можно делать ВСЕ, нажав на их инстинкты рекламой и мнением «авторитетных» людей.

Но какой же выход из этой ситуации.

Ответ один – Развивать Свою Осознанность.

Как ? Очень просто.

Каждый день (повторяю – КАЖДЫЙ ДЕНЬ) задавайте себе эти пять вопросов –

  1. Что именно я делаю ?
  2. Почему я делаю именно это ?
  3. Почему я делаю это сейчас ?
  4. Почему я делаю это именно так – таким способом ?
  5. Что конкретно я хочу получить в итоге ?

Чем чаще вы будете задавать себе эти вопросы в течение дня, чем полнее и конкретнее будут ваши ответы – тем быстрее будет развиваться ваша осознанность.

И постепенно ваша осознанность достигнет такого уровня, что эти вопросы вам больше не понадобятся.

Все левое отпадет само собой.

И вы будете делать то, что надо. Без усилий, упрашиваний и психологических приемов.

Но копать надо глубже и доходить до сути. При этом при ответе на 5 вопрос надо смотреть на перспективу.

Например, многие люди курят, чтобы успокоиться, поднять настроение, думая лишь о сиюминутной выгоде. Но совершенно забывают, что лет через 5, 10, 15… В общем рано или поздно их здоровье серьезно пошатнется.

Так что запишите эти 5 вопросов на отдельный лист и отвечайте на них утром, днем и вечером. Копайте глубже, добавляйте больше конкретики, смотрите в будущее и через год вы самостоятельно, без чье-либо помощи похудеете, перестанете курить, оздоровитесь и уберете еще кучу ненужных вещей и привычек, которые отравляют вашу жизнь.

И помните. Осознанность – это ключ ко всему в вашей жизни – вашим талантам и способностям, их полноценной реализации, эффективному использованию времени, лучшей жизни…

Но чтобы ваша Осознанность работала на все 100 %, необходимо иметь высокую самооценку.

Как ее увеличить — ответ здесь

Оставьте своё мнение о «Осознанность или Психология ?»

Источник: http://release-me.ru/blog/2011/10/17/osoznannost-ili-psixologiya/

Что такое осознанность?

Осознанность – это одно из самых популярных и мало понятных явлений философской, психологической и религиозной мысли и практики. Благодаря чему каждый её трактует, как может.Об осознанности больше любят рассуждать теоретики, не сильно замечая, что раздражаются по любому поводу или играют в слономух.

Наблюдения практиков в письменном виде большая редкость потому, что они практики. Делают, а не говорят. Но у каждого сколь-нибудь известного гуру есть своими апостолы, владеющие словом, благодаря чему мы имеем счастье познакомится с работами по осознанности Ошо, Гурджиева, а также различными вольными изложениями осознанности в буддизме.

Кроме буддизма на открытие этого явления претендует западная психология и философия.

Осознанность – одно из базовых понятий гештальт-терапии наряду с ЗиС – «здесь и сейчас».

На самом деле осознанность — это результат довольного удачного скрещения западной и восточной культуры.

Ошо и не скрывал, что прочитал тысячи работ европейских философов, психологов, психиатров, мистиков, теософов разных времён. Он отлично был знаком с работами Фрейда и всех его учеников.

И в свою очередь многие из западных психологов и философов изучали восточную культуру, буддизм, восточные практики и техники, проживая в ашрамах и обучаясь медитации у восточных учителей, которые позже стали известны в Европе как пробуждённые.

Похожие практики есть у разных народов. Постепенно набирающая известность древнеславянская практика осознанности, изменение отношения к себе и миру называется «Аз есмь».

Читайте также:  Законы счастливой жизни - психология

Классификация осознанности

Итак, осознанность — это включённость, пробуждение от эмоциональной, интеллектуальной, духовной спячки, от автоматизмов и автопилота.

Кроме включенности синонимами осознанности в разных источниках названы внимательность, бдительность, бодрость сознания, наблюдение, глубинное самоосознание, самоуправление, принятие ответственности за любую свою эмоцию, чувство, мысль, действие и бездействие.

Классы осознанности это скорее этапы её освоения, потому как осознанности не бывает много. Полная осознанность превращает обывателя в Будду. 1.

Осознание своего физического тела в каждый момент времени, включая все физиологические процессы, в нём происходящие: дыхание, сердцебиение, работа пищеварительной и выделительной системы. 2. Осознание эфирного тела – тела эмоций. Наблюдение за работой эндокринной системы. 3.

Осознание астрального тела — чувств и переживаний. 4. Осознание ментального тела – тела ума. Наблюдение за мыслетоком. Контроль и умение его останавливать или не привязываться. 5. Синтез всех предыдущих видов осознания, то есть одномоментное осознание себя (четвёртый путь по Гурджиеву). 6. Осознание каузального тела, то есть тела событий, или осознание других людей. 7. Осознание реальности целиком – окончательное Пробуждение.

Трудности освоения осознанности

К возрасту увлечения такой литературой человеку хорошо известен только один инструмент познания мира. Это тот самый ум, который теперь очень модно ругать за его несовершенство, суету, несамостоятельность. Тот ум, который делает человека умным, повышая его ЧСВ. Не путать с разумом. Разум делает человека мудрым и равнодушным к языческим пляскам Эго, а также чьему-либо ЧСВ. Осознанность тесно связана с пробуждением разума и распространением его влияния, куда возможно. Из бесед Успенского с Гурджиевым «В поисках чудесного»: И вот этой машине предлагается осознать все процессы всех уровней происходящих в ней, причём осознать путём постоянного наблюдения. И тут начинается веселье. Ладно средний обыватель поглощает еду и выделяет 3 раза в день, а дышит? А сокращения сердца? Если осознавать каждый физиологический акт, то впасть в нирвану вполне реально. Довольно быстро как минимум от голода. Работать и зарабатывать уже не получиться. Также и с другими социальными ролями. Кроме более или менее изученного инструмента ума обывателю (и то не каждому) знаком процесс контроля. Так что освоение осознанности обыватель именно и начинает, контролируя умом процессы, которые природой не предназначены для волевой регуляции. Да, да, наряду с хождением по углям и глотанием шпаг факиры-йогины умеют контролировать дыхание и останавливать, а потом запускать сердце. Но даже сам Гурджиев, а следом за ним и Ошо, хорошо знакомый с его практиками, не решились назвать этих людей буддами. Честно и прямо сказали, что это нищие уличные клоуны для развлечения пресыщенной публики. И ничего кроме этого они не умеют. Чуть другие машины без осознанности. В результате последствием произвольного изменения ритма дыхания является его серьёзный сбой, например, апноэ. Человек начинает задыхаться во сне, потому что дневной и ночной ритм больше не совпадает. Это приводит к бессоннице из-за страха задохнуться. Очень часто обостряются хронические заболевания из-за нарушения кровообращения. Вся сложность и заключается в том, чтобы не контролировать эти процессы, но при этом наблюдать. По мнению мистиков внутри каждого человека находится некий Наблюдатель, который только наблюдает, никак не вмешиваясь в жизнь, то есть не оценивая объект наблюдения, не сравнивая, соответственно не осуждая. Это пассивный, а не активный процесс, он ничего не ломает. В некоторых источниках Наблюдатель назван точкой беспристрастного внимания. Осознанность – это постоянная связь с этой точкой. Наблюдение за любыми процессами в организме из этой точки даёт объективную информацию о происходящем, то самое познание и понимание себя, а значит, и других людей, а значит и суть взаимодействий, называемая событием.

Установление постоянного канала связи со своим истинным я делает человека намного более эффективным внутри его истинных желаний и целей жизни.

То есть в теории человек становится цельным, обретает внутренний стержень, не подвержен влияниям и манипуляциям, не страдает рефлексией, потому что управляет эмоциями и умом, становится разумным, спокойным, уравновешенным.

В процессе или после этого он находит соответствующих его состоянию людей, дело жизни, семью. Хэппи энд.

На практике таких людей единицы. Это штучный путь развития, уникальный для каждого. Например, предполагается, что самим Гурджиеву, Ошо удалось пробудиться, но вот те, кто были с ними рядом, так и остались обычными людьми, а некоторым даже и это не удалось.

Практика Ошо по пробуждению осознанности в большой группе людей (до 15 тыс) закончилась созданием тоталитарной секты с закрытой территорией, надзирателями, пытками, сексуальным насилием, повальной наркоманией, рабским трудом, его иконами на каждом углу и шее, вознесением хвалебных од.

В конце концов его самого и ашрам выдворили из США, и другие страны не захотели их принять. А тот, кого назвали живым Буддой, умер от СПИДа в 56 лет.

Источник: http://levelberi.ru/chto-takoe-osoznannost.html

Критерии адекватности моделей сознания | Философский штурм

В сообщении Евгения Силаева от 24 июля 2012 приведено множество различных определений сознания, причем отсутствуют какие-либо ограничения на увеличение числа таких определений до бесконечности.

«Лучше» или «хуже» то или иное определение – это обычно проверяется эмпирически через использование определения в различных моделях сознания.

В своем сообщении я приведу в кратком изложении несколько теоретических критериев, позволяющих выбрать из массы определений сознания наиболее адекватные. Подробнее о этих критериях см.

в книгах «Всё из ничего» и «Интегралика. Пути построения полной картины мира» – на сайте http://kastalia.narod.

ru/, а также в статье Игоря Шашкова (журнал Интегрального сообщества http://integral-community.ru/).

Интегральная модель сознания (ИМП), разрабатываемая в Интегральной философии (ИФ) и в КР-психологии, является обоснованной не из эмпирических и/или эвристических, а из общефилософских соображений.

При этом сами эти общефилософские соображения выводятся из таких принципов-оснований, которые представляются настолько очевидными, что не нуждаются в каких-либо дополнительных обоснованиях или разъяснениях (Т.Тарасюк, И.

Шашков. Всё из ничего. С.17).

Соответственно, Интегральная модель сознания получается абсолютно валидной и однозначной. Такая однозначность позволяет верифицировать/фальсифицировать все другие, более частные модели психики – через установление критериев, которым должна удовлетворять всякая адекватная модель психики (сознания).

Все эти критерии представляют собой, на языке неовсеединства, аспекты общего, интегрального критерия – критерия полноты:

Всякая модель психики (сознания) полностью адекватна в том, и только в том случае, если в ней достигается метафизическая полнота.

Здесь необходимо пояснить – что же такое фигурирующая в этом критерии метафизическая полнота?

Подробно об этом важнейшем понятии Интегральной философии (и Интегралики в целом) см., например, в книге «Всё из ничего»; краткое определение см. в Словаре в конце данного сообщения.

Парадоксальность и неопределенность, необходимо присущие полноте, делают критерий полноты недостаточно конкретным и инструментальным для нашей конкретной практики (мы ведь не можем, например, точно измерить длину какого-либо предмета с помощью линейки с неопределенным, неточным масштабом).

Соответственно, для практической оценки моделей следует пользоваться не общим критерием полноты, а частными критериями, являющимися, на языке неовсеединства, аспектами общего критерия.

Вот некоторые из этих критериев:

1. Критерий логической противоречивости:

Всякое целостное описание психики человека (в частности, всякая целостная модель сознания) адекватно в том, и только в том случае, если в этом описании (модели) достигается краевая парадоксальность (краевая логическая противоречивость).

Если какая-либо модель сознания не является внутренне противоречивой, то она неизбежно является приближенной и неполной. В основном в ней отражается «объективная» сторона моделирования – когда сознание рассматривается как объект.

На пути такого «объективного» рассмотрения сознания можно, конечно, приблизиться к достаточно точному описанию реакций и поведения человека (ср.

, например, с бихевиористским подходом), однако только при двойственном, интегральном подходе мы получаем однозначную, точную и полную модель сознания.

И эта модель не только верифицирует те или иные психологические закономерности, но и дает возможность получить принципиально новые теоретические и практические результаты.

2. Критерий полноты интегральности:

Адекватная модель сознания должна быть интегральной, причем ее интегральность должна быть полной – единящей в себе интегральность 1-го и 2-го родов.

О понятии интегральности в Интегралике см. в Словаре в конце данного сообщения.

3. Критерий временения:

Сознание в своей полноте должно обладать собственным временем.

Это означает, в частности, что сознание возможно только как изменяющееся. Но при этом оно, во второй модели, должно быть и статичным. Соответственно, сознание принципиально является интегральным – парадоксально единящим в себе динамизм и статичность.

В адекватной модели сознания время должно учитываться не просто как среда, внешняя координата для сознания, а непосредственно входить в модель, являясь ее необходимой частью.

Одно из следствий: сознание не может возникнуть одномоментно; оно включает в себя путь к себе самому, обладающий длительностью.

4. Критерий интенциональности:

Сознание принципиально интенционально, в случае отсутствия его интенции к каким-либо внешним сущностям, оно интенцирует само на себя (являясь при этом самосознанием).

5. Критерий единения психического и физического уровней:

Всякая адекватная, полная модель сознания принципиально единит в себе психический и физический уровни. Иными словами, нельзя адекватно описать сознание только как психическую или только как физическую сущность.

Соответственно, построение адекватной модели сознания, удовлетворяющей, вместе с другими, и этому критерию, одновременно является и некоторым решением психофизической проблемы.

6. Критерий двухмодельности:

Всякая адекватная, полная модель сознания не может быть построена в виде какой-то одной непротиворечивой схемы; должны быть минимум две схемы, парадоксально единящиеся в одной общей непредставимой схеме.

К таким непредставимым схемам относятся некоторые схемы парадоксальной геометрии (Всё из ничего. С.66-69).

В Лаборатории Интегралики, являющейся коллективным членом Интегрального сообщества, разрабатывается Интегральная модель психики (ИМП), основным требованием к которой является удовлетворение перечисленным выше критериям.

Литература

1. Интегралика. Пути построения полной картины мира. Под ред. Шашкова И.И. – Киев: Изд-во Лаборатории Интегралики, 2011. См. также на сайте http://kastalia.narod.ru/

2. Тарасюк Т.В., Шашков И.И. Всё из ничего. Основы интегрального выведения мира. – К: Изд-во Лаборатории Интегралики, 2010. (См. на сайте http://kastalia.narod.ru/ ).

СЛОВАРЬ:

Интегральная философия (ИФ) – мировоззренческая философская система, представляющая рассмотрение мира во всей его полноте и единстве всех его составляющих: физики и метафизики, эмпирики и разума, науки и религии, природы и человека, человека и Бога. книги по Интегральной философии см. на сайте Лаборатории Интегралики http://www.integralika.com/main-page/books/.

Интегральность:

Интегральность 1-го рода – отвечает интегрированию, характеризующемуся нахождением и единением общего в группах родственных феноменов.

Это пространственное, трансляционное интегрирование; в результате его создается статичная картина мира, связи между элементами которой являются формальными. Такое непротиворечивое интегрирование характерно для всех известных нам интегральных философских систем.

Интегральность 2-го рода – интегрирование ведется по противоположному в интегрируемых феноменах.

Это временное, трансформационное интегрирование; в результате его создается динамическая картина мира, связи между элементами которой осуществляются как время. Такое парадоксальное интегрирование характерно, за редкими исключениями, только для Интегральной философии (ИФ) и КР-психологии.

Полная интегральность, полнота интегральности – интегрирование ведется как по общему в интегрируемых феноменах, так и по противоположному в них.

Коммуникативный резонанс (КР) – парадоксальное единение полных сущностей в замкнутой причинно-следственной цепочке («порочны й круг»). Такие резонансные образования являются устойчивыми во времени неоднородностями, образующими конкретную «ткань» наблюдаемой картины мира. КР осуществляется всегда, когда мы что-либо видим и осознаем.

КР-психология (КРП) – философская психология, основанная на парадоксальном единении в кольце коммуникативного резонанса (КР) физического и психического, объективного и субъективного, индивидуального и коллективного.

Полнота в Интегралике – особое состояние сознания, открытого на полноту, содержащую в себе всё, в том числе всякую другую полноту и саму себя как полноту. В своей определенности для мыслителя-метафизика полнота есть Всё и Ничто, обладающее временем.

Полнота неделима, целостна, но при этом парадоксальным образом обладает структурой, в ней осуществляется единение единственности и троичности (аналогичное триединству Бога). В обращении мыслителя к полноте осуществляется примат краевой парадоксальности в его мышлении.

Полнота тотальна – она включает в себя всё: не только физические объекты (предметы, частицы, поля), и не только то, в чем эти объекты находятся (пространство и время), но и все идеальные сущности (законы природы, идеи, представления и т.д.), и все мысли о физических объектах (и обо всём другом), и даже отсутствие этих мыслей и отсутствие самой полноты.

Полнота, будучи единственной, парадоксальным образом является и множественной: каждая сущность, каждый физический объект, каждая точка в пространстве-времени может быть взята в модусе полноты.

Ольга Набильская, Игорь Шашков

Источник: http://PhilosophyStorm.org/node/2753

Ссылка на основную публикацию