Общее или личное — психология

«Я»-концепция в психологии

«Я»-концепция понимается в психологии как устойчивая система обобщенного представления индивида о себе, как образ собственного «Я» (образ «Я»), который определяет отношение индивида к самому себе и другим людям.

Другими словами, «Я»-концепция включает в себя всю совокупность знаний и представлений индивида о себе, эмоциональное отношение к своей личности, а также те формы поведения, которые обусловлены этими знаниями, представлениями и оценками.

Значительная часть вопросов, связанных с описанием этой системы (ее структурой, формированием и динамикой), еще подлежит дальнейшей разработке. Разночтения по ряду фрагментов «Я»-концепции таковы, что не имеет смысла подвергать их критике.

Однако важность проблемы столь велика, что высшую степень актуальности приобретает ознакомление с уже имеющимися результатами исследований как основой для дальнейших разработок. Трудность изучения проблем «Я»-концепции заключена в наличии противоречий во внутреннем мире человека, в слабой осознанности им некоторых сторон своей личности.

Характерно, что за последние 30 лет количество исследований и книг по проблематике «Я»- концепции более чем удвоилось.

Образ «Я» — это целостное представление человека о самом себе. Оно не сводится к простому осознанию своих отдельных черт и качеств.

В образе «Я» более значимым моментом является не столько автобиографическое самоописание, сколько самоопределение: Кто я? Каков я? Чего я хочу? Что я могу? Каким я стану? От того, каким видит себя индивид (каков его образ «Я»), зависят его стратегии взаимодействия с другими людьми, его формы поведенческой саморегуляции, отношение к деловым партнерам и в целом его отношения с окружающим миром. Важно, что образ «Я» обусловливает отношение к себе, самоуважение, любовь к себе или, как говорят психологи, принятие себя. Любовь к себе не означает возвышение над окружающими. Наоборот, именно любовь К себе позволяет человеку любить других, оценивать их по достоинству. Об этом писал Э. Фромм: «Мое собственное «Я» должно быть таким же объектом моей любви, как и другой человек».

Образ «Я» обычно включает в себя: — «Я» — реальное — как представление индивида о себе, каков он на самом деле; — «Я» — идеальное — как его представление о своем желаемом образе; — «Я» — зеркальное — как его представление о том, что о нем думают другие;

— «Я» — фантастическое — как представление индивида о том, каким он мог бы стать при благоприятном стечении обстоятельств и др.

Сложное взаимодействие всех этих сторон образа «Я» практически исключает возможность нахождения индивида в состоянии полного «психологического штиля», бесцельного существования и бездеятельности.

В отечественной психологии в структуре «Я»-концепции выделяют следующие компоненты: — когнитивный, содержащий образ своей внешности, способностей, личностных качеств, своего статуса в коллективе и др.; — эмоциональный, отражающий отношение к себе;

— оценочно-волевой, выражающий стремление индивида повысить свою значимость, социалыгую роль, авторитет и т.п.

Все эти компоненты формируются и развиваются в общении и деятельности. В рамках психологии личности особое значение имеет самосознание как высший уровень развития сознания. Символично, что фундаментальный курс «Общая психология» начинается и завершается понятием «сознание», охватывая все стадии его развития в онтогенезе человека.

Источник: https://psyera.ru/ya-koncepciya-v-psihologii-329.htm

ЛИЧНОСТЬ

Понятие «личность» относится к наиболее сложным и дискуссионным категориям психологии, поэтому в данном курсе мы не будем углубляться в детали противоречий между различными психологическими школами, а остановимся на общепризнанных концепциях.

В русском языке слово «личность» близко к понятиям «лицо» и «личина» (маска) — то есть относится скорее к внешним проявлениям психики, чем к внутренним психическим процессам. В английском языке слово personality происходит от лат. persona, обозначавшего маску, которую надевали актеры в античных представлениях.

Таким образом, понятие личность отражает внешний социальный образ, который принимает человек, играющий определенные жизненные роли. Однако каждая психологическая школа по-своему трактовала это понятие.

Одни психологи (Гордон Олпорт) больше подчеркивали поведенческий аспект личности, определяя личность как динамическую организацию всех психофизических систем человека, детерминирующую его поведение и мышление. Другие (Зигмунд Фрейд) определяли личность как сложную систему непрерывно взаимодействующих сознательных и бессознательных структур психики.

Третьи (Карл Густав Юнг) подчеркивали связь конкретной личности с коллективным бессознательным, четвертые (Эрик Эриксон) рассматривали личность в аспекте ее поэтапного становления, включающего ряд психосоциальных кризисов и т. д.

https://www.youtube.com/watch?v=xhWsFHt7N5o

Таким образом, можно сказать, что личность есть объединение всех характеристик индивида в единую структуру, которая, сохраняя определенное постоянство, все же изменяется в результате адаптации к меняющейся среде обитания. Человек как личность постоянно развивается и совершенствуется в процессе обучения и воспитания. При всем разнообразии трактовок в подавляющем большинстве определений личности можно выявить следующие общие положения.

Личность любого человека представляет собой совокупность индивидуальных и специфичных характеристик человека, отличающих его от других людей.

В то же время в каждом конкретном обществе личности людей несут общие черты, которые определяются историческими, национальными, политическими или религиозными особенностями конкретной социальной общности.

Личность имеет относительно устойчивую структуру, в которой отдельные черты личности взаимосвязаны между собой в сложную иерархическую систему.

Личность человека не является чем-то застывшим и неизменным, а развивается и меняется в процессе индивидуального развития и воздействия на нее внешних обстоятельств.

Таким образом, мы можем дать определение личности:

Личность есть формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом.

Понятие личности является важным не только для общей психологии, но и для других наук. При этом конкретное содержание данного термина может отличаться в разных науках (рис. 20.1).

Более того, даже в рамках одной науки — психологии понятие «личность» будет отличаться в зависимости от того, какая отрасль психологии ее изучает (рис. 20.2).

Рис. 20.2. Взгляд на личность в различных отраслях психологии

Источник: https://pro-psixology.ru/obshhaya-psixologiya/1026-lichnost-3.html

Психология отношений

Психологическая помощьПсихология отношений

Психология отношений – это процесс взаимоотношений в равной степени комфортных для обеих сторон.

Если в отношениях между мужчиной и женщиной, кто-то получает больше комфорта, а кто-то меньше, происходит дисбаланс. Чем чаще это встречается в Ваших отношениях, тем меньше вероятность, что данные отношения будут продолжительными.

Психология отношений выделяет существования двух видов распределения позиций с точки зрения уровня человека: ролевое и личностное разделение.

Если отношения гармоничные , их значимость для каждой из сторон равносильна, так же как одинакова и заинтересованность сторон в их сохранении.
Как построить гармоничные отношения? Каким образом увеличить степень комфортности и поднять ценность ваших психологических отношений?

Ролевое разделение

Ролевое разделение — это наличие разности в соотношении позиций сторон. Каждая роль имеет свой набор правил, которые участники психологии отношений применяют к соответствующих им ролях.

Психология отношений выделяет такое ролевое разделение, которое встречается чаще всего: роль мужчины — мужа (сильный вид) и женщины — жены (слабый вид). Правила взаимоотношений в рамках данного ролевого разделения могут существовать, в таком формате:

          — Мужчина принимает решения (потому что мужчина)

          — Мужчина (как муж) может повлиять на степень ограничения свободы женщины (его жены), в свою очередь жена, имеет также такие привилегии, то есть право на ограничения свободы мужа.

В психологии отношений роли руководствуются не только определенными правилами, существуют и ролевые обязанности, такие как кухня, уборка, стирка обеспечение уюта и комфорта и пр.
Каждый участник взаимоотношений выбирает то, в чем он преуспевает.

В результате, мы видим такую картину взаимоотношений, где можно отследить разность или равенство позиций сторон мужчины и женщины . Лидером определяется в психологии отношений та сторона, который имеет большее количество доминирующих ролей.
Что касается сохранения гармонии, не важно, кто в психологии отношений играет доминирующую роль мужчина или женщина.

Ролевое разделение в психологии отношений, существует исключительно для организации удобства. Главная цель ролевого разделения – создать максимально комфортный вид взаимодействия сторон на уровне быта. Вы должны понимать в психологии отношений неважно, какую роль вы займете, ведомую или доминирующую.

На общий уровень взаимоотношений это влиять не должно, при условии, если обе стороны все устраивает. Важно, чтобы каждая сторона чувствовал себя в выбранной роли максимально комфортно и эта роль никоем случаем не обременяла.

Личностное разделение

В психологии отношений существует понятие уровень личности. Уровень личности – это некая мера самооценки человека, строящаяся на сравнении с оценкой самого себя. Самооценка лежит в основе определения уровня личности других людей. Этот термин используется в контексте взаимоотношений и в его основе лежит сравнение.

Его функция определить позиции во взаимоотношении сторон. А именно то, как будут с вами общаться и станут ли общаться вообще. Для длительных отношений рассматривают только равных и превосходящих по уровню людей. Желаете ли вы иметь высокий уровень личности? Все в ваших руках.

Люди ориентируются на то, что решающим фактором, определяющий уровень личности, является финансовое состояние и социальный статус человека. На самом деле это не так. Ваш уровень личности для окружающих людей, кем бы они ни были , зависит всего от двух факторов                1. Как вы относитесь к себе (самоуважение, самооценка) 2.

Умение ограничивать попытки снижения вашего уровня самооценки кем-либо

Независимо от того кем вы являетесь на данном отрезке вашей жизни, в оценке вашего уровня личности важно, в первую очередь то, как вы позиционируете себя относительно уровня личности вашего собеседника. В процессе разговора это можно легко выявить, наблюдая за Вашими вербальными и невербальными проявлениями.

Читайте также:  Гипертим: психотехника общения - психология

Распространенные примеры демонстрации низкого уровня самооценки это:

  • суетливость на фоне спокойствия собеседника;
  • жестикуляция и действий, которые говорят о подчиненном положении наклоны в сторону собеседника, когда кто-то не расслышал часть разговора;
  • интересы собеседника ставятся выше собственных интересо;
  • управляемость;
  • попытки угодить;
  • излишняя учтивость;
  • открытость на вторжение в личное психологическое пространство;
  • избегание контакты глаз (бегающий взгляд, в сторону, в пол и т.д.)

Если у собеседника, проявляются выше приведенные примеры поведения, это говорит о низком уровне личности и является результатом того, как к нему будут относиться.

Люди, которые, имеют заниженную самооценку, самостоятельно создают препятствия и этим самым лишают себя возможности общения с уверенными в себе людьми. Только по этой причине, комфортное для обеих сторон, психологическое общение, из разных позиций, обычно не завязывается.

Не рекомендуется ставить себя ниже кого-то, по крайней мере, в тех ситуациях, когда вы желаете создать с этим человеком личную связь, основе которой будет взаимоуважении, дружба или более интимный уровень психологии отношений.

Помните разница в статусе не является главной составляющей, в случаи если это не сказывается на вашем восприятие, также, как и финансовое положение . То как вы себя преподносите, позиционируете в обществе и делает вас уникальным и привлекательным для окружающих. На уровне человек-человек – все равны. Все, что вас окружает является особенностями людей.

Кто-то хорошо поет, а кто-то умеет хорошо зарабатывать деньги, кто-то великолепно рисует. Это говорит об уникальности каждого.

Личностные уровни сторон в психологии отношений обязаны приблизиться к абсолютному равенству. Это основной закон психологии отношений. Это равенство — составляющий фактор, от которого зависит гармония в отношениях.
Что такое ролевое разделение? Это нечто придуманное, нематериальное и от этого незначительное.

Личностное разделение – это настоящее и от этого существенное. Если в жизни мы встречаем человека, личностный уровень которого, вы определяете, ниже своего, этот человек становиться автоматически не интересным. С этим человеком строить серьезные, длительные отношения не возникает желания.

Так как мы изначально понимаем, что заслуживаем на более достойную кандидатуру. А также разница в уровнях часто провоцирует доминирующую сторону сохранять свой превосходящий статус, и вынуждает быть в постоянном напряжении от этого.

Ведь в первую очередь мы стремимся в психологии общения на самом деле к возможности раскрепоститься и стать самим собой. Но позволить себе расслабиться с человеком, уровень которого ниже Вашего недопустимо так, как вы займете позицию его уровня.

Важным аспектом в существовании разности на личностном уровне, есть то, что время от времени происходит психологическое давление одной личности на другую. Что происходит? Тот, кто сильнее начинает ущемляет интересы слабого, обесценивает его мнение, пытается управлять его временим и свободой.

Сильная сторона:

  • Испытывает удовольствие от удовлетворения Эго, + оценивает настоящее соотношение личностных уровней.
  • Теряет интерес к партнеру, как к личности, так как у нее проявляется более низкий уровень..
  • Дело в том, что: чем выше удовольствия от доминирования над личностью, тем уменьшается интерес к этой личности.

Слабая сторона:

  • Старается сохранить отношения с человеком более высокого уровня (закон природы: большее притягивает меньшее + особенность человеческой натуры, выраженная в желании иметь больше, чем заслуживаешь)
  • Чувствует психологическое давление, испытывает дискомфорт (естественная реакция на нарушение личного психологического пространства) + оценивает настоящее соотношение личностных уровней.

Парадокс в том, что психологическое давление, при всем своем дискомфорте у слабой стороны, параллельно демонстрирует разность личностных уровней, и, тем самым, вызывает естественное притяжение слабого к сильному.

Несмотря на то, что существует разный личностный уровень сторон происходит естественное притяжение слабого к сильному. И чем сильнее давление, тем больше личностный разрыв, тем сильнее притяжение.

Таким образом, дискомфорт провоцирует у слабого стремление к близости.

Люди, которые имеют разный личностный уровень, практически не могут построить серьезные, длительные отношения. Но иногда бывает так, что разные личностные уровни появляется в процессе психологии отношений.

Это происходит потому, что при развитии нормальных взаимоотношений, происходит постепенное психологическое раскрепощение людей и переход от своего «социального образа» к себе настоящему.

Со временем, в человеке раскрываются его достоинства и недостатки, которые и определяют дальнейшее соотношение личностных уровней самооценки. В основном, смена позиций возникает при тех же обстоятельствах, в которых возникает конфликт. А именно ситуации личностного давления.

Время от времени, такие ситуации во взаимоотношениях происходят, и для того чтобы сохранить гармоничность отношений, из них необходимо выходить на равных. В случае , если одна сторона начинает доминировать над другой, со временем сильная сторона потеряет интерес к отношениям.

Учитывая особенности менталитета нашей страны, впсихологии отношений существует некое отклонение в соотношении личностных уровней в паре, в пользу мужчин.

Для женщин с одной стороны – это подарок, поскольку, имея отношения с человеком более высокого личностного уровня, вы испытываете больше комфорта, чем если это будет человек, уровень которого ниже чем Ваш.

Другая сторона медали – женщинам приходится платить за это тем, что мужчины чаще совершают измены и более склонны к поиску новых партнеров и уходу из семьи. Не потому что мужчины от природы «полигамнее» женщин. Просто тот человек, чей личностный уровень выше, будет продолжать искать себе ровню.

Принципы психологических отношений:

Используйте каждый момент. Ценность вашего времени, ценность момента. Неверно рассчитывать на то, что у вас будет еще месяц или год. Всё происходит только здесь и сейчас. Старайтесь использовать и прочувствовать каждое мгновенье вашего времени. Откладывая какие-то потрясающие идеи на будущее, вы можете так и не реализовать эти идеи.

  • Общность интересов и эмоциональная гармония

Особая связь, романтические чувства, владение качествами, которое будоражит эмоции и фокусирует на тебе. Когда вы говорите одно и то же одновременно или смеетесь вместе. Забота, сострадание, наличие любящих, нежных черт характера, чувствительность. Ваши сокровенные мечты. Посвящение друг друга в секреты, с которыми раньше ни с кем не делились. Работайте и взращивайте свои отношения.

Работа, хобби, новые эмоции всё ведёт к развитию. Развивайтесь и становитесь лучше. Используйте различные ресурсы, связи, опыт.

Со временем, может случиться так,что один из партнеров, в своём развитии начинает сильно опережать другого, в такие моменты часто рушатся взаимоотношения, так как один из партнёров двигается вперед, а второму уютно здесь. Не останавливайтесь, старайтесь быть многогранными.

Не совершайте ошибок.  Думайте, что вы делаете, и какие будут последствия ваших поступков. Вы должны понимать, сделав серьезные ошибки, произойдет расставание.

Достаточно иметь твердую убеждённость, а не говорить об этом прямо. Ваши отношения становятся более ценными, если вы цените взаимоотношения.

Ссоры или измены портят психологию отношений на энергетическом уровне. Капризы портят отношения.

У каждого из вас должна быть своя территория. То, что нравится именно вам и приносит новые впечатления и эмоции, повышает самооценку. Своя территория, своя сфера, куда второй партнёр не касается и не помешает. Где вы чему-то учитесь, и потом делитесь этими навыками с партнёром, обогащая этим ваши взаимоотношения.

Научитесь планировать свое будущее, что вы будете делать вместе, поездка, походы в театр, кино, совместные выходные. Обсуждайте ваше совместное будущее, то, где вы вместе. Очень хорошо включать те события, что вы делали одни, но хотели бы сделать это вместе.

  • Ответственность и решения

Старайтесь нести ответственность за решения, которые вы приняли. Мужчина принимает ключевые решения. Учитесь, ити на компромиссы, а в вопросах, затрагивающих вас, настаивать на своём. Не делайте то, чего вы на самом деле не хотите.

Только вы должны решать, чего вы хотите и когда . В психологии отношений не существует правил, которые бы указали, как поступать. Обсуждайте ваши взаимоотношения. Иногда стоит прямо говорить, чего вы желаете и слушайте, что желают от Вас.

Источник: http://psiholog-nata.com.ua/psihologiya-otnoshenij/

Отличительные особенности социальной психологии | Горизонты

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: По Г.М. Андреевой социальная психология — это наука, изучающая закономерности поведения и деятельности, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики групп.

Аспекты этого предмета:

— социальный аспект — социальность, обращенность в общество;

— психологический аспект — обращенность к внутреннему, скрытому от общества, индивидуальному.

Отсюда и проблема: что должно исследоваться — внутреннее или внешнее? Внутреннее: психику как особый механизм изучает общая психология. А социальное (внешнее) — изучает социология.

Почему же необходима еще и отдельная наука — социальная психология? В чем отличие предмета социальной психологии от предмета общей психологии и социологии?

Читайте также:  Василюк, федор ефимович - психология

Отличия от предмета общей психологии

  1. В общей психологии процессы, состояния, психические образования рассматриваются сами по себе как операции, формы отражения по своей внутренней структуре и как механизмы.

    В социальной же психологии психические процессы, состояния, психические образования наполняются конкретно-социальным содержанием, когда мы их рассматриваем не только как формы отражения, как мыслительные операции, но и как мир отношений человека (включение в сферу взаимодействия с людьми)

  2. В общей психологии не рассматривается такое явление как общение и взаимодействие. А ведь человек всегда с кем-то взаимодействует, общается. Законы взаимодействия необходимо отдельно исследовать. И в этом необходимость в другой науке, но не в общей психологии.

Отличия общей и социальной психологии в объектах и предметах исследований:

Общая психология

Объект    — индивидуальное поведение и деятельность человека.

Предмет  — психические механизмы, обеспечивающие поведение и деятельность.

Социальная психология

Объект    — взаимодействие и общение человека.

Предмет — психические механизмы поведения и деятельности, обусловленные ситуацией общения и взаимодействия.

Социальные психологи концентрируются на том, как в целом люди оценивают друг друга, как социальные ситуации могут заставить большинство людей поступать гуманно или жестоко, быть конформными или независимыми и т.д.

 Отличие социологического и социально-психологического подхода к исследованию явлений

Социолог любые явления объясняет объективными общественными законами, общественными и общими категориями, влиянием отношений между социальными группами.

Для социолога личность — это вывернутый «наизнанку» социум. Это персонифицированный представитель какой-то общественной группы, персонифицированная социальная единица. И все отношения между людьми рассматриваются как отношения общественных групп через отношения социальных единиц.

Социальный психолог видит личность не только как социум, но и нечто более конкретное. Отношения его с другими людьми — это не только отношения общественных позиций, ролей, но и индивидуализированное психологическое отношение (симпатии, восприятие другого, понимание, сочувствие и т.п.). Здесь важен иной уровень обобщения.

Конечно, социальный психолог учитывает, что общественные отношения выступают как макроусловия и влияют на изменения психики через микроусловия. Но для социолога — это безлично-типологический подход. А для социального психолога — это конкретно-личностный подход.

Проблема предмета социальной психологии являлась темой для обсуждения в науке на протяжении всего 20-го века. В истории отечественной социальной психологии можно выделить два этапа этой дискуссии:

— 20-е гг. и

— конец 50-х — начало 60-х гг.

В результате дискуссии сложились три подхода к пониманию предмета социальной психологии.

Первый подход, получивший распространение среди социологов, понимал Социальная психология как науку о «массовых явлениях психики». В рамках этого подхода ставились различные акценты: изучение психологии классов, отдельных элементов общественной психологии групп таких, как традиции, нравы, обычаи и пр.; формирование общественного мнения; изучение коллектива.

Второй подход видит главным предметом исследования социальной психологии — личность. Здесь внимание уделяется, с одной стороны, психологическим чертам, особенностям личности, типологии личности. С другой стороны, выделялись положения личности в группе, межличностные отношения, вся система общения. Этот подход популярен среди психологов.

Третий подход синтезирует два предыдущих. Социальная психология рассматривается здесь как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе. Здесь проблематика социальной психологии представляется достаточно широко.

В рамках последнего подхода. рассмотрим схему проблем к которым адресуется социальная психология:

Схема предложенная Б.Д. Парыгиным: 1) социальная психология личности; 2) социальная психология общностей и общения; 3) социальные отношения; 4) формы духовной деятельности.

Согласно В.Н. Мясищеву, социальная психология исследует: 1) изменение психической деятельности людей в группе под влиянием взаимодействия, 2) особенности групп, 3) психическую сторону процессов общества. 

См. подробнее:

См. также разделы Справочника :

Источник: http://ingorizont.ru/?p=429

Разница между социологией и психологией

Среди наук, исследующих поведение человека во всех формах проявления его психической, интеллектуальной, социальной и духовной активности, психология и социология имеют наиболее выраженную связь.

Они преследуют цель выявления общих закономерностей человеческой деятельности, связанной с ее личностным аспектом.

Однако в социологии и психологии используются разные методы научного анализа и специфические приемы его проведения.

Содержание статьи

Социология – наука, исследующая процессы развития общественного сознания и выявляющая роль личности в его формировании. Предметом изучения социологии является функционирование социальных систем и институтов, особенности социального поведения человека и общество как социокультурное целое.

Психология – наука, изучающая поведение человека как реализацию скрытых от внешнего наблюдения мотивов, устанавливающая закономерности развития личности и формирования межличностных отношений.

к содержанию ↑

Сравнение

В центре внимания социологии находится весь механизм саморегуляции и саморазвития общества, а также социальных поведенческих стереотипов, которые складываются в локальных группах на уровне личного или делового общения.

Теоретическая социология занимается анализом и обобщением результатов глобальных исследований социальных явлений в контексте их исторического развития. Состояние современного общества и формирование тенденций его развития в будущем – предмет исследования эмпирической социологии.

В ней используются методы непосредственного наблюдения за поведением участников социальных групп и экспериментального анализа ситуативных факторов, влияющих на общественное сознание.

При этом характер и особенности отдельной личности рассматриваются как частное проявление общих черт социальной группы.

В психологии основным объектом исследования является именно человеческая личность и ее внутренний мир. Фундаментальная психология изучает содержание и общие закономерности психических процессов, определяющих черты и свойства личности.

В прикладной психологии выявляются механизмы психической, мыслительной и социальной деятельности человека, которые тесно связаны с типом его психической организации и мало зависят от социокультурной среды.

В конкретных жизненных условиях любая человеческая деятельность проявляется в определенной  форме социального поведения, поэтому задачей психологии считается  не только анализ состояний и личностных свойств индивида, но и определение специфических закономерностей их развития под влиянием социальных отношений.

Наряду с основным направлением в области исследований, касающихся психологии личности, выделяют также научные дисциплины, изучающие психологию малых и больших групп, психологию общения, прикладные психологические технологии и методы психологического анализа.

к содержанию ↑

Выводы TheDifference.ru

  1. Предметом изучения психологи является личность человека, его внутренний мир и мотивы поведения. Социология изучает не отдельную личность, а общество как единую социокультурную систему.
  2. Психология связывает свойства личности с индивидуальными психическими процессами. Социология рассматривает человека как участника общего процесса социального взаимодействия.
  3. В психологии отношения индивида с социумом анализируются с точки зрения психологии личности и психологии общения. В социологии – с точки зрения влияния общественного сознания на формирование типа поведения и мировоззренческих представлений личности.
  4. Психология тесно соприкасается с педагогикой и медициной, социология – с общей историей и культурологией.

Источник: https://TheDifference.ru/chem-otlichaetsya-sociologiya-ot-psixologii/

Общественные отношения как общее основание свойств личности

Б. Ф. Ломов

см. также «краткая биография. Б. Ф. Ломов»

Фрагменты шестой главы «Проблема личности в психологии» из книги ав­тора «Методологические и теоретические проблемы психологии». М., 1984. С. 289-331.

Категория личности относится в психологической науке к числу базовых… она не является сугубо психологической и в различных планах исследуется многими, а по существу, всеми общественными науками, поэтому и здесь возникает вопрос о том специальном аспекте, в котором личность исследуется пси­хологией.

Как было показано, психические явления формиру­ются, развиваются и проявляются в процессах деятельности и общения. Но принадлежат они не деятельности или общению, а их субъекту — общественному индивиду — личности.

Ни деятельность, ни общение сами по себе никакими психическими качествами не обладают, да они сами по себе и не существуют. Но этими качествами обладает личность. Таким образом, и проблема деятельности и проблема общения «замыкаются» на проблему личности.

В конце концов через анализ деятельности и общения (более широко — всей жизнедеятельности человека) психология раскрывает — во всяком случае должна раскрыть — психологический склад личности, ее внутренний, духовный мир.

Наряду с принципами единства сознания (человеческой психики в целом) и деятельности, сознания и общения в советской психологии сформулирован личностный принцип, который требует исследовать психические процессы и состояния как процессы и состояния личности.

<\p>

Понятие «личность» относится к определенным свойствам, принадлежащим индивиду (неверно было бы относить это понятие, например, к группе людей1). При этом имеется в виду и своеобразие, уникальность индивида, т. е. индивидуальность. Однако понятия «индивид», «индивидуальность» и «личность» не тождественны по содержанию.

Каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека.<\p>

1Впрочем, Бехтерев для обозначения группы людей пользовался понятием «собирательная личность». Он хотел этим подчеркнуть, что группа обладает некоторыми новыми качествами, несводимыми к сумме качеств индивидов, входящих в нее.

Точнее здесь было бы применить понятие «совокупный субъект». (Прим. Б. Ф. Ломова)

В любом случае личность характеризуется многообразием свойств, и это многообразие закономерно. Понятно, что в связи с этим особо значимой становится задача исследования организации свойств личности в единую структуру и прежде всего выявления тех из них, которые выступают в роли системообразующих.

Но чтобы подойти к решению этой задачи, необходимо в пер­вую очередь рассмотреть вопрос о происхождении свойств личности.

Откуда они берутся? Что является их объективным основанием? Какие детерминанты определяют их формирование развитие? В силу каких причин (и при каких обстоятельствах) у того или иного индивида складывается определенная структура личностных свойств и в силу каких причин она изменяется?

Как известно, многочисленные попытки ответить на эти вопросы на основе изучения индивида, рассматриваемого per se, вывести психические свойства личности человека из его натуры не увенчиваются успехом.

Как бы детально ни изучались человеческий организм, функции человеческого мозга, динамика психических процессов и состояний, их индивидуальное своеобразие и т. д.

, понять основания и другие детерминанты свойств личности на базе только этого не удается.

Психические свойства личности не могут быть раскрыты ни как функциональные, ни тем более как материально-структурные. Они принадлежат к той категории свойств, которые определяются как системные.

А это значит, что для раскрытия их объективного основания нужно выйти в исследовании за пределы индивида и рассмотреть его как элемент системы. Этой системой является общество. Личностные свойства как проявления социального качества индивида можно понять лишь при изучении его жизни в обществе.

Только анализ отношения «индивид—общество» позволяет раскрыть основания свойств человека как личности.<\p>

Чтобы понять основания, на которых формируются те или иные свойства личности, нужно рассмотреть ее жизнь в обществе, ее движение в системе общественных отношений.

Эти отношения выражаются прежде всего в том, в какие общности, в силу каких объективных причин включается в процессе жизни тот или иной конкретный индивид.

В конечном счете его личностные свойства формируются и развиваются в зависимости о его принадлежности к определенному классу, нации, этнической группе, профессиональной категории, семье определенного (исторически сложившегося) типа, от образования (если oн его получает) в школе (и средней и высшей) определенного типа; членства в общественных или политических организациях и т. д.

Включенность индивида в те или иные общности определяет содержание и характер выполняемых им деятельностей, круг и способы общения с другими людьми, т. е. особенности его социального бытия, его образ жизни. Это либо содейству­ет его развитию (как, например, в подлинном коллективе), либо сдерживает развитие и уродует личность (как, например, в группах корпоративного типа).

Но образ жизни отдельных индивидов, тех или иных общностей людей, а также общества в целом определяется исторически развивающейся системой общественных отношений. Поэтому в ходе его изучения должна быть в первую очередь раскрыта специфика проявлений этой системы. Понятно, что такую задачу психология может решить только в контакте с другими общественными науками.

Однако неверно представлять себе дело так, что. образ жизнииндивида точно и однозначно копирует образ жизни обще­ства или определенных общностей людей. Общий, характерный для данного общества образ жизни выражается в огромной массеиндивидуальных вариантов.

Эти варианты существенно зависят от того, в какие общности и каким образом включается тот или иной конкретный индивид, мерой его участия в разных видах общественных отношений, совокупностью выполняемых деятельностей и кругом общения.<\p>

Итак, общим объективным основанием свойств личности является система общественных отношений.

В этом смысле общество порождает личность. Личность и общество не противостоят друг другу как две разные взаимодействующие силы. Личность — это член общества и его продукт. Отношение «индивид — общество» есть отношение порождения, формирования личности обществом.

И вместе с тем порождение, формирование и развитие личностей (их исторически определенных типов) является необходимой «составляющей» самого процесса развития общества, поскольку без личностей ни этот процесс, ни самое общество не могут существовать.

Для личности общество — это не просто некоторая внешняя среда. Как член общества, она объективно необходимым обра­зом включена (осознает она это или нет) в систему общественных отношений.

Ее мотивы, стремления, установки, привычки, симпатии и антипатии зависят от того, каково ее объективное отношение к производству, обмену и потреблению, какими гражданскими правами она обладает, как включена в политическую и идеологическую жизнь общества и т. д.

Конечно, связь общественных отношений и психологических свойств личности не прямая. Она опосредствуется множеством факторов и условий, которые требуют специального исследования.

При рассмотрении социальной детерминации личности (особенно если эта детерминация понимается как линейная) обнаруживается противоречие: с одной стороны, свойства личности прежде всего ее сознание и воля, определяются общественными отношениями, которые не зависят от сознания и воли; с другой — личность (во всяком случае, развитая личность) в своей общественной жизни, конечно, ведет себя как сознательное существо, обладающее мотивами, целями, волей и т. п.; она активно — в большей или меньшей степени — строит свои отношения с другими людьми.

Это противоречие разрешается практически — в действиях личности по отношению к другим личностям и в их действиях по отношению к ней. Социальная детерминация личностей осуществляется именно в их действиях и взаимодействиях. Hanoмним еще раз, что общественные отношения складываются из действий конкретных личностей. |

Позицию личности в обществе (ее индивидуальное бытие) было бы неверно изображать как некую точку в сложной ceти связей между людьми. Скорее ее можно представить как «многомерное динамическое пространство», каждое измерение которого соответствует определенному виду общественных отношений.

В жизни каждой личности эти виды имеют различные «веса». В один она включена непосредственно, в другие — опосредованно (при этом опосредствование может быть весьма сложным). Одни виды объективно оказываются доминирующими, другие — подчиненными.

Некоторые «проходят» через всю ее жизнь (или значительный отрезок жизни), в другие она включается эпизодически и т. д.

Способы включения и мера участия личности в разных видах общественных отношений так же различны; в них, в частности, по-разному складываются взаимосвя­зи разных форм деятельности и общения.

Иначе говоря, «пространство отношений» каждой личности специфично и весьма динамично.<\p>

Детерминированность личности общественными отношени­ями вовсе не означает, что она является их пассивным слепком. Более того, самая сущность социальной детерминации исключа ет это.

Включение личности в систему общественных отношений в ее движение в этой системе могут осуществляться только как активный процесс.<\p>

Возьмем, к примеру, такие психологические характеристи­ки (стояния) человека, как переживания, чувства и эмоции (не будем обсуждать сейчас вопрос о соотношении между ними).

В психологии накоплено немало данных, позволяющих теми или иными способами оценивать модальность, глубину, устойчивость, динамику эмоциональных состояний; изучаются также  интериндивидуальные различия людей по этим показателям. Но они описывают эмоцию абстрактно, как таковую, а не в ее личностном аспекте.

Переход к этому аспекту требует выяснения того, какие события являются значимыми для данного индивида и вызывают у него те или иные эмоциональные состояния.

Связаны ли эти состояния только с событиями его собственной жизни или той группы людей, которой он принадлежит (например, семьи), или же в них находят проявления гражданские чувства, содержанием которых является жизнь общества. Понять же, чем обусловливается личностная значимость воспринимаемых событий, невозможно без анализа развития данной личности в обществе.

То же можно сказать и об интеллекте. Как и эмоции, его можно описать целым рядом показателей.

Но когда интеллект рассматривается как свойство личности, то неизбежно возникают вопросы о том, какие жизненные задачи выбирает эта личность, с каких позиций она их решает, использует ли она свои интеллектуальные возможности только в своих личных интересах или в интересах общества или против общества. Иначе говоря, изучение интеллекта в личностном плане предполагает выявление его социальной направленности.

То же можно сказать и о волевых свойствах личности. Оценка этих свойств «вообще» мало что дает. Они должны быть взяты относительно функций, которые личность выполняет в обществе, ее позиции, ее общественной направленности.

Конечно, эта старая триада — эмоции, интеллект и воля — позволяет описывать лишь очень общие, глобальные черты психологического портрета личности. Его детализация предпо­лагает изучение и многих других — на первый взгляд, быть может, и не очень важных — психологических (и даже непсихологических) особенностей.

При определенных условиях существенными свойствами личности могут оказаться, например, специфически развитая чувствительность того или иного анализатора, скорость реакции, умение распределять внимание или объем кратковременной памяти и т. д.

<\p>

Из всего сказанного выше следует, что развитие индивида как личности в обществе обеспечивается сложной, системной детерминацией.

В этом развитии диалектически сочетаются два процесса С одной стороны, личность все более полно включается в систему общественных отношений; ее связи с людьми и разными сферами жизни общества расширяются и углубляются; и только благодаря этому она овладевает общественным опытом, присваивает его, делает своим достоянием. Эта сторона развития личности часто определяется как ее социализация. С другой стороны, приобщаясь к различным сферам жизни общества, личность вместе с тем приобретает и все большую самостоятельность, относительную автономность, т. е. ее развитие в обществе включает процесс индивидуализации. Индивидуализация — это фундаментальный феномен общественного развития человека. Один из его признаков (и показателей) состоит в том, что у каждой личности формируется ее собственный (и уникальный) образ жизни и собственный внутренний мир.—————————см также:

Направленность личности. Субъективные отношения личности.

Источник: http://test-metod.ru/index.php/stati/123-obshchestvennye-otnosheniya-kak-obshchee-osnovanie-svojstv-lichnosti-b-f-lomov

Ссылка на основную публикацию