Обдуманность, осознанность, осмысленность, рефлексия — психология

Развитие личностной рефлексии

Рефлексия – это особый навык, который заключается в умении осознавать не только направленность внимания, но и отслеживать свое психологическое состояние, ощущения и мысли.

Она представляет собой способность наблюдать за собой со стороны, так, будто вы смотрите на себя глазами постороннего.

Рефлексия подразумевает умение видеть, на чем сконцентрировано внимание и куда оно направлено.

В современной психологии под данным понятием подразумевается любое размышление личности, которое направлено на самоанализ. Это может быть оценка своего состояние или поступков, а также размышление над какими-то событиями. Причем глубина рефлексии напрямую связано с уровнем образованности человека, его способностью контролировать себя и моральностью.

Основная роль рефлексии в жизнедеятельности индивидуума

Именно рефлексия является основным источником появление новых идей.

Если рассматривать данное явление в качестве метода построения картины осуществленной деятельности, то можно отметить, что рефлексия дает определенный материал, который впоследствии может стать основой для наблюдения и критики. Человек в результате такого самоанализа изменяется.

Важно понимать, что рефлексия представляет собой механизм, позволяющий сделать неявные мысли явными. Она является тем, что при некоторых условиях может стать источником получения более глубоких знаний, нежели те, что мы и так имеем.

Надо отметить, что профессиональное развитие человека неразрывно связано с процессом рефлексии. Более того, само развитие подразумевается не столько в техническом плане, сколько в интеллектуальном и личностном.

Человек, которому рефлексия чужда, не контролирует свою жизнь, которая несет его как река по направлению течения.

Именно рефлексия позволяет личности осознать, что она делает в данный момент, где находится и куда следует двигаться, дабы развиваться.

Рефлексию, которая направлена на осознание причин и оснований личных суждений, нередко относят к философии. Хотя контроль обоснованности выводов представляет собой обязательную составляющую любой интеллектуально развитой личности, являясь, помимо всего прочего, еще и методом развития мышления.

Рефлексия деятельности  очень важна для человека, особенно если речь идет о довольно непростой интеллектуальной работе. Она также нужна в тех ситуациях, когда существует межличностное групповое взаимодействие. Менеджмент, без сомнений, относится к подобным случаям.

Рефлексию не стоит путать с самосознанием, поскольку далеко не каждая рефлексия становится им. Последнее подразумевает рефлексию, предметом которого является понимание и знание самого себя. Обдуманность — результат ориентации сознания на предстоящее событие, а осознанность – концентрация на происходящем. Рефлексия же является обращением сознания на то, что уже имело место быть.

Как развить рефлексию

Развитие рефлексии невероятно важно для изменения трезвомыслящей личности в лучшую сторону. Существуют следующие способы развития рефлексии:

  • Анализируйте свои действия после важных событий и принятия сложных решений. Старайтесь адекватно оценивать себя со стороны. Подумайте над тем, как вы действовали, как выглядели ваши поступки в глазах других. Задумайтесь, была ли у вас возможность поступить более правильно или эффективно. Оцените, какой опыт вы получили после конкретного события.
  • Старайтесь завершать каждый рабочий день анализом прошедших событий. Пробежав мысленно по всем эпизодам уходящего дня, сконцентрируйтесь на тех, которыми вы довольны не полностью. Оценивайте неудачные моменты взглядом стороннего наблюдателя.
  • Периодически проверяйте свое мнение о других людях. Анализируйте, насколько ваши представления верны или ошибочны. Нельзя назвать данную задачу легкой, однако если вы открытый и общительный человек, для вас это не станет проблемой. В противном случае вам следует повысить свои коммуникативные навыки, которые также обеспечивают развитие личностной рефлексии.
  • Больше общайтесь с непохожими на вас людьми, которые придерживаются иной точки зрения, отличной от вашей. Каждая попытка понять такого человека представляет собой активизацию рефлексии. В случае достижения успеха можно говорить о том, что вы освоили еще одну рефлексивную позицию. Не нужно бояться понять другого, поскольку это не является полным принятием его позиции. Широкое видение ситуации сделает ваш ум более гибким, а также позволит найти более эффективное и согласованное решение.
  • Для анализа своих действий используйте проблемы, с которыми сталкиваетесь в конкретный момент.
  • Даже в очень сложных ситуациях можно найти долю парадоксальности или комизма. Если вы посмотрите на свалившуюся проблему под другим углом, вы увидите в ней что-то забавное. Такой навык говорит о высоком уровне рефлексии. Не всегда легко найти что-то смешное в проблеме, однако это помогает открыть путь к ее решению.

Развивая у себя способность к рефлексии, спустя полгода вы заметите, что научились лучше разбираться в людях и самих себе. Вам предстоит удивиться тому, что вы можете прогнозировать чужие поступки и предугадывать мысли.

Более того, вы научитесь понимать себя и почувствуете мощный приток сил. Рефлексия представляет собой действенное и одновременно тонкое оружие.

В данном направлении развиваться можно бесконечно, а применять способность к рефлексии можно в самых разных сферах жизни.

Источник: https://constructorus.ru/samorazvitie/razvitie-lichnostnoj-refleksii.html

Ну т ак кнармфезркадчсь уэкд

Рефлексия — обращение человеком своего сознания на свое (или чужое) мышление и поведение, на приобретенные знания и совершенные поступки. Понимание и анализ своих мыслей, чувств и мотивов.

Рефлексия есть обращенность сознания на себя. В смысле этого определения, мысль, речь, воображение и др. способы сознательной деятельности могут быть рефлективными, если c помощью них обращаются на самих себя: размышление о том, как я мыслю, чувства по поводу моих чувств, воображение по поводу того, что я (или кто-то) навоображал.

В психологии, а также в обиходном смысле рефлексией называют всякое размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) — собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализа зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля.

На рефлексии построены также некоторые специализированные военно-философские модели 

Рефлексия поддерживает и уточняет действие. Действование без рефлексии — необдуманность и бестолковость. Рефлексия без действий — зацикливание на себе. И то и другое — ошибочное поведение.

Глубина рефлексии. Психологический тест:

Трем людям с завязанными глазами надевают красные колпаки и говорят, что у каждого из них на голове может оказаться либо красный, либо белый колпак.

Повязку снимают, и дают задание:

поднять руку, если они увидят хотя бы один красный колпак, а если кто-то догадается, какого цвета на нем колпак — тот пусть выйдет из комнаты.

В первый момент все поднимают руку, но потом возникает пауза. Наконец, один из участников выходит.

Ход мысли может быть примерно таким:

«На мне белый колпак?»

— «Нет, если бы он был белым, один из нас увидел бы это и подумал бы, что третий участник видит красный колпак лишь на нем самом, и потому поднимает руку. Тогда он должен выйти, но он не выходит. Значит, на мне красный колпак».

Этот участник рассуждал за одного и другого из партнёров, в то время как в рассуждение третьего участника было включено рассуждение только одного из них.

Рефлексию следует отличать от самосознания. Не всякая рефлексия — обращение сознания на свое знание — становится самосознанием. Самосознание есть такая рефлексия, при которой ее предметом становится знание себя.

Обдуманность — результат включения сознания на предстоящее. Осознанность — на происходящее. Рефлексия — включение сознания на уже происшедшее. Смотри. Обдуманность, осознанность, осмысленность, рефлексия

Источник: http://graffmonte7260.blogspot.ru/2013/04/blog-post.html

Осознанность с точки зрения психологического анализа

Мы уже не раз говорили об осознанности как о важнейшей духовной практике для каждого индивидуума. А причин для этого немало. Именно осознанность делает нас особенно внимательными и повышает внутреннюю чуткость к тому, что происходит вокруг нас.

Благодаря этому мы начинаем полнее ощущать собственную жизнь и извлекаем уроки как из собственного опыта, так и из чужих неправильных мыслей и поступков.

Осознанность важна для человека, как воздух, ведь именно в ней реализуется глубинная сущность нашей души – присутствие в данный момент времени и в определенной точке пространства.

Однако как глубоко мы бы не ощущали наше личное присутствие в «здесь и сейчас», наше бытие во многом определяется происходящими с нами событиями, зарождающимися отношениями, нашими хобби, интересами, желаниями, действиями, которые имеют много граней и сопровождаются порой очень сильными переживаниями как позитивного, так и негативного характера.

Практически все проблемы нашего существования на этой Земле сводятся к неудовлетворенности собой и окружающим миром. Таким образом, не будет преувеличением сказать, что все наши депрессии, стрессы, попытки найти себя в своей основе имеют один краеугольный камень – недовольство. Описать это состояние можно  как чувство, что для полного счастья нам все же чего-то не хватает.

Конечно, физиологические потребности нечего особо и обсуждать: пища, сон, воздух для дыхания – это то, без чего физическое бытие человека невозможно. Поэтому мы даже не размышляем на эту тему, а принимаем эти законы жизни как нечто данное и незыблемое.

Однако наши желания – это нечто намного более эфемерное, порой они не имеют четких границ, а их количество растет в геометрической прогрессии.

Смириться с тем, что они не становятся реальностью, намного сложнее, при этом постоянно возникают все новые и новые потребности, заставляя нас чувствовать все большее и большее недовольство тем, что у нас уже есть.

Перед каждым из нас рано или поздно возникают вопросы: какой путь в жизни выбрать? К чему стремиться? Достоин ли я того, чего хочет моя душа? Стоит ли верить тем знакам, которые мне посылает судьба? Как и с кем строить отношения и кому дарить свою любовь? Кто может послужить мне опорой в этом мире, а кем я могу пренебречь? И, наконец, знаменитый вопрос Раскольникова из «Преступления и наказания» о твари дрожащей также не утратил своей актуальности.

Не стоит думать, что резкий переход от осознанности к житейским вопросам в этой статье случаен.

Если наше внимание занимает целая вереница разнообразных беспокойств, его сосредоточенность снижается до минимума, а уровень осознанности, как бы мы не пытались его контролировать, неизбежно стремится почти к нулю.

Поэтому иногда полезнее сконцентрироваться, казалось бы, на незначительных частностях, которые делают нас напряженными и препятствуют наслаждаться процессом собственной жизни.

Именно поэтому на нашем сайте вы встретите немало статей, посвященных духовному развитию, что безусловно способствует повышению осознанности в человеке. Практика осознания себя большей структурой, чем только физическое тело, важна для каждого.

Благодаря духовному росту человек осознает значимость настоящего момента и тем самым расширяет свое сознание. А как известно, даже самый примитивный психологический анализ без простой осознанности будет шагом в никуда.

Это понятие вообще является профессиональным термином в психологии, в том числе в гештальттерапии.

Осознанность воздействует на восприятие спонтанно и в то же время планомерно. Она делает человека настолько внимательным к движениям своей души, что традиционный самообман становится практически невозможен. Анализ же позволяет разбирать конкретные ситуации и конкретные психологические блоки определенного человека  путем направленной осознанности.

Среди эзотериков осознанность и медитация ценятся очень высоко из-за возможности достичь определенных целей, без которых личностный рост – это фикция: очищения энергетических каналов, раскрытия чакр, просветления.

Раскрытие глубин подсознания и рождение новой личности здесь имеют свою особую ценность.

Однако среднестатистическому обывателю эти полеты разума недоступны для понимания и абсолютно чужды, в то время как решение практических проблем, с которыми сталкивается любой, которое предлагает психологический анализ, привлекает и играет важную роль.

Бесспорно, разочарованность жизнью легко компенсируется за счет максимального удовлетворения любых своих желаний.

Однако опыт говорит о том, что такая компенсация очень быстро перестает выполнять свою функцию, а иногда и вообще оказывается бесполезной – недовольство, пусть и на глубинном уровне, прочно занимает свое место в душе.

Никакие поездки или покупки не позволяют человеку убежать от себя со всеми особенностями своего мышления, эмоционального мира и характера.

На первый взгляд, в этом случае человек должен заняться рефлексией и поиском причин своего плохого состояния.

Однако большинство из нас полагает, что просто наши желания должны исполняться лучше и видит в этом стимул для покорения все новых и новых вершин: вещи должны быть существенно дороже, привязанность другого человека к нам сильнее, любовь – еще страстнее и фееричнее, достижения – больше, а подчинение других – полнее. Таким образом мы реализуем неутолимую жажду «прогрессировать» на низшем материальном уровне.

И только испытав взлеты и падения на протяжении нескольких, а то и многих, лет, человек начинает удивляться: а зачем все это было нужно? Зачем делать проблему из того, что не хватает денег на поездку на Канары или что большим боссом в фирме сделали не тебя? Тогда мы понимаем, что то, что мы не миллионеры, не кинозвезды или фотомодели – это не конец света. Оглянувшись вокруг, вы увидите, что есть те, кто попусту растрачивает свою жизнь, есть интересные люди, которым вы небезразличны, а где-то вообще население вымирает от голода и войн. Игры, в которые играет человечество, сложны, разнообразны и бесчисленны.

Читайте также:  Параноик и порядок - психология

Что такое исцеляющее понимание

В некоторых случаях исцеляющее понимание приходит, как будто из ниоткуда. Мы вдруг четко осознаем, что наша проблема не так уж и глобальна, а, возможно, мы ее себе сами и придумали.

Ведь все наши переживания источником имеют не объективную реальность, а наш разум.

На уровне мыслеформ рождается интуитивное понимание окружающего мира, которое является суррогатом реальности, создавая иллюзорную атмосферу жизни.

Задача психологического анализа – выявление таких проблемных пониманий, тщательное изучение их и нейтрализация. Если же ограничиться только осознанностью, то на пути к большим свершениям мы будем спотыкаться о мелкие препятствия, мешающие нам идти.

В этих случаях вспоминается старинная история о йоге, перешедшем на новый уровень сознания и проведшем много лет в пещере в состоянии самадхи, который при посещении города смертельно обиделся на некое неуважительное замечание в адрес его персоны.

Такие ситуации хорошо знакомы любому, кто выбрал для себя путь духовного самопознания.

Самостоятельный анализ вполне возможен, хотя его техника – предмет отдельной статьи. Кроме того, направлений в психологии достаточно, и в каждом из них своя методика работы с пациентами и свои нюансы.

Начинающим стоит тренироваться не в обычном механическом, а в сознательном мышлении, включая здравый рассудок и логику и кристаллизуя свое видение ситуации из аморфного месива эмоций до четкого глубокого понимания.

Однако в самоанализе есть свои ловушки. Мы можем даже не замечать, как мы водим себя за нос сами. Некоторые зоны нашей личности остаются «слепыми» для света разума, так что не все психические механизмы, которые влияют на наши действия, полностью очевидны.

Поэтому всю свою осознанность и здравомыслие необходимо направлять на «разруливание» тех жизненных ситуаций, где ярко проявляется недовольство жизнью, а барометр эмоций просто зашкаливает.

В каждой из таких ситуаций скрыто действенное средство гармонизации своего существования в этом мире.

Замечательно, если рядом есть близкий человек, с которым можно адекватно пообщаться и поговорить о своей жизни.

Но, как правило, друзья не столько помогают открыть глаза на истинную реальность ситуации, сколько предпочитают давать советы, как будто им одним известен рецепт счастья и благополучия.

Ведь каждому человеку кажется, что только его ценности истинны, и он усиленно пытается навязать их. А все мы уникальны и можем полностью раскрыть свой потенциал лишь на предначертанном нам свыше пути, при этом абсолютно не ориентируясь на чужое мнение.

Идеальный психолог напоминает волшебное зеркало из сказки, которое не дает точной оценки и не советует, а лишь показывает своему визави чистейшее отражение его личности, в котором все затушеванные и неясные черты проявляются с удивительной резкостью.

Поэтому психологическая консультация требует от пациента немало смелости, являясь по сути болезненной и непростой процедурой. Не все готовы расстаться со своими масками и свести знакомство с истинным собой.

Психолог просто сообщает своему клиенту, что он видит при изучении его личности и его жизни – этого вполне достаточно.

Советовать хорошо по поводу материальной стороны жизни – там, где необходимы факты и точная информация. А вот какие идеалы выбрать для своего пути в мире, какие цели ставить и как жить – ни один человек в мире не может решить за вас.

Руководствоваться посторонними советами и рекомендациями – значит слагать с себя ответственность и убивать собственный потенциал для того, чтобы соответствовать чужим ожиданиям.

А через некоторое время оказывается, что работа вызывает чувство ненависти, казалось бы, любимый человек раздражает, а сами мы влачим жалкое существование, строго регламентированное чуждыми нам советами и правилами.

Поэтому никогда и никому не стоит советовать. То, что хорошо для одного, для другого смерть. Мы не можем точно знать, что правильно или хорошо для другого такого же половозрелого индивидуума. Все мы в глубине души умеем принимать решения и взрослеем только тогда, когда учимся слышать голос нашей души и доверять ему.

В качестве итога отметим, что начало развития осознанности дается очень нелегко, поскольку она так же естественна, как и само бытие. Мы просто существуем, и чтобы заметить это, нужно просто перестать отрицать этот факт. Ведь эти усилия только создают новую напряженность.

Никакая сила воли и концентрация не влияют на развитие осознанности. Но она может посетить нас спонтанно тогда, когда нас интересует происходящее с нами в данный момент и в этом месте.

Практика осознанности – это наблюдение удивительного разнообразия нашей жизни не где-то в закоулках нашей памяти, а в тот момент, когда мы просыпаемся от грез ума и погружаемся в реальность.

Психологический анализ же позволяет обнаружить и устранить чувства и мысли, которые полностью поглощали то, чем питается осознанность, – естественное внимание.

Источник: http://getalife.ru/osoznannost-s-tochki-zreniya-psixologicheskogo-analiza

Рефлексия

Рефлексия — это форма теоретической деятельности индивида, отражающая взгляд или выражающая обращение назад через осмысление своих личных действий, а также их законов.

Внутренняя рефлексия личности отражает деятельность самопознания, раскрывая специфику духовного мира индивида. Содержание рефлексии определяется предметно-чувственной деятельностью.

Понятие рефлексии включает осознание предметного мира культуры и в данном смысле рефлексия – это метод философии, а диалектика выступает рефлексией разума.

Рефлексия в психологии — это обращение субъекта на самого себя, на свое сознание, на продукты собственной активности или какое-либо переосмысление.

Традиционное понятие включает содержание, а также функции собственного сознания, которые входят в состав личностных структур (интересы, ценности, мотивы), подключают мышление, поведенческие шаблоны, механизмы принятия решений, восприятия, эмоционального реагирования.

Виды рефлексии

А.Карпов, а также другие исследователи выделили следующие виды рефлексии: ситуативная, ретроспективная, проспективная.

Ситуативная рефлексия это мотивировки и самооценки, обеспечивающие включённость субъекта в ситуацию, а также анализ происходящего и осмысление элементов анализа. Для данного вида характерна способность соотношения с предметной ситуацией собственных действий, умение контролировать и координировать элементы деятельности в зависимости от меняющихся условий.

Ретроспективная рефлексия личности — это анализ событий, выполненной деятельности, состоявшихся в прошлом.

Проспективная рефлексия это размышления о предстоящей деятельности, планирование, представления ходов деятельности, выбор самых эффективных способов её реализации, прогнозирование возможных результатов.

Другие исследователи выделяют элементарную, научную, философскую, психологическую, социальную рефлексию. Целью элементарной выступает рассмотрение, а также анализ личностью собственных поступков и знаний.

Такой вид свойственен каждому индивиду, поскольку каждый задумывался над причинами ошибок и неудач, для того чтобы изменить представления об окружающем и мире, исправить ошибки, не допускать их в будущем.

Данное состояние позволяет учиться на личных ошибках.

Научная рефлексия имеет направленность на критическое исследование научных методов, исследование научного знания, на приемы получения научных результатов, на процедуры обоснования научных законов и теорий. Данное состояние находит выражение в методологии научного познания, логике, психологии научного творчества.

Социальная рефлексия это понимание другого индивида через размышления за него. Ее относят к внутреннему предательству. Представление того, что думают о индивиде другие имеет важное значение в социальном познании. Это познание другого (но думаю я), как думают обо мне и познание себя предположительно глазами другого. Широкий круг общения позволяет человеку много знать о себе.

Философская рефлексия

Высшим видом выступает философская рефлексия, включающая размышления и рассуждения об основаниях человеческой культуры, а также смысле человеческого существования.

Состояние рефлексии Сократ считал важнейшим средством самопознания личности, а также основой духовного совершенствования. Именно способность критической самооценки выступает важнейшей отличительной особенностью индивида как разумной личности. Благодаря данному состоянию устраняются человеческие заблуждения, предрассудки, становится реальным духовный прогресс человечества.

Пьер Тейяр де Шарден заметил, что рефлексивное состояние отличает человека от животных и позволяет индивиду не только знать нечто, а ещё дает возможность знать о своём знании.

Эрнст Кассирер считал, что рефлексия выражается в способности вычленять из всех чувственных феноменов устойчивые некоторые элементы для изолирования и сосредоточении на них внимания.

Психологическая рефлексия

Одним из первых в психологии рассмотрел рефлексивное состояние А. Буземан, трактовавший его, как перенос переживаний с внешнего мира на самого себя.

Психологические исследования рефлексии представляют двояко:

— способ осознания исследователем оснований, а также результатов исследования;

— базовое свойство субъекта, при котором происходит осознание, а также регуляция своей жизнедеятельности.

Рефлексия в психологии это размышление человека, целью которого выступает рассмотрение, а также анализ собственной активности, самого себя, собственных состояний, прошлых событий, поступков.

Глубина состояния связана с заинтересованностью индивида в этом процессе, а также способностью его внимания выделять в меньшей или в большей степени, на что влияет образованность, представления о нравственности, развитость моральных чувств, уровень самоконтроля. Считается, что индивиды различных профессиональных и социальных групп различны в использовании рефлексивной позиции. Данное свойство рассматривается как разговор или своеобразный диалог с самим собой, а также способность индивида к саморазвитию.

Рефлексия — это мысль, имеющая направленность на мысль или на самого себя. Она может рассматриваться как вторичное генетическое явление, возникающее из практики. Это выход практики за пределы границ себя самого, а также обращенность практики на себя. Психология творческого мышления и творчества трактует этот процесс как переосмысление и осмысление субъектом стереотипов опыта.

Изучение взаимосвязи между индивидуальностью индивида, рефлексивным состоянием, творчеством, позволяет говорить о проблемах творческой уникальности личности, а также ее развитии. Э. Гуссерль — классик философской мысли отметил, что рефлексивная позиция является способом видения, которое трансформируется от направленности объекта.

Психологические характеристики данного состояния включают способность изменять содержание сознания, а также изменять структуры сознания.

Понимание рефлексии

Отечественная психология выделяет четыре подхода в изучении понимания рефлексии: кооперативный, коммуникативный, интеллектуальный (когнитивный), личностный (общепсихологический).

Кооперативный — это анализ субъект-субъектных видов деятельности, проектирование коллективной деятельности, направленной на координацию профессиональных позиций, а также групповых ролей субъектов или кооперации совместных действий.

Коммуникативный — это составляющая развитого общения, а также межличностного восприятия, как специфического качества познания индивида индивидом.

Интеллектуальный или когнитивный — это способность субъекта анализировать, выделять, соотносить собственные действия с предметной ситуацией, а также рассматривать ее в зависимости от изучения механизмов мышления.

Личностный (общепсихологический) — это построение нового образа своего «я», в процессе общения с другими индивидами, а также активной деятельности и выработка новых знаний об окружающем мире.

Личностная рефлексия состоит из психологического механизма изменения индивидуального сознания. А.В.

Россохин считает, что данный аспект — это субъектный активный процесс порождения смыслов, в основе которого лежит уникальность способности личности осознавать бессознательное.

Это внутренняя работа, приводящая к формированию новых стратегий, способов внутреннего диалога, к изменениям ценностно-смысловых образований, интеграции личности в новое, а также целостное состояние.

Рефлексия деятельности

Рефлексию причисляют к особому навыку, заключающемуся в способности осознавать направленность внимания, а также отслеживать психологическое состояние, мысли, ощущения.

Она представляет возможность наблюдать за собой как бы со стороны глазами постороннего, позволяет видеть, на чем именно сконцентрировано внимание и его направленность. Современная психология под этим понятием подразумевает любое размышление индивида, которое направлено на самоанализ.

Это оценка своего состояние, поступков, размышление над любыми событиями. Глубина самоанализа зависит от уровня моральности, образованности человека, его умения контролировать себя.

Рефлексия деятельности выступает основным источником возникновения новых идей. Рефлексивное состояние, давая определенный материал, впоследствии может послужить для наблюдения, а также критики. Индивид в результате самоанализа меняется и рефлексивная позиция представляет механизм, который делает неявные мысли явными.

При некоторых условиях рефлексивное состояние становится источником получения еще более глубоких знаний, чем те, которыми мы обладаем. Профессиональное развитие индивида напрямую связано с данным состоянием. Само развитие происходит не только в техническом плане, а и в интеллектуальном, а также личностном.

Человек, для которого рефлексия чужда, свою жизнь не контролирует и жизненная река несет его по направлению течения.

Рефлексия деятельности дает возможность индивиду осознать, что личность делает сейчас, где пребывает и куда ей необходимо двигаться, чтобы развиваться. Рефлексивное состояние, направленное на осознание причин, а также оснований личных суждений, зачастую относят к философии.

Читайте также:  Воспитание жизнью - психология

Рефлексия деятельности имеет важное значение для человека занятого интеллектуальной работой. Она нужна, когда необходимо межличностное групповое взаимодействие. Например, менеджмент, относится к этому случаю. Рефлексию необходимо дифференцировать от самосознания личности.

Цель рефлексии

Без рефлексии нет обучения. Индивид, повторяющий деятельность, предложенную вобразце сто раз, может так ничему и не научиться.

Цель рефлексии — это выявить, вспомнить и осознать компоненты деятельности. Это типы, смысл, способы, пути их решения, проблемы, полученные результаты.

Без осознания способов учения, механизмов познания, обучаемые неспособны присвоить те знания, которые они добыли.

Обучение происходит, когда подключается направляемая рефлексия, благодаря которой выделяются схемы деятельности, а именно способы решения практических задач.

Рефлексивное чувство является внутренним опытом, способом самопознания, а также необходимым инструментом мышления. Наиболее актуальна рефлексия при дистанционных формах обучения.

Развитие рефлексии

Невероятно важно развитие рефлексии для изменения трезвомыслящего индивида в лучшую сторону. Развитие включает следующие способы:

— анализируйте личные действия после всех важных событий, а также принятия сложных решений;

— старайтесь оценивать себя адекватно;

— подумайте, как вы действовали и как ваши поступки выглядели в глазах других, оцените свои действия с точки зрения возможности что-либо изменить, оценивайте полученный опыт;

— старайтесь заканчивать свой рабочий день анализом событий, мысленно пробежав по всем эпизодам уходящего дня, особенно сконцентрируйтесь на тех эпизодах, которыми вы не достаточно довольны, а все неудачные моменты оценивайте взглядом стороннего наблюдателя;

— периодически проверяйте личное мнение о других людях, анализируя насколько личные представления ошибочны или верны.

— больше общайтесь с людьми, непохожими на вас, придерживающимися иной точки зрения, нежели ваша, поскольку каждая попытка понять непохожего человека дает возможность активизировать рефлексию.

Достижение успеха позволяет говорить об освоении рефлексивной позиции. Не следует бояться понять другого индивида, поскольку это не выступает принятием его позиции. Глубокое и широкое видение ситуации делает ваш ум наиболее гибким, позволяет найти согласованное и эффективное решение.

Для анализа личных действий используйте проблемы, которые возникают в конкретный момент. В самых сложных ситуациях, возможно следует найти долю комизма и парадоксальности. Если вы посмотрите на свою проблему под другим углом, то вы заметите в ней что-то забавное. Этот навык свидетельствует о высоком уровне рефлексивной позиции.

Сложно что-то смешное найти в проблеме, но это позволит помочь ее решить.

Спустя полгода, развивая способность к рефлексивной позиции, вы заметите, что овладели способностью разбираться в людях, а также в самих себе. Вы будете удивляться, что можете прогнозировать чужие поступки, а также предугадывать мысли. Вы почувствуете мощнейший приток сил и научитесь понимать себя.

Рефлексия — это действенное и тонкое оружие. Данное направление можно развивать бесконечно, а использовать способность в самых различных сферах жизни.

Развитие рефлексии личности задача не из легких. Если возникают трудности, то повысьте коммуникативные навыки, обеспечивающие развитие рефлексивной позиции.

Источник: http://psihomed.com/refleksiya/

Рефлексия — что это в философии и психологии?

В бешеном ритме жизни современному человеку иногда не хватает времени на самое главное – собственный внутренний мир. Способность к самоанализу и понимание своих ошибок крайне важно для каждой личности. Предлагаем выяснить, какие бывают методы рефлексии и что такое эмоциональная рефлексия.

Рефлексия — что это?

Специалисты говорят, рефлексия – это некое обращение внимания определенного субъекта на себя, а также на собственное сознание, продукты своей активности и их переосмысление.

В традиционном понимании – на содержание и функции своего сознания, в которые входят личностные структуры, мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и многое другое.

Рефлексия в философии

Под рефлексией принято понимать философский термин, характеризующий форму мыслительной деятельности индивида, направленную на осмысление своих действий. Рефлексия в философии – это метод, благодаря которому можно раскрыть специфику душевного и духовного мира человека.

Важно понимать, что данное понятие вместе с применением категориального языка способно охарактеризовать философское мышление.

Если обобщить, то можно утверждать, что вся философия и есть рефлексия разума, которая является размышлением про такие категории как мысли и представления.

В рамках отдельных философских теорий и концепций рефлексию рассматривают как самое существенное свойство сознания. Благодаря этому становится понятно, что исключительно способные быть осведомленными про состояние собственной психики существа можно называть сознательными. Однако подобные подходы не принимают сторонники интенциональной концепции сознания.

Рефлексия в психологии

Принято считать, что рефлексия — это в психологии одна из форм самоанализа и является обращением сознания личности к анализу своих мыслей и поступков. Одним из первых начал работать с этим термином в психологии А. Буземан. Ему принадлежит идея выделить рефлексию в отдельный раздел.

По его мнению данное понятие означает перенесение переживаний с внешнего на внутренний мир человека. С. Рубенштейн утверждал, что зрелая полноценная личность может сформироваться, если человек сможет осознать границы своего «я». Такой процесс предусматривает способность к самоанализу.

Под рефлексивным актом понимают остановку всего потока мыслительных процессов и состояния. Осуществляется некий переход от автоматизма до осознанности, процесс понимания личностью собственного внутреннего мира. Результат такой деятельности – формирование у личности только ей характерного способа не только думать, размышлять, а и в целом жить.

Виды рефлексии

Иногда становится актуальным вопрос, какая бывает рефлексия. Принято разделять следующие виды:

  1. Ситуативная рефлексия – является показателем «мотивации» и «самооценки», обеспечивающих включенность субъекта в ситуацию, осознание ее составляющих. В этот вид рефлексии входит способность субъекта сопоставлять с конкретной ситуацией свои действия, координировать и держать под контролем составляющие деятельности в соответствии с условиями, которые могут изменяться.
  2. Ретроспективная рефлексия – способствует анализу выполненной деятельности и прошлых событий.
  3. Проспективная рефлексия – в нее входят размышления про будущую деятельность, представление про ход деятельности, планирование, выбор самых эффективных способов ее осуществления и прогноз возможных итогов

Рефлексия и саморазвитие

Очень важно развитие рефлексии для изменения человека в лучшую сторону. Для этого необходимо:

  1. Уметь анализировать свои действия после действительно важных событий.
  2. Думать над своими действиями и над тем как поступки могли выглядеть в глазах окружающих.
  3. Заканчивать свой день, анализируя все произошедшее.
  4. Иногда проверять свое мнение про других.
  5. Как можно больше общаться с непохожими на себя людьми.

Рефлексия в спорте

Нередко можно слышать про понятие рефлексии в спорте и физической культуре. Под данным термином здесь понимают особый навык, который направлен на самосознание, возможность прослеживать собственные эмоции, поступки, умение проанализировать их и оценить.

Если говорить проще, то это некий разговор с самим собой. Обучение основам рефлексии на уроках физической культуре в школе является непростым и многоплановым. Понятно, что ему научить невозможно всего за один урок.

Вместе с тем данный процесс является многоуровневым и таким, который постоянно усложняется.

Что влияет на способность человека к рефлексии?

Существует такое понятие как личностная рефлексия. Если говорить про способности к рефлексии, то они могут развиваться, как и все остальные способности в контексте конкретной деятельности.

Данные возможности могут представляться внутри определенной структуры. Примером могут быть структура мышления и коммуникации.

Способным к рефлексии можно назвать человека, который может при поиске выхода со сложной ситуации успешно решить задачи, переосмыслить собственное сознание.

Упражнения на рефлексию

Очень эффективными называют такие упражнения на рефлексию в тренинге:

  1. Автопортрет – способствует формированию умений распознавать незнакомую личность, развитию навыков описания людей по разным признакам. Здесь необходимо вообразить, что нужно встретиться с незнакомцем и нужно описать себя так, чтобы он смог вас узнать. Такая работа должна проходить в парах.
  2. Без маски – помогает снять эмоциональную и поведенческую закрепощенность, сформировать навыки искренних высказываний с целью анализа своего «я». Каждый участник получает карточку, на которой есть фраза без окончания. Без подготовки необходимо закончить фразу. Ответ должен быть искренним.
  3. Да – способствует усовершенствовать навыки эмпатии и рефлексии. Группе необходимо разбиться по парам. Одному из участников нужно сказать фразу, выражающую его состояние, настроение или же ощущение. После этого второй участник должен задать вопросы.
  4. Карусель – поможет сформировать навыки быстрого реагирования во время контактирования. Данное упражнение предполагает серию встреч, при том каждый раз с новым человеком. Здесь важно легко начать контактировать, поддержать разговор и попрощаться.
  5. Качества – будет способствовать выработке у участников объективной самооценки. Каждому предстоит написать не менее десяти положительных и не менее десяти отрицательных собственных качеств, а потом их проранжировать. Важно обратить внимание на первые и последние качества.

Как избавиться от рефлексии?

Если угнетает состояние рефлексии и есть желание от нее избавиться, вот несколько ценных советов психологов:

  1. Важно взять за правило себе за правило первой приветствовать людей.
  2. Нужно уметь держаться уверенно или по крайней мере делать вид уверенного в себе человека. Для начала нужно расправить плечи и приподнять вверх подбородок.
  3. Не нужно бояться смотреть людям в глаза. Так человеку будет понятно, что есть в нем заинтересованность и он непременно ответит взаимностью.
  4. Важно научиться вести светские беседы. Можно начать с тех людей, с которыми и вправду очень легко и приятно.
  5. Аутотренинг. Время от времени нужно себе напоминать про собственную значимость и уникальность.
  6. Необходимо попробовать сделать то, от чего есть страх. Если получится совершить то, на что раньше не хватало духу, то можно не сомневаться – впереди победа.

Источник: https://womanadvice.ru/refleksiya-chto-eto-v-filosofii-i-psihologii

Развитие осознанности. Как развить осознанность

В данной статье я поделюсь советами относительно того как развить осознанность. Развитие осознанности — звучит как-то уж больно таинственно и загадочно.

В то же время таинственного и загадочного тут мало, это вполне себе конкретное понятие, в этой статье постараюсь коснуться конкретики в отношении осознанности, на основании рассмотрения примера, а так же отвечу на вопрос как развить осознанность.

Что же это под собой подразумевает осознанность? Давайте попытаемся с этим сразу определиться.

 Осознанность — это способность к рациональному, опосредованному сознанием, отстраненному от эмоций адекватному анализу внешней действительности и внутреннего субъективного состояния, формирование моделей поведения на основе выводов из этого анализа, умение отслеживать эмоции и бессознательные порывы психики и способность им противостоять. Другими словами, осознанность предшествует всякой разумной оценке и деятельности.

Пример осознанности

Определение сам придумывал, так что не ругайте. Конечно же я это так не оставлю в таком виде и попытаюсь пояснить на конкретном примере.

Прежде чем говорить о том, как можно развить осознанность еще раз поговорим о природе этого качества, чтобы прийти к полной ясности. Главное, понимать что осознанность во многих ситуациях может предварять какое-то физическое действие.

Приведем пример. У вас важная встреча, серьезный экзамен или ответственное собеседование при приеме на работу.

В общем такая ситуация в ходе которой вы испытываете нервозность.

Случай психической реакции которая НЕ характеризуется осознанностью: в пришли на условную встречу, нервный и на эмоциональном взводе, вы понимаете, что тут ничего не поделать, так как считаете, что знаете себя хорошо и так как в подобных ситуациях вы обычно волнуетесь то и в этой будете тоже. Из-за нервозности вы путаетесь в презентации/ответах на вопросы экзаменатора/кадровика (хотя до этого проговаривали в уме и все выглядело намного стройнее и логичнее).

Вы сбиваетесь с мысли и не можете извлечь из памяти нужную информацию, так как волнуетесь. Ваша речь сбивчива и неуверенная, сознание не сосредоточено, вы отвечаете хуже, чем отвечали если бы не нервничали.

В результате экзаменатор/кадровик/бизнес-партнер не получил полного удовлетворения от вашего выступления. HR сделал вывод, что вы не уверены в себе и обладаете низкой стрессоустойчивостью, экзаменатор подметил то что вы волновались и мог списать это на плохое знание предмета.

В результате вы добились худших результатов чем могли бы получить если бы были собраны и спокойны.

Как проявляется осознанность?

Теперь приведу противоположный пример осознанной реакции на происходящее и вытекающего из этого вашего грамотного поведения.

Итак вы пришли на собеседование, встречу, экзамен. Вы начали волноваться так как событие ответственное. Вы хорошо себя знаете и понимаете, что почти любой человек будет испытывать стресс в таких обстоятельствах, НО только при условии если ничего не предпримет и так оставит.

Вы отлично осознаете, что волнение бессмысленно, оно вам не дает никаких преимуществ, а только мешает добиваться своего. По итогам вы можете не получить хорошую работу или плохо сдать конечный экзамен, только потому что не смогли держать себя в руках и произвели тем самым плохое впечатление.

Так что зачем вам волноваться? Это мало того, что бессмысленно так еще может и навредить! (Это и был АНАЛИЗ).

Вы приводите дыхание в порядок, успокаиваете сердцебиение, успокаиваетесь сами, приходите к убеждению что исход встречи будет зависеть от того насколько хорошо вы себя сможете держать и насколько собранным, и сосредоточенным вы будете.

Читайте также:  Привычка откладывать все на потом - психология

Вы уже настраиваетесь на такой спокойный лад и в голове у вас появляется идеальная модель вашего поведения, которой вы планируете придерживаться.

Вы глубоко цените свое умение держаться и брать себя в руки, так как верите, что это есть признак вашей душевной силы и психологической дисциплины. И этим умением вы намерены воспользоваться.

Не обращаете внимания на естественную тревогу вы идете на нашу условную встречу, если не достигли внутреннего спокойствия, то пытаетесь хотя бы его изобразить хладнокровным выражением вашего лица, знаете что не только ваше состояние определяет мимику но и наоборот: ваша мимика обуславливает ваше состояние (про это напишу отдельную статью).

Держитесь хорошо, говорите уверено, если что-то забыли, выдерживаете паузу, спокойно вспоминаете и воспроизводите, а если что-то так и не вспомнили то не начинаете паниковать под строгими взглядами коллег/кадровиков/учителей, а тактично выходите из создавшейся проблемы. Даже если ваши знания предмета оставляют желать лучшего, то вы произведете приятное впечатление на окружающих тем насколько вы уверены, сосредоточены и спокойны.

Так как вы расслаблены и не испытываете признаков волнения, вы можете компенсировать ваши пробелы в презентации удачными тактическими уловками во время выступления и хорошим контактом с аудиторией.

(Это и было то самое физическое действие) По итогам вы получили того чего заслуживали, а может даже и больше (если вам удалось при наличии явных ошибок в презентации подкупить публику своей уверенностью и манипулировать ее вниманием), успешно сдали экзамен или прошли собеседование.

Анализ и воля

Это пример осознанности и последовавшим за ней волевым импульсом, призванным претворить в жизнь созданную в голове схему поведения. Здесь мы наблюдали адекватный, трезвый и взвешенный анализ своих эмоций.

Наш подопытный экземпляр не поддался чувствам и нервозности, он проявил АНАЛИЗ: спокойно и хладнокровно уложил на операционный стол и препарировал в уме возникшее напряжение, осознал его природу, которая заключалась в полнейшей бессмысленности и ненужности.

А затем сделав выводы из АНАЛИЗА, сформулировал модель своего поведения у себя в голове (настроился на то чтобы быть спокойным и уверенным или хотя бы изображать спокойствие и уверенность) и перешел к действию, которое выражалась в попытках соответствовать выбранной модели, когда успокоил нервы вошел внутрь помещения и спокойно отстаивал свои позиции в качестве студента/соискателя/работника.

Может быть и другой исход. Наш субъект осознал, что волнения бессмысленны, попытался себя успокоить, но ввиду отсутствия практики, это у него не получилось. Все равно он нервничал и ерзал на стуле.

А потом еще раз проанализировав, увидел в этом проблемное место, над которым надо будет работать и обещал себе принять меры, чтобы эта нервозность не проявлялась в дальнейшем.

Может быть тут его постигла неудача или он не добился чего хотел, так как не удалось полностью справиться с тревогой, но в плане саморазвития и развития осознанности он сделал значительный шаг.

Он осознал природу своего волнения, сделал абсолютно правильные выводы о ней и дал себе установку способствовать тому, чтобы в будущем это не проявлялось. У него получилось дистанцироваться от своих чувств и страстей.

И он намерен дальше работать над собой и тренировать силу воли, укреплять внутреннюю дисциплину которых ему не хватило в этой ситуации.

Даже несмотря на то что справиться с эмоциями так не удалось, герой нашего мысленного эксперимента уже не отождествлял себя со своими чувствами!

И это самое главное! Так что не волнуйтесь и не ругайте себя, если у вас поначалу не будет получаться противостоять своим губительным, зловредным эмоциям и в конце концов они будут одерживать победу над вами. Главное, чтобы вы всегда эти негативные импульсы осознавали, пытались оказывать им сопротивление и никогда не опускали руки, изыскивали новые пути для победы над слабостями характера.

Можно иметь привычку увлекаться чувствами и волнением, всецело отдаваться их власти и думать, что эти порывы — логическое продолжение вас самих и проистекают они из характерных особенностей вашей личности.

Вы позволяете этим чувствам вертеть и управлять вами, запутывать вашу жизнь, вносить смуту в ваше понимание себя и окружающих, уводить вас от своей цели и двигать вас прочь от ее осознания.
 

А ведь можно здраво и трезво фиксировать возникающие в себе импульсы, кои мешают вам жить и достигать желаемого.

Осознавать их, прилагать усилие воли чтобы обрести контроль над ними и тем самым жить счастливо и в гармонии с собой, добиваясь самого лучшего для себя, отвергая страхи, беспокойство и неуверенность!

Для чего нужна осознанность?

Поясню, с какими негативными порывами нужно бороться.

Что может вызывать отсутствие осознанности?

  • Нервозность, волнительность, беспокойство
  • Злоба, раздражительность
  • Зависть
  • Страх, тревога, неуверенность
  • Депрессивность, склонность к унынию, душевной хандре
  • Стеснение, робость, застенчивость, замкнутость
  • Влияние вредных привычек
  • Неумение адекватно воспринимать критику и мнение окружающих
  • Прочие недостатки характера

Теперь я полагаю вы понимаете, что необходимость развивать осознанность для того чтобы анализировать, а затем, справляться с вышеназванными качествами, не обуславливается моими личными пристрастиями. Выше вы можете наблюдать список вещей, которые действительно мешают или могут помешать жить практически каждому человеку и не только! В масштабах целого человечества эти свойства проявляются в качества всеобщего зла: социальных бедствий, непонимания, конфликтов, болезней и смертей.

Для того чтобы уметь им противостоять недостаточно одной осознанности (требуются сила воли, дисциплина, твердость характера, духовная независимость и развитая критическая способность, как все это развить — поговорим в этом блоге), но это необходимый этап, который позволяет хладнокровно оценивать появление этих чувств, духовно дистанцироваться от них и перестать воспринимать их как часть своей личности.

Осознанность — отражает стремление человека жить разумом, противостоять инстинктам, страстям и порокам, контролировать свои эмоции и принимать правильные, взвешенные решения, стремиться к благополучию для себя и окружающих, усмирять злобу и зависть, мыслить рационально и справляться с предрассудками. Повышение степени осознанности — один из ключевых этапов саморазвития.

Как повысить осознанность

Теперь наконец-то мое изложение подводит меня к ответу на главный вопрос этой статьи о том, как повысить осознанность. Прошу извинить меня за долгое введение, предваряющее переход к практической части статьи.

Я не поместил бы сюда весь этот материал если бы не был уверен в его надобности для нашего с вами понимания того что мы понимаем под осознанностью одно и то же.

Ведь прежде чем о чем-то говорить, нужно это определить и прийти к общему пониманию.

Итак нет лучшего средства для развития и тренировки осознанности чем регулярная ежедневная медитация.

 Также как лучшая возможность научится плавать это собственно плавать, также нет более надежного способа повысить осознанность чем ее тренировка. Медитация может быть определена как тренировка, практика осознанности.

Это сеансы, в ходе которых вы помещаете себя в состоянии осознанности и всячески пытаетесь в нем удержаться.

В таком состоянии вы достигаете полной концентрации, фиксируете внимание на одной какой-то вещи. Вы расслабляетесь и начинаете видеть внутренние процессы мышления и движения чувств как бы со стороны. Все ваше внимание замирает в одной точке из которой вы спокойно наблюдаете за происходящем внутри, осознаете это происходящее.

Во время медитации вас могут увлекать какие-то мысли или чувства, воспоминания и суета текущего дня, но вы все равно стараетесь сконцентрироваться на чем-то и дистанцироваться от них.

Эта дистанция, расстояние между точкой в которой сфокусирована ваша воля и внимание и вашими внутренними процессами и есть мера вашей осознанности!.

И чем дольше и правильнее вы медитируете, тем значительнее становиться это расстояние.

Это должно быть понятно и логично. Я имею ввиду сам принцип который я описал выше. Не обращаюсь к мудреной терминологии, не пытаюсь описать процесс медитации с точки зрения работы энергетических центров, тонких вибраций и.т.д. Я описываю это так как я это чувствую и понимаю, опираясь на выводы сделанные в ходе результатов этой практики и ее положительного влияния на меня.

И если вы мне не верите то попробуйте сами, это не отнимет много времени и сил (силы только прибавятся) но уверяю по ходу практики вы почувствуете то же что и я, ощутите на себе благотворный эффект медитации и мои рассуждения станут справедливыми для вас.

Я считаю главным преимуществом моей системы саморазвития то что многие ее выводы не носят абстрактный теоретический характер, а могут быть без труда проверены на практике, к чему я вас всячески и призываю! Но для того, чтобы развить осознанность недостаточно просто медитировать! Да, медитация это с чего следует начать, но потом, когда она принесет первые плоды, нужно будет предпринять еще комплекс упражнений на осознанность, которые включают в себя следующее:

  • Медитируйте!
  • Старайтесь быть расслабленным в течении дня. Сохранять спокойное состояние психики.
  • Не спешите поддаваться внезапным душевным порывам, которые приводят к не рациональным действиям. Необходимо анализировать причины возникновения этих чувств. Если внутри закипает не следует сразу выражать это в действии. Выйдите, успокойтесь, остудите голову и обдумайте все.
  • Чаще отдыхайте в течение дня, давайте мозгу расслабиться, думайте о чем-нибудь постороннем во время такого отдыха, не относящегося к реалиям текущего дня. Это поможет вам сохранять дистанцию и не давать уносить вас водоворотом рутины.
  • Везде старайтесь включать разум. В каждой мелочи касающейся вашего поведения, привычек и отношений с людьми. Вы заметите, что многие ваши поступки, которые вы привыкли совершать изо дня на день носят не рациональный характер. Оцените их влияние на себя и свою жизнь и отберите те из них которые вам мешают. Работайте над их устранением.
  • Постоянно давайте себе отчет в своем самочувствии и состоянии, определяйте, когда вы устали, встревожены или на нервном взводе. Это нужно либо для того чтобы оперативно принять меры по стабилизации своего душевного состояния, либо для того чтобы не наделать глупостей (я сейчас на взводе, пойду выйду на улицу отдышусь и приведу мысли в порядок или в данный момент я нахожусь в эмоциональном беспокойстве поэтому отложу принятие важного решения на потом, когда успокоюсь)
  • Анализируйте причины возникновения проблемных ситуаций, часто бывает так, что в проблемную ситуацию втянули вы сами себя и нечего сетовать на обстоятельства
  • Будьте честны с самим собой в оценке своих побуждений и мотивов

О развитии осознанности на практике сказано во втором шаге плана саморазвития там приводятся упражнения, которые вы можете выполнять для развития осознанности. Не расстраивайтесь если не будет получаться выполнять все эти пункты.

Научиться быть расслабленным и не поддаваться эмоциям — это очень долгая и кропотливая работа, к которой еще нужно себя приучить. Но по мере практики медитации вам будет легче выполнять эти рекомендации.

Также на этом сайте я обещаю боле подробно раскрыть составляющие этой программы по повышению осознанности.

Выполнение данных пунктов не только помогают бороться с трудностями и осознавать причины своих поступков, но и приучают вас к анализу, к привычке смотреть на происходящее в себе со стороны, что очень сильно способствует формированию осознанности.

Не берите многого на себя! Не нужно стремиться сразу победить все свои недостатки и справиться с самыми сильными и неконтролируемыми душевными порывами. Начните с мелочей, с пустяков: не нервничайте и не злитесь, когда кто-то наступил вам на ногу в метро — закройте глаза, сосредоточьтесь и успокойтесь, подумайте о чем-то приятном.

И постепенно от таких мелочей переходите к глобальным, наиболее серьезным проблемам, когда почувствуете, что готовы их решить.

Это что-то вроде постепенного увеличения веса при тренировках в тренажерном зале: начиная заниматься вы не принимаетесь упражняться с большими весами, а начинаете с малых чтобы не получить травму и не запороть эффект от тренировки. Также и в повышении осознанности начните с малого! И медитируйте, по ходу практики вы начнете обнаруживать у себя удивительные способности самоконтроля и самоанализа, которыми никогда до этого не располагали!

Биорезонанс частот вознесения
Биошум

Источник: https://www.aum.news/psikhologiya/3115-razvitie-osoznannosti-kak-razvit-osoznannost

Ссылка на основную публикацию