Начало выступления — психология

Психология публичного выступления

Введение. 2

1. Понятие публичного выступления. 3

2. Подготовка к выступлению.. 5

3. Начало выступления. 9

4. Как завоевать и удержать внимание аудитории. 12

5. Как завершить выступление. 18

6. Понятие групповой дискуссии. 20

Заключение. 22

Список литературы.. 23

Введение

В какой бы форме ни осуществлялось деловое общение, оно всегда включает в себя монологи и диалоги участников, маленькие или большие публичные речи.

Публичная речь — это не изящная словесность, не риторическое упражнение. Она является средством достижения деловых целей, а не самоцелью. И тем не менее она должна отвечать ряду требований, которые делают ее убедительной, доказательной, логичной, продуманной, а то и просто красивой.

Грамотность, логичность и эмоциональная окраска речи сегодня являются обязательными условиями любого делового общения. Деловые люди должны владеть техникой непосредственного контакта как на индивидуальном, так и на массовом уровне и уметь обращаться со словом. Владение словом ценится очень высоко. Эта способность является составной частью общей культуры человека, его образованности.

И нам кажутся очень современными слова А.П. Чехова:

«Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать и писать».

Сегодня, к сожалению, таких знаний и умений не хватает многим деловым людям. Практически достичь этого можно только при хотя бы приблизительном знакомстве с деловой риторикой, с правилами верного обращения со словом, техникой его использования.

С древнейших времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова: врожденный ли это дар или результат длительного кропотливого обучения и самообразования.

Найти ответы на эти вопросы очень сложно, особенно начинающим. В определенной степени ответ на этот вопрос дает риторика.

Понятие «риторика» (от греч. rhetoriketechne — ораторское искусство) охватывает следующие области знаний: теория речи, искусство речи и ораторское мастерство.

Любой человек, который поставил перед собой задачу овладеть искусством публичного выступления, должен знать историю и теорию риторики, труды известных ученых, уметь применить знания на практике.

Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь — главнейшее оружие.

Ораторство — сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало.

Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства, и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственной сферы человека, она не способна производить сильное впечатление.

Для большинства людей выступление перед аудиторией кажется нелегкой задачей. Ошибочно было бы утверждать, что чувство неловкости, страха и трепета перед аудиторией можно преодолеть легко и просто. К сожалению, это не так.

Наполеона как-то попросили выделить самые важные слагаемые успеха. Гениальность? Упорство? Умение увлекать за собой? Наполеон не замедлил с ответом, который оказался простым: «Практика, практика, практика!»[1] .

Что является причиной неожиданных изменений в человеке, как только ему поручают подготовиться к выступлению, изложить свои мысли? Почему нормальный интеллигентный человек вдруг становится невыразительным, начинает запинаться, а жесты становятся беспорядочными? Почему он часто теряет нить своего рассуждения и отказывается именно от тех утверждений, в которых больше всего уверен?

Почему возникает страх перед публичным выступлением? Давайте проанализируем этот вопрос. Для большинства из нас разговор с приятелем — это нормальное и приятное времяпрепровождение. И в то же время аналогичный разговор на ту же самую тему перед аудиторией кажется уже чем-то неестественным и вызывающим внутреннее беспокойство. Почему? Дело в том, что меняется ваша роль.

В повседневной жизни, участвуя в разговоре, мы редко испытываем давление со стороны окружающих и обстановки, в которой протекает разговор. Мы знаем, что в любую секунду, едва оказавшись в затруднительном положении, мы можем отказаться от продолжения разговора и снять с себя какую-либо ответственность за него.

Такие условия общения позволяют нам сконцентрироваться на главном — передаче своих мыслей и информации.

Иначе обстоит дело, когда мы предстаем перед аудиторией, независимо от ее размеров и степени доброжелательности по отношению к нам. Стоя перед слушателями, оратор знает, что ему предстоит до конца произнести свою речь. Он осознает, что на него одного целиком возложена ответственность за встречу с аудиторией. Оказавшись без привычной поддержки, человек испытывает ряд трудностей.

В частном разговоре можно остановиться в любой момент, и всегда найдется кто-нибудь, кто его продолжит.

Во время разговора по лицам и высказываниям ваших собеседников вы сразу же можете оценить эффект, который произвели ваши слова. Обращаясь же с речью к публике, в ответ вы получаете только молчание.

Никто, как правило, не реагирует открыто на ваши высказывания. Никто не отвечает на ваши вопросы, никто не выказывает ни поддержки, ни осуждения.

Сможете ли вы узнать, поняли вас или нет? Именно поэтому прежде всего вам следует знать те факторы, которые влияют на общение, знать и уметь пользоваться ораторскими приемами, а также знать правила и принципы построения речи.

Хорошая подготовка к выступлению в значительной мере определяет его успех, но не гарантирует его! Все зависит от того, сумеет ли оратор найти подход к конкретным слушателям, т.е.

завоевать их внимание, вызвать живой интерес, напряженную работу мысли, эмоциональный отклик. Если этого не произойдет, речь прозвучит «для себя», что, конечно, вряд ли удовлетворит оратора и к тому же вызовет отрицательную реакцию слушателей.

Об успехе выступления можно говорить лишь тогда, когда у оратора есть контакт с аудиторией.

Опыт показывает, что на каждую минуту выступления приходится в среднем 20—25 минут, которые мы тратим на определение темы, сбор, анализ и обобщение информации, составление плана и кратких тезисов.

Выбирая тему выступления, следует руководствоваться соображениями, что:

— вы осведомлены в вопросе лучше, чем слушатели;

— то, о чем вы собираетесь говорить, может вызвать интерес;

— это актуально, для слушателей.

Название выступления должно отвечать двум требованиям: отражать его суть, т.е. в лаконичной форме выражать основную идею выступления, и носить рекламный характер: быть занимательным, привлекать внимание, затрагивать интерес тех, для кого оно предназначено.

Привлекает внимание название, содержащее вопрос или острую постановку проблемы.

Сравним два названия: рабочее, содержащее основную идею выступления, и рекламное: «Правильный образ жизни как основа длительной трудоспособности » и «Как жить, не старея «. Второй вариант не только привлекает внимание, но и создает положительную установку на восприятие темы.

Готовиться к выступлению нужно заблаговременно. Чем раньше начата подготовка, тем лучше. Свободное владение материалом возможно лишь в том случае, если он прочно освоен.

Чтобы выступление достигло цели, задавайте себе три вопроса:

— Кому я буду говорить?

— Для чего?

— Что должны уяснить слушатели?

Если материала у вас достаточно и он хорошо продуман, то следует перейти к плану. Задача плана — сделать выступление стройным, логически связанным и последовательным. Кроме того, обязательно нужно готовить тезисы или конспект выступления. Конспект приучает к стройности и краткости изложения, четкости формулировок.

Итак, все готово. Но ваша речь не будет иметь успеха, если вы не знаете состава аудитории. Предварительная информация о слушателях — одна из гарантий успеха. Нужно знать, насколько осведомлены слушатели в данном вопросе, чем именно вы можете их заинтересовать, как это соотносится с их насущными проблемами.

Найти то, что нужно данным слушателям, непросто. Неопытные ораторы и начинающие деловые люди говорят обычно о том, что кажется важным им самим.

Р. Хофф отмечал: «Чтоб дойти до сердца слушателей, нужно выйти из футляра своих представлений и взглянуть на тему ее (аудитории) глазами».

Он описывает такой случай: «Как-то я спросил своего бывшего начальника, для чего он подготовил речь, которую собирается произнести. Тот сказал: «А я просто хочу освежить им мозги». Прекрасно. Замечательно. Восхитительно.

Только мало кто сидит и ждет, когда ему освежат мозги. Люди рассчитывают, что вы сообщите им какую-нибудь мысль, которая может оказаться им полезной…»[2]

Знание будущей аудитории позволяет подготовить выступление так, чтобы удовлетворить ее потребности.

Чтобы почувствовать радость от общения с аудиторией — «встречный ток», как говорил К.С. Станиславский, — удовлетворение от того, что сказанные слова возымели действие, нужно не только иметь, что сказать, но и знать, как строить выступление.

Главное — желание общаться со слушателями и уверенность в том, что это получится. Тогда и речь будет доходчивой. И глаза будут искать ответный отклик в глазах, устремленных навстречу, и доводы найдутся именно те, которые нужны в данный момент.

А после выступления наступит ни с чем не сравнимое чувство удовлетворения и окрыленности.

Чтобы слушатели воспринимали сказанное, оратор должен установить с ними личностный контакт. Доброжелательное, уважительное отношение вызывает, как правило, ответные чувства.

Источник: http://MirZnanii.com/a/49654/psikhologiya-publichnogo-vystupleniya

Психология публичного выступления. Типы ораторов. Психологическое айкидо и публичное выступление

Часть 4 — «Я и ОНИ»

Психология публичного выступления

В обучении ораторскому искусству можно выделить три этапа. На первом оратор читает текст, не отрываясь от него («как свинья»). И не следует стесняться этого. Если в тексте дело, будут слушать. На втором этапе уже накоплен опыт публичных выступлений. Оратор выступает то без текста, то опять утыкается в него («как курочка»). На третьем этапе — не глядя в бумажку («как соловей»). Но и теперь можно выходить к слушателям с полным текстом лекции или выступления. Текст — это как лонжа для циркового акробата, работающего под куполом цирка. Текст удобно иметь еще и потому, что он, как нить Ариадны, может вывести на свет основной идеи, когда оратор будет делать отступления от основной темы. А отступления необходимы для того, чтобы речь была яркой, образной и запоминалась.

Как заметил Цицерон, великий оратор древности, каждый, кто решается на публичное выступление, должен: научить слушателя, доставить ему наслаждение и повести за собой. Об этом я писал в главе «Психологическая диета», но не исключено, что кто-то начал чтение книги с этого раздела, так что можно и повторить.

В соответствии с этим выделяются три красноречия: низкий (тонкий, простой) — для доказательства. Он уместен в педагогическом процессе. Средний — для услаждения. Он хорош в торжественных обстоятельствах. Высокий (бурный) — для подчинения слушателя, ведения его за собой. В последнем проявляется вся сила оратора.

Оратор простого стиля скромен и прост. Его язык близок к обиходному. Когда его слушаешь, создается впечатление, что сам бы так сказал, если бы знал суть дела. Но эта простота кажущаяся. Когда сам выходишь на трибуну и пытаешься рассказать даже то, чем занимаешься ежедневно, получается нечто несвязное. Сердце бешено стучит, покрываешься потом. Слушатели занимаются чем угодно, только не слушают. До сих пор помню, как на одной из первых своих лекций я пытался объяснить, что такое спектральный анализ, которым занимался несколько лет и знал достаточно хорошо. Мой учитель потом спросил меня с известной долей иронии: «Миша, о чем это ты там говорил?» И он был прав! Потом я понял, в чем трудности. Они не столько в незнании, сколько в психологии.Все мы неплохие ораторы. Посмотрите, как мы говорим один на один или в небольших знакомых компаниях. Но здесь же ОНИ, эти незнакомые ОНИ. Кто его знает, что от них ждать! Возникает тревога, которая мешает спокойно выступить и толково рассказать то, о чем ты пять минут назад спокойно рассуждал со своим приятелем. Поэтому прежде чем переходить к изложению правил риторики, давайте снимем это предстартовое волнение. Разберемся в его причинах.

Психологический анализ такого состояния показывает, что на неосознаваемом уровне имеются желание понравиться всем и недоверие к людям, жажда стопроцентного успеха. Вот именно эти теоманические идеи (т. е.

идеи, реализация которых принципиально невозможна) вытесняются в бессознательное и проявляются в виде тревоги. Как их ликвидировать, описано в главе «Психологическая диета».

Как только человек поймет, что неудача дает ему больше в плане личностного роста, чем успех (анализ ошибок, очищение социального окружения от тех, кто над ошибкой или неудачей смеялся, и т. п.), тревога уйдет, и можно приступить к овладению ораторским искусством.

В общем, успокойтесь, настройтесь на неудачу в первый раз, я вам гарантирую провал. Даже сейчас, имея большой опыт публичных выступлений, я раз в три-четыре месяца проваливаю лекцию, и, как видите, жив и даже стал здоровее. Далее на конкретных примерах будет показано, как работать над ошибками.

Итак, хотя этому стилю и не свойственно особое полнокровие, все же он должен обладать известной сочностью, чтобы, несмотря на отсутствие больших сил, производить впечатление крепкого организма. При низком стиле оратор свободен от оков ритма. Речь должна быть свободной, даже несколько несвязной, но не беспорядочной.

Читайте также:  Вспыльчивость: и кто в этом виноват? - психология

«Подгонкой» слова к слову можно пренебречь. Начинающие ораторы стараются нигде ни разу не споткнуться. Речь у них «каллиграфическая», что называется без сучка и задоринки. Слушатели от такой речи великолепно засыпают, хотя изредка и стараются продирать глаза.

Но необходимо очень тщательно отнестись к остальному, раз в этих двух моментах можно чувствовать себя свободнее. Как вы думаете, какие должны быть фразы: длинные или короткие? Лучше говорить короткими фразами. Конечно, они просты, но эта простота продуманная.

Как писал Цицерон, про некоторых женщин говорят, что они не наряжены и что именно это-то им к лицу, так и эта простая речь нравится без всяких прикрас. И тут и там происходит нечто, от чего и то и другое выигрывает в привлекательности — и женщина, и речь. Далее следует устранить всякое бросающееся в глаза украшение.

Наконец, и всякие искусственные средства для наведения белизны и румянца придется отвергнуть. Останутся только одно изящество и опрятность. Прочитайте еще раз отрывок. Как здорово написано! И вот уже тысячи лет работы Цицерона вызывают восхищение.

Но пойдем дальше. Речь такого оратора чиста, ясна и понятна, говорит он, предусмотрительно выбирая приличествующие случаю выражения. Оратор бросает остроумные, быстро смещающиеся мысли, извлекая их из никому неведомых тайников, и осторожен в использовании арсенала ораторских средств (это его основное качество).

Оратору низкого стиля позволительно пользоваться двумя приемами — риторическим вопросом и метафорой, сравнением. Но и здесь следует соблюдать меру.

Почему необходимо пользоваться риторическим вопросом? Вот видите, и в письменной речи он применим. Во-первых, задавая вопрос, я как бы принуждаю слушателя думать, ставлю его во взрослую позицию.

Слушатель обдумывает вопрос, и если я потом делаю небольшую паузу, он сам находит ответ. Через несколько секунд он от меня получает подтверждение, что мыслил правильно! Следовательно, во-вторых, у него возникает чувство радости. Процесс слушания становится творческим. В него постепенно втягивается все большее количество слушателей. Это происходит по механизмам идентификации.

Иногда я прошу слушателей вслух ответить на риторический вопрос. И что я делаю, когда получаю правильный ответ? Правильно, хвалю ответившего. Так создается атмосфера творчества. В такой атмосфере у слушателей в кровь выбрасываются морфиноподобные вещества — эндорфины, которые способствуют усвояемости идей. Слушатели начинают думать так не потому, что я сказал, а потому, что убедил.

Теперь, когда они услышат противоположное мнение, то без доказательств уже не откажутся от той идеи, к правильности которой пришли сами. Я просто помогал.

Второй ораторский прием, который позволителен оратору низкого стиля, — это метафора, сравнение. Обратите внимание на свежесть метафор древних авторов. Кажется, что все это написано сегодня.Давайте поучимся строить метафоры и сравнения.Здесь можно сформулировать два правила.

Правило первое: учет знаний слушателей.

С чем сравнить устройство организма, если я говорю об этом с производственником? Конечно, с заводом. Организм устроен как завод. Его снабжают сырьем, после обработки которого получается готовая продукция, а отходы необходимо как-то ликвидировать.

Если я говорю о воспитании со строителями, то сравниваю его с постройкой здания, а если этот разговор идет с крестьянином, то с выращиванием растений.

Правило второе: наглядность метафоры. Когда я сравниваю человека, живущего по жестким правилам, который четко знает, что такое хорошо, а что такое плохо, то помещаю его на гладкий вертикальный столб. Человек изо всех сил карабкается по нему вверх, а жизнь его сталкивает вниз. Видны все его муки и тщетность усилий.

После этого легко понять, почему, когда обстоятельства меняются в лучшую сторону, самоощущение такого человека не меняется. А теперь, пожалуйста, подумайте, не живете ли и вы на этом столбе? Хотите изменить положение? Повалите столб на землю. Теперь мне уже не надо судить, хороши вы или плохи, дорогой читатель. Мне просто нужно решить, хороши вы или плохи для меня.

Задача, с которой я смогу справить-' ся. Для меня вы хороши! Вы ведь купили мою книгу, читаете ее и уже почти подошли к концу. Конечно, для меня вы хороший и умный человек и я буду с вами общаться. А какой вы есть на самом деле, пусть судит Бог. Мне теперь уже не нужно говорить, что Н. — плохой человек. Просто он не подходит мне.

Так при помощи метафор можно способствовать психологической коррекции, и речь становится увлекательной.

Средний стиль используется на званых обедах, торжественных приемах и других ритуалах и предназначен в основном для услаждения слуха. У нас сейчас не то время, поэтому об ораторе среднего стиля поговорим в лучшие времена.

Оратор высокого стиля. Опять вернемся к М. Цицерону. Третий род — тот пышный, неистощимый, мощный, красивый, который, конечно, и обладает наибольшей силой.

Это и есть как раз тот, восхищаясь красотами речи которого, люди дали красноречию играть такую крупную роль в государстве, но именно такому красноречию, которое неслось бы с грохотом в мощном беге, которое казалось бы парящим выше всех, вызывало бы восхищение, красноречию, до которого подняться они не имели бы надежды.

Оно то врывается в мысли, то вкрадывается в них, сеет новое убеждение, исторгает укоренившееся. Но есть большая разница между этим родом красноречия и простым.

Кто усовершенствовался в том простом и точном стиле, чтобы говорить умно и убедительно и не задаваться более высокими целями, тот, уже одного этого добившись, становится крупным, если не величайшим оратором: ему меньше всего грозит опасность очутиться на скользкой почве, и, раз встав на ноги, он уже никогда не упадет.

Оратору среднему, если он свой стиль в достаточной мере обеспечил соответствующими средствами выражения, не придется бояться сомнительных и рискованных моментов в ораторском выступлении, даже если у него, как это часто случается, иногда не хватит сил: большой опасности для него не будет, ибо с большой высоты ему не придется падать.

А этот наш оратор, которого мы ставим выше всех, мощный, решительный, горячий, если он рожден лишь для этого одного рода красноречия или если он упражняется в нем одном, не попытавшись сочетать своего богатства с умеренностью двух предшествующих родов, то он достоин глубокого презрения.

Ибо тот простой оратор, говоря проницательно и хитро, кажется уже во всяком случае мудрым, средний кажется приятным, этот же со своим неистощимым пылом, если в нем нет ничего другого, производит впечатление человека не в своем уме. Раз человек не может сказать спокойно, просто, стройно, ясно и отчетливо, и, не подготовив слушателей, начинает зажигательную речь, получается впечатление, будто он безумствует на глазах у здоровых и как бы предается пьяному разгулу среди трезвых.

Истинно красноречив тот, кто умеет говорить о будничных делах просто, о величавых — величаво, а о средних — стилем промежуточным между обоими.

Психологическое айкидо и публичное выступление
С точки зрения психологического айкидо, весь смысл контакта с НИМИ — поставить партнеров по общению во взрослую позицию, т. е. позицию разума, интеллекта. Принципы у всех разные, чувства не сходятся, а интеллект в качественном отношении одинаков (2 х 2 = 4, и нет никаких споров). Если в работу интеллекта не вмешиваются с искажениями принципы и чувства, тогда все в порядке, и какая разница, сколько человек слушает: один или сто. И если беседой один на один вы владеете, вам незачем учиться ораторскому искусству. Просто снимите робость, т. е. ликвидируйте в бессознательном малоадаптивные идеи о том, что у вас всегда и все должно получаться.

Учитесь описывать события, а не называть их. Тогда вы будете правильно поняты партнером по общению и не впадете в ошибку. Когда мой пациент говорит, что его любили, а потом сделали гадость, я спрашиваю, как его любили. Довольно быстро выясняется, что любви не было. Если вы хотите правильно понять партнера, попросите, чтобы он описал, как все это происходило.

Люди больше всего любят говорить о том, что их больше всего занимает. А занимает их внимание неудовлетворенная потребность.

А какая потребность у моих слушателей чаще всего не удовлетворена? Из биологических — сексуальная, из социальных — чувство значительности.

Поэтому всегда с удовольствием слушают о том, как удовлетворить эти потребности, или хотят понаблюдать, как это у других не получается.

Человек считает, что в аналогичной ситуации он поступил бы умнее. Вот почему многие с удовольствием смотрят телесериалы. Приятно видеть людей глупее себя!██ М.Е.Литвак — Если хочешь быть счастливым. ██ Всем, потерявшим надежду и опустившим руки.

Автор, как и Козьма Прутков, считает, что счастье человека в его собственных руках. И если он умеет общаться с собой, находит общий язык с близкими, способен управлять группой и быстро освоиться в новой ситуации, он обречен на счастье.

Автор использует свой богатый клинический опыт и опыт психологического консультирования, дает простые рекомендации, как наладить общение. Жизнь — штука легкая, а если вам тяжело, значит вы что-то делаете не так.

Радость — это то, что ощущается после какого-либо творческого или социально значимого действия, которое производилось не с целью получения выгоды.

Источник: https://anchiktigra.livejournal.com/842555.html

Правила публичных выступлений

Выступление с публичной речью – это стрессовая ситуация для любого человека. Это подтверждают даже самые блестящие ораторы, которые провели сотни часов на сцене. Почему же так происходит? Любая публичная речь – это высказывание собственных мыслей и идей.

Удачное или неудачное их выражение сразу же сказывается на репутации человека, на его оценке как эксперта, специалиста. Правила публичных выступлений, как правило, достаточно универсальны.

Вы можете выступать перед разными группами людей – это могут быть министры и банкиры, студенты и школьники, журналисты, коллеги и даже заключенные.

Но все они, прежде всего, будут вашими слушателями, и нужно знать несколько правил, которые помогут правильно структурировать и подавать информацию, сохранять спокойствие и держать ситуацию под своим контролем.

Публичное выступление: правила подготовки

Любое выступление с публичной речью должно быть основательно подготовлено. У знаменитого психолога Д. Карнеги есть целая книга, где содержатся рекомендации и правила подготовки публичного выступления. Основная мысль: «Нужно знать, что хочешь сказать и что хотят услышать слушатели. Только основываясь на этом знании, можно правильно донести информацию и убедить поверить себе».

Для начала давайте проанализируем, какие бывают виды выступлений:

  • Импровизация. Такой вид выступлений не нуждается в подготовке, но требует очень глубокого знания материала и темы. Оратор в таком случае высказывает тезисы по заданной теме, отвечает на любые вопросы из зала легко и аргументированно. Это под силу только опытным ораторам и мастерам своего дела. Такими были Троцкий, Ленин и Мечников.
  • Речь по конспекту. Подготовка идет по каждому пункту, который прорабатывается заранее. Так же прописываются ответы на возможные вопросы, которые могут возникнуть во время выступления.
  • Подготовка полного текста. Чаще всего вы можете наблюдать такой доклад у политиков. Иногда их ответы на заданные вопросы не совсем совпадают, потому что они не привыкли откланяться от заранее составленного текста.
  • Выступление без использования подсказок. Подготовленный текст учится наизусть, проговаривается на репетициях, но в данном случае правила публичных выступлений не предусматривают возможность отвечать на дополнительные вопросы.

Особо ценным качеством мастерства оратора является возможность учитывать в своем выступлении настроение публики и умение подстраиваться под различные меняющиеся обстоятельства.

Подготовка конспекта выступления

Какие же существуют правила публичных выступлений. Начнем с подготовки. Делайте заметки по тем вопросам, которые имеют отношение к теме выступления или специфике вашей темы, отрасли или профессии. Д. Карнеги советует: «Записывайте чужие и, конечно, свои мысли на клочках бумаги – так их легко собрать и классифицировать».

Если вы уже знаете тему доклада, то рекомендуют следующий порядок действий:

Обязательно подкрепляйте тезисы фактами, цифрами, статистикой, примерами. Лучше, если на каждый тезис у вас будет несколько пунктов, подкрепляющих основную мысль.

Правила выступления с публичной речью так же рекомендуют внимательно отнестись к языку, когда вы будете составлять конспект своей речи. Не сокращайте предложения, пишите полные развернутые формы. Вносите в конспект не вопросы, а конкретные утверждения, которыми вы могли бы пользоваться во время публичной речи.

Работа с конспектом

Конечно, все лекторы по-разному использовали подготовленные материалы во время своих выступлений. Например, Ч.

Чаплин, который не очень уютно чувствовал себя перед микрофоном, всегда держал перед глазами полный текст речи и старался не отклоняться от него. А признанный лектор И. И.

Читайте также:  Double bind - двойное послание - психология

Мечников с особой тщательностью готовился ко всем выступлениям, но не делал записей. Его речь всегда была мастерской импровизацией.

Правила публичных выступлений известного химика С. Н. Реформатского были такими: он прописывал полностью весь текст лекции, а затем читал его домашним. Записи он, как правило, брал с собой на кафедру, но не заглядывал в них. Знаменитый историк В. О.

Ключевский обладал способностью интересно рассказывать, опираясь на заготовленный план выступления, а физиолог И. М. Сеченов перед лекцией шепотом проговаривал ее полностью. Признанный оратор В. И.

Ленин готовил небольшие бумажки с тезисами, с помощью которых он выстраивал публичную речь.

Конечно, выступать перед публикой безо всякого волнения могут только единицы. Но если вы выступите несколько раз с одной и той же темой, то с каждым разом ваша уверенность будет только расти. Вы будете намного свободнее владеть материалом.

При подготовке старайтесь больше рассказывать, проговаривать текст, а не просто читать. Со временем, применяя правила выступления с публичной речью, вы добьетесь успеха и в этом деле.

Только помните, даже самые опытные ораторы всегда репетируют свою речь, не пренебрегайте этим важным этапом.

Репетиция будущей речи

Не стесняйтесь обсуждать тему, которая будет предметом вашего выступления в неформальной обстановке. Репетируйте перед друзьями, семьей, говорите с людьми, которые могут вас поддержать.

Но как, когда и сколько лучше репетировать будущую речь? Чем чаще, тем лучше! Используйте все возможности для этого. Идете по улице – повторяйте ее про себя, дома или в офисе вы можете повторить ее с жестами, произнося в полный голос, делая акценты в важных местах.

Правила публичных выступлений Д. Карнеги гласят: устройте дома с семьей или друзьями своеобразную игру – произнесение речей. Вы можете выбрать темы, в которых вы сильны и за три минуты постарайтесь максимально ярко и информативно донести ее до своих слушателей.

Многие слышали рекомендацию по работе с зеркалом, но начинающих ораторов чаще всего оно только отвлекает. Ведущие психологи, например О. Эрнст, даже пишут о таком способе как о крайне вредном. В первую очередь вам нужно сосредоточиться на теме и смысле произносимой речи.

Источник: https://practicum-group.com/blogs/stati/pravila-publichnyh-vystuplenij/

Психология публичных выступлений

« Назад

25.04.2016 19:48

Каждый из нас учится на собственном опыте и ошибках. И пока мы не сталкиваемся на своем пути с определенной проблемой, мы не задумываемся о способах ее решения. Пока человеку нет необходимости выступать перед аудиторией или читать лекции, он не учится ораторскому искусству.

На своем опыте я понял, как это важно – уметь удерживать внимание аудитории и интересно читать лекции, и при этом не поддаваться панике.

Начав педагогическую деятельность довольно поздно, я столкнулся с множеством проблем при выступлении, волнением перед незнакомой аудиторией и серьезными слушателями. Это подтолкнуло меня на изучение ораторского искусства.

И эффект не заставил себя ждать – общаться с незнакомыми людьми и аудиториями теперь легче, волнение стало контролируемым, а сама работа и выступления — приносят ещё большее удовольствие.

Каждый из нас осознает, насколько важны слова в нашей жизни. Мы всё объясняем друг другу с помощью речей. Евангелие от Иоанна начинается известной всем фразой: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог».

Великие древнегреческие и древнеримские ораторы ещё много веков назад открыли основные принципы успешного выступления, и в наши дни к их бессмертным произведениям обращаются и используют, чтобы научится формировать свои мысли.

Обучение ораторскому мастерству включает  три стадии:

На первой – выступающий только в начале своей карьеры, поэтому он читает всё с листа, волнение ещё не позволяет свободно выражать свои мысли.

На второй – накопленный опыт прибавляет смелости, и оратор начинает рассказывать без листа, иногда поглядывая в него, порой что-то зачитывая.

На третьей стадии – составленный текст выступления уже практически и не требуется, речь человека свободна и уверена. Листы с текстом в данном случае играют роль страховки – на случай непредвиденного сбоя. Также как опытные гимнасты, выступающие на высоте, должны иметь страховку, так и оратор, обращающийся к большой аудитории, должен знать, что у него есть опора – речь на бумаге.

Ещё великий Цицерон дал очень полезный совет для всех ораторов – если вы хотите, чтобы на ваши выступления с радостью приходили, вы должны учить слушателей чему-то новому, приносить им удовольствие речью, вдохновлять и направлять за собой.

Существует три типа красноречия – низкий, средний и высокий.Давайте подробнее разберемся, чем характерен каждый из них.

Низкий стиль

Применим в доступных лекциях, он отличается своей прямотой и простотой, чтобы каждому было понятно объясняемое, его также называют простой стиль. Речь может быть обычной, разговорной, слушатели легко воспринимают информацию.

Но над такой приятной простотой оратор долго работает, потому что на самом деле, когда ты стоишь на сцене и волнуешься, объяснение даже простых вещей становится очень трудным, ты постоянно сбиваешься и говоришь много лишнего и непонятного.

Именно это волнение и есть причина многих бед, ведь на самом деле каждый может научиться интересно излагать материал.

Причина волнения в нашем желании нравиться всем, стремлению к успеху и признанию. Это ведет к тревожности, которая мешает нам сосредоточиться.

Необходимо смириться с тем, что невозможно нравиться одновременно всем, что с первого раза не получится выступить идеально. Будьте готовы, что, даже при большом опыте, иногда вы будете проваливать выступления.

И это нормально, ведь мы учимся на ошибках и только за счет них – растем и меняемся к лучшему. Поэтому отпускайте тревогу и выступайте спокойно.

При всей простоте низкий стиль не может быть скучным, ровным, слушатель не должен засыпать. Фразы лучше строить короткие – чем длиннее и сложнее предложения, тем тяжелее следить за сутью.

Чтобы внимание аудитории не рассеивалось периодически нужно задавать риторические вопросы, которые будут заставлять их задуматься, вспомнить, пошевелиться. Люди будут чувствовать, что они участвуют в рассуждении, подключаться к объяснению. Также важно применять метафоры и сравнения.

Чтобы слушатели восприняли и запомнили новую информацию, вполне логично приводить примеры и проводить параллели с тем, что они хорошо знают, объяснять, сравнивая одно с другим.

Средний стиль

Больше подходит для торжественных мероприятий, каких-либо ритуалов. Возможно, к нему можно отнести празднества и речи ведущего на свадьбах, юбилеях и т.д. Такая речь должна услаждать слух и дарить приятные эмоции.

Высокий стиль

Как-раз в нем выражается вся мощь оратора. С помощью высокого стиля можно повести за собой толпы. Такое красноречие меняет людей, убеждает, вмешивается в их мысли. Такие великие ораторы правят государствами и народами. Высокий стиль отличается своей красотой, изящностью, пышностью. Слушатели с удовольствием внимают каждому слову, верят, готовы идти за оратором, соглашаться с ним.

Чтобы производить такое впечатление, выступающему нужно уметь вызывать удивление у людей, привлекать внимание, моделировать эмоции толпы.

Помимо радости, слушатели должны испытывать множество других чувств – интерес, любопытство, гнев, шок. Чем больше эмоций вызывает такая речь, тем больше внимание аудитории, которая будет слушать, не отвлекаясь ни на что.

Речь должна быть настолько живой и увлекательной, чтобы ни один человек, слушая, не мог думать ни о чем другом.

Источник: http://litvak.me/statyi/article_post/psikhologiya-publichnykh-vystupleniy

Психология публичного выступления

Каждому из нас в жизни выпадала честь выступить перед разной по количеству аудиторией. Ответ у доски, поздравление с бокалом на дне рождения начальника, слова благодарности тренерам после выигранного соревнования.

Тем не менее, для многих из нас публичное выступление становится настоящей пыткой, а дрожащие коленки заставляют усомниться, что в этот раз тоже все пройдет гладко.

Специалистами были сформулированы основные особенности устного публичного выступления, а также способы устранения их негативных последствий.

Я не трус, но я боюсь…

Во- первых, оратору следует смириться, что его волнение перед выходом на сцену- абсолютно нормальное состояние для любого публичного человека и от хорошего выступающего его будет отличать только его способность подчинить своей воле эту панику, обуздать её и направить в нужное русло. Боязнь сцены можно и нужно победить, если обратиться к профессиональному педагогу по актерскому мастерству.

Главное- настрой

Психология публичного выступления доказала, что положительный настрой- половина, если не большая часть успеха оратора! Совершив революцию в своей голове накануне, талантливый оратор способен совершить её и вживую!

Существует великое множество способов борьбы с волнением: дыхательная гимнастика, медитация, настрой.

Встречают по одежке!

Следует обратить внимание и на такие психологические аспекты публичного выступления как внешний вид оратора и его отношение к нему со стороны публики.

Можно с уверенностью заявить, что встречают по одежке и что, находясь даже 5 минут на сцене, около 4 минут из них аудитория будет разглядывать вас как под микроскопом.

Если ей и не удастся рассмотреть марку ваших часов, то уж небрежный вид и лохматые волосы не скроются от ее взора.

Но не стоит чрезмерно беспокоиться по этому поводу: достаточно опрятно и удобно одеться. Изучив ваш внешний вид, через несколько минут аудиторию займет содержание вашей речи, а не цвет ваших пуговиц на рубашке. Такова специфика публичного выступления: кто говорит, как говорит и только потом о чем говорит.

План — лучший способ добиться результата

Приступая к написанию содержания вашей речи, стоит уделить пристальное внимание особенностям публичного выступления и составлению краткого его плана.

Точно определив цель выступления, будет не сложно составить его план и полный текст. В материале нельзя плавать, а также важно понимать тему излагаемого материала. Если речь будет больше 20 минут, то нужно продумать наглядные материалы.

Особенности построения публичного выступления состоят также и в том, что главную информацию следуют говорить вначале, также как и хорошие новости.

На самом деле рекомендаций из области психологического воздействия со стороны оратора на аудиторию существует великое множество. Все техники в то или иное время уже были применены к аудитории.

Многие из них перевернули ход публичного выступления и помогли оратору управлять целым стадионом слушателей.

Но даже если вы используете только взаимодействие со слушателями через вопрос-ответ, вы уже станете активным участником беседы и сможете удержать интерес публики, наладив обратную связь.

Кратко изложив некоторые психологические особенности публичного выступления, мы большую часть внимания, как видите, уделили самой личности выступающего, его внешнего вида, настроя и манер, умению взаимодействовать с аудиторией. И на самом деле, лучшее сражение- то, которое не началось!

Если вы по работе очень много выступаете перед аудиторией, то вам пригодится курс ораторского мастерства, чтобы избавиться от чрезмерного волнения перед аудиторией, улучшить содержание и выразительность речи, поставить правильное дыхание и научиться работать с аудиторией. Автор
Лигаев Юрий

Источник: https://www.teatr-Benefis.ru/staty/publichnye-vystupleniya/psihologiya-publichnogo-vystupleniya/

Психология публичного выступления. Как избавиться от страха перед публичным выступлением

kantrium.com | MySuomi.com | HELSINKI | TourMANN.com

«Когда ты говоришь перед публикой, помни о ней, но не думай о том, как понравиться ей — лучше старайся понравиться тому потоку, который течет через тебя. Это дает тебе такую уверенность, что ты уже никогда не будешь смущаться»
(Филипп Лавассаль)

Психология публичного выступления

Большую часть жизни современный человек проводит на публике.

От навязчивого людского присутствия не скрыться нигде — ни в парке, ни на природе, где тебя обязательно достанет неожиданно громкий звук транзистора, принадлежащего каким-нибудь туристам-меломанам, ни в тишине собственной квартиры, немедленно взрываемой шумными голосами из телевизора, стоит только его включить.

Однако такое, скорее фоновое, присутствие свидетелей все-таки можно вынести — когда нас никто не знает, и мы не знаем никого, нам все-таки легче, хотя в этом публичном одиночестве есть тоже свои проблемы…

Когда же приходится участвовать в общении на публике, мы можем рассчитывать на что угодно, только не на спокойствие.

Но самое болезненное и неудобное общение на людях — это так называемое публичное выступление.

Страх перед публичным выступлением- это одна из самых болезненных психологических проблем любого начинающего и не очень уверенного в себе человека. Многие люди очень дорого дали бы за то, чтобы кто-то другой публично выступал вместо них.

Виды публичных выступлений

К публичным выступлениям принято относить лекции, семинары, тренинги, концерты, доклады на собраниях, конференциях, симпозиумах, интервью, встречи с представителями прессы и СМИ, совещания и другие мероприятия, на которых человек вынужден какое-то время говорить перед незнакомыми и малознакомыми людьми, подавая какую-то информацию, идею или (и) самого себя.

Понятно, какой стресс и паника начинаются у огромного числа представителей Homo Sapiens, когда им приходится один на один иметь дело с большой аудиторией, которую они видят в первый раз.

Но и в случаях личного знакомства с теми или иными людьми формальная или даже неформальная атмосфера публичного выступления перед ними воздействует на человека весьма тяжело.

Подавляющее большинство начинающих лекторов, педагогов, менеджеров, занимающихся презентацией фирм и товаров, периодически испытывают довольно тяжелый и неприятный стресс, не выдерживая атмосферу задавания самых неожиданных вопросов, массовых проявлений недовольства.

Читайте также:  Дедукция - психология

Страх перед публичным выступлением

С чем же связано мощное напряжение и страх , возникающие у подавляющего большинства людей перед публичным выступлением?

Видимо, с неуверенностью в себе и внутренней закомплексованностью, мешающей нам проявить перед другими людьми нашу собственную природу такой, какая она есть.

Человек, привыкший общаться в режиме диалога с одним лицом или даже в небольшой компании с несколькими людьми, внезапно оказывается перед большой и непонятной для него компанией, от общения с которой можно получить что угодно.

В зависимости от характера своего выступления и личных особенностей человек ожидает от этих людей агрессии, насмешек, неожиданных вопросов, пренебрежительной реакции, проявления снобизма, холодного отчуждения, полного демонстративного равнодушия, подчеркнутой холодности.

Иногда он действительно получает от людей такую реакцию, которая в главном совпадает с его ожиданиями.

В некоторых случаях отрицательная реакция людей, пришедших на публичное выступление, минимальна, почти незаметна, но напряженный, словно струна, человек, столкнувшись с самым легким отрицательным отношением к своей личности и самому выступлению, впитывал в себя колоссальную порцию стресса.

Иногда человеку казалось, что его столь плохо примет публика, что он даже разочаровывался, когда все проходило довольно гладко, и его избыточное напряжение оказывалось ненужным.

Порой лицо, выступающее публично, чувствует стресс из-за психоэнергетического перегрева — если его выступление задело аудиторию за живое и при этом не понравилось какой-то части публики, то на тонком плане происходит столкновение ауры выступающего и множество аур недовольных людей.

Даже если люди молчат, это нередко воспринимается ждущим аплодисментов человеком как обида, смертельное оскорбление, пощечина, которую невозможно пережить.

Мне рассказывали артисты, что когда внезапно натыкаешься на холодное молчание зала, то начинаешь чувствовать себя навязчивым паяцем, которому противна своя роль. Потому в таких случаях нередко возникает забвение самой элементарной информации.

Кстати, важной мишенью во время ударов, полученных на публичных выступлениях, оказывается не только энергетическая структура и мир эмоций, но именно сфера памяти.

Актеры в таких случаях могут забыть хорошо выученный монолог, а лектор — важные сведения для слушателей. Страх перед публичным выступлением парализует волю и мозги многих не очень уверенных в себе людей.

Конечно, бывают заранее заготовленные вопросы, которые совершенно выбивают из себя психологически неподготовленного человека, вызывают у него и психологическое напряжение и страх , возникающий как перед началом публичного выступления, так и во время выступления перед недовольными и агрессивными людьми.

Однажды мне на заре перестройки довелось наблюдать, как прямо во время предвыборных встреч кандидатов в депутаты с избирателями группа поддержки одного из будущих народных избранников сочиняла каверзные вопросы своим противникам.

Один из экспромтов, прозвучавший на всю аудиторию из нескольких сотен человек и адресованный пожилому соискателю депутатского счастья из бывших мидовских работников гласил: «А правда, что ваша жена коллекционирует драгоценности и во время поездки в Париж купила себе бриллиантовое кольцо за миллион франков?»

Дело было еще в советское время.

Тогда еще не было настоящих политтехнологов, имиджмейкеров, пиарщиков, и дипломатический работник, плохо проинструктированный, что надо говорить в таких случаях, на публичных выступлениях, весь покрылся пятнами и с дрожью в голосе начал оправдываться: «Что за ложь! У нас таких зарплат нет… А если бы были, нам бы совесть не позволила. Что вы себе позволяете?»

Конечно, это вызвало смех, шум в зале, свист и ропот неодобрения.

После встречи мы с моим товарищем, тоже психологом, пришли к выводу, что нужно было ответить примерно так: «А почему вы так низко оцениваете мою жену?

Ни за миллион, а за миллиард, не франков, а долларов, не кольцо, а ювелирный магазин на Елисейских Полях. Но если серьезно, то мы с женой коллекционируем не драгоценности, а умно заданные вопросы, но ваш вопрос к этому жанру не относится».

Искусство публичного выступления

Однако когда начинаешь изучать психологию публичного выступления, то быстро убеждаешься, что далеко не всегда шок или неприятные эмоции, переживаемые человеком, который выступает публично, есть результат сознательных действий со стороны отдельных людей или групп лиц из зала.

Неуверенный лектор и незащищенный артист чаще всего бывают выбиты хаотической энергией большой массы людей или отсутствием того восторга и положительного приема у публики, на который он рассчитывал.

Это действует на многих, как холодный душ, и почти полностью парализует их активность, как оказывается, целиком зависящую от отношения других людей.

Данный закон можно проследить не только в профессиональной публичной деятельности начинающих актеров, недостаточно опытных преподавателей и докладчиков на конференции, но и в ситуациях неформального общения человека с большими компаниями и группами людей.

Вспомните, разве не было в вашей жизни случаев, когда вы рассказывали в компании из десяти-двадцати и больше человек какую-то историю, случай, анекдот, передавали информацию, казавшуюся вам важной не только для вас, но и для них, но в ответ получали такую реакцию, после которой впору было уходить или даже убегать?

Разве вы не сталкивались со случаями, когда на вашу улыбку, шутку, деловое или чисто человеческое предложение вам коллективно отвечали внезапной грубостью, издевательствами, насмешкой, холодом, равнодушным молчанием, непонятной паузой?

Если да, то вам будет лучше понятна моя мысль о том, что жизнь любого самого незаметного человека в отдельные моменты становится публичным выступлением, где ему не только аплодируют, но и освистывают.

Любой весельчак и душа компании, знающий не меньше тысячи анекдотов (один мой друг, живущий на Кавказе, по нашим совместным подсчетам, знает их не меньше 5 тысяч), — это миниактер и кумир публики, срывающий аплодисменты, пусть не на стадионе, но в масштабе квартиры, а любой закомплексованный человек, безуспешно претендующий на внимание людей, — это освистанный актер, роль или этюд которого не понравились случайным зрителям на подмостках жизни.

Вся жизнь есть непрерывная самопрезентация. Поэтому все, кто не хочет быть освистанными или отвергнутыми публикой, пришедшей на ваше представление, должны учиться искусству публичного выступления.

Обычный человек с не очень высокой самооценкой, столкнувшись с коллективным неприятием его выступления в малой, средней или большой группе, реагирует на это примерно так же, как и неуверенный в себе актер на свой сценический провал, — у него перехватывает дыхание, садится голос, возникают мышечные зажимы, становятся неловкими движения, делается бессвязной речь, возникают провалы в памяти.

Чем слабее человек, тем заметнее его переживания, возникающие в ответ на реакцию аудитории.

Чем сильнее человек, тем он, как правило, лучше в таких случаях скрывает свою досаду.

Сильный, уверенный и тем более самоуверенный человек не позволяет себе ни показывать свою слабость на публике, ни впадать в депрессию по поводу отвержения или насмешек в свой адрес.

Он держит марку и внешне и внутренне. И в этом ему помогает хорошо освоенное искусство публичного выступления.

Источник: http://www.Kluchnikov.ru/stati-avtorskie/psihologiya-obsheniya/225-psixologiya-publichnogo-vystupleniya-kak-izbavitsya-ot-straxa-pered-publichnym-vystupleniem.html

3. Начало выступления

И вот вы на трибуне. На вас смотрят десятки глаз. Не волнуйтесь, помните слова известного русского судебного деятеля А.Ф. Кони о том, что размер волнения обратно пропорционален времени, затраченному на подготовку выступления.

Не начинайте свое выступление сразу, немного подождите. Никаких суетливых движений, они моментально отвлекают слушателей от существа выступления и вызывают разные ассоциации, часто далекие от содержания речи.

Выступая, «не гуляйте» около трибуны, потому что слушатели станут вас разглядывать, а не слушать.

Помните, что главным психологическим фактором, который оказывает воздействие на слушателей, являетесь именно вы, и слушатели оценивают: как вы одеты, как вы держитесь на трибуне, как вы говорите, знаете ли вы то, о чем говорите.

В любом случае, уверенной походкой выйдя к месту вступления, следует сделать начальную паузу. Пауза позволяет собрать взгляд слушателей и служит как бы приглашением к разговору.

Первая фраза всегда содержит приветствие. Оно не должно быть формальным. Если оратор рад встрече с аудиторией, ему есть что сказать людям, это отразится во взгляде, которым он окинет собравшихся, в улыбке, в приветливой интонации. А если нет, тогда ему лучше вообще не брать слово.

Гораций, знаменитый римский поэт, высказал такую мудрую мысль: «Тот, кто хорошо начал, может считать свое дело выполненным наполовину» Введенская А.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. — Ростов н/Д., 1995. — С. 214..

Первое впечатление слушателей должно быть позитивным, вселять уверенность, что время не будет потрачено зря.

В литературе часто можно встретить перечень приемов, которые помогают выступающему сразу привлечь внимание, заинтересовать слушателей.

Можно начать речь с яркого эпизода, привести афоризм, цитату, начать с парадокса. Эти приемы уместны как в главной части, так и в любой другой части выступления.

Так, Аристотель в «Риторике», как бы предвидя современные споры, писал: «Обязанность возбуждать внимание слушателей, когда это нужно, лежит одинаково на всех частях речи, потому что внимание ослабевает во всех других частях скорее, чем в начале. Поэтому смешно помещать (это старание) в начале, когда все слушают с наибольшим вниманием » Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. — М., 2003. — С. 114..

Яркое начало в значительной степени теряет свое значение (и даже вредит), будучи самодовлеющим. Интерес слушателей должен возрастать постепенно, каждая последующая часть должна быть сильнее предыдущей.

На практике приходится нередко сталкиваться с обратным — эффектное поражающее воображение начало и «серое» продолжение. Подобрать один яркий пример, цитату, образ нетрудно.

Гораздо сложнее организовать все изложение.

После начальной паузы и приветствия обычно в зале еще ощущается некоторое напряжение, подобное тому, которое бывает, когда в комнату входит посторонний человек. «Какой он? Что скажет? Чего от него ожидать?» — думают присутствующие.

Представьте теперь, что вошедший заговорил официальным тоном, стоит как деревянный и ни на кого не смотрит. Что делают в таком случае слушатели? Замыкаются в своих мыслях или находят себе какое-нибудь занятие. Поэтому «первые слова лектора, — говорил А.Ф.

Кони, — должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны, должны отвлечь, «зацепить внимание».

Первые фразы, которые позволяют установить эмоциональный контакт с аудиторией, называют зачином. Зачинов, этих своеобразных зацепляющих «крючков» выступлений, существует множество.

А.Ф. Кони советовал: «что-нибудь неожиданное, какой-нибудь парадокс, какая-нибудь странность, как будто не идущая к делу (но на самом деле связанная со всей речью), неожиданный и неглупый вопрос и т.п.».

Выбор варианта зачина — увлекательная творческая задача. Он должен быть занимательным, соотноситься с содержанием речи, а главное — создавать эмоциональный контакт с аудиторией.

Домашние заготовки желательны, но они не всегда подходят к моменту, и тут от выступающего потребуются те качества, которые М.В. Ломоносов считал необходимыми дарованиями оратора: остроумие, быстрота мышления.

Другой беспроигрышный вариант — заговорить о своих чувствах по поводу сегодняшней встречи, этой темы и т.п. Выражение эмоций всегда вызывает внимание, но здесь важно чувствовать меру.

Неопытные ораторы часто начинают с извинений за то, что они не готовы выступать, обещают долго не задерживать внимание собравшихся и т.п. Это самый неудачный вид зачина.

Если сам оратор низко оценивает себя и свое выступление, то как к нему будут относиться слушатели? «Это уж последнее дело — объявлять во всеуслышание о своей несостоятельности.

Беда в том, что, чего доброго, это удастся доказать» (Дж. Эди).

Чувствуя, что внимание слушателей завоевано, можно переходить к введению в тему.

Образец плавного перехода от зачина, которым служит красочное описание, к введению в тему, в котором сообщается о плане предстоящего выступления — вступление к популярной лекции профессора М.А. Мензбира «История Средиземного моря, рассказанная его берегами, волнами и их обитателями » Там же.:

«Представьте себя путником, который впервые приезжает к Средиземному морю, впервые видит синеву его волн, окутанные дымкой далекие береговые скалы, пышную зеленую растительность. И позвольте дать вам краткую характеристику современного нам средиземного побережья, начавши с его географического очерка».

Как писал Г.А. Апресян, вступление в искусстве публичного слова всегда трудно. Оно — своеобразный камертон, настраивающий аудиторию на слушание того, что последует затем. Оно — программа, нередко предвещающая нечто интересное и весьма важное. Оно -и своеобразная самохарактеристика говорящего, которая затем выявится в ходе публичной речи.

Источник: http://inyaz.bobrodobro.ru/11806

Ссылка на основную публикацию