Методы воспитания детей — психология

10 наиболее эффективных методик воспитания детей

Дети обладают огромным интеллектуальным и эмоциональным потенциалом.

Многие психологи считают – если целенаправленно заниматься с ребенком, он станет лучше усваивать информацию в детском саду и школе.

Для этой цели известными педагогами были разработаны эффективные методики воспитания, которые с успехом применяются по всему миру. Какую же из них выбрать? Прочитайте нашу статью и сделайте выбор.

Глен Доман – воспитываем с пеленок

Американский педиатр создал уникальную методику формирования умственных способностей у детей раннего возраста. Он считал, что самое благодарное время для обучения – до семи лет, пока происходит активное развитие мозга. В основе метода лежит уверенность в поистине безграничных возможностях ребенка усваивать информацию, получаемую из картинок со словами и изображениями.

Доман также придавал огромное значение и физическому развитию грудничков, связывая его с интеллектом. Автор крайне негативно относился к пеленанию и всему тому, что сковывает движения и препятствует двигательной активности малышей. Систематические упражнения по системе Домана стимулируют раннее речевое развитие, скорочтение и детскую любознательность, расширяют словарный запас.

(Подробно о методике Глена Домана)

Вальдорфская школа – подражаем взрослому

Главное в этом методе – не строгая «зубрежка» и принуждение, а подражание взрослым через сюжетно-ролевые игры. Вальдорфские педагоги крайне отрицательно относятся к раннему интеллектуальному развитию. Например, обучение чтению и письму начинается только с 12 лет.

Огромное внимание уделяется раскрытию индивидуальности детей через народную культуру и творческую деятельность. Ребенка вводят в волшебный мир сказок (влияние сказок на развитие ребенка), музыки, танцев и мифов. Основные занятия – пение, театрализованные представления, рисование, работа с натуральными природными материалами.

А вот отношение к достижениям цивилизации – телевизору и компьютеру – неоднозначное. Они считаются источниками ненужной для малышей информацией.

Мария Монтессори – всестороннее воспитание

Одна из самых распространенных методик, которую успешно используют родители вот уже несколько десятилетий. Главная идея монтессори-школы – детей нужно учить письму раньше, чем другим навыкам: счету, чтению. Центральное место в этой педагогический концепции занимает Его Величество ребенок.

В специально организованной среде, состоящей из нескольких зон (математическая, сенсорная, творческая, речевая и т. д.), малыши совершенствуют умения, которые соответствуют их возрасту, приобретают знания на собственном опыте.

Взрослый же наблюдает за игровым процессом, предлагает детям необходимые материалы и игрушки (но не навязывает), благодаря которым они могут всесторонне развиваться.

Кстати, данная методика направлена не только на познавательное развитие, но и на формирование трудовых навыков и уважительного отношения к другим людям. Подробно Методика Марии Монтессори: достоинства и недостатки

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Нужно ли учить ребенка писать до школы?

Леонид Береславский – воспитываем каждую минуту

Доктор философии, изобретатель Леонид Береславский считает, детям необходимо развиваться ежеминутно, а взрослые обязаны предоставить им такую возможность. Автор рекомендует заниматься с ребенком по своей методике с полутора лет, чтобы не пропустить ни один важный сенситивный период, предназначенный для овладения определенным навыком.

Так, в полтора годика приоритет отдается развитию мелкой моторики, внимания, изучению видов животных. С трехлетнего возраста добавляются задачи на логику, геометрические фигуры и пространственные представления. А к моменту поступления в школу необходимо тренировать память и логическое мышление, постепенно упорядочивая ранее приобретенные знания.

Еще одна изюминка – раннее обучение шахматам, знакомство с которыми начинается в 3,5 года.

Сесиль Лупан – учимся понимать малыша

Автор методики – не ученый и даже не педагог, а, в первую очередь, любящая мама двух дочек, пожелавшая дать им необходимые навыки для познания мира.

Испытав систему Глена Домана на своих малышках, Сесиль решила переработать ее, справедливо полагая, что нужно учитывать интересы малыша и проводить развивающие упражнения по волнующим его темам.

Если кроха гремит кастрюлями, предоставьте ему возможность поиграть на барабанах. Если малыш тянется к вязаному шарфу, дайте ему тканевые образцы для тактильных экспериментов.

В этой программе большое количество игр на совершенствование восприятия, а также множество разделов, посвященных музыке, истории, географии, иностранному языку, чтению и т. д. Есть даже специальные упражнения по плаванию (польза плавания с самого рождения) и верховой езде!

Жан Ледлофф – естественное воспитание

Врач-психотерапевт Жан Ледлофф провела несколько лет с индейцами племени екуана и прониклась их воспитательскими традициями. Эти люди были по-настоящему счастливы, не испытывали негативных эмоций, а их дети плакали очень редко.

Вернувшись на родину, Жан отбросила западные представления о воспитании и написала необычную и неоднозначную книгу о естественном развитии «Как вырастить ребенка счастливым».

Смысл данного метода в том, чтобы в первые месяцы быть с малышом постоянно, а в дальнейшем – не мешать формированию самостоятельной личности: не контролировать, не опускаться до его уровня, а быть для него образцом поведения.

Николай Зайцев – читать раньше, чем говорить

Знаменитый педагог, автор множества научных разработок создал собственный популярный ныне метод обучения чтению, применяющийся с раннего возраста. Дети поют, веселятся, обучаются строить слова-башенки и паровозики. Судя по отзывам родителей, пользующихся этой методикой, 4-летние малыши начинают читать уже через несколько уроков.

В основе методики – специальные кубики, на которых нарисованы не буквы, а слоги. Из них дети и складывают слова. Кубики отличаются друг от друга по размеру, цвету, весу и звучанию (наполнитель издает звонкие или глухие звуки).

Играя с подобными блоками, ребенок освоит речевые навыки, получит начальные представления о русском языке и значительно опередит сверстников в развитии.

Никитины – здоровые и умные дети

В основе метода классиков отечественной педагогики Бориса и Елены Никитиных лежат их наблюдения за собственными детьми. Чтобы пробудить в малыше тягу к знаниям, необходимо подготовить развивающую среду – повесить различные таблицы, буквы, географические карты.

Для физического воспитания нужны тренажеры, спортивные снаряды и оздоравливающие упражнения (вплоть до купания в ледяной воде и обтирания снегом). Педагогами разработаны интересные развивающие пособия – кубики, головоломки, главной особенностью которых является многофункциональность и возможность достижения цели различными способами.

Эта обучающая система, разработанная несколько десятилетий назад, до сих пор актуальна, несмотря на противоречивые отклики и неоднозначные мнения.

Шалва Амонашвили – гуманная педагогика

Доктор психологических наук, профессор Амонашвили разработал собственную педагогическую концепцию на основе гуманного подхода к дошкольникам и школьникам. Главный принцип метода – взрослый должен сотрудничать с ребенком на равных, видеть в нем личность. Эта методика находит все больше и больше сторонников, так как является по-настоящему особенной.

Автор предлагает не готовый перечень упражнений для формирования отдельной способности или навыка, а список правил, которыми нужно руководствоваться учителям и родителям. По мнению знаменитого психолога, ребенок добьется лучших результатов, если его не принуждать и не контролировать. Не бывает плохих детей, есть взрослые, которые не умеют общаться с ними.

Доктор Сузуки – воспитание музыкой

Шиничи Сузуки верил, что все дети талантливы и умны от природы, а значит, каждого ребенка с ранних лет можно научить свободно обращаться с музыкальными инструментами.

Если с детства окружить малыша прекрасной классической музыкой, он научится любить искусство, получит всестороннее и полноценное образование.

Однако цель данной методики – не воспитать великого скрипача или пианиста, а вырастить хорошего, открытого человека. (Читаем: влияние музыки на развитие детей)

Каждый малыш индивидуален, поэтому так сложно оставаться в рамках какой-то одной развивающей методики. Лучший выход – брать из них то, что кажется важным в развитии своих детей. В этом случае вы становитесь педагогом-новатором, который имеет собственную эффективную методику воспитания своего ребенка.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ:

  • Методики раннего развития ребенка
  • Какие вы родители: 9 ошибок воспитания

Ирина Синицына, психолог, логопед, автор собственной методики воспитания детей:

Источник: http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/10-naibolee-effektivnyih-metodik-vospitaniya-detey.html

Методы воспитания детей

Как правильно воспитывать ребёнка? Какие правильные психологические методы, приёмы в воспитании детей в семье? Постараемся разобраться. Конечно, каждый родитель хочет, чтобы его дети были вежливы и воспитаны. Для начала то, что нужно Вам сделать — разобраться почему ребёнок поступает так или иначе, что провоцирует Вас на жёсткую реакцию? Может проблема просто в вашей реакции?

Источник: http://all-mama.com/metody-vospitaniya-detej/

Методы воспитания детей в семье / Mama66.ru

Как правильно воспитывать детей? Этот вопрос волнует многих родителей. В исключение можно занести только безответственные и безалаберные семьи.

Важно не только правильно воспитывать, но и подобрать подходящий метод для этого. Ну а что уж говорить о проблемах, которые возникают в процессе воспитания? Далее — о методах воспитания и возможных трудностях.

Способы воспитания детей

Отличий методов воспитания ребенка в семье от педагогических мер немного, но есть у них и свои особенности. Поэтому нужно учитывать индивидуальность влияния родителей на детей. Оно должно исходить из конкретных поступков. Родители должны осознавать цель воспитания, иметь представление о нем, чтобы сформировать развитую личность.

Главным для ребенка является теплая атмосфера в семье. Поэтому родителям следует меньше выражать свои негативные эмоции при детях. Если ребенок ослушался, не стоит сразу повышать голос и применять силу.

Приоритеты воспитания играют немаловажную роль в выборе определенного метода. Есть родители, которые хотят воспитать самостоятельность в ребенке, и для них существуют свои способы воспитания. Другие стараются выработать у малыша послушание, поэтому и используют свои методы в достижении этой цели.

К общим методам воспитания ребенка в семье можно отнести поощрение, убеждение и наказание. Первый способ заключается в дарении подарков, похвале за хорошее действие или поступок и т. п. Убеждение строится на внушении, личном примере, правильных советах, объяснении плохого и хорошего. Третий метод — наказание — подразумевает телесное наказание, лишение удовольствий и т. п.

Даже если вам кажется, что вы выбрали правильный способ, не исключены трудности. Так, например, в состоятельных семьях чаще всего наблюдается привитие ребенку ценностей, которые называются материальными. Родители бездуховные не смогут подать правильный пример своим детям.

Если взрослые строго авторитарные или совсем не наказывают своего ребенка, то они не смогут воспитать правильную личность. Давление на психику детей и применение физической силы тоже не приведут ни к чему хорошему.

Поэтому к выбору метода воспитания относитесь со всей ответственностью, ведь он скажется на личности вашего ребенка.

Убеждение как способ воспитания

На сознание ребенка можно воздействовать с помощью убеждения. Оно позволяет формировать взгляды посредством познания фактов жизни. Эти представления либо закрепляются в сознании ребенка, либо он познает новое и расширяет свое мировоззрение.

Сформировать определенные взгляды родители могут, воспользовавшись диалогом. Эта форма убеждения насыщена полезной информацией, которая передается от взрослого к ребенку. С помощью диалога можно не только пообщаться, но и воспитать детей в правильном контексте.

Читайте также:  Упреки и обвинения - запрещены! - психология

Ещё одной формой убеждения является диспут. Ребенок и взрослый всегда могут поспорить на тему, волнующую их. Столкновение различных мнений помогает приобрести новые знания и видение мира.

Через диспут можно решить некоторые воспитательные задачи. Дети учатся защищать своё мнение, анализировать факты, убеждать людей. Диспут должен проходить в игровой форме.

Это ни в коем случае не обычная бытовая ссора.

При этом нельзя применять в воспитании исключительно метод убеждения. Это неправильно. Уместнее всего использовать его вместе с приучением. Убеждение будет эффективнее, если ребенок будет уверен в эрудиции родителя.

Повторение основ поведения

Метод упражнения — это не только постоянное повторение, но и совершенствование способов поведения. Реализовать его можно через поручение. С помощью этого метода дети не только получают опыт, но и расширяют его.

Эффект от упражнения достигается довольно долго. Для более эффективного воздействия на ребенка лучше всего использовать его вместе с убеждением. Коллективные дела, используемые в упражнении, будут действительно увлекательными для детей, если объяснить им цель даваемых поручений.

Также ребенку нужно помочь найти то дело, которое ему по душе. Дети учатся преодолевать трудности и доводить поручение до конца. Хорошо знать мотивы, по которым ребенок идет выполнять то или иное задание. Это поможет дать правильное поручение и достичь воспитательных целей.

Чтобы правильно организовать упражнение, следует сначала давать более легкие поручения, а затем переходить к сложным задачам. Результат, полученный в конце, должен радовать ребенка. Осознание личного успеха мотивирует его на выполнение новых поручений.

Метод упражнения включает в себя пример. Он осуществляется с помощью просмотра различных фильмов, приведения фактов из жизни, чтения книг и т. п.

Но личный пример родителей имеет самое важное значение. Ребенок строит своё поведение, подражая взрослым, так как у него ещё недостаточно опыта для самостоятельного выстраивания своих действий.

Так ребенок формирует правильное поведение либо асоциальное.

Сначала у малыша появляется представления о поступках, про которые он услышал из рассказов других или увидел собственными глазами. У него возникает желание действовать так же. Однако пример и дальнейшее поведение могут и не совпадать.

Затем идет выстраивание своих мыслей, действий и поведения под образец. И, наконец, поведение закрепляется. Важно помнить, что внушение и совет взрослого играют немаловажную роль в выборе правильных подражательных действий.

Наказание и поощрение — два взаимосвязанных метода

Поощрение строится на признании хороших качеств и положительной оценке поведения детей. Противоположным методом является наказание. Оно строится на осуждении плохих поступков, выражении отрицательной оценки. Эти два способа воспитания должны существовать вместе. Их необходимость доказана педагогикой, ведь они закаляют характер и воспитывают достоинство и ответственность.

Злоупотреблять и поощрением, и наказанием нельзя, так как это может привести к развитию эгоистичности. Сначала нужно хвалить ребенка, так как это дает веру в себя. Но не стоит забывать и об осторожности. Не стоит хвалить малыша за то, что дано ему от природы или достигнуто не единожды. Проявление жалости в поощрении тоже неуместно.

Наказание настолько же важно в воспитании, как и одобрение. Но и здесь есть некоторые нюансы. Например, нельзя применять физическую силу или давить морально на личность. При возникновении сомнений лучше избежать наказания.

Если ребенок совершил сразу несколько проступков, наказать его стоит только один раз. Унижать или оскорблять личность неуместно, а уж тем более наказывать, когда прошло много времени с момента совершения плохого поступка.

Если ребенок ест или не может преодолеть страх, наказание тем более неуместно.

Эффективнее всего наказание и поощрение будут в том случае, если применять их совместно с вышеперечисленными методами. Одобрение должно быть ведущей, а осуждение вспомогательной воспитательной мерой.

Это позволяет ориентироваться на лучшие качества ребенка и улучшать их со временем. В обоих методах необходимо проявлять такт и стараться сподвигнуть ребенка к и самооценке своего поведения.

Наказание будет правильным и уместным в том случае, если провинившийся понимает свою вину.

Важность образца для подражания

Положительный пример играет большую роль в формировании личности. Сегодня очень сложно уделять достаточное количество времени своему малышу, но важно помнить о важности личного примера.

Даже если у вас остается мало свободного времени, вы можете показать ребенку правильное поведение, когда ведете его в образовательное учреждение. Так, если вы едете в каком-либо транспорте, то можно уступить место пожилому человеку, показав тем самым пример своему малышу.

Если вы сами находитесь за рулем автомобиля, то можно уступить дорогу пешеходам и т. д.

Своим примером важно показать, как ведет себя воспитанный человек. Ваше поведение дома также влияет на поступки ребенка. Поэтому важно быть вежливым, обходительным и заботливым по отношению к близким. Никакие нотации и разговоры не вызовут у ребенка правильное поведение, если вы сами не умеете себя вести, но учите тому своих детей.

Ребенок считает своих родителей идеалом, поэтому копирует их поведение и слова. Постарайтесь не разочаровать малыша. Работайте над собой, избавьтесь от вредных привычек, если не хотите, чтобы они перешли к вашим детям.

Какие формы воспитания обычно применяют в современных семьях

Каждый родитель решает сам, как ему воспитывать собственных детей. Отсюда и происходит становление основных форм воспитания. В современной семье их не так уж и много.

К первой и самой распространенной форме воспитания детей в семье относится метод «кнута и пряника». Важно помнить, что вплоть до пятилетнего возраста ребенок ещё не осознает до конца значение крика. Поэтому применять его, а также ремень и подзатыльники не следует.

Крик нужен лишь в том случае, когда ребенок находится в ситуации опасности. Более действенной формой воспитания считается угол. А физическое наказание — это лишь доказательство того, что вы не можете по-другому объяснить неправоту ребенка.

Таким образом, малыш не будет чувствовать за собой вины, поэтому важно отвлечься от всех своих дел и объяснить ребенку, в чём он провинился.

Разговор на равных — ещё одна форма воспитания в семье. Сюсюканье и искажение слов может привести к неправильному развитию речи ребенка. Поэтому стоит разговаривать с ним, как со взрослым. С самого детства нужно приучать ребенка самостоятельно есть и одеваться. Не помогайте малышу делать то, что он в силах сделать сам. Иначе вам придется бегать за ним по каждому крику.

В подростковом возрасте тоже существует своя форма воспитания. Не нужно слишком опекать ребенка, однако не стоит лишать его внимания вообще. Лучше всего стать для него другом. Так вы сможете быть в курсе его планов на день, знать, где он гуляет и чем занимается. Важно сохранить доверие подростка к себе.

Подведем итоги

В воспитании детей не так всё сложно, как кажется на первый взгляд. Каждые родители выбирают определенный метод воспитания своих чад.

Но важно помнить, что воспитывать ребенка правильнее, используя весь комплекс способов воздействия на него. Нельзя только поощрять или наказывать, убеждать или применять упражнение, действовать только от личного примера.

Необходимо включить в воспитательный процесс все методы, пользуясь ими в зависимости от ситуации.

Источник: http://mama66.ru/child/metody-vospitaniya-rebenka

Методики воспитания детей, методика воспитания детей, методы воспитания детей

Правильное воспитание ребенка – одна из главных миссий его родителей. От этого зависит, кем Ваш малыш станет, какие черты характера будут присущи ему, будет ли он любить и почитать старшее поколение. Чем старше ребенок, тем сложнее его усмирить, воспитать, дать правильный совет. Часто родители за неимением опыта, делают ошибки, ругают детей, применяют силу.

Многие пользуются советами старшего поколения. Но как бы там ни было методики воспитания детей очень важны, они формируют новую личность, человека, который должен полноценно жить в обществе. Часто дети повторяют поведение родителей, так как именно они становятся примером для подражания.

Все зависит от того, насколько родители умны, начитанны, образованны в данном вопросе воспитания детей.

Часто при выборе методов воспитания родители выбирают модель близкую ему: авторитарную, попустительскую или демократичную.

Методы воспитания детей могут быть как правильными и воспитать прекрасного человека, так и неправильными и вырастить закомплексованную личность.

Главные методы воспитания

Методика воспитания детей, общения или убеждения.

Данная методика воспитания детей подойдет для разного возраста и разного характера. Разъясняя ситуацию, родитель должен объяснить малышу, как нужно поступить, чтобы решить проблему вместе. Очень важно, каким тоном Вы будете говорить. Нужно беседовать спокойно, размеренно. Даже младенец прислушивается к словам, интонации мамы или папы понимает, что хотят ему сказать.

Метод позитивного подкрепления.

Подкрепление означает последовательность действий родителей, поступающая после его действий или поступков. Есть несколько видов подкреплений: позитивное и негативное (положительное или отрицательное). Негативное – это наказание, запрет чего-то, позитивное – похвала, поощрение, подарки, поездки.

Данная методика воспитания детей наиболее благоприятна. Она приносит ощущение радости и счастья, улыбки и семейного тепла.

Не скупитесь на добрые слова Вашему малышу, говорите какой он умница, помогайте ему. Если что-то не получается, поддержите малыша, покажите, что все не так плохо, что все делают ошибки, улыбнитесь.

Сделайте что-то, что малыш любит, поиграйте в его любимую игру, настройте его на лучшее.

Положительный метод состоит в предоставлении ребенку позитивных эмоций, вызванных его поведением. Если ребенок совершил что-то полезное и хорошее, его нужно непременно похвалить, поощрить.

Отрицательный метод построен на демонстрации ребенку как не нужно поступать, посредством наказания или укора «Ты не прав», «Так не ведут себя хорошие детки». Если необходимо наказать ребенка, чтобы он понял, что за плохими действиями последует наказание.

Методы могут быть разные. Например минута размышлений, когда ребенка на время оставляют одного, где он должен простоять. Его могут посадить на стул или поставить в угол. Это должно быть постоянное место, которое проказник должен запомнить как наказание. Это не должно продолжаться постоянно, и методы наказания должны быть разные, в зависимости от возраста и пола ребенка.

Как наказание это может быть лишение любимого занятия: просмотра мультфильма, отказ от помощи, игнорирование (но только в пределах разумного), лишение любимых игрушек или компьютера. Есть даже примеры наказания для ребенка, когда их лишают чтения любимых книг или похода в магазин за вкусненьким и т.д.

Есть метод дрессировки, или еще он называется метод «кнута и пряника». За положительные действия положено поощрение, или за плохие — наказание. Самое главное, чтобы родители не забывали об этих принципах.

Например, ребенок вызвался помочь в уборке дома, начинайте хвалить его в процессе действия. Если же он что-то натворил, то отправляйте в угол беспрекословно. Ваше слово должно быть для него законом.

Читайте также:  Портрет дня - психология

Если малыш все делает хорошо, пообещайте ему прогулку или поход в парк аттракционов.

Методика воспитания детей «один-два-три».

Действенная методика воспитания детей, работает тогда, когда необходимо остановить непокорение ребенка. Смысл метода в том, что один из родителей делает замечание ребенку насчет его поведения и считает до трех, если малыш не останавливается, то родитель наказывает его. Такой метод эффективен для детей старше двух лет.

Не проговаривайте цифры быстро, говорите не спеша, дайте ребенку время подумать. А если это не помогает, то после цифры три, если малыш не одумался — воплощайте наказание в жизнь. Главное оставаться непоколебимым, сохранять спокойствие. Ровным, спокойным тоном говорите все, что считаете нужным.

Верьте в то, что говорите, так как если ребенок заметит, что Вы нервничаете, то все воспитание пойдет впустую.

Есть еще такой метод воспитания, как «наоборот». Это когда ребенка невозможно заставить сделать что-либо, он всему противится. Ты ему «белое», а он «черное».

Например: «Катя, надень кофточку, на улице холодно», а Катя ни в какую. Тогда маме необходимо сказать «Ладно, Катюша, не одевай, мерзни, можешь идти так».

И тут враз как по мановению волшебной палочки Катя одевает кофточку и резво идет на улицу с мамой. Вот такой вот метод.

Что касается физической силы, то это не самая удачная методика воспитания детей. Она ломает детскую психику и приводит к самым негативным последствиям. Психологи не советуют применять данный метод. Старайтесь поговорить с ребенком, прежде чем применять силу.

Источник: https://best-mother.ru/article/deti/deti_ot_3_do_7/vospitanie_rebenka_ot_3_do_7/897_metodiki_vospitaniya_detey/

Психология воспитания детей школьного и дошкольного возраста

С рождением ребенка молодых родителей ждет много трудностей. Малыша нужно кормить и одевать, заниматься его воспитанием. Наука — психология воспитания детей — дает ответы на множество вопросов, касающихся общения с грудничками и детьми постарше. В этой статье мы поговорим о том, с какими трудностями приходится сталкиваться семье, воспитывающий ребенка, как эти проблемы решать.

С рождения и до года

Малыш родился, и вы самые счастливые родители на свете! Но спустя 2-3 недели после выписки из роддома начинаются пеленки, подгузники, детский плач по ночам — кроха начинает показывать свой характер.

В этот период он наиболее зависим от семьи, требует постоянного внимания. Самый сложный и спорный момент – выяснение причин плача. Подключаются бабушки и дедушки с высказыванием: «Давайте, мы — вас же как-то вырастили».

А довольны ли мы своим воспитанием?

Детская психология различает два подхода к плачу младенца:

  • традиционный;
  • детоцентристский.

Распространенная фраза традиционного метода – «покапризничает и перестанет». Сторонники традиций убеждены, что кроху не нужно приучать к рукам и бежать к нему при первом же попискивании.

Малыш должен учиться самостоятельности с первых дней жизни, понимать, что на его крик не реагируют. Такое отношение в семье проявляется не только к плачу.

У деток своя кроватка, отдельная комната, а контакт с родителями происходит только тогда, когда они бодрствуют.

Родители, практикующие детоцентристский подход, стремятся к малышу в первые секунды плача, берут его на руки, прижимают к себе. 9 месяцев кроха находился в подходящей среде обитания, из которой его вырвали и перенесли в мир, полный страхов и одиночества: конечно, ему нужно поддержка. Часто малыши спят с одной кровати с родителями, их долго не отрывают от груди.

Какой же подход из этих верен? Четкого ответа на данный вопрос нет. К каждому ребенку важно подходить индивидуально, анализировать причины его капризов. На все запреты в возрасте до 1 года малыш может реагировать только плачем. Основывайтесь на своих ощущениях и поведении крохи. Главное, чтобы ребенок был счастлив!

Воспитание от 1 года до 3 лет

Возраст от года до 3 лет — самый любознательный. Малыш начинает делать первые шаги, пробовать все на зубок, познавать мир. Очень важно, если в этот период жизни дети воспитываются в полной семье, именно сейчас они начинают ощущать разницу между мамой и папой. Поведение формируется на основе поведения родителя его пола.

Фундамент воспитания малыша до лет базируется на трех принципах:

  • уметь слушать;
  • говорить коротко;
  • предоставлять выбор.

В возрасте до 2 лет у крохи формируется интеллектуальное развитие. Именно в этот период ему нужно уделять много внимания и постараться многому научить. Помочь в этом могут развивающие игрушки: кубики с буквами, конструкторы, цветные карандаши.

Большинство родителей учат малыша этого возраста рисовать. Капризничает и не желает брать в руки карандаш — дайте ему книжку с яркими картинками или кубики. Ни в коем случае нельзя кричать на карапуза, если процесс не получается. Это вызовет впоследствии отторжение.

Примерно с 1,5 лет ребенок начинает проситься на горшок. Процесс приучения к туалету важный, требующий терпения и спокойствия от родителей. Малыш описался – это не повод ругать его. Большинство детей полностью привыкают к горшку к 3,5-4 годам, некоторые — с приходом в детский сад.

В возрасте 2 лет дети начинают интересоваться сверстниками. Знакомство происходит на детских площадках, в яслях. Необходимо стимулировать процесс, ведь впоследствии взрослому человеку придется общаться с малознакомыми людьми на работе, в быту.

Важно прививать малышу навыки этикета: учить здороваться, прощаться, говорить спасибо, пожалуйста. Вежливость – залог правильного воспитания. Учите ребенка правилам гигиены. Кроме того, кроха должен начинать понимать, как важно помогать другим.

Предлагайте ему убирать игрушки, заправлять постель после сна. Когда станет старше — начнет помогать вам.

Воспитание от 3 до 5 лет

Именно в этот период дитя начинает ощущать себя как отдельную от мамы личность. Малыш уже понимает свою половую принадлежность, исследует себя и интересуется отличием мальчика от девочки. Отвечая на каверзные вопросы о физиологии, важно не вдаваться в подробности и раскрывать ребенку всю суть анатомии человека.

Уже по интонации родителей кроха может определить их настроение. Малыш стремится к самостоятельности и все чаще повторяет фразу: «Я сам!», не боится оставаться один в комнате. В возрасте 3-3,5 лет ребенку нужен распорядок дня, чтобы он не рос, как сорняк у дороги. Составьте распорядок вместе с малышом и выслушайте все его пожелания, объясните, почему важен дневной сон.

Важную роль в психологии детей играет детский сад. Не только родители закладывают фундамент, но и воспитатели. Всегда интересуйтесь у чада, как прошел его день в саду, что нового он узнал, было ли ему интересно, что он сегодня кушал, как спал. Многие детки, заходя в группу, начинают плакать: это не означает, что в саду плохо. Чтобы избежать детских истерик, необходимо понять причину плача.

Неплохой совет по этой теме дает детский врач, психолог Комаровский Е.О. Он выделяет основные причины детских слез:

  • нежелание малыша расставаться с родителями;
  • боязнь, что его не заберут домой;
  • одиночество в группе;
  • боязнь воспитателя;
  • конфликт со сверстниками.

Задача мам и пап — понять причину «детского горя» и научить ребенка самостоятельности. Необходимо приучать малыша к саду постепенно, оставляя его в группе на 2-3 часа.

Как только кроха привыкнет к новой обстановке, познакомится с воспитателями и детьми, ему будет проще провести в детском саду целый день. Большой плюс, когда малыш уже знает детей в группе.

Для знакомства с коллективом можно несколько раз прийти в сад на экскурсию. Как только ребенок перестает плакать, хвалите его.

Воспитание от 5 до 6 лет

Психология воспитания детей пятилетнего возраста направлена на множество запретов. К 5-6 годам малыш начинает интересоваться компьютерными играми. Если ему позволять, он часами будет играть в «стрелялки» и «бродилки».

Не удается отвлечь чадо от компьютера? Замените вредоносную игру полезной. Приобретите диски с развивающими играми, помогающими ему освоить мир цифр, грамматики, биологии, истории. Больше гуляйте с крохой на свежем воздухе, позволяйте общаться со сверстниками. Тогда времени на компьютер у него не останется.

Развитие малыша происходит стремительно, он впитывают новую информацию, как губка. Часто родители слышат из уст чада матерные слова. Как на них реагировать? Для начала обратите внимание на себя.

Возможно, вы сквернословите в присутствии малыша. Почему вам можно, а ему — нет? Искорените эту привычку. Если причина не в семье, необходимо понять, где ребенок мог услышать плохое слово.

Поговорите с воспитателем: 90% новых слов дети приносят из детского сада.

Важный момент в этом возрасте – подготовка к школе. В этот период и ребенок, и родители испытывают стресс, ведь впереди новый виток жизни.

Распространенные ошибки, которые совершают многие родители в разговоре о школе:

  • негативный пример из собственной практики;
  • запугивание плохими оценками и ремнем;
  • использование фраз: «Ты не справишься», «Там тяжело».

Хотите, чтобы ваш малыш перестал трястись при упоминании слова «школа» — настраивайте его на положительный лад. Расскажите о том, что в школе, помимо уроков, есть переменки, на которых можно играть с друзьями.

Дайте понять, что он узнает много нового и интересного для себя. Пообещайте помогать с уроками. Дети, подготовленные к школе психологически, легче преодолевают трудности.

Будущему ученику будет проще, если до школы он будет уметь читать простые слова, считать до десяти. Посвятите свободное время занятиям с малышом.

Начальная школа

Один из сложных периодов в детской жизни – начальная школа. Если ваш малыш посещал детский сад, адаптироваться в новой среде ему будет проще. Детям, пришедшим в школу из уютной домашней обстановки, тяжело налаживать контакты со сверстниками, заводить друзей. Однако это не повод расстраиваться. Применяйте правило: «Начальная школа – это детский сад, только с домашним заданием».

С началом занятий у малыша изменится распорядок дня. В летний период родители должны постепенно готовить ребенка к новым правилам, исключить дневной сон. В школе ребята учатся самостоятельности, прилежанию, труду. Прививайте эти навыки малышу постепенно.

Неизбежны конфликты между учениками: в этот возрастной период ребята стараются показать свое превосходство над сверстниками, хвастаются старшими братьями и сестрами. Произошла ссора? Позвольте ребенку решить ее самостоятельно. Вмешаться можно только при затянувшемся конфликте либо систематических нападках на ваше чадо.

Не вмешивайтесь в процесс обучения постоянно, доверьтесь учителю, у которого есть специальное образование и опыт работы со школьниками.

Одно из параллельных слов, идущих рядом с ребенком-школьником, – труд. Ребенок должен понимать, что для получения хороших оценок нужно трудиться, внимательно слушать учителя, отвечать на вопросы. Родители, жалея свою кровиночку, выполняют домашние задание за ученика. Не нужно этого делать. Ваша задача — помочь, а не сделать работу за него.

Читайте также:  Верующий - психология

В психологии воспитания ребенка встречается такое понятие как темперамент.

Воспитывая малыша, необходимо найти индивидуальный подход к нему как к личности. Важно подобрать увлечение, соответствующее его характеру. Применять навыки, полученные вне школы, например, в кружке биологии, ИЗО ребенок сможет и на уроках.

У детей-школьников часто начинают вырабатываться привычки. Малыш начинает ложиться спать в одно и то же время, завтракает до ухода в школу, приходя с улицы, моет руки. Но не все привычки хорошие.

Мальчики, а иногда и девочки в возрасте 7-8 лет начинают курить. Важно не кричать! Заметили, что ребенок курит, почувствовали от него запах сигарет — расскажите про вред курения.

Покажите в интернете картинку легких курильщика, расскажите о заболеваниях, которые вызывает пагубная привычка, доступным ему языком.

Психологическое воспитание детей – наука, требующая много сил и времени. Проводите с малышом свободные часы, тогда он не будет чувствовать себя одиноким, доверится вам, в трудную минуту спросит совет. Будьте для своего ребенка лучшим другом!

Источник: https://pups.su/vospitanie/psihologiya-vospitaniya.html

Методы воспитания и степень их эффективности

Воспитание детей – дело ответственное. От того, какие методы воспитания будут использовать родители по отношению к своим детям, напрямую зависит их будущее. Конечно, после рождения ребенка мама и папа думают, что их малыш будет развиваться гармонично. Но, без надлежащего воспитания ребенку будет трудно адаптироваться в обществе и достичь успеха. Как же правильно воспитывать детей?

Содержание

Методы воспитания детей

О методах воспитания споры, наверное, не прекратятся никогда. Их очень много и, соответственно, взгляды на эти методы слишком отличаются. Причиной этого являются особенности стран, национальность и традиции народов. Например, японцы разрешают своим детям делать все, что они захотят, но только до 5 лет.

Далее следует период воспитания, который характеризуется условностями и многими запретами, например, дети должны безоговорочно подчиняться родителям. Так как такая методика в этой стране вырабатывалась на протяжении многих столетий, она эффективна, но только по отношению к японским детям. В нашей же стране такое воспитание не даст позитивных результатов.

Какие же методы воспитания используют родители в нашей стране?

  • Беседа или переубеждение. Эффективность этого метода бесспорна. Он говорит о том, что ребенку должны спокойно объяснять, как он должен себя вести. Но этот метод рекомендуется использовать в комплексе с другими, о которых мы поговорим далее.
  • Метод положительного подкрепления. В чем его суть? Все достаточно просто. Родители должны позитивно реагировать на хорошее поведение ребенка. Например, если малыш убрал свою комнату или помогал родителям что-то сделать, он должен получить какое-либо поощрение. Не обязательно это должны быть сладости и т.п. Иногда достаточно похвалить ребенка, поблагодарить или разрешить посмотреть мультики на 5 минут больше. То есть, главная цель – это достигнуть понимания детей, что за хороший поступок непременно будет поощрение.
  • Метод негативного подкрепления. Этот метод противоположенный предыдущему. А точнее, за негативными поступками ребенка непременно следуют негативные действия со стороны родителей. Важно отметить то, что родители должны выказывать свое недовольство только относительно конкретного поведения их чада, но не к нему самому, как личности. Чаще всего используются такие методы воздействия на ребенка, как наказание, упрек, замечание. Наказание тоже может быть разным. Например, небольшие тайм-ауты или штрафные санкции весьма эффективны в борьбе с ненадлежащим поведением ребенка. Метод тайм-аута известен всем – это привычный «угол». В случаях, когда малыш провинился, его ставят в угол для того, чтобы он обдумал свой поступок. Вместо угла, ребенка можно посадить на кровать и запретить с нее вставать или же не реагировать на просьбы чада. Конечно, длительность такого метода воспитания должны быть небольшой. Чтобы закрепить результат, после тайм-аута рекомендуется провести беседу и спокойно поговорить с маленькой врединой. Под штрафными санкциями подразумевают запреты. Например, ребенку не разрешается смотреть мультики или же идти гулять с друзьями. Категорически нельзя давать задания, которые должны приносить малышу удовольствие. Например, если ребенка заставить собирать игрушки (в качестве наказания), то этот процесс в дальнейшем будет приносить ему лишь негативные эмоции и, соответственно, он будет избегать этого. Важно отметить, что запреты должны быть «железными», то есть, их нельзя нарушать ни детям, ни их родителям. Их нужно оговорить заранее. Рекомендуется, чтобы количество наказаний и поощрений был в соотношении не менее 1:7, так как в ином случае, этот метод будет малоэффективен.
  • Метод «кнута и пряника». Этот метод является комбинацией двух предыдущих (положительного и негативного подкрепления) и считается самым популярным среди современных родителей. Ребенка поощряют, когда он делает хорошие поступки и, соответственно, наказывают, когда ведет себя плохо.
  • Метод предупреждения (или метод «1-2-3»). Он дает возможность ребенку отстрочить наказание. Сначала идет предупреждение, что в случае, если ребенок будет себя плохо вести, далее последует наказание. При этом папа или мама считают до трех спокойным тоном. Если должной реакции от малыша не последовало, наказания не миновать.
  • Метод заезженной пластинки. Использовать этот метод можно для детей не ранее двухлетнего возраста. Родители должны повторять ребенку свои требования до тех пор, пока малыш их не выполнит. Через некоторое время ребенок поймет, что спорить нет смысла, и будет выполнять все, что попросят.

Мнений о том, как правильно воспитывать детей, очень много. Одни методы не нравятся родителям, другие – психологам. Соответственно, так как мнения расходятся, каждые родители решают сами, как правильно воспитывать своего малыша.

Способы наказания необходимо подбирать, учитывая особенности отношений в семье. Например, некоторые родители привыкли показывать своим поведением, что они главные, а дети их должны слушать. Другие, в свою очередь, постоянно проводят беседы, третьи – наказывают свое чадо. Так или иначе, следует обращать внимание и на возраст ребенка, так как нарушить детскую психику очень просто.

Детские психологи рекомендуют использовать вышеописанные методы воспитания детей, а какой из них больше подойдет для конкретного ребенка, должны решить родители.

Ошибки в воспитании детей

Даже самые опытные родители совершают ошибки, воспитывая своих чад. Давайте рассмотрим самые распространенные из них:

  • Чрезмерная опека. Многие родители слишком сильно опекают своих детей. Это негативно сказывается на их развитии. Малыши должны понимать, что люди могут обижать, а неудачи – это нормальное явление. Если родители будут чрезмерно опекать, дети не смогут самостоятельно справляться с проблемами в будущем.
  • Отсутствие самостоятельности. Речь идет о том, что детям запрещают самостоятельно принимать решения, навязывая мнение взрослых. Со временем, ребенок привыкает, что все контролируют взрослые и самостоятельно принять решение не могут. Соответственно, в старшем возрасте это проявляется в некомпетентности и несамостоятельности.
  • Чувство вины. Родители, которые чувствуют себя виноватыми перед детьми, часто их балуют, стараясь компенсировать свою вину подарками и т.д. Это негативно сказывается на развитии малыша.
  • Отсутствие опыта. Хотя все считают, что лучше учиться на чужих ошибках, рассказывают о своем опыте родители неохотно. А зря! Поведав о своих жизненных ситуациях, родители могут предотвратить подобные проблемы в их детей.
  • Отсутствие примера. Не зря психологи утверждают, что дети копируют поведение мамы и папы. Если они не подают хороший пример, то малыш учиться тому, что видит каждый день. Родители лгут? Значит, ребенок будет лгать. Если в семье относятся друг к другу с уважением, значит, малыш будет вести себя подобным образом.

Каждый ребенок – личность, которая требует индивидуального подхода, обязательно учитывайте это при выборе метода воспитания.

Источник: http://bagiraclub.ru/metody-vospitaniya-i-stepen-ih-effektivnosti

Психология воспитания детей

Одна древняя притча гласит: «На разумного сильнее подействует выговор, чем на глупого 100 ударов». Ее суть заключается в том, что наши дети нуждаются в применении различных методов воспитания.

Методы психологии воспитания детей

Принимая во внимание характер и склонности каждого отдельного ребенка, можно выбрать различные методы психологии воспитания детей.

  1. Метод объяснения. Приучение к дисциплине путем наставления — очень хороший способ, который может помочь ребенку понять причины, по которым нельзя или нужно сделать что-либо. Но психологи не рекомендуют слишком долго спорить с малышом. Например, ребенок любит рисовать на обоях, и, вместо того чтобы запугивать или наказывать малыша, можно рассказать ему, что вы в детстве тоже любили там рисовать. Но несмотря на то, что это радостно и весело, этого делать не нужно, потому что это портит обои.
  2. Метод преимущества послушания также хорош при воспитании поведения ребенка. Например, если ребенок не хочет выполнять заданную ему работу, можно обыграть это таким предложением: «Выполнишь свое задание, и тогда мы сможем пойти на запланированную прогулку или на карусели». Забава должна откладываться до тех пор, пока поручение не будет выполнено. Воспитательный подход в детской психологии позволяет обойтись без споров и тренирует терпение.
  3. Метод лишения определенных преимуществ на некоторое время может также послужить уроком и заставить выполнять определенные обязанности.
  4. В детской психологии воспитания существует еще великое множество методов. Все они должны показывать последствия неправильного поведения, но не стоит забывать, что в любом случае все эти приемы должны опираться на любовь и понимание.

Правила психологии воспитания детей

Психология воспитания детей основана на нескольких основных правилах, которые применимы для всех абсолютно семей, вне зависимости от возраста, социального статуса или количественного состава:

  • психология воспитания детей предполагает атмосферу счастья, любви и доброжелательности;
  • родители обязаны воспринимать маленького человека таким, какой он есть, и стараться при этом развить его способности;
  • психология воспитания детей учитывает особенности ребенка и строится только на их основе;
  • любое воспитание должно предполагать взаимное уважение;
  • воспитание детей строится на психологии положительного, то есть нельзя заострять внимание на недостатках ребенка, иначе это приведет к возникновению комплексов;
  • общий тон воспитания должен быть оптимистичным, позитивным и спокойным.

При воспитании ребенка важно, чтобы родители помнили, что представления о мире, знания и привычки, заложенные семьей, останутся с человеком на всю его жизнь и во многом станут условиями, которые будут определять его поведение и успешность в жизни.

Источник: http://VitaPortal.ru/psihologiya/psihologiya-vospitaniya-detej.html

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию