Шкала самоуважения — сат — психология

Шкала самооценки ситуативной и личностной тревожности Ч. Спилбергера

Шкала самооценки ситуативной и личностной тревожности Ч. Спилбергера адаптирована Ю.Л. Ханиным. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта.

Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности  — это так называемая полезная тревожность.

Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающих, отвечая на каждую из низ определенной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанных со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению.

Ситуативная, или реактивная тревожность как состояние  характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности.

Если психологический тест выявляет у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях и особенно, когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Методика предложена Ч.Д. Спилбергером и позволяет дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние.  На русском языке шкала адаптирована Ю.Л. Ханиным.

Описание. Бланк шкал самооценки Спилбергера включает в себя инструкции и 40 вопросов-суждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной тревожности (СТ) и 20 – для оценки уровня личностной тревожности (ЛТ).

Порядок работы. Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Экспериментатор предлагает испытуемым ответить на вопросы шкал согласно инструкции, напоминает, что испытуемые должны работать самостоятельно. На каждый вопрос возможны четыре варианта ответа по степени интенсивности.

Шкала ситуативной тревожности (СТ).

Инструкция: «Прочитайте внимательно  каждое из приведенных ниже определений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросом долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

СужденияОтветы
Нет, это не такПожалуйтакВерно такСовершенно верно
1 Я спокоен1234
2 Мне ничего не угрожает1234
3 Я нахожусь в напряжении1234
4 Я внутренне скован1234
5 Я чувствую себя свободно1234
6 Я расстроен1234
7 Меня волнуют возможные неудачи1234
8 Я ощущаю душевный покой1234
9 Я встревожен1234
10 Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения1234
11 Я уверен в себе1234
12 Я нервничаю1234
13 Я не нахожу себе места1234
14 Я взвинчен1234
15 Я не чувствую скованности, напряженности1234
16 Я доволен1234
17 Я озабочен1234
18 Я слишком возбужден и мне не по себе1234
19 Мне радостно1234
20 Мне приятно1234

Шкала личностной тревожности

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно, определенную цифру. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

СужденияОтветы
НикогдаПочти никогдаЧастоПочти всегда
1 У меня бывает приподнятое настроение1234
2 Я бываю раздражительным1234
3 Я легко могу расстроиться1234
4 Я хотел бы быть таким же удачливым как и другие1234
5 Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть1234
6 Я чувствую прилив сил, желание работать1234
7 Я спокоен, хладнокровен и собран1234
8 Меня тревожат возможные трудности1234
9 Я слишком переживаю из-за пустяков1234
10 Я бываю вполне счастлив1234
11 Я все принимаю близко к сердцу1234
12 Мне не хватает уверенности в себе1234
13 Я чувствую себя беззащитным1234
14 Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей1234
15 У меня бывает хандра1234
16 Я бываю доволен1234
17 Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня1234
18 Бывает, что я чувствую себя неудачником1234
19 Я уравновешенный человек1234
20 Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах1234

Ключ

Номер сужденияОтветы
14321
24321
31234
41234
54321
61234
71234
84321
91234
104321
114321
121234
131234
141234
154321
164321
171234
181234
194321
204321
Сумма СТ=
Номер сужденияОтветы
14321
21234
31234
41234
51234
64321
74321
81234
91234
104321
111234
121234
131234
141234
151234
164321
171234
181234
194321
201234
Сумма ЛТ=

Итоговый показатель по каждой из шкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно ориентироваться на следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов – низкая; 31-34 баллов – умеренная; 45 и более – высокая.

Литература: Е.И. Рогов Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1996. С. 234

Источник: https://world-psychology.ru/shkala-samoocenki-situativnoj-i-lichnostnoj-trevozhnosti-ch-spilbergera/

Тест на самоуважение

тест на самоуважение

В прошлой публикации мы выяснили с вами, что такое самоуважение и как оно влияет на личностный рост и наши успехи.

Сегодня предлагаю ответить на вопрос, каков ваш уровень  этого показателя  с помощью теста – шкалы самоуважения Розенберга.

Инструкция к тесту.

Определите, насколько вы согласны или не согласны с приведенными ниже утверждениями. Поставьте напротив соответствующую букву.

Варианты ответов

Тестовые утверждения

Ключ и обработка результатов теста.

За каждый ответ начислите себе баллы в соответствии с ключом.

Уровень самоуважения равен сумме баллов.

Интерпретация

10 – 18 баллов – ваше самоуважение на нижнем уровне, его очень мало, вы склонны во всем плохом винить себя, видите только свои недостатки и акцентируете внимание только на своих слабых сторонах, вы попали в замкнутый круг самоуничижения, которое не позволяет вам ставить цели и достигать успеха. В каждом событии вы ищите подтверждение своей ничтожности.

18 – 22 баллов – вы балансируете между самоуважением и самоуничижением, успехи поднимают вас до небывалых вершин и самоуважение зашкаливает, неудачи подпитывают низкую самооценку и сбрасывают вас в пропасть, ваше мнение о себе колеблется то в одну, то в другую сторону.

23 – 34 балла – самоуважение у вас преобладает, и вы можете адекватно оценивать свои достоинства и недостатки, можете согласиться с тем, что бываете неправы, сохраняете уважение к себе при неудачах, но склонны иногда заниматься затянутым «самобичеванием», что не предусмотрели, не заметили, «соломку не подстелили», что не позволяет смириться с тем, что изменить невозможно и быстро среагировать и откорректировать там, где есть возможность.

35 — 40 баллов – вы уважаете себя как человека, личность, профессионала и делаете все для того, чтобы продолжать уважать себя и дальше: развиваетесь, совершенствуетесь в профессии, духовном и интеллектуальном плане, в сфере отношений, умеете извлекать уроки из ошибок и трудных ситуаций. Это норма, к которой стоит стремиться.

Что у вас получилось?

Как повысить самоуважение и улучшить самооценку читайте в тематических статьях.

Друзья, посетите главную страницу сайта, почитайте свежие публикации и посмотрите ТОП комментаторов текущего месяца.

Если вам статья понравилась — комментируйте и нажимайте кнопочки соцсетей, если не понравилась — критикуйте и нажимайте на кнопочки соцсетей, чтобы обсудить и высказать свое мнение. Благодарю!

Мои страницы в социальных сетях

Источник: http://SchastliviyMir.ru/psychology/test-na-samouvazhenie.html

Шкала самооценки нервно-психического состояния и аспекты ее психометрики

Использование субъективных оценок состояния обусловлено важностью представленности его в сознании индивида, и эта представленность является столь же объективным показателем, как и другие. Самооценки состояния могут быть получены с помощью различных опросников, полярных профилей, Q-сортировки и др.

Очевидно, что психическое состояние в своем многообразии проявлений затрагивает эмоциональную, мотивационную и когнитивную сферы, через которые, собственно, и осуществляется акт оценивания (Суслов В.И., 1989). Шкала самооценки нервно-психического состояния была в свое время предложена В.И. Бутовым, В.И.

Сусловым и автором этих строк для исследования (наряду с другими методиками) состояния членов экипажей ледокольных судов в условиях длительных арктических навигаций. Однако в публикациях авторов по данной проблематике (1980, 1984, 1988 и др.) об этой шкале сказано очень мало.

Мы же остановимся на ее характеристиках несколько подробнее. Шкала содержит девять категорий (субшкал): 1) общее самочувствие; 2) сон; 3) аппетит; 4) настроение; 5) активность; 6) раздражительность; 7) концентрация внимания; 8) тревога; 9) направленность сознания (интересы).

Каждая категория представлена группой из семи утверждений. Номер утверждения рассматривается как субъективная оценка данной категории, выраженная в баллах.

Формулировки утверждений носят не «моментальный», а скорее «континуальный» характер, ориентируя (наряду с инструкцией) испытуемого на оценку своего состояния за период по меньшей мере в несколько дней.

Все субшкалы построены как монополярные, причем низким баллам соответствуют нормальные, «фоновые» состояния, в то время как высоким — неблагоприятные состояния, дезорганизующие жизнедеятельность.

Распределение оценок по субшкалам, как и суммарного показателя, было изначально спланировано асимметричным, со сдвигом мер центральной тенденции влево.

Предварительная обкатка шкалы, в комплексе с другими методиками, была осуществлена на 63 студентах (мужского пола) естественных факультетов. И хотя замеры были одноразовыми, сопоставление показателей по описываемой методике с рядом других может представлять интерес. В связи с этим рассмотрим некоторые корреляционные зависимости.

Между баллами по субшкале «общее самочувствие» и коэффициентом восстановления пульса после нагрузки r = -0,36. Между баллами по субшкале «активность» и критической частотой слияния мельканий r = — 0,40. Между баллами по субшкале «раздражительность» и показателями оценки/отмеривания временных интервалов r = 0,38/ r = -0,38.

Между баллами по субшкале «концентрация внимания» и временем выполнения методики «Поиск чисел» (модификация таблиц Шульте) r = 0,48. Кроме того, r = 0,49 между баллами по субшкале «сон» и временем прохождения лабиринта (p < 0,01 для всех представленных корреляций).

Полученные данные также продемонстрировали статистическую равнозначность субшкал по групповым средним и стандартным отклонениям.

Читайте также:  Потребитель - психология

В более поздних исследованиях была предпринята попытка факторного группирования субшкал.

Для этого выборка испытуемых (14 человек обоего пола; возраст от 17 до 43 лет) прошла многократное тестирование по методике (108 зачетных экспериментов; средний интервал — 8 дней). Матрица интеркорреляций сдвигов (от опыта к опыту) показателей по субшкалам послужила основой для факторного анализа (dR- техника, метод главных компонент, ротация варимакс Кайзера).

Выделившиеся три фактора описывали около 2/3 общей вариативности признаков. Ведущие субшкалы в образовавшихся связках (факторах): I — «активность» (включает также субшкалы «общее самочувствие», «сон», «концентрация внимания», «направленность сознания»); II — «раздражительность» (также «аппетит», «настроение»); III — «тревога» (здесь только одна субшкала с высоким факторным весом).

Следует заметить, что, несмотря на то, что шкала самооценки нервно-психического состояния удовлетворяет ряду психометрических требований, применение ее в качестве единственной при оценке состояния явно недостаточно.

Причем не только в силу неполноты описания психической деятельности посредством прямого субъективного шкалирования, но и из-за нередко возникающих противоречивых отношений между (даже одноименными) «объективными» и «субъективными» компонентами психического состояния.

Поэтому столь важен комплексный подход, объединяющий достоинства различных методов.

Курганский Н.А.

Также читайте:

Источник: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=4290

Шкала самоуважения М. Розенберга

Тест самоактуализации (САТ)

Тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев)

Диагностика самосознания

САМОСОЗНАНИЕ И ЕГО ДИАГНОСТИКА

В понимании И.И. Чесноковой самосознание представляет собой «совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, а его представления о самом себе складываются в определенный «образ Я».

По мнению В.Г. Маралова «Самосознание — это деятельность Я как субъекта по познанию (или созданию) образа Я. (Я концепции)0 в свою очередь образ Я, включаясь в структуру Я, как субъекта, выполняет саморегулирующую функцию».

Критерии самосознания таковы:

-выделение себя из среды, осознание себя, как субъекта, автономного от физической и социальной среды;

-осознание своей активности: «Я управляю собой»;

-осознание себя «через другого»: «То, что я вижу в других, это может быть и мое (или не мое) качество»;

-моральная оценка себя, наличие рефлексии: осознание своего внутреннего опыта.

Главная функция самосознания — сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и позволить понять, каков он есть на самом деле, оценить себя.

Благодаря осознанию своей индивидуальности возникает особая функция — защитная: стремление защитить свою уникальность от угрозы ее нивелирования. Несколько отличающаяся формулировка самосознания представлена в работах Б.Г. Ананьева и его учеников.

По их мнению, ведущая функция самосознания — это саморегуляция поведения личности.

Цель: исследование особенностей самоотношения.

Цель: диагностика особенностей самоактуализации.

Методика представляет собой перечень суждений и может быть использована как для индивидуального, так и для группового обследования

3. Методики «Не-Я» (автор Визгина А.В.)

Методика относится к классу проективных методов, и состоит в том, что испытуемый побуждается генерировать образ абстрактного персонажа, непохожего на него по личностным качествам. Методика «Не-Я» имеет диагностическую ценность, только будучи включенной в батарею тестов (включая МСС и другие личностные методики, в т.ч., и опросниковые).

Методика относится к классу стандартизованных самоотчетов. Шкала может быть использована для выявления глобального самоотношения. Шкала обеспечивает сопоставимость результатов, независимость от квалификации экспериментатора и количественное измерение.

Тем не менее, она апеллирует к более осознанным аспектам самоотношения и потенциально подвержена влиянию стратегий самопрезентации, а также ограничивает сферу выбора испытуемого уже заданными рамками подобранных утверждений.

Регистрируемые показатели: самоуважение, самоунижение.

Источник: https://studlib.info/psikhologiya/3853367-shkala-samouvazheniya-m-rozenberga/

CognitivePsy.Ru

Опросник толератности-интолератности к неопределенности С. Баднера (Баднер)  в адаптации Т.В. Корниловой и М.А. Чумаковой (Корнилова, Чумакова, 2014)

Нами была проведена адаптация и валидизация шкал толерантности/интолератности к неопределенности из опросника С. Баднера на русскоязычных выборках.

 В нашем исследовании установлена двухфакторная структура опросника Баднера, обладающая высокими показателями соответствия эмпирическим данным, удовлетворительными оценками надежности и достаточной конструктной валидностью полученных шкал.

Этот результат согласуется с гипотезой об относительной независимости конструктов толерантности/интолерантности к неопределенности и позволяет предположить, что переход к такой концептуализации данных свойств (как измеряемых проявлений латентных переменных Принятия и Непринятия неопределенности) в дальнейшем позволит разрешить методические затруднения, возникающие при исследовании ТН. Выделенная структура опросника позволяет утверждать, что за поведением, направленным на избегание сложных и противоречивых ситуаций и противоположно направленным поведением, проявляющимся в стремлении к подобным ситуациям, стоят принципиально разные психологические переменные (ИТН и ТН). Этот факт необходимо учитывать как при использовании различного психодиагностического инструментария, так и при формулировании содержательных исследовательских гипотез и интерпретаций.

Была выявлена независимость указанных показателей от факторов пола и возраста, что позволяет говорить о широте возможного применения данной методики в диагностических и исследовательских целях.

Учитывая «экономичность» данного инструмента (в итоговой версии 13 пунктов) и множественность установленных связей с переменными интеллектуально-личностного потенциала человека, применение апробированной методики видится особенно выигрышным для целей экспресс-диагностики свойств Толерантности к Неопределенности (ТН) и Интолерантности к Кеопределенности (ИТН).

Вы можете [скачать zip архив], в котором находятся 1) русскоязычный текст и готовый к использованию бланк опросника, 2) текст статьи, где представлены результаты адаптации опросника, 3) Excel форма для ввода данных, позволяющая автоматически получать шкальные значения, 4) таблица с нормами, полученными на материале русскоязычных выборок (n=1082). При использовании опросника убедительная просьба приводить ссылку на статью

Корнилова Т.В., Чумакова М.А. Шкалы толерантности и интолерантности к неопределенности в модификации опросника С. Баднера // Экспериментальная психология, 2014. №1. С. 92-110.

«Мельбурнский опросник принятия решений» (МОПР)  в адаптации Т.В. Корниловой (Корнилова, 2013)

Опросник включает 22 утверждения, согласие с которыми оценивается испытуемым по 3-балльной шкале. Он позволяет диагностировать четыре свойства, трактуемые как продуктивный (бдительность) и непродуктивные копинги (избегание, прокрастинация и сверхбдительность) в ситуации ПР. Опросник является результатом апробации более общего опросника Флиндерса.

 Обоснование его строится на использовании теории конфликта Джэниса и Манна, в которой говорится о том, что три условия определяют опору человека на тот или иной копинг в стрессовой ситуации при ПР: 1) осведомленность о серьезных рисках, связанных с предпочитаемыми альтернативами, 2) надежда найти лучшую альтернативу, 3) вера в то, что человек располагает достаточным количеством времени для поиска и взвешивания альтернатив. В этой модели лицо, принимающее решение (ЛПР), понимается как субъект, находящийся в ситуации психологического стресса, пытающийся справиться с мотивационными и эмоциональными «силами», конфликтующими в регуляции выбора. Бдительность, выступающая основной стилевой характеристикой человека, как ЛПР, связана с когнитивной сложностью, потребностью в познании и толерантностью к неопределенности (ambiguity).

Предложенная модель включила пять основных паттернов совладания со стрессом, связанным с принятием сложных и угрожающих решений: 1) игнорирование ЛПР информации о рисках потерь и продолжение следования выбранному курсу действий; 2) некритичное принятие курса действий, который является либо наиболее «выраженным», либо навязанным другими; 3) защитное избегание – через прокрастинацию, перекладывание ответственности и рационализацию сомнительных альтернатив; 4) гипербдительность (сверхбдительсность) – не включающий интеллектуальную ориентировку поиск выхода из дилеммы, то есть импульсивное ПР, обещающее избавление от ситуации; в экстремальных формах – «паника» в выборе между альтернативами; 5) бдительность – уточнение целей и задач решения, рассмотрение альтернатив, связанное с поиском информации, ассимиляцией ее «без предрассудков» и оценки перед выбором. Согласно модели, бдительность является единственным копингом, который позволяет принимать рациональные решения. 

При англоязычной апробации модели и разработке МОПР на основе опросника Флиндерса [Mann et al., 1997] были выделены четыре латентные переменные, или фактора: Бдительность (Vigilance), Избегание (Back-Passing), Прокрастинация (Procrastination) и Сверхбдительность (Hypervigilance). Факторная структура МОПР на русскоязычной выборке соответствует этой четырехфакторной структуре.

Вы можете [скачать zip архив], в котором находятся 1) русскоязычный текст и готовый к использованию бланк опросника, 2) текст статьи, где представлены результаты адаптации опросника, 3) Excel форма для ввода данных, позволяющая автоматически получать шкальные значения. При использовании опросника убедительная просьба приводить ссылку на статью

Корнилова Т.В. Мельбурнский опросник принятия решений: русскоязычная адаптация // Психологические исследования, 2013. Т.6. №31. С.2. URL: http://www.psystudy.ru/index.php/num/2013v6n31/883-kornilova31.html (дата обращения: 07.07.2013).

Шкала «Психологической разумности» (ШПР) в адаптации М.А. Новиковой, Т.В. Корниловой, С.А. (Новикова, Корнилова, 2014)

Опросник направлен на раскрытие процессов движения субъекта к своему внутреннему опыту и измеряет 5 факторов: 1) Заинтересованность в сфере переживаний; 2) Доступность переживаний; 3) Польза от обсуждения переживаний; 4) Желание и готовность обсуждать переживания; 5) Открытость новому опыту.

Вы можете [скачать zip архив], в котором находятся 1) русскоязычный текст и готовый к использованию бланк опросника, 2) текст статьи, где представлены результаты адаптации опросника, 3) Excel форма для ввода данных, позволяющая автоматически получать шкальные значения. При использовании опросника убедительная просьба приводить ссылку на статью

Новикова М.А., Корнилова Т.В. «Психологическая разумность» в структуре интеллектуально-личностного потенциала (адаптация опросника) // Психологический журнал, 2014. Т. 35. №1. С. 63-78.

Шкала «Доверие интуиции» из опросника С. Эпстайна «Рациональный-Опытный» в адаптации Т.В. Корниловой, С.А. Корнилова (Корнилова, Корнилов 2013)

Интуитивный познавательный стиль понимается С. Эпстайном как устойчивое предпочтение опираться на интуитивное познание в качестве основы для решений и действий (Pacini & Epstein, 1999).

В отличие от традиции рассматривать когнитивные стили как биполярные конструкты Эпстайн предполагает, что интуитивный познавательный стиль является унимодальным, независимым измерением стилевых особенностей человека и не связан с аналитическим стилем (понимаемым как предпочтение развернутого логического рассуждения и анализа). На основе представлений о независимости интуитивного и аналитического стилей Эпстайном и его коллегами был разработан опросник Рациональный–Опытный (analytical-rational and intuitive-experiential), включивший шкалы рациональности и интуитивного стиля (или доверия интуиции). Последняя шкала задана двумя субшкалами – интуитивной способности и использования интуиции.

Вы можете [скачать zip архив], в котором находятся 1) русскоязычный текст и готовый к использованию бланк опросника, 2) текст статьи, где представлены результаты адаптации опросника, 3) Excel форма для ввода данных, позволяющая автоматически получать шкальные значения и 4) таблица с нормативными показателями, полученными на студенческой выборке. При использовании опросника убедительная просьба приводить ссылку на статью

Корнилова Т.В., Корнилов С.А. Интуиция, интеллект и личностные свойства (результаты апробации шкал опросника С. Эпстайна) // Психологические исследования, 2013. Т.6. №28. С.5. URL: http://www.psystudy.ru/index.php/num/2013v6n28/804-corniliva28.html (дата обращения: 07.07.2013).

Читайте также:  Двойные стандарты - психология

Опросник имплицитных теорий и целей обучения К. Двек (+ шкала самооценки обучения) в адаптации С.Д. Смирнова (Корнилова, Смирнов, Чумакова, Корнилов, Новотоцкая-Власова, 2008)

Опросник направлен на измерение т.н. имплицитных теория интеллекта и личности (как житейских представлений о возможности развития интеллекта, личностного роста), целевых ориентаций (целей обучения — направленность на результат, performance goals, или направленность на обучение и достижение мастерства, learning goals), а также самооценки обучения. 

Вы можете [скачать zip архив], в котором находятся 1) русскоязычный текст и готовый к использованию бланк опросника, 2) текст статьи, где представлены результаты адаптации опросника, 3) Excel форма для ввода данных, позволяющая автоматически получать шкальные значения. При использовании опросника убедительная просьба приводить ссылку на статью

Корнилова Т.В., Смирнов С.Д., Чумакова М.А., Корнилов С.А., Новотоцкая-Власова Е.В.  Модификация опросников К. Двек в контексте изучения академических достижений студентов // Психологический журнал. 2008. Т.29. №3. С. 86-100.

Источник: http://www.cognitivepsy.ru/download.html

Тест на самоуважение Розенберга

Специализированная шкала самоуважения Розенберга представляет собой личностный опросник, который позволяет человеку определить, насколько он уважает сам себя.

Самоуважение представляет собой субъективную оценку собственных поступков как внутренне отрицательного или же положительно до определенной степени.

Помимо этого, оно позволяет определить уверенность в своей ценности, комфорт при утверждении каких-то личных мыслей, потребностей и желаний, а также чувство, при котором радость воспринимается как неотъемлемое право.

Первоначально данный опросник использовался и разрабатывался как одномерный, однако впоследствии при проведении факторного анализа было определено два абсолютно независимых фактора, получивших названия самоуважение и самоунижение.

Последнее является последствием каких-либо депрессивных состояний, тревожности или же психосоматических симптомов, в то время как самоуважение происходит в случае общественной активности, проявлении лидерства, а также чувства межличностной безопасности.

Пройти тест на самоуважение онлайн

  1. 1. Я чувствую, что я достойный человек, по крайней мере, не менее чем другие
    • Полностью согласен
    • Скорее согласен
    • Скорее не согласен
    • Полностью не согласен
  2. 2.

    Я всегда склонен чувствовать себя неудачником

    • Полностью согласен
    • Скорее согласен
    • Скорее не согласен
    • Полностью не согласен
  3. 3.

    Мне кажется, у меня есть ряд хороших качествь

    • Полностью согласен
    • Скорее согласен
    • Скорее не согласен
    • Полностью не согласен
  4. 4.

    Я способен кое-что делать не хуже, чем большинство

    • Полностью согласен
    • Скорее согласен
    • Скорее не согласен
    • Полностью не согласен
  5. 5.

    Мне кажется, что мне особенно нечем гордиться

    • Полностью согласен
    • Скорее согласен
    • Скорее не согласен
    • Полностью не согласен
  6. 6. Я к себе хорошо отношусь
    • Полностью согласен
    • Скорее согласен
    • Скорее не согласен
    • Полностью не согласен
  7. 7.

    В целом я удовлетворен собой

    • Полностью согласен
    • Скорее согласен
    • Скорее не согласен
    • Полностью не согласен
  8. 8. Мне бы хотелось больше уважать себя
    • Полностью согласен
    • Скорее согласен
    • Скорее не согласен
    • Полностью не согласен
  9. 9.

    Иногда я ясно чувствую свою бесполезность

    • Полностью согласен
    • Скорее согласен
    • Скорее не согласен
    • Полностью не согласен
  10. 10. Иногда я думаю, что я во всем нехорош
    • Полностью согласен
    • Скорее согласен
    • Скорее не согласен
    • Полностью не согласен
  • У вас низкий уровень самоуважения, вам его, определенно, не хватает. Вы постоянно вините себя в происходящем и склонны замечать лишь свои недостатки. Вы склонны преувеличивать свои слабые стороны, скрывая и преуменьшая достоинства. Вам необходимо изменить подход к себе и начать любить себя.
  • Вы находитесь между двух огней: самоуважение и самоуничижение. Ваши успехи заставляют считать себя королём и хозяином положения, в такие моменты ваше самоуважение зашкаливает. В то же время неудачи резко снижают вашу самооценку, заставляя сомневаться в себе и в своих способностях.
  • Вы способны достаточно объективно давать оценку своим положительным и отрицательным качествам. Для вас не является проблемой признать свою неправоту, при этом сохранив достоинство и самоуважение. При этом вы склонны иногда заниматься затянутым «самобичеванием» и сверх меры обвинять себя в неудачах. На успех вы реагируете адекватно, признавая часть удачи в случившимся, но и отдавая должное себе и своим усилиям.
  • Отличный результат, вы уважитеьно относитесь к себе как к личности и как к профессионалу своего дела. При это вы любите вкладывать ресурсы и времяв развитие себя и своих способностей: развиваетесь, совершенствуетесь в профессии, духовном и интеллектуальном плане, в сфере отношений, умеете извлекать уроки из ошибок и трудных ситуаций. Это норма, к которой стоит стремиться.

похожие тесты:

Источник: https://tvoytest.ru/psikhologicheskiye-testy/test-na-samouvazhenie-rozenberga/

Самоуважение — линочсти, недостастатки, уровни, потребности

Самоуважение и самооценка

Значимость самоуважения, как одной из постоянных психологических черт любого человека, сложно переоценить. Ее уровень определяется соотношением реальных достижений человека и внутренних, поставленных целей, их совокупность. В свою очередь, принято называть уровнем притязаний человека.

Притязания также представляют собой видение результатов, их уровень, которого он желает достичь в ходе работы. По мере деятельности, которая направлена на достижение и воплощение своих идеалов, человек всегда согласует достигнутое со своим внутренним видением конечной цели.

Это позволяет ему также психологически зафиксировать факт прогресса, благодаря чему укрепляется самоуважение и самооценка.

Также это фактор, который определяет, будет ли человек эмоционально удовлетворен результатами своей деятельности или нет.

Поэтому уровень притязаний играет особую роль для такого типа людей, которые не столько стремятся к успеху, сколько стараются избежать неудач, чего они достигают благодаря снижению своих притязаний.

Так что такие факторы как самооценка, притязания, а также самоуважение, являются звеньями в системе саморегуляции индивида. Которая определяет уровень и направленность всей его деятельности.

Благодаря наличию самооценки человек способен соотносить свои цели и притязания со своими же внутренними ресурсами и возможностями.

В течение всей жизни каждый из нас накапливает знания как об окружении и условиях социума, так и о собственной личности.

Опираясь на них, индивид формирует «Я-концепцию», которая представляет собой обобщенную картину внутренних потенциалов и возможностей, которые он способен сопоставить с внешними факторами, препятствующими или способствующими достижению цели.

перейти наверх

Первое что образует самоуважение личности — это сугубо эмоциональный аспект, ощущение личностью своей индивидуальности и психологическое ее восприятие. Далее следует осознание уровня компетентности «Я» в той или иной сфере жизни или роде деятельности.

Что напрямую также связано с иерархией приоритетов данного человека. Когда мы чувствуем что достигли больших успехов в своей деятельности, то ощущаем удовлетворение собой и, следовательно, наслаждаемся самоуважением. Разумеется, это оказывает положительное воздействие и в течение всей деятельности.

Осознание успехов в той или иной сфере укрепляет нашу самооценку и чувство самоуважения.

На самоуважение, как и на самооценку, оказывают влияние многие внешние факторы. Для роста личности большую роль играет одобрение со стороны, в частности, принятие и поддержка в детстве родителями. Разумеется, после того как индивид взрослеет, ему требуется одобрение окружающих его людей.

Речь идет о занятии определенного места в социуме, которое удовлетворяло бы притязания самого субъекта.
Человек начинает себя уважать только тогда, когда сможет всецело понять и принять свою настоящую личность.

То есть уважение к себе возможно только на таком уровне, на котором индивид принимает свое внутреннее и внешнее «Я», сопоставляя его со своими притязаниями и идеалами. При этом также происходит оценка положительных и отрицательных качеств личности, принятие которых является необходимым условиям для полноценного самоуважения.

Разумеется, свою роль может сыграть также одобрение со стороны другого человека, который является для данного субъекта неоспоримым авторитетом.

перейти наверх

Недостаток самоуважения

Чувство самоуважения представляет собой, как говорят специалисты, совокупность из нескольких факторов.

Оно зависит от того как человек себя ощущает в текущий момент и вообще, насколько он нравится себе, каковы его притязания, как высоко он оценивает важность себя и своих целей, свои возможности.

Разумеется, в жизни каждого из нас полно таких ситуаций, которые подрывают какой-либо из этих факторов и, следовательно, вызывают недостаток самоуважения. Здесь особой ценностью обладает совет, призывающий гордо сносить жизненные неудачи и всегда подниматься после падения.

Когда человек ощущает, что ему недостает самоуважения, это компенсируется чрезмерной и показательной скромностью. Многим из нас с детства прививают убеждение, будто скромность – это крайне положительная черта. С одной стороны, так и есть, однако она весьма непрактична.

Действительно положительная черта, которая способствует саморазвитию, успеху, и в то же время положительно влияет на культуру поведения – это адекватная самооценка и самоуважение. У скромности также есть свои положительные черты, но они особо важны для людей, которые стремятся избегать неудач, что хорошо для них в краткосрочной перспективе.

Можно избежать недостатка самоуважения, если вы ощущаете, что подвержены подобному состоянию.

Психологи дают следующие советы:
• Старайтесь составить четкий график своих дел и обязанностей. Делая все вовремя, вы обезопасите себя от неудач. • Если возникает проблема, ищите пути ее решения, а не оправдания. • Следите за собственным видом. Если вы будете следить за порядком вокруг, то всегда будете ощущать уверенность.

• Всегда следуйте своим принципам и совести. Не стесняйтесь прибегнуть к положительным аффирмациям и поддерживать себя положительными установками. • Научитесь быть ответственным человеком, прощать обиды, забывать все дурное и помнить о положительных жизненных моментах. • Научитесь планировать.

Осознайте и примите свои цели и возможности их реализации, обдумайте все пути достижения желаний, оцените свои силы.

• Возьмите за правило всегда совершать обещанное другим и никогда не лгать.

Читайте также:  Взаимоотношения личностных позиций - психология

перейти наверх

Уровень самоуважения

Самооценка человека, а также его самоуважение, это те качества, которые составляют целостность его личности. При этом уровень самоуважения напрямую выражается в мотивации субъекта к деятельности, направленной на достижение желаемых целей. То есть самоуважение также зависит от степени притязаний данного индивида.

В настоящий момент психологами широко применяется классический тест Розенберга, задачей которого является как раз выявление степени и особенностей самоуважения человека. По крайней мере, данный опросник создавался именно в этой направленности. Однако дальнейшие исследования показали, что он также способен выявить наличие «самоунижения».

При этом возможны варианты присутствия либо самоуважения, либо самоунижения, а также их сочетания. С преобладанием одного из факторов над другим. Многие показатели опросника также могут указывать на отдельные психосоматические нарушения или даже опираться на них.

Это может быть депрессия, тревожность, чрезмерная активность, чувство межличностной опасности и другое.

Важно уметь развивать и поддерживать свой личный уровень уважения к себе. Это не просто мотивирует на дальнейшую деятельность, но также пробуждает благодарность к своему «Я». Человек тем счастливей, чем ближе он находится на пути к своим идеалам и может гордиться собой.

перейти наверх

Потребность в самоуважении

Одними из важных потребностей человека в общей пирамиде являются так называемые потребности «третьей степени», представленные исключительно социальными нуждами и отношениями. Это порядок в семье, наличие друзей, личных отношений, привязанности, любви, признания.

Важно понимать, что любой человек действительно нуждается во множестве данных факторов, даже если он сам не говорит об этом слух, так как не способен осознать свои переживания до конца.

Различные условия, вроде тяжелой болезни или старости, могут сильно нарушить его привычные социальные контакты, из-за чего потребность в самоуважении и даже банальном общении перестают удовлетворяться.

Источник: http://PsyTheater.com/samouvazhenie.html

Методика «Шкала тревожности» (Кондаш)

Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу.

Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции.

Бланк методики содержит инструкцию и задания, что позволяет при необходимости проводить её в группе.

Инструкция. Перечислены ситуации, с которыми Вы часто встречались в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх.

Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: 0, 1, 2, 3, 4.

Если ситуации совершенно не кажется Вам неприятной, обведите цифру – 0.

Если она немного волнует, беспокоит Вас, обведите цифру – 1.

Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что Вы предпочли бы избежать её, обведите цифру – 2.

Если она для Вас очень неприятна и вызывает сильное  беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру – 3.

Если ситуация для Вас крайне неприятна, если вы не можете перенести её и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру –4.

Ваша задача — представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, которая указывает в какой степени эта ситуация может вызывать у Вас опасение, беспокойство, тревогу страх.

Методика включает ситуации трёх типов:

  1. ситуации, связанные со школой, общением с учителями;
  2. ситуации, актуализирующие представление о себе;
  3. ситуации общения.

Соответственно, виды тревожности, выявляемые с помощью  данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная.

Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу школы и по школе в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей школе – общего уровня  тревожности.

  1. Отвечать у доски 01234
  2. Пойти в дом к незнакомым людям 01234
  3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах 01234
  4. Разговаривать с директором школы 01234
  5. Думать о своем будущем 01234
  6. Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить 01234
  7. Тебя критикуют, в чем-то упрекают 01234
  8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи) 01234
  9. Пишешь контрольную работу 01234
  10. После контрольной учитель называет отметки 01234
  11. На тебя не обращают внимания 01234
  12. У тебя что-то не получается 01234
  13. Ждешь родителей с родительского собрания 01234
  14. Тебе грозит неудача, провал 01234
  15. Слышишь за своей спиной смех 01234
  16. Сдаешь экзамены в школе 01234
  17. На тебя сердятся (непонятно почему) 01234
  18. Выступать перед большой аудиторией 01234
  19. Предстоит важное, решающее дело 01234
  20. Не понимаешь объяснений учителя 01234
  21. С тобой не согласны, противоречат тебе 01234
  22. Сравниваешь себя с другими 01234
  23. Проверяются твои способности 01234
  24. На тебя смотрят как на маленького 01234
  25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос 01234
  26. Замолчали, когда ты подошел (подошла) 01234
  27. Оценивается твоя работа 01234
  28. Думаешь о своих делах 01234
  29. Тебе надо принять для себя решение 01234
  30. Не можешь справиться с домашним заданием 01234

Методика включает ситуации трех типов:

  1. ситуации, связанные со школой, общением с учителями;
  2. ситуации, актуализирующие представление о себе;
  3. ситуации общения.

Соответственно, виды тревожности, выявляемые с помои то данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в таблице.

Вид тревожности

Номер пункта шкалы

Школьная Самооценочная

Межличностная

1  3

2

4 5

7

6 12

8

9 14

11

10 19

15

13 22

17

16 23

18

20 27

21

25 28

24

30 29

26

Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале – общего уровня тревожности.

В таблице представлены стандартные данные, позволяющие сравнить показатели уровня тревожности в различных половозрастных группах. Стандартизация проводилась в городских школах, поэтому представленные характеристики неприменимы только для сельских школьников.

Диагностическая методика «Самооценка школьника».

(Лонг Б., Зиллер Р, Хендерсон Р.)

Цель: изучение самооценки  школьника.

Диагностический инструмент представляет собой оригинальную символическую проективную пробу, направленную на измерение самоотношения и самоидентичности.

Разработчики методики исходили из предположения, что физическая дистанция на листе бумаги между кружками, символизирующими «Я», и значимых других может быть интерпретирована как психологическая дистанция, позиции левее других-как переживаемая ценность «Я».

Самооценка определяется как восприятие субъектом его ценности, значимости в сравнении с другими. Испытуемому на листе бумаги представляется строка, состоящая из восьми кружков, и предлагается выбрать кружок для себя и для других людей из окружения испытуемого. Чем левее расположен кружок, означающий себя, тем выше самооценка испытуемого.

Простота и оригинальность «символических заданий», возможность их применения на различных контингентах обследуемых (начиная с трехлетних детей и кончая взрослыми) привлекли к этой методике большое внимание.

Подтверждается в целом конструктивная валидность пробы на самооценку. Дети располагают «самых лучших» детей слева, а плохих – справа, и мать, как правило, тоже располагают слева, себя в ряду детей располагают левее, чем в ряду взрослых.

Инструкция: Представьте, что перед вами находится альбом с фотографиями. Укажите крестиком, в каком к руге находится ваша фотография?

Интерпретация: 1,2- завышенная самооценка; 3,4,5 –адекватная; 6,7,8-заниженная самооценка.

ОПРОСНИК

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ

Р. ДАЙМОНДА – К. РОДЖЕРСА

Источник: Диагностика социально-психологической адаптации (К.Роджерс, Р.Даймонд) Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., Изд-во Института Психотерапии, 2002. C.193-197.

Обоснование для выбора методики

Понятие «социально-психологическая адаптация» подразумевает приспособленность человека к гармоничной жизнедеятельности в обществе, которая объединяет необходимость соответствовать требованиям социума и собственные потребности, мотивы, интересы.

Социально-психологическая адаптация характеризуется осознанием необходимости для личности постепенных изменений отношений с социальной средой через овладение новыми способами поведения, а также становлением новых приспособительных механизмов, ориентированных на гармонизацию отношения личности со средой.

Уровень социально-психологической адаптации тесно ввязан с психологическими характеристиками личности и особенностями ее поведения. Шкала социально психологической адаптированности (шкала СПА) разработана К. Роджерсом и Р. Даймондом и адаптирована Т.В. Снегиревой.

Модель отношений человека с социальным окружением и с самим собой, заложенная в основу этого инструмента, исходит из концепции личности как субъекта собственного развития, способного отвечать за свое поведение. Адаптированность – согласованность требований социальной среды и личностных тенденций.

Она предполагает реалистичную оценку себя и окружающей действительности, личную активность, гибкость, социальную компетентность.

Критерии адаптированности отчасти совпадают с критериями личностной зрелости, в их числе: чувство собственного достоинства и умение уважать других, открытость реальной практике деятельности и отношений, понимание своих проблем и стремление овладеть, справиться с ними. Напротив, критерии дезадаптации предполагают: неприятие себя и других, наличие защитных барьеров в осмыслении своего актуального опыта, кажущееся решение проблем, негибкость. Шкала ориентирована на возраст от 14 лет и старше.

Описание методики

Назначение: методика предназначена для диагностики комплекса психологических проявлений, сопровождающих процесс социально-психологической адаптации и ее интегральные показатели, такие как адаптация, интернальность, принятие других, самопринятие, эмоциональная комфортность и стремление к доминированию. Методика применима для средних и старших школьников, для учащихся системы начального профессионального обучения.

Основная сфера применения – психологическое консультирование, разработка личностно-коррекционных программ, основной концептуальной идеей которых является изменение негативного отношения к другим людям, в целях реализации потенциала позитивных социально-психологических качеств.

Процедура проведения

Инструкция: В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни – переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни. Прочитав или прослушав очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените, в какой мере это высказывание может быть отнесено к вам.

Источник: https://psiholog-bolotova-klimovskcdod.edumsko.ru/folder/diagnosticheskie_metodiki_po_programme_prakticheskaya_psihologiya_dlya_podrostkov

Ссылка на основную публикацию