Социальное и личное восприятие — психология

Социальное и личное восприятие

Социальное восприятие (социальная перцепция) — восприятие, направленность и способ которого определяется окружающими людьми и обществом в целом. В частности, это восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях.

Социальное восприятия противопоставляют личному восприятию, направленность и способ которого определяется самим человеком, его индивидуальными особенностями и склонностями: «Я, — сказал Иван Петрович, — вижу так, как я хочу!» Личное восприятие чаще называют осмыслением ситуации.

Развитому социальному восприятию мешает эгоцентризм — неспособность или нежелание человека посмотреть на происходящее с точки зрения других людей, поставить себя на место другого человека.

Психологи, работающие в области социального восприятия изучают, как воздействие окружающих людей влияет на наше восприятие ситуации и этих же людей.

Мир социального восприятия

В результате социального научения дети узнают, что такое страшное, а что радостное, что достойно уважения, а что презрения, кто дурак и чем дурак отличается от лоха.

Детям скоро начинают видеть в месте, где они родились, не просто свой пыльный двор и качели, а — Родину, а больших людей рядом с собой воспринимать как родителей, как старших, как близких, как друзей.

Или не начинают это видеть, если их к такому восприятию не приучили. См.→

Чего бояться, что нужно видеть как страшное, что будет проинтерпретировано как страшное — дети усваивают в результате социального научения. См.→

Механизмы социального восприятия (социальной перцепции)

Механизмы социальной перцепции:

Мы в других видим то, что находится в нас самих. Смотри Идентификация

Мы во многом видим в другом человеке то, что о нем сами надумали и ему приписали. Смотри Каузальная атрибуция

То, как человек понимает себя, свои чувства и мотивы, сильно влияет на восприятие им других людей. Смотри Рефлексия

Эффекты социального восприятия

Социальному восприятию присущи некоторые особенные проявления неточности восприятия, называемые законами, эффектами или ошибками восприятия — эффекты стереотипизации, роли, присутствия, ожидания и пр. Эффекты социального восприятия — одновременно и типовые шаблоны социального восприятия, и проявление субъективности социального восприятия. Смотри Эффекты социального восприятия

Развитие социального восприятия

Развитие восприятия: это скорее врожденный или скорее социально обусловленный процесс?

Огромна роль врожденного: ребенок с рождения знает о мире уже очень много.

При этом дальнейшее развитие восприятия — не спокойное разворачивание того, что уже заложено изнутри, и не формирование нового извне. Это в первую очередь результат собственной активности ребенка.

Сколько наактивничал — настолько и развился. Впрочем, способствовать развитию активности ребенка взрослые вполне могут. См.→

Источник: https://knigarazuma.ru/article/socialnoe_i_lichnoe_vospriyatie

Ответы к экзамену по социальной психологии — Особенности психологической перцепции

Page 26 of 48

Особенности психологической перцепции. Эффекты восприятия

Социальная перцепция – это образное восприятие человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира. Образ существует на уровне чувств (ощущения, восприятия, представления) и на уровне мышления (понятия, суждения, умозаключения).
   Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г.

и понимался как социальная детерминация перцептивных процессов.
   Социальное восприятие включает в себя межличностное восприятие (восприятие человека человеком), которое состоит из восприятия внешних признаков человека, их соотнесения с личностными качествами, интерпретации и прогнозирования будущих действий.

В качестве синонима в отечественной психологии часто употребляют выражение «познание другого человека», считает А. А. Бодалев. Применение такого выражения оправдано включением в процесс восприятия другого его поведенческих характеристик, формированием представления о намерениях, способностях, установках воспринимаемого и т. д.

   Процесс социальной перцепции включает две стороны: субъективную (субъект восприятия – человек, который воспринимает) и объективную (объект восприятия – человек, которого воспринимают). В ходе взаимодействия и общения социальная перцепция становится взаимной.

При этом взаимопознание направлено в первую очередь на понимание тех качеств партнера, которые наиболее значимы для участников общения в данный момент времени.
   Отличие социального восприятия: социальные объекты не являются пассивными и безразличными по отношению к субъекту восприятия. Социальные образы всегда имеют смысловые и оценочные характеристики.

Интерпретация другого человека или группы зависит от предшествующего социального опыта субъекта, от поведения объекта, от системы ценностных ориентаций воспринимающего и других факторов.
   В качестве субъекта восприятия может выступать как отдельный индивид, так и группа.

Если в качестве субъекта выступает индивид, то он может воспринимать:
1) другого индивида, принадлежащего к своей группе; 2) другого индивида, принадлежащего к чужой группе; 3) свою группу; 4) чужую группу.
   Если в качестве субъекта восприятия выступает группа, то, по мнению Г. М.

Андреевой, добавляется: 1) восприятие группой своего собственного члена; 2) восприятия группой представителя другой группы; 3) восприятие группой самой себя; 4) восприятие группой в целом другой группы. В группах индивидуальные представления людей друг о друге оформлены в групповые оценки личности, которые выступают в процессе общения в виде общественного мнения.

1) мех-м проекции; 2) эф-т контрастного представления; 3) эф-т ореола; 4) эф-т первичности ( 1-го впечатления); 5) эф-т стереотипизации.

Эф-т ореола заключается в формировании специфической установки на воспринимаемого через направленное приписывание ему определенных качеств: инфо, полученная о к-то ч-ке, категоризируется определенным образом , а именно — накладывается на тот образ, который уже был создан ранее.

Эффект ореола проявляется в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных кач-в воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. Эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную инфо об О-те восприятия, а т.ж.

когда суждения касаются моральных кач-в. Эф-т первичности касается значимости определенного порядка предъявления инфо о ч-ке для составления представления о нем. Эф-т стереотипизации. Стереотип — некоторый устойчивый образ к-либо явления или ч-ка.

Стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной инфо. Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к 2 различным следствиям.

С одной стороны к определенному упрощению процесса познания другого ч-ка; в этом случае стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку:в восприятии ч-ка не происходит «сдвига» в сторону его эмоционального принятия или непрнятия. Во втором случае стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой гр.окрашивается неприязнью.

Восприятие (перцепция) — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств.

Восприятие — одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом.

Социальное восприятие — восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях.

Термин был предложен Джеромом Брунером в 1947 году.

Перцепция – процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения.

Человек осознает себя через другого человека посредством определенных механизмов межличностной перцепции. К ним относятся:

1) познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция);

2) познание самого себя в процессе общения (рефлексия);

3) прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).

Перцептивная функция общения в совместной деятельности направлена на решение следующих задач:

1) формирования содержания межличностного восприятия;

2) содействия установлению взаимопонимания;

3) обеспечения влияния участников совместной деятельности друг на друга.

Важным аспектом перцептивной функции является обеспечение влияния людей друг на друга, в результате чего меняются поведение, установки, намерения и оценки.

Влияние бывает направленным (с помощью механизмов внушения и убеждения) и ненаправленным (механизмы заражения и подражания), существуют также прямое (требования предъявляются открыто) и косвенное (направленное на окружающую среду, а не на объект) влияния.

Перцептивная сторона общения (восприятие, познание и взаимопонимание) включает:

1) познание себя в процессе общения;

2) познание и понимание собеседника;

3) прогнозирование поведения партнера по общению.

Источник: http://spargalki.ru/psyhologiya/117-soci.html?start=25

Механизмы перцепции и развитие социальных навыков

Перцепция (это слово означает «восприятие» в переводе с латыни) — это когнитивный процесс активного прямого отображения человеком разнообразных объектов, явлений, событий и ситуаций.

Если же подобное познание направлено на социальные объекты и эффекты, то такое явление называется социальная перцепция.

Разнообразные механизмы социальной перцепции ежедневно можно наблюдать в повседневной жизни.

Описание

Упоминания о таком психологическом явлении, как перцепция, встречались ещё в античном мире. Большой вклад в развитие этого понятия внесли философы, физики, физиологи и даже деятели искусства. Но наибольшее значение этому понятию придаётся в психологии.

Перцепция — это важнейшая психическая функция познания, проявляющаяся в виде сложного процесса получения и преобразования чувственной информации.

Благодаря перцепции индивид составляет цельный образ объекта, который воздействует на анализаторы. Другими словами, перцепция — это форма сенсорного отображения.

Это явление включает в себя такие характеристики, как выявление отдельно взятых признаков, корректное выделение информации, формирование и точность сенсорного образа.

Перцепция всегда связана с вниманием, логическим мышлением, памятью. Она всегда зависит от мотивации и обладает определённой эмоциональной окраской. К свойствам любого вида перцепции причисляют структурность, предметность, апперцептивность, контекстность и осмысленность.

Изучение этого явления интенсивно ведут не только представители разных отраслей психологии, но и физиологи, кибернетики, а также другие учёные. В своих дифференциальных исследованиях они широко используют такие методы, как эксперимент, моделирование, наблюдение, эмпирический анализ.

Понимание того, что собой представляют функции, структура, а также механизмы социальной перцепции, имеет для психологии не только общее, но и практическое значение. Большую роль это явление играет при создании информационных систем, в художественном конструировании, в спорте, педагогической деятельности и многих других сферах деятельности человека.

Факторы

Перцептивные факторы бывают как внутренними, так и внешними. К внешним факторам относят интенсивность, размер, новизну, контрастность, повторяемость, движение, а также узнаваемость.

К внутренним факторам относят:

  • Мотивацию. Индивид видит то, в чём сильно нуждается либо то, что считает очень важным для себя;
  • Установку личностного восприятия. Обычно человек ожидает увидеть то, что уже видел в подобной ситуации ранее;
  • Опыт. Индивид воспринимает то, чему научен прошлым опытом;
  • Характерологические особенности личности. Скажем, на оптимиста какое-то событие производит позитивный эффект, а на пессимиста — неблагоприятный;
  • Я-концепцию. Восприятие ситуации всегда пропускается через личностную призму восприятия себя.

Взаимодействие с социумом посредством восприятия

Ещё одним понятием, широко применяющимся в психологии и смежных с ней науках, является такая разновидность нашего восприятия, как социальная перцепция. Так называют оценивание и понимание человеком других людей и самого себя, а также иных социальных объектов.

К таким объектам могут относиться разнообразные группы, социальные сообщества. Данный термин появился в 1947 г., а ввёл его психолог Д. Брунер. Появление этого понятия в психологии позволило учёным совсем иначе посмотреть на задачи и проблемы человеческого восприятия.

Люди — существа социальные. В течение жизни любой человек контактирует с другими людьми огромное количество раз, формируя разнообразные межличностные взаимоотношения. Отдельные группы людей также образуют тесные связи. Поэтому каждый человек оказывается субъектом огромного количества самых разных взаимоотношений.

Читайте также:  Потребности: традиционный взгляд - психология

Позитивное либо негативное отношение к окружающим людям напрямую зависит от нашего восприятия, а также от того, как мы оцениваем своих партнёров по общению.

Обычно во время коммуникации мы оцениваем сначала внешность, а затем уже поведение партнёра.

Вследствие этой оценки у нас формируется определённое отношение, делаются предварительные предположения о психологических качествах собеседника.

Социальная перцепция может проявляться в нескольких формах. Так, в большинстве случаев, социальной перцепцией называют восприятие самим человеком. Любой индивид воспринимает самого себя, а также свою либо чужую группировку. Также существует восприятие членами группы.

Сюда относят восприятие в границах своего сообщества либо членов чужой группировки. Третья разновидность социальной перцепции — групповое восприятие. Группа может воспринимать как своего человека, так и членов чужого сообщества.

Последний вид социальной перцепции рассматривает восприятие одной группой чужой группировки.

Сам процесс такой перцепции можно изобразить в виде оценочной деятельности. Мы оцениваем психологические особенности человека, его внешний облик, действия и поступки. В результате мы складываем о наблюдаемом определённое мнение, формируем чёткое представление о его возможных поведенческих реакциях.

Механизмы

Перцепция всегда является процессом прогнозирования чувств и поступков окружающих людей. Для полного понимания этого процесса требуется знание особенностей функционирования её механизмов.

Механизмы социальной перцепции показаны в следующей таблице:

НазваниеОпределениеПримеры
СтереотипизацияСтойкий образ либо же представление о людях, явлениях, который свойственен всем представителям одной социальной группыМногие считают, что немцы — страшные педанты, военные отличаются прямолинейностью, а красивые люди часто бывают самовлюблёнными
ИдентификацияИнтуитивное отождествление и познание личности либо группы в ситуациях непосредственной или опосредованной коммуникации. При этом возникает сравнение либо сопоставление внутренних состояний партнёровЛюди делают предположения о состоянии психики партнёра, пытаясь мысленно стать им самим
ЭмпатияЭмоциональное сопереживание другим, способность понимать другого человека посредством оказания эмоциональной поддержки и вживания в его переживанияЭтот механизм считается необходимым условием для успешной работы психотерапевтов, врачей и учителей
РефлексияСамопознание путём взаимодействия с другим человеком. Оно становится возможным благодаря способности индивида представлять  себе то, как его видит партнёр по коммуникацииПредставим себе диалог гипотетических Саши и Пети. В такой коммуникации участвуют не менее 6 «ролей»: Саша, какой он есть; Саша, каким он видит себя сам; Саша, каким его видит Петя. И эти же роли со стороны Пети
АттракцияПознание другого человека, основанное на стойком позитивном чувстве. Благодаря аттракции люди не только учатся понимать партнёра по коммуникации, но и формируют насыщенные эмоциональные взаимоотношенияПсихологи выделяют такие виды этого перцептивного механизма: любовь, симпатия и дружба
Каузальная атрибуцияЭто процесс прогнозирования поступков и чувств окружающих людейНе понимая чего-то, человек начинает приписывать своё поведение,Не понимая чего-то, человек начинает приписывать своё поведение, чувства, свойства личности, мотивы другим людям

Особенность межличностного познания состоит в том, что оно учитывает не только разнообразные физические особенности, но и особенности поведения. Если субъект такого восприятия участвует в коммуникации активно, то он устанавливает согласованное взаимодействие с партнёром. Поэтому социальная перцепция сильно зависит от мотивов, эмоций, мнений, предубеждений, установок и пристрастий обоих партнёров. В социальной перцепции обязательно также присутствует субъективное оценивание другого человека.

Зависит ли наше восприятие от социума?

В межличностной перцепции существуют разнообразные половые, классовые, возрастные, профессиональные, индивидуальные различия.

Известно, что маленькие дети воспринимают человека по внешности, обращая особенное внимание на его одежду, а также на наличие специальной атрибутики.

Ученики также сначала оценивают учителей по их внешнему виду, а вот педагоги воспринимают учеников по их внутренним качествам. Подобные различия встречаются у руководителей и подчинённых.

Важное значение для перцепции имеет также профессиональная принадлежность. К примеру, педагоги воспринимают людей по умению вести разговор, а вот, скажем, тренер обращает внимание на анатомию человека, а также на то, как он двигается.

Социальная перцепция сильно зависит от предыдущей оценки нашего объекта восприятия. В интересном эксперименте фиксировались преподавательские оценки 2 групп учеников. Первая группа состояла из «любимых», а вторая — из «нелюбимых» учеников.

Причём «любимые» дети специально делали ошибки при выполнении задачи, а «нелюбимые» решали её правильно. Однако учитель, невзирая на это, положительно оценивал «любимых» и отрицательно — «нелюбимых» детей.

Приписывание любых характеристик всегда осуществляется по такой модели: людям с отрицательной характеристикой приписываются негативные поступки, а положительным людям — хорошие.

Первое впечатление

Психологи выяснили, какие факторы вызывают наиболее сильное впечатление в процессе возникновения социальной перцепции. Оказалось, что обычно люди обращают внимание сначала на причёску, потом на глаза, а затем — на выражение лица незнакомца. Поэтому если вы будете радушно улыбаться своим собеседникам при знакомстве, то они воспримут вас дружелюбно и будут более позитивно настроены.

Есть 3 основных фактора, влияющих на то, как формируется первое мнение о каждом человеке: это отношение, привлекательность и превосходство.

«Превосходство» наблюдается тогда, когда личность, в чём-то превосходящая конкретного человека, оценивается намного выше и по остальным характеристикам.

Происходит глобальный пересмотр оцениваемой личности. Причём, сильнее всего на этот фактор влияет неуверенное поведение наблюдателя.

Поэтому в экстремальной
ситуации практически все люди способны доверять тем, к кому ранее и близко не подошли бы.

«Привлекательность» объясняет особенности перцепции для привлекательного по своим внешним данным партнёра. Ошибка перцепции здесь в том, что привлекательную внешне личность окружающие люди часто сильно переоценивают по её социальным и психологическим свойствам.

«Отношение» рассматривает восприятие партнёра в зависимости от нашего отношения к нему. Ошибка перцепции в этом случае заключается в том, что мы склонны переоценивать тех, кто хорошо относится к нам либо разделяет наше мнение.

Как развить перцептивные навыки

Д. Карнеги считает, что взаимная сильная симпатия и эффективное дружеское общение возникают благодаря обычной улыбке. Поэтому для развития перцептивных навыков он предлагает, прежде всего, научиться правильно улыбаться.

Для этого надо ежедневно выполнять перед зеркалом специально разработанные этим психологом упражнения.

Мимика даёт нам настоящую информацию о переживаниях человека, поэтому научившись управлять своей мимикой, мы совершенствуем навыки социальной перцепции.

Чтобы научиться различать эмоциональные проявления и развивать навыки социального восприятия, также можно использовать методику Экмана. Этот метод заключается в выделении на человеческом лице 3 зон (нос с областью вокруг него, лоб с глазами, рот с подбородком).

Проявление 6 ведущих эмоциональных состояний (к ним относятся радость, гнев, удивление, страх, отвращение и грусть) отмечается в этих зонах, что позволяет каждому человеку распознавать и расшифровывать мимические проявления другого человека.

Эта перцептивная методика получила широкое распространение не только в обычных ситуациях коммуникации, но и в психотерапевтической практике взаимодействия с патологическими личностями.

Итак, перцепция — это сложнейший механизм психологического взаимодействия человека и воспринимаемого им объекта. Это взаимодействие происходит под влиянием огромного количества факторов. Характеристиками перцепции выступают возрастные особенности, жизненный опыт человека, специфические эффекты, а также разнообразные личностные свойства.

Источник: https://ODepressii.ru/obschee/pertseptsiya.html

Социальное восприятие | Горизонты

Термин Социальное восприятие был предложен Брунером в рамках «Нового взгляда», так обозначал социальную детерминацию перцептивных процессов.

В скором времени этот термин получил другое значение — процесс восприятия социальных объектов. Причем их круг был строго ограничен: другой человек, социальная группа, боле широкая социальная общность.

Полная схема исследования социального восприятия включает в себя различные варианты не только объекта, но и субъекта восприятия.

Когда субъектом выступает индивид, он может воспринимать:

  1. Другого индивида, принадлежащего своей группе,
  2. Другого индивида, принадлежащего чужой группе,
  3. Свою группу,
  4. Чужую группу. Если в качестве субъекта выступает группа, то она воспринимает:
  5. Члена своей группы
  6. Члена другой группы,
  7. Другую группу в целом,
  8. Самого себя.

Надо понимать отличия термина социальной восприятия от социального познания (включает размышления по поводу воспринятого, оценивание, эмоции, мотивацию необходимость дальнейшего взаимодействия с воспринятым, — более широкое понятие) В общей психологии боле уместен термин перцепция, а в социальной – познание.

В данном контексте более уместен термин межличностной перцепции, восприятие другого человека, если быть точнее — познание другого человека, т.к.

к восприятию другого человека относится восприятие не только физических характеристик объекта, но и его поведенческих характеристик, формирование представлений о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и т.п.

Кроме того, в процесс восприятия включаются такие характерные черты, например, как селективность восприятия, которая предполагает значимость целей знающего субъекта, его прошлый опыт и т.д. Впечатления, которые возникают в процессе восприятия играют важную регулятивную роль в процессе общения, т.к. познавая другого, формируется и сам познающий индивид; от меры точности «прочтения» другого зависит успех взаимодействия с ним.

Анализ осознания себя через другого

Такой анализ включает 2 стороны: идентификацию и рефлексию.

Идентификация — буквально отождествление себя с другим. Одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. Часто предположение о внутреннем состоянии партнера строится на попытке поставить себя на его место. Идентификация – механизм познания и понимания другого человека Установлена тесная связь между идентификацией и эмпатией.

Эмпатия также определяется как особый способ понимания другого. Но здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а скорее стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия есть аффективное понимание.

Как и в идентификации здесь присутствует умение ставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения не обязательно означает отождествить себя с этим человеком.

В отличии от идентификации, если я проявляю эмпатию к человеку, я просто принимаю во внимание его линию поведения, отношусь к ней сочувственно, но свою собственную могу строить совсем по-иному.

Процесс понимания друг друга осложняется процессом рефлексии.

Рефлексия — это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, не просто знание и понимание другого, но осознание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения друг друга. Традиционный пример Дж.

Холмса (Джон и Генри): 1,2 — какие они есть на самом деле, 3,4 — какими они видят себя, 5 -Джон каким его видит Генри, 6 — Генри каким видит Джон.

(Ньюком и Кули добавили еще 2 пункта к этому перечню: 7 -Джон, каким ему представляется его образ в сознании Генри и 8 – Генри…

Гибш и Форберг воспроизвели предложенные модели рефлексий

в общем виде. Обозначают участников взаимодействия как А и Б. Между ними возникает коммуникация и обратная реакция от Б к А. У А и Б есть представление о самих себе, а также представления друг о друге. Успех общения будет максимальным при минимальном разрыве между реальным А, его представлением о себе и представлением о нем Б и аналогично.

Эффекты межличностного восприятия  

При восприятии людьми друг друга возникают различные эффекты Наиболее исследованы три из них: это эффект ореола или галоэффект, эффект новизны и первичности, а также эффект или явление стереотипизации.

Читайте также:  Серотонин: гормон светлой радости и счастья - психология

Эффект ореола

Формирование специфической установки на воспринимаемого через приписывание ему определенных качеств. Получаемая информация накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.

Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот.

Эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте, а также, когда суждения касаются моральных качеств.

Эффект новизны

При восприятии незнакомого человека больший вес имеет ранее предъявленная информация, а при восприятии знакомого человека наиболее значима последняя, более новая информация. Эффект средней ошибки — существует тенденция смягчать ошибки крайние в сторону средних. Эффект проекции — приятным собеседникам мы приписываем свои достоинства, а неприятным свои недостатки.

Эффект стереотипизации

Впервые термин был введен Уолтером Липманом в 1922, для него в этом термине содержался негативный оттенок, связанный с ложностью, неточностью представлений.

В более широком представлении стереотип — это некоторый упрощенный схематический образ какого-то предмета, явления, группы, человека, обладающий высокой устойчивостью.

Как правила прототип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления делать выводы на базе ограниченной формации.

Очень часто возникает относительно групповой принадлежности человека, например профессиональной: ярко выраженные черты; встреченных в прошлом представителей одной группы рассматриваются как черты, присущие всем представителям данной группы стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум следствиям:

  1. Определенному упрощению и сокращению процесса познания другого.
  2. Возникновению предубеждения, предвзятости, часто к искажению получаемой информации.

Эмоциональные окраски восприятия

В процесс межличностного восприятия включены эмоциональные регуляторы Люди не просто воспринимают друг друга, но и формируют по отношению к другу определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается целая гамма чувств от неприятия до симпатии и даже до любви.

Аттракция — процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего и продукт этого процесса, т.

е некоторое качество отношений Включение аттракции в процесс межличностного восприятия раскрывает характеристику человеческого общения факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений.

Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, когда другой оценивается преимущественно в категориях свойственных аффективным оценкам. Выделены различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

Неприятие — обратный аттракции процесс. В этом случае стереотипизация приводит к возникновению предубеждения.

Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, то всякое новое восприятие представителя, например, той же самой группы окрашивается неприязнью.

Особенно распространенными являются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы.

См. подробнее:

Андреева Г.М. Социальная психология. Глава 7. Перцептивная сторона общения

См. также разделы Справочника :

Источник: http://ingorizont.ru/?p=444

Психология социальной перцепции

Человек не может жить обособленно. На протяжении всей своей жизни мы вступаем в контакт с окружающими нас людьми, формируем межличностные взаимоотношения, целые группы людей образовывают связи между собой и таким образом каждый из нас оказывается субъектом бесчисленных и многообразных отношений.

То, как мы относимся к собеседнику, какие отношения с ним формируем, чаще всего зависит от того, как мы воспринимаем и оцениваем партнера по общению. Человек, вступая в контакт, оценивает каждого собеседника, как по внешнему виду, так и по поведению.

В результате сделанной оценки формируется определенное отношение к собеседнику, и делаются отдельные выводы о его внутренних психологических свойствах. Данный механизм восприятия одним человеком другого является непременной составной частью общения и относится к социальной перцепции.

Понятие социальная перцепция было впервые введено Дж. Брунером в 1947 году, когда был разработан новый взгляд на восприятие человека человеком.

Социальная перцепция – процесс, который возникает при взаимоотношении людей друг с другом и включает восприятие, изучение, понимание и оценку людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп или социальных общностей.

Процесс социальной перцепции является сложной и разветвленной системой формирования в сознании человека образов общественных объектов в результате таких методов постижения людьми друг друга как восприятие, познание, понимание и изучение.

Термин «восприятие» не является наиболее точным при определении формирования представления наблюдателя о своем собеседнике, так как это более специфический процесс. В социальной психологии иногда применяется такая формулировка как «познание другого человека» (А.А.

Бодалев) в качестве более точного понятия для характеристики процесса восприятия человека человеком.

Специфика познания человеком другого человека заключается в том, что субъект и объект восприятия воспринимают не только физические характеристики друг друга, но и поведенческие, а также в процессе взаимодействия происходит формирование суждений о намерениях, способностях, эмоциях и мыслях собеседника.

Кроме того создается представление о тех отношениях, которые связывают субъекта и объекта восприятия. Это придает еще более значительный смысл последовательности дополнительных факторов, которые не играют столь важной роли при восприятии физических объектов. Если субъект восприятия активно участвует в общении, то это означает намерение лица установить согласованные действия с партнером с учетом его желаний намерений, ожиданий и прошлого опыта. Таким образом, социальная перцепция зависит от эмоций, намерений, мнений, установок, пристрастий и предубеждений.

Социальную перцепцию определяют как восприятие внешних признаков человека, сопоставление их с его личностными характеристиками, толкование и прогнозирование на этом основании его действий и поступков.

Таким образом, в социальной перцепции непременно присутствует оценка другого человека, и вырабатывание в зависимости от этой оценки и произведенного объектом впечатления определенного отношения в эмоциональном и поведенческом аспекте.

Этот процесс познания одним человеком другого, оценивание его и формирование определенного отношения является неотъемлемой частью человеческого общения и может быть условно назван перцептивной стороной общения.

Существуют основные функции социальной перцепции, а именно: познание себя, познание партнера по общению, организация совместной деятельности на основе взаимопонимания и установление определенных эмоциональных взаимоотношений.

Взаимопонимание это социально-психическое явление, центром которого является эмпатия.

Эмпатия — способность к сопереживанию, желание поставить себя на место другого человека и точно определить его эмоциональное состояние на основе поступков, мимических реакций, жестов.

Процесс социальной перцепции включает в себя взаимоотношения между субъектом восприятия и объектом восприятия. Субъектом восприятия называется индивид или группа, осуществляющие познание и преобразование действительности.

Когда субъектом восприятия выступает индивид, он может воспринимать и познавать свою собственную группу, постороннюю группу, другого индивида, который является членом или своей или иной группы.

Когда субъектом восприятия выступает группа, то тогда процесс социальной перцепции становится еще более запутанным и сложным, так как группа осуществляет познание, как самой себя, так и своих членов, а также может оценивать членов другой группы и саму иную группу в целом.

Существуют следующие социально — перцептивные механизмы, то есть способы, с помощью которых люди понимают, интерпретируют и оценивают других людей:

  1. Восприятие внешнего облика и поведенческих реакций объекта

  2. Восприятие внутреннего облика объекта, то есть набора его социально-психологических характеристик. Это осуществляется через механизмы эмпатии, рефлексии, атрибуции, идентификации и стереотипизации.

Познание других людей зависит также и от уровня развития представления человека о самом себе (Я — концепция), о партнере по общению (Ты – концепция) и о группе, к которой принадлежит или думает, что принадлежит индивид (Мы – концепция).

Познание себя через другого возможно через сравнение себя с другим индивидом или через рефлексию. Рефлексия это процесс осознания того, как собеседник понимает его самого.

В результате между участниками общения достигается определенный уровень взаимопонимания.

Социальная перцепция занимается изучением содержательного и процессуального компонентов процесса общения. В первом случае изучаются атрибуции (приписывания) различных характеристик субъекту и объекту восприятия. Во втором осуществляется анализ механизмов и эффектов восприятия (Эффект ореола, первичности, проекции и другие).

В целом процесс социальной перцепции представляет собой сложный механизм взаимодействия социальных объектов в межличностном контексте и находится под влиянием множества факторов и особенностей, таких как возрастные особенности, эффекты восприятия, прошлый опыт и личностные свойства.

Структура и механизмы социальной перцепции

«Идентификация» (от позднелатинского identifico – отождествлять), является процессом интуитивного отождествления, сравнения субъектом самого себя с другим человеком (группой людей), в процессе межличностной перцепции.

Термин “идентификация” является способом распознания объекта восприятия, в процессе уподобление ему.

Это, конечно, не единственный способ восприятия, но в реальных ситуациях общения и взаимодействия, люди часто используют данный прием, когда в процессе общения, предположение о внутреннем психологическом состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Существует множество результатов экспериментальных исследований идентификации — как механизма социальной перцепции, исходя из которых, выявлена взаимосвязь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением, – эмпатией.

«Эмпатия» — это понимание другого человека путем эмоционального чувствования его переживания. Это способ понимания другого человека, основанный не на реальном восприятии проблем другого человека, а на стремлении эмоциональной поддержки объекта восприятия. Эмпатия – это аффективное “понимание”, основанное на чувствах и эмоциях субъекта перцепции.

Процесс эмпатии в общих чертах сходен с механизмом идентификации, в обоих случаях присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на проблемы с его точки зрения. Известно, что эмпатия тем выше, чем больше человек способен представить себе одну и ту же ситуацию, с точки зрения разных людей, а следовательно и понять поведение каждого из этих людей.

«Аттракция»

Источник: http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/969-2010-11-19-13-06-42.html

3.6. Межличностное восприятие и понимание людьми друг друга. 3.6. Межличностное восприятие и понимание людьми друг друга. 3.6.1. Понятие социального познания

На людей ежедневно обрушивается огромный поток информации как извне, так и в результате ее переработки. Поскольку человек — существо социальное, то и ее познавательная деятельность должна рассматриваться в социальном контексте.

Познавая социальное окружение, окружающий мир, индивид воспринимает, объясняет и воспроизводит различные социальные аспекты этого мира в своем мышлении. Поэтому процесс социального познания занимает чрезвычайно важное место в жизни человека, в его взаимодействии с другими людьми.

Активизация проблем социального познания в наше время направлена на исследование и выяснение таких характеристик этого сложного феномена:

• каким образом люди формируют свои выводы, получая социальную информацию из окружающей среды;

• почему люди обращают внимание на одни действия индивидов, игнорируя другие;

• в чем заключается специфика социального познания, направленного на особенности восприятия и кодирования социальной информации;

• с помощью каких методов люди интегрируют информацию для того, чтобы иметь представление и сделать соответствующие выводы о социальном мире;

• как происходит процесс получения знания о себе и других;

• каковы инструменты, с помощью которых приобретается социальное знание;

• каким образом люди накапливают и вспоминают информацию о социальные события и других людей.

Читайте также:  Мышление - психология

Анализируя психологические особенности социального познания, А. Андреева акцентирует внимание на том, что такой важный механизм познания, как категоризация, сам по себе содержит как предпосылку идею стабильности, то есть категоріТ и возникают именно как фиксация определенных стабильных взаимосвязей в окружающей среде.

Поэтому, учитывая тот факт (кстати, о нем уже шла речь в предыдущем разделе), что реальный исторический процесс содержит наряду с периодами относительной социальной стабильности и этапы острой дестабилизации, стоит рассмотреть вопрос о том, каким образом «ведет себя» человеческое познание именно в такие социально нестабильные времена.

Напомним, что социальная нестабильность — это не только и не столько быстрые и радикальные социальные преобразования, это скорее их несогласованность, отсутствие совпадения их в различных сферах социальной жизни и общества в целом.

Бесспорно, названные дестабилизаций ни процессы, а также культурная специфика, национальный менталитет, условия исторического развития отдельной страны, имеют непосредственное отношение к тому, как будет происходить процесс социального познания.

Исходя из этого, сформулировать проблему можно таким образом: в условиях социальной нестабильности модифицируется процесс социального познания, т.е. процесс конструирования образа социального мира и социальной реальности.

При этом необходимо учитывать, что активность субъекта, который осуществляет реконструкцию и преобразования социального мира, является важным фактором в этом процессе. В социальной психологии есть немало исследований, в которых обосновывается требование, связанная с повышением компетентности человека, который познает социальный мир в нестабильные периоды. В связи с этим высказывается мнение о чрезвычайной важности в повышении компетентности постоянной коммуникации человека с другими людьми, ведь именно в ходе такой коммуникации познания мира приобретает определенного смысла.

Обозначенная проблема — социальное познание в условиях социальной нестабильности — чрезвычайно актуальна для нашего общества, в котором очевиден факт радикальных преобразований в экономике, политике, социальной жизни. Эти изменения трудно охватываются как наукой, так и обыденным сознанием.

С психологической точки зрения ситуация представляется особенно сложной, ведь в предыдущий период стабильность была официальной идеологией, то есть весь уклад жизни воспринимался, понималось и оценивалось как положительное.

Наше время, которое характеризуется плюрализмом мнений и предусматривает вариативность экономических и социальных решений, является чрезвычайно трудным для восприятия массовым сознанием и тем более для восприятия и познания отдельной личностью.

Какие особенности восприятия отдельным индивидом нестабильного общества зачастую имеют место и проявляются теперь? Можно назвать наиболее характерные:

• абсолютная неопределенность ситуации, что делает невозможным ближайший прогноз собственной судьбы, карьеры;

• чувство тревоги, растерянности, неготовности жить и работать в новых условиях;

• представление о том, что любой контроль в обществе отсутствует;

• восприятие новых механизмов социальной регуляции как неэффективных;

• отсутствие уверенности в том, что от рядового человека что-то зависит;

• чувство негативизма, неудовлетворенности;

• на фоне осмысления и переосмысления ситуации возникновения состояния когнитивного диссонанса в связи с несоответствием представлений и ожиданий, что уже сложились в людей, реальным изменениям социальной действительности;

• незнание людьми критериев оценок новых способов социальных

действий и поступков.

Эти и другие проявления восприятия людьми нестабильного социального мира имеют чрезвычайно серьезные последствия, прежде всего в связи с тем, что индивид не чувствует себя субъектом действий и поступков в обществе, он не может, а иногда и не хочет или отказывается видеть и понимать социальные проблемы.

Среди самых общих социально-психологических проблем, которые встают на пути индивидуального и массового сознания, необходимо обратить внимание прежде всего на глобальную ломку социальных стереотипов, изменение системы ценностей.

Слом стереотипов в массовом сознании происходит непросто и часто воспринимается отдельными группами людей как крушение идеалов, потеря смысла жизни. Новые стереотипы, которые зарождаются, приживаются трудно, противоречиво воспринимаются, а часто и отрицаются.

Относительно системы ценностей, то она характеризуется появлением нового набора востребованных обществом ценностных ориентаций, новой иерархией ценностей.

Поскольку этот аспект проблемы подробно освещен во втором разделе в характеристике особенностей социализации различных слоев населения, то здесь подчеркнем лишь на том, что утрата ориентиров относительно иерархии ценностей порождает прежде всего моральную неопределенность. В чем это проявляется? Сегодня можно вести речь о три полюса в оценке массовым сознанием самих ценностей с точки зрения морали:

• во-первых, образуется так называемый моральный вакуум, когда царит вседозволенность;

• во-вторых, отдается должное только ценностям рынка, то есть мир оценивается лишь категориями цены, стоимости, денег, деловых отношений;

• в-третьих, часть людей продолжает придерживаться традиционной для нашей культуры точки зрения: духовные ценности — превыше всего; поэтому, тот, кто так не поступает, является, по их мнению, беспринципным, аморальным.

Последняя позиция, хоть и привлекательна, но в наше время квалифицируется как односторонняя, недостаточная, ведь нельзя игнорировать многомерное видение мира: для одних — это духовные ценности, для других — ценности рынка, еще для кого — то и первые и вторые.

Проблема заключается в том, что для многих людей, для их сознания в условиях нестабильного общества является чрезвычайно трудным делом определить, чему отдать предпочтение, какие ценности считать приоритетными, как сопоставить ценности рынка и общечеловеческие моральные ценности, такие как честность, порядочность.

В этнопсихологии подобная ситуация обозначена понятием «культурный шок», который проявляется в недоумении по поводу непривычных норм и стандартов поведения, в появлении ощущения дискомфорта от разницы между «их» и «нашей» культурой, ощущение потерянности в «чужом» мире.

Люди по-разному переживают культурный шок, неодинаково осознают остроту его воздействия, что зависит от их индивидуальных особенностей, степени сходстве/несходстве культур (ритуалізо-направленность поведения, толерантность по отношению к другой культуре и др.

), степени осведомленности индивида с новыми (другими) культурными ценностями, а также от уровня развития человека в социальной гармонии и согласованности, социальной толерантности и адаптивности, то есть того, как она вообще чувствует себя в ситуации «Я и Общество», адекватно оценивает такое взаимодействие (если восприятия и оценивания себя в обществе адекватные, если человек в гармонии с обществом как таковым, то культурные ценности, кроме, конечно, тех, которые не вызывают сильного душевного дискомфорта и шока и не наносят физического вреда индивиду, также будут иметь более-менее адекватное понимание). Переводя ситуацию взаимодействия различных культур в плоскость нестабильности общества, когда одно уходит, а другое трудно находит себе применения, также можно вести речь, как считает Г. Андреева, о встрече человека с «другим» социальным консенсусом, который стал таким для части общества, однако вызывает шок у другой. Более того, исследовательница ставит вопрос о «шок», который возможен в массовом сознании. Анализируя процесс социального познания в нестабильный период развития общества, она выделяет те показатели, которые наиболее точно характеризуют противоречивость исторического процесса на этапе радикальных преобразований:

• социальная идентичность (кризис идентичности определяется как особая ситуация сознания, когда большинство социальных категорий, посредством которых человек определяет себя и свое место в обществе, кажутся утратившими свои границы и ценность);

• построение образа другого человека (в эпоху нестабильности происходят значительные модификации в его построении: относительная легкость в приписывании другому человеку образа врага, поиск индивидуального и группового врага, рост индивидуального и группового напряжения, агрессивности, перенос ответственности за неудачу с врага «внешнего» врага «внутреннего» и др.);

• построение образа социальных институтов, форм социального контроля, общества в целом, образа социального мира (в период социальной нестабильности трудно определиться, какой тип общества «хороший», а какой «плохой»);

• происходит потеря социального идеала (то есть часть людей вообще не знает, к чему осуществляется переход, что воспринимается болезненно).

Поднимая проблему социального познания в нестабильном социальном мире, мы хотели заострить внимание на этом сложном процессе, не вызывая пессимистических настроений относительно его успешности или неуспешности.

Во все времена процесс социального познания не был простым, человека всегда ожидало немало трудностей и препятствий на пути познания себя и других в социуме.

В наше время, когда проблема стала едва ли не самой большой важности и актуальности, индивиду важно не потерять чувство реальности, найти творческое применение своим знаниям и умениям, адекватно оценить ситуацию и себя в ней. Стоит в этой связи вспомнить Бы.

Ананьева, который утверждал, что человек является субъектом трех основных социальных деятельностей — труда, общения и познания.

При этом психологическое познание, по мнению ученого, может осуществляться в трех основных формах: практического знания (к примеру, в структуре педагогической или врачебной деятельности), художественного и научного познания личности. Речь идет о том, что, осознавая себя субъектом, что мыслит, индивид создает образ социальной реальности, органичной частью которой является и он сам, и такие как он. То есть индивид является не только субъектом, но и объектом познания, прежде всего — психологического.

Проблема познания социальных объектов в социальном контексте, прежде всего восприятия и понимания людьми друг друга, часто обозначается термином «социальная перцепция (от лат. perceptio — восприятие, узнавание и socialis — общественный). Это понятие было введено Дж. Брунером (1947 г.

) для характеристики факта социальной обусловленности восприятия. Позже под социальной перцепцией исследователи стали понимать целостное восприятие субъектом социальных объектов, к которым относятся другие люди, группы, различные социальные сообщества. В такой интерпретации это понятие закрепилось в социальной психологии.

В частности, было доказано, что восприятие социальных объектов имеет специфические черты, которые качественно отличаются от восприятия предметов материального мира.

Прежде всего, отмечается, что социальный объект (тот, кого воспринимают), то отдельный индивид или группа людей, не является пассивным и равнодушным в отношении субъекта восприятия, а пытается вызвать у него положительное представление о себе.

Также показано, что восприятие сопровождается смысловой и оцінювальною характеристикой объекта восприятия. Наконец, в восприятии социальных объектов имеет место единство познавательных компонентов с эмоциональными. Исследования в рамках социальной перцепции посвящены, в частности, вокруг следующих проблем:

• особенности субъекта и объекта восприятия;

• возрастная, половая, профессиональная специфичность социальной перцепции;

• механизмы социального восприятия (межличностные и міжгру-вет);

• своеобразие межличностного восприятия и понимания людьми друг друга; структурная типология межличностного и группового восприятия;

• • точность и адекватность восприятия социальных объектов;

• закономерности и эффекты межгруппового восприятия;

• закономерности формирования первого впечатления;

• влияние на процессы социального познания прошлого опыта, характера отношений, самооценки, личностных свойств индивидов, общающихся между собой.

В этом контексте мы ведем речь о межличностное познание людьми друг друга, ведь именно эти процессы непосредственно введены в общение в том значении, в котором оно здесь рассматривается, т.е. в значении межличностного общения.

По нашему мнению, термин «познания», в отличие от «восприятия», наиболее точно очерчивает круг проблем, связанных с социальной перцепцией, глубже отражает процессы, которые при этом происходят.

На это обращают внимание и другие исследователи, утверждая, что действие ряда феноменов, которые участвуют в формировании представления о себе и другом человеке, не всегда укладывается в традиционное описание перцептивного процесса.

Книга: Конспект лекций Социальная психология личности и общения

СОДЕРЖАНИЕ

На предыдущую

Источник: http://lybs.ru/index-1127.htm

Ссылка на основную публикацию