Шкала отношения к миру — психология

Измерение в психологии. Виды измерительных шкал

Измерения в психологии — процедуры определения количественной выраженности психологических феноменов.

Измерение может быть самостоятельным исследовательским мето­дом, но может выступать и как компонент целостной процедуры эксперимента.

Как самостоятельный метод, измерение служит для выявления индивидуальных различий поведения субъекта и отражения им окружающего мира, а также для ис­следования адекватности отражения (традиционная задача психофизики) и струк­туры индивидуального опыта.

Измерение включается в контекст эксперимента как метод регистрации состоя­ния объекта исследования и соответственно изменения этого состояния в ответ на экспериментальное воздействие.

В психологии различают три основные процедуры психологического измерения. Основанием для различения является объект измерения.

1.

Психолог мо­жет измерять особенности поведения людей для того, чтобы определить, чем один человек отличается от другого с точки зрения выраженности тех или иных свойств, наличия того или иного психического состояния или для отнесения его к определен­ному типу личности. Психолог, измеряя особенности поведения, определяет сход­ства или различия людей. Психологическое измерение становится измерением ис­пытуемых.

2. Исследователь может использовать измерение как задачу испытуе­мого, в ходе выполнения которой последний измеряет (классифицирует, ранжиру­ет, оценивает и т.п.) внешние объекты: других людей, стимулы или предметы внеш­него мира, собственные состояния. Часто эта процедура оказывается измерением стимулов. Под стимулом понимается любой шкалируемый объект.

3. Процедура так называемого совместного измерения (или совместного шкалирования) стимулов и людей. При этом предполагается, что «сти­мулы» и «испытуемые» могут быть расположены на одной оси. Поведение испытуе­мого рассматривается как проявление взаимодействия личности и ситуации. Подоб­ная процедура применяется при тестировании знаний и задач по Кумбсу, Гуттману или Рашу.

В строгом смысле слова психологическим измерением можно назвать лишь из­мерение поведения испытуемых, т. е. измерение в первом значении этого понятия.

Основой психологических измерений является математическая теория измере­ний — раздел психологии, интенсивно развивающийся параллельно и в тесном вза­имодействии с развитием процедур психологического измерения. Сегодня это — крупнейший раздел математической психологии.

С математической точки зрения, измерением называется операция установле­ния взаимно однозначного соответствия множества объектов и символов (как част­ный случай — чисел). Символы (числа) приписываются вещам по определенным правилам.

Правила, на основании которых числа приписываются объектам, определяют шкалу измерения.

Шкала измерения — это множество обозначений, отношения между которыми отражают отношения между объектами эмпирической системы. Шкалой можно назвать результаты измерения, полученные в исследовании, а также инструмент измерения (т.е. систему вопросов, опросник, тест).

Приписывание чисел объектам создает шкалу. Создание шкалы возможно, поскольку существует изоморфизм формальных систем и систем действий, произ­водимых над реальными объектами.

Числовая система является множеством элементов с реализованными на нем от­ношениями и служит моделью для множества измеряемых объектов.

С вопросом о типе шкалы непосредственно связана проблема адекватности (корректности) методов математической обработки результатов измерения. В общем случае, адекватными являются те статистики, которые инвариантны относительно допустимых преобразований используемой шкалы измерения.

Экспериментальная психология родилась не просто благодаря лабораторному эксперименту, а эксперименту, включающему измерения различных величин (интенсивности ощущений, времени реакций, объема памяти, умственного возраста и т. д.).

На первых порах психологи стремились к созданию процедур и шкал измерения, сопоставимых по типу с общепринятыми в естественных науках пропорциональными измерениями: именно такой подход исповедовал основатель классической психофизики Г. Т. Фехнер).

Однако реальное расширение методов психологического измерения происходило в большей степени отнюдь не за счет методов высшей пробы, и это давало повод для беспокойства. Некоторое облегчение принесла нетрадиционная трактовка измерения «как приписывания чисел объектам или событиям согласно правилам» (С.

Стивене). В действительности оказалось, что в психологии несравнимо легче найти методы приписывания чисел, чем определить реальные правила этой деятельности.

Различают несколько типов таких систем и соответственно несколько типов шкал. Тип шкалы однозначно определяет совокупность статистических методов, кото­рые могут быть применены для обработки данных измерения.

Существуют следующие основные типы шкал: наименований, порядка, интерва­лов, отношений. Ряд специалистов выделяет также абсолютную шкалу и шкалу раз­ностей. ШКАЛИРОВАНИЕ НЕМЕТРИЧЕСКОЕ (англ.

nonmetric scaling)вид шкалирования, которое используется в тех случаях, когда физическая метрика стимула (точнее, определенного параметра стимула) не м. б. однозначно определена — напр., при предъявлении вкусовых веществ или одорантов (запахов) разного качества и т. п.

Чаще всего задача испытуемого состоит в оценке степени сходства или различия 2 сигналов, предъявляемых одновременно или последовательно. При этом оценка может даваться в терминах «больше — меньше» либо в баллах по шкале, определяемой инструкцией эксперимента.

На основании полученных данных строятся матрицы сходства или различия между сигналами с последующей их обработкой с помощью специальных алгоритмов.

Др. разновидностью неметрического шкалирования. является субъективная оценка таких атрибутов (стимула, событий, объектов), которые в принципе не м. б.

метризованы по своим физическим параметрам (эстетическая оценка произведений искусства, качества почерка, оценка тяжести преступления, предпочтение к.-л. политиков и т. п.). Сюда же м. б.

отнесены гедонистические оценки (приятности или неприятности) вкуса, запаха и т. д.

Номинативная шкала (неметрическая), или шкала наименований (номиналь-ное измерение). В ее основе лежит процедура, обычно не ассоциируемая с из-мерением.

Пользуясь определенным правилом, объекты группируются по различным классам так, чтобы внутри класса они были идентичны по измеряемому свойству. Каждому классу дается наименование и обозначение, обычно числовое.

Затем каждому объекту присваивается соответствующее обозначение.

ПРИМЕРЫ

Примеры номинативных признаков: «пол» (1 — мужской, 0 — женский), «нацио-нальность» (1 — русский, 2 — белорус, 3 — украинец), «предпочтение домашнихживотных» (1 — собаки, 2 — кошки, 3 — крысы, 0 — никакие) и т. д.

В последнем случае если одному испытуемому присвоена 1, а другому 2, то это обозначает толь-ко то, что у них разные предпочтения: у первого — собаки, у второго — кошки.

Из того, что К 2, нельзя делать вывод, что у второго предпочтение выражено больше,

чем у первого, и т. д,

Заметим, что в этом случае мы учитываем только одно свойство чисел — то,что это разные символы. Остальные свойства чисел не учитываются. Привычные операции с числами — упорядочивание, сложение-вычитание, деление —при измерении в номинативной шкале теряют смысл.

При сравнении объектов мы можем делать вывод только о том, принадлежат они к одному или разным классам, тождественны или нет по измеренному свойству.

Несмотря на такие ограничения, номинативные шкалы широко используются в психологии, и к ним применимы специальные процедуры обработки и анализа данных.

Ранговая, или порядковая шкала (неметрическая) (как результат ранжирования). Как следует из названия, измерение в этой шкале предполагает приписывание объектам чисел в зависимости от степени выраженности измеряемого свойства.

ПРИМЕР

Мы можем ранжировать всех испытуемых по интересующему нас свойству на основе экспертной оценки или по результатам выполнения некоторого задания и приписать каждому испытуемому его ранг. Или предложить испытуемым самим определить выраженность изучаемого свойства, пользуясь предложенной шкалой (5-,7- или 10-балльной).

Существует множество способов получения измерения в порядковой шкале. Но суть остается общей: при сравнении испытуемых друг с другом мы можем сказать, больше или меньше выражено свойство, но не можем сказать,

насколько больше или насколько меньше оно выражено, а уж тем более — во сколько раз больше или меньше. При измерении в ранговой шкале, таким образом, из всех свойств чисел учитывается то, что они разные, и то, что одно число больше, чем другое.

ПРИМЕР

Четверым бегунам присвоены ранги в соответствии с тем, кто раньше достиг «финиша» (ранг 1 — самый быстрый):

Основываясь только на этих данных, мы можем судить о том, кто раньше прибежал, а кто позже. Но мы не можем судить, насколько каждый из них пробежал быстрее или медленнее другого. Глядя на эти ранги, можно было бы предположить,

что бегуны А и В различаются меньше, чем бегуны В и D, так как 2—1 = 1, а 4-2 = 2.

Однако такой вывод — следствие «пленяющей магии чисел»: бегун А мог быть тренированным спортсменом, пробежавшим дистанцию в 2 раза быстрее, чем бегуны В, С и D — «увальни», пришедшие к «финишу» с минимальными различиями во

времени.

Интервальная шкала (метрическая). Это такое измерение, при котором числа отражает не только различия между объектами в уровне выраженности свойства (характеристика порядковой шкалы), но и то, насколько больше или меньше выражено свойство.

Равным разностям между числами в этой шкале соответствуют равные разности в уровне выраженности измеренного свойства. Иначе говоря, измерение в этой шкале предполагает возможность применения единицы измерения (метрики).

Объекту присваивается число единиц измерения, пропорциональное выраженности измеряемого свойства. Важная

Читайте также:  Опыт методологического анализа психологических категорий: психика, душа и личность. - психология

особенность интервальной шкалы — произвольность выбора нулевой точки: ноль вовсе не соответствует полному отсутствию измеряемого свойства.

Произвольность выбора нулевой точки отсчета обозначает, что измерение в этой шкале не соответствует абсолютному количеству измеряемого свойства.

Следовательно, применяя эту шкалу, мы можем судить, насколько больше или насколько меньше выражено свойство при сравнении объектов, но не можем судить о том, во сколько раз больше или меньше выражено свойство.

ПРИМЕР

Наиболее типичный пример измерения в интервальной шкале — температура по шкале Цельсия (°С). Важная особенность такого измерения заключается в том, что нулевая точка на шкале не соответствует полному отсутствию измеряемого свой-ства (О °С — это точка замерзания воды, но не отсутствия температуры, тепла).

И если сегодня +5 °С, а вчера было +10°С, то можно сказать, что сегодня на 5 градусов холоднее, но неверно утверждать, что сегодня холоднее в два раза.

Интервальные измерения широко использ в психологии: тестовые шкалы Векслера (по интеллекту), стены, Т-шкалы.

Абсолютная шкала, или шкала отношений (метрическая). Измерение в этой шкале отличается от интервального только тем, что в ней устанавливается нулевая точка, соответствующая полному отсутствию выраженности измеряемого свойства.

ПРИМЕР

В отличие от температуры по Цельсию, температура по Кельвину представляет собой измерение в абсолютной шкале. Более привычные примеры измерения в этой шкале — это измерения роста, веса, времени выполнения задачи и т. д. Общим в этих примерах является применение единиц измерения и то, что нулевой точке со-

ответствует полное отсутствие измеряемого свойства. В силу абсолютности нулевой точки, при сравнении объектов мы можем сказать не только о том, насколько больше или меньше выражено свойство, но и о том, во сколько раз (на сколько процентов и т. д.) больше или меньше оно выражено.

Измерив время решения задачи парой испытуемых, мы можем сказать не только о том, кто и на сколько секунд (минут) решил задачу быстрее, но и о том, во сколько раз (на сколько процентов) быстрее. Следует отметить, что, несмотря на привычность и обыденность абсолютной шкалы, в -психологии она используется не часто.

Из редких примеров можно привести измерение времени реакции (обычно в миллисекундах) и измерение абсолютных порогов чувствительности (в физических единицах свойств стимула).

В психологии абсолютные шкалы не используются. Данные, полученные с помо­щью абсолютной шкалы, не преобразуются, шкала тождественна сама себе. Любые статистические меры допустимы.

Существует еще несколько требований к социальной шкале, которые соблюдают при ее конструировании: валидность, полноту и чувствительность.

Валидность шкал измерения зависит правильности выбора индикатора и выражается в том, что используемая шкала измеряет именно то свойство или качество изучаемого явления, которое исследователь намерен измерить.

Полнота шкалы измерения – это ее способность выявить отношение респондентов к изучаемому явлению с той или иной степенью дифференциации. Она неотъемлемая характеристика шкалы, построенной на субъективных индикаторах. Число ее позиций, прежде всего для ранговых шкал, определяется самим исследователем, чем больше их, тем шкала чувствительнее.

Источник: https://megalektsii.ru/s108t3.html

Валидизация методик изучения глобальных отношений личности к себе и к миру

УДК 159.923 ББК Ю937

Гудкова Елена Владимировна соискатель г. Челябинск Gudkova Elena Vladimirovna

Applicant for a Degree Chelyabinsk

Валидизация Методик изучения глобальных отношений

личности к себе и к миру Research Methods Validation of a Person's Global Attitude to Himself and to the World

В статье описана процедура разработки и валидизации методик изучения глобальных отношений личности к себе и к миру, построенных по принципу семантического дифференциала. В отличие от оригинальной методики, разработанной Ч. Осгудом, данные инструменты направлены на изучение не только эмоционально-оценочного, но и когнитивного аспекта отношений.

Creating procedure and validation of methods for research of a person's global attitude to himself and to the world are presented in the article. These methods are designed on the principle of the semantic differential. In contrast to the original method of Ch. Osgud these tools are aimed at the analysis not only attitudinal, but also cognitive aspect of this attitude.

Ключевые слова: глобальное отношение к себе, глобальное отношение к миру, семантический дифференциал, диагностика, валидность, надежность.

Key words: global self-evaluation, global world-evaluation, semantic differential, diagnostics, validity, reliability

Простановка проблемы

Оценочные отношения личности традиционно являются предметом исследования различных отраслей психологического знания: общей, возрастной, педагогической социальной психологии и др. Они рассматриваются как характерологическое ядро личности, как условие психического здоровья, как важный фактор человеческой активности.

Наиболее обобщенными оценочными отношениями являются глобальные отношения личности к себе и к миру.

В психологической литературе им придается большое значение, подчеркивается их роль в развитии личности, влияние на формирование профессиональной позиции, трудовой мотивации, уровня притязаний (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, М.И.

Лисина, Л.И. Божович и др.). Однако на сегодняшний день практически отсутствуют эмпирические исследования глобальных отношений.

Так же остро стоит проблема диагностических методик. Разработано множество тестов, опросников, экспериментальных процедур, непосредственно или косвенно измеряющих самооценку, самоуважение, самопринятие и другие частные проявления отношения к себе.

Для изучения отношения к отдельным проявлениям внешнего мира используются цветовой тест отношений или тест незаконченных предложений, создаются авторские методики (например, стандартизованное интервью, анкета отношения к учебе, ко лжи, к природе и т.д.).

Для изучения глобального (обобщенно-интегрированного) самоотношения зарубежными психологами до сих пор используется Global Self-Esteem Scale (М. Rosenberg, 1965). Предлагается также шкала, состоящая из одного утверждения, Single-Item Self-Esteem Scale [5].

Однако, как отмечают сами авторы, ее использование возможно лишь в качестве замены шкалы Розенберга в лонги-тюдных исследованиях и в исследованиях с большим количеством параметров. Среди отечественных диагностических инструментов, подходящих для данной цели, можно выделить опросник самоотношения, разработанный В.В. Столиным.

В ходе анализа нам не удалось обнаружить методик, предназначенных для изучения глобального отношения личности к миру.

Вместе с тем, на наш взгляд, назрела необходимость проверки теоретической концепции глобальных отношений.

Изучение особенностей глобальных отношений личности позволит разрабатывать более адекватные с точки зрения личностного и кометентностного подходов программы профессиональной адаптации и развития персонала.

Для решения этих задач необходима разработка методик, позволяющих системно изучать глобальные отношения личности.

Определение конструктов

Термин «глобальное отношение» был введен Н.А. Батуриным для обозначения свойства личности, заключающего в себе максимально обобщенную оценку индивидом себя или окружающей действительности. В зависимости от внешней или внутренней ориентации выделяется два вида глобальных отношений: «глобальное отношение к себе» и «глобальное отношение к миру» [1].

С точки зрения теории оценочной функции психики система оценок имеет уровневое строение (Н.А Батурин, И.В. Выбойщик, Е.В. Гудкова). Первый уровень представляет собой оценки-результаты или процессуальные оценки. Второй уровень включает интегрально устойчивые оценки или знаемые оценки.

Третий уровень — это уровень личностных свойств, которые не являются оценками в привычном понимании этого слова, но так же как в оценках в них отражаются отношения индивида. А.Ф. Лазурский и В.Н. Мясищев называли их субъективными отношениями и считали, что они лежат в основе черт характера.

Глобальные отношения относятся к оценочным образованиям личностного уровня, но отличаются от других более высоким уровнем обобщенности (объектом оценки являются обобщенный образ «Я» и обобщенный образ мира).

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/validizatsiya-metodik-izucheniya-globalnyh-otnosheniy-lichnosti-k-sebe-i-k-miru

Психологические тесты. Опросник социально психологической адаптивности (СПА) А.К.Осницкого. Интерпретация полученных результатов

Опросник СПА в качестве оснований для адаптации предполагает ряд факторов: принятие себя и других, эмоциональный комфорт, интернальность, т.е.

ответственность, независимость поведения, партнерскую позицию, в которой человек способен строить отношения на равных без доминирования и чрезмерного подчинения.

В качестве оснований для дезадаптации он предполагает: низкий уровень принятия себя и низкий уровень принятия других, то есть конфронтация с ними, эмоциональный дискомфорт, который может быть весьма различным по природе, сильную зависимость от других, то есть экстернальность, стремление к доминированию.

Читайте также:  Забота, заботливость, заботливый - психология

Интерпретация шкал:

Шкала “Самоприятие” отражает степень дружественности-враждебности по отношению к собственному “Я”. Высокие баллы по этой шкале означают одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку. Низкие баллы – видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению.

Шкала “Приятие других”. Отражает уровень дружественности-враждебности к окружающим людям, к миру. Высокие баллы по этой шкале означают принятие людей, одобрение их жизни и отношения к себе в целом, ожидание позитивного отношения к себе окружающих. Низкие баллы – критическое отношение к людям, раздражение, презрение по отношению к ним, ожидания негативного отношения к себе.

Шкала “Эмоциональный комфорт”. Отражает характер преобладающих эмоций в жизни испытуемого. Высокие баллы – это преобладание положительных эмоций, ощущение благополучия своей жизни; на негативном – наличие выраженных отрицательных эмоциональных состояний.

Шкала “ Интернальность”. Отражает в какой степени человек ощущает себя активным объектом собственной деятельности, и в какой – пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств.

Высокие значения говорят о том, что человек ответственен, полагает, что происходящие с ним события являются результатом его деятельности.

Низкие баллы – человек полагает, что происходящие ним события являются результатом действия внешних сил (случая, других людей и т.д.).

Шкала «Стремление к доминированию». Отражает степень стремления человека доминировать в межличностных отношениях. Высокие показатели говорят о склонности подавлять другого человека, чувствовать превосходство над другими. Низкие показатели – склонность к подчинению, мягкость, покорность.

Эскапизм – уход от решения проблем.

Хорошо, когда показатели адаптации, принятия себя и других, интернальности, эмоционального комфорта набрали 70% и выше. Если по данным шкалам Вами набрано менее 70%, то эффективно подобрать специальные практики для повышения соответствующих аспектов Вашего социального здоровья

В ходе анализа важно сравнить показатели принятия других и принятия себя. Какой из этих показателей выражен в большей степени? О чем это говорит? Сделать соответствующий вывод по результатам сравнения данных двух шкал. Если показатели этих двух шкал значимо различаются подумать о соответствующих мерах гармонизации социального здоровья.

Критерии адаптированности отчасти совпадают с критериями личностной зрелости, в том числе с чувством собственного достоинства и умением уважать других, открытостью реальной практике деятельности и отношений, пониманием своих проблем и стремлением овладеть, справиться с ними. Напротив, критерии дезадаптированости предполагают неприятие себя и других, наличие защитных барьеров в осмыслении своего актуального опыта, кажущееся решением проблем, негибкость.

Источник: http://rasstanovki-rostov.ru/?page_id=667

Глобальные отношения личности к себе и к миру

На правах рукописи

Гудкова Елена Владимировна

ГЛОБАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ К СЕБЕ И К МИРУ

Специальность 19.00.01 — Общая психология, психология личности, история психологии

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук

июн ?пю

Челябинск-2010

004605496

Работа выполнена на кафедре общей психологии ГОУ ВПО «ЮжноУральский государственный университет»

Научный руководитель — доктор психологических наук, профессор

Батурин Николай Алексеевич, ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет», г. Челябинск

Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор

Дорфман Леонид Яковлевич, ГОУ ВПО «Пермский государственный институт искусства и культуры», г. Пермь;

кандидат психологических наук, доцент Кирдяшкина Татьяна Александровна,

ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.

Ведущая организация — ГОУ ВПО «Уральский государственный

университет им. A.M. Горького».

Защита состоится 24 июня 2010 г., в /-3.' О О часов, на заседании диссертационного совета ДМ 212.298.17 в Южно-Уральском государственном университете по адресу: 454080, г. Челябинск, пр. им. В.И. Ленина, 76. ауд. 1001.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Южно-Уральского государственного университета (454080, Челябинск, пр. им. В.И. Ленина, 87, корпус Зд.).

Автореферат разослан «7! » мая 2010 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат психологических наук

Ю.В. Всемирнова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования.

Ситуация, в которой находится современное российское общество, неоднозначна: с одной стороны, политические и социальные условия российской действительности значительно расширили возможности людей, с другой — ситуация нестабильности в обществе в целом, быстрые и непредсказуемые преобразования отразились, в частности, на психическом состоянии, на настроении, субъективном благополучии населения.

В связи с этим, успешность человека все больше зависит от его субъектной позиции, и, в частности, от отношения к себе и к тому, что его окружает. Глобальные отношения личности выполняют особую системообразующую роль в структуре сознания и самосознания.

Позитивное пли негативное отношение к себе определяет уровень притязаний личности, составляет основу чувства собственного достоинства, является необходимым условием для формирования партнерских отношений в семье и профессиональной сфере.

Позитивное или негативное отношение к миру лежит в основе созидательной или разрушительной творческой активности, проявления доброй воли, морально-этических качеств личности.

Существует две тенденции изучения психических феноменов, близких по содержанию к глобальным отношениям. С одной стороны сложилось обобщенное философское представление об отношении личности к себе и к миру (В. Франкл, СЛ.

Рубинштейн), любви к себе и к другим людям (Э. Фромм, А. Маслоу), безусловное принятие (К. Роджерс), Я-позищш (Э. Берн). Однако до сих пор отсутствуют эмпирические исследования, подкрепляющие воззрения данных авторов.

Источник: https://psibook.com/scholarly/globalnye-otnosheniya-lichnosti-k-sebe-i-k-miru.html

«ШКАЛА ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ» КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ КОГНИТИВНЫХ ИСКАЖЕНИЙ

Статья опубликована в рамках:

XXIX Международной заочной научно-практической конференции

Выходные данные сборника:

«ШКАЛА  ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫХ  ОТНОШЕНИЙ»  КАК  МЕТОД  ИССЛЕДОВАНИЯ  КОГНИТИВНЫХ  ИСКАЖЕНИЙ

Захарова  Майя  Леонидовна

канд.  псих.  наук,  старший  преподаватель  Санкт-Петербургского  государственного  педиатрического  медицинского  университета,  Санкт-Петербург

E-mail:  mayazaharova@mail.ru

“DYSFUNCTIONAL  ATTITUDES  SCALE”  AS  A  METHOD  OF  THE  COGNITIVE  DISTORTIONS'  RESEACH

Zakharova  Maya

Candidate  of  psychological  science,  Saint-Petersburg  state  pediatric  medical  university,  Saint-Petersburg

АННОТАЦИЯ

В  данной  статье  даны  представления  о  когнитивных  искажениях  с  точки  зрения  теории  А.

  Бека,  а  также  представлены  результаты  адаптации  и  стандартизации  на  российской  выборке  опросника  «Шкала  дисфункциональных  отношений»  А.  Бека  и  А.

  Вейсмана,  предназначенного  для  исследования  когнитивных  искажений,  лежащих  в  основе  неадекватного  эмоционального  реагирования  и  психогенных  расстройств.

ABSTRACT

In  this  article  presents  basic  ideas  about  cognitive  distortions  in  cognitive  theory  of  A.  Beck.  Also  presents  results  inventory  “Dysfunctional  attitudes  scale”'s  (A.

  Beck,  A.  Weissman)  adaptation  and  standartization  in  Russia.

  This  method  may  be  use  for  reseach  of  the  cognitive  distortions,  what  found  emotional  disorders  and  psychogenical  disorders.

Ключевые  слова:  когнитивные  искажения;  дисфункциональные  отношения;  шкала  дисфункциональных  отношений;  А.  Бек;  невротические  расстройства;  психогенные  расстройства.

Keywords:  cognitive  distortions;  dysfunctional  attitudes;  “Dysfunctional  attitudes  scale”;  A.  Beck;  neuroses;  psychogenical  disorders.

Широкая  распространенность  эмоциональных  нарушений,  невротических  и  психосоматических  заболеваний  вызывает  необходимость  дальнейшего  исследования  особенностей  их  возникновения  и  развития,  а  также  направленности  психотерапевтического  воздействия.

В  свете  когнитивных  подходов  и  когнитивных  моделей  психотерапии  в  основе  данных  расстройств  лежат  когнитивные  искажения  —  неадаптивные  ошибки  восприятия  реальности  (дисфункциональные  отношения,  по  А.  Беку,  или  иррациональные  установки,  по  А.  Эллису).

  Их  нереалистичность,  несоответствие  с  действительностью,  иррациональность  искажающе  влияют  на  восприятие  и  оценку  себя,  других  людей  и  окружающего  мира  и  тем  самым  влияют  на  другие  сферы  психического  и  компоненты  системы  отношений  личности  (эмоциональный,  поведенческий),  провоцируя  возникновение  невротических  и  психосоматических  расстройств  [7,  12].

Согласно  А.

Беку,  проблемы  индивида  вытекают  из  искажений  реальности,  основанных  на  ошибочных  предпосылках  и  допущениях,  —  дисфункциональных  отношений  —  промежуточных  идеаций  между  событием  и  реакцией  (иногда  неосознаваемых),  которые  отражают  особенности  восприятия  событий  и  таким  образом  определяют  эмоциональную  реакцию.  Эти  неправильные  представления  ведут  начало  из  неправильного  обучения  в  процессе  когнитивного  развития  личности  и  имеют  характер  «автоматических  мыслей»,  которые  возникают  рефлекторно  и  представляются  человеку  правдоподобными.

A.  Бек  в  своих  работах  выделяет  ряд  когнитивных  искажений,  которые  были  описаны  им  как  характерные  для  депрессивных  состояний,  но  впоследствии  другими  учеными  (Jarret  R.B.,  Rush  A.J.,  McPherson  F.M.,Freeman  и  др.)  подтверждена  их  выраженность  при  тревожных,  поведенческих  и  личностных  расстройствах:

1.  «Персонализация»  —  склонность  интерпретировать  события  в  аспекте  личных  значений  (переоценка  степени  связи  события  с  человеком,  чрезмерная  поглощенность  персональными  значениями  отдельных  происшествий  или  непреодолимая  склонность  человека  сравнивать  себя  с  окружающими);

2.  «Поляризованное  мышление»  (дихотомическое,  биполярное)  —  склонность  мыслить  крайностями  в  значимых  ситуациях  (только  как  хорошо  или  плохо,  прекрасно  или  ужасно,  всегда  или  никогда).  Униполярность  мышления  крайностями  —  катастрофичность  —  ожидание  крайне  негативных  результатов;

Читайте также:  Что убивает любовь - психология

Источник: https://sibac.info/conf/pedagog/xxix/33255

Измерения в психологии

ИЗМЕРЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ (англ. measurements in psychology) — процедуры получения числовых характеристик для величин свойств изучаемых в психологии явлений и объектов, напр., моторных и речевых реакций, ощущений, способностей, мотивов, установок и поступков личности, ее статуса в группе. В послесловии к книге амер. психолога Джеймса Кеттела (Cattell J.

Mental Test and Measurements, 1890) основатель биометрии Ф. Гальтон (1822-1911) уверенно предрек: «Психология не может стать прочной и точной, как физические науки, если не будет основываться на эксперименте и измерении». Сам Гальтон со страстной одержимостью внедрял измерения и в др. науки, буквально следуя афоризму Г.

Галилея: «Измеряй все, поддающееся измерению, и сделай таким все, не поддающееся измерению».

Разнообразные виды измерения в теоретическом плане формализуются с помощью понятий числового представления и шкалы. Числовое представление — это функция, гомоморфно отображающая эмпирическую систему с отношениями в числовую систему с отношениями.

Шкала — это множество чисел, отношения между которыми отражают отношения между объектами эмпирической системы. В частности, шкалой можно назвать результаты измерения, полученные определенной системой вопросов, заданных испытуемому, а также сам инструмент измерения (т. е. систему вопросов, опросник, тест).

Шкалы разделяют по типу в соответствии с тем, какие отношения они отражают, и, что эквивалентно, теми допустимыми (математическими) преобразованиями, которые оставляют инвариантными соответствующие отношения. Широко известна простая типология шкал, предложенная амер.

психологом-психофизиком Стэнли Стивенсом (1946): шкала отношений, интервальная, порядковая и номинальная шкалы.

Номинальная шкала (или шкала наименований) отображает лишь отношение эквивалентности, посредством которого объекты группируются в отдельные непересекающиеся классы, причем номер класса фактически не имеет количественного содержания и м. б. заменен названием, шифром и т. д. Примером шкалы такого рода может служить нумерация игроков спортивных команд.

Порядковая (или ранговая) шкала отображает, кроме отношения эквивалентности, еще и отношение порядка; допустимым для нее будет любое монотонное преобразование. Примеры: балльные оценки успеваемости в школе, шкала твердости минералов (шкала Мосса).

Интервальная шкала,помимо отношений, указанных для шкал наименований и порядка, отображает отношение расстояний (разностей) между парами объектов. Для нее допустимым является положительное линейное преобразование (изометрическое преобразование).

Шкалы Цельсия и Фаренгейта, с помощью которых измеряется физическая температура, представляют примеры интервальных шкал. В психологии к таким шкалам относят шкалы измерения различных субъективных феноменов, полученные методом парных сравнений. См.

также Аддитивная шкала.

Шкала отношений (пропорциональная шкала) допускает лишь умножение шкальных значений на константу (преобразование подобия). В физике этому типу шкалы удовлетворяют многие процедуры измерения, напр., массы в кг, длины в м, температуры в град. Кельвина.

Иногда в качестве синонима «шкалы отношений» используется термин «абсолютная шкала», поскольку нулевая точка здесь не является произвольной и называется «абсолютным нулем».

Однако термин «абсолютная шкала» имеет и более узкое значение, когда он применяется для обозначения шкалы, допускающей лишь тождественные преобразования и отображающей количество «неделимых» и «однородных» (дискретных) объектов, напр., количество жителей города N, число зубов, объем кратковременной памяти и т. д.

С вопросом о типе шкалы непосредственно связана проблема адекватности (корректности) методов математической обработки результатов измерения. В общем случае, адекватными являются те статистики, которые инвариантны относительно допустимых преобразований используемой шкалы измерения.

Экспериментальная психология родилась не просто благодаря лабораторному эксперименту, а эксперименту, включающему измерения различных величин (интенсивности ощущений, времени реакций, объема памяти, умственного возраста и т. д.).

На первых порах психологи стремились к созданию процедур и шкал измерения, сопоставимых по типу с общепринятыми в естественных науках пропорциональными измерениями: именно такой подход исповедовал основатель классической психофизики Г. Т. Фехнер).

Однако реальное расширение методов психологического измерения происходило в большей степени отнюдь не за счет методов высшей пробы, и это давало повод для беспокойства. Некоторое облегчение принесла нетрадиционная трактовка измерения «как приписывания чисел объектам или событиям согласно правилам» (С. Стивенс).

В действительности оказалось, что в психологии несравнимо легче найти методы приписывания чисел, чем определить реальные правила этой деятельности. Измерительные процедуры для психических явлений не лучше известны, чем то, что ими измеряется. Как откровенно заметил У. Торгерсон (1958), большинство измерений в бихевиоральных науках основаны на соглашениях и интуициях экспериментаторов.

Из признания этого факта не следует необходимость отказа от существующих методов измерения и методов обработки исходных данных, поскольку их ценность определяется не столько предполагаемой точностью и уровнем измерения (типом шкалы), сколько способностью предсказывать наблюдаемые факты, в т. ч. и сугубо практические. Тем не менее это признание необходимо для того, чтобы не допускать наивных ошибок.

Дефиниция Стивенса дала мощный толчок для развития в психологии, наряду с процедурами объективного измерения (г. о. внешних реакций) с помощью физических приборов (см. Полиэффекторный метод), процедур субъективного измерения,когда изучаемый человек сам же и выполняет функцию измерительного прибора.

Конечно, исследователь с помощью инструкции и специальных средств должен организовать деятельность «субъективного прибора». Такой подход реализуется, напр.: в методах категориальной оценки,где испытуемому предъявляются одиночные стимулы и ряд оценочных категорий (напр.

, сильный—средний—слабый; абсолютно верно—сомнительно—абсолютно неверно ит. п.

) и требуется подыскать каждому стимулу соответствующую категорию; в методах числовой (или балльной) оценки,где стимулы предъявляются обычно одиночно, каждому из них испытуемый приписывает то или иное число (ранг, балл) в соответствии со степенью выраженности заданного свойства у стимула (числовая шкала м. б.

в разной степени ограниченной); в методах ранжирования,где предъявляется весь набор стимулов и испытуемый производит их упорядочение по степени выраженности некоторого свойства, причем ему поясняют, что сначала выбирается стимул с максимально (минимально) выраженным заданным свойством, затем из оставшихся стимулов следует тоже выбрать стимул с максимально (минимально) выраженным заданным свойством и т. д.; в методах с парными сравнениями,где испытуемому последовательно предъявляются пары стимулов (это м. б. слова, суждения, картинки, физические объекты) и требуется в каждой паре выбрать тот стимул, в котором более выражен указанный экспериментатором признак.

В перечисленных методах, как правило, производится одномерное измерение: полученные результаты упорядочиваются на одной-единственной шкале. Однако в связи с развитием математического метода факторного анализа широкое распространение в психологии получили субъективные методы многомерного измерения; к ним относятся, напр.

, метод семантического дифференциала (и его варианты), а также методы многомерного шкалирования,в которых испытуемые дают числовые оценки субъективным расстояниям между стимулами.

Существующие компьютерные программы позволяют без особого труда представить любые данные, полученные такими методами, в виде n-мерного пространства, природа и смысл которого нередко остаются загадочными даже для исследователя. См.

Аттитюда измерение, Байес, Валидность теста, Методы шкалирования, Надежность измерения, Надежность теста, Психодиагностика, Психометрика, Психосемантика, Психофизика, Субъективное семантическое пространство, Шкалирование многомерное, Шкалирование неметрическое. (Б. М.)

Добавление ред.: Первые 2 типа шкал (наименований и порядка) относятся к «слабым» шкалам, поскольку приписывание чисел объектам связано с минимальными ограничениями на шкалируемые свойства. Вместо числовых систем в этих шкалах могут использоваться словесные системы, как, напр.

, при оценке знаний в вузах (порядковая шкала: неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо, отлично).

Эти 2 типа шкал остаются инвариантными только при самых общих математических преобразованиях групповой структуры шкал (группа перестановок и изотоническая группа) и допускают только наиболее простые статистики (моду, медиану, ранговую корреляцию). Два др.

типа шкал (интервалов и отношений) относятся к «сильным». Они остаются инвариантными и при общих линейных преобразованиях (шкала интервалов) и при преобразованиях подобия (шкала отношений).

Соответственно, они допускают применение более сложных статистик (среднее арифметическое, дисперсия, линейная корреляция, среднее геометрическое, коэффициент вариации). Преимуществом «слабых» шкал является их применимость к самым сложным, малоопределенным эмпирическим объектам. С этим связана их широкая распространенность как в естественнонаучной эмпирике, так и в гуманитарных областях знаний.

Преимуществом «сильных» шкал является их большая информативность, они позволяют делать более тонкие и разнообразные модельные предсказания об эмпирических свойствах объектов, чем «слабые» шкалы. Однако значительные ограничения, с которыми связано здесь приписывание чисел объектам, не позволяют распространить их так широко, как это происходит со «слабыми» шкалами. (Ч. А. Измайлов.)

Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

  • Ваш комментарий ВКонтакте

Источник: https://psychologiya.com.ua/i/3847-izmereniya-v-psixologii.html

Ссылка на основную публикацию