Психология родительства
��егодня практически все будущие папы и мамы задумываются над психологией родительства. Ведь только успешное родительство поможет воспитать деток правильно и грамотно, с чем в будущем не возникнет никаких проблем.
Да и готовится к воспитанию малышей необходимо заранее, ещё до начала появления крохи на свет.
Во многих странах при наступлении беременности, женщина в обязательном порядке должна пройти специальные подготовительные курсы, которые помогут освоить ей философию родительства и социальное родительство. Такие занятия очень полезны, интересны и увлекательны.
Вообще грамотная подготовка психо-эмоциональной сферы родительства очень важна, так как от этого будет зависеть очень многое. А всё таинство начинается ещё с того самого момента, когда в утробе матери зарождается жизнь. Ведь совсем недаром во многих странах мира именно зачатие является днём рождением человека.
Но когда приходит время рожать, мы зачастую задумываемся о том, как будем воспитывать своего ребенка, как сделать это правильно. Ведь от того насколько правильно вы будите относиться к своему ребёнку, давать ему все необходимые знания, будет зависеть очень многое.
И когда мы задумываемся над такими элементарными вопросами, как психология родительства, оказывается, что мы практически ничего не знаем.
Стоит отметить, что после родов у многих женщин происходит эмоциональный срыв, некоторые начинают отказываться от своего ребёнка, другие наоборот чувствуют себя настоящей матерью и готовы своей крохе отдать практически всё. Поэтому тут очень важно будет подготовиться эмоционально к тому, что вскоре вы станете родителями.
После того как малыш начинает ходить и становится более старшим большинство родителей при воспитании поддерживают точку зрения своих мам, пап, дедушек и бабушек, они стараются воспитывать своих детей так, как воспитывали вас.
Но не стоит забывать, что время меняется, меняются интересы, возможности, в общем всё, что может как-то повлиять на родителей и их детей.
Вы можете прочитать огромное количество различной литературы, посмотреть различные научные видеофильмы, а также можете обратиться за советом к своему врачу. Но наиболее важную роль тут играет психолог, именно его помощь поспособствует тому.
Что вы будите бороться со своими страхами и сможете для себя окончательно решить, как развивать своего малыша. В любом случае вы должны попробовать обратиться к специалисту, который поможет вам побороть психологический барьер.
Он также поможет вам выяснить, как вести себя с ребёнком, и со многим другим.
Источник: http://StranaDetstva.ru/psixologiya-roditelstva
Родительство
РОДИТЕЛЬСТВО, биологические и социальные связи между супругами и детьми, включающие рождение и воспитание ребёнка, обеспечивающие приобщение его к культурным и духовно-нравственным ценностям общества.
Биологически мужчины становятся отцами, а женщины — матерями в момент появления на свет своего первого ребёнка (см. Материнство, Отцовство).
Но только благодаря повседневному уходу за ребёнком, постоянному эмоциональному вовлечению в его детскую жизнь матери и отцы по-настоящему становятся родителями.
Мы живём в такой культуре, которая, идеализируя мать, представляет её так, будто она интуитивно знает, что нужно делать для ребёнка, что она наделена врождённым спокойствием и терпением, внимательна к нуждам других и принимает на себя заботу о своих близких без колебаний и затруднений.
Действительно, мать для ребёнка — первый объект обожания, причём объект первостепенной важности. А другой родитель — отец — предстаёт и как друг, и как человек, который вклинивается в отношения «мать — ребёнок», и уже в самом раннем возрасте ребёнок может ощущать ревность к отцу.
Также по теме: Родители парня: как их расположить к себе. 8 правил. Отношения. Любовь
Предполагается, что способность и желание растить и воспитывать ребёнка являются врождёнными, к тому же исключительно женскими качествами. Эта абсолютизированная идея о женской незаменимости оказывает родителям плохую услугу, так как воспитание детей связано не только с природными задатками.
Воспитание детей взаимопереплетено с целым рядом чувств и умений, которые требуют развития как у женщины, так и у мужчины. По-видимому, некоторые женщины действительно являются «врожденными матерями», а для некоторых мужчин уход за детьми также является чем-то естественным.
Однако большинству женщин и мужчин приходится на практике обучаться искусству ухода за детьми, и чувства и умение общения с детьми развиваются по мере роста детей.
Также по теме: Готовы ли вы стать родителями?. Психология
Родительство. Воспитание
Родители обязаны воспитывать у ребёнка здоровое отношение к вопросам пола и половой жизни, физиологическим и нравственным основам брака и семьи, причём это надо начинать делать задолго до вступления детей в период полового созревания, а по некоторым его аспектам — уже в самом раннем детстве. При всей сложности и деликатности сексологических проблем родители должны своевременно и правильно отвечать на вопросы своих подрастающих детей.
Также по теме: Психологически давят?
Американский социолог Дж. Левин рассматривает родительство как сознательный выбор мужчин и женщин, выбор, благодаря которому лица обоего пола могут испытывать радость и который в каждой семье должен реализовываться, исходя из темперамента родителей, заинтересованных в воспитании, а значит, на основе большего разнообразия воспитательных средств по сравнению с традиционными моделями.
Элементы естественного родительства
- Естественные роды. Сторонники метода естественного родительства предпочитают рожать в роддомах или дома без медицинских вмешательств, которые сопряжены с возможным риском негативного исхода родов для матерей и детей.Им близок акушерский подход к родовспоможению, который поддерживается Всемирной организацией здравоохранения. Понятие естественные роды в контексте идеологии естественного родительства варьируются от вагинальных родов в роддоме с медицинскими вмешательствами до соло-родов дома. Чаще всего сторонники естественных родов рожают в роддомах, по возможности, без вмешательств в роды, или же практикуют домашние роды с акушеркой. Иногда роды в системе естественного родительства рассматриваются как социально-семейное, а не медицинское событие.
- Уважительное отношение к связи, которая формируется между матерью и ребёнком после рождения. Это проявляется в неразлучении пары мать-дитя после родов. Внутри естественного родительства существует широкий спектр представлений насколько надо или не надо вмешиваться в отношения матери и ребёнка. Например, домашние роды с акушеркой не означают, что ребёнка не будут социализировать путем каких-то действий, присущих социуму, а не естественному течению событий в природе млекопитающих. Главная отличительная черта инициации детей при естественном родительстве — отсутствие насилия и боли.
- Грудное вскармливание. Сторонники метода часто практикуют грудное вскармливание минимум до двух лет, что, при наличии адекватного прикорма, допускается в рекомендациях «Всемирной организации здравоохранения». Детей могут кормить как до самоотлучения, так и отлучать традиционными способами. Сторонники естественного родительства считают, что кормить грудью может любая женщина, поэтому склонны обращаться за помощью к другим опытными кормящим или консультантам по грудному вскармливанию для преодоления проблем.
- Тактильный контакт родителей и детей.
- Осознание родителями, что дети видят, слышат и чувствуют. Это позволяет родителю разделять ощущения и чувства ребёнка.
- Ношение детей на руках и в слинге.
- Совместный сон с матерью или с родителями. Практика совместного сна — преобладающее обустройство сна в семье с маленькими детьми во всём мире. Эволюция сна ребёнка происходит в присутствии матери, а раздельный сон матери и ребёнка повышает риск синдрома внезапной детской смерти.
- Педагогический прикорм или перевод ребёнка с грудного вскармливания на семейный стол;
- Естественная гигиена новорождённого, то есть высаживание, отказ от одноразовых подгузников («памперсов»).
- Консервативный[обтекаемые выражения] подход к медицинской помощи, лечению фармакологическими препаратами.
- Консервативный[обтекаемые выражения] подход к вакцинации.
- Закаливание.
- Здоровое питание всей семьи.
- Положительное поощрение кооперативного поведения у детей. Это может проявляться в избегании насильственных методов дисциплины, таких как битьё, шлепки, словесные оскорбления и упрёки.
- Естественное планирование семьи.
Приверженцы идеи естественного родительства отличаются разными мнениями о том, что есть естественные методы выращивания, а также насколько рационально полное отрицание социального влияния на детей, материнство и семью. Существует огромный разброс течений в естественном родительстве и личных предпочтениях каждой семьи. Так например, ношение в слинге не отрицает использование колясок. Консервативный подход к лечению детей не означает полный отказ от медицинской помощи. Природность грудного вскармливания не отрицает насаждение поведения, удобного родителям.
Неразрывный подход к родительству, «стиль сближения» (англ. Attachment parenting)
Название «неразрывный подход» создано доктором Уильямом Серзом (англ. William Sears). Оно означает подход к родительству, основанный на психологической теории привязанности. По этой теории, сильная эмоциональная связь с родителями в раннем детстве является предпосылкой к уверенным и чутким отношениям во взрослом возрасте.
Также по теме: Детям важнее отцовская любовь. Психология
Этот подход приобрел популярность в мире благодаря написанным книгам доктора Уильяма Серза и медсестры Марты Серз. В этом подходе используется только часть принципов естественного родительства: длительное грудное вскармливание, ношение и совместный сон. Сам доктор Серз и его жена Марта Серз говорят, что никаких особых правил такого вида родительства нет.
Также по теме: У вас проблемы? Виновата семья!. Психология
На основании подхода др. Серза международная организация Аttachment Parenting International (API) пропагандирует восемь принципов естественного родительства на основе теории привязанности, к которым должны стремиться родители. Эти принципы включают:
- подготовку к беременности, родам и родительству;
- кормить детей с любовью и уважением;
- отвечать с учётом чувств ребёнка;
- использовать заботливое прикосновение как часть воспитания;
- обеспечиваться физически и эмоционально безопасный сон;
- предсказуемо и с любовью заботиться о ребёнке;
- использовать положительные методы дисциплины;
- стараться балансировать личную и семейную жизнь.
Вышеуказанные принципы воспитания детей возникли из-за того, что в педиатрии 1950-х годов было не принято поддерживать тактильные контакты между родителями и детьми, имелось пренебрежительное отношение к нуждам детей по сравнению с потребностями взрослых.
Медицинская энциклопедия: используй знания для здоровья
Источник: http://lady.pravda.ru/enc/card/2206/
Понятие родительского отношения в современной психологии
Отношение родителей к детям – это сложное многоаспектное явление, не полностью изученное современной наукой. Родительское отношение в психологии рассматривается в рамках изучения психологии семьи.
Семья – это «малая группа, члены которой связаны между собой брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью» [38, с.13]. Члены семей наиболее распространенных типов связаны между собой супружескими и родительско-детскими отношениями.
По мнению Р.В.
Овчаровой, родительское отношение является проявлением родительства – «интегрального психологического образования личности (отца и/или матери), включающего совокупность ценностных ориентации родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания» [30, с.14]. Родительство реализуется на следующих уровнях:
- Когнитивный компонент – осознание родителями родственной связи с детьми, представление о себе как о родителе, представление об идеальном родителе, образ супруга(и) как родителя общего ребенка, знание родительских функций, образ ребенка.
- Эмоциональный компонент – субъективное ощущение себя как родителя, родительские чувства, отношение к ребенку, отношение человека к себе как к родителю, отношение к супругу как к родителю общего ребенка.
- Поведенческий компонент – умения, навыки и деятельность родителя по уходу, материальному обеспечению, воспитанию и обучению ребенка, взаимоотношения с супругом(ой) как с родителем общего ребенка, стиль семейного воспитания.
Развитая форма родительства характеризуется относительной устойчивостью и стабильностью и, согласно Р.В. Овчаровой, включает следующие составляющие:
- Ценностные ориентации супругов (семейные ценности);
- Родительские установки и ожидания – установки на цели и средства деятельности в области родительства;
- Родительское отношение;
- Родительские чувства, в том числе родительскую любовь;
- Родительские позиции – реальная направленность взаимодействия с ребенком, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка;
- Родительскую ответственность;
- Стиль семейного воспитания – является суммарным выражением взаимодействия всех перечисленных компонентов, наиболее доступным наблюдению [30].
Родительское отношение представляет собой «относительно устойчивое явление, содержание которого включает амбивалентные элементы эмоционально-ценностного отношения и может изменяться в определенных пределах (А.А.Бодалев, В.В.Столин, 1989).
Родительское отношение реализуется, в частности, в регулировании эмоциональной дистанции. Обычно дистанцирование осуществляется неосознанно (И.Ю.Хамитова, 2002)» [30, с.16].
Как и все другие перечисленные составляющие родительства, родительское отношение реализуется на трех уровнях:
- Когнитивный аспект – знания и представления о способах и формах взаимодействия с ребенком, их целевом аспекте, убеждения в приоритетности направлений взаимодействия, которые реализуют родители;
- Эмоциональный аспект – оценки и суждения относительно различных типов родительского отношения, доминирующий эмоциональный фон, сопровождающий поведенческие проявления родительского отношения;
- Поведенческий аспект – формы и способы поддержания контакта с ребенком; формы контроля; целенаправленное воспитание взаимоотношениями; определение дистанции в отношениях; отношения зависимости / независимости.
Однако в современной психологии все рассмотренные выше определения являются спорными, четкой границы между всеми понятиями, связанными с родительским отношением, на современном этапе развития науки еще не проведены.
В современной психологии и педагогике так же нет общепринятой точки зрения на основные критерии, которыми необходимо пользоваться при анализе родительского отношения. Наиболее часто выделяют два основных параметра родительского отношения [20; 28; 38 и др.]:
- Родительская теплота: степень эмоциональной близости, теплоты родителей к ребенку (любовь, принятие, тепло или эмоциональное отвержение, холодность): «Душевная теплота родителей находит свое выражение в том, что они часто улыбаются своим детям, хвалят и поддерживают их, стараются как можно меньше критиковать своих детей, наказывать их и проявлять свое недовольство. Жестокие родители, напротив, критикуют, наказывают, часто отклоняют жалобы и просьбы детей, редко выражают свою любовь или одобрение» [20, с.436].
- Родительский контроль: степень контроля над поведением ребенка (высокая – с большим количеством ограничений, запрещений; низкая – с минимальными запретительными тенденциями): «Родители с выраженными запретительными тенденциями ограничивают право ребенка следовать собственным побуждениям, активно добиваются от детей подчинения правилам и следят за тем, чтобы они полностью выполняли свои обязанности. В противоположность этому, родители, для которых запретительные тенденции не характерны, меньше контролируют детей, предъявляют к ним меньше требований и налагают меньше ограничений на их поведение и выражение ими эмоций» [там же].
Родительская теплота влияет на эффективность воспитания ребенка: чем выше уровень родительской теплоты, тем с большей готовностью дети выполняют требования и просьбы родителей, тем больше подражают им, тем выше уровень психологического благополучия ребенка. Таким образом, родительская теплота оказывает прямое положительное воздействие на психическое развитие ребенка [28].
Воздействие родительского контроля на ребенка менее однозначно. Оптимальным для психического развития ребенка является средний уровень контроля – не слишком низкий и не слишком высокий – на фоне высокого уровня родительской теплоты.
Э.Г.Эйдемиллер [38] выделяет более широкий спектр параметров родительского отношения:
- Уровень протекции – мера занятости родителей воспитанием, оценка того, сколько сил, времени, внимания уделяют родители ребенку;
- Полнота удовлетворения потребностей ребенка (материально-бытовых и духовных);
- Степень предъявления требований – количество и качество обязанностей ребенка;
- Степень запретов – мера самостоятельности ребенка, возможность самому выбирать способ поведения;
- Строгость санкций – приверженность родителей к наказаниям как приему воспитания;
- Устойчивость стиля воспитания – выраженность колебаний, резкости смены приемов воспитания.
А.И.Захаров [38], изучая нарушения родительского отношения и его влияния на развитие неврозов у детей, разработал следующую классификацию параметров родительского отношения:
- Интенсивность эмоционального контакта родителей по отношению к детям: гиперопека, опека, принятие, непринятие.
- Параметр контроля: разрешительный, допускающий, ситуативный, ограничительный.
- Последовательность – непоследовательность.
- Аффективная устойчивость – неустойчивость.
- Тревожность – нетревожность.
Исходя из двух основных параметров родительского отношения (родительского контроля и родительской теплоты) и их сочетаний выделяют четыре основных типа родительского отношения (таблица 1). Родительское отношение оказывает в высшей степени значимое воздействие на развитие личности ребенка, и в настоящее время изучен характер влияния на ребенка каждого типа родительского отношения.
Таблица 1
Типы родительского отношения на основании двух параметров [28]
Авторитетный | Авторитарный |
Либеральный | Отвергающе-пренебрегающий (индифферентный) |
Авторитетный тип родительского отношения характеризуется высоким уровнем и родительского принятия (теплым отношением родителя к ребенку), и родительского контроля (требовательностью родителей по отношению к ребенку).
При таком типе отношения родители признают и поощряют растущую самостоятельность своих детей; открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах [20].
Авторитетный стиль воспитания считается оптимальным для психического развития ребенка. Дети авторитетных родителей обладают наиболее высоким уровнем эмоционального благополучия, уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой [3].
Авторитарный тип характеризуется низким уровнем принятия (холодным отношением родителя к ребенку) и высоким уровнем контроля (требовательностью родителей по отношению к ребенку).
При таком стиле воспитания родители отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены; закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них [20].
Дети авторитарных родителей замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны; девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста; мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными [3].
Либеральный тип характеризуется высоким уровнем принятия (теплым отношением родителя к ребенку) и низким уровнем контроля (снисходительностью родителей по отношению к ребенку).
Такие родители, безусловно любящие своего ребенка, слабо или совсем не регламентируют его поведение; они открыты для общения с детьми, однако доминирующее направление коммуникации – от ребенка к родителям; детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей; родители не устанавливают каких-либо ограничений [20].
Дети либеральных родителей склонны потакать своим слабостям, импульсивны и часто не умеют вести себя на людях. В некоторых случаях они становятся активными, решительными и творческими людьми [3].
Отвергающе-пренебрегающий (индифферентный) тип характеризуется низким уровнем как родительского принятия (холодным отношением родителя к ребенку), так и родительского контроля (снисходительсностью родителей по отношению к ребенку). Такие родители безразличны к собственным детям и не устанавливают для них никаких ограничений.
Если безразличие индифферентных родителей сочетается с враждебностью по отношению к детям, то ребенка таких родителей ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к делинквентному поведению [3].
В современном обществе прослеживаются неблагоприятные тенденции родительского отношения, отмечаемые многими авторами [3; 29; 30 и др.].
Одним из проявлений кризиса семьи как социального института, сопровождающегося ростом числа разводов, уменьшением рождаемости и другими негативными проявлениями, является характерная для современных семей трансформация взаимоотношений между родителями и детьми в направлении углубления изоляции и увеличения дефицита общения членов семьи, главным образом, родителей и детей [29]. Образ жизни современного общества предполагает приоритет карьеры, удовлетворения личных потребностей и т.п. в ущерб общению в семейном кругу и заботе о детях. При этом отмечается смещение «психологического центра» семьи: если раньше семья держалась преимущественно на родственных отношениях, и самыми крепкими были отношения между родителями и детьми, то современная семья держится на отношениях супружеских: их значимость возрастает, а роль родительско-детских отношений снижается [30].
Таким образом, в современной науке отсутствуют как общепринятое определение родительского отношения, так и четкие границы между понятиями, характеризующими различные аспекты отношений родителей к детям.
Бесспорным является лишь то, что родительское отношение – важнейший из факторов, оказывающих влияние на психологическое состояние ребенка и развитие его личности.
В современном обществе наблюдаются связанные с кризисом семьи как социального института неблагоприятные тенденции родительского отношения.
Далее: Психологическое состояние родителей детей с нарушениями здоровья
Источник: https://psy-diplom.ru/primery-i-obrazcy/roditelskoe-otnoshenie-k-detyam-oligofrenam/ponyatie-roditelskogo-otnosheniya/
Позитивная психология родителей
Что сложного в профессии «родитель»
Для того чтобы вырастить ребенка любознательного, умеющего учиться – родителям самим нужно непрерывно совершенствоваться, брать уроки у самого выдающегося педагога – школы жизни
«Родители» – как много в этом слове для сердца детского слилось, как много в нем отозвалось.
Поговорим о подводных камнях столь многогранной роли родителей. В чем состоят трудности, казалось бы, такой естественной по своей природе и всем понятной «профессии»?
Пока не попробуешь – не узнаешь
Можно считать себя всезнающим асом в детской психологии, успешно консультировать и решать проблемы «педагогической запущенности» детей – однако это вовсе не является гарантией успешности в применении отработанных знаний и умений со своим ребенком. И наличие уже имеющихся детей не дает возможности чувствовать себя полностью уверенным, как следует воспитывать появившегося на свет малыша. Каждый раз нужно начинать все заново – выстраивать отношения, узнавать уникальные черты своего чада.
Основная сложность профессии «родитель» заключается в осознании того, что практически все становятся родителями, и только с момента появления ребенка на свет могут до конца понять, что это такое.
И сколько бы ни проработать литературы по психологии, ни закончить всевозможных курсов по психологии, тренингов, семинаров – все равно без главного участника процесса воспитания – ребенка с его неповторимым характером, индивидуальными особенностями – ничего путного не выйдет.
Вероятно, именно поэтому нигде в мире не обучают этой самой распространенной профессии «родитель», хотя всем известно – воспитание детей начинается с воспитания их родителей.
Легко давать советы другим, но не себе
Людям, желающим получать конкретные инструкции, которые должны работать и обеспечивать нужный результат, тяжело дается понимание постулата – слепое следование советам воспитания детей приводит к плачевному итогу, какие бы авторитеты в области педагогики их ни писали, как бы точно родители их ни воплощали, потому что воспитание – двухсторонний и непрерывный процесс.
Недостаточно усвоить готовые рецепты воспитания детей, так как, принимая догмы образования без учета потребностей конкретного малыша, в силах взрослых — сломить его характер, превратить в безвольную личность, но отнюдь не вырастить хорошего человека.
Помните, ребенок изначально рождается с характером и от условий воспитания, усилий родителей зависит, какие качества в большей степени получат развитие.
Взрослые оказывают влияние на ребенка, а он на них, причем каждую минуту совместного общения, несмотря на всем известное выражение: «яйца курицу не учат». Еще как учат. И очень здорово, что учат, ведь так приятно открывать новое, смотреть на привычное другими глазами. Профессия «родитель» предполагает постоянное повышение квалификации без обеденных перерывов и отпусков.
Век живи – век учись
Иногда родители полагаются только на свои представления о родительских обязанностях, полученный из наблюдений опыт, считая изучение теорий воспитания напрасным трудом. Однако при этом возникает опасность быть подобным лягушке, ограниченной масштабами своего болота и в мыслях, и в действиях.
Мир не стоит на месте, он постоянно меняется, а так как мы растим человека будущего, то это возлагает на добросовестных родителей ответственность за своевременное внедрение новых эффективных технологий образования в процесс воспитания своего ребенка.
Мама – главное слово в детской судьбе
Как правило, особая роль в воспитании детей, безусловно, принадлежит матери.
Ее материнской инстинкт подсказывает, в какой именно момент нужно давать ребенку новый объем информации и какой она должна быть по содержанию и методу преподавания.
Функция отца в воспитании детей очень важна в помощи жене, в разделении груза ответственности за результат. Считается, что за гениальность ребенка отвечает отец, а вот за воспитание человечности, доброты – мама.
Любите своих детей
Любовь родителей к детям не может проявляться на расстоянии, общение по телефону или скайпу никогда не заменит теплых объятий, живых диалогов. Лишая ребенка своей любви, родители обрекают его на тотальное недоверие к миру, низкую самооценку. Кроме любви, ребенок всегда нуждается в родительском уважении, заботе.
Передоверять свое чадо кому–либо не только обездолить себя и малыша, оставив без радости совместного общения, но иногда и очень опасно для психологического здоровья ребенка. Не думайте, что чужому человеку ваш малыш будет дороже, чем собственным родителям.
Здорово, конечно, найти вторую Арину Родионовну себе в помощь. Поэтому крайне осторожно нужно подходить к выбору няни для своего ребенка. Умение любить – самое важное в жизни и научить ему ребенка возможно лишь своим примером.
Любите детей и в трудные минуты вы всегда найдете правильное решение любой детской проблемы.
Помните, самый лучший подарок для ребенка – его счастливое детство, которое невозможно без доброжелательных отношений в семье, без понимания и поддержки родителями потребностей своего чада.
Источник: http://styllzhizni.ru/psihologiya-otnosheniy/pozitivnaya-psihologiya-roditeley
Уровни развития родительства
Надындивидуальный уровень развитияродительства
Понятие «родительство» в психологической литературе практически не определено, несмотря на активное использование этого термина. И. С. Кон (1988) рассматривает родительство с точки зрения зависимости от этнических особенностей, Г. Г. Филиппова (2002) относит к родительской потребностно-мотивационной сфере. [75, 167]
Неверно говорить о том, что родительство является суммой двух слагаемых: материнства и отцовства. Если бы в действительности это было так, в речи скорее бы всего не закрепились дублирующие друг друга понятия. При самодостаточности этих слагаемых не сформировался бы институт семьи, с основной функцией воспроизводства и социализации ребенка.
Чтобы разграничить значения понятий «родительство», «материнство» и «отцовство», надо разъяснить следующее: понятие «родительство» является надындивидуальным целым, выходящим за рамки индивида, в то время как «материнство» и «отцовство» касаются отдельной личности.
Родительство — это многогранный феномен, который можно рассматривать на двух уровнях: и как сложное комплексное субъективно-личностное образование и как надындивидуальное целое, которое, как правило, является совокупным, т. е. включает двух человек — отца и мать. Эти уровни являются уровнями формирования родительства. Качественной границей, разделяющей уровни, является рождение ребенка.
Понятия «материнство», «отцовство» могут использоваться независимо от контекста понятия родительства, т. е. не подразумевая стоящего за ними надындивидуального понятия.
В то же время «родительство», как надындивидуальное понятие, подразумевает пересечение с понятиями «материнство» и «отцовство», которые являются феноменами, касающимися индивида, т. е.
надындивидуальное понятие включает различные грани феноменов, присущих индивидам, которых объединяет надындивидуальное понятие.
Согласно концепции А. В. Петровского, первоначальный уровень формирования представляет собой процессы интериори-зации, протекающие на субъективно-личностном уровне. Этот уровень складывается еще до начала семейной жизни, до момента рождения ребенка.
В его формировании участвуют факторы макросистемы (т. е. уровень общества), факторы мезосистемы (уровень родительской семьи), факторы уровня конкретной личности.
Под влиянием всех групп факторов на уровне личности происходит становление и формирование компонентов родительства, рассмотренных ранее. [130]
С момента рождения в семье ребенка родительство начинает складываться на надындивидуальном уровне, в процессе интеграции
субъективно-личностных уровней отца и матери. На этом этапе комплекс влияний представлен воздействием факторов всех уровней включая уровень микросистемы, т. е. уровень собственной семьи.
Становление надындивидуального уровня представляет собой неустойчивость компонентных структур супругов, так как происходит корректировка поликомпонентных составляющих родительства.
Именно на данном уровне заканчивается складывание родительства.
Как было отмечено выше, развитая форма родительства характеризуется осознанностью, относительной устойчивостью и стабильностью и реализуется в согласованности представлений супругов о родительстве, комплементарности динамических проявлений родительства. [130]
Как надындивидуальное целое феномен родительства тесно связан с такими понятиями, как ответственность, готовность и доверие.
Все многообразие проявлений поведенческой составляющей родительства можно свести к двум стратегиям реализации родительства: восприятие рождения ребенка как ограничения, в том числе самореализации, либо как появление новых возможностей. В. Н. Мясищев (1995) подчеркивает, что для семьи важны доверие членов семьи друг другу, готовность к помощи, ответственность друг за друга. [101]
Как правило, ответственность упоминается в числе первых в ряду ассоциаций, вызываемых словом «родительство». Ответственность связана с определенной тревогой, беспокойством за судьбу ребенка, его здоровье, душевное и духовное развитие.
Ответственность определяет направленность поведения родителя: либо предупредить возможные болезни, несчастья, либо облегчить переживания, страдания ребенка, т. е.
поведение родителя направлено на максимизацию благополучия ребенка и сведения к минимуму неприятных, травмирующих моментов. Зачастую ответственность может перерастать в гиперопеку, сверхтревожность.
Таким родителям сложно принять взросление ребенка, передать ответственность за его жизненный путь ему самому.
Надо заметить, что возникновение ответственности может по—разному локализовываться во времени: задолго до появления ребенка на свет, во время беременности и родов, сразу после рождения ребенка, либо, спустя некоторое время.
Нередко чувство ответственности у молодых мам появляется не в роддоме, когда они общаются со своим ребенком, а дома, когда они остаются один на один с малышом, когда приходит понимание, что почти все зависит от них, что здоровье и жизнь ребенка в их ру-
ках. Также появление чувства ответственности по отношению к будущему или уже рожденному ребенку у обоих супругов далеко не всегда синхронно.
Можно говорить о том, что содержание, вкладываемое в понятие ответственности, у мужчины и женщины различаются. Для мужчины ответственность по отношению к ребенку, семье — это прежде обеспечение материальное, т. е. создание материальных благ, физического комфорта семьи.
Для женщины ответственность заключается в создании благоприятной атмосферы в доме, душевного комфорта; не зря говорят о том, что женщина — это «хранительница очага».
Как правило, чувство ответственности раньше появляется у женщины, так как она значительно больше времени проводит с ребенком, чем мужчина, к тому же нередко женщины сознательно устраняют мужчину от общения с малышом, не доверяя ему «хрупкую жизнь».
Еще одной категорией, тесно связанной с понятием родительство, является доверие. Мы уже говорили о том, что родительство включает непременно двух человек: отца и мать. В связи с этим осознание себя родителями, принятие родительской роли предполагает наличие представлений и ожиданий не только по отношению к ребенку, но и к супругу.
Принятию решения о рождении ребенка предшествует осмысление доверия по отношению к своему реальному или предполагаемому супругу. Как правило, ответственность не принимается безоговорочно одним из супругов, а разделяется тем или иным образом между супругами.
В связи с этим происходит осознанная и бессознательная оценка супруга как возможного родителя ребенка.
Доверие включает представление возможных вариантов поведения супруга, поступков, знание (реальное или мнимое) его системы ценностей, способов проведения досуга и так далее, а также сопоставление этих знаний и представлений со своими предпочтениями и ожиданиями.
Таким образом, можно говорить о том, что доверие включает два основных элемента: предвидение (прогноз) и сопоставление реального родительского поведения со своими ожиданиями и идеалами. Доверие к супругу (супруге) означает, что большинство предполагаемых вариантов поведения в различных жизненных ситуациях устраивают супруга. Кроме того, оно предполагает, что
в любой ситуации один из супругов может рассчитывать на поддержку и помощь другого.
На основании этого один из супругов делегирует часть ответственности, обязанностей другому, вместе с тем предполагая, что и от него ждут выполнения, реализации своей части обязанностей и доли ответственности.
Осознание себя не просто матерью и отцом, а родителями, делегирование части ответственности, доверие к супругу могут не совпадать в представлении брачного партнера, т. е. могут не быть комплиментарными, что становится потенциальным источником конфликтов.
Кроме разделения ответственности и определенной уверенности в будущем, вызванной доверием к своему супругу (супруге), в процесс принятия решения стать родителями включается оценка готовности к этому шагу. Этот процесс включает:
1) оценки собственной готовности стать родителем, т. е. готовность раз и навсегда принять на себя ответственность за жизнь и благополучие другого человека, ребенка;
2) оценки готовности своего партнера в браке. С нашей точки зрения, переход от брачных отношений к семье — высшая степень доверия своему супругу.
Естественно, принятие решения стать родителями обусловлено не только готовностью к этому шагу. В значительной мере это решение зависит от системы ценностей человека, приоритетов, созданных конкретной жизненной ситуацией и социальным окружением.
Характерной чертой рассмотренных нами категорий является их возможное несоответствие реальности.
Здесь имеется в виду то, что ответственность, готовность и доверие могут оказаться на практике мнимыми, не отвечающими представлениям и ожиданиям партнера в браке.
Это связано с тем, что фактор предвидения имеет вероятностную природу, а представления и ожидания могут быть слишком идеализированы, оторваны от реальности. С появлением ребенка происходит соотнесение предполагаемой картины с реальным положением дел.
Можно выделить несколько стратегий реализации родитель-ства. Все разнообразие проявлений поведенческой составляющей компонентов родительства можно свести к двум основаниям, двум стратегиям:
1) восприятие родительской роли как ограничения (временного или постоянного) для самореализации;
2) восприятие родительской роли, т. е. рождения ребенка как появления новых возможностей для самореализации.
Любое событие, в том числе принятие родительской роли, может быть рассмотрено как с позитивной точки зрения, так и с негативной. Какую доминирующую оценку родительской роли изберет для себя субъект, такая стратегия родительства и будет ре-ализовываться в поведенческой составляющей.
Если родительская роль воспринимается как ограничение, то постепенно произойдет принятие данной роли, но реализовывать-ся она будет не в полной мере, а с определенными ограничениями для развития ребенка и себя как родителя.
Субъект такой оценки станет ориентироваться на предполагаемое будущее, либо часто возвращаться к прошлому, а не будет в должной полноте проживать каждый миг настоящего.
Рано или поздно такая субъективная оценка приведет к дисгармонии в детско—родительских отношениях и в семье в целом.
Наиболее оптимальной для ребенка, родителей и семьи в целом является вторая стратегия.
Ее реализация создает наиболее благоприятные условия для развития личности ребенка, когда происходит соразвитие, сотрудничество, сотворчество родителей и ребенка.
Появление ребенка открывает новые возможности для родителей, дает новый импульс для развития семьи, семейных отношений, позволяет родителям наиболее полно реализовать себя как личностям.
Итак, родительство — многогранный феномен, который представлен как на субъективно-личностном уровне, так и на надындивидуальном уровне, которые одновременно являются этапами формирования родительства.
Стремление к родительству следует рассматривать как духовную потребность человека, к которой на определенном этапе (вынашивание и кормление ребенка) у женщины подключается значительный биологический аспект.
Для общества существует лишь социальное отцовство и материнство, независимо от того, сочетается ли оно с биологическим или нет.
Первоначальный уровень складывания родительства относится к добрачному периоду, когда под влиянием факторов макросистемы, мезосистемы и особенностей личности начинают формироваться когнитивная, эмоциональная и поведенческая составляющие родительства.
Второй этап формирования представлен надындивидуальным уровнем, когда происходит согласование представлений о родитель-стве обоих супругов, реализация родительской роли на практике. Этот этап обусловлен воздействием факторов всех уровней, включая уровень микросистемы.
Как надындивидуальное целое, феномен родительства тесно связан с феноменами материнства, отцовства и такими понятиями, как ответственность, готовность и доверие.
Все многообразие проявлений поведенческой составляющей родительства можно свести к двум стратегиям реализации родительства: восприятие рождения ребенка как ограничения, в том числе самореализации, либо как появления новых возможностей.
Таким образом, опираясь на наличие двух уровней формирования родительства, можно организовать его целенаправленное развитие, а также подготовку к родительству как на субъективно-личностном уровне, так и на надындивидуальном
Источник: https://megaobuchalka.ru/6/30430.html