Что такое родительство? — психология

Психология родительства

Что такое Родительство? - психология

��егодня практически все будущие папы и мамы задумываются над психологией родительства. Ведь только успешное родительство поможет воспитать деток правильно и грамотно, с чем в будущем не возникнет никаких проблем.

Да и готовится к воспитанию малышей необходимо заранее, ещё до начала появления крохи на свет.

Во многих странах при наступлении беременности, женщина в обязательном порядке должна пройти специальные подготовительные курсы, которые помогут освоить ей философию родительства и социальное родительство. Такие занятия очень полезны, интересны и увлекательны.

Вообще грамотная подготовка психо-эмоциональной сферы родительства очень важна, так как от этого будет зависеть очень многое. А всё таинство начинается ещё с того самого момента, когда в утробе матери зарождается жизнь. Ведь совсем недаром во многих странах мира именно зачатие является днём рождением человека.

Но когда приходит время рожать, мы зачастую задумываемся о том, как будем воспитывать своего ребенка, как сделать это правильно. Ведь от того насколько правильно вы будите относиться к своему ребёнку, давать ему все необходимые знания, будет зависеть очень многое.

И когда мы задумываемся над такими элементарными вопросами, как психология родительства, оказывается, что мы практически ничего не знаем.

Стоит отметить, что после родов у многих женщин происходит эмоциональный срыв, некоторые начинают отказываться от своего ребёнка, другие наоборот чувствуют себя настоящей матерью и готовы своей крохе отдать практически всё. Поэтому тут очень важно будет подготовиться эмоционально к тому, что вскоре вы станете родителями.

После того как малыш начинает ходить и становится более старшим большинство родителей при воспитании поддерживают точку зрения своих мам, пап, дедушек и бабушек, они стараются воспитывать своих детей так, как воспитывали вас.

Но не стоит забывать, что время меняется, меняются интересы, возможности, в общем всё, что может как-то повлиять на родителей и их детей.

Вы можете прочитать огромное количество различной литературы, посмотреть различные научные видеофильмы, а также можете обратиться за советом к своему врачу. Но наиболее важную роль тут играет психолог, именно его помощь поспособствует тому.

Что вы будите бороться со своими страхами и сможете для себя окончательно решить, как развивать своего малыша. В любом случае вы должны попробовать обратиться к специалисту, который поможет вам побороть психологический барьер.

Он также поможет вам выяснить, как вести себя с ребёнком, и со многим другим.

Источник: http://StranaDetstva.ru/psixologiya-roditelstva

Родительство

Родительство

РОДИТЕЛЬСТВО, биологические и социальные связи между супругами и детьми, включающие рождение и воспитание ребёнка, обеспечивающие приобщение его к культурным и духовно-нравственным ценностям общества.

Биологически мужчины становятся отцами, а женщины — матерями в момент появления на свет своего первого ребёнка (см. Материнство, Отцовство).

Но только благодаря повседневному уходу за ребёнком, постоянному эмоциональному вовлечению в его детскую жизнь матери и отцы по-настоящему становятся родителями.

Мы живём в такой культуре, которая, идеализируя мать, представляет её так, будто она интуитивно знает, что нужно делать для ребёнка, что она наделена врождённым спокойствием и терпением, внимательна к нуждам других и принимает на себя заботу о своих близких без колебаний и затруднений.

Действительно, мать для ребёнка — первый объект обожания, причём объект первостепенной важности. А другой родитель — отец — предстаёт и как друг, и как человек, который вклинивается в отношения «мать — ребёнок», и уже в самом раннем возрасте ребёнок может ощущать ревность к отцу.

Также по теме: Родители парня: как их расположить к себе. 8 правил. Отношения. Любовь

Предполагается, что способность и желание растить и воспитывать ребёнка являются врождёнными, к тому же исключительно женскими качествами. Эта абсолютизированная идея о женской незаменимости оказывает родителям плохую услугу, так как воспитание детей связано не только с природными задатками.

Воспитание детей взаимопереплетено с целым рядом чувств и умений, которые требуют развития как у женщины, так и у мужчины. По-видимому, некоторые женщины действительно являются «врожденными матерями», а для некоторых мужчин уход за детьми также является чем-то естественным.

Однако большинству женщин и мужчин приходится на практике обучаться искусству ухода за детьми, и чувства и умение общения с детьми развиваются по мере роста детей.

Также по теме: Готовы ли вы стать родителями?. Психология

Родительство. Воспитание

Родители обязаны воспитывать у ребёнка здоровое отношение к вопросам пола и половой жизни, физиологическим и нравственным основам брака и семьи, причём это надо начинать делать задолго до вступления детей в период полового созревания, а по некоторым его аспектам — уже в самом раннем детстве. При всей сложности и деликатности сексологических проблем родители должны своевременно и правильно отвечать на вопросы своих подрастающих детей.

Также по теме: Психологически давят?

Американский социолог Дж. Левин рассматривает родительство как сознательный выбор мужчин и женщин, выбор, благодаря которому лица обоего пола могут испытывать радость и который в каждой семье должен реализовываться, исходя из темперамента родителей, заинтересованных в воспитании, а значит, на основе большего разнообразия воспитательных средств по сравнению с традиционными моделями.

Элементы естественного родительства

  • Естественные роды. Сторонники метода естественного родительства предпочитают рожать в роддомах или дома без медицинских вмешательств, которые сопряжены с возможным риском негативного исхода родов для матерей и детей.Им близок акушерский подход к родовспоможению, который поддерживается Всемирной организацией здравоохранения. Понятие естественные роды в контексте идеологии естественного родительства варьируются от вагинальных родов в роддоме с медицинскими вмешательствами до соло-родов дома. Чаще всего сторонники естественных родов рожают в роддомах, по возможности, без вмешательств в роды, или же практикуют домашние роды с акушеркой. Иногда роды в системе естественного родительства рассматриваются как социально-семейное, а не медицинское событие.
  • Уважительное отношение к связи, которая формируется между матерью и ребёнком после рождения. Это проявляется в неразлучении пары мать-дитя после родов. Внутри естественного родительства существует широкий спектр представлений насколько надо или не надо вмешиваться в отношения матери и ребёнка. Например, домашние роды с акушеркой не означают, что ребёнка не будут социализировать путем каких-то действий, присущих социуму, а не естественному течению событий в природе млекопитающих. Главная отличительная черта инициации детей при естественном родительстве — отсутствие насилия и боли.
  • Грудное вскармливание. Сторонники метода часто практикуют грудное вскармливание минимум до двух лет, что, при наличии адекватного прикорма, допускается в рекомендациях «Всемирной организации здравоохранения». Детей могут кормить как до самоотлучения, так и отлучать традиционными способами. Сторонники естественного родительства считают, что кормить грудью может любая женщина, поэтому склонны обращаться за помощью к другим опытными кормящим или консультантам по грудному вскармливанию для преодоления проблем.
  • Тактильный контакт родителей и детей.
  • Осознание родителями, что дети видят, слышат и чувствуют. Это позволяет родителю разделять ощущения и чувства ребёнка.
  • Ношение детей на руках и в слинге.
  • Совместный сон с матерью или с родителями. Практика совместного сна — преобладающее обустройство сна в семье с маленькими детьми во всём мире. Эволюция сна ребёнка происходит в присутствии матери, а раздельный сон матери и ребёнка повышает риск синдрома внезапной детской смерти.
  • Педагогический прикорм или перевод ребёнка с грудного вскармливания на семейный стол;
  • Естественная гигиена новорождённого, то есть высаживание, отказ от одноразовых подгузников («памперсов»).
  • Консервативный[обтекаемые выражения] подход к медицинской помощи, лечению фармакологическими препаратами.
  • Консервативный[обтекаемые выражения] подход к вакцинации.
  • Закаливание.
  • Здоровое питание всей семьи.
  • Положительное поощрение кооперативного поведения у детей. Это может проявляться в избегании насильственных методов дисциплины, таких как битьё, шлепки, словесные оскорбления и упрёки.
  • Естественное планирование семьи.

Приверженцы идеи естественного родительства отличаются разными мнениями о том, что есть естественные методы выращивания, а также насколько рационально полное отрицание социального влияния на детей, материнство и семью. Существует огромный разброс течений в естественном родительстве и личных предпочтениях каждой семьи. Так например, ношение в слинге не отрицает использование колясок. Консервативный подход к лечению детей не означает полный отказ от медицинской помощи. Природность грудного вскармливания не отрицает насаждение поведения, удобного родителям.

Неразрывный подход к родительству, «стиль сближения» (англ. Attachment parenting)

Название «неразрывный подход» создано доктором Уильямом Серзом (англ. William Sears). Оно означает подход к родительству, основанный на психологической теории привязанности. По этой теории, сильная эмоциональная связь с родителями в раннем детстве является предпосылкой к уверенным и чутким отношениям во взрослом возрасте.

Также по теме: Детям важнее отцовская любовь. Психология

Этот подход приобрел популярность в мире благодаря написанным книгам доктора Уильяма Серза и медсестры Марты Серз. В этом подходе используется только часть принципов естественного родительства: длительное грудное вскармливание, ношение и совместный сон. Сам доктор Серз и его жена Марта Серз говорят, что никаких особых правил такого вида родительства нет.

Читайте также:  Безупречный эксперимент - психология

Также по теме: У вас проблемы? Виновата семья!. Психология

На основании подхода др. Серза международная организация Аttachment Parenting International (API) пропагандирует восемь принципов естественного родительства на основе теории привязанности, к которым должны стремиться родители. Эти принципы включают:

  1. подготовку к беременности, родам и родительству;
  2. кормить детей с любовью и уважением;
  3. отвечать с учётом чувств ребёнка;
  4. использовать заботливое прикосновение как часть воспитания;
  5. обеспечиваться физически и эмоционально безопасный сон;
  6. предсказуемо и с любовью заботиться о ребёнке;
  7. использовать положительные методы дисциплины;
  8. стараться балансировать личную и семейную жизнь.

Вышеуказанные принципы воспитания детей возникли из-за того, что в педиатрии 1950-х годов было не принято поддерживать тактильные контакты между родителями и детьми, имелось пренебрежительное отношение к нуждам детей по сравнению с потребностями взрослых.

Медицинская энциклопедия: используй знания для здоровья

Источник: http://lady.pravda.ru/enc/card/2206/

Понятие родительского отношения в современной психологии

Понятие родительского отношения в современной психологии

Отношение родителей к детям – это сложное многоаспектное явление, не полностью изученное современной наукой. Родительское отношение в психологии рассматривается в рамках изучения психологии семьи.

Семья – это «малая группа, члены которой связаны между собой брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью» [38, с.13]. Члены семей наиболее распространенных типов связаны между собой супружескими и родительско-детскими отношениями.

По мнению Р.В.

Овчаровой, родительское отношение является проявлением родительства – «интегрального психологического образования личности (отца и/или матери), включающего совокупность ценно­стных ориентации родителя, установок и ожиданий, родитель­ских чувств, отношений и позиций, родительской ответственно­сти и стиля семейного воспитания» [30, с.14]. Родительство реализуется на следующих уровнях:

  1. Когнитивный компонент – осознание родителями родствен­ной связи с детьми, представление о себе как о родителе, пред­ставление об идеальном родителе, образ супруга(и) как родителя общего ребенка, знание родительских функций, образ ребенка.
  2. Эмоциональный компонент – субъективное ощущение себя как родителя, родительские чувства, отношение к ребенку, отно­шение человека к себе как к родителю, отношение к супругу как к родителю общего ребенка.
  3. Поведенческий компонент – умения, навыки и деятельность родителя по уходу, материальному обеспечению, воспитанию и обучению ребенка, взаимоотношения с супругом(ой) как с ро­дителем общего ребенка, стиль семейного воспитания.

Развитая форма родительства характеризуется относительной устойчивостью и стабильностью и, согласно Р.В. Овчаровой, включает следующие составляющие:

  • Ценностные ориентации супругов (семейные ценности);
  • Родительские установки и ожидания – установки на цели и средства деятельности в области родительства;
  • Родительское отношение;
  • Родительские чувства, в том числе родительскую любовь;
  • Родительские позиции – реальная направленность взаимодействия с ребенком, в основе которой ле­жит сознательная или бессознательная оценка ребенка;
  • Родительскую ответственность;
  • Стиль семейного воспитания – является суммарным выражением взаимодействия всех перечисленных компонентов, наиболее доступным наблюдению [30].

Родительское отношение представляет собой «относительно устойчивое явление, содержание которого включает амбивалентные элементы эмоционально-ценностного отношения и может изменяться в определенных пределах (А.А.Бодалев, В.В.Столин, 1989).

Родительское отношение реализуется, в частности, в регулировании эмоциональной дистанции. Обычно дистанцирование осуществляется неосознанно (И.Ю.Хамитова, 2002)» [30, с.16].

Как и все другие перечисленные составляющие родительства, родительское отношение реализуется на трех уровнях:

  1. Когнитивный аспект – знания и представле­ния о способах и формах взаимодействия с ребенком, их целе­вом аспекте, убеждения в приоритетности направлений взаимодействия, которые реализуют родители;
  2. Эмоциональный аспект – оценки и суждения относительно различных типов родительского отноше­ния, доминирующий эмоциональный фон, сопровождающий поведенче­ские прояв­ления роди­тельского отношения;
  3. Поведенческий аспект – формы и способы поддержания контакта с ребенком; формы контроля; целенаправленное воспитание взаимоотношениями; определение дистанции в отношениях; отношения зависимо­сти / незави­симости.

Однако в современной психологии все рассмотренные выше определения являются спорными, четкой границы между всеми понятиями, связанными с родительским отношением, на современном этапе развития науки еще не проведены.

В современной психологии и педагогике так же нет общепринятой точки зрения на основные критерии, которыми необходимо пользоваться при анализе родительского отношения. Наиболее часто выделяют два основных параметра родительского отношения [20; 28; 38 и др.]:

  1. Родительская теплота: степень эмоциональной близости, теплоты родителей к ребенку (любовь, принятие, тепло или эмоциональное отвер­жение, холодность): «Душевная теплота родителей находит свое выражение в том, что они часто улыбаются своим детям, хвалят и поддерживают их, стараются как можно меньше критиковать своих детей, наказывать их и проявлять свое недоволь­ство. Жестокие родители, напротив, критикуют, наказывают, часто отклоняют жалобы и просьбы детей, редко выражают свою любовь или одобрение» [20, с.436].
  2. Родительский контроль: степень контроля над поведением ребенка (вы­сокая – с большим количеством ограничений, запрещений; низ­кая – с минимальными запретительными тенденциями): «Родители с выраженными запретительными тен­денциями ограничивают право ребенка следовать собственным побуждениям, ак­тивно добиваются от детей подчинения правилам и следят за тем, чтобы они полно­стью выполняли свои обязанности. В противоположность этому, родители, для которых запретительные тенденции не характерны, меньше контролируют детей, предъявляют к ним меньше требований и налагают меньше ограничений на их пове­дение и выражение ими эмоций» [там же].

Родительская теплота влияет на эффективность воспитания ребенка: чем выше уровень родительской теплоты, тем с большей готовностью дети выполняют требования и просьбы родителей, тем больше подражают им, тем выше уровень психологического благополучия ребенка. Таким образом, родительская теплота оказывает прямое положительное воздействие на психическое развитие ребенка [28].

Воздействие родительского контроля на ребенка менее однозначно. Оптимальным для психического развития ребенка является средний уровень контроля – не слишком низкий и не слишком высокий – на фоне высокого уровня родительской теплоты.

Э.Г.Эйдемиллер [38] выделяет более широкий спектр параметров родительского отношения:

  1. Уровень протекции – мера занятости родителей воспитани­ем, оценка того, сколько сил, времени, внимания уделяют роди­тели ребенку;
  2. Полнота удовлетворения потребностей ребенка (материально-быто­вых и духовных);
  3. Степень предъявления требований – количество и качество обязанностей ребенка;
  4. Степень запретов – мера самостоятельности ребенка, воз­можность самому выбирать способ поведения;
  5. Строгость санкций – приверженность родителей к наказа­ниям как приему воспитания;
  6. Устойчивость стиля воспитания – выраженность колебаний, резкости смены приемов воспитания.

А.И.Захаров [38], изучая нарушения родительского отношения и его влияния на развитие неврозов у детей, разработал следующую классификацию параметров родительского отношения:

  1. Интенсивность эмоционального контакта родителей по от­ношению к детям: гиперопека, опека, принятие, непринятие.
  2. Параметр контроля: разрешительный, допускающий, ситуа­тивный, ограничительный.
  3. Последовательность – непоследовательность.
  4. Аффективная устойчивость – неустойчивость.
  5. Тревожность – нетревожность.

Исходя из двух основных параметров родительского отношения (родительского контроля и родительской теплоты) и их сочетаний выделяют четыре основных типа родительского отношения (таблица 1). Родительское отношение оказывает в высшей степени значимое воздействие на развитие личности ребенка, и в настоящее время изучен характер влияния на ребенка каждого типа родительского отношения.

Таблица 1

Типы родительского отношения на основании двух параметров [28]

Высокий уровень принятияНизкий уровень принятияВысокий уровень контроля

Низкий уровень контроля

АвторитетныйАвторитарный
ЛиберальныйОтвергающе-пренебрегающий (индифферентный)

Авторитетный тип родительского отношения характеризуется высоким уровнем и родительского принятия (теплым отношением родителя к ребенку), и родительского контроля (требовательностью родителей по отношению к ребенку).

При таком типе отношения родители признают и поощряют растущую самостоятельность своих детей; открыты для общения и обсуждения с детьми установ­ленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах [20].

Авторитетный стиль воспитания считается оптимальным для психического развития ребенка. Дети авторитетных родителей обладают наиболее высоким уровнем эмоционального благополучия, уверены в себе, у них развит самоконт­роль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой [3].

Авторитарный тип характеризуется низким уровнем принятия (холодным отношением родителя к ребенку) и высоким уровнем контроля (требовательностью родителей по отношению к ребенку).

При таком стиле воспитания родители отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены; закрыты для постоянного общения с детьми; устанав­ливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначитель­ной степени быть независимыми от них [20].

Дети авторитарных родителей замкнуты, боязливы и угрюмы, непритяза­тельны и раздражительны; девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подростко­вого и юношеского возраста; мальчики могут стать не­управляемыми и агрессивными [3].

Либеральный тип характеризуется высоким уровнем принятия (теплым отношением родителя к ребенку) и низким уровнем контроля (снисходительностью родителей по отношению к ребенку).

Такие родители, безусловно любящие своего ребенка, слабо или совсем не регламентируют его поведение; они открыты для общения с детьми, однако доминирующее направление коммуникации – от ребенка к родите­лям; детям предоставлен избыток свободы при незна­чительном руководстве родителей; родители не уста­навливают каких-либо ограничений [20].

Дети либеральных ро­дителей склонны потакать своим слабостям, импульсивны и часто не умеют вести себя на людях. В некоторых случаях они становятся ак­тивными, решительными и творческими людьми [3].

Читайте также:  Благотворительность: норма жизни порядочного человека - психология

Отвергающе-пренебрегающий (индифферентный) тип характеризуется низким уровнем как родительского принятия (холодным отношением родителя к ребенку), так и родительского контроля (снисходительсностью родителей по отношению к ребенку). Такие родители безразличны к собственным детям и не устанавливают для них никаких ограничений.

Если безразличие индифферентных родителей сочетается с враждебностью по отношению к детям, то ребенка таких родителей ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склон­ность к делинквентному поведению [3].

В современном обществе прослеживаются неблагоприятные тенденции родительского отношения, отмечаемые многими авторами [3; 29; 30 и др.].

Одним из проявлений кризиса семьи как социального института, сопровождающегося ростом числа разводов, уменьшением рождаемости и другими негативными проявлениями, является характерная для современных семей трансформация взаимоотношений между родителями и детьми в направлении углубления изоляции и увеличения дефицита общения членов семьи, главным образом, родителей и детей [29]. Образ жизни современного общества предполагает приоритет карьеры, удовлетворения личных потребностей и т.п. в ущерб общению в семейном кругу и заботе о детях. При этом отмечается смещение «психологического центра» семьи: если раньше семья держалась преимущественно на родственных отношениях, и самыми крепкими были отношения между родителями и детьми, то современная семья держится на отношениях супружеских: их значимость возрастает, а роль родительско-детских отношений снижается [30].

Таким образом, в современной науке отсутствуют как общепринятое определение родительского отношения, так и четкие границы между понятиями, характеризующими различные аспекты отношений родителей к детям.

Бесспорным является лишь то, что родительское отношение – важнейший из факторов, оказывающих влияние на психологическое состояние ребенка и развитие его личности.

В современном обществе наблюдаются связанные с кризисом семьи как социального института неблагоприятные тенденции родительского отношения.

Далее: Психологическое состояние родителей детей с нарушениями здоровья

Источник: https://psy-diplom.ru/primery-i-obrazcy/roditelskoe-otnoshenie-k-detyam-oligofrenam/ponyatie-roditelskogo-otnosheniya/

Позитивная психология родителей

Позитивная психология родителей

Что сложного в профессии «родитель»

Для того чтобы вырастить ребенка любознательного, умеющего учиться – родителям самим нужно непрерывно совершенствоваться, брать уроки у самого выдающегося педагога – школы жизни

«Родители» – как много в этом слове для сердца детского слилось, как много в нем отозвалось.

Поговорим о подводных камнях столь многогранной роли родителей. В чем состоят трудности, казалось бы, такой естественной по своей природе и всем понятной «профессии»?

Пока не попробуешь – не узнаешь

Можно считать себя всезнающим асом в детской психологии, успешно консультировать и решать проблемы «педагогической запущенности» детей – однако это вовсе не является гарантией успешности в применении отработанных знаний и умений со своим ребенком. И наличие уже имеющихся детей не дает возможности чувствовать себя полностью уверенным, как следует воспитывать появившегося на свет малыша. Каждый раз нужно начинать все заново – выстраивать отношения, узнавать уникальные черты своего чада.

Основная сложность профессии «родитель» заключается в осознании того, что практически все становятся родителями, и только с момента появления ребенка на свет могут до конца понять, что это такое.

И сколько бы ни проработать литературы по психологии, ни закончить всевозможных курсов по психологии, тренингов, семинаров – все равно без главного участника процесса воспитания – ребенка с его неповторимым характером, индивидуальными особенностями – ничего путного не выйдет.

Вероятно, именно поэтому нигде в мире не обучают этой самой распространенной профессии «родитель», хотя всем известно – воспитание детей начинается с воспитания их родителей.

Легко давать советы другим, но не себе

Людям, желающим получать конкретные инструкции, которые должны работать и обеспечивать нужный результат, тяжело дается понимание постулата – слепое следование советам воспитания детей приводит к плачевному итогу, какие бы авторитеты в области педагогики их ни писали, как бы точно родители их ни воплощали, потому что воспитание – двухсторонний и непрерывный процесс.

Недостаточно усвоить готовые рецепты воспитания детей, так как, принимая догмы образования без учета потребностей конкретного малыша, в силах взрослых — сломить его характер, превратить в безвольную личность, но отнюдь не вырастить хорошего человека.

Помните, ребенок изначально рождается с характером и от условий воспитания, усилий родителей зависит, какие качества в большей степени получат развитие.

Взрослые оказывают влияние на ребенка, а он на них, причем каждую минуту совместного общения, несмотря на всем известное выражение: «яйца курицу не учат». Еще как учат. И очень здорово, что учат, ведь так приятно открывать новое, смотреть на привычное другими глазами. Профессия «родитель» предполагает постоянное повышение квалификации без обеденных перерывов и отпусков.

Век живи – век учись

Иногда родители полагаются только на свои представления о родительских обязанностях, полученный из наблюдений опыт, считая изучение теорий воспитания напрасным трудом. Однако при этом возникает опасность быть подобным лягушке, ограниченной масштабами своего болота и в мыслях, и в действиях.

Мир не стоит на месте, он постоянно меняется, а так как мы растим человека будущего, то это возлагает на добросовестных родителей ответственность за своевременное внедрение новых эффективных технологий образования в процесс воспитания своего ребенка.

Мама – главное слово в детской судьбе

Как правило, особая роль в воспитании детей, безусловно, принадлежит матери.

Ее материнской инстинкт подсказывает, в какой именно момент нужно давать ребенку новый объем информации и какой она должна быть по содержанию и методу преподавания.

Функция отца в воспитании детей очень важна  в помощи жене, в разделении груза ответственности за результат. Считается, что за гениальность ребенка отвечает отец, а вот за воспитание человечности, доброты –  мама.

Любите своих детей

Любовь родителей к детям не может проявляться на расстоянии, общение по телефону или скайпу никогда не заменит теплых объятий, живых диалогов.  Лишая ребенка своей любви, родители обрекают его на тотальное недоверие к миру, низкую самооценку. Кроме любви, ребенок всегда нуждается в родительском уважении, заботе.

Передоверять свое чадо кому–либо не только обездолить себя и малыша, оставив без радости совместного общения, но иногда и очень опасно для психологического здоровья ребенка. Не думайте, что чужому человеку ваш малыш будет дороже, чем собственным родителям.

Здорово, конечно, найти вторую Арину Родионовну себе в помощь. Поэтому крайне осторожно нужно подходить к выбору няни для своего ребенка. Умение любить – самое важное в жизни и научить ему ребенка возможно лишь своим примером.

Любите детей и в трудные минуты вы всегда найдете правильное решение любой детской проблемы.

Помните, самый лучший подарок для ребенка – его счастливое детство, которое невозможно без доброжелательных отношений в семье, без понимания и поддержки родителями потребностей своего чада.

Источник: http://styllzhizni.ru/psihologiya-otnosheniy/pozitivnaya-psihologiya-roditeley

Уровни развития родительства

Надындивидуальный уровень развитияродительства

Понятие «родительство» в психологической литературе прак­тически не определено, несмотря на активное использование это­го термина. И. С. Кон (1988) рассматривает родительство с точки зрения зависимости от этнических особенностей, Г. Г. Филиппо­ва (2002) относит к родительской потребностно-мотивационной сфере. [75, 167]

Неверно говорить о том, что родительство является суммой двух слагаемых: материнства и отцовства. Если бы в действитель­ности это было так, в речи скорее бы всего не закрепились дубли­рующие друг друга понятия. При самодостаточности этих слагае­мых не сформировался бы институт семьи, с основной функцией воспроизводства и социализации ребенка.

Чтобы разграничить значения понятий «родительство», «ма­теринство» и «отцовство», надо разъяснить следующее: понятие «родительство» является надындивидуальным целым, выходящим за рамки индивида, в то время как «материнство» и «отцовство» касаются отдельной личности.

Родительство — это многогранный феномен, который мож­но рассматривать на двух уровнях: и как сложное комплексное субъективно-личностное образование и как надындивидуальное целое, которое, как правило, является совокупным, т. е. включает двух человек — отца и мать. Эти уровни являются уровнями фор­мирования родительства. Качественной границей, разделяющей уровни, является рождение ребенка.

Понятия «материнство», «отцовство» могут использоваться независимо от контекста понятия родитель­ства, т. е. не подразумевая стоящего за ними надындивидуального понятия.

В то же время «родительство», как надындивидуальное понятие, подразумевает пересечение с понятиями «материнство» и «отцовство», которые являются феноменами, касающимися индивида, т. е.

надындивидуальное понятие включает различные грани феноменов, присущих индивидам, которых объединяет на­дындивидуальное понятие.

Согласно концепции А. В. Петровского, первоначальный уро­вень формирования представляет собой процессы интериори-зации, протекающие на субъективно-личностном уровне. Этот уровень складывается еще до начала семейной жизни, до момента рождения ребенка.

В его формировании участвуют факторы ма­кросистемы (т. е. уровень общества), факторы мезосистемы (уро­вень родительской семьи), факторы уровня конкретной личности.

Под влиянием всех групп факторов на уровне личности происхо­дит становление и формирование компонентов родительства, рас­смотренных ранее. [130]

С момента рождения в семье ребенка родительство начинает складываться на надындивидуальном уровне, в процессе интеграции

Читайте также:  Тренер - профи в теме - психология

субъективно-личностных уровней отца и матери. На этом этапе комплекс влияний представлен воздействием факторов всех уров­ней включая уровень микросистемы, т. е. уровень собственной семьи.

Становление надындивидуального уровня представляет собой неустойчивость компонентных структур супругов, так как происходит корректировка поликомпонентных составляющих ро­дительства.

Именно на данном уровне заканчивается складывание родительства.

Как было отмечено выше, развитая форма родительства ха­рактеризуется осознанностью, относительной устойчивостью и стабильностью и реализуется в согласованности представлений супругов о родительстве, комплементарности динамических про­явлений родительства. [130]

Как надындивидуальное целое феномен родительства тесно связан с такими понятиями, как ответственность, готовность и доверие.

Все многообразие проявлений поведенческой составляющей родительства можно свести к двум стратегиям реализации роди­тельства: восприятие рождения ребенка как ограничения, в том числе самореализации, либо как появление новых возможностей. В. Н. Мясищев (1995) подчеркивает, что для семьи важны доверие членов семьи друг другу, готовность к помощи, ответственность друг за друга. [101]

Как правило, ответственность упоминается в числе первых в ряду ассоциаций, вызываемых словом «родительство». Ответ­ственность связана с определенной тревогой, беспокойством за судьбу ребенка, его здоровье, душевное и духовное развитие.

Ответственность определяет направленность поведения роди­теля: либо предупредить возможные болезни, несчастья, либо об­легчить переживания, страдания ребенка, т. е.

поведение родителя направлено на максимизацию благополучия ребенка и сведения к минимуму неприятных, травмирующих моментов. Зачастую от­ветственность может перерастать в гиперопеку, сверхтревожность.

Таким родителям сложно принять взросление ребенка, передать ответственность за его жизненный путь ему самому.

Надо заметить, что возникновение ответственности может по—разному локализовываться во времени: задолго до появле­ния ребенка на свет, во время беременности и родов, сразу после рождения ребенка, либо, спустя некоторое время.

Нередко чув­ство ответственности у молодых мам появляется не в роддоме, когда они общаются со своим ребенком, а дома, когда они оста­ются один на один с малышом, когда приходит понимание, что почти все зависит от них, что здоровье и жизнь ребенка в их ру-

ках. Также появление чувства ответственности по отношению к будущему или уже рожденному ребенку у обоих супругов далеко не всегда синхронно.

Можно говорить о том, что содержание, вкладываемое в по­нятие ответственности, у мужчины и женщины различаются. Для мужчины ответственность по отношению к ребенку, семье — это прежде обеспечение материальное, т. е. создание материальных благ, физического комфорта семьи.

Для женщины ответственность заключается в создании благоприятной атмосферы в доме, душев­ного комфорта; не зря говорят о том, что женщина — это «храни­тельница очага».

Как правило, чувство ответственности раньше появляется у женщины, так как она значительно больше времени проводит с ребенком, чем мужчина, к тому же нередко женщины сознательно устраняют мужчину от общения с малышом, не дове­ряя ему «хрупкую жизнь».

Еще одной категорией, тесно связанной с понятием родитель­ство, является доверие. Мы уже говорили о том, что родительство включает непременно двух человек: отца и мать. В связи с этим осознание себя родителями, принятие родительской роли пред­полагает наличие представлений и ожиданий не только по отно­шению к ребенку, но и к супругу.

Принятию решения о рождении ребенка предшествует осмысление доверия по отношению к сво­ему реальному или предполагаемому супругу. Как правило, от­ветственность не принимается безоговорочно одним из супругов, а разделяется тем или иным образом между супругами.

В связи с этим происходит осознанная и бессознательная оценка супруга как возможного родителя ребенка.

Доверие включает представление возможных вариантов пове­дения супруга, поступков, знание (реальное или мнимое) его си­стемы ценностей, способов проведения досуга и так далее, а также сопоставление этих знаний и представлений со своими предпо­чтениями и ожиданиями.

Таким образом, можно говорить о том, что доверие включа­ет два основных элемента: предвидение (прогноз) и сопоставле­ние реального родительского поведения со своими ожиданиями и идеалами. Доверие к супругу (супруге) означает, что большинство предполагаемых вариантов поведения в различных жизненных ситуациях устраивают супруга. Кроме того, оно предполагает, что

в любой ситуации один из супругов может рассчитывать на под­держку и помощь другого.

На основании этого один из супругов делегирует часть ответственности, обязанностей другому, вместе с тем предполагая, что и от него ждут выполнения, реализации сво­ей части обязанностей и доли ответственности.

Осознание себя не просто матерью и отцом, а родителями, делегирование части от­ветственности, доверие к супругу могут не совпадать в представ­лении брачного партнера, т. е. могут не быть комплиментарными, что становится потенциальным источником конфликтов.

Кроме разделения ответственности и определенной уверенно­сти в будущем, вызванной доверием к своему супругу (супруге), в процесс принятия решения стать родителями включается оценка готовности к этому шагу. Этот процесс включает:

1) оценки собственной готовности стать родителем, т. е. готов­ность раз и навсегда принять на себя ответственность за жизнь и благополучие другого человека, ребенка;

2) оценки готовности своего партнера в браке. С нашей точки зрения, переход от брачных отношений к семье — высшая степень доверия своему супругу.

Естественно, принятие решения стать родителями обусловлено не только готовностью к этому шагу. В значительной мере это реше­ние зависит от системы ценностей человека, приоритетов, создан­ных конкретной жизненной ситуацией и социальным окружением.

Характерной чертой рассмотренных нами категорий являет­ся их возможное несоответствие реальности.

Здесь имеется в виду то, что ответственность, готовность и доверие могут оказаться на практике мнимыми, не отвечающими представлениям и ожидани­ям партнера в браке.

Это связано с тем, что фактор предвидения имеет вероятностную природу, а представления и ожидания могут быть слишком идеализированы, оторваны от реальности. С появ­лением ребенка происходит соотнесение предполагаемой карти­ны с реальным положением дел.

Можно выделить несколько стратегий реализации родитель-ства. Все разнообразие проявлений поведенческой составляющей компонентов родительства можно свести к двум основаниям, двум стратегиям:

1) восприятие родительской роли как ограничения (временно­го или постоянного) для самореализации;

2) восприятие родительской роли, т. е. рождения ребенка как появления новых возможностей для самореализации.

Любое событие, в том числе принятие родительской роли, может быть рассмотрено как с позитивной точки зрения, так и с негативной. Какую доминирующую оценку родительской роли изберет для себя субъект, такая стратегия родительства и будет ре-ализовываться в поведенческой составляющей.

Если родительская роль воспринимается как ограничение, то постепенно произойдет принятие данной роли, но реализовывать-ся она будет не в полной мере, а с определенными ограничениями для развития ребенка и себя как родителя.

Субъект такой оценки станет ориентироваться на предполагаемое будущее, либо часто возвращаться к прошлому, а не будет в должной полноте прожи­вать каждый миг настоящего.

Рано или поздно такая субъективная оценка приведет к дисгармонии в детско—родительских отноше­ниях и в семье в целом.

Наиболее оптимальной для ребенка, родителей и семьи в це­лом является вторая стратегия.

Ее реализация создает наиболее благоприятные условия для развития личности ребенка, когда происходит соразвитие, сотрудничество, сотворчество родителей и ребенка.

Появление ребенка открывает новые возможности для родителей, дает новый импульс для развития семьи, семейных от­ношений, позволяет родителям наиболее полно реализовать себя как личностям.

Итак, родительство — многогранный феномен, который представ­лен как на субъективно-личностном уровне, так и на надындивиду­альном уровне, которые одновременно являются этапами формиро­вания родительства.

Стремление к родительству следует рассматри­вать как духовную потребность человека, к которой на определенном этапе (вынашивание и кормление ребенка) у женщины подключается значительный биологический аспект.

Для общества существует лишь социальное отцовство и материнство, независимо от того, сочетает­ся ли оно с биологическим или нет.

Первоначальный уровень складывания родительства относится к добрачному периоду, когда под влиянием факторов макросистемы, мезосистемы и особенностей личности начинают формироваться когнитивная, эмоциональная и поведенческая составляющие роди­тельства.

Второй этап формирования представлен надындивидуальным уровнем, когда происходит согласование представлений о родитель-стве обоих супругов, реализация родительской роли на практике. Этот этап обусловлен воздействием факторов всех уровней, включая уровень микросистемы.

Как надындивидуальное целое, феномен родительства тесно связан с феноменами материнства, отцовства и такими понятиями, как ответственность, готовность и доверие.

Все многообразие про­явлений поведенческой составляющей родительства можно свести к двум стратегиям реализации родительства: восприятие рождения ребенка как ограничения, в том числе самореализации, либо как по­явления новых возможностей.

Таким образом, опираясь на наличие двух уровней формиро­вания родительства, можно организовать его целенаправленное развитие, а также подготовку к родительству как на субъективно-личностном уровне, так и на надындивидуальном

Источник: https://megaobuchalka.ru/6/30430.html

Ссылка на основную публикацию