Конформный тип — психология

Конформный тип личности

Конформизм в поведении одного человека ярко проявляется, когда он противостоит целой группе людей. Как бы то ни было печально, даже если индивидуум прав, решение в споре принимается в пользу группы. Срабатывает правило «большинства голосов», большинство мнений, даже если оно в корне не верно, в результате спора одерживает победу. А конформист, как говорится, остался при своём мнении.

Печально, когда конформист становится на ярые позиции противности в любой группе, где бы он ни оказался. Это уже можно определить как тип личности, как превалирующая линия поведения. Спорить всегда, везде, со всеми и обо всём – это привычка, черта характера, отличительная модель поведения.

Однако, конформистам свойственно менять собственное мнение под воздействием того самого «большинства», например, получить кредитную карту, ранее неприемля кредитов.

При этом конформист может действительно оставаться при своём мнении, хотя внешне не подавать вида, что его позиция не претерпела изменений.

Или другой тип поведения конформиста – сдаться на милость большинству, полностью изменить свой взгляд на спорный вопрос и действовать в соответствии с изменившимся мнением.

Специфический случай конформизма  

Отдельным и особенно значимым для человека в психологии рассматривается случай негативизма, как одной из возможных позиций проявления конформизма.

Негативизм, как видно из массовых публикаций, более всего присущ молодёжи, что особенно важно в формировании молодой прослойки общества.

В ситуации негативизма общество давит на человека, стоящего на позициях сопротивления, демонстрирующего независимость, отрицающего общественные стандарты.

Однако, чем сильнее встречное общественное давление, тем крепче позиции негативистов. Срабатывает детская психологическая черта, присущая переходному подростковому возрасту – всему говорить «нет». И часто под этим нет осмысленных действий, осознанного поведения.

Тогда негативизм проявляется с ещё большей силой и яростью.

Когда же у молодого негативизма проявляется интерес к осмыслению совместных действий, причин противоречий, тогда он склоняется к позициям общественного мнения, проявляет истинные черты конформизма – подчинение большинству в одном из своих проявлений.

Конформизм как тип личности интересен социологам, психологам в плане возможности строить целенаправленное давление на целый общественный слой, например, на молодое поколение. Не случайно армейские службы предпочитают работать именно с молодыми парнями, когда они находятся в самом податливом и внушаемом возрасте, когда из них можно слепить то, что и нужно обществу, государственному строю. 

Источник: http://smysl.info/psikhologicheskie-tipy/konformnyi-tip-lichnosti

Конформный тип

Конформный тип

П. Б.

Ганнушкин (1933) метко обрисовал некоторые черты этого типа – постоянную готовность подчиниться голосу большинства, шаблонность, банальность, склонность к ходячей морали, благонравию, консерватизму, однако он неудачно связал данный тип с низким интеллектом. В действительности дело вовсе не в интеллектуальном уровне. Подобные субъекты нередко хорошо учатся, получают высшее образование, при определенных условиях с успехом работают.

Главная черта характера этого типа – постоянная и чрезмерная конформность к своему непосредственному привычному окружению…

Этим личностям свойственны недоверие и настороженное отношение к незнакомцам.

Как известно, в современной социальной психологии под конформностью принято понимать подчинение индивидуума мнению группы в противоположность независимости и самостоятельности.

В разных условиях каждый субъект обнаруживает ту или иную степень конформности. Однако при конформной акцентуации характера это свойство постоянно выявляется, будучи самой устойчивой чертой.

Представители конформного типа – это люди своей среды. Их главное качество, главное жизненное правило – думать «как все», поступать «как все», стараться, чтобы все у них было «как у всех» – от одежды и домашней обстановки до мировоззрения и суждений по животрепещущим вопросам.

Под «всеми» подразумевается обычное непосредственное окружение. От него они не хотят ни в чем отстать, но и не любят выделяться, забегать вперед. Это особенно проступает на примере отношения к модам одежды.

Когда появляется какая-нибудь новая необычная мода, нет более ярых ее хулителей, чем представители конформного типа. Но как только их среда осваивает эту моду, скажем брюки или юбки соответствующей длины и ширины, как они сами облачаются в такую же одежду, забывая о том, что говорили два-три года назад.

В жизни они любят руководствоваться сентенциями и в трудных ситуациях склонны в них искать утешение («утраченного – не воротишь» и т. п.). Стремясь всегда быть в соответствии со своим окружением, они совершенно не могут ему противостоять. Поэтому конформная личность – полностью продукт своей микросреды.

В хорошем окружении – это неплохие люди и неплохие работники. Но, попав в дурную среду, они со временем усваивают все ее обычаи и привычки, манеры и правила поведения, как бы все это ни противоречило предыдущим и как бы пагубным ни было.

Хотя адаптация у них первое время происходит довольно тяжело, но когда она осуществилась, новая среда становится таким же диктатором поведения, как раньше была прежняя. Поэтому конформные подростки «за компанию» легко спиваются, могут быть втянуты в групповые правонарушения.

Конформность сочетается с поразительной некритичностью. Все, что говорит привычное для них окружение, все, что они узнают через привычный для них канал информации, – это для них и есть истина. И если через этот же канал начинают поступать сведения, явно не соответствующие действительности, они по-прежнему их принимают за чистую монету.

Ко всему этому конформные субъекты – консерваторы по натуре. Они не любят новое, потому что не могут к нему быстро приспособиться, трудно осваиваются в новой ситуации…

От еще одного качества зависит их профессиональный успех. Они – неинициативны.

Очень хорошие результаты могут достигаться на любой ступени социальной лестницы, лишь бы работа, занимаемая должность не требовали бы постоянной личной инициативы.

Если именно этого от них требует ситуация, они дают срыв на любой, самой незначительной должности, выдерживая гораздо более высококвалифицированную и даже напряженную работу, если она четко регламентирована.

Опекаемое взрослыми детство не дает чрезмерных нагрузок для конформного типа…

Они совсем не склонны менять свою подростковую группу, в которой свыклись и освоились. Нередко решающим в выборе учебного заведения является то, куда идет большинство товарищей. Одной из самых тяжелых психических травм, которая, по-видимому, для них существует, – это когда привычная подростковая группа почему-либо их изгоняет…

Лишенные собственной инициативы конформные подростки могут быть втянуты в групповые правонарушения, в алкогольные компании, подбиты на побег из дому или науськаны на расправу с чужаками.

Реакция эмансипации ярко проявляется только в случае, если родители, педагоги, старшие отрывают конформного подростка от привычной ему среды сверстников, если они противодействуют его желанию «быть как все», перенять распространенные подростковые моды, увлечения, манеры, намерения. Увлечения конформного подростка целиком определяются его средой и модой времени.

Самооценка характера конформных подростков может быть неплохой…

Смешанные типы. Эти типы составляют почти половину случаев явных акцентуаций. Их особенности нетрудно представить на основании предыдущих описаний. Встречающиеся сочетания не случайны. Они подчиняются определенным закономерностям. Черты одних типов сочетаются друг с другом довольно часто, а других – практически никогда. Существуют два рода сочетаний.

Промежуточные типы обусловлены эндогенными закономерностями, прежде всего генетическими факторами, а также, возможно, особенностями развития в раннем детстве.

К ним относятся уже описанные лабильно-циклоидный и конформно-гипертимный типы, а также сочетания лабильного типа с астено-невротическим и сенситивным, астено-невротического с сенситивным и психастеническим.

Сюда же могут быть отнесены такие промежуточные типы, как шизоидо-сенситивный, шизоидо-психастенический, шизоидо-эпилептоидный, шизоидо-истероидный, истероидно-эпилептоидный. В силу же эндогенных закономерностей возможна трансформация гипертимного типа в циклоидный.

Амальгамные типы – это тоже смешанные типы, но иного рода. Они формируются как следствие напластования черт одного типа на эндогенное ядро другого в силу неправильного воспитания или иных хронически действующих психогенных факторов.

Здесь также возможны далеко не все, а лишь некоторые наслоения одного типа на другой. Подробнее эти явления рассматриваются в главе о психопатических развитиях.

Здесь же следует отметить, что гипертимно-неустойчивый и гипертимно-истероидный типы представляют собой присоединение неустойчивых или истероидных черт к гипертимной основе.

Лабильно-истероидный тип обычно бывает следствием наслоения и истероидности на эмоциональную лабильность, а шизоидо-неустойчивый и эпилептоидо-неустойчивый – неустойчивости на шизоидную или эпилептоидную основу. Последнее сочетание отличается повышенной криминогенной опасностью.

При истероидно-неустойчивом типе неустойчивость является лишь формой выражения истероидных черт. Конформно-неустойчивый тип возникает как следствие воспитания конформного подростка в асоциальном окружении. Развитие эпилептоидных черт на основе конформности возможно, когда подросток вырастает в условиях жестких взаимоотношений. Другие сочетания практически не встречаются.

Автор — Личко А. Е.»Психопатии и акцентуации характера у подростков»

Новые статьи:

Старые статьи:

Источник: http://www.socionic.ru/index.php/2010-10-05-16-34-53/3149-konformnyj-tip

Конформный тип

Главная особенность, которая выделяет конформный тип среди других людей – это стремление ничем не отличатся от окружающих во всех сферах жизни. Эта особенность существует только как акцентуация (крайняя форма нормы) характера, а не психопатия.

Характерные черты

  • аморфность;
  • безынициативность;
  • стремление быть таким же, как и все;
  • страх перемен;
  • неприязнь ко всему новому;
  • склонность к неврозам.

Описание

Люди конформного типа очень аморфны. Они живут общественными стереотипами и шаблонами. Они стремятся ничем не выделяться из окружающего социума и быть как все.

Ганнушкин назвал их: ”группа конституционально-глупых”, однако Личко опроверг их низкий интеллект. Он заявил, что их шаблонность никак не связана с умственными способностями, поскольку конформный тип людей может хорошо учиться в школах и высших учебных заведениях, а позже – продуктивно работать.

С одной стороны комфорный тип хорошо приспосабливается к социуму и способен приносить обществу пользу, однако попав в криминальную среду – там он также впитывает в себя все правила и понятия преступного мира, которым обязательно будет следовать. Например, описан случай, когда подросток нюхал бензин за компанию. Позже он признался, что это ему не нравилось, но чтобы не отставать от компании – он этого не показывал.

То же самое касается критичности суждений. Все что говорит их микросоциум – это непоколебимая истина. Это опасно, если такой человек попадает в неблагополучную обстановку.

Такие люди очень консервативны. Они не любят никаких изменений в своей жизни и предпочитают, чтобы она текла однообразно. Доходит до того, что конформный тип может проявлять неприязнь к новым изменениям. Например, к новичку в группе или к представителю другого социума (например, к человеку другой национальности).

Еще одной характерной чертой является отсутствие всякой инициативы. Они могут делать очень сложную и напряженную работу, но если от конформного типа людей требуют инициативности – они дают срыв даже при самом простом задании.

Очень сложно переносят переезды и смену окружения, что может вызвать у них сильные стрессы. Адаптация проходит сложно и медленно, но втянувшись в новый социум – такие люди стают ценить его так же, как и прежний.

Ганнушкин отметил, что из-за излишней консервативности конформный тип очень склонен к неврозам из-за резкого изменения привычной жизни. Это может быть ипохондрия после диагноза какой-то соматической болезни, может развиться психогенная депрессия из-за утраты близких, реактивный параноид при угрозе ареста и т.д.

Конформно-гипертимный вариант

Подростков с данным вариантом конформного типа описал Н. Я. Ивановым. По его данным, такие люди проявляют черты гипертима: у них повышенная самооценка, они эйфоричны, бодрые и оптимистично настроенные. На этом сходство с конституционально-возбужденным вариантом психопатии заканчивается.

Читайте также:  Стереотип - психология

На фоне этих черт, конформный тип людей этого варианта акцентуации не проявляет никакой активности, предприимчивости или лидерских качеств.

Источник: http://popular-psychiatry.com/psihopatia/konformniy_tip.html

Конформность – что такое феномен конформности в психологии?

Конформность – социально-психологический феномен, характерный для личности и общества в целом. Конформное поведение складывалось на протяжении веков из глубинного стремления человека быть причастным к своей семье, группе или коллективу.

Что такое конформность?

Конформность (с лат.

conformis – подобный) – свойство индивида изменять свои установки, убеждения, поведение в группе или коллективе под воздействием разных факторов: для причастности, под давлением большинства или ради собственной безопасности. Впервые конформность исследовал Соломон Аш в 1950-е гг., его эксперимент «проверка зрения» позволил выделить два вида конформности: внешнюю и внутреннюю и реакцию негативизма.

Конформность в психологии

Что такое конформность в психологии – хорошо описал в своем труде «Социальная психология» Д.

Майерс: «проявлять конформность, значит поступать как другие, и поддаваться их мнению, изменять свое поведение или убеждение под влиянием воображаемого или реального давления».

Формирующаяся со временем конформность мышления выражается в стереотипности суждений и принятии решений, когда думать особенно не нужно, есть готовые шаблоны.

Конформность личности

Социальная конформность как феномен проистекает из глубинной потребности человека быть сопричастным своему роду, коллективу, нации, стране. Это генетически заложенный «стадный» инстинкт, который не дает человеку чувствовать себя одиноким и чужим. Но часто, причастность создает условия и требования, когда личность должна «раствориться» и забыть, что она уникальна.

Причины конформности

Факторы, предполагающие возникновение конформного поведения личности уже заложены в обществе изначально, это хорошо можно проследить на примере подростков, присоединяющихся к разным криминальным группировкам. В подростковом возрасте конформность установок очень высокая, и молодые люди следуют за лидером, который чаще старшего возраста, и видится им умудренный опытом. Причины конформности:

  • страх быть вне определенной группы, коллектива;
  • вера в компетентность лидера или большинства;
  • сильное психологическое давление;
  • низкая самооценка индивида.

Уровень конформности

Феномен конформности личности исследуется социологами и психологами при анализе групп. Большие группы более сплоченны, если в них высокий уровень конформности и зависит это от состава группы.

Так, если в ней большинство людей тревожных и легко внушаемых, с невысоким интеллектом – конформность возрастает. Дети, женщины, подростки склонны к конформному поведению больше мужчин.

Низкий уровень присущ интровертированным личностям, погруженным в свой внутренний мир и людям с высоким уровнем критичности.

Конформность общества

В какой-то степени, без конформности развитие общества не состоялось бы. Социум выдвигает свои требования в виде законов и правил, следование которым предполагает упорядоченность и отсутствие хаоса. На основе социальных установок у людей формируются определенные поведенческие навыки, конформность суждений на определенные события. Виды конформности:

  1. Внутренняя (подлинная) конформность – связана пересмотром своей позиции индивидом через глубокий личностный конфликт (на начальных этапах) в сторону большинства или традиционного мнения;
  2. Внешняя конформность («игра» на публику) – внешнее согласие, при внутреннем сопротивлении. Демонстративное подчинение как защитная реакция при сильном групповом давлении или угрозе жизни.

Конформность – плюсы и минусы

У любого социального явления или феномена есть свои положительные и отрицательные стороны. Сложно рассуждать о конформности в одной полярности, хотя минусы очень существенные. Из плюсов можно выделить следующие:

  • низкая конформность, характерная для лидеров помогает принять решение для всей группы в возникшей неожиданной сложной ситуации;
  • существующие в организации устои и правила помогают человеку быстрее адаптироваться в коллективе;
  • передача социально-культурного наследия, традиций следующим поколениям;
  • соблюдение законов и правил, следование морально-этическим принципам, помогают избегать хаоса в обществе;
  • приспособление человека к окружающей среде;
  • причастность к своей нации, коллективу.

Негативные аспекты конформности:

  • инфантилизм в принятии собственных решений, при высоком уровне конформности, человек очень зависит от мнения большинства, у него нет внутренней опоры;
  • высокая конформность народонаселения создает предпосылки создания тоталитарного режима, управлять и манипулировать такими людьми удобно;
  • закрепление в обществе предрассудков, закостенелых стереотипов;
  • искоренение свежих, оригинальных творческих идей;
  • потеря индивидуальности, человечество как «серая масса».

Конформность – примеры

Индивид, принадлежащий к определенной прослойке общества часто вынуждении соответствовать стереотипам, сложившимся в социуме. Конформность и стереотипное поведение тесно связаны между собой, и этому есть масса примеров, как положительных, так и отрицательных, когда на принятии решения сказывается сильное давление общества. Конформность – примеры из жизни:

  1. Заключение брачных отношений. Здесь конформность выступает как уступчивость и нахождение компромиссов. Когда молодые люди образуют семью – это предполагает отказ от посиделок с незамужними и неженатыми друзьями. Все удовольствия свободной жизни должны «кануть в небытие», в противном случае семья начинает трещать по швам.
  2. Печальный пример негативного влияния конформизма, когда люди вынуждены выполнять приказы вышестоящих, во имя сомнительных идей и идеалов, а личное мнение «я против!» может стоить жизни – карательные батальоны немцев, уничтожившие в одном только Варшавском гетто, более 40 000 невинных стариков и детей.
  3. Одним из положительных примеров конформности можно назвать событие, когда народ Филиппин, придерживающийся раньше нейтралитета, устав от репрессий со стороны действующего в 1986 г. президента Фердинандо Маркоса, совершили переворот в стране, свергнув его с власти.

Конформность – примеры из литературы

Талант писателя заключается в том, чтобы ярко описать сюжет, характеры персонажей, поэтому психологи часто любят приводить в пример тех или иных героев с характерными психологическими чертами. Персонажи литературных произведений, которым свойственна конформность – примеры:

  1. Старик из сказки «О рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Главному герою легче быть приспособленцем, не перечить и не выказывать своего мнения.
  2. Софья Петровна Лихутина из романа Андрея Белого «Петербург» – ее жизненное кредо «жить, как все», и истина то, о чем говорит большинство из окружения.
  3. Отто Бэббит – персонаж одноименного произведения «Бэббит» Синклера Льюиса. В романе описана жизнь среднестатистического американского дельца, «прирожденного конформиста» который в угоду обществу отказался от собственных мыслей и чувств.
Аддитивные технологии – что это такое и где применяются?

Аддитивные технологии – инновации в сфере промышленности и производства. Цифровые новшества с использованием 3D-печати, используемые в разных прикладных сферах, таких как медицина, фармакология, авиа и машиностроение – воспринимаются на грани фантастики.

Топ-10 предсказаний Симпсонов, которые уже сбылисьМультик о «Симпсонах» предсказал будущее человечества – его герои знают все о победе Трампа, смертоносных вирусах и грядущих терактах…Когнитивные способности – что это такое, как их развить?Когнитивные способности – познавательные процессы человека: память, мышление, внимание, воображение, восприятие, направленные на взаимодействие с окружающим миром, другими людьми, получение информации и трансформации ее в знания и опыт.

Источник: http://kak-bog.ru/konformnost-chto-takoe-fenomen-konformnosti-v-psihologii

Психопатии и акцентуации характера у подростков

. . .

Психопатий этого типа не существует. Этот тип встречается только в форме акцентуации характера и поэтому, видимо, в клинические систематики не включался .

Еще в конце прошлого столетия Т. Ribot (1890) описал как распространенный вариант нормы «аморфный тип» характера, лишенный каких-либо индивидуальных черт: эти люди «плывут по течению», слепо подчиняются своей среде. За них думает и действует общество, совершенствование у них ограничивается подражанием. П. Б.

Ганнушкин (1933) метко обрисовал черты этого типа — постоянную готовность подчиниться голосу большинства, шаблонность, банальность, склонность к ходячей морали, благонравию, консерватизму. Однако он неудачно связал этот тип с низким интеллектом. В действительности дело не в интеллектуальном уровне.

Подобные субъекты могут хорошо учиться, получить высшее образование и при определенных условиях успешно работать.

Главная черта этого типа — постоянная и чрезмерная конформность к своему непосредственному и привычному окружению — наиболее выступила в описаниях американских социальных психологов D. Kreech и R. Grutchfield (1962). Ими также были отмечены свойственные таким личностям недоверие и настороженное отношение к незнакомцам.

Как известно, в социальной психологии под конформностью принято понимать подчинение индивидуума мнению группы в противоположность независимости и самостоятельности. В разных условиях каждый субъект обнаруживает ту или иную степень конформности.

Однако при конформной акцентуации характера это свойство постоянно выявляется, будучи самой устойчивой чертой.

Представители конформного типа — это люди своей среды. Их главное качество, главное жизненное правило — жить «как все», думать, поступать «как все», стараться, чтобы все у них было «как у всех» — от одежды и домашней обстановки до мировоззрения и суждений по животрепещущим вопросам.

Но под «всеми» всегда подразумевается привычное непосредственное окружение. От него они не хотят ни в чем отстать, но и не любят выделяться. Это касается всего в жизни, но особенно отчетливо выступает на примере отношения к модам одежды.

Когда появляется какая-нибудь новая непривычная одежда, нет более ярых ее хулителей, чем представители конформного типа. Но как только их среда осваивает эту моду, скажем брюки или юбки соответствующей длины и ширины, как они сами облачаются в такую же одежду, забывая о том, что говорили о ней два-три года назад.

В жизни они любят руководствоваться ходячими сентенциями и в трудных ситуациях склонны в них искать утешение («утраченного — не воротишь» и т. п.). Стремясь всегда быть в соответствии со своим окружением, они совершенно не могут ему противостоять. Поэтому конформная личность — полностью продукт своей микросреды.

В хорошем окружении — это неплохие люди и исполнительные работники. Но, попав в дурную среду, они постепенно усваивают все ее обычаи и привычки, манеры и поведение, как бы это ни противоречило всему предыдущему в их жизни и как бы пагубно ни было.

Хотя адаптация в новой среде у них в первое время протекает тяжело, но когда она осуществилась, новая среда становится таким же диктатором поведения, как раньше была прежняя. Поэтому конформные подростки «за компанию» легко спиваются, могут свыкнуться с асоциальными компаниями и быть втянутыми в групповые правонарушения.

Конформность сочетается с поразительной некритичностью. Все, что говорится в привычном для них окружении, все, что они узнают через привычный для них канал информации, — это для них и есть истина. И если через этот же канал начинают поступать сведения, явно не соответствующие действительности, они no-прежнему долго принимают их за чистую монету.

Ко всему этому конформные субъекты консерваторы по натуре. Они в душе не любят новое, не любят перемен потому что они не могут к нему быстро приспособиться трудно осваиваются в новой ситуации.

Правда в наших условиях они открыто в этом не признаются видимо потому, что в небольших коллективах в подавляющем большинстве чувство нового официально и неофициально ценится, новаторы поощряются и т.п.

Но положительное отношение к новому и здесь у них остается только на словах. На деле они предпочитают стабильное окружение и раз и навсегда установленный порядок. Нелюбовь к новому прорывается наружу беспричинной неприязнью к чужакам.

Это касается как просто новичка, который появился в группе, так и представителя другой среды, другой манеры держать себя и даже, как нередко приходится наблюдать, другой национальности.

И еще от одного качества зависят их профессиональный уровень и успех в работе. Они — неинициативны. Они могут достигать хороших результатов на работе разной квалификации на любой ступеньке социальной лестницы лишь бы работа, занимаемая должность не требовали постоянной личной инициативы.

Читайте также:  Отношения с родителями - психология

Если именно это от них требует ситуация, они дают срыв на любой самой незначительной должности, выдерживая гораздо более высококвалифицированную и даже требующую постоянного напряжения работу, если она четко регламентирована, если заранее известно, что и как надо делать в каждой ситуации.

Опекаемое взрослыми детство не дает никаких чрезмерных нагрузок для конформного типа. Возможно, поэтом) только с подросткового возраста черты конформной акцентуации начинают бросаться в глаза. Все подростковые поведенческие реакции у таких подростков проходят пол знаком конформности.

Конформные подростки очень дорожат своим местом в привычной группе сверстников, стабильностью этой группы, постоянством окружения. Они не склонны менять по своей инициативе одну группу на другую.

Переезд на другое место жительства, смена школы — для них поначалу большая встряска.

Нередко решающим фактором в выборе учебного заведения после 8-го класса является то, куда идет большинство товарищей; невозможность следовать за «всеми» воспринимается как психическая травма.

Но одна из самых тяжелых психических травм, которая, по-видимому, для них существует, — это когда привычная подростковая группа почему-то изгоняет их. Лишенные собственной инициативы, конформные подростки легко могут быть втянуты в алкогольные компании, в групповые правонарушения, подбиты на побег из дому или науськаны на расправу с чужаками.

Реакция эмансипации ярко проявляется только в том случае, если родители, педагоги, старшие отрывают конформного подростка от привычной ему среды сверстников, если они противодействуют его желанию быть «как все» его ровесники, перенять распространение в его группе моды, увлечения, манеры, намерения. Увлечения конформного подростка целиком определяются его группой и модой времени.

Самооценка характера конформного подростка может быть неплохой. Однако многие из них любят приписывать себе гипертимные черты, которые привлекательны в подростковой среде.

Явно выраженная конформная акцентуация, по данным Н. Я. Иванова (1976), среди школьников в возрасте 14 — 15 лет встречается в 10 %. Однако в 16-17-летнем возрасте во всех обследованных контингентах (от ПТУ до математической школы) этот тип акцентуации выявляется значительно реже (см. табл. 3).

Можно предполагать, что конформная акцентуация является благодатной почвой для наслоения черт другого типа (особенно неустойчивого, эпилептоидного и др.) в условиях неправильного воспитания, неблагоприятного окружения.

Конформно-гипертимный вариант. Этот тип описан Н. Я. Ивановым (1972). Таких подростков отличает повышенная витальная самооценка. Они почти всегда несколько эйфоричны, подчеркивают свою бодрость, здоровье, хороший сон и аппетит.

Им свойственны также чрезмерно оптимистическая оценка своего будущего, убежденность, что исполнятся все желания. Но этим и ограничивается их сходство с гипертимным типом.

Ни большой активности, ни живости, ни предприимчивости, ни инициативы, ни умения лидерствовать они не обнаруживают.

Они податливы дисциплине и регламентированному режиму, особенно если все это соблюдается окружающими.

Роман Б., 15 лет. Из благополучной семьи, рос здоровым. В школе учился удовлетворительно, нарушений поведения не было. Подражая профессии отца-повара, любил сам готовить пищу, печь пироги. К отцу относился с уважением и несколько побаивался. Среди сверстников ничем не выделялся.

После окончания 8 классов поступил в кулинарное училище, где готовят поваров высокой квалификации. Поначалу занятия посещал аккуратно. Затем получил длительное освобождение от учебы в связи с переломом руки (от случайной травмы).

Сам себя дома ничем занять не мог, стал выходить «гулять» во двор и незаметно для себя оказался втянутым в уличную асоциальную компанию подростков. По его словам, старался быть «как все», не отстать от приятелей.

Оказался соучастником группового правонарушения (кражи), хотя активного участия в ней не принимал, но уходить от своих не хотел, чтобы не посчитали трусом. Считал, что к нему эта кража отношения иметь не будет.

После того как рука зажила, снова ходить на занятия уже не хотелось, привык бездельничать. Стал тайком от родных прогуливать учебу. Время проводил в ставшей привычной уличной компании.

Вместе со своими приятелями и по их наущению начал нюхать бензин. Поначалу не понравилось, тошнило, но старался этого не показывать. Затем, как другие, стал добиваться «веселья». Несколько раз испытывал зрительные галлюцинации.

О содержании их говорить не хочет, смущается — видимо, они имели сексуальную окраску. Признался, что в их компании «все рассказывали друг другу, кто что видел». Однажды, не зная чем себя занять, начал нюхать бензин дома, когда никого не было.

За этим застал его отец, по настоянию которого был направлен в подростковую психиатрическую клинику.

В клинике, оказавшись в палате, изолированной от общения с делинквентными подростками, стал послушен, помогал персоналу ухаживать за слабыми больными, принимал участие в трудовых процессах, режима не нарушал.

В беседе откровенно рассказал о себе, но ко всему случившемуся относится легкомысленно («от бензина наркоманом не станешь», «другие тоже прогуливали занятия» и т. п.). Настроение всегда слегка повышенное, но инициативы, активности, стремления лидерствовать среди подростков не обнаруживает — всюду следует за другими, ведет себя, как окружающие.

При неврологическом осмотре — без отклонений. Физическое и сексуальное развитие по возрасту.

Обследование с помощью ПДО. По шкале объективной оценки диагностирован гипертимно-неустойчивый тип с наличием высокой конформности. Реакция эмансипации умеренная.

Определение неустойчивого типа служит указанием на склонность к делинквентности. Отношение к алкоголизации скорее отрицательное.

По шкале субъективной оценки самооценка правильная: достоверно выделяются конформные и гипертимные черты; отвергаемых черт не выявлено.

Диагноз. Психически здоров. Нарушения поведения на фоне конформного типа акцентуации (конформно-гипертимный вариант).

Катамнез через 1 год. Учится в кулинарном училище. Нарушений поведения нет.

Конформные подростки, кроме случаев сочетания с дебильностью, относительно редко попадают под наблюдение психиатра. Лишь около 1 % обследованного нами контингента госпитализированных подростков были оценены как представители этого типа.

В общей популяции 16- 17 лет их около 3 % (см. табл. 3) Тем не менее явная конформная акцентуация — это крайний вариант нормы.

И поэтому представители данного типа акцентуации также могут составлять контингент повышенного риска в отношении нервно-психических расстройств.

Психология bookap

Еще П. Б. Ганнушкин (1933) отметил склонность представителей данного типа к реактивным состояниям — ипохондрии после «страшного диагноза», реактивной депрессии при утрате близких или имущества, реактивного параноида при у грозе ареста и т. п. Слабое место конформного типа чрезмерная податливость влиянию окружения и чрезмерная привязанность ко всему привычному.

Ломка жизненного уклада, лишение обычного для них общества могут послужить причиной реактивных состояний а дурное влияние окружающей среды — толкнуть на путь интенсивной алкоголизации или употребления других дурманящих средств.

Длительное неблагоприятное воздействие среды в подростковом возрасте может послужить причиной психопатического развития по неустойчивому и даже эпилептоидному типу (см. гл. V).

Помимо острых реактивных состояний, опасности хронического алкоголизма, возможности психопатического развития по неустойчивому типу следует оговорить, что высокая конформность в подростковом возрасте может служить временным этапом, как бы предваряя относительно позднее формирование акцентуации по другим типам например эпилептоидному сенситивному, паранойяльному.

Источник: http://bookap.info/genpsy/lichko/gl29.shtm

Конформность

Конформность – это изменение модели поведения или взглядов человека под влиянием суждений со стороны других людей. Конформность синоним слова «конформизм», но конформизм понимается чаще, как приспособленчество, чем приобретает отрицательный оттенок, хотя в политической сфере конформизм значит соглашательство и примирение. Поэтому эти два понятия разделяются.

В социологии конформность это характеристика позиции личности по отношению к позиции группы, принятие или отрицание определенного стандарта, который свойствен данной группе, мера подчинения групповому давлению. Психологическое давление может исходить как от одного человека, так и от целого общества.

Конформность личности впервые открыл психолог Соломон Аш в своих исследованиях. Эти исследования продемонстрировали силу социального компонента в системе личности и послужили базой для возникновения других исследований. По С. Ашу конформностью считается сознательное устранение личностью любых разногласий с группой, в которую она входит и установление фактического согласия с ней.

На основании результатов исследования в области психологии конформистского поведения индивида в группе было установлено, что у тридцати процентов населения отмечается конформизм. Это означает, что тридцать процентов людей склонно подчинить свое поведение и менять свои взгляды в группе.

Поведение индивида зависит от нескольких факторов воздействия группы: её размера (конформность увеличивается, если группа состоит из трех людей), согласованность (если в группе есть один человек, который не согласен с мнением группы, то степень воздействия уменьшается).

На склонность индивида к конформизму влияет возраст (с возрастом склонность снижается) и половая принадлежность (в среднем женщины более конформны).

Противоположным понятием к конформизму является нонконформизм. Термин походит от латинского «non», что значит – нет или не и «conformis» — сообразный или подобный.

Под нонконформизмом понимается неприятие преобладающего порядка вещей, ценностей, норм, законов или традиций.

Часто нонконформизм проявляется, как острая готовность отстаивать свою точку зрения, когда все другие имеют противоположную.

В определенных нормах нонконформизм – это проявление внутреннего протеста внешним условиям, так например, человек намерено не закрывает дверь, на которой висит табличка с просьбой закрывать за собой, или, когда все одеваются тепло, он раздевается.

Человек пытается упорно протестовать всем писанным и не писаным законам. Чаще всего нонконформистское поведение встречается у молодежи, которая любит формироваться в неформальные субкультуры.

У взрослых людей такое поведение выражается в их принадлежности к политическим партиям оппонента.

Конформность в психологии

Конформность личности это качество, которое определяет её чувство единства с социальной средой (семья, класс, группа, знакомые, коллеги, нация и так далее).

Именно направление этой среды и будет определять убеждения, представления, ценности и нормы человека, причастного к определенному социальному кругу.

Традиции также являются проявлением конформности, поскольку каждые последующие поколения повторяют определенные действия, какие делали предыдущие.

Конформность синоним конформизма, между понятиями есть отличие, которое важно объяснить. Конформность являет собой исключительно психологическое качество личности, а конформизм определяет особый паттерн поведения.

Конформизм существует наряду с иными социальными проявлениями единообразия во мнениях и суждениях, также изменение взглядов после наведения фактов – эти вещи необходимо отличать друг от друга.

Конформизмом является принятие определенного мнения, которое насаждается другими людьми или группой, практически под нажимом. Человек принимает это мнение под угрозой быть отброшенным от группы и не принятым ею вновь.

Конформные личности имеются в каждом кругу общения: в высшем обществе, между недалекими людьми, между богатыми и бедными.

Они полагают, что должны быть как все, и быть требовательными и к себе и к другим. Такая категоричность приводит к излишней строгости человека и требовательности к остальным.

Часто в ряду таких личностей можно встретить очень дерзких личностей, гомофобов или заядлых расистов.

Есть ряд факторов, влияющих на конформность личности, среди них выделяют:

—  характер межличностных отношений;

— возможность принимать решения самостоятельно;

— статус человека в данной группе и в целом (чем этот статус выше, тем уровень конформности ниже);

— возраст (конформность увеличивается, если человек находится в старческом возрасте или в юном);

— физическое и психическое состояние (человек в плохом самочувствии более склонен к конформности);

Читайте также:  Плачет ребенок: как к этому относиться и что с этим делать? - психология

— различные ситуативные факторы.

Проявление конформности обуславливается некоторыми факторами, часть из которых экспериментально исследовал психолог Соломон Аш. Среди этих факторов выделяют:

— индивидуально-психологические характеристики человека (уровень внушаемости, самоуважение, стабильность самооценки, уровень интеллекта, потребность во внешнем одобрении и другие);

— микросоциальные особенности (статус и роль в группе, значимость индивида для группы, авторитет);

— ситуационные характеристики (значимость вопроса для самого индивида, степень компетентности индивида и участников, влияние внешних условий, количество окружающих людей и так далее);

— культурные характеристики (в западной культуре конформность понимается, как покорность и уступчивость, имеет негативный оттенок; восточные культуры рассматривают конформность, как тактичность, является положительным и желательным явлением).

Конформность увеличивается, если социальная группа для индивида является привлекательной. Когда человеку нравятся люди, составляющие большинство, он становится практически обреченным на высокую конформность, потому что желает им понравиться и не хочет быть изолированным от них.

В социологии конформность это аспект поведения, которому невозможно дать однозначную негативную или позитивную оценку, поскольку это явление в определенной мере необходимо для личности в процессе её социализации, с условием сохранения адекватной самооценки и оценки происходящего снаружи.

Обычно выделяют два вида конформности: внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя конформность предусматривает пересмотр человеком своих позиций и суждений.

Внешняя конформность выражает желание человека сравнивать себя с сообществом на поведенческом уровне и избегания противопоставлений себя группе, при этом внутреннее принятие мнения и позиции не осуществляется.

Кроме вышеописанных двух видов конформности, существуют классификации с другими видами. Так в одной из них выделяются три отличающихся между собой уровня конформности – это подчинение, идентификация и интернализация.

Подчинение – это внешнее принятие оказывающего влияния, длительность которого ограничивается ситуацией воздействия источника, но при этом мнение остается личным.

Идентификация разделяется на классическую и идентификацию реципрокно-ролевого отношения.

Классическая идентификация предусматривает стремление индивида стать подобным к агенту влияния через видимую к нему симпатию и наличия желательных для приобретения черт.

Реципрокно-ролевое отношение предполагает, что каждый участник группы ожидает от другого определенной модели поведения и старается также оправдать ожидания своих партнеров.

Суждения, принятые посредством идентификации не интегрируются с системой ценностей человека, скорее изолируются от неё. Интеграция свойственна третьему уровню принятия социального воздействия – интернализации.

Интернализация предусматривает частичное или полное совпадение мнений отдельных лиц или группы с ценностной системой конкретной личности. Благодаря процессу интернализации поведение участника группы становится независимым (относительно) от внешних условий.

Существует еще одна классификация видов конформности, за которой она выделяется, как рациональная и иррациональная.

Рациональная конформность определяет такое поведение человека, в котором он руководствуется определенными рассуждениями и мнениями. Выражается она в результате воздействия, оказываемого через действия или отношения другого индивида и состоит из соответствия, согласия и послушания.

Иррациональная конформность (стадное поведение) предусматривает поведение индивида, который находится под влиянием инстинктивных и интуитивных процессов в результате воздействия чужого поведения или отношения.

Социальная конформность – это установки и модель поведения индивида, соответствующие ожиданиям его социальной группы, склонность индивида к усвоению норм, привычек, ценностей и изменению своих первоначальных взглядов под влиянием взглядов других.

Социальная конформность личности имеет несколько уровней. На первом уровне осуществляется подчинение, оно предусматривает изменение восприятия человека под воздействием на него группы.

На втором уровне происходит подчинение на основе оценки – признание индивидом своей оценки, как ошибочной и присоединение к мнению и оценке группы, которые считаются эталонными.

На третьем уровне подчинение происходит на уровне действия, когда индивидом осознается неправота группы, но он все равно с ней соглашается, поскольку не желает вступать в конфликт.

Социальная конформность индивида, относительно группы, возрастает по мере возрастания его нормативной и информационной зависимости от группы, что подразумевает относительную власть группы над личностью.

Также социальная конформность предусматривает способность индивида воздействовать на группу (быть в ней лидером), что возрастает по мере возрастания зависимости группы от индивида, здесь речь идет об относительной власти индивида над группой.

Анализ данного феномена указывает на существование трех факторов, обусловливающих конформность индивида относительно группы: факторы, имеющие влияние на отношение индивида к группе, отношение самой группы к определенной ситуации, отношение индивида к ситуации.

Самый простой пример конформности – переход людьми улицы через светофор. Все люди, даже маленькие дети прекрасно знают, что нельзя переходить дорогу на красный свет, по правилам необходимо дождаться зеленого. Но не все придерживаются данного правила.

Ожидание иногда очень томительно и еще больше накаляет ситуацию иногда то, когда машин в это время не бывает, но свет все равно горит красным. И вот один человек, не дождавшись, перебегает через дорогу, за ним еще два, и так кто-то раньше, кто-то чуть позже переходят дорогу на красный свет.

Даже когда, кажется, что на тротуаре есть люди, которые специально ждут зеленый свет и отсутствие машин их не смущает, то вскоре они также поддаются массовому порыву и переходят на запретный свет.

Точно также на рынке или в магазине, когда люди видят длинную очередь к одному продавцу и встают в нее за покупками, хотя у других продавцов могут быть такие же цены и качество продуктов.

Пример конформности можно обнаружить в классическом экспериментальном исследовании Соломона Аша . В комнату завели семь испытуемых, которым дали задание: сравнить длину двух одинаковых отрезков.

Между этими испытуемыми шесть человек являются подсадными, они намерено дают неправильный ответ, а седьмой является настоящим испытуемым.

В результате 77% испытуемых давали неправильный ответ минимум один раз, а оставшиеся 33% постоянно соглашались с неверным ответом группы.

Примеры конформности можно наблюдать в жизни все время:

— люди в определенных ситуациях больше доверяют человеку в форме, считая его честным и справедливым, хотя это не всегда так;

— соблюдение людьми моды;

— разбрасывание мусора на улицах;

— уход студентов с последних пар, оправдывая действия так: «все идут, и я пойду».

Часто, когда в коллективе появляется новый сотрудник, он замечает, что коллеги соблюдают определенные привычки, например, выйти всем вместе покурить или ходить на обед в одно и то же кафе. Так, тот, кто никогда не курил, может стать курильщиком, а те, кому надоели обеды в одном и том же кафе никогда об этом не скажут, поскольку боятся вызвать недоумение и стать изолированным от коллектива.

Конформность является частью социальной жизнедеятельности, но важно понимать границы своего мнения и группы.

Источник: http://psihomed.com/konformnost/

Сайт педагога-психолога Оськиной О.В. — Краткая характеристика акцентуации характера и практические педагогические советы: Конформный тип

Этот тип характера встречается довольно часто. Ребенок согла­шается со всем, что ему предлагает ближайшее окружение, но стоит ему попасть под влияние другой группы, он изменяет отношение к тем же вещам на противоположное.

Такой подросток как бы утра­чивает свое личностное отношение к миру, его суждения и оценки окружающего мира полностью совпадают с мнением тех людей, с которыми он общается в данный момент.

Причем он не выделяется, не навязывает свое личное мнение, а просто представляет «массу», которая согласна с лидером.

Доминирующие черти характера: постоянная и чрезмерная приспособляемость к своему непосредственному окружению, почти пол­ная зависимость от малой группы (семьи, компании), в которую он входит в данный момент.

Жизнь идет под девизом: «Думать, как все, делать, как все, и чтобы все было, как у всех». Это распространяется и на стиль одежды, и на манеру поведения, и на взгляды по самым важным проблемам.

Эти подростки привязываются к группе сверстников и безогово­рочно принимают систему ее ценностей, какими бы эти ценности ни были, без всякой критики. Поэтому их ближайшее будущее во многом определяется характером и направленностью группы, в которую они входят в данный момент.

Привлекательные черты характера: дружелюбие, исполнитель­ность, дисциплинированность, покладистость. В группе они не яв­ляются источником конфликтов или раздоров, так как принимают стиль жизни группы без всякого критического осмысления, ими удобно командовать.

Они слушают рассказы ребят о «подвигах», соглашаются с теми предложениями, которые поступают от лидеров, охотно участвуют в «приключениях», но потом могут и раскаяться. Хотя собственной смелости и решительности что-то предложить у них, как правило, не хватает. Но если в группе модно быть «храбрым», они могут стать «храбрыми».

Отталкивающие, черти характера: несамостоятельность, безво­лие, почти полное отсутствие критичности как в отношении себя, так и своего ближайшего окружения, что может послужить причиной аморальных поступков.

Но если группа, которая является для подростка значимой в данный момент, имеет положительную направленность, то и он может достичь серьезных успехов, например, занимаясь в какой-либо секции.

«Слабое звено» этого психотипа: не переносит крутых перемен, ломки жизненного стереотипа. Лишение привычного окружения мо­жет послужить причиной реактивных состояний.

Особенности общения и дружбы. Конформный тип легко уста­навливает контакты с людьми, при этом подражает тем, кого считает лидерами. Но дружеские отношения очень непостоянны, зависят от складывающейся ситуации. Такие подростки не стремятся первенст­вовать среди друзей, не проявляют интереса к новым знакомствам.

Самой группой они воспринимаются как бесцветные, малоинте­ресные ребята, которые готовы слушаться других и мало что способны предложить сами.

Отношение к учебе и работе. В учебе конформный тип проявляет себя так же, как  во всем остальном.

Если его окружение, группа, в которую оп входит, учится хорошо, то и он будет прикладывать усилия, чтобы не отставать от своих друзей.

Если  же группа пре­небрегает учебой, прогуливает уроки, то и он будет вести себя так же. Это не дает ему возможности полностью раскрыть все свои способности.

К работе он относится в зависимости от настроя группы: может быть очень трудолюбивым, исполнительным, творчески и изобретательно выполнять все, что ему поручено. Но может и отлынивать от работы, делать ее формально. Все зависит от окружения.

Педагогические рекомендации. В перечень конфликтогенных ситуаций следует включить:

— ситуации изгнания из «своей» группы ребят, к которым он привязался;

— ситуации освоения новых видов деятельности без образцов или лидеров;

— ситуации принятия самостоятельных решений без опоры на мне­ния значимых людей;

— ситуации знакомства с новыми людьми, когда надо проявить себя, свои личностные качества;

— ситуации прямого противоречия между мнениями двух групп, в которые подросток входит одновременно.

Основной целью педагогической помощи этому психотипу является создание условий, при которых подростку приходится проявлять самостоятельность, стойкость в отстаивании своих позиций.

Так, во время дискуссии в классе надо дать ему возможность высказаться одним из первых, чтобы он смог подчеркнуть свою точку зрения. Если же подросток будет говорить последним, то он, скорее всего, повторит точку зрения одного из лидеров своей труппы.

Причем каждый более или менее серьезный случай проявления самостоятельности нужно заметить и поощрить.

Педагогу и родителям следует быть особенно внимательными к социальной микросреде, поскольку, попав в дурную компанию, подросток довольно быстро усваивает все привычки и обычаи, ма­неры поведения и стиль общения. Но насильственное отлучение от такой группы не даст положительных результатов. Более целесооб­разно вовлечь подростка в микрогруппу с положительной направ­ленностью.

Источник: http://oskinaolga.ucoz.ru/index/kratkaja_kharakteristika_akcentuacii_kharaktera_i_prakticheskie_pedagogicheskie_sovety_konformnyj_tip/0-161

Ссылка на основную публикацию