Агрессия и агрессивность — психология

Агрессия, агрессивность и агрессивное поведение

Агрессия и агрессивность - психология

Одним из ведущих свойств девиантного поведения является его деструктивность (причинение вреда, разрушение), которая, в свою очередь, порождается агрессией, направленной на других или себя. Очевидно, что агрессия в тех или иных формах сопровождает все виды поведенческих девиаций и заслуживает специального рассмотрения.

В широком психологическом смысле под агрессией понимают тенденцию (стремление), проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, имеющую целью подчинить себе других либо доминировать над ними (9). Данная тенденция носит универсальный характер и сам термин «агрессия» в целом имеет нейтральное значение.

В норме агрессия носит оборонительный характер и служит выживанию. Она также выступает источником активности индивида.

В широком значении агрессия, не подкрепленная насильственными или разрушительными действиями, не ругулируется правовыми нормами, хотя может не одобряться с точки зрения религиозных и морально-нравственных норм.

В переводе с латинского языка «агрессия» (aggressio) означает нападение. Это негативное значение получило широкое распространение. В настоящее время агрессию чаще всего отождествляют с негативными эмоциями (например, гневом), негативными мотивами (стремлением навредить), с негативными установками (например, расовыми предубеждениями), и, наконец, с разрушительными действиями.

В научной литературе термин «агрессия» используется разными авторами в различных смыслах, например: • любые действия (или бездействие), причиняющие вред другому человеку, объекту или обществу (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, X. Дель-гадо); • инстинктивно обусловленный, видовой паттерн поведения (Ч.

Дарвин, К. Лоренц); • проявление влечения к смерти (3. Фрейд); • реакции, в результате которых другой организм получает болевые стимулы (А. Басе); • реакция на фрустрацию (Д. Доллард, С. Берковец); • реакция на стресс и способ разрядки (Р. Лазарус); • стремление к доминированию и самоутверждению (А.

Адлер);

• внутренняя сила противостояния внешним силам (Ф. Аллан, Р. Мэй).

Таким образом, агрессия как стремление доминировать — это универсальная побудительная тенденция.

Агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе.

Агрессивность, напротив, это готовность отдельных людей (групп) проявлять агрессию в форме действий, причиняющих ущерб окружающим людям, не желающим подобного обращения.

Агрессивное поведение (действия, побуждаемые агресией и агрессивностью) включает: 1) враждебную установку — восприятие личностью реальной или мнимой угрозы со стороны ситуации или других людей (идеи, фантазии, недоверие, подозрительность); 2) агрессивные эмоции — гнев, обида, ненависть; 3) агрессивные действия и насилие.

Агрессия как психическая реальность имеет конкретные характеристики: направленность, формы проявления, интенсивность.

Целью агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве, так и использование агрессии как способа достижения иной цели. В связи с этим выделяют два основных вида агрессии — враждебную и инструментальную.

Агрессия бывает направлена на внешние объекты (людей или предметы) или на себя (тело или личность). Особую опасность для общества представляет внешняя агрессия, направленная на других людей. А. Бандура, Р.

Уолтере называют ее «асоциальной агрессией» и связывают с действиями социально-деструктивного характера, в результате которых может быть нанесен ущерб другой личности или имуществу, причем эти акты не обязательно должны быть наказуемы по закону.

При этом выраженную социально-негативную оценку имеют, прежде всего, те формы агрессивного поведения, которые «нацелены на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения». Такое агрессивно-асоциальное поведение непременно включает насилие — вербальные или физические действия, причиняющие боль.

Оно, как правило, протекает на фоне негативных эмоций агрессора (злость, ярость, садистическое удовольствие, безразличие), и, в свою очередь, вызывает негативные переживания жертвы (страх, унижение). Это поведение направляется негативными мотивами — разрушить, устранить, использовать, навредить.

На когнитивном уровне оно поддерживается установками, подтверждающими правильность такого поведения (предрассудки, мифы, убеждения).

Одновременно выделяются различные формы агрессивных действий: 1) прямые — косвенные (непосредственно направленные на объект — смещенные на другие объекты); 2) вербальные — физические (словесное нападение — физическое нападение); 3) конкретные — символические (например, драка — условные жесты).

Наиболее привычными внешними проявлениями агрессии являются: конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы, применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в деструктивных фантазиях, уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинении вреда себе и самоубийстве.

Мы не можем однозначно определить внутреннюю агрессивную тенденцию конкретной личности, но мы можем оценить степень и характер ее проявлений — агрессивного поведения.

В диагностических целях можно использовать следующую шкалу интенсивности и направленности агрессивных проявлений: • нулевой уровень — субнормальная агрессия — полное отсутствие агрессивных действий, даже в случае необходимости самозащиты; • первый уровень — нормальная агрессия — отсутствие агрессии в привычных и безопасных ситуациях; адекватное использование агрессии в ситуациях реальной угрозы для самозащиты; сублимирование агрессии в деятельности и в стремлении к успеху; отсутствие деструктивности; • второй уровень — умеренно-защитная агрессия — умеренное проявление агрессии в привычных ситуациях вследствие воображаемой угрозы со стороны окружающих людей (без реальной опасности); неадекватное использование агрессии в критических ситуациях; небольшая степень деструктивности, в том числе в форме аутодеструкции; • третий уровень — гипертрофированная агрессия — высокая частота и сила агрессивных реакций даже по небольшому поводу; выраженная степень деструкции — опасности для окружающих;

• четвертый уровень — брутальная агрессия — чрезмерно частые или сверхсильные агрессивные реакции, сопровождающиеся разрушением предметов или насилием по отношению к окружающим; данное поведение не адекватно ситуации; оно представляет высокую угрозу для жизни окружающих или самого человека.

Одним из наиболее интенсивных и сложных агрессивных аффектов, несомненно, выступает ненависть как наиболее яркое и социально опасное проявление интолерантности личности. Важнейшей целью человека, захваченного ненавистью, является уничтожение объекта агрессии.

(Безусловно, ненависть может быть и нормальной реакцией ярости, направленной на устранение серьезной опасности.) При определенных условиях ненависть и желание мести могут неадекватно усиливаться.

Если они становятся стабильной характерологической установкой, можно говорить о достижении уровня психопатологии характера.

Ненависть также может проявляться в страстном желании обладать властью, подчинять или унижать. При более тяжелых формах проявляются садистские наклонности — желание заставить свой объект страдать с получением удовольствия от этого.

Крайняя степень выражается в стремлении к уничтожению (убийству) или в радикальном обесценивании всех и вся.

Ненависть может побуждать и к самоубийству, например, когда Я идентифицируется с ненавидимым объектом и самоуничтожение становится единственным способом его устранения.

Очевидно, что переживание агрессии человеком не однозначно приводит к разрушительным действиям.

С другой стороны, совершая насилие, человек может находиться как в состоянии чрезвычайного эмоционального возбужения, так и полного хладнокровия.

К тому же совсем не обязательно агрессор должен ненавидеть свою жертву. Многие люди причиняют страдания своим близким — тем, к кому привязаны и кого искренне любят.

Ненависть и насилие (физическое, сексуальное, эмоциональное) являются самыми опасными проявлениями агрессивного поведения.

Конрад Лоренц подчеркивает, что человеческое насилие принципиально отличается от такового среди животных.

Оно практически лишено биологической целесообразности, оно активно эксплуатирует человеческие чувства, оно паразитирует на человеческом интеллекте, наконец, оно многократно усиливается использованием оружия.

Для профилактики и снижения уровня насилия любое общество вынуждено принимать специальные меры. Насилие, в отличие от других форм агрессии, является девиацией, наиболее жестко регулируемой правовыми нормами. В Уголовном кодексе РФ в разделе «Преступления против личности» содержатся 33 статьи, непосредственно связанные с физическим, сексуальным или психологическим насилием.

В то же время общественное наказание за содеянное насилие само выступает одной из его форм, вследствие чего наиболее эффективными мерами социального контроля над насилием признаются не правовые, а культурно-воспитательные механизмы и институты, позволяющие конкретной личности реализовывать свой агрессивный потенциал в социально-приемлемых формах активности. К культурным формам выражения агрессии относятся национальные традиции и групповые ритуалы (игры, праздники, обряды), спортивные состязания, деловая конкуренция. Огромное значение также имеет присутствие в обществе достаточного количества положительных примеров, например, национальных героев или культовых фигур. Идентифицируясь с народными героями, люди усваивают общечеловеческие ценности и обучаются направлять свою агрессивную энергию на благие цели. К наиболее ценным индивидуальным способам превращения агрессии в конструктивные формы активности является сублимация — механизм обращения нежелательных внутренних импульсов в социально одобряемые достижения и художественное творчество.

Источник: https://psyera.ru/agressiya-agressivnost-i-agressivnoe-povedenie_7306.htm

Агрессия в психологии

Агрессия в психологии

| Печать |  E-mail

ПодробностиКатегория: Каталог статейДата публикацииПросмотров: 3633

Агрессия в психологии определяется как особый вид поведения, который направлен исключительно на нанесение вреда, как живым людям, так и неживым объектам.

Как правило, такое проявление служит реакцией на разного рода психические или физические фрустрации, дискомфорт,стрессы.

В некоторых случаях агрессия может быть использована для достижения некой цели, например, для самоутверждения или получения некоего статуса.

Если мотивированная агрессия (имеющая причину) – это вполне естественное проявление человеческой натуры, то немотивированная агрессия (безпричинная) – это уже серьезный повод обратиться к психотерапевту.

Приступы агрессии: как победить?

Многим людям приступы агрессии, или, проще говоря, вспыльчивость, сильно мешают жить. Рассмотрим несколько способов укротить свою натуру:

  • выпейте стакан воды;
  • сконцентрируйтесь на дыхании, вдыхайте и выдыхайте медленно;
  • отвлекитесь, вспомните о чем-то хорошем;
  • мысленно посчитайте от 10 до 1;
  • расслабьте тело – лицо, руки, ноги, отойдите от проблемы;
  • ущипните себя несколько раз.
Читайте также:  Тембр голоса - психология

Если такие методики вам не помогают – это повод для обращения к профессионалу. Только психотерапевт сможет разобраться с причинами и найти решение проблемы.

Физическая агрессия

— использование физической силы против физического объекта, другого лица, социальной группы.  Физическая  агрессия проявляется определёнными и наблюдаемыми со стороны психомоторными актами, нередко представленными той или иной их последовательностью (толчки, удары, избиения, истязания и др)

Первая — физическая агрессия по отношению к себе (её поведенческие признаки: царапает, щипает себя, рвет волосы, бьет себя, разбивает кулаки, бросается на пол, наносит себе поверхностные раны и ожоги, наносит себе серьезные повреждения).

Вторая — физическая агрессия по отношению к предметам (её поведенческие признаки: индивид хлопает дверьми, рвет одежду, бросает вниз вещи, пачкает стены, ломает вещи и бьет стекла, разводит огонь, портит ценное имущество).

Третья — физическая агрессия, направленная на окружающих (её поведенческие признаки: индивид замахивается для удара, хватает противника за его одежду, угрожает ему недвусмысленными жестами, бьет, таскает его за волосы; нападает, причиняя легкие повреждения; причиняет серьезные увечья).

Вербальная агрессия

— символическая форма агрессии в виде причинение психологического вреда с использованием преимущественно вокальных (крик, изменение тона) и вербальных компонентов речи (инвектива, оскорбления и т. п.). Выражается при помощи лексов агрессии (см.). При этом факт причинения вреда должен быть реальным и заведомо очевиден как для агрессора для агрессора, так и его жертвы

Вербальная агрессия может быть открытой или скрытой. Открытая вербальная агрессия проявляется явным намерением причинить коммуникативный урон адресату и выражается в очевидных унизительных формах (ругательства, крики).

Подобное поведение нередко имеет тенденцию переходить в физическую агрессию, когда агрессор беспардонно вторгается в личное пространство адресата (см. трансферы агрессии).

Скрытая вербальная агрессия – это систематическое и уничижительное давление на адресата, но без открытого проявления враждебных эмоций.

Вербальная агрессия заставляет вас испытывать чувство обиды, подавленность, гнев, не исключен вариант, что вы не замедлите с ответной реакцией. Так, вербальному насилию вы можете поддаться и в результате невежливого обслуживания вас в магазине. Часто нефизическая агрессия встречается между супругами, родителем и детьми.

Как справиться с вербальной агрессией?

Если вы чувствуете, что стали жертвой агрессора, попытайтесь взять себя в руки и не отвечать грубостью. Этим лишь усугубите положение, создав ненужные конфликты. В случае, когда кажется, что еще немного и на вас обрушится вербальная агрессия, мысленно поместите себя в стеклянный колпак, через который негатив собеседника не повлияет на ваше умиротворенное состояние.

Невербальная агрессия представляет собой ряд сигналов, свидетельствующих об агрессивном настрое вашего собеседника. Иными словами, язык жестов показывает намерения последнего относительно вашей личности.

Косвенная агрессия

— агрессивные действия, представленные в скрытой, замаскированной форме. Они опосредованно направлены на определённое лицо (группу, потомство, норму культуры, нравственный принцип, религиозную догму и др.)  – подлинную жертву агрессии.

Примерами косвенной агрессии могут быть вандализм, клевета, недоброжелательные слухи и проч. Особый род косвенной агрессии, с точки зрения «зелёных», представляет экологический ущерб.

Лица, наносящие его, обычно осознают, что урон природе, который они наносят, угрожает в первую очередь будущим поколениям, но  самим вредителям важнее мотивы собственного обогащения  или какие-то иные, столь же личные или узко-групповые.

Иногда, косвенной агрессией называют действия, характеризующиеся их ненаправленностью и неупорядоченностью, такие, как взрывы ярости или битье кулаками по столу (Мещеряков, Зинченко, 2004). При этом направленность таких действий тщательно скрывается или не осознается самим субъектом агрессии.

НЕГАТИВИЗМ

Негативизм(англ. negativism; от лат. negatio — отрицание)- лишенное разумных оснований сопротивление субъекта оказываемым на него воздействиям.

Понятие негативизм первоначально употреблялось лишь в отношении патологических явлений, возникающих при некоторых формах психических заболеваний. У психически больных Н. может проявляться не только по отношению воздействий др.

людей, но и в связи с действием внутренних импульсов (задержками речи, движений, некоторых физиологических отправлений).

В настоящее время это понятие приобрело более широкое значение: оно употребляется в педагогике и психологии для обозначения любого, кажущегося немотивированным сопротивления чужому влиянию. Н. возникает как защитная реакция на воздействия, которые вступают в противоречия с потребностями субъекта.

В этих случаях отказ от выполнения требования — способ выхода из конфликта и освобождением от его травмирующего влияния. Чаще всего Н. встречается у детей по отношению к требованиям взрослых, предъявляемым без учета потребностей детей. Негативизм усиливается при состояниях утомления или перевозбуждения н. с. (см.

Негативизм детский).

Формой Н. является упрямство, за которым стоит мотив самоутверждения. Негативизм и упрямство объединяет то, что они возникают на основе субъективных состояний человека, при игнорировании им объективно существующих целей (ср.Настойчивость).

Источник: http://psihologn.org/index.php/katalog-statej/565-agressiya-v-psikhologii

Психология агрессии

Психология агрессии

Cлово “агрессия” произошло от слова aggredi, корень в основе которого буквально происходит от adgradi (gradus означает “шаг”, а ad – “на”), т.е. получается что-то вроде “двигаться на”, “на-ступать”. Aggredi – это непереходный глагол, и поэтому он не соединяется напрямую с дополнением; нельзя сказать to aggress somebody “нападать кого-либо”.

В первоначальном значении слова “быть агрессивным” означали нечто типа “двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения” Согласно словарю психологических терминов, агрессивность – враждебность, свойство или черта личности, подчеркивающая ее тенденцию причинять неприятности, нападать, наносить вред другим людям и окружающему миру.

Важно различать понятия “агрессия и “агрессивность”. Понятие “агрессии”, как правило, охватывает определенные формы поведения, нацеленные на причинение вреда другому.

”Агрессивность” же бывает двух видов: агрессивность как состояние и агрессивность как свойство личности, т.е. как склонность человека реагировать определенным образом на сложившуюся ситуацию.

Под агрессивностью понимается готовность к различного рода агрессивным действиям и восприятие мира как враждебного, препятствующего удовлетворению потребностей.

Агрессия или агрессивное поведение – специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или к группе лиц, которым субъект стремиться причинить ущерб.

Агрессия может варьировать по степени интенсивности и форме проявлений: от демонстрации неприязни и недоброжельности до словесных оскорблений (“вербальная агрессия”) и применения грубой физической силы (“физическая агрессия”).

Различают инструментальную и целевую агрессию. Инструментальная агрессия используется для достижения желаемых целей и результатов. Целевая агрессия – это заранее спланированное действие, цель которого нанесение вреда или ущерба другому человеку или объекту.

Агрессия, кроме того, существует в двух формах: ситуативной и личностной, устойчивой и неустойчивой.

Ситуативная агрессивность проявляется эпизодически, в то время, как личностная агрессивность является устойчивой индивидуальной чертой поведения, выступающей везде и всегда, где для этого складываются подходящие условия.

Агрессивность как свойство личности, поддается измерению, изучению и при необходимости – психологической коррекции.

Все многообразие форм проявления агрессии можно разделить на агрессию, направленную на других и аутоагрессию – агрессию, направленную на себя.

Исследования показали, что плохое обращение с детьми способствует их агрессивному поведению во взрослом возрасте – жестокость порождает жестокость в ряду поколений, и механизм этого воспроизводства в основном социальный.

При попытках оказать воздействие на агрессивное поведение как взрослых людей, так и детей нередко возникает своеобразный порочный круг: высокоагрессивный человек вызывает враждебное к себе отношение со стороны окружающих людей. В результате его собственное агрессивное поведение не тормозится, а укрепляется, так как получает поддержку со стороны агрессивных действий других людей.

Каждый человек обладает определенной степенью агрессии. Отсутствие ее приводит к пассивности и конформности.

Чрезмерное ее развитие начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной к партнерству и кооперации. Поэтому так важно научиться выражать агрессию цивилизованно и конструктивно.

Узнать для чего нужна агрессия и изменить способы ее выражения вы можете на психологическом тренинге “Гнев и агрессия: как выражать эмоции”.

Записаться на консультацию в психологу

Клуб знакомств Романтический Город | Вечеринки знакомств | Быстрые свидания в Москве

Ближайшие вечеринки      Купить билет

Источник: http://www.r-gorod.ru/articles/psy/psihologia_agressii/

Психология агрессии

Психология агрессии

Каждый день, сидя в интернете, или смотря телевизор, мы наблюдаем сплошной негатив в различных масштабах — кто кого убил, сбил, обворовал или захватил.

Каждый день СМИ сообщают нам о политических неурядицах и катаклизмах. И заметьте, по сравнению с количеством негативных новостей позитива ничтожно мало.

Складывается такое впечатление, что в нашем мире не осталось ничего доброго, а только страх и боль.

И самое плохое то, что мы привыкли к такому потоку, нас уже не удивить практически ничем, привыкли к тому, что мир агрессивен и жесток. Многие из нас слишком глубоко впускают в себя эту веру, веру в плохое, ведь как можно надеяться на светлое будущее, когда в мире творится такое?

Быть может сознание и не позволяет задаваться вопросами на тему как жить дальше лучше и счастливее, а глубина души так не считает. Мы и сами не замечаем, как звереем на глазах, как копится внутри негатив и раздражение, как все это превращается в агрессию, которую надо куда-то девать. И в большинстве случаев все это выливается друг на друга — на близких, родных, друзей.

Агрессия — слишком часто встречающаяся эмоция, разберем ее природу подробнее. Если обратиться к миру животных, то они проявляют агрессию лишь в случае самообороны, когда чувствуют угрозу, к примеру. Или когда сошли с ума, как в случае с бешенством. А вот люди бесятся и без явных угроз даже не будучи психопатами, а некоторые от этого даже получают удовольствие.

Читайте также:  Воспитание и близкие понятия - психология

Согласно словарю психологических терминов, агрессивность — враждебность, свойство или черта личности, заставляющее причинять неприятности, нападать, наносить вред другим людям и окружающему миру.

Формы агрессии грубо можно разделить на два вида — агрессию, направленную на себя и агрессию, направленную на других.

Если рассматривать более глубоко, то можно выделить следующие виды:

Физическая — использование физической силы в отношении другого лица.

Косвенная — агрессия, направленная на кого-то обходным путем (когда «подставляют»).

Вербальная — выражение негатива через крики и угрозы. Так, мат — это самое четкое проявление вербальной агрессии.

Раздражение, грубость — готовность к выбросу негативных эмоций при малейшей провокации.

Обида — чувство ненависти к людям за причиненные обиды.

Негативизм — это такая манера в поведении, которая проявляется либо как пассивное сопротивление, либо как активная борьба против правил или законов.

И это далеко не все формы агрессии, но рассказывать обо всех сейчас нет смысла, мы ведь не на лекции по психологии. Наша задача определить причины и обозначить все возможные методы борьбы.

Частично, я бы даже сказала базово, это идет из детства. Недолюбленность, перелюбленнность, жестокое обращение, негативный социум, в котором рос ребенок и так далее.

Согласно исследованиям, плохое обращение с детьми влечет за собой их агрессивное поведение во взрослом возрасте. Поэтому психопаты растут из детства, реже из формирует наше общество.

Наша с вами задача — научиться не впускать в себя негатив, правильно гасить агрессивные проявления, и воспитывать детей так, чтобы они вырастали адекватными людьми, а не ущербными отбросами общества.

Вообще, каждый человек обладает некоторой степенью агрессии, так как ее полное отсутствие приводит к полной пассивности, в чем нет ничего хорошего. А слишком бурное ее проявление снижает коммуникабельный уровень человека, он становится слишком конфликтным и не способным цивилизованно решить проблему. Поэтому важно научиться проявлять агрессию конструктивно!

Перед тем как узнать о методах борьбы с собственной агрессией, необходимо определить причины ее появления. Для этого вы должны сесть и обозначить для себя все то, чем вы в жизни недовольны, почему вы этим недовольны, и существуют ли на ваш взгляд варианты решения? Лучше написать все это на бумаге, так обычно проще. В сложных ситуациях, конечно, лучше обратиться к психологу.

После того, как вы разобрались и поняли причины своего поведения, важно научиться перенаправлять этот негатив. Не подавлять, не гасить, не переживать, а именно перенаправлять. Я придаю этому такое значение, потому что подавленные негативные чувства имеют свойство копиться внутри нас, вызывая всевозможные болезни, неврозы, депрессии и вообще расстройства психики.

Но, наша ошибка в том, что все мы хотим жить хорошо и комфортно, но ничего для этого не делать.

А в работе с агрессией это «не прокатит». Либо вы ведете себя как цивилизованный человек, разбираетесь в себе, корректируете свое поведение и живете в мире. Либо вы ведете себя как грубое животное и живете среди таких же как и вы в вечной борьбе, ругани и негативе. Выбирайте что вам более комфортно.

Еще в древней Греции знали, что очиститься от негатива можно с помощью спортивных нагрузок. Спорт, кстати, является наилучшим вариантом переориентации агрессии. Спорт учит сознательному контролю над собой и своими эмоциями. Поэтому очень правильным считается решение прививать любовь к спорту с детства.

При этом важно также понять, одиночные ли виды подойдут ребенку или командные, так как есть некоторая разница, это зависит от характера вашего чада. Помните, что проявление агрессивных действий у детей возникают среди тех, кому не хватает родительской любви и заботы.

Поэтому, если на вашего ребенка начали поступать жалобы, задумайтесь, пересмотрите свое отношение к нему и поведение. Возможно, вы слишком требовательны, не ласковы и так далее.

То же касается и отношений между мужчиной и женщиной — агрессию может вызвать отсутствие любви. Секс — отличная альтернатива ругани и выяснений отношений.

Знаете ли вы, что гнев, раздражение и обида разрушительны? Причем для того, кто их испытывает, оглянитесь вокруг, просто присмотритесь к людям, как они выглядят внешне? Вспомните своих знакомых, наверняка в каждом кругу найдутся некоторые личности, вечно жалующиеся на жизнь, несущие сплошной негатив, которые не видят ничего хорошего в жизни. У таких людей на лице все написано, они быстро стареют, гния изнутри. Проявление агрессии — это признак слабости, собственной слабости, это жалкая попытка запугать окружающих и отпугнуть их от себя.

Говоря про все это, я не имею в виду то, что ненужно отвечать обидчикам. Если вас провоцируют к выбросу негатива, к примеру, словесно или незатейливыми движениями, вы можете погасить эти попытки, просто удаляясь из поля зрения провокатора.

И здесь важно понять для самих себя, вы не капитулировали, а просто превзошли их по уровню развития.

А если вы ответили, то вы — все еще их уровень, зачем оно вам? Другое дело если речь идет о самообороне, тут уж без вопросов, защита — это защита.

Итак, справляемся с агрессией!

Как я уже говорила выше, проанализируйте свою жизнь. Ответьте себе на такие вопросы, как:

  • Когда агрессивное поведение стало проявляться?
  • Что провоцирует?
  • Семейные или рабочие трудность?
  • Денежный вопрос?
  • Усталость?

Подумайте, если не находится путей решения, всегда можно изменить отношение к ситуации. Работает.

Поговорите со своим близким человеком о своей проблеме, о том, что вы чувствуете сейчас. Объясните, как тяжело бывает сдерживать эмоции. Не лишним будет извиниться за свое поведение в прошлом, и возможно, вместе вы измените ситуацию.

Если все это не помогает, найдите безопасный выход агрессии, перенаправьте ее. Проверенным веками методом является физическая нагрузка. Начните бегать по утрам, или плавать, или освойте новый вид спорта.

Отлично помогают занятия восточными единоборствами. Дыхательная гимнастика в их учении помогает научиться управлять не только телом, но и духом. К тому же, новое хобби отвлечет вас от надоевших рутинных, ежедневных проблем.

Проверено.

Помогает также активный выплеск эмоций в виде крика. Кричите, но только не на продавца в магазине, и не на близкого человека или коллегу, а там, где кричать можно и нужно.

Например, на рок-концерте, хоккейном или футбольном матче и станьте самым громким болельщиком! Но следите, чтобы эти эмоции не касались при этом кого-то конкретного из окружающих людей, иначе это будет чревато самыми непредсказуемыми последствиями.

Врачи советуют упражнение: встать под ближайшим мостом рядом с железнодорожными путями вечером, и когда поезд будет проходить, кричите громко, чем громче тем лучше. В шуме колес ни вы, ни кто-либо другой не услышит голос и это позволит почувствовать себя более раскованно.

Если ни один из перечисленных способов вам не помогает, либо вы не в состоянии самостоятельно разобраться в себе, обратитесь к профессионалу. Грамотный специалист поможет разобраться во всем, взглянуть на жизнь под новым углом.

Помните, что безвыходных ситуаций не существует, существует только страх и лень, а это находится внутри нас, и кому как ни нам по силам избавиться от этого? Ведь немотивированная агрессия рано или поздно перерастет в тяжелую депрессию, от которой избавиться будет уже намного сложнее.

Источник: https://narmed.ru/articles/meditati/psihologiya_agressii

Агрессия. Причины, формы проявления и профилактика агрессии у детей, подростков и взрослых

Агрессия. Причины, формы проявления и профилактика агрессии у детей, подростков и взрослых

В переводе с латинского языка «агрессия» означает «нападение». В настоящее время термин «агрессия» употребляется чрезвычайно широко.

Данный феномен связывают и с негативными эмоциями (например, гневом), и с негативными мотивами (например, стремлением навредить), а также с негативными установками (например, расовыми предубеждениями) и разрушительными действиями.

В психологии под агрессией понимают тенденцию (стремление), проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними. Агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе.

Причины агрессии

Боль

Исследователи обнаружили, что особи самых разных животных, подвергавшиеся болевому воздействию, проявляют друг к другу тем большую жестокость, чем сильней вызванные у них болевые ощущения.

«Психологическая боль» — это, конечно, то же самое мы называем «фрустрацией». Боль усиливает агрессивность также и у людей.

Многие из нас могут вспомнить подобные реакции, которые у нас вызвал неожиданный и сильный ушиб или мучительная головная боль. Берковиц

сделал вывод, что скорее аверсивная стимуляция, чем фрустрация, является основным спусковым механизмом враждебной агрессии. Любое аверсивное событие, будь то несбывшиеся ожидание, личное оскорбление или физическая боль, может привести к эмоциональному взрыву.

Жара

На протяжении веков люди рассуждали о влиянии климата на поведение человека. Изменение климата могут влиять на поведение.

Отвратительные запахи, табачный дым, загрязнение воздуха — все это может быть увязано с агрессивным поведением. Но наиболее изученным является жара. Массовые беспорядки имели место в жаркие, чем в холодные дни.

В жаркую погоду повышается вероятность совершения преступлений, связанных с насилием. Наибольшее количество преступлений,

связанных с насилием, совершается не только в жаркие дни, но и в жаркое время года, особенно в те года, когда лето бывает особенно жарким. Однако надежных доказательств того, что между температурой и агрессией существует прямая зависимость нет. Возможно, в горячие летние вечера людей тянет на улицу, где они могут подвергнуться влиянию факторов группового взаимодействия.

Атакующее поведение

Поведение другого человека, например сознательное причинение боли или оскорбительное действие, является особо сильным возбудителем агрессии. Чаще всего действует принцип «око за око, зуб за зуб».

Теснота

Тесното-субъективное ощущение нехватки пространства — также является стрессочным фактором. Состояние стресса, испытываемое животными в перенаселенном замкнутом пространстве, повышает уровень агрессивности. Несомненно, что в компактно заселенных больших городах происходит большее количество преступлений

и люди там испытывают больший эмоциональный дистресс.

Возбуждение

Проведенные исследования убедительно показывают, что возбуждение действительно усиливает эмоции. Сексуальное возбуждение и другие его виды, такие как гнев, могут усиливать друг друга.

На основании лабораторных экспериментов выяснено, что эротические стимулы действуют более возбуждающе на тех людей, которые только что пережили испуг. Фрустрация, жара, теснота оскорбление усиливают возбуждение.

При этом возбуждение в сочетании с враждебными мыслями и чувствами может обеспечить появление агрессивного поведения.

Алкоголь

Стимуляторы оказывают мощное воздействие на поведение людей, совершающие преступления с применением насилия, часто находятся в этот момент под влиянием алкоголя.

Даже небольшая доза алкоголя ведет к повышению агрессивности. Тэйлор и Гаммон обнаружили, что незначительные дозы (15 г. на каждые 16 кг веса тела) сдерживают агрессию, в то время как большие дозы (50 г.

Читайте также:  Темп речи - психология

на каждые 16 кг веса тела) способствуют ее проявлению.

Формы проявления агрессии

Форм проявления агрессии достаточно много. Вот некоторые из них:

Раздражение – это переживание при недостатке ресурсов для реагирования или понимания ситуации, неясность объекта, на который агрессия направлена. Энергия и напряжение растёт, но пока не переходит в действие.
Злость – активность по удовлетворению потребности направленная на объект контакта или потребности. Это контактная энергия, направленная на уменьшение дистанции, удовлетворение потребности или укрепление границ.
Ярость – это недифференцированное агрессивное состояние в состоянии слияния, когда нет направления, контакта и контроля. Она относится к незрелым, аффективным реакциям, то есть характерна для раннего детского возраста, когда эмоции бурные, неуправляемые и обращены к кому-то сверхценному, сверхзначимому, всемогущему.
Ненависть— аффективная реакция. Основная задача заключается в разрушении, причем себя или внешний объект не так важно.
Досада – это злость, перемешанная с болью. Форма агрессии характерная для переживания утраты, для чего-то, что осталось в прошлом.

Непрямые способы выражения агрессии:

Вина – обращение агрессии на себя с передачей ответственности другому. Вина опирается на мораль (поиск правого и неправого). И тогда, если есть вина, то есть какая-то правота у кого-то другого. И тогда если он прав, пусть за все и отвечает.
Обида – блокировка агрессии, признанием важности и ценности человека, на которого агрессия направляется. В поэтичном варианте, обида – это злость остановленная любовью. В восточной философии обида – это иньский гнев, т.е. женский способ злиться.
Зависть — сложная социальная комплексная эмоция, включающая в себя злость, интерес и стыд.
Скука – блокировка осознавания агрессии, способ решения проблемы размещения агрессии путем игнорирования самого чувства, затея энергозатратная, поэтому субъективно переживается как рассеянность и упадок сил.
Депрессия — заблокированная, подавленная агрессия высокой интенсивности (ярость, ненависть, злость).

Агрессия у детей

Есть множество причин, почему дети ведут себя агрессивно. Агрессивное поведение ребенка чаще всего возникает в ответ на такие его чувства, как страх, печаль, разочарование, отчаяние и ревность.

Они могут возникнуть как реакция на события или обстоятельства, которые приводят к низкой самооценке, состоянию изоляции или потере контроля.

Некоторые дети не имеют возможности или не знают, как контролировать свои действия, в результате их чувства обостряются, и гнев проявляется в виде агрессивного поведения.

Агрессия у маленьких детей может проявляться в виде ударов руками, ногами, головой, плевков, укусов, бросания предметов, уничтожения или порчи вещей и игрушек.

В некоторых случаях взаимодействие между темпераментом ребенка и/или генетической предрасположенностью и воздействием окружающей обстановки (например, атмосфера в семье или стрессы) увеличивает вероятность использования ребенком агрессии в качестве основной стратегии выживания.

У детей в возрасте до 3 лет агрессивное поведение чаще всего возникает по поводу игрушек. Дети могут кусаться, плеваться, толкаться, бить других, кидаться различными предметами, устраивать истерики. В этом возрасте они обучаются адекватным способам коммуникации с другими детьми: как предлагать играть, успокаиваться, переключаться. Попытка со стороны родителей воздействовать на ребенка силой может привести только к тому, что он будет действовать более агрессивно в следующий раз или это приведет к желанию нанести ответный удар. В этом возрасте ребенка лучше переключать, давать отдохнуть от деятельности, которая провоцирует агрессию.
С 3 до 5 лет у детей обычно физическая агрессия снижается, они начинают использовать слова, чтобы общаться со сверстниками, в то же время они еще достаточно эгоцентричны и чужую точку зрения еще с трудом могут принять. Для них все или плохое или хорошее, нет нюансов. Дети не способны обдумывать, планировать, им нужны четкие руководства, инструкции, как и что делать. В этом возрасте они не могут разобраться, что фантазия, а что реальность в фильме или телевизионном шоу. Они могут неправильно понять желание другого ребенка присоединиться к его играм и увидеть в этом враждебность, вторжение на их территорию. Соответственно, будут стремиться защититься и, скорее, с применением агрессии. Объяснения, что другой ребенок миролюбив, часто не воспринимаются.
В 6-10 лет дети уже обладают достаточным самоконтролем, чтобы не выражать обиду, неудовольствие или страх через агрессию по отношению к другим детям. Но в то же время они еще могут защищать свои интересы с помощью агрессии.

Мальчики обычно действуют открыто через физическую агрессию. Девочки склонны к косвенной, скрытой – без прямой конфронтации. Например, через вербальное нападение – насмешки, прозвища или, наоборот, через игнорирование, молчание. И мальчики, и девочки, склонные к агрессии, часто имеют низкую самооценку и скрытую депрессию.

В более старшем и подростковом возрасте агрессивное поведение может провоцироваться средой, в которой ребенок формируется (асоциальная среда, стрессовая, напряженная – недостаток любви, заботы, заброшенность ребенка). Это может приводить к стремлению нанести ответный удар, отомстить. При этом сверстники могут закреплять агрессивные проявления ребенка, поощрять их.

Подростковая агрессия

Агрессия в подростковом возрасте (10-16 лет) проявляется, прежде всего, в агрессивном поведении в школе, на улице, дома в отношении рядом находящихся людей.

Это могут быть как физически агрессивное поведение, так и вербальное выражение агрессивности (грубые слова), в меньшей степени агрессия выражена в отношении к неодушевленным предметам, но всё же, если присмотреться она существует, и самая скрытая форма агрессии – аутоагрессия – это агрессия против себя, самая опасная из подростковых агрессий, именно из за нею в будущем возникает огромное количество психологических проблем.

На фактор полового созревания мы повлиять не сможем никак, так что придётся принять его как есть, помните «избежать проявления подростковой агрессии в период полового созревания нельзя, но можно и нужно постараться минимизировать последствия сейчас, при этом постараться добиться этой минимизации без последствия в будущем», иными словами бороться с агрессией у подростков с помощью Вашей агрессивного поведения нельзя однозначно, это приводит к тому, что он замыкается и начинает агрессию против себя и в дальнейшем приводит к взрослению крайне агрессивных личностей.

Второй фактор – это взросление, не готового к взрослой жизни подростка выраженных в крайне противоречивых пониманиях, с одной стороны он хочет самостоятельности, с другой он крайне боится её, не готов к ней, из за этого в его мозгу возникает огромное количество противоречий, разобраться в которых не в состоянии не только он, но даже профессиональные психологи не могут выяснить все тонкости процесса. В этот момент главное не отдалится от подростка, терпеть, терпеть и ещё раз терпеть, попытаться понять, посочувствовать, успокоить, попробовать разговаривать с ним на равных, как с взрослым, в том числе о серьёзных вещах.

На становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к агрессивному поведению.

Подростки получают сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Они учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей (например, одноклассников). Однако те, кто очень агрессивен, скорее всего, окажутся отверженными большинством в классе.

С другой стороны, эти агрессивные дети могут найти друзей среди других агрессивных сверстников.

Профилактика агрессивного поведения детей и подростков

Особое место следует уделять формированию круга интересов детей, учитывая особенности его характера и способностей. Привлечение к положительно формирующим личность занятиям: чтению, музыке, спорту и т.д. (младший школьный возраст).

Развитие ребенка осуществляется в деятельности. Необходимо создать возможность подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых (средний школьный возраст).

Это различные виды социально признаваемой деятельности – трудовая, спортивная, художественная, организаторская и т.д.

Избегайте применения силы в ответ на агрессивное поведение детей. Важно признать необходимость поиска путей решения. Например, «Я вижу, это действительно важно для тебя. Когда ты успокоишься, мы вместе все обсудим. Я тебе помогу».

Старайтесь отмечать положительные и интересные стороны своего ребенка, не концентрируйте свое внимание только на отрицательных моментах. Прислушивайтесь к чувствам детей, поощряя их откровенность. Но потом не используйте эту информацию для наказания или для упреков.

Важно, чтобы и сам взрослый умел описать и выразить свое эмоциональное состояние. Для детей важно, что их чувства уважают и они естественны: злиться может любой человек. Агрессия – это процесс, который сопровождается выбросом большого количества энергии.

Задача родителей – направить эту энергию в другое русло. Это может быть какая-либо работа или возможность порвать бумагу, сломать палку, побаловаться подушками.

Чтобы пройди трудный возраст, при этом постараться уменьшить потери, необходимо приложить максимум терпения, любви, нежности, понимания, признания прав и свобод подростка, но в тоже время не давайте ему сесть Вам на шею. Разговаривайте с ним на равных, будьте его другом, помните, если Вы сейчас отдалитесь от него, сблизится потом будет крайне трудно.

Также читайте:

Источник: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=5008

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию