Аналитическая психология — психология

Аналитическая психология

Аналитическая психологияАналитическая психология - психология

Сознание и подсознание – два эти понятия стали привычны для современного человека и не вызывают у него каких-либо вопросов. А было время, когда наука впервые заговорила о существовании подсознания (или бессознательного), и с этим сенсационным открытием связывались далеко идущие надежды изменить к лучшему судьбу всего человечества.

Когда открывается новый необитаемый континент, то на нем нет ни границ между странами, ни названий, ни улиц, и каждый землепроходец, вступающий на него, может открыть что-то свое. Нечто подобное происходило, когда врачи впервые проникли во вновь открытую страну – психику.

Одним из первых, кому мы обязаны мало-мальски ценными сведениями, был Парацельс. Его причудливому знанию порой было не занимать глубины, полной предчувствий, но выраженной на языке, который соответствовал духу 16 века.

Различные философы, такие как Лейбниц, Кант и Шеллинг, определенно ясно указывали на проблему темной (несознательной) души. В конце 19 века к проблеме бессознательного вплотную подошла медицинская психология, не имея вовсе никаких философских гипотез. В то время (в конце 19 века) психиатрических больных не лечили.

Они содержались в специальных клиниках, а психиатры в основном заполняли карты больных, стремясь как можно точнее описать симптомы заболевания. В начале 20 века психиатрия не считалась серьезной наукой, поскольку была еще мало разработана.

Тогда полагали, что дух и тело – это обособленные сферы бытия, взаимодействующие при помощи некоего таинственного медиума (структуры, исполняющей роль посредника). В ходу был материалистический подход, согласно которому психика есть такое же секреторное выделение мозга, как, скажем, желчь – выделение из печени.

Вполне логично, что развитие психологии целиком пришлось на 20 век. Хотя прошлые века и владели в достаточной степени самонаблюдением и интеллектом, чтобы суметь познать психологические факты, но для развития этой науки тогда не было настоящей нужды.

Для того, чтобы дать толчок развитию психологии, нужна была духовная нужда. Разумеется, факты души существовали и раньше, но они не были настоятельными, и никто не обращал на них внимания. Вполне обходились и без них. Сегодня без понятия души уже не обойтись.

И первыми, кто осознал эту истину, были врачи.

Душа всегда обнаруживает себя через патологию. Люди не говорили о психике до тех пор, пока не явился Фрейд и не продемонстрировал психическую патологию.

Покуда всё складывается благополучно и вся душевная энергия находит упорядоченное и удовлетворительное применение, от души не исходит для нас ничего такого, что могло бы доставить нам беспокойство. Нами не овладевают неуверенность и сомнения, и мы не знаем, что значит быть не в ладах с собой.

Но стоит только некоторым каналам душевной деятельности закупориться, как тут же возникают, так сказать, застойные явления; источник переполняется (то есть внутри хочется не того, что есть снаружи), и как следствие мы перестаем быть в ладах с собой.

Именно тогда, в этом бедственном положении, мы и открываем душу как нечто перечащее нашей воле, чужое и даже враждебное нам, как то, что несовместимо с нашей сознательной позицией.

Ни одной культуре до сих пор не приходилось всерьез заниматься бессознательным как таковым. Душа всегда была лишь частью метафизической системы. Однако современное сознание, как бы бурно и отчаянно оно ни защищалось, уже не посмело отмахнуться от познания души.

На рубеже 19–20 веков психическое вошло в жизнь, и душа обрела свое качество и измерение. Началось её изучение. Фрейдом был введен термин «психоанализ». У его истоков стояли Зигмунд Фрейд, Альфред Адлер, Карл Густав Юнг.

За вековую историю своего развития психоанализ пережил взлеты и падения, запрещение и возрождение в ряде стран мира…….

Разрабатывая учение о неврозах, Фрейд пришел к выводу, что в основе их возникновения лежит сексуальность. Особое внимание Фрейд уделял древнегреческому мифу о царе Эдипе.

Согласно Фрейду, эдипов комплекс – это комплекс детских переживаний, состоящий из влечения мальчика к матери, ревности и недоброжелательности по отношению к отцу.

В дальнейшем этот комплекс вытесняется в сферу бессознательного, является универсальным для мужчин и определяет многие аспекты их сексуальности и невротизма. Подобное явление у девочек обозначается комплексом Электры. Название комплексов основано на древнегреческой мифологии…….

Но Юнг наблюдал, что часто его пациенты страдали неврозами, в которых главную роль играли не вопросы секса, а другие факторы: плохая приспособленность к жизни в обществе, угнетенное состояние из-за жизненных трудностей, вопросы престижа и т.д.

По-разному эти два ученых определяли для себя и либидо. Фрейд рассматривал либидо как сугубо сексуальную энергию. Для Юнга же либидо есть психическая энергия вообще, а сексуальная энергия является лишь её разновидностью.

По Юнгу, психика – это саморегулирующаяся система, в которой идет постоянный обмен энергиями между её элементами. Обособление какой-либо части психики ведет к утрате энергетического равновесия.

Другими словами, сознание теряет связь с бессознательным (это свойственно современному человеку), и бессознательное пытается компенсировать этот разрыв.

В проблемных ситуациях, с которыми сознание справиться не может, бессознательное подключает свою энергию и говорит с нами прежде всего в наших снах. Все эти разногласия в итоге привели к разрыву между Фрейдом и Юнгом, между Венской школой психоанализа Фрейда и Цюрихской юнгианской школой.

Среди теоретиков и практиков глубинной психологии К.Г.Юнг занимает совершенно особое положение. Он выстроил свою собственную версию глубинной психологии, которая вобрала в себя все положительные тезисы теорий Фрейда и Адлера как частные случаи.

Юнг всегда отдавал должное таланту Фрейда и в своих работах подчеркивал его заслуги. После разрыва с ним Юнг долго не мог придумать название своему методу психоанализа, так сказать, поставить «личное клеймо».

Наконец он решает назвать свой метод «Аналитическая психология»…….

Юнг подчеркивал, что его психология, несмотря на определение «аналитическая», есть психология живой души. Её цель – понять душу, чтобы помочь человеку справиться со своими проблемами и обрести себя.

Позволяя понять, как возникают разлад с самим собой, невроз и так называемые психосоматические заболевания, аналитическая психология приобрела огромное терапевтическое значение.

Более того, она безмерно обогатила психологию нормальных людей, ибо понимание сновидений открыло чуть ли не безграничные просторы для развития сознания, если на него смотреть из самых отдаленных темных глубин бессознательного…….

С именем Юнга связывают два философских понятия, введенных им в психологию – это коллективное бессознательное (коллективная душа) и архетип (исторически сформированный базовый праобраз психики). …

Эти понятия (бессознательное и архетип) придали психологии историческую глубину и расширили её сферу от личных проблем человека до общечеловеческих вопросов. Юнг показал, что душа развивается во времени, на протяжении многих веков сохраняя неизменные образы своего прошлого, которые становятся образами культуры.

Историческое развитие души определяют образы и понятия, которые становятся базовыми архетипами культуры и сознания людей. Однако существует и обратное влияние. Архетипы культурного сознания глубоко созвучны душе любого человека и отражаются в его личной бессознательной сфере, побуждая душу к развитию.

Историческое бессознательное сформировало разум; разум формирует душу человека. Таков общий процесс культурной эволюции.

Теоретические обобщения Юнга – это, в значительной степени, стремление выразить в словах личный опыт практикующего психолога…….

Еще при жизни Юнга быть юнгианцем для большинства его учеников и последователей вовсе не означало принять все положения его теории.

После его смерти ряд аналитиков и теоретиков глубинной психологии начали критически пересматривать некоторые положения его теории с позиций, которые ныне рассматриваются как постмодернистские.

Не случайно в 1970-ые годы в США и Великобритании стали появляться институты аналитической психологии и увеличилось число молодых людей, прибывавших в Цюрих для обучения методам аналитической психологии. В это время появился термин «постъюнгианцы», который показывает и на их связь с Юнгом, и на дистанцию, отделяющую их от него.

В настоящее время, несмотря на продолжающиеся дискуссии и споры о психоанализе, его влияние на индивидуальное и общественное сознание, на различные направления естественных и гуманитарных наук, философию, медицину и искусство оказалось столь значительным, что он стал неотъемлемым элементом современной культуры.

Поэтому для любого образованного человека важно и необходимо знать основные идеи и концепции, составляющие аналитическое учение о психической реальности, бессознательных влечениях человека, его внутриличностных конфликтах, об ошибочных действиях и сновидениях, о неврозах и возможностях их исцеления, о взаимосвязях между личностью и культурой, сексуальностью и нравственностью, о взаимосвязи развития человека и всего человечества…….

Конец ознакомительного варианта фрагмента книги

Источник: http://esamohvalova.ru/glava-2-sozdanie-analiticheskoj-psihologii/

Аналитическая психология(юнгианский анализ)

Главная → Статьи по психологии → Аналитическая психология

В университетских программах Юнг все еще упоминается преимущественно либо как неблагодарный ученик Фрейда и раскольник психоанализа, либо как создатель оригинального психотерапевтического направления.

Но юнгианская модель психического на много шире, хотя она и развивалась из психопатологии и психиатрии; аналитическая психология давно вышла за рамки сугубо терапевтических отношений  и органически встроилась в более обширный культурный контекст: мифологию, религию, философию, педагогику и политику.

На коллективном уровне одной из причин того, что интерес к работам Юнга и его и его последователей постоянно растет, является открытость высказываемых в них идей для предположений, и индивидуальных — часто критических суждений.

Аналитическая психология была  основана Карлом Густавом Юнгом, который являлся потомком Цюрихской школы психоанализа, и был наследником традиций Фрейда и первым президентом Международной ассоциации психоаналитиков (1910-1914).

Юнг родился в семье пастора швейцарской реформаторской церкви в Кесвиле в Швейцарии. Дед и прадед со стороны отца были врачами. Карл Густав Юнг закончил медицинский факультет университета в Базеле. С 1900 по 1906 год работал в психиатрической клинике в Цюрихе в качестве ассистента известного психиатра Э. Блейлера.

В 1901—1911 годах Юнга в разное время посещали московские психиатры Михаил Асатиани, Николай Осипов и Алексей Певницкий, Фаина Шалевская из Ростова-на-Дону, Эстер Аптекман, Татьяна Розенталь из Петербурга, Сабина Шпильрейн из Ростова-на-Дону  и Макс Эйтингон. Все они впоследствии стали специалистами в области пси­хоанализа. Татьяна Розенталь вернулась в Петербург и в даль­нейшем работала в Институте мозга у Бехтерева в качестве психоаналитика.

Читайте также:  Улыбка - психология

В 1911 году Юнг вышел из Международной психоаналитической ассоциации и отказался от техники психоанализа в своей практике. Он разработал собственную теорию и терапию, названную им «аналитической психологией».

Своими идеями он оказал значительное влияние не только на психиатрию и психологию, но и на антропологию, этнологию, культурологию, сравнительную историю религии, педагогику, литературу. В 1907-20 годах Юнг выработал основы теории, которая задала направление аналитической психологии.

К концу этого периода теория включала в себя психологические типы, теорию комплексов и архетипов, принципы человека, тень, анима/анимус и индивидуальные процессы.

Юнг считал, что структура личности состоит из трех частей — коллективного бессознательного, индивидуального бессознательного и сознания.

 Если индивидуальное бессознательное и сознание пред­ставляют собой чисто личностные прижизненные приобретения, то коллективное бессознательное — своего рода «память поколений», то психологическое наследство, с которым ребенок появляется на свет.

Юнг писал, что «содержание коллективного бессознательного лишь в минимальной степени формируется личностью и в своей сущности вообще не является индивидуальным приобретением. Это бессознательное — как воздух, которым дышат все и который не принадлежит никому».

Содержание коллективного бессознательного состоит из архе­типов – форм,  организующих и канализирующих психологический опыт индивида. Юнг часто называл архетипы первичными образами, так как они связаны с мифическими и сказочными темами.

Он также считал, что архетипы организовывают не только индивиду­альную, но и коллективную фантазию (например, лежат в основе мифологии народа, его религии, определяя психологию народа, его самосознание).

Через актуализацию определенных архетипов куль­тура оказывает влияние и на становление индивидуальной психики человека.

Основными архетипами индивидуальной психики Юнг считал Эго, Персону, Тень, Аниму, или Анимус, и Самость. Эго и Персона легче поддаются осознанию, чем остальные главные архетипы, ко­торые с трудом рефлексируются самим человеком.

Хотя главным содержанием души Юнг считал ее бессознатель­ные структуры, он не только не отрицал возможность их осознания, но и считал этот процесс очень важным для личностного роста человека.

К одному из вариантов такого осознания себя относится психотерапия, в которой врач является помощником пациента, помогая ему понять себя, вернуть себе целостность.

Юнг осознавал сложность символической интерпретации и доказывал необходи­мость отказа от упрощений, принимаемых Фрейдом при их интер­претации.

Его анализ символов и их возможной интерпретации — одно из значительных достижений теории Юнга.

В отличие от большинства психоаналитиков Юнг сознательно выстраивал свою теорию как открытую систему, которая может воспринимать новую информацию, не искажая ее в угоду своим постулатам, и в этом — еще одно достоинство его теории.

Для Юнга разрыв с Фрейдом ускорил сильную конфронтацию с бессознательным. Чтобы вместить в себя эти яркие опыты и вырасти благодаря им, Юнг начал записывать их в свои личные дневники с целью самоанализа.

В своем предисловии к книге» Символы трансформации» (1912), Юнг писал: «То, что обрушилось на меня подобно обвалу, который невозможно остановить… Это было взрывом всех тех психических содержаний, которые не могли найти ни комнаты, ни жизненного пространства в давящей атмосфере фрейдовской психологии и ее ограниченного кругозора». Для Юнга было непросто потерять своего друга и наставника. «В течение двух месяцев я был неспособен прикоснуться к перу, так я был измучен этим конфликтом». Разрыв с Фрейдом был болезненным, травматичным для Юнга, но он решил преодолеть чувство вины.

«Сны выводят на свет материал, который не может быть порожден жизнью взрослого сновидца или его детским опытом.

Мы склонны считать его частью архаического наследия, которое ребенок приносит с собой в мир прежде любого своего собственного опыта и прежде, чем на него повлияет опыт его предков.

Мы находим дубликат этого филогенетического материала в самых ранних человеческих легендах и в ныне живущих обычаях».

Юнг постепенно развивал свои собственные теории бессознательных процессов и анализа сновидений. Он пришел к выводу, что методы, при помощи которых он анализирует символы сновидений пациентов, могут быть также приложимы к анализу и других форм символизма, то есть он подобрал ключ к интерпретации мифов, народных сказок, религиозных символов и искусства.

Интерес к фундаментальным психологическим процессам привел Юнга к изучению старых западных традиций алхимии и гностицизма (эллинистическая религия и философская традиция) и к исследованию неевропейских культур.

Он также серьезно изучал индийскую, китайскую и тибетскую мысль. Юнг совершил два путешествия в Африку, побывал в Индии, приезжал в Нью-Мехико, чтобы посетить индейцев пуэбло.

Работы Юнга оказали огромное влияние на современную культуру. К примеру, книга Г. Гессе «Степной волк» написана под впечатлением психотерапевтических сеансов, которые автор проходил у Юнга. Влияние идей о коллективном бессознательном и присущих ему архетипических образах можно увидеть во многих художественных произведениях и кинофильмах.

Аналитическая психология получила свое развитие в самых разнообразных направлениях. Психотерапевты юнгианского направления продолжают изучение практической психологии в сочетании с культурологией, религией и эзотерикой.

«Полнота жизни закономерна и не закономерна, рациональна и иррациональна – писал К.Г.Юнг, – Психология, удовлетворяющая один лишь интеллект, никогда не является практичной; ибо целостность души никогда не улавливается одним лишь интеллектом».

Юнг умер 6 июня 1961 года в возрасте 86 лет. Прощальная церемония состоялась в протестантской церкви Кюснахта.

Местный пастор в погребальной речи назвал покойного «пророком, сумевшим сдержать всеохватывающий натиск рационализма и давшим человеку мужество вновь обрести свою душу».

Два других ученика Юнга — теолог Ганс Шер и экономист Юджин Бюлер отметили научные и человеческие заслуги своего духовного наставника.

Источник: http://www.paracels.ru/populjarnaja-psihologija/jungianskij-analiz.html

Аналитическая Психология — «Энциклопедия»

Аналитическая Психология - «Энциклопедия»

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, школа глубинной психологии, базирующаяся на идеях К. Г. Юнга, который рассматривал психику как взаимодействие сознания с бессознательным — глубинной творческой силой, направляющей развитие личности.

Это развитие (индивидуация), процесс обретения внутреннего единства, рассматривается в аналитической психологии как постепенное объединение сознания с бессознательным вокруг самости трансцендентного центра, источника психики и сознания.

В аналитической психологии индивидуальное бессознательное, которое исследовал 3.

Фрейд, составляет лишь небольшую часть коллективного бессознательного, связывающего индивида со всем человечеством и космосом через архетипы — универсальные структурные элементы бессознательного, схемы, на основе которых формируются образы, переживания и события жизни отдельных людей, мифы и культура целых народов.

Задача аналитической психологии — постичь психическое как естественное целостное явление, жизнь души человека.

Душа описывается в аналитической психологии в виде композиции взаимодействующих между собой парциальных личностей (автономных комплексов).

Бессознательное структурировано как множественное сознание, распределённое между парциальными личностями. Любые межличностные отношения основаны на внутриличностных связях.

Реклама

Психотерапия в аналитической психологии понимается не как лечение симптомов, а как помощь в индивидуации, развитии личности. В основе психотерапевтической практики лежит анализ переноса и контрпереноса, исследование образной системы с акцентом на символическое переживании самости.

Можно выделить два этапа становления и развития аналитической психологии: юнговский (1902-1961) и постъюнговский (с 1961). Первый этап представлен, прежде всего, трудами самого К. Г.

Юнга и многочисленными работами его учеников и последователей, а также разработкой и распространением преимущественно в Западной Европе и США психотерапевтической практики, именуемой юнгианским анализом.

Второй этап характеризуется выделением нескольких направлений и школ на основе пересмотра ряда основных положений аналитической психологии (определения архетипического, понятия самости и принципов развития личности). Наряду с «классической школой» последователей Юнга (Э. Эдингер, Э. Нойманн, М. Л.

фон Франц) с центром в Цюрихе сформировалась «школа развития» (М. Фордхам, Д. Хаббак, Х. Дикманн, М. Якоби) с центром в Лондоне, ставящая акцент на развитии психики и клинической практике, а также «архетипическая школа» (Д. Хиллман, А. Гуггенбюль-Крейг, В. Гигерих) с центром в Далласе (США), широко использующая концепцию архетипа для постижения глубинных измерений любого человеческого опыта.

В 1948 году при участии К. Г. Юнга был создан первый Институт аналитической психологии в Цюрихе, затем в Лондоне, Берлине, Нью-Йорке и др. Большинство современных последователей Юнга объединено в Международную ассоциацию аналитической психологии (ΙΑΑΡ) со штаб-квартирой в Цюрихе.

Под влиянием аналитической психологии сформировались гуманистическая психология и трансперсональная психология и психотерапия. Аналитическая психология оказала большое влияние на литературу (Г. Гессе, Дж. Джойс, Т. Манн и др.) и искусство, религиоведение (М. Элиаде, Дж.

Кэмпбелл), философскую антропологию, этнографию.

Лит.: Mattoon М. А. Jungian psychology in perspective. N. Y., 1981; Самуэлс Э. Юнг и постъюнгианцы: Курс юнгианского психоанализа. М., 1997; Зеленский В.В. Толковый словарь по аналитической психологии. СПб., 2000.

В. В. Зеленский, А. В. Константинов.

Источник: http://knowledge.su/a/analiticheskaya_psihologiya.html

Шпаргалки по истории психологии — Аналитическая психология К. Г. Юнга

Шпаргалки по истории психологии - Аналитическая психология К. Г. Юнга

Page 17 of 53

 “Аналитическая психология” К. Г. Юнга.

В центре учения Юнга лежит представление об «индивидуации». Процесс индивидуации обусловлен всей совокупностью душевных состояний, которые координируются системой дополняющих друг друга отношений, способствующих созреванию личности. Юнг подчеркивал важность религиозной функции души, считая ее неотъемлемым компонентом процесса индивидуации.

Юнг понимал неврозы не только как нарушение, но и как необходимый импульс для «расширения» сознания и, следовательно, как стимул к достижению зрелости (исцеление). С такой точки зрения психические нарушения – не просто неудача, болезнь или задержка развития, но побуждение к самореализации и личностной целостности.

Юнг считал, что структура личности состоит из трех частей:

коллективного бессознательного, его содержание архетипы — первообразы, своего рода образцы поведения, мышления, видения мира, существующие наподобие инстинктов.

индивидуального бессознательного, его содержание составляют комплексы.

сознание.

Основными архетипами индивидуальной психики Юнг считал:

Эго — центр личного сознательного, наше внутреннее “Я”. Находится на границе с бессознательным и периодически “связывается” с ним. При нарушении гармоничности этой связи возникает невроз.

Персона — центр личного сознательного — визитная карточка “Я”, это манера говорить, мыслить, одеваться, эта та социальная роль, которую мы играем в обществе. Играет две основные функции: — может подчеркивать нашу индивидуальность, неповторимость; — служит формой защиты (принцип — “быть таким, как все”).

Тень — центр личного бессознательного (желания, переживания, тенденции), который нашим “Эго” отрицается, как несовместимый с нами самим, моральными нормами. Юнг выдвинул гипотезу о компенсаторной функции тени: Храбрый в бессознательном робок, добрый — зол, злой — добр.

Анима (у мужчины) и Анимус (у женщины) — бессознательная часть личности — это те части души, которые отражают интерсексуальные связи, представления о противоположном поле. На их развитие большое влияние оказывают родители.

Читайте также:  Ответственность как объективное обстоятельство - психология

Этот архетип во многом формирует поведение и творчество человека, т. к. является источником проекций, новых образов в душе человека. Это архетипы коллективного бессознательного, они преломляются в индивидуально — бессознательные архетипы.

Самость — бессознательный архетип, главная задача которого в поддержании согласованности всех звеньев и структур личности (стержень всей личности).

Исходя из структуры души, Юнг создал свою типологию личности, выделив два типа:

экстраверты — люди, которые максимум своей психической энергии направляют во “вне”, на других людей.

Интроверты — люди, которые всю энергию направляют во внутрь себя.

Однако Самость, стремление к целостности личности не позволяет одной из ее сторон полностью подчинить другую.

Типология Юнга базируется на двух основаниях — доминировании экстра — интровертности и развитии четырех основных психических процессов: мышления и ощущений (рациональные психические функции), чувствования и интуиции (иррациональные психические функции).

У каждого человека доминирует тот или иной процесс, который в сочетании с интро — или экстраверсией индивидуализирует путь развития человека: ощущенческо — мыслительный тип — это когда в сознательном уровне — ощущения и мышление, а в бессознательном — чувствование и интуиция. И чувственно — интуитивный тип — в сознательном уровне — чувствование и интуиция, а в бессознательном — ощущения и мышление.

Хотя главным содержанием души Юнг считал ее бессознательные структуры, он не только не отрицал возможность их осознания, но и считал этот процесс очень важным для личностного роста человека.

Метод психотерапии Юнга отличается от метода Фрейда. Аналитик не остается пассивным, он часто должен играть самую активную роль в сеансе. Кроме свободных ассоциаций, Юнг использовал своего рода «направленные» ассоциации, помогающие понять содержание сновидения при помощи мотивов и символов из других источников.

Источник: http://spargalki.ru/psyhologiya/111-istoriya-psyhologii.html?start=16

Аналитическая психология

Аналитическая психологияАналитическая психология - психология

Аналитическая психология зародилась в недрах психоанализа. Ее основал близкий соратник Зигмунда Фрейда Карл Густав Юнг, врач психиатр по образованию. Он родился в семье пастора реформаторской церкви. Его интересы были весьма разносторонними: помимо медицины, он изучал этнографию, культуру древних народов, теологию, религиозные воззрения различных диких племен.

Это не могло не отразиться и на его психологической теории. Работы Юнга актуальны по сей день и вызывают глубокий интерес не только у психологов и философов, но и у представителей околонаучных знаний.

Широта познаний и взглядов этого великого человека позволила совершить попытку сделать невозможное – примирить научное мировоззрение с религиозным или сознательное с бессознательным.

Толчком к развитию аналитической психологии, как и для других психодинамических учений, послужила излишняя сексуализация теории Фрейда.

Он полагал, что в основе развития личности находится либидо (сексуальное влечение), и именно оно является движущей силой, стимулом для возникновения всех психических явлений в личности человека. А нарушение либидо лежит в основе комплексов, корни которого уходят в глубокое детство.

Юнг же в своей теории расширил границы понятия «либидо». Он полагал, что либидо – это не только сексуальное влечение, но и желание в целом, по отношению к чему-либо или кому-либо. Либидо он называет движущей жизненной энергией.

Структура личности

Структура личности по Юнгу несколько пересекается с психоанализом, но все же имеет существенные отличия. Фрейд утверждал, что личность состоит из Ид, Эго и Суперэго. Где Ид – это бессознательные желания человека, глубинные комплексы, его сны. Эго – сознание и самосознание, а Суперэго – нормы морали, система человеческих ценностей.

Юнг же выделял иные структуры человеческой личности. В одну группу он выделял Эго, мысли, чувства и ощущения, находящиеся в области сознания – то есть все то, что дает возможность осознавать себя человеком.

К другой группе он относил личное бессознательное – эмоции, переживания и воспоминания человека, которые были вытеснены из области сознания, а также комплексы, определяющие мотивы поведения человека. И в отдельную категорию он выделял коллективное бессознательное.

И если первые категории несколько схожи с психоанализом, то понятие коллективного бессознательного относится исключительно к аналитической психологии.

Под коллективным бессознательным Юнг понимал эмоциональный опыт всего человечества, который на глубинном уровне находится в подсознании каждого индивида. Этот опыт формирует определенные образы и модели поведения, которые автор называет архетипами.

Архетип

Понятие архетипа (архаические остатки, первобытные образы) Юнг сравнивал с явлением импринтинга у животных: «В сущности, архетипы являются инстинктивным вектором, направленным трендом, точно таким же, как импульс у птиц вить гнезда, а у муравьев строить муравейники.» [2, 42].

Архаические остатки существуют в человеческом сознании наравне с инстинктами, необходимыми для адаптации и ассимиляции в мире людей. Архетипы – это своего рода маяки, посредством которых человек ориентируется в окружающем мире, и имеет возможность, несмотря на отсутствие опыта, реагировать и оценивать те или иные события.

Основными архетипами являются: Анима/Анимус, Персона, Тень, Бог и другие.

Направленность личности

Одним из наиболее ценных вкладов в психологию личности является теория Карла Густава Юнга о двух основных направленностях личности – экстраверсии и интроверсии. Эта теория легла в основу разработки различных личностных опросников и по сей день является предметом исследований у психологов.

Экстраверсия – это направленность человека на внешний мир, на то, что его окружает, на других людей, предметы. Экстраверты подвижны, общительны, открыты. Интроверсия же противоположна, она представляет собой направленность на внутренний мир человека. Интроверты замкнуты, скрытны, предпочитают уединение и внутренний диалог с самим собой.

Согласно гипотезе Юнга, обе направленности всегда присутствуют в человеке, но одна из них как правило доминирует.

Психологические функции

Юнг понимал, что типология «экстраверсия – интроверсия» очень обобщенная, и его дальнейшие исследования привели к созданию теории функциональных типов личности. Каждый из четырех типов обладает доминирующей функцией, «благодаря которой сознание получает свою ориентацию в опыте» [2, 36].

Рациональные типы приобретают опыт посредством мышления и чувств, то есть благодаря тому, что находится в области сознания. Человек, который относится к мыслительному типу ориентируется в жизненном пространстве при помощи разума. А чувствующий тип – посредством чувств, оценивая происходящее, как хорошо или плохо, нравится или не нравится.

Другая категория — это иррациональные функциональные типы, они воспринимают мир через свои ощущения и интуицию. Ощущающий тип получает информацию посредством органов чувств: зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Интуитивный же тип, опирается на свою интуицию, которую, как и ощущения, Юнг относил к бессознательным процессам.

Все функции присутствуют в личности человека в разной степени, и одна из них, как правило, является ведущей. Таким образом, исходя из двух типов личности и четырех психологических функций, Юнг вывел восемь типов личности.

Этиология невроза

Причину возникновения невроза Юнг усматривал в невозможности индивида психологически приспособится к новым жизненным обстоятельствам. Юнг вывел понятие либидо за пределы сексуального, и определил его как желание в более общем смысле.

Он утверждал, что либидо развивается в человеке на протяжении всей его жизни, приспосабливаясь к окружающему миру.

На пути своего развития оно встречает различные препятствия, некоторые из которых оказываются настолько сложными, что для их преодоления требуются слишком большие силы, и когда либидо не справляется – происходит процесс регресса.

То есть оно возвращается на предыдущую ступень своего развития и при таких обстоятельствах развивается невроз. Таким образом, согласно аналитической психологии, причина невроза коренится не в прошлом человека, а находится в его настоящем, в невозможности преодолеть текущие жизненные трудности.

Особенности аналитической психотерапии

Кроме теоретической работы Юнг занимался и психотерапией. Ученый полагал, что все люди различны, и что в каждом отдельном случае к пациенту необходимо иметь индивидуальный подход. Важно учитывать психологические особенности личности, а соответственно невозможно применять один универсальный метод для всех пациентов.

Ученый считал, что все психологические теории описывают лишь психологический опыт их авторов, а потому весьма субъективны и не могут отображать весь спектр психических явлений. Юнг исходил прежде всего из здоровья человека, а не из его патологий.

Основная задача психотерапии по Юнгу заключается в примирении сознательного с бессознательным, поскольку одно не может существовать без другого, и при отсутствии их союза – личность не может быть целостной.

Обретение самости, которая представляет собой душевную гармонию и целостность во всех аспектах, является смыслом жизни человека, а также способствует его самореализации. Обретение самости и самореализация достигаются посредством «индивидуации» – путем «интеграции бессознательного в сознание» [2, 85].

Следующая цитата Юнга из манускрипта «Красная книга» наиболее полно раскрывает суть аналитической психологии:

Список литературы

  1. Юнг, К. Г. Аналитическая психология и психотерапия: хрестоматия / сост. В. М. Лейбин. — СПб.: Питер, 2001. — 512 с.: ил. — (Серия «Хрестоматия»)
  2. Юнг, К. Г. Архетип и символ/ К. Г. Юнг — М.: Ренессанс, 1991. — 302 с. — (Серия «Страницы мировой философии»)
  3. Юнг, К. Г. Красная книга. Liber Novus: манускрипт. 2009. — 205 с.
  4. Хьелл Л. Теории Личности/ Л. Хьелл, Д. Зиглер. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 607 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»)

Источник: https://PsychoSearch.ru/napravleniya/analiticheskaya-psikhologiya/262-analiticheskaya-psikhologiya

Аналитическая психология

Аналитическая психологияАналитическая психология - психология

«Моя жизнь и моя научная работа составляют единое целое. В некотором смысле именно моя жизнь была воплощением моих работ. То, что я есть, и то, что я пишу — едино. Все мои идеи и все мои усилия — это я.»
К.Г.Юнг

Аналитическая психология – это направление глубинной  психологии, основанное выдающимся швейцарским психологом, психиатром и мыслителем XX века Карлом Густавом Юнгом. В начале своего пути Юнг находился под значительным влиянием Зигмунда Фрейда. Их дружеские отношения и переписка давали импульс для развития психоанализа.

Читайте также:  Вспыльчивость: и кто в этом виноват? - психология

Постепенно, к 1913 году, наметились значительные разногласия, которые привели к разрыву, и в дальнейшем каждый развивался в своём направлении. Несмотря на значительные на тот момент расхождения во взглядах, Юнг всегда относился к Фрейду с большим уважением, подчеркивая несомненную важность открытий, сделанных основателем психоанализа. З.

Фрейду удалось обнаружить отчетливую связь между клиническими проявлениями психических расстройств и противоречиями, конфликтами между бессознательными влечениями и сознанием человека. Бессознательное обнаружило свою автономную, безличностную природу.

В нем, как оказалось, присутствует не только то, что было когда-то содержанием сознания, а нечто более глубокое и фундаментальное.

Обобщая разговор о сходстве аналитической психологии и психоанализа, подчеркнем, что обе школы самым пристальным образом изучают бессознательное, то есть совокупность потенциально неисчерпаемых психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль и полное, ясное осознавание. Также обе школы уделяют большое внимание психодинамике внутренних процессов в психике, то есть сложному взаимодействию между инстинктами, мотивами и влечениями, которые конкурируют или борются друг с другом за главенство в регуляции поведения человека.

Однако Юнг, помимо личного бессознательного, ввёл понятие «коллективного бессознательного» и пересмотрел представления Фрейда о психической энергии либидо и его преимущественно сексуальной природе.

Изучая культуру, религию, мифологию, клинический материал пациентов, Юнг  пришел к выводу, что существует не только бессознательное субъекта, но и семейное, родовое, национальное, расовое и коллективное, общечеловеческое бессознательное, уходящее корнями в мир первопредков и животных.

Согласно теории Юнга, коллективное бессознательное структурированото есть подчинено локальным программам/матрицам – архетипам, которые, в свою очередь, подчинены главному системообразующему архетипу – Самости, представляющему собой ядро заложенных в человеке возможностей, которым предстоит раскрыться в течение его жизни. Архетипы – врожденные нейропсихические структуры, проявляющиеся в общих мотивах поведения человека и его взаимоотношений с миром. Архетипы возникли в процессе тысячелетий эволюции, определившей их базовый, универсальный, надличностный характер.

Для изучения древних слоев архетипа аналитическая психология интересуется миром животных, достижениями этологии (науки о поведении животных).

Для изучения средних и верхних слоев архетипа аналитическая психология интересуется символической жизнью человека – мифологией, религией, политикой, историей, фольклором, литературой, живописью и музыкой, тем, что составляет человеческую культуру.

Толкование символов в широком историческом и культурном контексте является одной из отличительных особенностей аналитической психологии.

Личная жизнь человека,  его попытки раскрыть свой потенциал,  достичь целостности, все успехи и неудачи на этом пути составляют предмет собственно анализа, долгосрочного взаимодействия анализанта и аналитического психолоа.

В фокусе юнгианского анализа оказываются воспоминания, фантазии, сновидения, прошлый опыт и отношения аналитика и анализанта, а также личная философия человека, его жизненные стремления, смыслы и творчество.

Целью такой кропотливой работы является процесс индивидуации — это одно из центральных и многомерных понятий введённых Юнгом, изучению которого он посвятил всю свою жизнь.

Заметим здесь, что в юнгианском анализе, наряду с поиском причин симптомов и жизненных проблем пациента, широко применяют телеологический подход, предполагающий ответ на вопрос — для чего, ради какой цели возникает тот или иной психический феномен — симптом, состояние, событие в жизни человека?..

Дальнейшее развитие аналитической психологии  привело к выделению трёх школ, тесно связанных между собой и происходящих из общих теоретических источников:

Классическая школа  продолжает традиции, заложенные К.Г. Юнгом. Архетипическая школа, основанная в 70-е годы Д. Хиллманом,  ставит акцент на работе с архетипическими образами.

 Школа развития, возникшая в 50-е годы, интегрировала классический подход Юнга и одно из направлений в психоанализе – теорию объектных отношений. Здесь большое внимание уделяется раннему детскому опыту и отношениям аналитика и пациента.

Основателем этого направления является М. Фордхам, который плодотворно сотрудничал с британской школой психоанализа.

Идеи Юнга оказали значительное влияние на философию, науку, культуру, искусство XX века. Они остаются востребованными и актуальными и в наши дни.

Творческое наследие Юнга это двадцатитомное собрание сочинений его работ, выходящих далеко за рамки психологии и психиатрии, посвящённых восточной и европейской философии, мифологии, религии.

В 1948 в Цюрихе был создан Институт в качестве образовательного и исследовательского учреждения, посвященного аналитической психологии, который продолжает свою работу и по сей день.

Юнг в качестве руководителя участвовал в обучающей и научно-исследовательской деятельности института вплоть до своей смерти в 1961 г. Сегодня, сертифицированных аналитические психологи со всего мира объединены в профессиональную организацию— Международную Ассоциацию Аналитической Психологии (International Association for Analytical Psychology).  

Подготовка сертифицированного специалиста – аналитического психолога — занимает годы, требует, как всякая редкая специальность, больших душевных и материальных вложений, главным из которых является учебный анализ.

Впоследствии, при начале собственной практики, студент обязан посещать супервизии – обсуждать свою работу индивидуально и в группе других студентов.

Это лучшая школа, обучающая методологии анализа, этике, формированию аналитической позиции, поддержанию границ, продолжению собственного профессионального и личностного роста.

Благодаря синтетическому, гибкому и открытому подходу, широте и глубокой внутренней культуре, Юнгу удалось создать теорию, которая дала импульс к развитию других  направлений в психотерапии.

Это арт-терапия, символдрама, юнгианская психодрама, процессуальная терапия Минделла, песочная терапия, мандала-терапия, плэй-бэк театр и др.

Поэтому представители данных направлений имеют возможность почерпнуть много полезного для своего собственного развития и профессионального роста, погружаясь в аналитическую психологию Юнга, находясь в процессе обмена мнениями и опытом с коллегами других школ.

Текст взят с сайта Межрегионального обучающего центра по Аналитической психологии

Источник: http://sgrap.ru/?page_id=741

Аналитическая психология Юнга

Аналитическая психология Юнга

Аналитическая психология Юнга сегодня не только применяется профессиональными психологами и психотерапевтами в работе, но и в весьма упрощенной форме является популярной среди простых обывателей.

Так, например, люди, не чуждые самопознанию, наверняка смогут без труда ответить на вопрос о том, какой соционический тип личности они представляют, перечислить по пальцам собственные комплексы.

Основы соционики и теория комплексов были сформулированы именно в работах Карла Юнга.

В качестве единицы анализа Карл Густав Юнг выделял архетипы или врожденные модели восприятия действительности на разных уровнях сознания — национальном, животном, семейном и т. д. Когда сознание личности приходит в дисбаланс с ее архетипическим содержанием, наступает невроз.

Для его устранения требуется наладить связь сознания человека с его бессознательным. И задача аналитической психологии — вытащить на свет образы бессознательной части личности, действуя таким образом, чтобы сознание при этом не было поглощено бессознательным (в противном случае наступает психоз).

Архетипы формируют вокруг себя группы воспоминаний и связей, которые в работах Юнга получили названия «комплексов».

Теория комплексов Карла Юнга представляет собой одну из важнейших составляющих его учения, буквально перевернувшего мир психиатрии.

Сегодня даже среди людей, лишь на любительском уровне знакомых с психологией, наверное, нет таких, кто не слышал бы о комплексах и не пытался бы их теми или иными путями преодолеть. Однако, сам Юнг не наделял комплексы негативной составляющей, от которой нужно непременно избавляться.

Комплексы он называл психическим содержимым личности человека, заряженным определенной эмоциональной энергией. Это своего рода знаки развития. И задачей аналитической психологии, считал Юнг, является помощь человеку в установлении контакта с комплексами.

«Дать слово» каждому комплексу — означает прислушаться к скрытому смыслу, который находится внутри личности и превратить таким образом препятствия на пути развития в очередную ступеньку, ведущую к внутреннему росту.

Методы аналитической психологии Юнга

Теории Юнга на практике применяются и сегодня. Одним из главных методов для их реализации является активное воображение.

Человеку, который подвергается анализу, предлагается нарисовать что-то, слепить фигуру из песка или глины, сыграть на музыкальном инструменте и т. д.

Посредством творчества наружу показывается бессознательная часть личности, которую доктору вместе с пациентом необходимо верно интерпретировать.

Анализ сновидений также является методом поиска содержания бессознательной части личности. Однако, теория Карла Юнга в отношении сновидений не похожа на разработку его учителя — Зигмунда Фрейда, который «привязывал» образы в сновидениях к симптомам тех или иных невротических заболеваний. Юнг представлял сновидение как ключ к решению глубоких личностных проблем.

Теория личности Карла Юнга

Юнг предполагал, что личность человека состоит из трех составляющих:

  1. Сознание или Эго (Я);
  2. Бессознательное индивидуальное (Оно);
  3. Бессознательное коллективное, состоящее из архетипов. В отличие от индивидуального бессознательного, оно является идентичным у целой группы людей, проживающих, например, на одной территории. Коллективное бессознательное Юнг считал наиболее глубинным слоем человеческой психики.

Многие идеи, высказанные К. Юнгом в его работах, уже стали частью мировой культуры. В изучении психических процессов он опирался на фольклор, философию, историю, культурологию и эзотерику. Поэтому работы этого мастера сегодня представляют ценность, в том числе и для смежных гуманитарных дисциплин.

Молодость тела в телесно-ориентированной психотерапии

Вы наверняка слышали о том, что биологический и психологический возраст человека могут существенно отличаться. Но знаете ли вы, что всего существует 5 возрастов, и далеко не каждый может похвастаться тем, что они у него не сходятся с записью которая сделана в паспорте в лучшую сторону.

Все мы во что-то верим – кто-то не выходит из дома, не узнав, что уготовано на сегодняшний день его знаку зодиака, а кто-то выбирает ребёнку имя, руководствуясь характеристиками «авторитетных» изданий. А вот в Японии, например, верят, что характер и группа крови тесно взаимосвязаны, и учитывают это в приёме на работу соискателей.

Образ дерева часто используют для создания различных схем, графиков, мнемонических таблиц и так далее. А в психологии подобная структура применяется и для охарактеризования личности. Этому вопросу мы решили посвятить наш сегодняшний материал.

С именем Иосифа Виссарионовича Джугашвили или «Вождя народа» И.В. Сталина связанна масса легенд, домыслов и прочих неясностей. Например, историки до сих пор ищут ответ на вопрос, в чём причина культа его личности, который до сих пор не удалось искоренить из умов жителей бывшего СССР.

Источник: http://kak-bog.ru/analiticheskaya-psihologiya-yunga

Ссылка на основную публикацию