Биоэнергетика александра лоуэна — психология

Александр Лоуэн — Психология тела. Биоэнергетический анализ тела

Биоэнергетика Александра Лоуэна - психологияЗдесь можно скачать бесплатно «Александр Лоуэн — Психология тела. Биоэнергетический анализ тела» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Институт общегуманитарных исследований, год 2007.

Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание «Психология тела.

Биоэнергетический анализ тела» читать бесплатно онлайн.

Известнейший психолог, основатель мощного направления современной психотерапии подводит итог работы всей своей жизни.

На многочисленных убедительных примерах он показывает, как объединив сексуальность и духовность, любой из нас может вернуться к естественной и совершенной жизни.

Тело и душа, мораль и секс — гармонично взаимопроникают и взаимодополняют друг друга в естественном состоянии. И о том, как достичь этого, и написана эта книга.Прочтите эту книгу — она может по-настоящему обновить ваше сердце.

Александр Лоуэн

Психология тела. Биоэнергетический анализ тела

Биоэнергетика — это современный метод психотерапии, уходящий корнями в техники работы Вильгельма Райха, австрийского психоаналитика, который обогатил психоанализ так называемой работой с телом (body-work). Создатель биоэнергетики — американский психиатр и психотерапевт Александр Лоуэн (родился в 1910 г.

) — был его пациентом, затем студентом и сотрудником. Взяв у Райха основные понятия об энергетической основе психофизических процессов, он развил свою концепцию психотерапии и основал в 50-х годах Институт Биоэнергетического Анализа в Нью-Йорке.

На протяжении последующих тридцати лет возникло несколько десятков подобных учреждений во многих странах.

Биоэнергетика рассматривает функционирование психики человека в категориях тела и энергии, считая источником неврозов, депрессий и утраты самоотождествления подавление чувств, которое проявляется в виде хронических мышечных напряжений, блокирующих свободное течение энергии в организме.

В раннем детстве проявляются, а затем закрепляются специфические навыки избегания боли, отчаяния и страха и способы получения безопасности и любви окружающих.

Они приводят к развитию структуры характера человека, который складывается из часто искаженного образа мира и собственной личности, ригидных схем поведения и чувств, а также ограничивающих жизненность организма паттернов «самообладания», называемых также «панцирем характера». Таким образом, физический облик человека символически отражает его психику.

Терапия состоит из познавания структуры характера и «оживления» замороженных в теле эмоций. Это приводит к освобождению больших запасов энергии, затрачиваемых до этого на сдерживание телесных импульсов, которые могут быть использованы в менее стереотипных, более творческих формах приспособления и развития индивидуальности.

Особое значение имеет восстановление свободного дыхания, нарушение которого тесно связано со страхом. Целью терапии является разблокирование ограничений развития личности. В центре внимания находится развитие эго и интеграция его с организмом.

Удовлетворение основных эмоциональных потребностей и личных стремлений без лишних затрат энергии связывается с реалистической ориентацией в окружающем мире. Зрелая личность имеет контакт с внутренней энергетической пульсацией организма и изменяющимися чувствами.

Она в состоянии в равной степени как контролировать их экспрессию, так и отключать самоконтроль, отдаваясь потоку спонтанности (например, во время оргазма, в творческом экстазе и т. д.). Она имеет доступ в равной степени как к неприятным чувствам: страху, боли, злости и отчаянию, так и к приносящим удовольствие переживаниям: сексу, радости, любви и сочувствию. Телесным выражением эмоционального здоровья является грация движений, хороший мышечный тонус, хороший контакт с окружающими людьми и с почвой под ногами (в терминологии биоэнергетики — это «заземленность»), ясный взгляд и мягкий приятный голос.

Сохраняя приближенную к современному психоанализу методику, биоэнергетика использует прикосновение и давление на напряженные мышцы, глубокое дыхание и специальные позы.

Пациент выполняет упражнения, расширяющие осознавание тела, развивающие спонтанную экспрессию и психофизическую интеграцию. Полная индивидуальная программа биоэнергетической терапии длится около трех лет.

Ее прохождение, кроме всестороннего образования, обязательно для получения права использования биоэнергетики в терапевтической практике.

 С.В. Коледа

«Мудрые люди прочитают

твою прошедшую жить по

твоему внешнему виду,

походке, поведению.

Свойство природы —

самовыражение. Даже

самая маленькая деталь

тела что-нибудь показывает.

Лицо человека как зеркало

отражает то, что делается внутри».

Ральф Вальдо Эмерсон

В этой книге я попробую показать, что здоровье имеет духовную сторону. Мы увидим, что субъективное ощущение здоровья — это чувство удовольствия, получаемое от тела, которое иногда достигает степени радости. Именно в таких состояниях мы ощущаем связь со всеми живыми существами и со всем миром. Боль, напротив, изолирует нас от других.

Когда мы болеем, у нас не только появляются симптомы болезни, но мы также оказываемся изолированными от мира. Мы увидим также, что здоровье проявляется в грациозных движениях тела, в «сиянии» тела, а также в его мягкости и тепле. Полное отсутствие этих качеств означает смерть или смертельную болезнь. Чем мягче и пластичнее наше тело, тем ближе мы находимся к здоровью.

С возрастом наше тело грубеет, мы приближаемся к смерти.

Олдос Хаксли описывает три вида грации: грация животных, человеческое обаяние и душевное обаяние, или благодать.[1] Душевное обаяние связано с чувством удовлетворения высшего порядка.

Обаяние человека выражается в его отношении к другим, и его можно точнее определить как доброту и личное обаяние. Обаяние животных известно нам из наблюдений за их жизнью на свободе. Я люблю наблюдать за белками, играющими среди деревьев.

Немногим людям удается хотя бы приблизиться к грации белок и их уверенности в движениях. Ловкий полет ласточек вызывает у нас восхищение. Все дикие животные имеют прекрасную способность отлично двигаться.

Согласно Хаксли, истинная грация человека появляется, когда он «открывается духу солнца и воздуха» вместо того, чтобы уродовать свое тело и мешать проявлению нашей врожденной духовности.

Однако люди не живут и наверняка не в состоянии жить в той плоскости, что и дикие животные, которым (по Хаксли) принадлежит вся полпота животной грации. Такова природа человека, он должен жить сознательной жизнью.

Это означает, как пишет Хаксли, что «животная грация уже недостаточна для жизни и должна быть дополнена сознательным выбором между добром и злом».

Возможно ли естественное поведение, полное обаяния, если нет основы — обаяния тела? Когда человек сознательно принимает стиль поведения, исполненный грации, но она не исходит из чувства телесного удовольствия, его обаяние всего лишь фасад, построенный для того, чтобы удивлять и привлекать окружающих.

Прежде чем съесть запретный плод с древа познания добра и зла, как мы читаем в Библии, человек жил в раю без самосознания, как и другие животные. Он был невинен и знал радость жизни в образе добра.

Вместе с познанием добра и зла к нему пришла ответственность за выбор, человек потерял свою невинность, он стал осознавать себя и утратил покой. Гармония, которая существовала между человеком и Богом, между человеком и Природой была нарушена.

Вместо благословенного незнания, homo sapiens получил теперь проблемы и болезни.

Часть ответственности за утрату гармонии Джозеф Кэмпбел приписывает христианской традиции, которая отделила душу от тела: «Христианское деление материи и духа, динамики жизни и духовных ценностей, естественного обаяния и божественной благодати, в сущности уничтожило природу».[2]

За христианской традицией стоит греко-семитская вера в преобладание ума над телом.

При отделении сознания от тела духовность становится чем-то интеллектуальным, а не витальной силой, в то время как тело превращается в мясо на скелете или, с точки зрения современной медицины, в биохимическую лабораторию.

Тело без духа обладает низким уровнем жизненной силы, и оно полностью лишено обаяния. Его движения механические, так как в большей мере ими руководит сознание или воля.

Когда дух вселяется в тело, оно дрожит от возбуждения, становится похожим на поток, стекающий со склона горы, или движется медленно, как глубокая река, разлитая по равнине. Жизнь не всегда идет гладко, но когда человек целыми днями вынужден заставлять свое тело двигаться силой воли, это означает, что его телесная динамика серьезно нарушена, и есть опасность возникновения болезней.

Настоящая грация тела не есть нечто искусственное, — это часть естественного человека, одного из божественных существ. Однако, если она однажды утеряна, ее можно обрести вновь, только вернув телу его духовность. Для того, чтобы это сделать, нужно понять, почему и каким образом его обаяние было потерянно.

Но, поскольку нельзя найти потерянную вещь, если не знаешь, что конкретно потерял, мы должны начать с изучения естественного тела, в котором движения, чувства и мысли сплавляются в нечто единое и полное обаяния. Мы будем изучать тело как отдельную, саморегулирующуюся энергетическую систему, которая тесно связана с окружающей средой и от которой зависит ее существование.

Взгляд на тело с энергетической перспективы позволит нам понять сущность телесного обаяния и духовности тела без мистицизма. Это приведет нас к познанию связи чувствительности с обаянием. При отсутствии чувствительности движения становятся механическими, а мысль — абстракцией.

Человека, душа которого полна ненависти, мы можем, конечно, наставлять заповедями о любви, но трудно ожидать, что от этого будет какая-то польза. Однако, если нам удастся вернуть ему духовность, любовь к ближнему расцветет в нем заново. Мы изучим также некоторые нарушения, которые разрушают дух человека, уменьшают обаяние его тела, подрывают его здоровье.

Сосредоточение внимания на обаянии как критерии здоровья, позволит нам понять многие проблемы эмоциональной жизни, нарушающие здоровье, а также развить обаяние, его улучшающее.

Источник: https://www.libfox.ru/95304-aleksandr-louen-psihologiya-tela-bioenergeticheskiy-analiz-tela.html

Биоэнергетический анализ Лоуэна (стр. 1 из 9)

УРАО психолого-педагогический ф-т

Заочное отделение IV курс

Осенний набор методист: Яковлева Г.А.

Курсовая по специальности

клиническая психология

Николаевой А.С. рег.№ 9700716/01

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДА И ПРИЕМОВ БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПСИХОАНАЛИЗА ЛОУЭНА.

ПЛАН РАБОТЫ:

I. ВВЕДЕНИЕ

· Биоэнергетический анализ, исторические корни.

· Развитие Биоэнергетики.

· Связь с восточными методиками.

II. КОНЦЕПЦИЯ ЭНЕРГИИ

· Накопление, разрядка, течение и движение.

III.ЯЗЫК ТЕЛА.

· Каналы коммуникаций

· Взаимосвязь с окружающим миром.

IV.БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ.

· Перспективы биоэнергетического анализа

· Прикосновения в биоэнергетическом анализе.

· Психотерапевтическое прикосновение.

· Конгруэнтность прикосновения.

· Сущность терапии.

V. СТРАХ.

· Защиты

· Страх падения, боязнь высоты.

VI. СЕКСУАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА.

· Оргастические расстройства мужчин.

· Оргастические расстройства женщин.

VII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

VIII. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

I. ВВЕДЕНИЕ.

Биоэнергетика — это путь познания своей личности через язык тела и его энергетических процессов. Эти процессы, т.е. продуцирование энергии посредством движения, являются основными функциями жизни.

Насколько много энергии имеет человек и насколько хорошо он ее использует, детерминирует ответы человека на жизненные ситуации. Очевидно, что человек может справляться с жизненными ситуациями более эффективно, когда имеет больше энергии, которую он способен переводить и движение и экспрессию.

Биоэнергетика является также формой терапии, которая сочетает работу с телом и «умом» и целью которой является помощь людям в разрешении их эмоциональных проблем и реализации большинства их потенциала для получения удовольствия и радости жизни.

Фундаментальный тезис биоэнергетики — это то, что тело и «ум» функционально являются идентичными. Это означает, что то, что «приходит на ум», отражает то, что случилось в теле и наоборот.

То, как мы думаем может воздействовать на то, как мы чувствуем. Обратное утверждение тоже верно. Более глубинно, и мышление, и чувство обусловлены энергетическими факторами.

Энергетические процессы связаны с бодростью тела. Чем больше бодрости, тем больше энергии, и наоборот. Ригидность или хроническая напряженность ослабляют бодрость и уменьшают энергию.

При рождении организм обладает наибольшей подвижностью, изменчивостью состояний; при смерти ригидность тотальная, всеобщая (rigor mortis). Мы не способны избежать ригидности, которая приходит к нам с возрастом.

То, что мы можем избежать, — это ригидность и хроническая напряженность, которые появились в результате неразрешенных эмоциональных конфликтов.

Каждый стресс продуцирует состояние напряженности в теле. В нормальном состоянии напряженность исчезает, когда стресс уменьшается. Хронические напряжения сохраняющиеся после провокации стресса, видоизменяются в неосознаваемые телесные позы (muscular set).

Такие хронические мышечные напряжения разрушают эмоциональное здоровье, так как уменьшают индивидуальную энергию, ограничивают подвижность (естественную спонтанную игру и движения мускулатуры) ограничивают самоэкспрессию.

Сказанное становится очевидным, когда снята хроническая напряженность и человек снова приобретает свою бодрость и хорошее эмоциональное самочувствие.

Читайте также:  Полезная и вредная помощь детям-сиротам - психология

Работа с телом в биоэнергетике включает как манипулятивные процедуры, так и специальные упражнения. Манипулятивные процедуры состоят из массажа, контролируемых надавливаний, мягких прикосновений для расслабления зажатых мускулов.

Упражнения призваны помочь человеку войти в контакт с его напряжениями и снять их путем соответствующих движений. Важно знать, что каждый зажатый мускул зажат некоторым движением. Эти упражнения развивались в ходе более чем двадцатилетней терапевтической работы с пациентами.

Упражнения проделываются в терапевтических сеансах, в залах и дома. Люди, которые практикуют эти упражнения, отмечают их позитивный вклад в энергию, настроение и работу.

Эти упражнения могут помочь приобрести большее самообладание, со всем, что этот термин подразумевает. Это будет происходить путем: 1) увеличения состояния вибраций тела; 2) «заземления» ног и тела; 3) углубления дыхания; 4) обострения сознавания; 5) увеличения способов самовыражения.

Эти упражнения могут также улучшить фигуру, поднять на большую высоту сексуальные чувства и содействовать вашей самоуверенности. «Однако это — упражнения, и эффект во многом зависит от того, что вы внесете в них. Если их выполнять механически, вы возьмете минимум из этих упражнений.

Если вы выполняете их принудительно, — их влияние будет крохотным. Если вы выполняете их, соревнуясь с кем-то, — вы ничего не испытаете. Однако если вы выполняете их тщательным образом и с интересом в вашем теле, — позитивные эффекты удивят вас.» ( Lowen A.,L. The way to Vibrant health. 1977. Р.

3-6. Перев. В.Ю. Баскакова. )

· Биоэнергетический анализ, исторические корни.

Биоэнергетический анализ развился из классического психоанализа. В начале 1930-х один из учеников Фрейда, Вильгельм Райх начал применять в психотерапевтических сеансах непосредственную работу с телом, которую он называл вегетотерапией. В частности он применял глубокое и свободное дыхание для усиления и уяснения эмоциональных реакций.

Ученики Райха — Александр Лоуэн и Джон Пиерракос (Alexander Lowen, John Pierrakos) продолжали развивать этот метод, представляющий сегодня биоэнергетический анализ (Lowen 1958, 1975). В основе метода используются глубокие связи между ментально-психическими и физическими процессами (Reich, 1971, речь идет о «функциональной идентичности» психики и тела).

Наиболее важные переживания человека находят свое выражение не только в ментально-психической деятельности, но также и в теле, где они отражаются в позе, паттернах реакции и нарушениях подвижности, в дыхании и экспрессивных движениях.

Эти телесные паттерны представляют «характерную структуру», которая влияет на самовосприятие, самоуважение, образ-Я и базовые паттерны взаимодействия с окружающей средой.

Лоуэн был учеником Райха с 1940 по 1952г., а с 1942 по 1945г. Райх был его аналитиком. За много лет до встречи с Райхом, Лоуэн занимался исследованиями взаимоотношений между психикой и телом. В 1930г.

он был спортивным директором в нескольких летних лагерях и обнаружил, что регулярная физическая активность не только улучшает физическое здоровье, но и положительно влияет на душевное состояние. В ходе исследований он знакомится с идеями Эмиля Джакуса-Далкроуза и концепциями Э.Джейкобсона по прогрессивной релаксации и йоге.

Эти работы подтвердили его убеждение в том, что можно влиять на ментальность, работая с телом, но их подход его полностью не удовлетворил.

Идеи Райха захватили его воображение с первых моментов знакомства. Райх начал курс лекций с дискуссии о проблеме истерии. Психоанализ, указывал Райх, дал возможность объяснить подлинные движущие силы в истерическом конверсионном синдроме. Это была сексуальная травма, которую человек пережил в раннем детстве и которая в последующие годы была полностью вытеснена и забыта.

Вытеснение и последующие превращения вытесненных чувств в симптом составляли движущий фактор в болезни. Райх верил, что при вытеснении первоначальной причины травмы происходило подавление сексуальных чувств. Это подавление создавало предрасположенность к истерическому симптому, который вырывался наружу благодаря позднему сексуальному инциденту.

Для Райха подавление сексуальных чувств вместе с характерной позой, которая сопровождала их, составляло истинный невроз. Симптом сам по себе был только его внешним проявлением. Обсуждение этого элемента (поведения и отношения пациента к сексуальности) вводило фактор «целесообразности», «выгоды» в проблему невроза.

Термин «выгода» относится к силам, которые являются предрасполагающими для развития невротических симптомов.

Невротическая личность поддерживает равновесие тем, что связывает свою энергию мышечным напряжением, ограничивая свое сексуальное возбуждение.

У здорового человека нет ограничений, и его энергия не блокирована, в мышечном панцире и поэтому доступна для сексуального удовольствия и любого другого творческого выражения. Его энергетическая структура функционирует на высоком уровне.

Низкий уровень организации энергии характерен для большинства людей и является причиной склонности к депрессии, что можно считать всеобщим свойством нашей культуры.

Курс Райха по характерному анализу закончился в январе 1941г. весной 1942 Лоуэн начал свою индивидуальную терапию у Райха. «Однажды он сказал: «Лоуэн, если Вам интересна эта работа, то существует только один способ погрузиться в нее – это через терапию»». (А.Лоуэн «Биоэнергетика, терапия, которая работает с телом» с.10)

В то время Райх называл свою терапию «Характерной аналитической вегетотерапией». Характерный анализ был его большим вкладом в психоаналитическую теорию, за что он высоко ценился среди аналитиков.

Вегетотерапия была направлена на мобилизацию чувств через дыхание и другие телесные техники, которые активизировали вегетативные центры (ганглии автономной нервной системы) и высвобождали «вегетативную» энергию.

Вегетотерапия представляла собой прорыв от чисто вербального анализа к прямой работе с телом.

В конце 1945г. Лоуэн занимается собственной практикой.

Райхом был сделан значительный вклад в психоаналитической работе с телом. Кго объяснение сущности структуры характера и доказательство его функциональной идентичности с телесной позой были важным продвижением в нашем понимании поведения человек.

Он представил концепцию оргастической потенции как критерий эмоционального здоровья, чем она, несомненно, является, и показал ее физическую основу для наличия рефлекса оргазма в теле. Он расширил наши знания о телесных процессах тем, что открыл значение и важность непроизвольных реакций тела.

Он создал сравнительно эффективную технику для лечения расстройств в эмоциональной (непроизвольной) жизни человека.

Источник: http://MirZnanii.com/a/195964/bioenergeticheskiy-analiz-louena

Биоэнергетический психоанализ Александра Лоуэна

Биоэнергетический психоанализ Александра Лоуэна

Биоэнергетический психоанализ Александра Лоуэна

“В 1938 году я неожиданно осознал, что моя жизнь пуста, и почувствовал депрессию. Я понимал, что моя депрессия связана с недостатком возбуждения в теле, отсутствием должной физической активности.

Я стал ежедневно после возвращения с работы в течение 30 минут выполнять упражнения… Выполнение упражнений дало желаемый результат, а также помогло мне понять, что я хотел бы находится не столько в своей голове, сколько в теле”.

Александр Лоуэн

Биоэнергетический психоанализ – форма телесно-ориентированной психотерапии, в основу которой заложено познание человеком собственной личности посредством анализа энергетических процессов и языка тела.

Биоэнергетика впервые упоминается в работах австрийского психоаналитика Вильгельма Райха, который изначально пропагандировал работу с телом человека как главный источник избавления от мышечных и соответствующих им психологических зажимов.

Однако на более серьезный уровень теорию биоэнергетики вывел пациент и ученик В.

Райха американский психотерапевт и психиатр Александр Лоуэн, который взял за основу важнейшие понятия энергетики психофизических процессов и создал концепцию психотерапии.

Биоэнергетика – форма терапии, целью которой является помощь людям в избавлении от эмоциональных зажимов, ощущение великой радости жизни благодаря свободе от недугов.

Данная цель достигается посредством одновременной работы над физической и умственной составляющей человека, над его телом и разумом.

Согласно теории биоэнергетического  психоанализа, ум и тело человека тесно взаимосвязаны и оказывают друг на друга непосредственное влияние – то, что происходит в теле, отражается на способностях ума человека, а то, что приходит на ум, отражается в действиях тела человека.

Биоэнергетика считает основной причиной неврозов, депрессий и психологических расстройств блокирование свободного потока энергии в организме, подавление чувств, приводящее к мышечным зажимам.  Мышечные зажимы представляют собой ни что иное, как “замкнутые” в теле нереализованные эмоции, на сдерживание которых человек тратит уйму сил и энергии.

При создании биоэнергетического психоанализа Лоуэн не отказался от упражнений, созданных Вильгельмом Райхом с целью разрушения мышечного панциря и получения большего контроля над своим телом, таких как дыхательные упражнения и специальные приемы, в которых человек испытывал мощный выброс эмоций (крик, удары кулаком по столу и т.д.).

К ним дополнительно добавились позы и упражнения, которые позволяли человеку накапливать энергию в заблокированных мышечным напряжением   частях тела посредством… напряжения этих частей тела.

Как удивительно бы ни показалось на первый взгляд, данная методика борьбы с мышечным панцирем имеет свое логическое объяснение – человек напрягает свои и без того скованные напряжением мышцы до тех пор, пока напряжение не станет настолько сильным, что человеку не останется ничего другого, как расслабить свой мышечный зажим.

К упражнениям такого вида относятся:  упор кистей рук, сжатых в кулаки, в основание позвоночника; наклоны вперед с касанием пальцев пола; наклоны назад; прогибы лежа на мягкой табуретке.

В отличие от концепции Райха, которая предполагала мышечное расслабление как наиболее эффективный способ борьбы с мышечным напряжением, Лоуэн дополнил его противоположным процессом, помогающим человеку активизировать чувства, послужившие причиной мышечного напряжения.

Лоуэн предполагал, что борьба с негативным чувством посредством освобождения человека от этого чувства может привести к ощущению человеком другого негативного чувства из него происходящего. Так, попытки человека бороться с чувством злости через его вытеснение способно привести к возникновению другого негативного чувства – обиды или гнева.

Наилучшим способом освобождения человека от негативных эмоций Лоуэн считал применение метода расслабления и напряжения, использующиеся попеременно.

Место, занимаемое человеком в биоэнергетическом анализе, значительно отличается от места, отводимого человеку в концепции Райха. Если в учениях Райха делался акцент на сексуальности человека и его гениталиях, то Лоуэн ставит в центр своего учения человеческое сердце.

Таким образом, он не согласился со своим учителем и утверждал, что освобождение человека от сексуальности непосредственно не является путем к освобождению человека от личностных проблем, как это считал Райх.

В последствии Лоуэн переходит с уровня неприятия видения человека Райхом на уровень критики, заявляя, что рассмотрение исключительно сексуальной активности как единственно верный путь проявления жизни тела – занятие узкое и нелогичное, показывает истинную ограниченность видения проблемы.

Лоуэн полностью поддерживает сложившиеся христианские культурные традиции, согласно которым сердце является самым главным органом всего человеческого организма, подчиняющим себе все остальные органы, в том числе и гениталии.

Согласно биоэнергетическому анализу, человек рожден для того, чтобы отдавать и принимать любовь, однако во многих семьях дети воспитываются в условиях, препятствующих любви.

Впоследствии, вырастая человек не в состоянии наладить близкие теплые отношения с другими, в результате чего страдает не только его психика, но и тело, что проявляется в возникновении хронических напряжений, ригидности и т.п.

Когда человек безрезультатно пытается добиться любви, рано или поздно он принимает обратную модель поведения – отказ от любви и от попыток достичь ее, при этом подавив в себе негативные эмоции.

Со временем накопившиеся негативные эмоции приводят к образованию хронических мышечных напряжений, которые становятся настолько привычными для человека, что порой даже не осознаются им. Энергетика подавленных импульсов действует на напряженные мышцы и приводит к блокировке мышц рта, живота, шеи, горла и т.п. Зажатость мышц человека избавляет его от способности люббит0, забирая у тела возможность жить, оно становится орудием подавления естественных желаний и самоограничения.

Биоэнергетика направлена на разрешение эмоциональных конфликтов, приводящих к хронической напряженности.

Основное отличие хронической напряженности от естественной состоит в том, что естественная напряженность проходит по мере того, как уменьшается стрессовое состояние человека, а хроническая напряженность, в свою очередь, остается в теле человека и отображается в одной из его поз.

Хроническая напряженность является источником неудовлетворения человеком собственной жизнью, низкого уровня резервов энергии человека, слабой подвижности человека. Сбрасывая с себя свой “мышечный панцирь” человека высвобождает большое количество энергии для того, чтобы выполнять действительно важные жизненные функции.

Биоэнергетика позволяет человеку наслаждаться собственным телом, а не просто нести его по жизни как некий “каркас для души”. Понятие тела в биоэнергетике включается в себя выполнение таких важнейших функций как дыхание, самовыражение, движение. Человек, не способный управлять своим телом и прислушиваться к его сигналам, тем самым крадет у себя время жизни, делая свое существование невыносимым.

Основным методом воздействия на физическую и психологическую зажатость человека в биоэнергетике являются упражнения, состоящие в: 1) давлении и прикосновении к напряженным мышцам; 2) массаже; 3) регуляции дыхания; 4) использовании специальных поз и повышение уровня вибраций тела; 5) увеличение методов самовыражения.

Упражнения, используемые в биоэнергетическом психоанализе, призваны через соответствующие движения уменьшить напряжение мышц человека. При этом люди, производящие данные упражнения, отмечают не только лучшее самочувствие своего тела, большую легкость и свободу действий, но и улучшение настроения.

Читайте также:  Интроверсия и экстраверсия в соционике - психология

Также упражнения способны повысить сексуальную энергию, повышать самооценку, улучшать фигуру.

История биоэнергетического психоанализа уходит своими корнями в психоанализ. Стержень метода составляет глубокая связь между физическими и ментально-психическими процессами.

Самые яркие эмоции и переживания человека проходят как через психику человека, так и через его тело, получая свое отражение в позах, нарушениях функций опорно-двигательного аппарата, хаотичных движениях.

Данные нарушения непосредственно влияют на восприятие человеком окружающей действительности, оценку самого себя в этом мире, схему поведения при воздействии с миром.

Александр Лоуэн, создатель революционного метода психотерапии, основатель биоэнергетического анализа и психоаналитик, родился в Нью-Йорке в семье выходцев из России.

Учился на юриста и мечтал стать профессором права, однако, в процессе своего профессионального становления, он столкнулся с рядом личностных проблем, которые не позволяли ему реализовать свои планы.

Тогда Лоуэн решил найти способ решения этих проблем и занялся психоанализом, изучение которого натолкнуло будущего психоаналитика на мысль о глубокой взаимосвязи тела и сознания человека.

В 1940 году он посетил один из семинаров Вильгельма Райха, посвященный характерному анализу, и обнаружил многие ответы на интересующие его вопросы. С тех пор он не пропускал ни одного семинара, проводимого Райхом, став одним из его учеников.

Весной 1942 года Лоуэн проводил индивидуальную терапию у своего аналитика и наставника, а уже с 1945 года начал собственную практику. В 1951 году Лоуэн встречается с Джоном Пьерракосом, который также является учеником Райха, совместно с которым он разработал основные позы и упражнения, ставшие базовыми в биоэнергетике.

Особенностью данных упражнений являлось то, что они были опробованы создателем на самом себе, таким образом, Лоуэн прекрасно знал, как работают данные упражнения и какую пользу они способны принести. В 1954 году они вместе с Пьерракосом основали Институт биоэнергетического анализа.

В 1958 году создатель биоэнергетического психоанализа написал свою первую книгу под названием “Язык тела”, положившую начало дальнейшим многочисленным трудам.

В 2006 году Лоуэн пережил инсульт, отобравший у него способности говорить и двигаться. Умер Александр Лоуэн  28 октября 2008 года. За свою жизнь он успел написать 14 книг, наиболее популярными и заслужившими особого внимания среди которых являлись книги “Голос тела”, “Радость”, “Предательство тела”.

Источник: http://telo.by/massage/bioenergeticheskiy_psihoanaliz_aleksandra_louena/

Восточный танец с точки зрения биоэнергетики Александра Лоуэна

Восточный танец с точки зрения биоэнергетики Александра Лоуэна

Александр Лоуэн — это один из ярчайших психологов 20 века, создавший биоэнергетику — метод телесно-ориентированной психотерапии, главным тезисом которой является единство психики и тела.

Лоуэн считал, что характер человека и его внутренние психологические проблемы проявляются в телесных напряжениях и движениях. А в основе жизнедеятельности человека лежит универсальная биологическая энергия.

Лоуэн разработал несколько уникальных методов оздоровления через решение внутренних проблем человека. Причем ученый сам использовал эти методы в своей повседневной жизни и дожил до 98 лет, сохраняя удивительную бодрость, работоспособность и ясность ума.

В свое время, знакомясь с работами Лоуэна, я обнаружила, что многие его упражнения удивительным образом совпадают с техниками восточного танца. Известно, что он опирался на знания и практики «внутренних» стилей восточных единоборств и йоги.

Мне кажется, что очень интересно будет провести параллели между исследованиями американского психотерапевта и танцевальной традицией Египта и Ближнего Востока.

Через такое сопоставление мы можем глубже понять целительный потенциал, заложенный в танцах живота и трайбле.

Ниже будут приведены цитаты из трудов Александра Лоуэна «Сборник биоэнергетических опытов» и «Удовольствие: творческий подход к жизни».

Восточные танцы vs. психофизические блоки и зажимы

Александр Лоуэн считал, что если человек двигается изо дня в день по привычным схемам, то в одних областях организма он накапливает напряжение, в других происходит излишнее расслабление, гибкость снижается, как и способность к новым способам двигаться.

Поскольку открытия психологов подтверждают, что дыхание напрямую связано с эмоциональными переживаниями, Лоуэн убежден, что любые двигательные привычки, ограничивающие подвижность, создают и закрепляют дефицит как дыхания, так и эмоциональной сферы. То есть, телесные блоки ограничивают человеческую способность переживать богатство ощущений.

С одной стороны, зажимы возникают, как способ защититься от неприятного опыта.

Напряжения мышц блокируют неприятные переживания — идущие изнутри (например, запрет родителей проявлять агрессию и яркие чувства приводит к привычке останавливать агрессию или эмоции самостоятельно) и связанные с внешними событиями (когда мы игнорируем то, что нам не нравится в проявлениях других людей и явлений).

С другой стороны, в результате привычки включать щиты физического напряжения наши будни становятся серыми, а жизнь оставляет впечатление скуки и безрадостности, потому что расслабляться и, тем более, проявлять сильные эмоции по существу нас никто не учил.

Всем знакомо, что любые танцы раскрепощают и наполняют силой.

Это происходит, потому что в запале клубного танцпола или на занятии мы активно двигаемся: напряжение сменяется необходимостью автоматически расслабляться, частично психофизические блоки разряжаются.

Также мы прикасаемся к своему внутреннему двигательному потенциалу, отчего количество энергии по субъективному ощущению увеличивается — мы можем танцевать ночи напролет.

Но разные танцы содержат разные способы движения.

Александр Лоуэн выделил несколько наиболее эффективных путей разрядки зажимов и наполнения тела творческими и физическими силами (он считал, что они напрямую связаны) — эти пути легли в основу его биоэнергетики (не путать с экстрасенсами и прочими шарлатанами, использующими это слово). Как показывает практика, все они являются ядром восточной хореографии. Восточные танцы — настоящий эликсир молодости души!

Восточные танцы. Шимми

Александр Лоуэн: «Феномен вибрации увеличивает переживания и ощущения в ногах и ступнях. Очень часто, когда это случается, люди говорят: «Я действительно чувствую свои ноги и ступни. Я никогда раньше их так не чувствовал».

Биоэнергетика Лоуэна — это «вибрирующий путь к здоровью». Вибрация рождается из энергетического заряда мускулатуры (как известно, к каждой мышечной клетке подходит нервное окончание). Недостаточная пульсация выражается в общем сниженном тонусе мышц. Поток нервного возбуждения проходит вяло.

Мощные пульсации способны запустить оздоравливающие процессы в организме, что подтверждают различные дыхательные и «внутренние» восточные практики (направленные на улучшение качества жизни и созерцание). Александр Лоуэн опирался в своей работе именно на них.

Но мы можем применить его наблюдения к любым другим системам, в нашем случае, к восточным танцам.

Александр Лоуэн, биоэнергетика: «Любой хронический мышечный спазм ограничивает свободу движения и выражения индивида. Следовательно, это ограничение способности получения удовольствия. Здоровая личность — вибрирующая личность. Здоровый организм — пульсирующий и вибрирующий организм.

В здоровом состоянии телесные вибрации носят относительно мягкий, плавный и равномерный характер, подобно шуму тихо едущего автомобиля. Когда двигатель автомобиля останавливается, мы ощущаем это как покой. О человеке, тело которого не вибрирует, можно по аналогии сказать, что он эмоционально неподвижен.

С другой стороны, тело, сотрясающееся слишком сильно, подобно машине с неисправным зажиганием или изъеденными коррозией клапанами. Когда все неполадки в машине устранены, ее вибрация становится кошачьим урчанием. Урчание — вот звук плавно едущей машины.

Это также чувство безупречно функционирующего тела — тела, которое двигается с легкостью и грацией животного».

Как уже говорилось, нашими «дефектами», согласно биоэнергетике, являются хронические мышечные напряжения. Они развиваются вследствие подавления импульсов и не могут быть исправлены иначе как высвобождением подавленного движения.

Но прежде чем это произойдет, их необходимо вывести на сознательный уровень и зарядить эмоциями. Именно это и достигается вибрациями.

Каждая хронически напряженная мышца находится в сокращенном состоянии, и ее надо растянуть, чтобы активизировать потенциал для движения.

На занятиях восточными танцами мы тянемся и исполняем самые разнообразные шимми. Каждый новичок в этом деле проходит известные этапы: сначала вибрации не удаются, потом в импровизированных упражнениях проскальзывают моменты расслабления мышц и потери контроля над собой и чувствами.

Именно волна переживаний освобождает ноги, таз, плечи, которые буквально начинают ходить ходуном под заводные ритмы перкуссии, что наполняет зажатый до этого организм возбужденным ликованием. «У меня получается!» — кричит сознание, понимая, что шимми — это полная потеря контроля над позой.

Опытный танцор переходит на уровень управления вибрациями: он структурировал хаос как движений, так и переживаний, и знает, что шимми наполняется энергией его эмоций.

Лоуэн утверждает, что телесное и эмоциональное удовольствие непосредственно влияет на творческий потенциал человека. Оно дает опору для использования воображения.

Я могу добавить, что освобождение от гиперконтроля ведет к , новизне переживаний, возникновению ярких и интересных образов, к игре воображения.

А формат танца создает условия для применения творческого потенциала личности в искусстве.

Восточные танцы. Прогибы для спины

Хронические зажимы перекрывают чувство контакта с собой. Прогибы и скругления спины при подготовке к волнам корпусом в восточных танцах стимулируют процесс освобождения движений и переживаний.

Александр Лоуэн, биоэнергетика: «Трудно переоценить важность пребывания в контакте с собственной спиной и с тыльной стороной тела. Без этого трудно поддерживать или удерживать нужные положения в пространстве. Недостаточно иметь позвоночник (наше анатомическое строение обеспечивает нам это), человеку необходимо ощущать его.

Он должен чувствовать, когда позвоночник слишком жесток, ригиден, а когда — чрезмерно податлив и мягок. Если он излишне жесток, то человек не способен легко прогнуться в ситуации, которая требует именно этого. Если же позвоночник слишком мягок, то он не обеспечивает достаточной жесткости, позволяющей удержаться в условиях стресса.

Чрезмерная жесткость возникает из-за хронических напряжений мускулатуры длинных мышц спины».

Восточные танцы. Опора на стопу — заземление, ритмичные удары ногами

Александр Лоуэн, биоэнергетика: «Когда мы говорим, что человек хорошо заземлен, или что он крепко стоит на земле, это означает, что человек осознает себя и окружающее — связан со своим телом и окружающими людьми. Заземления позволяет ощутить свое «Я», почувствовать себя в безопасности. Человек стоит на земле, и его ноги отдыхают на ней.

Недостаток чувствительности в ногах приводит к тому, что контакт с землей — чисто механический… Недостаточно просто знать, что наши стопы прикасаются к земле. Необходим энергетический процесс, в котором волна возбуждения движется вниз к ногам и стопам.

Чувство заземления возникает в то время, когда волна возбуждения достигает земли, изменяя направление, после чего движется вверх, как если бы земля возвращала силу вверх для того, чтобы поддержать нас.

Стоя, таким образом, мы можем сознательно поддерживать единство противоположностей».

В восточных танцах практикуется заземление и опора на полную стопу. Мы чувствуем, как женская сила в нас обретает вес и спокойствие, когда ноги сильны и свободны для перемещений.

Люди умственного труда отдыхают головой, когда начинают полагаться на мудрость стоп. Иногда мы танцуем вибрацией одной ноги.

Если мы делаем это механически, не опираясь на чувство заземленности, то мы не обретаем опору, танец нас изматывает и не оздоравливает.

Восточные танцы. Волна

Практика волн всеми сегментами корпуса, во всех направлениях и плоскостях непосредственно влияет на дыхательную систему организма.

Мастерство восточной танцовщицы заключается, в том числе, в умении вибрировать диафрагмой, что возможно только лишь при освобожденных мышцах дыхания.

Когда мы из часа в час гоняем мышечное напряжение по ребрам и спине с помощью волн, мы разряжаем накопленное физическое напряжение, а если это делать под захватывающую музыку, то разряжаются и подавленные эмоции.

Александр Лоуэн, биоэнергетика: «Дыхательные движения напоминают движение воды. “Волна” вдоха зарождается в глубине таза и поднимается ко рту. Дыхание многих людей сдавлено и жестко, чтобы “задушить” переживания, пресечь их, особенно плач, рыдание и крик…

“Волна” выдоха начинается ото рта и направляется вниз. Выдох означает расслабление всего организма. Вы даете возможность воздуху покинуть легкие, а вместе с ним любое напряжение покидает вас. У людей, боящихся расслабиться, возникают проблемы с полным выдохом. Даже после усиленного выдоха в их груди все же задерживается некоторое количество воздуха».

Читайте также:  Мир добрый - психология

Восточные танцы. Движения тазом: вращения, выведения, удары

Восточные танцы вызывают радостное возбуждение мужчин, хотя во многих странах исполняются женщинами для женщин. Ведь это интуитивная профилактика женских болезней и проблем. То, что восточницы в большинстве своем рожают без разрывов, подтверждено наблюдениями врачей. И то, что движения таза проявляют сексуальность женщины, воспринимается бессознательно и однозначно.

Александр Лоуэн, биоэнергетика: «Поскольку организм — единое целое, то его здоровье — тоже единство. Это значит, что физическое и ментальное здоровье, эмоциональное и сексуальное неразрывно связаны между собой.

Таким образом, связанная с сексуальностью тревожность или проблемы в этой области серьезно воздействуют на физическое, эмоциональное и ментальное здоровье человека. То же самое можно сказать и об отклонениях в любой другой сфере.

Эффект воздействия всегда охватывает тело в целом.

Физическое здоровье — это не просто отсутствие болезненных симптомов. Оно проявляется в красоте и грации, физически здоровое тело вибрирует оживленно, а не просто свободно от заболеваний.

Точно так же эмоциональное здоровье можно описать как полное обладание всем спектром чувств. Конечно, это определение означает способность полноценно чувствовать и выражать сексуальность и способность переживать радость этого выражения. Таково наше понятие о сексуальном здоровье. Быть вибрирующе-оживленньм — значит обладать способностью переживать удовольствие и радость жизни.

Одной из причин зажатости живота является контроль и сдерживание сексуального чувствования. Кроме того, зажатый живот серьезно ограничивает дыхание и редуцирует ощущение заземленности. Если человек стремится к вибрирующему оживлению, таз должен быть свободен, чтобы поток сексуального чувствования мог свободно проходить вверх».

Восточные танцы. Отпускание живота

Восточные танцы еще называют беллидансом, то есть танцем живота. В нем есть набор волнообразных движений мышцами пресса, которому обучают на занятиях. Сначала вы учитесь просто расслаблять пресс и напрягать его в определенных местах. Затем вы прогоняете волны горизонтально и вертикально.

Александр Лоуэн, биоэнергетика: «Зажатый живот сдерживает сексуальность. Но он может быть втянут и напряжен и при удерживании скрытой грусти. Живот втягивается, чтобы контролировать плач. Если мы позволим ему прорваться, то рискуем глубоко и надрывно зарыдать.

В этом случае мы открываем дверь и глубокому настоящему хохоту. Плачем мы или смеемся, это происходит в животе, мы, таким образом, испытываем ощущение жизни на глубинном, внутреннем уровне. Живот — то место, где рождается и содержится эмоциональная жизнь.

Именно здесь берут свое начало наши желания. Если вы сосредоточены на подавлении эмоций, вы держите живот втянутым. В этом случае вы не сможете быть по-настоящему живым человеком.

И если вы обеспокоены ощущением внутренней пустоты, имейте в виду, что вы блокируете полноту бытия напряжением в области живота».

Я уверена, что большинство женщин, исполняющих восточные танцы, любят его из-за той радости, что возвращается к ним из глубин тела. Они не задумываются, как это происходит. Но это происходит. И Александр Лоуэн и его биоэнергетика объясняют нам детали взаимодействия воображения, эмоций и мышечной активности тела.

Источник: http://www.danceinclouds.ru/vostochnyiy-tanets-s-tochki-zreniya-bioenergetiki-aleksandra-louena/

Типология (характерология) Лоуэна

Биоэнергетический анализ Александра Лоуэна

Наиболее известным учеником Вильгельма Райха был Александр Лоуэн, нью-йоркский психиатр.

Лоуэн, наверное, был более удачлив, чем другие современные практики, в преодолении стандартного предубеждения психоаналитиков против установления физических контактов между терапевтом и пациентом, и его биоэнергетический подход внёс значительный вклад в достижение физического и психического благополучия человека посредством личностно ориентированной (индивидуальной или групповой) психотерапии.

Биоэнергетический анализ берёт своё начало в предложенной Райхом вегетотерапии, которой Лоуэн занимался в 1945–1953 гг., и непосредственно связан с ней. В 1953 г. Лоуэн стал одним из основателей Института биоэнергетического анализа.

На протяжении ряда лет Лоуэн руководил семинарами в Эсалене (Калифорния), читал лекции, вёл группы и семинары в Америке и Европе.

Он является автором нескольких книг, наиболее известные из них — «Физическая динамика структуры характера», «Биоэнергетика» и др.

Основное внимание в биоэнергетическом анализе Лоуэна уделяется исследованию функций тела в их отношении к психике. По мнению Лоуэна, личность и характер отражаются в физическом строении, неврозы проявляются в телесном облике — в строении тела и движениях.

Вместе с тем биоэнергетическая терапия по Лоуэну значительно отличается от терапии Райха. Например, Лоуэн не стремится к последовательному — от головы до пят — расслаблению блоков «мышечного панциря». Кроме того, Лоуэн не разделяет взгляды Райха на сексуальную природу неврозов, и потому его работа встречает большее понимание среди современников.

По Лоуэну, причиной неврозов, депрессии и психосоматических расстройств является подавление чувств, которое сопровождается хроническими мышечными напряжениями, блокирующими свободное течение энергии в организме человека и приводящее к изменению функционирования личности.

Лоуэн утверждал, что игнорирование и непонимание собственных чувств приводит к заболеваниям, и что ощущения, которые испытывает человек от собственного тела, служат ключом к пониманию своего эмоционального состояния.

Через раскрепощение тела человек обретает свободу от напряжения, сопровождающегося свободной циркуляцией жизненной энергии, что, по мнению Лоуэна, ведёт к глубинным личностным изменениям пациентов.

Зрелая личность в состоянии в равной степени как контролировать выражение своих чувств, так и отключать самоконтроль, отдаваясь потоку спонтанности. Она имеет доступ в равной степени как к неприятным чувствам страха, боли, злости или отчаяния, так и к приносящим удовольствие сексуальным переживаниям, радости, любви.

Энергия и личность

Биоэнергетический анализ – это изучение человеческой личности с точки зрения энергетических процессов организма. Райх постулировал основную космическую энергию, которую он называл оргоном, и которая не имела электрической природы.

Китайские философы и врачи говорят об энергии ци, обладающей противоположными качествами Иньи Ян.

Эта энергия являются основой китайской медицинской практики, называемой акупунктурой, некоторые результаты которой изумляли западных докторов.

Лоуэн принимает основное предположение, что энергия участвует во всех жизненных процессах – движении, ощущении, мышлении – и что эти процессы остановятся, если снабжение организма энергией будет серьезно прервано.

Например, недостаток пищи истощит энергию организма так серьёзно, что может наступить смерть.

Прекращение поступления кислорода при нарушениях дыхания также может привести к смерти, яды, блокирующие метаболическую активность организма и таким образом уменьшающие его энергию, также приводят к подобному исходу.

Существует прямая связь между личностью и энергией. Энергетическое состояние человека так или иначе отражается на его поведении. Например, импульсивный человек не может выдержать длительного возрастания уровня возбуждения, ему необходимо разрядиться как можно быстрее.

Отношение энергии и личности наиболее ясно проявляется при депрессии. Несмотря на то, что депрессивная реакция и депрессивная тенденция являются результатом взаимодействия сложных физиологических и физических факторов, одна вещь абсолютно ясна: личность в состоянии депрессии подавлена энергетически.

Кинематические исследования показывают, что человек, находящийся в депрессии, совершает только около половины тех спонтанных движений, которые он производит в нормальном состоянии. Такому человеку можно помочь с помощью биоэнергетики нарастить его энергию.

«Самый быстрый способ – это повысить уровень получаемого кислорода, т.е. заставить его дышать более глубоко и полно. Важным является то, что, если дыхание становится более активным, то уровень энергии увеличивается.

Когда человек заряжается энергией, в его ногах может появиться мелкое непроизвольное дрожание, или вибрация» (А.Лоуэн «Биоэнергетика, терапия, которая работает с телом» с.35)

Концепция энергетического заряда также не может обсуждаться без учёта энергетической разрядки. Живой организм функционирует, только если существует баланс между энергией заряда и разрядки, который поддерживает уровень энергии, согласующийся с нашими потребностями и возможностями.

«Концепция потока требует некоторого уточнения. Поток означает движение внутри организма, наилучшим образом сравнимое с течением крови. Когда кровь течёт по сосудам, она несёт продукты обмена и кислород к тканям, обеспечивая их энергией, и удаляет отработанные продукты окисления.

Но она является чем-то большим, чем просто посредник; это энергетически заряженная жидкость организма. Кроме крови в организме существуют другие энергетически заряженные жидкости: лимфа, интерстициальная и межклеточная жидкости.

Поток возбуждения не ограничен кровью, а путешествует по всем жидкостям тела. Энергетически всё тело можно рассматривать как единую клетку с кожей вместо мембраны.

Внутри этой клетки возбуждение может распространяться по всем направлениям или протекать в определённых направлениях, зависящих от природы нашего реагирования на раздражение.

Этот взгляд на организм как на одну клетку, не отрицает тот факт, что внутри него находится очень много специализированных тканей, нервов, кровеносных сосудов, слизистых оболочек, мышц, желез и т.д., и все они взаимодействуют как части одного целого для обеспечения жизни всего организма». (А.Лоуэн «Биоэнергетика, терапия, которая работает с телом» с.38)

Кроме энергии, получаемой при сгорании пищи, человек повышает свой энергетический тонус или аккумулирует энергию при контакте с позитивными силами. Солнечный ясный день, красивый пейзаж, счастливый человек обладают стимулирующим эффектом.

Сильнее заряженный человек более устойчив к негативным влияниям. В то же время он положительно действует на других, особенно когда поток возбуждения в организме свободный и полный.

С такими людьми приятно находиться рядом, и все мы это интуитивно чувствуем.

Биоэнергетика опирается на простое предположение, что человек не может существовать отдельно от своего тела, в котором он живёт и посредством которого выражает себя и вступает в контакт с окружающим миром.

То, что человек чувствует, также можно прочесть по положению тела. Эмоции являются телесными проявлениями, они – это движения или жесты внутри тела, обобщённым результатом которых является некое внешнее действие.

Отношение человека к жизни или его личный стиль отражается в том, как он держит себя, в его осанке, и в том, как он двигается. Эмоциональная жизнь человека зависит от подвижности его тела, которая в свою очередь является функцией потока возбуждения, проходящего через него.

При нарушениях этого потока появляются блоки, проявляющиеся в тех местах, где уменьшена подвижность тела.

Человек является целостной суммой своего жизненного опыта, каждая часть которого «зарегистрирована» в его личности (Эго) и структурно отражена в его теле. Когда человеческий организм растёт, он добавляет к личности слои, каждый из которых остаётся действующим и функционирует во взрослом человеке.

Когда они доступны индивидууму, они составляют целостную личность, свободную от конфликтов. Если любой слой или любое переживание подавлено и не имеет силы, человек находится в конфликте, и, следовательно, ограничен.

Качества, которые каждый слой добавляет к жизни, могут быть суммированы следующим образом:

Младенец — любовь и удовольствие

Ребёнок — творчество и воображение

Подросток — отстаивание своих прав, своего «Я»

Юноша — романтика и приключения

Взрослый — реальность и ответственность

Типология (характерология) Лоуэна

В биоэнергетике Лоуэна различные структуры характера классифицируются по пяти основным типам. Каждый тип как на психологическом, так и на мышечном уровне имеет определённый паттерн защиты, который отличает его от остальных типов. Признано, что ни один человек не является чистым типом, и что в каждом человеке нашей культуры в разной степени сочетаются некоторые или все эти защитные паттерны.

Лоуэн считает, что отношение человека к жизни и его поведение отражается в телосложении, позах, жестах, что между физическими параметрами человека и складом его характера и личности имеется тесная связь. Поэтому есть достаточно оснований для употребления анатомических выражений, дающих представление о физическом облике человека.

Люди могут производить впечатление «гнущихся под бременем ответственности», «слабых в коленях», «бесхребетных», «твердолобых» или «подставляющих себя под удар», что отражает их индивидуальные установки или личностные стили. Более внимательное наблюдение за ними может подтвердить, что у этих людей тела действительно так и выглядят.

Лоуэн не использовал в своём биоэнергетическом подходе «7 кругов напряжения» Райха. Он описал 5 типов характера, названия которых отражают психоаналитическую подоплёку взглядов автора.

Пять типов — это «шизоидный», «оральный», «психопатический», «мазохистский» и «ригидный». Он использовал эти термины, потому что они известны и приняты как определения личностных расстройств в психиатрии.

Источник: https://megaobuchalka.ru/3/27832.html

Ссылка на основную публикацию