Большая группа — психология

Психология больших социальных групп

Каждый человек включен в различные социальные общности, или большие груп­пы. Существуют два вида общностей людей, которые определяют специфические со­циально-психологические особенности групп. Основанием для разделœения этих ви­дов групп служит характер связей.

В первом случае — это объективные социальные связи данной общности. Так, социальный класс как большую группу характеризует место, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ он занимает в системе объективных социально-экономических отно­шений и ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ определяется общественным разделœением труда.

Основанием для выделœения нации как социальной группы служит определœенная система объектив­ных социальных связей. Для половозрастных общностей существуют реальные со­циально-демографические характеристики. Принадлежность людей к этим группам не зависит от их воли и сознания.

Она определœена объективно. К другому типу общно­стей относятся группы, принадлежность к которым является результатом сознатель­ного стремления людей к объединœению на базе общих целœей и ценностей. Примера­ми таких общностей являются профессиональные ассоциации, партии, общественные движения.

Психологические явления составляют основание этих объединœений. Это — психологические общности.

Большие социальные группы классифицируются и по другим признакам.

По длительности существования выделяют более долговременные (классы, нации) и менее долговременные (митинги, аудитории, толпа) группы. По характеру органи­зованности группы делятся на стихийно возникающие (толпа) и сознательно орга­низованные (партии, ассоциации). Можно также говорить об условных и реальных группах.

При этом существенным считается признак контактности и взаимодействия. Половозрастные и профессиональные группы являются не реальными, а условными. К реальным большим группам с короткими, но тесными контактами относятся ми­тинги и собрания. Большие социальные группы бывают открытыми и закрыты­ми.

Членство в последних определяется внутренними установлениями групп.

В своем развитии социальные группы проходят ряд этапов. Согласно классифи­кации Г.Г. Дилигенского, таких уровней три.

Первый (самый низкий) уровень — типологический. Он характеризуется тем, что члены-группы объективно сходны между собой по каким-то признакам.

Эти призна­ки могут иметь существенное значение в регуляции их индивидуального поведения, но не становятся основанием для создания психологической общности.

Примером служат предприниматели на первых этапах формирования этой социальной группы. Каждый из них занимается своим делом, осуществляя специфический вид деятельности.

Второй уровень характеризуется тем, что члены социальной группы осознают свою принадлежность к данной общности, идентифицируют себя с ее членами. Это уровень идентификации. В примере с предпринимателями данный уровень означает, что они причисляют себя к новой социальной общности.

Третий уровень предполагает, что члены группы осознают общность своих интере­сов и готовы к совместным действиям во имя коллективных целœей. По Дилигенскому, это уровень солидарности.

Данный уровень также можно назвать уровнем интегри­рованности.

Предприниматели, осознавая общность своих интересов, объединяются в ассоциации, союзы, корпорации, устанавливают взаимные контакты с другими объединœениями; на общих собраниях, съездах вырабатывают программу, стратегию и тактику деятельности.

Психические явления в больших социальных группах выделяются по сферам пси­хики — когнитивной, потребностно-мотивационной, аффективной и регулятивно-волевой.

К когнитивной сфере относятся коллективные представления, социальное мыш­ление, общественное мнение, общественное сознание и др.

Содержание когнитивных процессов определяется общественно-историческим развитием.

В историческом про­цессе меняются механизмы познавательной деятельности. Ярким примером являет­ся современное российское общество, претерпевшее глубокие изменения в период коренных социально-экономических и политических преобразований в стране.

Известны также особенности восточного и западного стилей мышления.

Мотивационно-потребностная сфера характеризуется общегрупповой мотиваци­ей, групповыми потребностями, интересами, ценностями, целями, установками, иде­алами.

Потребности как элемент общественной психологии возникают и развиваются в процессе жизни и деятельности человека. Особый интерес для психологии соци­альных групп имеет делœение групповых потребностей на два вида:

1) потребности группы как данной системы, нуждающейся в определœенных усло­виях своего функционирования;

2) потребности большинства личностей, входящих в данную группу, т. е. типич­ные для группы потребности.

· Образ жизни – совокупность устоявшихся типичных форм жизнедеятельности.

В сравнительном исследовании истории развития психологических особенностей российского крестьянства (Зотова О. И., Новиков В. В., Шорохова Е. В., 1983) были показаны существенные изменения потребностей в разные исторические периоды раз­вития России.

В интересах группы субъективно отражаются материальные условия существова­ния общности. В них выражается направленность психики и деятельности на удов­летворение потребностей.

В общественных интересах отражаются потребности об­щества в целом и отдельных социальных групп. В процессе общественного развития интересы претерпевают изменения.

К примеру, интерес к предпринимательству в России возник в ходе социально-экономических преобразований.

В мотивационной сфере существенное место занимают жизненные ориентации. Οʜᴎ представляют из себясистему предпочтений, проявляющихся в осознанном или бессознательном избирательном поведении, выборе и принятии решения в альтерна­тивных условиях. В них выражаются цели деятельности группы, личностей, отноше­ние к будущему. Οʜᴎ определяют предпочитаемую сферу жизнедеятельности.

Идеалы выступают высшей формой побуждения социальной деятельности. Иде­ал в социально-психологическом плане — это образное отражение какого-нибудь ре­ального или нереального желаемого явления.

Аффективная сфера психологии больших социальных групп включает чувства, эмоции и настроения. Специфическими для больших социальных групп являются социальные чувства. Носителями этих чувств являются объединœения людей, соци­альные общности.

В социальных чувствах отражается эмоциональное отношение к фактам, ситуациям, учреждениям социальной действительности.

Феномен общест­венных настроений является одним из важнейших в психологии больших групп, в яркой форме отражающим отношения и оценки людьми состояния объективных процессов, господствующих в обществе в разные периоды развития.

Диапазон положи­тельных и отрицательных общественных настроений очень велик. На одном его по­люсе могут находиться настроения воодушевления, энтузиазма, оптимизма, на другом — упадка, растерянности, пессимизма.

Регулятивно-волевую, или деятельностную, сферу психологии больших групп составляют коллективная деятельность и групповое поведение. В деятельности боль­ших социальных групп выделяют цели, структуру, субъектов и формы деятельности. По своему социальному назначению существенно различаются профессиональная деятельность и общественная.

Все рассмотренные выше сферы психологии больших социальных групп органи­чески взаимосвязаны. Их своеобразное сочетание в определœенных конкретно-исто­рических условиях проявляется двояким образом:

1) как характеристика типичной личности представителя определœенной общности;

2) как характеристика психического склада общности (народа, класса, нации и т. д.).

Психический склад — это наиболее устойчивое образование в психологии общно­сти. К нему относятся социальный характер, традиции, обычаи. Социальный характер группы определяется специфической культурой, системой знаков, символов, привы­чек, нравов.

Он формируется в конкретных условиях под воздействием социального бытия, той системы ценностей и ориентации, в которых происходит процесс социализации. Социальный характер с определœенной логикой детерминирует одни поступ­ки и исключает другие.

Традициями называются исторически сложившиеся под вли­янием определœенных условий жизни узаконенные способы воспроизведения правил, норм поведения, отношений людей.

Обычаи — это прочно установившиеся в какой-либо социальной группе правила реагирования на конкретные события, осуществле­ния некоторых общественно и личностно значимых событий (особые моменты тру­довой деятельности, быта͵ важные события в жизни человека: рождение, свадьба, праздники и др.) Обычай хранит определœенный опыт, является символом определœенных ценностей, выработанных обществом, приучает уважать их. Он воспитывает определœенное отношение к группе, личности (к примеру, отношение к старшим).

Целостную характеристику психологических особенностей социальных групп представляет образ жизни как совокупность устоявшихся типичных форм жизнедея­тельности народов, классов, других социальных групп, отдельных людей в матери­альном и духовном производстве, в общественно-политической и семейно-бытовой сферах.

По образу жизни можно определить как люди живут, какими действиями и поступками руководствуются, каково их мышление, потребности, интересы, идеалы, умонастроения, содержание общения, какие цели они преследуют.

В образе жизни общности, отдельного человека выражается система их отношений к обществу, тру­ду, другим общностям, другим людям, к себе. Эти отношения многообразными спо­собами отражаются в мировоззрении, ценностных ориентациях, жизненных позициях, социальных установках, потребностях, стиле жизни и поведения.

Психологические особенности с разной интенсивностью проявляются у разных социальных групп. Яркие формы они приобретают, к примеру, в психологии наций и этнических общностей.

Источник: http://referatwork.ru/category/psikhologiya/view/381685_psihologiya_bol_shih_social_nyh_grupp

Психология больших социальных групп (методологические проблемы)

Первоначально нужно определить, что же такое большая группа. Б.г.— определение данного понятия очень затруднено, ученные пока не пришли к единому определению с количественной точки зрения.

С качественной стороны, мы можем определить БГ, как совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества, возрастные группы и т. д.

Социально-психологическое исследование характеристик больших социальных групп наталкивается на целый ряд трудностей.

1) Богатство методик изучения различных процессов в малых группах часто контрастирует с отсутствием подобных методик для исследования, например, психологического облика классов, наций и других групп такого рода.

Отсюда иногда рождается убеждение, что область психологии больших групп вообще не поддается научному анализу. А ведь социальная психология началась именно с исследования больших групп (психология народов и т.д.).

2) Сложности исследования больших групп эмпирическими методами.

3) Необходимо изучать не только группы, но и массовые процессы и социальные движения.

4) Статус социальной психологии приводит к необходимости применения в практике исследования одновременно методологических принципов двух научных дисциплин: психологии и социологии, что в ряде случаев вызывает наложение закономерностей общественного развития и развития психики человека.

Изучать большие группы трудно в связи с их особенностями:

1) Наличие специфических регуляторов социального поведения- нравы, традиции и обычаи.

2) Образ жизни группы- интересы, ценности, потребности.

3) Наличие специфического языка- жаргон и т.д.

4) Социальная детерминация происходящих в них процессов

Читайте также:  Новые стимулы как средство от скуки - психология

Временные характеристики

29.Типы больших организованных социальных групп (пример – подробно).

Большие социальные группы — общности людей, отличающиеся от малых групп наличием слабых постоянных контактов между всеми их представителями, но объединенные не меньше и потому оказывающие существенное влияние на общественную жизнь. Одна из классификаций людей в истории развития мировой цивилизации делит людей на расы. По другой люди делятся по принадлежности к различным этносам.

Первоначально необходимо определить общие признаки больших социальных групп:

5) Наличие специфических регуляторов социального поведения- нравы, традиции и обычаи.

6) Образ жизни группы- интересы, ценности, потребности.

7) Наличие специфического языка- жаргон и т.д.

8) Социальная детерминация происходящих в них процессов

9) Временные характеристики: а) синхрония (анализ процессов, протекающих в одно и то же время), б)диахрония (анализ процессов в их временной протяженности).

Структура – в широком смысле это различные психические свойства, психические процессы и состояния. Выделяют 2 составные части: 1) психический склад- более устойчивое образование (нравы, обычаи, вкусы и т.д.). 2) эмоциональная сфера- более динамичное образование (интересы, настроения, потребности).

Проблема построения классификации социальных групп в социальной психологии имеет большую историю.

Исследователи выделяли различные основания для классификации: уровень культурного развития, преобладающий тип контактов в группе, принципы доступности членства, время существования группы и т. п. Общая черта этих классификаций – формы жизнедеятельности группы.

Учитывая важность анализа групп с учетом их включения в систему общественных отношений, Г. М. Андреева предлагает выделяемые социальной психологией группы разделить на реальные и условные.

Условные – это группы, которые объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы. Иногда выделение таких групп необходимо в исследовательских целях, чтобы сравнить с результатами, полученными в реальных группах, с теми, которые характеризуют случайное объединение людей, не имеющих ни постоянных контактов друг с другом, ни общей цели.

Основное внимание социальная психология сосредоточивает на реальных группах, т. е. таких, которые существуют в реальной действительности. Общепсихологические исследования часто имеют дело с реальной лабораторной группой, которая создается экспериментатором с целью проведения какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы. Существует только во время проведения эксперимента.

Реальные естественные группы складываются сами по себе, независимо от желания экспериментатора, возникают и существуют исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей.

Естественные группы подразделяются на большие и малые. Малые группы на всем протяжении развития социальной психологии являлись объектом для изучения.

Большие группы представлены в социальной психологии неравноценно: одни изучаются давно (главным образом это неорганизованные, стихийно возникающие группы), другие – организованные, длительно существующие группы, классы, нации, стали объектом исследования сравнительно недавно.

Представленная классификация свидетельствует о том, что диапазон групп, интересующих социальную психологию, очень широк. Их разнообразие не позволяет дать единого определения понятию «группа».

Очень редко встречается включение в понятие «группа» всех разновидностей. Такой синтез попытались осуществить в рамках интеракционизма. Т.

Шибутани утверждал, что группы могут различаться по размеру от двух влюбленных до миллионов, ведущих войну.

Источник: https://cyberpedia.su/13×12775.html

Методология исследования психологии больших социальных групп

Все содержательные элементы общественной психологик возникают на основе исторического опыта прежде всего больших групп, опыта, обобщенного культурными и идеологическими системами.

В широком смысле структура общественной психологии включает в себя различные психические свойства, психические процессы и психические состояния, подобно тому, как этими же элементами обладает психика отдельного человека.

Можно выделить две части общественной психологии:

—  динамические ее элементы. Это эмоциональная сфера: в нее входят потребности, интересы, настроения — все то, что обычно и     называют «настроением умов и чувств»;

— более устойчи вые образования. Это психический склад: к нему можно отнести социальными национальный характер, нравы, натшки, привычки, обычаи, традиции, вкусы и т.п.

Социально-психологический анализ больших групп может рас­сматриваться как подход к познанию психики индивида.

Есть ряд принципиальных методологических вопросов, касающих­ся анализа больших социальных общностей. К ним можно отнести следующие:

— какие группы обладают признаком «большие»;

— какова структура психологии больших групп;

— каково соотношение психики отдельных индивидов, входящих в группу, с элементами этой групповой психологии;

— какими методами можно пользоваться при изучении психологии больших групп.

Наиболее сложный вопрос — вопрос о количественном определе­нии понятия «большая группа». Чисто количественного определения этого понятия не существует, есть только эмпирическое представление о больших группах:

— большая группа — это случайно, стихийно возникшая, доста­точно кратковременно существующая общность (толпа, публика, ауди­
тория);

— социальная группа, сложившаяся в шде исторического разви­тия общества, занимающая определенное место в системе обществен­ных отношений конкретного типа общества, устойчивая в своем дол­говременном существовании (класс, нация, народность, демографи­ ческая группа);

— большая группа — это количгственно не ограниченная условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных
признаков, таких как классовая принадлежность, пол, возраст, на­циональность и др.;

— большая группа — это значительная по количеству, сложноорганизованная общность людей, вовлеченных в некоторую обществен­ную деятельность (например, коллектив предприятия или учреждения).

Для больших социальных групп характерны некоторые общие признаки, значимые с точки зрения социально-психологического ана­лиза и этличсчющие их от малых групп.

В больших группах существуют специфические регуляторы соци­ального поведения, которых нет в малых группах. Это — нравы, обы­чаи и традиции.

Впрочем, подобное утверждение достаточно спорно — семья, этот типичный представитель малой группы, сколько угодно может быть вместилищем и нравов, и обычаев, и традиций.

Чего стоит, например, наше семейное: «Нас так воспитывали!» в под­держку где культурных, а где и диких традиций и обычаев воспита­ния.

Единство особенностей жизненной позиции той или иной большой группы со специфическими моделями поведения образуют образ жизни такой группы.

В социально-психологическом плане образ жизни больших-соци­альных групп представляет собой особые формы общения, особый тип социальных контактов между членами такой общности.

В рамках опре­деленного образа жизни приобретают особое значение интересы, цен­ности и потребности, наличие специфического языка (в том числе его превращенной формы в виде жаргона), свойственного профессиональной либо какой-то иной группе.

Общие черты, свойственные большим группам, нельзя абсолюти­зировать. Каждый тип этих групп обладает своеобразием. Сходные условия существования определенной группы влияют на сознание ее представителей двумя путями:

— через личный жизненный опыт каждого члена группы, опреде­ляемый социально-экономическими условиями жизни всей группы;

— через общение, большая часть которого происходит в опреде­ленной социальной сфере с четко выраженными чертами данной группы.

Каким образом психологические характеристики большой группы соотносятся с сознанием каждой отдельной личности, в большую группу входящей? В самом общем виде ответ на этот вопрос выглядит так: психологические характеристики группы представляют собой то типичное, что характерно всем индивидам. Понятно, что эти характеристики отнюдь не представляют собой сумму черт, свойственных каждой личности

Психология группы есть то общее, что присуще в определенной мере всем представителям данной группы, т.е. типичное для них, порожденное общими условиями существования. Это типичное не есть «одинаковое») для всех, но именно общее.

Социальный тип личности обычно мыслится как тип лнчносги представителя определенной социально-психологической группы-класса, например, или профессии, или социально-демографической группы.

Фиксация этого типического — весьма сложная задача. Тем не менее, наличие общих черт в психологии представителей определен­ной социальной группы отрицать невозможно.

Это общее существует объективно и проявляется в реальном поведении и деятельности групп.

Богатство методик изучения различных социально-психологичес­ких процессов в малых группах отчетливо контрастирует с отсутствием подобных методик для исследования групп больших. Это порождает предположение о том, что психология больших групп не поддается научному анализу. Даже отсутствие традиции в подобного рода исследованиях как оы подтверждает справедливость такого предполо­жения.

У социальных психологов нет и тени сомнения в том, что без психологии больших групп сама наука остается неполной, чго социально-психологический анализ больших социальных трупп -«ключ» к псзнанию психики индивида. Тем не менее, реальность такова, что психология больших групп — наименее разработанная тема как на общетеоретическом, так и на операциональном уровнях исследования.

Источник: http://docpsy.ru/lektsii/sotsialnaya-psikhologiya/1525-metodologija-issledovanija-psihologii-bolshih-sotsialnyh-grupp.html

3. Формы проявления психологии больших групп

социальный группа психологический интерес

Все четыре сферы психологии больших социальных групп органически взаимосвязаны. Их своеобразное сочетание в определенных общественно-исторических условиях проявляется двояким образом:

· как характеристика типичной личности представителя определенной общности;

· как характеристика психического склада общности (народа, класса, нации).

Психический склад выступает как наиболее устойчивое образование в психологии общности. К нему относятся социальный характер, традиции, обычаи, привычки, нравы. Эти явления характерны для разных общностей.

Так, социальный характер группы, народа определяется специфической культурой, системой знаков, символов. Он формируется в конкретных условиях, под воздействием социального бытия, той системы ценностей, ориентации, в которых проходит процесс социализации. Характер с определенной логикой и последовательностью детерминирует одну линию поведения, одни поступки и исключает другие.

Традиции представляют собой исторически сложившиеся под влиянием определенных условий жизни узаконенные способы воспроизведения исторически сложившихся правил, норм поведения, отношений людей. Они определяют общее направление деятельности групп в специфических условиях.

В традициях осуществляется преемственность тех или иных социально значимых форм поведения в типичных ситуациях, в различных сферах деятельности, сознательно поддерживающихся, закрепляющих те или иные отношения. Подчеркивая психологическую сущность происхождения и функционирования традиций, Ф.

Энгельс отмечал, что традиции, живущие в головах людей, играют известную роль, хотя и не решающую в социальном развитии.

Читайте также:  Характер, который мы выбираем - психология

Другим составным элементом психического склада общности являются обычаи.

Обычай представляет собой прочно установившиеся в той или иной социальной группе, у того или иного народа правила реагирования на определенные события, осуществления некоторых общественно значимых действий (особые моменты трудовой деятельности, быта, семейной жизни, важные события в жизни человека: рождение, свадьба, характер праздников и др.). Обычай хранит определенный народный опыт, является символом каких-то ценностей, выработанных общностью, приучает уважать их. Обычай воспитывает определенное отношение к группе, к личности.

Элементом психического склада, примыкающим к социальным обычаям, являются предрассудки. Предрассудок— это укоренившееся в обществе мнение без разумного отчета в основательности его, но относящееся преимущественно к предостерегательным, суеверным правилам.

Предрассудки определяют отношения данной социальной группы к тем пли иным природным или социальным явлениям.

Бытовавшее до некоторого времени мнение, что предрассудки — удел недостаточно образованных, малокультурных людей с ограниченным мировоззрением, не соответствует действительности. Фактически предрассудки в той или иной степени существуют у преобладающего большинства групп.

У больших социальных групп существуют свои предрассудки. Общественно опасными являются национальные и религиозные предрассудки. Их общественная опасность сильно возрастает, когда эти предрассудки объединяются.

Целостную характеристику психологических особенностей социальных групп представляет образ их жизни.

Образ жизни — это совокупность устоявшихся, типичных для определенных социально-экономических отношений форм жизнедеятельности народов, классов, социальных групп, отдельных люде и в материальном и духовном производстве, в общественно-политической и семейно-бытовой сфере.

В образе жизни раскрывается, как живут люди, какими действиями и поступками заполнена их жизнь, каков стиль их мышления, их потребности, интересы, идеалы, умонастроения, содержание и формы общения, какие цели они преследуют.

В образе жизни общности, человека выражается система их отношений к обществу, труду, другим общностям, другим людям, к себе. Эти отношения отражаются в мировоззрении, ценностных ориентациях, жизненных позициях, социальных и личностных установках, потребностях, стиле жизни и поведении.

Источник: http://psy.bobrodobro.ru/33875

Психология больших социальных групп: общая характеристика и виды

(1 источник)

Доказано, что «большие» в количественном отношении образования людей разделяются на два вида: случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности, куда относятся толпа, публика, аудитория, и в точном значении слова социальные группы, т.е.

группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и потому долговременные, устойчивые в своем существовании.

К этому второму виду следует отнести прежде всего социальные классы, различные этнические группы (как их главную разновидность – нации), профессиональные группы, половозрастные группы (с этой точки зрения в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и т.д.).

Рассмотрим принципы исследования групп именно этого типа, что представляет особый интерес, так как эти группы имеют наибольшее значение для понимания психологических характеристик исторического процесса.

Для всех выделенных таким образом больших социальных групп характерны некоторые общие признаки, отличающие эти группы от малых групп. В больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения, которых нет в малых группах. Это – нравы, обычаи и традиции.

Их существование обусловлено наличием специфической общественной практики, с которой связана данная группа, относительной устойчивостью, с которой воспроизводятся исторические формы этой практики. Рассмотренные в единстве особенности жизненной позиции таких групп вместе со специфическими регуляторами поведения дают такую важную характеристику, как образ жизни группы.

Его исследование предполагает изучение особых форм общения, особого типа контактов, складывающихся между людьми. В рамках определенного образа жизни приобретают особое значение интересы, ценности, потребности. Не последнюю роль в психологической характеристике названных больших групп играет зачастую наличие специфического языка.

Для этнических групп – это само собой разумеющаяся характеристика, для других групп «язык» может выступать как определенный жаргон, например, свойственный профессиональным группам, такой возрастной группе, как молодежь.

Однако общие черты, свойственные большим группам, нельзя абсолютизировать. Каждая разновидность этих групп обладает своеобразием: нельзя выстраивать в один ряд класс, нацию, какую-либо профессию и молодежь.

Значимость каждого вида больших групп в историческом процессе различна, как различны и многие их особенности. Поэтому все «сквозные» характеристики больших групп должны быть наполнены специфическим содержанием.

Теперь можно ответить на методологический вопрос: какова структура психологии больших социальных групп? При ответе на него необходимо обратиться к некоторым принципиальным положениям социологической теории.

Посредствующим звеном между экономическим развитием и историей культуры в широком смысле этого слова являются обусловленные социально-экономическим развитием изменения в психологии людей.

Эти изменения очевидны прежде всего не как индивидуальные изменения в установках, взглядах, интересах каждой отдельной личности, но именно как изменения, характерные для больших групп.

Влияние сходных условий существования группы на сознание ее представителей осуществляется двумя путями: а) через личный жизненный опыт каждого члена группы, определяемый социально-экономическими условиями жизни всей группы; б) через общение, большая часть которого происходит в определенной социальной среде с четко выраженными чертами данной группы.

Структура психологии большой социальной группы включает в себя целый ряд элементов. В широком смысле это – различные психические свойства, психические процессы и психические состояния, подобно тому как этими же элементами обладает психика отдельного человека.

В отечественной социальной психологии предпринят ряд попыток определить более точно элементы этой структуры. Почти все исследователи (Г.Г.Дилигенский, А.И.Горячева, Ю.В.Бромлей и др.

) выделяют две составные части в ее содержании: 1) психический склад как более устойчивое образование (к которому могут быть отнесены социальный или национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы и т.п.

) и 2) эмоциональная сфера как более подвижное динамическое образование (в которую входят потребности, интересы, настроения). Каждый из этих элементов должен стать предметом специального социально-психологического анализа.

Психологические характеристики группы представляют собой то типичное, что характерно всем индивидам, и, следовательно, отнюдь не сумму черт, свойственных каждой личности. Иными словами: психология группы есть то общее, что присуще в той или иной мере всем представителям данной группы, т.е.

типичное для них, порожденное общими условиями существования. Это типичное не есть одинаковое для всех, но именно общее.

Поэтому в социологическом анализе, например, предпринимаются попытки сконструировать особый социальный тип личности, причем подразумевается не только тип личности, свойственный какой-то определенной эпохе или социальному строю, но и более узко, как тип, свойственный некоторой социальной группе: чаще всего социальный тип личности мыслится как тип личности представителя определенного социального класса, но в принципе понятие «социальный тип личности» может быть отнесено к характеристике типичного представителя и какой-либо профессии (тип учителя, например) или возрастной группы, правда, здесь, как правило, с указанием либо страны, либо эпохи («молодой человек XX века» и т.п.). Фиксация этого типичного – весьма сложная задача. Общие черты в психологии представителей определенной социальной группы существуют объективно, поскольку они проявляются в реальной деятельности группы.

Выявление общего, типичного невозможно путем изучения лишь содержания индивидуальных сознаний членов группы, прежде всем потому, что не все черты, присущие психологии группы, присущи каждому члену группы.

В отдельных случаях какой-либо конкретный представитель группы может вообще в минимальной степени обладать этими общими характеристиками.

Это объясняется тем, что члены группы различаются между собой по своим индивидуальным психологическим характеристикам, по степени вовлеченности в наиболее существенные для группы сферы ее жизнедеятельности и т.д.

Таким образом, «психический склад» группы и «психический склад» личностей, в нее входящих, не совпадают полностью.

В формировании психологии группы доминирующую роль играет коллективный опыт, зафиксированный в знаковых системах, а этот опыт не усваивается в полной и одинаковой мере каждой личностью.

Мера его усвоения соединяется с индивидуальными психологическими особенностями, поэтому и получается то явление, о котором говорил Л.С.Выготский: только «часть» психологии личности «входит» в психологию группы.

(2 источник)

Психология больших социальных групп является одним из важнейших объектов социально-психологических исследований. Значение этих исследований обусловлено тем, что человек осуществляет свою жизнедеятельность как член той или иной социальной группы, представитель определенной исторически сложившейся общности людей.

Каждый человек с рождения включен в различные общности, социальные, а с начала трудовой деятельности — и в профессиональные группы. Изучение психологических процессов в этих общностях составляет одну из задач социальной психологии. Исследователи давно обратили внимание на эти явления.

Собственно зарождение социальной психологии связано с исследованием «духа народа», «психологии народов», психологических образований, существовавших в массах людей {психология толпы, психология масс, социальных движений и др.).Социальные группы на Западе и в России были объектом социологических исследований.

На Западе акцент переместился на психологию малых групп. Исследованием больших социальных групп, их психологических особенностей занимались прежде всего марксистско ориентированные исследователи, исключая, может быть, изучение толпы, паники.

В отечественной психологии привлекали внимание исследователей ряд общих теоретических и методологических проблем, а также характеристика психологических особенностей классов, наций, возрастных и профессиональных групп.

Исследованием психологии больших социальных групп в последние десятилетия занимались Г.М. Андреева (1980), А.И. Горячева и М.Г.Макаров (1979), Г. Г. Дилигенский (1971, 1975, 1994); О. И. Зотова, В. В. Новиков и Е. В. Шорохова (3983); Е. С. Кузьмин (1967); И.Т.Лсвыкин (1974); А. Р. Лурия (1974); Б. Д. Парыгин (1966, 1967, 1971); Б Ф. Поршнев (1974, 1979}; В В.Шаронов (1975) и др.

Читайте также:  Перерывы каждый час - психология

Источник: https://infopedia.su/3x6e33.html

Психология больших групп как один из важнейших разделов социальной психологии

Психология больших групп как один из важнейших разделов социальной психологии // Электронный журнал «Психологическая наука и образование» — 2012. — №1.

И.Г. Дубов

доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией социально-психологических проблем развития личности Психологического института РАО (ignat06@mail.ru)

В статье обсуждается необходимость включения в лекционные курсы по социально- психологической тематике специальных разделов, посвященных психологии больших групп.

Предлагается сосредоточить основное внимание на рассмотрении вопросов, связанных с социально-психологическими содержанием феноменологии сознания (базовые ценности, социальные нормы, жизненные цели, стереотипы сознания и т.п.

) и с личностными особенностями представителей основных больших групп населения (этнических, половозрастных, образовательных, территориальных и пр.).

В настоящее время психология больших групп занимает незаслуженно малое место в структуре преподавания социальной психологии в высших учебных заведениях страны.

В тех вузах, где психологическая наука в целом является непрофильной дисциплиной, вопросы психологии больших групп, как правило, вообще не отражены ни в лекционных программах, ни в планах семинарских занятий.

Там же, где получаемая специальность предусматривает широкое знание психологии, вопросам психологии больших групп отводятся, как правило, два, а в лучшем случае – четыре академических часа.

Такое положение дел обусловлено сравнительно небольшим объемом исследований психологических особенностей представителей больших групп, что связано, в свою очередь, с одной стороны, с ненадлежащим финансированием психологических исследований в России, а с другой – с исследовательской традицией, закрепленной существующими представлениями о предмете социальной психологии.

В соответствии с этими представлениями Социальная психология должна преимущественно заниматься межличностным восприятием, межличностными Электронный журнал «Психологическая наука и образование» отношениями в диаде и динамическими процессами, происходящими в малых группах. В то же время психология больших групп, т.е.

крупных человеческих сообществ, члены которых не находятся в прямом контакте, но объединены какими-либо формальными (пол, возраст, религия, проживание на одной территории и т.п.) или неформальными (общность мировосприятия, сходство поведения и т.п.

) характеристиками и признаками, не привлекает серьезного внимания социальных психологов, поскольку исследования больших групп принято относить к сфере интересов социологов.

Между тем, как справедливо отмечала Г.М. Андреева, «социальная психологии без раздела о психологии больших социальных групп, очевидно, вообще не может претендовать на то, чтобы быть социальной психологией в точном значении этого слова» [1, с.151]. Справедливости ради следует заметить, что некоторые аспекты социальной

психологии больших групп раскрываются в преподавании пограничных с нею дисциплин.

Если исходить из классического определения большой группы, подразумевающего, что большой группой называются не только стихийно возникающие и кратковременно существующие общности, такие как толпа или аудитория, а прежде всего количественно не ограничиваемые группы, сложившиеся в ходе общественного развития и потому долговременные в своем существовании [1, с.153]; [2, с.97] [3, с.112], то становится понятным, что и многочисленные гендерные исследования, и работы, выполняемые в рамках этнопсихологии, и исследования в сфере политической психологии, и даже геронтопсихологические исследования раскрывают различные аспекты психологии больших групп, составляя в данном качестве важнейшую часть социально-психологической науки.

В то же время очевидно, что указанные дисциплины еще реже, чем Социальная психология больших групп, встречаются в образовательных вузовских курсах, являясь экзотической составной частью учебных программ крайне незначительного числа специфических учебных заведений.

Вместе с тем динамические процессы, происходящие в обществе, делают проблему изучения психологии больших групп все более и более актуальной.

Эта актуальность обусловлена постоянным усложнением вопросов управления социально-политической и экономической жизнью общества, необходимостью учета в этой работе запросов и целей субъектов экономики и политики, т.е.

больших групп людей, различающихся разной ролью и разным влиянием в дифференцированном процессе общественного производства материальных и духовных ценностей.

В соответствии с постоянно расширяющимся запросом на изучение психологических особенностей, характеризующих большие группы, повышается и важность расширенного преподавания психологии больших групп в рамках соответствующих учебных дисциплин, а может быть и выделения данного курса в самостоятельный раздел учебных программ.

При рассмотрении вопроса о возможном содержании учебного курса, посвященного социальной психологии больших групп, прежде всего следует остановиться на специфике сознания представителей больших социально-демографических групп, таких как мужчины и женщины, пожилые и молодые люди, высокообразованные и малообразованные граждане, жители города и жители села, и т.п. Не меньший интерес вызывают различия в сознании представителей различных этносов, жителей разных территорий, членов существующих политических партий, участников многочисленных профессиональных групп и пр.

Наборы социально-психологических феноменов, характеризующих указанную специфику сознания, а именно: базовых ценностей, социальных установок, норм, мифов, верований, архетипов коллективного бессознательного, когнитивных и перцептивных эталонов, стереотипов, предрассудков, убеждений, идеалов и склонностей и т.п., являются необходимой основой правильного понимания процессов, протекающих в обществе и определяющих особенности развития нашей страны.

Помимо этого, важнейшей составной частью психологии больших групп является изучение специфики личностных и индивидных свойств, характеризующих представителей различных больших групп.

Современные исследования показывают, что, в целом, разные большие группы демонстрируют значимые различия в уровне активности, толерантности, агрессивности, стремления к риску, флексибельности, тревожности, конформизма, экстра- интровертивности, альтруизма, а также интеллекта.

Очевидно, что указанная специфика определяет границы возможностей представителей различных больших групп, позволяя прогнозировать уровень их конкурентоспособности, а в том случае, когда речь идет о различных этносах, то и уровень конкурентоспособности нации.

Именно поэтому в знаниях о различиях в образе мыслей представителей разных больших групп, в мотивации их поведения, в специфике реагирования на возникающие возмущения социальной среды остро нуждаются бизнесмены и политики, работники средств массовой информации и маркетологи, кризис-менеджеры и те, кто отвечает за миграционные процессы в стране. Управление социально-политическими и экономическими процессами, происходящими в обществе, с необходимостью требует учета психологической специфики объектов оказываемого влияния, и важнейшая роль в получении указанной информации принадлежит социальным психологам.

И, наконец, последний аспект психологии больших групп, безусловно востребованный современным обществом, – это психология диффузных больших групп таких, например, как толпа, или, другими словами, психология масс.

Повсеместно наблюдаемые стихийные волнения, охватывающие большие массы людей, не позволяют игнорировать изучение динамических процессов, возникающих в подобных группах, и, значит, отказываться от изучения способов целенаправленного воздействия на диффузные большие группы на разных этапах генерируемой ими активности.

Отдельным вопросом преподавания психологии больших групп является разговор о методах исследования этой сферы психологической науки.

Очевидно, что в массовом исследовании, ставящем своей целью изучение особенностей мышления и деятельности представителей какой-либо большой общности (этнос, народ, граждане конкретной страны или обитатели определенной территории), а также выявление специфики входящих в данную общность различных больших групп (мужчины, женщины, молодежь, старики, селяне, горожане и т.п.), не могут быть использованы ни простое наблюдение за естественным поведением людей, ни моделирование проблемных ситуаций, подразумевающих регистрацию внешних поведенческих или внутренних физиологических реакций, которые свидетельствовали бы о специфике поведения индивидов при решении поставленных задач. Единственное, что можно делать успешно при проведении подобного исследования, это задавать людям вопросы, на которые они будут отвечать.

В этой связи необходимо отметить, что логика развития социальной психологии больших групп обусловливает необходимость усложнения хорошо отработанного в социологии главного метода изучения больших сообществ – массового опроса.

Решая стоящие перед психологией задачи, данный метод должен быть адаптирован к широкому применению довольно громоздких психологических методик (в первую очередь – личностных и когнитивных тестов), что является весьма сложной проблемой, учитывая участие в массовом опросе большого количества незаинтересованных в результатах и зачастую не очень высоко образованных людей. Вместе с тем нельзя не отметить, что за последние годы в этом направлении уже проведена достаточно большая работа, позволившая сформулировать четкие методологические и методические требования к массовому опросу как методу социальной психологии.

Очевидно, что указанная специфика метода не может не учитываться при организации учебного процесса.

Применительно к преподаванию психологии больших групп описанная выше проблема заключается в том, что столь сложная методическая процедура, каковой является массовый опрос населения, не может быть хорошо освоена в ходе аудиторных семинарских занятий, как это, например, происходит с личностными тестами и многими другими методиками, составляющими существующий социально- психологический инструментарий. Для освоения студентами техники проведения массовых опросов должны быть придуманы иные учебные процедуры, соответствующим образом измены учебные планы, решены вопросы финансирования практических занятий, предполагающих подготовку большого количества анкет, а также наличие специальных средств, предназначенных для стандартного поощрения респондентов.

В результате, несмотря на очевидную необходимость выделения в рамках изучения социальной психологии в вузе специального курса, посвященного изучению психологии больших групп, решение данного вопроса должно преодолеть многочисленные препятствия, связанные с методической спецификой указанного раздела психологической науки.

Литература

[1] Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2000.
[2] Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь. М., 2011.
[3] Социальная психология. Словарь / Под ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / Ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. М., 2005.

Источник: http://www.persev.ru/bibliography/psihologiya-bolshih-grupp-kak-odin-iz-vazhneyshih-razdelov-socialnoy-psihologii

Ссылка на основную публикацию