Деятель и пустышка — психология

Пустышка — за и против

Деятель и Пустышка - психология

Немного личного

Кроме своего профильного врачебного и консультантского образования, я еще и молодая мама. И мое мнение о пустышке сильно менялось со временем. Еще до рождения сына я не имела ничего против этого приспособления и даже купила его для ребенка.

Пустышкой мы не пользовались долго, месяцев до трех, но однажды мне нужно было отлучиться. И по приезду домой было обнаружено наличие сего аксессуара во рту сына.

Буквально через пару дней ребенок устроил мне отказ от груди с торжественным ревом и плеванием и отталкиванием мамы… с тех пор я против пустышки!

Дело в том, что сосание ребенком груди и сосание соски (пустышки или той, что надета на бутылочку) существенно отличается по механизму. Когда ребенок сосет грудь матери, он, за счет широкого открывания рта, захватывает большую часть ореолы, и сосок располагается в области твердого неба.

Молоко выделяется за счет выдаивающих движений языком из области млечных протоков и синусов, расположенных в области ареолы. Ребенок быстро понимает, что при определенном ритме сосания, приливы молока можно стимулировать, и подстраивается под разную скорость потока.

Сосание груди задействует мышцы всей жевательной группы лица, поэтому, при правильном сосании появляется симптом «шевелящихся ушей».  

При сосании сосок и пустышек принцип совершенно иной, ребенок сосет пустышки, как пьют коктейли из соломинки, задействуя мышцы языка и круговые мышцы рта.

За счет этого, ребенок перестает широко открывать рот, а затем уже — при сосании груди он начинает делать тоже самое – так как сосать соску, также как грудь невозможно.

Из-за нарушения широкого открытия рта происходит «сползание» ребенка на сосок и нарушение захвата. Это уменьшает количество молока и травмирует соски, а иногда ведет вообще к отказу малыша от груди.

Кроме того, при сосании пустышки малыш заменяет часть стимуляции груди сосанием искусственного заменителя, а значит, меньше стимулирует грудь матери. Природой предусмотрены две функции груди матери – кормление и утешение, успокоение крохи. Если одна из них реализуется грудью, а успокоение достигают пустышкой – выработка молока и отношения с мамой тоже страдают.

Мнение детского стоматолога

Пустышка – это еще и инородное тело в полости рта, ее нахождение там не может пройти незаметным. К пустышкам есть претензии и у врачей стоматологов.

Вот что говорит о пользовании пустышкой детский врач-стоматолог ортодонт Лапушкина Ю.С.

— «О влиянии пустышки на прикус знают все родители, они слышали об этом неоднократно. Все стоматологи в один голос говорят, что пустышка вредна для стоматологического здоровья ребенка.

Чтобы полностью разобраться в вопросе, надо понять для чего ее дают. Обычно родители дают пустышку, чтобы успокоить ребенка, самое главное, занять рот ребенка, чтобы он не плакал.

И никто не задумывается о последствиях.

При этом родители оправдывают себя неудовлетворенным сосательным рефлексом малыша. Одно дело, когда это ребенок-искусственник, и она действительно необходима, но только при соблюдении множества нюансов.

Можно наладить искусственное вскармливание так, что необходимость в пустышке отпадает.

Другое дело, когда ребенок находится на грудном вскармливании, в таком случае ребенок полностью удовлетворяет сосательный рефлекс.

Прикус ребенка формируется еще до того момента, когда прорезываются зубки. Нижняя челюсть ребенка намного меньше верхней челюсти, и выравнивание челюсти в норме происходит к полугоду.

Но для выполнения этого условия нужна нагрузка на мышцы жевательного аппарата, а эту нагрузку ребенок получает за счет сосания, либо в дальнейшем — во время жевания в старшем возрасте. При грудном вскармливании жевательная нагрузка полностью удовлетворяется.

А вот при искусственном вскармливании нагрузки недостаточно, так как задействована не вся группа мышц. К тому же сосательный рефлекс постепенно угасает, а соска при этом остается важным компонентом в жизни ребенка. Поэтому — искусственникам пустышка может быть полезна.

После прорезывания зубов, наличие соски в полости рта может спровоцировать выдвижение передних зубов вперед. Из-за постоянного давления соски, зубы начинают испытывать нагрузку, передавая ее на периодонт ребенка.

Периодонт – это группа тканей, которая удерживает зуб ребенка на своем месте, и в детском возрасте периодонт очень податлив. Даже непродолжительное механическое давление может легко привести к нарушению прикуса».

Мнение педиатра

Еще во время беременности ребенок готовится к встрече с миром и мамой, растет и тренирует мышцы, чтобы пройдя по родовому каналу, приложиться к груди мамочки и получать от груди не только питание, но и заботу, успокоение и даже основы воспитания.

Ребенок рождается с набором определенных ожиданий, с заложенными в генетической памяти рефлексами.

Один из них – сосательный, он дается для правильного и эффективного сосания груди, но природа не могла знать о сосках-пустышках, значит, она заложила основы сосания так, чтоб малыш мог справиться и без всяких силиконово-резиновых имитаторов.

Очень часто родители говорят – «малыш не голодный, просо ему нужно пососать», но у ребенка процесс сосания на уровне врожденного рефлекса неразрывно связан с процессом поступления молока, также как глотательный рефлекс связан с проглатыванием пищи или дыхательный с обогащением крови кислородом.

Поэтому – просто так – само по себе сосание невозможно, ребенок подает сигналы, которые полностью может удовлетворить грудь, и пустышка не требуется. Если малышу хочется спать – молоко содержит набор веществ, способных успокоить и усыпить малыша, если ему больно – в молоке есть обезболивающие факторы, плюс руки и любовь мамы – а пустышке есть только безжизненный силикон!

Кроме того, сосание пустышки может негативно сказаться на здоровье малыша, особенно в первые недели жизни.

Прежде всего – латекс для пустышек (это желтые и мягкие соски) является натуральным веществом, содержащим в том числе и аллергенные вещества, к которым имеют чувствительность до 60% детей. Часть фирм уже отказались от использования латекса в пользу силикона, но и силикон тоже не изучен досконально – возможно у него тоже есть негативные реакции.

Это по-другому формирует челюстно-лицевую систему малыша и прикус. Это приводит в дальнейшем к развитию проблем с произношением звуков, что приводит детей к логопедам и нарушает их социальную адаптацию в детском коллективе.

Нарушение правильного формирования ротовой области мешает нормальному пищеварению – плохо пережевывается пища и нарушается первичный этап пищеварения, плохо ферментируется слюной пищевой комок.

Из-за недоразвития нижней челюсти происходит нарушение роста зубов – они становятся кривыми и когда ребенок подрастет – это сформирует комплексы.

При сосании пустышки нарушается правильное формирование носовых ходов и может сформироваться храп.

И самое опасное в пустышке – риск развития инфекционных болезней. На пустышке нет защитного слоя как на соске груди, обладающего бактерицидным эффектом. Она часто роняется, подбирается малышом и снова суется в рот.

Либо она болтается на резинке или шнурке на шее малыша, обтирая грязную коляску или одежду. А когда соска падает – многие мамы без зазрения совести облизывают ее и суют ребенку в рот, передавая ему весь свой набор микробов – в том числе и патогенных и опасных.

Потом развиваются ангины, отиты и кишечные инфекции, откуда же они, догадались?

Мнение перинатального психолога Анны Гордеевой

Пустышка опасна тем, что начинает подменять роль матери, ею заменяют тесное общение и любовь, нежность и ласку. Маме отводится роль только кормления – а общаться, успокаиваться или переживать боль малышу предлагают с пустышкой. Представьте себя на месте ребенка – вам бы понравилось, если вместо нежности и ласки, общения или разговоров, ваш супруг предложил вам резиновый манекен?

Он ждет от мамы любви и ласки, прихода по его первому зову, когда она нужна – а ему «затыкают» рот пустышкой. Мама просто не понимает или не хочет понять его потребностей, отмахивается от него, не дает ему «говорить».

Он начинает замыкаться на себе, на сосании пустышки, уходит в себя, его доверие к миру подрывается. Грудь матери не только кормит и успокаивает, она учит ребенка любви, развивает его психику, он щупает ее, обнимает и стимулирует чувствительные зоны на руках и в мозге. А что может развить кусочек силикона во рту?

Малыш при сосании пустышки прикусывает ее деснами, так как ей не больно. Потом он проделывает это же с мамой, и вызывая вскрикивания, понимает – что маме от малыша плохо, это ребенка расстраивает. Он отдаляется от мамы, еще больше уходя в себя.

Постепенно формируется потребительское отношение к маме – она становится только объектом питания, а остальные функции берет на себя пустышка. Во взрослом возрасте это выльется в замкнутость и неспособность строить отношения, человеку интереснее будет с неодушевленными предметами – компьютером, телевизором.

Еще одной из теорий, касаемых сосания пустышки, является формирование в дальнейшем удовлетворения потребностей неправильным способом – это выразится в пристрастии к перееданию, питью с бутылок, курению или нарушениям в сексуальном плане.

Всегда плохо?

У вас могло сложиться мнение,  что пустышка – это вселенское зло, но это неверно. Иногда бывают моменты, когда она может пригодиться.

, детишкам на смесях сложнее реализовать свой сосательный рефлекс полноценно. Однако, пустышка потребуется только в первые месяцы, и злоупотреблять ею не стоит.

Пустышка нужна малышам, которые поторопились родиться на свет, она дается под контролем врача и определенное время, чтобы стимулировать сосательный рефлекс и развитие малыша.

Иногда, если мама рано выходит на работу и ее рабочий день превышает 4-5 часов, приходится прибегать к пустышке, чтоб помочь малышу реализовать сосательный рефлекс. Но пустышку сразу же убирают по приходу мамы и только она постоянно находится с малышом.

Во всех остальных случаях перед тем, как давать малышу пустышку, стоит взвесить все за и против, и реально отдавать себе отчет – что вы облегчаете жизнь себе, а не ребенку.

Пустышечные правила

Если принято решение о пользовании пустышкой, необходимо свести риски ее негативных последствий к минимуму.

Прежде всего – пустышка должна стать помощником, а не заменой мамы, не давайте ее вето еды, внимания или контакта с малышом. Много носите его на руках и держите у груди. Пустышка понадобится только тогда, когда мама, по какой-то причине, не имеет возможности прямо тут же дать малышу грудь, чтобы малыш не нервничал и немного переждал. 

Помните – сосание груди и пустышки разное. Не давайте пустышку крохе перед кормлением грудью, и если вдруг отмечаете проблемы  естественным кормлением – отказы, снижение лактации или еще что-либо, тут же откажитесь от пустышки совсем.

Если вы ранее не давали пустышку, а малыш повзрослел – ему более 6 месяцев – не давайте и не приучайте к ней ребенка. Это возраст, с начала которого начинают по правилам прощание с сим атрибутом.

Не давайте ребенку спать с пустышкой. После засыпания обязательно забирайте ее.

Следите за чистотой и стерильностью пустышек, если у ребенка инфекция (особенно стоматиты) – все соски по выздоровлении требуют обязательной заменены на новые.

Источник: https://www.u-mama.ru/read/obaby/forone/6513.html

Пустышка. Исповедь человека, которого нет. | Александр Рей — Официальный сайт писателя, психолога

«Эзотерический бестселлер «Пустышка»- разговор необычного пациента- подростка, которого направили в отделение психиатрической патологии детского и подросткового возраста Московского Научно-исследовательского Института психиатрии Росздрава, со всеми теми, кто должен был подтвердить или опровергнуть у него расстройство личности для того, чтоб определить годен ли он для службы в армии.

С самого начала  эти разговоры, исследования подростка, сохранившим воспоминания еще до рождения, вызывают лишь насмешки, недоверие у персонала НИИ, ведь мало того, что этот молодой человек говорит такие странные вещи, так и еще тот факт,что он сам является альбиносом добавляет своеобразности его рассказам.

Исследования проводят и под гипнозом, и путем простого диалога, но всё равно это явно что-то странное и совсем непонятное «обычному человеку».

«И как так этот паренек может обмануть даже технику (электроэнцефалограф)?» — постоянно крутятся подобные мысли в голове руководителя отделения, кандидат медицинских наук, профессора Льва Серафимовича Исáкова, который всё время пытается разгадать «загадку», этот секрет, с помощью которого Даниил Юрьевич Милеев, хочет «откосить» от армии.

Но ввиду того, что как таковой загадки-то  и нет у Даниила, то на смену постоянного раздражения, недовольства Исакова, приходит глубокое понимание всего того, о чем говорит подросток-альбинос, той правды, что тщательно скрывается целыми годами у большинства.

А всё то, что написано в разговорах о смысле жизни, да и об самой жизни, заставляет пересмотреть свои взгляды на многие вещи, которые обычно скрываются, даже от самого себя..

Истинное понимание бессмысленности многого, что каждый человек делает в своей жизни, и осознание настоящей жизни — вот, что поистине потрясает в этой чудесной книге, написанной уникальным писателем, да и просто светлым человеком- Александром Реем!

«Самая большая цель Жизни- каждое мгновение проживать не на автомате, в полусне, а с воображением, с любовью к тому, что делаешь».

«Пустышку» невозможно просто читать..Это настоящий сборник цитат, осознание которых приводит к улучшению качества  жизни ВСЕХ, кто прочитает всю книгу, от начала и до конца, смакуя каждое слово!

«Наслаждаться процессомжизни прямо сейчас, а не жить ради свершений. Перестать хотеть чего-то большего, иначе наше «хочу» никогда не насытится, а мы, потакая ему, пропустим мимо саму Жизнь, которая и состоит-то из тысяч маленьких прекрасных обыденностей».

Исходная рецензия здесь.

Источник: http://perepevnik.ru/pustyshka

Нужна пустышка или нет?

Для многих мам ответ на этот вопрос однозначен: нужна. И они пихают малышу пустышку всегда, когда матери это удобно, не задумываясь о том, что пустышка может навредить.

В чем заключается вред пустышки?

Психология малыша. Обычно пустышку дают малышу, чтобы он успокоился и не плакал. Да, это дает ему возможность удовлетворить сосательный рефлекс, но это ограничивает общение с мамой.

Вместо живой мамы, ласковой песни, объятий, покачиваний его успокаивает неживой предмет, который ничего не делает. Малыш фактически успокаивает сам себя, что негативно влияет на его общение с мамой.

Сосание пустышки отличается от сосания груди. Из-за этого сосания груди происходит по-другому, хуже.

Из-за этого грудь хуже опорожняется, что может привести к застою молока и маститу.

Кроме того, малыш недополучает материнское молоко.

Также из-за неправильного сосания у матери могут истрескаться и покраснеть соски, они могут болеть и риск заболеть маститом резко повышается.

Впрочем, это вовсе не значит, что пустышкой пользоваться нельзя и не нужно.

Пустышка не навредит ни вам, ни малышу, если при ее использовании вы будете придерживаться определенных правил: 1. Не злоупотребляйте пустышкой. Не нужно пихать малышу пустышку постоянно, делайте это тогда, когда не можете дать ему грудь. Как известно, грудь нужна ребенку не только для питания, но и для успокоения.

Кроме того, слишком частое использование пустышки может привести к формированию у ребенка неправильного прикуса, который в будущем принесет многие проблемы. 2. Если у женщины нет проблемы с кормлением грудью и даже при жидких кормлениях у нее сохраняется уровень пролактина в молоке — пустышка не так уж и вредна.

Но если ей для поддержки уровня пролактина придется часто стимулировать грудь, то пустышка очень вредна. 3. Если в раннем возрасте ребенку не давали пустышку, не давайте ее и тогда, когда малыш подрастет. Если вы это сделаете, вам будет намного тяжелее отучить ребенка от нее и проблем будет больше. 4.

Как только вы заметили, что нарушился набор веса ребенком, изменилось его поведение с грудью или появились проблемы с лактацией, нужно срочно отказаться от пустышки, пока еще не все так страшно.

Читайте также:  Мягкая конфронтация - психология

Помните, что использование пустышки согласно этим правилам поможет вам не только сохранить здоровье матери, но и поможет не навредить малышу.

Учтите, что эти правила касаются как использования пустышки, так и использования бутылочки.

Источник: http://pogutelu.ru/gvsas/67-pusty.html

ПУСТЫШКА. Первый обман в жизни

ПУСТЫШКА. Первый обман в жизниИногда можно услышать такие слова : «Малыш больше не хочет есть, теперь он хочет просто пососать» или «Детишкам, чтобы успокоиться, надо пососать». И в качестве предмета для сосания предлагается не грудь, предназначенная на это природой, а …

пустышка! 

Такая подмена представляется абсурдной.

Ну например, никому же не приходит в голову рассматривать другие врожденные рефлексы отдельно от их функционального предназначения и сказать нечто подобное о глотательном рефлексе, о дыхательном рефлексе, о хватательном рефлексе!

«Малыш просто хочет поглотать» или «Ему нужно делать дыхательные движения». Совершенно очевидно, что любой рефлекс создан для выполнения конкретной задачи – например, доставлять питание в желудок, снабжать легкие кислородом, удерживать предметы в руке. И сосательный рефлекс – не исключение. Его единственное назначение — добывание молока. 

Сегодня доказано, что любая потребность в сосании обусловленна необходимостью получить те или иные вещества из женского молока. Малыш хочет заснуть и просит грудь? Молоко содержит элементы, имеющие морфино-подобную структуру и помогающие крохе заснуть. Малыш испуган, расстроен? В молоке имеются успокаивающие вещества.

Малышу нездоровится, у него лезут зубы, ему больно? Материнское молоко насчитывает большое количество антител и защитных факторов против различных заболеваний, а также болеутоляющие гормоны.

В его состав, помимо белков, жиров, углеводов и воды, входят витамины, факторы роста, живые клетки, ферменты, отвечающие за благополучное усвоение любой порции женского молока, бифидус-фактор, отвечающий за здоровье желудочно-кишечного тракта , вещества для дозревания головного мозга и нервной системы младенца и многие другие компоненты, необходимые для своевременного ответа на любые нужды ребенка. Воистину, женское молоко – это чудо природы. Чудо, которым мы часто пренебрегаем, обманом предлагая крохе вместо него – резиновую соску…

Многим родителям кажется, что использование пустышки существенно облегчает им жизнь. Однако, облегчение это временное, а последствия, иногда даже сильно отсроченные, от использования заменителей груди могут быть не всегда приятными.

Во-первых, пустышка может навредить здоровью ребенка.

✿ В натуральном латексе, из которого изготавливается большинство имитаторов маминого соска, содержится более 200 различных фракций белков, часть из которых обладает аллергической активностью. 

✿ Различается техника сосания материнской груди и пустышки-соски: совершаются другие движения язычком, щеками, челюстью , по — другому организуется дыхание и глотание. Отсюда такие последствия как развитие неправильного прикуса, логопедические проблемы и деформация носовых каналов.

✿ Пустышка – постоянный источник инфекции для малыша. В отличие от материнского соска, который покрыт противоинфекционной и смягчающей смазкой, вырабатываемой железками на коже ареолы.

Во-вторых, при использовании пустышки есть риск возникновения проблем с грудным вскармливанием.

✿ Недостаток молока. Если в ответ на просьбу о молоке предлагать пустышку – грудь «делает вывод» о низких пищевых потребностях крохи и сокращает объем производимого питания

✿ Отказ от груди. По данным исследований, проведенных в Швеции, из-за использования пустышки 65 % младенцев отказывались от груди к 3 месяцам (при наличии молока у матери)

✿ Неправильное прикладывание к груди : недостаточно глубокий и эффективный захват соска и околососкового коричневого кружка – ареолы. Что провоцирует такие проблемы как:

— недоедание, плохая прибавка в весе. Когда сосет только сосок, а не всю ареолу, он за время кормления получает гораздо меньше молока чем должен

— заглатывание воздуха. Лишний воздух в животике причиняет существенный дискомфорт младенцу, провоцирует повышенное газообразование и обильные срыгивания

✿ Неправильное прикладываение к груди может способствовать также возникновению проблем у мамы: застои молока в молочной железе, маститы; травмы сосков; растяжки на коже груди, деформация ареолы и соска.

Источник: http://www.vedamost.info/2013/02/blog-post_9.html

Пустышка: «за» и «против»

Пустышка: «за» и «против»

Испокон веков соска считалась обязательной принадлежностью новорожденных и младенцев. В первые месяцы жизни она не только успокаивает кроху, но и спасает от многих бед. Однако в последние десятилетия врачи радикально пересмотрели свое отношение к соске.

Источник: Materinstvo.ru

Не нужна, и точка!

Самыми первыми обеспокоились детские стоматологи: длительное пользование пустышкой ведет к неправильному прикусу (специалисты называют его открытым).

Резцы растут вперед и не смыкаются, детское личико деформируется, приобретая неуловимое сходство с кроличьей мордочкой.

К тому же слишком жесткая (без выпускающего воздух клапана в основании) или чересчур большая соска нарушает развитие челюстей.

Сегодня пустышки выпускают трех размеров – для детей до 4 месяцев, до года и до 1,5 лет. Тем не менее последними лучше не пользоваться! Логопеды тоже жалуются: из-за зубных проблем, спровоцированных слишком тесной дружбой с соской, у ребенка возникают трудности, касающиеся произношения многих звуков.

Неврологи также недовольны: по их мнению, пустышка тормозит психическое развитие малыша.

Специалисты по детским инфекциям присоединяются к общему хору: чем старше ребенок, тем сложнее уследить за чистотой соски.

Если он уже самостоятельно передвигается по квартире, начинает ходить дома и на улице, мамочка может и не заметить, что кроха уронил пустышку, а затем подобрал и сунул в ротик. Или просто вытащил, покрутил в грязных ручонках и отправил обратно. А потом родители и доктора недоумевают: откуда у малыша кишечное расстройство?

Наиболее радикальные противники соски утверждают, что ребенок вполне способен обойтись без нее, что взрослые сами навязывают ему дурную привычку к постоянному сосанию, от которой потом никак не могут отучить подросшее дитя.

Действительно, некоторые детишки сразу же категорически отвергают пустышку, и вопрос тут же снимается сам собой. Однако большинство младенцев все-таки недвусмысленно дают понять, что нуждаются в ней, и если ее нет, начинают сосать собственный кулачок, язычок, губку, щечку, кончик пеленки, воротничок кофточки, причем делают это главным образом, когда им не по себе…

Давать, но с оглядкой

Современные педиатры реабилитировали соску (хотя и с определенными оговорками и ограничениями). Произошло это по многим причинам, главная из которых состоит в том, что искореняя пустышку как источник одних проблем, мы невольно создаем другие, подчас даже более опасные и неразрешимые.

От векового опыта не уйдешь – пустышка действительно успокаивает ребенка. Происходит это потому, что природа снабдила его мощным сосательным рефлексом. Когда кроха сосет, он полностью сосредотачивается на этом занятии, отвлекаясь от любых внешних раздражителей и неприятных ощущений.

Именно эта сосредоточенность, в буквальном смысле слова на сосании заставляет малыша меньше интересоваться окружающим, снижает активность, делает бодрствование не таким продуктивным. К тому же это комфортное состояние хочется постоянно воспроизводить, тяга к нему все возрастает, становится привычной.

Ребенок уже и спит только с пустышкой, а случайно выронив ее во сне, начинает беспокоиться и плакать. Таким образом, вместо умиротворения мы получаем прямо противоположное – раздражение!

Проблемы искусственников

Замечено: легче всего расстаются с соской малыши, которых до года кормили грудью. Чтобы добыть из нее молочко, нужно потрудиться не меньше 15-20 минут – за это время кроха с лихвой удовлетворяет потребность в сосании.

Смесь из бутылочки младенец выпивает практически залпом: вроде уже сыт, но при этом все еще не насосался! А ведь сосательный рефлекс – основной у детей первых месяцев жизни, он перекрывает все другие.

Не воздавая ему должное, вы создаете почву для проблем, в числе которых повышенная возбудимость и привычку сосать пальчик.

Позже она перерастает в обгрызание ногтей, сосание прядей и поедание волос, патологическую любовь к жвачке и пристрастие к сигаретам. Связать эти вредные привычки с ранним отлучением от соски человеку в голову не приходит, но психологи убеждены: так оно и есть!

Действуем по ситуации

Грудничку на естественном вскармливании давайте пустышку лишь в особых случаях (болен, устал, плохо себя чувствует, не может заснуть). Не предлагайте соску, когда без нее вполне можно обойтись. И главное – помогите крохе вовремя с ней расстаться!

Подходящий момент наступает с 4-го по 6-й месяц: после 3 месяцев ребенка перестают мучить кишечные колики, он становится спокойнее и меньше тянется к пустышке.

Если получится отказаться от соски сейчас – просто замечательно, если нет – можно еще подождать.

Не за горами пора, когда начнут прорезываться зубки: в такой момент ребенок имеет полное право потребовать соску в качестве действенного успокоительного.

В любом случае расставание с соской должно произойти на первом году жизни, незаметно и по доброму согласию – без малейшего насилия над крохой!

Малышу-искусственнику обязательно предлагайте пустышку после кормления, чтобы он удовлетворил сосательный рефлекс. Когда устанет, вынимайте ее из ротика.

Не стоит исключать соску из обихода слишком рано – подождите хотя бы до 6 месяцев, а затем начинайте потихоньку отучать кроху, ориентируясь на индивидуальную потребность в сосании.

Обычно с этого времени сосательный рефлекс начинает угасать – самое время переключить внимание ребенка на новые интересные и более полезные занятия, а не затыкать ему рот пустышкой до 1,5 или даже до 2 лет!

А что внутри?

Пустышки белого цвета сделаны из силикона, желтого – из латекса. Последний иногда вызывает аллергию, которую легко принять за молочницу.

Если она не проходит у малыша, несмотря на лечение, попробуйте заменять латексную соску силиконовой! В Научном центре охраны здоровья детей и подростков все пустышки проверяют на наличие токсичных веществ, в том числе и N-нитрозаминового элемента, который может входить в состав латекса.

Если же его содержание выше допустимого предела (10 мкг/кг), партия сосок сразу же уничтожается. Среди сертифицированных сосок, попавших на аптечные прилавки, опасных нет!

Секреты выбора

Узнайте у педиатра или детского стоматолога, какая соска подходит крохе, – вишенка или капелька?

Покупайте пустышки в аптеках или крупных магазинах, где качество товара гарантировано.

Изучите информацию на упаковке: там должен быть указан возраст ребенка.

Проверьте, нет ли в соске трещин или пузырьков, из-за которых она может не выдержать кипячения и быстро придет в негодность.

Прикиньте, не окажется ли ограничительное кольцо слишком громоздким для детского личика: оно не должно упираться в носик!

Убедитесь, что в основании соски имеется клапан для выхода воздуха.

Отучаем правильно

Малышу уже год, а он не расстается с соской? Уговорите кроху отдать ее вороне или зайчику. Когда начнет искать, скажите: «Ну ты же помнишь, мы вчера твою соску маме-зайчихе подарили, у нее как раз зайчонок родился.

» Некоторые мамочки смазывают пустышку горчицей, натирают чесноком… Так не годится: кроха может обжечь ротик, не говоря уже о психической травме! Прибегните к хитрости: каждый день отрезайте понемногу от кончика пустышки – когда ее невозможно будет сосать, ребенок сам ее выбросит.

А если вдруг попытается найти ей замену – начнет перед сном посасывать пальчик или край простынки, мягко высвободите их изо рта и отвлеките маленького колыбельной.

5 доводов в защиту соски

  1. Пустышка снижает порог детской возбудимости и болевой чувствительности. Если мамочка оказалась перед выбором: дать прихворнувшему крохе соску или лекарственное средство, пустышка все-таки предпочтительнее!
  2. Защищает от синдрома внезапной детской смертности (SAS). Уже за одно это стоило бы объявить ей полную амнистию! Ученые выяснили, что пустышка, во-первых, препятствует западению языка (он может перекрыть дыхательное горлышко!), а во-вторых не позволяет младенческому сну становиться патологически глубоким, беспробудным и помогает крохе вовремя проснуться при внезапной остановке дыхания (апноэ), по сути, спасая ему жизнь.
  3. Делает более безопасным сон на спинке. Врачи не рекомендуют в первые месяцы жизни укладывать грудничков на спинку из опасения, что дети могут захлебнуться при срыгивании или задохнуться при западении языка. Но если кроха посасывает пустышку, вероятность таких трагедий существенно уменьшается.
  1. Помогает формированию эмоций. Главный гинеколог Санкт-Петербурга, доктор медицинских наук Ю.А.Гуркин в ходе многолетних наблюдений обнаружил 12 причин, из-за которых выросшая девочка будет плохой матерью, неласковой со своими детьми. Одна из них – младенчество без пустышки!
  2. Улучшает прикус. Мы-то привыкли думать, что она только портит его, но это не всегда так. Детские ортодонты создали специальные профилактические соски-капельки со скошенным верхом, предотвращающие недоразвитие верхней челюсти, которое все чаще встречается у искусственников. Чтобы захватить подобную пустышку, ребенку приходится потрудиться – выдвинуть вперед нижнюю челюсть. А грудничкам, у которых она хорошо развита, больше подойдет соска в форме вишенки. Мамочке трудно определить на глаз, в порядке ли челюсти у ее малыша: это должен решить детский стоматолог!

Источник: http://www.modernwoman.club/pustyshka-za-i-protiv/

Зачем пустышка грудничку

Зачем пустышка грудничку

Сага о пустышке: как и когда пользоваться?

Здесь я хочу поговорить о пустышке в жизни грудного ребенка, то есть ребенка, который с рождения питался исключительно грудным молоком из материнской груди.

Делаю акцент на словах «грудной ребенок», а не на термине «исключительно грудное вскармливание» (ИГВ) — кормление только молоком матери без докорма, прикорма и допаивания — поскольку  оно возможно и сцеженным грудным молоком, исключая процесс сосания младенцем материнской груди.

Для «грудного» в нашем контексте малыша пустышка — вещь абсолютно неестественная и ненужная!

Родив и самостоятельно нянча двоих детей, я так и не научилась пользоваться пустышкой. И соответственно, не научила ее использованию и своих сыночков. Иногда ко мне, как у консультанту по ГВ, обращаются с вопросами об использовании пустышки. И тут теория у меня расходится с практикой.

Поэтому, на мой взгляд, процесс попадания пустышки в рот грудного ребенка требует описания (с позиции мнения консультанта по ГВ) и акцентирования типичных ошибок в уходе за малышом, в результате которых появляется этот не нужный, а в некотрых аспектах жизни ребенка и вовсе вредный предмет.

В последствии отучение от сосания пустышки составляет отдельную задачу для родителей и далеко не всегда проходит легко и гладко.

Я оговорюсь, что не считаю пустышку саму по себе злом, и понимаю, как она важна и необходима малышам на искусственном вскармливании. Поэтому все, сказанное дальше, будет относиться только к малышам, питающимся молоком матери непосредственно из груди.

Типичные ситуации, приводящие к появлению пустышки в обиходе грудничков:

— в самом начале в роддоме когда молоко у матери еще не пришло, а голодный малыш кричит, ей дают советы предложить ребенку пустышку. И мать, считая это нормальным, принудительно подсаживает новорожденного на резиновую соску. Ему надо сосать, а матери необходимо спать

— начало ГВ было сопряжено с раздельным пребыванием новорожденного ребенка и матери в роддоме и докормом из бутылки. Ребенок приучен посасывать резиновую соску.

В детском отделении младенцы лежат с воткнутыми в ротик бутылочками, если не со смесью, то с водичкой для допаивания. Так они не кричат, ротик ведь занят все время.

Даже если мать смогла перевести такого малыша дома на ИГВ, это чаще всего кормление по привычному ребенку больничному режиму, и в перерывах между кормлениями у ребенка во рту находится пустышка

— мать или родственники из окружения малыша сами настоятельно предлагают младенцу пустышку с целью успокоить его (в данном случае уместно говорить конкретно о затыкании рта ребенку).

Как правило при этом грудь матери не рассматривается в качестве надлежащего предмета для успокоения малыша. В таких семьях принято считать, что грудь для младенца это только еда.

Если же она используется как соска, то это неподобающее злоупотребление со стороны ребенка, и допускать этого не следует. Тут же возникает и необоснованное опасение перекорма от постоянного сосания груди

Читайте также:  Умение слушать - психология

— мать столкнулась с проблемой трещин сосков и начала по собственной инициативе или по советам со стороны («да он же тебе всю грудь съест, не давай ему висеть столько времени!») ограничивать время сосания ребенком груди. Сосательный рефлекс (а зачастую и голод) остаются не удовлетворенными. Малыш сосет свои ручки и посторонние предметы, до которых может дотянуться, беспокоен, криклив, и мать прибегает к помощи пустышки

— вариации на тему выше: ребенок сыт, но нуждается в данный момент в тактильном контакте с матерью, проще говоря, хочет на ручки. Но мать сейчас не может (а иногда и не хочет) брать его. Малыш плачет. Снова на сцене появляется пустышка. Или классический пример — пустышка на засыпание. Мать не хочет достаточно долго (порядка 30-40 мин.

) лежать с младенцем, кормя его грудью, до момента его крепкого засыпания. Поэтому, покормив стандартные 10-15 мин. до привычного насыщения малыша, дает ему пустышку для сосания на засыпание. Часты жалобы матерей на то, что ребенок просыпается, как только пытаешься забрать грудь. Спит только с грудью во рту.

Поэтому они используют соску-пустышку.

Все эти причины обуславливают появление пустышки в жизни малышей с самого рождения, реже после 1-2 месяцев. Чем старше грудной ребенок, и чем дольше у него «стаж» сосания груди, тем труднее убедить его сосать что-либо еще помимо материнской груди.

Кто пробовал приучить ребенка старше 4 месяцев к пустышке, согласится со мной.А с дело в том, что после 4 месяцев сосательный рефлекс младенца начинает стремительно угасать, сосание становится уже осмысленным действием, выбираемым ребенком по ситуации. И тут уже, как приучили.

Умеют ли мать и ребенок находить утешение в общении друг с другом, или ребенку привычнее «засосать» дискомфорт пустышкой.

Знакомые примеры? И к сожалению, очень и очень частые!

Далее я хотела бы поговорить о том, почему использование пустышки в описанных выше ситуациях организации ухода за грудными малышами я считаю неправильным. И чем вредны последствия приводящих к таким действиям заблуждений.

Итак, пустышка как предмет, удовлетворяющий жизненно важный и чрезвычайно сильный у здоровых малышей сосательный рефлекс, необходима деткам-искусственникам.

Сосание бутылочной соски ограничено по времени и привязано к режиму кормлений, в то время, как потребность сосать может настигнуть малыша абсолютно в любой момент времени. Тут и возникает пустышка.

Да, она необходима малышу-искусственнику до 4 месяцев, иначе он будет ненормально развиваться, испытывая сильный стресс, плохо спать, сосать свои руки, недоедать или переедать на фоне стресса. В общем, ничего хорошего.

Ребенок-грудничок в идеале получает удовлетворение всех своих потребностей и инстинктов у материнской груди: голод, жажда, получение успокоительных гомонов для сна и обезболивания, ощущение тепла, запаха и сердцебиения матери.
Давайте пройдемся по жизненным ситуациям, которые приводят к использованию казалось бы совсем неуместной пустышки.

— Роддом. Это первое поле боя в жизни матери и ребенка, где им придется отстаивать свое право на полноценное общение и грудное вскармливание.

Да-да, к сожалению в абсолютном большинстве российских роддомов и неонатальных отделений детских больниц созданы условия, прямо препятствующие налаживанию грудного вскармливания детей! И появление пустышек в роддоме закономерное следствие Хэтих самых «больничных» условий, при которых ребенок рассматривается как пациент, нуждающийся в постоянном медицинском вмешательстве.

Отсутствие молока у женщины в первые 2-е суток после родов абсолютная физиологическая норма, запрограммированная природой!!! В первые сутки из груди матери буквально по капелькам идет молозиво — ценнейший и чрезвычайно важный для организма ребенка продукт. Его мало, но к этому готов и сам ребенок, как бы странно это ни выглядело для несведущих.

Ему сейчас не положено природой полноценно кушать до насыщения. Ему важно полноценно спать, отдыхая от родового стресса, и получать молозиво для выведения из кишечника мекония (а с ним и билирубина) и формирования первичного иммунитета из бактерий и антител матери.

Крик новорожденных малышей в первые пару суток после родов не является как таковым голодным плачем! Это крик стресса, крик холода или жары, крик дискомфорта, часто это крик боли, поскольку нередко у младенцев бывают родовые травмы той или иной степени тяжести, о которых обычно ничего не сообщается матери и никак нигде не фиксируется в документах.

Новорожденные малыши в первые несколько суток имеют совершенно крошечный желудок, как в рекламе кошачьего корма «не больше наперстка»! Поэтому насыщение у них наступает быстро даже от микродоз чрезвычайно калорийного молозива. И самое главное — младенцам нужно спать! Не есть, а именно отсыпаться! Но для сна новорожденным необходимы условия ощущения полной безопасности, т.е. максимально приближенные к утробе. Поэтому физическая близость с матерью для этого оптимальна.

— Разлученные с матерью малыши, лежащие в детском отделении роддома или неонатальном отделении детской больницы, даже будучи тепло укутанными и спеленутыми на манер нахождения в матке, не ощущают запаха матери, не слышат звука ее сердцебиения и не ощущают прикосновений к своему личику и голове. А без этого условия безопасного комфорта недостижимы.

Если у младенца еще и болит что-то, то лишь с молоком матери он может получить обезболивающие гормоны, которых не содержит ни одна смесь. Вот и кричат новорожденные в детских отделениях. А как их успокоить? Да банально заткнуть рот! Вставить бутылочку с водичкой между кормлениями лежащему на боку малышу, оперев ее на валик из полотенца. Или дать пустышку.

Чаще всего разлучены с матерью младенцы недоношенные, родившиеся больными или травмированными. Этим малышам грудное материнское молозиво и молоко еще более необходимо, чем деткам здоровым, а нахождение недоношенных детей в тесном круглосуточном контакте с матерью вообще является на сегодня самым эффективным подтвержденным на практике способом их выхаживания.

Однако в России практика, к сожалению, иная.

— Волнующейся по поводу отсутствия молока и крика малыша матери даются те же инструкции: заткнуть рот ребенку пустышкой и запоить его водичкой.

Ей никто не объясняет, что молозиво в миллион раз ценнее всякой смеси, поэтому ребенка важно в первые сутки, пока идет этот ценный продукт, максимально выпаивать им, что практически непрерывное сосание новорожденным груди нормально и необходимо для получения максимального количества важного молозива, стимуляции груди на скорейшую выработку зрелого молока, и что крик малыша может иметь причину в каких-то болевых ощущениях у ребенка (к примеру, у некоторых деток колики начинаются сразу с приходом молока у матери). И тут тоже необходимо материнское молозиво и далее молоко, способное до некоторой степени обезболивать. Разбавление же молозива в желудке ребенка водичкой для допаивания, активно предлагаемой в роддоме, снижает его ценные качества, ухудшая усвоение содержащихся в молозиве полезных веществ. Согласно нормам ВОЗ младенцы, не получающие никаких докормов и прикорма, не нуждаются в допаивании любыми жидкостями, даже в случае сильной жары! Исключение может быть в случае сильной диареи у малыша, тогда в ход идут регидратационные растворы, но обязательно при сохранении грудного вскармливания. Вода для допаивания вопреки распространяемому педиатрами-неонатологами мнению, никак не способствует выведению из крови ребенка излишнего билирубина, а также замедлению послеродовой потери ребенком веса. При этом круглосуточное сосание груди при правильном ее захвате младенцем не приводит к травмам соска!

— Не приводит это и к перееданию или избыточной нагрузке на ЖКТ. Срыгивания малыша не имеют отношения к перекорму, как любят утверждать педиатры.

Это результат недоразвитости ЖКТ, проходящий самостоятельно с возрастом, слишком сильного потока молока из груди матери, неправильного захвата груди ребенком, когда он заглатывает воздух при сосании, или результат особенностей строения челюстно-лицевого аппарата или некоторых заболеваний.

Чрезмерные прибавки в весе (по нормам ВОЗ до 2 кг в месяц для грудничков нормально) здоровому ребенку на исключительно грудном вскармливании не грозят, даже если он сосет молоко круглосуточно! Так уж устроен его организм. Если прибавки больше норм ВОЗ, имеет смысл искать патологию эндокринной системы у ребенка.

Ребенок и мать по замыслу природы должны первое время круглосуточно контактировать друг с другом, и грудь предназначена для максимально полного контакта! Также и избаловать младенца «игрой с грудью» не возможно, для него нет пока никаких осознанных игр и манипуляций родителями, а только жизненно важные потребности.

Итак, грудь нужно давать ребенку все время, когда малыш не спит и не находится в спокойном созерцании, до двух месяцев! И никаких пустышек! Режимные кормления не позволяют удовлетворить потребность малыша в сосании в полной мере. Поэтому консультанты по ГВ рекомендуют кормления по требованию ребенка. Более старшие детки обычно уже сами устанавливают определенный режим кормлений.

Так в чем же вред пустышки в данном случае? Пустышка, предложенная новорожденному младенцу в первые недели жизни, нередко провоцирует путаницу сосков. Ребенок сосет резинку и грудь матери по-разному. Иная техника сосания резиновой соски приводит к неправильному сосанию груди и травмам сосков. Переучивать младенца бывает сложно.

К тому же, увлеченный пустышкой, малыш реже сосет материнскую грудь, не обеспечивая ее достаточную стимуляцию для выработки все больших объемов молока. И мать очень скоро сталкивается с проблемой «мало молока».

Больная грудь матери не должна быть причиной отказа от кормления грудью или сокращения количества или продолжительности прикладываний (ограничение необходимо только на время заживления трещины — в среднем не более 12 часов), иначе ситуация только усугубится. Добавится лактостаз, а за ним разовьется мастит.

И опять же повторю очень важный для понимания матери момент: грудь травмируется не длительностью сосания, а неправильным захватом груди, виной которому может быть в частности короткая подъязычная уздечка младенца! Поэтому не нужно уклоняться от предложения ребенку больной груди и заменять ее на пустышку и докорм.

Это все приведет к стремительному снижению лактации и возможным проблемам с грудью при завершении ГВ подобным образом. А вот что нужно сделать, это пригласить консультанта по ГВ на очную консультацию к себе домой для исправления захвата груди ребенком и проверки подъязычной уздечки. Можно попытаться исправить это самостоятельно, найдя видеоинструкции по правильному прикладыванию.

Теперь поговорим про пустышку на засыпание.

С одной стороны это наиболее понятный (сознательный, а не в силу заблуждений и неправильных советов) выбор матери в пользу заменителя своей груди и отчасти своей исключительной вселенских масштабов личности в сознании ребенка, и он чаще всего продиктован обстоятельствами жизни: многодетная семья и нет возможности по часу укладывать с грудью малыша спать, ребенок плохо переносит коляску или автолюльку, а выезды «в свет» приурочить ко времени его сна удается далеко не всегда, у мамы много дел по хозяйству, надомная работа и нет помощников, поэтому давать грудь по требованию и не ограничивать продолжительность сосания для нее проблематично. И тут пустышка в помощь. Однако с другой стороны, в случае заблуждений матери ситуацию, выявленную достаточно рано (в первые месяцы жизни ребенка), можно довольно легко исправить, убрав пустышку из обихода. Если же пустышка является частью организации жизни, неотъемлемым атрибутом ухода за младенцем и реальным психологическим заместителем матери по некоторым вопросам, то, как правило, она остается с ребенком надолго, представляет собой реальную чувственную привязанность ребенка, и отучение от пустышки превращается в действительно сложную задачу, чреватую психологическими травмами для ребенка. 


Чего плохого, помимо сложности с последующим отучением от пустышки, несет ее сознательное использование для подросших детей, особенно в течение дня? Ребенок, сосущий пустышку, сосредотачивается на этом занятии, отключаясь в значительной степени от изучения окружающего мира. Он более пассивен, а значит, медленнее развивается. Но хуже всего даже не это. Использование пустышки у подросших деток (год и старше) в ситуации капризов или скучающего поведения, когда они требуют внимания матери, вообще не вопрос грудного вскармливания, а психологический аспект. Но уж если завела я глобальное рассуждение о пустышке, то и этого момента тоже коснусь. Ведь нередко родители злоупотребляют пустышкой, подменяя в случае капризов утешение от матери на утешение от резиновой соски. И психологически такая ситуация очень неблагоприятна для развития социальных навыков ребенка и последующих его отношений с матерью.

Так что же делать? Ведь ситуации в жизни бывают разные. И у меня иногда возникают сожаления по поводу того, что мои дети совершенно не были приучены к пустышке. Младший сын вообще не брал ее с рождения ни в каком виде.

Например, пустышка могла бы нам помочь ездить в автомобиле. Младший ребенок не ездит в коляске, тут мне в помощь слинг и кенгурушка, но он также совершенно не выносит автокресло.

И здесь пустышка бы мне очень пригодилась!

Подытоживая свои размышления, скажу: можно использовать пустышку, но, приучая к ней ребенка не слишком рано (не в первый месяц грудного вскармливания), и своевременно завершая ее использование! Оптимально убрать пустышку к возрасту 6 мес.

, когда жизнь ребенка становится весьма насыщенной и интересной, и пора активно познавать мир, а не уходить в себя, дудоня резиновую соску. На этом этапе ребенка еще легко отвлечь и изменить привычные ритуалы (чем старше, тем дольше происходит переучивание). Да и спать он уже охотнее укладывается, поскольку устает от активной деятельности.

Днем если мама рядом, и у малыша есть титя в экстренных ситуациях больно-страшно-плохо-устал, то сосать пустышку ему уже должно быть не за чем.

Анна Михнина

Источник: http://mikhnina.com/7-zachem-pusty-shka-grudnichku.html

Лженаука в психологии: Почему расстановки по Хеллингеру — это бесполезная пустышка

«Есть только две бесконечные вещи: Вселенная и глупость.
Хотя насчёт Вселенной я не уверен
».
А. Эйнштейн

Мы выразимся несколько деликатнее: способность людей к созданию иллюзий и уверенному (в смысле уверованному) пребыванию в них настолько безгранична, что сопоставление со Вселенной не кажется преувеличением.

И эта способность не имеет каких-либо социальных или профессиональных границ, тем более там, где люди пытаются решать свои проблемы с помощью других людей. Область психотерапии — самое благодатное поле для проявления указанной способности как со стороны специалистов, так и со стороны потребителей.

Сразу оговоримся, что не имеем в виду банальное и циничное мошенничество — психологи и психотерапевты в большинстве случаев искренно верят в те методы помощи, которые они предлагают своим клиентам.<\p>

Рынок психологических услуг на пространстве б.СССР пёстр и никем и никак не регулируем.

В силу ряда причин в России ещё и крайне низкий уровень вузовского и послевузовского обучения психологов, плюс (точнее, дополнительный минус) к этому, в «душепомогающей» отрасли беспрепятственно могут работать лица, вообще не имеющие сколько-нибудь серьёзной профессиональной подготовки по психологии и психотерапии.

Весь описанный «букет» факторов» приводит к бурному цветению лженаучных и буквально шаманских подходов к психологической помощи, что напоминает «бум» увлечения БАДами («биологические активные добавки»). Все хвалят, всем интересно и очень доступно. А результаты — кто о них задумывается, когда процесс так интересен и занимателен?!

Именно шаманским (без кавычек) является и метод так называемых «семейных расстановок» немецкого психотерапевта «Берта» Хеллингера. Другими словами, не более чем психоБАД, пустышка-панацея для всех и каждого.

Чтобы понять автора этой психопустышки, рассмотрим извилистый и авантюрный путь Хеллингера от солдата Вермахта третьего рейха до католического священника, от священника к психоаналитику, а от психоаналитика к пророку.

История Хеллингера и его концепции

Анализируя любую научную школу, культурное течение, социальный тренд или лженауку, необходимо уделять особенное внимание первоисточнику, отправной точке, лицу, которое создало импульс, благодаря которому появился «новый эффективный подход». Очень часто специалисты и обыватели берут на вооружение те или иные подходы, мало интересуясь, кто их создал и как происходило создание продукта или услуги.

Читайте также:  Дидактика - психология

И если в сфере материальных товаров, мы крайне заинтересованы техническими характеристиками, качеством сборки, комплектующими и сервисным обслуживанием, то в области идей или «обещаний фантастических результатов» мы не такие придирчивые. Слишком многое не замечаем или не хотим замечать.

Согласитесь, было бы странным, если бы зубным врачом оказался «сапожник» без медицинского диплома, а сиделкой с детьми — «рецидивистка-уголовница»?!

Биография Берта Хеллингера завлекательна и интересна. Именно изучение фактов из его биографии лишний раз убедило авторов данной статьи в том, что «расстановки» не что иное, как «психоБАД» и лженаучное течение во главе с основателем, который увлечён идеями Гитлера и Третьего Рейха.

Антон Хеллингер («Берт» — это кличка, полученная им в католическом ордене, от сокращенного духовного имени католического Святого «Suitbert») родился в 1925 г. в германской католической семье1. Обучение проходил в католическом монастырском интернате. В юности смог избежать вступление в Гитлерюгенд, но в 1942 г.

был призван в Вермахт и участвовал в боевых действиях на Западном фронте. Был пленён в 1945 г., совершил побег из лагеря заключённых в Бельгии, вернулся в Германию. Вступил в австрийский католический орден в г.

Лоор-на-Майне (Missionary Order of Mariannhill: религиозные обеты бедности, целомудрия и послушания) и изучал католическую теологию с философией в Университете Вюрцбурга (один из старейших университетов Европы).

После окончания учебы в 1952 г. отправлен служить в миссионерскую школу в Южной Африке (территорию племен зулусов).

Работая в Южной Африке (Провинция Наталь), он получал дополнительно образование и стал бакалавром гуманитарных наук с дипломом, дающим право на преподавание в миссионерской школе.

В процессе обучения Хеллингер попал под влияние англиканской церкви и активно участвовал в её программах работы с местным населением. Программы включали в себя применение методов психодинамики, что подтолкнуло впоследствии Хеллингера к обучению психоанализу.

В процессе своей «школьной карьеры» Хеллингер стал немного говорить по-зулусски, а также активно принимал участие в шаманских ритуалах2. Это в дальнейшем привело к тому, что он стал понимать их особый взгляд (это концептуально отобразилось в основах его учения) на мир и сначала вышел из ордена, а потом уже и сложил свой сан священника в 1968 г.

Сняв сан и выйдя из ордена, Хеллингер был освобождён от религиозных обетов. Он познакомился с девушкой Гертой, которая стала его невестой. В 1970 г. они уехали в Германию, где и обвенчались.

После свадьбы они перебрались в Вену, где Хеллингер прошел обучение набирающему моду психоанализу (классический курс в Венской Ассоциации психоанализа, которая впоследствии не признала в нём психоаналитика из-за его увлечений «первичной терапией», которая противоречила психоанализу).

Герта активно помогает Хеллингеру проводить психотерапевтические группы и консультации во время незаконченного обучения.

Увлекаясь психоанализом, но приостановив обучение в Вене в 1973 г., Хеллингер переехал в США для 9-месячного обучения у Артура Янова (американский психолог и психотерапевт, автор теории «первичной терапии»).

Особенно сильное влияние на Хеллингера оказали труды Эрика Берна, Милтона Эриксона, Фрэнка Фаррелли (основателя «провокативной терапии») и популярность трансакционного анализа3.

Закончить свое обучение Хеллингер смог в Мюнхенской Ассоциации психоанализа, где был зарегистрирован в качестве практикующего психоаналитика. Затем Хеллингер проходит обучение НЛП и семейной терапии.

Долгое время Хеллингер пишет книги, но не находит издателей. Его первая неизданная книга была посвящена, входящему в моду, НЛП.

На основании семейной терапии, психоанализа, НЛП, провокативной терапии и своего 16-летнего опыта работы с зулусскими племенами и их шаманами, Берт Хеллингер в начале 1980-х стал формировать свой «научный подход», который впоследствии получил название «системные семейные расстановки». Для этого Берт вступил в Немецкое общество семейной терапевтов, где сформировал ядро поклонников его идей и методов. Однако на тот момент он не проводит учебных программ и не издаёт книг.

Популярность и известность нового «психологического БАДа» стала расти лишь после успеха первой изданной книги.

В 1993 г. Хеллингер (ему было 68 лет) согласился обобщить свои записанные семинары и наработки по расстановкам и выпустить книгу под названием «Два рода счастья: Системная психотерапия Берта Хеллингера», которая принесла ему известность и популярность. На данный момент он является автором и соавтором более 30 книг.

После издания книги Берт Хеллингер стал очень популярным и создал ассоциацию по семейным расстановкам, собирал аудитории по сотне участников и активно работал с поклонниками в разных странах. Большое влияние на работы последнего десятилетия Хеллингера оказала его вторая жена Мари София Хеллингер-Эрдоди.

Мари Софи Хеллингер была директором департамента психологии в Центре китайской медицины и аюрведы в течение 14 лет4. Её методы работы включают в себя гипнотерапию, НЛП, даосскую медицину и цветовую терапию. Обручилась в 2003 г. и стала вторым человеком в группе поклонников «расстановок Хеллингера».

Новое лженаучное течение, по мере распространения, собирает огромное количество критики со стороны научного сообщества, происходит раскол «поклонников» на две группы (в 2004 г.

): «классические расстановки» и «новые расстановки».

Первые отказываются от апгрейда Хеллингером его методов и максимально дистанцируются от своего основателя, который неожиданно стал судиться со своими учениками и запрещать им применять свои методики (начиная с 2007 г.)5.

В 2007 г. Хеллингер основал собственную школу, получившую название Hellinger Sciencia, где он стал с новой женой обучать «новым расстановкам».

В формулу устаревшего БАДа со смесью «психоанализа, НЛП, семейной терапии и шаманства» прибавились программы по «энергетической работе» (energy work). Эти обновлённые методики повысили популярность четы Хеллингеров в испаноговорящих странах.

Из-за конфликтов с «классиками» в 2008-2009 годах на «новых» семинарах они уже практически не присутствуют, а их места заняли восторженные представители Нью-Эйджа и эзотерики.

С 2008 года Хеллингер запретил использовать свое имя центрам и ассоциациям поклонников «расстановок», которые не заключили с ним специальное соглашение об отчислениях.

«Классиков» в России около тысячи, а «новых» несколько десятков. Всего в мире не более 3 тысяч «терапевтов-расстановщиков»6.

Создав свой «психологический БАД» с использованием научной терминологии и мешанины различных подходов и методов для придания «научности» и «авторитетности», как и большинство других зачинателей деструктивных культов и лжеучений, Хеллингер не смог пойти дальше и сформировать свой замкнутый культ, где бы все его поклонники жестко контролировались и управлялись.

Это не помешало Хеллингеру «прославится» странными «высказываниями», откровениями и требованиями к своим последователям. Мало кто из «семейных» расстановщиков Вам расскажет, что:

Хеллингер написал «письмо-стих Гитлеру», где призывает найти в себе кусочек Гитлера и уважать это7. Параллельно Хеллингер сменил место жительства, переехав на некоторое время в 2004 г. в «Малый кабинет Гитлера» (помещение одной из канцелярий Гитлера в баварском Штанггассе, где фюрер любил работать)8;

В ряде своих расстановок в Германии Хеллингер высказывается, что «в войсках СС было много порядочных людей, большинство которых не могли противостоять движению, в котором состояли»9;

Жена Хеллингера Мари Софи открыла совместный бизнес «SPA-центр» в соляной шахте горы Оберзальцберге10. Данное место считается «местом силы» у эзотериков Европы.

Хеллингер относится к инцесту как к проявлению любви в семье и средству балансирования семейных отношений. Хеллингер также настаивает, что привлечение виновного в инцесте к ответственности скорее вредит, чем помогает жертве справиться с последствиями11;

Хеллингер имеет «необычные взгляды» на насилие, аборты, современные технологии зачатия, трансплантация органов и др. Например, причиной рака молочной железы он называет несправедливое отношение к прошлым партнёрам мужского пола, а причиной гомосексуализма указывает то, что мальчик берёт на себя чувства умершей сестры, когда нет ни одной женщины в семье, чтобы это сделать12;

В 2009 г.

часть «расстановщиков на конференции в Вене выразило обеспокоенность, что в «развитии работ Хеллингеров появилась последовательная и усиливающаяся тенденция к использованию методов манипуляции массами, подобным тем, которые использовались религиозными сектами, а также тоталитарными и фашистскими режимами и организациями. Мы полагаем, что в последние годы некоторые из методов и теорий, развитых и используемых Бертом и Софи Хеллингер, и некоторые из заявлений, сделанных ими, ранят и приносят вред»13.

Немецкое общество по системной терапии и семейной терапии (DGSF) считает методы Хеллингера «…неэтичными и опасными для тех, кто ими занимается»14. Ещё ряд ассоциаций также выражает несогласие с методиками Хеллингера и обеспокоенность его подходом к клиентам15.

В Севилье, Испания (октябрь 2006 г.), Мари Софи Хеллингер называла Хеллингера пророком перед массовой аудиторией16.

В Буэнос-Айресе, Аргентина (август 2007 г.) супруги Хеллингер утверждали, что понимание приходит к Хеллингеру непосредственно от Бога17.

В Мексике, февраль 2008 г., и в других группах, людей просили громко повторять слова «Да! Да! Да!» или лозунги «Да, мама!»/«Да, папа!», при этом подняв руку. Сначала этот жест предписывалось делать, сжав ладонь в кулак, но в Мексике (февраль 2008 г.) также с вытянутыми вперед пальцами, как в приветствии «Хайль Гитлер»18.

В Германии Хеллингер не может заниматься профессиональной психотерапией по умолчанию, поскольку он просто не имеет для этого никаких законных оснований (нет ни образования, ни, соответственно, лицензии), а проводить «системные расстановки» с верующими в этот метод никто, естественно, не запрещает в свободном рыночном государстве. Но многие представители профессиональной системной психотерапии в Германии через суд запретили упоминать их в связке с Хеллингером19.

Нет ни одного независимого научного исследования, подтверждающего эффективность метода семейный расстановок. Последнее журналистское расследование в Германии, проведённое Андреа Моцеллин в 2004 г., не смогло отнести «методы семейных системных расстановок» к научно-авторитетной терапии20.

В Германии выпущено 6 книг об опасности и деструктивных признаках движений, использующих методы системных расстановок21.

Этот список можно продолжать очень долго, но давайте подумаем, чем подкупает публику Берт Хеллингер.

Причины успеха у публики и недопрофессионалов

На чём основывается популярность «расстановок» у душеведов разной квалификации, а также у публики, стремящейся на эти действа?

1. На простоте и нетрудоёмкости: клиенту абсолютно ни в каком отношении напрягаться не приходится, и ведущему потеть не над чем, кроме как над мастерством шоумена-импровизатора. В обыденном языке подобные модели поведения называются ленью и халтурой. Предвидим бурное возмущение обеих задетых сторон и точно не ждём добровольного признания названных грехов.

2. На неопределённости задач и неопределённости результатов. Нам опять же могут гневно возразить, что и проблемы конкретные ставятся, и результаты поражают своей очевидностью.

Но сравните, к примеру, две формулировки: «Я хочу улучшить отношения со своими близкими» и «Я хочу, чтобы в результате расстановки я приобрела такие-то и такие-то навыки поведения и коммуникации, которые позволили бы в течение месяца выйти из депрессии и избегать её в дальнейшем».

Если нам ответят, что расстановки не решают таких банальных задач, то этим лишь подкрепят нашу позицию: даже в сказках формулировки вроде «пойди туда, не знаю куда, и принеси то, не знаю что» являются лишь приёмами издевательства над героями, а решение всегда предметно и осязаемо.

3. На лёгкости манипулирования интерпретациями как со стороны ведущих, так и со стороны клиентов. При формулировке расплывчатых и задач, и результатов срабатывает «эффект гороскопа» — человек невольно вписывает в мутные рамки чёткие личные картинки и начинает восторженно принимать этот самообман за потрясающее проникновение в глубины его жизни.

4. На общности мифологии обыденного сознания, социальных стереотипов и эмоциональной динамики. Среднестатистические представления о жизни, отношениях и поведении людей практически одинаковы у большинства людей — как и сами отношения и поведение на деле. Запустить и разыграть на этой основе эмоциональное действо ничего не стоит, и никакое мистическое «знающее поле» за этим не стоит.

5. На общем базисе невежества и некритичности. Ведущие расстановок и их клиенты, скорее всего, не читали про феномен фальшивой памяти, когда люди уверенно вспоминают то, что никогда не происходило или что относится к тому их возрасту, в котором они объективно не могут ничего помнить. В расстановках же принимаются за чистую монету любые «вспоминания» о чём угодно.

Резюмируем: «расстановщики» без зазрения совести игнорируют не то что какие-то малодоступные новейшие научные данные, а давно и хорошо экспериментально изученные социально-психологические и когнитивные явления и механизмы, которые позволяют дать гораздо более приземлённые и подкреплённые научными аргументами и фактами объяснения расстановочным спектаклям и впечатлениям их действующих лиц.

В расстановках присутствует немало факторов, способствующих довольно сильному воздействию на неподготовленных и верующих — другого определения и не подберёшь — клиентов.

В первую очередь это присутствие других людей, их эмоциональное и ритуальное соучастие, телесный контакт — в таких условиях многие становятся доверчивыми и манипулируемыми до такой степени, что и продавцы БАДов позавидуют.

Во-вторых, ведущим излагается и внушается красивая мифология как бы «научной» концепции, которая никем не оспаривается.

В-третьих, эта мифология тут же проигрывается в телах и лицах, отчего приобретает в субъективном восприятии статус вживую осязаемой истины, а редко доступные в обычной жизни и умело подогретые эмоции цементируют фундамент рыночного успеха расстановочного лохотрона.

Тут можно было бы и поставить точку, но мы хотим уточнить, что определённая польза для некоторых участников расстановок может и случаться время от времени — размышления и эмоциональные погружения в анализ человеческих отношений, даже в мифическом контексте, способны наталкивать людей на разумные и конструктивные выводы. Но такие исходы в расстановках — случайные исключения, правило же — внушение и поддержание ложных представлений и о себе, и об окружающих, и о мире — и материальный успех ведущих…

Если Вам неожиданно помогла/или не навредила та или иная психопустышка, то нужно понимать, что Ваша игра в «русскую рулетку» удалась, но до следующего нажатия на курок.

Послесловие о том, в чём разбирается каждый

Есть две сферы жизни, в которых считает себя компетентным почти любой человек. Это психология и политика.

И не случайно именно в этих сферах большие группы малопросвещённых потребителей так легко выбирают себе в наставники или руководители буквально сказочников-проходимцев, а не лучших профессионалов, которые предлагают для решения проблем нудную, трудную и длительную кропотливую работу.

Избиратели и страждущие клиенты во всех странах мира предпочитают те средства, что выглядят как быстрое, лёгкое и «понятное» лекарство от душевных и социально-экономических «болячек», и тех гуру, которые сулят простые и «скорострельные» рецепты исцеления. Расстановки по Б.

Хеллингеру — это такое же ложное средство психологического «развития», как и мыльные пузыри ничем не обеспеченных акций и политических амбиций — средство экономического роста и развития государства. На коротком временном отрезке наркотические инъекции мифов и самообманов могут создать иллюзию успеха, но по прошествии месяцев и лет начинается ломка, а ситуация оказывается только хуже и сложнее.

Мы попробовали визуализировать в онтокарте (онтологической сетевой модели) принципиальную конструкцию той ловушки заблуждений, которую эксплуатируют хеллингеры и куда век за веком идут очарованные и некритические клиенты.

В данной модели псевдопсихотерапевта можно заменить на политика, а клиента — на избирателя, сама онтологическая схема спайки обмана и самообмана останется в целом такой же. Может ли и готова ли современная психотерапия взяться за исцеление людей от прозябания в этом замкнутом круге невежества?

Источник: https://www.BabyBlog.ru/community/post/Psychology/3140635

Ссылка на основную публикацию