Диалектика — психология

Диалектика

Диалектика - психология

Диалектическая психология (Новейшей философии).
— 24.05.10 г.

>> Диалектическая психология — закономерно создаваемая наука, реконструируемая в поступательном развитии диалектического познания и занимающая надлежащее место во всеобщем познании, вытесняя отдельные разрозненные субъективные представления, не имеющие укоренения в особенностях содержания реального мира

.

Диалектическая психология является важной частью познания диалектической философии о венце мирового развития — о человеке — диалектического учения о человеке. 

    Диалектическая психология является производной от системы науки, точнее — частью системы наук диалектической философии,  наукой, логично актуализирующейся в системе на основе достигнутых диалектических знаний.
    Диалектическая психология является наукой, явно позиционированной как средний термин, обрамленный наукой о мышлении и онтологией; при этом в смысле гегелевского тождества мышления и бытия она выступает в качестве науки о деятельном субъекте в мире, образуемой на основе науки о мышлении.    Диалектическая психология является наукой о психических процессах, касающихся восприятия и осмысления внешнего мира человеком и о формируемых в связи с этим психическими состояниями и реакциями, а также о психических свойствах, причинах, мотивациях и реализациях деятельности человека и о его поведении.

    Отличительной особенностью формирования диалектической психологии является то, что она позиционируется со своими составляющими в частной системе наук диалектической гносеологии — производной от до сих пор потаенной для наук обозначенной Гегелем системы науки — и выступает необходимым развитием логики по Гегелю (т.е. не традиционной, обычно понимаемой логики, что, кроме всего прочего, исключает основы и посылки многих негативов), но когда познание обращается [будучи на феноменологии идеи] к человеку, в чем и определяются истинность диалектической психологии, а также образующие и составляющие этой науки.

    Диалектическая психология является закономерно и строго позиционируемой диалектической наукой, а не результатом чьих-то разнообразных наблюдений и соображений. При этом она формируется в соответствии с обозначенным выше позиционирующим положением, причем на базе единой пред-положенной основы, которая снимается в процессе осмысления, поэтому внешность уходит внутрь себя и снимается в субъективности, что фиксирует познавание жизни — существо диалектического учения о человеке — в конкретной ипостаси. А как движущее начало, проходящее через объективность, познание опосредует для себя реальность, что и составляет основу диалектической психологии, и в смысле внутри-себя-бытия она оказывается направленной на истинность. Так обосновывается существенность и истинность познания диалектической психологии, следовательно, ее самой, чего невозможно сделать в отношении психологии.
    Таким образом, диалектическое гегелевское положение о том, что мышление изучается в предназначенной этому науке, отчетливо проявляется и служит основанием положения диалектической психологии, которая, в отличие от психологии, получает не описательно-эмпирический, а комплексный статус, который базируется на осмыслении и подтверждающем обращении к бытию, а не на единичных по своей сути экспериментах (которые сами по себе не отрицаются, но включаются в более полную диалектическую систему представлений).    Диалектическая психология и обоснована, и структурно положена — определена.В основу диалектической психологии был положен ряд представлений диалектической философии, в том числе:

— знания о сознании и о человеческом мышлении, представленные в философии Гегеля,

— новые  экзистенциальные знания (т.е. не традиционного экзистенциализма и не гуманистической психологии)*

— разработанные в диалектическом учении о человеке модели конкретных форм жизнедеятельности человека

и др.    С другой стороны, для исследований диалектической психологии привлекаются знания психологии. Диалектическая психология — составляющая диалектического учения о человеке, включающая новую парадигму и ряд новых направлений.

    Нужно отметить, что формирование новых парадигмы и направлений исследований диалектической психологии оказалось возможным а) при использовании логических инструментов диалектической философии (в т.ч.

логик диалектической философии) и б)  на уровне  диалектического учения о человеке, фактически, за счет новых представлений о человеке.

    При этом надо отметить, что диалектическая психология обладает рядом специфических особенностей.    Во-первых,  предметные положения в диалектической психологии имеются не только как тем или иным образом обобщаемый набор фиксируемых реакций организма и выводов исследователей, но и как раскрытые определения понятий: диалектическая психология в тождествах, указанных Гегелем, оперирует объективными данными.    Во-вторых, диалектическая психология признает и учитывает, в т.ч. в тождествах, указанных Гегелем, сверхчувственные феномены, хотя экспериментальная практика, конечно же, не скидывается со счетов.    А в психологии ее предмет (его составляющие), духовный по своей сути, недоступен материалистическому изучению, что признается учеными. Но при этом так и не объясняется, как же он изучается, как регистрируемые внешние процессы могут привести к познанию духовного? — это научная мистика.    В-третьих, определен и учитывается ряд парадигмальных, системных, методологических, логических и других недочетов и т.п. психологии и форм ее исследований**, и это позволяет избегать многих ошибок в теории и практике диалектической психологии.    В-четвертых, в диалектической психологии была определена возможность проведения непосредственных теоретических рационалистических и спекулятивных изысканий (в т.ч. с последующими экспериментальными исследованиями теорий), что является новым и предельно важным моментом как для развития в целом психологического познания, так и для методологии формирования в нем аналитических рассуждений по отдельным вопросам.    Диалектическая психология не является преимущественно эмпирической наукой, поэтому не зависит от ограниченности, капризов и несовершенства экспериментов, она развивается и на основе теоретических и сверхчувственных изысканий.    В-пятых, диалектическая психология является не только описательной и экспериментальной наукой как психология, но и аналитической и спекулятивной наукой.    И др.

Указанные особенности, положенные как определяющие моменты в процессах образующего внутреннего опосредствования, позволили реконструировать «общий знаменатель» или общее основание исследований для парадигмальных основ (представлений) и базовых теоретизаций диалектической психологии и, главное, обозначить новый взгляд на психику и, соответственно, на ее исследования. 

    Это позволило актуализировать новую обобщающую базовую парадигму.
    Надо отметить, что она, во-первых, не основывается на принципе систем­ности (хотя учитывает его), поэтому, во-вторых, не является результатом процесса развития совокупности парадигм психологии в некую одну.
    На основе теоретических рационалистических и спекулятивных изысканий и новых парадигмальных представлений и соответствующих исследований был сформирован теоретико-парадигмальный раздел, который можно считать теоретической психологией (его можно считать разделом, в разных классификациях, фундаментальной, общей или научной психологии). В нем осуществляется не только описание выявленных экспериментально фактов и переход к их предметному определению, но и, в основном, рефлексия в реконструируемом понятийном пространстве, создающая мыслительную основу и обеспечивающая развитие исследований диалектической психологии.     Теоретическая психология (иногда — мыслительная психология) — важнейший раздел диалектической психологии, обеспечивающий поступательное движение ее познания и, в частности, формирование ее исследовательских программ.Развитие теоретической базы позволило позиционировать, обобщать и использовать знания ряда других наук и учений.

    Во-первых, диалектическая психология рассматривается в совокупности со знаниями других областей познания Новейшей философии и, в свою очередь, дополняет их; в первую очередь, это

— логики диалектической философии,

— эзотеология,

— когнитивная гносеология (Новейшей философии),- диалектическое учение о человеке.    Во-вторых, развитие обозначаемых предметных знаний на диалектической основе позволило осмыслять и учитывать знания ряда других учений, например, ведические, буддистские и даосистские  представления, что невозможно в традиционной психологии (да и вообще в науках) по причине отсутствия соответствующего теоретического обеспечения. Более того, сторонние знания не только изучаются, но и создают новые знания***, которые важны как для диалектической психологии и диалектического учения о человеке, так и для других диалектических наук и областей познания Новейшей философии****. 

    На основе диалектической психологии оказались возможными трансцендентные исследования, например, религиозных представлений; в частности, были установлены аспекты христианских и ведических представлений о душе, духе, дживе и атмане, что позволило значимо развить представления объективного экзистенциализма о нематериальных ипостасях человека и, затем, гегелевские философию духа и философию религии, а также диалектическое учение о человеке и диалектическую эсхатологию.

    В-третьих, обозначенное выше развитие теоретической базы позволило, как уже указывалось,  не только учитывать и избегать парадигмальных, методологических и других недочетов и т.п. психологии и форм ее исследований, но и обобщать и полномасштабно использовать ее знания (точнее — ряда ее парадигмальных и предметных направлений, например, таких как гештальтпсихология, когнитивная психология, некоторые положения общей психологии, клиническая психология, социальная психология, дифференциальная психология, этническая психология). 

    По ряду современных, наиболее актуальных направлений исследований  диалектичсекая психология для качественного развития своих занний и знаний Новейшей философии в целом, а также для обеспечения их преимущественного развития ведет свои изыскания максимально интенсивно, причем, в отличие от психологии, использует предметные знания диалектичсеких учений и наук, обеспечивающие значимые преимущества. Например, для исторической психологии Новейшей философии, которая актуальна для понимания появления человека и развития цивилизации (эти знания Новейшей философии отличны от общепринятых научных представлений), используются гегелевские феноменология духа и учение об объективном духе. Знания исторической психологии Новейшей философии важны и для понимания Человека диалектического. Принципиальны исследования и в области гештальтпсихологии, причем игнорируемым учеными фактам диалектическая психология придает громадное значение, например, в целях получения данных для изучения всеобщих форм человеческого мышления. И др.

Развитие парадигмальных и теоретических представлений, а также диалектические задачи и практические потребности определили формирование новых направлений исследований.

    Первым из них стала теоретическая психология. На ее базе была создана аналитическая психология, позволившая проводить исследования на основе последовательно развиваемых теоретических положений.

    Использование диалектической психологии при проведении ряда логических исследований обусловило создание отдельной дисциплины — психологии логики (не путать с логической психологией), которая впоследствии на базе общего основания исследований позволила создать психологию науки, которая, в частности, проводит исследования коррупции и застоя познания в науках; с учетом знаний именно психологии логики  и психологии науки были сформированы предложения для решения вопросов интенсификации имеющейся системы образования и реконструкции новых форм в ней.
    Большое значение имеют прикладные направления исследований, например, экономическая психология и другие, о которых будет сказано отдельно.    В целом исследования в рамках диалектической психологии имеют не только диалектические и традиционные направления, но и новые реализации, решающие как теоретические и целевые программные задачи, так и прикладные задачи, в т.ч. предметно-профессиональные задачи (например, формализация и решение задач деятельности бизнесменов и адвокатов), или жизненные задачи (например, выбор жизненного пути, позитивизация собственного мироощушения).Несмотря на важность прикладных направлений диалектической психологии, в ней вторыми по важности, после системно диалектически полагаемых задач, стали задачи психологии логики, которые подразделяются на задачи изучения психологии иных учений, систем познания и логик, в первую очередь, восточных учений и западной теоретической логики, и на задачи развития системы логик диалектической философии и их приложений.    В частности, удалось по-новому осмыслить многие западные исследования, в первую очередь, аналитико-философские, психоаналитические и когнитивные исследования, которые имеют колоссальное значение не только для наук, но и для общественной жизни. Их результаты важны и для познания, и для практики. А расширение объемов когнитивных исследований, системы логик диалектической философии и диалектической психологии обеспечивают интенсивное опережающее развитие диалектического познания.В целом в диалектической психологии были актуализированы:- новые представления и основания исследований в сфере психологии,- новые предметные методы исследований,- новые теоретические, предметные и прикладные направления исследования (теоретические разделы).Результаты исследований диалектической психологии включают, в частности, открытие и исследование ряда феноменов и теоретических положений, например:

Читайте также:  Двусмысленность - психология

— феномен терминологической неопределенности,
— лжекоммуникация (этот феномен был обнаружен в ходе исследований феноменальной теории противоречия и противоположности),

— экзистологический ряд,
— логико-психологическая проблема (этот феномен обнаружен в ходе исследований в области психологии науки),
— релевантный формализм,- некоторые особенности восприятия, например, касающиеся иллюзий, константности восприятия,  ряда гештальтпсихологических принципов и др.,- поверхностность фрейдизма,

— исследование вопросов идентификации клона с позиций сознания

и др.

*  Объективный экзистенциализм также является частью диалектического учения о человеке.

** В т.ч. те, которые не могут быть замечены и осмыслены на основе уже морально устаревших материалистических представлений, пронизывающих науки. Например, в науках, в т.ч. и в психологии, до сих пор делаются бессмысленные по своей сути попытки изучить сверхчувственные феномены на основе материалистических представлений и физичных опытов, например, сознание.

*** Об этом см., напр., «Упанишады», «И Цзин (история и гносеология)» и «СДФ, даосизм и гностицизм: противоположности в начале».

**** Например, оказалось возможным в представлениях буддизма получить сопоставление различений человеческого сознания и представлений сознаний локов, причем все эти представления, что важно, оказались связаны с некоторым всеобщим, что позволило развить ряд обобщающих представлений.

См.  «Несовершенство психологии» и «Причины актуализации диалектической психологии»,

«Позиционирование»[«Диалектической гносеологии частная система наук»,«Человек», «Человека появление», «Человека модели», «Человеческого мышления процессы», «Логическая праксиология», «Логическая психотерапия», «Нейрологическая типизация»,

«Суждение», «Умозаключение»].

Источник: https://dialectics.ru/648.html

Диалектическая психология

Диалектическая психология

1. Диалектическая психология.

Что такое диалектическая психология? Какие взгляды лежат в ее основе, на какие научные теории она опирается? Вот те немногие вопросы, ответы, на которые необходимо дать, прежде чем перейти к исследованию объективных законов взаимодействия психических и социальных факторов деятельности людей, их социально-психологических явлений. Что же такое диалектическая психология?

Н. Луценко в своей работе «Введение в учение диалектического монизма» указывал на существование следующих направлений диалектики: [Луценко Н. Введение в учение диалектического монизма]. Само понятие означает принятие диалектической философии за основу всех гуманитарных наук. Греческое monos лежащее в основе названия этих научных направлений означает один, единственный.

Диалектическая психология выражается в распространение законов и категорий диалектики на психику человека. Это распространение носит не вульгарный, а строго научный характер, подчеркивающий неразрывную связь человека и общества с материальным миром природы.

Диалектическая психология вскрывает материальную основу психики, где бытие определяет сознание, и не только сознание, но и подсознание.

Она наглядно иллюстрирует тот факт, что человеческая психика являясь продуктом общественной деятельности, сама оказывает влияние на эту деятельность, и делает это не только посредством сознательных поступков, но и через подсознательные и бессознательные процессы.

Психика рассматривается как отражение материального мира, где протекающие процессы порождены и неразрывно связаны с обществом и природой. В этом проявляется диалектическое единство мира, выраженное в психике человека.

В диалектической психологии, несмотря на единую опору — диалектику, не существует полного единства воззрений. Одни полагают, что диалектическая психология должна заниматься вопросами развития личности, обогащением ее диалектическими знаниями и направлением их на самосовершенствование.

Другим диалектическая психология видится, как средство изучения психики или средства влияния на нее. Рассматривая первую сторону, Н. Луценко пишет: [Луценко Н.

Введение в учение диалектического монизма] Думаю, в диалектической психологии надо, прежде всего, видеть революционную науку о внутреннем мире человека освобожденную от всяческого идеализма и опирающуюся на всеобщие законы диалектики. В то же время эти законы являются как законами познания, так и законами бытия.

К сожалению, диалектическая психология пока существует больше в умах, чем в виде изложенных и опубликованных исследований, во время разнообразных, в основном неформальных, дискуссий о ней сказано куда больше, чем написано статей.

На что опирается диалектическая психология? Естественной опорой данной психологии является философская школа марксизма. Основными законами диалектической психологии являются естественно законы диалектики. Их, как известно три. Закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицания. Вкратце охарактеризуем их.

, один из основных законов диалектики, раскрывающий источник самодвижения и развития объективного мира и познания. Исходит из положения, что основу всякого развития составляет противоречие — борьба (взаимодействие) противоположных сторон и тенденций, находящихся вместе с тем во внутреннем единстве и взаимопроникновении.

Другими словами один из законов диалектики, вскрывающий наиболее общий механизм развития.<\p>

, так же является одним из основных законов диалектики, он характеризует направление, форму и результат процесса развития. Выдвинутый еще в первой половине XIX века Г. В. Ф. Гегелем он был в последствии развит К. Марксом.

Согласно закону отрицания отрицания, развитие осуществляется циклами, каждый из которых состоит из трех стадий: исходное состояние объекта, его превращение в свою противоположность (отрицание), превращение этой противоположности в свою противоположность (отрицание отрицания).

Итак<\p>

Мы не станем останавливаться на разборе множества философских категорий материализма, а сразу перейдем к адоптированному к психологии пониманию этих законов. Причем выражаться они могут не всегда резко, на первых порах они имеют характер лишь различия. Но это лишь начальная форма противоречия, постепенно перерастающая в противоположность, а уже затем в явное противоречие.

Немного остановимся на видах противоречий, они бывают антагонистическими и неантагонистическими. Их различает тенденция, заложенная в них, в случае антагонистических противоречий это тенденция обострения и углубления противоречий, которое приводит к их разрешению путем ликвидации одной из борющихся сторон.

В общественном развитии такие противоречия характерны для эксплуататорских обществ. Неантагонистические противоречия это противоречия не враждебных противоположностей, а таких сил и тенденций, которые наряду с противоречиями имеют общее в главном, коренном. Тенденция таких противоречий выступает в их смягчении и преодолении.

Несмотря на все различие этих противоречий, все они разрешаются в борьбе и путем борьбы нового против старого, борьбы передового, прогрессивного, старого и отжившего. Стоит отметить, что разделение противоречий на антагонистические и неантагонистические носит не только общественный характер, но и является присущим природе.

Так как эти противоречия отражаются в психике? Психические противоречия, порождаемые антагонистическими общественными противоречиями, и в психике носят такой же характер, то есть характер остроты и жестокой борьбы, в то время как неантагонистические противоречия, отражаясь в психике, протекают более мягко.

Однако общей чертой и тех и этих противоречий остается необходимость их разрешения. . Вот почему, будучи внутренне разрешенным в психике человека, противоречие должно быть разрешено и внешне. Но этого может и не произойти. В этом парадоксе во многом выражается и относительная самостоятельность психических процессов, и их научная особенность. В то же время этим принципом подчеркивается их подчиненность общественным отношениям и историческому развитию, которые в свою очередь так же характеризуются законами диалектики.

В жизни обычного человека антагонистического общества противоречия как бы разделяются на бытовые и социально значимые, где только социально значимые противоречия носят антагонистический характер, поскольку прямо вытекают из общественных отношений.

Таким противоречием служит выражаемое в форме субъективных отношений противоречие между трудом и капиталом. Наемный работник не может примириться с эксплуатацией со стороны капиталиста, то есть противоречие не может исчезнуть, не будучи разрешенным.

Конечно, в жизни мы встречаем массу таких рабочих, которые либо не осознают эксплуатации, либо «примирились» с ней. Но в этом случае противоречие не является психически разрешенным, оно подавлено. О подавлении противоречий его природе, причине и последствиях мы еще не мало поговорим в дальнейшем, а пока перейдем к неантагонистическим противоречиям.

Купить в магазине батон или плетенку, является ли это противоречием? Безусловно, но это противоречие носит бытовой характер и не является антагонистическим. Подобных примеров можно привести море, но все они не в коей мере не будут носить антагонистического характера.

В то же время эти противоречия могут указывать на антагонизм основных противоречий общества. Прежде чем перейти к рассмотрению следующих законов диалектики в преломлении к психологии отметим, что хотя может показаться, что они носят как бы общий характер, различаясь только по своим масштабам и роли в психической деятельности человека.

Такое ощущение имеет место потому, что противоречивые стороны не существуют материально и можно подумать, что уничтожаемая в ходе разрешения противоречия сторона объективно неуничтожима, поскольку объективно не существует. Тут стоит отметить, что уничтожение не носит материального характера, а имеет место в нематериальной форме в субъективном виде.

Однако, это уничтожение, как мы отметили, не носит в своей психической сути материальный характер, хотя и ведет к нему. Это связано с тем, что антагонистичность являясь проявлением материальной борьбы в психике, не носит материального характера в силу не материального характера самой психики, хотя и порождаемой материей в виде общества и природы.

В силу этих же причин, не материальности внутреннего мира человека, в психике порой очень сложно различить внешние и внутренние противоречия. Психика временное, но не пространственное явление. Психические противоречия по отношению к объективным, прежде всего общественным, носят характер внутренних противоречий, в то время, как вторые характер внешних.

При этом и те, и другие представляют собой единое целое, и находятся в непрерывной, взаимно порождающей связи друг с другом. Приведем пример. В человеке заложено противоречие между обществом и природой, это противоречие находит свое отражение и в его психике. Чем прогрессивней строй общества и тем успешнее разрешается это противоречие. . .

В психике, как и в объективном мире, имеет место накопление количественных изменений, и переход их в качественные. Накапливаясь и разрешаясь, противоречия в сознании переходят на другой качественный уровень, где вновь происходит количественное накопление противоречий их разрешение и появление новых качеств.

Причем накопление противоречий и их разрешение может протекать по времени как быстро, так и довольно медленно. Скорость накопления и разрешения противоречий носит неразрывно связанный с объективным миром характер, и в значительной мере определяется им, как и сами противоречия.

Закон отрицания отрицания в психических процессах носит тот же характер, что в природе и обществе. То есть отрицание в психике человека носит диалектический характер и подчеркивает поступательный характер развития внутреннего мира человека.

В тоже время сохраняются те стороны отрицаемых психических элементов, которые остаются полезными, необходимыми или, по крайней мере, не выступающими помехой для дальнейших психических процессов. В качестве уточняющего момента я хочу пояснить, что имеется в виду под «сторонами» и «элементами».

Это мысли, чувства, представления, ощущения, нормы поведения, ценности, интересы и даже потребности, выраженные в сложном единстве психических процессов, протекание которых подчинено всеобщим законам диалектики.

Итак, мы видим, что законы диалектики распространяются и на психику людей, которая выступает нематериально отраженной сутью объективного мира человеческой деятельности.

И мы вполне справедливо переносим и применяем принципы материалистической диалектики к ней, а в дальнейшем, возможно не в столь явной форме, мы еще не раз вернемся к законам материалистического познания.

Теперь перейдем к рассмотрению психоанализа и психосинтеза, которые являются основными инструментами диалектического познания психики человека, позволяющими наблюдать всю совокупную сложность психических процессов как в ее сознательной, так и в подсознательной плоскости.

Источник: https://psibook.com/library/1424/4.html

Амбивалентность как источник развития Диалектический психоанализ или психоаналитическая диалектика

Амбивалентность как источник развития Диалектический психоанализ или психоаналитическая диалектика

амбивалентность как источник развития. Диалектический психоанализ или психоаналитическая диалектика // Обучение и развитие: современная теория и практика. Материалы XVI Международных чтений памяти Л.С. Выготского. — 2015.

Читайте также:  Ключи радости - психология

На сегодняшний день развитие как процесс рассматривается в каждой отдельной научной школе в рамках конкретной методологической парадигмы. Несмотря на разность взглядов, зачастую обнаруживаются пересекающиеся взгляды.

Диалектическая психология исходит из положения, что основу всякого развития составляет противоречие – борьба (взаимодействие) противоположных сторон и тенденций, находящихся вместе с тем во внутреннем единстве и взаимопроникновении. Таким образом реализуется один из основных законов диалектики – единство и борьба противоположностей, раскрывающий источник самодвижения и развития объективного мира и познания.

Другими словами, единство и борьба противоположностей есть закон, в силу которого всем вещам, явления, процессам свойственны внутренне противоречивые стороны, тенденции, находящиеся в состоянии борьбы; борьба противоположностей дает внутренний импульс к развитию, ведет к нарастанию противоречий, разрешающихся на известном этапе путем исчезновения старого и возникновения нового (7, Колташов В.Г. Диалектическая психология).

Описанная взаимосвязь двух основных законов диалектики – закона единства и борьбы противоположностей и закон перехода количественных изменений в качественные находит отражение в процессе развития личности, в частности, ребенка. амбивалентность рассматривается как этап в интеграции Эго ребенка, а кризис развития определяет переход на качественно новый этап развития (4, Выготский Л.С. Собрание сочинений.).

Психоаналитические теории также рассматривают вопрос развития как динамическое единство противоположных стремлений. З. Фрейд определял развитие как сосуществование двух изначально присущих человеку противоположных глубинных побуждений, самыми фундаментальными из которых являются влечение к жизни и влечение к смерти.

Позже Фрейд назвал это амбивалентностью. Это понятие было заимствовано Фрейдом у швейцарского психиатра Э.

Блейлера, который описывал одновременное существование противоречащих друг другу противоположных чувств, тенденций и установок по отношению к одному и тому же объекту (любовь и ненависть, желание и нежелание, активность и пассивность и т.д.).

На сегодняшний день понимание амбивалентности не сильно изменилось. Большинство словарей трактуют амбивале́нтность (от лат. ambo – «оба» и лат.

valentia – «сила») как двойственность отношения к чему-либо, в особенности – двойственность переживания, выражающаяся в том, что один объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства (википедия; 6, Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь).

Психоаналитически ориентированные специалисты, со времен основателя и до настоящего времени, рассматривают развитие личности через призму интеграции амбивалентности, как ресурсообразующего единства противоположностей.

«Теория и практика психоанализа внесли существенный вклад в понимание закономерностей развития человеческих отношений. Пройдя путь от учения З.

Фрейда до разработок о ранних объектных отношениях и теории привязанности, психоаналитический подход сыграл важнейшую роль в формировании современных взглядов на ранние отношения матери с ребенком…» (9, Психоаналитическая хрестоматия. Классические труды. (ред. Ромашкевич М.В.), М., 2005.

М.

Малер – венский педиатр и детский психоаналитик изучала эмоциональные связи между младенцем и матерью и рассматривала отношения мать-дитя как динамическое единство противоположных стремлений – потребность ребенка в привязанности к матери, с одной стороны, и стремление ребенка к собственной автономии через установление четких границ своего «Я» в этих отношениях – с другой. Этот, очевидно противоречивый для матери и ребенка процесс развития отношений, в терминологии Малер получил название процесса «сепарации-индивидуации».

Успешность разрешения данного конфликта как показатель качества объектных отношений определяется способностью матери выступать для ребенка «надежной базой», ресурсной поддержкой для дальнейшего развития (3, Боулби Дж. Надежная опора. Клиническое применение теории привязанности).

Таким образом, основной закон диалектики находит свое отражение в противоречии: с одной стороны – потребность в поддержке, внимании, любви, заботе, а с другой стороны – агрессивная потребность в автономии, самостоятельности.

Способность видеть и чувствовать противоречие характерна для взрослых. Ж. Пиаже считал, что дети в отличии от взрослых не обладают чувствительностью к противоречию.

Взрослый человек, сталкиваясь с двумя противоположными утверждениями, понимает, что одно из них отрицает другое, а значит, надо выбрать, какое из данных суждений является истинным, а какое ложным.

Взрослый человек понимает, что нельзя одновременно совершить два взаимоисключающих действия.

Взрослый человек понимает, что любой объект не может быть целостно описан с помощью двух антагонистических понятий (то есть, например, этот самый взрослый человек не может быть одновременно полностью добрым и полностью злым).

Дети же в подобных ситуациях противоречия не чувствуют – они его просто не замечают. Они могут сказать про какой-либо объект что-то одно, а потом совершенно противоположное – и не оттого что раскаялись и передумали, а продолжая считать верным и предыдущее высказывание (5, Диалектическая психология / Под ред. Е.Е. Крашенинниковая).

В конце 70-х годов XX века отечественным психологом Николаем Евгеньевичем Вераксой, до этого работавшим в парадигме культурно-исторической теории Л.С. Выготского и теории деятельности А.Н.

Леонтьева, было предложено несколько революционных идей, которые легли в основу подхода, вошедшего в историю под названием диалектической психологии. Н.Е.

Веракса, признавая факты, открытые Жаном Пиаже и подтвержда‑ емые и в собственных оригинальных экспериментах, изменил отношение к ним по двум существенным параметрам (5, Диалектическая психология / Под ред. Е.Е. Крашенинникова).

Отсутствие чувствительности к противоречию является, по мнению Н.Е. Вераксы, сущностным свойством детской психики.

Оно лежит в основе ведущей деятельности ребёнка – игры, структура которой состоит в одновременном удержании свойств реального и нереального мира. Ребёнок в игре в каждом игровом действии совершает поступки, полностью соответствующие законам настоящего мира и полностью соответствующие законам мира придуманного.

Он не чередует эти поступки – обе стороны содержатся в любом игровом действии; это является развивающим содержанием игры. Ребёнок не видит противоречия и не мучается этим. Мало того, он может оперировать противоположностями, видоизменять их, переходить от одной к другой. Эту способность Н.Е.

Веракса назвал диалектическим мышлением и описал структуру такого мышления (5, Диалектическая психология / Под ред. Е.Е. Крашенинникова).

Похожая идея разделения мира ребенка на две части – реального и нереального мира отмечается в работах американского психолога Д.Н. Стерна. Разделение мира на внешний и внутренний происходит посредством языка.

язык коренным образом изменяет мир ребенка, поскольку переструктурирует его.

Он подразделяет доречевой опыт на отдельные, резко очерченные категории, делит события во времени на прошлые, настоящие и будущие, расширяет сети ассоциативных связей. Он легко переступает пределы реальности.

язык стоит вне непосредственного переживания и отражает его в качестве чего-то отдельного, к чему можно обращаться снова и снова…язык может разделять мысль и испытываемую эмоцию….

Когда в жизнь ребенка входит язык, он создает пропасть между знакомым доречевым миром опыта и новым миром слов…Отныне и навсегда его жизнь пойдет параллельно в двух планах (10, Стерн Д.Н. Дневник младенца: что видит, чувствует и переживает ваш малыш).

Практически все научные неэклектические транслируемые психотерапевтические системы построены на понимании личности клиента как арены борьбы некоторых противоположных устремлений, и выстраивании в процессе психотерапии такой личности, в которой эти потребности не будут уничтожены, а сумеют реализоваться без взаимоуничтожения. Но это и есть применение диалектического опосредствования в психотерапевтических целях. В данном случае речь идёт о диалектическом мышлении психотерапевта, которое является средством понимания души клиента (5. Диалектическая психология / Под ред. Е.Е. Крашенинникова).

Таким образом, мы видим принципиально важные концепции развития в диалектической психологии и психоанализе весьма похожими, что находит свое отражение в неофрейдизме – соединение психоанализа с социологическими теориями и, прежде всего с марксизмом.

«Диалектический материализм и психоанализ» Вильхельм Райха является одним из наиболее важных документов молодого фрейдо-марксизма.

Отто Фенихель своей работой «Психоанализ в качестве ядра будущей диалектическо-материалистической психологии» внёс важный и проясняющий вклад в разрешение проблемы объединения марксизма и психоанализа.

Но ярче всего, соединение психоанализа и диалектической психологии становится очевидным в определении «эгоиста» у Э. Фромма:

Быть эгоистом – значит, что я хочу всего для себя; что мне доставляет удовольствие владеть самому, а не делиться с другими; что я должен стать жадным, потому что если моей целью является обладание, то я тем больше значу, чем больше имею; что я должен испытывать антагонизм по отношению ко всем другим людям: к своим покупателям, которых хочу обмануть, к своим конкурентам, которых хочу разорить, к своим рабочим, которых хочу эксплуатировать. Я никогда не могу быть удовлетворенным, так как моим желаниям нет конца; я должен завидовать тем, кто имеет больше, и бояться тех, кто имеет меньше. Но я вынужден подавлять эти чувства, чтобы изображать из себя (перед другими, как и перед самим собой) улыбающееся, разумное, искреннее и доброе человеческое существо, каким старается казаться каждый. (11, Фромм Э., Иметь или быть).

Таким образом, ограничив или подавив собственные чувства, потребности и желания мы заплатили за возможность жить и быть в обществе.
Такова цена социализации…

Литература

  1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980.
  2. Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека. М., 1997.
  3. Боулби Дж. Надежная опора. Клиническое применение теории привязанности. Лондон. 1988.
  4. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти томах. – М., 1983.
  5. Диалектическая психология / А.К. Белолуцкая, Е.В. Воробьева, Е.В. Глядешина, С.В.Горохов, И.И. Дубинина, Е.Е. Крашенинников; Под ред. Е.Е.Крашенинникова. – Уфа, 2005. – 116 с.
  6. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь – 3-е изд., 2002 г.
  7. Колташов В.Г. Диалектическая психология, Интернет-издание, 2005. – 65с.
  8. Психология личности в социалистическом обществе: активность и развитие личности / Ред. Б.Ф. Ломов, К.А. Абульханова М., 1989.
  9. Психоаналитическая хрестоматия. Классические труды. (ред. Ромашкевич М.В.), М., 2005.
  10. Стерн Д.Н. Дневник младенца: что видит, чувствует и переживает ваш малыш / Пер с англ.М.:Генезис, 2001. – 192с.)
  11. Фромм Э. Иметь или быть. Перевод Н. Войскунской, И. Каменкович, Е. Комаровой, Е. Рудневой, В. Сидоровой, Е. Фединой, М. Хорькова, М.: АСТ, 2000г.
  12. Klein M., Heimann P., Isaaks S., Riviere J. Developments in psychoanalysis. – London: The Hogarth Press, 1952.
  13. Winnicott D.W. Plaing and Reality. London: Tavistock Public., NewYork: Basic Books

Источник: http://www.persev.ru/bibliography/ambivalentnost-kak-istochnik-razvitiya-dialekticheskiy-psihoanaliz-ili

Василий Колташов — Диалектическая психология

Василий Колташов - Диалектическая психология

Эта книга я уверен, покажется непростой для прочтения, особенно трудными являются ее первые главы, где только начинается изложение основной ее идеи: классовости и историчности психики. Сложная для читателя, эта работа была, особенно в ее начале, не менее сложной для ее автора в написании.

Требовалось разобрать массу литературы, изучить поведение и внутренний мир не только современного нам человека, но и человека прошлого.

Честно говоря, в ее начале я и не предполагал, что она получится именно такой, эта книга планировалась как небольшая работа, посвященная психосинетике, однако получилось так, что в дальнейшем она приобрела совершенно иной характер. Книга получилась невероятно более широкого плана, нежели первоначально предполагал ее автор.

По ходу работы над различными материалами полуслучайно я углубился в диалектико-психологическое изучение человека, классов и общества в целом на различных этапах его развития. Параллельно возникла идея изложить основы диалектической психологии так, что бы довести их до максимального числа людей.

Сам, занимаясь политикой, я хорошо знаю, как мало знают психологию коммунисты, и как не хватает для политической работы этих знаний. Да и сама социальная психология переживает последние десятилетия довольно глубокий кризис. Даже за последние годы почти ничего полезного в этой области у нас не написано.

Читайте также:  Типичные трудности в развитии себя - психология

Путь к новому редко оказывается простым и быстрым, и хотя автор имеет немалый для своих лет опыт в практической психологии, а так же неплохие знания во многих науках, это не сделало стоящую перед ним задачу более легкой. Работа над этой книгой заняла два года, и я не сомневаюсь, что еще очень многое можно было бы в нее добавить. Вот если бы только знать что!

Весь данный труд писался так, чтобы быть понятным максимальному числу читателей, и даже людям мало знакомым с психологией. Первые главы книги посвящены таким вопросам, как психоанализ и психосинтез, дана оценка общему психическому состоянию нашей эпохи и месту психоаналитика в них.

Дальше довольно подробно рассматриваются такие понятия психологии, как личность, характер, сознание, подсознание и бессознательное, вскрывается их сложная взаимосвязь с общественно-экономическими стадиями истории.

Показывая исторический и классовый характер психики, в этой работе появляются совершенно новые для психологии категории, это социально-исторический, формационный, классовый и социально-групповой психотипы. Сами они и характер их существования довольно подробно разобраны в книге.

Введение социально-исторического психотипа, как категорий диалектической социальной психологии открывает в дальнейшем возможность дать им не общее, абстрактное определение, но конкретно историческое, характерное для определенной общественно-экономической формации и свойственное определенным общественным классам. Но этот вопрос требует дополнительного исследования.

Завершая вступительную часть, отмечу, что, несмотря на свой широкий новационный характер эта работа не является критикой предшествующей психологии посредством отрицания, а несет в себе критический, основанный на диалектической философии и историческом материализме подход.

Этот подход распространяется как на различные психологические работы прошлого, так и на богатый фактический материал окружающий нас, и живущий в нашем времени. Деятельностный подход, разработанный советскими учеными, так же имел большое значение в написании данной работы.

В книге помимо вводимых новых категорий широко используются различные философские и психологические категории, причем последние, как правило, приводятся в их «деятельностном» понимании. И последнее, я не считаю свой труд в изучении диалектической психологии законченным, и оставляю за собой право вносить в книгу изменения.

Поэтому, прошу не удивляться, если после прочтения этого текста к вам в руки попадет другой, уже с внесенными изменениями.

Желаю интересного чтения и новых открытий в диалектической психологии!

Что такое диалектическая психология? Какие взгляды лежат в ее основе, на какие научные теории она опирается? Вот те немногие вопросы, ответы, на которые необходимо дать, прежде чем перейти к исследованию объективных законов взаимодействия психических и социальных факторов деятельности людей, их социально-психологических явлений. Что же такое диалектическая психология?

Диалектическая психология это наука, изучающая общие и специфические закономерности возникновения, функционирования, изменения и развития общественно-психологических явлений. Это такая социальная психология, которая основана на диалектико-материалистическом философском подходе, и опирается на всю совокупность марксистских знаний о мире. Н.

Луценко в своей работе «Введение в учение диалектического монизма» указывал на существование следующих направлений диалектики: «Учение диалектического монизма имеет основополагающие разработки по семи направлениям общечеловеческих знаний и включает в себя: философию диалектического монизма, диалектическую политэкономию, диалектическую социологию, диалектическую психологию, диалектическую этику, диалектическую эстетику, диалектическую педагогику» [Луценко Н. Введение в учение диалектического монизма]. Само понятие диалектический монизм означает принятие диалектической философии за основу всех гуманитарных наук. Греческое monos лежащее в основе названия этих научных направлений означает один, единственный.

Диалектическая психология выражается в распространение законов и категорий диалектики на психику человека. Это распространение носит не вульгарный, а строго научный характер, подчеркивающий неразрывную связь человека и общества с материальным миром природы.

Диалектическая психология вскрывает материальную основу психики, где бытие определяет сознание, и не только сознание, но и подсознание.

Она наглядно иллюстрирует тот факт, что человеческая психика являясь продуктом общественной деятельности, сама оказывает влияние на эту деятельность, и делает это не только посредством сознательных поступков, но и через подсознательные и бессознательные процессы.

Психика рассматривается как отражение материального мира, где протекающие процессы порождены и неразрывно связаны с обществом и природой. В этом проявляется диалектическое единство мира, выраженное в психике человека.

В диалектической психологии, несмотря на единую опору — диалектику, не существует полного единства воззрений. Одни полагают, что диалектическая психология должна заниматься вопросами развития личности, обогащением ее диалектическими знаниями и направлением их на самосовершенствование.

Другим диалектическая психология видится, как средство изучения психики или средства влияния на нее. Рассматривая первую сторону, Н. Луценко пишет: «Диалектическая психология, устанавливая диалектическое единство способностей сознания и общественной среды, стирает кажущуюся непреодолимой преграду между способными, одаренными, талантливыми и гениальными личностями.

Соответственно диалектическая психология требует от обыденной личности самосовершенствования, утверждая, что при диалектической системе воспитания, и образования каждый индивид может стать талантливым, то есть обрести способность к творчеству… Высшей ступенью развития сознания является самосознание в единстве всех его форм.

Для научной формы самосознания характерно постижение сути диалектики, ее Абсолюта и умение ее применять в научной и практической деятельности. Для моральной формы самосознания характерно подчинение единичного — всеобщему, личного интереса — общественному интересу, чувства — разуму.

Для самосознания характерно подавление религиозных и политических чувств в пользу разума и гуманизма» [Луценко Н. Введение в учение диалектического монизма]. Думаю, в диалектической психологии надо, прежде всего, видеть революционную науку о внутреннем мире человека освобожденную от всяческого идеализма и опирающуюся на всеобщие законы диалектики.

В то же время эти законы являются как законами познания, так и законами бытия. К сожалению, диалектическая психология пока существует больше в умах, чем в виде изложенных и опубликованных исследований, во время разнообразных, в основном неформальных, дискуссий о ней сказано куда больше, чем написано статей.

На что опирается диалектическая психология? Естественной опорой данной психологии является философская школа марксизма. Основными законами диалектической психологии являются естественно законы диалектики. Их, как известно три. Закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицания. Вкратце охарактеризуем их.

Источник: https://profilib.net/chtenie/42058/vasiliy-koltashov-dialekticheskaya-psikhologiya-3.php

Что такое Диалектика? Диалектика — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Диалектика (греч. — искусство спорить, вести рассуждение) — учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых видится в единстве и борьбе противоположностей.

Стоики определяли диалектику как «науку правильно беседоватьотносительно суждений в вопросах и ответах» и как «науку об истинном, ложном и нейтральном«, о вечном становлении и о взаимном превращении элементов и т.п.

Сам термин «диалектика» впервые употреблен Сократом для обозначения плодотворного и взаимозаинтересованного достижения истины путем столкновения противоборствующих мнений через вопросы и ответы.

В истории диалектики выделяются следующие основные этапы:

  • стихийная, наивная диалектика древних мыслителей;
  • диалектика философов эпохи Возрождения;
  • идеалистическая диалектика немецкой классической философии;
  • диалектика русских революционных демократов 19 века;
  • марксистско-ленинская материалистическая диалектика.

Диалектическое мышление имеет древнейшее происхождение.

Античная диалектика, основанная на живом чувственном восприятии материального мира, уже начиная с первых представлений греческой философии, формулировала понимание действительности как изменчивой, становящейся, совмещающей в себе противоположности.

Философы ранней греческой классики говорили о всеобщем и вечном движении, в то же время, представляя себе космос в виде завершённого и прекрасного целого, в виде чего-то вечного и пребывающего в покое. Это была универсальная диалектика движения и покоя.

Далее, они понимали всеобщую изменчивость вещей как результат превращения какого-нибудь одного основного элемента (земля, вода, воздух, огонь и эфир) во всякий другой. Это была универсальная диалектика тождества и различия. Гераклит и др. греческие натурфилософы дали формулы вечного становления, движения как единства противоположностей.

Аристотель считал первым диалектиком Зенона Элейского. Именно элеаты впервые резко противопоставили единство и множественность, или мысленный и чувственный мир.

На основе философии Гераклита и элеатов в дальнейшем возникла чисто отрицательная диалектика у софистов, которые в непрестанной смене противоречащих друг другу вещей, а также и понятий увидели относительность человеческого знания и доводили диалектику до крайнего скептицизма, не исключая и морали.

К диалектике обращались многие известные философы, однако самой развитой формой диалектика явилась у Д.Гегеля, несмотря на то, что у истоков этого метода, предлагая порой не менее интересные и неортодоксальные ее разновидности, стоит все же Кант с его антиномикой чистого разума.

Сами противоречия Гегель понимал как столкновение противоположных определений и разрешение их путем объединения. Главной темой его диалектики стала идея единства взаимоисключающих и одновременно взаимно предполагающих друг друга противоположностей, или тема противоречия.

Оно полагается Гегелем как внутренний импульс развития духа, который шаг за шагом переходит от простого к сложному, от непосредственного к опосредствованному, от абстрактного к конкретному и все более полному и истинному результату.

Такое прогрессирующее движение вперед придает процессу мышления характер постепенно восходящего ряда развития.

Домарксистская диалектика выступала, таким образом, как общее становление материи, природы, общества, духа (греческая натурфилософия); как становление этих областей в виде логических категорий (платонизм, Гегель); как учение о правильных вопросах и ответах и о спорах (Сократ, стоики); как критика становления и замена его дискретной и непознаваемой множественностью (Зенон Элейский); как учение о закономерно возникающих вероятных понятиях, суждениях и умозаключениях (Аристотель); как систематическое разрушение всех иллюзий человеческого разума, незакономерно стремящегося к абсолютной цельности и потому распадающегося на противоречия (Кант); как субъективистическая (Фихте), объективистическая (Шеллинг) и абсолютная (Гегель) философия духа, выраженная в становлении категорий.

В марксистской материалистической диалектике В.И.Ленин уделял особое внимание закону единства и борьбы противоположностей.

Диалектическая концепция развития, в противоположность метафизической, понимает его не как увеличение и повторение, а как единство противоположностей, раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности и взаимоотношение между ними. Диалектика видит в противоречии источник самодвижения материального мира.

Маркс относился к философии, как к науке и перешел от абстрактного к конкретному. Бытие определяет сознание, сознание понимается как свойство материи отражать саму себя, а не как самостоятельная сущность. Материя находится в постоянном движении и развивается.

Материя вечна и бесконечна и периодически принимает разные формы. Важнейшим фактором развития является практика. Развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицание отрицания.

На основе этого Энгельс вывел три закона диалектики:

  1. Закон перехода количественных изменений в качественные. Качество — это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом. Количество есть определенность, «безразличная для бытия» — внешняя определенность вещи. Качество и количество не могут существовать вне зависимости друг от друга, так как любая вещь или явление определяется и качественной характеристикой и количественными показателями. Примером перехода являются превращения лёд — вода — пар.
  2. Закон единства и борьбы противоположностей. Считается, что основой всякого развития является борьба противоположных сторон. Разрешение любых противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращает его в качественно иной объект, отрицающий старый. В биологической эволюции это приводит к появлению новых форм жизни.
  3. Закон отрицания отрицания. Отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое. Процесс развития носит поступательный характер. Поступательность и повторимость придает цикличности спиралевидную форму и каждая ступень процесса развития богаче по своему содержанию, поскольку она включает в себя все лучшее, что было накоплено на предшествующей ступени.

В китайской философии диалектика традиционно связывается с категориями Инь и Ян.

С точки зрения китайских мыслителей, эти категории отражают взаимосвязь и взаимопревращение противоположных сторон явления друг в друга.

К примеру, «Инь» — темное, мягкое, упругое, «Ян» — светлое, жесткое, твердое; «Инь» переходит в «Ян»-темное светлеет; «Ян» переходит в «Инь» — жесткое размягчается и т.д.

Сознательное применение диалектики даёт возможность правильно пользоваться понятиями, учитывать взаимосвязь явлений, их противоречивость, изменчивость, возможность перехода противоположностей друг в друга. Только диалектико-материалистический подход к анализу явлений природы, общест

Спасибо, за интерес к теме «что такое Диалектика»!

Источник: https://samopoznanie.ru/schools/dialektika/

Ссылка на основную публикацию