Дух — психология

Читать

Дух - психология

Слово «психология» означает изучение психики, а слово «психика» означает разум или душу. В толковом словаре Microsoft Thesaurus мы находим такие определения «психики»: «самость: атман, душа, дух; субъективность: высшее я, духовное я, дух». Это снова напоминает нам, что корни психологии лежат в глубине души и духа человека.

У слова «психика» и его эквивалентов древнее происхождение — они появились, по меньшей мере, за несколько тысячелетий до нашей эры и в то время почти всегда означали оживляющую силу или дух в теле или материальной оболочке.

Примерно в шестнадцатом веке в Германии слово психэ было соединено со словом логос (слово или изучение), в результате чего появился термин психология — изучение души или духа человека.

До сих пор спорят, кто впервые употребил термин психология; одни говорят — Меланхтон (Melanchton), другие — Фрейгиус (Freigius), третьи — Гоклениус Марбургский (Goclenius of Marburg).

Однако к 1730 году это слово уже использовали в более современном смысле Вольф (Wolff) в Германии, Хёртли (Hartly) в Англии, Бонне (Bonnet) во Франции — но даже тогда термин психология, согласно определению в журнале New Princeton Review за 1888 г., по-прежнему означал «изучение психе, или души».

Как-то я начал собирать материалы по истории психологии и философии, намереваясь написать исследование по этой теме.

Я решил заняться этим, поскольку при взгляде на большинство имевшихся учебников истории психологии меня поражал странный и любопытный факт — все они рассказывали историю психологии — и психэ — так, будто она внезапно возникла из ничего примерно в 1879 году в лаборатории Лейпцигского университета, которой руководил Вильгельм Вундт (Wundt), который действительно был основоположником определенного типа психологии, связанного с интроспективным анализом и структурализмом. Но разве сама психика начала существовать лишь в 1879 году?

Некоторые учебники углублялись в историю психологии несколько дальше, к предшественникам научной психологии Вундта, в числе которых были сэр Френсис Гэлтон (Galton), Герман фон Гельмгольц (Helmholtz) и, особенно, влиятельная фигура Густава Фехнера (Fechner).

Как с благоговением повествует один учебник: «Утром 22 октября 1850 года — это важная дата в истории психологии — Фехнер понял, что закон взаимосвязи между разумом и телом можно выразить в виде количественного соотношения между чувственным восприятием и материальным стимулом».

Вскоре эта формулировка стала известна как закон Фехнера: S = К log I (интенсивность чувственного восприятия пропорциональна логарифму материального стимула).

Еще один текст объяснял важность этого открытия: «В начале девятнадцатого века Иммануил Кант предсказывал, что психология никогда не сможет стать наукой, поскольку невозможно экспериментально измерять психологические процессы.

Благодаря работе Фехнера, ученые впервые могли измерять ум; к середине девятнадцатого столетия научные методы уже применялись к изучению ментальных[1] явлений. Вильгельм Вундт воспринял эти оригинальные творческие достижения и организовал их в единую систему, ставшую основанием психологии».

Практически все учебники соглашались с тем, что Густав Фехнер был одним из отцов-основателей современной психологии, и всячески превозносили человека, который придумал способ применения количественного измерения к уму, таким образом, наконец, сделав психологию «научной».

Даже Вильгельм Вундт настойчиво утверждал: «Никогда не будет забыто, что именно Фехнер впервые ввел в психологию научные методы, точные принципы измерения и наблюдения для изучения психических явлений, тем самым открыв перспективы психологической науки в строгом смысле этого слова.

Главное достоинство метода Фехнера состоит в том, что он совершенно не зависит от смены философских систем. Современная психология приобрела действительно научный характер и может оставаться в стороне от всех метафизических споров».

1 Итак, полагал я, значит доктор Фехнер спас психологию от загрязнения «душой» или «духом» и успешно свел разум к измеримым эмпирическим штучкам, открыв эру подлинно научной психологии.

Это все, что мне было известно о Густаве Фехнере до тех пор, пока несколько лет спустя, роясь в магазине, полном восхитительно старых философских книг, я, к большому удивлению, не обнаружил там книгу с поразительным названием — «Жизнь после смерти», — написанную в 1835 г. не кем иным, как Густавом Фехнером. Она начиналась захватывающими строками: «Человек живет на земле не один, но три раза: первый этап его жизни — непрерывный сон; второй — чередование сна и бодрствования; а третий — вечное бодрствование».

И дальше следовал трактат о вечном бодрствовании. «На первом этапе своей жизни человек пребывает в темноте и в одиночестве; на втором он живет вместе со своими собратьями-людьми и, в то же время, отдельно от них, в свете, отраженном от поверхности вещей; на третьем этапе его жизнь, переплетающаяся с… вселенским духом… является высшей жизнью.

На первом этапе из своего зародыша развивается его тело, формируя органы для второго этапа; на втором этапе из своего зародыша развивается его ум, вырабатывая органы для третьего этапа; на третьем этапе развивается божественный зародыш, скрытый в каждом человеческом уме.

Акт перехода от первого этапа ко второму мы называем Рождением; переход от второго этапа к третьему мы называем Смертью. Наш путь от второго этапа к третьему не темнее, чем наш путь от первого этапа ко второму, один путь ведет нас к восприятию внешнего мира; другой ведет к восприятию внутреннего мира».

От тела к разуму и к духу — таковы три этапа роста сознания; и лишь когда человек умирает для отдельной самости, он пробуждается ко всеобщности вселенского Духа.

Вот какова была действительная философия жизни, разума, души и сознания, которую исповедовал Фехнер; и почему учебники не трудились рассказывать нам об этом? Именно тогда я решил написать историю психологии, просто потому что «кто-то должен об этом рассказать».

(Рассказать о том, что понятие бессознательного приобрело известность благодаря книге фон Хартмана «Философия Бессознательного», которая была опубликована в 1869 году — за тридцать лет до Фрейда — и пользовалась таким успехом, что в течение десяти лет переиздавалась восемь раз.

О том, что Хартман выражал философию Шопенгауэра, истоки которой, как недвусмысленно утверждал сам Шопенгауэр, лежат, главным образом, в восточном мистицизме, в особенности, в буддизме и Упанишадах.

Согласно этой философии, под поверхностью индивидуального сознания скрыто космическое сознание, которое у большинства людей является «бессознательным», но может быть пробуждено и полностью реализовано, и это превращение бессознательного в сознательное считалось наибольшим благом для человека.

Рассказать о том, что Фрейд прямо заимствовал понятие «Оно» (id) из книги Георга Гроддека (Groddeck) The Book of the It («Книга Оно»), которая основывалась на существовании космического Дао, или естественного вселенского духа.

О том… впрочем, это слишком длинная история, но все в ней настойчиво напоминает нам о том, что корни современной психологии лежат в духовных традициях, именно потому, что сама психика неотделима от духовных источников. В самых потаенных глубинах психики мы находим не инстинкты, а Дух — и изучение психологии в идеале должно быть изучением всего этого, от тела к разуму и к душе, от подсознательного к самосознанию и сверхсознанию, от сна к пробужденности наполовину и к полной пробужденности.)

Фехнер действительно внес необычайный вклад в развитие эмпирической и «измеряемой» психологии; его Elements of Psychophysics («Начала психофизики») справедливо считаются первым выдающимся трудом по психометрии и полностью заслуживают всех похвал, которые воздавали этой книге психологи, начиная с Вундта.

И все же, суть психофизики Фехнера заключалась в том, что дух и материя неразделимы, будучи двумя сторонами одной великой реальности, и его попытки измерять аспекты ума были призваны показывать эту неразделимость, а не сводить дух или душу к материальным объектам, и уж конечно не отрицать само существование духа или души — что, судя по всему, все же произошло с его наследием в руках менее восприимчивых исследователей.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=199555&p=1

Книга «Интегральная психология. Сознание, Дух, Психология, Терапия»

Книга «Интегральная психология. Сознание, Дух, Психология, Терапия»

анная книга Уилбера демонстрирует любопытный новаторский психологический подход к пониманию эффективной психотерапии. самом начале произведения автор говорит о том, что интегральная психология многогранна и включает в себя множество «разнокалиберных» подходов.

е могу не согласиться, так как и в моем случае интегральность присутствует, и заключается она в соединении в терапии как чисто научных аспектов (нлп, гипноз и составляющие иных ветвей психологии), так и духовных (здесь элементы шаманских практик, эзотерики, религии).

автора же концепция состоит из полярно глубоких психолого-философских (от Фехнера и до Маслоу) и эзотерических (Великое Гнездо Бытия) составляющих.

то касается способа чтения «Интегральной психологии» — автор в предисловии предлагает 2 пути: одновременное чтение основного текста и сносок либо же разделение книги на две (более простой текст для любителейй и разъясняюще-углубленный для профи) и, соответственно, их чтение подряд.

ак получилось, что версия моей электронной книги не показывала пометки внизу страницы, как обычно, а перенесла их в конец — поэтому, само собой разумеется, что читать я стала по 2-му принципу. ледовательно, рецензия поделится на две так называемые главы.

ен Уилбер начинает свою книгу с подробного рассмотрения таких понятий, как Великое Гнездо Бытия, холоны (целое, являющееся частью иных целых; именно они представляют собой смысл тут в ответе про любовь) и холархии, базовые уровни, структуры и волны, а также состояния сознания (измененное и др.)
акинув удочку из терминологии, автор продолжает свой рассказ описанием потоков развития, где, как он считает, нет линейного или последовательного характера.
ледующим пунктом является изучение самости, но не того архетипа, которым я обычно пользуюсь (он с большой буквы), а самоидентификации собственного «Я»: внутренне наблюдающее и наблюдаемое. ри этом Уилбер отождествляет собственное «Я» с теми самыми линиями развития, что были рассмотрены им ранее.
облюдая логичность повествования, автор переходит уже к потоком самосознания.

ак как эта часть книги посвящена переходу учений и изысканий от прошлого к настоящему, психолог начинает ее с четырех-секторного деления сторон жизни как человека, так и группы (что становится основным материалом дальнейших размышлений):
— это вера в то, что реален лишь мир материи/энергии, который можно эмпирически исследовать с помощью органов чувств и их технических расширений (телескопы, микроскопы, фото-, кино-, аудио- и видеоаппаратура, и т. п.).

есмотря на подкованность Кена Улбера в научных именах, которая демонстрируется им очень часто (но вовремя!), психолог решил остановится на некоторых исследователях более основательно:
— развитие сознания, по его мнению, проходит примерно через шесть качественно различных уровней или стадий (см.

таблицу 11), каждая из которых иерархически разграничивает предшествующие элементы и заново объединяет их на более высоком уровне: до-логическую (сходную с сенсомоторной), квазилогическую (до-операционную и раннюю конкретно-операционную), логическую (формально-операционную), экстралогическую (зрительно-логическую) и, наконец, гиперлогическую, которую мы могли бы назвать сверхлогической или надлогической, поскольку она представляет собой сходное с сатори недвойственное осознание, которое выходит за пределы субъектно-объектного дуализма. Через эти шесть (или около того) базовых уровней сознания Болдуин прослеживал линии и стадии морального, эстетического, религиозного и научного развития, а также развития самости.
— его общая модель имеет три уровня: первый уровень — это теория коммуникации («универсальная прагматика»), которая служит отправной точкой для описания развития субъективного (эстетического), межсубъектного (морального) и объективного (научного) сознания (Большая Тройка; это описание развития индивида образует второй уровень); третий уровень, основывающийся на первых двух — это описание социокультурной эволюции, представляющее собой реконструкцию исторического материализма, а также синтез теории систем, теории жизненного пространства, научной, эстетической и моральной областей.
— его общая модель состоит из трех основных систем: (1) поверхностного внешнего/переднего сознания (типично грубое состояние), включающее в себя физический, витальный и ментальный уровни сознания; (2) более глубокой психической/душевной системы, находящейся «за» передней на каждом из ее уровней (внутреннее физическое, внутреннее витальное, внутреннее ментальное и самое глубокое психическое или душа; типично тонкое состояние); и (3) вертикальных восходящей/нисходящей систем, простирающиеся как над умом (высший ум, просветленный ум, интуитивный ум, над-ум, сверхум; включая каузальное/недвойственное), так и под умом (подсознание и бессознательное) и простирающиеся под сознанием (подсознание) — и все их объемлет сатчит-ананда, или чистый недвойственный Дух.
(как ни странно) — был эволюционистом, его идеи сыграли решающую роль в формировании Третьей (гуманистическая и экзистенциальная психология) и Четвертой (трансперсональная психология) культурных сил, и оказали огромное влияние на исследования в сфере образования, бизнеса и систем ценностей.

Читайте также:  От полярностей к гармонии - психология

лавненько автор подошел к цели ради которой, собственно, и была написана книга — достижению (созданию) интегральной модели. ачинает же он третью часть книги с описания патологий как самости, так и самим подразделением их типов на уровни (от низшего до высокого). онечно же здесь не обошлось и без рассмотрения терапии в таких случаях:

осле предоставления таких рекомендаций, Кен Уилбер вновь переводит свое внимание на потоки развития, конкретизируя их категории: мораль, мотивация, мировоззрения, аффекты, пол, эстетика, когнитивные линии и линии самости.

оворя о духовности, психолог обращает свое внимание на то, с чем она связана, существует ли она у детей и с какими ветвями и аспектами эволюции можно ее связывать.

авершает же эту «главу» Кен Уилбер рассмотрением проблемы «разум-тело» и размышлениями о том как пробудить «Дух-в-действии».

— оценка «отлично»: схематичные наброски дополняют текстуально выраженные мысли.

редставляет собой примечания, состоящие из более детального и конкретного расписывания всех поднятых тем в «главе 1»; четких и более глубоких описаний концепций упомянутых в основной части авторов; оригинальных названий книг (разделов, глав и др.) и статей, информация из которых была использована Кеном Уибером в исследовательской работе.

: насыщенный научно-духовный труд, прописанный детально и всесторонне/глубоко рассматривающий как подтверждающие концепции других авторов (психологов, философов и т.д.), так и опровергающие. днако до идеала не дотянувший — не хватило синхронности — книга построена на «прыжках», а не плавных перетеканиях, между фактами научными и сферы духовности.

Источник: https://www.livelib.ru/book/1000958210-integralnaya-psihologiya-soznanie-duh-psihologiya-terapiya-ken-uilber

Разум, дух и душа | Психология взаимоотношений

В настоящее время мы привыкли говорить, что разделение тела и разума есть продукт человеческой мысли, что разум и тело в действительности есть единое целое. Слишком долго мы рассматривали их как влияющие друг на друга, но не связанные друг с другом напрямую части. Это отношение практически не изменилось.

Наш образовательный процесс все еще разделен на умственное и физическое, у которых нет ничего общего. Некоторые учителя физкультуры верят, что они могут повлиять на способность детей учиться, занимаясь с ними гимнастикой или атлетикой. Но на самом деле так случается редко.

Однако если разум и тело составляют единое целое, правильное физическое воспитание может быть в то же время правильным духовным воспитанием, и наоборот.

Я думаю, что вся бела заключается в том, что мы просто болтаем о концепции единства, но не применяем ее в нашей повседневной жизни. Мы предполагаем, что можно воспитать разум ребенка, не обращая внимания на его тело. Под угрозой провала на экзамене или наказания мы можем впихнуть какую-то информацию в его голову.

К несчастью, информация не переходит в знания, пока она не соприкасается с опытом. Мы постоянно недооцениваем тот факт, что опыт есть телесный феномен. Человек ощущает только то, что происходит в его теле. Степень живости тела определяется тем, насколько человек бодр или подавлен.

Когда события, происходящие во внешнем мире, действуют на тело, человек переживает их, но то, что он действительно чувствует, является результатом их воздействия на его тело.

Недостаток психоаналитической техники заключается в том, что она игнорирует тело в его попытках помочь пациенту проработать эмоциональные конфликты. Так как она не в состоянии представить любой важный телесный опыт, то идеи, возникающие в курсе лечения, бессильны вызвать значительные изменения в личности.

Слишком часто я встречал пациентов, которые за годы психоанализа собрали много информации и знаний о своем состоянии, но чьи основные проблемы остались незатронутыми. Знания становятся понятными, когда они соединяются с чувствами.

Только глубокое понимание, заряженное сильными чувствами, способно изменить структурированные паттерны поведения.

В предыдущих книгах я глубоко изучал проблемы разума — тела. Здесь я хотел бы остановиться на определенных ментальных функциях, которые имеют важное отношение к биоэнергетике. Во-первых разум имеет направляющую функцию относительно тела.

Посредством разума человек может направлять свое внимание на различные части тела и таким образом воспринимает их более отчетливо. Позвольте мне предложить простой эксперимент.

Вытяните вашу руку прямо перед собой, сохраняя ее расслабленной, и сфокусируйте ваше внимание на руке Сосредоточьте внимание на руке примерно на минуту, в течение которой вы дышите легко и вы можете по-другому ощутить вашу руку.

Вы можете почувствовать движение энергии в вашей руке которая сейчас ощущает нагрузку и покалывание. Она может начать вибрировать или немного дрожать. Если вы чувствуете это, вы можете представить себе что вы направили поток возбуждения или энергии в вашу руку.

На биоэнергетических семинарах я использую различные варианты этого эксперимента, чтобы сделать переживания более интенсивными.

Я прошу надавить растопыренными пальцами одной руки на пальцы другой, держа ладони и запястья по возможности дальше друг от друга. Теперь, продолжая держать руки вместе, поверните их вовнутрь таким образом, чтобы они указывали на грудь, и продвиньте кисти рук вперед не разнимая их (рис. 2).

Рис. 2.

Держите их в этом положении сверхрастяжения в течение минуты, легко дыша в это время. В конце минуты руки расслабляются и свободно разнимаются. Человек может снова пережить движение, нагрузку, покалывание и вибрацию. Если вы проделаете это телесно-ощущаемое упражнение, то вы сможете заметить, что ваше внимание сосредоточено на руках из-за увеличивающейся нагрузки на них.

Ваши руки находятся в состоянии возрастающего напряжения или заряжения, что может быть объяснено так, что на них обращено все внимание.

Если вы медленно будете подносить две руки навстречу друг к другу, пока ладони не будут на расстоянии двух или трех дюймов* друг от друга, полностью расслабленными, то пока они еще заряжены, вы можете почувствовать между ними заряд, как если бы у него было вещество или тело.

Разум может направлять внимание человека внутрь или наружу, внутрь тела или наружу к внешним объектам. По существу, человек направляет свою энергию или на себя, или на внешний мир. Здоровый человек может чередовать эти два направления легко и быстро таким образом, что почти одновременно он осознает и свое тело и окружающий мир.

Такой человек внимателен к тому, что происходит с ним и с другими. Но не у каждого есть такая возможность. Некоторые люди становятся слишком внимательными к себе и развивают повышенное самосознание. Другие настолько внимательны к тому, что происходит вокруг них, что они теряют осознание себя.

Такое часто встречается у людей с повышенной чувствительностью.

Забота о вашем теле есть один из принципов биоэнергетики, так как только этим способом вы можете узнать, кто вы есть, т. е. познать свой собственный разум. В этой связи разум функционирует как воспринимающий и реагирующий орган, ощущающий и определяющий настроение, чувства, желания и т. д.

Познать свой разум — это в действительности узнать, что вы хотите или чувствуете. Если у вас нет чувств, вам не о чем беспокоиться (не на что обращать внимание), и, таким образом, у вас нет ума.

Когда действия человека находятся под влиянием других людей, а не под влиянием собственных чувств, то у него нет своего ума.

Когда человек не может составить свое мнение, это означает, что он осознает два различных чувства, равнозначно сильных. В таких случаях принять решение практически невозможно, пока одно чувство не станет сильнее и не возобладает.

Потерять разум, как в случае помешательства, это означает не знать, что вы чувствуете. Это случается, когда разум подавлен чувствами, которые он не может принять и не осмеливается сосредоточиться на них. В таком случае человек разъединен и разобщен, его сознание не воспринимает его тело.

Он может лишиться индивидуальности или потерять над собой власть, оставив все попытки к самообладанию.

Если человек не заботится о своем теле, то это потому, что он боится осознавать или ощущать свои чувства. Когда чувства имеют угрожающий характер, они обычно подавляются.

Это происходит посредством развития хронического мышечного напряжения, которое не дает любому потоку возбуждения или спонтанному движению развиться в соответствующих областях.

Люди часто подавляют свой страх, так как он вызывает парализующий эффект, свою ярость, потому что она слишком опасна, и свое отчаяние, потому что оно слишком обескураживающе.

Они будут также подавлять свое осознание боли, такое, как боль несбывшегося сильного желания, потому что не могут выдерживать эту боль. Подавление чувств уменьшает состояние возбуждения в теле и снижает возможность разума сосредоточиваться. Это — первичная причина потери силы разума. В большинстве случаев наш разум занят потребностью все контролировать в ущерб более живому восприятию жизни.

Разум и дух также взаимосвязаны. Духовное состояние человека определяет, насколько он энергичен и полон жизни, буквально говоря, сколько у него энергии. Связь между энергией и духом непосредственна. Когда человек становится возбужденным и его энергия увеличивается, его дух поднимается.

В этом смысле мы говорим об энергичном человеке, или горячей лошади. Поэтому я хотел бы определить дух как жизненную силу внутри организма, проявляющуюся в самовыражении индивидуума. Сила духа человека характеризует его как личность, и когда она сильна, она выделяет человека из его окружения.

Жизненная сила, или дух организма, ассоциировалась с дыханием. В Библии сказано, что Бог вдохнул свой дух в кусок глины, давая ей жизнь. В теологии Дух Господний, или Святой Дух, называется пневма, что в словаре обозначается как «живая душа, или дух».

Слово «пневма» пришло из Греции, где оно обозначает ветер, дыхание или дух и близко к греческому phein, что обозначает дуть, дышать. Многие восточные религии делают ударение на дыхании как средстве связи со Вселенной.

Дыханию отводится важная роль в биоэнергетике, потому что только дыша глубоко и полно можно собрать энергию для более энергичной и одухотворенной жизни.

Душа — это более сложное понятие, чем разум или дух. Ее первичное значение — это «принцип жизни, ощущение, мысль и действие человека, рассматриваемые как определенная сущность отдельно от тела» /10/.

Она ассоциируется с жизнью после смерти, с небесами и адом, идеями, которые отвергаются сейчас искушенными людьми. На самом деле само упоминание этого слова в такой книге, как эта, которая претендует на объективность, может оттолкнуть некоторых людей.

Они не могут примирить идею существования чего-то отдельного от тела с концепцией единства, которую представляет биоэнергетика. Но я тоже не могу достичь такого примирения. К счастью, каждый рассматривает душу как субстанцию, существующую в теле до смерти.

Что случается с ней в момент смерти и после, я не знаю. Этот вопрос не беспокоит меня, так как мой основной интерес связан с телом при жизни, или живым телом.

Есть ли у живого тела душа? Это зависит от того, как определять термин «душа».

Словарь Random House дает четвертое определение этого слова: «эмоциональная часть природы человека; место эмоций или чувств». Его синонимы также дух, сердце.

Это помогает не настолько, чтобы можно было разобраться в терминах. Это слово имеет совершенно иное значение для меня, оно помогает моему пониманию человека.

Я рассматриваю душу как чувство или ощущение человеком того, что он является частью чего-то большего или вселенной.

Такое чувство должно возникать из некоторого действительного переживания принадлежности к чему-то или связанности с неким жизненным или духовным аспектом вселенной.

Я использую слово «духовный» не в его абстрактном или мысленном дополнительном понимании, а как дух, пневма или энергия. Я верю, что энергия в наших телах находится в контакте и взаимодействует с энергией вокруг нас в мире и во вселенной. Мы не являемся изолированным феноменом.

Однако не каждый чувствует эту связь или контакт. Мое впечатление от людей таково, что изолированный, отчужденный и не связанный ни с чем человек теряет качество душевной полноты, которое, я чувствую, присутствует в людях, ощущающих себя частью чего-то большего, чем есть сами.

Мы рождаемся соединенными, хотя эта наиболее видимая связь — пуповина — рвется при рождении. Пока функционировала эта связка, младенец чувствовал себя частью своей матери.

Хотя он начинает вести полностью независимое существование после рождения, он все еще связан со своей матерью энергетически и эмоционально. Он реагирует на ее волнение и находится под влиянием ее настроения.

Читайте также:  Любовь к себе по христиански - психология

Я не сомневаюсь, что младенец чувствует эту связь и принадлежность к своей матери. У него есть душа, а его глаза часто принимают то глубокое выражение, которые мы называем душевным.

Процесс роста растянут на много уровней. Устанавливаются и переживаются новые связи: первая — с другими членами семьи. При устанавливании такой связи образуется энергетический обмен между младенцем и каждым человеком в семье, плюс еще один — с семьей как с группой. Люди становятся частью его мира, так же как он становится их частью.

По мере роста сознания и увеличения контактов человек развивает расширяющиеся круги отношений. Существует мир растений и животных, который он принимает и с которым идентифицируется.

Существует общество, в котором он живет, которое становится его обществом, так же как и он становится его членом. И так продолжается с увеличением возраста. Если человек не прерывает связь, он будет ощущать свою принадлежность к великому естественному порядку нашей земли.

Так как он принадлежит ей, то она принадлежит ему. На следующем уровне осмысления маленькое общество становится расширенным и включает нацию и человечество. Дальше всего находятся звезды и вселенная.

Глаза пожилых людей иногда имеют обращенный вдаль взгляд, как будто их взор сосредоточен на небесах. Кажется, что ближе к концу жизни душа устанавливает контакт со своим последним пристанищем.

В последующей диаграмме расширяющиеся отношения человека показаны как ряд сконцентрированных кругов (рис. 3).

[Надписи (сверху — вниз): Звезды и космос, Природа и земля, Животные и растения, Люди, Младенец — мать, Семья, Общество, Нация и мир, Вселенная.]

Рис. 3.

Диаграмма схожа с подобной в предыдущем разделе, которая в ином контексте иллюстрирует уровни развития сознания индивидуума. По мере расширения сознание включает все больше внешнего мира в психику и личность индивидуума.

Как энергетически, так и физически новорожденный организм подобен цветку, который медленно раскрывается и открывается миру. В этом смысле душа представлена при рождении, но рудиментарно.

Как аспект живого существа она также проходит естественный процесс роста и созревания, в конце которого она становится полностью отождествленной с космосом и теряет свое индивидуальное качество.

Мы можем представить себе возможность того, что при смерти свободная энергия организма покидает тело, чтобы объединиться с всеобщей или космической энергией. Мы говорим, что душа уходит из тела во время смерти.

Жизнь приходит в мир как существование, но именно существование, кажется, уменьшает чувство наполненности. Один пациент прояснил это для меня, когда сказал: «Существования недостаточно. Я хочу участвовать в жизни, а я не чувствую, что делаю это».

Расширение существования в мире через идентификацию и взаимоотношения дает начало чувству общности. Существование стремится к этому расширению, принадлежности к единому целому. Чувство стремления, одно из самых важных ощущений в организме, отражает потребность в контакте с окружающими средой и миром.

Через связь с миром душа избегает узкой ограниченности себя без утраты чувства себя.

Posted in Терапия, которая работает с телом

Источник: http://pciholog.com/terapiya-kotoraya-rabotaet-s-telom/razum-dux-i-dusha/

Психология души

Странное дело получается, по официальному происхождению: психология это от древнегреческого ψυχή — «душа»; λόγος — «учение», то есть изучение души. И Википедия нам говорит, что это наука, изучающая закономерности и функционирования психики и психической деятельности человека. Но по какой-то причине всё это якобы связанно с головой человека.

Ведь каждый из людей, при слове психолог или психиатр сразу представляет себе проблему неполадок с головой. Но почему же такая разница? Вряд ли же душа находится в голове. Да и сами слова: психика, психическая деятельность не двузначно намекают на присутствие некой психической энергии.

Возникает совершенно логический вопрос, почему же тогда официальная отрасль клинической медицины не изучает эту самую психическую энергию, её природу и воздействие на людей, а копошится в их головах, ставя при этом какие-то сомнительные диагнозы, утверждая, что это психические расстройства? Видимо психиатрия, досконально знает и изучила природу психической энергии, чтобы утверждать, что в том или ином человека произошло отклонение от нормы. В чём я совершенно сомневаюсь.

Как ни странно, но в древности психология это была наука о душе; наука, служившая неизбежным основанием физиологии. Тогда как в наши дни именно психологию основывают на физиологии. Чувствуете разницу? Как и со многими другими вопросами и тут всё перевёрнуто с ног на голову.

Психометрия, буквально, «измерение души»; чтение или видение, но не физическими глазами, а душой или внутренним зрением.

Опять же каким образом официальная наука научилась делать эти измерения, чтобы ставить диагнозы и свои заключения, если же она сам-то по сей день не верит в существование этой самой души? Ибо они её ни увидеть, ни потрогать, ни пощупать не могут.

Хотите, верьте, хотите, нет, но о существовании психической энергии известно уже давным-давно. Известно и о её природе, и о её воздействии на человека и методы работы с ней также не секрет.

Но, как и в других областях нашей жизни, все Знания древности отметены в сторону, объявлены «бабушкиными сказками», лженаукой, язычеством да чем угодно, только бы это было неправдой. Делается всё что угодно, лишь бы человек никогда не узнал, что:

Как вам это? И это ещё не всё что умеет психическая энергия. Моя задача не в том, чтобы вам перечислить все преимущества этой чудо энергии, моя задача только вас заинтересовать. А ищущий всегда находит.

Но напрашивается вывод, насколько легитимна тогда такая наука как психиатрия? Которая и слыхом не слыхивала о том, что собирается лечить в людях! Почему такое произошло? Да потому что гордыня, высокомерие и тщеславие присущи не только отдельным индивидуумам, но и целым странам, организациям и отдельным коллективам ведь все они состоят всё из тех же эгоистических людей.

И если пробежаться по психологии, то вот что сразу бросается в глаза. Как и любая другая область медицины, она пытается бороться со следствием, а нужно было бы бороться с причиной. Это знает каждый мало-мальски образованный человек.

Причинно следственная связь есть во всём. Болезнь это следствие, лечить следствие всё равно, что срезать верхушки сорняков, оставляя корни. Сорняк будет продолжать расти. Найдя причины, удалив корни, следствие исчезает само.

Точнее следствие получается совершенно другим.

Давно бы уже пора сделать официальной науку: психология души! И поубавив свою гордыню, признать мудрые учения древности и поставить это на пользу всему человечеству. Но как мы уже с вами знаем, в этом мире двух сил сильное противостояние силам добра пока ещё оказывают силы тьмы. Потому и многие вещи тут перевёрнуты вверх тормашками.

Насколько бы было бы интересней и удивительней, если бы наука не спорила с религией, и не пыталась быть сугубо материалистической, а наоборот, старалась всеми имеющимся у неё средствами доказывать или опровергать учения древних, вот тогда бы и мир изменился в лучшую сторону.

А иначе как психиатрия может утверждать, что у человека психическое расстройство или душевное, ежели она даже понятия не имеет что это такое?!

Как ставятся диагнозы в психиатрии / What are the diagnoses in psychiatry

Исходя из всего вышесказанного и увиденного, можно предположить, что психическое состояние человека напрямую зависит от его душевного состояния. Поэтому в первую очередь надо целить человеческие души, а не лечить ему мозги. Ибо мозг, как мы уже говорили это всего лишь инструмент ума и разума.

Земля просто перенаселена разного рода психиатрами, психологами, копошащихся в умах людей, разного рода экстрасенсами-шарлатанами, но очень и очень мало в мире настоящих целителей человеческих душ.

Их то и обвиняет официальная медицина в психическом расстройстве, дабы не дай бог!! Они смогли исцелить заболевшее человечество и тогда планы Тёмной Иерархии просто пойдут коту под хвост.

Вывод прост, давайте будем исцелять души свои и тогда наше психическое состояние всегда будет на должном уровне. И нам не понадобятся высокооплачиваемые психологи, которые попросту зарабатывают на невежестве человека.

Якоб Бёме (нем. Jakob Böhme; 8 марта 1575, Альт-Зайденберг, Саксония — 18 ноября 1624, Гёрлиц, Саксония) — немецкий христианский мистик, провидец, теософ, родоначальник западной софиологии — учения о «премудрости Божией».

Бёме не имел систематического фундаментального образования и не знал латыни, языка учёных, — он был сапожником. Это впоследствии подвигло Ф.

Энгельса — необычайно ценившего Бёме за диалектику, которой пронизана его философия — сказать, что сапожник Бёме был большим философом, тогда как многие именитые философы — лишь большими сапожниками.

Вот где истинная психология: это 40 вопросов о душе Якоба Бёме.

Источник: http://selfpickup.ru/psihologiya/psixologiya-dushi.html

Психика

Психика

Психика

Психика — от греческого слова psychikos, что означает «душевный», psyche — «душа».
В древности люди называли словом «душа», «дух» некое недоступное человеческому восприятию начало, которое отличает живое от мертвого.

Еще в первобытные времена человек пытался разгадать тайну рождения и смерти.

Почему появляется на свет ребенок, или детеныш у животных? Почему каждую весну вырастают новые травы, листья на деревьях? Что происходит с человеком, или с животным, когда он вдруг становится неподвижным, бездыханным телом? Чтобы ответить на эти вопросы, первобытный человек находит слово, чтобы обозначить это невидимое начало, отличающее живое от мертвого. Это слово — дух.

Так складываются первые представления о жизни духа, о духовной сфере. По представлениями первобытных людей, после смерти человека его дух продолжает свое существование в особом мире, недоступном для живого человека.

Однако духи могут оказывать влияние на живых людей, их влияние может быть благотворным, или, наоборот, приносящим зло. Кроме того, первобытный человек наделяет душой животных и растения, леса и водоемы.

Поскольку мир духов закрыт для обычных людей, но его обитатели могут оказывать влияние на их жизнь, то появляется необходимость в общении с этим миром. Например, дух способен наслать на человека болезнь, или вызвать засуху, неурожай и т.д.

Поэтому человеку необходим посредник, способный передавать просьбы людей духам, или чтобы умилостивить прогневавшегося духа, или договориться с ним. В первобытном обществе такую роль выполняет шаман — он занимается лечением больных, а так же беседует с духами природы, призывая дождь, или солнце, холод или зной.

Вместе с развитием человеческой цивилизации изменяется и представление о духовном начале. Появляются особые сферы человеческой культуры, которые занимаются постижением этого начала и выполняют роль связующего звена между «простыми людьми» и духовным измерением. Это — религия, философия, позже — психология.

Появлением слова «психо-», от которого позже произошли слова «психика», «психология», «психиатрия», «психотерапия» мы обязаны античной греческой цивилизации.

В древних Греции и Риме люди верили в существование множества богов и богинь, каждый из которых олицетворял какую-либо силу природы, или человеческую способность (точнее — ее божественный прообраз).

Античные боги провозглашали свою волю устами оракулов или жриц, а иногда они спускались на землю для любовных утех с прекрасными царицами или нимфами. Древнеримский писатель Апулей рассказывает поэтическую историю о юной царевне Психеи в своем произведении «Метаморфозы, или Золотой Осел».

В этой легенде рассказывается о том, что Психея была так прекрасна, что люди стали воздавать ей почести наравне с богиней красоты Венерой. Разгневанная богиня приказала своему сыну Амуру вызвать в сердце гордой царевны любовь к самому ничтожному человеку на свете.

Но увидев Психею, Амур был пленен ее красотой и забрал ее в свои чертоги. Так она покорила сердце самого бога любви. Своим чрезмерным любопытством Психея прогневила своего возлюбленного и он покинул ее.

Юная царевна отправилась на поиски Амура, но Венера повсюду преследовала ее и в конце концов заманила в подземное царство Прозерпины. Психея, снова став жертвой своего любопытства, вдохнула ядовитые испарения и погрузилась в глубокий сон.

Амур пришел на помощь своей возлюбленной — он слетел на землю и пробудил ее своим поцелуем. Могущественный Юпитер сжалился над мольбами Амура и даровал Психее бессмертие. Она была вознесена на гору Олимп — обитель античных богов — и стала супругой Амура.

Читайте также:  Общее или личное - психология

Таково олицетворение человеческой души в древнегреческой мифологии. Многие скульпторы и художники воссоздавали в своих произведениях сцены из этой легенды.

В средневековье, с развитием христианского мировоззрения, дух все более отделяется от материи. Позже, с развитием науки, этот разрыв становится еще сильнее. И наконец, к концу XIX-го столетия, дух объявляется производной материи, «функцией мозга». По мнению ученых-материалистов человеческий мозг так же «производит» психику, как желудок — желудочный сок.

Психоанализ и более поздние направления психотерапии опровергли столь материалистическое понимание психики. К.Г. Юнг утверждает, что духовное и материальное не противостоят одно другому, а взаимно дополняют друг друга. «Психика есть дух,» — пишет он.

Психика не может быть сведена к интеллекту или рассудку, тем более — к одной из функций мозга. Дух может восприниматься человеком либо как свой собственный дух — своя душа, либо как инородный, чуждый дух, с которым возможно «беседовать» лишь при помощи посредника.

Эту роль выполняет шаман, оракул, священник, целитель, а в современном обществе — психотерапевт. Этот «чуждый дух» в разные времена люди называли по-разному: миром умерших, голосами богов, или дьявольским наваждением… В психоанализе он был назван «бессознательным».

Оказывается, что этот «чуждый дух» принадлежит миру психики, является его частью, он вовсе не отделен от человеческой души непроходимой стеной.

Психика, мир духа не может быть точно описан, как, например, какое-нибудь научное понятие. Но каждый человек способен постигать свою собственную душу через образы сновидений, художественные произведения, мифы и сказки. К.Г.

Юнг писал, что хотя человек не способен описать дух, но сам дух способен раскрывать себя в сновидениях и в художественном творчестве. Особенно ярко дух проявляет себя в народных мифах и сказках, в легендах и преданиях.

Ведь их автор — не один человек, а весь народ, поэтому образы и сюжеты этих произведений наилучшим образом раскрывают мир психики и служат ее своеобразной «картографией».

Автор — Светлана Маслова

Источник: http://www.psychology.su/tag/dux/

Психология ароматов

Психология ароматов

Не все знают, что по их любимому аромату, можно сказать многое. И это не только стоимость и марка вашего парфюма. С помощью аромата ваших духов окружающие могут составить о вас первое впечатление, которое очень часто оказывается верным.

Исходя из чего можно отметит, что если вы не знаете какой подарок преподнести человеку, просто вспомните его характер, и выбирая аромат духов именно от этого отталкивайтесь.

Специалисты интернет магазин духов поделились, какому характеру подходит тот или иной аромат.

Какому же характеру подходит тот или иной аромат духов

Классификация ароматов

К ароматам востока принято относить духи с амброй, ванилью, черным перцем, мускатным орехом, а также диптериксом душистым. Те люди, которые предпочитают подобные ароматы ценят одиночество, являются творческими личностями, чтут традиции. Очень часто они имеют высшее образование, следят за своей внешностью и коллекционируют те или иные предметы.

Те, кто любит аромат цитрусовых фруктов отличается дисциплинированным и организованным характером. Стремится быть совершенным, все тщательно планирует. В его жизни се должно быть идеально, образование, отношения, внешность.

Различные фруктовые ароматы, часто в состав которых входят персик, малина, смородина свидетельствуют о том, что их ценитель умеет быстро находить общий контакт с людьми, любит шумные компании, отличается несколько непредсказуемым характером.

Парфюмы состоящие из таких белых цветов, как например жасмина, лилии, фрезии, гардении выбирают для себя люди, которые имеют положительный,дружелюбный характер.

Отличаются надежностью и умением выслушать собеседника. Часто у таких людей мало друзей, но они их ценят. Они любят красивую домашнюю обстановку, изысканные вещи.

Ароматы состоящие из розы или же жасмина говорят о щедрой и радушной натуре человека. Стремлении дарить радость людям.

Ценителями древесных ароматов, состоят которые например из древесного, сандалового дерева, бывают личности, которые чтят традиции и устои, отличаются спокойным и сдержанным характером. Внешне такие люди очень элегантны и аккуратны. Они ведут себя уверенно и осторожно даже в сложных стрессовых ситуациях.

Ароматами зелени считаются запахи, которые ассоциируются с сеном, мхом, росой, свежескошенной травой, листьями. Ценители подобного рода запахов следят за своим физическим состоянием, очень часто активно занимаются спортом и ведут здоровый образ жизни.

Источник: http://www.berdof.com/psixologiya-aromatov/

Душа — Психея. Психика, психология. Психи… Психическое здоровье народа

В чём состоит наш менталитет и каким образом его ломают? При каких психических болезнях у людей нет интимного стыда? Какое сейчас психологическое состояние людей? Какие модели поведения, из  числа навязываемых СМИ, являются симптомами психических болезней?

Детский психолог Ирина Медведева, которая является директором Института демографической безопасности и сопредседателем Международного общества артпедагогов и арттерапевтов рассказала, что россиянам, как и жителям других стран, навязывают такие стереотипы поведения, которые являются симптомами психических болезней.

– Потому что в нашей стране после так называемой Перестройки начались попытки произвести культурный слом. Они до сих пор не прекращаются, хотя сейчас они уже не столь агрессивны, как вначале.

В моей практике подтверждается открытие величайшего швейцарского психиатра и психоаналитика Карла Густава Юнга о наличии у людей так называемого коллективного бессознательного.

Юнг так назвал глубинную память человека, в которой каким-то загадочным образом закодированы основные модели поведения, мирочувствование, мировоззрение, свойственное той или иной культуре, в которой живёт человек и в которой жили его предки.

Если в семье нарушаются фундаментальные нормы русской культуры, то психика ребёнка от этого страдает.

И напротив, когда мы просим родителей вернуться в воспитании ребенка к нашей культурной традиции, уже от одного этого возвращения к корням его психика может гармонизироваться.

– Об этом не скажешь коротко. Один из основных принципов, который пытаются сломать — это отношение к бедности и богатству.

Разве когда-либо в России полагалось относиться к богатству, как к главной цели в жизни?

Никогда богатство не ставили во главу угла. Никогда богатство не было критерием положительности человека.

Потом, русская культура общинна. У нас всегда люди любили вместе работать, вместе радоваться, вместе горевать. В Церкви это называется соборностью.

В советское время это называлось коллективизмом. В последние десятилетия пытаются человека оторвать от других людей, пытаются внушить ему, что он должен быть сам по себе.

Я помню как в первое время, когда в моду вошло выражение «это твои проблемы», оно травмировало слух. Сделано всё, чтобы общинный дух ушёл из нашей жизни, но он уйти не может, потому что он в генетической памяти всё равно есть. Он просто находится в подавленном состоянии.

От любого давления происходит какая-то обратная реакция. То есть откуда-то из под спуда этот общинный дух, не имея возможности выйти на поверхность, подаёт бессознательные сигналы человеку.

Из-за попыток культурного слома страдают и дети, и взрослые.

Первый шаг к оздоровлению психики — это перевод бессознательного недовольства, бессознательной тревоги, бессознательного чувства чужеродности того, чему в последнее время приходится подчиняться и чувства чужеродности псевдоэталонов, в сознание. А затем надо сознательно отвергнуть всё чужеродное.

– Традиционная русская культура очень патриотична. Люди за свою землю тут всегда готовы были отдать жизнь.

А им, когда произошла Перестройка, стали внушать, что у них позорная рабская история, что у них ужасное настоящее, что у них нет будущего, и многие люди на уровне сознания поверили в это, потому что люди привыкли относиться с пиететом к средствам массовой информации.

– Огромную роль играет то, что русская культура очень возвышенна. Она вся обращена в сферу идеального. В русской культуре не принято было придавать большое значение тому, что сегодня называется качеством жизни: что у тебя на столе, во что ты одет, какая у тебя мебель и так далее.

В русской культуре было принято детей как можно раньше обращать к сфере идеального, учить их любить невещественное, а если вещественное, то не то, что можно было купить за деньги, а красоту Божьего мира.

Любовь к природе, радость от неё доступны любому человеку, вне зависимости от его достатка. Любить родину, любить друзей, вообще любить ближних, любить настоящее искусство — этому всему придавалось большое значение.

Русское традиционное воспитание всегда было направленно на подавление низменного в человеке и на пробуждение и развитие верхних этажей психики.

– В последние десятилетия все делается наоборот. Сфера влечения растормаживается.

Человека провоцируют жаждать низменных удовольствий. Всё время рекламируют какие-то новые сорта йогуртов, шоколада, колбас, сыров, мебели, машин, одежды.

Кроме того, происходит растормаживание сексуальной сферы, разрушение стыда — это не просто ошибка, это страшное преступление и перед детьми, и перед взрослыми.

Я думаю, что ничего страшнее разрушения стыда вообще не существует, потому что чувство интимного стыда — это один из главных показателей психической нормы. И когда людей призывают к бесстыдному поведению как к эталону, и говорят, что нужно отбросить ложный стыд, поскольку что естественно, то не стыдно, фактически их призывают к искусственной инвалидизации психики.

– Это самые тяжелые психиатрические заболевания. Например, некоторые виды шизофрении в стадии дефекта.

Стадия дефекта — это последняя стадия любого заболевания. Шизофрения в стадии дефекта — это полный распад личности. Это тяжелая психическая инвалидность.

И, фактически, массу нормальных людей призывают подражать поведению тяжелобольных.

– Я просто уверена, что это не может не сказаться. Это не значит, что здоровые люди заболеют шизофренией, но какие-то отклонения — те или иные — рано или поздно, явно или скрыто, конечно, появятся.

– Конечно, у части людей оно не в лучшей форме, потому что многие стараются идти в ногу со временем, стараются подчиниться новым стереотипам, и, будучи нормальными, имитируют поведение душевнобольных.

Ведь навязываемые сейчас стереотипы очень напоминают психиатрические симптомы. Сейчас масса неправильных диагнозов, потому что нормальные люди могут вести себя как душевнобольные.

— Можно привести в пример агрессивное поведение, которое демонстрируется в триллерах, когда главный герой всё крушит и ломает на своем пути, выбивает двери, окна, прыгает с двадцатого этажа, а попутно по дороге с абсолютно холодным сердцем, не в состоянии аффекта, а потому что какие-то люди ему мешают, убивает их.

Здесь имитируется поведение гебоидного шизофреника. При гебоидной шизофрении в человеке сочетается подростковая агрессия и подростковая безответственность с абсолютно каменным сердцем.

То есть такой пациент не от своей горячности набрасывается на людей и вышибает двери и окна, а от полного безразличия к окружающему.

– Скажем, когда взрослые люди рекламируют какие-то новые сорта продуктов, облизываясь и сладострастно закатывая глаза, они имитируют поведение душевнобольных.

Взрослые люди, которые с таким сладострастием относятся к еде, что готовы обо всём на свете забыть, если им хочется достать что-то вкусное, и у которых еда становится сверхидеей, так что они уже не могут ни о чём ни думать, ни говорить, называются шизоидными инфантилами.

А бесстыдство, которое многие люди, особенно молодые, считают проявлением здоровой раскованности, свойственно не только пациентам с шизофренией, но ещё и больным, которые страдают истерическими заболеваниями, например, истерическим психозом.

– Обнажение на людях называется в психиатрии эксгибиционизмом.

До поры, до времени психика таких женщин может быть сохранна — пока они себя заставляют в силу моды надевать такую одежду, пока совершают над собой некоторое насилие.

А потом, когда это уже начинает нравиться, надо ставить вопрос — всё ли у них в порядке с головой? Люди, которые смотрят всякие непристойности, например, реалити-шоу, ведут себя как психиатрические больные, страдающими заболеванием под названием вуайеризм. Такие пациенты обычно подглядывают в замочную скважину, в чужие спальни, в туалет.

Фактически к такому поведению сегодня располагают нормальных людей.

— Здесь индуцируется вторичное слабоумие. Когда люди каждый день смеются над тем, над чем даже обезьяны не стали бы смеяться, их как бы заражают слабоумием.

Собственно, появляются вопросы и к современным названиям точек общепита: «Картошечка», «Ням-ням». Ням-ням — это же лепетная речь. Так говорят дети до года.

Зачем такая вывеска на ларьке? Чтобы взрослые люди деградировали.

– Нет, так сказать нельзя, но, конечно, о какой-то деградации или инволюции приходится говорить. И я не знаю, так ли легко этих людей будет вернуть в нормальное состояние, если из людей перестанут делать идиотов.

Интервью взяла Алла ТУЧКОВА

Источник

Источник: http://margashov.com/o-tom-o-syom/dusha-psixeya-psixika-psixologiya-psixi-psixicheskoe-zdorove-naroda.html

Ссылка на основную публикацию