Эффекты социального восприятия — психология

Список эффектов социального восприятия

Сущность и механизмы социальной перцепции

Восприятие (перцепция) — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств.

Социальная Перцепция— восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях. Термин был предложен Джеромом Брунером в 1947 году.

Перцепция – процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения. Когда идет речь о восприятии человека человеком, то целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии.

Часто в качестве синонима «восприятие другого человека» употребляется выражение «познание другого человека» (в исследованиях А.А.Бодалева). В содержание этого более широкого понятия включается восприятие не только физических характеристик объекта, но и «поведенческих его характеристик», т.е. формирование представления о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках.

Человек осознает себя через другого человека посредством определенных механизмов межличностной перцепции. К ним относятся:

1) познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция);

2) познание самого себя в процессе общения (рефлексия);

3) прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).

Механизмы и эффекты межличностного восприятия.

Человек вступает в общение всегда как личность и воспринимается партнером по общению также как личность.

При общении происходит формирование представления о себе через представление о другом, причем каждый индивид «соотносит» себя с другим не абстрактно, а в рамках той социальной деятельности, в которую включено их взаимодействие.

Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки.

Механизмы социальной перцепции:

1. Идентификация – отождествление себя с партнером по общению («будь ты на моем месте…»). Мы в других видим то, что находится в нас самих. Этим способом люди пользуются в реальных ситуациях взаимодействия, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место.

2. Установлена тесная связь между ид-ей и другим, близким по содержанию явлением – эмпатией. Эмпатия – способность переживать те чувства, что свойственны партнеру по общению, способность к сочувствию, сопереживанию, способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами.

Она также определяется как особый способ понимания другого человека. Только здесь имеется не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы, т.е. ситуация не столько «продумывается», сколько «прочувствуется».

Эмпатия— это способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми мыслями и чувствами.

По словам американского психоло­га Карла Роджерса, «быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохране­нием эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения „как будто».

Так ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает… Быть эмпатичным трудно. Это означает быть ответственным, активным, сильным и в то же время — тонким и чутким».

Источник: https://megalektsii.ru/s71510t1.html

Социальная перцепция — значение термина, механизмы, эффекты

Существует такое понятие, как социальная перцепция, что в переводе с латинского (perceptio), означает «восприятие». Применительно к психологии общества рассматривается то, как человек видит ситуацию, какие делает выводы. И самое главное, отмечают психологи, каких поступков следует ожидать от того или иного индивидуума, принадлежавшего к определенной группе единомышленников.

Для социальной перцепции характерны следующие функции:

  • Самопознание;
  • Познание собеседника, партнера;
  • Налаживание контактов в коллективе в процессе совместной деятельности;
  • Установление позитивного микроклимата.

Социальная перцепция изучает манеры поведения между личностями с разными уровнями развития, но принадлежавшими к одному обществу, коллективу. Поведенческие реакции формируются на основе социальных стереотипов, знание которых объясняет модели коммуникации.

Существует два аспекта социальной перцепции в изучении процессов психологической совместимости. Это следующие вопросы:

  • Исследование социальных и психологических особенностей отдельного субъекта и объекта восприятия;
  • Анализ механизма межличностного общения.

С целью обеспечения познания и понимания другого человека, а также самого себя в процессе общения, существуют специальные механизмы социальной перцепции, позволяющие делать прогнозы в отношении поступков партнеров по общению.

Механизмы социальной перцепции

Инструменты, которыми пользуется социальная перцепция, обеспечивают налаживание коммуникации между личностями и заключаются в следующих понятиях:

  • Идентификация;
  • Эмпатия;
  • Аттракция;
  • Рефлексия;
  • Стереотипизация;
  • Каузальная атрибуция.

Метод идентификации заключается в том, что психолог пытается поставить себя на место собеседника. Чтобы познать человека, необходимо усвоить его шкалу ценностей, нормы поведения, привычки и вкусовые пристрастия. Согласно этому методу социальной перцепции, человек ведёт себя таким образом, каким, по его мнению, мог бы повести себя собеседник.

Эмпатия – сопереживание другому лицу. Копирование эмоционального настроя собеседника. Только отыскав эмоциональный отклик, можно составить правильное представление о том, что творится на душе у собеседника.

Аттракция (привлечение) в понятии социальной перцепции рассматривается как специальная форма познания партнера при сформированном устойчивом чувстве к нему. Такое понимание может иметь форму дружбы или любви.

Рефлексия – осознание себя в глазах собеседника. При проведении беседы человек как бы видит себя со стороны партнера. Что о нем думает другой человек и какими качествами наделяет его. Познание себя в понятии социальной перцепции невозможно без открытости к другим людям.

Каузальная атрибуция от слов «кауза» – причина и «атрибут» – ярлык. Человека наделяют качествами, сообразно его поступкам. Социальная перцепция определяет следующие типы каузальной атрибуции:

  • Личностная – когда причина исходит от самого человека, совершившего тот или иной поступок;
  • Объектная – если причиной поступка послужил объект (субъект), на которого было направлено то или иное действие;
  • Обстоятельственная – условия, при которых был совершен тот или иной акт.

В процессе исследований, согласно социальной перцепции, было выявлены закономерности, которые влияют на формирование каузальной атрибуции.

Как правило, человек приписывает успех только себе, а неудачу – окружающим, либо обстоятельствам, которые сложились, увы, не в его пользу.

При определении тяжести действия, направленного против человека, потерпевший игнорирует объектную и обстоятельную каузальную атрибуцию, принимая во внимание только личностную составляющую.

Немаловажную роль при восприятии играет установка человека, либо сведения, относительно воспринимаемого субъекта. Это было доказано экспериментом Бодалева, который показывал фотографию одного и того же человека двум разным социальным группам. Одни сказали, что перед ними отъявленный преступник, другие определили его как величайшего ученого.

Социальный стереотип – это восприятие какого-либо собеседника, основанное на базе личного жизненного опыта. Если человек принадлежит к какой-либо социальной группе, его воспринимают как часть некоего сообщества, со всеми его качествами. Клерка воспринимают иначе, чем сантехника. Социальная перцепция разделяет следующие виды стереотипов:

  • Этнические;
  • Профессиональные;
  • Гендерные;
  • Возрастные.

При общении людей из разных социальных групп могут возникнуть противоречия, которые сглаживаются при решении общих задач.

Эффекты социальной перцепции

На основе стереотипов формируется межличностное восприятие, в котором определяют следующие эффекты:

  • Первичности;
  • Новизны;
  • Ореола.

Эффект первичности в социальной перцепции проявляется при первом знакомстве. Оценка человека основывается на информации, полученной ранее.

Эффект новизны начинает действовать в том случае, когда появляется совершенно новая информация, которая считается самой важной.

Эффект ореола проявляется в преувеличении положительных или, наоборот, отрицательных качеств партнера. При этом не учитываются никакие иные аргументы и способности. Одним словом, «мастер, он во всём мастер».

Педагогическая социальная перцепция

Восприятие учителя воспитанниками определяется взаимоотношениями в рамках образовательного процесса. Каждому педагогу важно то мнение, которое формирует его личность в глазах учащихся. Так педагогическая социальная перцепция определяет статус учителя, образ его жизни. Все это влияет на создание авторитета, либо отсутствие его, что неизбежно сказывается на качестве образования.

Способность найти общий язык с изначально социально неравными людьми, не теряя при этом чувства разумной дистанции, свидетельствует о педагогическом таланте учителя.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Источник: http://www.neboleem.net/psihologija-otnoshenij/7829-socialnaja-percepcija.php

Перцепция

Перцепция — это познавательная функция психики, формирующая индивидуальное восприятие мира. Данная функция представляет собой отражение явления или объекта целиком при его прямом влиянии на рецепторные поверхностные части органов чувств.

Одним из стержневых биологических процессов психики, определяющих сложнейшую операцию приема и трансформации информации, приобретаемой через органы чувств, которые формируют персонализированный целостный образ предмета, оказывающего влияние на анализаторы посредством комплекса ощущений, вызываемых этим объектом, считается функция восприятия или перцепция.

Перцепция в психологии это процесс прямого активного отображения познавательной сферой субъекта внутренних объектов и внешних предметов или явлений.

В виде формы чувственного отображения предмета, перцепция объединяет в себе выявление предмета как нераздельного, различение в нем отдельных качеств, обнаружение информативного содержания в нем, соответствующего цели действия, выработку чувственного образа. Перцепция является процессом осознания стимуляции сенсорных рецепторов.

Социальная перцепция

Зарождение и дальнейшее успешное развитие межличностного коммуникативного взаимодействия возможно исключительно при условии, что между участвующими лицами в данном процессе существует взаимопонимание.

То, насколько субъекты отражают чувства и качества друг друга, понимают и воспринимают окружающих, а при помощи них и собственную личность, во многом обуславливает процесс коммуникации, отношения, формирующиеся между участниками, и методы, посредством которых они реализуют совместную деятельность.

Поэтому процесс познания и постижения одним субъектом другого выступает в качестве обязательной составляющей общения. Такую составляющую условно можно назвать перцептивным аспектом общения.

Социальная перцепция являет собой одно из особо серьезных и наиболее важных явлений социальной психологии. Было введено впервые определение социальная перцепция Д. Брунером после формирования качественно другого взгляда на восприятие субъектом субъекта.

Перцепция в психологии это действие, которое зарождается в ходе взаимодействия индивидуумов друг с другом и объединяет в себе восприятие, прохождение, уразумение и оценку индивидами социальных объектов.

Понятие перцепция объединяет в себе:

  • индивидуальный процесс восприятия наблюдаемых действий;
  • трактовку воспринимаемых причин действий и ожидаемых последствий;
  • построение стратегии персонального поведения;
  • эмоциональное оценивание.

Социальная перцепция восприятие является процессом восприятия в социальном смысле социальных объектов. Это процесс, зарождающийся при личностном взаимодействии, базирующийся на естественных коммуникациях и протекающий в виде восприятия и постижения индивида индивидом.

Межличностная перцепция характеризуется зависимостью от эмоциональных реакций, взглядов, установок, представлений, увлечений и предубеждений. Природа отношений межличностного характера значительно отличается от сущности отношений общественной направленности.

Так как специфической чертой межличностного взаимодействия является наличие эмоционального базиса. Поэтому взаимодействие межличностного характера следует рассматривать в качестве причины психологического «микроклимата» коллектива.

Эмоциональный фундамент межличностных отношений объединяет в себе все виды эмоциональных реакций личности, такие как чувства, аффекты, эмоции.

Выделяют определенные механизмы социальной перцепции. В первую очередь, следует к ним отнести идентификацию, аттракцию и эмпатию.

Процессы социальной перцепции имеют существенную разницу в восприятии объектов несоциального характера. Данное отличие состоит в том, что объекты социального характера не обладают пассивными и безразличными чертами в отношении к персоне восприятия.

Читайте также:  Что звучит вместо просьбы - психология

К тому же, социальные модели всегда характеризуются наличием оценочных интерпретаций и смысловых суждений. В некотором смысле перцепция является интерпретацией.

 Однако интерпретация другого лица или группы лиц всегда имеет зависимость от прошлого социального опыта воспринимающего субъекта, поведенческих реакций объекта восприятия в конкретный момент, системы ценностных ориентиров воспринимающего лица и других факторов.

Существуют основополагающие функции перцепции, к которым можно отнести: познание себя, партнера по коммуникации, организацию коллективной деятельности, основанной на взаимопонимании и установлении необходимого эмоционального взаимоотношения.

Функции перцепции необходимы для лучшего понимания сути восприятия. В ходе коммуникативных действий необходимо наличие взаимопонимания с целью эффективного усвоения информации.

Восприятие участника коммуникации называется перцептивной стороной коммуникативного взаимодействия.

Данный процесс можно представить в качестве внутреннего фундамента процесса общения, достигшего довольно высокого уровня развитости.

Феномен социального восприятия основан на взаимопонимании субъектов. Поэтому необходимо отметить, что существует несколько уровней взаимопонимания. Первый уровень наступает при совпадении системы социальных значений и индивидуальных смыслов у общающихся индивидов, и отсутствуют совпадения в степени взаимного оценивания личностных качеств.

Примером этого уровня перцепции может служить профессиональное коммуникативное взаимодействие. Следующий уровень наблюдается при совпадении не только смысловых систем, но и степени взаимного оценивания личностных качеств.

Наблюдается он при взаимной удовлетворенности субъектов собственными эмоциями, которые возникают по отношению одного лица к другому. Третий уровень – это когда имеется высокая степень взаимно направленного доверия индивидов и их открытости.

Общение на данном уровне предполагает отсутствие друг от друга секретов, в значительной мере затрагиваемых интересы партнера.

Как и любой другой психический процесс, перцепция характеризуется своими свойствами.

Свойства перцепции включают предметность (восприятие объектов не в качестве бессвязного комплекса ощущений, а в качестве образов, составляющих определенные предметы), структурность (воспринимается предмет сознанием в качестве смоделированной структуры, абстрагированный от ощущений), апперцептивность (воздействует содержание психики), константность (неизменность восприятия предмета при изменении стимула), осмысленность (объект воспринимается посредством сознания, затем мысленно называется и относится к классу) и избирательность (выделение одних предметов над другими). Свойства перцепции развиваются зависимо от возрастного периода личности.

Механизмы социальной перцепции

Индивидуум вступает в коммуникативное взаимодействие всегда как личность, аналогично с этим он и воспринимается товарищем по общению как личность.

Общение как перцепция предполагает наличие межличностного восприятия – выработку первоначального впечатления и межличностное восприятие в целом.

Поэтому можно выделить механизмы социальной перцепции, которые представляют собой специфические способы, обуславливающие интерпретацию, понимание и оценивание индивидом партнера по коммуникативному взаимодействию.

К наиболее распространенным механизмам причисляют каузальную атрибуцию, идентификацию, эмпатию, аттракцию, социальную рефлексию. Ниже представлено более подробное описание данных механизмов.

Каузальная атрибуция представляет собой приписывание субъекту причин поведенческого реагирования. Каждый индивид непреднамеренно выстраивает собственные предположения о причинах действий воспринимаемого индивида, почему именно он ведет себя подобным образом.

Приписывая партнеру различные причины поведения, наблюдающий делает это, основываясь на сходстве его поведенческих реакций либо с каким-либо известным ему лицом либо известным образом личности, или основываясь на анализе собственных мотивов, которые могли бы проявиться у индивида в подобной ситуации.

Казуальная атрибуция действует по принципу аналогии и зависит от некоторых аспектов самоощущения личности, которая воспринимает и подвергает оценке другого.

Способ постижения другого, при котором гипотеза о его душевном состоянии выстраивается, основываясь на попытках поставить на место товарища по коммуникации себя, называется идентификацией. Другими словами, происходит сопоставление себя со вторым индивидом.

В ходе идентификации усваиваются нормы партнера, его ценностные ориентиры, поведенческие реакции, привычки и вкусы. Идентификация обладает особым личностно-значимым смыслом на конкретном возрастном этапе, примерно в переходном периоде и юношеском возрасте.

Так как на этом этапе идентификация во многом обусловливает характер взаимоотношений между молодым человеком и значимым окружением.

Общение как перцепция заключается в понимании общающимися лицами друг друга и опосредуется не только исключительно наличием общей системы шифровки либо дешифровки информации и совместно направленным действием, но и специфическими особенностями восприятия индивидом индивида.

Эмпатия представляет собой сопереживание эмоциональной направленности другому индивиду. Посредством эмоциональных откликов индивид постигает внутреннее состояние партнера.

Эмпатия основывается на умениях верно представлять и понимать, что происходит у другого индивида внутри, как он оценивает окружающую среду, что он переживает.

Эмпатийность во взаимодействии со вторым участником общения нередко рассматривается в качестве одной из наиболее нужных профессиональных черт психолога, социального работника и педагога.

Аттракция переводится, как привлечение, и может быть выражена в качестве особой формы постижения другого субъекта, основанной на выработке в отношении его стабильного позитивного чувства. В этом случае понимание товарища по взаимодействию возникает вследствие формирования к нему привязанности, приятельского или более глубокого отношения интимно-личностного характера.

Посредством перцепции и последующей интерпретации среды и социального окружения, также субъект воспринимает, а затем и интерпретирует собственную личность, действия и мотивы.

Социальной рефлексией именуют процесс и следствие самовосприятия индивидом в социальном контексте. Под социальной рефлексией в качестве инструмента социальной перцепции имеется в виду осмысление личностью собственных индивидуальных характеристик и то, каким образом они выражаются во внешнем реагировании, а также постижение того, какой она воспринимается окружением.

Межличностная перцепция восприятие, как правило, управляются всеми вышеперечисленными механизмами.

Эффекты социальной перцепции

Определенные особенности, которые препятствуют адекватному восприятию друг друга взаимодействующими партнерами, называются эффектами социальной перцепции. К ним относят: эффект ореола, проекции, первичности, новизны, средней ошибки.

Межличностная перцепция предполагает взаимное оценивание участниками коммуникативного взаимодействия, но по прошествии времени наблюдается отсутствие изменений в оценочных суждениях партнеров.

Это происходит вследствие естественных причин и именуется эффектом ореола.

Другими словами, сложившееся однажды суждение одного участника о другом не видоизменяется, несмотря даже на то, что новая информация о субъекте коммуникации накапливается и возникает новый опыт.

Эффект социальной перцепции может наблюдаться в ходе формирования об индивиде первого впечатления, когда общее хорошее впечатление ведет в целом к позитивному оцениванию и, наоборот, неблагоприятное впечатление провоцирует преобладание негативных оценок.

С подобным социальным эффектом имеют тесную связь такие эффекты, как первичность и новизна. Во время восприятия незнакомого индивида преобладает эффект первичности. Противоположным данному эффекту считается эффект новизны, состоящий в том, что информация полученная последней, является более значимой. Эффект новизны работает при восприятии ранее знакомого индивида.

Также выделяют эффект проекции, который являет собой приписывание приятному собеседнику собственных достоинств, а неприятному – собственных недостатков, другими словами наиболее отчетливо выявлять у собеседников именно те качества, которые ярко выражены у воспринимающего индивида. Эффект средней ошибки выражается в тенденции смягчать оценивание наиболее ярко выраженных черт партнера в сторону среднего.

Перечисленные эффекты следует рассматривать в качестве выражения особого процесса, сопутствующего восприятию индивида индивидом. Такой процесс носит название стереотипизация.

Таким образом, понятие перцепция представляет собой отражение вещей и ситуаций действительности во время их воздействия на органы чувств людей. При этом важную роль играет возрастной период, в котором находится воспринимающий индивид.

Источник: http://psihomed.com/pertseptsiya/

Эффекты восприятия

Психология той или иной особи, будь то человек или животное, очень сложный и до конца не изученный механизм. Многие живые существа бессознательно оказываются под влиянием определенных психологических факторов, некоторые из которых не могут объяснить даже учёные.

Эффект ОллиЭффект Олли – это биологическое явление, показывающее, что прирост популяции по отношению к ее численности (или целого вида на определенной территории) падает, если численность популяции снижается. Другими словами, каждая самка приносит больше потомства, если численность популяции выше.

Эффект Олли, названный в честь американского зоолога Уолтера Клайда Олли, полностью изменил представление об увеличении популяции. Во времена его исследований считалось, что процветать должна популяция с меньшим числом особей, т.к. каждой из них будет доступно больше ресурсов.

Другими словами, популяция должна расти медленнее, когда число особей в ней больше и быстрее, когда число особей меньше. Однако исследования Олли доказывают, что когда численность популяции снижается, то же самое происходит и с числом возможных пар – поэтому и прирост идет медленнее.

Вывод: чем больше особей в популяции, тем быстрее она растёт.

Психологические эффекты
Эффект аудитории и теория вытеснения

Эффект аудитории – это то влияние, которое аудитория имеет на человека или на группу людей, выполняющих определенную задачу у всех на виду. Этот эффект был открыт в 30-х годах XX века.

Он заключается в двух противоположных явлениях: результаты многих выступающих (атлетов в особенности) обычно оказываются выше, когда на них смотрит большое количество людей, в то время как у других присутствие зрителей вызывает чувство неловкости, поэтому они заканчивают свои выступления с худшим результатом, чем могут в действительности.

В 1965г. социальный психолог Роберт Зайонц обнаружил связь эффекта аудитории с так называемой теорией вытеснения. Зайонц доказал: будет ли влияние аудитории позитивным или негативным, зависит от относительной «легкости» выполняемой задачи.

Если, например, выступающий верит, что победит, эффект аудитории будет подвигать его к выступлению на высшем уровне. Если он в себе не уверен, то наличие аудитории может привести к ещё большему снижению его самооценки.

Эффект Пигмалиона

Эффект Пигмалиона связан с эффектом аудитории и теорией вытеснения, он соединяет в себе положительные ожидания выступающего и наивысший результат. Эффект назван в честь пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион» (по которой снят фильм «Моя прекрасная леди»), иногда его ещё называют «эффектом Розенталя».

Кроме того, существует и эффект, противоположный эффекту Пигмалиона, его суть заключается в том, что низкие ожидания приводят к низкому уровню выступления, и называется такой эффект «эффектом голема». Эффект Пигмалиона был подробно изучен в мире легкой атлетики, бизнеса и особенно образования.

В бизнесе эффект очень ярко выражен в результатах менеджеров, которые напрямую зависят от того, чего они ожидают от собственных сотрудников. Как отметил в своих исследованиях профессор Дж. Ливингстон: «То, как менеджеры обращаются со своими подчиненными, во многом зависит от того, чего они от них ожидают».

Точно так же исследование эффекта Пигмалиона, проводимое Робертом Розенталем и Леонорой Якобсон в учебном классе, доказало, что те студенты, от которых преподаватель ожидает большего, скорее всего, будут на высоте.

Социально-психологические эффекты. Эффект Брюс

Когда беременные грызуны женского пола чувствуют запах незнакомого самца, они иногда могут прервать собственную беременность. Этот эффект, впервые изученный британским зоологом Хильдой Брюс, наблюдался у некоторых мышей, полёвок, леммингов, обезьян гелада и даже у львов.

Некоторое время эффект изучался только на животных в неволе, впервые эффект в дикой природе стала изучать исследователь из Мичиганского Университета Эйла Робертс.

Самый главный вопрос в обоих случаях – почему мать убивает собственного ребенка? Робертс 5 лет изучала гелад в Эфиопии и собрала данные о 110 особях женского пола из 21 различных групп.

После анализа образцов фекалий на гормоны, которые твердо подтверждают беременность, Робертс открыла, что там, где самец утвердил свое господство, захватив группу, значительное количество самок прервали свою беременность. В группах без доминантного самца рождаемость оказалась намного выше.

Читайте также:  Мистик - психология

Ответ кроется в тенденции доминантных самцов убивать маленьких гелад, они делают это потому, что самки снова смогут совокупляться только после того, как воспитают своих малышей и у самцов не хватает терпения. Обезьяны убивают своих не рожденных детенышей, потому что знают, что они все равно умрут, это экономит потраченное время матери, силы и средства.

Физические эффекты
Эффект Ляйденфроста

Если вы когда-нибудь брызгали водой на очень горячую сковороду и видели как капли начинают крутиться, как сумасшедшие – значит, вы наблюдали эффект Ляйденфроста, названный в честь немецкого доктора Йохана Готтлоба Ляйденфроста в 1796 году.

Эффект Ляйденфроста – это физическое явление, оно наблюдается, когда жидкость оказывается очень близко к поверхности гораздо более горячей, чем температура кипения жидкости. В таких условиях жидкость создает защитный слой пара, который отделяет ее от горячей поверхности и предотвращает быстрое испарение.

В случае с капельками на горячей сковороде, в конечном итоге вода закипает и испаряется, но гораздо медленней, чем, если бы температура сковороды была выше точки кипения, но ниже точки Ляйденфроста. Этот эффект позволяет воде, при определенных условиях, левитировать над горячей поверхностью.

По этой же причине можно окунуть влажный палец в жидкий азот без последствий. Но лучше так не экспериментировать, это всё-таки опасно.

Эффект диорамы

Эффект диорамы, также известный как «псевдо-макро» или «иллюзия диорамы», описывает процесс, когда фотограф снимает реальные предметы в натуральную величину таким образом, что на картинке они получаются, как миниатюрные модели.

Иногда его еще называют эффектом «тилт-шифт», но справедливости ради надо заметить, что тилтшифтинг – это техника, всегда позволяющая создавать эффект «псевдо-макро».

Эту технику можно использовать в цифровой фотографии для того, чтобы создать впечатление, что фото было сделано с помощью специального объектива. Создание таких картинок происходит в несколько этапов.

Можно выделить несколько ключевых моментов: — сделать снимок сверху; — размыть края фотографии; — увеличить насыщенность цвета. Конечно, об этом можно рассказать гораздо подробнее. В интернете можно найти и пошаговые инструкции.

Эффект обзора

Из всех когда-либо называемых и изучаемых психологических эффектов, эффект обзора – самый редкий, лишь 534 человека побывали в условиях, в которых он возможен. Когда астронавты с орбиты или с поверхности Луны видят Землю целиком, многие описывают невероятное ощущение масштаба и перспективы, что и назвали эффектом обзора.

Выдуманный писателем Фрэнком Уайтом, этот эффект оказывает глубокое воздействие на человека, озадачивает, вдохновляет, пробуждает эмоции. Вид Земли из космоса меняет отношение человека к действительности. Астронавты возвращаются домой с новым видением того, как все мы объединены, с ощущением бессмысленности каких-либо культурных границ и с желанием заботиться об окружающей среде.

Психологические эффекты восприятия
Эффект оплошности

Представьте, что вы без памяти влюблены в девушку, и она кажется вам талантливой, доброй и красивой. Потом представьте, что вы видите, как она идет по тротуару, спотыкается и падает прямо лицом вниз. По многим причинам вы влюбляетесь в нее еще больше и сами себе кажетесь гораздо более привлекательным для нее, и все это – в результате ее неуклюжести. Изученное особо широко в мире спорта, бизнеса и политики, это психологическое явление известно как «эффект оплошности». Первоначально этот эффект был открыт и назван исследователем Элиотом Аронсоном в 1966 году. Результаты такого эффекта могут быть различными. Исследования показывают, что люди склонны любить людей несовершенных, совершающих ошибки. Эффект много анализировался и выяснилось, что, например, неуклюжие женщины больше привлекают мужчин, чем наоборот, но основной принцип (человек становится более привлекательным, показывая свои недостатки) остается.

Эффект спящего

Эффект спящего – часто изучаемый, спорный психологический эффект, который показывает, как информация влияет на мнение человека. В основном, когда видишь рекламу с позитивным слоганом, с ней (и с рекламируемым продуктом) возникают позитивные ассоциации.

Однако, через какое-то время эти позитивные ассоциация исчезают и, в конце концов, не остается вообще никаких ассоциаций с этой рекламой. Но при определенных условиях, например, если сообщение сопровождалось «репликой дисконтирования», позитивная ассоциация может остаться на более длительное время.

«Реплика дисконтирования» обычно подается в форме источника информации, который не вызывает доверия, либо сообщение идет с оговоркой, либо источник информации какой-то необычный. Когда вы видите негативную политическую рекламу, проплаченную оппонентом, вы сначала можете отнестись к сообщению с подозрением, а через какое-то время начнете верить.

Исследования утверждают, что эффект спящего реальный, но трудноосуществимый в действительности, поэтому, чтобы он был эффективным нужно неукоснительно следовать строгому набору рекомендаций.

Эффект Тамагочи

Ох уж этот Тамагочи. Если вы выросли в 90-е годы ХХ века, вероятно, он у вас был, или вы были знакомы с кем-то, у кого он был или хотя бы знали о его существовании. К 2010 году по всему миру было продано более 76 миллионов маленьких электронных зверюшек.

Для тех, кто не в курсе, Тамагочи – это маленький переносной виртуальный питомец, изобретенный в 1996 году в Японии. Владелец Тамагочи занимался кормлением, лечением, воспитанием и уборкой за своим питомцем.

Эффект Тамагочи – это психологическое явление, при котором люди становятся эмоционально зависимыми от робота или другого виртуального объекта. Такое отношение у человека может быть к Тамагочи, сотовому телефону, роботу или даже к какой-то компьютерной программе.

Исследования показывают, что эффект Тамагочи может проявиться в любом возрасте и может иметь как положительное, так и отрицательное влияние на психическое здоровье человека.

Источник: http://sci-hit.com/2013/12/effekty-vospriyatiya.html

Перцепция — социальная, функции, понятия, механизмы, эффекты

Функция психики, позволяющая познавать мир и вырабатывающая его индивидуальное восприятие, это перцепция – суть субъективизма в познании мира.

Надо отметить ключевую роль функции мировосприятия, в результате которой поступающие через органы чувств сигналы воспринимаются ими и трансформируются, в итоге преобразуется в формируемый психикой неделимый образ.

Социальная перцепция

Лишь взаимопонимание между участниками процесса может способствовать пробуждению и последующему развитию в его рамках коммуникативного между ними взаимодействия.

Способность понимать и отражать ощущения и свойства друг друга и окружающих, а через них – собственную личность, в значительной степени влияет на процесс взаимного общения, на складывающиеся отношения, а также на способы реализации совместных проектов.

Следовательно, общение должно выражаться во взаимном постижении его субъектов друг другом. Подобную составляющую и принято называть перцептивным аспектом общения.

Одним из наиболее важных феноменов социальной психологии выступает социальная перцепция. В психологии перцепция – это зарождающееся в процессе связанных манипуляций индивидуумов действие, подразумевающее объединенное восприятие и оценку этими индивидами существующих социальных объектов.

Под понятием перцепции объединяются:

  • персональный процесс мировосприятия отслеживаемых манипуляций;
  • интерпретация осознаваемых причин действий и предвидимые результаты;
  • формирование стратегии личностных поступков;
  • ємоциональное оценивание.

Межличностную перцепцию предваряет подчиненность эмоциональным реакциям, персональным воззрениям и ориентациям, пристрастиям и личной предубежденности. Суть межличностных отношений существенно отличается от сути отношений общественных. Межличностные всегда имеют эмоциональную окраску, именно поэтому их следует рассматривать как базис психологического комфорта в коллективе.

Известными и выделяемыми механизмами социальной перцепции являются: эмпатия, идентификация и аттракция.

В определенном смысле перцепция подпадает под понятие интерпретирования, при этом трактовки обособленного лица или совокупности лиц всегда обнаруживают зависимость от полученного ранее опыта персоны воспринимающей, от ее системы ценностей, а также от рефлексии (реакции) объекта оценки (созерцания) в рассматриваемый момент времени.

Различают определяющие функции перцепции: постижение самого себя, партнера по общению, постановка деятельности в коллективе с ориентацией на необходимые эмоциональные установки.

Выделение функций перцепции необходимо для осознания сути восприятия, ведь в ходе коммуникаций требуется взаимопонимание для качественного восприятия обмениваемой информации.
Взаимопонимание лежит в основе социального восприятия, в связи с этим различаются несколько его уровней.

На первом – совпадают индивидуальные смыслы и социальные значения, в качестве примера – взаимодействие на уровне профессиональном.

На втором – совпадают не только смысловые системы, однако наступает еще и удовлетворенность общающихся субъектов возникающими у них при общении эмоциями.
Наконец на третьем – индивиды столь направленно доверяют один другому, что способствует их взаимной максимальной открытости. В данном случае перестают существовать какие-либо секреты, затрагивающие интересы партнера.

перейти наверх

Социальная перцепция – механизмы

Вступающие в коммуникации индивидуумы воспринимают партнера по общению как личность, при этом также осознавая себя личностью. Если говорить об общении, как о перцепции, то в этом случае предполагается существование межличностной оценки с восприятием.

Ниже отдельно обозначим ключевые механизмы социальной перцепции, определяющие понимание и взаимное оценивание друг друга партнерами по коммуникативному общению.

Каузальная атрибуция (КА) – под ней понимается присутствие подразумеваемых причин действий партнера, в итоге индивид может приписывать ему разнообразные причины поведения, исходя из собственного опыта. КА основана на принципе аналогий и находится в зависимости от личностных самоощущений оценивающего действия партнера индивида.

Идентификация – речь в данном случае идет о сопоставлении себя с партнером по коммуникациям. В процессе идентификации становятся понятными ценности партнера, его жизненные и иные ориентиры, привычки и желания.

Общение – охватывает вопросы, связанные с пониманием партнера одним другого, в частности, особенности взаимно понятных «шифровок».

Эмпатия – в данном случае речь идет об эмоциональном сопереживании, когда используя систему сигналов, партнеры учатся правильно интерпретировать внутреннее состояние друг друга.

Аттракция – выражается как некая особая форма постижения объекта коммуникации с выработкой в его направлении стойких позитивных чувств. То есть в данном случае речь идет о привязанности, приятельских или даже более глубоко-интимных отношений.

Наконец, социальная рефлексия – в данном случае подразумевается осознание личностью собственных персональных качеств и их проявлений вовне, как они воспринимаются обществом.

Все механизмы, о которых говорили выше, оказывают управляющее воздействие на перцепцию межличностную.

перейти наверх

Эффекты социальной перцепции

Среди эффектов социальной перцепции наблюдается ряд характерных признаков, затрудняющих природное восприятие взаимодействующих партнеров одного другим. Выделяется пять подобных эффектов.

Межличностная перцепция опирается на взаимную оценку участников коммуникации, однако в процессе притирки между партнерами формируется прекращение возникновения отклонений в их взаимных оценочных суждениях.

Эффект этот называется эффектом ореола.

Иными словами, что бы ни делал один из участников партнерства, второй не изменит о нем сложившихся на определенный момент суждение вне зависимости от накопляемого нового опыта общения.

Эффект социальной перцепции вполне наблюдаем в случае, когда об индивиде складывается некое первое впечатление. При благоприятном первичном ощущении партнера оно переносится чаще всего и на дальнейшее позитивное общение и оценивание. При первом неприятном впечатлении оно тянется и в будущее, провоцируя появление и накопление дальнейших неблагоприятных оценок.

С этим социальным эффектом взаимосвязаны еще два эффекта, такие как новизна (свежесть) и первичность. Когда сталкиваемся с восприятием какого-то незнакомого нам индивидуума, доминирует эффект первичности.

Ему противоположным считается эффект свежести, который состоит в том, что информация, которая получена в заключении контакта, оказывается самой значимой.

Читайте также:  Пристройки - психология

А вот эффект новизны имеет место в случае восприятия индивида, который был знаком ранее.

Отдельно выделяется эффект проекции, при его проявлении наблюдается трансляция собственных положительных качеств на объект общения и их ему приписывание, если собеседник неприятен, то он наделяется собственными отрицательными качествами.

Имеется еще один важный эффект – эффект средней ошибки, который проявляется в стремлении оценивать партнера со смягчением его реальных и заметно доминирующих черт к некоторому среднему.

Все упомянутые эффекты необходимо распознавать в контексте процесса, который сопровождает восприятие человека человеком и который носит название стереотипизации.

Как итог всего выше сказанного. Перцепция – это отражение, как вещей, так и реальных обстоятельств в период оказываемого с их стороны воздействия на человеческие органы чувств. Немаловажную роль при этом играет возраст индивида, который воспринимает ту или иную информацию.

Источник: http://PsyTheater.com/percepciya-sut-subektivizma-v-poznanii-mira.html

Психологические механизмы социальной перцепции

Перцепция – латинское слово, означающие восприятие, которое используется для описания когнитивных процессов, что тесно взаимосвязаны с отображением различных жизненных ситуаций, явлений или объектов.

В том случае, когда подобное восприятие направлено на социальные сферы, для характеристики этого явления используется термин «социальная перцепция». Каждый человек, ежедневно сталкивается с проявлениями социальной перцепции.

Давайте разберем различные психологические механизмы социальной перцепции.

Перцепция, в переводе с латинского (perceptio), означает «восприятие»

Что такое социальная перцепция

Понятие социальной перцепции берет свое начало со времен античного мира. Многие философы и деятели искусства того времени внесли немалый вклад в формирование этой сферы. Также следует отметить, что данное понятие имеет важное значение в сфере психологии.

Перцепция – является одной из важных функций в психическом восприятии, что проявляется в виде процесса, имеющего сложную структуру.

Благодаря этому процессу человек не только получает различную информацию от органов чувств, но и преобразовывает её. Воздействие на различные анализаторы приводит к формированию цельных образов в сознании индивида.

Основываясь на вышесказанном можно сделать вывод, что перцепция характеризуется как одна из форм сенсорного воспроизведения.

Рассматриваемая когнитивная функция тесно взаимосвязана с такими навыками, как память, логическое мышление и концентрация внимания. Данное понятие зависит от силы влияния жизненных стимулов, которые наделены эмоциональным окрасом. Перцепция состоит из таких структур, как осмысленность и контекстность.

Перцепция активно изучается представителями различных сфер, включая психологов, кибернетиков и физиологов.

Во время дифференциальных экспериментов используются различные методики, включая моделирование разных ситуаций, эксперименты и эмпирическую форму анализа.

Понимание механизма работы социальной перцепции имеет важное значение в сфере практической психологии. Именно этот инструмент выступает в роли фундамента при разработках различных систем, затрагивающих сферу человеческой деятельности.

Социальная перцепция изучает манеры поведения между личностями с разными уровнями развития

Влияние перцептивных факторов

Перцептивные факторы подразделяются на две категории: внешнее и внутреннее воздействие. Среди внешних факторов следует выделить такие критерии, как движение, количество повторений, контраст, размер и глубину проявления. Среди внутренних факторов, специалисты выделяют следующие:

  1. Стимул – мотивация достижения целей, которые имеют высокую важность для индивида.
  2. Установка восприятия индивида – попадая в определенные жизненные ситуации, человек основывается на ранее полученном опыте.
  3. Опыт – различные пережитые жизненные трудности, оказывают влияние на восприятие окружающего мира.
  4. Индивидуальные особенности восприятия – в зависимости от типа личности (оптимизм или пессимизм), человек воспринимает одни и те же жизненные трудности в позитивном или неблагоприятном свете.
  5. Восприятие собственного «Я» — все происходящие события в жизни человека, оцениваются на основе личностной призмы восприятия.

Влияние психологического восприятия на взаимодействие с социумом

Социальная перцепция в психологии — это термин, использующийся для описания процесса оценивания и понимания индивидуумом окружающих людей, собственной личности или социальных объектов. Подобные объекты состоят из социальных обществ и различных групп.

Рассматриваемый термин начал использоваться в психологии в сороковые года прошлого столетия. Впервые это понятие было использовано американским психологом Джеромом Брунером.

Благодаря труду этого ученого, исследователи получили возможность рассмотреть различные проблемы, связанные с восприятием окружающего мира под другим углом.

Каждому человеку присуща социальность. На протяжении всего своего жизненного пути, человек выстраивает коммуникативные связи с окружающими людьми. Формирование межличностных взаимоотношений приводит к образованию отдельных групп, что связаны одним мировоззрением или схожими интересами.

Исходя из этого, можно сказать о том, что человек как личность, участвует в различных видах взаимоотношений между людьми. Характер отношения к социуму зависит от степени личностного восприятия и того, как человек оценивает окружающих людей. На начальном этапе построения коммуникативной связи происходит оценивание внешних качеств.

Вслед за внешностью, оценивается модель поведения собеседника, что позволяет сформировать определенный уровень отношений.

Именно на основе вышеперечисленных качеств составляется образ восприятия окружающих людей. Социальная перцепция имеет множество форм проявления. В большинстве случаев, этот термин применяется для характеристики личностного восприятия. Каждый человек воспринимает не только собственную личность, но и социальную группу, в которую он входит.

Помимо этого, существует форма восприятия, которая характерна только для участников таких групп. Именно восприятие, основывающееся на рамках социальной группы, является второй формой проявления перцепции. Последняя форма перцепции является групповым восприятием.

Каждая группа воспринимает как собственных членов, так и участников других групп.

Поведенческие реакции формируются на основе социальных стереотипов, знание которых объясняет модели коммуникации

Функции социальной перцепции заключается в оценке деятельности окружающих людей.

Каждый индивид подвергает тщательному анализу индивидуальные особенности темперамента окружающих, их внешнюю привлекательность, образ жизни и поступки.

На основе этого анализа формируется представление об окружающих людях и их манере поведения.

Механизм социальной перцепции

Социальная перцепция – процесс, на основе которого осуществляется прогноз модели поведения и реакции социума в различных жизненных условиях. Представленные ниже механизмы межличностной перцепции позволяют изучить тонкость этого процесса:

  1. Аттракция – изучение окружающих людей, которое основывается на позитивном восприятии. Благодаря этому механизму, люди получают способность близко взаимодействовать с окружающими, что оказывает положительное влияние на формирование чувственных взаимоотношений. Ярким примером этой функции является проявление любви, симпатии и дружеских чувств.
  2. Идентификация – этот механизм используется в качестве интуитивного изучения личности на основе моделирования различных ситуаций. Основываясь на собственных убеждениях, человек производит анализ внутреннего состояния окружающих. Пример: при выдвижении предположений о состоянии собеседника, человеку свойственно мысленно представлять себя на его месте.
  3. Казуальная атрибуция – является механизмом создания прогноза поведения окружающих, основываясь на особенностях собственной личности. Когда человек сталкивается с непониманием мотивов поступков окружающих, он начинает прогнозировать модель поведения других людей, основываясь на собственных чувствах, стимулах и других индивидуальных свойствах.
  4. Рефлексия – механизм самопознания, основывающийся на взаимодействии в социуме. Данный «инструмент» базируется на навыках представления собственной личности, «глазами» собеседника. В качестве примера следует представить себе диалог Васи и Паши. В этом виде коммуникации принимают участие как минимум шесть «личностей»: личность Васи, его представление о собственной личности и представление личности Васи глазами Паши. Точно такие же образы воссоздаются в сознании Паши.
  5. Стереотипизация – механизм создания устойчивого образа окружающих людей и явлений. Важно отметить, что подобные образы имеют особенности в зависимости от социальных факторов. В качестве примера стереотипизации можно привести устойчивое представление о том, что большинство внешне привлекательных людей склонны к нарциссизму, представители Германии отличаются педантичностью, а работники силовых ведомств думают прямолинейно.
  6. Эмпатия – способность эмоционального сочувствия, оказание психологической поддержки и участие в жизни окружающих людей. Данный механизм является ключевым навыком в работе специалистов из области психологии, медицины и педагогики.

Инструменты, которыми пользуется социальная перцепция, обеспечивают налаживание коммуникации между личностями

Вышеперечисленные виды познания личности окружающих, основываются не только на физических особенностях человека, но и нюансов модели поведения. Построению тесных коммуникативных связей способствует участие в беседе обоих партнеров.

Социальная перцепция находится в зависимости от стимулов, чувств и образа жизни каждого из участников межличностных взаимоотношений. Важной составляющей этой когнитивной функции является субъективный анализ окружающих индивидов.

Важность первого впечатления

Углубленное изучение социальной перцепции позволило выявить ключевые факторы, которые оказывают влияние на силу впечатлений о человеке.

По словам специалистов, во время знакомства большинство людей уделяют повышенное внимание прическе, глазам и мимике.

Основываясь на этом, можно сказать, что дружелюбная улыбка во время знакомства воспринимается как знак радушия и позитивного настроя.

Существует три главных момента, которые являются определяющими в процессе формирования первых впечатлений о новой личности. К таким факторам специалисты относят степень превосходства, привлекательности и отношения.

  1. «Превосходство» наиболее остро выражено в той ситуации, когда личность конкретного индивида в чем-то превосходящая, воспринимается как доминантная и в других сферах. На этом фоне наблюдается глобальное изменение в оценке собственных качеств. Важно обратить внимание, что влиянию «превосходства окружающих» более подвержены люди с низкой самооценкой. Именно этим объясняется тот факт, что в критических условиях люди высказывают доверие тем, к кому ранее относились негативно.
  2. «Привлекательность», являющаяся особенностью социальной перцепции – фактор, на основе которого анализируется степень привлекательности окружающих. Главная ошибка подобного восприятия заключается в том, что уделяя повышенное внимание внешним качествам, человек забывает об анализе психологических и социальных особенностей окружающих.
  3. «Отношение» основывается на восприятии человека, в зависимости от отношения в сторону его личности. Негативный эффект подобного восприятия основывается на том, что при хорошем отношении и разделении жизненной позиции, человек начинает переоценивать положительные качества окружающих.

Эффект первичности в социальной перцепции проявляется при первом знакомстве

Методика развития перцептивного восприятия

По мнению известного психолога Дейла Карнеги, для вызова симпатии у окружающих достаточно простой улыбки. Именно поэтому, желая построить прочную коммуникативную связь с окружающими, следует научиться правильной улыбке.

На сегодняшний день существует множество психологических приемов для развития мимических жестов, которые помогают усилить передачу испытываемых эмоций.

Управление собственной мимикой позволяет не только улучшить качество социальной перцепции, но и получить возможность лучше понимать окружающих.

Одной из самых действенных методик развития навыков социального восприятия является практика Экмана. Основой этого метода является концентрация внимания на трех зонах человеческого лица. К таким зонам относятся лоб, подбородок и нос. Именно эти зоны лучше всего отображают такие эмоциональные состояния, как чувство гнева, страха, отвращения или грусти.

Умение анализировать мимические жесты позволяет расшифровать чувства, которые испытывает собеседник. Данная практика получила широкое распространение в сфере психологии, благодаря чему, специалист получает возможность построить коммуникативную связь с лицами, имеющими психические нарушения.

Перцепция – является сложным механизмом психического восприятия человека. Качество работы этой системы зависит от множества различных внешних и внутренних факторов. К таким факторам относятся особенности возраста, имеющийся опыт и индивидуальные черты личности.

Источник: http://ktovdepressii.ru/terminologiya/psihologicheskie-mehanizmy-sotsialnoj-pertseptsii.html

Ссылка на основную публикацию