Эмоциональный тон — психология

Шкала эмоциональных тонов. Практическое применение

Эмоциональный тон - психология

       Продолжаем тему «Шкала эмоциональных тонов».

       Эта шкала имеет практическое применение. В этой статье мы поговорим, в том числе, и о той пользе, которую вы можете получить применяя эти знания в реальной жизни. Сначала я расскажу о методе «ДВУХМИНУТНОЙ ПСИХОМЕТРИИ» для определения хронического тона человека. Ведь именно с хроническим эмоциональным тоном нам и приходится «общаться» чаще всего.

    Двухминутным этот метод называется потому, что результат вы получаете в течении пары минут. Выглядит это следующим образом: вы общаетесь с человеком и чувствуете что что-то идёт не так. Например резкие жесты или бегающий взгляд не вяжутся с широкой улыбкой.

     ТЕЛО НИКОГДА НЕ ВРЁТ. Можно оттренировать «лучезарную голивудскую улыбку» во все 32 зуба. Но постоянно контролировать мимику, позу тела, жесты просто невозможно. И натренированный глаз мгновенно улавливает неестественность. А те, у кого глаз не подмечает эти нюансы, часто интуитивно чувствуют, что с человеком что-то не то. Лучше ему не доверять.

       Так вот. Среди беседы, сделав предварительно небольшую паузу, задайте неожиданный и никак не связанный с темой вопрос.

Например: «Когда вы в последний раз были в парикмахерской? (у массажиста, врача, косметолога, на выставке и пр.

)?» Или «Кто вас стрижёт?» Эти вопросы вы всегда потом можете обратить в комплимент типа «У вас хороший вкус, парикмахер, косметолог и т.д.». Но это ПОТОМ.

    Задав такой вопрос будьте готовы внимательно следить за движением глаз, мимикой, жестами, позой, интонацией. Всё это в комплексе скажет вам на каком уровне находится хронический эмоциональный тон человека.

       ПРИМЕРЫ.

       С огорчением, извиняющимся или заискивающим тоном, стараясь как бы сжаться в комок, стать менее заметным «Да всё как-то занят, на себя всё времени не хватает. » и т.д. — ЗАДАБРИВАНИЕ (0.385)

      С тревогой, бегающим взглядом, судорожно поправляя причёску «А что? Что-то не так? Я плохо выгляжу?» — хронический тон СТРАХ. (1.0)

    С улыбкой, больше похожей на оскал «Я выгляжу как огородное пугало?» — СКРЫТАЯ ВРАЖДЕБНОСТЬ (1.1)

    С возмущением, глядя вам прямо в глаза «Вы что себе позволяете?! Какое это имеет отношение к делу?!» и пр — АНТАГОНИЗМ.(2.0)

     Как бы нехотя «Недели 2 назад». Сказано это будет без перемены позы, слегка лениво. СКУКА (2.5)

    Принцип, я думаю, понятен. Уже потом, после того как человек ответил на этот вопрос, который выбил его в хронический тон, он минуты через 2-3 возвращается (поднимается) до своего социального тона. Но вам уже понятно, в каком тоне нужно с ним разговаривать, какие аргументы приводить. и т.д.

     Нужно заметить так же, что двигаясь вверх или вниз по шкале человек последовательно  переходит от тона к тону , не минуя ни одного. Другой вопрос, что в каждом тоне он может пребывать от нескольких секунд (и это часто бывает незаметно) до нескольких лет.

 НО НИКОГДА НЕ БЫВАЕТ ТАК, ЧТОБЫ ЧЕЛОВЕК ИЗ СТРАХА (1.0) СРАЗУ ПЕРЕСКОЧИЛ В КОНСЕРВАТИЗМ (3.0) ИЛИ ЭНТУЗИАЗМ (4.0) Кроме тех эмоциональных тонов, что описаны в тут  .http://karty-veerom.ru/shkala-emotsionalnyih-tonov/ существует ещё достаточно много промежуточных тонов.

Но они не так ярко проявляются и мы не будем забивать себе голову этой информацией.

         2 ПРИЧИНЫ , ПО КОТОРЫМ ПРОИСХОДИТ СМЕНА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ТОНА

Все события, явления, предметы,обстоятельства и т.д. можно разделить на 2 группы:

       — те, что способствуют нашему выживанию,

       — те, что угрожают нашему выживанию.

     Когда к нам приближается что-либо, способствующее (с нашей точки зрения) нашему выживанию, наш эмоциональный тон повышается. Оговорка «с нашей точки зрения»  относится к тем случаям, когда предмет или обстоятельство на самом деле не способствует выживанию — например алкоголь. Но алкоголик рад, когда видит спиртное.

    Повышение эмоционального тона происходит так же и в том случае, когда от нас удаляется что-либо угрожающее нашему выживанию. Например поздно вечером подгулявшая компания свернула в другую сторону, Избежав этой встречи мы быстро поднимаемся до радости.

      Как же поднять эмоциональный тон человека ?

    Прежде чем приступать к этому действу нужно знать ещё несколько нюансов. Чем ниже эмоциональный тон человека, тем более плотным становится для него материальный мир, и тем медленнее течёт для него время.

     У людей в низком эмоциональном тоне, ниже СТРАХА (1.0)  нет проявлений агрессии и окружающими они воспринимаются совершенно нормально.

Но у них всё в прямом смысле слова всё валится из рук, ломается, любая аппаратура часто выходит из строя, они задевают за все косяки дома, ударяются о предметы и т.д.

Это происходит потому, что они в прямом смысле слова живут в другом мире.

     В их мире предметы тяжелее, и в то же время они более хрупкие. Они не могут соотнести усилие необходимое для того чтобы поднять или удержать что-то. По этому часто роняют вещи, или часто ломают хрупкие вещи в своих руках.

Краски для них более тёмные.

Если взять двух человек в высоком  и низком эмоциональном тонах и показать им какой-либо однотонный предмет или просто лист цветной бумаги, а затем предложить этим людям выбрать такой же цвет в каталоге цветов , то разница будет очень заметна.

     Человек в более низком тоне выберет более тёмный образец, чем человек в высоком тоне. Иногда разница бывает очень существенной. То же самое можно сказать о весе предметов, и о времени. Чем ниже человек на шкале, тем медленнее он думает.

     Те, кого мы обычно называем  «растяпа», «недотёпа», «кулёма» и т.п. чаще всего абсолютно нормальные люди, просто у них очень низкий эмоциональный тон. Проведите им «ДВУХМИНУТНУЮ ПСИХОМЕТРИЮ» и вы убедитесь в этом сами.

     И ещё один нюанс :

    Если ваш тон и тон человека с которым вы пытаетесь общаться отличаются больше чем на 0,5 тона, то тот, кто ниже по тону просто не воспринимает более «высокотонного» собеседника.

Это одна из распространённых причин непонимания и конфликтов, особенно между близкими людьми.

На работе и в общественных местах от таких конфликтов спасает социальный эмоциональный тон, который как правило, выше хронического.

         И так, начинаем.

        ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ !

      Поднимая человека по шкале тонов не нужно на самом деле опускаться в его тон. Нужно просто общаться с ним в его тоне. 

      Начнём с самого низа шкалы. АПАТИЮ (0,05) сначала поднимаем до ГОРЯ (0,5). Человека в АПАТИИ сначала нужно «вернуть» в физический мир. Сделать это лучше всего путём мягких прикосновений и поглаживаний по руке, плечу или спине. Проявляя к нему сочувствие и пожалеем его. Скажем как несправедлива к нему жизнь и окружающие. и какое ГОРЕ он испытывает от всего этого.

         ВНИМАНИЕ!

  Как только получили отклик в тоне ГОРЯ тут же «тащим» его в следующий тон.

      Следующим тоном будет СТРАХ (1.0 ) через СОЧУВСТВИЕ (0.9). «Ты ни в чём не виноват. Так обстоятельства сложились. Тебе не смогли помочь не потому что все плохие, а потому, что они сами тоже в трудной ситуации . т.д.» Как только получили пару предложений в тоне СОЧУВСТВИЯ идём в СТРАХ.

      ВНИМАНИЕ !  СТРАХ, ГНЕВ, АНТАГОНИЗМ., т.е. все негативные эмоции направляем не на конкретных людей а на те обстоятельства и /или события, которые нужно устранить. 

      «А ты не боишься, что если и дальше так дела пойдут, то можно потерять работу, отношения, семью и т.п.

)?» Это заставит его задуматься над существующим положением вещей, а вам даст ту ниточку, по которой вы дальше будете вести разговор с ним.

Либо предложив ему решение как можно справиться с тем обстоятельством, которого он боится. Получили отклик из тона страха — идём дальше.

        ГНЕВ (1.5) через СКРЫТУЮ ВРАЖДЕБНОСТЬ (1.1) и ОТСУТСТВИЕ СОЧУВСТВИЯ (1.2.).

        «Такие все добренькие, слова грубого не услышишь, а на самом беле всем на всё плевать! Никто никому не нужен! только ждут чтобы их понимали и нянчились с их проблемами! «

        В тоне СКРЫТОЙ ВРАЖДЕБНОСТИ польстите этому человеку, покажите ему что он вам крайне симпатичен. И далее вызовите чем-либо его ГНЕВ.

       Получили отзыв в тоне гнева — человек начал злиться. Выпускайте этот «пар» на то, с чем нужно справиться. Не старайтесь сталкивать людей лбами.

 Даже если это какой-то конкретный человек, то выпускайте пар не на этого человека, а на какое-то его конкретное качество — лень, необязательность, забывчивость и .д.

 Избегайте делать людей врагами !

       Не пытайтесь успокоить вызванный гнев. Ещё лучше если немного пошумите сами. Он увидит в вас союзника.

     Движемся к АНТАГОНИЗМУ (2.0). Помним, что в этом тоне люди склонны всё делать наоборот. Т.е если нужно, чтобы человек начал что-то делать, то подняв его до ГНЕВА сообщаем ему что НЕ НАДО или НЕ СТОИТ делать того, что на самом деле нам как раз и нужно.

      И так мы подняли человека до АНТАГОНИЗМА. Чтобы от не «пошёл в разнос» и не застревал в этом тоне — двигаемся к СКУКЕ.  Отмечаем, что проблема решена, всё нормально и говорим это всё тоже в тоне СКУКИ.

Читайте также:  Процесс - психология

     И вот тут то нужно проявить чудеса изобретательности и поставить человеку РЕАЛЬНО ДОСТИЖИМУЮ для него и полезную ЦЕЛЬ. Не обязательно судьбоносно-значимую. Для начала любую, которая заинтересует его. Показателем этой заинтересованности будут его ответы в тоне КОНСЕРВАТИЗМА (3.0).

     Он начнёт выдвигать опасения , которые будут начинаться со слов «ДА, НО…» . Ваша задача ПРОДОЛЖАТЬ заинтересовывать его. Продвигать в своих ответах идею о том, что даже в случае неудачи он ничем особо не рискует. Зато если уж это полуууучиться ….. .

      Ну а поднявшись до ИНТЕРЕСА, или РАДОСТИ , тон 3.5, человек сам начнёт выдавать интересные идеи и способы достижения этой цели. Либо поставит другую, не менее интересную цель. Ваша задача будет теперь заключаться в том, чтобы поддерживать его на этом уровне до достижения первых положительных результатов в достижении выбранной цели.

     Надеюсь, что общий принцип как это работает вам теперь понятен. Схема, приведённая здесь сами понимаете, весьма шаблонна. И нужно каждый раз творчески привязать её к конкретной ситуации.

      !!!

     Если вы достаточно долго бьётесь над поднятием кого-то из низкого тона, а результат равен нулю или несоизмерим с временнЫми и энергетическими затратами, и вы уже начинаете терять контроль над собой и скатываетесь вниз по эмоциональной шкале — самое лучшее, что можно сделать, это ПРЕКРАТИТЬ ОБЩЕНИЕ (по крайней мере на какое-то время). Лучше займитесь тем, чтобы поднять свой собственный эмоциональный тон и начать притягивать к себе высокотонных и интересных людей. В ЖИВОЙ природе подобное притягивается только  подобным. Это только на уровне элементарных частиц противоположности притягиваются. В живой природе всё наоборот.

       Ещё одно ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ. 

       Прежде чем решить надо ли вам влезать в это занятие — поднимать кого-то по тону — решите для себя, насколько вам нужен этот человек. Если это кто-то из близких или друзей, разумеется ,это стоит делать основательно и добросовестно.

И будьте заранее готовы к тому, что как только поставленная цель начнёт достигаться (Только ещё начнёт!!!) вы уже должны будете поставить СЛЕДУЮЩУЮ ЦЕЛЬ. Т.к.

достигнув поставленной цели большинство людей склонны снова скатываться в СКУКУ или в КОНСЕРВАТИЗМ.

       Ставить новые цели — это удел немногих. и это одно из самых основных качеств ЛИДЕРА.
О лидерстве поговорим как-нибудь в другой раз. Как и когда и какие цели нужно ставить перед теми, кто выбрал вас в качестве лидера. А так же зачем вообще лидер должен ставить цели.

     Кроме того, владея данной информацией, приложив терпение и наблюдательность вы сможете со временем достаточно точно определять хронический эмоциональный тон человека и делать достаточно точные прогнозы о том как будут складываться отношения с ним, чего от него можно ожидать и стоит ли вообще заводить какие-либо отношения или совместные дела в каждом конкретном случае.

    Просто будьте наблюдательны, внимательно слушайте и анализируйте то, что  говорят интересующие вас люди  и вы приобретёте очень полезный навык, который поможет вам наладить отношения с близкими, и предостережёт от завязывания отношений, которые могут принести вам кучу проблем.

       Вы так же можете «вытаскивать» себя самих из низких эмоциональных состояний.

      Когда вы немнго попрактикуетесь в определении хронического эмоционального тона у людей, вы будете не очень приятно удивлены — насколько низок хронический эмоциональный тон у большинства окружающих нас людей. Давайте внесём посильную лепту в улучшение окружающего нас мира.

    Если каждый человек окружит себя  позитивно и конструктивно мыслящими и действующими людьми , то вокруг него создастся маленький островок безопасности. Сливаясь между собой такие островки сделают наш мир более пригодным для существования.

      Я понимаю, что это утопия. И не жду, что все в одночасье станут белыми и пушистыми. Но если ничего не предпринимать и только сетовать на то, как всё плохо, то лучше то уж точно не станет. Это не панацея. Но это не плохой способ немного улучшить жизнь себе и тем, кто вам дорог.

       НЕ БОЙТЕСЬ РАЗОЗЛИТЬ человека — в большинстве случаев это показатель того, что ЕГО ХРОНИЧЕСКИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ТОН ПОВЫШАЕТСЯ.  Просто не задерживайтесь на этом уровне, тяните его выше. Теперь вы знаете как это делать.

     В следующей статье я расскажу ещё о некоторых тонкостях и полезностях, которые вы получите, используя знания о шкале эмоциональных тонов в реальной жизни.

       ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Источник: http://karty-veerom.ru/shkala-emotsionalnyih-tonov-prakticheskoe-primenenie/

эмоциональный тон ощущений — это… Что такое эмоциональный тон ощущений?

  • Эмоциональный Тон Ощущений — (от лат. emovere возбуждать, волновать) переживания позитивного знака. Сопровождает жизненно важные ощущения, например, вкусовые, температурные, болевые. Представляет собой наиболее раннюю стадию развития эмоций в филогенезе. Синоним прельщение …   Психологический словарь
  • Эмоциональный тон ощущений — эмоции, которыми окрашены элементарные ощущения и тем самым получают соответствующую оценку, приобретают для индивида определённый смысл в контексте общего психического состояния …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
  • Эмоциональный тон ощущений — переживание удовольствия или неудовольствия при тех или иных ощущениях. НТС …   Термины психологии
  • эмоции — (от лат. emoveo потрясаю, волную) особый класс психических явлений, проявляющийся в форме непосредственного, пристрастного переживания субъектом жизненного смысла этих явлений, предметов и ситуаций для удовлетворения своих потребностей. Выделяя в …   Большая психологическая энциклопедия
  • Эмоции — (от фр. emotion  волнение, возбуждение)  субъективные состояния человека и животных, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него внешних или внутренних раздражителей и выражающиеся, прежде всего, в форме непосредственных… …   Википедия
  • Эмоциональность — Эмоции (от фр. emotion  волнение, возбуждение)  субъективные состояния человека и животных, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него внешних или внутренних раздражителей и выражающиеся, прежде всего, в форме… …   Википедия
  • Эмоции — – общее название реакций организма, в которых выражается отношение индивида к объекту, ситуации, явлению. См. Эмоция. * * * (от лат. emoveo – потрясаю, волную) – особая форма отражения психикой окружающего мира, проявляющаяся главным образом в… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
  • Эмоции — (франц. émotion, от лат. emoveo потрясаю, волную)         субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д. Сопровождая… …   Большая советская энциклопедия
  • Эмоция — (лат. emovere – возбуждать, волновать) исторически этот термин, по словам Р.Ребера, оказался чрезвычайно резистентным к попыткам его определить, возможно, никакой другой термин в психологии не сочетает такую неопределённость с частотой его… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
  • Эмоции — (от лат. emoveo – потрясаю, волную) – форма психического отражения, реагирования, выражающегося в переживании жизненного смысла явлений, предметов, информации и других раздражителей и обусловленного как ситуацией их воздействия на человека, так и …   Словарь-справочник по социальной работе

Источник: https://psychology.academic.ru/6046/%D1%8D%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%82%D0%BE%D0%BD_%D0%BE%D1%89%D1%83%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9

Эмоциональный тон

Эмоциональный тон

Эмоциональный тон — привычное внутреннее состояние человека, которое определяет его основной настрой по жизни. Эмоции – практически мимолетны: радость сменяет спокойствие, удивление – заканчивается смехом, и сменяющиеся эмоциональные волны на наше настроение в целом не сильно влияют. Настроение человека определяет его эмоциональный тон.

Так, например, в музыке, есть разные тональности – мажорные и минорные. В каждой тональности можно сыграть самые разные ноты, но общий настрой произведения будет зависеть от тональности: если мажорные – это будет бодрая и радостная музыка, а если тональность минорная, то, что бы музыкант не играл, вы услышите щемяще-грустную или тревожную мелодию.

Если у человека привычный высокий эмоциональный тон – его частые эмоции радость, интерес, довольство собой и жизнью – все то, что мы привыкли понимать под словами «хорошее настроение». Привычка к низкому эмоциональному тону влечет за собой менее приятный список – страх, злость, скука, тоска. Есть люди высокотонные, есть низкотонные.

Смотри Шкала эмоциональных тонов

Эмоциональный тон и возраст

Эмоциональные тона с возрастом меняются. Обычно, к сожалению, эти изменения заключаются в спаде от высоких тонов к низким. Сделать счастливым и радостным ребенка просто: он легко радуется самым простым мелочам: радуге в небе, найденному красивому листочку, дождику.

Время идет, и привычка к хорошему настроению сменяется спокойствием: энергия уже не та, радоваться всякой мелочи не пристало взрослому человеку. Конец этого пути легко увидеть: пожилые и старые люди склонны заполнять собой поликлиники и беседовать об ужасах жизни… Это самый типичный вариант развития.

Но — возможен и другой!

Как обеспечить стабильно высокий эмоциональный тон

  • Делитесь своим хорошим настроением с окружающими

Улыбка – это ваше все. Приучите себя улыбаться, когда вы говорите с кем-то, и ищите возможность добиться улыбки в ответ. Говорите комплименты. Делайте маленькие, неожиданные и приятные подарки!

  • Следите за ключевыми словами вашей речи

«Проблема! Ужас! Кошмар! Мне всегда приходится… Снова надо… А эти гады!» — у тех людей, которые пользуются таким словарем, настроение редко бывает на высоте. Чаще используйте, как свои ключевые слова, позитивные формулировки: «Доброе утро! Интересно! Хорошо… Как приятно слышать! Спасибо вам!»

Самое интересное, что и те, и другие слова могут одинаково справедливо сопровождать одну и ту же ситуацию…

  • Контролируйте свой внутренний текст

Когда мы говорим, кроме внешнего, есть еще внутренний текст: текст, который мы проговариваем про себя. А что вы проговариваете про себя?Пусть и внутри вас поддерживают жизнеутверждающие фразы: замените во внутреннем лексиконе слово «трудно» на слово «интересно», «неудача» на «творческая ситуация», возмущенные тирады — на «любопытно». Проведите этот эксперимент – результаты вас порадуют!

Читайте также:  Как отказывать - психология

Красивые облака над городом, подсвеченные заходящим солнцем…Свежий, холодный и бодрящий воздух раннего утра. Горячая чашка ароматного чая…Приучите себя видеть в жизни — лучшее.

В одно окно смотрели двое:

Один увидел дождь и грязь,

Другой — листвы зеленой вязь,

Весну и небо голубое!

В одно окно смотрели двое.

Верните себе детское умение радоваться даже мелочам!

Источник: https://knigarazuma.ru/article/emocionalnyy_ton

Формы эмоционального реагирования (эмоциональный тон ощущений, аффекты, эмоции, чувства, настроение)

В отечественной психологии традиционно принято выделять: эмоциональный тон ощущений, эмоции (включая аффекты) и настроения.

Характеристика различных видов эмоционального реагирования

Эмоциональный тон как реакция на ощущения и впечатления. Эмоциональный тон ощущений является филогенетически наиболее древней эмоциональной реакцией. Он связан с переживанием удовольствия или неудовольствия в процессе ощущения.

Для эмоционального тона ощущений характерно реагирование на отдельные свойства объектов или явлений: приятный или неприятный запах химического вещества или вкус продукта; приятный или неприятный звук; раздражающее или радующее глаз сочетание цветов и так далее.

Первая функция эмоционального тона ощущений, на которую указывают многие авторы — ориентировочная функция, которая состоит в сообщении организму, опасно или нет то или иное воздействие, желательно ли оно или от него надо избавиться.

Второй функцией эмоционального тона ощущений является обеспечение обратной связи, задача которой — сообщить человеку, что его биологическая потребность удовлетворена (и тогда возникает положительный эмоциональный тон — удовольствие) или не удовлетворена (тогда возникает отрицательный эмоциональный тон — неудовольствие).

Эмоциональный тон впечатлений является следующим шагом в развитии эмоционального реагирования. Он сопровождает впечатления человека от процессов восприятия, представления, умственной деятельности, общения.

Мы можем вспомнить о приятно проведенном отпуске, назвать собеседника «скучным», а лекцию — «интересной», с удовольствием рассказать о своем удачном выступлении и так далее.

Эмоциональный тон впечатлений входит составной частью в эмоции. Именно это обстоятельство дает основание делить эмоции на положительные (связанные с удовольствием) и отрицательные (связанные с неудовольствием), то есть метить их знаком.

Поэтому можно сказать, что эмоциональный тон впечатлений — это знак эмоции. Эмоциональный тон впечатлений не сводим к конкретной эмоции.

Например, страх может вызывать не только отрицательные переживания, но, при определенных обстоятельствах, и положительные.

Испытывая удовольствие или неудовольствие по поводу различных объектов, человек часто не может объяснить, что именно привлекает или отталкивает его в них.

Самое интересное заключается в том, что такой анализ и не требуется, а подчас он бы даже мешал. Еще И.М. Сеченов заметил, что «анализ убивает наслаждение», а П.В.

Симонов, в связи с этим, писал, что «если бы человек при выборе спутника жизни вел себя как вычислительная машина, он никогда бы не смог жениться».

Эмоция как реакция на ситуацию и событие

В отличие от эмоционального тона эмоция — это реакция на ситуацию, а не на отдельный раздражитель. Когда мы внезапно испытываем сильную боль, возникает страх.

И страх является реакцией не столько на сам болевой раздражитель, сколько отражает особенности ситуации в целом: угроза в настоящем, неприятные последствия в будущем, возможно, переживание неспособности противопоставить что-то травмирующему раздражителю и др.

Эмоция нередко представляет собой заблаговременную реакцию на ситуацию. Благодаря эмоциональному предвидению, человек реагирует на еще не наступившее событие: предвкушение свидания, радостные хлопоты накануне отпуска или путешествия, ожидание рождения ребенка.

Зачастую, переживания в преддверии чего бы то ни было приносят не меньшее, а то и большее удовольствие, чем реальные события.

Эмоция выступает в качестве механизма предвидения значимости для человека той или иной ситуации, механизма заблаговременной и адекватной подготовки к ней.

https://www.youtube.com/watch?v=3ugVb_A8OtA

Эмоция достаточно тонко показывает нам желательность — нежелательность, значимость — незначимость той или иной ситуации или события. Нечто может не просто не нравиться нам: это может огорчать, печалить, вызывать разочарование, гнев или скорбь, возмущать, вызывать ненависть или отвращение.

Эмоция является механизмом закрепления положительного и отрицательного опыта. Возникая при достижении или не достижении цели, эмоции являются положительным или отрицательным подкреплением поведения. Эмоции могут проявляться активно и пассивно.

Страх проявляется активно (убегание) и пассивно (замирают от страха). Радость может быть бурная и тихая. Рассердившись, человек может горячиться, а может лишь нахмуриться.

В гневе человек может буйствовать, или же никак не проявит своего гнева («все кипит внутри»).

Аффект

Аффект — это просто особый вид эмоций. Аффект есть не что иное, как сильно выраженная эмоция. Как пишет А.Г. Фортунатов (1976), если эмоция — это душевное волнение, то аффект — это буря.

Любая эмоция может достигнуть уровня аффекта, если она вызывается сильным или особо значимым для человека стимулом.

Почти всегда аффекты возникают в виде реакции, при которой происходит отреагирование напряжения.

Аффект характеризуется:

1) быстрым возникновением;

2) очень большой интенсивностью переживания;

3) кратковременностью;

4) бурным выражением (экспрессией);

5) безотчетностью, т.е. снижением сознательного контроля за своими действиями. В состоянии аффекта человек не способен «держать себя в руках». При аффекте мало продумываются последствия совершаемого, вследствие чего поведение человека становится импульсивным. Про такого человека иногда говорят, что он находится «в беспамятстве»;

6) диффузностью. Сильные аффекты захватывают всю личность, что сопровождается снижением способности к переключению внимания, сужением поля восприятия. Контроль внимания фокусируется в основном на объекте, вызвавшем аффект: «гнев застилает глаза», «ярость ослепляет».

Аффективные проявления положительных эмоций — это восторг, воодушевление, энтузиазм, приступы безудержного веселья, смеха; аффективные проявления отрицательных эмоций — это ярость, гнев, ужас, отчаяние.

Иногда аффект сопровождается ступором (застыванием в неподвижной позе). Чаще аффект имеет яркие внешние проявления, которые, в ряде случаев, приобретают разрушительный и даже криминальный характер.

После аффекта часто наступает упадок сил, равнодушие ко всему окружающему или раскаяние в содеянном, т.е., так называемый, аффективный шок.

Частое проявление аффекта в нормальной обстановке свидетельствует либо о невоспитанности (человек как бы разрешает себе экстремальные эмоциональные проявления), либо об имеющемся у него нервно-психическом расстройстве.

Настроение (эмоциональный тон в данный момент.)

Из всех эмоциональных феноменов настроение является самым неопределенным, туманным, почти что мистическим. А.Г.

Маклаков (2000) рассматривает настроение как «хроническое» эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека.

В обыденном сознании оно часто понимается как хорошее или плохое «расположение духа», как настрой (наличие или отсутствие желания) человека в данный момент общаться, чем-то заниматься, соглашаться или не соглашаться и т.д.

В большинстве учебников психологии настроение описывается как самостоятельный эмоциональный феномен, отличающийся от эмоций. По С.Л. Рубинштейну, «Настроение — не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние.

Настроение отчасти более сложно и, главное, более переливчато-многообразно и, по большей части, расплывчато, более богато мало уловимыми оттенками, чем четко очерченное чувство» С.Л.

Рубинштейн также подчеркивает, что настроение, в отличие от других эмоциональных переживаний, личностно.

В отличие от эмоций настроение характеризуется:

1) слабой интенсивностью;

2) значительной длительностью (настроение может длиться часами, а то и днями);

3) подчас неясностью его причины. Испытывая то или иное настроение, человек, как правило, слабо осознает причины, его вызвавшие, не связывает его с определенными людьми, явлениями или событиями. Например, если человек находится в плохом настроении после сна, о нем говорят, что он «не с той ноги встал»;

4) влиянием на активность человека. Постоянно присутствуя в качестве эмоционального фона, настроение повышает или понижает его активность в общении или работе.

Настроение может быть хорошим (стеническим) и плохим (астеническим). В первом случае при его устойчивом проявлении говорят о гипертимии, т.е. о повышенном натроении. Оно характеризуется приподнятостью, веселостью, жизнерадостностью с приливами бодрости, оптимизма, счастья.

Постоянное проявление гипертимии воплощается в такую характерологическую особенность как гипертимность.

Это эмоциональный стереотип поведения, который при резкой выраженности может приводить к некритическому проявлению активности: человек претендует на большее, чем умеет и может сделать, он норовит за все взяться, всех поучать, старается привлечь к себе внимание любой ценой. Такого человека часто «заносит».

Противоположностью гипертимии является гипотимия: пониженное настроение, своеобразный эмоциональный «минор», который, аналогично гипертимному характерологическому складу, может стать основой формирования гипотимного характера.

Чувства как вид эмоций

То, что чувства и эмоции тесно связаны, ни у кого не вызывает сомнений. Сложнее ответить на вопрос, как они соотносятся. Нередко эмоции называют чувствами, и наоборот, чувства обозначают как эмоции.

Эта тенденция является типичной для западной психологии.

В отечественной психологии более распространено представление о том, что чувства являются одной из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающейся относительной устойчивостью.

Чувство носит отчетливо выраженный «предметный» (объектный) характер в отличие от эмоции, имеющей характер ситуативный. Не может быть чувства патриотизма без Родины, материнской любви — без сына или дочери, т.е. соответствующего объекта любви, чувства гордости за себя — без того достижения, которым человек может гордиться и т.д.

Чувство — это устойчивое эмоциональное отношение. Чувство надситуативно. Нередко эмоции и чувства приходят в рассогласование именно по этой причине. Например, глубоко любимый человек ситуативно может вызывать раздражение, даже гнев.

При этом, базовое чувство остается неизменным, более того, переживаемый нами в конкретной ситуации гнев еще раз убеждает нас в том, насколько данный человек значим и дорог.

Чувства длительны, они выражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам. Устойчивость эмоциональных отношений может иметь разные воплощения («любовь до гроба», роль «борца за справедливость» и др.). Чувства могут быть разными «по силе».

Максимальная степень выраженности чувства — страсть. Страстно можно и любить, и ненавидеть. Страсть напоминает аффект, но это не аффект. И. Кант красочно показал отличие страсти от аффекта. Аффект, по И.

Канту, — это неожиданность, он возникает внезапно, стремительно достигает того уровня, при котором исключено обдумывание, является безрассудством. Страсти необходимо время для того, чтобы глубоко пустить корни, она более обдуманна, но может быть стремительной в достижении своей цели. Аффект И.

Кант сравнил с действием потока воды, сокрушающего дамбу, а страсть — с глубоководным течением, которое несется по определенному руслу.

Читайте также:  Запечатление любимого - психология

Для чувств характерна субъективность, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь различные значения. Для ряда чувств характерна интимность, т.е. глубоко личный смысл переживаний, их сокровенность. Если человек делится с кем-то такими своими чувствами, значит, общение идет на очень короткой психологической дистанции, это «задушевный» разговор.

Чувства выражаются через определенные эмоции в зависимости от того, в какой ситуации оказывается объект, к которому данный человек испытывает чувство.

Мать может и тревожиться за сына, и гордиться им, и разочаровываться, и негодовать — в зависимости от ситуации и реального поведения сына. Однако чувство любви при этом остается неизменным. При этом мать может испытывать тревогу и по другим поводам.

Таким образом, одно и то же чувство может выражаться разными эмоциями, а одна и та же эмоция может выражать разные чувства.

Классифицировать чувства непросто. Наиболее распространенной классификацией чувств является их деление в зависимости от сферы проявления на три группы: нравственные, интеллектуальные и эстетические.

Нравственными называют чувства, которые переживает человек в связи с осознанием соответствия или несоответствия своего поведения требованиям общественной морали.

Они отражают различную степень привязанности к определенным людям, потребности в общении с ними, отношения к ним. Таким образом, к положительным нравственным чувствам относят доброжелательность, дружбу, патриотизм, долг и др.

, а к отрицательным — индивидуализм, эгоизм, вражду, зависть и др.

Интеллектуальные — это чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. К ним можно отнести любознательность, любопытство, удивление, радость решения задачи. Хотя, возможно, в данном случае речь идет скорее об эмоциях, связанных с интеллектуальной деятельностью, а не собственно об интеллектуальных чувствах.

Эстетическими называют чувства, связанные с переживанием удовольствия или неудовольствия, вызываемые красотой или безобразием воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия.

Это понимание красоты, гармонии, возвышенного, трагического или комического.

Данные чувства реализуются через эмоции, которые по своей интенсивности простираются от легкого волнения до глубокой взволнованности, от эмоции удовольствия до эстетического восторга.

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/5797.html

Эмоциональный тон ощущений

Поиск Лекций

Эмоциональный тон ощущений является филогенетически наиболее древней эмоциональной реакцией. Он связан с переживанием удовольствия или неудовольствия в процессе ощущения. Поэтому Н. Н. Ланге относил их к элементарным физическим чувствам.

Он писал, что «…чувство удовольствия и страдания является показателем лишь наличного в данный момент соответствия между впечатлением и требованием организма. Оно есть свидетель, а не пророк». (1996, с. 268-269; выделено мною. — Е. И.).

Для эмоционального тона ощущений характерно реагирование на отдельные свойства объектов или явлений: приятный или неприятный запах химических веществ или вкус продуктов; приятный или неприятный звук, раздражающее или радующее глаз сочетание цветов и т. д.

Несмотря на разведение ощущений и эмоционального тона ощущений, до сих пор встречаются отголоски старых представлений. Так, в разряд эмоций заносится боль, хотя ее нельзя отнести даже к эмоциональному тону ощущений. Боль — это ощущение, а возникающий под ее воздействием эмоциональный тон ощущений называется страданием.

Функции эмоционального тона ощущений. Первая функция эмоционального тона ощущений, на которую в основном указывают многие авторы — ориентировочная, которая состоит в сообщении организму, опасно или нет то или иное воздействие, желательно ли оно или от него надо избавиться.

«Чувство удовольствия влечет за собой повышение жизнедеятельности и движения, направленные на сохранение и усиление приятного впечатления, а неудовольствие и страдание, обратно, понижают жизнедеятельность и вызывают движения оттягивания, обороны, самозащиты», — писал Н. Н. Ланге (1996, с. 268).

Наличие эмоционального тона ощущений дает организму при встрече с незнакомым объектом возможность сразу принимать хотя и предварительное, но зато быстрое решение вместо сопоставления нового объекта с бесчисленными типами других известных объектов. Как пишет П. К.

Анохин, благодаря эмоциональному тону «…организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособленным к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и другие параметры тех или иных воздействий, может со спасительной быстротой отреагировать на них с помощью определенного качества эмоционального состояния, сведя их, так сказать, к общему биологическому знаменателю: полезно или вредно для него данное воздействие» (1964, с. 341).

Правда, как отмечает П. В. Симонов (1966), это приспособительное значение эмоционального тона нельзя преувеличивать. Вкусовые свойства некоторых вредных веществ могут вызывать ощущение удовольствия, а неприятный на вид и вкус продукт может быть полезным для организма.

Но это лишь исключение из правила, согласно которому эмоциональный тон аккумулирует в себе наиболее общие и часто встречающиеся признаки полезных и вредных факторов, устойчиво сохранявшиеся на протяжении миллионов лет естественного отбора и ставшие, по выражению П. К.

Анохина (1964), «пеленгами».

В. Витвицки показал, что наиболее сильное переживание приятного или неприятного появляется не при первой, а при повторной встрече с эмоциональным раздражителем. Очевидно, не всякий контактный раздражитель способен «с ходу» вызывать отчетливый эмоциональный тон ощущений, определяющий полезность или вредность его организму. «Вызревание» эмоционального тона ощущений происходит постепенно.

С другой стороны, этот же автор обнаружил явление адаптации к эмоциональным раздражителям. Длительное действие раздражителя приятного характера приводит к снижению, притуплению ощущения приятного. Если же раздражитель сменить или временно прервать его действие, ощущение приятного возникает с прежней силой. Происходит адаптация и к неприятному тону ощущений, если он не резко выражен.

Второй функцией эмоционального тона ощущений является обеспечение обратной связи, задача которой — сообщать человеку и животным, что имевшаяся биологическая потребность удовлетворена (и тогда возникает положительный эмоциональный тон — удовольствие) или не удовлетворена (и тогда возникает отрицательный эмоциональный тон — неудовольствие).

Третья функция эмоционального тона ощущений, на которую обычно не обращают внимания и которая вытекает из второй функции, связана с необходимостью проявлять определенные виды поведения до тех пор, пока не будет достигнут нужный организму результат.

В самом деле, очевидно не случайно, как отмечает П. В. Симонов (1966), в эволюции сформировался механизм, по которому извержение семени при половом акте происходит не при определенном количестве фрикционных движений или через определенное время после начала акта, а при оргазме, т.

е. при получении человеком максимального удовольствия от полового акта. А это заставляет животное и человека добиваться оргазма для удовлетворения потребности в приятном ощущении.

Такую же роль играет ощущение сытости, появляющееся во время еды, положительный тон при исчезновении ощущения жажды и т. д.

То же происходит и при торможении определенного поведения, если организму оно нежелательно и вредно в данный момент; тогда возникает ощущение отвращения к объекту, ранее вызывавшему удовольствие. Воспользуюсь для пояснения этого примером, приведенным П. В. Симоновым. В случае расстройства деятельности желудочно-кишечного тракта требуется на время прекратить употребление пищи.

У животных и человека в головном мозге имеются «центры удовольствия» и «центры неудовольствия» (особенно много тех и других в подбугорной (гипоталамической) области, в миндалевидном ядре, зоне перегородки), возбуждение которых и дает соответствующие переживания. Физиологи Дж. Олдс и П.

Милнер (Olds, Milner, 1954) вживили в мозг крысы электрод, с помощью которого они раздражали нервный центр удовольствия. Затем они научили крысу самораздражать этот центр, для чего она должна была нажимать лапкой на рычажок, замыкая, таким образом, электрическую сеть. Испытываемое при этом крысой удовольствие приводило к тому, что она нажимала на рычажок несколько тысяч раз подряд.

Опыты с самораздражением затем были воспроизведены и на других животных, в том числе на обезьянах.

Имеются данные, что «зоны удовольствия» и «зоны неудовольствия» располагаются около центров органических потребностей. Так, «центры удовольствия» нередко локализуются в нервных структурах, связанных с пищевой и половой активностью, а «центры неудовольствия» совпадают с центром оборонительного рефлекса, зонами болевой чувствительности, голода и жажды.

Генезис эмоционального тона ощущений. О целесообразности наличия эмоционального тона ощущений, а Так, наследственно обусловленным является неприятный эмоциональный тон болевого ощущения и приятный эмоциональный тон ощущений типа оргазма.

По его мнению, эмоциональный тон аккумулирует в себе наиболее общие и часто встречающиеся признаки полезных и вредных факторов, устойчиво сохранявшиеся на протяжении миллионов лет естественного отбора.

Этим, безусловно, можно объяснить воздействие на животных и человека запахов пищи, одни из которых аппетитны, а другие вызывают рвоту.

Однако ряд случаев, связанных с появлением положительного эмоционального тона ощущений (в частности, при восприятии различных по качеству цветов), трудно оценить с точки зрения полезности или вредности действующего раздражителя.

Еще Леман отмечал, что желтый цвет вызывает веселое настроение (а Н. Н. Ланге добавляет сюда и красный с оранжевым), голубой цвет приятен, но холоден, зеленый цвет успокаивает, а фиолетовый вызывает меланхолию. Н. Н. Ланге писал, что цвета чистые и яркие нравятся, а цвета бледные и «грязные», т. е. смешанные и темные, не нравятся, вызывают неудовольствие.

Так же и звуки: высокие тоны имеют веселый характер, а низкие — серьезный и торжественный. Кроме того, биологическое значение удовольствия—неудовольствия у человека может полностью извращаться.

То, что для ребенка является крайне неприятным ощущением (лук, горчица, перец), для взрослого является предметом наслаждения, поскольку у него формируется потребность в острых вкусовых ощущениях.

Источник: https://poisk-ru.ru/s22803t1.html

Ссылка на основную публикацию