Естественное — психология

Естественная психология

Естественное - психология

Сэр Эрнест Резерфорд (Ernest Rutherford), президент Королевской Академии и лауреат Нобелевской премии по физике, рассказывал следующую историю, служащую великолепным примером того, что не всегда просто дать единственно правильный ответ на вопрос. «…Некоторое время назад коллега обратился ко мне за помощью.

Он собирался поставить самую низкую оценку по физике одному из своих студентов, в то время как этот студент утверждал, что заслуживает высшего балла. Оба, преподаватель и студент, согласились положиться на суждение третьего лица, незаинтересованного арбитра; выбор пал на меня. Экзаменационный вопрос гласил: «Объясните, каким образом можно измерить высоту здания с помощью барометра».

Ответ студента был таким: «Нужно подняться с барометром на крышу здания, спустить барометр вниз на длинной веревке, а затем втянуть его обратно и измерить длину веревки, которая и покажет точную высоту здания». Случай был и впрямь сложный, так как ответ был абсолютно полным и верным! С другой стороны, экзамен был по физике, а ответ имел мало общего с применением знаний в этой области.

Я предложил студенту попытаться ответить еще раз. Дав ему шесть минут на подготовку, я предупредил его, что ответ должен демонстрировать знание физических законов. По истечении пяти минут он так и не написал ничего в экзаменационном листе. Я спросил его, сдается ли он, но он заявил, что у него есть несколько решений проблемы, и он просто выбирает лучшее.

Заинтересовавшись, я попросил молодого человека приступить к ответу, не дожидаясь истечения отведенного срока. Новый ответ на вопрос гласил: «Поднимитесь с барометром на крышу и бросьте его вниз, замеряя время падения. Затем, используя формулу L = (a*t2)/2, вычислите высоту здания». Тут я спросил моего коллегу, преподавателя, доволен ли он этим ответом.

Тот, наконец, сдался, признав ответ удовлетворительным. Однако студент упоминал, что знает несколько ответов, и я попросил его открыть их нам. «Есть несколько способов измерить высоту здания с помощью барометра», начал студент. «Например, можно выйти на улицу в солнечный день и измерить высоту барометра и его тени, а также измерить длину тени здания.

Затем, решив несложную пропорцию, определить высоту самого здания». «Неплохо», сказал я. «Есть и другие способы?» «Да. Есть очень простой способ, который, уверен, вам понравится. Вы берете барометр в руки и поднимаетесь по лестнице, прикладывая барометр к стене и делая отметки. Сосчитав количество этих отметок и умножив его на размер барометра, вы получите высоту здания. Вполне очевидный метод.

» «Если вы хотите более сложный способ», продолжал он, «то привяжите к барометру шнурок и, раскачивая его, как маятник, определите величину гравитации у основания здания и на его крыше. Из разницы между этими величинами, в принципе, можно вычислить высоту здания.

В этом же случае, привязав к барометру шнурок, вы можете подняться с вашим маятником на крышу и, раскачивая его, вычислить высоту здания по периоду прецессии.» «Наконец», заключил он, «среди множества прочих способов решения данной проблемы лучшим, пожалуй, является такой: возьмите барометр с собой, найдите управляющего и скажите ему: «Господин управляющий, у меня есть замечательный барометр.

Он ваш, если вы скажете мне высоту этого здания.» Тут я спросил студента — неужели он действительно не знал общепринятого решения этой задачи. Он признался, что знал, но сказал при этом, что сыт по горло школой и колледжем, где учителя навязывают ученикам свой способ мышления.»

Студент этот был Нильс Бор (1885-1962), датский физик, лауреат Нобелевской премии 1922 г.

Что такое естественная психология, и почему ее необходимо отделить от других психологических школ и методик? Для объяснения этого, нужно сначала попытаться сформулировать и описать кризис современной психологии.

В том, что он, кризис, существует уже никто не сомневается, а с конца прошлого века говорить о кризисе в психологии считается «хорошим тоном».

В чем же выражен кризис психологии, и как его можно обозначить?

Практически все «лекари науки» так или иначе говорят о пяти симптомах:

  1. Первое и, пожалуй, самое важное, что отмечают многие исследователи — это, как ни поразительно, отсутствие в принципе такой науки как психология. У психологии как не было, так и нет парадигмы, как не было, так и нет единой методологии.
  2. Второй симптом — это разрыв, это колоссальная пропасть между теорией психологии и ее практикой. Большинство проблем, связанные с кризисом, возникают именно тогда, когда необходимо объяснить новые эмпирические данные.
  3. Третий симптом — это чудовищное изобилие альтернативных школ, направлений, течений, теорий и систем в психологии. Причем, каждое направление имеет свои особые постулаты, часто явно не сформулированные и не формализованные, свои особые термины или особое понимание терминов «общего пользования».
  4. Четвертый симптом — это отсутствие единого понятийного словаря, единого и однозначного языка психологии.
  5. Пятый симптом, это отсутствие критериев истинности и ложности учений.

Все это вместе взятое заставляет задуматься, а возможно ли дальнейшее развитие психологии, с точки зрения гуманитарного подхода, как и было на протяжении всей истории психологии? Ведь как известно, гуманитарный подход характеризуется тем, что с его помощью изучают продукты разумной человеческой деятельности, мир искусственный по происхождению, и имеют дело с невоспроизводимыми явлениями, за которыми возможно увидеть достаточно большое количество смыслов. Другими словами, гуманитарный подход не предполагает четких и ясных критериев оценки психологической методики, и, что еще хуже, именно из-за отсутствия критериев он не подразумевает повторяемости результатов. Если же мы хотим действительно помогать людям, а не заниматься весьма интересной научной деятельностью ради самой деятельности, может быть обратиться к естественнонаучному подходу? К тому, с помощью которго изучают мир внешний по отношению к сознанию человека, мир «сам по себе», естественный по происхождению, и имеют дело с повторяющимися явлениями, за которыми возможно увидеть управляющие ими законы природы? Ведь если перевести психологию в такое русло, то она становится абсолютно точной. Результаты работы можно будет точно оценить, сравнить, повторить и растиражировать? Подчеркнем, что фундаментальное отличие естественных наук от гуманитарных — именно опора на эмпирические факты. Да, конечно, естественнонаучный подход к психологии в состоянии решить практически все ее накопившиеся проблемы. К этому подходу наиболее передовые ученые стремились всегда, но всегда появлялось некое препятствие. Чтобы не углубляться в теорию, все эти препятствия можно объединить в одно: остутствие методологии, рассматривающей человека не как отдельные психику и физиологию, а как единый организм, обладающий и теми и другими свойствами, неразрывно связанными друг с другом, и имеющей точную вычислительную реализацию, способную обеспечить повторяемость результата.

Сегодня единственной системой, технологией, методологией, полностью отвечающей парадигме Естественной Психологии является система «Виртуальный сканер».

Естественная психология дает ответ на вопрос: Что есть Психика? Психика — это путь от УСТРЕМЛЕНИЯ к РЕЗУЛЬТАТУ. Рассмотрим это на примере. Однажды у человека возникает некое чувство. Постепенно оно приобретает более понятные очертания и человек начинает осознавать, что ему нужен собственный дом. Появляется желание.

Далее, в виде действий необходимых для обладания домом проявляется Воля. Возникает и крепнет Вера в том, что человек может выполнить поставленную задачу. Получается Знание (представление) о том, как этого достичь. Воображение строит весь процесс в целом. Складывается определенное окружение и обстоятельства, способствующие достижению цели.

Определяется цепь событий, которые необходимы для обладания домом, события начинают происходить. Явно видна повторяемость и закономерность определенных стадий процесса. В итоге человек получает собственный дом. Он фиксирует все, что для этого было необходимо и получает опыт. Удивление! Человек понимает, что не удовлетворен. Снова появляется некое чувство.

Теперь человеку нужна семья. Все это называется Жизнью.

Но всегда ли все происходит именно так? Нет, не всегда. Далеко не всегда. Чаще всего люди не достигают поставленной цели. Чаще всего человек в итоге получает усталость, эмоции, неудачи, «раскол» психики, комплексы, болезни, проблемы с окружающими людьми. То есть все, кроме дома.

В общем: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». В связи с этим возникают вопросы:

  1. Почему человек редко добивается того, чего он хочет?
  2. Что ему мешает?
  3. Как избежать неудач?

Далее последовательно развернем ответ на каждый поставленный вопрос. Этапы психического процесса и короткий комментарий к ним:

  1. Однажды у человека возникает некое чувство. Постепенно оно приобретает более понятные очертания. Включение энергетической системы психики. «Напряжение» между Рациональным и Иррациональным. Появление Идеи. «Расстроенность психики» на данном этапе выражается в усталости и аффектах.
  2. Человек начинает осознавать, что ему нужен собственный дом. Появляется Замысел и Желание. Подключение исполнительной системы психики. Конкретизация Идеи. «Расстроенность психики» здесь дает нарушения целостности, приводит к неудачам.
  3. Далее, в виде действий в направлении обладания домом проявляется Воля. Возникает и крепнет Вера в том, что человек может выполнить поставленную задачу. Человек получает Знание о том, как этого достичь. Его Воображение строит весь процесс в целом. Возникает другой человек люди, обстоятельства (Проведение), способствующие достижению цели. Определяется цепь событий (Судьба), которые необходимы для обладания домом, события начинают происходить (Необходимость). Явно видна повторяемость и закономерность определенных стадий процесса (Порядок). В итоге человек получает собственный дом (Удача). Он фиксирует все, что для этого было необходимо и получает Опыт.

На данных этапах происходит подключение обеспечивающей системы Психики, начинается реализация Идеи и «запуск» функций организма с целью получения необходимого биологического, химического и физического «образа» определенного поведения.

«Расстроенность психики» здесь дает комплексы (истерия и др.), сужение сознания, расщепление сознания, болезни, проблемы в отношениях с окружающими людьми. Примечание. Этапы психического процесса разделены условно. Практически они вытекают один из другого (встроены друг в друга). При этом есть три очень главных момента, о которых редко задумываются:

  1. Человек никогда до конца «не ведает, что творит».
  2. Никто не знает «что будет вечером».
  3. Но, тем не менее, все «работают более или менее согласованно».

Это имеет место потому, что: человек находится под постоянным управлением некоей программы. От этой программы полностью зависит любой аспект, как Жизни, так и Смерти. Управляющая программа называется Психикой. Далее мы будем использовать более привычный термин «Психика». Психика состоит из частей, каждая из которых отличается особенностями организации. При этом каждая часть входит в состав других частей:

  1. Личная психика (человек). Также называется Душой. Входит в состав Коллективной психики и Неведомого.
  2. Коллективная психика (семья, группа, нация, государство, человечество). Входит в состав Души и Неведомого.
  3. Неведомое. Входит в состав Души и Коллективной психики. Содержит Идеи. Идеи — порождающие структуры психики в целом. Идея вещи не просто существует, но ее существование крепчайшими нитями связано с интимно-жизненным человеческим мироощущением.

Каждая часть психики, в свою очередь:

  1. Состоит из иррациональных и рациональных компонентов.
  2. Пропорции компонентов для каждой части возможны любые.
  3. Комбинация пропорций является результатом определенной «настройки» или состояния.

Системы. Психика имеет системы:

  1. Энергетическая система.
  2. Исполнительная система.
  3. Обеспечивающая система.
Читайте также:  Милосердие - психология

Диагностика. (позволяет детально определить состояние психики)

В технологии «Виртуальный сканер» диагностика состояния психики основана на трансцендентальной функции. Психологическая «трансцендентальная функция» возникает из соединения содержимого бессознательного с содержимым сознания. Другими словами: на первом этапе определяются характеристики сознания.

Затем по принципам аналогии определяются характеристики других «слоев, конструкций, систем» психики. Проблема эта тождественна имеющему всемирное значение вопросу: «Что конкретно должен сделать человек, чтобы урегулировать свои отношения с бессознательным?» Этот вопрос является фундаментальным вопросом любой религии и философии.

Ибо бессознательное — это не какая-то там конкретная вещь; оно — это имеющее к нам непосредственное отношение Неведомое.

Источник: http://drego.ru/psychology

Психономия – это естественная психология!

Психономия – это естественная психология!

Само название данной науки направляет наше внимание на две основные сферы самореализации человечества. Первая сфера — это «psycho» — определяет устройство души, внутренний мир. Вторая сфера — это «nomos» — значит законы окружающего мира. В целом переводится с латинского — законы устройства души.

Данная наука представляет собой локально глобальную концепцию целостности человека с окружающим миром.
До сегодняшнего дня существовали, и существует ряд наук, с помощью которых человечество окультуривает стихию своей природы и природу среды своего обитания.

В настоящее время существует множество наук, разделённых между собой на разные направления, которые почти ни в чём не пересекаются! Но человек представляет собой для всех наук перекрёстную точку. Он собой, своим вниманием и осознанием объединяет существующие науки.

На основании этого смысла, наука Психономия представляет собой новый раздел в среде точных и гуманитарных наук! Данный раздел называется «смежный».
В науке Психономия человеческая сущность представляется центральной и фундаментальной точкой, после которой всё что было, есть и будет последовательно охарактеризовано.

Наука Психономия состоит из точных знаний, которые вложены во множество схем, систем элементарных и периодических таблиц. В них разложены по полочкам свойства и законы времени, которое естественными способами влияют на формирование психологии человека и общества.

Эффективность данной науки проявляется в информации особо точных теорий и аксиом, которые доступны пониманию с одного раза, а в последующем — применению в практике. Наука применяется во всех сферах самореализации человека, поэтому данную науку необходимо характеризовать естественной психологией вокруг оси человека на 360 градусов.

Знания этой науки позволяют освоившему их человеку структурировать всё, чего коснётся его внимание. Структурировать — это значит стандартизировать, понять, осознать и обладать, при необходимости, возможностью влиять и развивать сферу, занявшую внимание специалиста Психономии.

Концепция данной науки раскрывает новые возможности перед человечеством – это особо эффективное развитие себя и тех индивидуумов, с которыми производятся отношения.

До знаний технологий из этой науки мы жили по теории Эйнштейна «Всё в жизни относительно», но сегодня у нас есть возможность перейти на более точный порядок и смысл, с помощью аксиомы науки психономии «Всё в жизни сравнительно».

Теория «Всё в жизни относительно» привела человечество к глобальным статистическим теориям о неточности того или иного мнения людей! Теория «Всё в жизни сравнительно» позволяет человечеству определять приоритет и перевес более точных и практичных знаний, из которых возможно извлечь истину, ведущую к усовершенствованию человечества!  Психономия изложена на объединённом языке теологии, психологии и физики. К настоящему времени данная наука автоматизирована для пользователей интернета на украинском, русском и английском языках.

С квентиллионной точностью пользователь обладает возможностью получить характеристики об устройстве  человека, то есть о себе или о ком-то, с помощью программы «Сканер индивидуума» и «Венец образования». Данные две программы  мгновенно отреагируют на запросы пользователя. Пользователь за считанные минуты в темп своего чтения получит ответы, которые самому пришлось бы извлекать, может быть и годы!

На основании данных науки Психономии изложены неопровержимые факты того, что время рождения абсолютно влияет на весь характер человека. С возрастом индивидуумы только укрепляются в стихиях своего характера. Необходимо осознать, что с первой секунды рождения, с первым вздохом человек начинает впитывать информацию из окружающей среды.

Процесс впитывания окружающей информации формирует в человеке знания, из которых формируется индивидуум, личность. Первый самостоятельный вдох включает работу памяти и формирование изобилия нейронов. С момента рождения человек переключается на самостоятельный режим самореализации в окружающем его мире.

В данный момент в человеке фиксируется то настроение, которое свойственно году двенадцатилетки, поре года, дню месяца, времени суток. Взрослые люди не особо замечают влияние времени на их настроение, они вращаются по годам, месяцам, неделям и суткам, как по кольцевой.

В момент рождения бесформенная психика ребёнка начинает свою деятельность, в данный момент ребёнок принимает текущее настроение окружающей среды за основу жизненных порядков. Соответственно новорождённый принимает текущее настроение общества, за доспехи необходимые для личного выживания. Всё это происходит автоматически и почти никто из людей на это не влияет.

Время состоит из законов, которые влияют в первую очередь на нас людей и на всё, что вокруг нас находится. Время в своём устройстве симметрично с устройством души человека, то есть с нашей психикой! Законы времени основательно состоят из двенадцати уровневых систем, которые возможно наблюдать как в малых значениях, так и больших.

Но текущая логика человечества работает по десятизначным правилам. Этот разнобой не позволяет человеку развиваться и достигать состояния Целостности личности индивидуума. Таким образом, происходит тысячелетняя борьба полноценной психики с неполноценной логикой! Всё вокруг и внутри нас представляет собой устройство или строение.

Одним из самых важных строений представляется в первую очередь человеческое настроение. Слово «настроение» мы можем повторять много раз на день или слышать от других людей. При этом, возможно, ни разу не ставить перед собой вопрос: «А что это такое, настроение?».

Непосредственным смыслом термина «настроение» является состояние устройства души, а приставка «на» обозначает воздействие извне на строение души. Соответственно, на наше настроение от рождения воздействуют наши родители, они настраивают нас по уровню своего восприятия жизни.

В процессе их настраивания и воспитания, они учили и учат нас тому, чтобы мы не делали тех ошибок, которые в своё время навредили им, при формировании их личности.

Да, конечно, было бы всё хорошо, если бы наши родители всесторонне развивались и не вычёркивали бы из своего восприятия, а именно того, что им непонятно или непосильно! И они правы, но только со своих позиций, которые представляют собой «пылинки на основе пылинки» из общих знаний законов жизни. Данные знания представляют собой крохи, с помощью которых наши родители существуют.

Именно существуют, потому что такой образ полноценной жизнью охарактеризовать нельзя, когда люди существуют с ожиданием наступления смерти тела. А всем доступную возможность восполнить свою душу личным развитием они не используют. Так поступают наши родители по своим личным решениям. Они в процессе своего формирования впитали некоторые крохи истины, из общего строения Гармонии Жизни.

При этом останавливают своё стремление, в отношении дальнейшего, необходимого развития себя, то есть своей человеческой сущности. При этом они считают, что всё необходимое для дальнейшей жизнедеятельности впитали. Таким методом воспитывают и нас наши родные, близкие и общество.

В силу данных причин, мы, люди, не доучены или не научены до необходимого уровня развития себя, чтобы влиять и контролировать свойствами времени.

Поэтому время проявляет силу своего контролирования над психологией и жизнью человечества! На основании данных причин человек от момента зачатия и с момента рождения находится во власти законов времени, в процессе всей своей жизни и до конца своего существования.

Общество людей естественно разделено на три основные группы восприятия жизни — это теологическая группа, психологическая группа и физическая группа. Каждая из указанных групп принадлежит к одной из трёх основательных частей времени! Теологическая группа общества основывается на свойства времени приближающихся событий, то есть на будущее.

Это закрепляется множеством предвидений пророков. Пророки предсказывали и предсказывают с абсолютной точностью приближающиеся события. Соответственно, теологическая группа совмещает предсказания пророков о будущих событиях, с текущими отношениями. Поэтому Верующие люди мыслят последовательно из будущего к настоящему! Физическая группа общества основывается на свойства времени текущих событий, то есть на настоящее. Это закрепляется множеством подтверждающихся фактов, которые возможно проверить в любой необходимый момент, с помощью современных наук и личных опытов индивидуума. Физическая группа соединяет недалёкое прошлое с недалёким будущим, при этом доверяется только текущим проявлениям. Психологическая группа общества основывается на свойства времени уходящих событий, то есть на прошлое. Это закрепляется обилием опыта исследований и толкований истории с прагматических позиций. Психологическая группа людей особо основывается своим вниманием на глубины прошлых событий, которые последовательно проявляются в текущих отношениях.

Данные разветвления внимания и позиций общества людей служат причиной к существованию объединённого языка, необходимого для взаимопониманий сторон. Объединённый язык изложения данной науки основывается на законе дипломатии, который «Укрепляет важность сторон, по мере их участия в теме отношений».

Смысл жизни человека объединяет разные позиции общества людей! Смысл жизни человека заботит каждого из нас, соответственно у нас иногда слаживается получать ответы на этот вопрос, но получаемые ответы формируют новые вопросы! И так не одно тысячелетие нас заботит данный вопрос, и мы точно не знали, в чём заключается смысл жизни человека.

На основании дипломатических законов сложилось сформировать структурный план смысла жизни каждого человека, с его свойствами и способностями индивидуальной самореализации. Не секрет, что всё, что существует вокруг нас, состоит из определенной информации, также и мы состоим из информации собранной в нашем физическом теле и в телах других людей взаимодействующих с нами.

Информация, характеризующая человека, распределяется на мораль — опыт, этикет – текущее проявление и нравы – целевое стремление. Данное распределение позволяет нам вникнуть в строение человека и выявить смысл жизни человека и человечества.

Совершенство и усовершенствование человека представляет собой первостепенный смысл жизни человека! В настоящее время Совершенный Порядок присутствует среди нас и внутри нас, но почти никто из нас не реализует Его в необходимой мере в своей жизни. Причина этого — в сущности человека, из-за перевеса нравов или морали.

Данные качества перетягивают человека на свою сторону, предавая приоритетную важность одной из сторон. Равновесие собой представляет третью позицию, равность сторон и это лучшее состояние человека.

Особая сложность заключается в том, что нелегко определить текущее состояния человека и какая в нём сторона преобладает или все-таки человек находится в равновесии! Многие люди бывают в состоянии гармонии, но это состояние не стабильное! В состоянии гармонии у человека накапливаются ресурсы, которые ему тяжело удержать при себе.

Обстоятельства склоняют человека к непредвиденным расходам, они создают вакуум вокруг него, который выжимает из человека положительный потенциал, достигнутый им. Другие события, связанные с действиями или бездействиями, так же могут влиять на экономическое состояние человека. Когда надо действовать, а когда надо бездействовать — также сложные моменты.

Читайте также:  Позиция непричастности - психология

Соответственно, люди, которые находятся в относительном равновесии, являются популярными в обществе.

На них равняются люди, которые подвержены влиянию крайностей! Барьеров в области развития и совершенства не существует, барьеры существуют в области удержания ресурсов! Ресурсы нужны всем без исключения, из-за ресурсов происходит конкуренция, в которой слабые поглощаются сильными, от меньшего к большему! Человечество сражается между собой за обладание ресурсами и это происходит большую часть времени существования людей! Образование государств смягчило конкуренцию людей между собой, она происходит по законам государства. Государств много, также и законов. Законы формируются в силу происхождения народов и их территориального места нахождения страны. Сколько народов, сколько государств — столько и законов!

Существующие государства разделяются на четыре группы, четыре культуры: Севера, Юга, Запада, Востока. Соответственно у каждого конца света своя религия, на фоне которых формируются законы морали, этикета и нравов.

Наука Психономия дипломатическими способами объединяет существующие знания культур континентов, религий и народов в одном человеке! Таким образом, человек приобретает необходимое для себя состояние целостности своей личности.

Для того, чтобы начать развиваться индивидууму, для этого ему необходимо выяснить какое у него состояние в настоящий момент! Для этого наукой Психономия представляются две автоматизированные программы «Сканер индивидуума» и «Венец образования».

Данная наука опережает существующие технологии на десятки лет! Поэтому искать параллельные источники не имеет смысла в отношении рациональности использования своего внимания и времени. Многие источники могут в преимуществе дополнять данную тему, как основную о совершенном устройстве человека и его возможностях.

На сайте Психономия представлены всем доступные двадцать законов жизни человека и две платные программы о человеке. Платные программы созданы для доступности желающих в любой момент воспользоваться определёнными знаниями и технологиями данной науки с помощью интернета!

Источник: http://kartinamira.info/selfactualization/440-psychonomy-is-natural-psychology

Естественнонаучные основы психологии

Естественнонаучные основы психологии

ІІ. Естественнонаучные основы психологии

Наука психология – это наука особого типа. До сих пор окончательно не определено, считать ли психологию естественной наукой или гуманитарной. Одной из основных проблем научной психологии является вопрос о материале — субстрате психических явлений и решение этой проблемы восходит к философии древнего мира.

Философы древнего мира таким материалом-субстратом считали душу человека. Аристотель написал целый трактат «О душе» – первое специально психологическое сочинение, которое в течение многих веков оставалось главным руководством по психологии. Он говорил, что душа – «необходимо есть сущность в смысле форм естественного тела, обладавшего в возможности жизнью». Т. е.

он говорил, что «если бы глаз был живым существом, то душой его было бы зрение».

То есть душа есть сущность живого тела, «осуществление» его бытия, также как зрение – сущность и «осуществление» глаза как органа зрения.

Аристотель заложил глубокие основы естественнонаучного подхода к изучению психики. Великий философ XX века Ф. В. Асмус характеризует его как «подлинного отца будущей материалистической психологии». Главная функция души, по Аристотелю, — реализация биологического существования организма.

Нужно сказать, что такое представление закрепилось впоследствии за понятием «психика». С точки зрения материалистического естествознания психика явилась одним из факторов эволюции животного мира.

Что же касается понятия «душа», то оно все более сужалось до отражения преимущественно идеальных, «метафизических» и этических проблем существования человека. В системе наук психологии должно быть отведено совершенно особое место, потому что это наука о самом сложном — о психике человека.

А психика человека – это свойство самой высокоорганизованной материи. Венец психики — мозг человека.

Важной особенностью психологии является то, что в ней как бы объединяются объект и субъект познания.

Наконец, особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях.

В 19 веке в качестве первоочередной выдвинулась проблема нейрофизиологических механизмов психической деятельности и поведения и решение этой проблемы исходило из естественнонаучного положения о тесной связи психики и мозга, из того, что ощущение зависит от мозга, нервов, «сетчатки» и т. д.

, то есть от определенным образом организованной материи. Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт отражения особым образом организованной материи.

В соответствии с этим психология в своем развитии, в решении стоящих перед нею теоретических и прикладных задач опирается на достижения и выводы наук, исследующих строение и деятельность мозга – материального субстрата психических явлений.

Особое место среди этих наук занимает нейрофизиология, прежде всего ее раздел, который рассматривает закономерности высших нервных процессов, имеющих то или иное психическое проявление.

Этот раздел называется теорией высшей нервной деятельности и по своей значимости для психологии справедливо оценивается как ее естественнонаучная основа. Теория высшей нервной деятельности раскрывает законы материальных процессов в мозге, отражательную сторону которых изучает психология.

Она усиливает материалистические позиции психологической науки, обеспечивает углубленное познание психических явлений в единстве с реализующими их физиологическими функциями мозга.

Учение о высшей нервной деятельности является естественнонаучной основой психологии потому, что оно дает возможность правильно соотнести психические функции с соответствующими формами работы мозга и обеспечить, таким образом, научный подход к познанию психических явлений. Основные положения нейрофизиологии, играющие роль естественнонаучных опор научного решения психологических проблем, можно свести к следующему:

1) Работа мозга вообще и в том числе его психическая активность имеет рефлекторный характер; она обеспечивает связь организма с окружающей его средой посредством отражения условий существования и состояний самого организма. Психика является высшим звеном регуляции отношений между организмом и средой. При этом психическая активность не сводится к простейшим формам рефлексов.

2) Психическая деятельность представляет собой высший уровень функционирования мозга, специфической чертой которого является отражение действительности в виде образов, понятий, переживаний и волевых побуждений к действиям.

Каждое психическое явление — это особое, связанное с сознанием проявление некоторых сочетаний головного мозга, обусловленных, в конечном счете, внешними воздействиями. Каждое психическое явление имеет свой нейрофизиологический субстрат, который необходимо раскрыть и изучить, потому что в противном случае познание психического явления не будет полным.

Познавательная и эмоциональная активность, волевая регуляция действий и нововведения – все это предполагает соответствующие процессы в нервной системе. Человек эти процессы непосредственно не воспринимает.

Он имеет дело с информацией о внешнем мире, он более или менее точно оценивает собственное состояние, но внутренняя работа мозга, в отличие, например, от работы сердца, скрыта от самонаблюдения. Понадобились тончайшие методы современной нейрофизиологии, чтобы оказалось возможным представить общую картину мозговой динамики – материального субстрата психической активности.

3) Важными объяснительными принципами для понимания психических явлений служат физиологические представления об условном рефлексе, а также о родственных ему физиологических механизмах (доминанта, функциональная система и др.).

Современные успехи в изучении работы мозга связаны с именами выдающихся отечественных ученых И. М. Сеченова и И. П. Павлова. И. М.Сеченов, развивая рефлекторный принцип деятельности мозга, раскрыл перспективу физиологического анализа сложнейших форм психики человека. И. П.

Павлов явился основателем нового направления нейрофизиологии, которое получило название учения об условных рефлексах или физиология высшей нервной деятельности.

Это учение родилось, как стремление дать научный, объективный ответ на частный, в сущности, вопрос о физиологическом механизме так называемого «психического слюноотделения».

Однако, прошедшее с тех пор время доказало, что теория высшей нервной деятельности становится наукой о действительно высших формах работы мозга, которые лежат в основе человеческого сознания, и обеспечивают психическую регуляцию деятельности.

В развитие нейрофизиологии большой вклад внесли: И. К. Анохин, И. С. Береташвили, В. М. Бехтерев, А. Р. Лурия, Б. М. Теплов, А. А. Ухтомский и многие другие.

В пособии приводятся в соответствии с программой курса «Основы психологии» различные рисунки, схемы, позволяющие глубже и нагляднее представить изучаемые в лекции проблемы.

Источник: http://po-teme.com.ua/psikhologiya/knigi-po-psikhologii/kniga-osnovy-psikhologii-i-pedagogiki-uzunova-n-s-tulyakov-yu-t/1233-estestvennonauchnye-osnovy-psixologii.html

Естественно-научные основы психологии

Естественно-научные основы психологии

В отличие от неорганической природы живой организм беспрерывно взаимодействует с окружающей средой. Эволюция организма, начиная от простейшего живого существа типа вируса и заканчивая человеком, это смена усложняющихся форм взаимодействия.

Организм без внешней сре­ды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него.

Без понимания изменений среды и ее влияния на ор­ганизм не может быть понято развитие психики человека ни в ее филоге­незе (развитие человека из животного мира), ни в онтогенезе (форми­рование личности человека).

В самом начале развития жизни наметились две основные формы изменчивости во взаимодействии организма и среды.

Они и определили уже у одноклеточных организмов разделение всех живых существ на две основ­ные ветви: растений и животных.

Взаимодействие организма и среды в его любой форме возможно по­тому, что даже самому простейшему организму свойственна физиологическая форма отражения среды – раздражимость.

Раздражимость представляет собой способность живого существа отвечать на непосредственные воздействия среды процессами, поддержива­вшими жизнь организма.

Чувствительность – это свойство, приобретенное животными, на определенных этапах эволюции отражать воздействие среды. С помощью чувствительности организм всегда субъективно отражает воздействие среды.

С ее появлением начинается эволюция психического отражения, высшей формой которого является сознание [22, с. 110].

Первоначальной формой психического отражения и регуляции поведения являются инстинкты.

Инстинктами называют врожденные, сложные, биологически целесо­образные и потому наследственно закрепленные формы поведения.

Чем более высокоразвито позвоноч­ное животное, тем легче изменившиеся условия среды снимают устарев­шие инстинктивные формы поведения.

Навыками у животных называются приобретенные в индивидуальном опыте формы поведения, которые обеспечивают дифференцированное приспособление животного к меняющимся условиям среды. По своим ме­ханизмам навыки являются сложными условными рефлексами и осуще­ствляются с помощью высшей нервной деятельности.

В жизни навыки, развиваясь, приводили к возникновению наиболее сложной формы поведения животного – рассудочной. Рассудочные, их еще называют интеллектуальными, – это формы поведения, направленные на решение новых задач не путем унаследованных или ранее приобретенных в личном опыте способов, а на основе отражения существую­щих между предметами связей и отношений.

Известно, что рассудочное поведение – основная форма деятельности человека. Нам общи с животными все виды рассудочной деятельнос­ти: индукция, дедукция, абстрагирование, анализ незнакомых предметов.

Развитие простейшего рассудочного по­ведения животных было связано с возникновением возможности пред­метного отражения их на основании комплекса ощущений.

Так, шимпан­зе способны различать и запоминать треугольники, шары, пирамиды по их окраске и форме и использовать эти дифференцированные представ­ления в своем поведении.

Основной признак психики человека состоит в том, что кроме наследственных и лично приобретенных форм поведения человек владеет новым, важнейшим средством ориентировки в окружающей действительности – знаниями, которые представляют собой концентрированный опыт человечества, передаваемый посредством речи. Психика человека фор­мируется и постоянно обогащается в условиях социального окружения, в процессе усвоения социального, общественного опыта.

Высшей формой психики является сознание человека, которое возникло, как мы уже отметили, в процессе общественно-трудовой практики. Со­знание неразрывно связано с языком и речью. Благодаря сознанию чело­век произвольно регулирует свое поведение.

Психика является продуктом деятельности коры больших полушарий головного мозга. Эта деятельность называется высшей нервной деятель­ностью. Открытые И.М. Сеченовым, И.П. Павловым и их последовате­лями принципы и законы высшей нервной деятельности являются естест­венно-научной основой современной психологии [22, с. 112].

Читайте также:  Шкала гибкости поведения - сат - психология

Чтобы правильно понимать взаимосвязь психики и мозга, необходимо иметь представление о строении и функциях нервной системы человека.

Следует отметить, что основная функция нервной системы – это интеграция внешнего воздействия с соответствующей приспособительной реакцией организма.

Центральная нервная система (ЦНС) состоит из спинного и головного мозга, в котором различают серое вещество, являющееся скоплением нервных клеток, и белое вещество, представляющее собой пучки нервных воло­кон, соединяющее одни клетки их группы с другими.

У клеток коры головного мозга есть особенность, очень важная для психической деятельности и отличающая их от всех других клеток орга­низма: на месте ранения мозга новые клетки не восстанавливаются.

Психика – свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира. Психика многообразна в своих формах и проявлениях.

Психика человека – это его чувства, мысли, переживания, намерения, т.е.

все то, что составляет его субъективный внутренний мир, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях с другими людьми [17, с. 86].

Мир психических явлений – это совокупность всех явлений и процессов, которые отражают основное содержание психики человека и которое изучает психология как специфическая отрасль знаний.

Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности. Как правило, они имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец.

Психические процессы делятся на познавательные (ощущение, восприятие, внимание, память, представление, мышление, воображение, речь), эмоциональные и волевые.

Психические свойства – наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека. К психическим свойствам относятся направленность, темперамент, характер и способности.

Психические состояния – определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в данный момент времени. К ним относятся активность, пассивность, бодрость, усталость, апатия и др. По уровню динамичности состояния занимают промежуточное место между процессами и свойствами.

Основные характеристики состояний: эмоциональное (тревога, радость), активационное (уровень интенсивности психических процессов), тоническое (психофизиологический ресурс индивида), тензионное (уровень психического напряжения), временное (длительность состояния), знак состояния (благоприятное или неблагоприятное для деятельности).

Психические образования – психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

Сознание – высший уровень психической активности человека как социального существа.

Бессознательное – совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта.

Соотношение сознания и бессознательного было впервые рассмотрено Фрейдом, который ввел представление об уровнях строения психики; в современной термино­логии их можно описать следующим образом:

бессознательное – принципиально не доступное сознанию содержание, вклю­чающее ценностные установки, ориентации, мотивы и составляющее энергетическое ядро личности;

подсознательное – эмоционально нагруженные воспоминания, которые могут быть осознаны с помощью техники психоанализа;

досознательное – содержание, которое при необходимости может легко стать осознанным, например подпороговое восприятие и схема реализации автоматических действий;

сознание – рефлексивное содержание сознания, поддающееся произвольной регуляции.

В современной психологической науке выделяют различ­ные состояния сознания, дифференцируемые как по харак­теру феноменальных переживаний, так и по совокупности по­веденческих и психофизиологических показателей [22, с. 122]:

бессознательное состояние – экстремальное состояние, при котором регистрируются лишь психовегетативные реак­ции; проявления познавательных и эмоциональных процес­сов отсутствуют;

сон – состояние, которое предполагает переживание сновидений, различающих­ся степенью связанности: от отдельных образов до их упорядоченных последователь­ностей; допускает подпороговое восприятие и частичное запоминание содержания сновидений;

бодрствование – состояние осознания окружающего мира и себя, доступное са­монаблюдению. Оно включает весь спектр психических проявлений в модусе осозна­ния – восприятие, воспоминание, внимание, мышление и саморегуляцию.

К особой группе относятся так называемые измененные состояния сознания – качественный сдвиг в характере психологического функционирования: гипноз и состояния, возникающие под влиянием психоактивных веществ (алкоголя, наркотиков и др.) [22, с. 126].

Психика по отношению к поведению и деятельности человека и других людей выполняет три основные функции: познавательную (когнитивную), регулятивную (регуляция поведения и деятельности) и коммуникативную.

Источник: http://kursak.net/estestvenno-nauchnye-osnovy-psixologii/

Естественное родительство

Ныне модно быть приверженцем естественного родительства. Старшее поколение, наблюдая за новыми веяниями в воспитании чад, как правило, их не одобряет и всячески порицает. Им учтиво напоминают: «Мы ничего не придумали, это опыт из прошлого. Из забытого старого».

14 4774 13 Декабря 2013 в 07:22

Как из мухи сделать слона? Как превратить теорию в аксиому, не требующую доказательств? Как изобрести колесо круглее существующего? Ответы на это хорошо известны сторонникам естественного родительства. Попробуем, основываясь на данных современной психологии – системно-векторной психологии Юрия Бурлана – разобраться, какую пользу и вред таит в себе данная теория воспитания детей.

Кто такие «естественники»

Ныне модно быть приверженцем естественного родительства. Старшее поколение, наблюдая за новыми веяниями в воспитании чад, как правило, их не одобряет и всячески порицает. Им учтиво напоминают: «Мы ничего не придумали, это опыт из прошлого. Из забытого старого».

Что гласят основные постулаты «естественников»?

— Вся информация о детях, их воспитании заложена мудрой природой в каждом родителе. Достаточно прислушаться к своей интуиции – и все. Нет проблем. Ни с кормлением грудью, ни с крепким сном малыша, ни с приучением к горшку. Природные инстинкты всегда подскажут верный путь решения любой задачи воспитания ребенка.

— Специалисты пускай своих детей воспитывают. У вас своя голова, свой ребенок, и, как с ним поступать, вам виднее всего.

— Общество манипулирует чувствами, переживаниями родителей. Навязывает при помощи рекламы использование смесей, пустышек, подгузников, колясок, игрушек.

— Воспитание малыша дает родителям удивительный шанс воспитать самих себя. Заново. С любовью. Освободиться от запретов прошлого, стать счастливым и свободным.

— Ребенок должен появиться на свет в домашних условиях. Питаться материнским молоком вплоть до самоотлучения, спать совместно с родителями, много времени проводить в слинге.

— Отказ матери от медикаментозного воздействия при родах и от прививок для малыша.

Считается, что естественный подход в воспитании способствует установлению тесной эмоциональной связи с ребенком. Слинг помогает молодой маме вести активную жизнь, плодотворно общаться, заниматься любимыми делами.

Подводные камни естественного родительства

Казалось бы, естественная методика воспитания не должна вызывать споров. Обманчивость впечатления простоты и доступности для каждой семьи обнаруживается после первых шагов по дороге естественного родительства.

К примеру, при нештатных ситуациях, таких как болезнь ребенка, выясняется любопытная деталь: мамы, воздвигнувшие данную теорию на пьедестал, отучаются думать вне теории естественного родительства.

Они уверены, что родительское чутье не подводит. Если оно подсказывает, что при заболевании дочки помогут отвары из ромашки, календулы и пары кофе, то так и будет.

Увы, ценой заблуждения одной такой матери стала жизнь ее крошки.

Методика естественного воспитания, оказывается, тоже представляет из себя рамки, от которых пытаются вроде как уйти ее сторонники. Делай то, делай так, и вырастет счастливый, здоровый, гармонично развитый малыш. Мамы стараются, точно выполняют указания, а вот результаты показывают, что это был всего лишь один путь из тысячи возможных.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана никогда не дает общие советы, так как их не существует.

Каждый человек, каждый ребенок рождается с определенным векторальным набором, и для его правильного воспитания необходимо знать, что это за вектора, какими свойствами, особенностями мышления они характеризуются.

Только тогда родители смогут подобрать оптимальную для их конкретного ребенка методику воспитания. При этом важно и самому родителю осознавать свои психические особенности, не наполнять за счет ребенка свои душевные нехватки, понимать разницу между своим внутренним миром и миром своего чада.

Кроме того, с учетом понимания разности людей становится ясно, что не все родители наделены от природы родительским инстинктом. У некоторых его просто нет.

Например, кожно-зрительные женщины по своей видовой роли не являлись матерями, они были нерожающими самками в эпоху первобытности и только благодаря развитию современной медицины могут сегодня рожать детей, а их страх быть мамой, боязнь младенца никуда не исчезла.

Природа мудра во всем. Мы хотим жить в согласии с природой – замечательный лозунг естественного родительства. Вопрос лишь в том, а насколько мы знаем природу человека, насколько мы слышим голос природы (и его ли слышим?). Системно-векторная психология впервые дифференцирует людей по восьми векторам, врожденным психическим свойствам.

Познание человеком собственной природы начинается с узнавания своих векторов.

Приобретение системного мышления позволяет очистить свое сознание от шелухи чуждых твоей природе стереотипов и способствуют восприятию ребенка родителями как отдельного человека, обладающего своими особенностями психики, своими способностями, требующими особого подхода воспитания.

Мы давно живем в мире, созданном человеком. Автомобили, многоэтажные дома, компьютеры – неестественная среда обитания.

Готовы ли мы отказаться от благ цивилизации и вернуться назад, к природе в буквальном смысле, и надо ли это делать? Отказ от подгузников, от колясок, от искусственного питания – неужели это делает нас ближе к природе и позволяет вырастить счастливого и здорового ребенка? Жить в современном обществе и при этом создавать для ребенка искусственную среду (без техники и т.д.) означает препятствовать малышу осваивать мир, в котором он родился. Помочь ребенку адаптироваться в обществе, на современном ландшафте – одна из важных задач, стоящих перед родителями.

Жить-то ребенку придется не в изолированной и искусственно созданной родителями среде, а в реальном мире. Время, отпущенное природой для выработки необходимых навыков взаимодействия ребенка с окружающей средой, ограниченно. Истории детей–маугли наглядно свидетельствуют об этом.

Многие поклонницы книги Жан Ледлофф «Как вырастить ребенка счастливым» воспринимают принцип преемственности, естественности в воспитании как догму. Наподобие езды без тормозов. Это зачастую приводит к невероятным выводам. К примеру, таким: «ребенок родился в воде, в неестественной среде, значит, он будет ненормальный».

Системно мы понимаем: что естественно для одного человека, то вовсе не естественно для другого. Каким образом ребенок появился на свет, не влияет на его векторальный набор, на его внутренние свойства. Это может повлиять на развитие векторов ребенка в случае родовых травм.

Обвинение в адрес производителей детских товаров в манипулировании родительскими надеждами и желаниями мало впечатляет не только потому, что и естественное воспитание – весьма выгодное занятие (сертифицированные консультанты по грудному вскармливанию, слинг-консультанты превратили помощь молодым мамам в успешный бизнес), а потому что мы сегодня живем в обществе потребления, где деньги – это вполне нормальный эквивалент обмена товарами и услугами. Каждый из нас хочет кушать, пить, жить в нормальных условиях, а для этого необходимы деньги.

Зарабатывает ли деньги консультант по грудному вскармливанию или производитель искусственного питания, неважно – люди покупают то, что им нужно. На развитие ребенка влияет в большей степени то, как родители его воспитывают, как они к нему относятся, чем то, что он кушает и носит ли памперсы. 

Источник: https://www.YBurlan.ru/biblioteka/estestvennoe-roditelstvo

Ссылка на основную публикацию