Гиперкомпенсация — психология

Комплекс неполноценности у мужчин и женщин Гиперкомпенсация

Гиперкомпенсация - психология

Основной движущей силой жизни человека, является стремление к совершенству, преодолевая комплекс неполноценности у мужчин и женщин. Эту же цель преследует стремление к власти, в случае гиперкомпенсации комплекса неполноценности.

Приветствую Вас, уважаемые читатели блога психоаналитика Олега Матвеева, желаю Вам психического здоровья.

Рубрика: Психоанализ и психотерапия

Комплекс неполноценности женщин и мужчин – гиперкомпенсация суть вопроса

Комплекс неполноценности женщин, мужчин и гиперкомпенсация могут быть связаны с недостаточным развитием какого-либо органа организма человека, что приводит к гиперфункции другого органа, компенсирующего этот дефект.

Реализуясь через психическую сферу, на фоне комплекса неполноценности компенсируясь, появляется комплекс превосходства.

Происхождение комплекса неполноценности человека, мужчин и женщин — Гиперкомпенсация

Комплекс неполноценности появляется в детстве, из-за дефекта какого-либо органа или чрезмерной опеки либо отвержения со стороны родителей (семья: родители и дети). В этих случаях возможно появление психологической беспомощности.

Как ответ на возникающий комплекс неполноценности у ребенка появляется гиперкомпенсация и комплекс превосходства, который выражается в высокомерном поведении, эгоцентризме, хвастовстве.
(см.

защита психики)
Таким образом, гиперкомпенсируя комплекс неполноценности человек может чувствовать свою значимость только унижая других.

Проявление гиперкомпенсации в виде комплекса превосходства может сопровождать человека всю жизнь, приводя его к самоутверждению за счет других людей, мешая межличностным отношениям, и не давая личностно расти и развиваться.

Другими словами, человек не преодолевший комплекс неполноценности другими средствами компенсации (занятие искусством, наукой, спортом и т.д.), зачастую обречен на одиночество, неврозы, расстройства личности.

Преодоление комплекса неполноценности Гиперкомпенсация

Комплексы человека: неполноценности и превосходства, низкий социальный интерес, пассивный стиль жизни, сформированные при дисгармоничном воспитании напрямую связанны с возникновением неврозов личности.

Преодоление комплексов неполноценности человека, детей, женщин и мужчин, заключается:
(преодоление психологической защиты)
1) в выявлении неправильных, ошибочных суждений о себе и о других людях и усилении социального интереса.

2) в устранении ложных жизненных целей

3) в формировании новых, верных и здоровых жизненных целей.

Все это позволит реализовать личностный потенциал человека и дать ему жизнь нового качества.
Желаю всем психологического благополучия!

Если у Вас комплексы, в том числе, неполноценности, ОБРАТИТЕСЬ ЗА Психологической помощью людям психоаналитик Матвеев Олег

Избавление от комплексов онлайн

Анонимный психолог онлайн

Консультация психолога — психоаналитика: предварительно и бесплатно

Часто задаваемые вопросы: Ответ психолога онлайн

Источник: http://xn—-7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai/psychoanaliz/kompleksy-cheloveka-nepolnocennosti-i-prevoskhodstva-giperkompensaciya/

Компенсация в психологии

Компенсация в психологии

Компенсация в психологии – это механизм защиты психики, направленный на самостоятельное преодоление негативных качеств, реально существующих или субъективно воспринимаемых человеком.

Прибегая к нему, личность пытается компенсировать свои недостатки, развивая другие, уравновешивающие либо замещающие черты.

Так человек малого роста, переживающий об этом, стремится к высокому социальному положению, предпринимая для своей цели значительные усилия и получает в итоге желаемое благодаря своей повышенной мотивации.

А девочка, не пользующаяся признанием у сверстников, не принятая в детскую компанию, будучи подростком, начинает экспериментировать с внешностью и во взрослой жизни может стать известной моделью. Окружающие не догадываются при этом уже о ее детских комплексах, ставших залогом успеха. Однако компенсация бывает и сверхвыраженной, чрезмерной, тогда она именуется гиперкомпенсацией.

Что такое компенсация в психологии?

Термин компенсация введен Фрейдом, а дальнейшее развитие получил в работах Адлера, родоначальника индивидуальной психологии, в какой он рассматривал компенсацию как стратегию личности.

Механизмы компенсации и гиперкомпенсации в учении Адлера рассматривались как ключевые понятия.

Компенсация в психологии определение – это попытка восполнить недостающие черты личности, свой физический или психический недуг, реальный или мнимый.

Психологическая компенсация предполагает, что я пытаюсь восполнить свой недостаток часто в иной сфере.

Компенсация в психологии примеры: если я не умею рисовать, то усиленно начинаю заниматься делом, что получается лучше, например, физикой.

Гиперкомпенсация в психологии предполагает, что мои усилия будут направлены в ту же сферу – я начну еще старательней учиться рисовать. Лучшим наглядным примером гиперкомпенсации в психологии это являются паралимпийские игры, в которых за счет значительных, преувеличенных усилий люди достигают успеха в проблемной для них физической области.

Компенсация в психологии это важная тема, затрагивающая не только сам механизм возобладания над недостатками видимыми, объективно существующими, что относится к недугам физического плана.

Но также рассматривающая особенности восприятия себя и выбранную на основании этой самооценки стратегию поведения, поскольку компенсация часто касается вымышленных недостатков, заниженной, неадекватной самооценки.

Так ребенок, получивший от воспитательницы детского сада установку, что он плохой, и принявший ее, как часто бывает, если и другие значимые взрослые как-то подтвердили это, в школе, университете, на работе, всю последующую жизнь может доказывать окружающим, что он хорош. При этом это не решает проблему в корне, механизм защиты лишь ситуационно снижает напряжение, но не устраняет его.

Часто действительная причина остается внутри неизменной, даже охраняемой от своего разрешения благодаря компенсации – уже ставший взрослым мужчина по-прежнему чувствует себя плохим, неудовлетворен собой.

Пока он напряжен и переживает острую фазу конфликта с собой, как следствие, и с социумом – психика защищает его посредством механизма компенсации.

Когда же напряжение снижается, и освобождаются ресурсы для внутренней психологической работы – человек задумывается о корне проблемы, и на этом этапе может начать решать ее, обратившись за помощью к психологу.

Однако запрос может быть сформулирован и противоположным образом – человек может переживать сложности в достижении своих компенсаторных целей, обвиняя, например, окружающих в невозможности дать ему желаемое, плохом отношении.

Ему будет думаться, что проблема в окружающих, или он действительно плохой, недостойный человек. Поэтому целью психолога будет привести человека к пониманию механизма работы его психики по компенсаторному принципу, раскрыв действительную причину и попытки ее преодолеть.

Как только человек перестанет чувствовать себя плохим – психологическая компенсация перестанет быть нужной.

Так, механизм компенсации, как все виды психологических защит, не является верным способом разрешения проблемы, он направлен лишь на временное поддержание психологического баланса и указывает на травму.

Компенсация в психологии примеры из жизни имеются и в женских стратегиях поведения.

Примером может послужить девочка, в детстве принявшая на себя роль недостойной чего-то хорошего, воспринимающая других людей по умолчанию выше себя, достойными получать хорошее, а себя – нет.

Поэтому она начинает реализовывать эту стратегию, в своем травматичном опыте чувствуя себя недостойной в детском саду, школе, а во взрослой жизни может стать главным бухгалтером, чтобы иметь достойную зарплату.

У нее развилась компенсация, что она должна ощущать себя достойно, всячески стараясь соответствовать своему образу жизни на высоком уровне и в отношениях, и в соцсетях, из множества фотографий выбирая одну, и то, обрабатывая ее фильтрами. В окружение она постарается выбирать также на ее взгляд достойных людей, попасть в высшее общество, закрытые клубы, получить статусные регалии.

Но чем усерднее она это делает, чем дольше реализует стратегию, призванную лишь компенсировать ее внутреннее чувство неудовлетворенности, тем больше находит она подтверждений, что недостойна – по умолчанию быть счастливой, любимой, богатой.

Она пытается приобрести символы достоинства, что-то, за что, как кажется, она получит поощрение. Сюда относятся пластические операции, статусные тренинги, дорогие товары, демонстрация денег.

Однако телефонов, как говорится, все больше, а счастье не наступает, и здесь она может задуматься о неверности своей стратегии в корне, что является первым шагом к излечению.

Компенсация – психологическая защита

Принцип компенсации лежит в базе нашей психики – она пытается возместить то, чего нам очень сильно не хватает. Множество людей, думая, что проживают свою настоящую жизнь, на деле живут в попытках добыть некое признание и одобрение окружающих, чтобы ощущать себя важными, нужными и значимыми.

Для любого принципиально важно чувствовать себя полноценно и наполненно. И соцсети являются тому демонстрацией. Непрестанное нахождение в сети, записи о местонахождении в интересных местах, только удачные фотографии себя, статусных товаров и даже еды – словно крик о помощи, своеобразное «примите меня», «поймите меня», «полюбите меня».

Мы видим бизнесменов, которые достигают огромных целей, кладут жизнь к тому, чтобы просто получить одобрение. Практически каждый достигнувший успеха движим внутренней силой. Внутри себя человек воспринимает себя неполноценным, что, включая механизм компенсации, он пытается возместить, доказать прежде самому себе – с ним все хорошо.

Получая одобрение окружающих – он утверждается в себе. А не получая – испытывает огромный дискомфорт и стресс. Однако невозможно получать всегда лишь одобрение, будут те, кто оказались всегда на большей высоте.

Также человек, отчаянно пытающийся компенсировать и получать высокую оценку окружающих – становится заложником льстецов, испытывает сложности в построении подлинных, бескорыстных дружеских и любовных отношений.

Уже в детстве мы свыкаемся с оценками окружающих, принимая их за объективные. Первые травматичные, шоковые ситуации, когда ребенок принял позицию, что с ним что-то обстоит не так, чаще забываются, и впоследствии при каждом последующем повторении негативной оценки человек лишь утверждается в своей неполноценности.

А поскольку осуждают, принимают решение, хорош ли он, окружающие, то и формируется четкое ощущение, что получить одобрение можно лишь от них. И он тратит жизнь на то, чтобы произвести нужное впечатление, понравиться.

Он может заниматься делом и даже преуспеть, но оно не будет делом его жизни, такая личность может всю жизнь чувствовать, что проживает ненастоящую, искусственную жизнь.

Компенсация указывает на нашу травму, словно симптом помогает обнаружить болезнь.

Поставив цель разобраться с корнем психологической неудовлетворенности, перестаньте стремиться получить одобрение окружающих, словно таблетку от чувства внутренней неполноценности, а обратитесь к ранним травмам, что заставили вас выбрать стратегию компенсации. И лишь затем выбирайте направление в жизни, дело, которое будет являться вашим внутренним призванием.

Источник: http://psihomed.com/kompensatsiya-v-psihologii/

Защитный механизм компенсация. Гиперкомпенсация. Роль компенсации в жизни человека

Защитный механизм компенсация. Гиперкомпенсация. Роль компенсации в жизни человека

Компенса́ция — защитный механизм психики, заключающийся в попытке преодоления реальных и воображаемых недостатков. Термин введен Зигмундом Фрейдом и позднее стал одним из центральных понятий в индивидуальной психологии Альфреда Адлера.

К Компенсации относятся также:

  • Гиперкомпенсация;
  • Идентификация;
  • Фантазия (компенсация на идеальном уровне).

Компенсация считается одной из наиболее эффективных психологических защит, характерных для социально зрелой личности.

Обычно компенсация проявляется в виде дополнительных усилий, прикладываемых к деятельности, как бы «компенсирующей» недостатки человека.

Например, занятия спортом для инвалида будут являться компенсацией.

Если усилия, затрачиваемые на компенсацию, оказываются неадекватно большими, то это уже называется ги́перкомпенсация. Излишняя гиперкомпенсация может причинить вред человеку.

Компенсация может сильно различаться по форме. Она может быть как социально приемлемой (слепой, становящийся музыкантом), так и нет (компенсация физической слабости злоупотреблением властными полномочиями).

Компенсация может быть:

  • прямой (попытка добиться успеха в той области, где ощущается недостаток);
  • косвенной (стремление утвердить себя в другой сфере).

Компенсация предназначена для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, нехватки, недостатка, неполноценности. Компенсация способствует уменьшению интенсивности этих чувств, чтобы самооценка личности не снизилась.

Снижение выраженности этих чувств может быть достигнуто с помощью переключения внимания человека с оценок и анализа травмирующих собственных свойств и опыта на другие, более нейтральные или позитивные качества и навыки.

Возникающие положительные реакции снижают интенсивность отрицательных чувств, и человек способен деятельно проявлять себя даже при постигшей его неудаче. Чаще всего компенсация проявляется в профессиональной сфере.

Если компенсация как психологическая защита личности не сформирована, и человек не может переключиться или на другое состояние (переключение внимания на духовные принципы и переживание высших психических состояний), или на другой вид активности, то человеку сложно справиться с постигшем его разочарованием. В этом случае озможны патологические варианты компенсаторного поведения, начиная от алкоголизма и заканчивая фанатичной верой во что-либо и служением чему-либо и кому-либо.

Активная компенсаторная ориентация на свои жизненные принципы может побудить человека к изменению своего поведения и к саморазвитию.

Компенсаторное поведение универсально, поскольку достижение статуса является важной потребностью почти всех людей.

Компенсация — самый поздний и когнитивно сложный защитный механизм.

Пример № 1 — вместо развития недостающего качества ребёнок начинает интенсивно развивать тот признак, который у него и так хорошо развит, компенсируя тем самым свой недостаток.

Например, хилый подросток вместо того, чтобы развить свои физические данные, начинает интенсивно заниматься шахматами, где у него выявились неплохие способности.

В шахматах он достигнет неплохих успехов, но физическое недоразвитие сделает его несчастным и приведет к неврозу.

Пример № 2 (Гиперкомпенсации) — ребёнок старается развить те данные, которые у него слабо развиты. Например, хилый подросток идет в секцию борьбы и пытается стать драчуном, чтобы отомстить своим обидчикам. Пропорциональное развитие при этом также нередко искажается. Примером такой гиперкомпенсации может служить биография А.В.Суворова.

Пример № 3 — случай с человеком, запутавшимся в большом количестве сомнительных афёр. У него развилась почти болезненная страсть к альпинизму, в виде компенсации. Он все время искал, куда бы «забраться повыше себя».

Однажды ночью во сне он увидел себя шагающим с вершины высокой горы в пустоту. Его психотерапевт сразу же увидел опасность и попытался предупредить своего клиента, убеждая его ограничить свои восхождения. Он даже сказал, что сон предвещает его смерть в горах. Но всё было напрасно.

Через шесть месяцев он-таки шагнул «в пустоту». Горный проводник наблюдал за тем, как он и его друг спускались по верёвке в одном трудном месте. Друг обнаружил временную опору для ноги на карнизе, и сновидец последовал за ним вниз.

Вдруг он ослабил веревку и, по словам гида, «словно прыгнул в воздух». Он упал на своего друга, оба полетели вниз и разбились.

Пример № 4. У человека не ладятся отношения с людьми. Он заводит себе собаку и все время проводит с ней. Наступила определенная компенсация. Собака, конечно, к нему очень хорошо относится, но, общаясь только с ней, он теряет последние навыки об щения с людьми и остается одиноким.

Читайте также:  Очарование - психология

Пример № 5. Садоводством и огородничеством увлекаются пожилые люди, которые не могут уже иметь детей; работа на земле — компенсация бездетности.

Пример № 6. Человек может посвящать почти всё свое время и все душевные силы работе, работая сверх всякой меры.

Работа заменяет трудоголикам семью (даже великий Микеланджело любил повторять, что его искусство заменяет ему жену, друзей, книги, искусство и путешествия). Конечно, полная самоотдача позволяет сделать блистательную карьеру и достичь социального признания.

Но трудоголизм (как и алкоголизм) начинает подтачивать организм, и тогда никакая карьера не сможет сделать человека по-настоящему счастливым.

Данилов:

«Чувство вины может быть компенсацией страха ошибки. То есть человек ошибся, сделал что-то не так, и тут же сам себя начинает винить.

Или человек боится сказать что-то резкое, но, наконец, набрался сил, сказал, и вместо того, чтобы себя похвалить, он начинает себя винить, потому что ему стало страшно и включился старый стереотип поведения. Не привык человек говорить прямо, или наоборот молчать, неважно.

Он делает первый шаг, и всегда он этого шага будет бояться. Первые шаги всегда тяжелые. Тут же придет чувство вины. Особенно это касается чего-то резкого. Чувство вины компенсирует Эго, мол, какой я плохой, вроде и себя побил, и гадость сказал.

Вот вы конфликтовали с человеком, у вас было какое-то действие. Если убрать это действие, то у вас ничего нет. Вы часто не идете на разрешение, потому что вы компенсируете свою значимость, своё движение, свою недолюбленность в детстве через конфликт.

Идёт компенсация. Чего вам не хватило, то вы и выжимаете из этой ситуации. Потому, когда вы анализируете свой конфликт, вы должны всегда выписывать свою выгоду. Не бывает такой ситуации, что человек находится в страдании, потому что ему это не выгодно.

Например, слишком затянувшиеся страдания по «ушедшему» человеку, могут компенсировать внутреннюю агрессию.

Если данная проблема актуальна для вас или ваших близких, мешает вам чувствовать себя счастливым человеком, то мы готовы помочь вам в решении этой проблемы. Подробнее

Если вы хотите получить больше информации по данной теме, напишите нам: admin [at] verim [dot] org

Советы или рекомендации, приводимые в данном разделе, не предназначены для того, чтобы заменить собой услуги лечащего врача, психотерапевта или психиатра.

Данная информация не выступает в качестве альтернативы профессиональному медицинскому лечению и не предлагает ни диагноза, ни лечения каких-либо конкретных медицинских или физиологических проблем, если они у вас есть.

Если у вас есть какие-то проблемы со здоровьем, то проконсультируйтесь со своим врачом.

Источник: http://verim.org/zdorov/psi/kompensacija

Явление гиперкомпенсации в психологии

Явление гиперкомпенсации в психологии

Гиперкомпенсация – это психологический феномен, проявляющийся при наличии реальной или надуманной физической или психической неполноценности человека, которую он стремится преодолеть, компенсировать, прикладывая максимальные усилия.

Описание феномена

Психологический термин «гиперкомпенсация» ввел в науку Альфред Адлер, основываясь на принципах фикционализма.

Основоположником фикционализма является философ Ганс Файхингер, утверждавший, что цели и поведение большинства людей в мире базируются на ложных социальных «фикциях» (например, «у всех людей равные возможности», «чтобы добиться успеха, нужно приложить максимум усилий»), которые не всегда соответствуют реальному положению дел.

Адлер подумал, что, поддаваясь данным фикциям, человек может достичь успеха двумя путями. В первом случае используется метод компенсации. Психология человека, использующего данную защитную форму, основывается на том, что он начинает интенсивно развивать тот навык, к которому у него есть задатки и способности, таким образом компенсируя недостатки.

Например, крепкий, здоровый ребенок начинает работать над своей физической формой, вместо того чтобы посвятить время наукам. В итоге в спорте он достигнет высоких результатов, а вот неуспешность в интеллектуальном развитии доставит ему неприятности – ему будет трудно усваивать программу и продвигаться в процессе обучения.

Гиперкомпенсация заключается в том, что человек стремится развить те данные, которые у него являются дефектными или слабо развитыми. Более всего данный феномен распространен среди людей, имеющих реальные физические недостатки. Истории известны следующие примеры.

Ольга Скороходова (1911–1982) в возрасте 5 лет после заболевания менингитом полностью потеряла зрение, а затем постепенно и слух. Тем не менее данные дефекты не помешали ей закончить МГУ имени М. В.

Ломоносова и стать первым в мире слепоглухим научным сотрудником.

Ольга была советским ученым-дефектологом, литератором, педагогом и создала серию научных работ, посвященных теме воспитания и обучения слепоглухих детей.

Рекомендуем: Акцентуация в психологии

Людвиг Ван Бетховен (1770–1827), талантливый композитор, который в 26 лет теряет слух. После этого он становится замкнут, угрюм, однако это не мешает ему создавать свои самые известные произведения.

Константин Эдуардович Циолковский (1857–1935), в 10 лет переболев скарлатиной, теряет слух, однако, несмотря ни на что, становится советским ученым-самоучкой, основоположником теоретической космонавтики и разрабатывает конструкцию первой космической ракеты.

Ник Вуйчич (1982) родился без рук и ног, однако благодаря своему упорству и вере в свои силы научился плавать, пользоваться компьютером, играть в футбол, закончил университет, создал семью и стать первым в мире мотивационным оратором по теме «Психология успеха» с синдромом тетраамелии.

Рекомендуем: Что такое дисграфия?

Майлз Хилтон-Барбер (1948) с детства мечтал стать летчиком, как его отец, однако в 21 год полностью потерял зрение из-за наследственной болезни. Тем не менее в 55 лет он становится первым в мире слепым пилотом, совершившим перелет на легкомоторном самолете из Великобритания в Австралию.

Данные примеры имеют позитивный эффект в развитии и самореализации человека, однако психология знает немало негативных последствий.

Чаще всего они выражаются в негативном, ненавистном отношении к обществу и ощущении своего собственного превосходства.

Подобная реакция гиперкомпенсации развивается в случае, когда желание доказать свою полноценность становится самоцелью – только унижая других, он может чувствовать свою значимость.

Рекомендуем: Как узнать свое предназначение в жизни?

Психология секса может описать один из примеров сверхкомпенсации – феномен донжуанизма. Мужчина активно распространяет о себе славу героя-любовника, неустанно завоевывает сердца женщин, однако как только дело доходит до интимной связи, он их бросает. Таким образом он компенсирует свои комплексы или физические недостатки в данной сфере.

Причины возникновения и способы избавления

Адлер выделил три причины, способствующие развитию негативной гиперкомпенсации в раннем детстве:

1. Физические недостатки. При неверных установках родителей или общества ребенок начинает воспринимать физические недостатки как препятствия. Даже добившись успеха в жизни, такой человек может продолжать негативно воспринимать окружающий мир, так как считает, что общество считает его неполноценным.

2. Излишняя опека со стороны родителей. В детстве родители могут проявлять излишне много заботы и любви к своему ребенку, вследствие чего у него может развиться завышенная самооценка. Когда такой ребенок впервые сталкивается с реальным миром, он чувствует себя «изгнанным из рая», так как общество не оказывает ему сверхвнимания и почета.

Рекомендуем: Сила воли — как ее развить?

3. Жесткое воспитание. Директивное воспитание приводит к развитию бессердечности. Ребенок, воспитанный подобным образом, во всех видит врагов и брезгливо относится к людям.

С 20 века и по сей день актуальна тема гиперкомпенсация в психологии, как избавиться от ее негативных последствий, хотят узнать миллионы людей. Психологи в своей работе используют следующую схему:

  • Работа над осознанием наличия у себя неправильных, ошибочных суждений о мире и себе (фикции).
  • Устранение ложных целей и ценностей, основанных на данных фикциях.
  • Определение новых, позитивных жизненных целей.

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/giperkompensaciya.html

Самые распространенные типы психологической защиты — КОМПЕНСАЦИЯ И СВЕРХ (ГИПЕР) КОМПЕНСАЦИЯ

Самые распространенные типы психологической защиты — КОМПЕНСАЦИЯ И СВЕРХ (ГИПЕР) КОМПЕНСАЦИЯ.

Специальный смысл этих терминов примерно такой, какой вкладывает в них обыденное сознание: преодоление и компенсация своих недостатков при развитии частично сохранившихся в пораженной сфере функций (сверхкомпенсация) или интенсивном развитии своих способностей в другой, незатронутой сфере (компенсация).

Самые распространенные типы психологической защиты — КОМПЕНСАЦИЯ И СВЕРХ (ГИПЕР) КОМПЕНСАЦИЯ.

Специальный смысл этих терминов примерно такой, какой вкладывает в них обыденное сознание: преодоление и компенсация своих недостатков при развитии частично сохранившихся в пораженной сфере функций (сверхкомпенсация) или интенсивном развитии своих способностей в другой, незатронутой сфере (компенсация). С этими способами психологической защиты мы встречаемся на каждом шагу и используем их сами, успешно или безуспешно — это уже другой вопрос.

Когда я встречаю например, «качка», то немедленно задаю себе вопрос а какие же у него проблемы? Здесь я, естественно, не рассматриваю случаи, когда компенсировать просто нечего,— есть и такие индивиды, но мы не занимаемся сейчас зоопсихологией А вот что же заставляет по видимости здорового молодого человека истязать себя, безжалостно тренировать свое тело, часто превышая пределы допустимого, если он, конечно, не профессиональный cпoртсмен? Желание походить на Сталлоне, соответствовать — внешне — идеалу сверхмужчины, супермена? Чаще всего — это неуверенность в себе, неумение вести себя с девушками, иногда — сексуальная неудача. Возможно также, в детстве его били ребята во дворе, а он не умел дать сдачи…

Иногда такая сверхкомпенсация творит чудеса: вспомним Демосфена, величайшего оратора Древней Греции, преодолевшего свое косноязычие, или многих ныне знаменитых спортсменов, начавших занятия физкультурой, чтобы избавиться от хилости и болезней (таков, например, путь в спорт хоккеиста Валерия Харламова) Но бывает, что побуждение компенсировать свои недостатки, абсолютно здоровое желание доказать себе, что «могу, и не хуже других!» переходит в болезненное стремление всегда и всюду доказывать свою полноценность, становится самоцелью. Человек уже не занижается компенсацией своих недостатков, чтобы жить более полноценно, а живет для того, чтобы демонстрировать всем и всюду себя и свои достижения. Результат бывает очень печален, особенно, например, если большой или маленький начальник пытается компенсировать недостаток ума и компетентности.

Кстати, сексопатологи хорошо знают, что под одной из разновидностей синдрома донжуанизма (надеюсь, не надо пояснять?) скрывается импотенция: страдающий ею мужчина компенсирует свой дефект тем, что завоевывает женщину, доводит ее до «последней черты» и тут же бросает, переходя к следующей жертве.

Недаром по одной из версий знаменитого сюжета Дон Жуан был женщиной.

Кстати, при другом варианте донжуанизма «герой» может страдать психической несостоятельностью: женщина его привлекает только до момента первого обладания, после этого он теряет к ней всякий интерес и, снова одинокий, устремляется на свои бесконечные поиски.

От таких «донжуанов», не знающих любви, надо отличать тех, кого мы часто в жизни называем донжуанами, или, проще говоря, бабниками,— здоровых молодых людей, обладающих избытком жизненных сил, горячим темпераментом и физическими данными себе под стать, которые вовсю наслаждаются жизнью. Таков Дон Жуан Байрона.

Просто компенсация, когда дефект в одной сфере заставляет человека реализовывать себя в другой, полностью сохранной, часто приводит к лучшим результатам, чем сверхкомпенсация, и это понятно строить заново всегда легче, чем ремонтировать и перестраивать, в чем мы все наглядно убедились на примере канувшей в лету перестройки. Примеры компенсации у всех на виду: неуклюжий мальчик-увалень, изгой в ребячьей компании, который зато лучше всех учится и впоследствии становится выдающимся ученым, оставляя далеко позади сверстников; некрасивая девушка, заставляющая за умными разговорами почти забыть о своей внешности, и т. п. Благодаря компенсации человек может развить свою личность, интеллект, реализовать себя, несмотря на свою действительную или мнимую ущербность, а может быть, и благодаря ей,

Крамольная мысль? Что ж, тогда давайте перейдем на конкретные личности. Вернемся немного назад, к тому, что уже стало достоянием истории. Трансляция I Съезда народных депутатов СССР — его смотрела тогда вся страна.

И все видели, как депутат Илья Заславский, сильно хромая, поднимался на трибуну и своим выступлением вызывал бурю страстей, но уж никак не жалость.

Можно не соглашаться с его взглядами, но нельзя отрицать, что этот человек по складу характера, темпераменту, интеллекту — неординарный политик.

Как бы сложилась его жизнь, если бы в детстве он мог бегать, играть, носиться со сверстниками? Мы этого не знаем, не будем строить догадки; впрочем, можно вспомнить, что жертвой полиомиелита был и всеми признанный, вписавший свое имя в историю золотыми буквами Франклин Делано Рузвельт.

Внутреннее ощущение ущемленности, заставляющее нас действовать, часто не соответствует степени выраженности реального дефекта, даже если он и существует.

Например, все биографы Джорджа Гордона Байрона сходятся в том, что огромную роль в его становлении и развитии сыграла его легкая врожденная хромота, которую он воспринимал очень болезненно.

Может быть, именно поэтому он стал лучшим боксером-любителем Англии, переплывал Геллеспонт и считался (и был) покорителем женских сердец? И не явилось ли это субъективное, явно преувеличенное восприятие своего физического недостатка одним из источников его поэтического творчества?

Читайте также:  Рентабельность - психология

И здесь мы подошли еще к одному, может быть, высшему типу психологической защиты — СУБЛИМАЦИИ. Это перевод своих внутренних конфликтов, неудовлетворенных потребностей в творческую активность. Внутренняя неудовлетворенность, преображенная процессом творчества, перестает быть таковой и становится источником, побудительной силой созидания.

Есть художники, которые просто органически не могут творить, если они счастливы. Иногда между внутренними проблемами человека и его творчеством можно проследить довольно явственную связь: например, известно, что Л.Н.

Толстой, описывая дом Ростовых, в образе Сони выразил свое разочарование в жене (и даже дал ей то же имя), а в образе Наташи — свое восхищение сестрой жены, в которую был влюблен. Но чаще этот процесс происходит в скрытой форме.

Даже душевнобольныx людей с глубоко нарушенной психикой может спасти причастность к искусству, вовлечение в творческую деятельность, иногда для них это последний шанс.

Что же тогда можно сказать о людях здоровых? И не надо говорить, что ты бездарен и ни на что не способен: творчество — явление многоликое, вовсе не обязательно связаннее с наукой или искусством.

Например, приготовление вкусного обеда тоже может быть проявлением творческих способностей, особенно в наших недавних обстоятельствах, когда готовить приходилось буквально из ничего. А какое удовольствие можно получить, творчески создавая свою семейную атмосферу!

Часто в нашей повседневной жизни психологическая защити проявляется так, что мы даже не подозреваем об этим. Как только не приходится изощряться нашей психике, чтобы уберечь нас, драгоценны с, от излишних, с ее точки зрения, переживаний! Например, человеку свойственно всегда ощущать себя правым, поступающим достойно и красиво.

В таких случаях может вступить в действие РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ, которая позволяет нам объяснить свои мотивы и поступки самым приемлемым образом. Например: мне не нужен этот виноград, потому что он зеленый.

Я не люблю этого субъекта, потому что он подлец и сволочь (на самом деле я когда-то этому человеку сделал гадость, и потому я его не люблю, но не могу же я допустить, что сволочь — это я!).

Или вот еще один способ — ВЫТЕСНЕНИЕ Из сознания вытесняется все, чего не хочется знать. Человек может не верить ни своим глазам, ни ушам, а доверяет только своей версии событий, которая его устраивает. Некоторые владеют этим приемом виртуозно.

Типичный пример: мать и жена, хозяйка дома, уверена, что домашние ее терроризируют, а она ведет себя как овечка. Если записать на магнитофон, как она кричит на близких, и дать ей прослушать запись, она может не поверить, что это ее голос.

Или — от жены внезапно уходит муж, но внезапно только для нее, подруги пытались ее предупредить, поведение мужа изменилось давно, но она не верила ни им, ни своим глазам, да и сейчас уверена, что муж ее любит и вернется к ней, хотя он уже живет с другой.

Как видите, такой способ защиты весьма успокоителен, но вовсе не всегда полезен для реалы ой жизни.

Существуют и другие способы психологической защиты, например: ПРОЕКЦИЯ, когда свои мотивы и действия приписываются другим людям (мелкий воришка убежден, что «все вокруг воруют»; поступать как все — одна из норм традиционной морали); стремление слиться с ПРИРОДОЙ (совсем не случайно многие предпочитают проводить выходные дни и отпуска на лоне природы, не считаясь с неудобствами).

А что же происходит, когда не срабатывают эти или другие, реже встречающиеся, нормальные механизмы психологической защиты? Тогда, чтобы спасти личность от распада, деградации, самоубийства, обычно вступают в действие другие механизмы — патологические.

Увы, далеко не всегда эти способы защиты, сохраняя ядро нашей личности, помогают нам приспособиться к окружающему миру, чаще наоборот: невроз, депрессия, уход в болезнь — это тоже психологическая защита, только не самая лучшая, но, во всяком случае, она позволяет избежать ответственности.

Бывает, доходит до курьезов: известно, например, как внезапное помрачение сознания однажды спасло весьма легкомысленную даму. Когда, как в анекдоте, внезапно вошел муж и застал ее раздетою вдвоем с любовником, ей привиделось, что она на пляже.

Она потребовала, чтобы муж подал ей полотенце: разве он не видит, что ей холодно?.. Психиатрическую больницу она приняла за санаторий в Крыму, а больных — за отдыхающих.

Через два дня муж пришел ее навестить с цветами, через три — простил: ведь несчастная от потрясения сошла с ума! А еще через день она вышла из психоза, забыв абсолютно все: и содержание своего бреда, и то, что было до этого.

Источник: https://pro-psixology.ru/zasluzhi-sebe-schaste/346-samye-rasprostranennye-tipy-psixologicheskoj.html

Гиперкомпенсация

Гиперкомпенсация

Давайте рассмотрим этот процесс. При обеспечении нормальных условий отдыха и правильного питания, атлет находится в сбалансированном состоянии (гомеостаз).

Как показано на рисунке ниже, определенный уровень утомления достигается как во время, так и в конце тренировочного занятия.

Это утомление является следствием истощения запасов топлива, которым выступают молекулы глюкозы и АТФ, концентрации молочной кислоты в работающих мышцах и психологического стресса.

Резкое падение кривой гомеостаза отражает снижение функциональной способности выполнять тренировочную работу высококачественно, истощение запасов гликогена и тот факт, что мышцы находятся в состоянии катаболизма, или посттренировочного распада белков. Уровень инсулина в крови, который способствует повышению скорости доставки глюкозы к работающим мышцам, снижается, в результате приводя к сокращению поступления в клетки глюкозы.

https://www.youtube.com/watch?v=X4tfQ0BUqJw

После каждой тренировки и в интервале между ними имеет место фаза компенсаторного восстановления, во время которой пополняются биохимические источники энергии организма. Медленное постепенное возвращение кривой в нормальное состояние, или гомеостаз, указывает на то, что для восстановления израсходованных запасов энергии требуется несколько часов.

Если интервал для отдыха между двумя интенсивными тренировками спланирован правильно, то энергоисточники (особенно гликоген) полностью восстановятся, и организм также приобретет некоторые резервы топлива.

Это восстановление энергетических запасов на уровне выше исходного стимулирует у атлетов состояние гиперкомпенсации и дает им энергию, необходимую для еще более интенсивного тренинга.

Более того состояние гиперкомпенсации представляет собой начало анаболического состояния мышц, когда происходит ресинтез белка, и уровень инсулина в крови возвращается к норме. Фаза компенсации необходима для адаптации к тренингу и, следовательно, для улучшения мышечного роста, тонуса и рельефа мускулатуры.

Если интервал между двумя тренировками чрезмерно продолжительный, то гиперкомпенсация постепенно спадает, приводя в результате или к очень небольшому если вообще к какому-либо улучшению работоспособности и гипертрофии. Оптимальная продолжительность восстановительного периода, необходимого для гиперкомпенсации варьируются в соответствии с видом и интенсивностью тренинга (таблица ниже).

Время необходимое для гиперкомпенсации после различных видов тренинга

Вид тренинга: Аэробный кардиотренинг;

Энергетическая система: гликоген жиры;

Время необходимое для гиперкомпенсации (часы):  6 — 10 часов, иногда дольше

Вид тренинга: Максимальная сила

Энергетическая система: АТФ, КРФ

Время необходимое для гиперкомпенсации (часы): 24 — 36 часов

Вид тренинга: Гипертрофия мышечных волокон

Энергетическая система: Гликоген

Время необходимое для гиперкомпенсации (часы): 36 — 72, иногда 96 часов

Вид тренинга: Синтез белка

Время необходимое для гиперкомпенсации (часы): 48 — 72

Повышение вашего тренировочного потенциала и ощущение общего улучшения физического состояния бывает в основном в те дни, когда вы достигаете состояния гиперкомпенсации. В это время также улучшается рост мышц и увеличивается их объем.

Поскольку любой атлет и бодибилдер занимающиеся силовым тренингом, желают достичь таких позитивных результатов, то вам следует тщательно планировать свою тренировочную программу чтобы за тяжелым и интенсивным тренингом следовали легкие циклы, стимулирующие гиперкомпенсацию.

Методы планирования нагрузок непосредственно влияют на реакцию организма на тренинг.

Например, если атлет следует принципу поднимания как можно более тяжелого веса отягощения изо дня в день, и интенсивность тренинга на протяжении микроцикла остается неизменной, у организма не остается времени для восстановления запасов энергии, и с каждой последующей тренировкой он приближается к истощению этих запасов. В такой стадии гиперкомпенсация не достигается никогда, зато снижается работоспособность атлета и сдерживается потенциал роста тренировочных результатов.

И конечно очень важно понимать, что никакая методика не является панацеей в деле достижения результатов. Даже при достаточной вариативности и смене программ рано или поздно наступает период застоя, когда атлету вновь необходимо менять тренировочную программу или методы тренировок.

Источник: https://www.skyrace.club/texts/354-giperkompensaciya.html

Гиперкомпенсация

Гиперкомпенсация

ПАРАПСИХОЛОГИЯ (от греч. para — возле, около) — далеко не всеми признаваемая наука, в которой изучаются след. паранормальные явления (пси-феномены): 1) формы биологической чувствительности, обеспечивающие способы приема информации,не объяснимые деятельностью известных органов чувств (т.

н. экстрасенсорное восприятие); 2) соответствующие формы воздействия живого существа на физические явления, происходящие вне организма, без посредства мышечных усилий (желанием, мысленным воздействием и т. п.). Наряду с термином «П.» употребляются также термины «психотроника», «биоинформация», «биоинтроскопия» и др.

Большинство современных парапсихологов выделяет след. типы форм паранормальной чувствительности. Телепатия — мысленное общение между передающим и принимающим (индуктором и реципиентом).

Ясновидение — получение знаний об объективных событиях внешнего мира, не основанное на работе известных органов чувств и суждениях разума. Предвидение (проскопия) — частный случай ясновидения, относящийся к предсказанию будущих событий.

Лозоискательство (биофизический эффект) — отыскивание с помощью вспомогательного индикатора (изогнутая металлическая проволока, лоза и т. п.) скоплений подземных вод, руд, пустот и т. п. Парадиагностика — постановка основанного на ясновидении мед. диагноза без контакта с больным.

Все эти формы чувствительности часто объединяются понятием экстрасенсорного восприятия (сокр. ЭСВ; англ. extrasensory perception, ESP).

В П. имеется также классификация форм парапсихического воздействия на внешние физические явления. Психокинез — мысленное воздействие человека на окружающие предметы, напр.

на нормальную электрическую активность растения; на положение в пространстве различных (как правило, нетяжелых) предметов. Парамедицина — область, смежная с П.

, включающая разнообразные, не имеющие объяснения методы лечения: наложением рук, мысленным внушением (без применения речи и без непосредственного контакта, иногда на большом расстоянии) и др.

По существу, единственным основанием объединения всех этих областей является таинственность и загадочность изучаемых явлений. Однако рассматривать такое основание достаточным для выделения особой области научных исследований принципиально неправильно.

В европейской культуре П. как направление систематических исследований и наблюдений возникла в ., когда в Лондоне было организовано «Общество для изучения психических явлений», существующее и ныне. По подсчетам парапсихологов, в нач. 1970-х гг.

в 30 странах существовало более 240 лабораторий и обществ (большинство — в США). Многие из них объединяет Межд. парапсихологическая ассоциация (Нью-Йорк). Парапсихологические исследования в небольшом объеме выполняются в ряде ун-тов (г. о. частных) и др.

научно-исследовательских центрах США, финансируемых государством и крупными фирмами. В . Амер. ассоциация содействия науке, объединяющая различные научные общества, приняла в число своих членов Амер. парапсихологическую ассоциацию. Исследования по П.

, как правило, публикуются в специальных журналах; издаются монографии, публикуются итоги конференций, симпозиумов по П.

В России, начиная с 1920-х гг., в Л. ученик В. М. Бехтерева Л. Л. Васильев проводил исследования в области телепатии и ясновидения. В .

организована секция биоинформации при Московском правлении Научно-технического общества радиотехники и электросвязи им. А. С. Попова. В . создана секция технической П.

и биоинтроскопии при Центральном правлении Научно-технического общества приборостроительной промышленности.

Вначале в П. использовались довольно примитивные методы исследования (угадывание карт, внушение сновидений или мыслей и т. п.). Критика и разоблачения утверждений парапсихологов заставляли их искать новые средства доказательств. Большое влияние на парапсихологические методы оказал приток инженеров и физиков, которые привнесли в П.

свои методы исследования, предполагая, что мозг человека действует как электронное устройство и что на его изучение можно прямо перенести понятия, взятые из соответствующих разделов физики. Поэтому в современной П. используется ряд новейших технических средств.

Некоторые парапсихологи неправомерно считают, что изучаемые ими явления — это обычные физические явления, которые можно объяснить с помощью электромагнитного излучения. Поиск и измерение электромагнитных полей, называемых по-разному (биоплазма, электроаурограмма, биопотенциал и т. п.), в сочетании с различными традиционными методами исследования (напр.

, угадывание одной из 5 специальных карт, т. н. карт Зенера, внушение на расстоянии и др.) продолжаются. Значительное развитие в рамках П. получили инструментальные, в т. ч. самые современные, методы оценки функциональных состояний индивида. Некоторые частные методы исследования, которые используются в П.

, хотя и не раскрывают природы парапсихологических феноменов, иногда оказываются полезными для психофизиологии и экспериментальной психологии.

Отсутствие методической корректности при постановке многих парапсихологических экспериментов, естественно, вызывало и вызывает у ученых недоверие и раздражение, которые усиливаются из-за слишком частых случаев прямой мистификации и обмана.

Причиной недоверия также является то, что парапсихологические феномены невоспроизводимы, т. е. они не отвечают требованиям, предъявляемым к достоверности научных фактов.

Невоспроизводимость явлений объясняется парапсихологами ссылками на своеобразие парапсихологических феноменов.

Т. о., в том, что включают в область изучения П., нужно различать, с одной стороны, мнимые, рекламируемые мистиками и шарлатанами «сверхъестественные» феномены, с др.

стороны — явления, реально существующие, но еще не получившие удовлетворительного научного психологического и физического объяснения. Первые требуют разоблачения и демистификации.

Изучение последних ведется в психологических, физиологических, биофизических и др. соответствующих научных учреждениях. (В. П. Зинченко.)

Источник: http://docpsy.ru/slovar/g/2011-giperkompensatsija.html

Реактивное образование (гиперкомпенсация)

Это психологическая защита, психофизиологический механизм которой, как и у регрессии, затрагивает мотивационную систему человека, определяя, прежде всего, изменение потребностей. Реактивное образование служит для регулирования эмоций радости и удовольствия, возникающих при реализации биологических потребностей и мотивации сексуального поведения.

Читайте также:  Комплименты с прикрытием - психология

В течение многих веков опасным и/или неприличным считалось открытое проявление своих сексуальных наклонностей, которые, тем не менее, придавали особую остроту человеческим отношениям и в случае их реализации давали сильное чувственное удовольствие, которое для большинства людей становилось едва ли не единственной радостью жизни.

Сильнейший внутренний конфликт, заложенный в этом противоречии между естественным проявлением влечения и экспрессией радости от телесных контактов и религиозным запретом на их открытое проявление. Потребовал эффективных способов своего разрешения.

Одним из способов является реактивное образование, которое в этой ситуации преобразует невозможные для реализации импульсы в такие, которые имеют форму проявления потребности прямо противоположного толка, что в случае сексуального влечения выглядит как смена знака: любовь-ненависть.

Этот интереснейший психологический феномен взаимозаменяемости и одновременного присутствия двух полярных чувств нашел адекватную литературную форму в виде многочисленных любовных романов и поэтических произведений.

Реактивное образование регулирует паритетные отношения людей. Оно, в зависимости от развития событий, не имеет смены знака отношений с отрицательного на положительный.

Таким образом, основными чертами личности, которые проявляются при интенсивном применении гиперкомпенсации, можно отметить демонстративное дружелюбие, способность к объединению с себе подобными, социабельность в сочетании с мотивационной неустойчивостью и противоречивостью в оценках и взглядах.

Нестабильность оценочных суждений и мнений наиболее наглядна во внешних конфликтах, когда обладатель реактивного образования в предчувствии своего проигрыша резко меняет тактику поведения на прямо противоположную, отстаивая с эмоциональной убежденностью прямо противоположную точку зрения по сравнению с той, которую отстаивал ранее.

Любопытно, что эта смена оценок и суждений, абсолютно неожиданно для партнера, часто служит началом продуктивного разрешения конфликтной ситуации, и все расстаются довольные друг другом и собой.

Это свойство неожиданной смены оценок и установок позволяет говорить о специфических типологических чертах, прежде всего, о достойной пластичности и подвижности эмоционально-когнитивных реакций.

Поведенческие проявления специфических особенностей личности, стабилизация «эго» которой происходит на базе гиперкомпенсации, формирует характерный тип пуританина и, в наиболее заостренной девиаитной форме— тип ханжи.

В более умеренном и более нормативном виде реактивное образование, действующее на бессознательном уровне психики, диктует личности неприязнь и страх перед любыми сценами насилия и секса, особенно в кинофильмах, страх перед обнажением своего тела и тревогу по поводу обнажения тела других людей.

Типичным для реактивного образования является его включение из-за фрустрации нескольких мотиваций и потребностей, побуждающих человека к взаимодействию с людьми. В этот список входят, в первую очередь, мотивация общения, достижения цели, потребительского поведения.

Каждая мотивация при действии гиперкомпенсации формирует антагонистические формы поведения и реагирования по сравнению с теми, которые должны были бы разворачиваться, если бы защита не действовала, что в целом приводит к формированию мотивационной неустойчивости и.

В конечном счете, к развитию внутренних конфликтов.

Реактивное образование является излюбленной защитой в тех случаях, когда враждебные чувства и агрессивные импульсы являются главным содержанием, и на опыте проверено, насколько опасно не уметь держать их в руках.

Компенсация.

Считается одной из наиболее эффективных психологических защит, характерных для социально зрелой личности.

Психофизиологические процессы компенсации затрагивают процессы эмоциональной и когнитивной самооценки, психомоторные и интеллектуальные действия и функции, которые проявляются частично на уровне сознания, что допускает возможность осознанной рефлексии по поводу активности этой психологической защиты.

Механизмы компенсации функционируют для коррекции определенных, возникающих в ходе социализации, недостатков и отрицательных свойств личности, формирующих чувство неполноценности.

Это чувство не является негативным, поскольку оно требует своей компенсации либо с помощью тренировки и развития дефектной функции, либо за счет нервно-психической перестройки, приводящей, в конечном счете, к дифференциальному развитию психики.

Ставя акцент на положительных свойствах процесса, можно отметить неудачные компенсации, которые в педагогических и психологических ошибках способны сформировать у субъекта действия комплекс неполноценности, требующий уже определенных невротических компенсаторных механизмов.

Компенсация направлена на снижение интенсивности чувств печали, уныния и тоски, возникающих в ситуации реальных или мнимых утрат и неудач.

Снижение выраженности этих чувств может быть достигнуто с помощью переключения внимания человека с оценок и анализа травмирующих собственных свойств и опыта на другие, более нейтральные или потенциально позитивные качества и навыки. Этот интрапсихический процесс переключения может протекать в разных формах.

Наиболее распространенной формой такого процесса является фантазия, с помощью которой планируется и прогнозируется будущее, более успешные действия и реакции.

Отличительной чертой фантазии в структуре компенсации является наличие представлений о будущих результатах деятельности, что, как правило, отсутствует в фантазии как проявлении более примитивного способа психологической защиты-отрицания, в которой выражен акцент на положительные чувства относительно своей персоны в настоящем времени. Другими словами, фантазия как компенсация имеет деятельный характер, который может побудить человека к изменению своего поведения и к саморазвитию.

Этот возможный исход компенсации хорошо заметен при анализе событий, происходящих на достаточно широком временном диапазоне.

Как свидетельствуют биографии многих известных людей, толчком к интеллектуальной и социальной активности могли послужить серьезные жизненные неудачи, позже подвергнутые анализу, осмыслению и эмоциональной переработке с целью поиска новых путей развития, отличающихся от тех на которых были выстроены неуспехи и неудачи или несчастья и беды.

Конечно, эта форма компенсации может сформироваться у человека только в том случае, если в его мотивационной структуре наличествуют такие потребности, как мотивация саморазвития и самореализации. Если этих мотиваций нет, то вероятность формирования такого позитивного для личности итога невелика.

Поэтому в обычных случаях компенсация действует для снижения депрессивных чувств и проявляется в виде компенсаторных действий уровня сложности более примитивного, чем те, которые вызвали депрессивное состояние. Чувства огорчения, обиды, тревоги, уныния требуют уменьшения интенсивности с тем, чтобы самооценка личности не снизилась.

Компенсация здесь выражается в совершении некоторых действий, сопровождающихся положительными чувствами. Возникающие положительные реакции снижают интенсивность отрицательных чувств, и человек способен более деятельно проявлять себя в постигшей неудаче. Эта поведенческая форма компенсации имеет большое распространение в жизни современников.

Ее положительная роль закреплена и в религиозных культах.

Если компенсация как одна из самых эффективных психологических защит не сформулирована и человек не может с помощью переключения на другую, более успешную, деятельность справиться с постигшим его разочарованием, то возможны патологические варианты компенсаторного поведения.

Наиболее распространенным из последних являются все формы зависимости (начиная от алкоголизма и заканчивая фанатической верой и служению чему-либо и кому-либо).

Судя по тому, как стремительно сегодня возрастает число злоупотребляющих наркотиками и алкоголем, у современных людей действительно плохо и неэффективно действует естественная компенсация, что и создает базу для обращения и искусственным химическим способам облегчения тяжелых состояний и реакций.

Активное использование компенсации также связано с определенными чертами личности, прежде всего, депрессивностью, выраженными негативными эмоциональными состояниями и настроениями.

Иногда этот негативный и эмоциональный срок дополняется особенностями внешнего поведения.

У многих депрессивных, но активно действующих и развивающихся людей вырабатывается специфический активный стиль поведения в форме высокомерия и превентивной атаки, который снижает вероятность социальных контактов и, вследствие этого, усиление внешних конфликтов.

Чаще всего компенсация и компенсаторные формы поведения проявляются в профессиональной жизни.

Однако значительна роль компенсации в жизненно-значимых ситуациях, когда отсутствие развитой речи может привести к самоубийству или к такой утрате душевного покоя, которая может кончиться тяжелой психопатологией.

Можно согласиться и существующими представлениями, согласно которым компенсация является одной из самых эффективных и зрелых форм овладения тяжелой жизненной ситуацией и возможным способом интенсивного саморазвития.

Сублимация

Одна из форм высших психологических защит, начало изучению которой было положено З. Фрейдом. По его представлениям, при невозможности удовлетворения сексуальных побуждений энергия либидо ищет для себя выход.

У мужчин в некоторых случаях она переходит в более сложные, чем запрещенное сексуальное поведение, виды деятельности, например, художественное творчество. С точки зрения Фрейда, либидо характерно только для мужчин, поэтому у мужчин сублимация возможна, а у женщин — нет.

Несмотря на то, что действие сублимации часто находит свое описание в художественной литературе, она мало изучена в научных работах. Сублимация иногда неправомерно отождествляется с интеллектуализацией.

Принципиальная особенность сублимации заключается прежде всего в специфике психологических процессов, основным из которых является реализация творческих способностей — способностей создания нового на материальном, материальном, идеальном и социальном уровнях жизни.

Сублимация переводит поведение на более сложные энергозатратные формы, результатом чего могут быть различные творческие продукты (открытия, изобретения, художественные произведения, социальные действия и поступки).

Творческая деятельность обязательно сопровождается чувством удовольствия и радости от самого процесса творчества.

Одна из наиболее специфических характеристик сублимации заключается в возможности использования энергии низших мотиваций, фрустрация которых приводит к внешним и внутренним конфликтам, для организации позитивно окрашенных социально ожидаемых и одобряемых форм деятельности.

Очевидно, что сублимация является наиболее эффективной защитой, использование которой приводит к развитию творческой личности.

В дальнейшем, благодаря сублимации, человек может освободиться от необходимости ее использования в разрешении жизненных проблем, так как в случае благополучного развития творчество само по себе становится смыслом жизни, субъект которой уже не нуждается в психологической защите.

Сублимация в процессе своего действия как бы сама себя отрицает, давая импульс творчеству. В результате частого применения сублимации личность имеет возможность более полной самореализации.

Применяемые сублимации в качестве психологической защиты возможно при наличии творческих способностей и таланта, толчком для развития которых может быть спонтанное включение этой защиты в неблагоприятных социальных ситуациях или при ухудшении здоровья.

Вполне возможно, что сублимированию может подвергаться и энергия мотивации агрессивного поведения. Вариантами поведения, в связи с невозможностью открытого агрессивного поведения из-за социальных ограничений, может быть и использование смещения.

Фрустрация агрессивного поведения, таким образом, может привести к организации более сложных и затратных форм деятельности, связанных с управлением и формированием социальных взаимодействий.

Любой крупный неформальный лидер имеет сублимированную агрессивную энергию, так как известно, что активность и агрессивность, как типологически обусловленные свойства индивида, имеют близкие психофизиологические механизмы, связанные со спецификой нейтрогуморальных процессов.

Сублимация включается для регуляций действий, включающих на основе фрустрации мотивации активно-оборонительного и сексуального поведения, для снижения выраженности эмоций гнева, раздражения, горя и отчаяния.

Частое использование сублимации характеризует саморазвивающуюся личность, у которой имеется определенный потенциал креативности.

Юмор и альтруизм, рассматривающиеся у некоторых авторов в качестве психологической защиты, могут являться разновидностями сублимации, действующими в системе социальных отношений.

Данная защита расценивается как здоровое средство разрешения психологических трудностей по двум причинам:

* она благоприятствует конструктивному поведению, полезному для группы;

* она разряжает импульс вместо того, чтобы тратить огромную эмоциональную энергию на трансформацию его во что-либо другое или на противодействие ему противоположно направленной силе (отрицание, репрессия).

Такая разрядка энергии считается положительной по своей сути: она позволяет человеческому организму поддерживать необходимый гомеостаз.

Реверсия

Еще одним способом справиться с чувствами, которые представляют психологическую угрозу собственному «Я», является проигрывание сценария, переключающего отношения человека с субъекта на объект или наоборот.

Достоинством реверсии является то обстоятельство, что человек перемещает сильные аспекты трансакций таким образом, чтобы скорее играть в инициирующую роль, чем отвечающую. Это явление еще называют трансформацией пассивного в активное. Если развивается положительный сценарий, защита работает конструктивно. Если же имеет место отрицательный сценарий — деструктивно.

Идентификация

Включение идентификации в список защитных механизмов может показаться излишним, так как большинство расценивает возможность идентифицироваться с другим человеком или с его отдельными сторонами как конструктивную незащитную тенденцию.

Как и другие зрелые защитные процессы, идентификация является нормальным аспектом психологического развития и становится проблематичным только в определенных условиях.

Фрейд был первым, кто предложил различать защитную и незащитную идентификацию — анаклитическую идентификацию (от греч. «полагаться на») и идентификацию с агрессором. Первый тип идентификации мотивируется невыполненным желанием походить на значимого человека.

Второй тип Фрейд рассматривал как автоматический, но мотивированный защитным решением проблемы ощущения угрозы со стороны другого человека, обладающего властью.

Фрейд полагал, что многие действия идентификации содержат элементы как непосредственного прямого принятия того, что любимо, так и защитного уподобления тому, что является пугающим.

Конфликтологи используют слово «идентификация», чтобы подчеркнуть зрелый уровень осознанной (иногда и частично бессознательной) попытки стать похожим на другого человека.

Эта способность развивается естественным образом, начиная с ранних инфантильных форм, содержание желания проглотить другого человека целиком, более тонких, дискриминантных и субъективно произвольных процессов выборочного принятия качеств другого человека.

Считается, что потенциал идентификации расширяется и модифицируется в течение всей жизни и является основой психологического роста и изменений.

Так как идентификация является средством на все случаи жизни, она более часто используется как защита в случаях эмоционального стресса. Идентификация изначально является нейтральным процессом. Она может иметь позитивные или негативные эффекты в зависимости от того, кто является объектом идентификации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: http://zdamsam.ru/b20707.html

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию