Глазодвигательные реакции — психология

Глазодвигательные реакции — Психологос

Глазодвигательные реакции - психологияГлазодвигательные реакции — неосознанные, непроизвольные движения глаз, по которым можно более точно определить о чем и как думает человек.

По хорошему, прежде чем делать какие-либо выводы, глазодвигательные реакции нужно проверить: что они значат у конкретного человека. См.→

Однако в 80% случаев можно быть уверенным, что движения глаз шаблонны и говорят о следующем:

​​​​​​​(взгляд на схеме считывается так, будто человек находится напротив вас и глазодвигательные реакции описаны из его позиции (для него лево, право)

  1. Взгляд вверх вправо (от него) — человек обращается к будущему или придумывает — зрительно. (Визуальное конструирование).
  2. Взгляд просто вверх или влево от него — человек в прошлом, вспоминает какие-то свои картинки (зрительные образы). (Визуальная память, визуальное вспоминание).
  3. Взгляд по горизонтали вправо — обращается к будущему или придумываем — слуховое (аудиальное) конструирование.
  4. Расфокусированный взгляд вперед — скорее всего, Транс.
  5. Взгляд по горизонтали влево — человек в прошлом, слуховые воспоминания (Аудиальная Память).
  6. Взгляд просто вниз или вправо вниз — переживание, представление кинестетических ощущений (Кинестетика).
  7. Взгляд влево вниз — внутренний монолог или диалог (человек разговаривает сам с собой) и контроль речи (человек тщательно выбирает слова в общении) (Аудиально-дигитальный процесс, внутренний монолог).

В некоторых источниках все описано практически так же, только лево — право поменялись местами.

Где правда? Путаница нередко возникает из-за того, мы в позиции наблюдателя перед человеком или смотрим из его позиции.

Чтобы не путать хотя бы себя, запомните простую вещь: во внутренней картинке жизнь идет всегда слева направо. Соответственно, все прошлое — слева. Все будущее — справа. Запомнили?

Использование глазодвигательных реакций

Отслеживание движений глаз может помочь улучшить с человеком контакт, подобрав язык, на котором с ним понятнее ему разговаривать. Это же помогает более эффективно вести психологическое консультирование и психотерапию.

Отслеживая глазодвигательные реакции, иногда можно догадаться, говорит человек правду или сочиняет. Смотрит вправо вверх — скорее всего, выдумывает.

При этом важно знать, что профессиональные коммуникаторы легко контролируют движение своих глаз, а если еще точнее, во время разговора глаза не отводят, поддерживая спокойное присутствие внутри и непрерывный контакт глаз во взаимодействии с собеседником. Если вы еще не научились так контролировать свой взгляд — это стоит того, навык очень полезный.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/glazodvigatelnye-reakcii

Глазные ключи доступа

Глазные ключи доступа

Глазные ключи доступа

(или глазодвигательные сигналы)

Направление взгляда человека связано с внутренними процессами восприятия, обработки информации различного рода: зрительной, слуховой, двигательной, эмоциональной, вкусовой или обонятельной.

Глазодвигательные паттерны

В очередной раз перечитывая «Мастер и Маргарита» неожиданно для себя обратил внимание на такой диалог Артиста с Никанором Ивановичем Канавкиным:

«Верю! Эти глаза не лгут. Ведь сколько же раз я говорил Вам, что основная Ваша ошибка заключается в том, что Вы недооцениваете значение человеческих глаз.

Поймите, что язык может скрыть истину, а глаза – никогда! Вам задают внезапный вопрос, Вы даже не вздрагиваете, в одну секунду Вы овладеваете собой и знаете, что нужно сказать, чтобы укрыть истину и весьма убедительно говорите, и ни одна складка на Вашем лице не шевельнется, но, увы, встревоженная вопросом истина со дна души на мгновение прыгает в глаза, и все кончено. Она замечена, а Вы пойманы!»

                                    М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Михаил Афанасьевич Булгаков, безусловно, не знал НЛП!!!

Он умер за пол — века до того, как известный гипнолог и психотерапевт Милтон Эриксон обнаружил закономерности движения человеческих глаз. Он первый описал стратегии движения глаз, как способ обработки внутреннего опыта человека. Или, проще говоря, движения глаз указывают, как именно происходит обработка информации мозгом на бессознательном уровне.

Ричард Бендлер и Джон Гриндер (основатели НЛП) спустя еще десяток лет сформулировали данную закономерность в одну из  — Глазодвигательные паттерны. Еще не редко она называется — Ключи доступа, или Паттерны глаз.

Вообще в НЛП много сложных и непонятных терминов. Так, например, термин паттерн (от англ. pattern — образец, матрица), означает не что иное, как шаблон. И если данную модель перевести с терминов НЛП на человеческий, то Глазодвигательные паттерны – это закономерность движения глаз.

Общее представление о невербальной коммуникации

                  
Как правило, люди во время общения не замечают очень много невербальной (коммуникационного взаимодействия без использования слов) информации, которую передают друг другу! Чаще всего мы ищем смысл в словах, тогда, как язык тела или движения глаз ускользают от нашего сознания…

Это и не удивительно. Действительно очень сложно без определенной подготовки одновременно вести дискуссию и отслеживать жестикуляцию оппонента, изменение положения его тела или конструкцию движения его глаз. А ведь все это – информация, которая стоит за словами!

Легко обнаружить, когда человек думает картинками, звуками или ощущениями. Существуют видимые изменения, которые происходят в нашем теле, когда мы думаем различными способами. Способ нашего мышления оказывает влияние на наше тело, а то, как мы используем наше тело, действует на то, как мы думаем.

Чтобы использовать знание о ведущих модальностях для создания и поддержания ситуации взаимного доверия (или наоборот), нужно уметь их выделять у собеседника.

Общая структура глазодвигательных паттернов

Какая же информация скрывается за движением наших глаз?!

Визуальное  конструирование    Визуальная память            Визуальная память

Аудиальное конструирование        Кинестетика          Внутренний диалог

Схема дана для человека, на которого вы смотрите.
Данная схема будет работать в 90 – 95% случаях.
Эта схема верна для большинства людей, правда с определёнными личными нюансами. Например, для левшей возможно инверсия вокруг вертикальной оси (В / А / АдВк / Ак / К). Поэтому эту схему желательно проверять в каждом конкретном случае

Во-первых, данная модель верна для 90% правшей (людей, которые наиболее ловко использует свою правую руку по сравнению со своей левой рукой).

Во-вторых, как и в случае с левшами, так и у оставшихся 10% правшей эта схема может меняться:

— зеркально (правая половина рисунка меняется местом с левой половиной);- верх-низ (верхняя половина рисунка меняется местом с нижней половиной);

— специфично (у человека схема паттернов закодирована индивидуально).

Описание схемы глазодвигательных реакций:

(влево — конструкции, вправо — воспоминания);

Средний этаж — АУДИАЛЬНЫЙ

(влево — конструкции, вправо — воспоминания);

Нижний этаж — внизу слева — КИНЕСТЕТИКА

Внизу справа — ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ, то есть человек про себя проговаривает что-то (не всегда осознанно);

Расфокусированный взгляд по центру обычно говорит о визуализации,

то есть зрительных представлениях в приближении к трансовому состоянию.

В – визуальное вспоминание.
Предыдущий зрительный опыт, зрительная память.
Всё, что человек может вспомнить визуально: цвет входной двери в квартиру, как выглядит 100 российских рублей и т.д. При этом сюда будет относиться и ранее сконструированные образы, если человек о них вспоминает.

Вк – визуальное конструирование.
Создание нового опыта, планирование, математические расчеты.
Всё визуально конструируемое человеком в данный момент: как будет выглядеть этот человек, если пострижётся налысо, африканский слон заляпанный розовой краской и т.д. Так же сюда будет относиться визуализация математических расчётов.

А – аудиальное вспоминание.
Звуковая память – интонации, голоса, звуки, музыка.
Все воспоминания об аудиальном опыте: звук капающей из крана воды, звук флейты, голос вашего начальника и т.д.

Ак – аудиальное конструирование.
Создание нового аудиального опыта, сочинение музыки.
Собственно, всё что человек не слышал ранее, но может придумать. Новые интонации, звуки, голоса. – Как будет звучать голос этого человека в пустой комнате? – Как будет звучать скрипка на берегу моря?

Ад – внутренний диалог.
Контроль речи, проговаривание.
Разговор с собой, проговаривание. Задать себе вопрос и ответить на него. – Спроси себя: – что всё это значит. Внутренний диалог так же отвечает за контроль речи, то есть анализ правильного построения фраз и того, что стоит говорить, а что нет.

К – кинестетика.
Телесная память, ощущения, вкус, запах, осязание, мета-ощущения. Всё, что связано с ощущениями, переживаниями и так далее. – Какой на вкус яблочный сок?– Как пахнет жасмин в солнечный день?

– Какая твоя нога теплее?

Диагональ лжи

В НЛП (нейролингвистическое программирование) существует типичный шаблон движения глаз при готовности соврать.

В психологическом плане это соответствует такой последовательности: сначала человек представляет, конструирует то, чего на самом деле нет в действительности, а потом говорит только то, что этой выдумке соответствует, ничего лишнего. Поэтому считается, что такое движение глаз свидетельствует о готовности соврать.

О придумывании ответа, а возможно и обмане, свидетельствует взгляд сначала вправо вверх (придумал образ), а затем по диагонали влево вниз (конструирует ответ).

Глаза будут двигаться только в том случае, если человеку нужно найти информацию.
То есть, если нужная информация находится в «оперативной памяти», то движения глаз не будет.

Для более точной верификации лжи, вначале необходимо откалибровать полную схему глазодвигательных паттернов. Это нужно для того, чтобы удостовериться, что у человека все стандартно (как на картинке). Вначале задаем вопросы раздельно на каждую из модальностей. Затем, убедившись, задаем вопросы на неочевидную модальность для выявления ведущей РС (репрезентативной системы).

Практическое применение ключей глазного доступа

На сегодняшний день глазодвигательные паттерны уже давно и активно применяются не только на тренингах НЛП, а и в повседневной жизни.

Модель «выросла» из техники межличностного общения. Диапазон применения данной модели огромен. Трудно себе представить сферу жизни, где нельзя было бы применить данные знания: реклама, продажи, безопасность, политтехнологии…

Ниже, в видеоролике, можно узнать о новейших разработках с использованием КГД (ключей глазо — двигательного доступа).

Программа «Прогресс» о регистрации движений глаз.

Стоит посмотреть по этой теме

Вербальные признаки лжи — особенности речи, говорящие о лжи.

Невербальные признаки лжи — движения человека, говорящие о его неискренности.

ФОТО галерея ЖЕСТОВ — классификация жестов и их значение.

ВИДЕО — лучшее ВИДЕО для обучения (или закрепления) навыков.

Видеоматериалы к тренингу — пособие для дополнительного обучения.

Программы — Тренажеры распознавания эмоций — скачать бесплатно.

«Определение Лжи» (Lie to me) — описание тренинга.

Подробно о тренинге «Определение Лжи» — что мы будем делать во время обучения.

Фото-отчеты с тренингов «Определение Лжи» — фоторепортажи участников.

СЕРИАЛ «Теория лжи» — посмотреть или скачать сериал.

Киевский Центр НЛП и тренингов – только лучшие техники НЛП в Украине.
Здесь вы всегда можете изучить он-лайн классику и новейшие модели НЛП.

Источник: http://www.kcnlp.com.ua/tekhniki-nlp/glaznye-kliuchi-dostupa/

Использование глазодвигательных реакций с терапевтической целью

Использование глазодвигательных реакций с терапевтической целью

Механизм глазодвигательных реакций позволяет усиливать воздействие психолога на клиента. Для этого существует три возможности:

1) для усиления подстройки к клиенту, для лучшей коммуникации, необходимо говорить словами предпочитаемой репрезентативной системы. Однако это возможно только если клиент смотрит на психолога. Если же он отвел взгляд это признак его ухода в другую систему восприятия. Усилить свое воздействие на клиента можно так:

Способы улучшения подстройки к клиенту

Видимое направление движения глаз клиентаСопровождающие эти движения слова психолога
Вверх-вправо äМожно увидеть…
Вверх влево ãСтоит рассмотреть…
Горизонтально вправо àМожно услышать…
Горизонтально влево ßКак это будет звучать…
Вниз влево åИ почувствовать…и ощутить
Вниз вправо æИ спросить самого себя…и сказать себе

В результате использования речевого сопровождения глазодвигательных реакций появляется реальная возможность мгновенного, бессознательного прохода к внутреннему состоянию человека и воздействию на него.

2) имеет целью усиление ведения клиента во взаимодействии и одновременно расширение его «карты». Когда психолог хорошо «присоединился» к клиенту он может сделать зеркальное движение глаз по отношению к клиенту. Глаза клиента, последовав за психологом, переключат его в другую репрезентативную систему.

Способы улучшения ведения клиента

Видимое направление движения глаз психолога ведущего клиентаСопровождающие эти движения слова психолога
Вверх-вправо äМожно увидеть и рассмотреть…
Вверх влево ãСтоит представить и нарисовать картину…
Горизонтально вправо àИ можно услышать…
Горизонтально влево ßЧто скажут другие…
Вниз влево åИ можно почувствовать и ощутить…
Вниз вправо æИ наконец сказать самому себе…
Читайте также:  Психоанализ, психоаналитический подход - психология

3) Эта возможность требует хорошей профессиональной подготовки психолога. Она имеет целью определение и использование внутренних стратегий клиента. В подсознании человека находится такой элемент его «карты» как стратегия извлечения последовательности модальностей.

Это некая последовательность обработки информации человеком. Для ее определения необходимо задать простой вопрос, имеющий отношение к теме взаимодействия клиента с психологом. Например, «мы здесь встретились для того чтобы …(указать цель), как нам лучше это сделать?».

Далее необходимо отследить цепочку глазодвигательных реакций клиента.

Примером может быть такая цепочка, глаза ушли вверх-вправо (зрительно-воспринимаемые образы), потом вниз-влево (кинестические ощущения), затем побегали горизонтально (аудиальные образы слов и звуков), далее ушли вниз-вправо (внутренняя речь).

Движения глаз могут быть очень быстрыми. Проявившуюся стратегию психологу надлежит осуществить с клиентом в ходе взаимодействия:

1. показать

2. дать пощупать. ощутить

3. поговорить о потребностях

4. помолчать, а клиент в это время сам с собой обсудит заданный вопрос.

Об извлеченной стратегии можно сообщить клиенту: «Наверное сначала лучше рассмотреть общую картину, потом ощутить ее детали, обсудить все это и позволить спросить себя, стоит ли это того». Если последовательность была определена верно, то произойдет увеличение соответствия внешнего состояния внутреннему (может кивнуть).

Лекция 3 (Юдина Е. И.)

Техники НЛП

Якорение как базовая техника

Понятие теории якорения

Якорение это привязка состояния человека к некоторым шаблонам поведения или входам восприятия для последующего воспроизводства и использования.

Это процесс по средством которого любой стимул или репрезентация оказывается связанным с некоторой реакцией и запускает ее.

Якоря бывают естественные и искусственные. Естественным якорем может быть любимая мелодия, поскольку она воссоздает приятное состояние с ней связанное. Здесь стимулом является мелодия, а реакцией подъем настроения. Искусственным якорем может выступать узелок на платке для напоминания о чем-либо.

Предтечей идеи якорения были труды И. П. Павлова. Если есть условный рефлекс, есть якорение.

Практически все в жизни человека и его якобы сознательного поведения это в большинстве своем автоматические воспроизведения связанных с какими-то якорями реакций и состояний.

Якорение это процесс формирования бессознательных программ поведения на основании однократного (в случае сильных эмоций) или более длительного ассоциирования некоего стимула с некоторой реакцией. Также ассоциации позволяют нам не задумываясь действовать необходимым образом.

Возникать якоря могут в любой модальности, то есть они могут быть аудиальными, визуальными, кинестическими и даже дискретными.

Однажды возникнув, они начинают управлять нашим поведением, автоматически воспроизводя связанные с якорем реакции и состояния.

Вместе с породившим его стимулом разные части нашего опыта соединяются, поэтому любой зрительный образ, прикосновение, запах, вкус, чувство потенциально могут напоминать нам что произошло или что происходило когда мы с этим впревые встретились.

Якоря влияют на нас положительно или отрицательно. Например, фото любимого человека положительно, а устойчивые реакции страха на что-то отрицательно.

Якоря всегда срабатывают автоматически и всегда вначале не осознаваемы. В дальнейшем, они могут быть осознаны.

Источник: https://infopedia.su/13x69ef.html

Невербальная диагностика социотипа

Невербальная диагностика социотипаПоводом для написания статьи послужил вопрос от neo_socionic
«..а как использовать вашу методику, если нужно определить тип человека, пишущего на языке, которого вы не знаете? Или если есть только текст в переводе, в котором стилистические конструкции вообще могут иметь крайне мало общего с оригиналом..

»Тип информационного метаболизма — это то, как наш психологический каркас личности обрабатывает информацию, т.е. это динамическая система реагирования на поступающую информацию.

О каком-либо взаимодействии с информацией можно узнать по ответной реакции, то есть по изменениям в состоянии человека, а не по непосредственному состоянию, которое мы наблюдаем «здесь и сейчас». Поэтому типировать по фото это то же самое, что и пытаться по фото понять горячая вода или холодная.

Если молекулы воды находятся в движении, к примеру, если вода кипит, то понять это можно, в других же случаях понять, что вода теплая можно только соприкасаясь с водой.

Итак, какие у нас есть инструменты невербального типирования.

Если в процессе общения человек будет часто наклоняться вперед, а взглядом начнет сканировать комнату, и размахивать руками, причем движение пойдет от плеча, то скорее всего он относится к экстравертам. Если движения рук будут идти от кисти, а взгляд во время пауз будет уходить вниз, то перед нами интроверт.

В следствии чего были сделаны такие выводы? Человеческая психика выполняет три процесса: восприятие информации, обработка информации и выдача информации. Глазодвигательные паттерны указывают на процессы обработки информации, а не ее выдачи или получения.

Глазодвигательные реакции могут нам указать только на запуск системы (признак
экстраверсия/интроверсия
)

Глаза человека в разное время движутся вверх, в бок, вниз и по центру, перед собой. Мы говорим о движении глаз, когда человек не смотрит на что-то конкретное.

Мы обсуждаем ситуацию, когда человек размышляет и погружен во внутренний поиск, внутреннее воображение, что называется — в себя, тогда движения глаз начинают приобретать некоторую осмысленность.При прочих равных у большинства людей взгляд вверх связан с экстраверсией, а взгляд вниз с интроверсии. Т.е.

если при получении информации в виде вопроса человек поднимает глаза часто поднимает глаза вверх прежде чем ответить, то это может говорить о том, что он экстраверт, если вниз, то интроверт. Но это не догма. Встречаются люди, у которых перевернуты верх и низ. Не так много, но бывает.

Поэтому в каждом конкретном случае надо проверять.

Момент окончания движения скажет о дихотомии «рациональность — иррациональность», как и повороты корпуса и головы.

Четкая фиксация окончания движения свидетельствует о рациональности. У иррационала автоматически будет размытый момент окончания. Вроде бы уже и остановиться рука должна, вроде бы уже и остановилась, но движение тут же переходит в следующий жест.

Так же на основе этих двух дихотомий, формируется третья статика/динамика. Но тут опять же очень тонкий момент. Не всегда наблюдение за тем, что человек стоит неподвижно или же дергает ногой, говорит о статике и динамике. Все зависит от контекста.

В стрессовой ситуации психика будет работать обратным образом. Динамик встанет как вкопанный, а статика затрясёт. И опять же является ситуация стрессовой или нет, зависит от очень многих особенностей.

Следующий диагностический признак – это связка рациональность/иррациональность, статика/динамика и экстраверсия/интроверсия.

В итоге у нас получается 4 соционических темперамента:
Линейно-напористый (ЛН) – рационал, экстраверт, динамик.
Гибко-разворотливый (ГР) — иррационал, экстраверт, статик.
Уравновешенно-стабильный (УС) — рационал, интроверт, статик.
Восприимчиво-адаптивный (ВА) — иррационал, интроверт, динамик.
neo_socionic выделила следующие характерные признаки:

«ЛН: Размашистая, активная жестикуляция, резкие, «рубящие» воздух движения, копус при этом может быть зафиксирован; ощущение, что в человеке — сжатая пружина; обычно соблюдается довольно большая дистанция между ЛН и собеседником, т.е. личное пространство больше, чем у прочих;»
ГР: Резкие развороты корпуса, крутящие движения руками, при этом жестикуляция не «широкая», размашистая, как у ЛН; ещё ГР часто прикасаются к собеседнику, например, норовят руку на плечо положить, когда обращаются и т.д.
УС: Слабая жестикуляция (может вообще почти отсутствовать), застывшие, статичные позы. Например, человек сидит, его руки до локтей плотно прижаты к телу, довольно вялая жестикуляция одними ладонями. В целом мало резких, размашистых движений.
ВА: Это движения как бы всем телом, оно расслаблено, не статично-зафиксировано как у УС и ЛН, жестикуляция при этом довольно вялая. В целом ощущение некоторой «амёбности».
Мое видение не такое детализированное, поэтому я пользуюсь интуитивным подходом.

Для меня:

ЛН – это образ стрелы, которая стремительно двигается в одну точку. Это повороты всем телом в одном направлении. К примеру, если ЛН что-то говорит, у него все движения наплавлены по одной линии, показывая рубящий жест: он это делает и рукой, и телом, и головой.

ГР – это радар, который сканирует пространство. Характерное движение: повороты на крутящемся стуле вправо-влево, как радар.

Тут ключевое отличие в том, что ЛН нацелен в одну точку, а ГР постоянно сканирует пространство.

УС – это сильная концентрация на одной цели.

Я заметил эффект «говорящей головы» у Роба и Макса. Очень статичные позы, практически никаких движений, только рот открывается и закрывается. Очень смешно выглядит. Но вот с Драйзерами и Достиками такого не наблюдал.

У Драйзера вообще специфическая жестикуляция при разговоре, особенно когда он принимает активную позицию (а они довольно часто это делают), тогда он на ЛН становится похож. Достики очень гармоничные, когда смотришь на их жестикуляцию, то мало что бросается в глаза, очень конгруэнтные движения, жесты и мимика.

ВА – это броуновское движение, когда внешне человек выглядит спокойным, а внутри у него все кипит. Выражается в хорошей пластичности тела. В способности принимать любые формы.

Далее: логика – этика

Этот признак выражается в мимике человека. С одной стороны мимика зависит от состояния, а состояние может быть связанно с массой факторов.

«С другой, существуют люди с богатой мимикой и с бедной. И вот некоторые, как ни бейся, не смогут достоверно изобразить какую-то эмоцию, так, чтобы это не выглядело неестественно, неадекватно.

Ты же не считаешь, что мимика во всех случаях является непосредственной реакцией на стимул и зависит только от состояния на данный момент, не может сознательно контролироваться? Когда говорят «у человека богатая мимика», не имеют в виду «он достоверно орёт и выкатывает глаза, если ему на ногу уронить кувалду«.)»

Итого: У одних людей мимика более богаче (этика), чем у других (логика). При этом под богатством мимики подразумевается многообразие выражения эмоций. У логика существует (если его не обучали актерской игре) ограниченное число выражения эмоций, у них достаточно статичные выражения мимических состояний.У этика мимика более богаче, поэтому и в её проявлениях гораздо больше эмоциональных состояний. Условно логик проявляет черно-белые эмоции: радость/грусть, весело/скучно, больно/приятно. Этик в этом плане видит больше тонкостей:Радость – это целый спектр эмоциональных оттенков:веселие, торжество, наслаждение, восторг, ликование и т.д.Грусть в зависимости от контекста: горе, отчаяние, скорбь, скука, томление, тоска, траур, уныние, сокрушение, ипохондрия, меланхолия.И в каждом случае это совершенно не похожие друг на друга мимические выражения. Этик улавливает такие тонкости. Логик, без специальной подготовки этого сделать не сможет. Далее многоплановость эмоций. К примеру, улыбка может быть: беззаботная, веселая, всепрощающая, вялая, гордая, грустная, добродушно-злая, довольная, дрожащая, задумчивая, злобная, лживая и так далее. На первом плане человек улыбается и это выражается в его улыбке (уголки губ подняты вверх). А на втором он ухмыляется (губы растянуты вдоль). И вот эти оттенки можно учитывать при диагностике. Как меняется мимика в зависимости от того, что говорит человек. Для тренировки лучше это отслеживать с выключенным звуком. К примеру, включаете фильм и смотрите его без звука, пытасясь понять, что значит те или иные выражения лица. Затем смотрите со звуком, проверяя себя, правильно ли вы все распознали. Со временем вы заметите, что у одних людей мимика более богатая, чем у других.Ссылка на оригинал дискуссии по этому:

http://community.livejournal.com/socionik_practi/4047.html?view=24015#t24015

Источник: https://socionik-practi.livejournal.com/4833.html

Читать

Читать

© Владиславова Н., 2017

© ООО «Издательство АСТ», 2018

* * *

Надежда Владиславова – психолог-практик, Ph. D, НЛП-Тренер, руководитель Европейского психологического тренингового центра «Берег Надежды» в Латвии, автор и ведущая программ НЛП-Практик, НЛП-Мастер и НЛП-Тренер, курсов по Характерологии, Профессиональному Психологическому Консультированию, Психодраме, а также специального тренинга по успешной коммуникации «Мастер Коммуникации».

Читайте также:  Десенсибилизация и коррекция переработки информации с помощью движения глазных яблок (дпдг) - психология

В мире практически нет людей, начинающих свой день с мысли: «Какую бы подлость мне сегодня сделать?» Как правило, нами движут позитивные желания – построить, заработать, отдохнуть, наконец.

Почему же так часто вокруг видятся враги или разрушители? Потому что мы разные, у нас разные мечты и способы их воплощения… Но вот эти свои различия люди не всегда понимают и, соответственно, не берут в расчет.

И первый шаг к тому, чтобы установить с кажущимися «недругами» если не приятельские, то хотя бы нормальные отношения, – это услышать и понять другого человека. Как? Об этом книга Надежды Владиславовой, давнего и деятельного сторонника WWF.

Игорь Честин,

кандидат биологических наук,

директор Национальной организации

Всемирного фонда дикой природы – WWF Россия

Как обычно, работа Надежды Владиславовой высокопрофессиональна. Меня всегда удивляла эта ее особенность: если что-то делать – то, несомненно, очень хорошо. Надежда ярко проявилась в практической работе. Буквально за несколько лет она стала непревзойденным мастером нейролингвистического программирования и, в частности, НЛП-терапии, признанным российским профессиональным сообществом.

Помимо того, что книга содержит богатый теоретический материал, она еще и позволяет окунуться в атмо сферу реальной практической работы под руководством Мастера. И в этом смысле напоминает лучшие тексты Гриндера и Бендлера.

Андрей Виноградов,

НЛП-Тренер, бизнес-консультант,

руководитель Агентства PR

и политического консалтинга

Мы, военные, хорошо знаем Надежду Владиславову и давно ждали ее книгу. В 1999 году, печально запомнившемся терактами в столице, она провела свой первый семинар-тренинг в Министерстве обороны для группы наших психологов – пехотинцев, моряков, летчиков, офицеров спецподразделений со всех концов страны.

И с тех пор наша дружба и сотрудничество с Надеждой, которую мы с коллегами считаем выдающимся специалистом в области экстремальной психологии – в области, как мы говорим, «русского боевого НЛП» – и перед человеческими качествами которой преклоняемся, продолжается. Н. Владиславова подготовила 500 военных психологов и психиатров для работы в чрезвычайных условиях.

И честно скажу: ее ученики – это мой «золотой фонд», элита армейской психологической службы. Они способны быстро, четко и достойно справиться с любой тяжелой ситуацией и, что не менее важно, научились передавать свои умения другим.

Уверен, что учебник Надежды Владиславовой, члена Координационного совета по научно-практическим проблемам психологической работы в Вооруженных Силах РФ (а для нас это самый настоящий учебник мастерства и бережного отношения к человеку), поможет всем нам в работе.

Анатолий Ендржиевский,

полковник, начальник Отдела

психологической работы

ГУВР Вооруженных Сил РФ

Возможно, было бы лучше, чтобы эти несколько вступительных слов написал кто-то другой. Даже наверняка было бы лучше. Но я, муж автора этой книги, ее верный ученик в нейролингвистическом программировании и НЛП-Тренер ее милостью, проработавший с Надеждой бок о бок около десяти лет, никому другому доверить это не могу. Или не хочу – так точнее.

Потому что эта книга уникальна. Это – школа. Знаете, в спорте, в гимнастике или в фигурном катании существует школа – и произвольные выступления. Наши российские мастера спорта часто «горят» на школе. И мастера психологии тоже. Ведь, говорят они, «Школа – это трафаретно, это ожидаемо, это одинаково для всех. А мы вам покажем нечто необыкновенное!».

В НЛП не получается необыкновенного, если нет хорошей школы. Так, один конфуз.

Как правило, настоящие профессионалы в области НЛП не находят времени, чтобы описать школу. Они слишком востребованы практикой.

Но Надя, при всей своей занятости, нашла и время, и силы – спасибо ей за это! Спасибо от таких же читателей, каким еще десять лет назад был я, у которых нет классического психологического образования, и значит, связанных с ним предубеждений и ограничений (они легче смогут поверить и научиться), от читателей, которые считают себя «и так» психологами и, возможно, уже умеют крутить замысловатые психологические пируэты, но вот не падать при этом – еще не получается. Им «НЛП-Практики» Российской школы НЛП просто необходимы.

Мне повезло. До встречи с Надей я вообще мало смыслил в психологии. И тогда я даже представить себе не мог, насколько я, человек состоявшийся, состоятельный и, как мне представлялось, весьма успешный, на самом деле был неуспешен в своей жизни. Я строил ее на постоянной борьбе – и, надо признать, постоянно выигрывал.

Но, видит Бог, сколько шрамов оставалось после этих схваток, сколько огорчений они мне доставляли, сколько было потерь! В результате – непроходимая скука, которую нельзя было разогнать ни работой, ни загранпоездками, – ничем. Жизнь казалась утомительной, недоброй.

Тогда я еще не знал, что жизнь может быть такой, какой я ее мог и хотел видеть.

НЛП в авторской редакции Нади изменило мой мир. В нем, как в детстве, снова стали появляться краски, звуки, запахи. Я вновь учился чувствовать, о чем давно и думать забыл, чтобы не испытывать боли от ударов – своих и чужих.

А были ли эти чужие удары? Или это я сам лупил кулаком и головой в построенную мною же самим стену? Оказалось, что так оно и было. Оказалось, что жизнь устроена совсем по-другому – не как взаимный мордобой, а как танец. Оказалось, что можно не только чего-то добиваться, но и получать удовольствие от своих достижений.

Оказалось, для того, чтобы быть счастливым, нужно было всего лишь научиться мыслить и действовать как счастливый человек.

Это было потрясающим личным открытием, сродни открытию нового материка. Беда только в том, что добраться до своей земли обетованной можно было только самостоятельно и только вплавь. Круизные теплоходы туда не возили.

Терпение и труд, терпение и труд – в овладении психологической азбукой, а потом и всей школой. Господи, за что мне это?! И я получил ответ, прочитал у патриарха Гермогена: не за грехи посылаются трудности людям, а ради грехов наших.

«Ради!» Стало легче.

Под руководством жены (не мог же я перед ней ударить в грязь лицом!) школа была освоена. А потом и институт, и высший пилотаж. У меня появились свои ученики. И тем не менее чуть ли не каждый день приходится напоминать себе простые истины и приемы Надиного «НЛП-Практика», который вы, читатель, держите сейчас в руках.

Потому что, вопреки народному поверью: «мастерство не пропьешь», – любое мастерство, а особенно мастерство жить, растерять довольно просто. Потеряв связь с истоками, оно теряет силу и тускнеет, как любое стоячее озеро в конце концов затягивается тиной. У нас, психологов-практиков, слишком много таких примеров.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=606937&p=14

Паттерны глазодвигательных реакций

Паттерны глазодвигательных реакций

Поиск Лекций

Движения глаз соответствуют:

· Влево вверх — эйдетические воспоминания;

· Влево вбок — аудиальные воспоминания.

· Влево вниз («телефонная поза») — внутренние диалоги;

· Вправо вверх — визуальная конструкция;

· Вправо вбок — аудиальная конструкция;

· Вправо вниз — кинестетические ощущения;

· Прямо перед собой, взгляд «расфокусирован» — внутренний диалог.

Когда вы наблюдаете за собеседником и обнаруживаете глазодвигательные паттерны, то можете быть уверены, что человек получает внутренний доступ к соответствующей репрезентативной системе.

Паттерны глазодвигательных реакций взяты не из потолка и имеют вполне разумное нейрофизиологическое обоснование. Например взгляд влево вверх — эйдетические воспоминания.

Нейронные пути, идущие от левой стороны обоих глаз (левых визуальных полей) представлены в правом полушарии мозга (не доминирующее полушарие). Движение глаз влево вверх стимулирует это полушарие и человек получает доступ к визуальной информации.

Движение глаз вправо вверх стимулирует левое полушарие и дает сконструированные образы — т.е. образы того, чего человек ранее не видел.

Все это справедливо для большинства людей. Проверить это очень легко с помощью простых вопросов и наблюдения. Для этого проделайте следующее упражнение.

r Упражнение

Перечень вопросов. (Вы можете дополнить произвольно этот список).

Эйдетические визуальные воспоминания:

· Какого цвета глаза у вашей матери ?

· Какого цвета верхний глазок светофора ?

· Какого цвета на вас были туфли на выпускном бале ?

Аудиальные воспоминания:

· Какую музыку вы слушали в прошлые выходные ?

· Как звучит голос вашего отца (ребенка, мужа) ?

· Как хлопает входная дверь вашего дома ?

· Как звучал голос Брежнева ?

Визуальная конструкция:

· Как бы вы выглядели в противогазе ? (если бы были с зелеными волосами).

· Как бы вы выглядели в военной одежде ?

Кинестетические ощущения:

· Какая на ощупь шерсть у вашего кота ?

· Как вы чувствовали себя сегодня утром ?

Аудиальная конструкция:

· Как бы звучал ваш голос, если бы вы пели в глубокой пещере ?

· Как бы звучал ваш голос, если бы вы пели Интернационал ?

Следует отметить два важных момента:

1. Бывают ситуации, когда речь (вопрос) идет об эйдетических образах, а человек смотрит вверх направо. Из этого нельзя сделать вывод, что он левша или что его сигналы инвертированы. Единственный вывод — это то, что он посмотрел направо вверх. Возможно человек конструирует картины прошлого. Тогда образы не будут иметь цвета, деталей, контекстуальных признаков.

2. Существуют еще амбидекстры. У них глазодвигательные паттерны будут несколько другими.

Общеизвестный факт, что среди амбидектров и леворуких чаще встречаются люди одаренные. С точки зрения НЛП: человек с иной мозговой организацией чем у большинства популяции, автоматически будет демонстрировать поведение новое и необычное для большинства. Поскольку у них иная мозговая организация — у него есть способности, которыми правши заведомо не обладают.

У вас также могут встретиться ситуации, когда глазодвигательные паттерны будут иные. Но в любом случае они будут носить систематический характер.

Не поддавайтесь растерянности, даже если ваш клиент «нахально» отметает усвоенные вами закономерности (он то, в отличие от вас, не обязан их знать) — и смотрит, например, вверх при кинестетических ощущениях.

ВАЖНО, ЧТОБЫ В ВАШЕМ СЕНСОРНОМ ОПЫТЕ ОТРАЗИЛОСЬ, ЧТО ОН ДЕЛАЕТ.

Источник: https://poisk-ru.ru/s3654t4.html

Определение лжи по глазодвигательным реакциям

Определение лжи по глазодвигательным реакциям

Визуальное Визуальное Визуальное

конструирование воспоминание воспоминание

Аудиальное Аудиальное

конструирование воспоминание

Кинестетические Кинестетические Внутренний диалог

ощущения ощущения или

внутренне слушание

1.Человек во время разговора перемещает глаза вправо вверх – в этот момент он обращается к зрительной памяти , вспоминает какой-то визуальный образ 2. Перемещение глаз вправо по горизонтали – обращение к аудиальной памяти, человек вспоминает какой-то слуховой образ (те звуки, которые он уже слышал раньше). 3. Движение глаз вправо вниз.

Внутренний диалог, разговор с собой. Контроль речи – это означает, что человек тщательно подбирает слова, прежде чем их произносить. 4. Направление взгляда влево вверх – визуальное конструирование – представление образов, которых человек ранее не видел, или же представление явлений, образов и предметов не такими, какими он видел их раньше. 5.

Направление взгляда влево по горизонтали – слуховое конструирование. Представление звуков, которых человек никогда ранее не слышал. 6. Взгляд направлен влево вниз — кинестетические представления (чувства). Человек вспоминает прикосновения, запахи, вкус, тепло, холод и другие телесные ощущения.

Вообразить, сконструировать подобные ощущения, которых не было на самом деле, человек не может – здесь работают воспоминания.

Необходимо зафиксировать глазодвигательную реакцию до начала вербальной активности.

Эти глазодвигательные реакции справедливы для правшей. Если человек левша, то для него правая и левая сторона в описании, как правило, меняются местами. Но возможны и индивидуальные особенности. Если человек переученный левша, амбидекстр(обе руки ведущие), нет ведущей стороны и т.п.

Дигиталу не столь важна красивая картинка, звучные слова или телесные ощущения — ему во всем важны смысл и чтобы все было понятно.

Просто порадоваться — ему не очень понятно, но если он увидит смысл в том чтобы порадоваться и посмеяться — он это обязательно сделает.

Читайте также:  Закон мерфи - психология

Вкусно покушать — зачем? Он лучше прикинет объем пиши, наличие нужных витаминов и рассчитает калории, после чего примет решение.

Узнать дигитала можно по характерным фразам: Правильно ли я понимаю? Насколько это обоснованно? Зачем мы это делаем? Почему мы делаем именно так? Подожди, давай сделаем по-другому, так будет логичнее. Логичнее предположить вот так. По логике вещей выходит…

Дигитал обычно не эмоционален, спокоен, расчетлив. Любит использовать в речи термины и определения, значение которых он хорошо знает. Любит уточнять смысл слов, договариваться об объеме понятий — и в принципе договариваться. Чувствовать, интуичить — это не его. Подумал, проанализировал, принял решение — это ему ближе.

Дигиталы чаще — мужчины, хотя среди них могут встречаться и женщины. Дигитал чаще других заговаривает о «женской нелогичности», ему ближе мужская рассудительность. Это чаще — исследователи и люди науки.

С таким человеком лучше говорить простыми, четкими, скорее короткими предложениями — и, главное, по возможности последовательно, логично. Рассказывать ему о своих чувствах — бессмысленно, он будет просто ждать, пока вы это закончите, после чего может спросить: «А зачем ты мне это рассказала?» или «А что из этого следует?»

Такой человек уверен, что каждое высказывание должно иметь логичный вывод, иначе зачем вы это говорили?

Дигитал в некоторых моментах похож на шизоида — а именно склонностью к логике и холодной рассудительности, но, в отличие от шизоида, он в жизни вполне адекватен, может — когда нужно — быть теплым и душевным, его лицо, глаза и речь — живые. Иногда такого просто называют — умный человек!

Источник: https://cyberpedia.su/14xed42.html

Как распознать ложь

Как распознать ложь

Опубликовано Nak 21 августа 2012

Техники «Как распознать ложь»  — это инструмент рекомендуем только тем, кто хочет лучше понимать собеседника,  с радостью воспитывать своих детей, руководить своей жизнью, быть капитаном на своём корабле.

Любителям поскандалить, унизить, поднять свою самооценку за счет других — мы предлагаем сначала пройти курсы личностного роста и секретов психологического общения.

Мы понимаем: как и любое качество человека, ложь и правда, существуют в нашем общении с определенной целью. Об этом вы сможете прочитать в статьях «Психология лжи» и «Что такое правда». Понимая и принимая эти цели, мы можем улучшать свою жизнь в том направлении, куда ведут наши планы.

И так, как распознать ложь?

Первое: Вам необходимо научиться быть ОЧЕНЬ внимательным собеседником! Уметь наблюдать за движениями и реакциями человека, смело смотреть ему в глаза, думать не о своих ощущениях и страхах во время разговора, а быть неким роботом, разговаривающим и контролирующим свои эмоции.

Поэтому людям с низкой самооценкой и недостаточным уровнем развития эмоционального интеллекта распознать ложь будет очень трудно – обязательно пройдите этапы личностного роста, — адекватная самооценка и уверенность в себе помогут в любых сферах вашей жизни.

Не пренебрегайте этим! И никогда не останавливайтесь в своём развитии – здесь пределов (потолка) не бывает!

Второе: Возьмите на контроль речь и поведение человека, его позы. Помните о следующих признаках, указывающих на то, что человек говорит вам неправду:

—  легкая дрожь в голосе, непривычное заикание;

— непривычное для человека многословие или чрезмерное оправдание;

— постоянный кашель, касания руками области лица и шеи;

— зевание;

— выступание пота, покраснение лица;

— очень частое моргание, отведение взгляда в сторону или бегающий взгляд;

— уход в закрытую позу (скрещивает руки, ноги, отворачивается, опускает голову…);

— сказанное не соответствует выражению лица, его мимике;

— уход от ответа, дает обтекаемый ответ, быстро переключается на другую тему.

Важно!: Как и в диагностическом обследовании, должно быть не менее трех указывающих признаков, чтобы делать предполагаемые выводы. Так как каждый из них по отдельности может быть результатом низкой самооценки, страха собеседника и др.

Если собеседник свято верить в сказанное, и он умелец фантазировать, и к тому же, имеет на этом огромный жизненный опыт, то данные проявления будут очень смутными, и вы не сможете определить их неопытным взглядом.

Но! Есть то, что человек не в силах контролировать до точности в любой ситуации и с любым опытом обмана – это движения глаз. Говорят же, что «глаза – зеркало души», или «только твои глаза могут сказать правду», «глаза не врут».

Глазодвигательные реакции — неосознанные, непроизвольные движения глаз, по которым можно более точно распознать ложь, определить, о чем и как думает человек.

Продолжение следует….

Приветствуется и разрешается перепечатывать и распространять материалы сайта при условии указания их авторства и неизменности текста, при наличии ссылки на наш сайт http://leusdiv.ru/. Причем ссылка обязательно должна быть рабочей!

Источник: http://leusdiv.ru/vzglyad/kak-raspoznat-lozh

Глазодвигательные терапии: НЛП, EMDR, ECEM, EMI, EMDR-НЛП-ЭГ

Глазодвигательные терапии: НЛП, EMDR, ECEM, EMI, EMDR-НЛП-ЭГ

В этой записи я не буду писать о том, что есть такое явление как ключи доступа. В наше время только самому «пробитому» академическому психологу не понятно и не ясно, что можно получить доступ к некоторой нейрологической активности человека через т.н. внешний интерфейс — внешние поведенческие проявления.

 Вероятно, некоторая часть этих ключей доступа является просто индикаторами активности, но, как показывает практика, большая часть, включая глазные ключи доступа (мы в метапрактике называем вслед за Метанимусом «глазодвигателями»), телесные и пр.

— позволяют не только получать информацию о том, что происходит в человеке, но и настраивать эти процессы.

Вместо этого я напишу в этой записи о различных видах глазодвигательной терапии, которые мне известны. Что-то из этого я пробовал сам, что-то и не буду. Но считаю, что нужно слегка приоткрыть дверь в этот интересный мир.

Нлп и глазные ключи доступа (гкд)

Глазные ключи доступа — один из флагманов моделей НЛП, чуть ли не символ, поднятый на стяг и воспетый в гимне.

 Замеченные еще Уильямом Джемсом и вкратце описанные, они были известны Милтону Эриксону (такой вывод можно сделать из его терапевтических сессий), и пытливый моделирующий ум первых НЛПеров (здесь я бы поставил на Ричарда Бэндлера) заметил, что когда человек смотрит в некоторую сторону, он обращается к некой части своей нервной системы. Скоро стало очевидно и обратное — если манипулировать этими ключами доступа, можно помогать человеку обращаться к соответствующему разделу нейрологии. Идея глазодвигательной терапии не просто витала в воздухе, она описана в общем виде в книге НЛП: Том 1. Только вот в качестве ключей доступа там не только глазные, но и иные задействовались.

EMDR ДПДГ

Следующий шаг был сделан Фрэнсин Шапиро, создательницей метода EMDR (или, по-русски, ДПДГ, «десенсбилизация путем движения глаз»). Одно время главенствующей версией происхождения EMDR была версия, если не изменяет память, от Джона Гриндера.

 Напомню, что после расхождения путей создателей НЛП и их ближайших коллег, Ричард Бэндлер «забрал» себе субмодальности, а Джону Гриндеру, Роберту Дилтсу достались глазодвигатели (естественно, это не полный перечень). Дескать, в один прекрасный день голова у Фрэнсин заболела, и она обратилась к шефу за экспресс-помощью.

Тот ей указал на метод коррекции стратегии движением глаз, она его запомнила и вывела из него целую отрасль терапии. Впрочем, сейчас в вестнике Эриксоновского Фонда вышла статья Билла О’Хэнлона, и сама Фрэнсин Шапиро рассказывает свою историю иначе. Метанимус разбирал эту статью.

Судя по словам создательницы EMDR, она сейчас не обосновывает эффективность своего метода связью с глазными ключами доступа. Ну и дела.

В основном EMDR ныне используется как бриф-терапия при ПТСР. Создательница позиционирует свой метод именно так. Есть обширная программа, специалисты-волонтеры ездят по всему миру, проводят тренинги и терапию в местах техногенных или природных катастроф и военных конфликтов

ECEM

Разбираясь в завалах дисках Erickson Foundation Congress 2011 я нашел интересную раздатку под названием Integrating Eye Movements. Эта находка, собственно, и вдохновила меня на данную запись.

В раздатке фигурировал заинтересовавший меня метод — ECEM (Eyes Closed Eye Movements — движения глаз при сомкнутых веках). Автор — Харриет Холландер (Harriett Hollander).

После некоторых поисков мне удалось найти ее научную статью — ECEM (Eye Closure Eye Movements): Integrating Aspects of EMDR with Hypnosis for Treatment of Trauma.

К сожалению, в данном случае меня ожидало разочарование: под названием ECEM скрываются EMDR-подобные движения глаз влево-вправо в состоянии гипнотического транса. Транс накладывает специфические особенности. Так, при сомкнутых веках при таких движениях глаза автоматически «закатываются» вверх, что характерно для REM-фазы.

Трудно делать пока выводы, я прочел статью по диагонали, но мне показалось, что таким образом (закатанные вверх глаза, движения глаз влево-вправо, закрытые веки) и стимулируется доступ к соответствующей фазе или схожему состоянию, в котором обработка репрезентаций идет быстро и отлично от ежедневного бодрствующего состояния субъекта.

ECEM не является самостоятельным методом, это скорее прием в ходе гипнотерапии.

EMI и IEMT

EMI (Eyes Movement Integration — интеграция движением глаз), или «метод НЛП-пальца», создан супругами Андреасами на базе моделей репсистем и ГКД. В моем распоряжении есть раздатка.

Конкретно в ней предлагается зафиксировать некую проблемную ситуацию и «соединять» разные пары ключей доступа. Т.е. активировать репрезентации в разных системах и интегрировать их парными и тройными движениями, а также «наугад» — восьмеркообразными и круговыми траекториями.

Однако, стоит помнить, что это ранний метод, раздатка 1992 года, и с тех пор концепция могла измениться. На YouTube есть видео этого метода:

Здесь это было рассмотрено, но было и более широкое рассмотрение этого метода в есть где-то Метапрактике, ссылку не нашел.

На основе этой техники были построены IEMT (Integral Eye Movement Therapy — интеграционная глазодвигательная терапия) Энди Остина и новый продукт Стива Андреаса Releasing PTSD (освобождение от ПТСР).

Что интересно — первая программа открыто противопоставляет себя EMDR (конечно, в основе-то лежат ГКД и работа с репсистемами, т.е.

четкие феномены, что дает основания задумываться о большей продуктивности), и проводит проекты по исследованию и признанию метода, а вторая программа — напрямую выросла из андреасовского Research and Recognition Project.

Думаю, неспроста взялась направленность на исследования и признание методов работы именно с ПТСР — это одна из наиболее социально востребованных область терапии — учитывая количество боевых ветеранов в США, которых нужно как-то адаптировать к мирной жизни. Гранты выделяются серьезные.

EMDR-НЛП-Эриксоновский метод

Есть и еще один метод, разработанный Анатолием Ткачевым, в ЖЖ известным как Метанимус. Рабочее название — EMDR-НЛП-Эриксоновский метод. Он построен на нескольких моделях: модели стирания репрезентаций из EMDR, модели репсистем и глазодвигателей из ГКД, модели турбопсихоанализа на базе сигнала моргания, модели языкоидов, модели частей и экологии из ЭГ и других.

Вот что пишет сам автор о своей разработке и ее возможностях:

Из всех приведенных это наиболее технически насыщенный метод, который позволяет работать не только с ПТСР и травмами, не только с репсистемами, но и с частями и стратегиями. Более того, по справедливому замечания автора, это психотерапевтическое «лего», конструктор, позволяющий подключать психотерапевтические модели по-модульно и вырабатывающий алгоритмичность у оператора.

Есть и обратная сторона — книг по этому методу еще не написано, владеют им ограниченное количество человек. В открытый доступ технология еще не выложена и представляет из себя ноу-хау. Что-то можно почерпнуть из недр Метапрактика. Если хотите научиться — советую обратиться непосредственно к автору.

Источник: http://nlp-practice.ru/2015/01/26/eye-movement-therapies/

Ссылка на основную публикацию