Имидж — психология

Всё о психологии имиджа

Имидж - психология

Поговорка наших предков: «Встречают по одежке, провожают по уму» – не потеряла своей актуальности и по сей день. Биллу Гейтсу с его миллионами, может, и не нужно очаровывать окружающих, но вот тому, кто делает первые шаги по карьерной лестнице, знания о том, как произвести благоприятное первое впечатление, просто необходимы.

Отправляясь на собеседование, деловые переговоры или свидание, мы заботимся прежде всего об одежде, прическе, прочих мелочах, не задумываясь о формировании цельного, гармоничного образа, не противоречащего нашему внутреннему миру. Помимо внешнего существуют другие виды имиджа, умелое использование которых может значительно облегчить нам жизнь.

Что означает этот термин

Давайте разберемся, каково же понятие и сущность имиджа, для чего нужно его создавать, как им управлять. Значение слова «имидж» в переводе с английского – «образ, воображение, представление».

Впервые этот термин стал применяться в маркетинге для обозначения одного из инструментов повышения привлекательности товара или услуги в глазах потребителя. Эволюционировав, он стал основным оружием крупных корпораций в борьбе за лояльность клиентов, а в конце концов переродился в имидж личности.

С точки зрения общей психологии, понятие имиджа включает в себя процессы психического представления об объективном явлении и преобразования исходной информации под влиянием фильтров восприятия. Часто итогом такой трансформации является то, что воспринятые человеческим мозгом данные разительно отличаются от действительности.

Именно этим феноменом объясняется эффективность первого впечатления, заставляющего окружающих принимать решение в пользу приятного для них человека. Помимо внешнего выделяют следующие типы имиджа:

  • Мимический имидж – подразумевает искусное владение выражениями лица, так называемыми «масками». Этот навык особенно важен для политиков, разного рода общественных деятелей, которые вынуждены держать эмоции под контролем.
  • Кинетический имидж — предполагает умение владеть телом, грациозно, плавно двигаться, правильно жестикулировать. Наше тело может выдать то, о чем молчит язык, поэтому не стоит об этом забывать.
  • Вербальный имидж – это то, что и как вы говорите. Сила слова велика – можно обрести как поклонников, так и ярых противников.
  • Ментальный имидж – это ваш настрой, мысли, чувства, убеждения, установки, верования, которые влияют на все, что вы делаете. Не зря мудрец сказал: «Одна и та же мысль может созидать, а может разрушать. Все зависит от головы, в которой она поселилась».
  • Фоновый имидж – слухи, сплетни, сопровождающие любого человека; они могут погубить репутацию или поднять до небывалых высот.
  • Статусный имидж – атрибуты богатой жизни, подтверждающие благополучие, достаток человека: дорогие автомобили, одежда, недвижимость.

Структура имиджа может быть разной, в основном она зависит от рода деятельности индивида. Например, типология имиджа политиков такова: это уверенный в себе человек, способный противостоять любым трудностям, целеустремленный, непоколебимый, честный, обладающий несомненной харизмой.

Поэтому при формировании такого образа специалисты делают упор на вербальную, кинетическую, мимическую составляющую в сочетании с внешним антуражем. Для актеров, певцов важны фоновая, ментальная компоненты, а для руководителей крупных корпораций — вербальная и статусная.

Как и для чего нужно создавать образ

В природе все нейтрально, но человеческому мозгу свойственно оценивать окружающую действительность, присваивать категории «плохо» или «хорошо». Человек с неэмоциональным имиджем скорее рискует попасть в «плохие», чем в «хорошие» из-за стереотипности мышления.

Рекомендуем: Что такое альтер эго?

Правильно сформулированный информационный посыл будет воспринят окружающими положительно, что во многом облегчит дальнейшие коммуникации и выстраивание отношений с ними. Психологи отмечают два важнейших свойства имиджа:

  • Наделение объекта качествами, на самом деле ему не присущими.
  • Возможность манипулировать мнением людей за счет искусно созданного образа.

Психология выделяет следующие функции имиджа: идентификацию, идеализацию, противопоставление. Смысл идентификации состоит в облегчении признания объекта как неопасного, достойного доверия. Вторая функция помогает «улучшить» объект в сознании индивида, снизить порог критичности оценок. Последняя выстраивается путем сопоставления имеющихся имиджей, т.е. добрый лучше виден рядом со злодеями.

Так что такое формирование имиджа? С точки зрения психологии, можно выделить следующие этапы формирования имиджа: сбор и анализ информации о человеке, создание образа, получения ответной реакции и внесение изменений.

Дополнительно на первом этапе обозначаются цели, которых планируется достигнуть за счет нового образа, и задачи, которые нужно решить для достижения нужного эффекта.

Последние два этапа могут повторяться многократно, пока не будет получена нужная реакция целевой аудитории.

Рекомендуем: Пантомимика — это

В США, по статистике, услугами профессиональных имиджмейкеров и коучеров, создающих персональный имидж, пользуются примерно 20% работающих женщин и 25% мужчин, в Европе – около 15% работающих обоих полов.

В основном это топ-менеджеры крупных корпораций, руководители средних фирм, которые понимают, что неправильный имидж может разрушить карьеру.

В России эта цифра значительно ниже: согласно опросу ВЦИОМ, проведенному в Москве в 2015 году, она составляет не более 3% от общего числа участников исследования.

Как создать свой имидж, который будет выделять вас из толпы? Коучеры утверждают, что имидж человека должен соответствовать его профессии.

Креативность уместна только для людей творческих, в обычном офисе излишне модные или вызывающие образы оттолкнут окружающих.

Важно учитывать, что имидж и репутация взаимосвязаны, поэтому неподходящий образ может отрицательно повлиять на характеристику, которую дадут вам коллеги по работе.

Как создать нужный образ

Имидж в психологии – одна из самых интересных тем, ей посвящены самые объемные труды и множество проведенных практических исследований.

Создание имиджа должно проходить несколько стадий и учитывать особенности законов восприятия. Первый закон рекомендует определить ту аудиторию, на которую нужно произвести впечатление.

Например, в образ поп-звезд закладывается посыл сексуальности, раскованности, исключительности.

Второй закон связан с ассоциативностью, т.е. имидж должен вызывать положительный отклик у окружающих. Отрицательные ассоциации могут свести на нет все хорошие отзывы о вас как о личности и специалисте. Часто негатив очень быстро срастается с имиджем, и сменить его на новый становится гораздо сложнее.

Рекомендуем: Социальные роли и статусы человека

Последний закон касается адекватности создаваемого имиджа истинному и умеренной оригинальности. Речь идет о физических параметрах, особенностях мышления и представления индивидом себя.

Если у девушки круглое лицо, не стоит делать стрижку каре, которая еще больше подчеркнет эту особенность.

Полным мужчинам не рекомендуется носить зауженные брюки и пиджаки, также стоит избегать светлых тонов в одежде.

Часто люди задаются вопросом, как поменять имидж, если в вашей жизни произошли существенные изменения? Во-первых, вам придется найти для себя новый стиль и полностью сменить гардероб, оставив только самые универсальные вещи.

Во-вторых, нужно позаботиться о новой прическе и макияже, которые изменят ваш образ до неузнаваемости. Последний пункт самый важный, он позволит вам добавить изюминку новому образу за счет изменений в манере речи и языке тела.

Леди и бизнес

Добиться успеха в мире крупного бизнеса и политики очень сложно, особенно для представительниц слабого пола, поэтому привлекательный внешний облик становится дополнительным преимуществом. Так что такое имидж деловой женщины и из чего он складывается?

Самый популярный и успешный образ был разработан американскими имиджмейкерами еще в 50-х годах: сначала этот стиль демонстрировали первые леди государств, затем мода на него охватила все слои работающих женщин. Маргарет Тэтчер, Нэнси Рейган, Хилари Клинтон, Эльвира Набиуллина – яркие примеры того, каким должен быть правильный имидж деловой женщины.

Рекомендуем: Как измениться в лучшую сторону?

Создавать образ следует комплексно, избегая излишней мягкости или жесткости, находя баланс между внешним обликом и внутренним миром женщины.

Имидж и стиль одежды должны быть продуманы до мелочей и гармонично дополнять друг друга: например, строгий деловой костюм можно украсить милыми, но стильными аксессуарами.

Тяжеловесные и дорогие украшения, излишне яркий макияж, короткие юбки, глубокие декольте – табу, так как вызывают неоднозначную реакцию людей.

Деловой имидж предполагает не только костюм, хорошую обувь, правильный макияж, но и наличие манер, знание делового этикета. Главное правило – быть естественной, любая фальшь будет восприниматься как попытка обмана и вызовет недоверие к вам как к специалисту. Не старайтесь играть роль успешного человека – просто будьте им.

Поведенческий имидж означает полное владение своим телом, от походки до малейшего движения бровей. Не стоит во время разговора закидывать ногу на ногу или ерзать – это будет воспринято как желание завершить общение.

Скрещенные на груди руки собеседник инстинктивно сочтет недоверием к нему или излишней замкнутостью. Не стоит смеяться без причины или использовать двусмысленные намеки – это может нанести серьезный урон вашей репутации.

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/imidzh.html

Психология имиджа

Психология имиджа

Психология имиджа как направление науки возникло в ХХ веке. В современном мире психология имиджа нашла практическое применение в деловой и политической сферах, а также в шоу-бизнесе.

Психология имиджа – достаточно новое направление в науке о человеке, теоретические разработки которого стали активно появляться только в ХХ веке.

Имидж – это искусственно создаваемый образ, «ореол»,  формируемый в индивидуальном или общественном сознании методами психологического воздействия или средствами массовой коммуникации.

В современном мире психология имиджа  широко используется в деловой, политической и культурно-массовой сферах.

Психология имиджа в политике

Психология как наука о человеке помогает создать положительный имидж политика. Правильно созданный образ – залог успешной карьеры. Как правило,  в его создании участвует целая команда имиджмейкеров.  В формировании политического образа участвуют следующие основные факторы:

  • личность кандидата и его биография, его индивидуальная легенда. Очень часто биография корректируется имиджмейкерами. Некоторые факты искажаются или умалчиваются, а некоторые – искусственно подчеркиваются;
  • внешний вид. Аккуратный, подтянутый и уверенный в своих силах лидер – вот образ идеального политика;
  • состав команды поддержки. Дружная и профессиональная команда кандидата поддерживает положительный образ;
  • политическая программа должна соответствовать ожиданиям людей.
Читайте также:  Детектор лжи - врет? как обмануть детектор лжи? - психология

Психология в деловой сфере

Знание основ психологии поможет в создании положительного делового имиджа. При выборе сотрудника работодатель прежде всего оценивает следующие качества соискателя:

  • профессиональная компетентность;
  • открытость и доброжелательность;
  • коммуникабельность;
  • умение управлять различными психологическими типами;
  • дистанционирование в деловом общении;
  • энергичность;
  • умение располагать к себе.

Грамотно подобранный имидж подчеркивает эти качества, чем многократно увеличивает шансы на построение успешной карьеры.

Психология имиджа в современном шоу-бизнесе

Психология имиджа как психология некоего образа широко применяется в современном шоу-бизнесе. Разработкой имиджа артиста занимаются целые пиар-компании.

При помощи тщательно продуманных и хорошо выполненных пиар-акций возможно  как успешное продвижение, так и полное уничтожение объекта.

Имидж, поддерживаемый вокруг личности, создается с целью ее популяризации и оказания эмоционально-психологического воздействия на общественное мнение.

Психология образа зачастую подразумевает имидж как абстрактный от личности-носителя ореол, включающий в себя идеальные и реальные черты, проекцию чувств, значимых для  других  на текущий момент.

Следовательно, имидж – это образ постоянно меняющийся, не «застывший».

Яркий, выделяющийся на основном фоне, умеющий привлекать и удерживать всеобщее внимание, зачастую скандальный и не во всем положительный лидер – такова психология самоподачи современного артиста.

Конкретной целью применения психологии имиджа во всех областях деятельности человека (политической, деловой или развлекательной индустрии)  является достижение успеха.

Источник: http://VitaPortal.ru/psihologiya/psihologiya-imidzha.html

Программы по психологии имиджа

Всем известна поговорка о том, что человека встречают по его внешнему виду. Первое впечатление, которое формируется первоначально о человеке, потом бывает очень сложно изменить.

Впечатление складывается о человеке исходя из того, насколько аккуратно, со вкусом и соответственно ситуации он одет, как выглядит его прическа, обувь и аксессуары. Причем для того, чтобы создать адекватное и правильное впечатление о себе, необязательно покупать самые дорогие вещи.

В этом нелегком деле – как создание имиджа (формирование имиджа) – Вам поможет психология имиджа! Формирование имиджа (создание имиджа), смена имиджа, дресс код – этими и другими вопросами занимается психология имиджа!

Каждому из нас хочется, чтобы окружающие воспринимали нас хорошо, а для делового человека создание правильного впечатления (и соответственно формирование имиджа) – важное условия для продвижения в карьере и достижения успеха. Имидж делового человека, деловой дресс-код нужен для того, чтобы продемонстрировать свои лучшие профессиональные качества и вызвать к себе уважение и доверие.

Деловой имидж – уникальное направление!

Деловой имидж – достаточно новое направление психологической науки. Понятие «имидж» прочно, хоть и недавно, вошло в нашу повседневную жизнь.

Теперь уже нет ни одного человека, который бы не слышал и не имел представления о том, что такое имидж или дресс-код.

Психология делового имиджа занимается изучением того, как людьми воспринимаются те или иные элементы внешнего облика другого человека и как лучше всего сочетать эти элементы для создания наилучшего впечатления.

Имидж бывает разным: индивидуальный имидж делового человека (политика, бизнесмена и др), имидж руководителя, корпоративный имидж организации (компании, политической партии) и даже предметный (например, какого-либо товара).

Полученные знания — создание имиджа, помогут Вам обратить внимание на вещи, которые Вы ранее не замечали! Вы научитесь видеть и понимать, о чем говорят те или иные делали внешнего облика, почему складывается определенное впечатление и мнение о человеке, сумеете избежать ошибок внешнего вида при приеме на работу или на деловых переговорах.

Курсы — формирование имиджа в нашем Институте

Институт позитивных технологий и консалтинга предоставляет Вам возможность пройти следующие курсы повышения квалификации по формированию имиджа (созданию имиджа) в форме дистанционного обучения:

  • Дресс-код делового человека;
  • Имидж делового мужчины;
  • Имидж современной женщины.

Особенно удобно то, что дистанционное обучение в Институте позитивных технологий и консалтинга можно начинать в любое время – по Вашему желанию.

Дополнительное профессиональное образование завершается выдачей государственного документа, который подтвердит ваши навыки в формировании имиджа (создании имиджа) организаций, имиджа делового человека, имиджа руководителя,  разработке дресс кода. Умение создавать деловой имидж, безусловно, пригодится и Вам лично.

Право получить — дополнительное профессиональное образование (заочное обучение с применением дистанционных технологий) на курсах повышения квалификации предоставляется всем лицам со средним специальным или высшим образованием.

По окончании обучения Вы сможете правильно создавать свой собственный деловой имидж, который подчеркнет Ваши лучшие профессиональные качества и поможет добиться карьерного успеха.

Источник: http://ippt.ru/napravleniya/psihologiya_imidzha/

ИМИДЖ

от англ. image — образ] — целостное видение конкретного социального объекта, построенное на базе его стереотипизированного восприятия, эмоционально окрашенный схематизированный образ этого объекта, представленный в сознании его социального окружения. Термин «имидж» чаще всего используется, когда речь идет о конкретной личности.

В то же время нередко это понятие применяется и в отношении группы, организации, товара, профессии и т. п.

Так, например, конструктивно развивающаяся организация, особенно если этот процесс протекает в отчетливо просоциальном направлении, помимо существующего в поле субъективного самовосприятия, стратегически перспективного образа («vision»), как правило, имеет в большей или меньшей степени позитивный имидж в глазах своих членов, клиентов, конкурентов и в целом широкого социума.

Реализуемые развивающимися личностями выбор профессиональных ориентиров и профессиональные намерения во многом, а иногда и в решающей степени, определяются «имиджевыми» характеристиками, которые в обществе имеет та или иная профессия, а следовательно, и профессиональная принадлежность.

Тот или иной товар успешно продвигается, а затем и реализуется на реальном рынке, как правило, тогда, когда можно говорить о нем как о брэнде, то есть о высочайшем «имиджевом» весе и «имиджевой» ценности.

Следует отметить, что решающими факторами, работающими на создание и удержание позитивного имиджа в системе межличностных отношении, являются роль, индивидуальные характеристики носителя роли и особенности их субъективного восприятия социальным окружением.

Позитивный, или, как его еще обозначают, гармоничный имидж обладает, прежде всего, такой чертой, как непротиворечивость его элементов. Если подобная сбалансированность оказывается нарушенной, то дальнейших путей развития ситуации существует всего два.

В первом случае поддержание или восстановление имиджа требуют крайне трудоемких целенаправленных усилий социальных психологов — имиджмейкеров и то не по перестройке имиджа, а лишь по снятию противоречий между его элементами. Во втором случае даже достаточно устойчивый имидж разрушается, но не трансформируется.

Новый имидж выстраивается, как правило, лишь на совершенно свободной психологической «площадке». При этом специалисты в области психологии имиджа подчеркивают, что «имидж основывается, в первую очередь, на профессии индивида и занимаемой им должности.

Первоочередное значение, безусловно, имеет статус индивида в настоящий момент, однако имидж включает в себя, как правило, весь послужной список данного лица. На статус наслаиваются другие формальные характеристики, такие как пол, возраст, образование и т. п.

Далее имидж формируется с учетом воспринимаемых личностных характеристик индивида, репрезентированных в манере поведения и особенностях общения, а также убеждений, определяющих основные поступки носителя имиджа. Кроме статусно-ролевых характеристик, черт личности и особенностей мировоззрения, имидж определяется внешним видом индивида.

В большинстве случаев в число учитываемых характеристик внешности, кроме прически, черт лица и особенностей телосложения, включается и манера одеваться… Трансформация имиджа облегчается лишь в том случае, если аудитория убеждена в наличии серьезного основания для смены жизненной позиции и поведенческой модели индивида такого, например, как пережитая трагедия, психологическая травма, масштабный конфликт и т. п.» (И. Г. Дубов).

Некоторые отечественные имиджмейкеры, специализирующиеся в сфере политического консультирования, не без оснований разводят понятия «имидж» и «образ», хотя последнее и является дословным переводом английского image на русский язык. Так, в частности, рассматривая проблему формирования имиджа кандидата в ходе предвыборной компании, Е. Малкин и Е. Сучков отмечают: «Говоря о имидже кандидата, мы будем иметь в виду его внешний вид, манеру держаться и говорить и т. д. Под образом же кандидата мы понимаем представление о нем, которое формируется в головах избирателей. Понятно, что имидж и образ кандидата связаны между собой (а также с реальной личностью кандидата), но далеко не тождественны. Иногда специалисты говорят в этом плане о личном имидже и социальном имидже, однако, нам такая терминология, хотя и абсолютно точная, представляется несколько громоздкой»1.

Подобный подход, как видно из вышесказанного, хотя и не является бесспорным в теоретическом плане, имеет, тем не менее важное практическое значение, поскольку позволяет очертить рамки целенаправленной деятельности практического социального психолога по формированию личного имиджа, а также имиджа организации или товарного брэнда. В противном случае эта деятельность неизбежно приобретает расфокусированный и неоправданно глобальный характер, затрагивая сферы стратегического планирования, маркетинга, более того, технические и технологические аспекты, если речь идет о товарном брэнде и т. п.

Другое дело, что своеобразная «психологическая упаковка», которой по сути дела, и является собственно имидж с данной точки зрения, ни в коем случае не должна строиться в отрыве от реального содержания, видения и миссии конкретного социального объекта на основе абстрактных представлений о том, «как это должно быть».

Е. Малкин и Е. Сучков выделяют несколько базовых составляющих личного имиджа публичного политика, являющихся, на наш взгляд, достаточно универсальными, применимыми и в других сферах деятельности (менеджменте, образовании и т. д.).

По их мнению, «первая, лежащая буквально на поверхности, внешний вид. Внешность кандидата, то, как он одевается … — все это должно производить благоприятное впечатление на целевую аудиторию ….

Чтобы привести внешний вид кандидата в норму, достаточно грамотного стилиста и телеоператора. Психолог тут вовсе необязателен»1.

Последнее утверждение представляется не просто необоснованным, но совершенно ошибочным. Как известно из распространенной пословицы, встречают любого человека именно «по одежке».

Читайте также:  Семейная конституция - психология

Поэтому внешний вид должен не только подчеркивать индивидуальность личности, но и целенаправленно использоваться как средство скрытой трансляции миссии, исходных установок и целей субъекта, а также, «задавать тон» предполагаемого взаимодействия.

Эффективно решить данную задачу без учета личностных особенностей и социально-психологических факторов, попросту невозможно. Российский политический «бомонд» служит ярким подтверждением данной мысли.

Как показывают практически все социологические опросы, узнаваемость публичных политиков, за исключением единичных фигур (В. В. Путин, В. В. Жириновский, Г. А. Зюганов и некоторых других), колеблется в пределах статистической погрешности.

Ярким примером абсолютной ущербности «приведения внешнего вида в порядок грамотным стилистом», с точки зрения эффективности личного имиджа, может служить метаморфоза, произошедшая в середине 90-х гг. прошлого века с имиджем генерала А. И. Лебедя. Известность и популярность пришли к генералу в то время, когда он командовал российскими войсками в Приднестровье.

В этот период А. И. Лебедь, в тельняшке и потрепанной камуфляжной куртке, с папиросой в зубах, цедил свои «коронные» фразы, сидя под российским флагом в аскетично обставленном кабинете.

Костюм, внешность и вообще весь антураж идеально соответствовали образу «настоящего солдата», грубоватого и даже несколько косноязычного, но зато прямого и честного, на которого можно положиться. Перебравшись в Москву и сразу попав в руки политтехнологов и стилистов, А. И. Лебедь обзавелся дорогими костюмами и мундштуком.

Место «солдатской» челки, падающий на лоб, занял аккуратный зачес назад. В результате образ «боевого генерала» сразу померк и начал неуклонно трансформироваться в образ зажиточного провинциала, явившегося в столицу «на ловлю счастья и чинов».

Вторая составляющая личного имиджа, это «…специальные навыки, которыми должен владеть кандидат: ораторское мастерство и умение вести публичную дискуссию»2. Как совершенно справедливо отмечают Е. Малкин и Е.

Сучков, «практика показывает, что за счет достаточно интенсивной тренировки приличного уровня в этих областях может достичь практически любой человек. Правда, на это потребуется положить достаточно времени и труда. Помощь психолога в этом случае может сильно ускорить дело.

Следующая составляющая, органически связанная с предыдущей: партитура жестов, в более широком плане — манера поведения кандидата в ходе публичных выступлений и дискуссий перед телекамерой»3.

Невербальным аспектам коммуникативного процесса в социальной психологии традиционно уделяется существенное внимание по той простой причине, что порядка 80% информации в ходе общения, транслируется через невербальные каналы. Причем, в силу того, что «…

мимика, жесты как элементы невербального поведения личности являются одной из первых визуальных, знаковых систем, усваиваемых в онтогенезе»1, невербальные сигналы подсознательно «считываются» адресатом сообщения, даже если он не прилагает к этому никаких сознательных усилий и, более того, на рефлексивном уровне совершенно не имеет представления о «языке жестов». В этой связи создание динамичного и конгруэнтного артикулируемым установкам, целям и ценностям стиля невербальной коммуникации, является важным компонентом формирования эффективного личного имиджа.

Данную работу Е. Малкин и С. Сучков вполне традиционно предлагают начинать с психологического тестирования кандидата, поскольку «это позволит выявить проблемы, определить их глубину и разработать оптимальный план их преодоления»2.

Еще более важно в данном контексте то, что «в ходе психологического тестирования определяется также и психический тип личности кандидата»3.

Без этого по-настоящему эффективная работа, направленная на повышение качества невербальной коммуникации попросту невозможна, так как «невербальное поведение — это внешняя форма существования и проявления психического мира личности»4.

Кроме того именно индивидуальные особенности субъекта являются тем самым фундаментом, на котором должен строится личный имидж.

Иными словами, стратегическая задача имиджмейкера заключается в том, чтобы в создаваемой внешней «упаковке» максимально проявились те социально желательные, с точки зрения целевой аудитории, качества, которые реально присущи данному индивиду, одновременно «затенив» или подретушировав уязвимые в этом отношении стороны его личности. В противном случае, «…кандидату придется со всей убедительностью изображать не самого себя, а кого-то другого»5, что рано или поздно неизбежно приведет к «проколам», с самыми негативными для образа такого кандидата в сознании избирателей последствиями. При этом нужно иметь в виду, что даже потенциально уязвимые аспекты личности, «обыгранные» действительно профессиональным имиджмейкером могут в конечном счете даже усиливать имидж.

Последней «…важнейшей составляющей формирования имиджа следует назвать постоянную психологическую поддержку кандидата в условиях стрессов, которыми неизбежно сопровождается любая избирательная компания.

Здесь психолог-имиджмейкер играет роль личного психотерапевта кандидата, который поддерживает его в надлежащей форме»6. Данный тезис Е. Малкина и Е. Сучкова, опять-таки справедлив для гораздо более широкого контекста, чем собственно избирательные компании.

В частности, подобная функция социального психолога является неотъемлемой составляющей индивидуального консультирования руководителей (коучинга).

Практический социальный психолог должен осознавать, что без учета имиджа как группы или организации, так и каждого отдельного их члена, практически невозможно выстроить психологически выверенную программу профессиональной поддержки и сопровождения вверенной его попечению общности.

При этом его усилия должны быть направлены и на подкрепление просоциальных имиджей участников совместной деятельности, и на целенаправленное разрушение их асоциальных «имиджевых» притязаний, и на согласование индивидуальных имиджей членов группы с внутригрупповым образом и имиджем сообщества в широком социуме.

Источник: https://vocabulary.ru/termin/imidzh.html

Имидж делового человека

Понятие имиджа и психология симпатии

Я есть то, с чем я себя идентифицирую.

Имидж — это сложившийся в массовом сознании, в общественной психологии, всегда эмоционально окрашенный образ кого-то или чего-то. Имидж — субъективная картина мира или его субъектов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. Имидж — это образ, форма знания, результат и цель восприятия.

Психология симпатии

Люди не только воспринимают и познают друг друга, но и относятся друг к другу. Для того, чтобы с тобой общались, ты должен вызывать симпатию.

Симпатия (аттракция) — оценочный эмоционально окрашенный компонент, возникновение привлекательности одного человека для другого.

Люди, вовлеченные в положительные эмоциональные отношения, имеют тенденцию оценивать друг друга более высоко, и наоборот.

Внешние данные . Оценка физической привлекательности происходит с учетом принятых в данной культуре норм. Существует стереотип: «Красивый — значит хороший».

Приписывание интеллекта и профессионализма положительно связано с физической привлекательностью для субъектов-мужчин и отрицательно для субъектов-женщин.

На симпатию влияют тембр голоса, конституция, удачливость Большей популярностью пользуются люди, предпочитающие cмотреть в глаза собеседнику, улыбающиеся. Любое повышение настроения субъекта делает его более доброжелательным по отношению к другим.

Человек, находящийся в более комфортных условиях, позитивнее относится к другим людям. Температура, скученность в помещении, пространственная близость оказывают влияние на состояние человека. Страх способствует усилению привлекательности тех субъектов, которые находятся в таком же или худшем положении.

Факторы для стабилизации эмоциональных отношений:

§  адекватная организация взаимоотношений;

§  наличие у партнеров определенных личностных свойств;

§  включенность партнеров в совместную деятельность.

Отношения людей — это всегда работа, часто трудная, не терпящая перерывов. Правильно, когда в этом процессе принимают активное участие обе стороны. Однако в реальной жизни иногда приходится работать в этом направлении одной стороне. Такое взаимодействие требует большого напряжения физических и эмоциональных сил.

Распад эмоциональных отношений тяжел для человека, оказывает деструктивное воздействие на его психическое состояние.

Имидж в деловой сфере

Разработка имиджа необходима для усиления привлекательности личности, следовательно, симпатия играет важную роль.

Имидж — своего рода маска, создающая у людей то впечатление, в котором нуждается его создатель. Это облик, форма проявления жизни человека, благодаря которым на вид выставляются необходимые качества.

Для эффекта личного обаяния в профессиональной среде значимы:

§  здоровье;

§  внешность, рост, красота;

§  самоуважение;

§  легкость адаптации к новым условиям;

§  умение сохранять уверенность в кругу незнакомых людей;

§  желание лидерства;

§  доброжелательность к инакомыслию и спорам;

§  проникновенное обращение к людям, нуждающимся в помощи;

§  умение управлять собой.

Чем шире круг людей, к которым относится личность, тем труднее ей рассчитывать на успех социального восприятия.

Преуспевает тот, кто:

§  доставляет окружающим удовольствие;

§  соответствует ожиданиям;

§  умеет удовлетворять потребность взаимного переживания.

У разных слоев разные ожидания, поэтому при разработке имиджа следует учитывать, на кого Вы ориентируетесь, для кого строите свой имидж. Есть модели поведения в официальном и неофициальном общении. Модель поведения оправдана, когда она «покупается». Нужно, чтобы сформировалась мысль: «Я его знаю, он — хороший, он — годится».

Модели поведения — это такие варианты, которые помогают личности быть привлекательной.

Роль (амплуа) — корректирующий фактор поведения личности. Принятие на себя определенной роли помогает поведению придать конкретно личностный характер, внутренне дисциплинирует.

Ролевой статус обязывает к соблюдению целого ряда правил. Имидж в деловом общении является тем личностным инструментом, с помощью которого создаются доверительные отношения.

Одежда может выразить следующие моменты:

§  необходимую информацию об организации, в которой Вы работаете;

§  ваше положение внутри организации;

§  ваше отношение к самому себе.

По исследованиям в области менеджмента американских и японских ученых стабильных успехов добиваются фирмы, где царит спокойная морально-психологическая обстановка. Она возможна там, где менеджеры уважаемы и вызывают доверие к себе.

Для этого их образ должен соответствовать следующему «идеальному» типу руководителя:

§  твердый, но одновременно гибкий;

§  серьезный, но с чувством юмора;

Читайте также:  Чувство-ощущение - психология

§  дружелюбный, но умеет держать дистанцию;

§  преданный своему делу, но не теряет головы как при успехах, так и при поражениях;

§  мечтательный, но с сильно развитой волей;

§  готовый идти на риск, но основательно все просчитавший.

Психологический имидж менеджера

Имидж — не спонтанное явление, он должен отвечать социальным запросам общества, соответствовать ожиданиям (потребностям и интересам). Образ, сложившийся в массовой психологии, массовом сознании.

Эмоционально-оценочный характер имиджа . Запрашиваемый имидж — это имидж, реально существующий на данный момент и прогнозируемый. Следовательно, каждый, кто хочет преуспеть, должен заниматься психологической коррекцией, т.е. выстраивать свой имидж в соответствии с требованием момента.

Биоэнергетика имиджа . Умение притягивать к себе — часть своеобразной технологии самопрезентации — техники подачи себя. Следуя взглядам специалистов (Флюидное излучение. Шепель В.И., 1994), это:

§  особый блеск глаз;

§  чарующая улыбка;

§  манера поведения;

§  динамика жеста.

Генерирование психической энергии:

§  возвышенные мысли;

§  радость устремления;

§  позитивные цели;

§  напряжение воли.

Такие люди несут теплоту, доброжелательность, что «магнетизирует» других, эмоционально располагает. Люди тянутся к таким личностям бескорыстно и доверительно, испытывая комфорт от общения с ними, приходят в своеобразное наркотическое состояние.

Г. Лебон в своей книге «Психология социализма»писал: «Толпе необходим идеал, к осуществлению которого она могла бы стремиться, ей нужно верование, которое она могла бы защищать. Но отдаться идеалу, верованию она может, лишь увлекшись их апостолами. Они одним личным обаянием возбуждают в душе народной чувства восхищения и сочувствия, составляющие самые прочные основы веры».

В имиджеологии внимание обращается на стимулирование иррациональной сферы человека, на уровень простейших эмоций и переживаний. Это ограничивает поток сознания людей и помогает лидеру с меньшими усилиями обрести имидж популярности.

Главное — но, порой, и самое трудное — уметь нащупать то, что актуально для людей, увидеть и обозначить их надежды и мечтания. Начинающему руководителю надо хорошо запомнить, что люди видят и слышат то, что хотят видеть и слышать.

Чем примитивнее по уму и чувствам люди, тем охотнее они воспринимают слухи, что может сформировать как позитивную, так и негативную установку на человека. Высокоинтеллектуальные слушатели любую информацию многократно сверяют со своими знаниями и представлениями. Чем более развит интеллект человека, тем сложнее управлять им на уровне приказов.

Душевное состояние человека заметно проявляется в его мимике. Внимательно наблюдая за подчиненными, можно выбрать те рычаги воздействия, которые будут работать наиболее эффективно в данной конкретной обстановке.

Вхождение в образ. Разработка имиджа

Этапы «вхождения в образ»

1 этап . Имитационный образ , рисуемый в собственном воображении. Он неоднократно рисуется в уме, апробируется, «примеряется» на себя. Человек представляет себя уже обладающим желательными качествами, умениями:

§  продумываются условия, необходимые для воплощения образа;

§  анализируются его «плюсы» и «минусы»;

§  вносятся коррективы в образ;

§  определяется совместимость образа с самим собой.

2 этап . Ролевой образ . Осуществляется практическое освоение образа, приобретается опыт «нахождения в образе». «Логика эмоций» контролирует «логику тела». Анализируются, обобщаются оценки, мнения окружающих.

3 этап . Жизненный образ . Вырабатывается стереотип поведения в созданном образе. В итоге образ воспринимается людьми как реальная личность, происходит слияние личности с образом.

Войти в образ трудно, это кропотливая работа, требующая от человека огромных усилий. Еще труднее, на грани невозможного, постоянно находиться в образе.

Поэтому человеку для сохранения здоровья, собственной личности надо иметь возможность быть самим собой. Оказывается, это тоже сложная задача.

Многие не умеют легко переключаться, переносят привычки поведения на работе домой, что неизбежно влечет за собой семейные проблемы.

«Вхождение в образ» реально и эффективно лишь тогда, когда делающий знает, какие горести и радости присущи формируемому образу, и как они им переносятся, причем не только знает, но и способен их пережить.

Кто же занимается разработкой имиджа? Прежде всего, сам человек, и лишь понимая, что Вы хотите получить и чем придется пожертвовать, можно обратиться к специалисту. Специалист по созданию имиджа клиента — имиджмейкер .

Крупномасштабный имидж — это, конечно, реклама, СМИ. Каждый согласится со словами Р. Леви: «Некрасивое не продашь». Значит, используя знания психологии, надо построить художественно оформленный образ, вызывающий у людей яркие позитивные настроения.

Политический лидер имеет команду по формированию имиджа, своего имиджмейкера. Как улыбаться, ходить, носить костюм, шляпу и т.д. Однако и рядовой управляющий, руководитель, менеджер, служащий может позаботиться о своем имидже, пригласив специалиста или, что более вероятно, самостоятельно «сконструировав» свой образ.

Работа над своим имиджем предполагает:

§  осознание того, какое впечатление ты можешь производить на те или иные группы людей;

§  объективную оценку своих возможностей;

§  выбор средств построения желаемого образа, изменение одежды, мимики, выражения лица, поведения и пр.;

§  «вхождение» в образ.

Информацию о себе человек обычно получает (по Л.А. Петровской):

§  через соотнесение (идентификацию, различие) себя с другими;

§  через восприятие себя другими;

§  через результаты собственной деятельности;

§  через наблюдение собственных внутренних состояний;

§  непосредственно воспринимая собственный внешний облик.

Имидж хорошо подготовленного профессионала

Профессионал — это личность, которая реализует себя в поле профессиональной деятельности. Потребность быть личностью в профессиональном поле той или иной деятельности — это и есть профессионализм .

Этот процесс происходит через корпоративную культуру. Корпоративная культура дает мотивацию самореализации, смысла своей жизни. Личность — это существо, ищущее смысл. Профессионализм — это не только принадлежность к одной из профессий, но и умение «подать себя».

Менеджера следует учить внушать доверие, уметь слушать и говорить, убеждать, руководить людьми и др. Менеджер должен заботиться о своем имидже, способе самопредъявления. Важно уметь за короткое время вызвать доверие и произвести хорошее впечатление. Первое и последнее впечатления лучше запоминаются ( «эффект края» ).

Для каждой профессии есть свои особенности, например:

§  для продавца, агента по продажам, услугам населению — это первое впечатление, умение вызвать доверие, уверенность;

§  для работника офиса — образ человека добросовестного, внимательного к деталям, организованного, любящего порядок;

§  для любого сотрудника — уверенность в себе, энергичность, доброжелательность, вежливость и др.

Самопрезентация — стремление нравиться людям, способность хорошо преподнести себя, предполагает ориентацию на себя. Самопрезентация должна занимать 30% внимания, остальное — самоутверждение (достижение конкретных результатов).

1. Профессионал не ошибается в штатных ситуациях.

2. Возможны не просто ошибки, а ошибки риска.

3. Важно не полюбить право на ошибку.

4. Принцип большинства не всегда правильный.

5. Мир стоит не на дураках, а на профессионалах.

Источник: http://news.zancor.ru/index.php/psikhologiya-menedzhmenta/246-imidzh-delovogo-cheloveka

Психологические аспекты создания имиджа

Знание основ психологии способствует правильным и эффективным действиям для создания имиджа на всех этапах этого процесса, от появления идеи до ее воплощения.

Психологи могут оказать действенную помощь команде имиджмейкеров в решении важных задач путем:

  • привлечения и удержания внимания избирателей;
  • формирования установки на доверие (недоверие) со стороны избирателей;
  • использования психологических особенностей отдельных социальных групп;
  • использования общих особенностей восприятия;
  • использования специфических навыков коммуникации (нейролингвистическое программирование, трансактный анализ, внушение, метод когнитивного диссонанса).

Рассмотрим подробнее каждый из пунктов.

Самый большой вклад в систему Public Relations психологи сделали, пожалуй, в области привлечения и удержания внимания избирателей (потребителей). Существуют различные психологические эффекты, которые используются PR-профи.
Одним из важнейших принципов действия этих эффектов — выделение объекта (подвижного и неподвижного) на каком-то фоне.

Если надо привлечь к чему-то внимание, то можно:

  1. всячески приукрасить объект или, наоборот, выделить его простотой среди более сложных объектов; («сделать героем»)
  2. поместить объект на тон однотонный либо с простой “фактурой”. (кандидат «рубаха – парень»)

Надо отметить, что способ информирования об объекте PR путем размещения знака или логотипа в уголке (желательно правом верхнем) или в центре абсолютно белого листа, стал штампом. Другой вариант — заполнения того же листа какими-либо узорами, стягивающими внимание к необходимому месту — спиралевидные или концентрические линии, в центре которых все тот же фирменный знак или логотип.

Использование определенного цвета также может вызвать нужный результат, например, для привлечения внимания традиционно используется красный цвет. (или пример «оранжевой революции в Украине).

Кроме того, для удержания и привлечения внимания избирателя возможны:

  • подача уже известного материала с новыми акцентами;
  • последовательное увеличение какого-либо параметра сигналов (под сигналами следует понимать любые воздействия на избирателя);
  • переход к другому средству PR-композиции или даже каналу восприятия;
  • “свертка” всех акций в хорошо опознаваемый избирателем символ или имя. Например, так происходит с яблоком, символизирующим политическую партию ЯБЛОКО или с медведем, символизирующим политическую партию «Единая Россия».

 При формировании установки на доверие со стороны избирателя имиджмейкер сталкивается с проблемой существования стереотипов.

  • Стереотип влияет на принятие решения избирателем и делает этот процесс нелогичным для внешнего наблюдателя. “По большей части”,- писал У.Липпман, — “Вместо того, чтобы сначала увидеть, а потом определять, мы, напротив, сначала определяем, а потом видим, мы замечаем только то, что уже сформулировано для нас нашей культурой, причем воспринимаем это замеченное в форме стереотипов своей культуры”.
  • Стереотип более конкретен, чем потребность. Это совершенно определенное, зримое, слышимое, представляемое предубеждение — отношение избирателя к себе, каналам информации, продвигаемым объектам.
  • Стереотипы относятся к миру мыслей, чувств, то есть к сфере идеального. Но их влияние на реальность, поступки людей всегда огромно.
  • Стереотипы бывают положительные и отрицательные.

При решении конкретной PR-задачи всегда полезно ответить на два вопроса:

Источник: http://www.transactional-analysis.ru/business/193-imidzh

Ссылка на основную публикацию