Интеграция — психология

Что такое интеграция?

Интеграция - психология

ИНТЕГРАЦИЯ (от nam.integer — целый) — изначально это понятие для объяснения цели и содержания процесса связного дыхания. Интеграция — это слияние части с целым.

В психологии и трансперсональной психологии этой частью является определенная подавленная, вытесненная на уровень бессознательного структура (конфликт, стресс, негативная идея, табуированное желание и др.).

В процессе связного дыхания или любой другой техники происходит осознание и принятие этой подавленной структуры, присоединение ее энергии к воспринимающей, осознающей личности.

Интеграция — это процесс движения к целостности человеческого сознания. По мнению Джима Леонарда, это должно приводить к экстатическому восприятию мира. И сам процесс интеграции — экстатичен.

В то время, как К.

Юнг считал, что психологическая интеграция на личностном уровне — это состояние психики, когда все части человека, его субличности или черты характера «живут» и действуют в согласии между собой, как «единое целое».

Кстати, находиться в состоянии «здесь и сейчас» можно легко научиться, достаточно целенаправленно делать ВОТ ЭТИ УПРАЖНЕНИЯ для наработки навыка “Здесь и Сейчас”.

В учебниках по психологии часто пишут, что в психологическом плане что-бы не происходило с человека, и такое как ему хочется и даже как не хочется, интеграция разрозненных частей личности и их желаний всё равно происходит. То есть происходят хорошие события в жизни или плохие — некая интеграция всё равно происходит.

( что такое интеграция в данном «психологическом ключе»? говоря немного по другому — это процесс создания новых нейронных связей, мозг постоянно обучается, создаёт новые связи, в результате хороших событий или плохих, не важно).

Если в лингвистике интеграция — объединение нескольких диалектов в единый язык, то становиться понятно, что в ментальном плане это может быть объединение нескольких моделей в одну модель (описание), объединяющую их все.

Таким образом психологическая интеграция может быть как ментальной, связанной с выстраиванием единой картины, взгляда, модели мира, так психологической — связанной с объединением психический частей и процессов в сторону большей целостности и гармонии.

На самом деле процесс достижения целей или обучение посредством тренинга (индивидуального или группового) прямо и косвенно создаёт внутреннюю ментальную и психологическую интеграцию.

Задать вопрос по этой или любой другой темы вы можете по этой ссылке.<\p>

Источник: http://www.turkulets.com/zametki/chto-takoe-integraciya.html

Интеграция психологического знания и онтопсихология. А. А. Крылов

Интеграция психологического знания и онтопсихология. А. А. Крылов

Академик Альберт Александрович Крылов (род. в 1935 г.) – доктор психологических наук, профессор, получил медицинское образование. С 1967 г. по 1969 г. Возглавлял кафедру Инженерной психологии Ленинградского университета. С 1976 г. являлся деканом факультета психологии и заведующим кафедрой общей психологии.

Автор свыше 100 научных трудов, имел множество учеников в России и за рубежом. Был удостоен почетного звания Заслуженного деятеля наук России. Одной из центральных парадигм нашего времени является системный подход к вопросам познания и деятельности человека.

Чтобы понять его принципы, необходимо вспомнить имена таких ученых, как Смэтс (холизм), Богданов (технология), Фон Берталанффи (общая теория систем) и др. Процесс интеграции научного знания может считаться одним из конкретных проявлений системного подхода.

Интеграция научного знания является необходимым условием к постижению сложных закономерностей и глубинных связей в универсуме, которые открывают путь к пониманию его как единой системы. Член Международной Ассоциации Онтопсихологии.

Естественно, что этот путь предполагает и перманентный переход к новым, все более высоким уровням анализа данных, которые накапливает каждая конкретная наука. Среди многообразия наук психология имеет очень важную в рассматриваемом плане особенность, а именно: в психологии человек предстает и как субъект, и как предмет познания.

Одно из основополагающих проявлений сущности человека (наряду с социализацией и трудовой деятельностью) заключается в его познавательной способности.

С познавательной деятельностью человека связано его развитие, формирование миропонимания и понимания своего «Я», создание науки как формы общественного сознания и всего социокультурного, духовного богатства человечества.

Исходя из сказанного выше, есть основания предположить, что интеграционные процессы в психологии имеют свою специфику. Можно выделить три общих направления психологической интеграции.

Первое направление связано с самой психологией, с факторами развития психологического знания. Встановлении психологии, если брать за начальную точку отсчета концепцию В.

Вундта, это сопровождалось изменением представлений о самом предмете психологии.

Например, иллюстрацией этому может быть следующий ряд: чистые элементы сознания (структурализм); сознание как адаптационный механизм, внутренние и внешние условия (функционализм); личность и психоэнергетическое равновесие (психоанализ); поведение (бихевиоризм); психическое отражение и психика как свойство физиологического субстрата мозга (одна из концепций, наиболее распространенных вплоть до настоящего времени) и др. Получило признание и научное направление современной психологии, в самом азвании которого ясно отражена его суть, – когнитивная психология.

Таким образом, можно сделать вывод, что первое направление интеграционных процессов в психологии, связанное с имманентными особенностями психологического знания, имело и имеет очень важноезначение как для познания в целом, так и для познания в какой-либо конкретной области.

Второе направление интеграции в психологии связано с тем, что психологические знания все шире используются в других науках.

Успешность развития многих наук и их практического применения оказывается в настоящее время непосредственно связанной с данными теоретической и прикладной психологии.

Результатом этого является изменение социальной роли и значимости психологии. Среди российских ученых, давших убедительное обоснование этому явлению, следует прежде всего назвать имя Б. Г. Ананьева. В своей работе «Человек как предмет познания» Б. Г.

Ананьев показал, что из всех наук, так или иначе связанных с изучением человека, только психология может рассматриваться в качестве общего научнометодического центра. Тем самым психология приобретает свойства системного фактора, образующего обширную научно-практическую область (систему) человекознания.

При этом психология активно ассимилирует данные других наук, прежде всего с целью их психологического осмысления и дальнейшей психологизации сфер практического применения.

Среди первых попыток воплощения идей Ананьева, которые были в дальнейшем описаны в вышеуказанной книге, можно упомянуть создание первой лаборатории по инженерной психологии в России в 1959 г. Основанная при поддержке Б. Г. Ананьева его учеником Б. Ф.

Ломовым, эта лаборатория в истории развития психологии в России сыграла роль, сравнимую с ролью лаборатории В. Вундта в истории развития психологии в мире.

Деятельность лаборатории показала, насколько успешной может быть интеграция психологического знания с техническими науками в области планирования и насколько это обогащает научно-методический арсенал самой психологии.

Сейчас уже очевидно, насколько успешной может быть интеграция психологического знания с техническими науками, юриспруденцией, политикой, клиническими науками и др. По-видимому, существует достаточно оснований для того, чтобы утверждать важность значения этой линии психологической интеграции для познания реалий мира и практической деятельности человека.

Третья линия психологической интеграции может рассматриваться как единство, но лишь в соотношении с тем, что было рассмотрено выше. В этой линии интеграции можно выделить два уровня.

Первый – компилятивный. В общих чертах его суть состоит в следующем. Некий психологический феномен используется какой-то наукой для построения своих новых теоретических концепций.

Возвращаясь в психологию, эти концепции расширяют знания о сути человеческой природы и бытия.

 Тем не менее они не связаны друг с другом и не обеспечивают единства и нового уровня интеграции психологических концепций. 

Таким образом, например, русским ученым В. И. Вернадским была разработана концепция ноосферы как части биосферы, организованной биохимической энергией творческого процесса человека.

Другой русский ученый-этнограф Л. Н.

Гумилев предложил оригинальную идею этногенеза, в которой одним из базовых понятий было изменение поведенческого стереотипа людей как результат определенного космического (солнечного) воздействия.

В психологии эти разработки позволяют сделать вывод о том, что развитие человека определяет не только природа, но также и биосфера; не только общество, но и ноосфера; не только человечество, но и этносфера.

Естественно предположить, что интегратором может стать психосфера, которая включает в себя связанную психическую энергию (люди, живущие в определенный временной промежуток) и свободную психическую энергию, источниками которой являются великие люди прошлого. Психосфера открыта Космосу.

При таком подходе трудно согласиться с представлением о психологии как науке, изучающей рефлективные функции головного мозга.

Ближе к истине, возможно, представление о психологии как о науке о духовной сущности человека и всего многообразия форм психической рефлексии. В качестве основы для данной модели являются разработки Б. Г.

Ананьева, опубликованные в свое время в книге «Человек как предмет познания», с надлежащими изменениями и дополнениями.

Следующий уровень третьей линии психологической интеграции может быть назван конструктивным, или созидающим. Результатом его является, во-первых, построение принципиально новой единой теории на основе трудно согласующихся теоретических концепций разных наук. Во-вторых, адекватный метод и инструмент, которые могут обеспечить успешную практическую деятельность.

Все это, безусловно, предполагает в той или иной мере учет исторического и настоящего опыта всех школ мировой психологии. Таким образом, речь идет об уровне интеграции, который соответствует новому направлению в психологии, новой психологической школе. В настоящее время этим требованиям более всего отвечает онтопсихологическая школа, основанная и развиваемая итальянским ученым А. Менегетти.

На рисунке (в основе которого лежит хронологическая модель П. Шульц и Д. Шульц, демонстрирующая развитие психологических школ в мире) схематично представлен интегративный процесс, который продолжен в третьем тысячелетии. Необходимо коротко описать позиции, на которых мы основываемся в анализе онтопсихологии А. Менегетти.

Раскрывая основные положения онтопсихологии А. Менегетти, заметим, что сам термин «онтопсихология» известен давно. В концепции Б. Г. Ананьева он, например, трактуется как раздел психологии, изучающий онтогенез – развитие индивида как совокупности организменных, то есть относящихся только к организму, свойств человека.

В теории А. Менегетти в термин «онтопсихология» вкладывается принципиально иное содержание: это развитие индивидуальности в целом, психология бытия в человеке.

При этом важно подчеркнуть, что проблема индивидуальности в онтопсихологии не секвестрируется, а выводится на передний план как наиболее важная для современной и будущей психологии.

Новое понимание онтопсихологии опирается на такие базовые понятия, как «семантическое поле» и «Ин-се».

Семантическое поле как понятие отличается от используемого в филологии. Это основная информационная связь, которую устанавливает жизнь между своими индивидуациями («Я», выступающее как действующий индивид и личность).

Ин-се – средоточие Бытия. В своей главной форме онто Ин-се – регулятор индивида в специфицированной форме от интенциональности Бытия.

Читайте также:  Этическая направленность - психология

Онто Ин-се на основе общего бытия связано с космосом, универсумом и жизнью. На основе индивидуального бытия – с человеком как историческим вот-бытием. Основной результат онтопсихологической практики заключается в определении онто Ин-се.

Приведение некоторых базовых понятий и постулатов онтопсихологии не преследовало цели дать ее более или менее достаточную характеристику.

Очевидно одно – создан новый тезаурус, способный служить как интеграции собственно психологического знания, так и интеграции психологического знания со знаниями других наук.

Важно обратить внимание на еще одну деталь. Во всем мире признается роль лаборатории В. Вундта в формировании психологии как независимой науки.

Разумеется, на это повлиял ряд внешних факторов, связанных с потребностями в знаниях о человеке, которые не могли предоставить ни биология, ни физиология, но важную роль сыграли и внутренние факторы.

Была предложена новая теоретическая концепция, метод и инструменты исследования.

Лаборатория стала международным центром обучения профессиональных психологов; начали публиковаться специальные монографии и журнал; проводились регулярные международные конгрессы по психологии. Невозможно оставить в стороне и личность Вундта.

Если мы обратимся к той работе, которую проводит проф.

Менегетти в рамках Международной Ассоциации Онтопсихологии, то нельзя не отметить существенное сходство с работой лаборатории Вундта, при этом онтопсихология обладает одним неоспоримым преимуществом – успешным подтверждением в практической деятельности. Все это позволяет надеяться на дальнейшее укрепление позиций онтопсихологии в процессе интеграции наук.

( в апрельском номере журнала «Новая Онтопсихология» за 2001 г.)

Источник: http://meneghetti.ru/antonio-meneghetti/dossier/Integraciya_ontopsihologiya

Интегративный подход

Интегративный подход

В учебниках и словарях психология определяется как наука, изучающая процессы активного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и других процессов и явлений психики или как наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Что касается предмета психологии, то это, как правило, факты, закономерности, механизмы психики, при этом психика определяется как форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.

В 20 веке психологи приходят к пониманию того, что даже глубинные, неосознаваемые причины отдельных симптомов, проблем, травматических переживаний — только указывают на сбой в системе психики, свидетельствуют о нарушении целостности индивида, что только целостный (холистический, интегральный) подход открывает успешные пути достижения психического здоровья. Поиск этих путей — символ веры, начертанный на знамени трансперсональной психологии. Складывается интегративная психология.

Интеграция в психологии и психотерапии во многом обусловлена кризисом современной научной психологии, которая оказалась не в состоянии удовлетворить широкий общественный заказ на методы личностной терапии, личностного развития, переживания трансцендентного опыта, кризисных состояний закономерного, ситуативного характера и широкого диапазона состояний сознания.

Необходимость в интегративном подходе возникла также в связи с игнорированием научной психологией интерперсонального (сознательного и бессознательного аспектов социального сознания) и трансперсонального опыта.

Трансперсональная психология сделала огромный шаг для возвращения психологии к своему предмету и, самое главное, к духовным и экзистенциальным проблемам человеческой жизни.

«Трансперсональные переживания – переживание человеком выхода за пределы своего Я, за пределы пространства и времени, возврата в культурное и историческое прошлое человека и мира. Человек как бы вспоминает эпизоды из истории жизни на Земле.

Таким образом, это свидетельствует о том, что человек обладает способностью беспрепятственно «путешествовать» в любом времени, в любом мире, микро- и макрокосмосе.

Это приводит к концептуально важному моменту интегративной психологии, где она выступает в своём прикладном аспекте как психология развития, «восхождения» личности к себе самой – к высшей интегрированности индивидуального сознания.

Где само восхождение», «личностный рост», «духовное самосовершенствование», «Высшие» и «низшие» уровни больше являются абсурдом дифференциации реальности, а все концепции по этому поводу (философские, психологические, духовные, религиозные, научные, метафизические и пр.) простой игрой сознания.

В самом широком смысле интегративный подход в психотерапии направлен на процесс самораскрытия, самодвижения, саморазвития, самораспаковывания индивидуального свободного сознания в континууме времени-пространства.

Интегративный подход позволяет ухватить сознание в целостности, как активное, открытое, саморазвивающееся неструктурированное пространство, способное наполнять реальность смыслом, отношением и переживанием.

Этот подход позволяет объединить телесные переживания (ощущения), эмоции, чувства, мышление и духовные переживания в целостность, в единство системы «Человек», и показать, при каких условиях возможно достижение ею подлинной целостности и аутентичности.

Здесь же снимается проблема разделения «душа – тело» (психосоматическое единство становится очевидным).

Если искать предмет интегративной психологии в области исследования путей к трансперсональному опыту, расширению сознания и личностному росту индивида, преодолении кризисов на пути духовного или другого роста, то можно сказать, что интегративный подход может помочь в решении этой задачи не только в её теоретическом осмыслении, но и в анализе уже существующих психотехнологий, а также – в порождении новых методов психологии, адекватных её предмету. И здесь необходимы создание и разработка принципиально новой методологии, которая бы учитывала проявленность психического на всех уровнях существования человека.

Даже вычленение этих уровней является искусственным в соответствии с интегративным подходом, так как любое объяснение является воздействием, а некоторые теории обладают качеством модели мира человека, имеющим мировоззренческий смысл. Любые воздействия концептуализируются личностью, а наиболее мощные из них полностью изменяют объяснительную схему реальности, жизненный мир.

Мировоззренческим оком интегративной методологии является принцип целостности. Понятия «целостный подход», «целостная личность» использовались давно и разными направлениями и школами психотерапии: от гештальт- и гуманистической психотерапии до отечественных направлений (культурно-исторический, деятельностный подходы и т.д.).

Вероятно, сами понятия «цель» и «целое» этимологически связаны (по-гречески – ‘свершение, завершение’; ‘окончание, высшая точка, предел, цель’; ‘законченный, полный, свершившийся’; ‘окончательный, крайний, совершенный’).

Достижение цели одновременно означает и завершение действия, замыкание круга, восхождение к полноте, совершенству, красоте.

Цель достигается тогда, когда оказывается построенным совершенное симметричное целое.

Только в настоящее время, в начале третьего тысячелетия, когда знания о психике человека пополняются не только за счет чисто научных исследований (в общем понимании), а еще и за счет существовавших всегда в качестве скрытых эзотерических знаний, можно говорить о более целостном понимании, что такое человек и его сознание.

В эзотерике всегда понималось четкое отличие психики и сознания человека, души и духа, в отличие от научной психотерапии, которая пыталась идти своим путем, расколотым по большей части на две линии: материалистическую и идеалистическую (что дало неплохие результаты исследования разных сторон психики, ее объективную детерминацию и субъективную сущность).

Сложность предмета прикладной психотерапии заключается в том, что личность, ее содержание, не определяется лишь набором характерологических черт или неким проблемным состоянием.

Как правило, за проблемами стоят более глубокие неосознаваемые структуры (гештальты, СКО, целостности психической реальности, субличности, скрипты и т. п.).

Более того, с интегративной точки зрения, они являются одновременным следствием всей психической реальности, включающей не только персональные, но и интерперсональные и трансперсональные мегаструктуры.

Интегративная психология исходит из того, что человек – существо целостное, т. е. самостоятельное, способное к саморегуляции и развитию. Но человек – не единственная целостная сущность в мире.

Все в обществе как в социальном организме также обладает целостностью, само социальное сообщество целостно на любой стадии функционирования (от диффузной группы до коллектива и чувства «мы») и независимо от сложности и объема организации (от малых групп до человечества как мегасоциальной системы).

Социальные сообщества, которые являются объектом психологии и психотерапии, представляют собой иерархию, в которой каждый индивид является «целым» по отношению к своим системным компонентам и «частью» по отношению к социальным сообществам.

Оба эти аспекта существования (и часть, и целое) должны быть выражены полноценно для осуществления потенций любого индивида.

Отсюда понятна тяга человека выйти за свои пределы, трансцендировать, быть, чувствовать, осознавать себя частью социальных сообществ и всего мироздания.

Принципиальный интегративный тезис состоит в том, что мир – это не сложная комбинация дискретных объектов, а единая и неделимая сеть событий и взаимосвязей. И хотя наш непосредственный опыт, кажется, говорит нам, что мы имеем дело с реальными объектами, на самом деле, мы реагируем на сенсорные преобразования объектов или сообщения о различиях.

Как доказывает в своих работах Грегори Бэйтсон, мышление в терминах субстанции и дискретных объектов представляет собой серьезную эпистемиологическую ошибку. Информация течет в цепях, которые выходят за границы индивидуальности, и включает все окружающее, социальное и природное.

Таким образом, при интегративном взгляде на мир акцент смещается от субстанции и объекта к форме, паттерну и процессу, от бытия к становлению.

Структура – продукт взаимодействующих процессов, не более прочный, чем рисунок стоячей волны при слиянии двух рек.

Согласно интегративному подходу в психотерапии и психологии, человечество подобно живому организму, органы, ткани и клетки которого имеют смысл только в их отношении к целому.

Смысл интегративного подхода на уровне индивидуальности заключается в том, что психика человека является многоуровневой системой, обнаруживающей в личностно структурированных формах опыт индивидуальной биографии, рождения, а также безграничного поля сознания, трансцендирующего материю, пространство, время и линейную причинность, которые при ближайшем приближении можно обозначить как интерперсональные и трансперсональные уровни организации психического. Сознание является интегрирующей открытой системой, позволяющей различные области психического объединять в целостные смысловые пространства.

Целостность личности подразумевает учет всех ее проявлений (по крайней мере, тех, которые уже описаны, возможно, изучены, но не до конца объяснены): биогенетических, социогенетических, персоногенетических, интерперсональных и трансперсональных (на наш взгляд, последние два включают ряд особенностей, еще мало принимаемых официальной наукой, но уже не отрицаемых как несуществующие).

В настоящий момент в научных дисциплинах наблюдается бум в стремлении целостного, всеохватного осмысления человека. Понятие, которое вводится для обозначения этого стремления, – «интегративное».

Мы можем встретить в научных публикациях словосочетания «интегративный подход в науке», «интегративная психотерапия», «интегративная педагогика», «интегративная антропология» и даже «интегративная гештальт-терапия».

В европейской философии родоначальником интегративной психологии можно считать Иммануила Канта (1724-1804), который в своих философских трактатах высказал идею целостности природы человека, наметив иерархические уровни его психики. Философская антропология, возникшая в начале двадцатого столетия в Германии, воскресила взгляды И.

Читайте также:  Спрос и предложение - психология

Канта о единстве природы человека, однако дало им новое, отвечающее духу времени, истолкование.

В это же время (в 1921 году вышла первым изданием книга Эрнста Кречмера «Телосложение и характер») доводы о необходимости интегрального подхода к совершенствованию диагностики заболеваний и их лечению приводились со стороны психиатрии и медицины.

Развитие психологии и психотерапии связано со все большей интеграцией различных подходов, вначале рассматривавшихся как противоречащие, несовместимые, но впоследствии оказавшиеся вполне дополняющими.

Можно обозначить интегративный подход как эволюционно адекватный. Развитие психологии и психотерапии приводит ко все большей популярности концепций, ориентированных на интегральный, целостный подход.

Наиболее совершенным выражением этой идеи является интегральная психология Кена Уилбера, который, продолжая традицию И.Канта, Ф. Брентано, В. Дильтея и Карла Юнга, смог создать целостную картину эволюции человеческого сознания и описать многоуровневый спектр психической реальности.

Интегративный подход дает возможность более широкого, целостного и многогранного взгляда на понимание человеческой природы и всей Вселенной.

С позиции этого подхода представляется возможным свести воедино основные положения пяти ведущих направлений психологии и психотерапии: физиологического, бихевиористического, гуманистического и трансперсонального в рамках концептуальной схемы интегративного подхода.

В рамках интегративного подхода мы рассматриваем следующие направления психотерапии:

Источник: http://www.openreality.ru/school/psychology/integrative/

Интегральная психология (Психологическая энциклопедия Корсини)

«Психологическая энциклопедия Корсини» — выпускаемый Университетом штата Пенсильвания авторитетный труд, ставший классической энциклопедией по психологии. Энциклопедия названа в честь Раймонда Корсини (1914 – 2008), ученика Карла Роджерса и влиятельного американского психолога XX и XXI вв.

 (К слову, на русский язык было переведено 2-е сокр. издание этого труда под названием «Психологическая энциклопедия под ред. Р. Корсини и А. Ауэрбаха», 2006.

) Приведённая ниже энциклопедическая статья «Интегральная психология» опубликована в 4-м издании полной «Психологической энциклопедии Корсини» 2010-го года, на русском языке не издававшемся. — Прим. пер.

Интегральная психология

Словосочетание «интегральная психология» впервые было использовано в 1940-е Индра Сеном, учеником индийского философа-мудреца Шри Ауробиндо (1872 – 1950), для описания синтеза йоги (карма-йоги, джняна-йоги и бхакти-йоги), предложенного Ауробиндо.

Четыре десятилетия спустя, в 1986 году, Сен опубликовал в Индии книгу, озаглавленную «Интегральная психология: Психологическая система Шри Ауробиндо».

Параллельно с этим другой ученик Ауробиндо Харидас Чаудхури, работавший относительно независимо от Сена, предложил дальнейшее развитие психологии интегральной йоги, основываясь на эволюционной философии своего учителя. Его подход к интегральной психологии был описан в книге «Эволюция интегрального сознания» (1977).

В более недавнее время Брант Кортрайт написал книгу под названием «Интегральная психология: Йога, развитие и открытие сердца» (2007), в которой исследуется психотерапия в контексте традиции интегральной йоги Шри Ауробиндо.

Психология интегральной йоги Ауробиндо, по сути, состоит из трёх систем:

(1) поверхностное/внешнее/фронтальное сознание (обычно грубое состояние), включающее физический, витальный и ментальный уровни сознания;

(2) более глубокая душевная система, или душа, находящаяся «позади» фронтального на каждом из его уровней (внутреннее физическое, внутреннее витальное, внутреннее ментальное и глубочайшее душевное; обычно тонкое состояние);

(3) вертикальные восходящие/нисходящие системы, простирающиеся от уровней выше ума (возвышенный ум, озарённый ум, интуитивный ум, надразум, сверхразум; включает причинное и недвойственное) до уровней ниже ума (подсознание [subconscient] и бессознательное [inconscient]). Все они возлежат в Сат-Чит-Ананде, или чистом недвойственном Духе.

В дополнение к траектории психологии йоги Ауробиндо, сформулированной Сеном, Чаудхури и Кортрайтом (а также другими), ещё одна разновидность интегральной психологии была предложена интегральным теоретиком Кеном Уилбером. Подход Уилбера к психологии пересмотрел и расширил открытия ауробиндовской философской школы.

Существует множество пересечений между интегральными психологиями Ауробиндо и Уилбера (см. Vrinte, 2002). С первых лет своей писательской карьеры, начавшейся в 1973 году (за пять лет до публикации «Эволюции интегрального сознания» Чаудхури), Уилбер опирался на концепции Шри Ауробиндо.

Хотя уникальный подход Уилбера к психологии и имеет определённые корни в совершённом Шри Ауробиндо эволюционном синтезе духовной практики, его ответвления охватывают новые интегральные сферы.

На интегральную психологию Уилбера более всего повлиял ряд выдающихся психологов, таких как Джеймс Марк Болдуин, Зигмунд Фрейд, Жан Пиаже, Норман О.

Браун, Абрахам Маслоу и Джейн Лёвинджер (а также многие философы, теоретики и исследователи из нескольких десятков дисциплин).

На самом деле Уилбер называет американского философа и психолога Джеймса Марка Болдуина (1861 – 1934), а не Ауробиндо, первым интегральным психологом. 

В дополнение к опоре на важнейшие открытия, сделанные отдельными исследователями различных областей, интегральная психология представляет собой подлинную интеграцию основных школ психологии: психоаналитической, гуманистической, трансперсональной, когнитивной, психологии развития, нейропсихологической, культурологической, эволюционной и т. д. В результате синтеза различных психологических традиций интегральная психология акцентирует внимание на таких понятиях, как вложенные иерархии множества интеллектов, или способностей, возникающие в процессе развития дисфункции, спектр защитных механизмов и комбинирование методов лечения.

Оформившееся в свою зрелую форму воззрение Уилбера на интегральный подход к психологии представлено в его книге «Интегральная психология: Сознание, дух, психология, терапия» (1999). В данном тексте Уилбер представляет свою AQAL-модель (обсуждается ниже) и опирается на кросспарадигматический подход к описанию сущностных характеристик интегральной психологии.

Этот текст широко известен за сводные таблицы, расположенные в конце книги, в которых сопоставляются и сравниваются более чем 100 школ психологии развития — западных и восточных, древних и современных.

На основании этого сопоставления Уилбер создал модель полного спектра психологии человека, используя все системы для того, чтобы заполнить пробелы, имеющиеся в каждой из школ, взятой в отдельности.

AQAL-модель

Одной из существеннейших черт интегральной психологии Уилбера является её применимость ко множеству дисциплин.

В отличие от этого подход Ауробиндо в основном ограничен исследованиями йоги и глубинной психологии и не коррелирует с действительными психологическими взаимоотношениями между интенциональным, поведенческим, социальным и культурным измерениями (т. е. четырьмя квадрантами AQAL-модели).

В настоящее время профессионалы из более чем 50 дисциплин опираются на AQAL-модель интегральной психологии для того, чтобы разрабатывать свои всеобъемлющие решения комплексных проблем, с которыми они встречаются.

Принципы интегральной психологии находят применение в таких сферах, как исследования окружающей среды, развитие сообществ, градостроительство, медицина, искусство, бизнес, лидерство, международные отношения, уход за больными, образование, юриспруденция, теории феминизма, коучинг, психиатрия, криминология, футурология, управление системой здравоохранения, религиоведение, писательская деятельность, политический анализ, трансдисциплинарные исследования, гендерные исследования, психотерапия и устойчивое развитие. (См. статьи с примерами и образцами использования интегрального подхода в «Журнале интегральной теории и практики»).

Из широты спектра применений интегральной психологии можно сделать вывод, что она полезна практически для любой интегральной деятельности. В конце концов, если у вас нет исчерпывающего воззрения на психологию человека, трудно получить интегральный подход к любой области, где задействованы люди.

Таким образом, интегральная психология служит краеугольным основанием для многих интегральных предприятий. В центре подхода Уилбера к интегральной психологии находится интегральная теория, которую он развивал в течение сорока лет, опубликовав более чем 20 книг (см. Visser, 2003; Wilber 1999 – 2000).

В интегральной теории имеется пять элементов: квадранты, уровни, линии, состояния и типы. Эти пять компонентов, для краткости обозначаемые английским акронимом «AQAL», представляют собой нередуцируемые перспективы (ракурсы рассмотрения), которые наблюдаются во всех масштабах и контекстах жизни человека.

Посредством включения этих базовых элементов интегральный психолог оказывается способен учесть основные измерения любого феномена.

Ни одному из этих измерений не приписывается какого-либо онтологического или эпистемологического примата, так как каждый аспект рассматривается как нечто возникающее совместно со всеми остальными в бесшовной ткани реальности каждого мгновения времени.

«Квадранты» — это четыре базовых нередуцируемых измерения-перспективы на реальность (Wilber, 1995). В каждое мгновение всегда существует индивидуальный и коллективный аспекты, а внутри каждого из них также есть внутренний и внешний аспекты. Эти четыре измерения — внутреннее и внешнее индивидуумов и коллективов — описываются ещё и как измерения

(1) намерения («я»: индивидуальное внутреннее, субъективное),

(2) культуры («мы»: коллективное внутреннее, межсубъективное),

(3) поведения («оно»: индивидуальное внешнее, объективное)

и (4) общества («они»: коллективное внешнее, межобъективное).

Оставшиеся четыре элемента AQAL-модели возникают как более углублённые категории в рамках этих четырёх измерений:

«Уровни» — это один из способов описать явление сложности (комплексности) или глубины в каждом квадранте. Например, в индивидуальном внешнем квадранте поведения мы наблюдаем степени физического усложнения (комплексности) любого отдельно взятого организма. Собака в физическом плане более сложна, чем амёба, а следовательно она располагается на более высоком уровне.

«Линии» — это термин для обозначения факта существования различных способностей, которые развиваются поуровнево.

Например, в индивидуальном внутреннем квадранте имеются способности, или линии, которым характерен процесс развития; в их числе когнитивные, эмоциональные, межличностные и морально-нравственные способности. Графическое описание развития отдельного человека называется «психограммой».

«Состояния» — временные проявления какого-либо аспекта реальности. Например, штормовая погода является состоянием, возникающим в коллективном внешнем квадранте систем, тогда как эйфория представляет собой состояние, происходящее в индивидуальном внутреннем квадранте.

«Типы» являются разновидностью стилей, возникающих в различных измерениях. Примером может служить тот или иной тип религиозного мировоззрения, например протестантизм, в коллективном внутреннем квадранте культуры или соматический тип эндоморфа в индивидуальном внешнем.

Как следствие применения AQAL-модели, интегральная психология характеризуется, по меньшей мере, шестью основными компонентами психологии человека, которые надлежит включать в любой всеобъемлющей теории:

  • четыре квадранта — поведение, намерение, культура и социальные системы;
  • уровни развития, или структуры-стадии роста сознания;
  • психологические линии развития;
  • обычные и изменённые состояния сознания (например, состояния-стадии грубого, тонкого, причинного и недвойственного);
  • личностные и гендерные типы;
  • а также самость, или «я»-система (она же — система самости).

Система самости

Система самости, или «я»-система, включает четыре компонента: проксимальное, или непосредственное, «я» (наблюдающее «я»), дистальное, или отдалённое, «я» (наблюдаемое «моё» или нечто, что можно охарактеризовать как «меня»); антецедентное, или предсуществующее, «я» («Я – Я», трансцендентальный свидетель), а также тотальное «я» — совокупность всех перечисленных «я». Непосредственное «я» есть навигатор развития, в ходе которого «я» одной стадии становится «мною» следующей стадии. Иными словами, наше чувство собственного «я» находится в непрерывном процессе отождествления с новыми структурами-стадиями, заключающемся в их превосхождении и последующей интеграции в рамках более высокого уровня психологической организации.

Будучи главным навигатором в пространстве психологического развития самость является локусом таких важных психических функций, как

  • отождествление (идентификация; то, что называется «я»),
  • воля (или выборы, свобода которых ограничивается рамками и узами её текущего уровня развития),
  • защитные механизмы (выстраиваются иерархически в процессе развития),
  • метаболизм (обращает состояния в устойчивые характеристики),
  • а также — наиболее важная из всех — интеграция (самость отвечает за балансирование и интеграцию всех наличествующих элементов).

Как локуc интеграции, самость ответственна за уравновешивание и интеграцию всех квадрантов, уровней, линий, состояний и типов в индивидууме.

Систему самости можно понять через метафору «лестницы, взбирающегося по ней и открывающегося вида», где «лестница» обозначает базовые структуры сознания, «взбирающийся» — это непосредственное «я», а «вид» — это перспектива, открывающаяся данному «я», когда оно взбирается на определённую ступень лестницы.

Одним из важнейших вкладов интегральной психологии является её указание на то, что самость на любом уровне развития (т. е. структуры-стадии) может иметь доступ (временный или стабильный) к любому состоянию (состояниям-стадиям) (Wilber, 2006).

Определяющей характеристикой интегральной психологии является то, что она использует интегральный методологический плюрализм (ИМП) для выстраивания, координирования и оценивания релевантных перспектив (Wilber, 2006). В ИМП имеется три принципа:

  • всевключение (необходимо беспристрастно вовлекать множество перспектив и методов),
  • обёртывание (необходимо приоритезировать важность открытий, сгенерированных благодаря этим перспективам)
  • и задействование (необходимо признавать, что явления раскрываются субъектам через совершаемую ими деятельность по их познанию).
Читайте также:  Беррес фредерик скиннер - психология

В результате приверженности этим принципам интегральная психология считается постметафизической (т. е.

она избегает постулирования априорных структур посредством подчёркивания перспективистской природы задействуемой реальности).

Другими словами, определённое явление (феномен) может проявить себя — и, в этом смысле, быть — только лишь в рамках определённой перспективы или миропространства, согласующегося со свойствами этого явления.

В общем, интегральная психология использует всеохватную, метаперспективную и постдисциплинарную систему координат для того, чтобы описывать психологические феномены, исцелять травмы и разрешать социокультурные проблемы.

Она всеохватна в следующем смысле: она и опирается на теоретическую модель, и сама предоставляет таковую для выявления взаимоотношений между великим множеством различных психологических методов, включая те, что задействованы в естественных и общественных науках, а также в искусстве и гуманитарной сфере.

Многообразие и широта психологии удивительна: в настоящее время существует более 150 различных школ психологии, более 70 различных методов психотерапии и более 40 специализаций.

Всё, что не представлено подходом, учитывающим сильные и слабые стороны каждой из этих дисциплин, не может называться по-настоящему интегральной психологией.

 Ей свойственна метаперспектива потому, что она способствует объединению, координации и взаимному обогащению знаний, генерируемых по меньшей мере четырьмя основными перспективами (т. е.

квадрантами) и восемью фундаментальными методологическими семействами (например, феноменологией, герменевтикой, эмпиризмом и теорией систем). Интегральная психология постдисциплинарна благодаря своей применимости в рамках конкретных дисциплин, во взаимодействии между ними и в их общем синтезе.

Шон Эсбьорн-Харгенс
John F. Kennedy University, Pleasant Hill, Ca

Кен Уилбер,
Integral Institute, Boulder, CO

См. также: «Трансформации сознания в интегральной психологии».

Библиография

  • Chaudhuri, H. (1977). The evolution of integral consciousness. Wheaton, IL: Quest Books.
  • Cortright, B. (2007). Integral psychology: Yoga, growth, and opening the heart. Albany: State University of New York Press.
  • Sen, I. (1986). Integral psychology: The psychological system of Sri Aurobindo. Pondicherry, India: Sri Aurobindo Ashram Trust.
  • Visser, F. (2003). Ken Wilber: Thought as passion. Albany: State University of New York Press.
  • Vrinte, J. (2002). The perennial quest for a psychology with a soul: An inquiry into the relevance of Sri Aurobindo’s metaphysical yoga psychology in the context often Wilber’s integral psychology. Delhi, India: Motilal Banarsidass.
  • Wilber, K. (1995). Sex, ecology, spirituality: The spirit of evolution. Boston: Shambhala.
  • Wilber, K. (1999). Integral psychology: Consciousness, spirit, psychology, therapy. Boston: Shambhala. На русском: Кен Уилбер, «Интегральная психология».
  • Wilber, K. (1999 – 2000). The collected works of Ken Wilber (Vols. 1­-8). Boston: Shambhala.
  • Wilber, K. (2006). Integral spirituality: A startling new role for religion in the modern and postmodern world. На русском: Кен Уилбер, «Интегральная духовность».

Рекомендуемая литература

  • Integral psychology. (2007). [Special issue]. AQAL: Journal of Integral Theory and Practice, 2 (3).
  • Integral theory in counseling. (2007). [Special issue]. Counseling and Values, 51 (3).
  • Wilber, K. (2000). Waves, streams, states and self. Journal of Consciousness Studies, 7 (11 – 12), 145 – 176. На русском: Кен Уилбер, «Волны, потоки, состояния и самость».

Примечания

Источник: http://eroskosmos.org/integral-psychology-corsini/

Общая психология и её интеграция. 2-я часть

Общая психология и её интеграция. 2-я часть

Психология как любое сложное и комплексное явление развивается по законам диалектики и в том числе по закону отрицание отрицания.

И, по моему глубокому убеждению, психология подошла именно к стадии слияния!

Той стадии отрицание отрицания, которая характеризуется объединением разрозненных (дифференцированных) частей в единое (интегрированное) целое.

В начальной своей стадии психология была единой наукой со своим начальным интегрированным содержанием. И первое отрицание это начальные процессы её дифференциации с появлением в ней новых направлений и школ.

Давно уже в моём понимании закон отрицание отрицания характеризуется через важнейшие диалектические категории дифференциации и интеграции.

Первая начальная стадия: примитивная целостная, устойчивая и интегрированная система.

Затем наступает отрицание с появлением в системе новых разрозненных частей и это уже стадия  дифференцированная и менее устойчивая. Противоречивые части и создают в системе неустойчивость.

Появление всё новых и новых направлений ожидается и приветствуется как признак развития!

Но с течение времени стало слишком много появляться откровенно псевдонаучных, а порой и вредных направлений. Также всякого рода эклектических и искусственных соединений.

Так вот интеграция на основе слияния с одной стоны объединит всё подлинно научное и практически применимое, а с другой стороны отсечёт и удалит всё лженаучное, лишнее и демагогическое.

Вот и встаёт вопрос: что лишнее и что отсекать?

Целые направления и школы или нечто в отдельных направлениях?

И то, и другое!

Системно-векторная психология Бурлана с её безумными векторами как соединение псевдофрейдистких установок с психологией первобытного человека или даже животного в дикой стае.

Психогенетика как якобы пограничная область знаний между психологией и генетикой, буквально высасывающая из пальца различные досужие факты и интерпретации.

Относительно подобных интерпретаций гораздо более стройная и научная система у Юнга с его коллективным бессознательным!

НЛП как эклектичное и искусственное соединение разных психологических направлений и объявление себя уникальными первооткрывателями.

И это конечно не все псевдонаучные направления, которые, безусловно, относятся к полному и окончательному изгнанию из психологии.

А вот в отдельных направлениях не столько что-то будет отсекаться, сколько несколько по-другому в соединении с другими методами (из других направлений) использоваться.

Различные дифференцированные направления возникали по ходу развития и у внутри отдельных направлений. Например, в психоанализе после классического фрейдизма последовал неофрейдизм К. Хорни с её отходом от исключительно биологических факторов и привлечением факторов социальных. Карл Юнг в сферу бессознательного внёс значительный вклад своими архетипами и символами.

Когда я читаю «Самоанализ» К. Хорни, то во всём с ней соглашаюсь, но так и порываюсь добавить обязательно к нему образно-чувственные эксперименты гештальт терапии и идеоанализ Ю. Кузнецова, то есть идеогештальт. И не вижу в этом никакого противоречия.

Что касается аналитической психологии К. Юнга, то и здесь, то же самое:  трактовка символов сновидений, анима и анимус, самость и многое другое воспринимаются через призму идеогештальта. И здесь также никакого противоречия.

Получается так, что, на мой взгляд, главным объединяющим психологию фактором выступит именно идеогештальт?

Об этом хочу продолжить в следующей статье.

Продолжение следует!

Сохранить

Сохранить

Похожее

Источник: http://andrey-eltsov.ru/obschaya-psikhologiya-integratsiya-2-ya-chast/

Интегративная психология

Интегративная психология

Интегративная психология — это система концепций, методов и техник, которые ведут человека к большей целостности, к меньшей конфликтности и раздробленности в сознании, в деятельности и в поведении.

Самое простое понятие «интеграции» — это присоединение части к целому. При этом под «частью» понимается вытесненный фрагмент сознания человека, изгнанный из сферы сознания как чуждое «Эго» в сферу подсознания. При этом данный изгнанный фрагмент получает отрицательный заряд «Не так», «Не Я», т.е. находится под знаком отрицания «Нет».

Интеграция — это осознание конфликтов между «Я» и «Не Я», «Так» и «Не так», и открытое, оценивающее принятие того, что ранее отвергалось, отрицалось, подвергалось подавлению и было неосознаваемо.

С духовной точки зрения, цель интеграции — это достижение состояния Равностности, которое находится за пределами разделенности мира на «Да» и «Нет», «Я» и «Не-Я», которые являются качественными характеристиками «Эго».

Интегративные психотехнологии являются одними из самых эффективных, глубоких и простых методов прикладной психологии, психотерапии, психокоррекции и самопознания, известных в настоящее время.

Основная философская предпосылка интегративного  подхода состоит в убеждении, что возможности обычного человека много больше тех, которые проявляются в его повседневной жизни, где он, пребывая в повседневном мире и в повседневном сознании, отождествлен со своим телом и эго. Это ложное отождествление является причиной неподлинного, нездорового и неудовлетворительного образа жизни и основным источником эмоциональных и психосоматических нарушений.

Интегративный подход в психологии является одновременно очень молодым и очень старым. Это чрезвычайно новый подход в истории западной психологии и чрезвычайно старый — в истории человечества вообще.

Мы находим его истоки в шаманском и духовном целительстве, психотехнике транса, используемых в различных культурах, в разнообразных духовных практиках, которые были особенно развиты в восточных странах.

В традиционных школах психологии, основанных на вербальном диалоге (как, например, психоанализ), серьезные изменения в психики человека требует многих лет систематической работы. Представителям этих школ трудно поверить, что глубокие изменения личности могут происходить за считанные дни или даже часы.

Однако с точки зрения интегративной психологии эти удивительные вещи не только возможны, но и реальны, ибо  процесс взаимодействия психолога и человека по самой своей сути является не «лечением болезни в соответствии с неким рецептом или сценарием», а процессом прямого самопознания, самооткрытия и самоактуализации человека.

Интегративный подход прямо использует потенциал психики к самоизменению. Лишь в нем создаются оптимальные условия для появления этого потенциала, и за 2-3 часа происходит разрешение глубоких конфликтов, напряжений, психосоматических травм.

Участник тренинга или индивидуальной дыхательной сессии получает о себе обширные новые знания, а главное — развивает у себя чувство уверенности и контроля.

Он начинает понимать, что единственный человек, который может ему действительно помочь — это он сам.

Реальность, которая нас окружает — нейтральна. Но она нейтральна, пока не соприкасается с нашим осознанием.

Интеграция имеет характер прозрения, это всегда высвечивание какого-то пространства светом осознания. Очень похоже на то, как фонарик высвечивает из тьмы какое-то пространство личности, которое всегда присутствовало у человека, но было подавлено и вытеснено из сознания.

Основателем интегративной психологии является Козлов Владимир Васильевич

Козлов Владимир Васильевич (родился 29 ноября 1957 года в Чувашии), в течение 25 лет работает в психологической науке и практике.

Свою трудовую деятельность на ниве психологии он начал 1981 году на заводе Топливной аппаратуры (Ярославль) в психологической лаборатории Шарапова Е.П.

Уже, будучи студентом, он всерьез занимался экспериментами и внедрением функциональной музыки на производстве. Его дипломная работа по этой теме была внедрена на Вологодском подшипниковом заводе.

Источник: http://www.reiki.by/psychology/integrativnaya-psihologiya

Ссылка на основную публикацию