Карты памяти — психология

Применение карт памяти в обучении

Карты памяти - психология

Каждому человеку хочется добиться успеха в жизни. Успех складывается из множества составляющих, а в  условиях современного общества, успех во многом определен качеством и количеством имеющейся у каждого из нас информации. Знание и информация – это новый вид капитала, способный расширять границы человеческих возможностей.

Современное информационное общество ставит перед образованием серьезные задачи. Выпускник должен не просто иметь определенный багаж знаний, он должен гибко адаптироваться в меняющемся мире, он должен грамотно работать с информацией, уметь устанавливать различного рода коммуникацию, самостоятельно критически и творчески мыслить, генерировать новые идеи.

Основу этих требований составляет информационная культура личности. Как научить студента быть грамотным носителем и потребителем информации, которой становится все больше, а усваивать ее все труднее? Что такое информационная культура и компетентность?  Это понятие тесно связано с двумя другими.

Основы информационной компетентности невозможно сформировать, не уделяя внимания ее базовым компонентам: языковой и коммуникативной компетенциям. Языковая компетенция предполагает знание самого языка, языковых норм, его устройства и функционирования.

Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе. Информационная компетентность — это есть набор знаний, умений и навыков поиска, отбора и представления информации, необходимой для решения учебных и практических задач.

На сегодняшний день известно множество методов и приемов для формирования указанных  выше   компетенций. Мне хотелось бы обратиться  к одному из современных способов, а именно: методу карты памяти.

В  традиционной педагогике педагог всегда выступал в роли единственного активного участника процесса обучения, он же осуществлял единоличный контроль, он же осуществлял отбор учебной информации.

В настоящее время необходим иной подход. Обучающийся должен стать главной фигурой: активной, познающей, деятельностной.

И, на мой взгляд, цель обучения с позиции преподавателя  состоит  в том,  чтобы сделать обучающегося способным развиваться дальше без его помощи.

Из этого следует, что ключевыми задачами обучения являются:

1)организация взаимодействия и диалогового общения;

2)введение современных форм организации обучения, при которых студент выступает в роли активного познающего субъекта, а преподаватель  — организатором процесса обучения;

3)введение современных  форм контроля и взаимоконтроля за знаниями и умениями студентов на разных этапах процесса обучения.

Карта памяти как метод формирования информационной, языковой и коммуникативной компетенций способна решить все эти задачи.

Психологической основой метода карты памяти является ассоциативное мышление. Сама карта памяти, с точки зрения ее создателей, есть модель работы нашего мозга. Мозг человека – это  многоканальная система обработки  и хранения информации, в которой объекты связаны нитями ассоциаций с другими объектами, а те в свою очередь с третьими и т.д.

Достаточно воспроизвести в памяти один объект этой информационной карты, и он цепочкой потянет за собой десятки взаимосвязанных  фактов, событий, ощущений. Так возникает многомерное ассоциативное мышление, которое позволяет видеть не просто объект окружающего мира сам по себе, а во взаимосвязи с другими объектами.

Это и есть принцип работы карты памяти.

Интеллект-карты (в оригинале Mind maps ) —  это разработка Тони Бьюзена — известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. Тони Бьюзен (Tony Buzan) — автор и образовательный консультант, родился в 1942 году в Лондоне.

Он является сторонником методики «карт ума» и ментальной грамотности. В 1964 году Тони получил двойной диплом с отличием в области психологии, английского языка, математики и общих наук в Университете Британской Колумбии. Т.

Бьюзен наиболее известен благодаря своей книги «Научите себя думать», в которой делается акцент на мнемонические системы и методики «карт ума». Тони Бьюзен создал свое собственное программное обеспечение для поддержки создания «карт ума» под названием iMindMap в декабре 2006 года.

После создания серий для ВВС в 1970-х годах, многие его идеи были воплощены в пять книг, среди которых «Используйте свою память», «Усовершенствуйте свою память», «Научите себя думать», «Учебник быстрого чтения» и «Книга по «картам ума».

Большая часть его преподавательской деятельности в целом делится на: общее понимание широких возможностей и потенциалов мозга и его функций, навыки памяти, навыки чтения, творческий подход, и как функция головного мозга может быть улучшена в пожилом возрасте.

Будучи популярным психологическим автором, Тони Бьюзан писал на темы, касающиеся мозга, духовного интеллекта, памяти, креативности и скорости чтения. Т. Бьюзен провел параллель между организацией мышления посредством карт памяти и устройством человеческого мозга. Сам нейрон мозга выглядит как мини-интеллект-карта.[1]

Структурирование информации, выделение опорных понятий, тезисов, моделирование взаимосвязей между ними способствует лучшему усвоению и запоминанию. Для  этой цели отлично подходят карты знаний (они же, карты памяти, карты ума, ментальные карты и т.п.).

  Карты знаний хорошо «работают» на этапе актуализации знаний, в  ходе самостоятельной работы с учебником, при проверке первичного усвоения, в ходе работы над проектом. Метод создания интеллектуальной карты может стать основным на протяжении всего урока при условии совместного коллективного создания карты.

А может быть отдельным этапом на стадии вызова или рефлексии, способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала. Карта памяти выступает альтернативой традиционным способам  обработки и передачи информации (конспектам, кратким записям, схемам и т.п.

) Эта альтернатива более продуктивна, так как имеет естественную психологическую основу, а главное превращает студента  в активного создателя собственного знания.

Карта памяти позволяет без труда вспомнить детали, поскольку их организация отражает естественную деятельность мозга.  Карты памяти можно использовать при обучении, планировании и в организационной деятельности. Она позволяет генерировать оригинальные идеи и облегчает процесс воспоминания. Такой подход требует меньше усилий по сравнению с традиционными методами конспектирования.

Ведение записей здесь осуществляется в менее напряженном творческом режиме. Большинство людей для хранения информации, создавая образы, воспроизводит их в памяти в виде картинки по центру и часто в цвете. Именно так информация хранится в мозге.

Создание карты памяти построено на этом принципе, конспект начинается в центре и ведется с помощью знаков, символов, рисунков разным цветом и шрифтом.

Карту памяти можно использовать при планировании, проведении мозгового штурма, ведении заметок, записи лекции, работы с текстом.

Преимущества: способствует повышению понимания, запоминания, успеваемости, развитию творчества.

Карта памяти позволяет:

1)запоминать информацию;

2)воспроизводить информацию, даже если чтение и воспроизведение разорвано во времени;

3)вернуться в любую часть материала;

4)устанавливать взаимосвязи между объектами;

5)студентам почувствовать веру в свои силы (использование при ответе);

6)повысить организованностью

7)Карта памяти:

8)углубляет понимание;

9)позволяет хранить информацию в свернутом виде, а при необходимости разворачивать;

10)позволяет оценивать информацию с разных точек зрения и фиксировать ключевые моменты;

11)помогает вспомнить детали, связанные с ключевыми моментами.

Карту памяти можно использовать при изучении нового материала во время самостоятельной работы студентов по учебнику и другим источникам информации, а также во время объяснения или лекции преподавателя.

Карту памяти можно использовать для проведения обобщения по теме и контроля за усвоением и пониманием материала, за полнотой восприятия информации, за установлением связей, за умением сворачивать и разворачивать информацию.

1)С помощью этого инструмента очень удобно создавать ясные и понятные конспекты лекций.

2)Когда читаешь книгу или учебник с помощью ментальных карт, получается максимальная отдача от прочтения.

3)Карты — очень нужный и простой инструмент для работы по написание рефератов, курсовых проектов, дипломов, так как после создания карты будущего творения, остаётся только строчить без остановки главу за главой.

4)С помощью карт очень легко готовиться к экзаменам и зачётам.

Преподавателю  такая форма экономит время, а студентам карта памяти служит опорой.

Преподавателю, применяющему метод карты памяти необходимо учитывать, что данный метод нужно регулярно использовать в работе на уроке. Только тогда они помогут студентам  легче учиться, а преподавателю  лучше учить.

Карта памяти становится алгоритмом рассуждения и доказательства, всё внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заученного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей.

Обычная наглядность может ожить и  заговорить.

Личный опыт применения карт памяти на уроках убедил меня в  преимуществах их использования: во – первых, и это на мой взгляд главное, студенты с интересом и увлечённостью создают карты; во – вторых, созданные карты памяти помогают студентам готовиться к следующему уроку и к экзаменам; в – третьих, работая в малых группах, студенты учатся сотрудничать друг с другом, для достижения совместных целей; и, наконец,  большая накопляемость оценок за урок, т.к. оценки выставляются каждому студенту и все они положительные!

[1] http://www.koob.ru/toni_buzan/

Источник: https://multiurok.ru/blog/primienieniie-kart-pamiati-v-obuchienii.html

Интеллект-карты: область применения и рекомендации по составлению

Интеллект-карты: область применения и рекомендации по составлению

Интеллект карта – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме.

Mind-maps (термин может переводиться как «интеллект карты», «карты ума», «карты мыслей», «карты мышления», «ментальные карты», «карты памяти»  или «карты разума») – информация, изображаемая в графическом виде на большом листе бумаги. Она отражает связи (смысловые, причинно-следственные, ассоциативные и т.д.

) между понятиями, частями и составляющими рассматриваемой области. Это понятнее, чем привычное изложение мыслей словами в письменном виде. Ведь словесное описание порождает массу лишней информации, заставляет наш мозг работать в несвойственной ему манере.

В итоге это приводит к потере времени, к снижению концентрации и к быстрой утомляемости.

Хотя первые примеры создания интеллект карт можно встретить в научных трудах, созданных еще столетия назад, широкое их применение началось во второй половине двадцатого века благодаря английскому психологу Тони Бьюзену.

Бьюзен систематизировал использование ментальных карт, разработал правила и принципы их конструкции и приложил массу усилий для популяризации и распространения этой технологии.

Из 82 книг написанных Бьюзеном и посвященных этой тематики самой известной является — «Научите себя думать» — она входит в перечень 1000 величайших книг тысячелетия.

Эффективность интеллект карт объясняется тем, что мыслительные процессы проходят похожим образом. Мозг человека состоит из нейронов, которые соприкасаются между собой отростками – дендритами. Различные образы стимулируют различные группы нейронов и связи между ними.

Можно представить интеллект карты как фотографию сложных и витиеватых взаимоотношений наших мыслей, которые дают нашему мозгу возможность упорядочить и детализировать объекты и явления. При использовании ментальных карт мы как бы пытаемся нарисовать свое мышление.

Цель создания карты мыслей – навести порядок в голове, получить целостную картину и отыскать новые ассоциации. Тони Бьюзен считает, что интеллект карты помогают лучше управлять мыслительными процессами и дают большую свободу мысли.

Интеллект карты сегодня составляют предприниматели, преподаватели, ученые, дизайнеры, инженеры и люди многих других специальностей.

И это понятно, ведь создание интеллект карт помогает к решению любой проблемы подойти более осмысленно, разложив ее по полочкам. Тем более что применение интеллект карт возможно в различных сферах нашей жизни.

На западе, среди успешных людей, интеллект карты уже давно получили популярность. Вот пример интеллект карты миллиардера Ричарда Брэнсона:

[ad#728×90]

Область применения интеллект карт

Ментальные карты можно использовать для планирования собственной жизни

Довольно-таки часто в большом объеме информации мы не видим картины в целом, а составление плана в виде ментальной карты помогает вернуть целостное видение ситуации.

Можно планировать проекты, начиная с организации какого-либо праздника и заканчивая проектом открытия собственного дела. Можно составлять планы на жизнь, год, месяц, неделю, день, расставляя дела по приоритетам и затрагивая всевозможные аспекты жизни.

Планирование бюджета с помощью интеллект карт помогает расставить приоритеты по важности трат, легко отслеживать его выполнение и вносить коррективы.

Интеллект карты помогают принять правильное решение

В процессе принятия решений, в случае дилеммы — «ехать – не ехать», «покупать – не покупать», «менять работу – не менять»… интеллект-карты помогают более взвешенно подойти к этим вопросам:

  • Карты ума позволяют на одном листе собрать всю необходимую информацию, относящуюся к решению проблемы, и окинуть ее одним взглядом.
  • Карты ума не дают упустить из виду все минусы и плюсы того или иного решения.
  • Карты ума активизируют ассоциативное мышление, которое позволяет увидеть важные факторы, упущенные при традиционном анализе.
  • Плюс ко всему использование в ментальных картах образов и цветов активизирует интуицию, а это так же может оказать влияние на правильность принимаемых решений.
Читайте также:  Грудной голос - психология

Составление интеллект карт поможет вам подготовиться к презентации и убедить аудиторию

Как идет подготовка к презентации? Человек читает статьи и книги, … делает из них выписки… Чтобы не запутаться в многообразии собранного материала – полезно структурировать его в виде интеллект карт.

По ходу выступления интеллект карты, простым вычеркиванием или добавлением веточки, позволяют сократить или расширить выступление.

Грамотно составленная карта ума, помогает не сбиться и не потерять основную мысль, при этом удерживая общую картину речи.

Преимущества интеллект карты перед текстовым планом очевидны: десять ключевых слов запомнить намного проще, чем десять страниц текста; оратора вооруженного ментальной картой презентации сбить с мысли вопросами или чем-то еще практически невозможно; интеллект карту можно представить как наглядный пример (слайды, плакаты), так слушатели лучше запомнят основную идею и меньше будут отвлекаться, глядя по сторонам; в завершении презентации распечатанные экземпляры ментальных карт можно использовать как раздаточный материал.

Очень выгодно и полезно использовать карты ума для обучения

При конспектировании лекций, написании курсовых работ (рефератов, дипломов, диссертаций), анализе, понимании и запоминании больших объемов информации использование ментальных карт просто необходимо.

Информация, изложенная в форме привычных конспектов (кипа исписанных листов, друг от друга внешне ничем не отличающихся) ведет к большим временным потерям. На запись, а в дальнейшем на поиск и прочтение необходимой информации уходит много времени.

А вот составление интеллект карт помимо того, что способствует лучшему усвоению и запоминанию текста, еще и влечет за собой развитие творческого и креативного мышления, являясь своеобразной зарядкой для ума.

В предыдущей статье «Для тела – аэробика, а для ума – нейробика», уже говорилось, что привычные и однообразные дела приводят к невозможности сконцентрироваться на новом материале, к снижению умственных способностей и ухудшению памяти. А что для студента конспектирование лекций? Однообразное и скучное занятие.

Преимущества ментальных карт перед стандартным способом записи:

Помню когда писал дипломную работу, из-за не очень хорошей детализации структуры, порой возникали моменты непонимания дальнейших действий. Наверняка в такое тупиковое положение часто попадают люди пишущие тексты без предварительной наброски плана. Интеллект карта помогает вырваться из творческого тупика, она как скелет, на который наращивается весь остальной текст.

Интеллект карта, по которой Тони Бьюзен написал книгу — «Научите себя думать»:

Интеллект-карта – хороший инструмент для увеличения эффективности мозгового штурма

Для работы в команде Тони Бьюзен предлагает  использовать коллективные интеллект карты. Когда нужно сгенерировать идею или разработать творческий проект, принять групповое решение и смоделировать совместное управление проектами, ну или для того, чтобы проанализировать результаты деятельности – используйте метод составления коллективных интеллект карт.

Индивидуальные ментальные карты становятся частью коллективных карт мыслей, являясь достигнутым внутри группы графическим воплощением консенсуса.

По словам Бьюзена этот метод  отличается от обычного мозгового штурма, когда руководитель группы, записывает предлагаемые сотрудниками ключевые идеи — «На деле это сильно мешает работе, потому что каждое озвученное перед коллективом предложение ведет к использованию привычных шаблонов, опосредованности потоков мыслей в мозгу участников, движущихся к тому же часто в одном и том же направлении».

Правила составления ментальных карт

Фрагмент из книги Тони Бьюзена «Супермышление», в котором автор описывает технологию создания интеллект-карт:

Используйте эмфазу

  • Всегда используйте центральный образ.
  • Для центрального образа используйте три и более цветов.
  • Как можно чаще используйте графические образы.
  • Чаще придавайте изображению объем, а также используйте выпуклые буквы
  • Пользуйтесь синестезией (комбинированием всех видов эмоционально-чувственного восприятия).
  • Варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики.
  • Стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект карты было соответствующим.

Ассоциируйте

  • Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами ментальных карт.
  • Используйте цвета.
  • Используйте кодирование информации.

Стремитесь к ясности в выражении мыслей

  • Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию.
  • Используйте печатные буквы.
  • Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями.
  • Следите за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого слова.
  • Соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом.
  • Делайте главные линии плавными и более жирными.
  • Отграничивайте блоки важной информации с помощью линий.
  • Следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными.
  • Держите бумагу горизонтально перед собой, предпочтительно в положении «ландшафт».
  • Старайтесь все слова располагать горизонтально.

P.S. В интернете существует большое количество как онлайн сервисов для разработки карт ума, так и приложений под различные платформы.

Источник: https://constructorus.ru/uspex/intellekt-karty.html

Ментальные карты меняют жизнь! Или нет?

Апрель 18, 2013 от Фарид Каримов

Автор метода ментальных карт Тони Бьюзен обещает нам, что они изменят нашу жизнь, пробудят наш спящий мозг.

Так ли это?

Я изучил систему и спешу поделиться новыми знаниями с вами…

Что это?

Карта памяти — это легкая для понимания схема подачи информации.

Например, я составил ментальную карту весеннего ремонта автомобиля:

Примеры ментальных карт

Почему так?

Тони Бюзен говорит, что именно так наш мозг и мыслит. Такими вот пучками (он называет это радиальной схемой) и ассоциациями. А значит именно такой формат подачи информации самый понятный для нашего мозга.

Чтобы по-настоящему «проникнуться» какой-либо информацией нашему мозгу нужно ее:

  • Увидеть
  • Услышать
  • Понюхать
  • Потрогать
  • Лизнуть
  • Нарисовать
  • Произнести
  • И ТАК ДАЛЕЕ

Иными словами, чем больше органов чувств, навыков и связей мы используем при обдумывании, тем более качественные идеи будет выдавать наш мозг.

Основные правила составления карты

  • Придумайте центральный образ и расположите его в центре будущей карты. Например, обдумываете идеи для отдыха? Плюхните в центр рисунок шляпы и надпишите его словом «ОТДЫХ!!!»
  • Используйте корткие слова вместо длинных предложений. Если вы рассматриваете варианты поехать на море, то и ключевым словом будет «МОРЕ», а не «ПОЕЗДКА НА МОРЕ».
  • Только ПЕЧАТНЫЕ БУКВЫ на карте!
  • Рисуйте! Чем красочнее ваша карта, тем лучше она будет вам служить.

Чем Майнд Карта лучше Конспекта?

Нас с детства приучали вести конспекты…

Но ведь ментальные карты кладут их на обе лопатки!

Смотрите, ментальные карты:

  • Нагляднее (за счет рисунков, стрелок и цветов)
  • Быстрее (вы быстрее бежите глазами по карте)
  • Структурированнее (видны связи и иерархия)
  • Приятнее (Поверьте рисовать карту гораздо веселее, чем писать нудный конспект!)

Где применять?

  • При чтении
  • При докладах
  • Для запоминания
  • Для обучения (и студентам и преподавателям) — эх, мне бы метод майнд карт в университет!
  • Для выбора из нескольких вариантов
  • Для придумывания нестандартных идей

На самом деле применение ментальных карт безгранично. Подробно обо всех этих пунктах Бьюзен пишет в своей книге, ссылку на которую я приведу в конце статьи.

Программы для составления ментальных карт

На сегодняшней день самой удобно и продвинутой программой является MindJet. Фантастически приятно с ней работать, но стоит она очень и очень прилично. Впрочем, когда русского человека это останавливало?))

Программа для работы с ментальными картами

Самая популярная программа для работы с ментальными картами — MindJet (бывшая Mind Manager). Стоит она целое состояние — 349 евро.

Многие на этом останавливают свои поиски и идут качать крякнутый МайндДжет. А зря. Есть хорошая альтернатива — бесплатная программа XMind. Вот ее официальный сайт.

А вот так выглядит рабочее окно программы (нажмите, чтобы увеличить):

Все на английском, но в настройках можно включить и русский интерфейс.

Есть у XMind и платные версии. Стоят они 69 и 89 Евро (на 10.10.16). Все равно намного дешевле, чем MindJet, но все же за что мы платим?

Вот табличка, которая многое объясняет:

XMindXMind PlusXMind Pro
Все виды диаграммВсе виды диаграммВсе виды диаграмм
Новые темы и шрифтыНовые темы и шрифтыНовые темы и шрифты
Сохранение в EvernoteСохранение в EvernoteСохранение в Evernote
Поделиться в социальных сетяхПоделиться в социальных сетяхПоделиться в социальных сетях
Экспорт в PDF, Word, Power Point, Excel и др.Экспорт в PDF, Word, Power Point, Excel и др.
Режим мозгового штурма
Режим презентации
Диаграммы Ганта
60 000 иконок

Кстати, для некоммерческих организаций XMind дает 50% скидку.

Но я лично использую бесплатную версию и мне ее хватает. Часто мне присылают карту в формате MindJet, но XMind ее прекрасно «переваривает».

Популярные вопросы про XMind

Чья это программа? Откуда разработчики?

Если я правильно понял, из Китая. Причем продукт очень старый и проверенный — они на рынке с 2007 года! А с 2008 года программа открыла свой код (Open Source).

Есть ли русский язык?

Да, программа переведена на 14 языков. В том числе и на русский. Вот:

Местами английские словечки проскакивают, но это не критично.

Какие системные требования?

Скромные. Программа требует присутствия на компе Java. Если у вас она не стоит, то инсталятор поможет вам ее поставить.

Если программа все-таки притормаживает, то в меню можно сделать следующее:

  • Редактировать — Предпочтения — Редактирование, и далее выключите анимацию и тень
  • Редактировать — Предпочтения — Проверка правописания — Отключить проверку правописания

Есть ли интеграция с облачными сервисами, например, с Dropbox?

Нет, зашитой в функционал интеграции нет. Правда вы всегда можете сделать ее вручную.

Для этого просто создайте папку в Dropbox для ваших XMind-проектов. И далее сохраняйте все новые проекты туда.

Кстати, в программе предусмотрена интеграция с Evernote. Можно сохранять все карты в текстовом формате или в виде большой картинки.

Резюме

Сам Бьюзен поет соловьем, конечно… Ментальные карты по Бьюзену — это чудо, панацея от всех бед и путь человечества к светлому будущему. Такой «густой шоколад» размазанный по страницам книги немного отталкивает. Но такова уж стилистика АБСОЛЮТНО всех книг по саморазвитию от американских авторов.

Лично для меня ментальные карты стали хорошей альтернативой, этаким «апгрейтом» обычной линейной записи проектов, планов и конспектов.

Действительно эти пучки, эти рисунки — это не просто прикольно и весело, это еще и работает лучше. Я стал лучше планировать, яркие идеи стали появляться чаще. Ментальные карты приятнее читать спустя пару недель — все остается понятным.

Короче, ментальные карты — еще один инструмент эффективного человека! Я теперь планирую только так))

Рисуем ментальную карту — ВИДЕО!

Обновление от 01.09.2016:

Спустя годы могу сказать, что… ментальные карты я практически НЕ использую. Так и не прижились у меня.

Использую только, когда надо набросать архитектуру какого-то небольшого проекта. Либо если проводим быстрый мозговой штурм на магнитной доске. В остальных случаях использую обычные конспекты, но не скучные, а с рисунками, стрелочками, выделениями и рисунками. ИМХО такой конспект удобнее, чем ментальная карта.

То есть, я взял что-то от ментальных карт, а что-то от обычных конспектов. Получился этакий гибрид)) Это если писать от руки. А если нет, то ментальные карты становятся совсем неудобными. Ну, наверное, это индивидуально. Знаю людей, которые просто тащатся от программ типа MindJet или XMind.

Какие неудобства я обнаружил у метода ментальных карт:

  • Нужно заранее продумывать всю архитектуру. Если просто нужно быстро что-то законспектировать, то можешь ошибиться со структурой и карта выйдет уродливая. С одной стороны — пусто, а с другой — едва умещающимся мелким шрифтом.
  • Если вы делаете конспект в Word или Evernote, то легко можете скопировать содержимое даже в чат. А вот с ментальной картой на базе MindJet все не так просто…
Читайте также:  Виды бессознательного - психология

Источник: http://n-man.ru/mind-maps/

Всё, что вам нужно знать об SD-картах памяти, чтобы не облажаться при покупке

Attila Simo/shutterstock.com

Для большинства людей microSD — это лишь форм-фактор, но на самом деле это не так. Вы без проблем сможете вставить любую microSD-карту в стандартный слот, но далеко не каждая из них будет работать, поскольку карты различаются по множеству признаков.

Формат

Всего существует три различных формата SD, доступных в двух форм-факторах (SD и microSD):

  • SD (microSD) — накопители объёмом до 2 ГБ, работают с любым оборудованием;
  • SDHC (microSDHC) — накопители от 2 до 32 ГБ, работают на устройствах с поддержкой SDHC и SDXC;
  • SDXC (microSDXC) — накопители от 32 ГБ до 2 ТБ (на данный момент максимум 512 ГБ), работают только на устройствах с поддержкой SDXC.

Как видите, обратной совместимости у них нет. Карты памяти нового формата на старом оборудовании работать не будут.

Объём

Заявленная производителем поддержка microSDXC не означает поддержку карт этого формата с любым объёмом и зависит от конкретного устройства. Например, HTC One M9 работает с microSDXC, но официально поддерживает только карты до 128 ГБ включительно.

С объёмом накопителей связан ещё один важный момент. Все карты microSDXC используют по умолчанию файловую систему exFAT. Windows поддерживает её уже более 10 лет, в OS X она появилась начиная с версии 10.6.5 (Snow Leopard), в Linux-дистрибутивах поддержка exFAT реализована, но «из коробки» работает далеко не везде.

Высокоскоростной интерфейс UHS

К логотипу карты с поддержкой UHS добавляется I или II в зависимости от версии

Карты форматов SDHC и SDXC могут поддерживать интерфейс Ultra High Speed, который при наличии аппаратной поддержки на устройстве обеспечивает более высокие скорости (UHS-I до 104 МБ/с и UHS-II до 312 МБ/с). UHS обратно совместим с более ранними интерфейсами и может работать с не поддерживающими его устройствами, но на стандартной скорости (до 25 МБ/с).

2. Скорость

Luca Lorenzelli/shutterstock.com

Классификация скорости записи и чтения microSD-карт так же сложна, как их форматы и совместимость. Спецификации позволяют описывать скорость карт четырьмя способами, и, поскольку производители используют их все, возникает большая путаница.

Скоростной класс

Макрикровка класса скорости для обычных карт представляет собой цифру, вписанную в латинскую букву C

К классу скорости (Speed Class) привязана минимальная скорость записи на карту памяти в мегабайтах в секунду. Всего их четыре:

  • Class 2 — от 2 МБ/с;
  • Class 4 — от 4 МБ/с;
  • Class 6 — от 6 МБ/с;
  • Class 10 — от 10 МБ/с.

По аналогии с маркировкой обычных карт, класс скорости UHS-карт вписывается в латинскую букву U

У карт, работающих на высокоскоростной шине UHS, пока всего два класса скорости:

  • Class 1 (U1) — от 10 МБ/с;
  • Class 3 (U3) — от 30 МБ/с.

Поскольку в обозначении класса скорости используется минимальное значение записи, то теоретически карта второго класса вполне может быть быстрее карты четвёртого. Хотя, если это будет так, производитель, скорее всего, предпочтёт более явно указать этот факт.

Максимальная скорость

Класса скорости вполне достаточно для сравнения карт при выборе, но некоторые производители помимо него используют в описании максимальную скорость в МБ/с, причём чаще даже не скорость записи (которая всегда ниже), а скорость чтения.

Обычно это результаты синтетических тестов в идеальных условиях, которые недостижимы при обычном использовании. На практике скорость зависит от многих факторов, поэтому не стоит ориентироваться на эту характеристику.

Множитель скорости

Ещё один вариант классификации — это множитель скорости, подобный тому, который использовался для указания скорости чтения и записи оптических дисков. Всего их более десяти, от 6х до 633х.

Множитель 1х равен 150 КБ/с, то есть у простейших 6х-карт скорость равна 900 КБ/с. У самых быстрых карт множитель может быть 633х, что составляет 95 МБ/с.

3. Задачи

StepanPopov/shutterstock.com

Правильно выбирать карту с учётом конкретных задач. Самая больша́я и самая быстрая не всегда лучшая. При определённых сценариях использования объём и скорость могут оказаться избыточными.

При покупке карты для смартфона объём играет большую роль, чем скорость. Плюсы большого накопителя очевидны, а вот преимущества высокой скорости передачи на смартфоне практически не ощущаются, поскольку там редко записываются и считываются файлы большого объёма (если только у вас не смартфон с поддержкой 4K-видео).

Камеры, снимающие HD- и 4K-видео, — это совсем другое дело: здесь одинаково важны и скорость, и объём. Для 4K-видео производители камер рекомендуют использовать карты UHS U3, для HD — обычные Class 10 или хотя бы Class 6.

Для фото многие профессионалы предпочитают пользоваться несколькими картами меньшего объёма, чтобы минимизировать риск потери всех снимков в форс-мажорных обстоятельствах. Что до скорости, то всё зависит от формата фото. Если вы снимаете в RAW, есть смысл потратиться на microSDHC или microSDXC класса UHS U1 и U3 — в этом случае они раскроют себя в полной мере.

4. Подделки

jcjgphotography/shutterstock.com

Как бы банально это ни звучало, но купить подделку под видом оригинальных карт сейчас проще простого. Несколько лет назад SanDisk заявляла, что треть карт памяти SanDisk на рынке является контрафактной. Вряд ли ситуация сильно изменилась с того времени.

Чтобы избежать разочарования при покупке, достаточно руководствоваться здравым смыслом. Воздерживайтесь от покупки у продавцов, не заслуживающих доверия, и остерегайтесь предложений «оригинальных» карт, цена которых значительно ниже официальной.

Злоумышленники научились подделывать упаковку настолько хорошо, что порой её бывает очень сложно отличить от оригинальной. С полной уверенностью судить о подлинности той или иной карты можно лишь после проверки с помощью специальных утилит:

  • H2testw — для Windows;
  • F3 — для Mac и Linux.

5. Качество

GongTo/shutterstock.com

Если вы уже сталкивались с потерей важных данных из-за поломки карты памяти по той или иной причине, то, когда дело дойдёт до выбора, вы, скорее всего, предпочтёте более дорогую карту известного бренда, чем доступный «ноунейм».

Помимо большей надёжности и сохранности ваших данных, с брендовой картой вы получите высокую скорость работы и гарантию (в некоторых случаях даже пожизненную).

Теперь вы знаете об SD-картах всё, что необходимо. Как видите, есть много вопросов, на которые вам придётся ответить перед покупкой карты. Пожалуй, наилучшей идеей будет иметь различные карты для различных нужд. Так вы сможете использовать все преимущества оборудования и не подвергать свой бюджет лишним расходам.

Источник: https://lifehacker.ru/sd-microsd-card-guide/

Первый опыт использования метода карт памяти (mind map)

Об этом методе я слышал давно и многократно, в первую очередь от аналитика нашей конторы, рассказывавшем о большом количестве специальной литературы, проработанной таким образом.

Я же, честно говоря, страдаю тем, что техническую литературу читаю, как художественную, то есть, после первого прочтения в памяти остается очень далеко не все, да и раскладывание по полочкам не всегда проходит как надо. Такая же проблема возникла и при попытке прослушивания лекций coursera.org — писать от руки быстро я уже не могу, а печатать форматированный текст на лету, ИМХО, сложно.

Переломным оказался момент прочтения одной статьи: http://habrahabr.ru/post/155891/ — уж больно хорошо у автора получалось то, к чему я так стремился. Что ж, подумалось мне — с головой, да в омут, а как иначе?

Преамбула

Для начала приведу немного формального текста, для тех, кому лень лезть на Вики (собственно, привожу копипасту именно оттуда):
В качестве программы создания оных карт была выбрана XMind (http://www.xmind.net/), в связи с ее бесплатностью и наибольшим количеством положительных отзывов из всех программ данного сектора.

Фабула

Собственно, сразу возник логичный вопрос — а что разбирать-то и конспектировать? Искать материал искусственно — не хотелось. И, как и в первый раз — неожиданно, случилась счастливая случайность номер два — я, читая Хабр, наткнулся на статью «Ликбез по типизации в языках программирования» (http://habrahabr.ru/post/161205/).

Тема, мне, как программисту, интересная и разветвленная, а значит — с наскоку и непонятная. Попытка читать статью подряд привела лишь к тому, что уже через две минуты в голове была каша и приходилось преодолевать желание отправить распечатку в ближайшую мусорную корзину. Вариант был только один — попытаться формализовать статью через метод карт памяти.

И, понеслось… Оказалось, что далеко не так страшен черт, как его чертят — статья представляет из себя, по сути, перечисление различных видов типизации, каждый из которых ветвится на подвиды, которые объединяются в группы, а также имеют связи и взаимоотношения друг с другом.

То есть, читая статью последовательно — столь же последовательно строился граф карты памяти — скажем, описываются преимущества статической типизации перед динамической — получаем ветку «Преимущества» в разделе «Языки программирования»-«Типизированные»-«Типизация»-«Статическая» и указываем ссылку на раздел «Динамическая», чтобы было понятно — а перед чем, собственно, преимущества?.. Времени на подобное прочтение и конспектирование статьи ушло, бесспорно, много больше, чем если бы она читалась обычным способом. Но, повторюсь, обычным способом я бы, скорее всего, ее вообще не дочитал, а уж толку было бы гораздо меньше — вряд ли бы я сумел вспомнить хоть что-то из только что прочитанной статьи. Теперь же, когда вся информация разложена «по веткам» не только на картах, но и в голове, да и зафиксирована в памяти не только информационно, но и визуально — думаю, что хоть ночью если разбудить — основные тезисы уж точно расскажу без запинки.

Заключение

Вывода можно сделать два — во-первых, все гораздо проще чем кажется (не надо бояться — достаточно попробовать и все станет ясно) и, во-вторых, всем-всем-всем очень советую — ИМХО, скорость составления конспекта со временем возрастет, а уж удовольствие от того, что информация переваривается, усваивается и запоминается — и передать не могу.

Также, еще раз привожу ссылку на статью, с которой я работал (http://habrahabr.ru/post/161205/) и выкладываю, в качестве примера, свою карту памяти для этой статьи — http://www.xmind.net/embed/Lgg8/.

Upd. Некоторым удобнее так: xmindshare.s3.amazonaws.com/preview/d2828c9e668c4d79949ee36dc28f5893zGuScCBg-BDahx-355.png

Источник: https://habr.com/post/162041/

Статьи и полезные материалы

Статьи и полезные материалы

Программы разработаны таким образом, чтобы вы видели результат уже после первого занятия и применяли полученные знания в жизни.

На сколько обманули продавца?

Разное

Говорят, что эту задачу придумал Лев Толстой для своих учеников в сельской школе. Как быстро вы сможете найти правильный ответ?

Читать полностью

Обучение детей

Разное

Дорогие ребята и уважаемые родители! Мы предлагаем Вам программу тренировки качеств, без которых не может состояться ни один настоящий Разведчик.

Читать полностью

Для улучшения памяти и работы мозга

Тренировка памяти

С новым учебным годом, с новыми знаниями и успехами! Но чтобы старания вашего школьника были эффективны, помогите ему улучшить память, концентрировать свое внимание, не только запомнить, но и хранить важную информацию. Как? Об этом пойдет речь в статье.

Читать полностью

Как выучить стихотворение?

Тренировка памяти

Задали стихотворение выучить к завтрашнему уроку, а оно ну никак не желает запоминаться?  А ты твёрдо решил в этой четверти получать только четвёрки и пятёрки. Как же быть?

А ты когда-нибудь пробовал стихотворение … нарисовать?

Читать полностью

Как написать отзыв о книге

Разное

Авторы этой статьи, Маша и Илья, в течение трех лет писали интересные и грамотные отзывы о книгах.

Когда они стали выпускниками начальной школы, мы попросили у них разрешение воспользоваться данными отзывами как образцами для подрастающего поколения.

Искренне надеемся, что мнение этих ребят послужит хорошим подспорьем для создания отзывов о книгах не только во время летнего чтения, но и всего года!

Спирина Елена Викторовна, учитель нач. классов МБОУ лицей № 11, г. Челябинск

Читать полностью

Интеллект-карты – изменение к лучшему

Тренировка памяти

Читайте также:  Активные игры - психология

Время летит незаметно, игры сменяются контрольными работами. И с каждым годом они становятся все более сложные. В такой ситуации технология интеллект-карт является увлекательной и необременительной, но при этом эффективной подготовкой к экзаменам.

Читать полностью

Школа скорочтения

Скорочтение

Многим из нас знакомы проблемы с памятью. То, как назло, не можешь вспомнить важный телефон, то забываешь дни рождения лучших друзей, то опаздываешь на жизненно важную встречу, потому что забыл о ее начале. В очередной раз, потратив полчаса на восстановление забытого пароля для странички в «Фейсбуке», решаю: надо что-то предпринять!

Читать полностью

Запомнить быстро и правильно

Тренировка памяти

Сегодня мы с вами попробуем не только слышать слова, но нюхать их, пробовать на вкус и трогать руками. Как? Всему свое время.

Читать полностью

Вредные советы для улучшения памяти

Тренировка памяти

В литературе мы часто сталкиваемся с разного рода экспериментами или советами, вывод из которых не совсем согласуется с практикой. Их можно назвать как псевдонаучными или научными, оторванными от практики. О мифах и фактах человеческой памяти и внимания мы сегодня поговорим.

Читать полностью

Как запомнить цифры?

Тренировка памяти

А как у вас получается запоминать цифры? Попробуем разобраться, как запоминать и вспоминать цифровую информацию на примере таблицы умножения? Возможно, как твои друзья, мама и папа, и даже бабушка с дедушкой, ты зубришь таблицу умножения, повторяя бессчетное число раз примеры ее столбиков. Да, занятие не очень увлекательное!

Но вместе мы можем превратить это в интересную игру!

Читать полностью

Скорочтение и развитие памяти

Скорочтение

Читаем ли мы для души или повышаем свою квалификацию – всем нам хочется освоить текст как можно быстрее. Важное условие при этом – отлично понимать и запоминать прочитанное. Оказывается, научиться такому под силу каждому.

Читать полностью

Играть, чтобы учиться

Тренировка памяти

Источник: http://aksonia.ru/articles/raznoe/intellekt-karty-izmenenie-k-luchshemu/

Волшебство интеллект карт, или Как улучшить память

Волшебство интеллект карт, или Как улучшить памятьЗаберите вашу бесплатную книгу!

Рад приветствовать вас на сайте s-mind.ru! Многие люди хотят улучшить память и внимание. К сожалению, лишь единицы готовы что-то делать для этого. Тем не менее, дочитав статью до конца, каждый человек сможет значительно повысить свои способности в любой области. А заодно познакомятся с интеллект картами.

Прежде всего, нужно перестать задавать вопрос: «Как улучшить память?» Ответ кроется в этих строках. Первым делом, крайне желательно создать свой собственный график для занятий и упражнений, и твердо придерживаться его. От этого будет напрямую зависеть ваш успех.

Карта памяти — дверь к знанию 

Чтобы улучшить память или что-то хорошо запомнить, нужно нарисовать карту памяти на бумаге. Целью может являться как определенный научный предмет, так и определенные знания. Для этого можно использовать обычную тетрадь и цветные ручки.

Чем красочней будет рисунок, тем лучше мозг запомнит содержимое карты: слова, цифры, предметы, стрелки, линии. Для удобства, большой объем информации или большие главы из книг можно рисовать на отдельных страницах.

Это даст возможность просматривать и повторять все необходимые знания за один присест.

https://www.youtube.com/watch?v=J2EqAsHq8OE

Суть заключается в том, чтобы прописать в центре страницы главное слово или выражение и обвести его в кружок, облако, квадрат или любую другую фигуру (доверьтесь своему воображению). Далее нужно прописать второстепенные слова или фразы, и соединить их с главным.

Например, провести к ним стрелку от главного слова. Таким образом должно получится что-то вроде дерева или паутинки. Можно дорисовывать различные элементы образов соответствующих тексту.

Например, для интеллект карты агентства недвижимости можно дорисовывать: красочные дома, гаражи, улицы, плакаты, лозунги. Все это улучшит запоминаемость мозга.

Как улучшить память, если нет времени на изучение материала?

Составлять карты можно как по учебнику или определенному источнику знаний, так и с головы, по памяти (составление карт из головы является даже более эффективным и быстрым по времени способом). Но потом, обязательно нужно сравнить получившиеся карты памяти и проанализировать их. Перед составлением интеллект карт, важно получить максимум информации о предмете.

Полезно заниматься физическими тренировками и легкой атлетикой — это вырабатывает концентрацию и сосредоточенное внимание. В здоровом теле всегда есть место здоровому мышлению.

В каких областях жизни можно применить полученную информацию? На самом деле интеллект карты можно использовать абсолютно в любой области. Например, можно быстро выучить английский язык или просто подготовить качественный доклад по работе.

Интеллект карты созданы для полноценного развития в 21 веке. Они позволяют усваивать большие объемы информации и всегда быть на один шаг впереди.

VN:F [1.9.22_1171]

Rating: 4.0/10 (1 vote cast)

VN:F [1.9.22_1171]

Источник: http://s-mind.ru/volshebstvo-intellekt-kart-ili-kak-uluchshit-pamyat/

Что такое карта памяти?

Картой памяти называют компактное запоминающее устройство, которое предназначенное для хранения информации. Сегодня карты памяти изготавливают на основе флеш-памяти. При этом, энергия требуется лишь для записи данных, а для хранения дополнительная энергия не нужна.

Преимуществом является возможность перезаписывание данных большое количество раз (до миллиона). В конструкции флеш-памяти не имеется подвижных частей. Это делает ее крайне устойчивой к воздействиям механического характера.

Теперь, разберемся подробно, что такое карта памяти и чем они различаются.

Типы карт памяти

  1. SD (Secure Digital) нужны для цифровых фотоаппаратов (компактных, и некоторых зеркальных), видеокамер, карманных компьютеров, MP3-плееров. Объем карт SD составляет 4 Гб, но технология SDHC, разработанная в 2006 году, позволила увеличить емкость SD до объема 32 Гб. А карты стандарта SDXC, появившиеся в 2009 году, позволяют хранить информацию объемом до 2 Тб.

    Secure Digital – это единственный тип карт, где все данные шифруются.

  2. TransFlash   или miniSD и microSD. Они были разработаны для применения в миниатюрных приборах. Эти карты имеют размерыт 21,5x20x 1,4 мм и 15x11x 1 мм. Они могут быть использованы, при помощи адаптеров, практически в каждом виде цифровой техники. Эти карты могут иметь емкость до 4 Гб.

    Объем microSDHC карт в современных устройствах, может составить до 32 Гб.

  3. CF  (CompactFlash) – применяются для зеркальных цифровых фотоаппаратов. Они отличаются самым низким энергопотреблением, самой большой скоростью работы, при высокой надежности, хотя  они и не очень компакты. Емкость таких карт доходит до 64 Гб.

  4. xD-Picture Card используются в цифровых камерах Olympus и Fuji при максимальном объеме 2 Гб.
  5. Memory Stick – используется в цифровых фотоаппаратах, в видеокамерах, принтерах, персональных компьютерах и других устройствах компании Sony, которой она, собственно, и была разработана.

    Существуют также:

  • Memory Stick PRO Duo, объeмом до 16 Гб,
  • Memory Stick M2, объeмом до 8 Гб.

Скорость чтения и записи

Немаловажным условием выбора карты памяти будет скорость чтения/записи. Чем выше эта скорость, тем быстрее можно записать информацию на карту с ПК.  Эта скорость обычно бывает указана на упаковке, или же на самой карте. Она обозначается множителем или классом карты (2, 4, 6 или10)

Видеокамеры могут писать видео разрешения 1920×1080, скорость потока составляет — 24 Мбитсек (3 Мбайтсек). Значит, для Full HD видео потребуется карта классом не ниже уровня Class 4. Если камера пишет видео потоком менее 16 Мбит, подойдет и карточка Class 2. Профессиональные видеокамеры пишут видео, потока 50 Мбит, и соответственно, требуют карту не ниже уровня Class 10.

Теперь, благодаря нашим инструкциям, вы узнали, что такое карта памяти, чем они отличаются и какая именно карта подойдет для вашей техники.

Источник: https://elhow.ru/kompjutery/kompjuternye-terminologii/chto-takoe-karta-pamjati

Как запоминать больше с помощью карт памяти?

В школе все писали в тетрадках, старались не выходить за поля, писать придерживаясь горизонтальным линиям, а потом зубрили это все и запоминалось довольно плохо, в этой статье речь пойдет о Майнд-мэппинге или картах памяти, как о более эффективном способе запоминания информации, так же мы разберем как их создавать.
Ведь школой дело не кончилось, затем пошел институт где запоминать надо еще больше — стал только началом, а затем трудовая деятельность в рядах бухгалтеров, программистов или юристов…

Проще говоря в жизни мы имеем дело с информацией которую надо запомнить, а потом еще и вспомнить, давайте теперь посмотрим как мы это сможем сделать эффективно.
Майнд-мэппинг или картография памяти?

Майнд-мэппинг или карты памяти, эффективная графическая техника запоминания информации, а потом качественного ее вспоминания. Мы бы даже сказали иначе, это техника рассчитана на конспектирование, а затем уже на запоминание и вспоминание. Технику Майнд-мэппинга разработал Тони Бьюзен, а затем еще вдогонку и написал “Законы майнд-мэппинта”.

Как это работает?

Элементарно, Ватсон! Вам должно быть известно, что наш мозг гораздо лучше запоминает графические представления, чем просто сплошной текст. Картинки генерируют в мозгу образы, ассоциации, создают там картинку, а их запомнить легче всего.

Вспомните когда последний раз вы читали книгу, и вам в середине попадалась иллюстрация места действий, главного героя или героини, насколько интересно это сравнить с картинкой которая сложилась у вас в голове, за время прочтения книги.

Тут принцип тот же, если какую то информацию изобразить графически, то это будет легче к запоминанию, чем обычная зубрежка сплошного текста. Так же, наш мозг мыслит ассоциативно, то есть “от центра к граням”.

На этих принципах и строиться все карты памяти и их построение.

Рисуем первую карту памяти!

Для начала, скажем, карты памяти имеют древовидную структуру то есть “от ствола к листьям”. Можно взять лист А4 и начать рисовать “по старинке”, карандашом или ручкой. Есть программы для создания майнд карт.

Шаг 1 — Главная мысль, Кэп!

Хорошо, начнем с того что нужно выделить главную мысль. Например, вы конспектируете книгу про посадку деревьев. Какая будет главная мысль, правильно “Посадка деревьев”. Располагаем основную мысль по центру, то есть рисуем ее в центре.

Почему рисуем? Помните, мы глаголили, на тему лучшего запоминания мозгом изображений, вот вот… Постарайтесь изобразить главную мысль(желательно крупной ), в случае с нашим примером, можно нарисовать дерево и лопату.

Дайте волю вашей фантазии, только не увлекайтесь, нарисуйте что то простое и понятное, что будет ассоциироваться у вас с главной мыслью.

Шаг 2 — Ветви!

И так, мы нарисовали главную мысль, и подошли к “ветвям” нашей карты, теперь надо выделить второстепенные темы или порядок действий, все зависит от того что вы конспектируете.

В нашем примере, с посадкой деревьев можно выделить такие ветви: “выбор лопаты”, “выбор семян”, “выбор места для посадки”, и т.д. Из рисунка выше можно понять как их рисовать.

Шаг 3 — Продолжайте в том же духе!

Продолжайте создавать несколько уровней для вашей карты. Скорее всего у вас может не получиться больше четырех или пяти уровней. Если у вас закончатся место под уровни, создайте новую карту и продолжайте прежнею тематику.


Шаг 4 — Разукрасьте!

Это просто, делайте карту цветной и легкой в запоминании, для одной ветви используйте один цвет, а для следующей ветви другой цвет. Добавьте немного юмора в ваши рисунки, пусть они будут забавными, то что смешно легче запоминается.

Ну и несколько советов вдогонку:

— Рисуйте просто, не зацикливайтесь на рисунках ваша задача — материал, если что то получилось криво, пусть так и останется, не кто кроме вас вашу карту не увидит.

— Чем выше уровень мысли, тем больше размер текста и рисунка, то есть главная мысль должна быть такого размера чтобы она была именно главной, а остальные с каждым уровнем все меньше и меньше(в разумных пределах конечно).

— Не делайте все последовательно, прыгайте по карте, пусть это будет выглядеть хаотично и непоследовательно, это не важно, не кто вас проверять не будет. — Можно обвести несколько ветвей одним цветом, если это целесообразно, вы их объедините.

— Важные мысли можно выделять в рамку, для их “значимости”.

Творите! Успехов!

Источник: http://www.KartaZnaniy.ru/articles/common/kak-zapominat-bolshe-s-pomoshchyu-kart-pamyat

Ссылка на основную публикацию