Каузальное мышление — психология

Каузальное мышление

Каузальное мышление - психология

6 августа 2009

В противовес каузальному мышлению с древнейших времен существовало мышление, основанное на чисто рассудочных, созерцательных представлениях, легко обобщающих частные связи или наделяющих отдельные причины свойствами или значением «главных», «решающих», «производящих», «конечных», «побочных», и т. д.

Причины и действия здесь выглядят изолированными, связи — чисто линейными, полная связанность каузальных моментов отсутствует, как и связи с какими-либо законами. Некаузальное мышление односторонне, близкое в нем преувеличивается по своему значению, отдаленное, наоборот, вовсе исчезает из поля зрений, отсюда антиисторизм, априорность, искажение перспектив в самом познании.

Некаузальное мышление, используя эмпирические аналогии, предпочитает двучленные связи, оно разграничивает в каузальных представлениях причины, с одной стороны (эти причины как бы неизменны, являются «первопричиной»), и условия, с другой. Очевидно, речь идет о субъективной оценке существенного и несущественного, главного и побочного, случайного и необходимого, т. е. о том, что Демокрит охарактеризовал как «приукрашивание собственной беспомощности».

Принципы связи и взаимосвязи биологических явлений, подлежащих теоретическому анализу, исключают трактовку этих явлений как простой последовательности ряда событий без их взаимосвязи. Нельзя мыслить причину иначе как связь причины с действием.

Причинная связь — необходимая связь. Отсюда неразрывность причины и действия, их единство. Только «взаимодействие является истинной causa finalis вещей» (Гегель).

Сказанное исключает одностороннее представление о причине. Нельзя выделить или обособить какой-то один «главный», «ведущий», тем более единственный фактор и свести к этому фактору всю этиологию явления. Но так именно учение об этиологии выглядит сейчас, например, в проблеме инфекции, онкологии.

Больше того, слово «инфекция» в научных сообщениях, в учебниках употребляется в двух принципиально разных смыслах: для обозначения и инфекционного процесса (инфекция), и инфекта-возбудителя, т. е. микроба.

Сплошь и рядом мы можем услышать или прочесть о том, что инфекция (т. е. инфекционный процесс) протекала тяжело, легко или что инфекция (т. е. по смыслу уже микроб) попала в рану, в организм, что она «очень вирулентна» и т. п.

Другими словами, причина и действие терминологически объединяются. Их единство становится тождеством.

«Проблема причинности в медицине», И.В.Давыдовский

Не терминологическая, а методологическая небрежность лежит в основе объединения, поскольку содержанием понятия «этиология» действительно становится отдельный, т. е.

вырванный из причинных связей, «этиологический» фактор.

Если мы, к примеру, откроем Большую медицинскую энциклопедию и познакомимся со статьей «Брюшной тиф», то под заголовком «Этиология» найдем лишь трактат о возбудителе. Так же обстоит вопрос с этиологией гриппа, кори…

Практическая медицина вправе несколько упрощать постановку сложных вопросов теории, уходящих своими корнями в проблемы общей биологии.

Она всегда это и делала, побуждаемая (высокогуманными целями помогать больному человеку, даже не зная точно причин и сущности болезни, руководствуясь лишь наблюдениями и жизненным опытом.

Практическая медицина и дальше вынуждена будет несколько «огрублять» действительность, следуя совету Куллена, согласно которому…

Все законы природы отражают существенные отношения и объективные связи между предметами. Но оценка существенного не может быть подчинена нашему субъективному желанию, т. е.

такой точке зрения, которая, по нашему мнению, лучше всего освещает явление. Не может быть опоров о том, играет ли инфект, важную и необходимую роль в возникновении и развитии инфекционного заболевания.

Бессмысленно отрицать…

В медицине нет такой другой области, как онкология, где так демонстративно не вскрывалось бы противоречие между богатством фактического материала и хаосом теоретических представлений об этиологии и сущности опухоли. Обилие фактов, обилие теорий еще не создают подлинной теории. Но каково, же положение дела и в других разделах медицины. Миллионам удаленных червеобразных отростков, миндалин, желчных пузырей, язв…

Методологической ошибкой является самый факт отнесения понятия этиологии к миру лишь патологических явлений. С не меньшим правом мы можем говорить и об этологии здоровья. Это и будет основой гигиены.

Принцип, по которому возникающие в организме процессы связывались облигатно с видимой внешней причиной (causa externa), не анализируя внутренних причин (causa interna), т. е.

биологической обусловленности возникновения…

Источник: http://www.medkursor.ru/biblioteka/reason/idea/9886.html

каузальное мышление

  • Каузальное мышление (causal reasoning) — Интерес к причинам может колебаться от поверхностного и зачастую тривиального любопытства, проявленного по отношению к явлениям повседневной жизни, до систематического строгого научного исслед. Вследствие широкого разнообразия форм интереса к… …   Психологическая энциклопедия
  • Функциональный анализ (functional analysis) — Поведенческая оценка делает упор на использовании эмпирических методологий, применяемых для количественного измерения целевого поведения и многочисленных контролирующих его факторов. В ист. аспекте термин «Ф. а.» характеризовался широким… …   Психологическая энциклопедия
  • Теоретические конструкты (theoretical constructs) — Не составляет большого труда идентифицировать наблюдаемое поведение, напр., сказать, что чел. ест или бежит, значительно труднее определить, чем вызвано подобное поведение. Если известны релевантные условия, предшествующие данному поведению, напр …   Психологическая энциклопедия
  • врожденное знание —         ВРОЖДЕННОЕ ЗНАНИЕ родоспецифические когнитивные программы и метапрограммы, схемы и образцы поведения, нормы реакции, мыслительные стратегии и т.д., доступные эмпирическим исследованиям. Многие философы и естествоиспытатели в той или иной… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  • знание врожденное —         ЗНАНИЕ ВРОЖДЕННОЕ унаследованные родоспецифические когнитивные программы и метапрограммы, схемы и образцы поведения, нормы реакции, мыслительные стратегии и т.д., доступные эмпирическим исследованиям. Многие философы и естествоиспытатели… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  • Искусственный интеллект (artificial intelligence) — В самом широком смысле И. и. это абстрактная теория челов., животного и машинного познания. Конечная цель ее развития создание единой теория познания. Как теорет. психология. И. и. представляет собой продолжение исследовательской программы,… …   Психологическая энциклопедия
  • Кибернетика (cybernetics) — К. занимается петлями рекурсивной обратной связи или текущими паттернами, к рые связываются в систему. Она фокусируется на отношениях между элементами внутри системы. Т. о., кибернетические системы представляют собой паттерны орг ции, которые… …   Психологическая энциклопедия
  • Множественная регрессия с переменной-модератором (moderated multiple regression) — М. р. п. м. типичная модель многомерного анализа, предназначенная для проверки того, влияет ли на связь между двумя переменными предиктором X и зависимой переменной Y третья переменная М. Формула для уравнения простой линейной регрессии выглядит… …   Психологическая энциклопедия
  • Моделирование структурными уравнениями (structural equation modeling) — Используемое при разработке множества проблем, от изучения академических достижений до исслед. динамики настроения, М. с. у. представляет собой систематический анализ причинных связей. Широкое применение М. с. у., наз. еще анализом спроса (demand …   Психологическая энциклопедия
  • Парадигмы (paradigms) — П. наз. правила или предписания, к рые устанавливают границы и направляют действия к успешному достижению цели. Историк науки Томас Кун обратил внимание на роль П. для научного мира, считая, что они в полной мере соответствуют только миру физ.… …   Психологическая энциклопедия
  • Принцип экономии (law of parsimony) — Согласно П. э., из всех альтернативных теорет. объяснений, в равной степени согласующихся с эмпирическими данными, всегда должны приниматься наиболее простые. Сложные теорет. объяснения с большей вероятностью оказываются ошибочными, чем простые.… …   Психологическая энциклопедия

Источник: http://psychology_ru_en.enacademic.com/11202/%D0%BA%D0%B0%D1%83%D0%B7%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Психологическая энциклопедия — значение слова Каузальное Мышление

Психологическая энциклопедия - значение слова Каузальное Мышление

(causal reasoning) Интерес к причинам может колебаться от поверхностного и зачастую тривиального любопытства, проявленного по отношению к явлениям повседневной жизни, до систематического строгого научного исслед. Вследствие широкого разнообразия форм интереса к причинно-следственным отношениям представляется важным четкое определение осн. отличительных свойств К. м.

Как эпистемологический процесс, атрибуция причинности (т. е. обозначение определенных событий как причин и др. событий как следствий) требует учета определенных соображений.

Юм приводит три критерия причинной связи: а) смежное (contiguous) появление предполагаемой причины и следствия в пространстве и времени; б) временное упорядочение (temporal ordering) событий, при к-ром предполагаемая причина предшествует следствию; и в) ковариация (covariation) предполагаемой причины и следствия: всякий раз, когда изменяется одно, будет изменяться и другое.

Юм пришел к выводу, что причинность нельзя продемонстрировать эмпирически и что она скорее выводится из наблюдаемых событий. Иллюзорная причинность относится к ситуации, в к-рой выведенная связь между специфической причиной (А) и следствием (Б) в действительности является результатом действия третьего, неустановленного фактора (В), к-рый является причиной как А, так и Б.

Для того чтобы убедиться, что между А и Б действительно существуют причинно-следственные отношения, надлежит установить и включить в этот анализ др. причинные факторы, такие как В. Если между А и Б действительно имеют место причинно-следственные отношения, то ковариация между А и Б будет сохраняться, контролируя примешивающиеся эффекты причинно релевантных переменных, таких как В.

Эти четыре необходимых для умозаключения о причинности условия лежат в основе К. м. в науках о поведении. Отсюда утверждение «А служит причиной Б» в действительности означает, что (как было эмпирически установлено) А и Б обнаруживают ковариацию в надлежащей временной последовательности и что имеются серьезные теорет.

и методологические основания полагать, что Б является следствием А. К. м. в науках о поведении отличается от того, что можно назвать более общим взглядом на понимание каузальности. Обычно каузальность понимается как комплекс необходимых и достаточных условий появления причинных событий, по аналогии с действием бильярдного шара, ударяющего др. шар.

Выше упоминавшиеся работы Юма и Милля отражают именно такую интеллектуальную позицию. Впоследствии присутствовавшие в этих ранних работах необходимые и достаточные критерии для вывода о причинности были заменены более компромиссным и частным взглядом на причинную связь.

События рассматриваются вероятностно, и «причины» этих событий считаются достаточными (но необязательно одновременно необходимыми и достаточными) для возникновения определенного следствия. Теоретически К. м. ограничивается лишь квалификацией и воображением исследователя; однако когда оно используется при планировании исслед.

и изложении его результатов, на причинный анализ накладываются определенные ограничения, два из к-рых рассмотрены ниже. Во-первых, факторы, идентифицируемые как «причины», не представляют собой конечных, абсолютных или первичных причин в любом эпистемологическом смысле. Поэтому проникновение в причины челов.

поведения представляет собой лишь поисковый и никогда не завершающийся процесс исслед. Внутри любой области научного изыскания поиск причин ограничивается множеством обстоятельств; однако сравнительно сложный, недетерминированный и динамический характер челов. поведения, как оно сегодня понимается, представляет собой дополнительный вызов поведенческим наукам.

Во-вторых, несмотря на то, что предполагаемые причинно-следственные отношения, выводимые в рамках такого К. м., никогда не могут быть доказаны эмпирически, оно все же требует эксплицитной исследовательской концепции и, в частности, диктует, чтобы следствия из каждого используемого теорет. аргумента формулировались как можно точнее.

При соблюдении требований к эксплицитности такое К. м. представляет собой мощный инструмент анализа челов. поведения.

Более того, оно влечет за собой попытки, опираясь на аппарат формальной логики, заполнить пробел между разработкой теории, с одной стороны, и усовершенствованием методологии исследований — с другой, к-рые нашли свое концентрированное выражение в методе каузального моделирования, разработанного Блэлоком и др.

Читайте также:  Рациональность и эмоциональность - психология

В свете этого существующего пробела эффективная операционализация выводимых из теории предложений (propositions) представляется важнейшим процессом с далеко идущими последствиями.

Косвенный (inferential) характер выводов о причинных связях составляет главную заботу представителей поведенческих наук и, по общему признанию, привел к нек-рой путанице в данной области касательно смысла, вкладываемого в понятие каузальности, и спорам по поводу того, играет ли это понятие необходимую и продуктивную роль в науке.

Возникли тж споры о том, следует ли ограничивать область К. м. только эксперим. и квазиэкспериментальными исслед., в к-рых, как это принято считать, можно многократно «манипулировать» изучаемыми переменными. Утверждается, что более четкое понимание скрытой каузальной динамики может быть реализовано лишь в случае, когда исследовательский план допускает манипуляцию переменными. Однако вопреки распространенным представлениям или ожиданиям реальная степень манипуляции, обеспечиваемая эксперим. планами, может оказываться существенно ниже. Более того, несмотря на то что эксперим. планы действительно позволяют оперировать более простым набором априорных допущений, обнаружилось, что принципиальные особенности каузального анализа, опирающегося на эксперим. планы, с одной стороны, и на неэкспериментальные или обсервационные планы — с другой, оказываются идентичными. Точная роль К. м. в поведенческих исслед. остается предметом дискуссий; однако до тех пор, пока изучение челов. поведения, по меньшей мере имплицитно, продолжает направляться вопросом о причинной обусловленности, К. м. и каузальные модели обеспечивают достаточно четкую и строгую концептуальную основу для научных изысканий. См. также Детерминизм/индетерминизм, Каноны Милля Д. Никинович

Смотреть значение Каузальное Мышление в других словарях

Мышление И Мышление Ср. — 1. Высшая ступень человеческого познания, процесса отражения объективной действительности; способность человека мыслить. 2. Процесс действия по знач. глаг.: мыслить……..
Толковый словарь Ефремовой

Мышление Ср. — 1. см. мышление.
Толковый словарь Ефремовой

Мышление — мышленя, мн. нет, ср. 1. Способность рассуждать, мыслить, как свойство человека. Ммышление и сознание — функции человеческого мозга. 2. Действие по глаг. мыслить в 1 знач. (книжн.). образами.
Толковый словарь Ушакова

Мышление Политическое — — форма политического сознания, которая при осознании социально-политической сферы использует рациональные способы познания. Политическое мышление — одна из основных……..
Политический словарь

Новое Мышление — — одно из словосочетаний, пришедшее в русский язык после начала печально известной перестройки М. С. Горбачёва. Это выражение подразумевает слом традиционного мышления……..
Политический словарь

Мышление — , МЫ́ШЛЕНИЕ, -я; ср.1. Способность человека мыслить, рассуждать, делать умозаключения; особая ступень в процессе отражения сознанием объективной действительности………

Толковый словарь Кузнецова

Групповое Мышление — — тенденция отдельных личностей подавлять свою собственную точку зрения на ту или иную проблему, чтобы не нарушать гармонию группы.

Экономический словарь

Новое Педагогическое Мышление — — проблемно-вариативное мышление, предполагающее возможность многовариативного достижения целей обучения и воспитания, как одной из исходных своих посылок; мышление……..
Экономический словарь

Стратегическое Мышление В Маркет — ( trategic thinking in marketing) образ новейшего делового мышления, направленный на то, чтобы придать действиям хозяйственной единицы целенаправленность, энергию и гибкость……..

Экономический словарь

Мышление — — обобщенное и опосредованное отражение устойчивых, закономерных связей действительности, которые становятся весьма значимыми для решения познавательных проблем
Юридический словарь

Майера Кататимное Мышление — (H. W. Maier, 1882-1945, нем. психиатр) см. Мышление кататимное.
Большой медицинский словарь

Мышление — опосредованное, отвлеченное, обобщенное познание явлений внешнего мира, их сущности и существующих между ними связей, осуществляемое путем мыслительных операций (анализа……..
Большой медицинский словарь

Мышление Абстрактное — М., оперирующее сложными, отвлеченными понятиями и умозаключениями, отличающееся тенденцией к созданию рационалистических систем.
Большой медицинский словарь

Мышление Амбивалентное — (лат. ambi- вокруг, с обеих сторон + valens, valentis сильный) расстроенное М., характеризующееся одновременным возникновением и сосуществованием противоположных, противоречащих друг другу мыслей.
Большой медицинский словарь

Мышление Архаическое — М., оперирующее ограниченным кругом старых представлений, нередко связанных с древними мифами.
Большой медицинский словарь

Мышление Аутистическое — (греч. autos сам) расстроенное М., определяемое преимущественно или исключительно внутренним миром субъекта, его установками, внутренними переживаниями и т. д., которые……..
Большой медицинский словарь

Мышление Бессвязное — см. Мышление некогерентное.
Большой медицинский словарь

Мышление Вязкое — замедленное, тугоподвижное, трудно переключаемое М. с застреванием на малосущественных деталях.
Большой медицинский словарь

Мышление Дереистическое — (лат. приставка de-, означающая устранение, отрицание чего-либо + res, rei вещь) М. с суждениями и умозаключениями, определяющимися в большей степени эмоциями и желаниями больного,……..
Большой медицинский словарь

Мышление Заторможенное — расстроенное М., характеризующееся замедлением его темпа, обеднением ассоциаций, сужением тематического содержания.
Большой медицинский словарь

Мышление Инкогерентное — (лат. incohaerens. incohaerentis бессвязный: син. М. бессвязное) расстроенное М., при котором нарушена последовательность мыслительных процессов, разорваны ассоциативные, логические……..
Большой медицинский словарь

Мышление Инфантильное — (син.: М. прелогическое, М. синкретическое) М., при котором объединяются несовместимые звенья, не проводится различий между субъективными представлениями и объективным……..
Большой медицинский словарь

Мышление Кататимическое — см. Мышление кататимное.
Большой медицинский словарь

Мышление Кататимное — (греч. katathymeo падать духом, унывать: katathymios находящийся в душе, в мыслях; син.: Майера кататимное мышление, М. кататимическое) расстроенное М., протекающее преимущественно……..
Большой медицинский словарь

Мышление Конкретное — М., оперирующее простыми, определенными, взятыми из повседневной жизни понятиями и представлениями.
Большой медицинский словарь

Мышление Магическое — М., определяющееся фантазиями, религиозными и суеверными представлениями о сверхъестественных силах.
Большой медицинский словарь

Мышление Насильственное — расстроенное М., при котором непроизвольно возникают мысли чуждого больному содержания.
Большой медицинский словарь

Мышление Образное — М., оперирующее наглядными, чувственными представлениями.
Большой медицинский словарь

Мышление Обстоятельное — М., характеризующееся неспособностью разделения главного и второстепенного, оперирующее множеством несущественных подробностей.
Большой медицинский словарь

Мышление Паралогическое — (греч. paralogos противный разуму, неразумный) расстроенное М., характеризующееся утратой логических связей, неспособностью делать правильные выводы, вытекающие из логических предпосылок.
Большой медицинский словарь

Посмотреть в Wikipedia статью для Каузальное Мышление

Источник: http://slovariki.org/psihologiceskaa-enciklopedia/10019

Причинно-следственное мышление (аналитическое)

Мышление аналитическое, позитивное, дедуктивное. Будем называть его причинно-следственным. Его носителями являются соционические типы IL (ИЛЭ), LF (ЛСИ), FR (СЭЭ), RI (ЭИИ).

Как статики они устойчивы и четки в своей мыслительной деятельности, как эволюторы мыслят процессуально, не пропуская деталей и промежуточных звеньев, и как позитивисты строго идут к одному, единственно верному решению.

Причинно-следственный интеллект известен под синонимичными названиями формально-логическое, или детерминистическое мышление. В обоих случаях подчеркивается его жесткий характер.

Речь при таком мышлении оформляется при помощи связок (союзов причины) «так как», «потому что», «следовательно». Сам ментальный процесс заключается в построении цепочек причин и следствий.

Они сводят объяснение к указанию на производящие причины.

Если воспользоваться примером Аристотеля, который первым указал на четыре способа объяснения явлений, то причиной существования скульптуры является скульптор, который непосредственно ее вылепил.

В научной сфере так мыслит IL (ИЛЭ), в технико-управленческой сфере — методичный LF (ЛСИ), в социальной сфере просчитывает цепочки материальных интересов FR (СЭЭ), в гуманитарной же сфере подчинен категорическому императиву RI (ЭИИ).

Открывателем этой техники мышления считается Аристотель. Основные законы формального мышления изложены им в теории силлогизма. Однако первым, кто последовательно воплотил его в практику, был Евклид, построивший знаменитую геометрию. В новое время его принципы обосновал рационалист Декарт в своем «Рассуждении о методе» (1637 г.). Затем оно окончательно оформилось в математической логике.

Своего апогея причинно-следственное мышление достигло в логическом позитивизме, затем его значение к концу 20-го века стало все больше падать. Однако как массовый стереотип доказательства оно господствует и поныне. Коснусь его преимуществ.

Во-первых, оно воспринимается в социуме как самое авторитетное, убедительное, единственно правильное. В математике оно оформлено как дедуктивно-аксиоматический метод. Владение им требует большой интеллектуальной выносливости.

Во-вторых, этому стилю мышления присущи большая четкость и сконцентрированность.

Особой концентрацией отличается тип LF (ЛСИ). Однако и иррациональный FR (СЭЭ) рассуждает довольно здраво, выводя одно следствие из другого, что предполагает сосредоточение на цепочке шагов.

Если хотя бы одно звено по какой-либо причине выпадает, то детерминисты теряют ощущение разумной объясненности и затрудняются совершать действия, так как не видят оснований для них. Но вместе с тем причинно-следственное мышление имеет и свои недостатки. Во-первых, оно наиболее искусственное, далекое от законов функционирования живого.

Его эффективность простирается на «логическое» оформление уже имеющихся результатов, конструирование рабочих механизмов, но не на принципиально новые открытия.

Первый тупик, в который рискует завести формализация, — это схоластика, то есть беспредметные, хотя и логически безупречные рассуждения. Во-вторых, последовательные детерминисты, выводя целое из его частей, попадают еще в один интеллектуальный тупик — ловушку редукционизма.

Этот недостаток заметили еще античные скептики, а в Новое время — Юм, который усомнился в том, что любое событие диктуется строгой причиной. Действительно, строя длинные цепочки причин и следствий, трудно избежать опасности зацикливания, риска попасть в circulus vitiosus — порочный круг в доказательстве. В теореме о неполноте формальных систем К.

Гёдель утверждает, что любая достаточно сложная система правил или противоречива, или содержит выводы, которые нельзя ни доказать, ни опровергнуть средствами этой системы. Этим установлены границы применимости формальной логики. Пользуясь формально-дедуктивным методом, средневековые схоласты, в частности, пытались строго доказать существование Бога.

В результате замыкания причины и следствия в круг они пришли к определению Бога как мысли, которая мыслит саму себя.

Причинно-следственное мышление порождает такую психику, которая плохо защищена от дрессировки или, в крайних случаях, даже зомбирования.

Умело сочетая слова и запоминающиеся действия, можно добиться контроля над поведением конкретных людей.

Для интеллектуальных детерминистов, в частности, характерна сильная зависимость от событий детского возраста, которые, как в свое время открыл З. Фрейд, плохо осознаются в полной мере.

Привычки у ярко выраженных детерминистов по своей жесткости сравнимы с условными рефлексами. Стандартная военная методика ведения допроса сконструирована с учетом гарантированных причинно-следственных воздействий на психику.

Она включает такие меры воздействия, как лишение сна, изменения температуры и/или влажности в камере, лишение пищи с последующей ее выдачей в качестве награды и т.п.

Изоляция арестованного и постепенное навязывание ему своих инструкций рано или поздно дает свои плоды, так как со временем у неустойчиво мыслящего человека вырабатывается зависимость от следователя, ведущего допрос.

Показательно, что в экстремальных, предельно сжатых ситуациях у людей, мыслящих причинно-следственным образом, срабатывает эффект «замедленной съемки». Мышление становится особо четким, но растянутым по времени. Секунды субъективно удлиняются до минут.

По этой же причине резкие встряски психики, стрессы внезапности сильно тормозят их мозговую активность вплоть до глубокого сна. Такой моделью психики пользуется психологическая школа бихевиоризма. Ее сторонники считают, что обучение любому поведению осуществляется через дрессировку — поощрение следования правилу и наказание за его нарушение.

Читайте также:  Госпитализм - психология

Б. Ф. Скиннер сформулировал принцип оперантного обусловливания, согласно которому поведение живых организмов полностью определяется последствиями, к которым оно приводит. Он предложил метод последовательных приближений, по которому обучаемый получает положительное подкрепление в том случае, когда его поведение становится похожим на желаемое.

Разработанная бихевиористами концепция программированного обучения также кладет в основу своих действий жестко пошаговый метод движения к цели.

Формально-логическое мышление в свое время породило причинно-следственную картину мира. Это картина мира классической физики, краеугольным камнем которой является механика Ньютона. Как парадигма она господствовала вплоть до начала 20-го века. По этим правилам функционируют жесткие системы — механизм, организм.

Однако там, где происходят многофакторные процессы (психика, общество), редукционизм, объясняя сложные явления через их простые составляющие, теряет свою объяснительную силу.

Кроме того, классическая парадигма слишком подвержена влиянию позитивной идеи прогресса, в то время как в истории есть немало примеров негативно-регрессивных тенденций, откатов назад, повторений уже пройденного и т.д.

Натурная модель причинно-следственного мышления — это представление информации в виде чертежа или реалистического рисунка. Они производятся с помощью прямой перспективы.

Близко расположенные предметы в этой технике изображаются более крупно, а отдаленные соответственно в меньшем масштабе, пропорционально их расстоянию от наблюдателя.

По такому чертежу, следуя жестким инструкциям, легко изготавливается любое изделие.

Источник: http://biofile.ru/bio/21059.html

Вишудха-чакра. Каузальное тело. Мышление

Вишудха-чакра. Каузальное тело. Мышление

Вы когда-нибудь задумывались о том, откуда берутся мысли? Классическое описание мышления связано с работой мозга. Мол, мозг напрягается, нейроны соединяются в цепи, электроны бегают и создают потоки мышления. Допустим.

Но тогда как объяснить мысли о будущем, которые сбываются? Например, за полминуты чувствуешь, что тебе позвонит твой знакомый, и он действительно звонит.

Или при мысли о предстоящей вечеринке возникает нехорошее ощущение, и вот у вас через несколько часов пищевое отравление.

И почему один человек думает гениально, находя выходы из сложных ситуаций, не имея даже среднего образования, а другой, с красным дипломом крутого вуза, не может решить простейшую жизненную проблему? Не то чтобы это правило, но такое бывает.

А вы вообще пробовали следить за мыслями? Нет? Попробуйте. Сядьте поудобнее, закройте глаза и смотрите внутрь себя. Ваша задача наблюдать поток мыслей, осознавая его, но при этом не вмешиваясь в его течение. Не додумывать, не менять одни мысли на другие, не вовлекаться в них, а просто смотреть.

Если вы будете достаточно усидчивы и каждый день станете по полчаса уделять тому, чтобы следить за своим мышлением, вас ждет множество удивительных открытий.

Так, например, вы обнаружите, что бывают мысли, которые не подчиняются вам. Вы не можете от них отмахнуться, не можете не вовлекаться в них и, самое смешное, не способны отключить их.

В этой игре вы столкнетесь с тем, что не вы думаете ту или иную навязчивую мысль… Тогда кто думает?

Или вы обнаружите, что мысль рождается не в голове. В голове она только обретает образ, картинку. Но в голову она попадает из горла. Это очень удивительно наблюдать. А если вы и дальше сможете сохранять осознанность, увидите, как в горло эти мысли приходят извне.

Когда я в первый раз осознал, что поток моего мышления зарождается вовне, я был в шоке. Я пытался найти хоть одну собственную мысль, но при беспристрастном наблюдении осознал, что мое истинное «Я» не думает, а только отождествляет себя с той или иной мыслью. И вот встает вопрос: «Кто же тогда думает и почему Он думает именно так?»

Давайте рассмотрим пример с телевизором. Думаю, ни у кого не возникает мысли, что он сам порождает телепередачи. Всем нам известно, что телевизор – всего лишь транслятор сигналов, поступающих извне. Вот и наше сознание является не продуктом мозга, а результатом импульсов, проходящих через него. А деятельность нашего сознания мы воспринимаем как мышление. И его можно изменить.

Если рассматривать мышление не анатомически, а энергетически, то вывод можно сделать примерно такой: вишудха-чакра содержит в себе качества, через которые проходит энергия внешнего мира, заставляя нас включать те или иные стороны самого себя. Эти качества мы получили в период становления личности. Будучи маленьким ребенком, мы наблюдали за миром и копировали его. Следовательно, все, чем мы обладаем, есть лишь копия. Это легко проверить.

Напишите пять своих качеств, которые вам нравятся. А затем постарайтесь вспомнить момент из жизни, когда вас привлекло одно из этих качеств в ком-то другом. Заставьте себя вспомнить.

И вы увидите, как, будучи маленьким, вы наблюдали, что ваш отец, к примеру, был очень доволен, общаясь с человеком, обладающим таким же качеством. И при этом не обращал на вас внимания. В подобных ситуациях сознание ребенка делает вывод: чтобы получить любовь отца, мне надо быть похожим на того дядю или ту тетю.

После появления такого намерения психика ребенка стремится воспроизвести нужное качество и нарабатывать его в себе. И так во всем. Проверяйте.

В результате, к совершеннолетию мы накапливаем достаточное количество психических алгоритмов. Однако мы не можем пользоваться ими всеми. Обычно человек «заперт» своим сознанием в нескольких качествах, которые он использует чаще всего. И они становятся его основными чертами характера. Как ни странно, мы выбираем слабые алгоритмы поведения для повседневной жизни. Точнее, не слабые, а детские.

Когда мы были маленькими, родители делали за нас всю работу. Покупали нам вещи, кормили нас. И любили, даже если мы нашкодили. Вырастая, умом мы понимаем, что действовать подобно ребенку неэффективно во взрослой жизни. Но если вы присмотритесь к себе и к окружающим, то увидите физически взрослых людей, являющихся детьми на уровне поведения и отношения к миру.

Пример. Вы, наверное, часто слышите выражение: «личная жизнь / карьера / что-то еще – НЕ СТРОИТСЯ или НЕ СКЛАДЫВАЕТСЯ». Уверен, многие из вас сами периодически произносят эту фразу. А вы видели, чтобы хоть что-то в этом мире строилось само? Видели.

И это «само» происходило с нами в детстве. Все, что нужно ребенку, чтобы получить злосчастную игрушку, – это ныть. Рано или поздно сердце мамы растопится, и она ее купит. А теперь посмотрите на взрослых, по паспорту, людей.

Что они делают? Правильно – ноют.

Это пример алгоритма, который мы можем использовать, хотя он и неэффективен. А как узнать, есть ли в нас другие алгоритмы? Очень легко.

Упражнение

Закройте глаза и представьте себя великим человеком. Прямо сейчас, прежде чем читать дальше, сделайте то, о чем я вас прошу. Закрывайте глаза и представляйте себя великим.

Ну? Что нарисовалось? Сколько ни давал это упражнение другим, все попадают в одну и ту же ловушку. К ним приходят образы того, как они стоят на сцене и тысячи людей их внимательно слушают.

Кто-то видит себя на вершине пирамиды, кто-то – в тронном зале, у кого-то – высокая государственная должность, а у кого-то – замок. В общем, величие, которое большинству удается представить, – это внешнее величие. Атрибутика.

Но забери ее, и что останется?

Поэтому представляйте себя внутренне великим. То есть снаружи все может быть по старому, но изнутри – вы действительно великий человек. Ведь что такое величие? Понятие это происходит от слова «величина», то есть «много чего-то». А чего внутри меня должно быть много? Вот и думайте.

Как вы проводите свое утро? А как оно проходит у вас великого? Как ведете себя с людьми, которые вам грубят или хамят? А как бы поступил великий вы? Рисуйте, рисуйте это в своей голове. Секрет в том, что вы не сможете себя представить тем, кем вы не способны стать по-настоящему. Рубите фишку?

Если вы можете себя внутренне кем-то представить, значит, в вашей чакре этот алгоритм есть, просто он слаб и в нем не хватает энергии. А если начать его тренировать, то рано или поздно вы станете таким человеком. Тренировка есть фокусировка энергии .

Закачивая в алгоритм энергию, вы делаете его полноценной частью вашей психики, и он сможет порождать нужные мысли и механизмы поведенческих действий в той или иной ситуации. Наличие сильных алгоритмов мышления, их доступность в текущий момент – вот что определяет успешного счастливого человека.

Ведь если они недоступны, то нытье – доступно всегда. А когда ноет взрослый человек – это мало кому нравится.

Поэтому обнаружьте внутри себя свое величие и начните его тренировать. Ищите людей, у которых эти алгоритмы работают, и учитесь у них. Найдите литературу, фильмы, ремесла. Делайте хоть что-нибудь, чтобы чувствовать себя великим не только внутренне, но и внешне. Только так можно разбудить в себе взрослые, сильные алгоритмы.

И закончить хотелось бы словами одного мастера боевых искусств.

Сильный человек – добрый человек. И никак иначе. Потому что доброта – это выбор. Слабый человек всегда добрый, потому что у него нет выбора из-за собственной слабости. Сильный же может быть и добрым, и злым, но всегда выбирает быть добрым. Слабый же часто озлоблен на мир и ждет возможности эту злость проявить.

Вишудха-чакра – это способность выбирать. Выбирать мысли и поступки. Отсутствие выбора означает слабость. Слабость рождает злость и ненависть. Их яд рано или поздно приведет к отравлению либо самого себя, либо окружающих вас людей. И чаще всего – ваших детей. Не допускайте этого. Будьте сильны.

Источник: https://cyberpedia.su/11×3280.html

Расстройства мышления

Расстройства ассоциативного процесса включают ряд нарушений способа мышления, выражающихся в изменении темпа, подвижности, стройности, целенаправленности. Выделяют следующие клинические феномены.

Ускорение мышления характеризуется не только обилием и быстротой возникновения ассоциаций, но и их поверхностностью.

Это приводит к тому, что больные легко отвлекаются от основной темы разговора, речь приобретает непоследовательный, «скачущий» характер. Любое замечание собеседника рождает новый поток поверхностных ассоциаций.

Отмечается речевой напор, больной стремится поскорее высказаться, не слушает ответов на задаваемые им вопросы.

Больной с диагнозом «маниакально-депрессивный психоз», встречая утром врача, бросается к нему, начиная разговор с комплиментов: «Прекрасно выглядите, доктор, и рубашка что надо! Я вам, доктор, галстук хороший подарю и шапку норковую. У меня ведь сестра в универмаге работает.

Вы на Пресне в универмаге были, на четвертом этаже? Знаете, какие там этажи высокие? Как пойду, так сердце колотится. А мне электрокардиограмму сделать можно? Нет! Чего зря вас мучить? Мне выписываться пора. Я так-то здоровый. В армии штангой занимался. А в школе в ансамбле танцевал.

А вы, доктор, балет любите? Я вам билеты на балет подарю! У меня везде связи есть…».

Читайте также:  Сексуальная идентичность - психология

Чрезвычайно выраженное ускорение обозначается как «скачка идей» (fuga idearum). При этом речь распадается на отдельные выкрики, понять связь между которыми очень трудно («словесная окрошка»). Однако позже, когда болезненное состояние проходит, больные иногда могут восстановить логическую цепь мыслей, которые они не успевали высказать во время психоза.

Ускорение мышления — характерное проявление маниакального синдрома (см. раздел 8.3.2), может также наблюдаться при приеме психостимуляторов.

Замедление мышления выражается не только в замедленном темпе речи, но и в бедности возникающих ассоциаций. Из-за этого речь становится односложной, в ней отсутствуют развернутые определения и объяснения.

Затруднен процесс формирования умозаключений, поэтому больные не в состоянии осмыслить сложные вопросы, не справляются со счетом, производят впечатление интеллектуально сниженных.

Однако замедление мышления в подавляющем большинстве случаев выступает как временный обратимый симптом, и с разрешением психоза мыслительные функции полностью восстанавливаются. Замедление мышления наблюдается у больных в состоянии депрессии, а также при легком расстройстве сознания (оглушении).

Патологическая обстоятельность (вязкость) — проявление тугоподвижности мышления. Больной с обстоятельностью говорит не только медленно, растягивая слова, но и многословно. Он склонен к излишней детализации.

Обилие в его речи несущественных уточнений, повторов, случайных фактов, вводных слов мешает слушающим понять основную мысль. Хотя он постоянно возвращается к теме беседы, но застревает на подробных описаниях, добирается до конечной мысли сложным, запутанным путем («лабиринтное мышление»).

Чаще всего патологическая обстоятельность наблюдается при органических заболеваниях мозга, особенно при эпилепсии, и указывает на длительное течение заболевания, а также наличие необратимого дефекта личности.

Во многом этот симптом связан с интеллектуальными расстройствами: так, причина детализации кроется в утраченной способности отличать главное от второстепенного.

Больной эпилепсией отвечает на вопрос врача, что он помнит о последнем припадке: «Ну, был там один как-то приступ. Ну, я на даче у себя там, огород хороший вскопали. Как говорится, может, от усталости. Ну, и было там… Ну, я так о приступе фактически ничего не знаю.

Родные, близкие сказали. Ну, и говорят, что, мол, был приступ… Ну, как говорится, брат еще жив был, он тут тоже вот умер от инфаркта… Он мне сказал, еще пока жив-то был. Говорит: “Ну, я тебя тащил”. Этот племянничек там… Мужики тащили меня на койку. А я без того, без сознания был».

От патологической обстоятельности ассоциативного процесса следует отличать обстоятельность больных с бредом. В этом случае детализация служит не проявлением необратимых изменений в способе мышления больного, а лишь отражает степень актуальности бредовой идеи для пациента.

Больной с бредом так увлечен рассказом, что не может переключиться на какую-либо другую тему, постоянно возвращается к волнующим его мыслям, однако при обсуждении бытовых, малозначимых для него событий способен отвечать кратко, четко и конкретно.

Назначение лекарственных средств может снизить актуальность болезненных бредовых идей и соответственно приводит к исчезновению бредовой обстоятельности.

Резонерство тоже проявляется многословием, но мышление теряет целенаправленность. Речь изобилует сложными логическими построениями, вычурными абстрактными понятиями, терминами, нередко употребляемыми без понимания их истинного значения.

Если больной с обстоятельностью стремится максимально полно ответить на вопрос врача, то для пациентов с резонерством не важно, понял ли их собеседник. Им интересен сам процесс мышления, а не конечная мысль. Мышление же становится аморфным, лишенным четкого содержания.

Обсуждая простейшие бытовые вопросы, больные затрудняются точно сформулировать предмет разговора, выражаются витиевато, рассматривают проблемы с точки зрения наиболее абстрактных наук (философии, этики, космологии, биофизики).

Подобная склонность к пространным бесплодным философским рассуждениям часто сочетается с нелепыми абстрактными увлечениями (метафизической или философической интоксикацией). Резонерство формируется у больных шизофренией с длительно текущим процессом и отражает необратимые изменения в способе мышления больных.

На заключительных этапах заболевания нарушение целенаправленности мышления больных шизофренией может достигать степени разорванности, отражаясь в распаде речи (шизофазия), когда она совершенно теряет какой-либо смысл. Употребляемые больным ассоциации хаотичны и случайны.

Интересно, что при этом нередко сохраняется правильная грамматическая структура, выражающаяся в речи точным согласованием слов в роде и падеже. Больной говорит размеренно, выделяя ударением наиболее значимые слова.

Сознание пациента не расстроено: он слышит вопрос врача, правильно выполняет его инструкции, строит ответы с учетом ассоциаций, прозвучавших в речи собеседников, но не может сформулировать до конца ни одной мысли.

Больной шизофренией рассказывает о себе: «Кем я только ни работал! Я и санитаром могу, и строчка ровная получается. Еще мальчиком, бывало, стульчик мастерил и с профессором Банщиковым вместе обходы делали. Все вот так сидят, а я говорю, и конгруэнтно все получается. А потом в мавзолее все таскали тюки, тяжелые такие.

Я в гробу лежу, руки вот так держу, а они все таскают и складывают. Все говорят: мол, заграница нам поможет, а я и здесь работать акушером могу. Столько лет уже в парке Горького роды принимаю… ну, там мальчики, девочки… Плодики вынимаем и складываем. А то, что повара делают, это тоже нужно, ведь наука — это величайший путь к прогрессу…».

Проявлением расстройства мышления могут быть речевые стереотипии, характеризующиеся повтором мыслей, фраз или отдельных слов. К речевым стереотипиям относятся персеверации, вербигерации и стоячие обороты.

Персеверации наиболее часто встречаются при слабоумии, вызванном сосудистым поражением мозга, при возрастных атрофических процессах в мозге. При этом вследствие нарушения интеллекта больные не могут осмыслить очередной вопрос и вместо ответа повторяют сказанное ранее.

Больная с диагнозом «болезнь Альцгеймера» по просьбе врача с некоторой задержкой, но в правильном порядке называет месяцы года. Выполняя просьбу врача назвать пальцы, она показывает свою руку и перечисляет: «Январь… февраль… март… апрель…».

Больные стереотипно, ритмически, иногда в рифму повторяют отдельные слова, порой бессмысленные сочетания звуков.

Часто этот симптом сопровождается ритмическими движениями: пациенты раскачиваются, качают головой, размахивают пальцем и одновременно повторяют: «Лежу-лежу… межу-межу… гужу-гужу… тужу-тужу… гляжу-гляжу…».

Вербигерации чаще всего являются компонентом кататонического или гебефренического синдромов (см. раздел 9.1), характерных для шизофрении.

Больной 68 лет, страдающий эпилепсией с юношеского возраста, постоянно употребляет в речи выражение «душевноголовная система»: «Эти таблетки помогают от душевно-головной системы», «Мне врач для душевно-головной системы посоветовал побольше лежать», «Я теперь все время напеваю, потому что душевно-головная система выздоравливает».

Больной 58 лет с диагнозом «болезнь Пика» отвечает на вопросы врача:

—    Как вас зовут? — Никак.

—    Сколько вам лет? — Нисколько.

—    Кем вы работаете? — Никем.

—    А жена у вас есть? — Есть.

—    Как ее зовут? — Никак.

—    Сколько ей лет? — Нисколько.

—    Кем она работают? — Никем…

В ряде случаев у больных возникает ощущение, что некоторые процессы в мышлении происходят помимо их воли и они не в силах управлять своим мышлением. Примерами подобной симптоматики являются наплыв мыслей и перерывы в мышлении.

Наплыв мыслей (ментизм) выражается тягостным для пациента состоянием хаотичного потока проносящихся в голове мыслей, обычно возникающим в виде приступа.

В этот момент больной не способен продолжать обычную работу, от-

влекается от беседы. Болезненные мысли не представляют собой какого-либо логического ряда, поэтому человек не может связно их изложить, жалуется, что «мысли идут параллельными рядами», «скачут», «пересекаются», «цепляются одна за другую», «путаются».

Перерывы в мышлении (шперрунг, остановка, или закупорка, мыслей) вызывают ощущение, что «мысли улетели из головы», «голова пустая», «думал-думал и вдруг как будто в стену уткнулся».

Насильственный характер этих симптомов может заронить в больном подозрение, что кто-то специально управляет его мышлением, мешает ему думать. Ментизм и шперрунг — это проявление идеаторного автоматизма (см. раздел 5.3), наблюдающегося чаще всего при шизофрении.

От приступов ментизма следует отличать трудности в мышлении, возникающие при утомлении (например, при астеническом синдроме), при котором пациенты не могут сосредоточиться, сконцентрировать внимание на работе, невольно начинают мыслить о чем-либо несущественном.

Это состояние никогда не сопровождается ощущением чуждости, насильственности.

Наиболее разнообразные расстройства ассоциативного процесса типичны для шизофрении, при которой весь образный склад мышления может коренным образом видоизменяться, приобретая аутистический, символический и паралогический характер.

Аутистическое мышление выражается в чрезвычайной замкнутости, погруженности в мир собственных фантазий, отрыве от реальности. Больные не интересуются практической значимостью своих идей, могут обдумывать мысль, очевидно противоречащую действительности, делать из нее выводы, такие же бессмысленные, как и исходная посылка.

Пациентов не волнует мнение окружающих, они малоразговорчивы, скрытны, зато с удовольствием излагают мысли на бумаге, подчас исписывая толстые тетради.

Наблюдая таких больных, читая их записи, можно удивляться тому, что пациенты, которые ведут себя пассивно, говорят бесцветно, равнодушно, в действительности охвачены столь фантастичными, абстрактными, философскими переживаниями.

Символическое мышление характеризуется тем, что больные употребляют для выражения мыслей собственные, непонятные окружающим символы. Это могут быть хорошо известные слова, которые используются в необычном значении, из-за чего смысл сказанного становится непонятным. Нередко пациенты выдумывают собственные слова (неологизмы).

Больной 29 лет с диагнозом «шизофрения» разделяет имеющиеся у него галлюцинации на «объективные» и «субъективные». При просьбе объяснить, что он имеет в виду, заявляет: «Субъекция — это цвет, движение, а объекты — это книги, слова, буквы… Твердые буквы… Я хорошо их себе представляю, потому что у меня был нахлыв энергии…».

Паралогическое мышление проявляется в том, что больные путем сложных логических рассуждений приходят к выводам, явно противоречащим действительности.

Это становится возможным, поскольку в речи больных, с первого взгляда как будто связной и логичной, наблюдаются смещение понятий (соскальзывание), подмена прямого и переносного смысла слов, нарушения причинно-следственных взаимоотношений.

Нередко паралогическое мышление является основой бредовой системы. При этом паралогические построения как бы доказывают справедливость мыслей больного.

Больная 25 лет, рассказывая о своей семье, подчеркивает, что она очень любит мать, которой в настоящее время исполнилось 50 лет и которая выглядит вполне здоровой. Однако больная весьма обеспокоена тем, что мать может заболеть и умереть у нее на глазах, поэтому намеревается убить ее, как только той исполнится 70 лет.

Аутистическое, символическое и паралогическое мышление не представляет собой специфического проявления шизофрении.

Замечено, что среди родственников больных шизофренией чаще, чем в популяции, встречаются люди без текущего психического заболевания, но наделенные необычным характером (иногда достигающим степени психопатии) и субъективным складом мышления, с неожиданными логическими построениями, склонностью к отгороженности от внешнего мира и символизму.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://auno.kz/uchebnik-po-psixiatrii/116-rasstrojstva-myshleniya.html/2

Ссылка на основную публикацию