Кнут и пряник, метод наград и наказаний — психология

Психологос. Энциклопедия практической психологии

Кнут и пряник, метод наград и наказаний - психология

Строго говоря, «кнут и пряник» – не совсем то же самое, что «награды и наказания».

Под «кнутом» обычно понимается наказание открытое и болезненное, хотя наказания бывают и скрытые, и совсем не болезненные, а скорее дружелюбные и веселые.

Формулировка «награды и наказания» звучит мягче и воспринимается достаточно положительно, в то время как жесткое выражение «кнут и пряник» вызывает достаточно негативные ассоциации.

В любом случае «пряник» – это то, что вызывает интерес.

Соответственно, «пряник» – это организация ситуации, в которой последствия нужных нам действий видятся для человека выгодными, привлекательными: деньги, власть, комфорт, свежие и яркие переживания, ощущение значимости, близости или переживание привлекательной личностной роли. Спросите себя, чего вам еще хочется, и продолжите список!

А «кнут» – то, что заставляет.

Соответственно, «кнут» (боль, страх и прочее давление) – это организация ситуации (в коммуникации – предъявление требований, уколы, угрозы и т. п.), когда ненужные нам действия повлекут за собой очевидные неприятные последствия для того, кто их совершил, – лишат его денег, престижа, функционала, любимой, банки пива – в разное время у каждого свое больное место.

«Кнут» как форма давления используется исключительно часто, но далеко не всегда открыто. Фредерик Перлз исключительно удачно обозначил основные виды давления двумя образами: «собака сверху» и «собака снизу».

«Собака сверху» (громкий лай и рычание) – это давление открытое: ругань, требования и угрозы, давление «снаружи».

А «собака снизу» – это манипулятивный подход, когда давление скрытое, неявное (как, например, мольба и жалобный скулеж), и человека заставляют «изнутри».

По принципу: «Тебя же просят по-хорошему, а если не поможешь, то всю жизнь будешь чувствовать себя последней мерзкой сволочью. Поможешь, да?»

Мотивировать можно и «кнутом», и «пряником», но обычно «пряник» лучше ориентирует, а «кнут» лучше понимается.

«Кнут» (негативное подкрепление или наказание) может прекратить ненужное поведение, но не учит искать и думать, рождает злость, усталость и разрушает контакт. Это только забор, но не дорога.

Дорога всегда прокладывается «пряником» (вознаграждением или позитивным подкреплением), и обычно это гораздо более перспективный путь.

Позитивная мотивация приумножает энергию, дарит чувство радости и счастья, желание делать больше и больше.

С лентяями и хулиганами (даже если это ваши дети или сотрудники) эффективнее «кнут», чем «пряник», но лучше всего было бы просто расстаться с ними (конечно, если это возможно). Со всеми остальными обычно эффективнее «пряник».

Дрессировка

Дрессировка – целенаправленное приучение к определенной форме поведения путем положительного либо отрицательного подкрепления без обращения к разуму того, у кого это поведение вырабатывается.

В более грубых вариантах дрессировки вместо метода положительного или отрицательного подкрепления используется метод наград и наказаний, что не так экологично и менее эффективно.

Дрессировка бывает осознанной и неосознанной. Дети часто успешно дрессируют родителей, хотя сами это не осознают.

Различают позитивную и негативную дрессировку. Позитивная дрессировка учит «как надо», в ней преобладают или единственно используются поощрения, а отрицательным подкреплением считается отсутствие награды.

Негативная дрессировка построена в основном на отрицательном воздействии и объясняет «как не надо».

Дрессировка – это сильный, эффективный инструмент, и оценить его так же сложно, как топор – инструмент, с помощью которого одни люди рубят дрова, а другие разбойничают.

Дрессировка – один из элементов воспитания, а именно привитие практических навыков общественно приемлемого поведения. Воспитание гораздо шире. Оно включает в себя дрессировку, но использует и многие другие формы влияния: объяснение, вовлечение, внушение, заражение.

Если бабушка настойчивостью и похвалой приучает маленького внука пользоваться горшком (либо, ребенка постарше, мыть руки перед едой), обычно это называют просто процессом воспитания, а не дрессировкой.

Дрессировку чаще используют там, где отсутствует возможность обращения к разуму человека, например в приучении к порядку маленьких детей, у которых высшие психические функции еще недостаточно развиты, либо в отношении более взрослых людей с чертами инфантилизма, не любящих включать разум. Там, где можно обратиться к разуму человека, глупо использовать дрессировку.

Внушение

Внушение – прямое или косвенное коммуникативное (словесное, иногда эмоциональное) «вставление» в партнера формул, взглядов, позиций и установок. Внушение отличается от других обращений (просьбы, требования) тем, что реакции на него автоматичны, непроизвольны и не предполагают сознательных волевых усилий. Во внушении все происходит само собой, оно осуществляется само.

«Собери вещи, чтобы ничего не забыть!» – просьба-распоряжение, для осуществления которой нужна сознательная волевая активность. «У тебя все получится!» – внушение, человеку ничего специально делать не нужно.

Внушения действуют на всех, но в разной мере. Люди, особенно подверженные им, называются внушаемыми.

Внушения очень разнообразны. Они бывают прямыми и косвенными, открытыми и скрытыми, намеренными и естественными, бытовыми и управленческими, полезными и вредными. Есть внушения речевые, визуальные и внушения тела, а также самовнушения.

Внушения пронизывают всю человеческую жизнь, это неотъемлемый элемент и одна из основ воспитания, они используются и в рекламе, и в политике, и в повседневных взаимоотношениях.

Изначально внушения бессознательно применялись эффективными коммуникаторами – людьми, которые каким-либо образом в течение жизни «сами» сильно развили свои навыки общения. С момента возникновения гипнотерапии и психотерапии вообще внушения заняли важное место в арсенале психотерапевтов. Внушение часто осуществляется в состоянии транса, которое возникло при гипнозе или спонтанно.

Источник: http://ogrik2.ru/b/nikolaj-ivanovich-kozlov/psihologos-enciklopediya-prakticheskoj-psihologii/27256/knut-i-pryanik-metod-nagrad-i-nakazanij/108

Метод кнута и пряника в отношениях

Метод кнута и пряника в отношениях

Воспитание детей воспринимается родителями как главная и единственная задача, после «прокормить/одеть». От автора: Особенностью нашей модели воспитания является направленность на “кнут”, очевидно исходя из народной мудрости “эффективное использование кнута, существенно экономит пряники”. Так ли это?

СПЕЦИФИКА МЕТОДА КНУТА И ПРЯНИКА В РОССИИ В ТОМ, ЧТО У НАС ПРЯНИК ЗАСОХШИЙ И ИМ ТОЖЕ БЬЮТ. (анекдот)

Метод кнута и пряника: как его использовать в разных сферах…

1 Что такое метод кнута и пряника2 Не ори на меня – я тоже личность!3 Всего должно быть в меру4 Казнить, нельзя помиловать5 Из хорошего в плохое6 Далеко – близко7 Как жить долго и счастливо Всем привет! Сегодня мы будем обсуждать плюсы и минусы метода кнута и пряника в отношениях. «Специалисты» со страниц глянцевых журналов утверждают нам, что он очень эффективен и действенен. Или все-таки это манипуляция, которая неприемлема для любящей пары? Давайте разберемся.

Почему одни дети занимаются много и охотно, а трудности лишь добавляют им энергии и желания добиться поставленной цели, а другие все делают словно из-под палки, а при возникновении хоть сколько-нибудь значительных препятствий теряют интерес или совсем прекращают деятельность? От чего на самом деле зависят детские успехи в учебе и общении? И можно ли воспитать в ребенке усидчивость? Ключ к ответам на эти вопросы лежит в мотивации. Именно она помогает нам восстанавливаться после неудач и поражений, не уклоняться от тяжелых задач и добиваться успеха.

Метод кнута и пряника: как его использовать в разных сферах жизни?

Метод кнута и пряника часто используется в разных сферах жизни. Управление персоналом, воспитание, отношения – все это сферы, где актуально применять методы поощрения и наказания.

Однако если говорить о кнуте и прянике, то здесь все несколько сложнее, чем просто поощрить и наказать.

В чем заключается эта сложность и как правильно применять такой метод на практике, рассмотрим в публикации.

Метод кнута и пряника: устаревший способ мотивации или эффективный инструмент? | Статьи | Журнал «Директор по персоналу»

Два стимула заставляют людей работать — ожидание вознаграждения и боязнь его потерять. Метод кнута и пряника успешно применялся в управлении задолго до появления теории менеджмента.

Говорят, что когда первая обезьяна на заре цивилизации взяла палку, остальные обезьяны начали трудиться. К счастью, мы живем в XXI веке, и руководитель не может распорядиться всыпать подчиненному по первое число. Да и пряник давно монетизирован и выдается в конце квартала.

Разберемся, насколько эффективен метод кнута и пряника для мотивации персонала в настоящий момент.

Вопрос непростой, поэтому статья получилась из 2-х частей. Но зато с перерывом на рекламную паузу :). Мы уже говорили о том, что для совершения действия необходима энергия мотивации. Величина этой энергии должна быть достаточной для начала действий. Но где ее взять, как создать?

Важное место в системе мотивирования работников занимают методы, использующие поощрения с одной стороны и наказания — с другой. Поощрение нацелено на развитие, стимулирование морального удовлетворения личности. А взыскание связано с морально-психологическим неудовлетворением личности, хотя при этом так же, как и поощрение, может служить побудителем к действию.

Метод «кнута и пряника» в обучении. О кнуте подробнее

Преподавателю необходимо объективно оценивать работу ученика, хвалить за достижения и указывать на направления развития.

В индивидуальном обучении мы, как правило, не ставим оценки за исключением тестовых работ, сочинений и проектов.

Как же студенту понять в чем он преуспел, а где его слабые места? Не все учащиеся способны себя адекватно оценить. Как критиковать в позитивном ключе? В сегодняшней статье мы рассмотрим несколько правил.

Кнут и пряник, метод наград и наказаний — Психологос

Строго говоря, «кнут и пряник» — не совсем тоже, что «награды и наказания».

Под кнутом обычно понимается наказание открытое и больное, хотя наказания бывают и скрытые, и совсем не больные, а скорее дружные и веселые.

Формулировка «награды и наказания» звучит мягче и воспринимается достаточно положительно, в то время как жесткая формулировка «кнут и пряник» вызывает достаточно негативные ассоциации.

Узнать больше на Вики 2. Кнут и пряник это … // Википедия…

Мы с мужем воспитываем нашу дочь ( практически два года) в частности данным методом. Не то что мы ее лупим и бьем всем чем попадется под руку. Нет. Просто ребенок знает угол, атата и конечно же поощрение при хорошем поведении. Знаю дети разные и разные родители, но вот интересно как вы воспитываете ребенка чтобы избежать в дальнейшем упущения в воспитании?

Метод кнута и пряника. Как мотивировать себя в достижении цели

Рождаясь на свет, человек представляет собой чистый лист. Задача родителей – обеспечить безопасность малыша, привить ему моральные нормы и ценности, создать условия для полноценного развития личности. Это сделать непросто.

Ведь по мере взросления ребенок начинает проявлять собственную индивидуальность, отстаивает свое мнение, порой шалит и балуется.

Один из самых известных и древних методов воспитания, к которому прибегают родители – метод кнута и пряника, или поощрения и наказания. Насколько он эффективен?

«Пожалеешь розог — испортишь ребенка» — совсем недавно эта пословица была очень популярна. Сегодня она утратила свое значение. Почему? Принуждать ребенка вести себя хорошо — значит воспитывать в нем чувство обиды, которое проявится в полную силу, как только дитя получит «статус» взрослого.

Что побуждает человека работать, болеть за родное предприятие, думать о его судьбе? Только ли деньги? Вряд ли. Вопрос мотивации сотрудников очень сложный и тонкий. Грамотный руководитель никогда не пустит это дело на самотек — продуманные действия, направленные на повышение мотивации подчиненных, приносят вполне ощутимые результаты.

Править Классический редактор История Обсуждение (0) Поделиться Шаблон:К удалению Метод кнута и пряника — метод совмещения различных способов воздействия или стимулирования — негативного («кнут») и позитивного («пряник»). Применяется в политике[1], менеджменте[2], педагогике[3].

Как работает метод кнута и пряника в отношениях без лишних…

Доброго времени суток, уважаемые гости! Как бы вам не хотелось оставаться в глазах своего избранника беленькой и пушистенькой, иногда нужно проявить свой характер.

Специалисты по межличностным отношениям утверждают, что не все погрешности стоит оставлять без внимания пусть даже горячо любимому, но провинившемуся спутнику жизни.

В этой статье пойдет речь о том, как использовать метод кнута и пряника в отношениях.

Почему метод кнута и пряника неэффективен / Драйв / Дэниел…

Время от времени сотрудники организаций совершают поступки, которые выходят за рамки их повседневных обязанностей и на которые руководители должны как-то реагировать. Я имею в виду разумную инициативу сотрудников и их успехи, а также неисполнение ими должностных обязанностей или нарушения дисциплины.

Метод поощрения и наказания, широко известный как метод «кнута и пряника», — метод совмещения различных способов воздействия или стимулирования: негативного («кнут») и позитивного («пряник»). Метод поощрения и наказания применяется в педагогике[1], однако также используется в политике[2] («жёсткая сила»), менеджменте[3], психологии и других областях.

Здравствуйте, уважаемые эксперты! Oбьясните пожалуйста, почему метод «кнута и пряника» со стороны женщины по отношению к мужчины, действует практически всегда? Неужели, мужчину не устраивают просто ровные, спокойные отношения? Дополнение автора от 01.11.11 22:30:47Добавлю: я женшина. Но нет, я никогда не использовала этот метод в моей практике общения с мужчинами. Хотя, некоторые люди мне его советовали, говоря что действует. А у меня сомнения, причём большие!

Метод кнута и пряника»

«Метод кнута и пряника» — эксперты объяснили возможные санкции США против российских бизнесменов

Источник: http://psiholog4you.ru/metod-knuta-i-pryanika-v-otnosheniyah/

Как работает метод кнута и пряника в отношениях без лишних секретов для мужчин и женщин?

Всем привет! Сегодня мы будем обсуждать плюсы и минусы метода кнута и пряника в отношениях. «Специалисты» со страниц глянцевых журналов утверждают нам, что он очень эффективен и действенен. Или все-таки это манипуляция, которая неприемлема для любящей пары? Давайте разберемся.

Читайте также:  Потребности: традиционный взгляд - психология

Что такое метод кнута и пряника

Если сказать по-простому, то пряник – это выгода, которую получит человек, сделав так, как нам нужно. Кнут же – это те потери, которые понесет он, не выполнив нужные для нас действия. В их роли выступают не только вещи, предметы или деньги, но и чувства, переживания, ощущения, эмоции, комфорт, власть.

Очень похоже на награду и наказание, но отличие в том, что в нашем случае пряник не только поощряет, но и стимулирует. А кнут не только наказывает, но и заставляет делать, оказывает давление, угрожает. У меня это ассоциируется с кроликом, который бежит за подвешенной перед ним морковкой на палке.

В отношениях это выглядит часто явной или скрытой игрой на чувствах.

  • Например,«если ты не сделаешь то, что я прошу, то тебе будет стыдно» (то есть будешь чувствовать себя виноватым).
  • Или: «если ты мне поможешь, то будешь самым лучшим и сильным мужчиной на свете!» (то есть почувствуешь себя мужественно). Суть, я думаю, вы поняли.

Не ори на меня – я тоже личность!

Поскольку метод подразумевает не только подкрепление, но и влияние, мы имеем дело с манипуляцией. Она может быть негативной, отталкивающей в случае кнута, а может приносить радость и мотивировать в случае пряника.

К тому же к манипуляции чаще всего прибегают те женщины, кто не смог выстроить гармоничные взаимные отношения, построенные на доверии, уважении, способности пойти на компромисс. Это люди с нарушенной самооценкой, которые не знают, как еще найти с человеком контакт, кроме способа подчинения и подавления.

Поэтому если вы задумались, как вам повлиять на своего избранника, крепко взвесьте все за и против, прежде чем притворять свои планы в жизнь. Этот метод очень похож на дрессировку. С кем вы хотите жить, с дрессированной собакой или с человеком?

Всего должно быть в меру

Впрочем, не буду сгущать краски. Если отношения в целом психологически здоровые и основной инструмент решения вопросов – умение договариваться, то почему бы иногда не прибегнуть к этому эффективному способу? Тем более, если он не принесет никакого вреда, а лишь даст стимул к хорошим изменениям.

  • То есть выступит дополнительной мотивацией. В этом случае, эксперты в области психологии, рекомендуют такое сочетание кнута и пряника, как 1 к 7. Тогда и пряник не надоест, и кнут будет полезен. Перефразирую одно известное высказывание: если переусердствовать с кнутом, то и пряника не захочется.
  • Если продолжить в цифрах, то есть еще такой вариант: на 3-4 средних пряника, один небольшой кнут, а потом сразу большооой пряник ☺ Причем, избегайте негативных эмоций страха, тревоги, боли. А сексуальные потребности затрагивайте только в качестве положительного подкрепления (например, сделать что-то особенное в постели). И ни в коем случае не манипулируйте отказом от секса!

Казнить, нельзя помиловать

Одна из мягких вариаций этой техники, когда кнут – это отсутствие пряника! Допустим, вы уверены в том, что вас ценят меньше, чем раньше и сели вам на шею.

  • Перестаньте делать те приятные вещи, которые радуют вашего милого.

Мужчины очень быстро привязываются и привыкают к определенному укладу жизни. И лишить того, что доставляло особое удовольствие – это ощутимый щелчок по носу наглеца.

Из хорошего в плохое

Существует еще один способ мягкой манипуляции, который подойдет особенно тем парам, которые хотят улучшить отношения.

  • Суть его в том, чтобы игнорировать плохое и поощрять хорошее.

Далеко – близко

Еще я метод кнута и пряника рассматриваю, когда начинают застаиваться отношения, захотелось остренького и эмоционально напряженного.
Допустим, вы давно встречаетесь, и хочется встряхнуть отношения.

  • Используйте тактику приближение (пряник) и отдаление (кнут).

Пропадите на вечер, а может и на пару дней. Будьте холодны, а потом внезапно станьте чувственны и отзывчивы. Добавьте переживаний, ревностных чувств. Но не переборщите, не всем нужны хронические бури. От такой невменяемой сбегут даже аквариумные рыбки.
Меня сейчас поймут девушки с ярким темпераментом, энергичные, которым скучно долго находится в штиле и полной благодати.

Если ваши темпераменты друг другу подходят, то все отлично, вы будете на одной волне. Если же темпераменты разные, то на вас посмотрят непонятливыми глазами и на всякий случай отойдут сторонку. А то мало ли…что еще от вас ожидать можно.

Как жить долго и счастливо

  • Главный секрет счастливых отношений – это уметь чувствовать своего партнера и любить его. Если перегибает палку – не кидаться угрожать, давить или усиленно маячить чем-то сладеньким, а выводить на открытый диалог и начинать это делать с собственного примера.

Часто перевоспитывать начинают, когда спадают «розовые очки» и человека видят без прикрас.

Но ведь почему-то был выбран именно этот человек из сотен других. И поэтому стоит совершенствовать коммуникацию, учиться любить друг друга, а не играть в игру «я слепила из того, что было»?

Конечно, бывают ситуации, которым трудно подобрать цензурные выражения. Например, рукоприкладство, измена, алкоголизм, игромания, патологическая лень. Тут люби – не люби…В этом случае кнут и пожестче! Но я бы, честно говоря, схватилась не за хлыст, а за ручку чемодана, в который покидала вещи его или свои – неважно. Чьи-то точно.

Спасибо за внимание к моей статье. Люблю, целую. Ваша Джун.
Подпишитесь на новости и делитесь ими с друзьями! Всем пока!

Источник: https://awarejune.com/metod-knuta-i-pryanika-v-otnosheniyax/

Как воспитывать детей: кнутом или пряником?

Рождаясь на свет, человек представляет собой чистый лист. Задача родителей – обеспечить безопасность малыша, привить ему моральные нормы и ценности, создать условия для полноценного развития личности. Это сделать непросто.

Ведь по мере взросления ребенок начинает проявлять собственную индивидуальность, отстаивает свое мнение, порой шалит и балуется. Один из самых известных и древних методов воспитания, к которому прибегают родители – метод кнута и пряника, или поощрения и наказания.

Насколько он эффективен?

Метод кнута

Метод кнута заключается в физическом воздействии на ребенка с целью наказать за проступок. Многие родители могут шлепнуть ребенка, отвесить подзатыльник, поставить в угол и даже стегнуть ремнем. Цель таких действий одна – причинить боль, показать свою власть над малышом, поставить на место.

Теоретически этот метод может быть довольно действенным. Возможно, ребенок прекратит отрицательное поведение из страха боли, запретов и лишений. Однако одобряемое поведение чадо может демонстрировать только в присутствии мамы или папы.

Физические наказания оказывают разрушающее действие на психику маленького человека. Они подрывают доверие к родителям, формируют боязнь и обиду на взрослых. Дети, которых систематически наказывают «кнутом», становятся замкнутыми, стеснительными, подавленными, учатся лгать и изворачиваться.

По достижении подросткового возраста такие ребята могут «взбунтоваться» и проявлять негативизм по отношению к взрослым. То есть отрицать нормы поведения, принятые в обществе, провозглашать собственные антиценности и следовать им.

Метод пряника

Метод пряника заключается в обязательном поощрении ребенка за желаемое поведение, помощь, выполненное поручение. Поощрения необходимы в процессе воспитания, но с ними также нужно быть осмотрительными. Есть опасность приучить малыша, что за любое положительное действие его ждет награда.

В вопросе поощрений ребенка важно различать две формы желаемого поведения. Первая – когда малыш добивается успеха в своей деятельности. Например, полуторагодовалый ребенок научился собирать пирамидку. Или школьник самостоятельно решил трудную задачу. В этих случаях ребенок сам радуется своему достижению, ощущение успеха является для него внутренним, автоматическим поощрением.

Маленькому человеку нужна в такие моменты искренняя радость, любовь, сопереживание родителей. Если взрослые за правильно решенную задачу будут давать монетку, они могут погасить внутреннее удовлетворение, заменив его ожиданием награды извне.

Вторая форма поведения, за которую ребенка нужно обязательно поощрить – нравственное поведение, Это ожидаемый родителями и социально одобряемый образ действий, особенно в критических ситуациях. Ведь ребенок не рождается с нормами морали, привить их – и есть задача воспитателя.

Читаем также: как правильно поощрять ребенка?

Чрезмерное поощрение ребенка наносит вред становлению его личности. Когда родители слишком балуют, потакают капризам, усиленно опекают отпрыска, он может вырасти эгоистичным, избалованным (12 признаков избалованного ребенка), инфантильным человеком, не способным самостоятельно решать жизненные трудности.

Разумное сочетание поощрений и наказаний

Так что же делать? Как воспитывать малыша, чтобы не сломать его психику наказаниями и не испортить излишними поощрениями? Ответ один: найти золотую середину, разумно сочетать то и другое. И обязательно учитывать индивидуальные особенности карапуза: подход к сорванцу-шалунишке и замкнутому мечтателю будет разным.

Как наказывать ребенка: правила для родителей

  • Четко определите границы дозволенного. Рассказывайте малышу, что для вас хорошее поведение, а чего делать нельзя. Говорите о том, что за плохое поведение следует наказание и дайте понять, что именно его ждет, если он не будет слушаться;
  • Соблюдайте последовательность. «Нет» всегда должно означать «нет». Ребенок должен знать, что если он нарушит запрет, его обязательно будет ждать конкретное наказание. Не допускайте, чтобы плата за проступок зависела от настроения родителей или других обстоятельств;
  • Будьте едины в своих требованиях. То есть мама и папа, а желательно и бабушка с дедушкой должны выступать одним фронтом (дружная семья гору свернет, или как преодолеть разногласия в воспитании ребенка). Дети быстро понимают, из кого можно вить веревки, и начинают манипулировать взрослыми (маленькие манипуляторы: как реагировать на уловки ребенка? 10 наиболее удачных детских фраз);
  • Наказывайте соответственно проступку. Впервые совершенный проступок или небольшая шалость достойны лишь предупреждения, тогда как намеренное нарушение дисциплины или агрессия заслуживает серьезного наказания (наказывать или нет ребенка за случайные проступки?);
  • Сохраняйте спокойствие. Наказывая, не кричите, а попытайтесь спокойно объяснить ребенку, что именно он сделал не так, и какое поведение вы ждете от него в будущем. Обращайте внимание, что вам не нравится именно поступок, а карапуза вы очень любите и огорчаетесь, когда приходится его чего-то лишать;
  • Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.

Читаем также: 8 лояльных способов наказания детей. Как правильно наказать ребенка за непослушание

Часто ли вы задавались вопросом, как правильно наказывать свое чадо после его проказ и непослушания? Прислушиваетесь ли вы к тому, как в таких случаях поступали ваши родители? Справедливо ли наказывали вас в детстве, и как правильно наказывать собственных детей, чтобы не травмировать их психику, расскажет психолог Юля Ульянова:

  • Хвалите ребенка за конкретные поступки. Лучше сказать «Какой порядок в комнате! Посмотреть приятно!», чем «Молодец!» про убранные игрушки;
  • Не поощряйте за естественные вещи. Если отпрыск сам убрал за собой кровать, помыл посуду, не стоит говорить «Умница! Ты убрал за собой!». Этим мы демонстрируем неверие в самодостаточность ребенка;
  • Обратите внимание на положительные эмоции малыша, которые он испытал при достижении успеха. Это поможет ему анализировать свои чувства и стараться впредь добиваться цели;
  • Не используйте в качестве поощрения деньги. Если вам нравится идея материального вознаграждения, лучше выдавать пуговицы, кофейные зерна и т.п. А за оговоренное их количество можно наградить походом в цирк, на аттракционы, в детский центр (дети и деньги: 10 ошибок финансового воспитания).

И не забывайте, что самый действенный метод – это воспитание любовью. Когда ребенок чувствует безусловную любовь и уважение от родителей, наказания и поощрения будут восприняты им правильно и падут на благодатную почву.

Кнут и пряник: о наказании и похвале в процессе воспитания ребенка

Источник: http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/stil-vospitaniya-rebenka-knut-ili-pryanik.html

Метод кнута и пряника

Метод кнута и пряника

«Пожалеешь розог — испортишь ребенка» — совсем недавно эта пословица была очень популярна. Сегодня она утратила свое значение. Почему? Принуждать ребенка вести себя хорошо — значит воспитывать в нем чувство обиды, которое проявится в полную силу, как только дитя получит «статус» взрослого.

С одной стороны, ребенка действительно можно испортить. Портить ребенка — значит воспитывать в нем убеждение, что он может вести себя, как ему заблагорассудится: закатывать истерики, подлизываться и льстить, ссорить взрослых между собой (дети мастерски владеют этим искусством!). Ребенок должен расти, понимая, что разрешено не все, что ему хочется.

С другой стороны, безоглядное использование «розги» способно лишить детский характер самого прекрасного качества — доверия. Это даже хуже, чем предоставить ребенку полную свободу и потакать любым прихотям.

Ведь окружающий мир достаточно скоро обнаружит полнейшее безразличие к его капризам, а вот без доверия к жизни ребенок вырастет циником.

Люди доверчивые и отдающие себя во власть любви гораздо лучше преодолевают жизненные трудности, чем те, кого в детстве держали в ежовых рукавицах.

Читайте также:  Искренность и доверие - психология

Метод кнута и пряника — это способ навязывания человеку определенных стандартов. Использовать этот метод без жалости и мудрости — значит манипулировать людьми.

Мы не имеем права контролировать жизнь другого человека, даже если взяли на себя обязанность научить ребенка хорошему поведению.

При современном менталитете метод воспитания детей посредством кнута и пряника слишком оскорбителен и отвергается большинством образовательных методик.

Тем не менее все живые существа в природе учатся по принципу наград и наказаний. Поэтому очень важно позволить самой природе как можно больше обучать нас и наших детей. Она это делает весьма эффективно.

Жизнь устроена так, что мы быстро получаем именно те уроки, которые нужны нам для собственного выживания и благополучия. Прикоснувшись к горячей печке, человек обжигает себе пальцы.

Одного такого урока должно быть достаточно, чтобы сделать кое-какие выводы.

Взрослые должны чувствовать, когда ребенку необходимо осознание новых, незнакомых ему реалий. Приказывать: «Не вздумай прикасаться к этой печи!» — значит нарушить естественный ход вещей. Зрелость приходит не по команде, а в результате постепенного осознания. Гораздо мудрее способствовать этому процессу, а не противодействовать ему.

Мы подошли к вопросу о необходимости мудрых наставлений. Для каждого ребенка и каждой ситуации они уникальны. Некоторые ситуации требуют более быстрой реакции. Конечно, вы не позволите своему ребенку получить ожог, прикоснувшись к раскаленной печи.

Как только он к ней подходит, вы инстинктивно кричите: «Не прикасайся к ней!» Но если после этого не объясните ему, почему вы так внезапно вскрикнули, он останется в недоумении или даже в смятении.

Вероятно, когда представится возможность, он осторожно подойдет к печи и дотронется до нее. И если она еще горяча, то обожжется. Возможно, ему необходимо получить такой опыт, и на этот раз он как минимум извлечет из него урок.

Детям, как известно, полезно следовать своему природному благоразумию и внимательно выслушивать аргументированные объяснения взрослых.

Конечно, это простой пример. Жизнь преподносит нам уроки куда более сложные для усвоения: почему причинять боль людям плохо, а делиться тем, что имеешь, — хорошо; почему тяжело достичь своей цели, гневаясь.

Мы стремимся уберечь своих детей от необходимости усваивать жизненные уроки через боль, но мудрые родители и учителя понимают, что извлечь многие важные и порой неприятные уроки можно только из собственного опыта.

Образование должно стать средством поощрения к воспитанию мудрости в себе самом. Оно должно работать совместно с Природой и присущей ей системой наград — наказаний, не защищая детей от последствий собственных ошибок. Нотации и резюме вроде «Видишь? Я же тебе говорил!» не годятся. У ребенка должна остаться уверенность «Я сам это понял!»

Источник: https://psyera.ru/metod-knuta-i-pryanika-1701.htm

Воспитание детей без наказаний

Воспитание детей без наказаний

Метод кнута и пряника — один из самых распространенных в воспитании детей.

Принято считать, что за хорошее надо хватить, за плохое — наказывать (каждый, конечно, сам понимает меру и степень наказания), чтобы ребенок лучше понимал, что стоит делать и как себя стоит вести, а что делать не стоит — это плохо, опасно или некрасиво. В зависимости от реакции родителя ребенок делает вывод о том, что хорошо, а что плохо, а потом постепенно сам является носителем такой же системы ценностей.

Что тут неправильно? Что кардинально неверно в таком подходе? Основное, это отношение к ребенку: попытка его выдрессировать, воззвать к его сознанию, систему ценностей заложить исключительно на уровне его понимания, не касаясь внутреннего состояния и внутреннего желания.

После именно такого подхода начинаются следующие проблемы: ребенок просит прощения, если обидел, не потому что искренне раскаивается, а потому что знает, что вел себя неправильно. Кому-то покажется, что это не столь важно, мол, знание поможет ему со временем чувствовать свою неправоту.

Это заблуждение! Понимание, наложенное на ощущение стыда, действительно быстро поможет ребенку справиться с ситуацией, найти верный выход и больше так не поступать.

А вот голое понимание чаще будет приводить к попытке спрятать свой плохой поступок, к попытке не быть добрым и чутким, а производить такое впечатление на окружающих.

Если честно посмотреть на окружающих нас людей, много ли мы найдем таких, которые являются сами собой, а не стараются казаться, выдать желаемое за действительное? Еще одна из ловушек заключается в том, что движимые моралью, совестью общества, а не внутренним ощущением, мы часто, даже если искренне стараемся соответствовать этой морали, оказывается в «безвыходной ситуации»: в выборе между работой и ребенком (классическая ситуация матери 2-3 летнего малыша), нелюбимым мужем и страхом остаться одной, родителями и супругом и т.д. Придумать комбинацию двух огней совсем не сложно. А ведь у человека, который привык прислушиваться к себе, таких ситуаций не бывает. Они при возникновении решаются сами собой, достаточно очевидным способом.

Метод пряника. Метод пряника — это умение в любой ситуации поддержать и помочь своему ребенку. Умение почувствовать, что любви и заботы он требует не столько тогда, когда сам первый раз проплыл всю длину бассейна или сдал физику на отлично, но и когда обидел девочку в парке или пнул ногой кошку.

Не стоит думать, что последние две ситуации являются поводом для погладить по головке и ласково сказать: «Солнышко, не делай так. Вот тебе конфетка!» Нет! Эти две ситуации требуют совершенно иной (но обязательно доброжелательной) реакции матери и отца. «Сынок, посмотри на девочку, ты толкнул ее и ей больно. Она плачет.

Что случилось? Ты хотел поиграть в ее игрушки? Можно попросить. Можно подойти и спросить разрешения. Если ты стесняешься, это можно сделать вместе. Когда бьешь, человеку очень больно, даже если он сильный и может дать сдачу. Учись говорить. Учись просить, спрашивать. Общаться. Это не значит, что тебе обязательно дадут игрушку, но вы сможете поиграть вместе в другую игру.

Хорошо? Давай пожалеем девочку. Чтобы ей не было больно. Чтобы ее глазки не плакали, а улыбались. Девочка очень хорошая…»

В таком варианте, не называя поступок плохим, или уж тем более плохим ребенка, мы пробуждаем в нем самые лучшие качества: умение заметить другого человека, умение с ним взаимодействовать, умение принять его точку зрения.

Своим спокойствием, своей доброжелательностью без лишних слов мы говорим ребенку, что любим его и в такой ситуации мы предлагаем ему кардинально иное решение: и как можно было бы поступить, и как можно поступить сейчас, когда уже что-то произошло.

Такой пример терпения даст ребенку куда более полезный и глубокий урок, чем слова: «Нельзя никого бить! Запомни! Бить — плохо!» или тем более: «Ну-ка иди сюда! Это ты обидел девочку? Ах ты негодник! Вот придет отец с работы, он покажет тебе, как руки распускать!» Получается, что поверх боли и обиды за то, что девочка так и не дала игрушки, на ребенка накладывается чувство вины, страх перед матерью, больший страх перед отцом, понимание, что есть сила, которая всегда может скрутить тебя в бараний рог. Значит, наступит возраст, когда ребенок будет движим только одним — мечтой вырваться из-под влияния этой силы, самому стать такой силой (пусть даже перед первочками в школе), а главное — быть таким отцом, чтобы его ребенок слушался непоколебимо. Ну и что тут хорошего? В таком тупом послушании, даже если этого можно достичь? Ребенок не будет покладистым, родитель будет все силы тратить на то, чтобы его подчинить. А подчинив и получив безвольное существо, — взывать к его инициативе, смеяться над безволием, отсутствием интереса, загоняя внутренние проблемы все глубже и глубже.

Не лучше ли вытащить их наружу? Не лучше ли почувствовать, что ни один ребенок не распускает кулаки просто так. И решить эту проблему (как и любую другую) можно только истинным решением внутренней причины неадекватного, нехорошего, агрессивного или какого-то другого поведения.

Такие вещи решаются только одним и очень сложным для большинства современных родителей способом: — это отмена силы и авторитетов в семье (ребенок придет к любви и уважению родителей сам, в том числе на примере отношения его родителей к бабушкам и дедушкам, а не за счет длительных лекций со стороны родителей); — это безусловное принятие ребенка, не зависящее от того, как он ведет себя, потому что любое поведение требует внимания со стороны родителя, любви и помощи. Без нашей поддержки под ярлыком «я плохой» у ребенка нет шанса измениться. — это уважение его интересов и ценностей. Даже если они кажутся нам сомнительным. При таком подходе он сам куда быстрее прочувствует и осознает их сомнительность. Возьмет свой урок Жизни: можно ошибиться, не заметить это, спустя какое-то время это понять и спокойно изменить обстоятельства, не оставаясь их рабом, не боясь исправлять ошибки, не стесняясь своего прошлого и более осознанно относясь к своему будущему выбору. — это постоянный пример родителей. И, пожалуй, это самое главное, с чем нам очень сложно справляться. Уча своих детей говорить правду, всегда ли говорим ее мы? Друг другу? Детям? А другим людям? Не держим ли мы лицо, не работаем ли мы на свой собственный имидж? Если это присутствует, то воспитать честного ребенка, бесстрашно и спокойно стоящего на своей позиции, будет крайне тяжело. Говоря о добре и умении уступать (конфетку, лопатку), уступаем ли мы? Тому же ребенку, когда он просит? Мужу? Жене? Родители часто жалуются на то, что ребенок часто капризен по пустякам, мол, чуть что — сразу слезы. А разве мы сами не так ведем себя? Или наши проблемы для нас не кажутся такими мелочными, как съеденная шоколадка для пятилетки? Примеров масса. Тут каждый сам найдет свои, перечислять далее не будем.

— последовательность и терпение. Да, тут говорить придется уже о родительской самодисциплине, умении следить за собой, а не за ребенком, управляемых эмоциях современной мамы и т.д.

Надо сказать, что часто, узнав о том, что детей можно не наказывать, а понимать, любить и помогать им прочувствовать ситуации и выходы из них, родители реагируют следующим образом: «Ну, это баловство! Детям надо учиться слушаться взрослых, а так что из них вырастит? Все время им потакать, понимать, идти на поводу. А он так и будет говорить: не хочу учиться, дай денег. Это что же? Теперь и в школу разрешить не ходить? Он так неучем станет, все деньги из семьи вытянет…»

Такая реакция говорит о полном непонимании природы ребенка, его естественном желании быть с мамой, нести ее ценности, копировать ее поведение. Вы видели когда-нибудь слоненка, которого слониха уговаривает идти за ней на водопой, а он лежит на спине и корчит ей гримасы? Потом приходит папа-слон, дает хорошего ремня, и малыш, шмыгая носом и надувшись, следует за матерью.

Да вряд ли. Вы скажете, инстинкт? Возможно, да. Но если эту модель взаимоотношений матери и дитя назвать природной, инстинктивной, то почему же подобные отношения в семье людей нельзя назвать также?  Ведь мы созданы той же Природой.

Ребенок только родился, и он уже хороший, уже любит родителей, уже копирует их и уже счастлив, что он есть! Все, что нужно ему и любовь и пример родителей.

Источник: http://www.nebej.ru/archives/286

Метод кнута и пряника: устаревший способ мотивации или эффективный инструмент?

Метод кнута и пряника — самый простой способ мотивировать подчиненных, но так ли он эффективен? Разбираемся вместе с коллегами из «Системы Кадры».

Из материала вы узнаете:

  • Каково место кнута и пряника в системе мотивации;
  • Что выбрать: кнут или пряник;
  • Как не ошибиться, мотивируя кнутом и пряником.

Два стимула заставляют людей работать — и . Метод кнута и пряника успешно применялся в управлении задолго до появления теории менеджмента. Говорят, что когда первая обезьяна на заре цивилизации взяла палку, остальные обезьяны начали трудиться.

К счастью, мы живем в XXI веке, и руководитель не может распорядиться всыпать подчиненному по первое число. Да и пряник давно монетизирован и выдается в конце квартала. Разберемся, насколько эффективен метод кнута и пряника для в настоящий момент.

Место кнута и пряника в системе мотивации

Что лучше всего побуждает сотрудника к действию? Откуда берется мотивация? Для начала разберемся с теорией.

Мотивацией называют желание человека действовать, чтобы достичь определенных целей или избежать неприятностей. По сути, любой сотрудник хочет получить пряник, избежав при этом кнута. Когда специалист заключает , он принимает условие об обязательности и измеримости результатов своего труда.

Работодатель, в свою очередь, обязуется . Работа необходима человеку для того, чтобы удовлетворять свои личные цели. , если цели организации не противоречат целям ее сотрудников.

Реализуя задачи компании, каждый член коллектива получает желаемое: высокую заработную плату, карьерный рост, уважение и высокий статус в коллективе.

Желание действовать может появиться благодаря личным устремлениям работника или под воздействием внешних факторов. На этом строится классификация мотивации персонала, ее разделение на внутреннюю и внешнюю.

Читайте также:  Всеобщая декларация прав человека - психология

К внутренней относят мотивы, принадлежащие самому работнику: стремление к достижениям, желание завершить работу, тяга к познанию, потребность в признании и уважении, желание бороться и так далее. Страх также относят к внутренней мотивации. Таким образом, метод кнута и пряника воздействует на основные стимулы поведения.

К внешней мотивации относится, в первую очередь, стремление получить вознаграждение: , , .

Опытный руководитель понимает, что управлять коллективом можно только принимая во внимание оба вида мотивации. Тем более, что провести четкую границу между ними не всегда представляется возможным.

Что выбрать: кнут или пряник?

Каждый руководитель рано или поздно сталкивается с выбором: держать коллектив в ежовых рукавицах или , в котором компания процветает, прибыль растет, а зарплата на порядок выше нынешней. Проблема в том, что необходимость выбирать между кнутом и пряником — наиболее распространенное заблуждение в управленческой среде.

Метод кнута и пряника способен привести компанию к намеченной цели, а может не дать никакого результата. Его нельзя безоговорочно считать эффективным или бесполезным. Все зависит от контекста.

Метод кнута или работает только в тех случаях, когда сотрудник хочет или опасается негативных последствий своего бездействия.

Например, доход подчиненного напрямую зависит от выполненного объема работы. Если работа не сделана, план не выполнен, сроки сорваны, сотруднику просто не заплатят или даже оштрафуют.

Страх лишиться заработка действительно способен заставить трудиться более эффективно.

Тем не менее, некоторых людей метод кнута и пряника способен по-настоящему . В первую очередь это касается . На них негативная мотивация может действовать разрушительно, заводя их в глубины творческого кризиса и профессионального выгорания.

Желанный пряник, наоборот, способен привести их к лучшим результатам.

Представляя результат своей работы, ожившую мечту, перемены в окружающем мире и жизни людей, связанные непосредственно с его трудом, сотрудник такого типа сможет полностью отдаваться работе, не боясь нависшего над ним кнута.

Негативная мотивация эффективна только «здесь и сейчас». Пропадает страх наказания — пропадает и побуждающий стимул. Позитивная мотивация, наоборот, требует времени и постоянного подкрепления. Руководитель должен помнить, что даже самый приятный образ постепенно теряет свою привлекательность, если подчиненный трудится исключительно во благо будущего, не получая ничего в настоящем.

Как не ошибиться, мотивируя кнутом и пряником?

в компании, руководитель, как правило, полагается на  и  стимулирование персонала. В качестве материального выступает заработная плата: ее  и  и надбавки по результатам работы. Нематериальное подкрепление включает и поощрения без выплаты наличных денег: отдельное место на парковке, большой кабинет, , , и так далее.

Применяя метод кнута и пряника, необходимо соблюдать баланс и . Считается, что оптимальное соотношение похвалы и критики должно составлять 5:1. Персонал одинаково расслабляют как слишком частые наказания, так и неизменные поощрения. Кроме того, нужно учитывать ведущую мотивацию каждого сотрудника.

Одной из наиболее распространенных ошибок в применении метода кнута и пряника можно считать злоупотребление позитивной мотивацией. К сожалению, блестящие перспективы не всегда заставляют сотрудника действовать. Если его устраивает нынешнее положение, он не будет стремиться к лучшему. Как говорится, «нас и здесь неплохо кормят».

Другая крайность — твердая уверенность руководителя в том, что его подчиненные могут работать только из-под палки. Постоянное негативное подкрепление рано или поздно снизит чувствительность персонала к наказаниям.

Если сотрудника постоянно штрафовать и распекать в присутствии коллег, он просто перестанет на это реагировать.

Зачем стремиться работать более эффективное, если в результате получаешь неизменное недовольство начальника и постоянные вычеты из заработной платы? Рано или поздно руководитель, злоупотребляющий кнутом, просто потеряет сотрудника.

Выводы

Каждому руководителю нужно понимать: нет хорошей и плохой мотивации. Коллектив состоит из личностей, каждая из которых обладает своими чертами характера, потребностями, и устремлениями.

Метод кнута и пряника — это всего лишь инструмент, который нужно использовать правильно. Наиболее . Индивидуальный подход и разумный баланс способны творить чудеса.

А кнут и пряник? Сами по себе они, к сожалению, не эффективны.

Также см.:

100 HR-идей мотивации и мудрого наказания см. ВИП-серсии Ситемы Кадры в разделе .

Система Кадры
Электронная система готовых практических решений для службы персонала с мгновенной экспертной поддержкой

Попробуйте бесплатно на<\p>

Источник: https://www.hr-director.ru/article/66237-qkss-16-m8-10-08-2016-metod-knuta-i-pryanika

Наказание и поощрение: между кнутом и пряником

В каждой компании свой подход к дисциплине сотрудников. Как же выбрать фирму, в которой разумно сочетают наказание и поощрение? Можно ли справиться со стрессом от вызова на ковер? И как не слишком расслабиться после похвалы начальства?

Так уж повелось, что с самого детства мы окружены наказаниями и поощрениями. Младенцу достаточно улыбки мамы или папы, и он уже чувствует родительское одобрение. Дети постарше предпочитают материальные проявления.

Скажем, за хорошее поведение ребенок получает игрушку, а за провинность лишается каких-то привилегий. В школе отношение наставников к действиям ученика выражено в цифрах. Показателем успешности взрослого зачастую выступает размер зарплаты.

Однако так уж устроен человек, что периодически его надо немного подстегивать, причем для одного стимулом является пряник, а для другого — кнут.

Оценки для взрослых

Любая похвала, даже выданная авансом, приводит к неодинаковым результатам: кто-то готов свернуть горы, а кто-то, наоборот, считает, что у него есть повод расслабиться.

Кстати, если последнего отругать, он из одного только чувства противоречия новое задание выполнит наилучшим образом, тогда как первый лишь от недовольного взгляда впадает в ступор и депрессию. Вот так по-разному мы воспринимаем реакцию на наши действия.

В общем, каждый по опыту знает, наказание или поощрение является для него большим стимулом.

https://www.youtube.com/watch?v=8Lyf63HcFR8

И все же любому человеку хочется, чтобы взыскания, особенно материальные, были сведены к минимуму. Поэтому, устраиваясь на работу, мы всегда стремимся предугадать, какой стиль руководства царит в данной компании.

Есть предприятия, где к дисциплине относятся жестко: существуют определенные формы наказаний за небольшие провинности, например опоздания, и часто строгость оправдана производственной необходимостью. Если вы человек организованный, то вам не составит труда соблюдать все правила, и работа будет для вас приятной.

Для людей творческих или тех, чья деятельность не так строго регламентирована, подобный подход вряд ли покажется приемлемым. Им больше подойдет вариант, когда опоздавший просто задержится в конце дня, компенсируя время отсутствия.

Запретный штраф

Пожалуй, самая неприятная для служащих форма взыскания — штраф. Однако надо сразу оговориться. Дело в том, что согласно Трудовому кодексу понятие «штраф» в отношении работника не применимо вовсе.

Данная категория материальной ответственности находится в ведении Кодекса об административных правонарушениях, и наказывать подобным образом уполномочены только соответствующие органы.

А руководители, отдающие предпочтение материальному воздействию на подчиненных, уменьшают премиальные выплаты, которые нередко составляют значительную часть дохода.

Разумеется, использовать данные методы влияния руководство должно в исключительных случаях, когда по вине сотрудника компания терпит значительный ущерб. Причем удержать средства можно, только если причиной неприятности стало грубое нарушение служащим должностной инструкции.

Так поступают в большинстве организаций. Но порой штраф является единственной мерой воздействия, причем деньги снимают за любую мелкую провинность, и в результате практически ни один работник не получает оговоренное жалованье.

В данной ситуации налицо хитрость нанимателя, который тем самым экономит на зарплате, заведомо завышая сумму оклада, чтобы привлечь хороших специалистов. Разумеется, многие, раскусив уловку, увольняются, но на их место всегда находятся претенденты.

Если в разговоре с вами работодатель использует слово «штраф», подумайте, не нарушает ли он и другие нормы трудового законодательства.

Позор пьянице и дебоширу!

Существуют и нематериальные способы наказаний. Эффективные некогда методы вроде изобличающей статьи в стенгазете, разбора на общем собрании и других приемов морального давления на провинившегося сотрудника в настоящее время не столь действенны, да и сами стенгазеты вместе с собраниями ушли в прошлое. Правда, формы общественного порицания все же есть.

И хотя теперь никто не взывает к классовому сознанию, тем не менее обсуждение неудовлетворительных результатов деятельности сотрудника на проводимых планерках все же происходит. Подобный разбор полетов, пожалуй, наименее серьезная мера воздействия.

Он представляет собой часть рабочего процесса: сегодня поругали одного, через неделю — другого, рассматривая в данном случае промахи конкретного человека как частный случай общей закономерности. Если вы оказались объектом подобного мероприятия, не расстраивайтесь. Постарайтесь внимательно отнестись к замечаниям.

Разумеется, каждый в такой момент ощущает, что его обвинили несправедливо и у всех его ошибок есть оправдание и объяснение. Однако, если взглянуть со стороны, становится понятно, в каком случае можно было предусмотреть развитие событий и избежать неприятностей.

Немягкий ковер

Иными последствиями грозит разговор с шефом с глазу на глаз. Если уж он счел нужным вмешаться в ситуацию лично, значит, сотрудник допустил серьезный просчет, который потребовал детального обсуждения. В данных обстоятельствах служащий неизбежно испытывает стресс.

Предпочтительная тактика поведения во время беседы — не тратить время начальника, пытаясь привести какие-то оправдывающие вас аргументы, а внимательно выслушать то, что скажет руководитель, и, признав свою вину, предложить способ устранения ошибки.

Конструктивный подход — наилучший выход из подобной ситуации.

Кроме того, имеет смысл заранее проанализировать обстановку на предприятии: насколько детально шеф вникает в работу каждого сотрудника, как часто он отчитывает подчиненных за недочеты и провинности. И хотя подобные разговоры вряд ли способствуют психологическому комфорту человека и вызывают негативные эмоции, все же поищите в ситуации нечто полезное.

Какую цель ставит руководитель, вызывая работника на ковер? Он не стремится уволить его или наказать рублем, задача начальника — объяснить служащему, что в его деятельности есть недостатки, и подсказать пути их исправления.

Потому и относиться к таким выговорам необходимо соответствующим образом: не нервничать и не паниковать, стараться запомнить, а еще лучше записать требования шефа.

Кстати, беседа, скорее всего, останется между вами, сведения о допущенных оплошностях и наложенных взысканиях в трудовую книжку не вносят.

Премия бонусу рознь

Перейдем к более приятной части — поощрениям. Как и наказания, они могут быть материальными и нематериальными.

В последнее время слово «премия» в некотором роде обесценилось. Часто так называют начисляемую ежемесячно прибавку к зарплате, фактически составляющую полноценную ее часть. Дополнительную сумму выдают всему коллективу независимо от вклада в общее дело. Иными словами, как бы специалист ни работал, доход у него один и тот же.

Кого-то подобное положение вещей вполне устраивает, но есть и те, кто предпочитает получать деньги в зависимости от результатов и качества труда и чувствовать уверенность, что могут заработать больше. Если вас интересует именно данный вид премий, то непременно уточните этот вопрос при трудоустройстве.

Выплаты бонусов и процентов от прибыли — весьма распространенный способ поощрения служащих.

Кроме того, предприятия нередко предоставляют своим служащим различные преференции. Чаще всего это медицинская страховка, компенсация расходов на транспорт, оплата мобильной связи, питания и пр. В некоторых фирмах сотрудники пользуются теми или иными привилегиями.

При этом руководство учитывает и время работы в организации, и карьерный рост сотрудника, и качество его деятельности.

Если при трудоустройстве вам рассказали о подобных перспективах, скорее всего это надежная компания, заинтересованная в хороших специалистах и отсутствии текучки кадров.

Доброе слово дороже денег

Но, как говорится, не хлебом единым жив человек — во многих компаниях все шире применяют систему нематериального поощрения. Не исключено, что, получая хвалебный отзыв руководства, многие сотрудники думают про себя: «Лучше бы деньгами».

Тем не менее данный способ выразить работнику признательность за его труд отнюдь не так бесполезен, как кажется на первый взгляд.

Он создает человеку хорошую репутацию, а это первый шаг не только к увеличению зарплаты, но и к продвижению по карьерной лестнице.

К нематериальным способам поощрения относится также обучение сотрудников за счет организации. Фирма, заинтересованная в высоком качестве труда, предоставляет своим служащим возможность посещать профессиональные семинары, развивающие тренинги, окончить курсы повышения квалификации и пр.

Иногда руководство вознаграждает сотрудника… дополнительным заданием! Многие удивятся: как можно поощрять с помощью лишней работы? На самом деле есть множество почетных функций, которые подчеркивают статус человека, позволяют ему добиться всеобщего доверия и уважения.

К примеру, обучать и вводить в курс дела новичков руководство доверит только тому, кто зарекомендовал себя как безупречный сотрудник, надежный и исполнительный. А если наличие дополнительных обязанностей еще и на зарплате отразится, выгоды налицо. Кроме того, успешное выполнение поручений может поспособствовать карьерному росту.

Кстати, не исключено, что сведения о заслугах и наградах будут отражены в трудовой книжке.

Еще один метод вознаградить служащего — предоставить отгулы или дополнительные дни к отпуску. В настоящее время его используют нечасто, но все-таки порой руководство предпочитает дать сотруднику передышку в целях повышения эффективности его труда.

Хороший начальник всегда найдет способ не просто похвалить человека, а повлиять на результативность его труда. Существует много стимулирующих инструментов, главное — грамотно их применять. Как известно, служащие, работающие с удовольствием, приносят куда больше пользы, чем те, кто трудится из-под палки.

Поэтому, устраиваясь на новое место, обращайте внимание на то, насколько продумана кадровая политика, дорожит ли организация специалистами, заботится ли о комфорте своих служащих.

Развитая корпоративная культура не только даст вам возможность получать удовольствие от работы, находясь в кругу единомышленников, но и станет стимулом для профессионального и карьерного роста.

Zarplata.ru

Источник: http://hr-portal.ru/article/nakazanie-i-pooshchrenie-mezhdu-knutom-i-pryanikom

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию