Личность и философия жан-жака руссо — психология

Жан-Жак Руссо философия

Личность и философия Жан-Жака Руссо - психология

Жан-Жак Руссо один из представителей философов эпоху Просвещения. Родился Жан-Жак Руссо 28 июня 1712 года в Эрменонвиле, в городе близ Парижа. Свои взгляды Жан-Жак изложил в таких трудах, как «Эмиль», «Новая Элоиза» и «Общественный договор». В политической сфере Руссо затронул весьма непростую тему неравенства и пытался рассмотреть ее причины.

Также он создал классификацию социального неравенства, разделив его на виды. Человек, по мнению Руссо, природное существо. Из-за того, что возникли определенные материальные ценности, которые распределились неравно между людьми, кому-то досталось больше, а кому-то вообще ничего.

Чтобы как-то решить этот социальный конфликт, Руссо вместе с группой Энциклопедистов, создает понятие общественного договора, которое включает в себя такой пункт, как государство.

Чтобы разрушить социальное неравенство, человек заключает договор с государством, посредством передавания в ее руки или возлагания на нее определенной ответственности, как на контролирующий орган, который должен решать какие-то вопросы.

Закон должен стать выражением воли народа. Таим образом, народ получает суверенитет, а значит остается на правах руководящего государством, а представители государства, которые должны быть более осознаны и подкованы, которые будут разбираться в том, что делают, должны всего лишь выражать волю народа.

Но правящее меньшинство, или элита, узурпировала власть, тем самым всё более отдаляясь от народа, от его потребностей, мнений и взглядов, совершенно забыв, чего он хочет и в чем нуждается. Они начали наживаться на народе, который сам возложил власть в их руки, доверился им. Благодаря закону теперь стало возможно добиться теоретического, возможного равенства.

То есть, равенство в распределении имущество стало только относительным.

Но идеи Руссо все-таки повлияли на создание определенных органов общественного управления, которые могут в какой-то мере провозглашать волю народа, например, референдум, где каждый может выступить и каким-то образом быть причастным к политическому обсуждению.

Также появились такие институты общественного волеизъявление, как народная законодательная инициатива, такие требования, как сокращение срока депутатских полномочий, а, значит, власть немного урезают в ее возможностях, что уже является хорошо.

Кроме того, новые политические требования, такие как, обязательный мандат для депутата, отзыв о проведенной работе, рапорт, депутатов избирателям.

Между с тем, как развивается и возникает собственность, развивается дальше неравенство, а, как следствие, нарастающая деградация и дискриминация.

Человек никак не развивается в веке рационализма, а значит, ему нужно вспомнить, что идеальной природой человека считалась природа до возникновения крупных общин, то есть, когда человек был в свободном естественном состоянии, словно дикарь, который принадлежит сам себе, который чувствует полноту мира и жизни, который владеет всем миром, сам себе добывает еду, живет ради себя, а значит, ни от кого не зависит. Вот что, по мнению Жан-Жака Руссо, может быть идеальным для человека и к чему, по его мнению, опять-таки, человек должен стремит.

Скачать данный материал: 

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:

Источник: http://www.konspekty.net/biografii/zhan-zhak-russo-filosofiya.html

Жан-Жак Руссо: философия и его основные идеи

Жан-Жак Руссо: философия и его основные идеи

Эпоха просвещения прославилась великим прорывом в развитии научной, философской и общественной мысли с упором на рационализм и свободомыслие. Философия Жан-Жака Руссо была гуманной и стремилась сделать человека более счастливым.

Жан-Жак Руссо в лице будущего французского философа и виднейшего представителя сентиментализма, писателя и музыковеда, композитора и ботаника родился в Швейцарском городе Женева в 1712 году. Росший без матери, Руссо с детства стал кальвинистом по собственным религиозным убеждениям и был отдан в ученичество, но мало кто его там любил, так как он вместо работы «взахлеб» читал книги.

Решившись на бегство за частые наказы, Руссо находит спасение в католической Савойе – исторической области на юго-востоке Франции у подножия Альп, где с помощью госпожи де Варан впервые принимает католицизм, что в дальнейшем положит начало мытарств молодого философа. Прислуживая знатной семье и не прижившись там, философ вновь уходит к госпоже де Варан. Снова помогая ему, она устраивает его в семинарию, бросая которую два года бродяжничает по улицам Франции, ночуя под открытым небом.

Взгляды Жан-Жака Руссо

Руссо, как выразитель 1-ой волны французских философов-просветителей, не желал допускать порабощения человечества, свободного по собственной природе. Но порабощение произошло и происходит до сих пор, ввиду неграмотности социума, посредством его обмана и давления.

Узрев корень неравенства людей в устройстве государства и частной собственности, Руссо наставляет людей возвратиться к природе и уединенному деревенскому образу жизни.

Жан-Жак выдвигал неосуществимые советы, направленные на изоляцию детей от общества и воспитания в природной среде, учитывая естественные способности ученика и его интересы.

Предвзятость и злоба – плоды цивилизации общественного развития человечества, но, критика прогресса не означала возвращение к начальной природной позиции. Стремления Руссо определить условия государства, где правил бы закон, а люди были бы равными и вольными, обернулись тщетностью.

Сохраняя собственный интерес о счастливом будущем людей, Руссо объявляет общество независимым. Независимость общества неотчуждаема и неделима, и законодательное господство должно относиться к обществу. Политические запросы, заявленные Руссо, представляются явными и обыкновенными в наши дни.

Руссоизм – система убеждений французского писателя и философа Жан-Жака Руссо.

В основу учения, явившегося реакцией наперекор господству разума и провозгласившего права чувства, положен принцип сентиментализма вместе с индивидуализмом и натурализмом, кратко определенные базисом – чувствами, личностью и природой, на котором держаться философские, религиозные и моральные, общественно-политические и исторические, педагогические и литературные соображения, изложенные в сочинениях: «Новая Элоиза», «Эмиль» и «Общественный договор».

Сторонник теории Деизма, Жан-Жак Руссо занимал особенную позицию посреди мыслителей периода просвещения и в самой истории философии. Считая деградацию общества следствием развития культуры и причиной падения нравственных ценностей, призывал людей вернуться к истокам, а именно: «Назад к природе!».

Руссо придерживаясь деизма, негативно расценивал вероисповедание и безверие, но одновременно с этим, заключил чувства и субъективные эмоции в основание верования в Бога.

Отстаивание достоинств и интересов низших, несостоятельных и малоимущих граждан, привело Руссо к основанию преобразовательной программы населения – народовластию.

Деизм – общефилософский курс, приверженцы которого принимали бытие Бога первопричиной создания, но отвергали воздействие Творца на людей, окружающий мир и историческое течение событий. Приверженцы обозначались противниками олицетворения Бога и Его сравнения с природой.

Главный аргумент соображений философа был в выведении общества из состояния полной безнравственности, а истинная нравственная осознанность есть принцип правильного общества.

Руссо говорил: «Всякий человек добродетелен, когда его частная воля во всем соответствует общей воле». Нравственность для Жан-Жака являлась наиглавнейшим условием, так как воли нет без совершенства.

Но его собственная жизнь была противоречива собственной же философии.

Сотоварищи-просветители одобряли данные соображения, но вероятность их реализации допускалась лишь при: правильном воспитании правителей и князей; учреждении республики с возможностью получения равных материальных благ и политических прав. Философия Руссо включала базисные положения:

  • Воля и разум в Боге;
  • Никем не сотворенная материя объективно существовала и существует вечно;
  • Человек состоит из смертного тела и бессмертной души;
  • Познание мира до конца не по силам человеку;
  • Частная собственность – первопричина общественных конфликтов (обладание равными правами и равное распределение частной собственности между гражданами, не для обогащения – справедливый выход в идеальное общество);
  • Право народа на мятежи, свержение паразитирующего меньшинства и властителя – ведет к созданию общества по своему усмотрению;
  • Непосредственное участие граждан в собраниях формирует власть, но никак не парламентом;
  • В идеальном государстве необходимо изолирование детей от окружающего мира в специализированных учебных заведениях, что приведет к образованию нового общества.

Философия эскапизма

Эскапизм – индивидуалистическо-примиренческое стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий и фантазий. Произведения Руссо составлены в форме романов и эссе. Философствования об искусстве, науке и происхождении неравенства были самыми первыми трудами философа.

«Естественное продолжение обнаруживается в идеях разоблачения цивилизации и культуры и от них следует бежать», – говорил юный Жан-Жак. Основополагающим в человеке по Руссо – чувства, в отличие от разума, они безошибочны и бессознательны. Основные инстинкты морального существа – совесть и гений.

Жан-Жак выразил великое влияние на весь мир, близкое по глубине с побуждениями Христа. Руссо, как философ, сделал жесткую репрессивную западную культуру – более щадящей и гуманитарной без рассуждений.

Исходное христианство, в своем роде, было руссоизмом, а христианство – эскапизм. Руссо, как протестант, славившийся суровостью, много раз меняя религию, какое-то время был благочинным католиком.

Его великим достижением было очеловечивание и гуманизация кальвинистского пуританизма – любовь к человеку и природе.

Читайте также:  Гиперактивность - психология

По природе своей человек милосерден, жестоким и злым его делают: культура и история, общество и люди. Свободнорожденный человек, попадая в социум, сковывается «кандалами», порабощая себя собственностью. Непринужденной доброты человек – отвлеченность, являющаяся ориентиром для построения оценки культуры.

Духовное и творческое достижения человека, а напрямую культура, как возвышает человечество по эволюционной лестнице, так и порабощает его чередой табу. Открыв факт отделения индивида в культуре, Руссо обнародовал заключение гораздо раньше Карла Маркса.

В разы сильнее, чем природа, культура порабощает человечество, стоит упомянуть мировые войны и применение атомного оружия.

Знания Жан-Жака о счастливом и непринужденном человеке, должны были воплотиться в будущем венцом творения, но постигли судьбу изолированной невещественности. Французская революция вдохновлялась представлениями Руссо, но не осуществила их.

Результатом революции стал крах прекраснодушной утопии об естественном человеке. Потайное побуждение революции – есть возврат к истинной природе существа. Природа в человеке, как показал опыт революции, портит его не меньше, чем культура.

Добродетель – основа всего

Мораль, играющая значительную роль в трудах Руссо, в реальности не соответствовала жизни философа. Первейшими основами добродетели, полагал Руссо, являются эмоции и сочувствие, заложенные в человеке.

Добродетель и вера должны подчиняться природе, и только тогда общество станет совершенным. Будет достигнута гармония внутреннего мира человека и его нравственной, эмоциональной и рациональной составляющими с интересами социума.

Потому индивид должен преодолеть собственное моральное отделение, не уподобляясь окружающим и политикам.

Но суждения были взяты романтиками и искателями единства за основу в защите наилучшего общественного строя и общественных прав, но не применялись в массы.

Просветительство и воспитание

Взгляды философа наполнены противоречиями. Возражая против культуры и науки, Руссо всегда использовал их плоды и в воспитании индивида осознавал их незаменимость и бесспорные достоинства. Полагая, как большинство его современников, что если правители будут прислушиваться к философам, то и общество станет абсолютным.

Но это не однозначное опровержение, свойственное Руссо. Педагогические суждения философа возлагают надежды на раскритикованное им просвещение. Именно оно способно сделать возможным воспитание достойных граждан, а без этого правители и подданные, будут всего лишь невольниками и обманщиками.

Необходимо помнить, что человеческое детство – это доля воспоминаний о затерянном эдеме и пытаться как можно больше брать от природы.

Руссо оспорен по всем статьям. Но он был не столько великим философом, сколько великим мечтателем. И его мечты – о счастливом и неразлученном единстве человечества – не умирают. Это одно из обстоятельств бытия человека.

Человек не способен существовать в жестоком и четком осмыслении невыполнимости его исконных желаний – к чему старался склонить его Фрейд. И настоящий мир, как мы могли сотни раз убедиться, принимает позицию Руссо. Фрейд перебарывается в концепциях нерепрессивной культуры. Сдерживание исходных инстинктов, делает из человека животное.

Животные – тоже наши меньшие братья. Всевозможные поэты-битники, сексуальные экспериментаторы, хиппи и другие – это далекие последователи Жан-Жака.

Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/zhan-zhak-russo.html

Личность Жан — Жака Руссо

Личность Жан - Жака Руссо

ГОУ СПО «Колледж Технологии и предпринимательства»

Реферат

По предмету: «Социальная психология»

На тему: «Личность Жан — Жака Руссо»

Выполнила: Озерова А.В. гр. т-405

                   Проверил: Зайцева Н.В.

г. Петрозаводск, 2008г.

Содержание

Введение

Жизненный путь Жан-Жака Руссо

Общенаучные интересы

Конкретные взгляды на культуру

Заключение

Список источников

Введение

Реальность, которая описывается термином «личность», проявляется уже
в этимологии этого термина. Слово «личность» (от лат. persona) первоначально относилось к актерским маскам (сравни «личина»), которые в античном театре были закреплены за определенными типами действующих лиц («ревнивец», «завистник», «герой» и т.д.).

Затем это слово стало означать самого актера и его роль. У римлянслово persona употреблялось обязательно с указанием определеннойсоциальной функции, роли (личность отца, личность царя, личность судьи ит.д.). Иначе говоря, личность по первоначальному значению — это

определенная социальная роль или функция человека.

Постепенно понятие личности наполнялось все большим многообразиемсмысловых значений, оттенки и диапазон которых в определенной мереспецифичны для конкретного языка. В немецком, английском, французскомязыках личность означает лицо, особу человека.

При этом только вофранцузском языке появляется производное слово, обозначающееиндивидуальность человека (в немецком и английском языке для этогосуществуют отдельные слова). В русском языке, как и во французском,понятие личности не отделено от смыслового значения индивидуальности(хотя, как мы видим, — слова разные).

В «Толковом словаре русскогоязыка» под редакцией Д. Н. Ушакова личность характеризуется какотдельное человеческое Я, как человеческая индивидуальность, являющаяся

носителем отдельных социальных и психологических свойств.

В значении слова «личность» можно выделить два основных смысла. Один,наиболее очевидный, — несовпадение собственных характеристик человека,его лица с содержанием роли, которую он исполняет. Другой смысл -социальная типичность изображаемого персонажа, его открытость другим

людям.

Зафиксированная в слове и в произвольных от него терминах связь этихзначений привела в последующем к представлению о том, чтосоциально-содержательные характеристики человека несовместимы среальными свойствами носителя этих характеристик. Соответственно исоциальные функции личности представлялись как не связанные свнутренними характеристиками психологических механизмов, обеспечивающих

эти функции.

В психологии эволюция самого понятия личности от обозначения маски кее носителю и далее к его роли дала импульс для развития представлений оличности как системе ролевого поведения, обусловленного совокупностьюустойчивых социальных ожиданий со стороны ближайшего окружения.

Этонашло свое выражение в так называемой ролевой теории личности, в которойона характеризуется главным образом через выполняемые ею социальныероли. В семье — это роль сына, отца, брата и т.п.; на работе -определенная профессиональная роль, вне работы это может быть рольдруга, настоящего мужчины, обаятельной женщины и т.п.

Но для пониманиясущества личности определяющее значение имеет не многообразие социальныхролей, а выбор, принятие и исполнение человеком определенных социальныхдействий, внутреннее отношение к ним. Личность — это не структура ролейи вообще не структура, а человек, который вовсе не сводится к игре ввыбранные роли, не лицедействует только.

Человек как личность свободно иосознанно принимает ту или иную социальную роль, сознает возможныепоследствия своих действий по ее осуществлению и принимает всю полноту

ответственности за их результаты.

Следовательно, человек каждый раз должен утверждать себя как личность, он должен выбирать и отстаивать собственные позиции, начиная со школьного возраста и до глубокой старости. Личность есть специфический способ существования человека.
Можно говорить об особом личностном бытии человека.

В данной работе, я бы хотела рассмотреть личность и творчество Жан — Жака Руссо.

Личность и творчество Жан — Жака Руссо (1712-1778) принадлежат  к тем явлениям французской культуры  XVIII века, которые оказали наиболее длительное и глубокое влияние на идейную жизнь современников, он принадлежит к кругу людей, которые во Франции «просвещали головы для приближающейся революции». Участвуя в общей всем просветителям борьбе, Руссо ведет ее с позиции, на которой никогда не стояли ни Вольтер, ни Дидро, ни Гольбах, ни Гримм, ни Гельвеций.

Большинство французских просветителей XVIII  века, ведя непримиримую борьбу против господствующей системы идей феодальной церкви, против политической структуры, пренебрежительно относились к народу, к его духовным запросам, вкусам, потребностям, к его слабостям. Просветители вели свою пропаганду в парижских салонах и кружках, близких ко двору и связанных множеством нитей с дворянством, со знатью.

Борясь против существующего порядка, литераторы того времени находятся во власти ряда предрассудков знатного круга.

Например, в эстетических статьях «Энциклопедии» третировались фольклор, искусство народной драмы, зачатки реалистической прозы. Вольтер презирал «чернь» и особенно боялся пробуждения в ней политического самосознания.

«Меня особенно возмущает, — презрение, с каким Вольтер при каждой возможности говорит против бедных».

В любом из произведений Руссо непрестанно звучат четыре лейтмотива: культ личности, чувствительность, культ природы и ощущение социальной несправедливости. Этими мотивами, в основном, характеризуется и философское мировоззрение Руссо, и его непосредственное жизнеощущение, и все его художественное творчество.

Сознание Руссо формировалось в крайне противоречивых условиях. Чувствительность его натуры сталкивались с привитой ему еще в молодые годы пуританской строгостью, упорством и даже упрямством мысли.

Отсутствие интереса к общественной деятельности в собственном смысле этого слова уравновешивалось обостренным и глубоким интересом Руссо к основным проблемам общественного существования человека.

Читайте также:  Гуманистическая психология и синтон-подход - психология

Крайняя внутренняя несдержанность и недисциплинированность, граничившая, особенно в молодые годы с моральным индифферентизмом, находила себе противовес в проповеди идеальной морали и идеальных педагогических правил, которые оплодотворили впоследствии воспитательные теории Пестолоцци, Фребеля, Дьюи.

На каждом шагу жизнь и сознание Руссо раскрываются в поразительных противоречиях, и вместе с тем эти противоречия находят в себе некий синтез в фантастической убежденности пророка и проповедника. Сомнения сплошь и рядом питали творческую мысль Руссо и, вместе с тем, изложение этих сомнений приобретало характер непререкаемой догмы.

В своих писаниях Руссо проявлял не только крепкую логику аргументации (хотя  в этой области у него и наблюдаются иногда срывы), но и особенную способность внушения, таившуюся и в самой природе его мысли и в способе ее литературного оформления, т.е. в природе его стиля.

Доктрина Руссо распространялась и завоевывала умы не только путем убеждения и доказательства, но и путем зарождающегося эмоционального воздействия.

Развивая в своих трудах теорию чувствительности, как метод познания мира и человека, Руссо усиливал эту чувствительность у своих третьесословных читателей. Чувствительность становилась в это время стилем не только литературы, но и жизни.

Она была одной из наиболее примечательных сторон общественной психологии XVIII в. и особенно ярко выступила впоследствии в идейно-психологических переживаниях революционных лет.

Следует отметить своеобразие и неординарность взглядов Руссо, так как он не соглашается с другими просветителями почти по каждому пункту просветительской программы.

Жизненный путь Жан-Жака Руссо

Жан-Жак Руссо (Jean-Jacques Rousseau) родился 28 июня 1712 года вЖеневе, в семье часовщика. Мать его, Сюзанна Бернар, происходила из состоятельной буржуазной семьи, была одаренной и жизнерадостной женщиной.

Умерла через девять дней после появления на свет сына. Отец, Исаак Руссо, с трудом перебивавшийся своим ремеслом отличался непостоянным, раздражительным характером.

Однажды он затеял ссору с французским капитаном Готье и ранил его шпагой. Суд приговорил Исаака Руссо к трем месяцам тюрьмы, штрафу и церковному покаянию. Не желая подчиняться решению суда, он бежал в Нион, ближайшее к Женеве местечко, оставив десятилетнего сына на попечение брата своей покойной жены.

Жан-Жак с самых ранних лет был окружен добрыми и любящими его тетками,
Госерю и Ламберсье, которые с исключительным усердием холили и воспитывали мальчика. Вспоминая ранние годы жизни, Руссо писал в «Исповеди», что «за детьми короля не могли бы ухаживать с большим усердием, чем ухаживали за мной в первые годы моей жизни».

Жан-Жак рано начал самостоятельную жизнь, полную невзгод и лишений. Он перепробовал самые различные профессии: был писцом у нотариуса, учился у гравера, служил лакеем.

Затем стал на путь бездомных скитаний.

Шестнадцатилетний Руссо, бродя по восточной Франции, Швейцарии, Савойе встретился тогда с католическим священником Понверром и под его влиянием отказался от кальвинизма – религии своих отцов и дедов.

По рекомендации Понверра Жан-Жак познакомился с 28-летней швейцарской дворянкой Луизой де Варанс, которая занималась, между прочим, вербовкой молодых людей в католичество.

Статный, одаренный от природы, Жан-Жак произвел на г-жу де Варанс благоприятное впечатление и вскоре был отправлен в Турин, в приют для новообращенных, где был наставлен и принят в лоно католической церкви (в более зрелом возрасте Руссо вернулся к кальвинизму).

Спустя четыре месяца Руссо оставил Турин и с двадцатью франками в кармане пошел искать работу. Он нашел место лакея в аристократическом доме.Позже в этом доме он работал домашним секретарем. Здесь ему давали уроки латинского языка, научили безукоризненно говорить по-итальянски. И все же

Руссо не задержался надолго у своих благосклонных господ. Его по-прежнему тянуло к странствиям, а вместе с тем он не переставал мечтать о новой встрече с г-жой Варанс. И эта встреча вскоре состоялась.

Г-жа Варанс простила Руссо безрассудные юношеские скитания и приняла его в свой дом, который надолго стал его пристанищем. Здесь между Руссо и г-жой Варанс установились близкие, сердечные отношения.

Де Варанс сняла в горной долине, среди чудесной зелени и виноградников дачу «Les Charmettes».

«В этом волшебном уголке,– вспоминал Руссо в своей
«Исповеди»,– я провел два или три лучших летних месяца, стараясь определить свои умственные интересы.

Я наслаждался радостями жизни, цену которым так хорошо знал, обществом, столь же непринужденным, как и приятным, и теми прекрасными знаниями, к приобретению которых я стремился».

В 1740 году взаимоотношения между Руссо и де Варанс резко ухудшились и он вынужден был покинуть свое многолетнее пристанище. Осенью 1741 года
Руссо переехал в Париж. В течение двух лет Руссо перебивался перепиской нот, уроками музыки, мелким литературным трудом.

Пребывание в Париже расширило его связи и знакомства в литературном мире, открыло возможности для духовного общения с передовыми людьми Франции: Дидро, Мариво, Фонтенелем, Гриммом, Гольбахом, Д’Аламбером и др.

В 1743 году через посредство г-жи де Брольи Руссо получил должность секретаря французского посланника в Венеции. Около года он добросовестно выполнял свои обязанности.

В свободное от занятий время знакомился с итальянской музыкой и собирал материал для книги о государственном управлении.

Но высокомерное и грубое обращение посланника графа де Монтэгю вынудило Руссо оставить дипломатическую службу и вернуться в Париж.

В Париже Руссо сошелся с молодой белошвейкой Терезой Левассер, которая, по его словам, обладала простым и добрым нравом. Руссо прожил с ней 34 года, до конца своих дней. Он пытался развить ее, обучить грамоте, но все усилия его в этом направлении оставались бесплодными.

У Руссо было пятеро детей. Неблагоприятные семейно-бытовые условия вынудили поместить детей в воспитательный дом.

Связь с Терезой многие биографы и историки философии считали для Руссо большим несчастьем, но в
«Исповеди» он утверждал, что Тереза была для него единственным действительным утешением: «Я нашел восполненье, в котором нуждался…

Я жил с Терезой так же хорошо, как жил бы с величайшим гением мира». Кстати сказать, эта многолетняя связь не мешала Руссо встречаться с другими женщинами, что, конечно, огорчало Терезу.

В период с 1750 по 1762 год со всей полнотой раскрылся талант Руссо.Он написал две диссертации – «Рассуждение о науках и искусствах» (1750),

«Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства среди людей» (1754), роман «Юлия, или Новая Элоиза» (1761), политический трактат «Об общественном договоре» (1762), педагогический роман «Эмиль» или «О воспитании» (1762), сделавшими его имя не только знаменитым, но и бессмертным.

Литературные успехи, однако, не приносили Руссо ни обеспеченности, ни душевного покоя. Его яростно травили и преследовали французские, швейцарские, нидерландские клерикалы и королевские чиновники. После выхода в свет романа «Эмиль, или « О воспитании» и политического трактата «Об общественном договоре» парижский парламент стал метать громы и молнии против автора «зловредных» произведений.

Источник: http://student.zoomru.ru/fil/lichnost-zhan—zhaka-russo/136361.1058315.s1.html

Характеристика Жан-Жака Руссо — Русская историческая библиотека

Характеристика Жан-Жака Руссо

читайте на нашем сайте краткую и подробную биографии Жана-Жака Руссо, а также краткие содержания его произведений: Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов, О происхождении неравенства между людьми, Общественный договор

Рассматривая причины морального влияния одной личности на целое общество и давая её характеристику, мы вообще должны отвлекать свое внимание от логических противоречий, обнаруживаемых более пристальным изучением воззрений данной личности, и не должны касаться проявлений её характера в жизни.

Привычка к анализу читаемого, а тем более к анализу, лежащему в основе научного изучения, вообще весьма мало развита в больших кругах читателей, обыкновенно воспринимающих лишь то, что поражает их воображение или что наиболее соответствует их собственному настроению, а кроме того автор в книге и человек в жизни – далеко не одно и то же. В настоящее время критиковать Жана-Жака Руссо очень легко, так как многие его воззрения суть совершеннейшие парадоксы, между отдельными его взглядами встречаются противоречия, в его сочинениях довольно-таки много риторики, а в чувствах его немало напускного, в личном же его характере есть черты крайне несимпатичные, в лучшем случае объясняемые его болезненностью. Руссо нужно, наоборот, рассматривать в его исторической обстановке, а не лицом к лицу с отвлеченною критикою, которая, обобщая слабые стороны его ума, образования, таланта и характера, пожалуй, легко могла бы прийти к тому выводу, что Жан-Жак Руссо был только софист-самоучка и ритор-неудачник.

Читайте также:  Личные мысли по поводу обучения и научения - психология

Далее, историки и биографы нередко в оценке исторического значения и характеристике того или другого деятеля исходят из рассмотрения его духовных свойств, тогда как в подобных случаях объяснение влияния, оказанного им на современников, нужно искать прежде всего в идеях, носителем которых он был.

Не всегда самые умные, самые нравственные и самые сильные по характеру люди занимают наиболее влиятельное положение в обществе.

Очень даже часто человек только потому выдвигается вперед и оказывает влияние на общество, что с особою убежденностью, страстностью и силою высказывает идеи, которые должны быть встречаемы с наибольшим сочувствием в данном обществе.

С Жан-Жаком Руссо так именно и случилось: в известных социальных слоях, в которых уже сильна была политическая и социальная оппозиция против абсолютизма и привилегий, идеи свободы и равенства, проповедником которых он сделался, должны были найти особенно сочувственный прием, тем более, что свобода являлась у Руссо без сословных привилегий, сопровождающих ее у Монтескье, и равенство представлялось не только, как равенство перед законом, но и как равенство во власти: как теория Монтескье льстила аристократическим стремлениям, так теория Руссо подходила к настроению буржуазии.

Портрет Жана-Жака Руссо. Художник М. К. Латур

Как проповедник новых политических и общественных идей, Руссо был таким же теоретическим предвестником французской революции, как и другие писатели XVIII в.

; он был даже первым между ними по своему сильному и многостороннему влиянию на деятелей революции и на общество той эпохи. Но он же, с другой стороны, является, и предместником той реакции, которая наступила после революции против всего XVIII века.

«Будучи, – говорит Морлей, – первым открыто революционным мыслителем в политике, он вместе с тем был самым горячим реакционером в религии. Его влияние отразилось не только на Робеспьере, но и на Шатобриане, не только на якобинцах, но и на католицизме реставрации.

Таким образом, он более, чем кто-либо другой, дал направление первым эпизодам революции и дал свои силы первому эпизоду реставрации».

Это замечание одного из лучших авторов, дававших характеристику Руссо, можно обобщить. Одною из характерных черт философии XVIII века, является её культурный оптимизм, на почве которого выросла идея прогресса: золотой век еще впереди, и человечество, руководимое просвещением, шествует к этому золотому веку.

Напротив, для Жан-Жака Руссо времена блаженства были далеко позади, в первобытном «естественном состоянии»; просвещение же в его глазах прямо являлось злом.

Основною мыслью всего философствования Руссо было возвращение к естественному состоянию, когда человек был будто бы невинен и наивен, и во имя этого возвращения он объявлял войну разуму, ставя на его место чувство, которое вообще играет первую роль в его философии.

Руссо, в соответствии со своим личным характером, заменял здравое и положительное философское мышление, представителями которого было большинство писателей этого века, чувствительностью, так сильно действовавшею на современных ему читателей.

В его особом способе решать жизненные вопросы заключалась одна из приманок философии Жан-Жака Руссо для громадного большинства читателей, но в то же время он шел вразрез с умственными стремлениями, бывшими в ходу в XVIII в. и ставившими на первый план здравый смысл, а не чувство.

Таким образом, политический революционер был культурным реакционером. В последнем отношении он ближе подходил к массе общества, жившей более эмоциями, чем рассудком, и эта масса лучше его понимала, чем кого-либо другого из писателей XVIII в., все-таки ушедших от неё далеко вперед.

Жан-Жак Руссо ставил перед глазами своих современников новые политические цели, но не только не научал их новым умственным методам, а прямо, наоборот, поддерживал в них привычку жить не столько рассудком, сколько чувством.

Своей проповедью он, несомненно, возбуждал благородные чувства, вызывал интерес и сострадание со стороны обеспеченных классов к оскорбленным и униженным, и указывал обществу на новые задачи в этой области. Но вместе с тем почти исключительное развитие чувства было реакцией против той умственной дисциплины, которую создавала философия XVIII в.

, тем более вдобавок, что метод рассуждений Руссо был как раз наиболее рельефным проявлением того, что составляло самую слабую сторону в мышлении XVIII столетия, рассматриваемом с точки зрения теперешних наших требований научности.

В век развивавшейся критики Руссо был наиболее догматиком, дававшим абсолютные решения самых жгучих вопросов жизни на основании чисто логических построений и заставлявшим верить в непреложную истинность этих решений. Такова общая суть его характеристики. В этом и заключалась его сила над умами современников, но в этом же заключалась и слабая его сторона: настроение заступало место понимания.

Источник: http://rushist.com/index.php/philosophical-articles/2725-kharakteristika-zhan-zhaka-russo

Руссо Жан Жак (1712 – 1778)

Французский социальный и политический мыслитель, революционный демократ, философ.

Особенности этических взглядов Руссо определяются прежде всего его социально-политической позицией.

Отвергая порядки и нормы жизни феодального общества, Руссо восставал также против складывающихся отношений капиталистической эксплуатации, против буржуазного эгоизма, безудержной жажды наживы и связанных с этим нравственных пороков.

Резкой, подчас парадоксальной, критике он подверг основанную на неограниченном господстве частной собственности цивилизацию, придя к выводу, что прогресс культуры в этих условиях привел к социальному и нравственному регрессу, к утрате людьми свободы и счастья.

Основа нравственности по Руссо – в первоначальных, не испорченных рассудочной цивилизацией естественных стремлениях человека, который по природе своей добр, ему присуще самосохранение, не перерастающее в эгоизм и умеряемое естественным состраданием.

Но естественный человек изолирован, поэтому правовые и моральные нормы, регулирующие его поведение в обществе, непосредственно не могут быть выведены из природы. Они возникают в результате общественного договора, создающего коллективный организм – гражданское общество, в котором поступки человека принимают нравственный характер, понятие справедливости занимает место инстинкта, голос долга – место физического импульса.

Важнейшие моральные качества общественного человека, с точки зрения Руссо, — трудолюбие, простота быта и нравов, честность и прямодушие, наконец, гражданственность, самоограничение личного интереса во имя интересов общественных.

Последнее приобретает особое значение, поскольку в построенном на уравнительности и принципе народовластия идеальном обществе, как его мыслил Руссо, хотя и отсутствуют крайности бедности и богатства, обеспечена свобода, равенство и счастье граждан, но сохраняется частная собственность, а вместе с ней и постоянная угроза роста эгоизма.

Руссо отстаивает принцип гражданской дисциплины, допуская суровые меры принуждения по отношению к эгоистическому индивиду.

Авторитет моральных норм, с его точки зрения, должен быть подкреплен также религией.

Отвергая догмы и этику христианства, Руссо, будучи деистом, считает обязательную веру в воздающее и карающее божество условием прочности государства.

Предписания его «гражданской религии» и определяют нормы морали и обязанности граждан, святость общественного договора и законов.

В то же время Руссо оправдывает революцию против деспотизма, нарушившего общественный договор: «Пока народ, принужденный повиноваться, повинуется, он поступает хорошо. Но как только, имея возможность сбросить с себя ярмо, народ сбрасывает его, он поступает еще лучше».

Из всей системы взглядов Руссо вытекают его новаторские для того времени педагогические идеи.

Главную задачу воспитания Руссо видел в формировании человека и гражданина без применения насилия над личностью ребенка путем развития его естественных задатков и способностей.

Идеи Руссо оказали влияние на социально-политические и этические взгляды деятелей французской революции, особенно якобинцев (проповедь «республиканской добродетели», осуждение эгоизма и богатства, культ «верховного существа»).

Скованный рамками мелкобуржуазного умеренно-уравнительного идеала, Руссо не мог последовательно решить проблему гармонии частного и общего интереса, снять противоречие «гражданина» и «человека».

«Словарь по этике» под ред. О.Г.Дробницкого и И.С.Кона

Конфуций (Кун-цзы, Кун-Фу-цзы) (551 – 479 до н.э.)

Сократ (469 – 399 до н.э.)

Демокрит (ок.460 – 370 до н.э.)

Платон (427 – 347 гг. до н.э.)

Аристотель (384 – 322 до н.э.)

Цицерон Марк Туллий (106 – 143 гг. до н.э.)

Марк Аврелий (121 – 180)

Лютер Мартин (1483 – 1546)

Ларошфуко (1613 — 1680)

Блез Паскаль (1623 – 1662)

Руссо Жан Жак (1712 – 1778)

Иммануил Кант (1724 – 1804)

Сен-Симон Клод Анри де Ревруа (1760— 1825)

Гегель (1770 – 1831)

Фурье Шарль (1772 – 1837)

Людвиг Фейербах (1804 – 1872)

Источник: http://vuzirossii.ru/publ/istorija_filosofija/russo_zhan_zhak/42-1-0-5288

Ссылка на основную публикацию