Личностная тревожность
Находясь в обществе, человек взаимодействует с другими, проявляя свои качества. В таких ситуациях, в социальной сфере, он лучше всего может испытывать чувство тревожности.
Личностная тревожность являет собой повышенную склонность к беспокойству и тревожным переживаниям без особых на то причин. Ее появление может быть связано с некоторыми изменениями в гормональном фоне организма человека, а также с тем, что человек привлекает к себе всеобщее внимание и ему от этого неприятно.
Ситуативная и личностная тревожность проявляется, когда человек попадает в неприятную для него ситуацию (к примеру, для студента это может быть сдача экзамена, которого он с опасением ждал).
В данной ситуации негативные психологические состояния, тревожность накапливается у человека еще задолго до появления неприятной ситуации. И достигает своего максимума личностная тревожность в момент, например, когда студент тянет билет.
Ситуативная тревожность иногда, в зависимости от своей масштабности, может перерасти в невроз.
Любая тревога отрицательно влияет на психологическое состояние личности, поэтому не будет лишним диагностика и коррекция личностной тревожности.
Диагностика беспокойных состояний
Уровень как страхов, так и личностной тревожности измеряется при помощи тестов Кеттела. Опрос создан для оценки дополнительных личностных качеств опрашиваемого. А тест Спилберга-Ханина применяется для определения уровня вашей тревожности в обычном состоянии. На вопросы опросника необходимо отвечать, не обдумывая долго.
Шкала реактивной и личностной тревожности позволяет также определить степень неуверенности, внушаемости и несамостоятельность личности в принятии в любых решений и осуществления каких-либо действий. Она состоит из двух частей-опросников.
С их помощью определяется уровень реактивной личностной тревожности в атмосфере сложной, неприятной психологической ситуации и уровень тревожности личности, как индивидуальной черты человека, что на момент прохождения теста не зависит от какой-либо конкретной ситуации.
Также существует еще один вид шкалы для определения тревожности: шкала личностной тревожности Прихожан. Она быларазработана на основе «Шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондаша. Ее особенность в том, что уровень тревоги определяется оцениванием самой личности обыденных ситуаций , которые могут вызвать чувство страха, беспокойства, тревоги.
Данная методика дает возможность проводить опрос не индивидуально, а при помощи раздачи бланков опрашиваемым. Стоит отметить, что причины появления личностной тревожности стоит искать, проанализировав ход своих мыслей, связанных с определенным страхом, беспокойством. Тревога может быть вызвана чем-то, что когда-то вас пугало и было вытеснено вашим сознанием в подсознание.
Источник: https://womanadvice.ru/lichnostnaya-trevozhnost
Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических исследованиях
Полшкова Т. А. Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических исследованиях [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 107-110. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3495/ (дата обращения: 18.05.2018).
Существует широкий спектр различных определений тревоги и тревожности. В современной психологии принято различать «тревогу» и «тревожность», хотя ещё полвека назад это различие было неочевидным. Сейчас эта дифференциация характерна как для отечественной, так и для зарубежной психологии [12, С. 12].
В самом общем смысле, согласно «Краткому психологическому словарю», тревога определяется как эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий [9, С 407].
В отличие от тревоги, тревожность в современной психологии рассматривается как психическое свойство и определяется как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги [там же С. 408].
Ни одна психологическая проблема не претерпела таких спадов и подъёмов в своём изучении как проблема тревожности. Если в 1927 г. в Psychological Abstracth приводилось всего три статьи, то в 1960-м — уже 222, а в 1995-м — более 600 [1, С. 5].
В отечественной психологии период активных исследований тревожности приходился на 1970-е — начало 1990-х гг.
https://www.youtube.com/watch?v=ubyyas66Wkw
В психологической литературе мало найдется таких психологических явлений, значение которых одновременно оценивается и чрезвычайно высоко, и достаточно узко, даже функционально. Но такова тревожность.
С одной стороны, это «центральная проблема современной цивилизации», как важнейшая характеристика нашего времени: «XX век — век тревоги». Ей придается значение основного «жизненного чувства современности».
С другой — психическое состояние, вызываемое специальными условиями эксперимента или ситуации (соревновательная, экзаменационная тревожность), «осевая симптома» невроза и т. п. [3, С. 32].
В отечественной литературе исследований по проблемам тревожности очень мало, и они носят достаточно фрагментарный характер. Можно думать, что это обусловлено не только известными социальными причинами, но и тем влиянием, которое оказали на развитие западной общественной и научной мысли такие направления, как психоанализ, экзистенциальная философия, психология и психиатрия [16, С. 9].
В последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению тревожности существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности, тревогу и тревожность. Вместе с тем необходимо отметить, что и в настоящее время в нашей стране тревожность исследуется преимущественно в узких рамках конкретных, прикладных проблем (школьная, экзаменационная, соревновательная тревожность и др.) [16, С. 4].
Понятие тревожности занимает важное место в психологических теориях и исследованиях, с тех пор как З. Фрейд подчеркнул её роль при неврозах [8, С. 314]. В 90-е гг. XIX в. З. Фрейд впервые определил тревогу как следствие неадекватной разрядки либидо. Впоследствии он проводит ряд уточнений первоначальной концепции тревоги.
Теперь он связывает тревогу с состоянием нарастающего психического напряжения, которое является в свою очередь результатом, не находящей выхода энергии либидо. И затем в «Лекциях по психоанализу» (1916–1917) он уже однозначно говорит о том, что возбуждение, не завершившееся разрядкой, превращается в страх и проявляется в неврозах страха.
Таким образом, страх и тревога видятся как обратные, отрицательные стороны сексуального влечения [6, С. 57].
Только впоследствии, в процессе разработки метапсихологии З. Фрейд определяет тревогу как функцию Эго. С этой точки зрения тревога приобретает адаптивную функцию, ее назначение состоит в предупреждении индивида о надвигающейся угрозе, с которой необходимо как-то справиться [там же].
Этому представлению, не хватает широко принятого определения [1, С. 109].
Так А. М. Прихожан указывает, что тревожность — это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента [14, С. 4].
Н. Д. Левитов рассматривает тревожность как психическое состояние, выражающееся в состоянии опасения и нарушения покоя, вызываемых возможными неприятностями [10, С. 46].
Г. М. Бреслав определяет, что тревожность — личностная черта, отражающая уменьшение порога чувствительности к различным стрессовым агентам.
Тревожность выражается в постоянном ощущении угрозы собственному «я» в любых ситуациях; тревожность — это склонность к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальности [5, С. 473].
Изучающие тревожность авторы: К. Гольдштейн, З. Фрейд, К. Хорни, согласны с тем, что тревожность есть диффузное опасение и что главное различие между тревожностью и страхом состоит в том, что страх является реакцией на специальную опасность, а тревожность, беспредметна. Особой характеристикой тревожности является ощущение неопределенности и беспомощности перед лицом опасности [13, С. 215].
Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень полезной тревоги.
О. Х. Маурер считал, что основная функция тревожности — сигнализирующая, она ведет к тому, что подкрепляются такие реакции и такие формы поведения, которые способствуют предотвращению переживания более интенсивного страха или уменьшают уже возникший страх [14, С. 93].
Тревожность как сигнал об опасности привлекает внимание к возможным трудностям, препятствиям для достижения цели, содержащимся в ситуации, позволяет мобилизовать силы и тем самым достичь наилучшего результата. Поэтому нормальный уровень тревожности и страха рассматривается как необходимый для эффективного приспособления к действительности и свойственен всем людям [7, С. 16].
В психологической литературе, можно встретить разные определения понятия тревожности, хотя большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцировано — как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.
Основной причиной многозначности и семантической неопределенности в концепциях тревожности является то, что термин используется, как правило, в двух основных значениях, которые взаимосвязаны, но относятся все-таки к совершенно различным понятиям.
Чаще всего термин «тревожность» используется для описания неприятного по своей окраске эмоционального состояния (Т — состояние) или внутреннего условия, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства.
Мрачных предчувствий, а с физиологической стороны — активацией автономной нервной системы. Состояние тревоги возникает, когда индивид воспринимает определенный раздражитель или ситуацию как несущие в себе актуально или потенциально элементы опасности, угрозы, вреда.
Состояние тревоги может варьировать по интенсивности и изменяться во времени как функция уровня стресса, которому подвергается индивид [18, С. 14].
Термин «тревожность» используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности индивида испытывать это состояние. В этом случае тревожность означает черту личности.
Тревожность, как черта, или личностная тревожность, не проявляется непосредственно в поведении.
Но её уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у индивида возникают состояния тревоги [2, С. 89].
Ч. Д. Спилбергер понимает под обеими мерами тревожности следующее [19, С. 354]. Состояние тревожности (Т — состояние) характеризуется субъективными, сознательно воспринимаемыми ощущениями угрозы и напряжения, сопровождаемыми или связанными с активацией ли возбуждением автономной нервной системы.
Тревожность как черта личности (Т-свойство), по-видимому, означает мотив или приобретенную поведенческую диспозицию, которая предрасполагает индивида к восприятию широкого круга объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу, побуждая реагировать на них Т-состояниями, интенсивность которых не соответствует величине объективной опасности [17, С. 106].
Тревожность в данный момент (реактивная или ситуативная тревожность как состояние) характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью.
Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушение внимания, иногда нарушение тонкой координации.
Личностная тревожность (устойчивая характеристика человека) характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги [там же].
Современные исследования тревожности направлены на различие ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, являющейся стабильным свойством личности, а также на разработку методов анализа тревожности, как результата взаимодействия личности и ее окружения [цит. по 20, С. 328].
На основе анализа отечественных и зарубежных исследований были определены различия ситуативной и личностной тревожности (таблица 1).
Таблица 1
Сравнительная характеристика ситуативной и личностной тревожности
Параметры | Личностная тревожность | Ситуативная тревожность | ||
Сфера проявления | В самых разнообразных ситуациях, во многих сферах, особенно там, где необходимо преодолевать трудности (реальные или мнимые).Характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Человек, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. | В конкретной ситуации связанной с оценкой сложности и значимости деятельности, а также реальной и ожидаемой оценкой.Характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Ситуативная тревожность по Ч. Д. Спилбергеру больше отражает эмоциональные реакции [17, С. 94]. | ||
Причины | По Ч. Д. Спилбергеру личностная тревожность — это устойчивая склонность человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением ситуативной тревожности [11, С. 37] | По Ю. Л. Ханину ситуативная тревожность возникает как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, опасение потерять что-то очень значимое — любимого человека, работу, материальные или нематериальные ценности). Реакция может быть разной по интенсивности и динамичности во времени. | ||
Факторы | Тип высшей нервной деятельности, темперамент, характер, воспитание и приобретенные стратегии реагирования на внешние факторы [17, С. 106]. | По Ч. Д. Спилбергеру: «…текущими проблемами и переживаниями. Так перед ответственным событием у большинства людей она значительно выше, чем во время обычной жизни». | ||
Результат | Конструктивный | Деструктивный | Конструктивный | Деструктивный |
При низкой мотивации тревожность повышает активность и способствует достижению высокого результата. Побуждает: к поиску и конкретизации опасности; активному исследованию ситуации для определить угрожающий фактор | -агрессия;—чрезмерная зависимость;—заниженная самооценка;—мрачный пессимизм—высокий уровень активации;—неуверенность в себе [15, С. 58].При высокой мотивации тревожность снижает уровень активности и стремление к высоким результатам. | -человек более серьезно и ответственно подходит к решению возникающих проблем [4, С. 76]. | -нарушение высших психических функций;—напряжение,—озабоченность,—нервозность,—чувство страха перед, грозящей неудачей,—невозможность принять решение.Высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями. |
Таким образом, проблемой тревожности занимались многие психологи: Л. И. Божович, К. Гольдштейн, К. Изард, Р. Мэй, И. П. Павлов, А. М. Прихожан, Г. С. Салливэн, Ч. Д. Спилбергер, Дж. Тейлор, А. Фрейд, З. Фрейд, Ю. Л. Ханин, К. Хорни, А. Эллис и др.
Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень полезной тревоги.
Ситуативная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, нервозностью.
Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.
Повышенная тревожность, обусловленная страхом возможной неудачи, оценки со стороны взрослых или сверстников, является приспособительным механизмом, повышающим ответственностьиндивидуума перед лицом общественных требований и установок.
Литература:
Астапов В. М. Тревога и тревожность. СПб.: Питер, 2001. 256 с.
Астапов В. М. Тревожность у детей. М.: Изд-во:ПЕРСЭ, 2001. 146 с.
Астапов В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. — 1992. — № 5. С. 32–41.
Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Воронеж, 2005. — 352с.
Бреслав Г. М. Психология эмоций: Учеб. пособие для вузов. М.: Смысл, 2007. 544 с.
Бурлакова Н. С., Олешкевич. В. И. Детский психоанализ: Школа Анны Фрейд: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд-во Академия, 2005. 288 с.
Долгова В. И., Кормушина Н. Г. Коррекция страха смерти у подростков: Монография, Челябинск: ООО Изд-во РЕКПОЛ, 2009. 324 с.
Изард К. Э. Эмоции человека: пер. с англ.: В. Мисник, А.Татлыбаева. СПб.: Питер, 2011. 460 с.
Краткий психологический словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Академия, 2007. 432 с.
Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 2004. 343 с.
Леонтьев Д. А. Экзистенциальная тревога и как с ней не бороться // Московский психотерапевтический журнал. — 2003. — № 2 — С. 107–119.
Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. СПб.: Изд-во: Речь, 2007. 248 с.
Мэй Р. Смысл тревоги / перевод с английского: М. И. Завалова, А. Ю. Сибуриной. М.: Класс, 2001. 384 с. С. 215–221.
Погорелова Е. И. Тревога как фактор развития личности (На примере преодоления экстремальных ситуаций): Дис. канд. психол. наук: Таганрог, 2002. 151 c.
Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / Психологическая наука и образование — 1998 — № 2 — С 11–18.
Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2000. 304 с.
Ханин Ю. Л. Исследование тревоги в спорте // Вопросы психологии. — 1978, -№ 6. — С. 94–106
Ханин Ю. Стресс и тревога в спорте. М.: Физкультура и спорт, 2003.288с.
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер, 2003. 436 с.
Хорни К. Невротическая личность нашего времени. СПб.: Питер, 2002. 224 с.
Источник: https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3495/
1.3 Типы, виды и уровни тревожности
Проведя анализ сущности и источников тревожности, перейдём к рассмотрению её типов, видов и уровней.
Типы тревожности
По мнению 3. Фрейда, назначение тревоги состоит в том, чтобы предупреждать индивида о надвигающейся угрозе, которую надо либо встретить, либо избежать. Таким образом, тревога дает возможность личности реагировать в угрожающих ситуациях адаптивным способом.
Состояние неудовлетворенности собой, тревожности и беспокойства, которые часто возникают у человека, являются по Фрейду, субъективным эмоционально окрашенным отражением в сознании человека борьбы «Оно» и «Сверх — Я», неразрешимых или неразрешенных противоречий между тем, что побуждает поведение на самом деле («Оно») и тем, что им должно бы руководить («Сверх — Я»).
Зависимость от того, откуда исходит угроза для «Эго», от «Оно» или «Сверх — Я», 3. Фрейд выделяет три типа тревоги, которые описаны ниже.
Реалистическая тревога. Когда действительно для тревоги есть место. Возникает эмоциональный ответ на угрозу или понимание реальных опасностей от внешнего мира. Реалистическая тревога «стихает» как только исчезает сама угроза.
Невротическая тревога обусловлена боязнью, что «Эго» окажется неспособным контролировать инстинктивные побуждения «Оно», особенно сексуальные или агрессивные. Моральная тревога. Это есть угроза наказания «Эго» со стороны «Сверх — Я».
Возникает всегда, когда «Оно» стремится к активному выражению без нравственных мыслей или действий и «Сверх — Я» за это отвечает чувством вины, стыда, самообвинения.
Анализ взглядов других авторов на проблему тревожности показывает, что они также представляют ее как комплекс феноменов, включающих страх, один или несколько дополнительных аффектов и различные когнитивно — аффективные структуры.
Кроме выделенных З.Фрейдом типов тревожности, современные исследователи ведут речь о видах тревожности.
Виды тревожности.
Проведенные Л.И. Божович исследования позволили сделать вывод о том, что аффективные переживания в жизнедеятельности субъекта выполняют крайне важную функцию.
Одной из основных является функция осведомления, она дает человеку информацию о том, в каких отношениях с окружающей средой он находится и в соответствии с этим ориентируют его поведение, побуждая субъект действовать в направлении, уменьшающем или полностью ликвидирующим возникающий разлад. Автор выделяет два вида тревожности — адекватную, отражающую объективное отсутствие условий для удовлетворения той или иной потребности, и неадекватную, когда имеются такие условия удовлетворения потребностей. На основе подхода, разработанного Л.И. Божович, A.M. Прихожан обосновала эти два вида тревожности у подростков в общении со сверстниками:
— адекватная, являющаяся реакцией на реальное неблагополучие подростка в отношениях со сверстниками;
— неадекватная, которая при объективном благополучии порождается конфликтным строением самооценки, при этом суть -переживаний неадекватной тревожности заключается в наличии постоянных колебаний между высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой. Нейтральные ситуации также оцениваются как угрожающие.
Дальнейшие исследования A.M. Прихожан показали, что в подростковом возрасте неадекватная тревожность в большинстве случаев имеет вид «разлитой» тревожности, захватывающей самые разнообразные сферы. У подростков тревожность (до 55% высоко тревожных подростков) как устойчивое образование личности оказывается связанной с интимными механизмами личностного развития.
Итак, в одних случаях люди склонны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою «тревожность» лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств. Исходя из этого, многие авторы ведут речь о тревожности как о свойстве (личностная) и как о состоянии (ситуативная).
Состояние тревожности весьма изменчиво и чаще всего способствует осознанию личностью своего положения в окружающем мире. Таким образом, тревожность — индивидуально-психологическая особенность личности, выражающаяся в склонности человека к переживанию состояния тревоги, неадекватного ситуации, либо наличие низкого порога его возникновения.
Личностная тревожность может рассматриваться как довольно стабильная личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых разных жизненных ситуациях, даже таких, которые объективно к этому не располагают.
Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное.
Человек, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затрудняются контакты с окружающим миром. Такие люди испытывают трудности в принятии решений.
Говоря о личностной тревожности, мы можем отметить, что в этом случае говорим о личностном образовании. Выделенный психологами другой вид тревожности, называют ситуативной, реактивной или тревожность как состояние.
Ситуативную тревожность порождают некоторые конкретные ситуации, которые объективно вызывают беспокойство. Данное состояние может возникать у любого человека в преддверии возможных неприятностей. Это состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями, напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Оно может быть разным по интенсивности и динамичности.
Ситуативную тревожность можно рассматривать в трех аспектах, которые существенно влияют на результативность значимой (соревновательной, исполнительской, управленческой, производственной) деятельности: межличностная ситуативная тревога, внутригрупповая ситуативная тревога и деятельностная (предрабочая, рабочая, послерабочая, оптимальная) ситуативная тревога. Говоря о межличностной и внутригрупповой ситуативной тревоге, отметим, что обе категории касаются эмоциональных переживаний человека в конкретный промежуток времени и позволяют зафиксировать интенсивность выраженности ситуативной тревоги, возникающей в процессе реальных, прошлых или отражаемых контактов с конкретными партнерами или группой людей. Деятельностная ситуативная тревога представляет собой эмоциональные переживания, испытываемые человеком при выполнении конкретной задачи (до, во время или после выполнения).
Ввиду возможности изменения имеющегося нервно — психического состояния, для нас наибольший интерес представляет именно ситуативная тревожность или тревожность как состояние. Кроме выделения типов и видов тревожности психологи считают необходимым говорить и об уровнях тревожности.
Уровень тревожности.
Нельзя считать нормальным отсутствие каких-либо проявлений тревожности. Н.Ф. Лукьяновой и Е.Н. Лобовой показано, что полное отсутствие тревожности, точно также как и завышенная тревожность, находятся в ряду причин, приводящих к дезорганизации деятельности.
Заниженная тревожность вызывает недооценку стрессовых ситуаций и излишнюю уверенность в своих возможностях, что, в конечном итоге, выливается в ошибки в профессиональной деятельности.
В некоторых работах доказывается, что определенный уровень тревожности может выступать в роли положительного фактора в эмоциональных условиях деятельности человека, поскольку ее можно рассматривать «не только в роли неблагоприятного нервно-психического фона, но и в роли стимулятора потребности в саморегуляции».
Говоря об уровнях тревожности, И.В. Имедадзе предлагает говорить о низком и высоком уровнях, Г.Ш. Габдреева — о пониженном, оптимальном, повышенном. Мысль о существовании оптимальных значений личностной тревожности подтверждается исследованиями Л.Н. Собчик.
Обнаружено, что лучше всего контролируют свое психическое состояние лица с умеренным (оптимальным) уровнем тревожности, тогда как лица с высокой тревожностью склонны к реакциям растерянности и паники в условиях стресса.
Низкотревожные легко впадают в сноподобное или сонное состояние, у них резко снижается способность к самоконтролю. По общему замечанию Ю.Л.
Ханина «оптимальная ситуативная тревога характеризует индивидуальный уровень ситуативной тревожности, способствующей достижению конкретным человеком наивысшего возможного для него результата». Оптимальная ситуативная тревожность обеспечивает надежное, стабильное и качественное выполнение деятельности с достижением реально доступных для человека результатов.
В настоящее время принято говорить о так называемой мобилизующей и расслабляющей тревожности. Расслабляющая тревога парализует личность в ответственные моменты, а мобилизующая как бы дает действиям человека дополнительный импульс. В последнем случае человек может сделать даже то, что, казалось бы, ему совершенно не под силу.
Выделяют две группы признаков проявления тревоги: первые — внутренние, соматические признаки, возникающие у человека под влиянием волнения (учащенное сердцебиение, сухость во рту, ком в горле), вторые — внешние поведенческие реакции (теребят одежду, волосы или какой-то предмет, кусают ногти, сжимают кулаки и другие невербальные жесты).
Возникающая внутренняя неудовлетворенность требует от человека поиска выхода. Появляется соблазн избежать тревогу, уйти от боли. Выделяют четыре способа такого бегства.
1. Разрыв связи между состоянием тревоги и ситуацией, вызывающей ее через создание ложно-иллюзорного мира, где нет чувства тревоги. Так как переживать смутное и неопределенное чувство тревоги мучительно, то человек пытается избавиться от него, заменяя страхом.
Страх прост, ясен и связан с конкретной ситуацией. Так как причины тревоги не устраняются, то мир иллюзий совершенствуется.
Страх перерабатывается и сменяется: а) ритуальными действиями; б) уходом в фантазии, которые проживаются в жизни; в) появлением односторонних увлечений, которые так захватывают, что не оставляют места никаким другим интересам.
2. Типичный способ бегства от тревоги — агрессивность. Унижая других, агрессивный человек избавляется от собственного чувства неуверенности, от сознания своей униженности, неспособности жить так, как хотелось бы. Чаще всего у таких людей в глубине души тревожная рассеянность, внутренний конфликт.
3. Апатия, вялость, безынициативность, отсутствие живых эмоциональных реакций мешают увидеть те конфликты, переживания, которые породили тревогу.
4. Последний, также распространенный способ ухода от тревоги — превращение ее в заболевание. Соматические признаки тревоги, углубляясь, могут стать симптомами серьезных заболеваний, расстройств.
Такое расстройство может быть не только проявлением тревоги, но и заменять ее. Эмоциональное состояние приходит в норму, но за счет ухудшения физического здоровья. Все эти способы неконструктивны и ведут в тупик, из которого самому очень трудно выбраться.
Ведь ни один из этих способов не дает полного освобождения.
Так как переживать смутное и неопределенное чувство тревоги мучительно, то человек пытается избавиться от него, заменяя страхом. Страх ясен, он связан с конкретной ситуацией (например, боязнь темноты).
К тому же, если чувство тревоги угнетает, оно невыносимо, то страх-заменитель может мобилизовать, дать большее чувство безопасности. Поскольку причины тревоги не устраняются, то мир иллюзий совершенствуется.
Страх перерабатывается и сменяется ритуальными действиями; уходом в фантазии, которые противопоставляются жизни; появлением односторонних увлечений, которые не оставляют места никаким другим интересам. Здоровое увлечение соединяет личность с миром, с друзьями.
Тревожное состояние способствует созданию замкнутого мирка, становится самоцелью человека, единственным способом утвердить себя, не вспоминая о жизни.
Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта. Уровень тревожности показывает внутреннее отношение ребенка к определенному типу ситуаций и дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми.
Личность с повышенным уровнем тревожности, а именно с личностной тревожностью склонна воспринимать угрозу своей самооценке. Как правило, у нее формируется неадекватная заниженная самооценка (см. выше).
Типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная тревожность, выражающаяся в склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, в том числе в таких, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают.
Очевидно, что дети, имеющие такую самооценку, находятся в постоянном психическом перенапряжении, которое выражается в состоянии напряженного ожидания неприятностей, нарастающей, несдерживаемой раздражительности, эмоциональной неустойчивости.
Как известно, что в большинстве случаев, дети, испытывающие тревожное расстройство, становятся либо агрессивными, конфликтными, драчливыми, либо более замкнутыми, апатичными, что в свою очередь влияет на их взаимоотношения со сверстниками, т.е на социальный статус. На низкий социальный статус влияют некоторые трудности психологического характера: негативный образ «Я», чувство социальной отверженности и чувство зависимости.
Источник: http://psy.bobrodobro.ru/46021
Тревожность
Тревожность человека – это индивидуально-личностная психологическая особенность, обнаруживающаяся в склонности субъектов постоянно ощущать сильнейшую тревогу по незначительным поводам.
Зачастую тревожное расстройство расценивается в качестве личностной черты либо трактуется как особенность темперамента, возникающая вследствие слабости нервных процессов.
Вдобавок к этому, повышенная тревожность нередко рассматривается в качестве совместной структуры, объединяющей черту личности и особенность темперамента. Состояние тревоги заключается в ощущении дискомфорта или предвидение некой угрозы.
Описываемое расстройство, как правило, относят к невротическим нарушениям, другими словами к патологическим состояниям, психогенно обусловленным и характеризующимся отсутствием личностных нарушений.
Личностная тревожность, преимущественно, повышена у лиц с девиантным поведением, у индивидов, имеющих нервно-психические недуги или страдающих тяжелыми соматическими заболеваниями, переживающих последствия травм психического характера. В целом состояние тревожности – это субъективная реакция на личностное неблагополучие.
Причины тревожности
Современной науке неизвестны точные причины, провоцирующие развитие данного состояния, но можно выделить ряд факторов, способствующих зарождению тревоги, среди них выделяют: генетическую предрасположенность, неправильное питание, отсутствие физической активности, негативное мышление, опыт, соматические заболевания, окружающую среду.
Многие ученые считают, что уровень тревожности закладывается на генетическом уровне. Каждый индивид имеет специфический набор генов, так называемое «биологическое оформление».
Нередко человек ощущает повышенный уровень тревоги вследствие того, что она всего лишь «вмонтирована» в его генетический код. Такие гены провоцируют существенный химический «перекос» в головном мозге.
Именно дисбаланс и порождает беспокойство.
Также существует биологическая теория, которая утверждает, что повышенная тревожность обусловлена наличием некоторых биологических аномалий.
Тревога может быть спровоцирована неправильным питанием и отсутствием физической активности, которая имеет решающее значение для здоровья. Занятия спортом, бега и другая физическая нагрузка являются превосходными способами снятия напряжение, стрессового воздействия и излишнего беспокойства. Благодаря такой активности человек может направить в здоровее русло гормоны.
Большинство психологов считает, что человеческие думы и установки являются ключевыми факторами, воздействующими на их настроение, а, следовательно, на тревожность. Личный опыт индивида также нередко становится причиной беспокойства. Приобретенный негативный опыт может в дальнейшем в сходных ситуациях вызывать страх, который увеличит уровень тревожности и повлияет на успех в жизни.
Кроме того, высокая тревожность может быть спровоцирована недружелюбной или новой средой. В нормальном состоянии, беспокойство является сигналом того, что индивид находится в опасной ситуации, но если уровень тревожности опасности не соответствует со степенью опасности, то такое состояние необходимо исправлять.
Данное состояние нередко является сопутствующим симптомом некоторых соматических недугов и заболеваний психики. Сюда, прежде всего, можно отнести различные нарушения эндокринного характера, гормональный сбой во время менопаузы у женщин, неврозы, шизофрению, алкоголизм. Нередко внезапное чувство тревоги является предвестником инфаркта или свидетельствует о снижении в крови уровня сахара.
Все перечисленные выше факторы не у всякого индивида могут спровоцировать тревожность, возраст индивида нередко играет определяющую роль в возникновении тревожности.
Неофрейдисты, в частности К. Хорни и Г. Салливан, полагали, что базисной причиной тревожности является ранний неблагополучный опыт отношений, который спровоцировал развитие базальной тревоги. Подобное состояние сопутствует личности всю жизнь, влияя в значительной степени на ее взаимоотношения с социальным окружением.
Бихевиористы расценивают тревожное состояние результатом научения. Согласно их позиции, тревогой является заученная реакция человеческого тела на опасные ситуации. Эта реакция в дальнейшем переносится на другие обстоятельства, вызывающие ассоциацию с известной угрожающей ситуацией.
Признаки тревожности
Обычные симптомы тревожности:
— неспособность расслабиться;
— ощущение недомогания;
— чувство волнения;
— панические атаки;
— беспокойный сон;
— ощущение неспособности справиться с собой.
Физические симптомы тревожности:
— нарастающее мускульное напряжение, провоцирующее болевые ощущения в области головы;
— ригидность мышц шеи или плеч;
— со стороны вегетативной нервной системы – повышенное возбуждение (редко).
Состояние тревожности порождает устойчивую борьбу индивида с самим собой, что воздействует на весь организм в целом либо на отдельные его системы. Так, например, следствием панических приступов или учащенного дыхания может стать головокружение либо слабость. В подобном состоянии индивид утрачивает контроль над ситуацией. Зачастую у него может появляться страх или боязнь внезапной смерти.
Взволнованный человек испытывает слабость, у него повышается потоотделение, он может в любую секунду заплакать. Встревоженного субъекта довольно просто испугать, поскольку он чересчур чувствителен к шуму. Кроме описанных выше признаков, нередко наблюдается затрудненное глотание или дыхание, сухость во рту, сильное сердцебиение, болевые ощущения либо чувство стеснения в грудной области.
Также к перечисленным проявлениям следует добавить нарушение пищеварения, боли в эпигастрии, метеоризм, тошнота. Возможно учащение мочеиспускания или острая потребность в немедленном опорожнении мочевого пузыря, диарея, ослабление либидо.
Все рассматриваемые признаки имеют субъективную обусловленность, а именно существует связь: тревожность, возраст или зависимость от половой принадлежности.
Так, например, у мужчин в состоянии повышенной тревоги могут возникнуть случаи полового бессилия, а у представительниц слабого пола – менструальные боли.
У детей высокая тревожность проявляется подавленным настроением, плохо налаженными контактами со средой, которая его пугает, что со временем может привести к занижению самооценки и устойчивому пессимистическому настрою.
Все проявления также обусловлены и типом тревоги, а именно личностная тревожность и ситуативная, мобилизующая и расслабляющая, открытая и скрытая.
Первый тип является личностным образованием, которое обнаруживается в устойчивой склонности к тревожности и волнениям в независимости от тяжести жизненных обстоятельств. Он отличается ощущением необъяснимого страха и угрозы.
Индивид с такой чертой личности готов все события воспринимать как опасные.
Ситуативная тревожность вызывается определенной ситуацией либо событием, которое порождает беспокойство. Подобное состояние может обнаружиться у каждого индивидуума перед серьезными жизненными трудностями и возможными неприятностями, что считается нормой, поскольку способствует мобилизации ресурсов человека.
Мобилизующая тревожность дает дополнительный посыл к действиям, расслабляющая – в ответственные моменты парализует личность. Также исследователями было доказано, что состояние тревожности изменяется во времени как функция степени стресса, которому подвергается человек и варьируется по интенсивности.
Диагностика тревожности проводится посредством различных методик, среди которых используются вопросники, рисунки и всевозможные тесты.
Коррекция тревожности
Ежегодная диагностика тревожности выявляет огромное число детей с наличием признаков тревоги и страха.
Снятие тревожности у детей сопряжено с определенными сложностями и может занимать достаточно продолжительное время. Психологи рекомендуют коррекционную работу проводить одновременно в нескольких направлениях.
В первый черед, необходимо устремить все силы на повышение детской самооценки. Данный этап довольно продолжителен и требует ежедневной работы. Нужно к крохе стараться обращаться по имени, чаще искренне хвалить его, отмечать его успехи в присутствии ровесников.
При этом малыш должен хорошо понимать, за что он получил похвалу.
Одновременно с повышением самооценки необходимо обучать кроху способности контролировать себя в определенных, наиболее тревожащих его ситуациях. На этом этапе применяются игры, направленные на снижение тревожности и ее различных проявлений.
Максимальным эффектом обладают сюжетные игры и драматизации. Для их реализации используют специально выбранные сюжеты, помогающие снять тревогу. Любые барьеры крохам легче преодолевать через игровую деятельность.
Кроме того, в игровом процессе происходит перенос отрицательных личностных качеств с малыша на игровой персонаж. Таким образом, ребенок может избавиться на некоторое время от собственных несовершенств, увидеть их словно со стороны.
Кроме того, дошкольник может в игровой деятельности проявить собственное отношение к персональным недостаткам.
Вдобавок к описанным способам, направленным на снижение тревожности, применяют различные методы снятия мышечного напряжения. Здесь лучше использовать игры, связанные с телесным контактом, упражнения на релаксацию, массаж. Очень эффективным методом понижения детской тревожности является раскрашивание лица ненужными мамиными помадами для игры в импровизированный маскарад.
Оптимальным средством, направленным на снятие тревожности у взрослых лиц, используются различные медитативные техники. Секрет успешности медитаций заключается в наличии взаимосвязи, объединяющей негативные эмоции и мышечное напряжение. Снижая мышечную напряженность можно постепенно побороть тревожность.
Лечение тревожности
Первым этапом в лечении тревожности является точное установление причины. Так, например, если тревожное состояние спровоцировано приемом лекарственных препаратов либо наркотических веществ, то лечение будет заключаться в их отмене.
При тревожном расстройстве, вызванном соматическим недугом, в первый черед необходимо лечить главное заболевание. Если у индивида обнаружено первичное тревожное расстройство, в случаях, когда тревога сохраняется и после излечения главного заболевания или отмены лекарств, рекомендована психотерапия и медикаментозное лечение.
Современные препараты, разработанные для снятия тревоги, эффективны, безопасны и легко переносятся. При тревожном расстройстве снизить тревогу и ликвидировать бессонницу позволяет непродолжительный курс бензодиазепинов.
Если пациент, страдает посттравматическим стрессовым нарушением, то показано применение медикаментов в комплексе. Назначение препаратов обусловлено наличием сопутствующих расстройств психики, таких как паническое расстройство, депрессивное состояние, дистимия, алкоголизм и наркомания. В таких случаях показан прием антидепрессантов.
Психологический подход предполагает, как правило, использование методик когнитивно-поведенческой психотерапии. Техники данного подхода направлены на изменение реакций клиента на ситуации, порождающие тревожность.
Кроме того, психологи советуют не забывать и о самопомощи при избавлении от повышенной тревоги. Зачастую индивидам с чрезмерной тревогой помогает смена образа жизни.
Многочисленные исследования доказали, что рост физической активности способствует сжиганию избыточного адреналина и предоставляет двигательному беспокойству здоровый выход.
Также, исследования свидетельствуют, что физическая нагрузка способна повысить настроение и стимулирует выработку более позитивного взгляда на жизнь.
Источник: http://psihomed.com/trevozhnost/
Ситуативная и личностная тревожность интраверта (стр. 1 из 3)
Содержание
Введение ……………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты темы ……………………. 4
1.1. Характеристика интровертного типа ………………. –
1.2. Понятие тревожности………………………………… 6
1.3. Различение ситуативной и личностной тревож- ности ……………….……………………………….. 12
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи активной и реактивной тревожности интроверта …………..……… 14
Заключение ………………………………………………… 20
Список литературы ……………………………………….. 21
Введение
В данной работе предпринята попытка установить соотношение между ситуативной и личностной тревожностью интроверта.
Для этого в эмпирической части работы нами использовалась шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч. Д. Спилберга – Ю. Л. Ханина.
[1] Данная методика позволяет сделать первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки ситуативной или постоянной, то есть личностной.
Результаты методики относятся не только к психодинамическим особенностям личности, но и к общему вопросу взаимосвязи параметров реактивности и активности личности, ее темперамента и характера. Эта методика является развернутой субъективной характеристикой личности, что вовсе не уменьшает ее ценности в психодиагностическом плане.
Цель работы состоит в исследовании взаимосвязи между ситуативной и личностной тревожностью, для чего следует решить следующие задачи :
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Провести эмпирическое исследование на основе методики Ч. Д. Спилберга – Ю. Л. Ханина.
3. Обобщить сделанные выводы.
Гипотеза исследования такова: интроверта характеризует высокая реактивность при средней личностной тревожности.
Глава 1. Теоретические аспекты темы
1.1. Характеристика интровертного типа
Отличительной чертой интраверсии, в отличие от экстраверсии, которая прежде всего связывается с объектом и данными, является ориентация на внутренние личностные факторы.[2]
Интроверты прежде всего интересуются собственными мыслями, своим внутренним миром. Для них больше характерны фантазии, чем для экстравертов. Интровертированная установка предполагает субъективный подход к миру. Каждый объект в восприятии интроверта выступает как субъект. Поэтому для интроверта характерен внутренний диалог.
Письменная речь удается легче устной. Многие интроверты ведут дневники, куда заносят собственные мысли и чувства. Для интровертов выражение “лентяй” не является оскорблением, а излюбленной похвалой.
Опасность для них заключается в том, что если слишком глубоко погрузиться в свое внутреннее Я, то можно утратить контакты с внешним окружением.
Характерна некоторая стилизация, используемая Юнгом в описании черт данного типа: «Интроверт не идет вперед, не приближается, он как будто находится в постоянном отступлении перед объектом. Он держится в стороне от внешних событий, не вступает в них, сохраняя отчетливую неприязнь к обществу, как только оказывается среди большого количества людей.
В большом собрании он чувствует себя одиноким и потерянным. Чем многолюдней коллектив, тем сильнее возрастает сопротивление… Он человек необщительный… Его собственный мир – это безопасная гавань, заботливо выращенный за крепкой стеной сад, закрытый для публики и спрятанный от любопытных глаз.
Самым лучшим остается своя собственная компания»[3]
Неудивительно, что интровертная установка часто рассматривается как автоэроцентрическая, эгоцентрическая, эгоистическая и даже патологическая.
Кратко охарактеризовав проявления интроверсии, перейдем к эмпирическому исследованию.
1.2. Понятие тревожности
Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении.
Человек с повышенной тревожностью впоследствии может столкнуться с различными соматическими заболеваниями. Разобраться в феномене тревоги, а также в причинах ее возникновения достаточно сложно.
В состоянии тревоги мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, на наше соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение.
При этом следует учитывать, что состояние тревоги у разных людей может вызываться разными эмоциями. Ключевой эмоцией в субъективном переживании тревоги является страх.
Следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности.
Тревога — реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределённым ощущением угрозы (в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определённую опасность).
Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают.
Наряду с попытками прийти к согласованному определению для описания состояния тревоги, исследователи пытаются выявить, в чем кроются истинные причины возникновения этого состояния.
Среди возможных причин называются и физиологические особенности (особенности нервной системы — повышенная чувствительность или сензитивность), и индивидуальные особенности, и взаимоотношения со сверстниками и с родителями, и проблемы в школе и многое другое.
Многие специалисты сходятся во мнении, что среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте — неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью.
Тревожность может порождаться как реальным неблагополучием личности в наиболее значимых областях деятельности и общения, так и существовать вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п.
Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности.
У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности.
В целом, тревожность – это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации. Тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности, является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека, актуальность при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих по гипертрофированному телу при постоянной тревожности.
Следовательно, тревожность – это черта личности, готовность к страху. Это состояние целесообразного подготовленного повышения внимания сенсорного и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответствующую реакцию на страх.
Так как, страх – самая главная составляющая тревожности, она имеет свои особенности. Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избежания.
В случае, когда он достигает силы аффекта, он способен навязать стереотипы поведения – бегство, оцепенения, защитную агрессию. Если источник опасности не определен или неопознан, в этом случае, возникающее состояние называется тревогой.
Тревога – это эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагоприятного развития событий.
Л. И. Божович, определила тревогу, как осознаваемую, имевшую место в прошлом опыте, интенсивную болезнь или предвиденье болезни.
В отличие от Л. И. Божович, Н. Д. Левитов, дает следующее определение: «Тревога – это психическое состояние, которое вызывается возможными или вероятными неприятностями, неожиданностью, изменениями в привычной обстановке, деятельности, задержкой приятного, желательного, и выражается в специфических переживаниях (опасения, волнения, нарушения покоя и др.) и реакциях».
Психодинамический подход рассматривает тревожность следующим образом. Согласно З. Фрейду: «страх – это состояние аффекта, т.е.
объединение определенных ощущений ряда «удовольствие – неудовольствие с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятия, а также, вероятно и отражение определенного значимого события».
Страх возникает из либидо, согласно З. Фрейду, и служит самосохранению, является сигналом новой, обычно внешней опасности.
З. Фрейд выделил 3 типа тревоги: реалистическую, невротическую и моральную. Он полагал.
Что тревога играет роль сигнала, предупреждающего «Эго» о надвигающейся опасности, исходящей от интенсивных импульсов.
В ответ «Эго» использует ряд защитных механизмов, включая: вытеснение, проекцию, замещение, рационализацию и др. Защитные механизмы действуют несознательно и искажают восприятие реальности индивидом.
Представительница того – же направления, К. Хорни, утверждает, решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и взрослым. В социальной теории личности К. Хорни выделяет две потребности, которые характерны для детства: потребность в удовольствии (в этом она согласна с З.
Фрейдом) и потребность в безопасности, которую она считает главной потребностью, мотив которой быть мобильным, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. И в этом ребенок полностью зависит от своих родителей.
Возможны 2 пути развития такой личности: если родители обеспечивают эту потребность, результат которой здоровая личность и второй путь, если защиты нет, то формирование личности идет патологическим путем.
Однако основным результатом подобного дурного обращения со стороны родителей является развитие у ребенка установки базальной враждебности. Ребенок, с одной стороны, зависит от родителей, а с другой, испытывает по отношению к ним чувство обиды, негодования, что естественно приводит к защитным механизмам.
В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасность в родительской семье, направляется чувствами безопасности, страха, любви и вины, выполняющими роль психологической защиты, цель которой подавление враждебных чувств по отношению к родителю, чтобы выжить, все это ведет к базальной тревоге.
Источник: http://MirZnanii.com/a/199537/situativnaya-i-lichnostnaya-trevozhnost-intraverta