Лидер-примат — психология

Лидер-примат

В животном мире лидерство, как правило, совпадает с примативностью.

Примативность — степень доминантности инстинктивных моделей поведения по отношению к рассудочным.
Термин впервые предложен Анатолием Протопоповым в книге «Трактат о любви, как её понимает жуткий зануда». Может применяться как к описанию поведения человека, так и животных.
Ссылки: текст книги «Трактат о любви, как её понимает жуткий зануда»

Высокопримативные особи у обезьян — это экземпляры с повышенной агрессивностью, вспыльчивые, склонные к конкуренции и дракам, любящие власть, секс и не любящие подставлять себя. Те, что уважают только грубую силу и только пока это выгодно лично им.

Разумностью особенно не выделяются, преданность кому бы то ни было, тем более жертвенность, им определенно не свойственна. И такая высокопримативная особь в животном мире почти всегда лидер.

Если же особь низкопримативна (не агрессивна, не склонна к конкуренции и так далее), она не лидер.

В человеческом обществе лидерство и примативность по-прежнему связаны. Низкопримативные особи — это люди смирные и не любящие выделяться, предпочитающие дракам сотрудничество, умеющие уважать и подчиняться, верно дружить, преданно любить, честно работать и думать о последствиях своих действий. Это законопослушные, добропорядочные граждане, они не лезут во власть и не хватаются за лидерство.

Однако, будучи связанными, лидерство и примативность среди людей уже не совпадают. Среди людей примат не обязательно лидер, и лидер — не обязательно примат. В человеческом обществе появляется новая модель лидера: лидер цивилизованный. Цивилизованного лидера от лидер-примата отличают два пункта:

  • отношение к команде
  • отношение к закону

Отношение к команде

Цивилизованный лидер в качестве лидера заботится о интересах дела и команды. Лидер-примат, захватывая лидерство, заботится в первую очередь о интересах своих.

Отношение к закону

Жизнью лидеров управляют куда как более жесткие законы, чем писаные для всех, но то, чем ограничивают себя многие и большинство, им действительно не указ.

В обычной жизни, в рамках ситуативных ожиданий лидер в малой степени подчиняется традиционным условностям и ожиданиям окружающих, активно влияя на окружающих и формируя свои ожидания к ним. Кто в доме хозяин — такие оказываются там и порядки.

В общественной жизни политические лидеры проводят законы, выгодные для них и соответствующие их целям. Цели некоторых лидеров могут соответствовать и реальным общественным потребностям.

Разумный порядок или закон — это некоторое ограничение, ущемляющее в мелочи каждого, но в итоге работающее на всех. Тот, кто не ущемляет себя порядком (законом), кто готов поставить себя выше его — получает преимущества перед остальными, получает возможность занять место лидера.

Чтобы поставить себя выше закона, нужна смелость, а чтобы не попасть под санкции — сообразительность. Сообразительный, без смелости нарушить закон — человек законопослушный. Смелый без сообразительности — хулиган или преступник. Смелость плюс сообразительность — это то, что делает лидеров.

Лидер, который к закону и порядку относится с уважением, без нужды не нарушает его сам, заботится чтобы меньше было нарушений со стороны других, а при возможности корректирует закон, чтобы он больше работал на людей и общество — это лидер цивилизованный. Цивилизованный лидер действует по возможности в рамках закона, а создавая законы, заботится об интересах группы, команды, общества.

Лидер, легко переступающий закон и использующий его в своих интересах — лидер-примат. Лидер-примат всегда тяготеет к использованию запрещенных приемов — хоть в общении, хоть в решении конфликтов, хоть в ведении бизнеса.

Лидер-примат и женщины

Лидеры-приматы очень привлекательны для женщин, хотя для семейной жизни малопригодны: авторитарны, грубы, непостоянны в настроениях, изменяют. Смотри видео из фильма «Принцесса на горошине».

Источник: https://knigarazuma.ru/article/lider-primat

Кто ты: лидер-примат или лидер цивилизованный?

Кто ты: лидер-примат или лидер цивилизованный?

Я перестаю видеть разницу между вашим отношением к человеку и тем, которое проповедует фюрер.

Поторопились, уважаемый пастор!

Впрочем, хорошие новости от этологов: по крайней мере в человеческом обществе самыми высокоранговыми особями теперь становятся не только самые инстинктивно заряженные приматы.

С развитием культуры видовое преимущество все чаще получают те сообщества и фирмы, где лидер прет не всегда, а умно, специализируется не на унижении окружающих, а на поддержке разумных коллег, способен включать голову, контролировать свои эмоции и даже заботиться об общем деле.

• По крайней мере за достойную зарплату.

Проще говоря, не все наши лидеры — приматы, и для вас, как для будущего сильного лидера, заточка клыков — не единственная перспектива. Другая возможность — стать лидером цивилизованным.

Лидер-примат ищет личного первенства и предпочитает разрушительную агрессию, соглашаясь на созидание только по необходимости. Он впереди потому, что любит драться. Лидер цивилизованный работает на нужды группы и предпочитает созидание, используя разрушительную агрессию только по необходимости.

Примату драться нравится, а кушать хочется. Отдаст ли он вам свой пряник? Нет, а ваш при случае отберет. Цивилизованному лидеру нравится, когда сыты все: ваш пряник он у вас не отберет — ни себе, ни чтобы передать кому-то другому, более нуждающемуся, но постарается позаботиться о том, чтобы пряников хватало на всех.

Агрессивному примату нужны другие, чтобы их подчинить и использовать, а власть отдают только дураки. Цивилизованный лидер впереди потому, что это нужно группе, и только тогда, когда это нужно. Будет ли он драться за власть с другим лидером? Возможно, но только тогда и только до тех пор, когда и пока это нужно группе. Его лозунг:

Моя власть служит моей группе, а не моя группа служит моей власти.

Его закон:

Лидер — это тот, кто обслуживает интересы группы.

Славно. Однако: встречаются ли в реальной жизни и реальном бизнесе лидеры в таком рафинированном, этически безупречном виде? Можно ответить уверенно — нет.

Цивилизованные лидеры, напрочь лишенные черт лидера-примата, улыбчивые, белые и пушистые в любой ситуации, живут только в лубочных сказках рядом с историями о зарождении детей в огородной капусте или появляются в предвыборных рекламных роликах.

Самый цивилизованный лидер всегда и, более того, обязательно — не ангел, но в данном случае исключительно уместно высказывание, приписываемое У.

Черчиллю: «Демократия — политическая система с огромным количеством недостатков. Проблема только в том, что все другое или не работает вообще, или работает еще хуже».

Работа лидера и лидерская борьба сродни деятельности военачальника на передней линии фронта, а у фронта — свои законы.

• Вот в этом пункте не торопитесь и примите реальность: война может быть и справедливой, и священной, но чистым делом она не была никогда и никогда не будет.

Не надо путать вопрос об использовании в конкретных ситуациях лидерской работы элементов из арсенала лидера-примата и вопрос о главном выборе лидера: вы для группы или группа для вас. В каких ситуациях и в какой мере цивилизованный лидер может и должен использовать приемы из арсенала лидера-примата — вопрос отдельный и обсуждаемый…

• позже мы обязательно к нему вернемся: смотри главу «Схватки лидеров»…

… но главный выбор должен быть сделан каждым:

Кто вы: лидер-примат или лидер цивилизованный?

Если, кроме себя, вам нравятся и другие люди, если вам интересен долгий и вкусный успех, а не постоянные бо-далки с переменными синяками, если вас ждут не мелкие интриги, а великие дела, то воспитывать в себе следует в первую очередь не примата, а лидера цивилизованного. Это действительно перспективнее.

Итак,…

Источник: https://psibook.com/library/1409/6.html

Лидерство и руководство: в малых группах, организации, стили

Любая группа существует по определённым законам, на которых основаны внутренние процессы контроля. Управленческие функции в каждом коллективе специфичны и зависят от характера и цели деятельности группы, ее численности и ценностей. Выделяют два вида управленцев — лидер и руководитель. Оба имеют власть над людьми, но добиваются ее разными методами.

Понятие и признаки руководителя

Руководитель — человек, наделённый полномочиями, позволяющими ему исполнять функции управления в группе. В его задачи входит:

  • формирование стратегии деятельности, планирование процессов;
  • распределение обязанностей внутри коллектива в рамках приказов;
  • контроль за исполнением поручений, за поведением подчинённых;
  • меры по обучению и мотивации персонала.

Руководители относятся к категории работники, если речь идёт об организации, но находятся на высшей ступени иерархической лестнице внутри группы. Руководителей бывает несколько в рамках одной организации, каждый из них отвечает за свой участок работы. Обычно выделяют руководителей:

  • высшего звена;
  • среднего звена;
  • низшего звена.

Круг полномочий такого управленца закреплён в должностных инструкциях, на которые он опирается в своей деятельности.

По результатам деятельности руководителя можно судить о том, насколько он плох и хорош в своем деле. Различия заключаются в подходах к организации рабочих процессов. У плохого руководителя нередко возникают проблемы с влиянием на людей, которыми он управляет.

Необходимо стремиться стать хорошим руководителем, который обладает следующими признаками:

  • вежливое и корректное обращение с подчинёнными;
  • проявление готовности всегда прийти на помощь сотрудникам для облегчения их труда;
  • ровные отношения со всеми подчинёнными без явного предпочтения кому-то одному; требовательность к себе, а не только к окружающим;
  • неподдельный интерес к делу, во главе которого поставлен этот руководитель;
  • чёткая постановка задач без подводных камней;
  • умение выслушивать разные точки зрения подчинённых;
  • стремление побудить всех сотрудников принимать участие в жизни группы/организации;
  • применение адекватных наказаний в случае необходимости;
  • способность брать на себя ответственность за все аспекты деятельности.

Понятие и признаки лидера

Лидер — человек, способный оказывать влияние на членов группы, побуждая их выполнять определённые действия. Его влияние основано на признании другими его авторитета.

Лидера отличает набор характеристик, благодаря которым он и становится таковым:

  • видит конкретные цели, ставит задачи для их решения перед членами группы, движется к целям, несмотря ни на что;
  • уверен в себе и своих силах, неудачи не страшат его;
  • ведёт себя решительно даже в самых трудных обстоятельствах;
  • проявляет активность в различных инициативах;
  • коммуникабелен, находит общий язык со всеми;
  • без проблем приспосабливается к любым изменениям;
  • побуждает других к ответственному отношению к делу и несёт персональную ответственность за поведение людей, находящихся под его влиянием;
  • имеет способности к самоорганизации, к этому же призывает и других членов группы; умеет убеждать других;
  • излучает положительный настрой, всегда оптимистичен, среди членов группы ощущает это на себе;
  • пользуется уважением со стороны союзников и противников.

Стили руководства и лидерства

Руководство и лидерство имеют немало пересекающихся признаков. Часть из них находят своё отражение в стилях управления. Наиболее популярно деление стилей на три группы — авторитарный, либеральный и демократический.

Авторитарный стиль

При данном стиле принятие решений и контроль полностью сосредоточены в руках одного человека —официального управленца, поэтому лидерство редко приобретает авторитарную форму.

Наиболее распространённые методы воздействия на других — приказы, распоряжения предписания, за нарушение — принятие мер дисциплинарной ответственности.

Подчинённые часто лишены самой элементарной информации о работе, они боятся задавать вопросы, неприемлемо обсуждение действий руководителя.

Принятие любых решений контролируется на всех уровнях, большинство инициатив снизу отвергаются.

Авторитарный руководитель не упускает возможности произвести впечатление на окружающих, причём не всегда разумными способами. Авторитарный лидер пребывает вне группы, нет связи с ней.

Такой стиль нередко приносит положительные результаты, когда требуется мобилизовать все силы для решения сложных задач в короткий срок.

Либеральный стиль

Его также именуют попустительский стиль. Руководитель или лидер занимают позицию невмешательства, наибольшего дистанцирования от происходящего внутри группы или организации.

Вначале управленец может даже проявлять заинтересованность в эффективной работе, взаимодействовать с членами группами, но в дальнейшем он не принимает ни в чём участия. Равнодушное отношение подчинённых к выполнению своих обязанностей является прямым следствием его деятельности.

Иногда это способствует развитию в сотрудниках основных качеств которые должны их подвигнуть к самостоятельной работе, проявлению творческого потенциала. Это оправдано, если цель группы или организации — создание нового творческого продукта.

Но часто это приводит к перекладыванию ответственности друг на друга, низкой производительности и раздробленности коллектива.

Демократический стиль

Демократический стиль является самым подходящим для успешных руководителей и лидеров. Они тесно взаимодействуют с членами группы или подчинёнными. Принятие важнейших решений происходит после коллективного обсуждения, выслушиваются все предложения. Коллектив имеет право реализовывать самостоятельно проекты в рамках полномочий, делегированных управленцем. Разумная инициатива поощряется.

Почти всегда одним из признаков демократического стиля считается наличие доверительных отношений в группе.

Они существуют не только в вертикальной плоскости, но и в горизонтальной — между участниками группы. В качестве способов воздействия используется не только похвала, но и замечания, они имеют цель не унизить человека, а помочь исправить свои ошибки. Все усилия сводятся к формированию в коллективе благоприятной психологической атмосферы.

Соотношение лидерства и руководства

Несмотря на имеющиеся различия, руководство и лидерство часто успешно взаимодействуют, что приносит ощутимые результаты. Детальному рассмотрению подлежат сходные черты и различия между этими двумя понятиями.

Сходство

В одной группе обычно присутствуют и руководитель, и лидер. И тот, и другой держат в своих руках бразды правления, воздействуя на людей при помощи определённых средств. Иногда их несколько, если организация крупная.

Благодаря руководству и лидерству координируются все процессы, происходящие в рамках одной группы. Они добиваются подчинения, оказывают влияние людей и процессы, которые ведут к существенным изменениям, но разными способами.

Различия

Руководство возникает вследствие формальных предписаний и осуществляет свою деятельность в соответствии с ними. Лидерство бывает формальным и неформальным. Во втором случае оно формируется спонтанно или под влиянием членов группы.

Читайте также:  Вагин, игорь олегович - психология

Руководство основано на управленческих методах, среди которых главенствует принцип разрешено — запрещено. Лидерство базируется на применении методов, связанных с социальной властью.

Авторитет руководителя часто формируется из-за страха перед ним, лидерский авторитет возникает благодаря уважению.

Объектом приложения усилий, предпринимаемых руководителем в ходе управления, выступают производственные процессы, связанные с деятельностью организации.

В сфере деятельности лидера большое внимание уделяется решениям личных проблем членов группы.

Руководитель действует по плану, который нередко спущен ему сверху, функционирование лидерства не обусловлено никакими предписаниями, не сдерживается рамками.

Руководитель принимает решения единолично, лидер стремится к применению навыков эффективного самоуправления в группе. У руководителя имеются подчинённые, которые в случае точного выполнения всего получают вознаграждение. Лидерскую основу в отличие от руководства составляет влияние через нематериальные факторы, члены группы признаются последователями лидера.

Лидерство и руководство в организациях и в малых группах

В малой группе и в организации руководство и лидерство существенно различаются. Во главе любой организации стоит назначенный или избранный руководитель. На практике чаще используется первый вариант: он не позволяет коллективу никак повлиять на выбор управленца.

В дальнейшем менеджер выбирает тот или иной стиль управления, не всегда он оказывается удачным для этого типа организации, коллектива людей.

В организациях, преследующих цели, важные для общества, с обширным коллективом, руководителю необходимо стать формальным лидером.

Если этого не произойдёт, то появится неформальный лидер, что чревато двоевластием, которое может привести к дестабилизации всех процессов в организации.

Руководитель-лидер должен быть в курсе всех событий, происходящих в зоне его управления, связанных не только с работой, но и с самими сотрудниками. Ему не следует пренебрегать контролем различных элементов социальной структуры в организации. Чтобы упрочить своё лидерство, ему необходимо:

  • способствовать повышению производительностью труда;
  • стараться упрочить доверие среди подчинённых;
  • мотивировать сотрудников на более высокие результаты.

Лидерство и руководство в малых группах

Макрогруппа представляет собой совокупность людей, объединённых общими принципами, ценностями. В малых группах лидерство и руководство сосуществуют лучше всего. Благодаря небольшому количеству людей, они эффективно осуществляют деятельность, ради которой создана макрогруппа.

Часто лидером становится человек, принимающий самое активное участие в жизни макрогруппы. Положительные результаты его участия очевидны с момента возникновения макрогруппы.

У него имеется способность подавать импульс к плодотворной работе всем членам макрогруппы. Лидер принимает на себя определённые обязанности, наделяется правами, в том числе привлекать к ответственности членов макрогруппы.

Каждый участник признает главенство лидера.

Лидер имеет все шансы продвинуться, если макрогруппа выдвинется вперёд в рамках более крупной группы.

Если его достоинства будут оценены по заслугам, то он станет руководителем. Приобретение дополнительных полномочий поможет ему упрочить положение макрогруппы.

Лидерство и руководство в психологии

В психологии эти два понятия рассматриваются в плане особенностей взаимодействия руководителя — лидера, руководителя — подчинённых, лидера — последователей. В ходе их взаимодействия осуществляется психическое влияние сторон друг на друга.

В связке руководитель — подчинённые воздействие часто одностороннее: руководитель при помощи использования манипулятивных приёмов и административных мер влияет на подчинённых, которые, признавая его главенство, подчиняются.

Психологическая характеристика связки лидер — последователи базируется на использовании лидером методов убеждения, поощрения. Последователи тоже влияют на лидера, выражая одобрение его деятельности, стимулируя его активность.

Самая сложная связка — это руководитель — лидер. Часто между ними возникают конфликты. Подчинённые и последователи находятся в сложных условиях: им приходится выбирать — стабильное положение в группе либо верность лидеру. Основная причина конфликтов — раздел сфер влияния.

Встречаются руководители, заинтересованные в сильном лидере, способном сплотить коллектив на благо организации. Некоторые руководители прилагают усилия для развития навыков эффективного руководства у лидеров.

Источник: https://psyhoday.ru/obshchenie/liderstvo-i-rukovodstvo.html

Лидер и Лидерство | Лидерское влияние, стили лидерства. Развитие личности

Лидер – первый, главный, за кем идут, на кого равняются, кто определяет поведение других. Лидер в паре — тот, кто ведет другого, чье поведение определяет поведение ведомого. Лидер в команде — тот, кто ведет за собой команду, тот, чье влияние на группу больше, чем у других.

Лидерство — нахождение в статусе лидера и ведение людей за собой.

Лидер, чье влияние обусловлено силой должности — формальный лидер. Человек, осуществляющий лидерство вне зависимости от должности — неформальный лидер.

Человек, чье влияние обусловлено его личными качествами, силой его личности — харизматический лидер.

Если у человека задача организовать свое влияние на партнера или команду — это лидер. Если у человека задача организовать дело, процесс — это руководитель.

В отличие от руководителя, власть лидера непонятна. Если видно, что за одним человеком идут, а почему — непонятно, как будто от этого человека исходит какая-то внутренняя сила, его называют лидером.

Если за человеком идут вследствие использования им тех или иных средств воздействия — кнута или пряника, такого человека лидером уже, как правило, не называют. Именно поэтому представление о харизматичном лидере распространено повсеместно, а формальный лидер — понятие малораспространенное.

«Потому что какой же он лидер, если назначенный, если его слушают из-за власти другого?»

Кто и почему становится лидером?

Лидер обычно появляется в ответ на ожидания окружающих: «Нам нужен лидер» Лидер — это групповая роль, создаваемая, прежде всего, ожиданиями окружающих. Лидер — не нечто внешнее и чуждое группе: группе нужен лидер, она ищет, кого назначить на эту роль, кому дать этот статус.

Есть некоторые личностные качества, которые помогают человеку становиться лидером: в первую очередь это смелость, энергия и умение производить впечатление.

Группа ищет и признает как Лидера только того, кто изначально имеет некоторый статус. Не всякий высоко статусный станет Лидером, но низко статусный никогда им не станет и не будет признан Лидером.

Среди статусных людей чаще всего лидером становится тот, кто отвечает на конкретные ожидания группы, дает группе то, что она хочет – или те, кто умеет создавать видимость, умеет красиво говорить и обещать людям то, во что они хотят верить.

Статус лидера и его личностные качества относятся к лидерским ресурсам: то, чему можно у лидеров учиться.

По типу активности различаются:

  • Хотящие быть лидерами, но — не лидеры (им мешают страхи, лень, усталость, привычка к отсутствию активности),
  • Бестолковые активисты (Смелые, энергичные. Шумят и выступают без цели)
  • Лидеры-приматы (Смелые, энергичные, умные. Каждый за себя. Борьба-бодалка за власть и правоту, приводящая к разрушению и потерям).

Цивилизованные лидеры (Смелые, энергичные, умные. Все за общее дело. Распределение функций и направлений, сотрудничество).По стилю влияния лидеры бывают разные: харизматичные любимчики и пробивные мордобойцы, компетентные авторитеты и пауки-политиканы.… Три основных стиля лидерства: Силовик, Тактик, Душка.

Лидерское влияние

Видение результата

Не лидер говорит, потому что хочется сказать, потому что есть что сказать. Кому, зачем, с каким результатом — это не обдумывается. Лидер в первую очередь всегда думает, что должно быть в результате, что должны сделать люди, как это поведенчески будет выражено.

Он говорит — они должны кивнуть? Что-то крикнуть? Принять следующее решение, о котором я узнаю как?

Учет расклада сил

Ты можешь быть прав и уверен в своей правоте, ситуация может быть критической и то, что ты предлагаешь, людям очень нужно, но если вокруг тебя нет тех, кто тебя поддержит, расклад сил не в твою пользу, то твое выступление бессмысленно.

Вместо того чтобы активничать без смысла — расслабься и подумай о чем-то высоком. Или поищи другие, все-таки осмысленные варианты.

Источник: http://zabolel.info/psychology/lider-i-liderstvo

Психология лидера

Доброго времени суток, дорогие друзья!

Сегодня поговорим о психологии лидера.

Каждый человек имеет свою миссию, свое направление развития, которое является его личным проектом. И если Вы будете следовать этому направлению, то Вы обретете внутренний покой, гармонию и полное удовлетворение. Вы будете сильными, веселыми и счастливыми. У разных людей могут быть разные проекты, разные миссии: писатель, бизнесмен, политик, художник, лидер, артист, певец.

Иными словами, проект – это та область жизни, к которой человек предрасположен от рождения. Проект не может быть хорошим или плохим, все дело в том, что каждый из нас должен осознать свою миссию и двигаться по направлению к ее реализации.

Если Вы не можете найти свое призвание и не самореализовываетесь, то Вы начинаете быть все более и более неудовлетворенным. Такие люди могут начать распивать спиртные напитки, материться, жаловаться и срывать злость на окружающих их людях.

С такими людьми неприятно находиться рядом, от них исходит негативная энергетика – их называют энергетическими вампирами. Чтобы изменить это, достаточно будет понять свою настоящую миссию и начать ей следовать.

Через непродолжительное время изменится качество жизни и начнет подниматься удовлетворенность.

Среди остальных миссий проект «лидер» выделяется. Человек с такой миссией является обладателем психики, которая сильно отличается от других людей. Такие люди являются созидателями, создают новые проекты, ведут за собой людей и решают проблемы больших групп населения. У них это заложено на генном уровне и, когда они выполняют свои функции, то испытывают ни с чем несравнимое удовольствие.

Суть жизни таких людей заключается в том, чтобы раньше других замечать окружающие проблемы и своевременно находить возможности и средства для их решения. Сильными сторонами таких людей являются развитый ум и креативность. Сила же находится в команде, которая сплачивается вокруг настоящего лидера.

Проблемы являются движущей силой для лидера. Если проблемы отсутствуют, то ему становится скучно жить. Лидерам жизненно необходимо покорять новые вершины, достигать поставленные цели и постоянно что-то разрешать.

Большинство людей не понимают, зачем им это всё нужно. Секрет всего этого заключается в том, что лидерам это действительно нужно.

В процессе разматывания клубка проблем они растут и после достижения необходимого результата испытывают драйв.

Такие люди рождены искать проблемы и решать их. Такой человек будет очень несчастлив, если он зависит от скучной рутинной работы, которая не совпадает с его собственным предназначением.

Лидеры не всегда являются публичными известными людьми. Главная задача для лидера – это не известность, а решение поставленной задачи. Власть и слава могут быть только инструментами для достижения запланированного, но никак не самоцелью.

Лидеры отличаются от других людей большей чувствительностью и их не могут понять другие люди. Из этого никак не следует, что лидеры – хорошие, а прочие люди плохие. У каждого есть своя миссия, проект – которые необходимо реализовать, кем быть, в какой части жизнедеятельности нашего общества жить и действовать.

Обычно, бизнес – это реализация человека с миссией «бизнесмен» или «лидер». Если человек это понял и занимается данным видом деятельности, то он живет счастливой, гармоничной жизнь. Если же он это не осознал, то он несчастлив.

https://www.youtube.com/watch?v=fo84LQyZz1g

У обычных людей природой заложена миссия «лидер», но они могут этого не понимать и чем дольше это происходит, тем хуже им становится.

Если человек не находит себя до 18 лет, то потом ему будет тяжело получать удовольствие от обычных людских радостей. Они догадываются что проблема или с ним или с его окружением.

Если такой человек своевременно не получит информации о своей миссии, то ему суждено раньше времени погибнуть, в первую очередь морально, психологически.

Так как лидерская психология в корне отличается от психологии других людей, то  большинство законов и принципов классической психологии им чужды.

Если читая эти строки, Вы узнаете себя, то наверняка природой в Вас заложена лидерская миссия. Если же нет, то у Вас иное предназначение, и чтобы стать счастливым и удовлетворенным, Вам нужно найти свою миссию и следовать ей. Ничего сложного!

Источник: http://igorkovalenko.com/2011/12/17/psixologiya-lidera/

Кто такой лидер?

У лидера согласованы чувства, мысли и действия. Говорит, думает, действует — все едино.

У лидеров есть ежедневные ритуалы, которые позволяют им поддерживать их структуру бытия целостной и гармоничной.

Лидер может ответить, практически не задумываясь, на вопрос в отношении любых событий в его жизни: почему так произошло, зачем мне это нужно, как решить, что конкретно сделать — потому что у него всегда есть стратегия, либо он очень быстро ее вырабатывает благодаря новым знаниям.

Лидер постоянно обучается новому. Навык скорочтения, прочтение до пяти книг в день — это нормально и вполне осваиваемо в современном мире.

Лидер концентрирует внимание как на мелочах, так и на глобальных вещах, способен создавать стратегии, пошаговые алгоритмы для реализации своих идей. Он может видеть как детали, так и картину в целом.

Врожденная предрасположенность — у них нет страхов.

Внутреннее ощущение — я могу! У большинства лидеров один страх, которые выражается примерно так — если я не сделаю, я не смогу увидеть любимого человека, я больше не смогу доставить ему радость, чувство удовлетворения, наслаждения, дать ему то, что нужно для счастья. Я не смогу больше ничего сделать для ближнего своего, для этого мира, даже если его мир ограничен кругом семьи.

Лидер использует сенсорные каналы восприятия: зрение, слух, обоняние, кожная чувствительность (кинестетика). Он развивает свою интуицию как один их эффективных способов взаимодействия с миром.

Лидер видит знаки и подсказки из окружающего пространства, потому что находится в состоянии любви, потока. Его органы восприятия находятся на пределе, максимально включены.

Лидер осознает свои сильные и слабые стороны, свои склонности и способности, работает над развитием своих талантов.

Читайте также:  Умение держать пространство - психология

У лидера нет стандартных правил, он обладает творческим мышлением. Лидер сам создает правила, гармонично сочетая знания от регулярного обучения и практический опыт.

Лидер умеет принимать решения на основе осознанных ценностей, чувственного восприятия и интуиции. Одна из главных ценностей лидера — создавать, творить в последовательности: себя — окружающий мир!

Отличительные качества лидера — сила воли и способность принимать решения.

Лидер постоянно расширяет сферу влияния путем передачи своих идей через все возможные источники информации (друзья, коллеги, СМИ, интернет и т. д.). Имеет высокие коммуникативные способности.

Главной осознанной ценностью для лидера является Человек — как уникальная единица гармоничного пространства.

Лидер открыт для окружающего мира, всегда говорит «да» новым возможностям и готов начать все заново, даже если потерпел неудачу. Готовность рисковать — отличительная черта лидера. Обратная сторона этого качества — лояльность, терпение и терпимость по отношению к окружающим. Лидер согласовывает свои желания с желаниями окружающих, умеет договариваться и слышать потребности окружающих.

Лидер сохраняет свое тело в полном здравии, контролирует его работоспособное состояние. Использует свое тело для реализации предназначения, своей миссии на земле, сохранят его как храм и уникальное место — хранилище его души.

Лидер способен управлять энергиями и всегда находит дополнительные источники этой энергии. Он может абсорбировать «негативный» опыт, эмоции других людей (не лидеров), трансформирует (направляет) эту энергию для реализации записанных намерений.

Лидер создает ограничения себе и окружающим в качестве дополнительной мотивации (самомотивации), дабы расширить сферу влияния на пространство, для создания нового, еще не созданного.

Лидеру нравится трудиться, потому что он любит свою работу и наслаждается как самим процессом, так и результатами своего труда. Он осознает, что ТРУДности — это нормальный, закономерный процесс создания нового.

Лидер работает на 100% и отдыхает на 100%. Эффективные техники расслабления — неотъемлемая часть ежедневной напряженной жизни лидера.

У лидера неугасимая жажда жить, он практически всю жизнь гармонично развивается на материальном и духовном уровне.

Лидерами рождаются, а не становится! У всех лидеров есть генетическая предрасположенность, природа, которая позволяет им достигать и быть первыми.

Технологиям лидерства можно научиться. Если вы по своей природе не лидер, то они будут для вас эффективны в рамках вашего предназначения.

Существует и обратная сторона лидерства…

Лидер может ощущать себя внутренне одиноким, потому что-то, что перечислено выше, слишком сложно, тяжело, некомфортно, бывает болезненно, слишком энергозатратно для среднестатистического человека. Жить в контексте лидерства немногие способны.

Лидеры создают каждый момент их жизни прямо здесь и сейчас, собственную реальность (новые возможности, идеи, материальные продукты, благо себе и окружающим), для того чтобы все «потребители» — не лидеры, могли комфортно существовать и наслаждаться жизнью, выполнять свое предназначение в этом мире.

Список отличительных черт лидерства, конечно, можно пополнить еще. Буду рада, если это сделаете вы.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/psychology/articles/58400/

Поведение лидера в группах. Психологические типы лидеров

Поведение лидера в группах, как правило, обусловлено его психологическим типом.

Социальные психологи (Р.Зиллер и др.) разработали следующую психологическую типологию личности лидеров на основе исследования самооценки и сложности Я-концепции.

Аполитичные лидеры — это деятели с высокой самооценкой и вы­сокой сложностью Я-концепции, которые ассимилируют новую информацию, касающуюся их, без угрозы для их Я-концепции.

Лидеры-прагматики. Это лидеры с низкой самооценкой и высокой сложностью Я-концепции, способные прислушиваться к мнениям других людей и модифицировать свое поведение на основе обратной связи.

Лидеры-идеологи. Лидеры с высокой самооценкой и низкой сложностью Я-концепции, слабо реагирующие или не реагирующие на мнения других. Их познавательные процессы и поведение очень жестки, а самооценка чрезвычайно стабильна («упертые»).

Недетерминированные лидеры — это деятели с низкой самооценкой и низкой сложностью Я-концепции, интенсивно реагирующие на узкий круг социальных стимулов.

Широко известен и активно используется в психологической практике подход Д.Кейрсич пониманию психологических типов. Основываясь на знании особенностей темперамента, он выделяет следующие четыре типа лидера.

Интуитивно-эмоциональный тип. Это — катализатор, его основной, чертой является ориентация на межличностные отношения и стимуляция индивидуального и профессионального роста каждого человека, с которым он сотрудничает. Это самый демократичный из лидеров.

Он внимателен к личным проблемам и интересам сотрудников и занимается прежде всего решением этих проблем, реализацией потендиала каждого члена команды, а уж потом думает о документации и архитектуре системы. В возглавляемой им организации — атмосфера свободы, самостоятельности и инициативы, которую он постоянно культивирует и поддерживает.

Он гибок в общении и перевоплощении и преуспевает в создании атмосферы взаимопонимания. Он оптимист по природе, неутомим в стремлении развивать и совершенствовать способности своих сотрудников, умеет отмечать лучшие стороны их профессиональных и личностных качеств, оценивать их по заслугам.

Вместе с тем он очень чувствителен к непониманию, болезненно реагирует на отсутствие обратной связи, бывает по этому поводу обескуражен и расстроен. Он не в состоянии понять, почему «слишком свободные» или недисциплинированные его сотрудники надлежащим образом не исполняют своих обязанностей.

Негативные отзывы о работе всей системы он принимает на свой счет, что приводит его к разочарованию и ощущению дезинтеграции. Его сила — в способности убеждать и сотрудничать. Его слабость — в чрезмерном личностном подходе к проблемам и порой в нежелании идти навстречу.

Интуитивно-логический тип. Этому лидеру свойственно стремле­ние разрабатывать концепции развития руководимой им организации: набрасывать основные положения проекта, составлять идейный скелет предстоящей программы действий, проявлять изобретательность в области интеллектуального творчества и прогнозировать эффективное использование ресурсов.

Все это доставляет ему огромное удоволь­ствие. Сложности его не пугают, он всегда готов отстаивать верность принципов своей системы против оппонентов любого ранга. Он обладает способностью планировать будущее своей организации (правда, не вдаваясь в ненужные ему детали) и движется вперед так быстро, что за. ним буквально не успевают его последователи.

Умение бесстрастно изменять сложившийся порядок be щей, отказ от рутины и опора на собственные недюжинные интеллектуальные спосо­бности — вот гарантия его успеха. Вместе с тем он не способен и принципиально не желает общаться и сотрудничать с интеллектуально маловыразительными людьми. Он недостаточно внимателен к чувствам окружающих и чрезмерно погружен в работу.

Не способен расслабляться. Быстро теряет интерес к уже созданному в концептуальном плане проекту и меньше всего желает тратить свое время на претворение его в жизнь. Его сила — в умении рассуждать логически и стратегически. Его слабость — представлять вещи сложнее, чем они есть на самом деле, а также нетерпимо относиться к некомпетентности.

Он не боится остаться «один против толпы».

Сенсорно-решающий тип. Исключительно жесткий и надежный партнер. Его слово — закон, и все действия будут исполнены точно в срок, как было спланировано по предварительной договоренности.

Он способен учесть многочисленные существенные подробности и детали операции или технологии, крайне серьезно относится к сохранению материальных ресурсов, а также традиций и обычаев, заведенных в его системе.

Устоявшийся за многие годы проверенный порядок на предприятии представляет для него самостоятельную ценность, особенно в сравнении с сомнительными и всегда рискованными перспективами изменений и реформ. Он гарант стабильности предприятия.

Он прекрасно вписывается в деятельность силовых структур, систему образования и медицины, производство, сферу услуг. Этот тип лидера может стать камнем преткновения для развивающейся организации, когда каждое вводимое новшество будет наталкиваться на его жесткое сопротивление.

Он с недоверием относится ко всякого рода «психологическим штучкам» и «гонким материям», хотя именно ему, как никому другому, нужны рекомендации опытного психолога и неустанная работа над собственной личностью. Его преимущество — в сильном чувстве ответственности. Его слабость — в жесткости и узком взгляде на выполнение правил и инструкций.

Сенсорно-воспринимающий тип. Наиболее яркая черта этого типа лидера — способность жить, руководствуясь принципом «здесь и сейчас*.

Такой лидер незаменим в ситуации, где необходимо мгновенно реагировать на следующие одно за другим изменения; в момент риска и опасности, когда успех предприятия висит на волоске и все зависит от безупречной точности действий; в организации, страдающей из-за разбухшего бюрократического аппарата, или в атмосфере усложнившихся межличностных отношений, мешающих эффективно работать. Лишенные сентиментального романтизма, практичные, здравомыслящие лидеры такого типа ориентируются на критерий целесообразности и доверяют только собственным импульсам, Области, где они прекрасно реализуют свои спосо­бности, — силовые структуры, профессиональный спорт, поисково-спасательные службы. Вместе с тем рутинная обыденная деятельность — не для них, пунктуальное следование детально проработанному плану — не их амплуа. Они могут быть невнимательны к букве закона, неважно, к чему этот закон относится — к. природе или социуму. Будучи немногословными, ориентированными на четкие действия, они не вникают в сложную и нередко противоречивую область духовной жизни своих последователей — у них просто нет на это времени. Их сила — в способности легко выполнять разнообразные задания; их слабость в том, что им неинтересна ежедневная будничная работа, что они не умеют мыслить широко.

В рамках иного подхода социальные психологи выделяют сле­дующие десять типов лидерства.

Суверен — иначе, «патриархальный повелитель». Лидер в образе строгого, но любимого отца. Способен подавить отрицательные эмоции и внушить людям уверенность в себе. Его выдвигают в лидеры на основе любви и почитают.

Вожакв нем последователи видят выражение своих желаний, соответствующих определенному групповому стандарту. Личность вожака — носитель таких стандартов. Ему стараются подражать члены группы.

Тиран становится лидером, потому что внушает последователям чувство повиновения и безотчетного страха. Лидер-тиран — это доминирующая, авторитарная личность, обычно его боятся и подчиняются.

Организатор — объединяет последователей, выступает как сила для поддержания Я-концепции и удовлетворения потребности каждого. Умеет снимать чувство вины и тревоги. Его уважают.

Соблазнитель становится лидером, играя на слабостях других. Выступает в роли «магической силы», давая выход подавленным эмоциям других людей. Предотвращает конфликты, снимает напряжение. Его обожают и часто не замечают всех его недостатков.

Герой — лидер, жертвующий собой ради других. Первый выразительно проявляется в ситуациях группового протеста. Его храбрость объединяет людей. На него ориентируются, видят в нем стандарт справедливости. А он умеет увлечь за собой других.

Дурной пример — выступает как источник заразительности для бесконфликтной личности, заряжает других эмоционально.

Кумир — влечет, притягивает, заряжает последователей положительной энергией. Его любят, боготворят, идеализируют.

Изгой и Козел отпущенияэто, по существу, антилидеры. Они служат объектом агрессивных тенденций, благодаря чему развиваются групповые эмоции. Часто группа объединяется для борьбы с антилидером, и стоит ему исчезнуть, как группа распадается, так как пропал обще групповой стимул.

Общий психологический тип лидера складывается из компонен­тов. К ним относятся:

— эмоциональность (эмоциональный лидер);

— деловитость(деловой лидер);

— информированность (информационный лидер).

Эмоциональный лидер. Сердце группы. Это индивид, к которому каждый член группы может обратиться за сочувствием, «поплакаться е жилетку».

Деловой лидер. Руки группы. Способен организовать дело, наладить необходимые взаимосвязи, обеспечить успех дела.

Информационный лидер. Мозг группы. К нему все обращаются с вопросами. Он эрудит, все знает, может объяснить и помочь найти нужную информацию.

Поведение лидера в группах характеризуется определенными стилями, некоторые из них считаются классическими.

Авторитарный стильжесткое единоличное принятие лидером всех решений (минимум демократии), жесткий постоянный контроль за выполнением решений (максимум контроля); подавление инициативы последователей, отсутствие и даже игнорирование интереса к последователям, как к личностям, их потребностям, их индивидуальным особенностям. Выраженная ориентация на задачу, надело.

Кооперативный (коллегиальный, демократи­ческий) стиль — принятие решений на основе обсуждения проблемы, с учетом мнений и инициативы последователей (максимум демократии); выполнение решений — обеими сторонами, т.е. лидером и последователями (максимум контроля); интерес лидера и доброжелательное внимание к личности последователей, учет их интересов, потребностей, психологических особенностей. Выраженная ориентация на людей.

Источник: http://docpsy.ru/lektsii/sotsialnaya-psikhologiya/1561-povedenie-lidera-v-gruppah-psihologicheskie-tipy-liderov.html

Типы лидерства, психология лидера

В психологии лидерство рассматривается в рамках малых групп (коллектив, семья) и определяется как влияние или власть, благодаря которой лидер получает поддержку со стороны членов группы.

Слово «лидер» в переводе с английского языка «ведущий», «руководитель». Лидер пользуется авторитетом, уважением, имеет право ставить общегрупповые цели, планировать их достижение, руководить членами группы.

Формальный лидер – человек, выбранный на руководящую должность официально. Неформальные лидеры выбираются коллективом неофициально и негласно.  Формальный лидер осуществляет управление с позиции данных ему полномочий, неформальный – с позиции своего личного авторитета, способностей и возможностей.

Теорий и классификаций лидерства с психологии, социологии и политологии очень много.  Рассмотрим одну из наиболее интересных классификаций, определяющую вид лидерства в зависимости от преобладающих функций лидера.

Лидер-организатор

Организатор умеет активно и смело действовать, руководствуясь интересами всего коллектива. Он целеустремленный и уверенный в успехе человек, оптимистично смотрит на жизнь и считает, что все проблемы решаемы. Лидер-организатор надежный, умеет убеждать и мотивировать. Он не скупится на похвалу и поощрения.

Когда нудно произнести критику, он сделает это чутко и осторожно. Критикует он конструктивно, поэтому у его подопечных или подчиненных возникает желание выполнять свои обязанности и работу еще лучше. Если такой лидер ставит задачу, то она будет четкой и выполнимой.

Организатор умеет планировать день и деятельность в целом.

Лидер-творец

Творец придерживается позиции не командира, а соратника. Он не указывает, что делать, а приглашает коллектив к обсуждению проблемы и совместному нахождению решений.

Сложную задачу он преподносит как привлекательное и интересное задание, которое хочется выполнить. Он вдохновляет и вдохновляется сам.

Лидер-творец умеет видеть перспективу, любит инновации и не боится трудных и даже опасных задач. У него всегда есть свежие, креативные идеи.

Читайте также:  Уверенность - психология

Лидер-борец

Это сильный, мужественный, волевой лидер. Он способен долго и пылко бороться за интересы своего коллектива. Умеет отстаивать свои права, принципы и позиции, не склонен уступать.

 Тем не менее, такой лидер в пылу борьбы может забывать об осторожности, рациональности, предусмотрительности, лояльности.

Если Борец неформальный лидер в рабочем коллективе, он будет тем человеком, который организует профсоюз, а в случае недовольства коллектива начальством – стачку или забастовку.

Лидер-дипломат

Это тонкий, чуткий, осторожный лидер. Он умеет манипулировать людьми незаметно для них самих. Такой лидер прекрасно разбирается во всех тонкостях и мелочах дела, превосходно владеет ситуацией.

Обычно Дипломат осведомлен обо всех пересудах, сплетнях и интригах в своем коллективе и умело этим пользуется в управлении людьми.

Такой лидер любит организовывать доверительные встречи, на которых позволено всем свободно высказывать мнение и отношение к актуальным проблемам, однако, сам Дипломат не всегда раскрывает свои планы.

Лидер-утешитель

Утешитель прислушивается к мнению коллектива в целом и к каждому его члену в отдельности. Он умеет хранить секреты, поддерживать, подбадривать, успокаивать. Такие лидеры становятся «душой» и любимцем коллектива, так как они добрые и чуткие. Однако такому лидеру может не доставать объективности и организованности, без которых невозможно успешно вести дела.

Пожалуй, наилучшим лидером является тот, который умеет сочетать в себе особенности всех этих видов лидерства: утешит, поймет, сумеет отстоять права, строго организует деятельность, разрешит внести предложение, вдохновит.

Если Вы хотите развить в себе лидерские качества и стать настоящим лидером, рекомендуем почитать:

  1. Д. Карнеги “Как стать эффективным лидером”
  2. Д. Карнеги “Как располагать к себе людей ” “Как эффективно общаться с людьми” “Как преодолеть тревогу и стресс”  “Как сделать свою жизнь легкой и интересной”.
  3. Дж. Максвелл “21 качество лидера. Как стать человеком, за которым последуют другие”
  4. Дж. Бальдони “Золотая книга лидера. 101 способ и техники управления в любой ситуации”
  5. С. Кови “4 правила успешного лидера”
  6. Дж. Уитмор “Внутренняя сила лидера. Коучинг как метод управления персоналом”
  7. С. Купер “Великолепный лидер. Что знают, делают и говорят лучшие руководители”
  8. А. Кичаев “Харизматичный лидер. Эффективный бренд-коучинг на все случаи жизни”

Ждем Вашей оценки

Источник: https://ourmind.ru/tipy-liderstva

Природа лидерства

Феномен лидерства коренится в биологической природе человека. Протолидерство обнаруживает себя в среде животных, ведущих стадный образ жизни (обезьяны, олени, волки).

Здесь всегда есть вожак — наиболее сильная, достаточно умная, упорная и решительная особь, руководящая стадом (стаей) в соответствии с генетическими законами.

Почему уже на уровне стадных животных протолидерство становится необходимым? Стадо представляет собой сложно организованную систему с отчетливо выявленными потребностями.

Основная — потребность самоорганизации, упорядочения поведения отдельных элементов системы в целях сохранения ее целостности и обеспечения развития. Такая упорядоченность достигается благодаря вертикальному и горизонтальному распределению функций и ролей. Формируется иерархическая пирамида, вершиной которой и выступает протолидер.

Большие социальные группы представляют собой гораздо более сложные системы — самоорганизация и развитие которых не может основываться только на природных факторах.

Четкость выделения позиции лидера здесь будет зависеть от степени взаимозависимости членов группы друг от друга и взаимоотношений группы в целом с окружающей средой.

В системах с низкой групповой интеграцией и высокой степенью автономии членов функции лидера могут быть выражены весьма слабо или не выражены вообще — не проявляются черты лидерства в толпе пешеходов или среди пассажиров транспорта.

По мере роста потребностей группы в совместных коллективных действиях необходимость в лидере возрастает. Эффективность коллективных действий требует четкой функционально-ролевой дифференциации и специализации, оперативности управления, жесткости подчинения и пр. Именно к такому типу объединений относится современное производство, поэтому в нем обязательна институализация лидерства, его конституирование в руководство.

Среди теорий лидерства можно выделить подход с опорой на личные качества лидера: поведенческий и ситуационный подходы.

Концепция физических качеств (высокий рост, вес, сила) не подтвердилась. Напротив, часто лидер бывает небольшого роста, малой физической силы.

Старейшей является теория черт. Она и сегодня не утратила своей актуальности. Суть теории черт состоит в объяснении феномена лидерства выдающимися личностными качествами человека. Один из основателей теории черт Э. Богардус, который писал: «превосходящие интеллектуальные дарования доставляют личности выдающееся положение рано или поздно».

Острый ум, твердая воля, целеустремленность, кипучая энергия, организаторские способности, готовность брать на себя ответственность, компетентность, способность внушать людам доверие обусловливают способность человека стать лидером.

Для проверки теории черт были проведены обширные исследования, которые поставили под сомнение верность концепции.

При детальном анализе оказалось, что 1) индивидуальные качества лидера почти полностью совпадают с набором позитивных психологических и социальных признаков личности вообще; 2) в некоторых сферах деятельности (предпринимательство) высокие интеллектуальные и моральные качества являются скорее препятствием для занятия лидирующих позиций, чем условием успеха; 3) целый ряд выдающихся способностей людей на протяжении многих лет, а часто и всей жизни, оказывается невостребованным, не находит применения и не приводят к лидерству/Означает ли это полную несостоятельность теории у черт? Отнюдь. Набор лидерских качеств в каждой конкретной ситуации варьируется и зависит от исторической эпохи, национальности, культурных традиций и многих других условий. Очевидно, что лидер крестьянской общины по своим качествам будет существенно отличаться от лидера инженерно-конструкторского бюро.

Концепция интеллигентности (Гизели) предполагает, что лидерские качества связаны с вербальными и оценочными способностями личности. На основе чего делали вывод: наличие указанных личностных качеств предсказывает управленческий успех.

Личностные качества лидера: — интеллигентность в вербальном и символическом плане; — инициативность, т. е.

способность направлять активность, желания в новом направлении; — уверенность в себе — благоприятная самооценка; — привязанность к сотрудникам; — решительность: мужественность (у мужчин) и женственность (у женщин); — зрелость;

— мотивационные способности, т. е. умение мотивировать, вызывать потребности у людей за счет: гарантии работы, финансового вознаграждения, власти над другими, самореализации, достижения успехов в работе.

Анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером.

К теории черт примыкают концепции харизматического лидерства. Они восходят к идеям М. Вебера и представлены сегодня работами В. М. Басса — Б. Шамира, Р. И. Хозе, М. Артура. Отношение к харизматическому лидеру основано на вере в него, почитании руководящей личности, деятельность человека-исполнителя под влиянием харизмы лидера вдохновенна. Такие способности есть у весьма немногих людей.

Харизматический лидер представляет собой концентрированное и самое яркое воплощение ценностей группы. Он ставит их превыше своих собственных интересов и способен трансформировать личные ценности и интересы каждого из членов группы в общегрупповые. Можно ли научиться быть харизматическим лидером коллективе? Однозначного ответа нет.

Но есть ряд рекомендаций, которые могут оказать помощь в постижении сути харизмы. 1) Решающая харизматическая способность — влияние на восприятие мира и ценности членов коллектива. Условием ее приобретения является прежде всего знание своих сотрудников, уважение к их интересам, потребностям, ценностям.

Вполне, естественно, что эти индивидуальные интересы, потребности и ценности не всегда совпадают с общегрупповыми, и лидер должен демонстрировать личную искреннюю приверженность общегрупповым целям, готовность идти на риск ради их достижения.

2) Харизматический лидер может внушить членам коллектива новые ценности, но этот процесс не может носить насильственный характер — подчеркивая значимость индивидуальных ценностей, лидер стремится связать их с общегрупповыми.

3) Харизматические лидеры, как правило, подчеркивают положительное значение деятельности данного коллектива для общества в целом — благородство работы врача и педагога, героический характер деятельности работников милиции и т. д.

Благодаря этому усиливается внутренняя мотивация сотрудников — выполняемая социальная роль повышает самооценку, человек ощущает свою значимость, осознает высокий смысл своей скромной деятельности и даже свою незаменимость. 4) Харизматический лидер выявляет в человеке все самое лучшее.

Задачи, которые он ставит перед своими подчиненными, трудны, но всегда посильны, и каждый член группы ощущает свою компетентность, верит, что способен преодолеть трудности. Эта вера прямо влияет на самодеятельность, индивидуальную заинтересованность сотрудника, его упорство в преодолении препятствий. Индивидуальная вера в собственные силы базируется на коллективном ожидании высоких результатов деятельности от каждого работника и всех членов трудового коллектива. 5) В группе с харизматическим лидерством первостепенную роль играют не внешние стимулы (заработная плата, престижность деятельности), а внутренняя мотивация — реализованностъ потребностей в самовыражении, осознание собственной значимости, признание со стороны лидера и членов коллектива.

В реальной жизни харизматическое лидерство встречается не так часто.

Оно наиболее эффективно в группах со слабо структурированными задачами, невысокой спецификацией трудовых функции и отсутствием четко установленных стратегий реализации организационных задач.

Слабость такого типа руководства проявляется в чрезмерной зависимости деятельности группы от личности лидера — если его уволить или перевести на другую работу, группа оказывается практически не дееспособной.

Второе рождение получила теория черт в факторно-аналитической концепции лидерства. Различают индивидуальные качества лидера и характерные для него черты поведения, связанные с достижением определенных целей.

Добрый, общительный, склонный к рефлексии, гибкий, уважающий других людей человек, длительное время находясь на руководящей должности в армии или других авторитарных структурах, как правило, утрачивает некоторые из этих свойств и приобретает вторую группу качеств, связанную с характером выполняемой деятельности, — решительность, уверенность в себе, строгость (а порой и жесткость) в отношениях с подчиненными, требование беспрекословного подчинения распоряжениям и т. д. Иными словами, стиль деятельности лидера зависит от ситуации — несет на себе отпечаток социальных условий, в которых он действует.

Возникла ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуации для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает специфические требования к лидеру и поэтому лидерство может переходить от одного человека к другому: эмоциональный или деловой лидер и т. п.

Ситуационная концепция (Р. Стогдилл, Т. Хилтон, А. Голдиер) исходит из относительности и множественности лидерства. Лидер есть функция определенной ситуации, и человек, «являющийся лидером в одной ситуации не обязательно будет лидером в других ситуациях» (Стогдилл).

С этой точки зрения лидерские качества относительны, хотя сторонники ситуационной концепции все же признают необходимость основных качеств — целеустремленность, уверенность в своих силах, готовность взять на себя ответственность за решение той или иной задачи, компетентность.

Слабость ситуационной концепции в недооценке личной активности человека, стремящегося занять место лидера, — нет подходящей ситуации, и лидером тебе уже не стать. Э.

Хартли предлагает приблизить ситуационное лидерство к реалиям жизни, дополнив следующие положения: 1) если ты стал лидером в одной ситуации, твои шансы стать таковым в другой ситуации повышаются; 2) если ты проявил себя как лидер, ты приобрел авторитет, который может способствовать назначению тебя на руководящую должность и тем самым закреплению твоего лидерства; 3) восприятие группы стереотипно, и если ты стал лидером в одной ситуации, она воспринимает тебя таковым и в другой;

4) лидером становится тот, кто к этому стремится.

Уточняет, развивает и качественно обогащает ситуационную концепцию теория конституентов (последователей). Она объясняет природу лидерства по аналогии с известной пословицей — «свита делает короля». Лидера создают последователи. Но в этой теории лидер предстает как бы второстепенным и ничего не определяющим объектом деятельности конституентов.

Доверие последователей к лидеру — это признание его достоинств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его дейстьчй. Ведь заставить идти за собой при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия. И доверие это означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении с лидером.

Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива, от особенностей своих последователей, поэтому от лидера требуется способность выражать интересы группы, быть восприимчивым к взглядам и позициям своих сторонников, чтобы уметь понять, в какой момент необходимо пойти на компромисс, чтобы сохранить свое влияние и сплоченность группы.

Решение названных задач осуществляется посредством следующих функций: а) информационно-аналитической; б) выработки процзамм; в) принятия решения; г) организации исполнения решений.

От лидера зависит умелый анализ реальной действительности. На основе выводов, полученных в результате проведенного анализа, формируется линия поведения, программа действий — и принимаются решения. После этого начинается мобилизация сил и средств.

Лидер добивается поддержки всей группы или ее подавляющей части для организации исполнения принятых решений, что предусматривает: 1) подбор и расстановку исполнителей; 2) доведение до них решений; 3) уточнение и адаптацию решений применительно месту исполнения; 4) создание внешних и внутренних условий исполнения; 5) координацию деятельности исполнителей;

6) подведение итогов и анализ результатов.

Специфику лидерских склонностей анализирует концепция психосоциотипов. В зависимости от врожденно-обусловленных особенностей своего психосоциотипа, человек склонен к тому или иному типу лидерства.

Совокупность теорий лидерства дает возможность увидеть разнообразные стороны феномена, но целостной картины явления нет и, по мнению многих специалистов, не может быть — слишком многообразны проявления лидерства, слишком они зависимы от национальных, культурных, религиозных и прочих факторов. В попытках определить лидерство как целостное явление необходимо рассматривать четыре главных момента 1) мотивация и качества лидера; 2) задачи лидера; 3) последователи лидера; 4) механизм взаимодействия лидера и его последователей.

Источник: https://psyera.ru/5432/priroda-liderstva

Ссылка на основную публикацию