Метафора дом души — психология

В гармонии с собой

Метафора Дом души - психология

«Дом души» – одна из главных метафор, прекрасно описывающая внутренний мир человека, определяющая самоощущение личности и ее ценности. Эта методика была разработана проф. Н.И Козловым и является  своеобразным проективным тестом, который дает ценную информацию о внутреннем мире человека.

Личность человека удобно метафорически представить в образе дома. Дом состоит из различных  жилых, подсобных и открытых (летних) помещений. Каждая часть дома символизирует ту или иную сферу жизни человека:

  • Фасад – это та модель поведения, социальная маска, которую человек «надевает», чтобы привлечь к себе внимание;
  • Внутренний дворик для гостей – то, чем человек привлекает приятелей и случайных знакомых, это пространство социального общения;
  • Первый этаж, холл, гостиная – то, как человек  общается с близкими знакомыми и друзьями;
  • Дальние комнаты первого этажа – пространство для самых близких друзей и родных людей;
  • Верхние этажи – пространство личного роста;
  • Подвал – пространство базы и проблем личности;
  • Личная комната – центр личности.

Представляя себя в виде дома, каждый человек видит свои картинки. О чем же говорят детали картинок?

Фасад и окружающая местность

Размер дома   (большой или маленький) – статус человека; яркий или невзрачный – имидж; стандартный или оригинальный; солидный или игрушечный (взрослость или инфантильность детскость)

Стены деревянные или каменные? Защищают или украшают?

Окна маленькие или большие? Распахнуты или закрыты ставнями?

Кто может приблизиться к дому? Есть ли подъезды?

Растительность вокруг дома – это те люди, с которыми человек общается. Если это лес – общение без особых претензий (кто есть, с тем и общаюсь). Цветник – человек общается с теми, кто ему интересен и нравится. Подсолнухи, огород – человек общается с нужными ему людьми.

Дворик для гостей

Ухоженный или заброшенный? Есть цветы, беседки?

Первый этаж, холл и гостиная

Кто имеет право заходить в дом? В эти комнаты только заходят, или иногда там остаются пожить?

Дальние комнаты первого этажа, второй этаж

Кто там есть из близких? Есть ли там дети? Кто из друзей имеет туда доступ?

Подвал

Подвал дома – земные, базовые потребности.

Что находится в подвале: склад ненужных вещей; кладовая продуктов; таинственное подземелье, винный погреб?

Пустой подвал – аскет. Запасы продуктов – земные потребности. Техника – отсутствие радости.

Верхние этажи, чердак

Мечты, идеалы. Что там: старые ненужные вещи, которых бывает много на чердаках;  вещи, связанные с корнями – старые семейные альбомы, какие-то вещи от бабушек, от предков? А может там что-то функциональное (к примеру, обсерватория, мастерская художника, что-то еще ….) – это очень личное, это мечта.

Личная комната

Большая, просторная, светлая, с большим окном для размышлений? Что находится в центре: телевизор или компьютер, кресло для чтения книг, рабочий стол, кровать?

Отсутствие личной комнаты говорит о том, что человек растворился в ожиданиях окружающих, живет шаблонами. Отсутствие личной комнаты – отсутствие «Я».

Сделать жизнь счастливой значит навести чистоту и красоту в доме своей души. Если в доме кавардак, нет даже элементарного порядка, значит думать о наведении красоты рановато. Вначале нужно навести порядок в своей душе, а уж потом думать о красоте – о счастье!

Вообще порядок в доме души означает душевное здоровье. Если же в доме прохудилась крыша, беспорядок, нет почвы под ногами, это говорит о нарушении психического здоровья.

Перспективы роста

Меняя метафору Дома души, можно изменить свою личность, свою жизнь.

Подумайте, что бы вы хотели изменить в своем доме? Добавить или убрать из него?….

Моя рассылка
“Понять себя, понять другого”

Источник: http://v-garmonii-s-soboi.ru/?p=6523

Клуб Здорового Сознания

Клуб Здорового Сознания

Дом души — одна из фундаментальных , определяющих и самоощущение личности.

Как психологическая методика, метафора Дом души является и дает ценную информацию о внутренней картине жизненного мира личности. Методика разработана проф. Н.И. Козловым.

Интерпретация результатов теста

Личность удобно метафорически представить в образе Дома (Дом души). В таком случае в этом Доме:

  • фасад — то, что человек выставляет на обозрение для привлечения внимания.
  • дворик для гостей — пространство социального общения, то, чем человек занимает (привлекает) случайных знакомых и приятелей,
  • первый этаж прихожая и зал — пространство межличностного общения, то, чем человек занимает (привлекает) близких знакомых и приятелей,
  • первый этаж дальние комнаты, второй этаж — пространство для проверенных близких и друзей.
  • подвал — пространство базы личности и ее проблем,
  • верхние этажи — пространство исследования и роста,
  • личная комната — центр личности.

Представляя свой Дом во время медитации, каждый видит картинки свои. У каждого они — разные. Какие детали картинок о чем говорят?

Фасад и местность вокруг

Дом большой или маленький? (статус) Яркий или невзрачный? (имидж) Солидный или веселый, игрушечный? (солидность или детскость) Стандартный или оригинальный?

Стены каменные или деревянные? Защищают или украшают?

Окна большие или маленькие? Закрытые ставнями или распахнутые?

Есть ли к дому подъезды? Кто может приблизиться к дому?

Растительность вокруг дома — это люди, с которыми вы общаетесь. Лес — естественное отношение. Какие люди есть — такие и есть, общаюсь без претензий. Цветник — это буду общаться с теми, кто мне нравится и интересен. Грядочки, подсолнухи — общаемся только с нужными.

Дворик для гостей

Беседки, цветы? Сад ухоженный или заброшенный?

Первые этаж прихожая и зал

Кто может заходить в дом? Только заходят или иногда и живут?

Первый этаж дальние комнаты, второй этаж

Есть ли там дети? Кто из близких? Какие друзья туда имеют доступ?

Подвал

Подвал дома — базовые потребности, земные инстинкты. Аскет — пустые подвалы. Много огурцов — земные потребности. Много техники — механистичность, отсутствие радости.

Что в подвале? Склад ненужных вещей? Кладовка продуктов? Винные погреба? Камеры для пыток? Таинственные подземелья?

Верхние этажи

Чердак дома. Мечты, идеалы, романтика. Если там функционал (детская, обсерватория) — это очень личное, и часто личная мечта. А полазить в коробках — там много хлама? Готовы выбросить? Старые альбомы, фотографии, старинные манускрипты… Есть ли там вещи, связанные с корнями — вещи от бабушек, от предков? Часто чердак — то, что уже не нужно, но жалко выбросить.

Личная комната

Просторная, светлая? Что является центром комнаты: рабочий стол? кресло для чтения книг? телевизор или компьютер для удобства? постель для отдыха или богатого секса? окно для размышлений?

Отсутствие личной комнаты — отсутствие Я. Человек живет шаблонами, растворил себя в ожиданиях окружающих.

Счастье — красота в доме души

Сделать жизнь счастливой — это навести красоту в своем внутреннем доме, . Если же в доме тяжелый бардак, нет элементарного порядка, то задача наведения красоты — не своевременна. Наведите вначале порядок в своей душе, господа, а уже после задумывайтесь о красоте — о счастье!

Порядок в доме души — это . Надеюсь, что в вашем доме в любом случае на месте крыша — если съезжает крыша и нет почвы под ногами, говорится о нарушении уже . См.

Перспективы роста

Что хочется в этом Доме переделать? Добавить к нему?

Меняя метафору Дома, вы меняете свою личность и свою жизнь.

Источник: https://psy-space.ru/?page=metafora-dom-dushi

5. Душа, метафора и фантазия | Архетипическая психология Эссе | Читать онлайн, без регистрации

5. Душа, метафора и фантазия

Философская проблема метода «определения души» или ее логоса (Christou, 1963) в первую очередь должна рассматриваться как психологический феномен, возникающий на основе стремления души к самопознанию, феномен, который может найти полное удовлетворение в рамках своей собственной конституции – в образах. Поэтому логос души, т. е. правдивый рассказ о ней, непременно окажется образным, многократно метафорическим «отчетом» или подробным метафорическим описанием (Corbin, 1979, p. 43).

Вышеприведенное утверждение, что «первичной метафорой психологии должна быть душа» преследует двойную цель: а) установить природу души с помощью ее собственного (метафорического) языка и б) признать, что все психологические утверждения, касающиеся души, являются метафорами. Таким образом, понятие души как метафоры выходит за пределы проблемы способа «определения души» и позволяет ей вести рассказ о себе так, чтобы не было необходимости в определении, но лишь сохранялась возможность предстать в воображении. В этом случае метафора выполняет психологическую функцию: она перестает быть только «риторической фигурой» и становится инструментом созидания души, поскольку переносит вопрошание души о своей природе в мифопоэзис реального воображения, в непрерывное психологическое созидание (Berry, 1982).

Концепция души как метафоры также позволяет описать процесс душевного действия. Как и метафора, душа транспортирует смысл и освобождает внутреннее, скрытое значение. Все воспринимаемое душой на слух реверберировано (насыщено) обертонами (Moore, 1978). Перспектива затемняется при более глубоком свете.

Но эта метафорическая перспектива также и убивает: она приведет к смертельному состоянию наивный реализм, натурализм и буквальное понимание. Таким образом, связь души со смертью – тема, которая проходит через всю архетипическую психологию – определяется метафорической деятельностью психического.

Для метафорического стиля нехарактерны яркие контрасты и декларативные утверждения. Он приводит все вещи к обозрению собственной теневой стороны, и поэтому метафорическая перспектива сводит на нет любую героическую попытку достигнуть определенного взгляда на явление.

Напротив, метафорический стиль души «уклончив, символичен, иллюзорен» (Romanyshyn, 1977). Метафоры разрушают само определение сознания как интенциональности, а его историю как развитие.

Человеческая осознанность терпит неудачу на пути самопостижения не вследствие первородного греха или невроза личности, или в результате противодействия объективного мира, которому она предположительно противопоставляется.

Человеческое представление о душе живет в соответствии с психологией, но не со всякой психологией, и терпит неудачу, потому что метафизические средства души содержат в себе потенцию суицида или суицидальной необходимости (Hillman, 1964), членство в «подземном мире», в преисподней (Hillman, 1979а), «патологию и болезненность» (Ziegler, 1980), судьбоносность, отличные от требований дневного мира, что в принципе не позволяет психическому подчиниться высокомерию (hubris) эгоцентрического представления о субъективности: о достижении (Leistung), определяемом как познание, способность к волевому движению, сама воля, интенция, восприятие и т. д.

Таким образом, чувство слабости (Lonez-Pedraza, 1977, 1982), неполноценности(Hillman, 1977с), разочарования (Berry, 1973), умопомрачения (Winquist, 1981), мазохизма (Cowan, 1979) и пораженчества (Hillman, 1972b) присущи форме существования самой метафоры, которая не позволяет реализовать сознательное понимание в качестве власти над явлениями.

В конечном счете метафора как форма реализации логоса души порождает отказ от данности, родственный мистицизму (Avens, 1980).

Метафорический перенос – «связанное со смертью» действие, которое одновременно репробуждает сознание к ощущению души – составляет сущность миссии, возложенной на архетипическую психологию, на ее всеобщую задачу.

Аналогично тому, как Фрейд и Юнг пытались обнаружить основную «ошибку» западной культуры с тем, чтобы решить проблему убогости и страдания человека в период упадка Запада, архетипическая психология определяет эту ошибку как потерю души, отождествляемую затем с утратой образов и образного восприятия.

Эта потеря привела к усилению субъективности (Durand, 1975), которая проявилась в замкнутом эгоцентризме, гиперактивности и жизненном фанатизме западного сознания, утратившего связь со смертью и преисподней.

Реанимация образности в психологической культуре, к которой стремится архетипическая психология, неизбежно приводит к патологизации, так как только такое ослабление или «отпадение» (Hillman, 1975) способно пробить замкнутость субъективности и возвратить ей глубину в душе, позволяя последней вновь появиться в предметном мире.

Реанимация вещей с помощью метафоры уже отмечалась Вико (Vico, 1968, II, I, 2), который писал, что «метафора… наделяет ощущениями и страстью бесчувственные предметы».

Метафорическая перспектива не только реанимирует душу, но и оживляет такие области, которые, как считалось, находились за пределами души и психологической сферы: события, связанные с телом и медициной, экологический мир, антропогенные явления архитектуры и транспорта, образование, продукты питания, бюрократические системы и язык. Все эти области рассматривались как метафоры и стали предметом широких психологических исследований, проводившихся Сарделло и его студентами вначале в Далласском университете, а затем в Далласском институте гуманитарных наук и культуры. Метафорический подход, с помощью которого обыденные явления рассматриваются как образы, позволяет обнаружить «чувство и страсть» там, где картезианский ум усматривает лишь простое расширение обездушенных бесчувственных объектов. Таким образом, вынося психологию за стены консультационных кабинетов и лабораторий, поэтическая основа разума позволяет психологии выйти даже за пределы личной субъективности и уместиться в психологии предметов как объективизаций образов, обладающих внутренним миром, вещей как проявлений фантазии.

Читайте также:  Самодостаточность - психология

В архетипической психологии «фантазия» и «реальность» меняются местами и ценностями. Во-первых, они больше не противопоставляются друг другу. Во-вторых, фантазия никогда не бывает лишь ментально субъективной, она неизменно разыгрывается и воплощается (Hillman, 1972a, p. XXXIX–XL).

В-третьих, все физически или буквально «реальное» всегда является еще и образом фантазии.

В этом смысле мир так называемой суровой реальности является также проявлением сформированной особым образом фантазии и поэтому, присоединяясь к высказыванию американского философа и поэта Уоллеса Стивенса, у которого архетипическая психология нередко черпает образы, мы можем сказать, что «в сердце всех вещей всегда есть что-то поэтическое». Юнг сформулировал эту мысль следующим образом: «Психическое каждый день творит реальность. Единственный термин, который подходит для обозначения подобной деятельности, – это фантазия» (Юнг, ПТ, 6, пар. 743). Тем самым он вывел слово «фантазия» из поэтического словоупотребления.

Последние исследования в архетипической психологии, результаты которых частично были опубликованы в 1979–1982 гг. в «Spring», посвящены поэтике, эстетике и литературной критике.

Это вызвано не столько интересом современных психоаналитиков к языку, сколько переоценкой самой психологии как деятельности поэзиса (poesis) и того факта, что фантазия является архетипической деятельностью психического.

Источник: http://velib.com/read_book/khillman_dzhejjms/arkhetipicheskaja_psikhologija/arkhetipicheskaja_psikhologija_ehsse/5_dusha_metafora_i_fantazija/

Как определить свою метафору жизни

Как определить свою метафору жизни

У каждого из нас существует свое представление о жизни, которое формируется на основе нашего жизненного опыта. Бывает, затрудняясь сказать, что собственно не так, люди начинают метафорически описывать свою жизнь:

«Моя жизнь напоминает зал ожидания на большом вокзале… скамейки, сквозняки, за окном бегут люди, они меня не видят, они спешат, садятся в поезд или такси. Им есть куда и к кому ехать… А я сижу и жду… Вдруг что-нибудь произойдет… И моя жизнь наконец начнется…» (героиня фильма «Девушка на мосту»).

Работая с людьми, важно знать – внутри и посредством какой метафоры он живет: что он думает о жизни, окружающих людях и о себе. Эта метафора – точка зрения человека на свою жизнь, на основе которой он и формирует свою личную реальность.

Поэтому, в начале работы, я иногда предлагаю своим «пациентам» сформулировать метафору своей жизни, а затем вместе «расшифровать» (проанализировать) ее.

Работая с метафорой человека, вы можете достаточно точно понять, что происходит в его жизни: есть ли у него запас сил или он живет на пределе, он на подъеме или в упадке, в борьбе или в обороне, что он хотел бы изменить и чего боится, в каком направлении движется, его жизнь осмысленна или смысл утерян.

В последнем случае вы можете помочь человеку создать новую метафору, найти новый смысл. Другой метафоре будут соответствовать и другие чувства, другие модели поведения, другие ресурсы, позволяющие найти решение проблемной ситуации.

ОЧЕНЬ ЧАСТО, ГОВОРЯ О ЖИЗНИ, ЛЮДИ ИСПОЛЬЗУЮТ СЛЕДУЮЩУЮ МЕТАФОРУ: «ЖИЗНЬ — ЭТО БОРЬБА»

Что это может значить? Например, то, что человек, для которого «жизнь – это борьба», не сможет уже воспринимать ее как «прекрасное путешествие». «Боец видит повсюду брошенный ему вызов…» (К.Кастанеда)

Чтобы достичь желаемого, такому человеку приходится преодолевать немало испытаний и трудностей. Они априори «вписаны в жизнь». Без них нет самой жизни (для него).

Борьба предполагает наличие цели. У каждого своя цель в этой борьбе: кто-то сражается за независимость, кто-то за выживание, кто-то за идею и т.д. Тогда стоит поинтересоваться: какова цель, которую преследует данный человек в своей борьбе?

Он ведет открытую борьбу или «партизанит», тайно «пуская под откос поезда»?

Кем себя видит человек, живущий в данной метафоре? Он «опытный боец» или «наивный юнец»? А может он уже – «труп», человек, «падший в неравном бою»?

Живя в данной метафоре, вы воспринимаете большинство людей как противников (или в лучшем случае временных соратников по борьбе). Вы бесконечно атакуете позицию врагов и защищаете свою. Ваш стиль жизни – сражение, победа или поражение, ваш девиз «кто не с нами, тот против нас».

Вы испытываете глобальное недоверие к миру, пребываете в хроническом напряжении и тревоге, разглядывая других людей через снайперский прицел винтовки и живя по принципам «око за око – зуб за зуб», «либо я их, либо они меня», «не верь, не бойся, не проси». Мягко говоря, вас многие недолюбливают…

СОВСЕМ ДРУГОЕ ДЕЛО, ЕСЛИ ДЛЯ ВАС «ЖИЗНЬ – ЭТО ИГРА»

Согласно данной метафоре, каждому человеку в жизни отведена определенная роль (а что за роль у вас?).

Поступки человека – игровые ходы, последствия – выигрыш или проигрыш.

Близкие к данной метафоре определения: «вся жизнь – театр, и люди в нем актеры», «жизнь – это приключение».

А ЧТО, ЕСЛИ ВАША «ЖИЗНЬ – ЭТО ТАНЕЦ»?

Данная метафора «намекает», что в жизни, может быть, нет логического смысла, зато есть красота. Красота танца зависит от умения ловить его ритм, и все, с кем вы встречаетесь в жизни, являются вашими партнерами по танцу.

… ТАНЦУЙ и не останавливайся. Какой в этом смысл — не задумывайся. Смысла всё равно нет, и не было никогда. Задумаешься — остановятся ноги… все твои контакты с миром вокруг оборвутся… поэтому никак нельзя, чтобы ноги остановились.

Даже если всё вокруг кажется дурацким и бессмысленным — не обращай внимания. За ритмом следи — и продолжай танцевать… выжми себя как лимон. И помни: бояться тут нечего. Твой главный соперник — усталость. Усталость и паника от усталости. Это с каждым бывает.

Станет казаться, что весь мир устроен неправильно. И ноги начнут останавливаться сами собой… а другого способа нет, обязательно нужно танцевать. Мало того: танцевать очень здорово и никак иначе. Так чтобы все на тебя смотрели… так что — танцуй.

Пока играет музыка — ТАНЦУЙ.. (Х.Мураками, Дэнс, дэнс, дэнс)

МЕТАФОРА «ЖИЗНЬ – ЭТО ДОРОГА (ПУТЬ, ПУТЕШЕСТВИЕ)»

Путешествие может быть совместным или одиноким. Дорога может быть бесконечная, длинная, извилистая, скользкая, полная преград, трудная, опасная, непредсказуемая, веселая… Какая она для вас?

У дороги, есть начало и конечная цель. И тогда, что это за цель? На каком вы этапе пути?

Человек может «стоять на перепутье», «идти своей дорогой», «прокладывать свою колею» (свой путь) или двигаться в толпе.

БЛИЗКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ: «ЖИЗНЬ — ЭТО ВОСХОЖДЕНИЕ»

Предполагается, что в жизни есть некоторая вершина, на которую нужно взойти. Путь на нее не прост и опасен, но вершина стоит того, чтобы стараться. Этой метафорой часто описывается духовный путь или карьера. А есть ли вершина в вашей жизни? Если да, в чем она заключается?

МЕТАФОРА – «ЖИЗНЬ — ЭТО ШКОЛА» (БОЛЬШАЯ, ЖЕСТОКАЯ, ВЕЧНАЯ)

Если мы принимаем эту метафору, мы верим, что приходим в этот мир, чтобы научиться чему-то важному, познать, приобрести важный опыт. Как жизнь подразделяется на этапы (детство, юность…), так и школа состоит из разных классов (младшие, средние и старшие).

В школе вы получаете различные оценки, в некоторых случаях вас наказывают, в некоторых – поощряют (метафоры «ада и рая»)».

Для кого-то жизнь – это тяжелый урок, прерываемый короткими переменами (счастьем), или длинный урок смирения, в результате которого вы приобретаете множество навыков.

ПОХОЖЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ: «ЖИЗНЬ – ЭТО ЭКЗАМЕН»

На каком вы находитесь этапе: все еще готовитесь или уже сдаете? Как вы поймете, что «экзамен успешно сдан»? Что будете делать дальше? За промахи приходится платить – иногда даже собственной жизнью.

МЕТАФОРА «ЖИЗНЬ – ЭТО РАССКАЗ (ИСТОРИЯ)»

Возможно, вы считаете, что жизнь обретает смысл, и завершенность, только если она рассказана…

У каждой истории есть свое время, когда ты просто обязан ее рассказать. Если человек не делает этого, он обрекает свою душу на то, чтобы она осталась связанной с этой тайной навсегда… (Х.Мураками, Мой любимый sputnik)

Ваша жизнь может быть любовным романом, имеющим закрученный сюжет, быть полной приключений, в которых все перепутано или, наоборот, взаимосвязано… А может, ваша жизнь – это скучная повесть, которая никого не интересует…

МЕТАФОРА «ЖИЗНЬ — ЭТО СТРАДАНИЯ»

Иногда сама жизнь превращается для человека в источник боли, избавить от которой может только смерть. Мир такого «потенциального самоубийцы» трагичен: прошлое в прошлом, настоящее печально, будущее – сомнительно. И тогда нужно выяснить переломную точку, когда именно жизнь человека «перестала быть жизнью», и что могло бы его «оживить».

МЕТАФОРА «ЖИЗНЬ – ЭТО ДВИЖЕНИЕ»

Мир постоянно идет вперед, движется во времени и пространстве, и вы движетесь вместе с ним. Вы можете «гнаться за жизнью», «не отставать от жизни». Какое это движение для вас: вечное, стремительное, встречное, по спирали, согласно правилам дорожного движения или без? К чему вы движетесь?

МЕТАФОРА «ЖИЗНЬ – ЭТО СОН»

Человек, для которого сон – желанное состояние, рассматривает обычное время бодрствования как промежуток между двумя периодами сна. Он склонен грезить наяву и покидать реальность (возможно, под влиянием изменяющих сознание средств), погружаясь в мир своих фантазий. Если для вас жизнь – это сон, то какой: приятный, невероятный, дурной…? Что будет, если вы проснетесь?

Как вы видите, множество людей имеет множество представлений о жизни. И если человека преследуют одна неудача за другой, возможно, имеет смысл понять, как он воспринимает саму жизнь.

МЕНЯЕМ МЕТАФОРУ ЖИЗНИ:

Предположим, человек говорит вам: «Моя жизнь – это болото. Чем больше я пытаюсь справиться с проблемами, тем больше я увязаю в них».

Что он подразумевает под этим? Возможно, он говорил о скуке, беспросветности, однообразии своей жизни, в которой ничего не происходит.

А может, о чем-то другом. У вас будут свои ассоциации, связанные с метафорой болота, у вашего собеседника – свои. И это нормально.

Чтобы разговаривать с ним на одном языке, расспросите его:

  1. Какое это болото?
  2. Что для него означает «жить в болоте» (прежде всего, на уровне чувств, ощущений).
  3. В чем состоит основная проблема «жизни в болоте» (депрессия, или, скажем, одиночество).
  4. Всегда ли его жизнь была «болотом». Если нет, то как его жизнь превратилась в болото (какой она была до этого). Он сам в него попал или кто-то помог.
  5. Кто он в этом болоте: к примеру, «водяной» или «десятая водоросль в восьмом ряду».
  6. Что его окружает? («мои подружки – пиявки, да лягушки»).
  7. Каково желаемое развитие событий (может человек просто хочет улучшить «квартирные условия», сменить «болото» на «озерцо», а вовсе не «стать человеком», как вы сперва решили).
  8. Есть ли что-то хорошее в жизни в «болоте» (вторичные выгоды от текущей ситуации).
  9. Что он ждет от вас (например, вы «тот, кто поможет ему выбраться», «тот, кто поможет очиститься от болотной грязи», или «тот, кто провалится к нему в болото и составит кампанию»).

С помощью анализа метафоры можно развернуть субъективную картину мира человека, сделать ее более целостной, вернуть «пациента» к активной позиции в собственной жизни.

ОБЩАЯ СХЕМА РАБОТЫ С МЕТАФОРОЙ ЖИЗНИ:

Этап 1. Услышав от своего собеседника метафору, описывающую его жизнь, предложите человеку подробнее рассказать о своей жизненной ситуации, используя вышеприведенные вопросы.

Этап 2. Помогите человеку понять смысл метафоры, в которой он живет, а также сделать явной его блокированную потребность – что он хочет на самом деле, но боится себе в этом признаться. Для этого особое внимание уделите главному герою (центральному фрагменту) метафоры. Можно использованы вопросы: что делает главный герой, как, зачем ему это необходимо?

Этап 3. Когда вы в процессе общения сделали явными истинные потребности человека, открыли их перед ним самим, предложите способы удовлетворения этих потребностей. Будьте готовы к тому, что в этот момент ваш «пациент» включит защитные рефлексы и постарается «переиграть» все назад. Резкие изменения в жизни всегда пугают!

Этап 4. Для того, чтобы изменения в поведении человека стали более явными, вам нужно внедрить в его подсознание новую, скорректированную метафору жизни, которая в большей степени позволит ему самореализоваться и получить максимум от каждого дня жизни. Например, вместо «Жизнь – это болото», внушите человеку, что «Жизнь – это океан возможностей». опубликовано econet.ru

Читайте также:  Что такое родительство? - психология

Марина Смоленская

фото:Jacob A. Pfeiffer

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/160118-kak-opredelit-svoyu-metaforu-zhizni

Метафора Будинок втрачені душі

Метафора Будинок втрачені душі

Будинок душі — одна з фундаментальних метафор внутрішнього світу, визначають цінності і самовідчуття особистості.

Як психологічна методика, метафора Будинок душі є проективным тестом і дає цінну інформацію про внутрішній картині життєвого світу особистості. Методика розроблена проф. Н.І. Козловим.

Інтерпретація результатів тесту

Особистість зручно метафорично уявити в образі Будинку (Будинок душі). У такому разі в цьому Будинку:

  • фасад — те, що людина виставляє на огляд для залучення уваги.
  • дворик для гостей — простір соціального спілкування, те, чим людина займає (залучає) випадкових знайомих та приятелів,
  • перший поверх передпокій і зал — простір міжособистісного спілкування, те, чим людина займає (залучає) близьких знайомих і приятелів,
  • перший поверх далекі кімнати, другий поверх — простір для перевірених близьких і друзів.
  • підвал — простір бази особистості та її проблем,
  • верхні поверхи — простір дослідження і росту,
  • особиста кімната — центр особистості.

Представляючи свій Будинок під час медитації, кожен бачить свої картинки. У кожного вони різні. Які деталі картинок про що говорять?

Фасад і місцевість навколо

Будинок великий або маленький? (статус) Яскравий або непоказний? (імідж) Солідний або веселий, іграшковий? (солідність або дитячість) Стандартний або оригінальний?

Стіни муровані або дерев'яні? Захищають або прикрашають?

Вікна великі чи маленькі? Закриті віконницями або розкриті?

Чи є до дому під'їзди? Хто може наблизитися до будинку?

Рослинність навколо будинку — це люди, з якими ви спілкуєтеся. Ліс — природне відношення. Які люди є — такі і є, спілкуюся без претензій. Квітник — це буду спілкуватися з тими, хто мені подобається і цікавий. Грядочки, соняшники — спілкуємося тільки з потрібними.

Дворик для гостей

Альтанки, квіти? Сад доглянутий або покинутий?

Перші поверх передпокій і зал

Хто може заходити в будинок? Тільки заходять або іноді і живуть?

Перший поверх далекі кімнати, другий поверх

Є там діти? Хто з близьких? Які друзі туди мають доступ?

Підвал

Підвал будинку — базові потреби, земні інстинкти. Аскет — порожні підвали. Багато огірків — земні потреби. Багато техніки — механістичність, відсутність радості.

Що в підвалі? Склад непотрібних речей? Комора продуктів? Винні погреби? Камери для тортур? Таємничі підземелля?

Верхні поверхи

Горище будинку. Мрії, ідеали, романтика. Якщо там функціонал (дитяча, обсерваторія) — це дуже особисте, і часто особиста мрія. А полазити в коробках — там багато мотлоху? Готові викинути? Старі альбоми, фотографії, старовинні манускрипти… Є там речі, пов'язані з корінням — речі від бабусь, від пращурів? Часто горище — те, що вже не потрібно, але шкода викинути.

Особиста кімната

Простора, світла? Що є центром кімнати: робочий стіл? крісло для читання книг? телевізор або комп'ютер для зручності? ліжко для відпочинку або багатого сексу? вікно для роздумів?

Відсутність особистої кімнати — відсутність Я. Людина живе шаблонами, розчинив себе в очікуваннях оточуючих.

Щастя — краса в будинку душі

Зробити життя щасливим — це навести красу у своєму внутрішньому будинку, будинку своєї душі. Якщо ж у будинку важкий бардак, немає елементарного порядку, то завдання наведення краси — не на часі. Наведіть спочатку порядок у своїй душі, панове, а вже після замислюйтесь про красу — про щастя!

Порядок в будинку душі — це душевне здоров'я. Сподіваюся, що у вашому будинку в будь-якому разі на місці дах — якщо з'їжджає дах і немає грунту під ногами, йдеться про порушення вже психічного здоров'я. См.→

Перспективи зростання

Що хочеться в цьому Будинку переробити? Додати до нього?

Змінюючи метафору Будинку, ви міняєте свою особистість і своє життя.

Источник: http://psychologis.com.ua/metafora_dom_dushi.htm

Статья по психологии на тему: Работа с личностью через личностные метафоры

Статья по психологии на тему: Работа с личностью через личностные метафоры

Работа с личностью через личностные метафоры

Личностная идентичность — это то, кем человек считает себя в глубине души; то, как он отвечает на вопрос: «Кто я?», это внутреннее согласие со своей личностной и социальной ролью. Большинство людей свою личностную идентичность представляют прекрасно и легко представляют на картинках, где представлены: мой бизнес, мои мечты и цели, мои ценности, образование, увлечения и контакты.

Тем не менее нередки случаи, когда человек не имеет какого-то внутреннего стержня, какой-то целостной картинки, с помощью которой он мог бы сказать себе: «Кто я».

Иногда человек действительно не понимает или перестает понимать, кто он, где он и куда он идет.

Эта внутренняя растерянность имеет очень разные корни и разные проявления: иногда за этим стоит сломанная жизнь, иногда — отсутствие элементарной привычки думать о будущем и думать вообще.

На этот случай существует очень продуктивный способ разобраться и поработать со своей личностной идентичностью, этот способ — работа с личностными метафорами. Личностные метафоры — это метафорические способы личностью видения себя.

Мы легко можем дать метафоры на своих близких и друзей: этот наш знакомый похож на медведя, этот — на зайчика, а эта — на лисицу. Как музыкальный инструмент, она — флейта, а он — старая медная труба…

Также большинству из нас несложно найти картинку, которая метафорически рисует нас и нашу жизнь.

Кто-то в такой картинке видит себя ракетой или паровозом, кто-то внутренне ощущает себя нежным лотосом, а кто-то чувствует себя сломанными часами в заброшенном старом доме…

Достаточно очевидно, что та или иная личностная метафора самым серьезным образом связана и во многом определяется самоощущением личности, ее жизненными ценностями и ее личностными ролями.

Энергичный человек находит себя в более энергичных картинках-метафорах, у оптимистичного человека картинки-метафоры более светлые и яркие, у потерянного человека картинки чаще серые, тусклые и покрыты туманом.

Дружественный характер картинок обычно свидетельствует о высоком эмоциональном тоне человека и его внутреннем дружелюбии, а тот или иной характер движения в картинке-метафоре отражает внутреннюю направленность человека к людям или внутрь себя, склонность плыть по течению или готовность бороться…

Как техника диагностической работы, работа личностными метафорами состоит в том, что человеку предлагается поискать метафору себя и своей жизни: метафору, в которой человек может узнать себя и в которой он захочет узнавать себя. Основные личностные метафоры, с которыми работают психологи синтон-подхода​ — это Дом моей души и Метафора жизни.

Однако важнейшее открытие, которое было сделано в синтон-подходе, состоит в том, что, изменяя свои личностные метафоры, можно влиять на свои жизненные ценности, личностные роли и свое самоощущение.

Как ни смешно это звучит, но детская формула «Что нам стоит жизнь построить: нарисуем — будем жить!» — вдруг получила самое реальное воплощение: как только человек начинает перерисовывать картинки своих личностных метафор, создается база для настоящих изменений в его жизни.

Однако работа с метафорой жизни — техника не только диагностики. Оказалось, что это один из самых простых, глубоких и эффективных способов работы с внутренней структурой личности. Данная техника — не только экспресс-способ видения своего сегодняшнего дня, это еще доступный и интуитивно понятный способ формирования своего будущего, своих ценностей и целей.

Эта техника работы с личностными метафорами дает сильные результаты в достаточно широком диапазоне случаев — и в случаях серьезной «потерянности» личности, и в жизни вполне здоровых и успешных людей, когда у человека есть картинка своей жизни и себя в этой жизни, но человек хотел бы эту картинку уточнить и скорректировать.

Итого: если вы хотите изменить свою жизнь, начните менять картинку своей жизни. Как минимум, сделайте свою картинку жизни осознанной. Если у вас только бессознательная картинка, она может строить вашу жизнь не так, как вам хотелось бы, и в этом случае вы лишены возможности что-то скорректировать.

Жизнь построил, но не ту. Кого-то или чего-то, важного вам — нет. Жизнь — пустая…

Если вы затрудняетесь в формулировке своей метафоры, если сразу картинка перед вашим внутренним взглядом не появляется, посмотрите и послушайте метафоры других людей: даже если вы говорите «Нет, это не мое!», постепенно вы начинаете понимать, а что же — ваше. См.→ 

Случаи из практики

Александр: три картинки жизни

— Моя картинка немного грустная. Я — это большие старинные часы с тяжелым маятником. В доме никого. Тик-так, тик-так, равномерное и бесконечное тик-так в старом доме… Я понял, что я живу в ожидании.

Часы символизируют ожидание, ты ровно делаешь все, что нужно, да?

— Да.

А дом старый, хотелось бы из этого дома выбраться, но пока прикован, как часы к стене…

— Угу.

И от тебя ничего не зависит, как в этой картинке?

— Мне кажется, эта стратегия наиболее верная… Она уверенная, точная. Надежная.

А как ты узнаешь, что в твоей жизни наступило что-то новое? Какой другой картинкой это будет символизироваться? Ты вышел из дома?

— Да, вышел из дома на природу… Холм, стало солнечно…

Ты там стоишь или идешь?

— Стою и оглядываюсь, выбираю куда идти.

Дороги пока не будет…

— Пока нет, да…

Для тебя это возможность выбора собственного пути.

— Цель, я знаю, есть, но дороги пока не видно… Точнее, дорог там много.

Хорошо. А теперь представь, что случилось третье событие: появление твоей дороги, твоего пути. Как ты увидишь, что твоя дорога уже есть?

— Я просто пойду по ней. Наверное, это будет тропинка, извилистая тропинка, но я буду по ней идти, искать и пробовать.

В дороге кто-то трясется в телеге, кто-то рулит на велосипеде, кто-то летит в роскошном открытом кабриолете, кто-то с огромным рюкзаком карабкается по скалам.

— Нет, я пойду пешком, налегке, наслаждаясь прогулкой.

Собственными силами, без привлечения третьих сил, скорее в одиночестве и без большого напряга… Да?

— Да.

Это та жизнь, которую ты себе формируешь на будущее?

— Да.

Она для тебя, по крайней мере сейчас, оптимальна?

— Ну, не очень нравится…

Что бы ты в ней изменил, чтобы точно понравилось?

— Добавить людей, народу должно быть побольше…

Интересная мысль! Ты хочешь уходить от одиночества?

— Да, хочу. Я понял, что я хотел бы даже часами быть кому-то полезным…

Аплодисменты!

Лена: когда я выйду в жизнь?

— Метафора моей жизни: я студент выпускного курса, готовлюсь к экзамену в читальном зале. Я уже много чего знаю, рядом со мной большая кипа учебников, сижу сосредоточенная, но все откладываю момент экзаменовки… То ли мне кажется, что я еще недостаточно готова, то ли я просто боюсь…

Ты та, которая сидит на попе и боится. Знает, что готова, но боится и тянет время своей жизни. Что бы ты хотела изменить в своей жизни, какую метафору ты бы нарисовала, чтобы сказать: «Я живу правильно!»?

— Ну, что я экзамен сдам, я знаю… А вот что я буду делать дальше, с дипломом…

Выходя с дипломом, я вижу, что… какая картинка дальше?

— Я буду применять свои знания.

Какой картинкой ты это увидишь?

— Не знаю, не вижу.

Придумывай картинку, Лена. Не придумаешь сама — тебя другие вставят в свои картинки, и очень может статься, что через пятьдесят лет ты поймешь, что прожила жизнь не ту, которую хотела.

— …

Представьте… Раннее-раннее утро, холодно, туман… Вы в лесу, солнце еще не взошло, поэтому дальше нескольких метров ничего не видно.

Под ногами мокрая, в холодной росе, трава, везде хрустят поломанные ветки, куда ни пойди — из тумана вырастают колючие кусты и густые лапы елей.

Вы точно знаете, что где-то рядом, неподалеку, есть сорная тропа, выходящая на крепкую дорогу, но небо заволочено тяжелыми облаками и поманивший просвет оборачивается очередным скользким оврагом.

Читайте также:  Системный взгляд - психология

Но вот — подул ветерок. Несколько порывов, и туман улетает, а над орешником поднимается большое утреннее желтое солнце. Оно уже освещает верхушки деревьев, сдвигает серый массив туч и открывает утреннее просторное небо.

Лес освещается, как будто сразу теплеет, и уже весело заблестели огоньки росы на сосновых иголках.

Солнце плывет и завоевывает новые высоты, воздух быстро согревается, листва шелестит под порывами ветра и открывает вам поляну, откуда уже видна просека с лесной дорогой.

Вы — на пути. Здравствуй, утро!

Источник: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2015/09/21/rabota-s-lichnostyu-cherez-lichnostnye-metafory

Сборник метафор о жизни

Сборник метафор о жизни

Решила собрать свои любимые цитаты-метафоры о всякой всячине. Хотелось собрать в одном месте размышления о жизни, об отношениях, о доверии.

Жизнь как сад. Цитата из книги Джулии Кэмерон «Путь художника»

Рассуждения о важных вещах из книг Макса Фрая

Немного моих метафор из личного опыта

Жизнь как книга.

Закончилась одна глава – обязательно начнется следующая. Не вырывайте страницы после прочтения – это Ваш опыт.

Не устраивает сюжет — пишите свою историю.

Круговорот жизни в природе

В нашей жизни все идет по кругу: бурная весна дарит кучу энергии и сил для роста. Летом продолжается подпитка в нежных лучах, копятся ресурсы для будущих побед. После наступает осень — пора зрелости, сбора урожая и наконец, приходит зима — период покоя, сна — так необходимого для восстановления сил.

Природа циклична, наша жизнь тоже подчинена этим законам. Иногда это нужно просто принять как данность и подчинится требованиям ситуации. Действовать, когда это необходимо, и давать себе отдых после плодотворной работы.

Глубина моря и чувств

Не зря вода является символом эмоций.
Пусть на поверхности бушуют волны, на глубине звуки приглушаются, остается лишь легкое движение похожее на убаюкивающую колыбель.

Остается лишь наблюдать все разнообразие чувств: тут в виде рака-отшельника притаился страх, целой стайкой серебристых мальков промелькнули яркие воспоминания детства, На самое дно опустилась тяжелая и не поворотливая обида на родителей, царственно приплыла и захватила все внимание страсть.

Проходит мгновение и картинка меняется. Вдруг ты понимаешь, что вокруг тебя постоянное движение, ритм соответствующий дыханию самой жизни.
Движение не прекращается никогда. Оно завораживает, притягивает и манит к себе. Сначала погружение происходит на малую глубину, затем все глубже, глубже… Куда почти не проникает свет. Мир становится совсем незнакомым, непривычным, даже пугающим.

Для полноценной жизни нам как воздух необходим контакт с реальностью. Соприкоснувшись со скрытым миром чувств нужно обязательно всплыть на поверхность. Нужен проводник, который вернет нас в реальность и позволит вдохнуть свежий воздух.

ВНИМАНИЕ!!!! Однажды нырнув в море чувств — ты уже не будешь прежним. Бездна, в которую удалось посмотреть, навсегда оставит в твоей душе свой след.

Сила жизни

Иногда желанная цель сильно отличается от реальности, но наша жизненная сила подобно ростку, не смотря на сопротивление, ищет путь к свету. Порой этот путь прямой и легкий, зачастую тернист и извилист, но главное не сдавайтесь — продолжайте движение.

В беседе об обидах

О том, что память и шрамы от нанесенных обид остаются и невозможно простить.

Известная притча наталкивает на вопросы: Возможно ли простить обидчика? Возможно ли чтобы стакан стал снова целым?
После долгих размышлений клиентку озарило: «Может! Только для этого нужен мастер, умеющий обращаться со стеклом». А потом тихонько добавила: «И много-много тепла…»

Полноводная река отношений

Река и два берега как метафора полноценных и глубоких отношений между мужчиной и женщиной.
Итак, если представить что река – это отношения, эмоции, чувства, а берега – это два человека. При этом каждый из них может быть абсолютно разным, свободным  в самовыражении, но в то же время все вместе они создают единый пейзаж.

Река находится в непрерывном движении, что символизирует саму жизнь, а также все эмоции, которые мы способны испытывать по отношению к другому. Река может быть спокойной, но глубокой, а может быть бурной с частыми порогами и поворотами.

Порой из-за избытка влаги она выходит из своих берегов, смывая все на своем пути. Но проходят дни, вода спадает, а на разрушенных берегах остается плодородный слой ила.

Иногда ее сковывает льдом от сильных морозов, но с первым теплом реки вскрываются, вновь продолжая движение.

Может наступить период засухи, когда река мелеет, теряет свою силу, еле движется, но после дождя уровень воды поднимается. Если же возникает запруда и наступает период застоя – вязкое болото, то самое время расчистить дно русла от всего лишнего, что преграждает путь течению.

У любой реки есть начало – исток, он чист, прохладен и приятен на вкус. Чем дальше по течению, тем выше вероятность замутить воду, но регулярная чистка русла – обеспечивает постоянное течение, а значит и чистоту потока. У каждой реки есть логичное завершение – озеро мечтаний, море эмоций, океан любви.

Берег левый и берег правый – они могут быть подобны друг другу, повторять каждый изгиб. Но вероятнее всего они будут абсолютно разными: один более крутой, другой пологий, на одном заросли кустарников, а на другом приятный песок.

Русло также может менять свое направление, оно то разливается, то наоборот сужается, превращаясь в едва заметный ручеек. Иногда через реку перекинут мостик, появляется возможность встречи.

Местами река так глубока и широка, что встреча как будто невозможна, но на самом деле у любой реки есть дно и общение происходит на самом глубоком уровне. Временами для встречи нужен паромщик.

Самое захватывающее во всей этой картине лично для меня в том, что отношения между людьми переменчивы, порой непредсказуемы, но в то же время так же прекрасны как и долина реки. И хороши они, лишь при целостном взгляде, когда учитывается все что происходит, легко воспринимаются любые перемены, одинаково ценятся все составляющие.

Доверяя потоку жизни

Отношения с водой для меня подобны отношению к жизни в целом. Я всегда любила воду, наверное, как и все дети. При этом не умела плавать, просто не получалось слаженно действовать руками и ногами. Приходилось барахтаться на мелководье.

Иногда чтобы пощекотать нервы я заходила на глубину по шею и чувствовала как меня вода начинает затягивать. Позже я все-таки научилась кое-как держаться на воде, но при мысли, что подо мной нет дна — начиналась паника.

Так же я пыталась контролировать все происходящее в жизни.

Доверять воде и собственным силам я научилась в бассейне. Оказалось, что бассейн глубокий, но плыть все-таки нужно. Страшно, но пересилила себя и спустилась по лестнице.

Сначала держалась ближе к бортику, часто делала перерывы. Потом все-таки стала двигаться уверено и могла проплывать от стенки до стенки.

Ура!!! Больше похоже на внутренние изменения после тренинга или личной терапии, появилась уверенность, но нет опыта реальной жизни.

На море я уже окончательно поверила — вода меня держит. Какие я только кульбиты не вытворяла, наслаждалась движением тела, то ловила волну, то переворачивалась на спину, то усиленно плыла к какой-то цели. Полный восторг, период острой влюбленности в жизнь, состояние близкое к эйфории.

Чем дальше я продвигалась в отношениях с водой, тем лучше понимала, она бывает разной: холодной или теплой, соленой или пресной, мутной или прозрачной, спокойной или бурной — и мне нравилось пробовать свои силы в разной воде.

Но опять вступает «но…», как же без этого. Прыгнуть с вышки для меня было жутко страшно. Стою на краю, смотрю в пустоту. Умом понимаю это безопасно и не могу сделать шаг. Не могу отпустить контроль, не могу довериться жизни.

Рядом со мной с визгом и восторгом прыгает народ. После длительной борьбы между страхом и желанием новых ощущений наконец-то решаюсь. Лечу. Вода меня принимает ласково, мягко погружаюсь, ноги касаются дна и я медленно всплываю на поверхность.

Я все могу, главное не бояться и идти навстречу своим желаниям.

Научилась ли я жить в близком контакте с собой и другими?
Я все еще в бассейне! Умею, но мне страшно.

А какие у Вас отношения с жизнью?

Мир вокруг — он какой?

Источник: http://svojkraj.ru/sbornik-metafor-o-zhizni

Метафора Дом души — Сайт помощи психологам и студентам

Метафора Дом души - Сайт помощи психологам и студентамЛичность удобно метафорически представить в образе Дома (Дом души). В таком случае в этом Доме:

Метафора Дом души

Метафора Дом души.

метафор внутреннего мира, определяющих zhiznennye_cennosti'>ценности и самоощущение личности.

Как психологическая методика, метафора Дом души является проективным тестом и дает ценную информацию о внутренней картине жизненного мира личности. Методика разработана проф. Н. И. Козловым.

Интерпретация результатов теста.

Личность удобно метафорически представить в образе Дома (Дом души). В таком случае в этом Доме:

фасад — то, что человек выставляет на обозрение для привлечения внимания.

дворик для гостей — пространство социального общения, то, чем человек занимает (привлекает) случайных знакомых и приятелей, первый этаж прихожая и зал — пространство межличностного общения, то, чем человек занимает (привлекает) близких знакомых и приятелей, первый этаж дальние комнаты, второй этаж — пространство для проверенных близких и друзей. подвал — пространство базы личности и ее проблем, верхние этажи — пространство исследования и роста, личная комната — центр личности.

Представляя свой Дом во время медитации, каждый видит картинки свои. У каждого они — разные. Какие детали картинок о чем говорят?

Фасад и местность вокруг

Дом большой или маленький(статус) Яркий или невзрачный(имидж) Солидный или веселый, игрушечный(солидность или детскость) Стандартный или оригинальный?

Стены каменные или деревянныеЗащищают или украшают?

Окна большие или маленькиеЗакрытые ставнями или распахнутые?

Есть ли к дому подъездыКто может приблизиться к дому?

Растительность вокруг дома — это люди, с которыми ты общаетесь. Лес — естественное отношение. Какие люди есть — такие и есть, общаюсь без претензий. Цветник — это буду общаться с теми, кто мне нравится и интересен. Грядочки, подсолнухи — общаемся только с нужными.

Дворик для гостей

Беседки, цветыСад ухоженный или заброшенный?

Первые этаж прихожая и зал

Кто может заходить в домТолько заходят или иногда и живут?

Первый этаж дальние комнаты, второй этаж

Есть ли там детиКто из близкихКакие друзья туда имеют доступ?

Подвал

Подвал дома — базовые потребности, земные инстинкты. Аскет — пустые подвалы. Много огурцов — земные потребности. Много техники — механистичность, отсутствие радости.

Что в подвалеСклад ненужных вещейКладовка продуктовВинные погребаКамеры для пытокТаинственные подземелья?

Верхние этажи

Чердак дома. Мечты, идеалы, романтика. Если там функционал (детская, обсерватория) — это очень личное, и часто личная мечта. А полазить в коробках — там много хламаГотовы выброситьСтарые альбомы, фотографии, старинные манускрипты… Есть ли там вещи, связанные с корнями — вещи от бабушек, от предковЧасто чердак — то, что уже не нужно, но жалко выбросить.

Личная комната

Просторная, светлаяЧто является центром комнаты: рабочий столкресло для чтения книгтелевизор или компьютер для удобствапостель для отдыха или богатого сексаокно для размышлений?

Отсутствие личной комнаты — отсутствие Я. Человек живет шаблонами, растворил себя в ожиданиях окружающих.

Счастье — красота в доме души

Сделать жить счастливой — это навести красоту в своем внутреннем доме, доме своей души. Если же в доме тяжелый бардак, нет элементарного порядка, то задача наведения красоты — не своевременна. Наведите вначале порядок в своей душе, господа, а уже после задумывайтесь о красоте — о счастьи!

Порядок в доме души — это душевное здоровье. Надеюсь, что в вашем доме в любом случае на месте крыша — если съезжает крыша и нет почвы под ногами, говорится о нарушении уже психического здоровья.

Перспективы роста

Что хочется в этом Доме переделатьДобавить к нему?

Меняя метафору Дома, вы меняете свою личность и свою жизнь.

методики, личность, психология

Источник: http://psinovo.ru/stati/metafora_dom_dushi.html

Ссылка на основную публикацию