Милосердие — психология

Что такое милосердие и что нужно делать чтобы стать милосердным?

Милосердие - психология

Что такое милосердие, в каких людских поступках оно проявляется – актуальный вопрос. Современный мир имеет развивающуюся большими темпами технологическую революцию, упростившую повседневную жизнь каждого из нас. В гонке за личными благами, незаметно мелькают чужие проблемы, но кто захочет остановиться, подать руку помощи нуждающемуся в поддержке, ведь у каждого свои заботы.

Милосердие — что это?

Доброта сердца, перенимающая чужие страдание и проблемы, желание протянуть руку помощи, невзирая на вину или невиновность человека – вот что значит милосердие. Основа любви к ближнему, наличие которой помогает спасать жизни и решать чужие проблемы, проявлять понимание, оказывать помочь другому – избавлять ближнего от трудных обстоятельств. Тесно связанные с милосердием черты характера:

  • сострадание;
  • сочувствие;
  • доброжелательность;
  • забота;
  • бескорыстность;
  • понимание;
  • снисхождение;
  • гуманность.

Что такое милосердие — нравственное состояние души, в котором человек проявляет безвозмездную опеку к ближнему, потратив собственный ресурс – время, деньги, здоровье. Проявляя милосердие человек, может получить незаслуженный упрек (моральное оскорбление) в глазах окружающих, которые принимают милосердие за проявление незаслуженного уважения или элементарной глупостью.

Милосердие в христианстве

В религии милосердие – важная добродетель, указывающая, что проявление заботы к ближнему — это проявление любви к Господу и что каждый человек «создан по подобию Божьему». Всепрощающая любовь, выражается в христианской милости проявить ее можно по отношению к душе и телу нуждающегося. Добрые христианские дела, проявление которых спасают человеческую душу:

  • навернуть грешника от заблуждений;
  • не просвещенному подать урок доброты и истинны;
  • дать мудрый совет находящемуся в трудных обстоятельствах или опасности;
  • дать утешение пребывающему в печали;
  • не отвечать злом на злой поступок;
  • прощать обидчиков;
  • молиться за ближних.

Дела телесной милости к ближнему:

  • накормить голодного;
  • напоить жаждущего;
  • одеть нагого;
  • посетить больного;
  • посетить узника в темнице;
  • приютить странника;
  • похоронить умершего.

Для чего нужно милосердие?

Стремление жить в мире, наполненном радостью и приятными взаимоотношениями, заложено в человеке.

Милосердие и доброта – фундамент гармоничных отношений во многих религиях и древних культурах, им посвящены работы философов.

Строить отношения в социуме по принципу справедливости легко анализируя ошибки другого человека, но такая позиция лишает возможности получить снисхождение в трудную минуту.

Получать помощь не требуя взамен отплаты – развиваться духовно, вкладывать свою лепту для изменений в лучшую сторону, привносить в мир добро, дарить радость. Никто не знает, в какую трудную минуту возникнет его нужда в помощи, кто окажется рядом – сделает милосердный поступок, невзирая на социальный статус или прошлые ошибки. Отрывать от сердца частичку доброты и заботы всегда приятно.

Что значит — быть милосердным?

Быть милосердным значит, что направленное другому человеку благо отдано безвозмездно – не для всеобщей похвалы, публичного признания или последующего благодарения.

Милосердие успокаивает совесть – подаренный шанс протянуть руку помощи человек не отверг, а в силу своей возможности облегчил жизненные обстоятельства находящегося в худом положении дел.

Милосердие погашает гнев, подавляет эгоизм, а это возможность накопить духовные богатства:

  • мудрость;
  • радость;
  • простоту в общении;
  • искренность;
  • человеколюбие.

Что нужно делать, чтобы стать милосердным?

Милосердие и сострадание, сделанное анонимно, считается высшей степенью добродетели. Проявление таких качеств не простая задача – отнять собственные средства и силы для помощи чужому человеку, великодушный поступок, достойный уважения. Основные принципы милосердного отношения основываются на любви к ближнему, проявленной заботе и оказанной помощи. Быть милосердным значит:

  • забыть о личной выгоде;
  • идти на уступки забывая причиненные обиды;
  • уметь выслушать;
  • подавить страх (приходя в больницу не думать о том, что можно заразиться болезнью);
  • жертвовать деньги нуждающимся (доступную долю средств, незначительную для подающего человека);
  • находить час для чужих проблем (навещать родственников и знакомых – престарелых, инвалидов, сирот);
  • помогать в простых повседневных вопросах (показать адрес, предостеречь об опасности, дать подсказку для решения вопроса, помочь человеку с ограниченными физическими способностями).

Почему человек должен быть милосердным?

Проблема милосердия и нехватки любви к окружающим влечет страдания в окружающем мире и людских сердцах. Принцип личной выгоды – создавать себе комфортные условия, невзирая на проблемы других людей — тешит самолюбие и множит эгоизм.

Быть милосердным — значит принимать активное участие в решении чужих проблем, умножать доброту, дарить любовь, изменять мир в лучшую сторону.

Вспоминая фразу китайского мудреца Лао Цзы о милосердии, можно сказать его словами: «Кто берет – наполняет ладони, кто дарит – наполняет сердце».

Милосердие в современном мире

Любовь и милосердие понятия связанные между собой в религии. Дела, совершенные для облегчения страданий другого, выраженные без любви — являются чувством жалости, иногда подкрепленные упреками и холодным расчетом.

Милосердие в нашей жизни, проявленное с любовью подкрепляет духовно, дарит надежду на изменения в лучшую сторону, спасает в трудную минуту жизнь, дарить душевное спокойствие, учит, что добрый поступок непременно выше, чем злой.

Нужно ли милосердие в наше время?

Милосердие в наше время – зеркало, показывающее нравственный облик личности.

Современный мир наполнен контрастами, социальный статус, разделяющий людей, показывает, что бедному и простому легче разделить страдания нуждающегося, ибо они ему знакомы.

Богатому и знатному нет дела к элементарным заботам и проблемам других людей, даже если он в состоянии оказать помощь и устранить проблемы для тысяч людей.

Источник: https://womanadvice.ru/chto-takoe-miloserdie-i-chto-nuzhno-delat-chtoby-stat-miloserdnym

Милосердие — это что? Милосердие, справедливость и сострадание :

В нынешнем обществе мы все больше можем наблюдать жестокость, несправедливость и зло. Многие перестают помнить о таких важных вещах, как милосердие и доброта.

Необходимо остановиться хотя бы на секунду и вспомнить, что мы прежде всего люди, и нужно относиться друг к другу по-человечески. Важно понять и осознать, что же такое милосердие, сострадание и справедливость.

А также узнать, для чего эти качества нужны человеку.

Определение милосердия

Не так просто ответить на вопрос: «Милосердие – это что?» Ответ приходит не сразу. А все потому, что люди думают о разнообразных проблемах и путях их решения, а вот о главном забывают.

Милосердие – это проявление любви к ближнему. Так пишут во многих книгах. Но ближние – это не только родственники и друзья, это абсолютно все люди, которые вас окружают. Необязательно проявлять «любовные» чувства, достаточно элементарного уважения к окружающим. И тогда мир для вас преобразится.

И вы поймете, что бабушка-соседка не такая уж и противная, и с продавцами на рынке можно нормально разговаривать. Несите добро в мир. Еще можно сказать, что милосердие – это своего рода доброжелательность, желание помочь, ничего не требуя взамен.

Эти качества присущи каждому человеку, просто нужно найти их в себе.

Некоторые люди уверены, что это совсем неуместные характеристики, и сегодня они никому не нужны. Но стоит попробовать быть чуточку добрее, уважать людей и помогать им, если они в этом нуждаются. И тогда вы заметите, что окружающие отвечают вам тем же, мир вокруг вас преобразится. Милосердие – это путь к вершинам.

Для чего нужно милосердие

Чтобы разобраться, для чего необходимо милосердие, стоит разобраться, что входит в это понятие. Такое качество можно назвать высшим проявлением человечности. Вы же не задумываетесь, для чего нам нужна любовь, дружба. Все и так понятно. А вот о необходимости милосердия стоит задуматься очень серьезно. Но требуется оно для того, чтобы оставаться человеком.

Полезно вспомнить то, что все-таки присутствовало милосердие на войне, – это неоспоримый факт. Конечно, это не однозначное утверждение, бывали самые разные случаи.

Но никто не станет отрицать, что солдаты не убивали женщин и детей, даже иногда освобождали их, не нападали со спины, давали шанс своему противнику на медицинскую помощь и отдых.

Так почему же милосердие на войне было, а в современном обществе его почти нет? Стоит задуматься и обратить внимание, сколько неприятных событий творится в мире. Менять ситуацию нужно прямо сейчас, и начать лучше с себя.

Что общего у сострадания и милосердия?

Нередко люди задаются вопросом: «Милосердие и сострадание – это одно и то же?» В какой-то степени эти человеческие характеристики схожи, но различия все-таки есть. Милосердие, как общее чувство, включает в себя сострадание, хотя это немного другое понятие. Так как же связано милосердие и сострадание? На самом деле, они не могут существовать друг без друга.

Что такое сострадание

Для начала стоит понять, что сострадание – это не жалость, которая представляет собой минутное чувство. Может быть жалко брошенного щенка или котенка, раненую птичку. Сострадать же означает проживать вместе с человеком его горе, разделять его с ним.

Например, человек, который ухаживает за своим близким родственником, вместе с ним переживает улучшения состояния и новые приступы болезни. Его плохое состояние в прямом смысле отражается на самочувствии того, кто сострадает. Это чувство не требует никакой платы, благодарности, оно безвозмездное.

Это своеобразный свет, который исходит изнутри человека и согревает того, кого поглотило горе. Чувство сострадания должно быть абсолютно бескорыстным. И только тогда оно станет истинным и искренним.

Для чего нужно сострадание

Сострадание необходимо нам в той же степени, что и милосердие. Разве вы не хотите жить в мире, полном улыбок, счастья, хорошего настроения? Человек, пораженный горем, неспособен улыбаться. Верните ему веру в жизнь – разделите с ним его горе.

Те силы, которые уйдут на оказание помощи, борьбу за счастье другого человека, вернутся к вам в двойном размере. Делая добро, человек чувствует прилив бодрости и теплоту.

Начать преображение серого, унылого, бесчувственного мира можно прямо сегодня, не откладывая.

Что такое справедливость

Есть еще одно качество, которое необходимо человеку и миру, в котором мы живем, – это справедливость. Во многих учебниках и статьях можно прочитать о том, что справедливость и милосердие – это абсолютно противоположные понятия. И вы можете согласиться с этим. Ведь как можно быть справедливым, но милосердным? Оказывается, можно.

Справедливость и милосердие прекрасно дополняют друг друга, но не все люди это помнят. Тем, кто считают такое сочетание качеств невозможным, будет полезно ознакомиться с примерами, доказывающими обратное.

Продавцы отпускали товар людям, у которых не хватало денег, взамен на оказание небольших услуг: помыть пол или расставить продукты.

Таких ситуаций может быть огромное множество, но вывод один – справедливость и милосердие могут сосуществовать вместе.

Для чего нужна справедливость

Справедливость необходима для того, чтобы избежать хаоса в мире. Каждый человек должен получать то, чего он добился и что заслужил. Люди, которые живут по справедливости, знают, что нужно бороться и идти к поставленной цели в жизни, а не ждать счастливого поворота судьбы, пока желаемое само придет к нему.

Справедливо следует относиться ко всем окружающим. Тогда и мир ответит тем же – таковы естественные законы жизни. Справедливость предполагает честность: не следует обманывать и лгать людям. Стоит помнить, что, прежде всего, в эти моменты вы лжете самому себе.

Будьте честными в первую очередь с собой, а потом и с окружающими.

Справедливость к себе

Это качество подразумевает адекватное восприятие действительности. Человек должен понимать, что он получит столько, сколько вложит. Не нужно ждать манны небесной или надеяться на помощь других людей. Только прилагая усилия, человек сможет взойти на вершину и добиться успеха.

Люди, которые несправедливы по отношению к себе, вряд ли смогут хорошо и правильно относиться к окружающим. Поэтому все изменения нужно начинать с себя.

Читайте также:  Взаимоотношения личностных позиций - психология

Источник: https://www.syl.ru/article/166988/new_miloserdie—eto-chto-miloserdie-spravedlivost-i-sostradanie

Будьте милосердны к себе

Будьте милосердны к себе

Исследования американских ученых показали, что сострадательное отношение к себе помогает лучше переносить неприятности и стрессы. Милосердие к себе — умение прощать и относиться к себе с любовью и доверием в те моменты, когда жизнь ставит подножки.

Профессор психологии Марк Лири, возглавивший эти исследования, сделал вывод, что в непростом современном мире, полном жестоких испытаний, доброта и милосердие к себе уменьшает риск нервных расстройств и депрессий, позволяет избежать гнева, разочарования и обиды.

Психологи и психотерапевты обычно уделяют много внимания выравниванию самооценки людей, но вместо этого лучше развивать в них сострадание к своей собственной личности — косвенным образом это влияет и на самооценку.  Человек с комплексом неполноценности и отсутствием снисходительности к себе ежедневно добавляет к своим психологическим проблемам еще и самокопание, упреки, чувство вины за сделанные ошибки.

Милосердие к себе основано на трех составляющих:

  1. Доброта помогает хорошо и с пониманием относиться к себе в любой трудной ситуации вместо того, чтобы отдаваться самоедству.
  2. Человечность дарит осознание того, что мы несовершенны и способны ошибаться, что неудачи — это неотъемлемая часть нашего существования.
  3. Объективное восприятие себя позволяет спокойно относиться к различным ситуациям вместо того, чтобы зацикливаться на неприятных эмоциях и воспоминаниях.

Исследователями было организовано пять опытов, призванных определить процессы эмоциональной и познавательной сферы, помогающие людям, наделенным милосердием к себе, преодолевать жизненные невзгоды. Объектом изучения были эмоциональные отзывы добровольцев на:

  • негативные события из прошлого, которые их просили вспомнить;
  • визуализацию возможных печальных сюжетов;
  • отрицательные мнения окружающих о себе.

Экспериментаторами учитывалось два фактора — насколько хорошо выполнено задание и какие эмоции испытывают участники. В ходе опытов выяснилось, что милосердие к себе не имеет отношения к самооценке, которая может быть разной. Но при этом самосострадание необходимо людям с заниженной самооценкой.

Что еще выяснили ученые:

  • Люди, которым присуще милосердие к себе, меньше подвержены влиянию отрицательных переживаний из-за плохих событий, воспоминаний или воображаемых неприятностей.
  • Самосострадание помогает человеку быть ответственным за неудачи в своей жизни, но при этом не впадать в уныние.
  • Милосердие к себе является лучшей защитой от негатива, чем самооценка. Самосострадтельным людям свойствен более оптимистичный взгляд на мир. При этом им не свойственна самовлюбленность, как это часто бывает с людьми, обладающими завышенной самооценкой.
  • Сострадание к себе играет большую роль в жизни людей с заниженной самооценкой. Те, кто снисходительно относится к себе, легче переживают ситуации, связанные с плохим мнением окружающих — они справляются со стрессом даже лучше, чем люди, имеющие высокую самооценку.
  • Настроение милосердного к себе человека меньше зависит от внешних факторов — он относится к себе по-хорошему даже когда ситуация складывается не в его пользу.

Исходя из всего этого, ученые пришли к выводу, что причина положительного жизненного настроя заключается в милосердии к себе, а не в высокой самооценке, как считалось ранее.

«Выяснилось, что многие выгодные и полезные свойства высокой самооценки на самом деле принадлежат самосостраданию, а значит, оно более важно, — признается Лири.

— Американские психологи бьются изо всех сил, пытаясь поднять самооценку пациентов, но оказывается, что работать в первую очередь нужно с состраданием, ведь оно является более существенным компонентом развития психологически здоровой личности».

P.S. О том как научиться самосостраданию и полюбить себя, читайте в статье — https://constructorus.ru/psixologiya/kak-polyubit-sebya.html

Источник: https://constructorus.ru/psixologiya/budte-miloserdny-k-sebe.html

Формы милосердия и рассудительность в нем

Милосердие проявляется не только в материальной помощи нуждающимся.

В притче о раненом разбойнике и самарянине Господь показал нам пример милосердия.

Самарянин отвлекся от своего пути, постарался облегчить страдания раненого, перевязывая ему раны, издержал на него свои запасы вина и масла, уступил ему своего осла, позаботился о помещении его в гостиницу, и подумал о будущей помощи ему, обещав гостинику заплатить все последующие издержки. Здесь мы видим сердечную заботу, внимательность и предусмотрительность.

И все это было оказано не другу, даже не соотечественнику, а иноплеменнику, с которым, по принятому у самарян обычаю, даже нельзя было сообщаться, т. е. почти врагу.

Исходя из этого примера, всякий, у кого есть силы, может служить ближним и дальним и быть милосердным.

Надо вспомнить о том, что святитель Иоасаф Белгородский не только тратил все свои доходы на бедных, но, будучи уже епископом, сам колол дрова, купленные им для бедных вдов и сирот. На Страшном Суде Господь обещал милость не только тем, кто напоил, накормил и одел, по также и тем, кто посетил находящихся в темнице или больных, т. е. утешил их. А это могут делать многие.

Здесь уместно вспомнить рассказ из жизни русского писателя И. С. Тургенева.

Он встретил нищего с протянутой рукой, но в своих карманах не нашел денег. Тургенев руку нищего пожал и сказал: «Прости, брат, ничего у меня нет».

Нищий разрыдался. Тогда Тургенев стал утешать его и извиняться и уверять, что действительно у него нет денег. Нищий же сказал: «Нет, барин, я плачу не потому, что вы мне не подали денег, а потому, что вы мне оказали такую милостыню, какой давно я ни от кого не получал: вы назвали меня, нищего, «братом», и не побрезговали пожать мне руку… Когда я получал такую милостыню?»

Ачинский старец Даниил говорил: «Милость может оказать неимущий: помоги бедному поработать, утешь его словами, помолись о нем Богу, через все это можно оказать любовь к ближнему».

В последующем случае старец Даниил указывает на такую форму милосердия, которая доступна для всех, — ею мы можем оказывать помощь и ближним и дальним, живым и умершим, будучи в богатстве и силах или в нищете и расслаблении. Молитва как за живых, так и умерших — это тоже, по существу, «переписывание расписок» тех, за кого молимся мы: нашей молитвой мы приклоняем Бога к милосердию от закона возмездия и справедливости.

Часто бывает, что мы бываем не в состоянии устранять скорбные обстоятельства у ближнего.

В этом случае надо последовать следующему указанию архиепископа Арсения (Чудовского): «Не в силах ты помочь ближнему в скорби, несчастии, беде — прими всю его скорбь в свое сердце и с ним поплачь; этим облегчишь его душевную тягу».

В практике проявления разных форм милосердия, может быть, иногда придется преодолевать и свою стеснительность и пренебрегать некоторыми условностями и светским этикетом. Об этом так пишет преуспевший в своем милосердии праведник доктор Ф. П.

Гааз: «Не смущайтесь пустыми условиями и суетными правилами светской жизни. Пусть требование блага ближнего одно направляет ваши шаги. Если нет собственных средств для помощи, просите кротко, но настойчиво у тех, у кого они есть.

Не бойтесь возможности уничижения, не пугайтесь отказа… ТОРОПИТЕСЬ ДЕЛАТЬ ДОБРО. Умейте прощать, желайте примирения, побеждайте зло добром.
Не стесняйтесь малым размером помощи, которую вы можете оказать в том или ином случае.

Пусть она выразится подачею стакана воды, дружеским приветом, словом утешения, сочувствия, сострадания — и то хорошо. Старайтесь поднять упавшего, смягчить озлобленного, исправить нравственно разрушенное».

* * *

Преподобному Варсонофию Великому был задан вопрос: «Если кто-либо богат и имеет более, чем ему надобно, не имеет ли и он нужды в рассудительности?» Старец отвечал: «Да, он имеет нужду в рассудительности, чтобы не следовать сверх силы своему помыслу и после не раскаиваться в том, что сделал».

Итак, как во всякой добродетели, так и в милосердии надо все же иметь и рассудительность. Апостол Павел пишет: «Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность» (2 Кор. 8, 13).

В ряде случаев необходимо отказывать в материальной помощи ближнему. Причиной отказа может явиться и забота о его духовной пользе, и знание своей меры, своего положения и своего духовного возраста.

Как пишет о. Иоанн С: «Если мы знаем о некоторых, что они бедны от праздности и лености, таким мы не должны уделять от своих трудовых заработков. «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3, 10)».

А прпп. Варсонофий Великий и Иоанн говорят: «Бог не хочет, чтобы человек делал что-либо выше силы своей».

О том же пишет св. авва Исаия: «Если просимая у тебя вещь не лишняя, и ты имеешь в ней необходимую нужду, то не отдавай ее, чтобы из-за этого не расстроилось твое безмолвие. Лучше потерять один член, нежели все жительство».

Точно так же говорят и прпп. Варсонофий Великий и Иоанн. Они пишут: «Если кто имеет необходимо нужное для него самого, то сего не должен издерживать на милостыню, чтобы после при собственном недостатке не скорбеть, не в силах будучи понести скудости.

А когда просящий будет докучать ему и он скажет: «Прости меня, мне нечего дать тебе», — то это будет не ложь, потому что тот, у кого есть только необходимое, нужное для него самого, не имеет что дать другому.

Пусть скажет просящему: «Прости меня, я имею только то, что необходимо нужно себе самому»».

Однако этот ответ надо отнести к еще не совершенно возросшим духовно. Некоторые из святых считали за правило отдавать все, что у них просили или требовали.

Имеются рассказы о том, как старцы-пустынники догоняли ограбивших их разбойников, принося им вещи, которые те забыли взять. Это уже, конечно, мера совершенных.

Следует знать также, что прп. Варсонофий Великий не рекомендовал занимать в долг, чтобы удовлетворить какую-либо материальную нужду ближнего. В таких случаях надо отказывать в просимом (Отв. 626).

Об этом так пишет и прп. Исаак Сириянин: «Если угодно сеять в нищих, то сей из собственного. А если вознамеришься сеять из чужого, то знай: это самые горькие плевелы».

В Своих словах о Страшном Суде Господь среди дел милосердия упоминает о посещении болящих (Мф. 25, 36). Однако и здесь нужна рассудительность.

Есть такие тяжело больные (после операции, сильно изнуренные болезнью, с переутомлением нервной системы), которые тяготятся посещениями и страдают, когда к ним обращаются с расспросами, вопросами и вообще разговорами.

Поэтому прежде чем посетить больного, нужно предварительно узнать от близких к нему, будет ли приятно их посещение болящему.

Господь велит быть добрым ко всем и даже велит: «Благотворите ненавидящим вас» (Мф. 5, 40). Но это не значит, что христианин должен быть совершенно безразличен к выбору тех, которым помогает.

Ап. Павел дает такое указание: «Будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал. 6, 10).

Итак, в первую очередь и более всего надо думать о нуждающихся христианах. И хотя Бог милостив ко всем и «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5, 45), но, однако, по словам ап. Павла, Бог есть «Спаситель всех человеков, а наипаче верных» (1 Тим. 4, 10).

За помощь нуждающимся из верных (праведников) Бог посылает особые награды: «Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника… И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мф. 10, 41-42).

Подобно молитве и дела милосердия должны совершаться христианами втайне. Господь говорит: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного» (Мф. 6, 1).

Читайте также:  Главное действующее лицо образовательного процесса - психология

Наше милосердие, явное для всех, может даже принести нам вред, если оно будет развивать в нас тщеславие и гордость и, вызывая почитание людей, развивать самомнение и самодовольство, что покажет нас ничтожными в очах Бога.

Поэтому надо приложить усилие, чтобы скрывать наши дела милосердия, даже по возможности и от близких к нам людей. «Пусть левая рука не знает, что делает правая» (Мф. 6, 3). Давая что-либо от себя, лучше говорить: «Меня просили передать вам».

Чтобы сохранить в тайне свое милосердие, в некоторых случаях, может быть, придется передавать нуждающимся что-либо через третьи руки. Пусть тогда деятель не боится того, что его дар не дойдет по назначению. Об этом так пишет о.

Иоанн С: «С радостью расточай стяжания свои и жертву Господу и святым Его; если через чьи-либо руки пересылаешь их, верь, что они дойдут до принадлежности».

Отрывок из книги: Современная практика православного благочестия

Источник: https://krasnov.tv/formy-miloserdiya-i-rassuditelnost-v-nem/

Понятие милосердия и сущность милосердия медицинской сестры (статья)

Проблема воспитания милосердной личности, способной к сопереживанию, умеющей чувствовать беду других людей и готовой проявлять деятельное участие в их судьбе с давних времён занимала центральное место в истории педагогики и философии. Мыслители прошлого относили милосердие к наиболее важным качествам человека, а проповедь милосердия нашла отражение во многих мировых религиозных и философских учениях.

Основные подходы к пониманию «милосердия» формировались в нескольких направлениях: одни философы рассматривали милосердие как задачу нравственного воспитания, другие — как социальную ценность, третьи обращали внимание на процесс воспитания милосердия. Мы будем рассматривать существующие подходы параллельно, руководствуясь принципами историко-культурного описания различных периодов развития философии.

С древности в различных культурных традициях милосердие осмысляется как важное, если не фундаментальное условие человеческого общежития, существенное нравственное требование.

Так, например, китайский философ Конфуций, которого по праву считают создателем одной из первых гармоничных философских концепций, рассматривал воспитание, нравственное самосовершенствование как существенные факторы человеческого бытия, непременные условия благополучия.

По Конфуцию идеально воспитанный человек («благородный муж») должен обладать высокими качествами: благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой.

В конфуцианстве человеколюбие -жень — считалось основой добродетели, а заботу о людях (шу) Кун-цзы (Конфуций) называл одним из основных жизненных принципов. Известны афоризмы Конфуция, подтверждающие его концепцию, где высшей ценностью считается милосердие и гуманизм («Не делай другому того, чего не пожелаешь себе» и др.). Деятельное сострадание отстаивал в своих законах индийский царь Ашока.

В античной философии, несмотря на всё разнообразие воззрений мыслителей того периода, в контексте изучаемого понятия отмечается нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное: естественное понимание смысла человеческой жизни, отражение духовных исканий, оптимистическое восприятие мира.

Так древнегреческая цивилизация дала обществу немало превосходных философов в концепциях, которых отражены важные мысли о нравственности и милосердии. Требование меры в удовольствиях и поведении стало одной из основных нормативных установок античной этики. Оно тесно связано с идеологией, основанной на идее равенства людей и сформулированным Фалесом «золотым правилом» нравственности.

Далее идея меры была обоснована Пифагором и Гераклитом. Пифагор составил своеобразный свод правил нравственного поведения, расшифровать конкретное содержание которых представлялось достаточно сложно (правило «уважай закон» означало например, уважение к родителям, сдержанность и немногословие).

Тема самоограничения человеком своих потребностей звучит у Пифагора как следование нравственному императиву, предполагающему выполнение требований самоограничения и соблюдения меры во всём.

Понимание «справедливости» как «равного воздаяния», тождественного равенству приводит к формулировке диалектического противоречия между «божественным опытом» прошлого и реальной социальной практикой. Снятие этого противоречия происходит посредством системы предписаний, навязываемой человеку и направленной против существующих моральных установок.

Источник: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=945

План-конспект по психологии на тему: Мероприятие для детей «Милосердие и сострадание»

Тема: Милосердие и сострадание

Сумей преодолеть преграды и боль, и призрачный успех.

                                  Живи, не требуя награды, за свой поступок ради всех.

Цель: создать условия для усвоения темы «Милосердие и сострадание».

Задачи:

1) формировать у воспитанников правильное представление о милосердии и сострадании;

2) познакомить воспитанников с понятиями: милосердие, сострадание, гуманность, альтруизм, благотворительность, благотворительные организации;

3) воспитывать у воспитанников стремление совершать добрые дела и поступки, помогать людям, нуждающимся в помощи, понимать, поддерживать, сострадать, сопереживать, уважать своих друзей, одноклассников, близких и родных, а также всех людей.

Оборудование: рисунки детей, иллюстрации, эмблема Красного креста.

Девиз: «Уклонись от зла и сотвори добро» (Библия).

Ход урока:

Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения.

«Что бы в жизни ни ждало вас, дети,

В жизни много есть горя и зла,

Есть соблазна коварные сети

И раскаянья жгучего мгла.

Все же вы не слабейте душою,

Как придет испытание пора –

Человечество живо одною

Круговою порукой добра!»

Словарь: «круговая порука добра – взаимопомощь, милосердие».

Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о том, что такое Милосердие и Сострадание, как важны милосердие и сострадание в жизни каждого из нас.

Беседа с детьми.

  • Ребята, как каждый из вас понимает эти слова: милосердие и сострадание?
  • Чем отличается милосердие от сострадания?

—   Какого человека вы бы назвали милосердным? Может быть, вы можете привести примеры из жизни? (Ответы детей)

  • Молодцы, ребята, спасибо!

В толковом словаре В.И. Даля этому понятию дается такое определение: «Сердоболие, сочувствие, готовность делать добро всякому, любовь на деле».

    Милосердие – это, иными словами, способность откликаться на чужую боль.

— Были ли в вашей жизни случаи, когда вы помогали человеку (знакомому или малознакомому) в трудной ситуации?

— Какими качествами должны обладать милосердные люди? (Ответы детей)

     — Так вот, ребята, людям, обладающим этими качествами, свойственны чувства взаимопонимания, взаимопомощи. Они готовы бескорыстно помогать другим, прощать их из сострадания, человеколюбия. Таким людям присуще сострадание по отношению к сиротам, инвалиду, тяжело больному, немощному старику, человеку, попавшему в беду.

    — Ребята, а кто из вас знает, что такое благотворительность? (Ответы детей) (Благотворительность – «творить благо» — бескорыстная, безвозмездная помощь).

    — Люди, которые непосредственно занимаются благотворительным делом, называются меценатами.

    — А кому, или куда чаще всего адресуется такая помощь? (Ответы детей)

 (детским домам, больницам, немощным, нуждающимся людям).

  • А какая это может быть помощь? (Ответы детей)

Кроме отдельных людей, которые проводят благотворительную работу, существуют целые благотворительные фонды, организации.

  • Как вы думаете, чем занимаются такие организации? (Ответы детей)

Они строят приюты, помогают сиротам, людям, пострадавшим от голода, эпидемий, стихийных бедствий.

Во время Великой отечественной войны непременным законом стала помощь раненым, эвакуированным, оставшимся без крова, потерявшим родных и близких, осиротевшим детям.

В трудные послевоенные годы милосердие — это гуманное чувство помогало врачевать нанесенные фашизмом раны. Люди помогали пострадавшим, чем только могли. Сейчас в нашем обществе становится нормой благотворительность, добротворчество, помощь нуждающимся.

— Ребята, а какие современные общественные благотворительные организации вы знаете? (Ответы детей)

Одной из самых давно возникших благотворительных организаций является организация Красный Крест (или Красный полумесяц в странах Ближнего Востока и Средней Азии). Эта организация существует во многих странах мира. Она оказывает помощь людям в мирное и военное время.

В военное время оказывает помощь военнопленным, больным и раненым. В мирное время оказывает помощь пострадавшим от стихийных бедствий. В ряде стран проводятся мероприятия по предупреждению заболеваний (например, в странах Африки).

Международный Красный крест был создан в 1863 году.

Также существует Международный фонд милосердия и сострадания, который был основан в 1991 году в Российской Федерации. Он оказывает поддержку и психологическую помощь ветеранам, инвалидам войны и труда, семьям погибших военнослужащих, одиноким, престарелым и нетрудоспособным гражданам, инвалидам детства.

  • Как вы думаете, ребята, может ли быть милосердным человек жадный, злой, завистливый, бесчувственный? (Ответы детей)
  • Верно, такой человек не может оказать искреннюю помощь другим. Милосердным может быть добрый, отзывчивый, искренний человек.
  • Ребята, что для вас значит доброта, добрый человек?
  • Каким вы себе представляете доброго человека?
  • Считаете ли вы себя добрыми людьми? Почему?
  • Какие добрые поступки вы совершили? (Ответы детей)
  • Ребята, давайте представим себе такую ситуацию: ваш друг (одноклассник), с которым вы поссорились, просит вас помочь ему, например, одолжить ему книгу. Как вы поступите?

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро.

Добрый человек – это тот, кто способен сочувствовать и сопереживать, разделить радость и поддержать в горе, кто готов самоотверженно отстаивать добро в борьбе со злом.

Теперь мы поиграем в игру, которая называется «Добрый или недобрый поступок». Если поступок добрый, вы хлопаете в ладоши, если недобрый, то не хлопаете.

  • кричать на старших;
  • завидовать другу;
  • радоваться 5, полученной другом;
  • помочь своему однокласснику (знакомому);
  • найти потерянную вещь;
  • разбить (испортить) какую-нибудь вещь в классе и сказать, что это сделал другой ученик.
  • Ребята, вам знакомо такое слово, как гуманность? (Ответы детей)

Гуманность (с лат. «человеколюбие, человечность») – уважение к людям, забота об их благе, сострадание, доброжелательность.

  • Как вы думаете,  в каких человеческих качествах проявляется гуманность? (Ответы детей)

Гуманность проявляется в сопереживании человеку, попавшему в беду, готовность прийти ему на помощь, уметь не только разделить горе. Но и радоваться успехам, признавать достижения других людей.

Такому человеку чужды зависть и злорадство. Он борется против жестокости, насилия, унижения достоинства личности.

Он уважает всех людей, независимо от их возраста, пола, социального положения, национальной принадлежности.

  • Ребята, вашего друга (родственника) или, может быть малознакомого человека оскорбят, незаслуженно обидят (в классе, дома, на улице). Что вы сделаете? Останетесь ли вы в стороне или поможете? (Ответы детей)
  • А если, например, случится так, что ваш товарищ за контрольную (самостоятельную работу, за урок) получит 5, а вы получите плохую оценку? Станете ли вы обижаться на своего друга за это? (Ответы детей)
  • Как вы поняли, ребята, милосердным человек может стать, если он добрый, гуманный.
  • Ребята, в силу своего возраста вы еще не можете совершать какую-либо благотворительную работу, но ваше милосердие, сострадание, взаимопомощь, взаимоподдержка должны проявляться в ваших отношениях, в вашем общении с взрослыми, с родителями, со своими одноклассниками, сверстниками. Ваш класс, группа – это большая сплоченная команда. Поэтому необходимо научиться не обижать, не унижать друг друга, нельзя смеяться над физическими недостатками других людей, подчеркивая свое превосходство в чем бы то ни было.
  • Давайте попробуем составить правила – советы для каждого из вас. Рассмотрим такую ситуацию:
  1. Если кто-то из ребят тебя обидел, толкнул. Как вы поступите? 

(Ответы детей)

Постарайтесь узнать. Не сделал ли он это случайно. Если твой обидчик раскаивается в случившемся, прости его и скажи: «Ничего, это может случиться с каждым».

  1. Если твой друг или подруга доверили тебе свою тайну, то как ты поступишь? (Ответы детей). Надо хранить ее, никому не рассказывать.

Ребята, теперь вам надо составить рассказ по картинке. Каждый ряд получит картинку и готовит рассказ. Лучший рассказ будет вознагражден.

Рефлексия.

  • Ребята, теперь я попрошу тех, кому было интересно на уроке, кто узнал много нового, пусть приклеит к доске красный лепесток цветика – семицветика. А кому нет – синий.

— Спасибо, ребята. Вы сегодня хорошо поработали и отвечали. Пусть в ваших сердцах всегда живет любовь и уважение к родным и близким, друзьям.

Читайте также:  Закон вебера — фехнера - психология

Источник: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2015/05/20/meropriyatie-dlya-detey-miloserdie-i-sostradanie

Cистемно векторная психология о сострадании и милосердии

Cистемно векторная психология о сострадании и милосердии?loragrey (loragrey) wrote,
2013-09-07 11:00:00loragrey
loragrey
2013-09-07 11:00:00Сначала нам кажется, что эти понятия описывают одно и то же явление.

Системно векторная психология впервые обозначает разницу между людьми, способными сострадать, а также людьми милосердными.

Системно векторная психология о разнице между понятиями «сострадание» и «милосердие»

Системно векторная психология Юрия Бурлана разделяет понятия «сострадание» и «милосердие», хотя в повседневном употреблении эти два понятия часто путают.

Если под состраданием Системно векторная психология имеет в виду способность зрительника сопереживать ближнему через создание эмоциональной связи, то под «милосердием» Системно векторная психология подразумевает способность человека с уретральным вектором отдавать что-либо нуждающимся по нехваткам.

Системно векторная психология – что есть сострадание?Всего людей, способных сострадать по природе около 5% и это люди со зрительным вектором. Милосердными же системно векторная психология определяет людей с уретральным вектором.

Уретральников тоже рождается около 5%, но из-за того, что они часто идут на неоправданный риск, до взрослого возраста их доживает куда меньше.

Что же Системно векторная психология имеет в виду под понятием «милосердие» вождя? Вождь испытывает жалость и неконтролируемое влечение к социальным неадаптанткам.

Его либидо и есть милосердие, и его не следует путать со зрительным состраданием, ничего общего не имеющим с либидо.

Природа зрительного сострадания, как объясняет Системно векторная психология, другая. Только зрительные люди, благодаря своим врожденным свойствам наделены огромным потенциалом к состраданию. Именно потенциалом.

Ведь, Системно векторная психология подчеркивает это, для зрительника желание сострадать ближнему задано, но не обеспечено. То есть каждый зрительный человек в своем потенциале имеет задатки к состраданию, но они могут быть либо развиты, либо нет.

Здесь, как утверждает Системно векторная психология, все зависит от темперамента зрительного человека, и от уровня развития его зрительного вектора.

Системно векторная психология и уровни развития зрительного вектора

Системно векторная психология делит развитие любого вектора на четыре уровня: неживой, растительный, животный и уровень человек. Деление это условное, один уровень перетекает в другой, но для наглядности приведем несколько примеров. Более высокий уровень развития включает в себя и более низкие.

«Неживой уровень»: кожно-зрительная девочка может любить красивую одежду, автомобили, букеты роскошных цветов, но глубоких эмоций она испытывать не умеет. Она часто может бояться чего-либо: пауков, змей, темноты или еще более странных существ, как бабочки, либо клоуны. Перманентное ощущение страха не дает ей «выйти» наружу из этого негативного состояния и научиться сострадать. Часто она вообще не способна влюбиться сама, раскачивается фильмами ужасов.

«Растительный уровень»: сострадание на растительном уровне Системно векторная психология рассматривает уже, как уровень, на котором человек может испытывать особую привязанность. Пускай не к людям, но хотя бы к животным.

Именно зрительники часто становятся самыми ярыми сторонниками и активистами организаций по защите животных. Опыты на лабораторных мышах становятся для зрительника настоящим испытанием. Особенно развиты организации по защите животных на Западе, ведь здесь уже наработан феномен массовой культуры.

Зачастую бывает так, что люди с таким состоянием зрительного вектора больше сопереживают животным, нежели людям.

Системно векторная психология об уровнях развитияПример тому старики, у которых дома живет по двадцать кошек. Они, таким образом, пытаются снять свои страхи, налаживая связь с живым существом, кошкой или собакой. Они жалеют бездомных животных, а если им сказать, что и людям нужна помощь, в мире столько бездомных детей, на них это не произведет особого впечатления.

Потому что они свою связь с животными ощущают гораздо больше, чем связь с другими людьми. И хорошо, если реакции не последует вообще, а ведь может быть и так, что вы от них услышите о том, что люди — хуже зверей.Такая реакция лишь результат не очень развитого и реализованного сознания. Такой человек, чтобы избавиться от страха, создает эмоциональную связь с кошечками.

Но как создать эту полноценную связь? Ведь уровень очень невысокий, большой связи не создать с кошкой, такой связи, чтобы ушли все страхи. Вот почему им для поддержания более-менее нормального состояния нужно хотя бы десять кошек, а то и двадцать, тридцать. И даже вонь от них такому зрительнику не мешает, ведь снимаются страхи, создается эмоциональная связь.

В таком положении вещей и запах нивелируется.

«Животный» и «человеческий» уровень

Сострадание на животном уровне Системно векторная психология определяет как высокий уровень развития зрительного вектора. На животном уровне зрительный человек уже способен сострадать другому человеку. Зрительник на животном уровне развития может любить красивую одежду, цветы, животных, но приоритетным для него является способность сострадать именно ближнему.

Потребность наполнять свой зрительный вектор через сострадание часто приводит зрительных женщин и мужчин в волонтерство, где они, выполняя какую-то волонтерскую работу, реализуют себя.

Именно, оказывая бескорыстную помощь нуждающимся людям, зрительник на подсознательном уровне чувствует свою высшую реализацию в сострадании.

Волонтерскую работу Системно векторная психология Юрия Бурлана также рекомендует для зрительников в качестве лекарства от страхов и фобий.

Для взрослого человека именно волонтерство – хороший способ выйти из страха «наружу» путем создания эмоциональной связи с человеком, который нуждается в помощи и поддержке.

Сначала работа по присмотру за инвалидом или беспомощным дедушкой в доме престарелых может быть неприятной, ведь зрительные люди по природе своей сверхчувствительны и к запахам, и к чужому горю, но потом неприятные ощущения уходят.

Зрительник начинает спешить к своему подопечному на встречу, как на первое свидание, ведь там он наполняет свою эмоциональную амплитуду до самого пика и ощущает эйфорию от отдачи, которую дает ему человек, которому он помогает.

Даже через много лет зрительник, поработавший волонтером, ощущает по отношению к нему благодарность за предоставленную возможность – состояться в сострадании.

Системно векторная психология о развитом зрительном вектореБывают случаи, когда зрительные люди на высоком уровне развития зрения создают благотворительные фонды, как например, это сделала кожно-зрительная российская актриса Чулпан Хаматова.

Также очень высокий уровень развития зрения был у Матери Терезы, посвятившей свою жизнь работе сестрой милосердия в голодающих районах Африки и горячих точках.

Для многих зрительников реализация своих качеств в сострадании более важна, чем их профессиональная деятельность, ведь благотворительность дает им большее удовлетворение, чем реализация себя, например, в актерской профессии.Более подробно о природе зрительного сострадания и уретрального милосердия Вы сможете узнать, пройдя курс платных лекций по Системно векторной психологии Юрия Бурлана, который начнется уже скоро.На тренинге Вы сможете решить множество накопившихся проблем и взглянуть на мир новыми глазами, способными каждый день видеть новые ошеломляющие открытия глубины человеческого подсознания.

Статья написана с использованием материалов тренингов по системно векторной психологии Юрия Бурлана

Источник: https://loragrey.livejournal.com/89846.html

Психология жертвы

Психология жертвы

Рис. Я. Абрамовича (с сайта http://5thdimension.org/)

Слово «благотворительность» в последнее время стало часто звучать не только в узком сообществе НКО. Однако, ни у тех, кто благотворительностью занимается непосредственно и на деле, ни у тех, кто о ней пишет, практически нет согласия и общего представления о том, что это за явление – по существу, по форме, по содержанию.

Это не удивительно, благотворительность всегда вызывала споры. Еще В. О. Ключевский в своем очерке «Добрые люди Древней Руси» писал: «Благотворительность — вот слово с очень спорным значением и с очень простым смыслом. Его многие различно толкуют и все одинаково понимают».

Не претендуя на исчерпывающий анализ, мы ставим перед собой три задачи:

  • упомянуть различные представления о благотворительности, перечислить, по возможности, различные подходы к исследованию и пониманию благотворительности, — какие они в принципе бывают,
  • наметить их смысл, а также — то, чем они могут быть полезны в практике работы благотворительных НКО,
  • выявить их некоторые недостатки и ограничения.

Эти материалы – набросок, «задел» будущего исследования и, одновременно, — приглашение к дискуссии для всех, кто интересуется вопросами современной благотворительности.

Мы выделим пять возможных подходов к анализу благотворительности: психологический, экономический, социологический, культурологический и философский. Мы прекрасно отдаем себе отчет, что их может быть значительно больше.

Начать обсуждение предлагаем с самого, казалось бы, простого и «всем понятного» психологического подхода к анализу благотворительности.

Психологические представления

Исследуя благотворительность, психологи говорят, прежде всего, о мотивации благотворительности и о поведенческих стратегиях благотворителей.

Попытки классификации мотивации благотворителей предпринимались неоднократно. Обычно различают «внутреннюю» («личностную») и «внешнюю» («социальную») мотивацию.

Также разделяют самостоятельную, отдельную «мотивацию благотворительности» (т.е. тогда, когда человек занимается благотворительностью ради нее самой) и мотивацию, производную от каких-либо иных, сторонних мотивов (например, «попросил хороший человек», «практическая польза», PR и т.п.).

Что касается поведенческих стратегий, то здесь принято различать «авторитарный» и «сотрудничающий» тип интеракции. Кроме того, выделяют стратегии поведения, предполагающие взаимодействие или, напротив, стратегии поведения, включающие тотальный и постоянный контроль над каким-либо процессом и стремление заместить собой любых других его участников и исполнителей и т.п.

Примеры. В исследованиях мотивации благотворителей часто высказывается мнение, что те, кто склонен к филантропии в силу внутренних своих ценностей и особенностей характера, не слишком заинтересованы в публичной демонстрации.

Благотворительность для них – максимально персонализированное действие.

Каковы следствия из подобного описания? Они вполне конкретны: искать продуктивный способ сотрудничества НКО с донорами с подобной мотивацией:

  • поставлять донору максимально персонализированную информацию о нуждающихся, стараться обеспечивать личный контакт жертвователя и нуждающихся;
  • консультировать донатора и нуждающихся в отношении возможных проектов использования пожертвованных средств.

Те же из числа благотворителей, кто осуществляет пожертвования с явной или не-явной мотивацией приобретения «доброй репутации» или иной «рекламы», напротив, часто склонны прибегать к помощи посредников.

Как взаимодействовать с ними? И здесь есть рекомендации:

  • предоставлять такие услуги как «экспертиза благотворительных проектов с токи зрения их общественного резонанса», «размещение информации в СМИ об активности донора» и «доступ к базе данных о нуждающихся».

Разумеется, типов мотивации и стратегий поведения доноров может и должно быть описано гораздо больше. Понятно и то, что приведенные примеры не так часто встречаются в «чистом виде», поскольку сами же психологи считают, что в поведении всегда осуществляется одновременно несколько разных мотивов.

Кроме того, далеко не всегда благотворители с «внутренней» мотивацией отказываются от сотрудничества с «посредниками», — лишь тогда, когда чувствуют, что личностный, персональный момент благотворительности утрачивается. Мы просто вынуждены говорить об этом несколько схематично и в телеграфном стиле.

Представления о мотивации благотворительности полезны в том отношении, что различные мотивации доноров предполагают принципиально разные формы работы с ними благотворительных организаций, значительно будут отличаться и способы коммуникации и сотрудничества.

Психологический анализ благотворительности не исчерпывается только сферой мотивации и стратегий действия доноров. Могут быть и иные психологические исследования с другой тематикой и проблематикой, с использованием богатого арсенала средств и методов.

Однако на сегодняшний день подобных исследований мало и говорить о расширении контекста преждевременно.

Актуальная задача — понять мотивы и стратегии взаимодействия доноров в реальной благотворительности сегодня в России. Мы полагаем, что для этого нужна серьезная полевая исследовательская работа, так как мотивы зачастую «скрыты» от самих же благотворителей и не отрефлектированы ими.

PS

Мы планируем дальше коснуться иных подходов к благотворительности – экономического, социологического, культурологического и философского.

А сейчас мы были бы рады услышать ваше мнение в связи с написанным, и узнать о вашем видении психологического подхода к благотворительности и его возможностей.

Источник: http://philanthropy.ru/analysis/2010/03/31/1626/

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию