Мистик — психология

Мистическая психология доктора Юнга

Мистик - психология

Мистическая психология доктора Юнга

Павел Куделин

Архетип, коллективное бессознательное, комплекс, четыре психологических типа личности все мы знаем, что эти термины ввел Карл Густав Юнг, родившийся 130 лет назад. Но все ли мы понимаем, что за ними стоит?

Я увидел незабываемый сон, который одновременно и испугал меня, и ободрил. В нем я оказался в незнакомом месте и медленно шел вперед в густом тумане навстречу сильному, почти ураганному ветру. В руках я держал маленький огонек, который в любую минуту мог погаснуть.

И все зависело от того, сохраню ли я его жизнь. Вдруг я почувствовал, что кто-то идет за мной, и, оглянувшись, увидел огромную черную фигуру. Она следовала за мной по пятам.

И в тот же миг, несмотря на охвативший меня ужас, я понял, что должен идти и вопреки всем опасностям пронести, спасти мой маленький огонек

Сны и видения, подобные этому, преследовали Карла Густава Юнга с самого детства. Зачастую они были столь непонятны и пугающи, что ему ничего не оставалось, как стараться понять их смысл. И потом в своих трудах ученый, метафизик, мистик, философ Юнг будет постоянно объяснять, насколько важны сновидения в жизни человека.

Пытались ли вы понять значение своих снов? Нет, не пророческих на них мы невольно обращаем внимание, к тому же подобные сновидения редкость. Я имею в виду те сны, которые приходят к нам каждую ночь. Мы смотрим на них как на иллюзии, фантомы.

А напрасно, ведь то, что переживает во сне каждый из нас, абсолютно реально, хотя сны и существуют за порогом нашего сознания и мы не контролируем их. Они путешествие нашей души в мир духов, как его называли в древности, или, говоря терминами психологии, в область бессознательного.

Бессознательное же неотъемлемая часть нас самих. Наша каждодневная жизнь, писал Юнг, определяется не только сознанием, без нашего ведома в нас живет бессознательное. И чем сильнее крен в сторону критического разума, тем более убогой становится жизнь.

Когда же мы осознаем свое бессознательное, свои мифы, какой богатой и разнообразной делается она. Абсолютная власть разума то же самое, что политический абсолютизм: она уничтожает личность.

Бессознательное дает нам некий шанс, что-то сообщая или на что-то намекая своими образами. Оно способно дать нам знание, неподвластное традиционной логике. Попробуйте припомнитьѕ предчувствия или сны, которые сбылись!

Невозможность понять что-либо еще не означает, что этого не существует. Человек спит в среднем треть суток, а значит, считая сны пустыми фантазиями, бессмысленной игрой разума, отметая все, что не вписывается в рамки нашего сознания, мы теряем треть жизни. Жизни, которая, возможно, вмещает в себя нечто более символическое.

Стремление понять себя вело Юнга в его исследованиях. И любой человек, ставящий перед собой цель проникнуть в глубины своей души, считал он, движим той же силой и идет тем же путем.

Юнг назвал его процессом индивидуации, процессом обретения самости центра личности. Когда это становится возможным, Я человека находит баланс между сознанием и бессознательным.

Как будто бы две стороны единой жизни уравновешивают друг друга, и тем самым достигается внутренняя гармония.

Современный человек не знает, чем живет его душа, и это становится причиной комплексов и неврозов. Они есть не что иное, как силы, управляющие им помимо его воли. Бессознательное тогда становится в оппозицию к сознательной установке человека, порождая внутренний конфликт.

Вместо того чтобы ждать опасности от диких зверей, обвалов и наводнений, человеку сегодня приходится опасаться стихийных сил своей психики, утверждал доктор Юнг. Понимание же своего бессознательного помогает нам установить связь со своей душой и дать ей возможность раскрыться.

Больше двадцати лет Юнг искал способ адекватно выразить и объяснить другим смысл психических процессов. Искал язык для описания этапов внутренней трансформации, происходящей в человеке. И в конце концов обратился к алхимии, средневековой науке, которая, на первый взгляд, никакого отношения к психологии не имеет.

Но только на первый взгляд: целью алхимика было не превращение металлов это являлось лишь следствием. Целью алхимика была его внутренняя трансформация Mysterium Coniunctionis: соединение противоположностей, целостность души. Юнг видит параллели и неразрывную связь между алхимическим процессом трансформации и процессом индивидуации человека.

Символическому языку алхимиков он находит новое применение.

Обретение душевной целостности долгий и чрезвычайно трудный процесс, но постепенно человек выделяется из безликой массы таких же, как он. И отделившись, находит свой, индивидуальный путь. Но в то же время сталкивается с одиночеством, непониманием окружающих.

Он становится белой вороной в глазах остальных, которые считают его, по меньшей мере, чудаком. Внутренняя трансформация сложна и мучительна, но иначе нельзя обрести душевную гармонию и целостность внутреннего мира. А за это великое счастье стоит бороться.

Но заставить человека сознательно вступить на такой путь может, по словам Юнга, только одно осознание своего предназначения, постоянная и сильная внутренняя тяга.

В июле этого года доктору Юнгу исполнилось бы 130 лет. Эта круглая дата хороший повод остановиться и прислушаться к его словам: ѕчеловек, изменяя собственному закону, упускает возможность стать личностьюѕ теряет смысл своей жизни… Кто не может поставить свою жизнь на кон, тот и не выиграет ее.

В своей книг�

Источник: https://www.studsell.com/view/82714/

Мистика в жизни человека

Мистика в жизни человека

В современном обществе интерес к загадочным явлениям носит почти глобальный характер: мистические истории, битвы экстрасенсов, предсказатели в прямом эфире, обсуждения необъяснимых фактов, исследования аномальных мест…

С древних времён люди поклонялись высшим силам, проводили обряды, искали помощи у потусторонних сил, развивались религии. Благодаря науке многие явления стали понятны.

Но ещё остаётся много необъяснимого, что вынуждает нас верить в существование непостижимых, мощных сил, которые оказывают влияние на нашу жизнь.

То, что не может обосновать наука и объяснить человеческое сознание, приписывается к мистике.

Что означает понятие «мистика»

С древних времён существует духовная традиция, которая обеспечивает общение человека со сверхъестественным началом (Богом, Вселенной, Космическим Абсолютом). Эта потребность души связана с эмоциональной и интуитивной сферой.

Мистика – это философия духа, она вдохновляет в творчестве, стремлении к совершенству, без неё невозможна религия.

Мистическое сознание подразумевает способность человека соединиться с бесконечным разумом, получить все необходимые знания (озарение, телепатия) и заглянуть в будущее (ясновидение, гадания).

Цель мистики – духовное развитие человека, познание и обретение в себе божественного начала.

Условно мистику можно разделить на несколько видов: — опытная (оккультные науки), — познавательная, — порицательная (гадания), — оперативная (спиритизм), — божественная (общение с высшим разумом, вплоть до галлюцинаций), — естественная (алхимия),

Читайте также:  Метод опроса - психология

— демоническая (ведьмы, демоны, вурдалаки).

Мистика рассматривает в бытие таинственное начало, познав которое человек может обрести опыт, знания и выйти на новый уровень своего развития (сверхчеловек).

Для чего человеку мистические образы

Психологи считают, что восприятие мистики зависит от внутренних ощущений человека. Наша психика пытается найти положительные эмоции, защититься от трудностей окружающего мира, создать безопасные условия существования.

Мистические образы отвлекают человека от реальности, преображают внутренний мир, помогают спрятать страхи и проблемы, переложить ответственность за свою судьбу на потусторонние силы.

Этот виртуальный мир вносит в жизнь яркие краски и эмоции.

Чем отличается мистика от религии

Понятия «мистика» и «религия» часто отождествляют. Они имеют общую основу мировоззрения, а разница между ними незначительна, но принципиальна.

Мистика, как явление, появилась с первых этапов человеческого развития. Она составляет основу религиозных учений, но ориентируется на интересы тела. Высший разум, в мистицизме, способен проникать в материальный мир и оказывать на него влияние.

Религия нацелена на формирование духовной составляющей человека, показывает личности путь и даёт средства к общению с Богом. Религиозные течения воспринимаются через абсолютную веру, определяются чёткими догмами поведения.

Религия открыта, носит официальный, публичный характер. Действия мистиков, наоборот, совершаются конспиративно.

Существование чуда

Иногда с человеком происходят события, которые нарушают привычное течение жизни и не объясняются рациональным мышлением. Мистический мир содержит много чудес: избавление от болезни, плачущие иконы, неожиданное обретение богатства и прочее.

Чудо – это объективное ощущение каждого человека, случается обычно при сложных жизненных ситуациях или в момент смертельной опасности. Для мистики и религии чудеса необходимы, они воспринимаются как дар от высших сил, делая жизнь насыщенной и яркой. Доказать, что повлияло на возникновение чуда – стечение обстоятельств или помощь свыше, невозможно, поэтому каждый верит в то, что ему хочется.

Нестандартный подход к восприятию реальности имеет право на жизнь, но чтобы достигнуть счастья и научиться радоваться тому, что имеешь, не обязательно прибегать к мистике и надеяться на потусторонние силы.

Источник: http://xn--b1abhjbqubcdwgq6a8gsc.xn--p1ai/mistika-v-zhizni-cheloveka/

«Адвайта» — Пять типов сознания: Человек Социума, Психолог, Маг, Мистик и Пробужденный

Человек № 1 — Человек социума.Социальный человек. Для этого человека способ существования — это изменение окружающей среды. Эти люди себя воспринимают как нечто уже сложившееся и неизменное. Они практически не меняют себя целевым образом, они не представляют себе, как изменить себя внутри, т.е.

они меняют внешний мир, они меняют окружение, Они могут изучать науку, но по изменению окружения. Для них, вопрос о том, что я могу быть другим, просто не встает, а если встает, то он очень быстро исчезает из их головы. И поэтому эти люди ориентированы на внешнее. Все их внимание идет на изменение состояния внешней среды.

Себя они воспринимают как черный ящик, что у него внутри — не известно. 

Человек № 2 — Психолог

Его можно назвать психологом, психотерапевтом, или клиентом психотерапевта. Это люди, которые узнали, что можно себя менять, т.е. помимо того, что я могу изменить внешнюю среду, я могу менять что-то внутри себя. То есть, они воспринимают себя не как нечто неизменное, а как то, что может меняться, что является большим прогрессом.

Понимание того, что я могу быть лучше, не среда, а Я — является качественным сдвигом в сознании. Можно прикладывать к этому усилия и получать результат. Также как я прикладываю усилия к внешней среде и получаю результат, я могу это делать и с собой.Но человек этой категории меняет себя в том коридоре реальности, в котором он и жил.

Он, как правило, не выходит в другие измерения, в другие принципиально новые переживания, принципиально новые состояния психики, энергии. Он жил с определенными ощущениями, эмоциями, мыслями, вот он с этим и работает: поведенческие паттерны, какие-то эмоциональные переживания. Он просто их улучшает, но он не выходит за их пределы. Вселенная наша многообразна.

Но этот человек воспринимает жизнь только в привычном диапазоне. Это его коридор. Он по нему двигается. Здесь находится работа, семья, дети. Есть ли что-нибудь за ними, он не видит, не чувствует. Человек № 2 так организован, что он видит только этот диапазон. В нем он может двигаться. Человек социума двигается в этом диапазоне не меняясь.

Человек, занимающийся психологией двигается в том же диапазоне, но начинает меняться. Но как не крути, он все равно не выходит за рамки этого диапазона.

Человек № 3 — Маг

Это человек, который начав заниматься практиками, попадает в школу к людям, которые ему говорят: «Жизнь несколько больше, чем ты ее воспринимаешь, мы можем твой диапазон восприятия мира расширить, это можно сделать с помощью определенных методов. Если ты хочешь, давай».

Люди, которые начинают двигаться в этом направлении входят в новый диапазон реальности, расширяя коридор. Эти области для восприятия обычных людей не существуют, а им показывают ключи. Они себя определенным образом меняют и это можно назвать магией.

Магия дает возможность прикоснуться к тому, к чему обычный человек не прикасается, и понять законы. Допустим, до этого человек был психологом, изучал законы определенных областей сознания, но когда его посвящают в другие области, там могут быть другие законы.

Ему надо учиться психологии, но уже магической психологии, законам иного мира, иных областей. Это искусство. Одно искусство попасть в эти области, второе — изучить их законы. Часть людей занимаются именно этим, т.е. становятся магами.

Человек № 3 — это человек, который не только открывает новые области, но и становится в них профессионалом. Теперь представим ситуацию, что человек нагулялся по всем этим областям. И дальше с ним, возможно, происходит следующее: человек попадает в другое качество. Это уже 

Человек № 4 — Мистик

Мистик принципиально отличается от первых трех типов людей, в т.ч. и от магов. Маги еще являются личностями, которые что-то исследуют, что-то меняют, что-то пытаются находить в мире форм.

Социальный человек пытался и учился что-то находить и менять в окружающей среде.

Психолог учился что-то находить и менять в своем ограниченном диапазоне внутренней и внешней реальности.

Читайте также:  Психологические провокации - психология

Маг учится, что-то находит и меняет в большем диапазоне реальности.

Это у них общее. У этих трех типов людей. Я хочу сделать жизнь лучше, я хочу ее понять, изменить и в этом я опираюсь на взаимодействие с внешними и внутренними объектами.

То, что случается с мистиком очень странно. Мистик в какой-то момент теряет интерес к формам. Он начинает желать познать то, что не имеет формы. Это можно назвать Богом, Истиной, Нирваной. В нем появляется жажда, тоска именно по этому, и только по этому. Мистик это человек, который тотально хочет только одного. Хочет знать абсолютное.

Хочет прийти к Богу. И хочет не так, как вы говорите — «я хочу», а в нем появляется колоссальная энергетическая жажда. То есть, ему больше ничего не интересно. Больше ничего не надо. Он может чем-нибудь заниматься, но внутренне всегда на первом месте стоит это чувство — я хочу познать Себя. С этого момента его можно назвать мистиком.

 

Мистик не зовет Бога. Он понимает, что это глупо. Он может какие-то ритуалы не выполнять, вообще ничего не делать. Но он тоскует. И это сразу в человеке можно почувствовать. Человек может заниматься практиками, он может себя истязать колоссально, все что угодно делать и все равно видно, что это просто жадность ума. Это не мистика. Жажда по Богу сильно отличается от жадности ума.

Жажда не от ума идет, она идет от самого Бога. И мистик просто ждет. Он просто живет этим чувством, этим мироощущением. Когда реализация с ним случится, он не знает, и он не требует. Он знает, требовать нельзя. Это может случиться, а может не случиться в этой жизни. Может быть это произойдет через сотни жизней.

Но он уже попал в состояние ожидания, он в нем… Это четвертый тип людей — мистики.

Пятый тип людей — Пробужденный

Это люди, которые пришли к Богу. Реализовались. Это Будды, Учителя.

‹ Что такое самооценка и как она работает? Вверх 10 главных ошибок ›

Источник: http://www.CosmoPapin.ru/?q=node/813

Мистическое как индивидуальный опыт человека

mystichristjcbrother

Л.А. Бессонова

Мистическими переживаниями я предлагаю называть различные переживания людей, в которых человек, личность получает опыт единения, слияния себя с некими иными, глубинными структурами мироздания, с трансцендентным миром.

Это особое мироощущение, в основе которого лежит представление о двойственности мира, когда за привычным, каждодневным угадывается иное бытие [1, с. 414]. Почти каждый из нас может обнаружить в себе подобного рода наклонности, но не все склонны определять их как мистические.

К примеру, эстетические

переживания от восприятия музыки или красоты пейзажа могутунести нас в некие иные пространственно-временные измерения, Эта, так называемая «естественная мистика» воспевалась многими поэтами, музыкантами, к примеру, английский поэт А.

Теннисон говорил о том, что<\p>

Необыкновенные переживания иногда возникают в моменты пристального вглядывания в панораму местности городских построек. Даниил Андреев так описывает свой первый опыт «метаисторического озарения»: [2, с. 57–58]. Позже, рационализировав этот опыт, он создал свою метаисторию России.

Мистические переживания могут быть проявлением особого склада ума, особой, не как у большинства, способности видеть и ощущать мир. Так, из автобиографического произведения П. Флоренского «Детям моим.

Воспоминания прошлых дней. Генеалогические исследования. Из Соловецких писем. Завещания» узнаем об особом даре этого мыслителя в видимых вещах и предметах реального мира видеть иное, символическое. [3, с.

42].

Известный американский психоаналитик А. Маслоу в ходе своих экспериментов выделил группу людей, подверженных чаще, чем другие, мистическим переживаниям.

По его определению, это так называемые самоосуществляющиеся, или самоактуализирующиеся, личности, которым в большей степени присущи подобные пиковые переживания, В отличие от этой группы людей, самоактуализирующиеся личности без пиковых переживаний чаще всего являются людьми практическими, деловыми, отлично приспособленными к миру, в котором живут. Отделяя подобные переживания от феноменов сверхъестественного и изучая их как натуральные, естественные факты, он приходит к выводу о том, что мистический опыт можно расположить на количественном континууме от интенсивного до слабого. И тогда становится очевидным факт, что слабые мистические переживания имеются у многих людей, возможно, у большинства, а у некоторых они происходят довольно часто.

И все-таки естественные, или спонтанные, мистические переживания – явление довольно редкое и часто не осознается или заглушается пережившим их субъектом, оказываясь невостребованным в обычной повседневности.

Существуют особые приемы техники вхождения в такие состояния, зародившиеся в древних цивилизациях и сохранившиеся до наших дней.

Речь идет Так, в шаманизме, одном из первых, нулевых типов мистического опыта, состояние экстаза и «встреча» с иным миром достигается путем длительной подготовки: поста, уединенного образа жизни, медитирования на монотонном звуке бубна, заклинаниях.

Индийская духовная традиция накопила многовековой опыт пробуждения способностей к мистическим прозрениям – это дыхательная гимнастика, медитация, йога-практика, длительное проживание в горах, лесах без пищи и общения с целью достижения особого состояния – «самадхи», когда исчезает «я», сливаясь с Атманом, Душой Вселенной.

Буддизм, дзен-буддизм, даосизм, все восточные мистические системы придавали большое внимание техникам вхождения в иное сознание – состояние «молчания», «углубления», «отрешенности», восхождения «вверх», к «Нирване». Так, в медитации человек настраивает свой ум на определенный лад. [4, с. 70–71].

Особое место в ряду многообразия мистических переживаний занимает религиозный опыт. В нем опыт единства приобретает характер слияния с Богом, Абсолютом.

И хотя во многих своих проявлениях мистические переживания сходны с религиозными и всякая религия мистична, все же в религиях ощущение Бога приобретает форму двух природ – божественной и человеческой, когда человеческое растворяется не в Универсуме, не в великом «Ничто», «Нирване», а в Божественном.

Но вопрос о соотношение мистического и религиозного опыта – особый, и его нюансы не являются целью обсуждения этой статьи.

При всем многообразии мистического опыта и путей его достижения обнаруживается парадоксальный факт: и лесные жители Упанишад, и средневековые мистики – Майстер Экхарт, Тереза Авильская, и человек, живущий в ХХ веке, Карл Юнг, а также другие мистики разных эпох и культур описывают во многом сходные переживания.

Обратив внимание на эту особенность, американский психолог У.

Джеймс выделил четыре «главных, характерных признака», которые, как он считает, могут послужить критерием для различных мистических переживаний: Его дополняет Уолтер Стейс [5], указывая на базисную, по его мнению, черту мистического опыта – Это подтверждается и текстами Упанишад, в которых постоянно указывается, что все есть единый дух – Атман-Брахман. Майстер Экхарт также «видит» все в едином и единое во всем, и Карл Юнг говорит о таком целом, которое существует одновременно вчера, сегодня, завтра. Почти все религиозные мистики передают ощущения восторга, радости от встречи с Божеством, Абсолютом.

Читайте также:  Личностные ресурсы - психология

Хотелось бы заострить внимание на двух таких характеристиках мистического опыта, как «кратковременность и неизреченность». Часто люди, пережившие подобный опыт, опасаются о нем рассказывать из страха быть непонятыми или попасть в разряд сумасшедших. И действительно, наша рационалистическая культура определяет именно такое отношение к проявлениям подобных переживаний.

Провести границу между психологическими заболеваниями и нормой чрезвычайно трудно, однако практика психиатрии выработала критерии отличия одного от другого.

О «ненормальности» в работе сознания говорят следующие нарушения поведенческих норм:– дезориентировка во времени, ситуации;– отсутствие ясного, отчетливого восприятия окружающего;– несвязность речи;– затруднения в воспроизведении происшедших событий и субъектов и субъективных болезненных явлений;– неадекватность восприятия и оценки событий.

При сопоставлении этих признаков с описываемыми переживаниями обнаруживаются совпадения. Однако, перечисленные признаки психологических расстройств носят устойчивый характер, их интенсивность может увеличиваться или уменьшаться, но выйти из этого состояния навсегда больной не может.

Мистические переживания носят кратковременный характер, их пределом являются срок от получаса до двух часов, после чего они исчезают, уступая место обычному сознанию.

Так же как сон со сновидениями, гипноз, опьянение, интоксикация наркотиками не являются признаками психических заболеваний, а есть лишь временное изменение обычного, базисного сознания, так и мистические переживания не имеют отношения к психическим расстройствам. Думаю, никому в голову не придет называть о.Павла Флоренского, Н. Бердяева, К. Юнга и др.

, переживших этот опыт, сумасшедшими.

О неизреченности своих переживаний говорят сами мистики. Неизреченность следует понимать как невозможность выразить нашим «мертвым» языком всю гамму охвативших человека переживаний, поскольку в них человек сталкивается с чем-то, что не имеет аналогов в обычной жизни.

И все же мистики выражают его, прибегая к языку парадоксов («незримый свет», «блеск тьмы»), иносказаний, символов. Восточные учения, религиозные доктрины, космологическая концепция Я. Беме, метаистория Д.

Андреева являются словесным, объективным, а стало быть, Безусловно, их трудно воспринимать людям, незнакомым с этим опытом, поскольку их язык граничит с бессмысленностью, рассказы мистиков выходят за рамки осмысленного, и все же в них что-то «улавливается нашим пониманием», «мы как бы узнаем нечто, не испытанное нами. Отнюдь не все в этих словах абсолютно чуждо нам… Язык мистики имеет понятную нам сердцевину. Конечно, слова этого языка работают в нашем сознании не так, как привычные описания эмпирического опыта, но мы все же способны ухватить их смысл, чтобы затем связать его с известными нам значениями слов, работающих в определенном концептуальном «каркасе»» [6]. Добавлю, что если бы это было не так, не были бы достоянием нашей культуры учения Будды, Христа, Мухаммеда.

Мистическое сознание

Мистический опыт есть результат определенного, особенного состояния сознания – измененного. Очень кратко измененное сознание можно определить как все то, что составляет содержание чьей либо психики в некоторый промежуток времени.

Можно ли описать мистическое сознание? В известной работе «Состояние сознания» [7] американский психолог Чарльз Тарт, используя системный подход к изучению состояния сознания, указывает на то, что обычное наше сознание представляет собой сложную конструкцию, состоящую из нескольких частей, находящихся во взаимодействии.

Среди них можно выделить базисное сознание, находящееся под контролем воли, самосознание, направленное на самого себя. Следующим элементом этой системы являются устойчивые и непрерывные структуры психической (мозговой) деятельности, работающие как средства получения и преобразования информации.

Здесь «работают» ощущения, восприятия, представления, а также возникающие на их основе идеальные понятия и образы.Все это в совокупности составляет «обычное», «нормальное» сознание, когда индивид, его обладатель, оценивает окружающую его действительность по определенным «образцам», «стандартам».

То, что отражается этим сознанием, воспринимается как часть объективной реальности, существующей вне и независимо от субъекта.

Мир, который предстает мистику, или человеку, находящемуся в медитации, относят к трансформированной реальности, вызванной измененным состоянием сознания.

А вот как описано мистическое сознание в древнейшем индийском памятнике литературы и философии – Мундака Упанишадах: [8, с. 32].

Разберем по строчке эту цитату. В первой строке содержится отрицание, говорящее нам о том, что в опыте ничего нет: «Это не чувство, не понимание». Этим «не» фиксируется отсутствие содержания обычного сознания.

После отрицания следует утверждение, что это «единое», «Одно без другого», в котором растворено все множество предметов и явлений мира. Следовательно, сердцевиной этого опыта является некое безразмерное единство при отсутствии множественности, различий.

Далее следует утверждение, что это единство есть «Я». Почему? Вспомним, чем заполнено наше обычное сознание? Оно заполнено множеством мыслей, ощущений, желаний, эмоций. Каждый элемент этого множества представляет в конечном счете единство нашего разума.

И вот когда это множество устраняется из единого пространства, то остается Это и есть «Я». «Упанишады» идентифицируют это единство с Универсальной душой мира.

Что же предстает мистикам, какая реальность? И.Д. Успенский, ученик известного и даже легендарного мистика Гурджиева, в главе «Экспериментальная мистика» своей книги «Новая модель Вселенной», применив особую методику (о которой он умалчивает), описывает ту реальность, которая открылась ему в особом состоянии сознания.

Он описывает мир, незнакомый и не имеющий ничего общего с миром, в котором мы живем. Этот мир [9, с. 321]. В этом мире не существует разделения на объективное и субъективное, они меняются местами, одно превращается в другое. И.Д. Успенский много раз указывает на тот факт, что передать адекватно эти переживания ему было очень трудно. [9, с. 322].

Более всего для описания подходили математические отношения.

Приведу другой случай, рассказанный мне совсем недавно моим знакомым. Сергей П.

, 38 лет, инженер по профессии, рассказал об опыте «парения» вне тела, когда он летал, как птица, мог легко управлять телом, достигая верхушек самых высоких деревьев, перемещаясь в воздухе от одного дерева к другому.

Он не мог адекватно передать, что он чувствовал в этот момент – экстаз, восторг? Во время рассказа у него на глазах вдруг появились слезы. – так резюмировал он свое повествование. Происходило все это во время утреннего сна, когда, как казалось, он и не спал, все ясно и отчетливо осознавая.

Источник: https://mystichrist.livejournal.com/32079.html

Ссылка на основную публикацию