Мышление и творчество гипертима — психология

Мышление и творчество гипертима — Психологос

Мышление и творчество гипертима - психология

Автор — А.П. Егидес. Книга «Как разбираться в людях, или Психологический рисунок личности»

Мышление гипертима можно выразить инверсией высказывания Мустафы из фильма «Светлый путь». Мустафа: «Ловкость рук, и никакого мошенства». Ну а о гипертиме можно сказать: здравый смысл, и никакого лукавства.

Мышление у гипертима конкретное, наглядно-действенное, в крайнем случае наглядно-образное.

Гипертим неглубок в своем мышлении, он не аналитик. Он мыслит, можно сказать, лишь в рамках аксиом, а не теорем. Его мышление такое же неабстрактное, как у истероида, но менее образное, чем у последнего. Оно простое, бытовое. Темы заземленные: достать, продать, познакомить…

Он мыслит еще более простыми категориями, чем Истероид. Не «алые паруса» и «фиолетовые руки», а «пошел, ушел, пришел, нашел»… Тем более никаких тебе там «пронзить время» или пятых измерений. Он далек от философских проблем.

Многое поэтому он понимает прямолинейно — могильщик из «Гамлета» на вопрос, на какой почве сошел с ума принц датский, ответил: «Да здесь же, в Дании».

У гипертима в голове словно лоскутное одеяло. Он напичкан противоречиями. В его этической концепции может сочетаться любовь к животным и «смерть гомосексуалистам!».

Гипертимам хорошо даются слесарные и столярные профессии. Они хорошие лаборанты в НИИ. Вот Гоша из «Москва слезам не верит». Они «рукастые», и им нравится мастерить. Мы часто видим таких людей во дворах небольших домов, где есть сараи и гаражи, да и в любом автосервисе.

Мышление гипертима несамостоятельное, у него нет собственных убеждений. Гипертим не интересуется не только теоретическими проблемами, но и политическими и даже многими житейскими, по принципу «Жираф большой — ему видней». Точки зрения он меняет под воздействием того лидера, который горластее или который имеет больше связей.

Никаких мучений при принятии решений он не испытывает. Сравним: Эпилептоид разумно решителен, семь раз отмерит, один раз отрежет, паранойяльный — один раз отмерит и один раз отрежет.

Ну а гипертим ни разу не отмерит, а семь раз отрежет, не то что психастеноид, который вообще семь раз отмерит и ни разу не отрежет. Ну, это я для юмора и для легкости запоминания. Но это важно и для личностной оценки гипертима. Он — бездумный авантюрист. Не как паранойяльный.

Да, паранойяльный тоже может ошибаться, но гораздо реже, потому что заранее продумывает свои авантюры. А этот действует просто на авось — и ошибается.

Творчество гипертимов довольно примитивное, бесхитростное, в сущности лишено образов. Они не очень изобретательны. Если это текст песен, то это нечто вроде: «Я тебя люблю, а ты не любишь, я от этого страдаю, о-о-о!» — и несколько простейших аккордов на гитаре. Истероиды — истинные таланты по сравнению с гипертимами.

У них пусть напыщенные, но все же образы: «Ледяной горою айсберг из тумана выплывает…» А тут «два ореха лучше, чем один!» — и все. Но гипертим не может существовать без творчества в искусстве. Он должен как-то выплескивать свои Эмоции, хотя бы петь и бренчать на гитаре в одиночестве.

При этом он не обязательно готовится к выступлению, а просто развлекает себя.

Искусствам гипертимы не учатся. В основном это самоучки. Примитивизм, кич — это их стихия, но не абстракционизм. Хотя иногда и гипертим являет миру нечто интересное.

Гипертим, в противовес паранойяльному и истероиду, совсем не дорожит своим авторством. Он, как уже говорилось, малопродуктивен в творчестве, но если все же что-то придумал (скорее в технической области), то легко дарит свои идеи. Его и используют.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/myshlenie-i-tvorchestvo-gipertima

А. П. Егидес. Как научиться разбираться в людях

А. П. Егидес. Как научиться разбираться в людях

^

Мышление гипертима можно выразить инверсией высказывания Мустафы из

фильма «Светлый путь». Мустафа: «Ловкость рук, и никакого мошенства». Ну а о

гипертиме можно сказать: здравый смысл, и никакого лукавства.

Мышление у гипертима конкретное, наглядно-действенное, в крайнем случае

наглядно-образное.

Гипертим неглубок в своем мышлении, он не аналитик. Он мыслит, можно

сказать, лишь в рамках аксиом, а не теорем. Его мышление такое же

неабстрактное, как у истероида, но менее образное, чем у последнего. Оно

простое, бытовое. Темы заземленные: достать, продать, познакомить… Он

мыслит еще более простыми категориями, чем истероид. Не «алые паруса» и

«фиолетовые руки», а «пошел, ушел, пришел, нашел»… Тем более никаких тебе

там «пронзить время» или пятых измерений. Он далек от философских проблем.

Многое поэтому он понимает прямолинейно — могильщик из «Гамлета» на вопрос,

на какой почве сошел с ума принц датский, ответил: «Да здесь же, в Дании».

У гипертима в голове словно лоскутное одеяло. Он напичкан

противоречиями. В его этической концепции может сочетаться любовь к животным

и «смерть гомосексуалистам!».

Гипертимам хорошо даются слесарные и столярные профессии. Они хорошие

лаборанты в НИИ. Вот Гоша из «Москва слезам не верит». Они «рукастые», и им

нравится мастерить. Мы часто видим таких людей во дворах небольших домов,

где есть сараи и гаражи, да и в любом автосервисе.

Мышление гипертима несамостоятельное, у него нет собственных убеждений.

Гипертим не интересуется не только теоретическими проблемами, но и

политическими и даже многими житейскими, по принципу «Жираф большой — ему

видней». Точки зрения он меняет под воздействием того лидера, который

горластее или который имеет больше связей.

Никаких мучений при принятии решений он не испытывает. Сравним:

эпилептоид разумно решителен, семь раз отмерит, один раз отрежет,

паранойяльный — один раз отмерит и один раз отрежет. Ну а гипертим ни разу

не отмерит, а семь раз отрежет, не то что психастеноид, который вообще семь

раз отмерит и ни разу не отрежет. Ну, это я для юмора и для легкости

запоминания. Но это важно и для личностной оценки гипертима. Он — бездумный

авантюрист. Не как паранойяльный. Да, паранойяльный тоже может ошибаться, но

гораздо реже, потому что заранее продумывает свои авантюры. А этот действует

просто на авось — и ошибается.

Творчество гипертимов довольно примитивное, бесхитростное, в сущности

лишено образов. Они не очень изобретательны. Если это текст песен, то это

нечто вроде: «Я тебя люблю, а ты не любишь, я от этого страдаю, о-о-о!» — и

несколько простейших аккордов на гитаре. Истероиды — истинные таланты по

сравнению с гипертимами. У них пусть напыщенные, но все же образы: «Ледяной

горою айсберг из тумана выплывает…» А тут «два ореха лучше, чем один!» —

и все. Но гипертим не может существовать без творчества в искусстве. Он

должен как-то выплескивать свои эмоции, хотя бы петь и бренчать на гитаре в

одиночестве. При этом он не обязательно готовится к выступлению, а просто

развлекает себя.

Искусствам гипертимы не учатся. В основном это самоучки. Примитивизм,

кич — это их стихия, но не абстракционизм. Хотя иногда и гипертим являет

миру нечто интересное.

Гипертим, в противовес паранойяльному и истероиду, совсем не дорожит

своим авторством. Он, как уже говорилось, малопродуктивен в творчестве, но

если все же что-то придумал (скорее в технической области), то легко дарит

свои идеи. Его и используют.

Источник: http://www.userdocs.ru/psihologiya/9787/index.html?page=85

Развитие творческого мышления

Развитие творческого мышления

Век научного прогресса заставил людей усиленно развиваться. Возникла острая потребность в специалистах, обладающих высоким уровнем развития творческого мышления. Нас заинтересовывают активные личности, умеющие принимать особенные решения. Ценятся нестандартные взгляды, требующие творческого подхода.

Особенности творческого мышления

Но, к сожалению, французским психологом Рибо было замечено, что к 14-ти годам снижается оригинальность мышления. Ученые выяснили, что при особых систематических упражнениях возможна активизация творческого мышления и успешное его развитие. Творчество – это не только профессиональная характеристика, но и важное личностное качество. Такие люди всегда будут иметь успех!

Условия развития творческого мышления

  • критичность мышления;
  • умение качественно анализировать;
  • способность составления причинно-следственных связей, понимание возможного развития событий;
  • умение выстраивать логическую цепочку, подавать новые необычные идеи;
  • возможность не ограничиваться традиционными схемами, решениями, действиями;
  • быстрое разрешение проблемных ситуаций;
  • выбор адекватного решения;
  • спокойный подход к проблеме.
Читайте также:  Привычка - психология

Психология творческого мышления

Способность удивляться и креативность – это главные условия творческого мышления. Очень важно быстро сориентироваться в критических ситуациях и суметь найти разные способы решения задач.

Методы развития творческого мышления не имеют правильных или неправильных ответов. Они не ограничиваются в численности.

Как развить творческое мышление

За определенный промежуток времени к незаконченным рисункам подбирайте ассоциацию. Не стесняйтесь выражать свои мысли. Помните, что вы это делаете для себя. При этом упражнении необязательно присутствие других людей.

К различным предметам ищите применение. Это очень интересное задание. В компании друзей оно может стать игрой. Будет очень весело, еслине использовать стандартные понятия. Самыми успешными будут те, которые наиболее непредсказуемые.

Придумывание рассказа за ограниченное время из определенных слов.

Окончить рассказ. Оценивается неожиданность поворота событий.

Коллективная картина. Могут принимать участие в ее создании даже незнакомые люди. Чем противоположнее будут идеи и варианты продолжения рисунка, тем больше возрастает возможность увидеть и рассмотреть разные варианты, услышать мнения других людей. Задание делает коллектив дружнее и сплоченнее.

Источник: https://womanadvice.ru/razvitie-tvorcheskogo-myshleniya

ЛОГОПЕД.РУ: Психология творческого мышления. — LOGOPED.RU

ЛОГОПЕД.РУ: Психология творческого мышления. - LOGOPED.RU

Кузнецова Н.А., логопед высшей категории, Детская городская поликлиника №1, г.Владимир.

Аннотация.

Статья рассказывает о психологии творческого мышления, затрагивает понятие творческого мышления, его особенности, творческое мышление в группе, факторы, препятствующие развитию творческого мышления, дает краткий анализ соотнесения компьютера и творческой мысли.

Ключевые слова.

Творческое мышление, особенности творческого мышления, творческое мышление в группе, компьютер и творческое мышление.

Kuznetsova Natalia Alekseevna

higher qualification speech-therapist, City Children Polyclinic №1, Vladimir

PSYCHOLOGY OF CREATIVE THINKING

Abstract.

 The article tells you about psychology of creative thinking, definition of creative thinking, its peculiarities, tells about creative thinking in a group, about factors, blocking the development of creative thinking, gives a short analysis of computer and creative thought.

Keywords.

Creative thinking, peculiarities of creative thinking, creative thinking in a group, computer and creative thought.

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, непонятного, непредвиденного, скрытого.

Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Мышление потому и необходимо, что в ходе жизни и деятельности каждый индивид наталкивается на какие-то новые, неизвестные свойства предметов.

Прежних знаний оказывается недостаточно.

Материал с сайта www.logoped.ruВселенная бесконечна, и бесконечен процесс ее познания. Мышление всегда устремлено в эти бескрайние глубины неизведанного, нового. Каждый человек, когда мыслит, самостоятельно делает открытие чего-то нового, неизвестного (пусть это открытие небольшое, только для себя, а не для человечества).

Например, один из моих одноклассников создал свое собственное, новое и очень интересное доказательство теоремы по геометрии.

Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий, и затем может произойти переход к мышлению. Однако любое, даже наиболее развитое мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием, т.е.

с ощущениями, восприятиями и представлениями. Через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением. Мышление начинается там, где оказывается уже недостаточным или даже бессмысленным чувственное познание.

Мышление продолжает и развивает познавательную работу, выходя далеко за их пределы.

Психологами было затрачено много усилий и времени на выяснение того, как человек решает новые, необычные, творческие задачи. Но наука располагает только некоторыми данными, позволяющими частично описать процесс решения человеком задач, характеризовать условия, способствующие и препятствующие нахождению правильного решения.

Задача.

Как четырьмя прямыми линиями, не отрывая от бумаги ручки или карандаша, перечеркнуть расположенные квадратом 9 точек?

Эта задача имеет особенность, характеризующую творческое мышление – необходимость применения нетрадиционного способа мышления, необычного видения проблемы, выхода мысли за пределы привычного способа рассуждений.

В задаче нужно допустить возможность выхода прямых линий за пределы части плоскости, ограниченной 9-ю точками. Это значит, что, проанализировав условия задачи, нужно направить мысль необычным путем, т.е.

применить по-настоящему творческий способ решения.

Что же такое творческое мышление?

Одним из первых попытался сформулировать ответ на данный вопрос американский психолог Дж.Гилфорд. Он считал, что “творческость” мышления связана с доминированием в нем 4-х особенностей:

  • Оригинальность
  • , необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.

  • Семантическая гибкость
  • , т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаружить его новое использование, расширять функциональное применение на практике.

  • Образная адаптивная гибкость
  • , т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.

  • Семантическая спонтанная гибкость
  • , т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Впоследствии предпринимались и другие попытки дать определение творческому мышлению, но они внесли мало нового в то его понимание, которое было предложено Дж.Гилфордом.

Творческое мышление

– один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию.

Творческое мышление

– мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи (Г.Линдсей, К.Халл, Р.Ф.Томпсон).

Пуанкаре Жюль Анри – выдающийся французский математик, известный психологам по своему докладу “Математическое творчество”, говорит: “Творить – это означает не создавать бесполезных комбинаций, а создавать полезные, которых ничтожное меньшинство. Творить – это уметь распознать, уметь выбирать такие факты, которые открывают нам связь между законами, известными уже давно, но ошибочно считавшимися не связанными друг с другом.”

Примером творческого мышления может служить шахматная игра. И.В.Гёте говорил: “Шахматная игра – это испытание ума.” Роберт Фишер – выдающийся американский гроссмейстер, 11-й чемпион мира, носивший это звание в 1972-1975 гг. , вспоминает: “Есть много шахматистов, которые играют только для того, чтобы достичь ничьей.

Но шахматная игра должна быть наступательной, нужно искать пути к выигрышу, а если не стремиться к этому, то какой смысл садиться за доску? Я не понимаю этого. Я никогда не стараюсь уйти от борьбы, а наоборот – думаю и думаю, как победить.” Л.Н.

Толстой сказал: “Я люблю шахматы, потому что это хороший отдых: они заставляют работать головой, но как-то очень своеобразно.”

Способностью к творческому мышлению в какой-то мере обладает практически каждый. В детстве, когда преобладает образное мышление, эта способность часто проявляется в рисунках, лепках, построениях из подручных материалов, в подростковом возрасте многие пишут стихи, а в зрелом она, как правило, помогает решать прикладные задачи разного уровня (от повседневных до научно-технических и т.д.).

Используя данные самонаблюдения известных ученых (Г.Гельмгольца и А.Пуанкаре), Грахам Уоллес разграничил 4 “стадии творческого мышления”: подготовка, созревание, вдохновение и проверка истинности.

Он полагал, однако, что “в повседневном потоке мышления эти 4 стадии мышления постоянно перекрывают друг друга, когда мы исследуем различные проблемы… Даже в исследовании одной и той же проблемы мозг может вынашивать бессознательно какой-либо один ее аспект, будучи в то же время сознательно поглощенным подготовкой или проверкой другого аспекта этой проблемы.” Критическое мышление представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения. Творческое мышление направлено на создание новых идей, а критическое – выявляет их недостатки и дефекты. Для эффективного решения задачи необходимы оба вида мышления, хотя используются они раздельно: творческое мышление является помехой для критического, и наоборот.

Творческое мышление в группе

основываются на следующих психических принципах:

  • Групповая ситуация стимулирует процессы выработки новых идей, что является примером своего рода социальной помощи. Было обнаружено, что человек средних способностей может придумать почти вдвое больше решений, когда он работает в группе, чем когда он работает один. В группе он находится под воздействием многих различных решений, мысль одного человека может стимулировать другого и т.д. Вместе с тем эксперименты показывают, что наилучшие результаты дает оптимальное чередование периодов индивидуального и группового мышления.
  • Групповая ситуация вызывает соревнование между членами группы. До тех пор, пока это соревнование не вызовет критических и враждебных установок, оно способствует интенсификации творческого процесса, т.к. каждый участник старается превзойти другого в выдвижении новых предложений.
  • По мере увеличения количества идей повышается их качество. Последние 50 идей являются, как правило, более полезными, чем первые 50. Очевидно, это связано с тем, что задание все больше увлекает участников группы.
  • Мозговой штурм будет эффективным, если участники группы в течение нескольких дней будут оставаться вместе. Качество идей, предложенных ими на следующем собрании, будет выше, чем на первом. По-видимому, для появления некоторых идей требуется определенный период их “созревания”.
  • Психологически правильно, что оценка предложенных идей выполняется другими людьми, т.к. обычно недостатки собственного творчества замечаются с большим трудом.

Значит, творческое мышление в группе – это фактор, способствующий развитию творческого мышления.

Препятствием творческого мышления является конформизм – желание быть похожим на другого – основной барьер творческого мышления. Человек опасается высказывать необычные идеи из-за боязни показаться слишком или не очень умным.

Материал с сайта www.logoped.ruПодобное чувство может возникнуть в детстве, если первые фантазии, продукты детского воображения не находят понимания у взрослых, и закрепиться в юности, когда молодые люди не хотят слишком отличаться от сверстников.

Цензура

– в особенности внутренняя цензура – второй серьезный барьер для творчества. Последствия внешней цензуры идей бывают достаточно драматичными, но внутренняя цензура гораздо сильнее внешних. Люди, которые боятся собственных идей, склонны к пассивному реагированию на окружающее и не пытаются творчески решать окружающие проблемы. Иногда нежелательные мысли подавляются ими в такой степени, что вообще перестают осознаваться.

Третий барьер творческого мышления – это ригидность, часто приобретенная в процессе школьного обучения. Типичные школьные методы помогают закрепить знания, принятые на сегодняшний день, но не позволяют научить ставить и решать новые проблемы, улучшать уже существующие решения.

Четвертым препятствием для творчества может быть желание найти ответ немедленно. Чрезмерно высокая мотивация часто способствует принятию непродуманных, неадекватных решений.

Люди достигают больших успехов в творческом мышлении, когда они не связаны повседневными заботами.

Поэтому ценность ежегодных отпусков состоит не только в том, что именно во время отпуска с большей вероятностью возникают новые идеи.

Завышенная оценка значимости своих собственных идей

. Иногда то, что мы сами придумали или создали, нравится нам больше, чем мысли, высказываемые другими людьми, причем настолько, что у нас возникает желание свое никому не показывать, ни с кем ими не делиться и оставить при себе.

Есть два конкурирующих между собой способа мышления: критический и творческий. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях. Творческое мышление связано с открытием нового знания. Человек, у которого критическая тенденция слишком выражена, уделяет основное внимание критике, хотя сам бы мог творить, и неплохо.

Напротив, человек, у которого творческое мышление доминирует, часто оказывается неспособным видеть недостатки в собственных суждениях и оценках. Поэтому у ребенка с самого детства нужно развивать как критическое, так и творческое мышление, заботясь о том, чтобы они находились в равновесии, сопровождали и периодически сменяли друг друга в любом мыслительном акте.

Недавнее прошлое ознаменовалось широким использованием компьютеров для изучения мыслительных процессов. В частности, получил распространение метод эвристического программирования, цель которого – создание действующих моделей психики.

Ведь существуют разные методы проверки научной теории. Один из критериев истинности теории – воссоздание изучаемых явлений в искусственных условиях.

Этот способ проверки должен быть применен раньше или позже и для проверки теорий, объясняющих творческое мышление.

Моделирование мышления на компьютерах – это прежде всего метод исследования. Возникает вопрос о пределах такого моделирования. Иначе говоря, может ли машина мыслить? Сторонники машинного разума полагают, что информационная сторона мышления может быть реализована процессами нефизиологической природы.

Другие, не менее авторитетные авторы возражают против этого. Они полагают, что информационные процессы в нервной системе неотделимы от физиологических и не могут быть реализованы с помощью электронных устройств. В 50-е годы проходили бурные споры, которые стихли в начале 60-х годов, хотя спорящие стороны остались при своих мнениях, так и не переубедив друг друга.

Например, одна из трудностей машинного перевода, которая выглядит неодолимой, состоит в том, что машина не может из многих значений слова правильно выбрать нужное значение. Возьмем два английских предложения:

  1. Pen is in the box.
  2. Bох is in the pen.

Первое понять легко: ручка лежит в коробке. Второе предложение как будто бы лишено смысла, но для тех, кто знает лишь одно значение слова pen. Есть и второе значение – огороженный участок, загон. Какое из двух значений выбрать, человек определяет по смыслу, анализируя контекст, используя не только языковые знания.

А машине доступны лишь такие переводы, которые не требуют иных познаний, кроме лингвистических. Действительно, машинный перевод коренным образом отличается от того, что делает высококвалифицированный человек-переводчик.

Но он поразительно похож на неквалифицированный перевод, выполненный человеком, слабо знающим язык или не сведущим в той или иной области знания, к которой относится переведенный текст.

Сейчас делают упор на взаимодействие человека и компьютера. Машине поручают не всю работу целиком, она сотрудничает с человеком. Каждый из участников этого содружества выполняет те элементы, в которых его преимущество бесспорно. Например, при проектировании дома оценить удобство планировки сможет человек, а провести все нужные расчеты – машина.

“Машинные и человеческие” работы многократно чередуются.

При этом первостепенную роль приобретают проблема общения человека с машиной, разработка специальных языков, способов кодирования, которые давали бы возможность машине считывать результаты деятельности человека (чертежи, формулы, даже письменную речь) и выдавать результаты своей деятельности в легко доступной для человека форме.

Источник: https://www.logoped.ru/kuznna04.htm

MED24INfO

MED24INfOПроявления мыслительной деятельности столь многообразны, что их трудно даже перечислить. Поэтому мы рассматривали лишь некоторые, но особо важные особенности человеческого мышления.

Ведущая из них — неразрывная связь подлинной мысли с творчеством. Поиск, открытие, изобретение, творчество — это синонимы самой главной, сокровенной характеристики мышления.

Творчество, в основе которого лежит воображение, фантазия, имеет различные формы, и среди них — художественное освоение мира, искусство.

Логическое мышление и художественное познание различны и по своим средствам, и своим конкретным целям. Но корень у них общий — стремление людей к познанию и преобразованию мира.

Это связано с творческим отношением к вещам, с умением усматривать будущее, действовать не только во имя того, что есть, но и того, что должно быть.

Вот почему в истории человеческой культуры успехи наук неотделимы от достижений искусства, а поиски мыслителей — от дерзаний художников (это характерно и для Античности, и для эпохи Возрождения, и для XIX века, и для нашего времени).

Кто не умеет выразить во внешней речи и довести до сознания других свою мысль, тот, можно сказать, и «про себя» ее не уяснил до конца.

Наука — проникновение в неведомое. Поэзия, по Маяковскому — «езда в незнаемое». Общая цель у них одна: «отбросить» приставку «не», дать человеку знание, а это — свет, сила.

Взаимосвязь художественного чутья и строгой, но смелой мысли обычно называют творческой интуицией, раскрывающей ее обладателю тайны окружающего.

Интуиция — очень сложное психическое образование, в котором сплавлены воедино творческое воображение, безукоризненное знание предмета, навыки анализа понятий, волевая целенаправленность и страстная заинтересованность.

Именно этими качествами (а не просто голой способностью к анализу) обладает продуктивно мыслящий человек. Естественно, что и воспитание мышления не сводится только к умственным упражнениям, к односторонним интеллектуальным занятиям.

Развитие настоящего мышления у каждого индивида предполагает всестороннее развитие его личности, ума и воли, фантазии и чувств, выносливости и мужества, а также многих других качеств.

Вот почему наша российская школа на всех этапах стремится давать своим питомцам не только знания, но и умение и желание трудиться, привлекает к занятиям спортом и художественной деятельностью.

Опыт и наука говорят о том, что именно при таком всестороннем образовании в каждом человеке пробуждаются и развиваются все новые и новые психические способности, развиваются и шлифуются такие умственные силы, которые перекрывают «нормы» мышления, известные до сих пор.

Человечество должно научиться использовать поистине колоссальные резервы своего мышления. Задача философии, логики, психологии, педагогики, кибернетики и других наук состоит в том, чтобы еще глубже раскрыть законы развития мышления, найти законы формирования способности к творчеству у каждого человека.

Источник: http://www.med24info.com/books/lekcii-po-obschey-psihologii-ucheb-posobie-dlya-stud-vyssh-ucheb-zavedeniy-v-v-davydov-2-e-izd-ster-m-izdatelskiy-centr-akademiya-176-s/myshlenie-lichnost-tvorchestvo-11158.html

«Позитивное мышление» или мой путь к Системно-векторной психологии

Я всегда отличалась повышенной внушаемостью и впечатлительностью, и возможность управлять реальностью через работу с мыслями, через представление желаемого состояния показалась мне очень привлекательной в методе «позитивного мышления»…

13 25221 9 Января 2011 в 03:57

Сегодня, гуляя по интернету, на одном психологическом сайте наткнулась на статью о позитивном мышлении. Читая ее, никак не могла поверить в то, что когда-то всерьез этим увлекалась: старательно заучивая различные аффирмации, верила в то, что моя жизнь вот-вот изменится к лучшему…

«Если не можешь поменять ситуацию, измени свое отношение к ней» – так заманчиво звучал лозунг «позитивного мышления», обещая новую жизнь через самовнушение позитивных мыслей.

Я всегда отличалась повышенной внушаемостью и впечатлительностью, и возможность управлять реальностью через работу с мыслями, через представление желаемого состояния показалась мне очень привлекательной. Воображение – действительно мощная сила, поэтому неудивительно, что на какое-то время этот метод для меня сработал.

Сейчас я системно понимаю, что временное облегчение и внутренний подъем были не более чем обыкновенной раскачкой образами, мыслями и мнимыми ощущениями – «моя жизнь действительно начала меняться!». Увы, это был самообман. Возвращение в реальность было очень болезненным.

Надуманность позитивных изменений обнаружилась очень скоро. Несмотря на каждодневное многократное повторение позитивных фраз: «Я люблю себя. Я люблю жизнь. Я принимаю себя такой, какая я есть. Я даю своим мыслям свободу. С прошлым покончено. У меня спокойно на душе», – жизнь не ответила мне взаимностью. При первом же столкновении с серьезной проблемой мое позитивное мышление дало трещину.

Старые мысли, пропитанные многолетней ненавистью к себе, стали стремительно возвращаться, а вместе с ними — и все прежние негативные эмоции и состояния, психология семейных отношений по-прежнему оставалась для меня тайной.

Как чертики из коробочки повыскакивали из темных уголков моей души детские обиды на родителей, так много мне не додавших, не научивших адаптироваться к жизни, воспитавших меня беспомощной и безынициативной. Вернулась внутренняя психологическая зажатость и вечное недовольство собой.

Расстаться с надеждой на освобождение от власти прошлого и разувериться в возможности принять и полюбить себя такой было очень тяжело, так мой опыт позитивного мышления обернулся сильной депрессией, затянувшейся на несколько месяцев.

Оправившись от неудачного опыта, я продолжила поиски: прошла тренинг Норбекова, занималась самостоятельно по кассетам Тенсегрити, читала книги модных эзотериков, увлекалась методикой холотропного дыхания.

Но каждый раз я проходила через один и тот же сценарий: небольшое временное облегчение и неминуемая депрессия, с каждым разом становившаяся все более и более затяжной.

Системно-Векторная психология Юрия Бурлана постучалась ко мне именно в тот момент, когда разочарование и усталость достигли почти критической точки. Моя последняя в жизни депрессия растянулась на целых три года, за это время я потеряла интерес к жизни, желание куда-то стремиться ушло.

Я спала целыми сутками, почти ни с кем не общалась, меня мучили головные боли и единственной моей мыслью было: «Господи, поскорее бы это все закончилось! Мое рождение было явной ошибкой!»

Моим проводником в мир Системно-Векторной психологии стала моя сестра. Если бы не она, я бы не обратила на этот тренинг никакого внимания.

В отличие от меня, моя сестра  никогда не проходила никаких тренингов, у нее не было в этом нужды, в ее жизни все было хорошо – семья, работа, четкие цели в жизни и удивительная работоспособность. Меня очень удивило, что именно она позвала меня на какой-то психологический тренинг.

Защищаясь первое время недоверием, я слушала то, что она рассказывала про тренинг Юрия Бурлана, и мой угасший интерес снова стал разгораться.

Сестра говорила такие вещи, которые звучали очень заманчиво и убедительно. В итоге, я решила рискнуть последний раз в своей жизни, сказав про себя, что если не сейчас, то уже больше никогда.

Теперь, обладая знаниями Системно-Векторной психологии Юрия Бурлана, я очень хорошо понимаю, почему какие-либо методики, построенные на работе с мыслями, дают только временное облегчение, и, по сути, являются не работающими. Эти методики не могут дать самого главного – САМОСТОЯТЕЛЬНОГО мышления.

Наши мысли нам не подвластны. Ни у одного человека нет такой психической энергии, чтобы управлять своими мыслями! Мысли – это не рычаги управления, а подневольные слуги наших бессознательных желаний, которые управляют каждым из нас. Мысль – это лишь поверхностный слой психического.

Причины нашего поведения и всех наших эмоциональных состояний лежат намного глубже уровня сознания – в нашем Бессознательном. Системно-векторная психология Юрия Бурлана – это уникальная методика, которая позволяет работать именно на уровне Бессознательных психических процессов.

Это позволяет проникать в самые дальние  уголки нашей души, в  самые глубокие слои нашего психического.

Каждый человек – это определенная система желаний. Вся наша жизнь построена на довольно простом принципе наслаждения. Желание получить наслаждение – это то, что Бессознательно управляет нами, независимо от того, осознаем мы это или нет.

Осознавая скрытое психическое, мы получаем возможность увидеть свои настоящие желания и понять скрытую, ускользающую от нас причину внутреннего беспокойства.

Только наполнение наслаждением наших врожденных желаний, осознание своей сущности и своего предназначения способно дать нам ощущение сбалансированности, радости, гармонии, наполненности жизнью (под желаниями понимается не примитивное желание «съесть вкусное мороженное», а настоящие глубинные желания нашего психического).

На лекциях по Системно-Векторной психологии становится отчетливо видно, что каждая наша мысль не случайна, она обслуживает то или иное наше бессознательное желание. Я хочу, и у меня появляются мысли, обеспечивающие действием наслаждение в это мое «я хочу».

Единственная задача, которая стоит перед каждым человеком, – это познать себя, свои желания и максимально реализовать свой врожденный потенциал. От того, насколько мы научимся это делать, зависит и все остальное в нашей жизни.

Не наши мысли меняют наши желания, а наши желания, состояние их наполненности и реализованности  обуславливают  то, какие мысли рождаются у нас в голове.

Когда у нас болит что-то – это дает одно восприятие окружающей действительности, когда же мы здоровы и полны энергии – восприятие совершенно иное. Реализованный сбалансированный человек и мыслит соответственным образом, и соответственным  же образом проявляет себя в пространстве действиями.

Наши мысли, словно сигналы маячков, показывают нам, насколько верно мы движемся по жизни, насколько мы уравновешены и сбалансированы внутри себя.

Если мы начинаем наполнять СВОИ желания, выбираем СВОЮ судьбу, проживаем СВОЮ жизнь, то наши мысли и поведение меняются сами, а вместе с ними и восприятие окружающего мира, открываются новые горизонты и новые возможности.

Нам не нужно искать ответы в книжках, заучивать факты и чужие выводы. Причина всех наших состояний только внутри нас самих, именно там и нужно искать ответы на вопросы, которые ставит перед нами наша собственная жизнь.

Чтобы изменить ее, не нужно придумывать себе мнимую реальность и натягивать на себя чужие, искусственные утверждения.

Важно научиться смотреть внутрь самого себя, внимательно отслеживая каждое движение мысли, задавая самому себе правильные вопросы: «Откуда это во мне? Почему это так?»

Изменить свою жизнь можно только поняв механизмы своих желаний.

Настоящее мышление формируется только тогда, когда мы прикладываем настоящие самостоятельные усилия.

Позитивный жизненный сценарий – это максимальная реализация себя и своих желаний!

Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии

Источник: https://www.YBurlan.ru/biblioteka/putj-k-sistemnovektornoi-psihologii

Ссылка на основную публикацию