Мышление в психологии — психология

Виды мышления в психологии

Мышление в психологии - психология

Почему-то люди часто жалуются на свою память или сетуют на недостаток внимания, но никто не жалуется на мышление. И вообще, создается впечатление, что сама необходимость развития мышления нас заботит мало.

Вам не кажется это странным? Для основной массы людей процесс рождения мысли не менее таинственный, чем зарождение Галактики. А ведь мышление еще и разное бывает.

Но прежде чем говорить о видах мышления, давайте разберемся, что это такое.

Что такое мышление

Каждую секунду человек получает разнообразную информацию из внешнего мира. Результатом работы наших органов чувств являются зрительные образы, звуки, запахи, вкусовые и тактильные ощущения, данные о состоянии организма. Все это мы получаем в результате непосредственного чувственного восприятия. Это первичная информация, строительный материал, с которым работает наше мышление.

Процесс переработки сенсорных данных, их анализ, сравнение, обобщение, умозаключения – и есть мышление. Это высший познавательный процесс, в процессе которого создается новое, уникальное знание, та информация, которой нет в нашем чувственном опыте.

Примером такого рождения нового знания может служить простейшая конструкция – силлогизм, состоящий из двух посылок – эмпирического (данного в непосредственном опыте) знания и одного умозаключения – вывода.

  • Первая посылка: все студенты зимой сдают экзамены.
  • Вторая посылка: Иванов – студент.
  • Умозаключение: Иванов зимой сдает экзамены.

Вот умозаключение и есть результат элементарного мышления, ведь мы не знаем, сдает ли Иванов зимой экзамены, но это знание получаем с помощью рассуждений. Хотя, конечно, чаще всего процесс рождения мысли бывает более сложным и даже запутанным.

Рождение мысли

То, что мысли рождаются в голове, точнее, в головном мозге, знают все. Но ответить на вопрос, как это происходит, непросто.

Главную роль в мышлении и в целом в психической деятельности играют нервные клетки — нейроны. А их у нас не менее триллиона, и каждый нейрон – это целая фабрика по переработке данных.

Он многочисленными нервными волокнами связан с другими нейронами и обменивается с ними электрохимическими импульсами, несущими информацию. Причем скорость передачи этой информации 100 м/сек.

Именно этот скоростной обмен данными и есть мышление, недаром же в древности считали, что быстрее всего на свете мысль человека.

Если представить процесс мышления в виде яркого образа, то он напоминает фейерверк. Сначала вспыхивает одна звездочка – импульс или сигнал от внешнего раздражителя. Затем он по цепи нервных клеток рассыпается вширь и вглубь новыми вспышками активности, охватывая все большее пространство головного мозга.

Знания, конечно, имеют высокую ценность. Но они необходимы в первую очередь как материал для мышления. Умнее мы становимся не тогда, когда получаем новые знания, а тогда, когда их осмысливаем, включаем в деятельность, то есть думаем.

Тайна двух полушарий: правополушарное и левополушарное мышление

В каком виде рождается мысль в нашей голове? Ответить на этот вопрос непросто, так как мысль – это процесс и продукт обработки информации, а информация в головном мозге существует в двух видах.

  1. Сенсорные и эмоциональные образы. Из внешнего мира она поступает в виде чувственных образов: звуков, цветов, картинок, запахов, тактильных ощущений и т. д. Очень часто эти яркие образы еще и эмоционально окрашены.
  2. Абстрактные знаки – слова, цифры, словесные конструкции, формулы и т. д. Слова могут обозначать (замещать) любые чувственные образы или носить абстрактный характер, как, например, цифры.

Ученые говорят, что человек мыслит на двух языках – на языке слов и на языке образов. Выделяют даже особый вид мышления – понятийное, то есть словесное.

Причем центры, отвечающие за понятийное и образное мышление, находятся в разных полушариях головного мозга, и два эти вида информации обрабатываются по-разному.

За операции нашего сознания со словами и цифрами отвечает левое полушарие головного мозга, а за операции с чувственными образами – правое. Кстати, в правом же полушарии находится и центр творческих способностей, оно связано с интуицией и подсознанием.

Известный физиолог И. П. Павлов считал, что среди нас есть люди, у которых ярко выражен один из двух типов психической деятельности:

  • правополушарные – это художественный тип, мыслящий с опорой на образы и чувственное восприятие;
  • левополушарные – мыслительный тип, лучше оперирующий понятиями, абстрактными знаками.

Однако не стоит всех людей делить на эти два типа. Большинство из нас относятся к среднему типу и в мыслительной деятельности используют и слова, и образы. А в зависимости от цели, задачи, стоящей перед нами проблемы, активизируется или правое, или левое полушарие.

Вообще у взрослого полноценно развитого человека представлены все виды и типы мышления, в том числе три его основных вида:

  • наглядно-действенное;
  • образное;
  • абстрактно-логическое.

Хоть формируются все эти три вида мышления не сразу.

Наглядно-действенное мышление

Это самый древний вид мыслительной деятельности, возникший у первобытных предков человека и первым формирующийся у маленького ребенка. А еще, как считают ученые, именно этот вид мыслительной деятельности есть у высших животных.

Мышление называют опосредованной психической деятельностью, потому что, в отличие от непосредственно-чувственного восприятия, в нем используются «посредники» — образы или слова.

А наглядно-действенное мышление отличается тем, что в качестве таких «посредников» в нем выступают материальные объекты.

Этот вид мышления возникает только в процессе предметной деятельности, когда человек манипулирует предметами.

Ручное мышление детей

Думаю, все видели, как играет маленький ребенок 2-3 лет: составляет башню из кубиков, собирает пирамидку, складывая колесики по размеру, а то и откручивает колеса у новой машинки.

Это не просто игра. Малыш так размышляет и развивается умственно.

Пока ему доступно только наглядно-действенное мышление, вот и мыслительные операции у него принимают вид предметной, манипулятивной деятельности:

  • Сравнение – выбор подходящего по размеру кружочка или кубика.
  • Синтез – составление из отдельных элементов-кубиков единого целого – башни.
  • Ну, и анализ, когда малыш разбирает целую вещь (машинку или куклу) на отдельные составляющие.

Ученые называют наглядно-действенное мышление предмышлением, подчеркивая, что непосредственно-чувственного в нем больше, чем опосредованного. Но это очень важный этап развития мыслительной деятельности, в том числе умственного развития ребенка.

Наглядно-действенное мышление у взрослых

Нельзя считать этот вид мышления примитивным или неполноценным. У взрослых людей он тоже присутствует и активно участвует в предметной деятельности.

Например, мы его используем, когда варим суп, копаем грядки на огороде, вяжем носки или чиним кран в ванной. А у некоторых этот тип мышление даже временами преобладает над абстрактно-логическим и образным.

Таких людей называют мастерами «от Бога», говорят, что у них «золотые руки».

Именно, кстати, руки, а не голова. Потому что такие люди могут починить сложный механизм, совершено не разбираясь в принципе его работы. Для этого им нужно просто его разобрать, а потом собрать. Разбирая, они поймут, из-за чего поломка, а собирая, исправят ее, да еще и усовершенствуют агрегат.

Наглядно-образное мышление

Основными инструментами наглядно-образного мышления являются образы, как результат чувственного восприятия и осмысления действительности. То есть образ – это не фотографический отпечаток объекта, а результат работы нашего мозга. Поэтому он в той или иной степени может отличаться от оригинала.

Роль образов в мыслительной деятельности

Наше мышление оперирует тремя видами образов.

  1. Образы-восприятия, связаны с непосредственной деятельностью наших органов чувств: визуальные картинки, звуки, запахи и т. д. Это тоже не фотографические копии реальности, ведь мы можем что-то не расслышать, не увидеть каких-то деталей – мозг домыслит, дополнит недостающее.
  2. Образы-представления – это образная информация, которая хранится в нашей памяти. И при сохранении образы становятся еще менее точными, так как не слишком значимые и важные детали утрачиваются или забываются.
  3. Образы-воображения являются результатом деятельности одного из самых таинственных познавательных процессов. С помощью воображения мы можем воссоздать по описанию или придумать образ никогда не виденного существа или объекта. Однако и эти образы связаны с реальностью, так как являются результатом переработки и комбинирования хранящейся в памяти информации.

Все три вида образов активно участвуют в познавательной деятельности, даже если речь идет об абстрактно-логическом мышлении. Без этого вида информации невозможно ни решение задач, ни творчество.

Специфика образного мышления

Образное мышление – более высокая ступень мыслительной деятельности, но оно тоже не слишком нуждается в словах. Ведь даже такие абстрактные понятия, как «любовь», «ненависть», «верность», «обида» мы можем осмыслить через образы и чувства.

У ребенка образное мышление начинает формироваться где-то в 3 года, а пиком его развития считают 5-7 лет. Недаром это время называют возрастом фантазеров и художников. На данном периоде развития дети уже хорошо владеют речевой деятельностью, но слова совсем не мешают образам, они дополняют и уточняют их.

Считается, что язык образов сложнее языка слов, потому что образов намного больше, они разнообразны, окрашены многочисленными оттенками чувств. Поэтому слов для обозначения всех образов, участвующих в нашем мышлении, не хватает.

Образное мышление является основой высшего познавательного процесса – творчества. Оно присуще не только художникам, поэтам, музыкантам, но и всем тем, кто имеет высокий уровень креативности и любит изобретать новое. Но у основной массы людей наглядно-образное мышление отходит на второй план, уступая первенство абстрактно-логическому мышлению.

Абстрактно-логическое мышление

Этот вид мышления считается высшим, ему специально обучают детей в школе, и нередко уровень его развития отождествляется с интеллектом.

Хоть это и не совсем правильно, потому что без участия образного мышления с помощью только логического можно решать лишь элементарные задачи – пусть и сложные, но имеющие одно единственно верное решение.

Таких задач много в математике, а вот в реальной жизни они встречаются нечасто.

Но абстрактно-логическое мышление ценно еще и тем, что позволяет оперировать абстрактными понятиями, не имеющими опоры на реальные образы, такими, например, как функция, дифференциал, справедливость, совесть, объем, длина и т. д.

Инструменты логического мышления

Этот вид мышления тесно связан с речевой деятельностью, поэтому предпосылки для его развития появляются у детей, когда они полностью овладели речью. В качестве инструментов логического мышления выступают слова и словесные конструкции – предложения. Само название этого вида мышления происходит не столько от слова «логика», сколько от греческого «логос» — слово, понятие, мысль.

Слова в абстрактно-логическом мышлении заменяют образы, действия, чувства. Это позволяет мыслить отвлечено, абстрактно, вне связи с конкретной ситуацией или объектом. Животные, даже высшие, не наделенные способностью к речевой деятельности, такой возможности лишены.

Процесс абстрактно-логического мышления иногда называют внутренней речью, так как он протекает в словесной форме.

Причем, если размышления (внутренняя речь) не приносят успеха в решении проблемы или осмыслении вопроса, то психологи рекомендуют переходить на внешнюю речь, то есть на рассуждения вслух.

В этом случае человек уже не будет отвлекаться на случайно и спонтанно возникающие образы и ассоциации.

Особенности абстрактно-логического мышления

Мы говорили, что образное мышление объемно, многопланово и позволяет видеть ситуацию или проблему в целом, масштабно.

В отличие от него, абстрактно-логическое мышление дискретно, так как состоит из отдельных кирпичиков, элементов. Такими кирпичиками и являются слова и предложения.

Использование слов позволяет организовать мышление, упорядочить его. Такая организация делает смутные, расплывчатые мысли более четкими, ясными.

А еще логическое мышление линейно, оно подчинено законам алгоритма, которые требуют последовательно переходить от одной мыслительной операции к другой. Самое главное для него – последовательное выстраивание рассуждений.

Развитие абстрактно-логического мышления

Подобный способ мышления может вызывать затруднения, когда мысли начинают путаться, словно разбегаться в разные стороны, или мельтешить как комары летним вечером. Не успевает человек серьезно продумать одну мысль, а ее сменяет следующая, причем часто не связанная с основной проблемой.

Или осеняет гениальная идея, вспыхивает на мгновение и улетает прочь, чтобы затеряться в лабиринте извилин. И так жалко бывает, ведь мысль-то неплохая, дельная! Только ведь не поймать ее уже. Эта бестолковая «ловля мыслей» раздражает, утомляет и вызывает желание махнуть рукой на эти хаотичные мысли и поискать готовое решение в интернете.

Читайте также:  Психологическая защита - психология

Причина подобных затруднений проста – отсутствие навыка мыслительной деятельности. Мышление, как и любая другая деятельность, нуждается в постоянных тренировках.

Знаете поговорку: «Кто ясно мыслит, тот ясно говорит»? Этот закон можно прочитать наоборот. Логическое мышление требует хорошо развитой, четкой, упорядоченной речи. Но этого недостаточно.

Если образное мышление спонтанно, стихийно, интуитивно и зависит от вдохновения, то упорядоченное логическое подчиняется строгим законам, которые были сформулированы еще в эпоху Античности более 2 тысяч лет назад. Тогда же возникла и особая наука, изучающая законы мышления – логика.

Знание законов и правил мыслительной деятельности – обязательное условие овладения логическим мышлением.

И хоть этот вид мышления считается высшим, но ограничиваться им не стоит. Это не панацея и не уникальный многофункциональный инструмент. Наиболее эффективно вставшую перед нами проблему можно решить, подключая образное мышление.

Творческое мышление

Есть и еще один вид, который стоит несколько особняком. Изучать его начали сравнительно недавно, но исследования уже доказали принципиальную значимость этого вида мышления не только для полноценной жизни человека, но и для развития человеческой цивилизации. Это творческое мышление. Но о нем стоит поговорить отдельно.

Источник: https://psychologist.tips/195-vidy-myshleniya-v-psihologii.html

Мышление: виды и типы в психологии

Мышление: виды и типы в психологии

Большую часть времени мозг человека проводит над процессом переработки информации. Она поступает в него путем различных ощущений, мыслей, образов и переживаний. Эти условия характеризуют и формируют образ человеческого мышления.

Характерные черты, которыми личность наделяет те или иные явления напрямую зависят от особенностей восприятия. В свой черед, личностной апперцепции всех осязаемых процессов способствуют виды мышления, также имеющие свои определенные качества.

В психологии установились такие центральные виды мышления:

  • наглядно-действенное;
  • наглядно-образное;
  • словесно-логическое.

Подобное разделение основных видов обосновано генетическим принципом. Оно выражает последовательность формирования мыслительного процесса путем практики и взаимодействия индивида с окружающим миром.

Подробная классификация видов и их различия ↑

Критериями каждого вида являются особые формы познания объекта через обстоятельства, а также конкретные способы восприятия и установления отношения ситуации к действительности.

Главные виды мышления в психологии, основные различия:

  • наглядно-действенный – для конкретного мыслительного процесса характерно восприятие видимого, ощущаемого объекта. Начинает формироваться в соответствии с развитием практической деятельности человека, при непосредственном контакте с предметом.
  • наглядно-образный – опирается на существующие представления и мысли. Развивается в дошкольном возрасте. В этот период снижается необходимость тактильного контакта с объектом. Однако в силу вступает потребность четкой оценки и иллюстративного осязания предмета. Так, этот тип мышления определяется наглядными образами, однако понятия о них еще не доступны.
  • словесно-логический – выполняется в соотношении качества логических структур и их взаимодействия с понятиями. Оно предполагает поиск обоснованности ситуаций и явлений, их закономерных связей. Этот вид мышления является поздней фазой человеческого развития и формируется уже в школьном возрасте. Базируется на основе чувственного и практического опыта. Конкретный процесс дополняет другие виды мышления, оперирует чистыми понятиями лишая их образности.

Однако, все типы тождественны в одном – они охватывают процесс, исключительно необходимый при разрешении существующих задач.

Дополнительными типами мышления служат также:

  • теоретический – разрабатывает концепции, отвечает за установление основных законов познания;
  • практический – занимается выработкой плана действий, проверяет теоретическую базу;
  • реалистический – нацеленность на внешний мир.

В психологии эти типы используются для разрешения задач, ориентируясь на характер самой проблемы.

Доказано. Материалами экспериментальных исследований в психологии установлено, что три типа вышеописанных видов мышления существуют у зрелого человека неотделимо друг от друга и действуют совместно при решении задач различного рода.

Индивидуальное сознание: характер личности ↑

Интересно, что люди делятся на типы по характеру их мыслительных процессов. Так, существует интуитивный тип, в основе которого выражено господство эмоций над логическим сознанием. Здесь, правое полушарие мозга превалирует над левым.

Рационализм же свойственен людям мыслительного типа. Тут условием оценки становится логичность выводов.

Эти два типа не поддаются изменениям на протяжении жизни, иными словами – интуит не сможет стать логиком в полной мере, даже при развитии необходимых навыков.

В психологии отличия между интуитивным и аналитическим процессом мышления выделяют по трем признакам: временному, структурному и уровневому.

Аналитический тип:

  • развертывается по линии времени;
  • ясно и поэтапно выражен в человеческом сознании.

Интуитивный тип:

  • характерна скорость действия;
  • наблюдается минимальная осознанность его участия.

В целом, нельзя найти более личностной вещи, чем мышление. Хотя в психологии принято выделять лишь основные виды, легко предположить, что их количество распространяется на каждый индивидуальный тип характера. Потому, например, путем новых исследований выдвигаются теории о личностных подтипах.

Вот примеры некоторых подтипов мышления:

  • женский и мужской типы. Чаще всего для описания мышления в целом в психологии используется понятие именно мужского вида. Так происходит благодаря тому, что мужской разум имеет большую склонность к объективной оценке происходящего. В этом контексте, мужчин можно назвать логиками, в то время как женщинам отводится статус интуитивных личностей;
  • негативизм и позитивизм. Негативная мыслительная деятельность насыщена отрицаниями и оперирует ими при любом удобном случае. Позитивизм же мало склонен к возражениям и критике;
  • нестандартное мышление. Постоянный поиск. Ввиду чего, личность подверженная такому типу может казаться не определившейся по жизни. Однако подобному образу понимания действительности можно научиться методом решения специальных задач-загадок.

Виды мышления действуют сообща. Стоит отметить, что само мышление, как таковое, независимо от его типа имеет общие причины. Для того чтобы запустить мыслительный процесс важны мотивы и потребности личности. Также виды мышления могут определяться ее целями и интересами.

То есть человеческое стремление к постоянному развитию интеллекта основным образом активизирует любые виды мышления, в большей или меньшей степени.

Этим можно заключить, что прибегнув к определенным моделям развивающих техник личность способна заполнить пробелы в проблемных зонах, направлено регулируя и совершенствуя мышление нужного типа.

Чтение укрепляет нейронные связи:

doctormozgid.ru

Источник: http://mozgid.ru/myshlenie/myshlenie-vidy-i-tipy-v-psixologii.html

Мышление

МышлениеОбщее понятие о мышлении

В процессе мышления человек отражает объективный мир иначе, чем в процессах восприятия и воображения. В восприятиях и представлениях внешние явления отражаются так …

Физиологические основы мышления

С физиологической стороны процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга. В осуществлении процессов мышления принимает участие вся кора…

Виды понятий

Принято делить понятия на несколько видов по характеру отражаемых в них связей и отношений и по признаку общности понятия…

Суждение

Суждение всегда представляет собой мысль о связи явлений, например: «бытие определяет сознание», «студент сдал зачет» и т. д…

Основные виды мыслительных операций

Понятия и суждения являются такими формами отражения действительности, которые получаются в результате сложной умственной деятельности, состоящей из ряда следующих мыслительных операций…

Умозаключение

В ряде случаев истинность или ложность суждений устанавливается в результате непосредственного восприятия…

Классификация и систематизация

Классификацией называется подведение отдельных предметов или явлений — на основании присущих им общих признаков — под более общие понятия, обозначающие определенные классы тех или иных предметов или явлений…

Развитие мышления

Способность мышления, как отражения существующих между вещами связей и отношений, проявляется у человека в зачаточной форме уже в первые месяцы жизни…

Усвоение понятий

Понятия формируются в процессе исторического развития человеческого общества…

Понимание

Важное место в мыслительной деятельности занимает понимание, т. е. раскрытие существенного в предметах и явлениях действительности, в разных случаях носящее различный характер…

Решение мыслительных задач

Всякая мыслительная деятельность, как было сказано, есть решение задачи, заключающей в себе вопрос, ответ на который находится не сразу и не непосредственно…

Качества ума

Подчиняясь общим закономерностям, мышление у разных людей протекает неодинаково…

Развитие мышления у детей

Возникновение мышления неразрывно связано с практической деятельностью. Впервые мыслительная деятельность находит свое выражение во внешних, предметных действиях ребенка…

Теории мышления

Вопрос о том, что такое мышление и какую роль оно играет в познании и деятельности человека, интересовало человечество издавна…

Мышление как деятельность

Мышление всегда предполагает изменение содержания для того, чтобы сделать его понятным, доступным для полного и глубокого восприятия субъектом…

Виды мышления

Разнообразие типов мыслительных задач обуславливает разнообразие не только механизмов, способов, но и видов мышления…

Понятие о интеллекте

В анализе мышления трудно обойтись без понятий «интеллект» и «интеллектуальные способности»…

Источник: http://psyznaiyka.net/michlenie.html

15.1. Понятие мышления

15.1. Понятие мышления

Мышление изучает не только психология. Основной вопрос философии формулируют как вопрос об отношении мышление относительно бытия.

Сам термин «мышление» используют в философской литературе в очень широком смысле, иногда как синоним сознания, иногда в качестве синонима «духа», т.е. психики.

Философию интересуют очень простые вопросы: что первично — материя или мышления (ответ на этот вопрос разделяет материалистов и идеалистов), можно ли познать мир с помощью мышления, если можно, то как происходит такое познание?

При разграничении сфер влияния философии и психологии главным, очевидно, является вопрос о том, чье мышление является объектом исследований.

Для философии мышления возникает прежде всего как общественно-исторический процесс, как историческое развитие познавательных возможностей человечества, как родовое мышления человечества, а в конкретно-психологическом аспекте акцент ставят на мышлении конкретных людей, конечно, вызванного историческим развитием.

Философию (теория познания) в первую очередь интересует конечный продукт познавательной работы человека (можно ли мышление рассматривать как отражение внешнего мира?)

А психологию интересует сам процесс порождения и сохранения продуктов познавательной работы.

Психологическая наука в процессе своего исторического развития постепенно отделялась от философии, поэтому не случайно, что в поле зрения психологов прежде всего попали те виды мышления, которые изначально привлекали внимание философов. Это теоретическое, міркувальне мышления.

Один из выдающихся философов Г. Декарт выдвинул формулу «Я мыслю, следовательно, я существую». Если оставить в стороне философский смысл формулы и рассматривать его только в конкретно-психологическом аспекте, то становится понятным, что эта формула очевидно выдвигает мышления на первый план в психическом жизни человека, считая мышления признаком существования человека.

И вполне справедливо: ничто так не убедительно доказывает существование человека, как акт мышления.

Существенным является вопрос о дифференциации формально-логического и психологического аспектов в исследованиях мышления. Объектом формально-логического исследования являются основные «формы» мышления: понятия, суждения, умозаключения. Выделение этих форм, их систематизация и классификация — важная задача формально-логического исследования мышления.

В отличие от психологии, логика имеет дело прежде всего с продуктами индивидуальной работы, поскольку ее интересует правильное, истинное мышление. Психология же изучает, как реально осуществляется мышление, которое не обязательно является правильным.

Психолога интересуют не только те ситуации, когда человек адекватно воспроизводит в своем мышлении реальные особенности объекта, который изучается, но и те случаи, когда объекта приписывают определенные качества, которых он реально не имеет. Более того, психология изучает нарушено, искаженное мышление, которое возникает при определенных заболеваниях.

Анализ мышления входит в компетенцию таких отраслей психологической науки, как нейропсихология, патопсихология.

Понятие «ошибка» вообще трудно применять к характеристике поиска решения задачи: то, что является «ошибочным» с точки зрения конечного этапа, выполняет часто очень полезную подготовительную функцию.

С философским аспектом мышления тесно связан социологический, который ориентирован на изучение исторического развития процессов познания в зависимости от социальной структуры различных обществ.

Предмет психологии мышления размещен будто на пересечении двух отраслей: той, что относится к компетенции психологического изучения, и той, которая составляет предмет комплексных исследований мышления.

С этим связана сложность выделения предмета психологии мышления, поскольку оно четко не отграниченное от других психологических явлений, а психологический подход к его изучению тесно переплетается с подходами других наук. Возникает вопрос, с чем, собственно говоря, имеют дело психологи, когда они изучают «мышление».

Эта реальность не является однородной, поскольку существуют различные виды мышления, а также различия в подходах к его определения, которые реализуют различные науками.

Мышления, особенно в XX в., интенсивно изучают и в пределах естественных наук. Физиология высшей нервной деятельности изучает динамику нервных процессов, с помощью которых реализуются акты человеческого мышления. Мышление также является результатом деятельности мозга.

Эти мозговые субстраты, мозговые механизмы физиология изучает мышление. В физиологии высшей нервной деятельности образовался специальный раздел, наиболее тесно связан с проблематикой психологии мышления. Это — учение о две сигнальные системы.

Читайте также:  Мужчина стремится возбудиться - психология

Физиологов интересует прежде всего динамика нервных процессов, обеспечивающих реализацию функций мышления. Психолог может абстрагироваться от этой динамики и изучать строение самой мыслительной деятельности, ее динамику, условия возникновения, условия нарушения и т.п.

, это относительно автономное задачи.

Состав понятий, которыми оперирует мышления конкретного человека, не определяется свойствами ее нервных процессов. Собственно он определяется условиями усвоения этих категорий, условиями деятельности, жизни человека, различиями в культуре.

Итак, на одном и том же нервном субстрате, условно говоря, могут разыгрываться совершенно разные психологические процессы мышления. Именно поэтому психологический анализ в отношении независимый от физиологического анализа.

В последние десятилетия мышления интенсивно изучали и продолжают изучать в кибернетике, в пределах которой сложились различные отрасли, среди которых наибольший интерес представляет та, которую называют «искусственным интеллектом».

Кибернетика рассматривает мышление человека как информационный процесс, фиксирует то общее, что есть в работе электронно-вычислительных машин и в мышлении человека.

А психологию прежде всего интересует специфика человеческого мышления, его отличия от информационных процессов, которые реализуются через современные технические устройства.

Взаимодействие психологии и «искусственного интеллекта» существенно изменила содержание психологии мышления.

Отражая действительность, на чувственном уровне, человек получает разнообразную информацию о внешние свойства и признаки предметов, которые фиксируются в ее сознании в гамме звуковых, пространственных, временных, вкусовых, осязательных и других образов.

Но исчерпывающие знания о неощутимы, но существенные свойства и признаки предметов действительности человек получает с помощью мышления.

МЫШЛЕНИЕ — это процесс опосредованного и обобщенного отражения человеком предметов и явлений в их существенных связях и отношениях.

Особенности мыслительного отражения действительности являются такими:

  • мышления выражается в опосредованном характере мыслительного отражение действительности. Опосредование могут иметь различную степень сложности в зависимости от особенностей познавательного задачи и предмета познания;
  • мышление отражает существенные признаки, выражающие сущность предметов и явлений, их причинно-как следствие зависимости;
  • мышление имеет обобщенный характер отражения.

С помощью мышления человек познает существенные признаки, которые оказываются общими для схожим в том или ином аспекте предметов, и осмысливает их обобщенно, оперируя понятиями.

Мышление человека неразрывно связано с языком, который является орудием формирования и способом существования мысли, поскольку в слове закрепляется накопленный познавательный опыт, который человек при необходимости использует.

Практика служит источником мыслительной деятельности. Мышление порождается потребностями человеческой практики и развивается в процессе поиска путей их удовлетворения.

Значение мышления в жизни человека заключается в том, что оно дает возможность:

  • научного познания мира;
  • предвидение и прогнозирование развития событий;
  • практического овладения закономерностями действительности, постановки их на службу своим потребностям и интересам.

Мышление является основанием сознательной деятельности личности, формированиями ее умственных и других свойств. Уровень его развития определяет, в какой степени человек способен ориентироваться в окружающем мире, как она овладевает обстоятельства и себя.

Мышление каждого человека развивается и формируется в процессе его собственной активной познавательной деятельности, его содержание и характер всегда обусловлены общим уровнем познания, которого достигло общество на определенном этапе своего развития. Это дает основания рассматривать мышление как продукт общественно-исторического развития.

Общественная природа мышления проявляется также и в потребностях общества, в характере тех познавательных задач, на решение которых оно направлено.

Источник: https://banauka.ru/782.html

Теория мышления в психологии

Теория мышления в психологии

Теории мышления в психологии. Типы теорий мышления. Ассоциативная теория мышления. Предстаатение о мышлении в бихевиоризме и гештальтпси-хологии.

Логическая теория мышления, включающая операции анализа, обобщения, сравнения и классификации (С.Л.Рубинштейн). Мышление как рефлексия, созерцание и решение задач. Деятельностная теория мышления (А.Н.Леонтьев, П.Я.

Гальперин, В.В.Давыдов, О.К.Тихомиров). Информационно-кибернетическая теория мышления.

Психология мышления стала специально разрабатываться лишь в XX в.

Господствовавшая до этого времени ассоциативная психология исходила из того положения, что всœе психические процессы протекают по законам ассоциации и всœе образования сознания состоят из элементарных чувственных представлений, объединœенных посредством ассоциаций в более или менее сложные комплексы. Представители ассоциативной психологии не видели в связи с этим крайне важно сти в специальном исследовании мышления: они по существу конструировали его из предпосылок своей теории. Понятие отожествлялось с представлением и трактовалось как ассоциативно связанная совокупность признаков: суждение – как ассоциация представлений; умозаключение – как ассоциация двух суждений, служащих его посылками, с третьим, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ выводится из него. Эта концепция идет от Д.Юма. Еще в конце XIX в. она была господствующей.

Ассоциативная теория сводит содержание мысли к чувственным элементам ощущений, а закономерности его протекания – к ассоциативным законам. Оба эти положения несостоятельны.

Мышление имеет свое качественно специфическое содержание и свои качественные специфические закономерности протекания.

Специфическое содержание мышления выражается в понятиях; понятие же никак не должна быть сведено к простой совокупности ассоциативно связанных ощущений или представлений.

Точно так же и закономерности протекания мыслительного процесса не сводимы к ассоциативным связям и законам, определяющим протекание ассоциативных процессов (законы ассоциации по смежности в пространстве и во времени).

Первое существеннейшее отличие мыслительного процесса от процесса ассоциативного состоит по сути в том, что течение мыслительного процесса регулируется более или менее адекватно отраженными в сознании связями своего предметного содержания; ассоциативный же процесс определяется сплошь и рядом неосознанными связями по смежности в пространстве и во времени между полученными данным субъектом более или менее случайными субъективными впечатлениями. У каждого субъекта они устанавливаются исходя из того, в каких соединœениях данные впечатления были им восприняты и независимо от того, насколько существенны эти связи для самих предметов. По этой причине ассоциативные связи являются сравнительно еще несовершенной ступенью познания. В них лишь в общем и целом отражаются существенные связи, в каждом же отдельном случае ассоциация может иметь случайный характер.

В ассоциативном процессе связи и отношения, объективно определяющие течение процесса, не осознаются самим субъектом как связи его предметного содержания.

По этой причине содержание процесса субъективно в познавательном отношении, и вместе с тем его течение автоматично, независимо от субъекта; субъект не регулирует его течения.

При ассоциативном процессе протекает ряд субъективных представлений, независимых от субъекта; ассоциативный процесс лишен целœенаправленности.

Каждое представление может по ассоциации вызвать любое из представлений, с которыми оно при своем появлении находилось в пространственной или временной смежности, а таких представлений обычно бывает множество. Каждое из могущих быть ассоциативно вызванных представлений в свою очередь является стартовой позицией разбегающихся в разные стороны ассоциаций.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, основанная на ассоциации связь между исходным представлением и последующим не однозначна: процесс лишен направленности, в нем нет регулирующей его организованности.

Так, к примеру, протекают у нас обрывки мыслей, случайно всплывая и разбегаясь сейчас же в разные стороны, когда, выключившись из мыслительной работы, требующей сосредоточенной направленности и собранности на одном предмете, на разрешаемой нами задаче, мы, утомленные, предоставляем нашим «мыслям» блуждать и расплываться в случайных грезах; но и в этих грезах больше направленности, чем в простой цепи ассоциаций. В мыслительном же процессе действием этого механизма ассоциаций можно было бы скорее объяснить те случаи «рассеянности», когда в последовательный ход мыслительных операций вдруг врывается по случайной ассоциации всплывший образ, отклоняющий мысль от ее пути, от нормального, упорядоченного течения мыслительных операций.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, характеры протекания элементарного ассоциативного процесса и высшего мыслительного процесса так существенно различны, что сведение второго к первому совершенно неправомерно.

Для того чтобы объяснить направленный характер мыслительного процесса, не отказываясь от исходных предпосылок ассоциативной теории, согласно которой всœе мыслительные процессы носят репродуктивный характер, воспроизводящий содержание чувственных данных, сторонники этой теории наряду с ассоциацией, пытались использовать еще персеверацию(Г.Э.Мюллер).

Персеверация выражается в тенденции представлений удерживаться, каждый раз вновь проникая в течение наших представлений. Так, порой навязчиво, преследует человека какой-либо мотив. Крайнюю патологическую форму персеверации представляют так называемые навязчивые идеи.

Попытка использовать персеверативные тенденции для объяснения направленности мышления нашла себе яркое выражение в формуле Г.Эббингауза: «Упорядоченное мышление – это, можно сказать, нечто среднее между скачкой идей и навязчивыми представлениями».

Мышление, таким образом, представляется в виде равнодействующей двух патологических состояний – яркое доказательство резкого несоответствия природы мышления предпосылкам этой теории, на базе которой приходится таким образом его объяснить.

Сведению логического к чувственному, проводимому сенсуалистической ассоциативной психологией, вюрцбургская школа, сделавшая разработку психологии мышления своей основной задачей, противопоставила рационалистический, идеалистический отрыв логического от чувственного.

Представители вюрцбургской школы, положившие наряду с А.Бинœе во Франции начало систематическому изучению психологии мышления, прежде всœего выдвинули – в противовес сенсуализму ассоциативной психологии – то положение, что мышление имеет свое специфическое содержание, несводимое к наглядно-образному содержанию ощущений и восприятия.

Но правильное положение о несводимости мышления к наглядному чувственному содержанию соединилось у них с ложным отрывом одного от другого: «чистой» чувственности было противопоставлено «чистое» мышление; между ними установлена только внешняя противоположность, без единства.

В результате вюрцбургская школа пришла к неправильному пониманию соотношения мышления и чувственного созерцания.

В противовес субъективизму ассоциативной психологии, для которой мыслительный процесс сводится к простой ассоциации субъективных представлений, вюрцбургская школа, опираясь на идущее от Ф.Брентано и Э.Гуссерля понятие интенции, выдвинула положение о предметной направленности мысли и подчеркнула роль предмета в мыслительном процессе.

Но в силу того, что в соответствии с той идеалистической философией, из которой исходила вюрцбургская школа, мышление было внешне противопоставлено всœему чувственному содержанию действительности, направленность мышления на предмет (интенция)превратилась в чистый акт (своеобразный actus purus схоластической философии), в мистическую активность вне всякого содержания. Эта чистая мысль соотносится с идеальными объектами, само идейное содержание которых оказывается трансцендентным мышлению. Правильное положение о внутренней соотнесенности мышления с независимым от него предметом превратилось в ложную метафизическую концепцию о чистой бессодержательной активности, которой противостоят трансцендентные идеи.

В противовес механицизму ассоциативной теории, сводившей мыслительные процессы к внешнему механическому сцеплению представлений, представители вюрцбургской школы подчеркнули упорядоченный, направленный характер мышления и выявили значение задачи в мыслительном процессе.

Но механистической трактовке мышления представителœей ассоциативной психологии в вюрцбургской школе была противопоставлена явно телœеологическая концепция детерминирующих тенденций (Н.Ах), которые, исходя из подлежащей решению задачи, направляют ассоциативные процессы к надлежащей цели.

Вместо того чтобы раскрыть существенные внутренние особенности мышления, которые делают его пригодным для решения задач, неразрешимых механическим ассоциативным процессом, задаче приписывают способность к самореализации.

Стремясь преодолеть данный телœеологизм и дать действительное объяснение течению мыслительного процесса, О.

Зельц в своем исследовании мышления выдвинул то правильное положение, что продуктивное мышление не состоит из констелляции отдельных представлений, движимых различными тенденциями – репродуктивными и детерминирующими, – а состоит в функционировании специфических операций, которые служат методами, направленными на разрешение определœенных задач. Течение мыслительного процесса определяется соотношением между задачей или установкой на ее разрешение и теми интеллектуальными операциями, которые она актуализует. При этом в определœении этого основного соотношения Зельц возвращается на чисто механические позиции: установка на разрешение задачи признается раздражителœем, который запускает соответствующие операции как реакции. Мышление, таким образом, оказывается «системой рефлексоидальных соединœений», которые по структуре сродни сложным рефлексам (цепным рефлексам). Показав сначала, что мыслительный акт — ϶ᴛᴏ операция, несводимая к механическому сцеплению ассоциаций, Зельц сами операции сцепил совершенно неадекватными природе мышления рефлексоидальными отношениями, такими же внешними и механическими, как связи ассоциативные.

За время своего существования вюрцбургская школа проделала значительную эволюцию. Начав с утверждений о безобразном характере мышления (О.Кюльпе, X.Дж.Уатт, К.Бюлер в ранних своих работах), представители вюрцбургской школы (тот же К.Бюлер в позднейших своих работах, О.

Зельц) затем очень рельефно выявили и даже специально подчеркнули роль наглядных компонентов в процессе мышления.

При этом наглядность была при этом насквозь интеллектуализована, наглядные представления были превращены в лишенные самостоятельной чувственной основы пластичные орудия мышления; таким образом, принцип интеллектуализации реализовался в новых формах.

Аналогичная эволюция произошла и во взглядах вюрцбургской школы на взаимоотношение мышления и речи. Вначале (у О.Кюльпе, к примеру) мышление рассматривалось вовне, будучи уже готовым, независимым от нее. Далее мышление и образование понятий (Н.

Ах) было превращено в результате введения формально понимаемого речевого знака в решение задачи. Эта последняя позиция, превращающая бессмысленный знак в демиурга мышления, была при всœей ее видимой противоположности по существу лишь оборотной стороной всœе той же первоначальной позиции, разрывающей мышление и речь.

Читайте также:  Эго-психология - психология

Оттолкнувшись от критики психологии мышления О.Зельца, К.

Коффка попытался наметить теорию мышления с позицийгештальтпсихологии: в противоположность представителям вюрцбургской школы, доказывавшим, что отношения составляют существенное содержание мышления, несводимое к наглядному содержанию тех членов, между которыми они устанавливаются (А.Грюнбаум), Коффка хочет безостаточно свести отношения к структурности наглядного содержания.

Основное положение его теории мышления состоит по сути в том, что мышление — ϶ᴛᴏ не оперирование отношениями, а преобразование структуры наглядных ситуаций.

Исходная ситуация, в которой возникает проблема, — ϶ᴛᴏ в своем наглядном содержании неуравновешенное феноменальное поле, в котором имеются как бы незаполненные места.

Вследствие этого в проблемной ситуации создается напряжение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ вызывает переход данной неустойчивой наглядной ситуации в другую. Посредством последовательного ряда таких переходов происходит преобразование (Umzentrierung по Вертхаймеру), ᴛ.ᴇ.

изменение структуры, исходного наглядного содержания, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ и приводит к решению задачи. Задача оказывается решенной попросту в результате того, что мы под конец по-иному, чем вначале, непосредственно видим содержание исходной ситуации.

В противовес психологии мышления вюрцбургской школы, которая оторвала мышление от чувственного созерцания, Коффка попытался, таким образом, осуществить на базе принципа структуры то же сведение мышления к наглядному содержанию, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ на базе учения об ассоциациях отстаивала ассоциативная психология. Эта попытка игнорирует специфику мышления.

Коффка подчеркивает, что в противовес идеалистической теории вюрцбуржцев, согласно которой мышление состоит из операций субъекта͵ его теория целиком переносит весь процесс мышления из субъекта в «феноменальный объект».

Это по существу механистическое поглощение субъекта объектом; оно носит вместе с тем и ярко субъективистский характер, поскольку объект, в который перенесен весь процесс мышления, — ϶ᴛᴏ «феноменальный объект», ᴛ.ᴇ. наглядное содержание сознания. Не учтена отнесенность этого содержания к независимому от него предмету.

Так, Коффка считает неправильным истолковывать опыты А.Грюнбаума, показавшего, что можно воспринять две разные фигуры, не осознав их равенства (и осознать равенство двух фигур, не осознав в точности, какие это фигуры), таким образом, что мы сначала воспринимаем две фигуры без осознания их равенства, а затем сознаем равенство тех же фигур.

С его точки зрения, попросту мы сначала восприняли две фигуры, а затем две равные фигуры; нам были даны не одни и те же предметы и отношения между ними, а сами предметы были в первом и втором случае различны.

Предмет в данном случае явно отожествляется с изменяющимся от случая к случаю наглядным содержанием сознания, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ само по себе безотносительно к его тожественной предметной отнесенности. Между тем тожество предметной отнесенности при различном наглядном содержании составляет существенную предпосылку мышления; без нее мышление невозможно.

В самом делœе, тот переход одного «феноменального поля», одной наглядной ситуации в другую, к которому Коффка хочет свести процесс мышления, никак не может привести к решению задачи, возникшей в первой ситуации; для этого недостаточно замены исходной ситуации конечной ситуацией.

Для того чтобы последняя ситуация могла стать решением той задачи, которая возникла в первой ситуации, крайне важно , чтобы содержание последней ситуации было соотнесено с первой и содержание обеих отнесено к одним и тем же предметам. Только при этих условиях, которые Коффка отверг, решение могло бы быть осознано как решение.

О том же процессе перехода от одной наглядной ситуации к другой, о котором говорит Коффка, можно сказать, что мы, перейдя от исходной проблемной ситуации к последующей, в лучшем случае ушли от задачи и только избавились от нее, но никак не то, что мы ее разрешили. Двойное сведение и предмета и операции субъекта к структуре непосредственно данного содержания сознания упраздняет основные предпосылки мыслительного акта. Мышление так же несводимо к преобразованию феноменальных структур, как и к ассоциации представлений.

Источник: http://referatwork.ru/category/psikhologiya/view/379046_teoriya_myshleniya_v_psihologii

Основные виды мышления в психологии

Основные виды мышления в психологии

Восприятие

Мышление представляет собой психический познавательный процесс, который дает возможность активно познавать окружающую действительность.

24 июня 2017

6 969 0

Мышление представляет собой психический познавательный процесс, который дает возможность активно познавать окружающую действительность. В повседневной жизни человек пользуется мышлением постоянно.

Иногда мыслительные образы делаются настолько привычными, что мы попросту не замечаем происходящего внутреннего диалога. На самом деле процесс происходит постоянно.

Основные формы и виды мышления представлены в данной статье.

Формы мышления

В психологии принято выделять некоторые формы мышления. Они знакомы каждому человеку, но на них все же необходимо обратить пристальное внимание.

Умозаключение

Умозаключение представляет собой форму мышления, при которой индивид приходит к логическому выводу путем долгих раздумий над каким-либо вопросом. Чтобы прийти к определенному мнению, нужно уметь сравнивать информацию, анализировать ее.

Нередко люди делают умозаключения, толком не разобравшись в проблеме, а основываясь на своих собственных субъективных ощущениях. Этого делать категорически не рекомендуется. Такой подход способен сбить с толку, повлечь за собой нежелательные последствия.

Умозаключение заставляет человека думать, размышлять над происходящими событиями в своей жизни. Оно не дает ему расслабиться и опустить руки в сложных ситуациях. Не следует забывать, что из любой ситуации всегда найдется выход и нужно только хорошенько его поискать.

Ведь не бывает такого, чтобы человек долгое время хотел найти решение, а его не существовало. Необходимо научиться мыслить с ясной головой, не вводя ни себя, ни других в заблуждение.

Суждение

Суждение в психологии представляет собой такую форму мышления, при которой субъект мысленно или вслух (в беседе с собеседником) размышляет об интересующих его явлениях или предмете. Суждение как форма мышления часто помогает приводить значимые аргументы в споре. Иногда доказать что-то своему оппоненту кажется практически невозможно.

Однако стоит только начать оперировать весомыми суждениями, как основной спор оказывается решенным. Данная форма мышления ориентирована, прежде всего, на поиск существующих альтернатив и устранение непонимания между людьми. Иногда человек использует суждение как способ что-то осознать.

Он может находиться наедине с самим собой и при этом рассуждать, мысленно обращаясь к невидимому собеседнику.

Виды мышления

В психологии принято выделять несколько основных видов мышления. Они рассматриваются с точки зрения развития личности и ее  умения познавать окружающий мир. Чем выше уровень развития человека, тем более сложными видами мышления он пользуется в своей повседневной жизни.

Наглядно-действенное мышление

Этот вид мышления больше свойствен маленьким детям, которые еще не умеют говорить или только учатся это делать. Они внимательно наблюдают за действиями взрослых и пытаются повторять за ними.

Наглядно-действенное мышление позволяет обучаться новым навыкам, просто копируя увиденное и не внося никаких существенных изменений в свое поведение.

Принцип этого типа заключается в том, чтобы просто следовать примеру старшего и опытного человека. Чаще всего родитель обучает своего ребенка.

Предметно-действенное мышление

Данный тип предполагает, что человек не просто повторяет действия, которые ему показывают со стороны, а сам манипулирует определенным предметом.

В качестве объекта действия могут выступать игрушки, какие-то бытовые предметы или иные принадлежности. В большинстве случаев предметно-действенное мышление относится к детскому восприятию действительности.

В психологии часто используется понятие – совершать действие с объектом, манипулируя им по своему усмотрению.

Образное мышление

Образное мышление помогает лучше воспринимать объекты окружающей действительности. Произнося конкретные слова, каждый человек вкладывает в них определенный смысл. Это происходит благодаря сложившему образу в его голове. Данный вид мышления базируется на субъективном восприятии.

Здесь очень важно и то, чтобы люди, вступившие в диалог, правильно понимали друг друга. В противном случае каждый из них будет представлять что-то свое, слушая собеседника. Нередко на этой почве возникают реальные конфликты, а причина проста: люди просто вкладывают в произнесенные слова разный смысл и значение.

Образный тип заставляет человека думать, развивать воображение, постоянно учиться чему-то новому, особенно активно используется взрослыми людьми. Вкладывая в то или иное понятие определенный образ, стоит учитывать то обстоятельство, что собеседник может вас неправильно понять.

Вот почему необходимо стараться разъяснять некоторые моменты, особенно те, которые могут трактоваться двусмысленно. В психологии есть и другие формы и виды мышления, которые заслуживают внимательного изучения.

Словесно-логическое мышление

Словесно-логическое мышление способствует созданию чувства общности с другими людьми.  Взаимодействуя друг с другом, люди, прежде всего, опираются на логику и здравый смысл. От взрослого человека ожидаются последовательность изложения своих мыслей, аргументированность ответа и ясность в процессе разговора.

В беседе мы обычно произносим конкретные слова и надеемся быть понятыми собеседником. Мы делаем выводы, основываясь на каких-то суждениях, строим собственные предположения. И все это позволяет понять, к чему ведет непосредственно сам разговор.

Данный вид помогает исследователям приходить к логическим выводам в работе, поскольку они оперируют реальными фактами, а не вымышленными образами. Этот вид мышления, прежде всего, базируется на умении следовать логике и принимать ответственные решения. Словесно-логическое мышление используется в повседневной жизни постоянно.

Чтобы совершить какое-то действие, нужно порой прибегнуть к целому ряду рассуждений. Только в этом случае можно надеяться на то, что вы будете правильно поняты собеседником.

Творческое мышление

Этот вид мышления характерен для людей неординарных и талантливых. На самом деле далеко не каждый способен думать над всем, что его окружает, созерцать реальность, глубоко осмысливать происходящие с ним изменения.

Творческие профессии требуют от человека максимальной сосредоточенности на выполняемой задаче. Здесь недопустимо отвлекаться, необходимо полное погружение. Также важно уметь мыслить не просто конструктивно, а быть гибким, с готовностью принимать новые идеи, которые приходят в голову.

Интересность проектов, которыми занимается творческая личность, – обязательное условие для достижения успеха. Эта деятельность предполагает наложение на человека большой ответственности. Творческий человек отвечает, прежде всего, перед самим собой.

Необходимо научиться чувствовать материал, с которым работаешь, постоянно открывать в себе новые грани и возможности. Как известно, ресурсы человека далеко не бесконечны. Творческое мышление как вид деятельности способствует всестороннему развитию личности.

У человека, который имеет отношение к искусству, почти всегда заинтересованный взгляд и горящие глаза. Он находится во власти собственных чувств и умеет внимательно прислушиваться к собственным ощущениям.

Конструктивное и деструктивное мышление

В повседневной реальности очень важно умение мыслить конструктивно. Это значит, что личность сумеет найти правильный выход из самого затруднительного положения. Для этого требуется доверие к себе и окружающим людям, умение сосредоточиваться на настоящем моменте.

Конструктивный вид мышления предполагает, что личность обладает умением тщательно анализировать происходящие с ней изменения и всегда ищет наиболее достойный для себя вариант исхода ситуации.

Конструктивное мышление базируется на принятии ответственности на себя, желании разбираться в том, что происходит, полный отказ от критики и обвинений. Деструктивное, напротив, можно назвать очень ограниченным. Оно ограничивает человека в принятии решений, заставляет испытывать сомнение, тревогу, неконтролируемый страх.

Люди, у которых сформировалась привычка мыслить деструктивно, не понимают, что в действительности с ними происходит, не хотят вдаваться в подробности и не видят элементарных причинно-следственных связей.

Таким образом, в психологии существует несколько типов мышления. Все они необходимы человеку в повседневной жизни. Переход от более простого типа к сложному осуществляется соответственно настоящей ситуации.

Виды мышления тесно связаны с его формами и объединены с ними неразрывной логической цепочкой. Трудно представить одно без другого. Основные типы и формы мышления представляют собой единую целостность.

Задача человека заключается в том, чтобы стремиться развиваться, строить далеко идущие планы и реализовывать имеющиеся возможности.

Источник: http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/vospriyatie/vidy-myshleniya.html

Ссылка на основную публикацию