Надежда — психология

Архим. Андрей (Конанос). Психология надежды / Православие.Ru

Надежда - психология

У всего есть решение. Одно из решений наших проблем – искать молитв тех, о ком знаем, что они молятся и помолятся о нас. Это помощь нашей душе.

Потому что бывает много трудных моментов в нашей жизни, когда мы чувствуем, что почва под ногами у нас исчезает, как в жизни хананеянки, сказавшей Христу: «Погибаю! Дитя мое страдает!» (ср. Мф. 15, 22).

У кого-то болеет ребенок, у другого он умер, у третьего психологические проблемы, тот одержим, у этого депрессия – самые разные проблемы. И мы доходим до такого момента, когда кажется, что никакого выхода нет. Мы не находим решения и говорим: «Боже мой, подай мне какое-нибудь решение!»

И сейчас я говорю, что у всего есть решение. А какое оно? Не знаю, какое оно у каждого отдельно: у каждого это что-то разное.

Оно не такое, каким ты его себе представляешь, а такое, какое Бог тебе пошлет. Но я видел, что когда дойдешь до края пропасти или когда нащупаешь дно, то появляется какое-нибудь решение в твоей жизни.

Это исключено, чтобы Бог оставил тебя без помощи, пусть и в последний миг.

Но когда мы переживаем какую-нибудь трагедию, в минуту боли ты забываешь обо всем этом и думаешь, что твоя проблема огромна и неразрешима. Вот сегодня одна девушка прислала мне е-мейл, я не знаю, откуда она, – мне пишут разные люди, каждый со своими страданиями, я их читаю и говорю: «Боже, помоги им! Я не могу решить проблем этих людей, их не решить человеку!» И она мне сказала:

– Я схожу с ума, я плачу день и ночь.

Потом сказала, что семь месяцев не принимает лекарств, которые прописал ей врач. Я писал ей, чтобы она их пила. Но она говорит:

– Я не хочу принимать их, я хочу, чтобы мне Бог помог!

Я ей сказал:

– Но Бог говорит тебе, чтобы ты их принимала. Это ведь Бог, а не какое-нибудь зло, послал тебе врача. Значит, мы не можем не помогать себе классическими способами, которые дает нам жизнь. Сам Христос много раз говорил людям: «Идите к священникам» (ср. Мф. 8, 4; Лк. 5?,14; 17, 14). Идите к врачам своей эпохи, ищите у них помощи, они могут дать вам кое-что, ведь ты сам справиться не можешь.

Дело в том, что эта девушка, поскольку она мучается над своей проблемой, не может представить себе, что через какое-то время всё это пройдет.

Мы, люди, склонны преувеличивать свою боль, то есть то, что сегодня терзает тебя, ты думаешь, что оно будет терзать тебя еще 15 лет. Ты преувеличиваешь это и простираешь его до бесконечности. Вместо того чтобы сказать: «Сегодня у меня проблема. Ладно.

Но завтра, может, у меня ее уже не будет. Спустя годы, глядя на это издалека, я буду говорить: “Ну почему я была такой и так мучилась?”»

Да, мы тонем, и не всегда в ложке воды, иногда действительно в открытом море, но и преувеличиваем мы вещи тоже очень сильно.

Именно в нашем уме и кроется самая большая проблема, потому что оттуда и начинается всё, потому что проблема – это не сама проблема как таковая, а то, как ты на нее смотришь.

То есть как твой ум переводит это тебе в самом тебе. Это самое сильное мучение – мучиться душой и преувеличивать это.

– Когда дойдешь до последнего предела, то вскоре происходит чудо, – говорил один парализованный человек, – Бог меня не оставляет. Решение часто приходит, когда ты дойдешь до момента, когда дальше идти уже некуда. Тогда я говорю Богу: «Если Ты не сделаешь ничего, то я не смогу так жить дальше!»

И действительно происходило что-нибудь, и дела в его жизни менялись. Он менялся прежде всего душевно и смотрел на проблему более радостно, оптимистично, с надеждой и верой. Я сказал ему:

– Чтобы пришло решение какой-нибудь нашей проблемы, мы должны сначала поверить, что произойдет что-то хорошее. Если ты не ждешь этого с надеждой, то оно не придет. Некоторые люди «трубят отбой» в своем затруднении и отчаянии и делают окончательный вывод, что ничего в их жизни не изменится: всё, конец! А поскольку они поверили, что ничего не изменится, то ничего и не меняется.

Очень важно верить в перемену, в исцеление, чудо, в улучшение нашей жизни, нашего ребенка, супруга. То есть чтобы в душе у нас была надежда на то, что близится что-то лучшее, чем отчаяние и разочарование. Например, ты соборуешь кого-то – так не делай этого формально, а верь, что сейчас благодаря соборованию произойдет что-то очень важное в душе другого, а также в его теле.

Ведь мы начинаем искать решения без веры. Христос что спрашивал, прежде чем совершить чудо? «Веришь ли ты?» (ср. Ин. 11, 26.). То есть «веришь ли ты, что Я могу дать тебе радость, что могу дать тебе исцеление, что могу воскресить твоего ребенка?» Когда кто-нибудь говорил: «Верю!» – тогда происходило чудо, потому что вера значит – открыть душу, доверять, принимать в себя радость.

Это зависит и от того, как нас воспитали. Большинство из нас не особо верит, что мы заслуживаем того, чтобы возрадоваться. Мы в какой-то степени связали радость и счастье с наказанием. То есть когда мы сильно радуемся, то говорим: «Ой, это не к добру.

Мы сегодня столько смеялись, будем плакать!» Ждать, чтобы завтра произошел какой-нибудь инцидент, – да зачем он нужен, такой смех! То есть радоваться непозволительно, и как только ты обрадуешься, ты тут же ждешь, что получишь сейчас тапком по морде!

Страшно то, что мы научились вкладывать этот тапок в руку Бога! Мы думаем, что Бог, в сущности, не желает, чтобы ты радовался, Он хочет видеть, как ты плачешь, мучаешься, бичуешь себя, испытываешь вину, не находишь решения. Что Он смотрит на тебя так, как делают это некоторые детки, которые мучают насекомых и прокалывают им тельце, отрывают крылья, и мы думаем, что Богу приятно смотреть на нас, когда мы так же мучаемся.

Если у тебя такая психология и такой настрой, тогда ничего в твоей жизни измениться не может. Это очень важно – поверить, что решение – это нечто такое, чего мы заслуживаем и что Бог хочет дать нам в ответ на любые наши проблемы.

Мы не для того родились, чтобы плакать. Плач – он на какой-то момент, на пять минут, на пять дней. Он не на всю жизнь.

Ну ладно, поплачь, чтобы душа твоя примирилась с Богом, чтобы ты получил прощение, которое Христос подает тебе, чтобы ты принял Таинства прощения: Святое Причастие, Исповедь, – но ты ведь не можешь всю жизнь плакать и жаловаться.

Ведь что ты принял в себя? Того, Кто есть скорбь? Нет. Христос есть Радость. Он – Решение твоих проблем.

Следовательно, надо принять, поверить, что существует решение.

– Я не могу жениться, отче! Я не женюсь!

Если ты в это поверил, то ты и не женишься: решения не существует. Но если ты скажешь: «Я знаю, что Бог подаст мне решение через какое-то время, и я жду этого с надеждой!» С ожиданием.

Я сказал одной женщине:

– Верь, что тот, за кого ты выйдешь замуж, – как это и есть в действительности, – сейчас существует.

Потому что ей было 30 лет. Я ей сказал:

– Значит, он жив. Просто вы не встретились. Проживи в своем уме мечту, надежду, молитву. Что такое молитва? Разве она не это и есть? «Я молюсь» означает, что я всеми силами хочу, чтобы случилось то, чего я желаю для другого.

Итак, представь себе того, за кого ты выйдешь замуж.

– Но я его не знаю!

– Ничего, что не знаешь! Душа твоя знает, что кто-то готовится встретить тебя, и это будет.

Это ожидание, эта психология надежды подает практические решения в нашей жизни там, где мы этого не ожидаем.

Естественно, люди, которые постоянно жалуются, ропщут и смотрят на жизнь с отчаянием, не найдут решений: с ними произошло обратное – они пристрастились к ропоту, плачу, безысходности и не находят решений.

Потому что когда Бог подаст им какое-нибудь решение в жизни, они опять обратятся к своей прежней практике. Решаешь им одну проблему, а они говорят:

– Да-а-а, но… у меня есть и это!

Решаешь им и это:

– Да, но это не так, да, но…

Это люди, которые постоянно недовольны. Человек, который недоволен, не находит решений, не потому что они не существуют, а потому что он сам не готов открыть свою душу, чтобы принять их. У него в жизни имеется так называемое роптание.

Чтобы получить решение от Бога, очень важно быть настроенным на Христов дух и Его атмосферу. То есть Христос говорит о любви, смирении, прощении, молитве, милосердии и доброте.

Кто обитает в такой среде, которая в сущности есть среда Бога, тот сообразуется со Христом, и Он подаст ему решение.

Потому что когда ты сообразуешься с Богом, Который является Решением всех проблем, то невозможно не найти решения.

Но когда ты не сообразуешься с духом Христовых заповедей… То есть Христос говорит: «Прощай врагов своих», – а ты внутренне желаешь зла другому.

Например, кто-нибудь заболел, а ты в глубине души говоришь: «И поделом тебе!» – и таким образом злорадствуешь или проклинаешь его.

После этого ты уже не можешь получить решения от Бога, потому что ты отдаляешься от духа и атмосферы Христа, которая есть любовь, смирение, милосердие.

Следовательно, решение проблем находят люди, которые обитают в среде любви и в церковной атмосфере. Они бывают озарены от Бога.

Они находят решение, естественно, не когда им захочется, не сегодня: может, ты его найдешь завтра, а может, спустя какое-то время.

Но в любом случае ты услышишь голос в своей душе, который скажет тебе: «Решение для тебя – вот это». И увидишь свет в конце тоннеля, увидишь решение того, что тебя расстраивает и изводит.

А что значит решение? Решение значит то, что говорится в одной китайской поговорке: «В жизни не беспокойся о двух делах: о тех, которые решаются, и о тех, которые не решаются». Потому что когда у чего-то нет решения, ты уже принимаешь как данность, что это не решается.

Пример: в какой-то семье есть больной человек – он болен не гриппом, а серьезным многолетним заболеванием: параличом или еще чем-нибудь очень серьезным. Тут ты уже не можешь говорить: «Я хочу решения! Чтобы изменилось это состояние!» Например, ребеночек парализован.

Ну что ты с этим поделаешь? То, что не решается, ты постепенно начинаешь принимать как данность, сначала покричишь, понервничаешь, поругаешься, поспоришь с Богом, с обществом, политиками и всем миром, но года через 3–4 скажешь: «Что поделать? Надо жить. Это мой ребенок, это мое состояние, и этого не изменить.

Я принимаю это, я люблю его и обнимаю».

Таково решение некоторых проблем. Некоторые проблемы не решаются извне, а только внутри нас. То есть только когда моя душа принимает это, и я успокаиваюсь. А внешне оно не меняется. Всё.

У меня есть друзья на Кипре, ребенок которых родился с синдромом Дауна. У них есть и другие, здоровые дети, но у последнего вот эта болезнь. Они не знали об этом, и когда он родился, они только тогда это увидели.

Читайте также:  Корыстная любовь - психология

Сначала они искали решение. Но какое ты решение найдешь? Не существует решения. Они возмущались, не принимали советов, не желали слушать утешений.

Если кто-нибудь говорил им высокие слова о Боге, они вешали трубку, потому что говорили:

– Прошу тебя, у тебя сейчас всё хорошо, и ты еще будешь давать мне свои советы по телефону, чтобы я смотрел на ребеночка и думал, что это мой ребенок и прочее, – я на такое не согласен!

Но вот прошел год, полтора, и сейчас они говорят:

– Этот ребенок – наша радость!

Сейчас они это выносят, они это проглотили. Не насильно, однако, а ты сам решаешь и говоришь: «Буду жить с этим ребенком!»

Вот таково еще одно решение для некоторых проблем.

А кто-нибудь говорит:

– Если Бог не найдет для меня решения, я покончу с собой!

– А чего ты хочешь?

– Мой нос! Ну что это за нос! Что это за уши!

– Да что ты такое говоришь?

– Я недоволен собой.

Некоторые вещи в жизни не решаются так, как мы этого хотим. Надо их принять, примириться, полюбить себя такими, какие мы есть. Естественно, давайте менять то, что изменить можно.

Ты скажешь мне:

– А он не мог сделать себе операцию?

Да, тогда не мог, когда он сказал мне это, это было очень давно, в 1992 году. Так сказал мне один друг, тогда я был катехизатором, он учился в лицее и сказал:

– Если до Рождества Христова Бог не найдет для меня решения, я покончу с собой!

Я ему ответил:

– Ну разве это решение?

Он слышал одну иностранную песню с названием «Решение о самоубийстве». Когда ты воспримешь в душе слово «самоубийство» как выход из своих проблем – тут же беги к врачу! Это значит, что положение дел серьезное. Когда ты подумаешь о смерти как решении своей проблемы, это значит, что в тебе возникла депрессия, отчаяние или безнадежность.

Понятно, что ты пойдешь к своему духовнику, пойдешь в церковь помолиться, но если это состояние навязчиво, сопровождается беспричинным плачем и тотальным отчаянием, и ты видишь всё в черных тонах, и на самое распрекрасное солнце смотришь как на тьму, и ничего-то тебе не нравится – то решение уже не в словах, а беги прямиком к врачу: ты нуждаешься в лечении, тебе нужна помощь.

Потому что многие люди терзаются, но не идут, не стучатся в нужную дверь. Они стучатся не в те двери. Вот приводят ко мне детей, чтобы я читал над ними заклинательные молитвы, а у детей чисто психологические проблемы.

Разумеется, я их не читаю, ведь не могу же я сказать ребенку, молодому человеку, который явно в порядке, читать над ним заклинания и говорить: «Изыди, нечистый демон!» С ребенком всё в порядке, то есть, конечно, не всё в порядке, но он не бесноватый, поскольку может ходить в церковь, молиться, может причащаться. Но только с душой его проблемы неврологического или психологического свойства.

Следовательно, некоторые вещи мы полюбим такими, какие они есть, но какие-то другие вещи – это как говорится в той поговорке: «О двух вещах не надо беспокоиться в жизни: о тех, у которых есть решение, и о тех, у которых решения нет».

О тех, для которых нет решения, мы сказали: мы принимаем их такими, какие они есть. Но для тех, которые решаемы, надо что-нибудь сделать. То есть жена, которую колотит муж, не может сказать: «Выход в том, чтобы принять это».

Выход не в том, чтобы принять это, а надо сесть и поговорить, и чтобы вы нашли общий язык, как сделали одни супруги, недавно сказавшие мне:

– Мы сели и сказали: эта история с нашей связью больше не может так продолжаться. Мы должны посмотреть, что происходит, найти какое-нибудь решение. Идут месяцы, годы, а мы не можем найти между собой общий язык. Ругаемся, едим друг друга поедом, деремся. Надо найти решение. Не будем продолжать это до тех пор, пока не станем 70–80- и столетними.

Тут надо топнуть ногой в хорошем смысле слова, потребовать своих прав, посмотреть, в чем причина, чтобы один понял другого и потребность его души, чтобы он понял, что «Я не вышла за тебя, чтобы погубить свою жизнь, чтобы сердце мое почернело, чтобы довести себя до рака и тебя довести до рака. Надо разобраться, что происходит с нами обоими».

Для некоторых вещей решение состоит в том, чтобы поискать и пойти на перемены в своей жизни. Измени то, что тебе не нравится. Даже на Святой Горе Афон, говорил мне один знакомый, который не мог оставаться в одном монастыре: он боролся с этим, боролся год, два, три, а потом ушел в другой монастырь. Он спросил тогда:

– Хорошо ли я сделал?

Ну, чем сойти с ума, лучше уж сделай что-нибудь, отчего душа твоя сможет ожить, расцвести и чтобы ты достиг чего-то великого. Потому что кто-то мне сказал:

– Разве развод – не лучшее решение в сравнении с тем, что я буду испытывать мучение, которое никогда не кончится?

В принципе готовые решения, рецепты давать нелегко. Потому что если я скажу сейчас: «Развод!» – то некоторые скажут: «Батюшка сказал, что развод – это ок, кто хочет, пускай разводится!»

Я не говорил этого, но я сказал, что в определенных случаях для некоторых людей предпочтительней, чтобы произошло что-то, чтобы изменилась эта «система», чем чтобы они вместе губили себя. Решение для некоторых проблем следующее: что-то надо изменить дома, в наших отношениях, в семье, на работе.

Вот кем-то на работе постоянно пренебрегают, то и дело вонзают ему нож в спину, поносят его, оскорбляют, высмеивают. Там он не может говорить: «Я христианин! И принесу жертву! Ради кого? У меня семья, у меня дети, у меня зарплата», – там ты должен взыскать своих прав. Поэтому давайте выясним, что значит, что я христианин, что значит, что я смиряюсь.

В Церкви это называется рассудительностью: чтобы Бог постоянно просвещал нас, как нам ответить на каждый вызов жизни.

Где-то не надо ничего делать и принять всё как есть, а в другой раз надо топнуть ногой и сказать: «Нет, это надо изменить! Всё! С понедельника буду другим человеком.

У меня есть право быть счастливым, это невозможно, чтобы у меня выпадали волосы, чтобы я болел, седел, покрывался морщинами, чтобы у меня болел желудок, чтобы я не мог по ночам спать. Я найду какое-нибудь решение».

И опять же хорошо, что мы живем в эту эпоху, потому что то, что я сейчас говорю, в былые времена воспринималось как сон в летнюю ночь. В былые времена жена, которую бил муж, терпела побои. Всё.

Она просто говорила: «У меня муж, который время от времени дает мне оплеуху». И обсуждала это только с какой-нибудь своей подругой. А сегодня другое.

Вот, недавно проходил международный день борьбы с домашним насилием.

Итак, для некоторых проблем мы должны находить решение дома. Но вот еще вопрос. Есть еще и день борьбы против насилия над мужем. Есть и такие мужья, которые терпят побои от жен. Я знаю таких. Вопрос, однако, не в том, чтобы мы разделились на партии и лагеря и нашли победителей и побежденных, а в том, чтобы дома мы все были победителями в любви и жили в согласии между собой.

Некоторые супруги не говорят мне: «Я хочу найти решение», – а вместо этого спрашивают, кто из них прав. Я говорю:

– Ну хорошо, если мы скажем, что один прав, то что ты станешь делать потом? Разве ты не скажешь: «А, батюшка мне сказал, что я прав!»

Значит, в следующей ссоре он будет пользоваться этим и скажет: «Батюшка сказал мне, что я прав!»

Дело в том, что дома побеждает не тот, кто прав. Христос победил не Своим правом, Он победил зло потому, что согласился лишиться Своего права и быть распятым. Это парадоксальная логика, которую Церковь вносит в нашу жизнь.

Если кто-нибудь может пожертвовать чем-то для блага семьи, не вредя, однако, своей душе, то пускай делает это. Он поищет, отступит, изменится, но в той степени, в какой сохраняет душевное равновесие и покой.

Если же это его разрушает, тогда надо найти какое-нибудь другое решение.

Источник: http://www.pravoslavie.ru/95560.html

Помощь при сложностях в отношениях с собой и окружающими

Помощь при сложностях в отношениях с собой и окружающими

Бережный, неторопливый, устойчивый психолог

Здравствуйте!

Если Вы попали на мой сайт, вероятно в Вашей жизни возникли какие-то сложности, которые не получается решить самостоятельно. Такое бывает. Все мы люди, можем ошибаться, делать глупости, сомневаться в своем выборе, чувствовать растерянность или страх. Это не значит, что с нами, что-то не так и мы больны.

Это не делает нас глупыми или слабыми. Это может говорить о том, что нам нужна поддержка и присутствие теплого принимающего человека рядом. Чтобы нас увидели, услышали и приняли без осуждения, непрошеных советов, желания нас срочно исправить или переделать.

И бывает, найти такого человека в своем окружении непросто.

Современный человек привык быть сильным и опираться только на себя. Уязвимость и мягкость воспринимаются как слабость и зачастую осуждаются. Но невозможно быть сильным всегда. Человек — не робот, он может устать, заболеть и не знать, что делать.

И в эти моменты может быть страшно открыться другому, страшно снять маску, которая, похоже, уже приросла к коже, и не понятно, где я, а где — социально одобряемый образ.

Может возникнуть ощущение безысходности: и показать слабость не возможно, и уже нет сил изображать уверенность и стойкость.

Кабинет психолога — это как раз то место, где можно попробовать рискнуть, рассказать и показать, что происходит с Вами на самом деле. Побыть уязвимым и жестким, робким и наглым, мягким и агрессивным, капризным ребенком и авторитарным родителем.

Побыть любым и почувствовать, что принимают тебя любого, без осуждений, запугиваний, поучений. Оказывается, иногда достаточно только этого, чтоб почувствовать в себе силы справиться со всеми невзгодами и вновь начать ощущать удовольствие от жизни.

Приходя ко мне на консультацию или психотерапию, вы гарантировано получите возможность быть услышанным, увиденным и принятым. А дальше будем вместе исследовать то, что Вас беспокоит, и искать варианты, которые вас устроят.

В работе с клиентами я аккуратный и бережный психолог. Часто использую техники и методы творческой психотерапии: фототерапию, сказкотерапию, ассоциативные карты, арт-терапию, а также техники из когнитивно-поведенческой терапии. Они помогают даже в тех случаях, если Вы не может четко сформулировать тему работы, не понимаете, что конкретно беспокоит: «Вроде все нормально, но что-то тревожит».

Поэтому не страшно, если Вы не знаете, что говорить психологу, я помогу перевести ваши переживания в слова. Приходите.

Отвечаю здесь на Ваши вопросы.

За чашечкой кофе или чая Вы можете прочитать мои статьи и заметки, познакомившись тем самым со мной, моим мировоззрением и некоторыми упражнениями и техниками, которые я даю своим клиентам. Здесь я также делюсь некоторыми материалами коллег, которые кажутся мне полезными и важными.

В этом разделе можно ознакомиться с интересными и полезными книгами по психологии, которые я рекомендую клиентам.

Вы можете анонимно задать мне свой вопрос, написав на адрес n.salamakhina@gmail.com, и получить ответ в разделе «Вопрос-ответ». Если Вы не хотите, чтобы ответ на вопрос был опубликован в открытом доступе, а отправлен на почту, уточните это в сообщении. ВНИМАНИЕ! Ответ на вопрос не может считаться аналогом или заменой индивидуальной консультации. Обязательные поля помечены *

Читайте также:  Эмоциональная закалка - психология

© 2018 Психолог Надежда Саламахина ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru

Источник: http://psy-nadezhda.ru/

надежда — это… Что такое надежда?

  • надежда — Надежда …   Словарь синонимов русского языка
  • Надежда — Мистерия чувств * Воспоминание * Желание * Мечта * Наслаждение * Одиночество * Ожидание * Падение * Память * Победа * Поражение * Слава * Совесть * Страсть * Суеверие * Уважение * …   Сводная энциклопедия афоризмов
  • НАДЕЖДА — ожидание блага, осуществления желаемого. В античности не было единого представления о ценностном значении Н. Негативное ценностное значение Н. обосновывалось тем, что она воспринимается как иллюзия, добровольный самообман. Однако из представления …   Философская энциклопедия
  • Надежда — ы, жен. Слав.Производные: Надеждушка; Надя; Надея; Надёна; Надёха; Надюха; Надюша; Надюня; Надюра; Надюся; Надина; Дина; Динуся; Надиша.Происхождение: (Заимств. из ст. сл. яз., где появилось как калька с греч. Ср. греч. elpis надежда. Др. русск.… …   Словарь личных имен
  • Надежда (КА) — Надежда Общие сведения Производитель ПО «Полёт» Страна …   Википедия
  • надежда — Ожидание, упование, чаяние, вера; предвкушение, предположение, предчувствие, виды на что, перспектива, шанс (шансы); мечта, иллюзия, химера. Ср …   Словарь синонимов
  • Надежда — (Суздаль,Россия) Категория отеля: Адрес: Улица Мира 16, Суздаль, Россия …   Каталог отелей
  • Надежда — (Коблево,Украина) Категория отеля: Адрес: Курортный Проспект 50, Коблево, 57453, Украина …   Каталог отелей
  • НАДЕЖДА — НАДЕЖДА, ы, жен. 1. Вера в возможность осуществления чего н. радостного, благоприятного. Есть н. на выздоровление. В надежде на благоприятный исход (испытывая надежду на что н.). Питать надежду (надеяться на что н.). Подаёт надежды кто н. (можно… …   Толковый словарь Ожегова
  • НАДЕЖДА — парусное судно первой российской кругосветной экспедиции (1803 06, совместное Невой ) И. Ф. Крузенштерна. Построено в 1802, водоизмещение 450 т. Источник: Энциклопедия Отечество христианская добродетель; вера, упование, уверенность в исполнении …   Русская история
  • «Надежда» — «НАДЕЖДА», стих. раннего Л. (1831). Представляет собой развернутую аллегорию: «птичка рая» надежда. Как указал Л. Семенов, этот образ мог быть заимствован из повести А. А. Бестужева «Изменник» (1825): «Райская птичка надежда летела передо мной и… …   Лермонтовская энциклопедия

Источник: https://psychology.academic.ru/1281/%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B0

Психология надежды

Психология надежды

Вы замечали, что к надеждам принято относиться очень трепетно — как к чему-то очень хрупкому и драгоценному? Разбитые надежды — что может быть хуже? Надежда должна быть светлой и её надо лелеять.

Я знаю, что некоторые люди годами не решаются на поступок только потому, что боятся потерять последнюю надежду. Похоже, что надежда — это какой-то воображаемый предел, в  который они упираются внутренним зрением, и он застит им всю перспективу.  

Человек тратит годы на то, чтобы удерживать хрупкое мнимое равновесие, отказываясь испытать свою надежду на прочность.

 Я не решаюсь. Мне страшно. А вдруг не получится? Пока я стою на месте — я защищаю себя от разочарований!

Подумайте — разве разочарование — это самое страшное, что есть в этой жизни? Вам не страшно каждый день прилагать усилия, чтобы душить свои истинные желания? Вас не ужасает неустанно бросать в пасть ненасытному времени чудесные возможности, которых всё меньше и меньше с каждым прожитым часом? Вы не боитесь так никогда и не узнать, кто вы на самом деле — только потому, что по привычке склоняетесь к полумерам и лайт-версиям — и избегаете настоящего напряжения душевных и физических сил?

Надежда — это самое меньшее, что вы можете потерять. Это самая нестрашная из всех потерь, которые поджидают нас в этом мире. Попробуйте, вместо того, чтобы лелеять светлую надежду — держать её в чёрном теле. «Держи лентяйку в чёрном теле и не снимай с неё узды!»

Не надейтесь на надежду. Вместо того, чтобы сдувать с неё пылинки — возьмите свою надежду в ежовые рукавицы и заставьте работать на вас. Худшее, что вас может ожидать — ваша надежда не выдержит испытаний действительностью и рухнет. Лучшее — ваша надежда окрепнет и окрылит вас.

Когда армия Наполеона потерпела страшное поражение в одной из битв — он, глядя на поле сражения, сплошь заваленное мёртвыми телами, сказал: «Одна ночь Парижа восполнит всё это». Разумеется, жёсткая историческая полемика по поводу этого высказывания Наполеона продолжается до сих пор.

И всё же, позвольте себе быть полководцем своих надежд! А если они полегли на поле битвы — одной ночи Парижа достаточно, чтобы восполнить всё это. Создайте новые надежды и, полелеяв их немного — дайте им вырасти и обрести силу служить вам верой и правдой.

 Только личное всегда имеет смысл.

Цитата из Николая Заболоцкого. Не позволяй душе лениться. 1958

Иллюстрация Sir Edward Burne-Jones, 1833 — 1898

Если вам понравилась публикация, пожалуйста, нажмите кнопку , , вконтакте — это помогает людям. Спасибо!

Источник: http://www.olgaorlova.lv/2010/02/psy_nadezhdy/

Надежда Мельникова — Социальная психология

Надежда Мельникова - Социальная психологияЗдесь можно купить «Надежда Мельникова — Социальная психология» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Конспекты, шпаргалки, учебники «ЭКСМО»b4455b31-6e46-102c-b0cc-edc40df1930e, год 2008.

Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы

Описание и краткое содержание «Социальная психология» читать бесплатно онлайн.

Информационные ответы на все вопросы курса «Социальная психология» в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

Надежда Мельникова

Социальная психология

1. Предмет социальной психологии и этапы становления этой науки

Возникнув на стыке наук психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет особый статус. Такая неоднозначность положения дисциплины имеет много причин. Одна из них – существование класса фактов общественной жизни, которые могут быть исследованы лишь с помощью объединенных усилий двух наук: психологии и социологии.

Это создает трудности как в определении предмета социальной психологии, так и в выявлении круга ее проблем.

Потребности практики общественного развития диктуют необходимость исследования пограничных проблем. Запросы на социально-психологические исследования следуют из области промышленного производства, различных сфер воспитания, системы массовой информации, области демографической политики, спорта, сферы обслуживания и т. д.

Специфику социальной психологии условно можно обозначить как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания начала формироваться в конце XIX в.

Исследование социально-психологических научных проблем началось в XIX в.

, когда социологи, психологи, философы, литературоведы, этнографы, медики стали анализировать психологические феномены больших социальных групп и особенности психических процессов и поведения человека в зависимости от влияния окружающих людей. Необходима была интеграция социологии и психологии, поскольку психология исследует психику человека, а социология – общество.

Основные этапы развития социальной психологии как науки рассмотренны ниже.

Первый этап – становление социальной психологии как науки (с середины XIX в. по 1908 г.). Определяются предмет изучения и основные проблемы. Большинство работ по социальной психологии было издано в первый период развития данной науки.

Второй этап (до середины 40-х гг. XX в.) характеризуется появлением научных социально-психологических школ, ориентированных как на разработку фундаментальной теории, так и на прикладные аспекты исследования.

Третий этап (с середины 1940-х гг. до наших дней) связан с решением практических задач, работой на социальный заказ. Разрабатываются так называемые малые теории, имеющие конкретное прикладное значение: социально-психологические особенности руководства детской группой, психология бизнеса, психология рекламы, психология формирования общественного мнения и др.

2. Направления, задачи и методология социальной психологии

Существуют несколько точек зрения на то, что является предметом исследования социальной психологии.

Личность изучается в группе, социуме, обществе. С этой точки зрения предметом исследования является человек среди людей.

Социальная психология изучает социальные группы в обществе. Социальная группа рассматривается как функциональная единица, имеющая интегральные психологические характеристики, такие как групповой разум, групповая воля, групповое решение и др.

Социальная психология изучает социальную психику, или массовидные явления психики. Выделяются различные явления, соответствующие этому понятию: психология классов, социальных слоев, массовых настроений, стереотипов и установок. Изучается социально-психологический аспект традиций, морали, нравов и т. д.

В рамках социальной психологии можно выделить несколько психологических школ.

Функционализм (или функциональная психология), главной социально-психологической проблемой которого является проблема наиболее оптимальных условий социальной адаптации субъектов общественной жизни.

Бихевиоризм (позднее необихевиоризм) – поведенческая психология, изучающая проблемы закономерностей поведения человека и животного (И. В. Павлов, В. М. Бехтерев, Д. Уотсон,Б.

Скиннер и др.). Центральная проблема бихевиоризма – проблема научения, т. е. приобретения индивидуального опыта посредством проб и ошибок. Психоаналитическое направление связано с именем З. Фрейда.

Социально-психологические проблема направления – столкновение влечений человека с социальными запретами

Гуманистическая психология (Г. Оллпорт, А. Мас-лоу, К. Роджерс и др.) исследовала человека как полноценно развивающуюся личность, которая стремится реализовать свои потенциальные возможности.

Когнитивизм делает акцент на процессе познания человеком мира посредством основных когнитивных психических процессов (памяти, внимания и т. д.). Проблема когнитивизма – принятие решений человеком.

Интеракционизм (позднее символический интеракцио-низм), основная идея которого заключается в следующем: личность всегда социальна и не может формироваться вне общества. Особое значение придавалось коммуникации как обмену символами и выработке единых значений и смыслов.

Весь набор методов социально-психологического исследования подразделяется на методы исследования и методы воздействия.

Среди методов исследования различают методы сбора информации и методы ее обработки.

Методы сбора информации: наблюдение, чтение документов (контентанализ), опросы (анкеты, интервью), тесты (наиболее распространен социометрический тест), эксперимент (лабораторный, естественный).

3. Понятие и структура личности

Личность – это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни.

Социально-психологические особенности лич-ности

В процессе взаимодействия и общения происходит взаимовлияние личностей друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений.

Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного государства, общества и группы, осознающий свое отношение к окружающим его людям и социальной действительности, включенный во все отношения этой действительности, занимающийся своеобразным видом деятельности и наделенный специфическими индивидуальными и социально-психологическими особенностями.

Развитие личности обусловлено разными факторами: своеобразием физиологии высшей нервной деятельности, анатомо-физиологическими особенностями, окружающей средой и обществом, сферой деятельности.

Важнейшими факторами формирования личности выступают природно-географическая среда и общество.

Макросреда – общество в совокупности всех его проявлений. Микросреда – группа, микрогруппа, семья ит.д.

Общественно полезная деятельность формирует важнейшие качества человека.

Социально-психологическая характеристика личности имеет внутреннюю структуру, включающую определенные стороны.

Психологическая сторона личности отражает специфику функционирования ее психических процессов.

Психические процессы– психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности.

Мировоззренческая сторона отражает общественно значимые ее качества, позволяющие занимать достойное место в обществе.

Социально-психологическая сторона отражает основные качества и характеристики, позволяющие личности играть определенные роли в обществе.

Широкое распространение получило представление о послойной структуре личности (И. Хофман, Д. Браун и др.): внешним слоем являются идеалы, внутренним – инстинктивные влечения. Л. Клягесом предложена система:

1) материя;

2) структура;

3) движущие силы.

Л. Рубинштейн рассматривает личность в трех планах, таких как:

1) направленность (установки, интересы, потребности);

2) способности;

3) темперамент и характер.

Вслед за Дж. Мидом интеракционисты выделяют три основных компонента в структуре личности: I, me, self.

Их интерпретация:

1) I (дословно – «я») – это импульсивное, активное, творческое, движущее начало личности;

2) mе (дословно – «меня», т. е. каким меня должны видеть другие) – это рефлексивное нормативное «я»;

3) self(«самость» человека, личность, личностное «я») – совокупность импульсивного и рефлексивного «я», их активное взаимодействие.

4. Классификация типов личности и уровней ее развития

Существуют три социально-психологических типа личности.

Пикники адаптируются к социальной среде, отстаивают свои интересы, не входя в конфликт.

Атлетики общительны и социально активны.

Конец ознакомительного отрывка

ПОНРАВИЛАСЬ КНИГА?

Эта книга стоит меньше чем чашка кофе!

СКИДКА ДО 25% ТОЛЬКО СЕГОДНЯ!

Хотите узнать цену?
ДА, ХОЧУ

Источник: https://www.libfox.ru/165841-nadezhda-melnikova-sotsialnaya-psihologiya.html

Психолог Надежда Новикова: консультация психолога

Психолог Надежда Новикова: консультация психолога

Говорят, чужая душа – потёмки. А ваш собственный внутренний мир: так ли уж освещен для вас? Что руководит вашим выбором и поступками, какие из ваших убеждений, желаний и целей действительно ваши, о чём сигнализируют вам чувства – всегда ли вы это понимаете?

Не могу сказать, что сама улавливаю абсолютно каждое движение души, что залечила все её раны и разрешила все конфликты во внутреннем пространстве, но… я иду этим путем (мне интересно выслеживать и распутывать хитросплетения собственных мотивов и чувств; осознавание стало стилем жизни).

Не питаю иллюзий, что возможно постоянно радоваться жизни. Никто не застрахован от неприятных и болезненных переживаний. Однако я уверена: можно оставаться в ладу с собой и получать удовлетворение от проживания каждого дня, какие бы ни возникали препятствия. Но к этому надо прийти.

По себе знаю: не так-то легко решиться обратиться за помощью к психологу – особенно если привык рассчитывать только на свои силы. Но также знаю, что иногда просто необходим сторонний взгляд специалиста, чтобы найти выход, который мы не замечаем, «варясь» внутри проблемы, или обнаружить свои «слепые пятна» — глубоко «закопанные» чувства, исподволь управляющие нами.

Психологи – те же люди, и мы сами обращаемся за подобными услугами к коллегам, что позволяет нам быть максимально эффективными не только в своей жизни, но и в работе с клиентами. Ведь сколькими бы техниками и методиками психолог ни владел, основным инструментом в психотерапии остается его личность.

Фактически на консультации происходит встреча двух живых людей, и в ней, как в капле, отражающей океан, вскрывается всё то, что происходит в любых других ваших взаимоотношениях с окружающими.

Поэтому можете смотреть на встречу с психологом как на тренажер, где у вас есть возможность в спокойной и безопасной обстановке разобраться в своих мыслях, чувствах и реакциях, а при желании – «переиграть» их.

Близкие люди, друзья, коллеги, как правило, не оставляют вам на это времени. Более того: обычно и вы, и ваши оппоненты оказываетесь вовлеченными в «разборки» слишком эмоционально, чего не скажешь о психологе.

В работе для меня важно:

  • создание доверительной и безопасной обстановки;
  • соблюдение конфиденциальности;
  • профессионализм;
  • индивидуальный подход к каждому человеку;
  • открытость и честность;
  • эмпатия;
  • готовность обсуждать действительно сложные, болезненные или пугающие вас темы, о которых не всегда можно поговорить с семьёй или друзьями;
  • отсутствие оценивания и осуждения;
  • убежденность, что в каждом человеке есть все необходимое, чтобы изменить любую свою ситуацию в лучшую сторону или поменять отношение к ней; а скрытые в вас резервы для этих позитивных перемен мы найдем вместе.

Образование:

  • ГУО АПО в г.Минске. Факультет: Практическая психология. Квалификация: Педагог-психолог
  • Московский Гештальт-интститут. Квалификация: гештальт-терапевт
  • Курс по оказанию экстренной психологической помощи на Телефоне доверия в Службе помощи гражданам, пострадавшим от насилия
  • Обучающий курс «Медиация как метод эффективного разрешения конфликта»
  • Курс развития частной практики у Антона Несвитского

Методы, используемые в работе:

У меня нет предпочтения к каким-то определенным психотерапевтическим школам и направлениям. Мне ближе интегративный подход и выстраивание стратегии индивидуально под ваш запрос.

Приоритетные направления работы психолога Надежды Новиковой:

  • Самопознание (прояснение внутренних противоречий и конфликтов, осознание собственных желаний и потребностей).
  • Улучшение отношений с самим собой (нахождение и исцеление своего внутреннего ребенка, обретение уверенности в себе, формирование позитивного отношения к себе и к жизни).
  • Кризисные ситуации (неудачи и провалы, тяжёлые болезни, возрастные кризисы, разрыв отношений, переживание утраты, насилие и др.).
  • Труднопереносимые чувства и состояния (депрессия, желание покончить с жизнью, одиночество, тревога, ненависть, зависть, ревность, обида, вина и др.).
  • Детско-родительские отношения (в частности, вопросы сепарации).
  • Урегулирование конфликтов (с супругом/партнером, родителями, коллегами, начальством, соседями и др. при готовности обеих сторон к диалогу).
  • Любые виды агрессии или насилия в продолжающихся отношениях, к какой бы стороне (к агрессору или жертве) вы себя ни относили. Я приверженец того, что каждый взрослый человек несет свои 100% ответственности за собственную жизнь, и именно потому из любой позиции есть шанс улучшить для себя положение дел и прийти к качественно другому типу взаимодействия.

Очная-консультация в г.Челябинск и г.Минск

1300 рос.руб./час (44 белор.руб/час) – один человек

5000 рос.рублей  (170 белор.руб/час) – пакет из 5-ти консультаций

2000 рос.руб./час (70 белор.руб/час) – пара (муж-жена, родитель-ребенок и т.д.)

Skype-консультация:

Первая беседа-знакомство (20 минут) — бесплатно

1300 рос.руб./час (44 бел.руб для жителей РБ; 20 Euro/час для русскоговорящих жителей заграницы) – один человек

5000 рос.рублей (170 бел.руб. для жителей РБ; 75 Euro для жителей заграницы) – пакет из 5-ти консультаций

2000 рос.руб./час (70 бел.руб. для жителей РБ; 30 Euro/час для жителей заграницы) – пара (муж-жена, родитель-ребенок и т.д.)

Чат-консультация:

700 рос.руб./час (17 бел.руб для жителей РБ; 10 Euro/час для русскоговорящих жителей заграницы) – один человек

E-mail-консультация (переписка в письмах, один человек):

700 рос.руб. (17 бел.руб. для жителей РБ; 10 Euro для жителей заграницы) – за 1 страницу текста А4

Форма записи к психологу Надежде Новиковой:

Если Вы хотите получить мою психологическую консультацию, то оставьте свою заявку в этой форме. Первые 20 минут нашего общения будут БЕСПЛАТНЫМИ. 

Если Вам необходима срочная консультация психолога, то свяжитесь с дежурным психологом используя чат:

Источник: https://PsyHelp24.org/psiholog-nadezhda-novikova/

Глава 4 Безнадежность как психологический феномен | Раздел первый Надежда | Читать онлайн, без регистрации

Глава 4 Безнадежность как психологический феномен

4.1. Крах надежды

Почти у каждого в тот или иной момент его жизни надежда не осуществлялась, а иногда терпела полный крах. М. Селигман считает, что, пожалуй, это даже хорошо. Ведь без разочарования надежда не сможет стать твердой и неиссякаемой, а человек не сможет избежать опасности превратиться в мечтателя-оптимиста. Но порой надежда разбивается, и человек никогда не обретет ее снова.

Реакция на крушение надежды может быть разной. Многие настраивают себя на обычный оптимизм, надеясь на лучшее и не давая себе труда признать, что может случиться не только хорошее, но и самое плохое.

Они сводят свои требования к тому, что могут получить, и даже не мечтают о том, чего, как им кажется, достичь не могут. Они никогда не испытывают чувства безнадежности, потому что никто, как им кажется, его не испытывает.

Они являют собой образец особого покорного оптимизма, который мы наблюдаем у многих членов современного западного общества. При этом оптимизм обычно осознается, а покорность нет.

Другим последствием крушения надежды является «ожесточение сердца». Имеется множество людей – от малолетних преступников до грубых, но вполне успешных взрослых, – которые в какой-то момент своей жизни поняли, что больше не могут выносить обиды.

Некоторые из них решили, что с них довольно; больше никто никогда не сможет причинить им боль, это они будут ранить других. Утратив сострадание и сопереживание, они ни с кем не вступают в контакт – и с ними никто не желает общаться.

Поэтому такие люди могут жаловаться на то, что им не везет с друзьями или что никто их не любит, но это не невезение, это их выбор. Их победа в жизни заключается в том, что им никто не нужен. Они гордятся своей неуязвимостью и получают удовольствие от того, что ранят других.

Большинство этих людей до конца дней остаются холодными как лед и, следовательно, несчастными. Бывает, правда, что они встречают человека, во внимание или интерес которого они поверят, и тогда они «оттаивают», и надежда снова пробуждается в них.

Еще более драматическим результатом несбывшихся надежд является деструктивное поведение и насилие.

Именно потому, что человек не может жить без надежды, тот, чья надежда была полностью разрушена, ненавидит жизнь, хочет ее разрушить, что легко выполнимо.

Он хочет отомстить за свою непрожитую жизнь и делает это, обращаясь к полной деструктивности, при том, что ему неважно, что он разрушает – других или самого себя.

Обычно деструктивная реакция на крушение надежды наблюдается у тех, кто по социальным или экономическим причинам исключен из благоустроенной жизни большинства людей, кому некуда двигаться социально или экономически.

На фоне экономической фрустрации у них возникает ощущение безнадежности ситуации, связанной с постоянно невыполняющимися обещаниями. Они видят реальность надежды и в то же время осознают, что обстоятельства делают ее осуществление невозможным.

С точки зрения психологии деструктивное поведение является альтернативой надежды.

Источник: http://velib.com/read_book/ilin_evgenijj_pavlovich/psikhologija_nadezhdy_optimizm_i_pessimizm/razdel_pervyjj_nadezhda/glava_4_beznadezhnost_kak_psikhologicheskijj_fenomen/

Обо мне

Обо мне

Здравствуйте, дорогой читатель!

Меня зовут Резникова Надежда. Я практикующий психолог-гипнотерапевт в Ванкувере (Канада), но я также достаточно долго работаю в онлайн формате. На этом поприще я работаю уже более 10 лет.

В своей работе я использую огромный арсенал разнообразных психотерапевтических инструментов. Это помогает мне наиболее точно выбрать эффективный и быстрый вариант терапии для человека.

Никаких стандартов — только индивидуальный подход!

Я использую техники таких направлений в психотерапии:

  • Гештальт-терапия;
  • Телесно-ориентированная терапия;
  • Поведенческая терапия,
  • Когнитивная терапия,
  • Нейролингвистческое программирование;
  • Эзистенциальная психотерапия,
  • Транзактный анализ;
  • Эриксоновский гипноз;
  • Гипнотерапия.

В свою профессию я пришла не сразу, Для меня это целый жизненный путь, состоящий из маленьких шажков и решений. Я всем этим очень дорожу! Поэтому я все время слежу за развитием свой профессиональной области в мире науки и постоянно нахожусь в процессе обучения и развития своих профессиональных навыков. Вот часть моего основного образования:

  • Донецкий Национальный Университет, специальность «филолог русского языка и литературы»;
  • Донецкий Национальный Технический Университет, специальность «Экономика предприятия»;
  • Донецкий Институт Социального Образования, специальность «Психология»,
  • Международный Институт Развития Ассоциации Интегративных психотехнологий, специальность «Специалист по работе с психосоматикой средствами психотерапии»;
  • Международный Институт Развития Ассоциации Интегративных психотехнологий, специальность «Гештальт-терапия»;
  • Институт Групповой и Семейной Психологии и Психотерапии (г.Москва) специальность «Эриксоновская терапия и гипноз»;
  • Институт гипноза и психотерапии (г.Киев), специальность «Гипнотерапия»;
  • Институт Клинического гипноза Российской Психотерапевтической Ассоциации (г.Москва), специальность «Гипнотерапия».

Блог для меня очень важная вещь. Здесь я привожу свои мысли в порядок. Каждая терапевтическая работа, каждая прочитанная книга, каждое занятие с ребенком оставляет во мне какой-то след и отпечаток, не всегда можется да и хочется держать это только в себе. Вот и решила поделиться тем, что у меня есть (и будет) с теми, кому интересно.

Возможно, я буду писать не так часто, как хотелось бы. Просто не хочу бессмысленно сотрясать воздух пустыми словами и предложениями. Даже если не много, даже если банально и просто, даже если ошибаюсь, но если я пишу, то это то, что действительно задевает меня за живое в моей работе и жизни. И это то, чем мне хочется поделиться.

В последней строчке к такому вступлению хочется написать: «Приятного чтения, дорогой читатель!». Но я точно не знаю, хотя, может быть, что-то интересное для себя найдет каждый. Ведь по большому счету, все мы живем одной большой жизнью, в которой нам многое знакомо из того, чем живет другой.

И, возможно, прикоснувшись к тому, как один человек находит в себе возможности, способности  и ресурсы жить более  наполненной и счастливой жизнью, мы тот час откроем в себе и свои варианты жить жизнью, которая радует.

Потому что я точно знаю, я не пишу о проблемах, я пишу о силе человека быть гибким и оставаться живым в полном смысле этого слова.

Всегда есть возможность развернуть свою жизнь к лучшему!

С уважением,

Ваш Психолог в Ванкувере

и Ваш Психолог Онлайн

Надежда Резникова

Источник: http://blog.nedbright.com/about

Ссылка на основную публикацию