Наука — психология

Статьи из категории Наука психология

Наука психология – одна из самых молодых, бурно развивающихся и спорных наук. До сих пор в среде ученых ведутся дискуссии о научном статусе психологии. Есть мнение что психология – паранаука, то есть область знаний, еще недостаточно развитая, чтобы быть настоящей наукой.

В психологии, действительно, до сих пор нет четкого размежевания между научным, околонаучным и псевдонаучным знанием. Кроме того, в психологии так много отдельных научных направлений, школ и отраслей, существующих параллельно и продолжающих появляться, что можно говорить о непрекращающемся кризисе науки.

Но именно из-за того, что психология столь противоречива, разнообразна, нестандартна, она бесспорно интересна, востребована в обществе, близка к практике и практически невероятно полезна.

Психология, в отличие от остальных наук, по-настоящему «живая» и самая «человечная» из наук, ведь предметом ее изучения является сама суть человеческой природы – психика, а главной целью – помощь в раскрытии личностного потенциала человека и всего человечества.

Психология подобна извергающемуся вулкану: каждый день в ней делаются новые, порой сенсационные, открытия, на базе которых люди меняют представление о себе и о мире.

Психология остается одно из самых популярных наук, ее изучают не только студенты в университетах, но и все люди, желающие с помощью психологических знаний улучшить свою жизнь.

Психологические причины онкозаболеваний

Наука психология

Все больше ученых считают, что между онкозаболеваниями и психическим состоянием человека есть связь.

Конечно, доказать прямую зависимость между психологическими причинами и возникновением онкологического заболевания сложно.

Ведь здесь оказывает влияние целый комплекс факторов, а промежуток времени между возникновением болезни и ее проявлением может достигать 8 лет. Рассматривая различные точки зрения на факторы риска, стоит учитывать и Продолжить чтение

Что нужно знать о психологическом консультировании и стоит ли бояться психолога?

Наука психология

Интерес к психологии в современном мире с каждым годом только возрастает.

Люди понимают ценность и стремятся приобретать психологические знания, столь необходимые для построения счастливой жизни и развития личности.

Психологическая грамотность и культура помогают справляться со многими кризисными ситуациями в жизни. Но не всегда знаний и самопомощи достаточно. Что нужно знать о психологическом консультировании, перед тем Продолжить чтение

Как выбрать психотерапевта: 3 шага к исцелению души

Наука психология

Все, что нужно человеку для достижения психологического благополучия, уже есть в нем самом.

Изначально и всегда! В какой бы сложной ситуации и с какими бы тяжелыми чувствами не приходилось жить сегодня, все можно преодолеть завтра! Но иногда собственных сил недостаточно. Нужна профессиональная помощь.

Психотерапия – система лечебного воздействия на психику и через психику. Задача психотерапевта Продолжить чтение

Арт-терапия для детей и взрослых

Наука психология

Арт-терапия – чрезвычайно популярное сегодня направление психотерапии. Это исцеление искусством и творчеством. Это терапия тела и души для детей и взрослых.

Она считается “мягкой”, но в то же время чрезвычайно эффективной и способной справиться с психологической проблемой любой сложности.

Эффективность терапии искусством Главное преимущество арт-терапии, обусловливающее ее популярность, заключается в возможности проводить арт-терапевтические методики самостоятельно, Продолжить чтение

Специальная психология как отрасль психологии

Наука психология

Специальная психология как отрасль психологии сформировалась в 60-х годах ХХ века. Она находится на пересечении психологии, педагогики, медицины, а развивалась в рамках дефектологии.

Специальной она была названа из-за особого объекта и предмета исследования. Объект и предмет специальной психологии Объект специальной психологии – человек, имеющий нарушения в развитии, отклоняющийся от нормального психического развития.

В основном специальная Продолжить чтение

Роль и цель науки психологии

Наука психология

И роль и цель науки психологии глобальны. Их определяют по-разному и не только потому, что мнения ученых по этому поводу разнятся, но и потому что психология необычайно разнообразна и широка.

Уникальность роли психологии В последнее время все больше психология из науки теоретической превращается в практическую.

Не теория определяет практику, а практическая необходимость и потребности общества Продолжить чтение

Кожный вектор

Наука психология

Вектор: Кожный. Видовая роль: боковой охотник, алиментатор. Функция: ограничение и запрет. Аспект: черная логика.

Особенности кожного вектора Личная ответственность, рациональность и хватание за все сразу, незаконченность начатого; успех в жизни и бизнесе и сценарий на неудачу; высокая чувствительность кожи и мазохизм – все эти состояния являются проявлениями одно и того же вектора – кожного. Движение Продолжить чтение

Оральный вектор

Наука психология

Вектор: Оральный. Видовая роль: глашатай, шут, загонщик добычи. Функция: крик, предупреждение об опасности. Аспект: черная этика.

Особенности орального вектора Не соврешь – красиво не расскажешь! Ради красного словца не пожалею ни мать, ни отца! По секрету всему свету! Численность 5% Архетип: Объединение человека говорящего в единые мыслительные и словесные ряды. Видовая роль Крик, как предупреждение Продолжить чтение

Зрительный вектор

Наука психология

Вектор: Зрительный. Видовая роль: дневной охранник стаи. Аспект: белая этика. Особенности зрительного вектора Красота спасет мир! С глаз долой – из сердца вон. У страха глаза велики. Численность 5%.

Архетип – единственный (!) женский архетип. ценность человеческой жизни частной и целой. Видовая роль дневной охраник стаи.

Общая характеристика цвет наибольшего комфорта – зеленый; геометрия наибольшего Продолжить чтение

Звуковой вектор

Наука психология

Ваш вектор: Звуковой. Видовая роль: ночной охранник стаи. Аспект: черная интуиция. Особенности звукового вектора Все суета сует! Смотри внутрь себя.

Познай самого себя! Численность 5% Архетип обратная связь с Первопричиной. Видовая роль ночной охранник стаи.

Общая характеристика цвет наибольшего комфорта – синий, голубой геометрия наибольшего комфорта – нет место в квартели – внутренняя часть квартели Продолжить чтение

Источник: https://ourmind.ru/category/nauka-psixologiya

Психология как наука

Психология выделилась в самостоятельную научную дисциплину в XIX в. и является чрезвычайно перспективной, поскольку не только не исчерпала своих возможностей, но, более того, постоянно их расширяет, отвечая на запросы современного социального и экономического прогресса, предполагающего совершенствование людей и их психики.

Понятие «психология» впервые возникло в средневековом европейском богословии, а в науку было введено в XVIII в. немецким ученым Христианом Вольфом.

Термин «психология» образован от двух греческих слов: psyche – душа, психика; logos – знание, осмысление, изучение [12, с. 10]. Он употребляется в нескольких значениях, которые часто смешиваются в обыденном сознании: под ним могут понимать как научное, так и ненаучное психологическое знание.

Каждая научная дисциплина обладает собственным предметом и методом исследования, понятийным и методическим аппаратом, которые соответствуют определенным объяснительным принципам.

Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития, проявления и функционирования психики и сознания человека. Она изучает внутренние, скрытые от внешнего наблюдения структуры и процессы, знание которых необходимо для объяснения поведения и психологических особенностей как конкретного человека, так и групп людей.

Психология как многоотраслевая дисциплина включает в себя фундаментальную психологию, цель которой состоит в установлении фактов, механизмов и законов психической деятельности, прикладную, изучающую психические явления в естественной обстановке и использующую полученные в фундаментальной науке знания в конкретных ситуациях и условиях, и практическую, которая использует психологические знания для решения конкретных задач в медицине, педагогике, спорте, управлении и т.д.

В рамках ненаучного психологического знания можно выделить популярную психологию (поп-психологию), которая предоставляет фундаментальные и практические психологические знания для широкой аудитории, упрощая их и избегая использования профессиональной и научной терминологии, обыденную психологию, для которой характерно смешение научных терминов и бытовых, религиозных и оккультных понятий, парапсихологию, которая устанавливает сверхъестественные или выходящие за рамки научного познания возможности психики человека и т.д.

Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики, рассматриваемой в качестве особой формы жизнедеятельности. И как каждая наука, психология имеет свой предмет, задачи и особенности.

Предметом психологии является структура субъекта и процессы его взаимоотношений с миром, среди которых:

психика (отечественная психология) – свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира.

Это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей средой и другими людьми.

Психика многообразна в своих формах и проявлениях, присуща не только человеку, поэтому в психологии всегда учитывается общность психики животных и человека;

сознание человека (психология сознания) – то, что составляет его субъективный и полностью контролируемый внутренний мир, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях и взаимодействии с другими людьми, это высший этап развития психики и продукт общественно-исторического развития людей, результат их всестороннего совершенствования в процессе труда;

бессознательное (психоанализ) – форма отражения действительности, в ходе которого человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с его переживаниями;

личность(гуманистическая психология) – это человек с присущими ему индивидуально-психологическими и социально-психологическими особенностями, занимающийся конкретной деятельностью;

деятельность (отечественная психология) – совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов;

поведение (бихевиоризм) – внешние проявления психической активности человека, его непосредственные поступки и действия.

Связь психологии с другими отраслями научных знаний. Современная психология находится на стыке общественных, естественных и технических наук. Развитие психологических знаний мыслится как расширение связей психологии со смежными науками при сохранении ее самостоятельного предмета исследования.

Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей функционирования психических явлений и процессов как отражения объективной действительности. При этом психология ставит перед собой и ряд других задач [13, с. 12]:

1) изучать качественные (структурные) особенности психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение;

2) анализировать становление и развитие психических явлений и процессов в связи с детерминированностью психики объективными условиями жизни и деятельности людей;

3) исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть практическими средствами их формирования и развития;

4) содействовать планомерному внедрению научных знаний психологии в практику жизни и деятельности людей, их взаимодействия и взаимопонимания (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализация процесса труда в различных видах деятельности людей).

Выделяют следующие особенности психологии [13, с. 13]:

Психология – наука о самых сложных явлениях, которые известны человечеству.

Одним из таких явлений является психика, а носителем психики является головной мозг – самый сложный по строению и закономерностям деятельности орган. Большинство законов психики до сих пор не изучено.

Кроме того, научиться управлять психическими процессами и явлениями, психическими функциями сложнее, нежели чем-либо другим.

Слияние предмета и объекта психологии объясняется тем, что человек с помощью психики познает окружающий мир, а потом на основе этого и свою собственную психику, влияние мира на нее.

Данное слияние неоднозначно, имеет очень много форм проявления, которые достаточно сложно изучить.

В психологии человек одновременно является и субъектом, и объектом познания, так как свое сознание человек исследует с помощью же сознания.

Уникальность психологии как науки заключается в том, что она одновременно является и естественной, и гуманитарной.

Чрезвычайная перспективность психологии и ее исследований вытекает из постоянно возрастающих роли и значения людей, их психики и сознания.

Можно с большой степенью ответственности заявлять, что наибольшую сложность в будущем будет представлять не разработка каких-то сверхсложных технических проектов, а прогнозирование поведения и поступков людей в ходе их (проектов) реализации и эксплуатации.

Собственно единой психологии не существует, а есть различные направления, течения, научные школы. Они получают свою специфику через выделение центральной категории, посредством которой объясняются основные проявления психики.

Психологический факт зависит от его интерпретации исследователем. Как исследователь представляет свой опыт, такие факты он и получает.

Методы психологических исследований – это те приёмы и средства, с помощью которых можно получить достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и разработки практических рекомендаций.

Читайте также:  Опасные игры ребенка - психология

Значение того или иного психологического метода зависит от его валидности и надежности, возможности его применения, часто связанной с трудоемкостью овладения данным методом, временем и уровнем сложности его реализации, расчета и интерпретации полученных результатов, а также от объективности, т.е. независимости результатов исследований от личных качеств психолога.

Психологическая наука использует различные методы исследования, к которым обычно относят:

I. Организационные методы:

1) лонгитюдный;

2) сравнительный;

3) комплексный.

II. Эмпирические методы:

1) обсервационный: наблюдение (внешнее, внутреннее, включенное, невключенное, свободное, стандартизированное), самонаблюдение;

2) эксперимент: лабораторный, полевой, естественный, констатирующий, формирующий;

3) психодиагностические методы изучения личности:

-беседа или интервью (интервью может быть структурированным и неструктурированным),

-опрос (письменный, устный, свободный, экспертная оценка),

-тесты (тесты-опросники, тесты-задания, проективные тесты),

-анкетирование;

4) праксиметрические или анализ трудовой деятельности (хронометрия, профессиографическое описание, оценка выполненных работ, циклография);

5) моделирование (техническое, математическое, кибернетическое, логическое);

6) биографический.

III. Методы обработки данных:

1) количественный;

2) качественный.

IV. Интерпретационные методы:

1) генетические;

2) структурные.

Методы психологической практики:

1) психотерапия;

2) психокоррекция;

3) психотренинг.

Психология прошла длинный путь развития, менялось понимание объекта, предмета и целей. Отметим основные этапы:

Первый этап – психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

Второй этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

Третий этап – психология как наука о поведении. Возникает в ХХ в. Задачи психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: за поведением, поступками, реакциями человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

Четвертый этап (современный) – психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Сформировалась на базе материалистического взгляда на мир.

При этом основой современной российской психологии является закономерное осмысление теории отражения.

Для данного этапа характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую, прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности человека.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-е года XIX в. Оно было связано с созданием психологических лабораторий и внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория была открыта В. Вундтом в 1879 г. в городе Лейпциге. В 1885 г. В.М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

Основные направления зарубежной психологии: психоанализ (З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни и др.), бихевиоризм(Д. Уотсон, А. Вейс, У. Хантер и др.), гештальтпсихология (М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка и др.

), функционалистский подход (У. Джеймс и др.), гуманистическая психология (К. Роджерс, Г. Оллпорт, А. Маслоу и др.), когнитивная психология (У. Найссер, А. Пайвио и др.), трансперсональная психология (С. Гроф и др.

), интерактивная психология (Э. Берн).

Основоположником отечественной психологии считается И.М. Сеченов. Г.И. Челпанов создал в России психологический институт в 1912 г. Немаловажный вклад в развитие отечественной психологии внесли В.М. Бехтерев и И.П.

Павлов. Позднее в отечественной психологии стали выделять деятельностный (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) и личностный подход (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, П.П. Блонский, К.Н. Корнилов и др.).

В деятельностном подходе психика и сознание, их формирование и развитие изучаются в различных формах предметной деятельности субъекта, а у некоторых представителей этого подхода психика и сознание рассматриваются как особые формы, виды этой деятельности, производные от внешнепрактических ее форм. В личностном подходе личность рассматривается как саморегулируемая, динамическая, функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека.

Источник: http://kursak.net/psixologiya-kak-nauka/

Психология это | что такое психология | методы психологии

Психология – это наука, занимающаяся изучением психической деятельности человека, формирования познавательных процессов, свойств и состояний психики.

Также психология изучает воздействие на психику внешних факторов и взаимодействие между индивидуумами в обществе.

Существует множество разделов общей психологии, и в каждом из них изучается определенная область проявлений психики, к примеру, педагогическая психология, возрастная психология.

Психология как наука

На протяжении всей истории человечества существует потребность в разделении и исследовании психологического склада людей. Многие ученые древности затрагивали тему психологии и выделяли некоторые аспекты в плане идеализма и материализма.

Основоположником идеализма и дуализма считается Платон, который впервые распределил людей по имеющимся у них личным качествам – разум в головах, мужество в груди и вожделение в животе.

Считалось, что руководители обладают разумом, воины – мужеством, а рабы – вожделением. Кроме того, Платон уделял особое внимание человеческой душе, и считал ее чем-то божественным, существующим отдельно от тела и познающим вечные истины.

Таким образом, Платон выделял два самостоятельных начала, и его учения стало первым в таком роде.

Его последователем стал Аристотель, ставший родоначальником материализма – направления, утверждающего, первичность материи и вторичность сознания человека. Аристотель стремился к тому, что психология это часть медицины, но полностью объяснить поведение человека с такой точки зрения ему не удалось. Именно поэтому Аристотель впервые выдвинул теорию неразделимости тела и души.

Опираясь на труды этих ученых, многие философы работали в направлении изучении психики и поведения человека. В 1879 году известным психологом Вильгельмом Вундтом была открыта первая психологическая лаборатория, что стало началом развития психологии как экспериментальной науки.

Предмет изучения психологии

Психология — это наука, которая рассматривает человека как субъект деятельности, особенности его становления и личные качества, способность познавать мир и взаимодействовать с ним.

Немаловажным аспектом является изучение возникновения и развития психики человека, основ психической деятельности, особенностей формирования психических образов мира и их воплощение в реальность, единство социальных и биологических факторов в жизни человека, индивидуальных особенностей личности, поведения индивидуума в социальной среде и в конкретных видах деятельности.

Познание самого себя настолько же важно, как и познание окружающего мира, поэтому основами общепсихологических знаний должен обладать каждый.

Это помогает правильно взаимодействовать с другими людьми, стремиться к постоянному совершенствованию и развитию, уверенно чувствовать себя в любой среде.

Психология применяется в самых разных сферах деятельности человека, что поспособствовало развитию ее отраслей – медицинской, юридической, педагогической, военного дела, маркетинга.

Общепсихологические знания нужны всюду, где есть необходимость в использовании ресурсов человеческой психики.

Психология широко применяется в клиниках, школах, в управленческих структурах, в центрах подготовки космонавтов и социального развития.

Сегодня существует множество квалифицированных специалистов, владеющих теми или иными методами, и оказывающих профессиональную помощь всем, кто в ней нуждается.

Методы психологии

В настоящее время невозможно выделить какую-то универсальную методику, подходящую для каждого конкретного человека, потому разработано множество направлений, помогающих разбираться в особенностях поведения. Психология различает следующие наиболее интересные методы:

  • психоанализ – данный метод используется чаще всего при решении личных проблем и внутренних переживаний. Опытный специалист проводит тщательную работу с бессознательными детскими воспоминаниями, которые зачастую и являются причиной проблем во взрослой жизни;
  • телесно-ориентированная терапия – некоторые психологи считают, что при подавлении эмоций в теле наблюдаются так называемые мышечные зажимы. Для их расслабления необходимо применять специальный массаж и упражнения;
  • позитивная психология – это рассмотрение конкретной ситуации в целом, видение ее позитивных и негативных аспектов. Благодаря такому подходу, появляется возможность раскрыть и развить скрытые способности человека, что помогает ему справиться с определенной проблемой.
  • гештальт-психология – это способность осознавать себя «здесь и сейчас», помогающая лучше справляться со стрессовыми ситуациями благодаря осмыслению личного опыта.

Зачастую, при возникновении проблем личного характера человек спешит за помощью к специалисту, владеющему каким-либо методом психологии. Если максимально подобрать его для конкретного пациента, можно эффективно выяснить причину проблем и справиться с проблемой.

Главные задачи психологии

Основной задачей является осознание психических особенностей посредством раскрытия предметных связей, ставших причиной появления психические явления.

Такое психологическое познание следует понимать как осознание психических особенностей через раскрытие связи с окружающим миром.

Таким образом, становиться очевидным, что психология это наиболее практичная наука, рассматривающая сущность человека, поскольку благодаря ее изучению можно познать самого себя, других людей и окружающий мир.

Постоянный интерес к самопознанию и обогащению внутреннего мира объясняется тем, что наблюдается тенденция к интеграции всех аспектов жизни общества – экономической, политической и духовной, как основе благополучия.

Это объясняется тем, что классические понятия экономики (решение технологических задач в хозяйственной деятельности) отодвигаются на второй план более новыми задачами – модернизированными концепциями, направленными на решение гуманитарно-психологических проблем.

Источник: http://psihologija.org/stati/psixologiya-eto.html

психология науки — это… Что такое психология науки?

  • ПСИХОЛОГИЯ НАУКИ — одна из новых психологических дисциплин, имеющих пограничный характер с философией науки, когнитологией и науковедением. Предметом ее исследования является изучение научной деятельности, как отдельных ученых, так и научных коллективов… …   Философия науки: Словарь основных терминов
  • ПСИХОЛОГИЯ НАУКИ — отрасль, изучающая психологические факторы научной деятельности с целью повышения ее эффективности. Психология науки исследует психологические механизмы производства научных знаний в условиях индивидуальной и коллективной деятельности;… …   Профессиональное образование. Словарь
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ НАУКИ — область науковедения и философии науки, предметом исследования которой является поведение отдельных ученых, а также функционирование научных коллективов различной мощности и направленности (научные группы, научные школы, лаборатории,… …   Философия науки: Словарь основных терминов
  • психология творчества — область психологических исследований творческой деятельности (см. творчество) людей в науке (см. психология науки), литературе, музыке, изобразительном и сценическом искусстве (см …   Большая психологическая энциклопедия
  • ПСИХОЛОГИЯ — ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… …   Большая медицинская энциклопедия
  • ПСИХОЛОГИЯ —         (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… …   Философская энциклопедия
  • Психология мира — (англ. peace psychology)  область исследований в психологии, связанная с изучением психических процессов и поведения, порождающих насилие, предотвращающих насилие и способствующих использованию ненасильственных методов, а также создание …   Википедия
  • психология — (от греч. psyche душа и logos учение, наука) наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от… …   Большая психологическая энциклопедия
  • Психология труда — Психология труда  раздел психологии, который рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Существует мнение, что следует разделять описание этой науки в широком и узком… …   Википедия
  • Психология спорта — – это область психологической науки, которая изучает закономерности формирования и проявления самых различных психологических механизмов в спортивной деятельности. Содержание 1 История возникновения 2 Задачи сп …   Википедия

Источник: https://psychology.academic.ru/1973/%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B8

Что такое психология, что изучает и чем занимается?

Платон заметил, что философия начинается с удивления. Наука также начинается с удивления — удивления перед внутренней работой природы, и все естественные науки, в том числе психология, изначально были частью философии.

На протяжении столетий отдельные науки постепенно обретали независимость от философии. Психология одной из последних «отделилась от родителя», оставаясь частью философии вплоть до XIX в. Основателями психологии были как философы, так и психологи, и даже сегодня психология сохранила тесные связи с философией.

На протяжении многих веков история психологии была, по большей части, историей философии, особенно таких ее областей, как философия разума, гносеология и этика. Дословный перевод слова «психология» — исследование души, хотя сам термин не употреблялся вплоть до XVII в., а широкое распространение получил только в XIX в.

Читайте также:  Оперативная работа с эмоциями в конфликте - психология

Философы и религиозные деятели всего мира ожесточенно спорили о природе души, т. е. на тему, известную философам как философия разума.

Существует ли душа? Какова ее природа? Каково ее предназначение? Как она связана с телом? Хотя психологи и не принимают названия «душа», предпочитая термин «разум», который несет меньшую религиозную нагрузку, они задаются все теми же тревожащими вопросами.

Даже те психологи, которые определяют психологию как исследование поведения, а не изучение разума, по-разному отвечают на них.

Со времен древних греков философы интересовались проблемой о том, как люди узнают мир. Это направление получило название эпистемология (гносеология), от греческих слов episteme (знание) и logos (рассуждение). Вопросы о том, как люди познают мир, включают в себя и вопросы об ощущениях, восприятии, памяти и мышлении, — целый мир, который психологи называют когнитивной психологией.

Этика — это еще одна область, которую философы (и религиозные мыслители) делят с психологией. Хотя этика, главным образом, занимается вопросом, как людям следует себя вести, практическая этика зависит от понимания человеческой природы.

Добры ли люди по своей натуре? Какие мотивы существуют у людей? Какие из них следует приветствовать, а какие — подавлять? Являются ли люди общественными существами? Существует ли общий стиль хорошей жизни, которого следует придерживаться всем?

Подобные вопросы по сути своей психологические, и ответить на них можно, изучив человеческую природу. Этические представления проявляются во многих отраслях психологии.

В научной психологии мы обнаруживаем их при изучении мотивации и эмоций, общественного и сексуального поведения.

Прикладная психология, касается ли она бизнеса, промышленности или управления либо представляет собой индивидуальную клиническую или консультативную психологию, тесно связана с человеческой этикой.

Хотя концептуальные основы психологии следует искать в философии, идея создания психологии как самостоятельной науки проистекает из биологии. Идея о том, что функции, которые философы приписывают разуму, на самом деле зависят от глубинных процессов в головном мозге, существует со времен Древней Греции, но общепризнанной она стала в середине XIX в.

Основатели психологии надеялись, что спекулятивная философия и религия могут стать естественными науками. Более молодая отрасль биологии — теория эволюции — также заложила основы научной психологии. Философы и психологи, особенно британские и американские, начали задаваться вопросом, чем хорош разум в борьбе за существование, представляющей собой эволюцию за счет естественного отбора.

Почему мы должны быть сознательными? Есть ли сознание у животных? Эти новые вопросы тревожили и вдохновляли психологов с самого начала. Следовательно, мы должны рассмотреть не только абстрактные вопросы философии, но и растущее понимание функционирования мозга и нервной системы с древности и до наших дней.

Сейчас, на протяжении последнего десятилетия — настоящей эпохи мозга — надежды первых психологов на физиологию заслуживают уважения.

Они надеялись, что психологические процессы можно связать с физиологическими, но затем, на протяжении почти всего XX века, психология отошла от физиологической ориентации.

Однако сегодня, вооружившись новейшими методиками исследования мозга, психологи вернулись к исходным поискам. В то же время новая область эволюционной психологии вернулась к старым фундаментальным вопросам о человеческой природе (R. Wright, 1994).

Понимание науки

Хотя определение предмета психологии всегда было противоречивым, начиная с XIX в. и по сей день существовало соглашение о том, что психология является (или, по крайней мере, должна быть) наукой. Образ современной науки Люди ждут от науки объяснений того, почему мир, разум и тело функционируют именно так, а не иначе.

Общее представление о психологии как науке

Cвой трактат «О душе» выдающийся древнегреческий философ Аристотель. Он считает, что среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как «оно — знание о наиболее возвышенном и удивительном». Во-вторых, психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания.

Чтобы пояснить это, воспользуюсь одним сравнением. Вот рождается на свет человек. Сначала, пребывая в младенческом возрасте, он не осознает и не помнит себя. Однако развитие его идет быстрыми темпами.

Формируются его физические и психические способности; он учится ходить, видеть, понимать, говорить. С помощью этих способностей он познает мир; начинает действовать в нем; расширяется круг его общения.

И вот постепенно, из глубины детства, приходит к нему и постепенно нарастает совершенно особое ощущение — ощущение собственного «Я». Где-то в подростковом возрасте оно начинает приобретать осознанные формы. Появляются вопросы: «Кто я? Какой я?», а позже и «Зачем я?».

Те психические способности и функции, которые до сих пор служили ребенку средством для освоения внешнего мира — физического и социального, обращаются на познание самого себя; они сами становятся предметом осмысления и осознания. Точно такой же процесс можно проследить в масштабе всего человечества.

В первобытном обществе основные силы людей уходили на борьбу за существование, на освоение внешнего мира. Люди добывали огонь, охотились на диких животных, воевали с соседними племенами, получали первые знания о природе.

Человечество того периода, подобно младенцу, не помнит себя. Постепенно росли силы и возможности человечества.

Благодаря своим психическим способностям люди создали материальную и духовную культуру; появились письменность, искусства, науки.

И вот наступил момент, когда человек задал себе вопросы: что это за силы, которые дают ему возможность творить, исследовать и подчинять себе мир, какова природа его разума, каким законам подчиняется его внутренняя, душевная, жизнь?

Этот момент и был рождением самосознания человечества, т. е. рождением психологического знания. Событие, которое когда-то произошло, можно коротко выразить так: если раньше мысль человека направлялась на внешний мир, то теперь она обратилась на саму себя. Человек отважился на то, чтобы с помощью мышления начать исследовать само мышление.

Итак, задачи психологии несоизмеримо сложнее задач любой другой науки, ибо только в ней мысль совершает поворот на себя. Только в ней научное сознание человека становится его научным самосознанием. особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях.

Практические результаты от развития психологии должны стать не только несоизмеримо значительнее результатов любой другой науки, но и качественно другими. Ведь познать нечто — значит овладеть этим «нечто», научиться им управлять.

Научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями — задача, конечно, более грандиозная, чем, например, освоение космоса. При этом надо особенно подчеркнуть, что, познавая себя, человек будет себя изменять.

Психология уже сейчас накопила много фактов, показывающих, как новое знание человека о себе делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния и переживания. Если же снова перейти к масштабу всего человечества, то можно сказать, что психология — это наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.

И хотя это мнение не является сейчас общепринятым, в последнее время все громче звучат голоса, призывающие осмыслить эту особенность психологии, которая делает ее наукой особого типа.

Надо сказать, что психология — очень молодая наука. Это более или менее понятно: можно сказать, что, как и у вышеупомянутого подростка, должен был пройти период становления духовных сил человечества, чтобы они стали предметом научной рефлексии.

отрывки из книги Гиппенрейтер Ю.Б. «Введение в общую психологию»

Источник: http://www.modo-novum.ru/psiholog/znanie.htm

Психология как наука. Предмет психологии

Во все времена человечество интересовали вопросы о душевной жизни человека: чем определяются причины и закономерности его поступков, законы поведения в обществе, внутренний мир. Интригующей представлялась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы их механизмы. На все эти и многие другие вопросы стремится ответить психология.

Определение психологии как науки

Психология (от греч. psyche – душа, logos – учение; дословно – наука о душе) – это наука о закономерностях функционирования и развития психики, это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических явлений.

Научная и житейская психология

У каждого человека есть запас житейских психологических знаний, основой которых является жизненный опыт. Мы можем понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, помочь ему.

Слова «психолог», «психология» вышли за рамки научных трактатов и получили развитие в повседневной жизни: психологами называют знатоков человеческих душ, страстей и характеров; под термином «психология» понимают как научное, так и ненаучное (житейское) знание. В обыденном сознании эти понятия часто смешиваются.

Однако в действительности существуют принципиальные различия между научной и житейской психологией. Можно выделить следующие коренные различия между ними:

  • По степени обобщения знаний и формам их представления. Житейские психологические знания конкретны: они связаны с определенными людьми, определенными ситуациями и частными задачами. Понятиям житейской психологии, как правило, свойственны расплывчатость и многозначность. Научная психология, как любая наука, стремится к обобщениям. Для этого четко определяются и используются научные понятия, которые отражают наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения.
  • По способу получения знаний и степени их субъективности. Житейские знания о психологии человека приобретаются с помощью непосредственного наблюдения за другими людьми и самонаблюдения, путем практических проб и ошибок. Они носят интуитивный характер, скорее иррациональны и крайне субъективны. Знания житейской психологии зачастую противоречивы, фрагментарны и плохо систематизированы. Методы получения знаний в научной психологии рациональны, осознанны и целенаправленны. Богатство используемых научной психологией методов дает обширный, разнообразный материал, который в обобщенном и систематизированном виде предстает в логически непротиворечивых концепциях и теориях.
  • По способам передачи знаний. Возможности передачи знаний в житейской психологии от одного человека к другому весьма ограничены. Существуют трудности в словесном оформлении индивидуального психологического опыта, всей сложной гаммы эмоциональных переживаний, в то же время имеется определенное недоверие к достоверности и истинности подобного рода информации. Накопление и передача научных знаний происходит в понятиях и законах, научных концепциях и теориях. Они закреплены в специальной литературе и легко передаются от поколения к поколению.

Перечисленные различия показывают преимущества научного психологического знания. Вместе с тем мы не можем отрицать необходимость житейского опыта, играющего важную роль в развитии психологии как науки. Научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; в-третьих, на последнем этапе им проверяется.

Особенности психологической науки

Психология как наука имеет следующие особенности, обусловливающие сложность ее становления:

  1. Это наука о самом сложном из всего, что известно человечеству. Еще древнегреческий философ Аристотель, начиная свой трактат «О душе», писал: «Среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как оно – знание о наиболее возвышенном и удивительном». А великий физик А.Эйнштейн, знакомясь с опытами знаменитого психолога Ж. Пиаже, резюмировал свои впечатления в парадоксальной фразе о том, что изучение физических проблем – это детская игра в сравнении с загадками психологии детской игры.
  2. В психологии человек одновременно выступает и как объект, и как субъект познания. Происходит уникальное явление: научное сознание человека становится научным самосознанием.
  3. В психологических изысканиях особенно остро стоит трудная и неоднозначно решаемая проблема объективности научного познания. Многие ученые отказывались от признания психологии объективной научной дисциплиной, аргументируя это невозможностью объективно изучать субъективный внутренний мир человека, который непосредственно открыт для познания только ему одному.
  4. Трудности становления и развития психологии определяются, наконец, тем фактом, что это относительно очень молодая наука. Несмотря на то, что вопросы о сущности и особенностях человеческой психики ставились еще в работах античных и средневековых философов, официальное оформление научная психология получила лишь немногим более ста лет назад — в 1879 году, когда немецкий психолог Вильгельм Вундт открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии, заложив тем самым начало объективному, экспериментальному изучению психических явлений.
Читайте также:  Деловой формат - психология

Предмет психологии

На протяжении истории развития психологической мысли представления ученых о предмете психологии претерпевали серьезные изменения. Можно условно выделить 4 основных этапа развития представлений о предмете психологии в ее истории:

  1. Психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
  2. Психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
  3. Психология как наука о поведении. Возникает в XX веке: Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
  4. Психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики (современный этап).

Единого мнения о предмете психологии не существует и у современных ученых. В общем виде в качестве предмета психологии как самостоятельной научной дисциплины могут быть названы явления, факты и закономерности психической жизни человека.

Источник: https://psy-diplom.ru/shpargalki/psihologiya-kak-nauka-i-ee-predmet/

Психология как наука

Раздел 1:  Психология как наука

1. Возникновение и развитие психологии. 

    Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики. Взаимодействие всех живых существ с окружающим миром осуществляется посредством особого рода психических процессов и состояний. Эти особые процессы неотделимы от физиологических процессов, но не сводятся к ним.

В течение многих столетий эти удивительные и загадочные явления обозначались общим термином «душа» и считались порождением высшей сущности — Бога. В воззрениях древних душа истолковывалась анималистически, т.е. как особая бесплотная сущность, вселяющаяся в тело человека.

Но уже Аристотель предложил трактовку души как способа организации живого тела и его поведения, что послужило мощным стимулом развития научных взглядов в области психического на Западе.

     Возникнув как раздел философской науки, психология в течение более чем двух тысячелетий была неразрывно связана с ней.

В рамках философии было накоплено огромное количество знаний о различных психических процессах и состояниях, исследовались процессы восприятия и познания окружающего мира, эмоциональные процессы, механизмы развития  психических явлений, сделаны попытки типологии людей.

Биологические основы психического исследовались в медицинской науке. Многие знания о психическом были накоплены в астрологии, так называемых оккультных науках.

     Накопление знаний о природе и механизмах функционирования психического шло в двух уровнях: эмпирическом (опытном) и теоретическом и привело во второй половине 19 века к появлению психологии как самостоятельной науки. Возникновение научной психологии связано с именем В. Вундта, который в 1879 году создал крупнейшую психологическую школу, получившую название структуралистской.

     С этого времени развитие психологической науки пошло семимильными шагами. Уже в конце 19 века — начале 20 века появилось множество психологических школ, различавшихся подходами в понимании природы психического: функционализм, бихевиоризм, рефлексология, психоанализ, гуманистические школы, гештальт-психология.

Наличие большого количества школ подчеркивает сложность задач, стоящих перед психологией и возможность истолкования психических явлений с различных теоретических позиций.

Вместе с тем при исследовании тех или иных психических процессов и состояний часто применяется эклектический подход, синтезирующий точки зрения различных   школ.

2.  Отрасли психологии.

    Современная психология представляет собой разветвленную систему относительно самостоятельных научных дисциплин, связанных с различными видами человеческой деятельности. Эти дисциплины называются отраслями психологии.

Появление множества отраслей связано с накоплением огромного количества научных фактов и необходимостью их более строгой систематизации, а также с особенностями функционирования психики при выполнении различных видов деятельности. Многие из отраслей в свою очередь подразделяются на ряд более специальных дисциплин с более узким предметом исследования.

Так, например, медицинская психология, изучающая психологические аспекты деятельности врача и поведения больного, подразделяется внутри себя на нейропсихологию, изучающую соотношение психических явлений с физиологией мозга; психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека; психотерапию, изучающую и использующую средства психического воздействия на больного; психопрофилактику и психогигиену, разрабатывающих систему превентивных мер, препятствующих развитию психопаталогий.

     Выделяют следующие отрасли психологии:

       * общая психология — изучает общие закономерности психической деятельности взрослого человека;                                                                                                                                                                                                                         

* возрастная психология — исследует особенности развития психики на различных возрастных этапах; в свою очередь, психические особенности детей и школьников различных возрастов изучает отрасль возрастной психологии, которую называют детской психологией;

* педагогическая психология — занимается психологическими особенностями обучения и воспитания;

        социальная психология — изучает взаимоотношения людей в группах;

* психология труда — рассматривает психологические особенности различных видов трудовой деятельности и т.д.

Появление новых видов деятельности обусловливает возникновение соответствующей отрасли психологии. Так, например, в связи с необходимостью изучения психики людей в условиях космического полета, появилась такая отрасль как космическая психология.

 3. Методы психологических исследований.

     Психология, как и другие науки, использует для сбора научной информации различные методы. Но специфика объекта исследования — психики человека — накладывает свой отпечаток и на возможности использования того или иного метода, и на его результативность.

     Рассмотрим достоинства и недостатки основных методов психологического исследования.

Наблюдение

     Наблюдение — исторически наиболее древний метод, использующийся  практически всеми науками. В психологии нашли применение различные модификации этого метода: самонаблюдение, объективное наблюдение, которое может быть непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным, включенным и сторонним, естественным и лабораторным, систематическим и поисковым.

     Самонаблюдение или «интроспекция» представляет собой изучение наблюдателем себя, своего внутреннего мира, различных психических реакций.

Долгое время в среде мыслителей, занимающихся исследованием психических явлений, было распространено мнение, что изучить психику извне невозможно, т.к. это замкнутый в себе мир, доступный только себе самому.

Достоинством этого метода является его высокая информативность, простота использования. Но по мере развития научной психологии выявились многочисленные отрицательные стороны самонаблюдения, из которых основными являются невозможность проверки результатов, крайний субъективизм в истолковании психических фактов.

С появлением первых представлений о бессознательном и его влиянии на поведение и вообще на  всю психическую жизнь индивида стало очевидным, что надежность этого метода очень ограничена.

Именно этим объясняется переход в психологическом познании к объективным методам,  из которых наиболее простым являются различные виды наблюдения.

     Непосредственное наблюдение предполагает контакт исследователя с объектом наблюдения.

     При опосредованном наблюдении исследователь знакомится с наблюдаемым объектом заочно, посредством различных документов, например, дневников, автобиографий, результатов творчества. Примером может служить анализ З. Фрейдом личности Ф. Достоевского по его произведениям или анализ Э. Фроммом личности Гитлера по свидетельствам его приближенных и известным фактам биографии.

     Прямое наблюдение дает информацию о процессах, доступных качественной и количественной оценке.

     Косвенное наблюдение используется, когда мы хотим при помощи объективных методов исследовать процессы, не поддающиеся прямому наблюдению, например, степень усталости человека. В этом случае мы можем судить о выраженность этого процесса лишь косвенно, например, по изменению степени концентрации внимания, по количеству совершаемых ошибок.

     При включенном наблюдении исследователь становиться частью наблюдаемого коллектива.

     При стороннем наблюдении исследователь в контакт с наблюдаемой ситуацией не входит.

     Естественное наблюдение происходит в обычных условиях, а лабораторное — в искусственно созданных, или существенно измененных.

     Систематическое наблюдение предполагает изучение определенного аспекта поведения, изучению которого посвящено это исследование.

     Поисковое наблюдение не подчинено определенной цели, но часто меняет всю картину исследования, если  исходная гипотеза была неверна.              

     Достоинства наблюдения очевидны, но возможны и различные ошибки в оценке наблюдаемых фактов, связанные с различными эффектами, известными психологии, например, эффектом ореола и эффектом Пигмалиона.

     Эффект Пигмалиона заключается в том, что выдвигая исходную гипотезу, исследователь стремится потом непроизвольно истолковывать наблюдаемые факты в ее пользу.

     Эффект ореола, или гала-эффект, приводит к неправомерному обобщению конкретных впечатлений исследователя и перенесения оценок с одной ситуации на другую.

     Кроме этого, наблюдатель может истолковывать психические факты с точки зрения основных положений той психологической школы, которой он принадлежит или он может быть подвержен различного рода предрассудкам, касающихся, например способностей женщин к тем или иным видам деятельности (так называемый сексизм) или  касающейся зависимости особенностей функционирования психики от принадлежности к той или расе, национальности, социокультурной группе и т.д.

    Эксперимент

     Экспериментом называют метод, при котором исследователь сам вызывает исследуемое явление.

     Чаще всего при проведении эксперимента испытуемых произвольно или по каким-то признакам делят на две группы — экспериментальную, для которой создают измененные условия деятельности, и контрольную, которая таким изменениям не подвергается. Эти предосторожности необходимы для уверенности в том, что наблюдаемые проявления психики связаны с измененными условиями, а не с какими-то другими факторами.

     В современной психологии эксперимент является основным методом исследования, что не означает, что его применение абсолютно надежно. С использованием в практике эксперимента связаны искажения, называемые эффектами Розенталя, Хоторна.

     Эффект Розенталя связывают с ожиданиями экспериментатора. Когда экспериментатор глубоко убежден, что реакции испытуемых изменятся, то он невольно передает свои ожидания испытуемым различными невербальными (неречевыми) способами, и это может повлиять на их поведение.

     Эффект Хоторна возникает, если испытуемым известна исходная гипотеза. В этом случае велика вероятность, что они будут вести себя в соответствии с ожиданиями экспериментатора.

Частным случаем эффекта Хоторна является эффект плацебо, при котором врачи, убежденные в эффективности какого-либо лекарственного препарата, передают свою убежденность больным и вследствие этого возникает ожидаемое улучшение здоровья, хотя на самом деле этот препарат такого воздействия не оказывает.

Анкетирование и тесты

      Для получения больших объемов информации используют анкетирование, которое является модификацией другого метода — беседы. При анкетировании испытуемым предлагают тщательно разработанный опросник. Исследователь затем по ответам судит о наличии или отсутствии тех или иных психических свойств.

     Тесты позволяют количественно измерить различные характеристики психики: например, интеллект, внимание, мыслительные операции, память, а также различные психические состояния, например тревогу, фрустрацию, депрессию.

    Наряду с вербальными тестами применяют различные невербальные тесты, например, рисуночный тест Розенцвейга, направленный на изучение реакций индивида в ответ на травмирующую ситуацию.

    Проективные методики

     Проективные методики основываются на способности  индивидов приписывать свои собственные состояния и качества предъявляемым объектам.

    Наиболее известна методика чернильных пятен Роршаха, при проведении которой испытуемым предъявляют карточки со стандартными чернильными кляксами различных цветов и по тому, что они видят в них, оценивается реалистичность восприятия, уровень тревоги, эмоциональное состояние.

     При проведении других проективных методик испытуемым предлагают нарисовать дом, дерево, человека, несуществующее животное и по особенностям рисунка судят о состоянии психики индивидов.

     Также существуют вербальные проективные методики, например, методика «Незаконченное предложение», при проведении которой исследователь предлагает испытуемым начало предложения, которое они должны закончить.

Источник: http://www.support17.com/component/content/241.html?task=view

Ссылка на основную публикацию