Негативное мировосприятие — психология

Позитивное и негативное восприятие мира. Статья. Позитивная психология. Самопознание.ру

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:

— Внутри каждого человека идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет собой зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк несёт добро: мир, любовь, надежду, дружелюбие, истину, доброту, верность.

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка, и он ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Во многом наше отношение к жизни, труду и т.д. зависит от нашего восприятия. Фильтр восприятия, который стоит в нашем подсознании и сознании, убеждения, принципы, эмоциональный фон, в котором мы пребываем, — всё это очень сильно искажает действительную картину.

Мы видим то, что способны увидеть в данный момент времени. Наше настроение непосредственно меняет это восприятие. Когда мы радуемся, вокруг — красота, и всё кажется нам прекрасным. Когда мы огорчены, весь мир недружелюбен, а люди предвзяты к нам. Это проецируется нашим внутренним состоянием.

Мы видим вокруг своё отражение.

Понимая это, можно сделать выводы. Если вы хотите красоты, любви, здоровья, успеха — вы должны это транслировать из себя. Излучать свет, радость, любовь. Только тогда жизнь вокруг вас расцветёт буйными красками, всё будет вас радовать, и даже неудачи станут опытом и руководством к дальнейшему совершенствованию.

Посмотрите сейчас вокруг себя. Что вы увидели? Стол, окно, шкаф, шумную улицу? Или луч солнца, пение птиц, яркие краски, цветы? Недаром говорят, что красота в глазах смотрящего. Одни видят грязь и мух, другие — цветы и облака.

Послушайте, что говорят окружающие вас люди? Что происходит внутри у человека, о том он и говорит. Одни о болезнях. Другие об искусстве. Одни о трагедиях. Другие о любви и отношениях.

Каждый живёт со своим фильтром, который показывает ему мир таким, каким он может его увидеть. Прислушайтесь к своим мыслям.

Сделайте выводы, чего в вас больше, негатива или позитива. Подумайте над тем, что бы вы хотели изменить в своей жизни: увидеть в себе негатив, свою бессознательность, погружённость в мысли, которые вам портят жизнь; через внутреннее восприятие изменить внешнее в вашем мире. Негативные переживания имеют серьёзные побочные эффекты:

  • В процессе их проявления и после наступает тупость (резкое ослабление способности и желания различать воспринимаемое);
  • Они вызывают плохое физическое самочувствие;
  • Возникает потеря интереса, предвкушения, энтузиазма и других позитивных эмоций, радостных желаний;
  • Их протекание несовместимо с ясным мышлением, а также с озарением;
  • Испытывая негативные эмоции, вы похожи на запрограммированного робота: реакции и поступки легко просчитать заранее, а ваши действия крайне неэффективны.

Из потока негативных эмоций почти невозможно вырваться без упорной и решительной тренировки. Даже если в какой-то ситуации вы захотите перестать их испытывать, они не прекратятся: такова сила тысячекратно закреплённой привычки.

Во-первых, следует выработать у себя позитивное мировосприятие, или положительный настрой. Это является обязательным условием для достижения цели. Вроде бы легко — воспринимать жизнь с точки зрения оптимиста, всё видеть позитивно. Однако, когда вокруг столько проблем и неприятностей, сделать это довольно сложно.

Нужно понимать, что мир не имеет позитивного или негативного заряда. Человек сам окрашивает ситуацию в тот или иной цвет в зависимости от восприятия, убеждений и ожиданий. Разные люди видят одну и туже ситуацию по-своему. Один воспринимает её позитивной, другой — резко отрицательной. Это зависит от веры, убеждений, воспитания и других факторов.

Например, когда мы смотрим комедию, и на экране падает человек, то это смешно — позитивное восприятие. Но если вы упали, и вам больно — налицо отрицательное восприятие. Возможно, вы прошли мимо упавшего человека на улице и не обратили внимания на этот случай — нейтральное восприятие. Мы сами, наше подсознание и сознание дают оценку событиям.

При этом зачастую происходит выплеск эмоций, и всё это без нашего участия. Однако можно попробовать контролировать свои чувства, хотя это нелегко и не всегда, особенно по началу, удаётся. Но если стараться, то результаты непременно будут.

Самое трудное — не только внешне не выказывать отрицательных эмоций, но действительно верить, что всё идёт хорошо (или хотя бы нейтрально).

Что делать, если возникают неприятности, что-нибудь не получается? Помните правило: не существует неудач, есть только опыт! Любое происшествие, любая ситуация — это опыт, который нужно усваивать и применять в своей дальнейшей деятельности. Не ошибается только тот, кто ничего не делает.

Все знаменитые люди проходили через множество взлётов и падений. Каждый богатый терял деньги, каждый учёный проводил сотни, а то и тысячи неудачных опытов. Чтобы однажды прийти куда-то, нужно сделать множество шагов.

Наши ошибки — это не мы, это всего лишь ступень, через которую мы идём к своей цели.

Человеку невозможно испортить настроение. Психологи говорят, что один человек не способен изменить эмоциональное состояние другого. Наш эмоциональный фон меняет наше отношение, наша реакция на происходящее.

Мы можем реагировать позитивно или негативно, в зависимости от нашего воспитания, от нашей сознательности, от нашего отношения и убеждений. Наше настроение в наших руках.

В любых обстоятельствах можно быстро найти позитивное, или сидеть букой, обижаясь на всех и на всё…

Видеть в своей жизни радость, принимать её, получать удовольствие от личного времени и от своей работы — вот то, к чему вы можете и должны стремиться! Увидеть много положительных событий и принять за основу своё позитивное эмоциональное состояние. Увидеть свою жизнь как набор событий и поступков, приносящих удовлетворение и радость. Получать истинное удовольствие от своей жизни. Ищите в ней плюсы.

Вспомните прямо сейчас, что хорошего произошло с вами за последнюю неделю? Как много позитивных событий вам удалось вспомнить? Как часто вы испытываете радость?

На тренингах личностного роста многие люди совсем не могут вспомнить событий, которые приносили им истинную радость и удовлетворение. Они воспринимают хорошие события как нечто должное, само собой разумеющееся.

В тоже время они чётко определяют негатив, когда что-нибудь в их жизни не получается.

Эти люди разучились радоваться! Вы умеете радоваться? Чувствуете, как что внутри вас теплеет, когда вы в позитивном настроении? У вас есть внутреннее чувство глубокого удовлетворения? Вы наслаждаетесь своими достижениями и просто чудесными событиями в вашей жизни?

Радость может доставлять не только хорошая зарплата, крупное приобретение или встреча друга. Можно радоваться зелёному листу, муравью на пальце, детскому воспоминанию, удачным переговорам, улыбке встречного прохожего, играющим в парке детям и многому другому. Посмотрите вокруг себя.

Поищите чудо позитива рядом с собой прямо сейчас! Это может быть горячий блин, источающий ароматный пар. Ветка в окне. Фотография родителей на столе. Наблюдайте, посвятите этому несколько минут. Почувствуйте, как внутри вас происходит волшебство, как вы наполняетесь позитивными чувствами.

Если вы относитесь к событиям в своей жизни негативно, она не приносит удовлетворения. Вы совсем не растёте ни профессионально, ни личностно или растёте очень медленно. Всё это отрицательно влияет и на вашу личную жизнь.

Поэтому ищите радость не только в личной жизни, но и в каждом своём действии. Ищите в своей работе то, что вам нравится. Углубляйте ту деятельность в вашей сфере, которая приносит максимальное удовлетворение.

Делайте свою работу от души и с глубоким чувством удовлетворения. Зарядите каждое своё действие позитивом, хорошим настроением.

Сделайте это осознанно: помните, что осознанная деятельность делает вашу жизнь намного более эффективной, а позитив, внесённый в неё, преумножит это. Ищите приятные эмоции во всем!

Если вы не видите в вашей жизни никакого позитива, создайте его. Пусть это будет мгновение радости от выполненной задачи. Есть такое правило: делай каждый день себе маленький подарок, и мир подарит тебе что-то ещё. Я следую этому правилу и знаю, что оно действительно работает.

Хватит жить рутиной! Выйдите из круга повседневного автоматизма. Пусть вам сопутствует успех, радуйтесь каждому обстоятельству.

Источник: https://samopoznanie.ru/articles/pozitivnoe_i_negativnoe_vospriyatie_mira/

Негативное мировосприятие

Негативное мировосприятие — восприятие мира преимущественно сквозь негативную установку, в серых, темных и мрачных тонах, привычка замечать во всем плохое.

Негативное мировосприятие часто перерастает в негативизм — отношение к человеку или людям с негативным предубеждением.

Негативное мировосприятие и личность

Свойственно для неблагодарных людей, Романтика и Паразита. Редко свойственно Потребителю, совсем никогда — Творцу.

Негативное мировосприятие — это следствие понижения эмоционального тона с возрастом, если человек за собой не следит. Негативное мировосприятие в большой степени присуще ленивым, деградирующим личностям, людям, которые не хотят заниматься собой, своим физическим и душевным здоровьем.

Кратковременное проявление негативной установки иногда может быть и у душевно здоровых людей, физически хорошо развитых, после трудных событий в жизни (умер близкий и любимый человек и т.д.). Если человек душевно здоровый, он быстро с таким проявлением негативной установки справляется и учитывает на будущее, что нужно делать, чтобы сильно в негатив не впадать.

Негативная установка — это свойство неблагодарных людей: вместо того, чтобы благодарить жизнь и окружающих людей за то хорошее, что они сделали — эти люди дуются и переживают: а почему так мало и так несовершенно?

Если же все было сделано так, как хотелось им — они переживают о другом: а я теперь должник, я теперь тоже должен что-то сделать в ответ…

Иллюстрации негативного восприятия

Негативное мировосприятие у детей

Склонность к негативному мировосприятию, по-видимому, бывает и врожденной, но эти случаи достаточно редки.

Чаще всего негативное мировосприятие формируется у ребенка вследствие следующих причин:

Негативное мировосприятие в достаточной мере характерен для российской культуры в целом. Контраст, например, с индийской или тем более тайландской культурой — разительный.

Что делать, чтобы воспринимать жизнь позитивнее

  • Каждый день 15 минут жить с прочувственным удовольствием: завтракать, ехать на работу, вставать с кровати и так далее.
  • Внутреннее Хорошо! и внешнее Солнышко: дарить радость окружающим людям.
  • Вести здоровый образ жизни: утром зарядка, душ, обливание, правильное питание, много спорта и пр.
  • Стать жаворонком, прекратить засиживаться ночью у монитора, размышляя о несовершенстве мира и себя лично.
  • Каждый день писать 10 своих достоинств (без повторов, каждый раз новые)
  • Привыкнуть все делать целесообразно, задавая вопрос: зачем я это делаю? (а не почему я это сделал?)

Источник: https://knigarazuma.ru/article/negativnoe_mirovospriyatie

7 способов снизить влияние негативных мыслей на вашу жизнь

Знаете ли вы, что каждый день в голове человека появляется около 60 000 мыслей. И что еще более интересно, около 90% из них – повторяющиеся.

То есть, 9 мыслей из 10, появляющихся в нашей голове, создают нас как человека, определяют наши стремления, желания, цели, наши страхи и опасения.

Но куда более важен тот факт, что у многих (почти у всех) эти 9 мыслей являются преимущественно негативными.

Уже давно известно, что негатив – это основа стресса, его ядро. Именно негативное восприятие мира отвечает за появление болезней, ухудшение физического и душевного состояния.

Большинство из нас находятся в состоянии негатива постоянно.

Непрекращающиеся проблемы с семьей, на работе, в личной жизни могут настолько погрузить нас в глубины отрицательных мыслей, что самостоятельно выбраться будет очень непросто.

Важно помнить, что в основе всего, что происходит в нашей жизни, лежат наши же мысли. То, как мы смотрим на мир, то, как воспринимаем события, с негативной или позитивной окраской. И любое начинание будет бесполезно и не закончится удачно без соответствующего настроя.

Есть ли способы научиться воспринимать все спокойно и даже с улыбкой? Можно ли как-то предотвратить появление неприятностей с самочувствием и уменьшить количество проблем в жизни?

К счастью, это сделать не так и сложно. Ниже описаны способы, которые помогут справиться со стрессом, снизить вероятность ухудшения физического и душевного здоровья.

1. Практикуйте осознание

Осознание действительности очень важно в жизни каждого человека. Оно помогает правильно ориентироваться в ситуациях, снижающих уровень энергии, вытягивающих силы. Осознанный человек никогда не ввяжется в ненужный спор, зная, что это все лишь бессмысленная трата ресурсов.

Практиковать и тренировать такой навык можно по-разному. Хорошо помогают концентрация, медитация, постоянное напоминание себе о настоящих целях того или иного действия или поступка.

2. Любите себя

Невозможно исцелять и защищать тело, которое ненавидишь или считаешь недостаточно хорошим. Невозможно сделать его лучше без предварительного понимания любви и принятия того, что есть сейчас. Любые изменения следует начать с мыслей, с восприятия себя. И важно, чтобы все это было в позитивном ключе.

Полюбите себя настолько, чтобы начать желать себе только самого лучшего.

3. Встретьтесь со своими страхами лицом к лицу

Постоянные страхи и опасения могут очень сильно подрывать физическое и душевное здоровье.

Если вы боитесь рисковать, пробовать, пытаться что-то сделать из настойчивого страха совершить ошибку, быть высмеянными людьми вокруг, стоит задумать о серьезной работе над своими внутренними убеждениями.

Как правило, самостоятельно с такими глубинными установками справиться сложно. Обратитесь к специалисту, не затягивайте, все еще можно исправить.

4. Временами полностью отдыхайте от технических достижений человечества

Это касается не только компьютера и телевизора, но даже и телефона. Все эти средства связи помогают нам оперативно реагировать на внезапные изменения, но они же сковывают по рукам и ногам, не позволяя уделить себе хотя бы немного внимания.

Читайте также:  Переживание боли: страдания для добрых людей - психология

Отключите все технические устройства, побудьте какое-то время наедине с собой и своими мыслями. Вы удивитесь, осознав, насколько одиночество может быть полезным и приятным.

5. Начните заниматься йогой или цигун

Эти практики отлично помогают научиться контролировать мысли, восстановить душевное равновесие, обрести необходимые спокойствие и умиротворенность. К тому же, подобные практики прекрасно тренируют тело, избавляют от зажимов и блоков, улучшают здоровье. Весь секрет – в осознанных и регулярных тренировках.

6. Наполните себя позитивом

Количество стресса и негативных мыслей можно существенно снизить, если намеренно увеличивать позитив в своей жизни.

К примеру, много слушать любимой веселой (или классической, она тоже отлично помогает) музыки, читать вдохновляющие книги, смотреть фильмы.

Но самое главное – это стараться воспринимать все события с положительной точки зрения, искать плюсы даже там, где, казалось бы, их крайне сложно найти.

Позитивное мышление – это привычка. Ей вполне можно научиться, как и любой другой.

7. Старайтесь не обижаться

Так много людей буквально хоронят себя за живо под мусором из обиды, ощущения предательства со стороны других, душевной боли. В такие моменты, когда эмоции необычайно яркие, может показаться, что справиться с ними невозможно, что они покрывают все положительное, что есть в жизни, толстым слоем негативного налета.

Но на самом деле все зависит от нашего восприятия и умения прощать и отпускать. Это непросто делать каждый раз, особенно учитывая стремление людей с саможалению и комплексу жертвы. Но стоит этому научиться. Тогда вам не страшны будут любые ссоры, споры и разногласия с другими людьми. Вы станете сильнее.

Будете более здоровыми, устойчивыми и физически, и морально.

Разве это не хороший стимул, чтобы начать менять себя?

Светлана, www.vitamarg.com

Изображения взяты на shutterstock.com

Источник: http://www.vitamarg.com/konsultacii/sostoynie/5718-snizit-vliyanie-negativnykh-myslej

Восприятие и установки

Согласно определению, восприятие – это «отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Оно включает в себя прошлый опыт человека в виде представлений и знаний».

Одного древнего восточного мудреца спросили, каков мир на самом деле. Тот ответил: «Каким хотим, таким и видим». Мы воспринимаем окружающий мир под влиянием внешних факторов и внутренних установок, которые во многом формирует окружающая среда – как природная, так и социальная.

Любое восприятие, организовано при помощи какого–либо описания мира, а посему оно принципиально иллюзорно. Нет никакого иного варианта организовать человеческое восприятие. И, пока человек этого не понимает, он будет постоянно сталкиваться вот с такими проблемами: «Ну, я же это видел своими глазами», или «слышал своими ушами».

Человек склонен абсолютизировать данные своих ощущений. Именно в этом месте самый сложный момент управления восприятием. Именно здесь нет иммунитета.

Сознание должно на что–то опираться. А индивидуальное сознание, отделенное от целого, традиционно опирается на ощущения, которые как раз в точности и являются нашей иллюзией по той простой причине, что наше восприятие всегда опосредовано нашим же описанием мира. Картина мира всегда опосредована описанием. Между миром и картиной мира всегда находится описание. Это медицинский факт.

Ничего с этим сделать нельзя. Иллюзорность присуща или, как говорят философы, имманентна восприятию. Это значит, что всякая вещь первично положена объективно – в объективных связях предметного мира; что она – вторично – полагает себя также и в субъективности, чувственности человека, и в человеческом сознании  (в своих идеальных формах).

Из этого нужно исходить и в психологическом исследовании образа, процессов его порождения и функционирования. Мы действительно строим, но не Мир, а Образ, активно «вычерпывая» его из объективной реальности. Восприятие – это отражение информации, об окружающем мире включая все его элементы материального и духовного мира.

Процесс восприятия и есть процесс, средство этого «вычерпывания», причём главное состоит не в том, как, с помощью каких средств протекает этот процесс, а в том, что получается в результате этого процесса. Логически вытекает ответ – образ объективного мира, объективной реальности.

Образ более адекватный или менее адекватный, более полный или менее полный… иногда даже ложный… И поэтому, в повседневности, нечто навязывают нам, а мы, в свою очередь, пытаемся навязать что–то кому–то другому.

К вопросу о восприятии есть хорошая сказка–притча в книге Ричарда Хьюсмана и Джона Хэтфилда «Фактор справедливости, или «И это после того, что я для тебя сделал…» про принца и волшебника.

Принц и волшебник.

«Много лет назад жил молодой принц, который верил во всё на свете, но не признавал существования трёх вещей – принцесс, островов и Бога. Его отец, король, сказал ему, что этих трёх вещей не существует. А так как в королевстве не было ни принцесс, ни островов, ни признаков существования Бога, то принц верил своему отцу.

Однажды молодой принц оставил королевство своего отца и отправился путешествовать в далёкие земли. Стоя на берегу моря в одной из далёких стран, он увидел острова. На этих островах он увидел удивительные и прекрасные создания, имя которых он не смел произнести. В то время как он созерцал эти создания, к нему приблизился человек, одетый в вечерний костюм.

«Это настоящие острова?» – спросил молодой принц. «Конечно», – ответил человек в вечернем костюме. «А эти удивительные и прекрасные создания?» – спросил принц. Человек улыбнулся. «Они настоящие принцессы». – «Тогда должен существовать и Бог!» – воскликнул принц. Человек в вечернем одеянии поклонился. «Я – Бог», – сказал он.

Молодой принц поспешил домой в отцовское королевство. «Итак, ты вернулся», – сказал отец. «Да, – с негодованием ответил сын. – И я видел острова и принцесс. И я разговаривал с Богом». Король был непреклонен: «Как я говорил тебе и раньше, этих вещей просто не существует». «Но я видел их», – отвечал принц.

«Тогда расскажи мне, как был одет Бог», – сказал отец. Принц немного подумал и ответил: «Бог был одет в вечерний костюм». Король подался вперёд. «А были ли отвёрнуты рукава его одежды?» – «Ну да, были», – ответил, вспоминая, принц. Король улыбнулся и мягко произнёс: «Это одежда волшебника, мой сын.

Ты был введён в заблуждение».

Встревоженный утверждениями отца, молодой принц вернулся на далёкую землю и пошёл на тот же берег. Когда он опять посмотрел на то, что оказалось островами, населёнными принцессами, около него вновь появился незнакомец в вечернем одеянии.

«Мой отец, король, рассказал мне, кто вы есть на самом деле, – сказал принц с упрёком. – Я знаю, что это ненастоящие острова. И принцессы тоже ненастоящие. Потому что вы не Бог. Вы только волшебник». Человек улыбнулся. «Тебя ввёл в заблуждение твой отец, молодой принц.

В его собственном королевстве есть и острова, и принцессы. И ты не можешь их увидеть, потому что на тебя действуют чары отца».

Глубоко озабоченный молодой принц вернулся домой. Он сразу же направился в палаты отца. «Отец, правда ли то, что ты волшебник?» Отец отвернул рукава своей одежды. «Да, мой сын, я волшебник». – «Значит, тот человек на берегу был действительно Бог?» – сказал принц.

«Нет, – ответил король, – тот человек на берегу был всего-навсего другим волшебником». Молодой человек вскрикнул: «Но я должен знать правду… правда превыше волшебства!» – «Не существует правды выше волшебства», – сказал король. Полный печали принц произнёс: «Я убью себя».

Тогда посредством волшебства король призвал к сыну смерть. Смерть тронула принца за плечо, и принц вздрогнул, вспомнив прекрасные, но несуществующие острова и несуществующих, но прекрасных принцесс. «Хорошо, – сказал спокойно принц, – я смогу это вынести». Неожиданно смерть исчезла.

Король положил свою руку на плечо принца и сказал: «Теперь, мой сын, ты тоже станешь волшебником»«.

В мире взаимоотношений каждый из нас немного и принц, и волшебник. Вероятно, вам приходилось попадать в ситуации, когда вы, подобно молодому принцу, отчаянно пытались понять взаимоотношения и поведение людей, окружающих вас. И если вы пытались сопоставить слова людей с их делами, тогда вы, наверное, можете понять слова принца «Я должен знать правду… правда превыше волшебства!».

Возможно, вам приходилось играть роль волшебника во взаимоотношениях с другими людьми, или же оценивая своё собственное поведение.

И тогда вы, должно быть, вели себя в точности как король–волшебник, который говорил своему сыну, что ни островов, ни принцесс в действительности не существует.

Может быть, и не все из нас стремятся убедить других, что острова и принцессы воображаемы. Но все мы время от времени пытаемся разгадать восприятие других людей.

От того, как мы воспринимаем то или иное, так мы к этому и относимся. Если мы нечто воспринимаем положительно, то автоматически мы наделяем это положительными качествами, даже (как правило) ему не присущими. И, наоборот, по тем же правилам. У Юрия Вяземского есть хорошая притча в его известном повествовании «Шут» про человека и топор.

«Рассказывают, что у одного человека пропал топор. Подумал он на сына своего соседа и стал к нему приглядываться: ходит как укравший топор, глядит как укравший топор. Но вскоре тот человек стал вскапывать землю в долине и нашёл свой топор.

На другой день снова посмотрел на сына своего соседа; ни жестом, ни движением не походил он теперь на вора…» Эта притча вроде бы не похожа на притчу о принце и волшебнике. Но это только внешне. Их объединяет идея главенства нашего восприятия в формировании отношения к окружающему миру.

Мы, как волшебники можем создавать для себя и других различные иллюзии, но при этом становимся сами рабами собственной предвзятости. И тогда ближний «ходит, как укравший топор, глядит, как укравший топор».

Если Вы нашли данную статью интересной и полезной, нажмите на значок соц сетей и сердечко с надписью «Рекомендовать» в конце страницы.

Источник: http://www.mystericon.org/psychology/osobennosti-psihologii-cheloveka/vospriyatie-negativnyie-i-pozitivnyie-u

Психология мировоззрения и судьба человека — Acroven — психология для каждого. Открой для себя удивительный и познавательный мир психологии

Каждый существующий на земле человек- уникальное творение Вселенной. Он обладает необычайными свойствами, большое количество которых им ещё не освоено.

В своём Сознании человек отражает всё прекрасное многообразие окружающего мира. Он является поистине неисчерпаемым.

Давайте попытаемся понять что означает Психология мировоззрения и судьба человека? Какая здесь существует взаимосвязь?

ПСИХОЛОГИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА! ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ СОБОЙ

Очень часто люди, которые стремятся к духовности, достигают больших успехов на этом пути. Но почему у них возникает много проблем: в семье, здоровье, неприятности социального и материального характера? Возникает вопрос: каким образом это происходит? Ведь такие люди уже очень много перенесли страданий, неоднократно покаялись в грехах, простили всех, преобразовали себя.

Они изменили своё отношение ко всему окружающему Миру, наполнили своё сердце любовью к ближним. Но проблемы не уменьшаются, а видоизменяются и переходят в иные сферы человеческой жизни. Наверное. всё дело в том, что они не понимают самого главного: психология мировоззрения и судьба человека- очень тесно взаимосвязаны между собой.

Большинство, без озлобления на жизнь, смиряются со всем этим. Они придерживаются мнения о том, что “идёт расплата за грехи.” Другие, разочаровываясь во всём, уходят от духовности. Здесь зарождается опять вопрос: «что это за духовность, которая ведёт человека по пути страданий?»

Талантливый человек, психолог, автор прекрасной книги “Живые мысли” Александр Некрасов написал интересные, полные огромного смысла слова:

«Человек только тогда будет благословенен на небесах, когда он сможет быть счастливым на земле. Чем полнее его счастье, тем больших высот он достигнет.»

Если вдуматься в это выражение, то приходишь к выводу, что это действительно так. Ведь человек рождён для счастья. И если вокруг люди несчастны и жалуются на жизнь, то необходимо, несмотря на других, по маленькой частице собрать вокруг себя своё огромное счастье, и подарить его всему окружающему миру.

ЧТО ТАКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Мы неоднократно удивляемся: почему бывает очень тяжёлая судьба человека? Как мне кажется. самой главной причиной страданий  людей есть их неправильное Мировоззрение. Попробуем расшифровать это слово, чтобы понять, что оно означает.

Читайте также:  Плач как способ снять напряжение - психология

Значит МИРОВОЗЗРЕНИЕ- это комплексная система взглядов на Мир и понимание того, какое место в нём занимает человек, отношение к самому себе и окружающей действительности. Понятие Мировоззрения включает также убеждения, ценности и принципы людей. Оно является «опорой» человека, общества, воспитывает сознание и формирует судьбу.

Если человек обладает некоторыми, даже незначительными мировоззренческими заблуждениями, то это отражается на его жизни. Те факторы, как складываются вокруг нас разные обстоятельства, отображают, как в зеркале, наше мировоззрение.

Принципы Мировосприятия у каждого индивидуальны и они очень важны. И чем выше духовность человека, тем заметнее тот факт, как мировоззрение влияет на судьбу человека.

Различают разные категории из которых формируется Миропонимание. К ним относятся:

  1. Человек, Вселенная, Высший Разум ( Бог), Нравственность, Вера, Духовность, Ответственность.

  2. Семья, Любовь, Смысл Жизни, Добро, Зло, Счастье, Судьба, Карма и т.д.

МЕСТО И РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА ВО ВСЕЛЕННОЙ

Большинство считает человека разумным и высокоразвитым “ животным”, некоторые придерживаются версии что это , своего рода “ биороботы”, которых сотворила космическая цивилизация. Иные рассуждают о христианской версии возникновения людей. Именно разные представления о возникновении человека и порождает отношение к человечеству, Земле и Космосу.

Многие рассуждают, что Земля для человечества- это место их временного пребывания и нет необходимости все силы и свою любовь отдавать на преобразование данного мира. Учения религии говорят о том, что человек должен себя готовить к “ вечной жизни”. Они рассматривают Землю как место “ссылки человека за прегрешения, сделанные раньше.”

Если люди так понимают этот мир, то так к нему и относятся. Они стараются максимально, не задумываясь о том, что будет с Землёй завтра, использовать всё в своих интересах, для собственного блага, или совсем отрекаются от него. В итоге- как поступают, то и получают.

И если у Вас много проблем и страданий, то значит имеете в своём Разуме большинство негативных мыслей и заблуждения своего Мировоззрения. И соответственно, чем правильнее человек взаимодействует с землёй и космосом, чем лучше понимает своё мировосприятие и предназначение, тем меньше у него проблем в жизни.

Хотите прекрасно жить, тогда поймите, что психология мировоззрения и судьба человека — это одно единое целое и должно быть гармонично со всем Миром и необъятной Вселенной.

ПСИХОЛОГИЯ РАЗУМА ЧЕЛОВЕКА И ЕГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Если посмотреть с точки зрения психологии, философии и других учений, то можно сделать такой вывод. Существует всё больше примеров того, что человек не имеет связи с “животным миром”. Он имеет под собой космические корни.

Человек — это единственное разумное мыслящее существо во всей Вселенной. Он тесно связан со всем Миром и Космическим Разумом. Но единственная причина его несовершенства заключена в том, что он не знает себя! И на земле не существует никого, кто бы познал все 100% возможности своего разума.

Главное превосходство человека в том, что он имеет способность, своим бесконечным разумом творить настоящее и будущее. Имея возможность и талант создавать формы и образы они, в конечном итоге, материализуются. Человек- творец своей судьбы. И от его гармонии с собой, всем Миром и Космосом зависит его настоящая и будущая жизнь.

В самом начале рассмотрения этой темы мы говорили о том. Из каких категорий формируется человеческое мировоззрение. Было сказано о таком важном элементе как Высший Разум. Его ещё называют словом Бог.

Люди по-разному понимают и представляют себе Бога. Но всё большее количество людей имеют новые знания и понимание Бога как Космического Разума.

В книге Александра Некрасова «Живые Мысли» есть хорошая цитата, где говорится:

Я от себя хочу добавить, что Бог находится в душе каждого человека, а душа- это Ваше Подсознание. Я понимаю, что некоторые не согласятся с этим высказыванием. Но каждый имеет своё собственное мнение и рассуждения по этому поводу. Человек пробуждается и осознаёт тот факт, что Бог пребывает в нём, а не действует или оказывает влияние на него извне.

РОЛЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ЖИЗНИ И СУДЬБЕ ЧЕЛОВЕКА

Для всех людей их мировоззрение выступает своего рода “маяком.” Он освещает путь человеку для всех его действий, стремлений, для того, что он считает ложным, а что истинным. Правильное мировосприятие, которое сложилось у человека, даёт ему чувство спокойствия и уверенности в том, что все поставленные цели важны, первым делом для него, а также для всего общества и развития Мира.

Каждый человек живёт в своей собственной психологической реальности которая сформулирована из его убеждений. И у разных людей разнообразное миропонимание. Ваше собственное мировоззрение должно быть для Вас самым главным.

И если Вы не понимаете взгляда другого человека, то не нужно делать вид, что принимаете его. Иногда можно всю свою жизнь потратить на то, чтобы понять другого человека. Но в итоге получаются просто разочарования.

Очень часто двое людей смотрят в одно и то же окно и видят совсем противоположные вещи. Это означает, что у каждого своё мировосприятие. Но нам необходимо понять, что психология мировоззрения и судьба человека — очень тесно переплетаются между собой.

Каждый человек видит мир своими глазами. Он сам творит свою судьбу и распоряжается жизнью по-своему. Творите любовь, счастье и добро. Живите просто, не приносите никому зла. Любите и цените весь Мир, в котором Вы живёте, каждую его частичку, Высший Разум и всю необыкновенную Вселенную.

Берегите себя и окружающий мир, дарите счастье другим и делайте добро. Счастливый человек преображает многих людей. Наполните себя любовью, станьте энергией любви, ибо она всё одухотворяет.

Живите в гармонии с собой и всем миром. Так Вы внесёте свою часть в развитие Вселенной. Ведь все мы – одно единое целое. Откройтесь миру и мир откроется Вам! Всегда помните о том, что правильная психология мировоззрения и судьба человека всегда связаны друг с другом. Желаю Вам Мира, Счастья и Любви!

Источник: http://acroven.com/psihologiya-mirovozzreniya-i-sudby-cheloveka.html

Сущность и виды негативизма

является проявлением негативной установки, отношением к человеку, к жизни или миру с негативным предубеждением. Негативизм — типичный признак наличия деструктивной позиции (деструктивность являет собой отрицательное отношение и поведение человека, направленное на внешние объекты или на самого себя). Противоположностью негативизма является понимание, поддержка и сотрудничество.

Уровни негативизма

Как-то Вуди Аллен написал о том, что две пожилые дамы отдыхали на курорте в Кэтскил, и одна заявила: «До чего же здесь невкусная еда». А вторая добавила: «И не говорите! Еще и порции маленькие».

Аллен же написал, что примерно то же самое он  ощущает в отношении жизни.

Негативизм в качестве проявления негативной установки,  проявляется как тотально, так и избирательно – на разных уровнях – коммуникативном, поведенческом или глубинном (без внешних проявлений).

Негативизм коммуникативный (поверхностный): на уровне слов люди ругаются, возражают и обвиняют. При этом, что касается отношений и дел, это может быть и «негативный» человек, и позитивный, и любящий, и конструктивный.

Негативизм поведенческий: человек отказывает или делает всё наоборот, наперекор  требованиям и просьбам.

Пассивный негативизм: человек игнорирует просьбы и требования.

Активный негативизм (протестный) – человек выполняет всё с точностью наоборот, о чём бы его ни просили.

Негативизм может проявляться также в отношении к обществу или к группе: человеку кажется, что эти люди подавляют его индивидуальность, и он пытается всё сделать «не так, как другие».

Схожесть понятий

С понятием негативизма схоже понятие нонконформизм (несогласие), что означает активное неприятие установленного порядка, общепринятых норм, ценностей, законов или традиций. Противоположным понятием является конформизм – когда человек получает установку «быть, как все».

Как правило, нонконформисты подвергаются давлению и агрессивному поведению со стороны конформистов, представляющих собой «молчаливое большинство». И конформизм, и нонконформизм — элементы незрелого, детского поведения. Зрелое, более взрослое поведение является независимым поведением.

А ещё более взрослые проявления поведения  – любовь и забота, когда люди свою свободу расценивают как не то, что можно не делать чего-то, а можно делать то, что достойно, что для него имеет ценность.

Негативизм также проявляется в восприятии жизни: человек имеет установку видеть в жизни сплошной негатив: вместо удач он видит ошибки, вместо возможностей – проблемы, а вместо достоинств — недостатки.

Это так называемое негативное мировосприятие – когда человек воспринимает мир преимущественно через негативную установку, в темных и мрачных тонах, он привык во всем замечать только плохое.

Негативное мировосприятие зачастую становится негативизмом в будущем — отношением к человеку или группе людей с негативным предубеждением.

Существует также понятие глубинного негативизма: независимо от того, как человек будет общаться внешне, внутри он относится к другим с негативным предубеждением, он не доверяет людям, видит только умысел и вредительство, он обвиняет и подозревает людей, провоцирует негативизм у окружающих.

Негативизм и возраст

У малышей негативизм часто проявляется как возражение: «Погуляй, что-то ты засиделся дома!» – «Не хочу, я рисую!». «Ты должен сегодня почитать — займись!» – «Не хочу, ухожу на улицу!» – вот так желания ребенка при этом прямо противоположные требованиям, просьбам или предложениям.

Что касается возрастных периодов, негативизм — более характерная черта для детей в период возрастного кризиса. А также он типичен для подростков – это так называемый подростковый негативизм. Когда его проявлением является склонность к  возражению.

К примеру, девочка-подросток учится ходить на туфлях с  высоким каблуком. «Ты, наверное, еле ходишь на такой высокой шпильке?» – Но она, конечно, возражает: «Нет, нормально!». Так она сама себе дает правильное оперативное внушение.

Кроме того, негативизм встречается и у пожилых людей, но, как бы то ни было, он всегда обостряется в период личных неудач.

Причины и симптомы негативизма: как избежать его развития у себя

Причины весьма разнообразны, невозможно отрицать и генетический фактор, и несомненное  влияние измененного гормонального фона.

Относительно психологических причин, то,  прежде всего, речь идет о беспомощности, недостатке умений и знания, как преодолеть  проблему, борьбы за власть и самоутверждение, недостатка внимания, выражения неприязни и мести. Иногда это – проявление болезненного варианта негативного мировосприятия.

Если будете знать симптомы негативизма, то, возможно, не допустите того, чтобы он развился и у вас.

Итак, к симптомам негативизма относятся:

— на страхе напороться на неприятности или утратить имеющееся;

— на чувстве вины;

— на недовольстве своими результатами;

— на отсутствии личной жизни;

— на желании доказать что-то окружающим, «сделать» их.

Стоит отметить, что указывать на симптомы негативизма у иных людей – очень опасно, ведь люди с развивающимся негативизмом будут реагировать на это защитой, и все больше укрепляться в своем негативизме. Если же вы начнете следить за собой или попросите близких подсказывать вам, когда вы «сваливаетесь в негативизм», успех становится вполне реальным.

Источник: https://www.psyportal.net/4357/sushhnost-i-vidyi-negativizma/

Мировоззрение человека

Ни один человек не живёт на свете «просто так». У каждого из нас есть какие-то знания о мире, представления о том, что такое хорошо, и что такое плохо, что бывает и чего не бывает, как надо выполнять ту ли иную работу и строить отношения с людьми. Всё перечисленное в совокупности принято называть мировоззрением.

Понятие и структура мировоззрения

Учёные трактуют мировоззрение как взгляды, принципы, представления, определяющие понимание человеком мира, происходящих событий и своего места среди людей.

Чётко сформированное мировоззрение упорядочивает жизнь, в то время как отсутствие такового (знаменитая Булгаковская «разруха в головах») превращает существование человека в хаос, что в свою очередь, приводит к возникновению психологических проблем. Структура мировоззрения включает следующие компоненты.

Познавательный

Человек получает знания всю жизнь, даже когда прекращает учиться. Дело в том, что знание бывает обыденное, научное, религиозное и т. д. Обыденное знание формируется на основе опыта, который приобретается в повседневной жизни.

Например, схватились за горячую поверхность утюга, обожглись и поняли, что так лучше не делать.

Благодаря обыденному знанию можно ориентироваться в окружающем мире, но полученные таким образом сведения часто бывают ошибочными и противоречивыми.

Читайте также:  Бизнес-тренинги - психология

Научное знание логично обосновано, систематизировано и представлено в виде доказательств.

Результаты такого знания воспроизводимы и легко проверяются («Земля имеет форму шара», «Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов» и т. д.).

Получение научных знаний возможно благодаря теоретическому виду мышления, которое позволяет как бы подняться над ситуацией, разрешить противоречия и сделать выводы.

Религиозное знание состоит из догматов (о сотворении мира, земной жизни Иисуса Христа и т. д.) и осмысления этих догматов. Отличие научного знания от религиозного состоит в том, что первое можно проверить, а второе принимается без доказательств. Помимо перечисленных, выделяют интуитивное, декларативное, паранаучное и другие виды знания.

Ценностно-нормативный

В основе этого компонента – ценности, идеалы, убеждения личности, а также нормы и правила, которые регулируют взаимодействие людей. Ценности – это свойство какого-либо предмета или явления отвечать потребностям людей. Ценности бывают общечеловеческие, национальные, материальные, духовные и т. д.

Благодаря убеждениям человек или группа людей уверены в своей правоте по поводу совершаемых действий, отношений друг к другу и к происходящим в мире событиям. В отличие от внушения, убеждения формируются на основе логических выводов, а потому являются осмысленными.

Эмоционально-волевой

Можно знать о том, что закаливание укрепляет организм, нельзя грубить старшим, улицу переходят на зелёный свет, а перебивать собеседника невежливо. Но все эти знания могут оказаться бесполезными, если человек не принимает их, или не может приложить усилия для претворения в жизнь.

Практический

Понимание важности, необходимости совершения тех или иных поступков не позволит достигнуть цели, если человек не начнёт действовать. Также практический компонент мировоззрения включает умения оценить ситуацию и выработать стратегию действия в ней.

Выделение компонентов мировоззрения несколько условно, так как ни один из них не существует сам по себе. Каждый человек думает, чувствует и действует в зависимости от обстоятельств, и соотношение этих компонентов каждый раз существенно различается.

Основные типы мировоззрения

Мировоззрение у человека начало формироваться вместе с самосознанием. А поскольку на протяжении истории люди воспринимали и объясняли мир по-разному, с течением времени сложились следующие типы мировоззрения:

  • Мифологическое. Мифы возникли по причине того, что люди не могли рационально объяснить явления природы или общественной жизни (дождь, грозу, смену дня и ночи, причины болезней, смерти и т. д.). В основе мифа – преобладание фантастических объяснений над разумными. Вместе с тем в мифах и легендах отражены морально-этические проблемы, ценности, понимание добра и зла, смысла человеческих поступков. Так что изучение мифов играет далеко не последнюю роль в формировании мировоззрения людей;
  • Религиозное. В отличие от мифов, человека религия содержит догмы, которых должны придерживаться все последователи этого учения. В основе любой религии лежит соблюдение нравственных норм и ведение здорового во всех смыслах образа жизни. Религия объединяет людей, но в то же время может разъединять представителей разных конфессий;
  • Философское. В основе мировоззрения этого типа – теоретическое мышление, то есть, логика, система и обобщение. Если мифологическое мировоззрение больше опирается на чувства, то в философии ведущая роль отводится разуму. Отличие философского мировоззрения состоит в том, что религиозные учения не предполагают альтернативных трактовок, а философы имеют право на свободомыслие.

Современные учёные считают, что мировоззрение также бывает следующих типов:

  • Обыденное. Мировоззрение этого типа основано на здравом смысле и опыте, который человек получает при жизни. Обыденное мировоззрение формируется стихийно методом проб и ошибок. Такой тип мировоззрения редко встречается в чистом виде. Каждый из нас формирует свои взгляды на мир, опираясь на научные знания, здравый смысл, мифы и религиозные убеждения;
  • Научное. Является современным этапом развития философского мировоззрения. Здесь также имеют место логика, обобщения и система. Но с течением времени наука всё дальше отходит от реальных человеческих потребностей. Помимо полезной продукции, сегодня активно разрабатываются оружие массового поражения, средства манипулирования сознанием людей и т. д.;
  • Гуманистическое. По представлениям гуманистов, человек является ценностью для общества, – имеет право на развитие, самореализацию и удовлетворение своих потребностей. Никто не должен подвергаться унижениям или быть предметом эксплуатации со стороны другого человека. К сожалению, в реальной жизни подобное имеет место далеко не всегда.

Формирование мировоззрения личности

На мировоззрение человека с детства влияют различные факторы (семья, детский сад, средства массовой информации, мультики, книги, фильмы и т. д.). Однако такой способ формирования мировоззрения принято считать стихийным. Целенаправленно мировоззрение личности формируют в процессе воспитания и обучения.

Отечественная система образования ориентирована на формирование у детей, подростков и юношей диалектико-материалистического мировоззрения. Под диалектико-материалистическим мировоззрением подразумевается признание того, что:

  • мир материален;
  • всё, что есть в мире, существует независимо от нашего сознания;
  • в мире всё взаимосвязано и развивается по определённым законам;
  • человек может и должен получать достоверные знания о мире.

Поскольку формирование мировоззрения – длительный и сложный процесс, а дети, подростки и юноши по-разному воспринимают окружающий мир, мировоззрение формируется по-разному в зависимости от возраста учащихся и воспитанников.

Дошкольный возраст

Применительно к данному возрасту уместно говорить о началах формирования мировоззрения. Речь идёт об отношении ребёнка к миру и обучении малыша способам существования в мире. Вначале ребёнок воспринимает действительность целостно, затем учится выделять частности и различать их.

Большую роль в этом играют деятельность самого крохи и его общение с взрослыми и сверстниками.

Родители, воспитатели знакомят дошкольника с окружающим миром, учат рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи («Почему на улице лужи?», «Что будет, если зимой выйти во двор без шапки?»), находить способы решения проблем («Как помочь козлятам спастись от волка?»).

Общаясь с друзьями, ребёнок узнаёт, как устанавливать отношения с людьми, выполнять социальные роли, действовать по правилам. Большую роль в формировании начал мировоззрения дошкольника играет художественная литература.

Младший школьный возраст

В этом возрасте формирование мировоззрения происходит на уроках и вне их. Знания о мире школьники получают в процессе активной познавательной деятельности.

В этом возрасте ребята могут самостоятельно найти интересующие их сведения (в библиотеке, Интернете), с помощью взрослого проанализировать информацию, сделать выводы.

Мировоззрение формируется в процессе создания межпредметных связей, соблюдении принципа историзма при изучении программы.

Работа по формированию мировоззрения проводится уже с первоклассниками.

В то же время применительно к младшему школьному возрасту ещё нельзя говорить о сформированности убеждений, ценностей, идеалов, научной картины мира.

Детей знакомят с явлениями природы и общественной жизни на уровне представлений. Так создаётся почва для формирования устойчивого мировоззрения на дальнейших этапах развития человека.

Подростки

Именно в этом возрасте происходит становление дар собственно мировоззрения. Парни и девушки обладают некоторым объёмом знаний, имеют жизненный опыт, способны абстрактно мыслить и рассуждать. Также для подростков характерна склонность к размышлениям о жизни, своём месте в ней, поступках людей, литературных героев. Поиск себя – один из путей формирования мировоззрения.

Подростковый возраст – время задумываться о том, кем и какими быть.

К сожалению, в современном мире молодым людям сложно выбрать нравственные и другие ориентиры, которые бы помогали взрослению, учили отличать хорошее от плохого.

Если при совершении тех или иных поступков парень или девушка руководствуются не внешними запретами (можно – нельзя), а внутренними убеждениями, то это свидетельствует о взрослении молодых людей, усвоении ими моральных норм.

Формирование мировоззрения у подростков происходит в процессе бесед, лекций, экскурсий, выполнения лабораторных работ, дискуссий, соревнований, интеллектуальных игр и т. д.

Юноши

На этом возрастном этапе у молодых людей формируют мировоззрение (преимущественно – научное) во всей его полноте и объёме.

Юноши – это ещё не взрослые, однако, в этом возрасте уже имеется более или менее чёткая система знаний о мире, убеждений, идеалов, представлений о том, как нужно себя вести и как успешно заниматься тем или иным делом. Почвой для появления всего этого является самосознание.

Специфика мировоззрения в юношеском возрасте состоит в том, что парень или девушка пытается осознать свою жизнь не как цепь случайных событий, а как нечто целостное, логичное, имеющее смысл и перспективу.

И, если в советское время со смыслом жизни было более или менее понятно (трудиться на благо общества, строить коммунизм), то сейчас молодёжь несколько дезориентирована в выборе жизненного пути. Юноши хотят не просто приносить пользу другим, но и удовлетворять собственные потребности.

Чаще всего такие установки порождают противоречие между желаемым и реальным положением вещей, из-за чего возникают психологические проблемы.

Как и на предыдущем возрастном этапе, на формирование мировоззрения молодых людей оказывают школьные уроки, занятия в высшем или среднем специальном учебном заведении, общение в социальных группах (семья, школьный класс, спортивная секция), чтение книг и периодических изданий, просмотр кинофильмов. Ко всему этому добавляются профориентация, допризывная подготовка, служба в вооружённых силах.

Формирование мировоззрения взрослого человека происходит в процессе трудовой деятельности, самообразования и самовоспитания, а также под влиянием обстоятельств его жизни.

Роль мировоззрения в жизни человека

Для всех людей без исключения мировоззрение выступает своего рода маяком. Он даёт ориентиры практически для всего: как жить, действовать, реагировать на те или иные обстоятельства, к чему стремиться, что считать истинным, а что – ложным.

Мировоззрение позволяет быть уверенным в том, что поставленные и достигаемые цели важны, значимы как для самой личности, так и для общества в целом. В зависимости от того или иного мировоззрения объясняется устройство мира и происходящих в нём событий, оцениваются достижения науки, искусства, поступки людей.

Наконец, сложившееся мировоззрение обеспечивает спокойствие и уверенность человека в том, что всё идёт, как надо. Изменение внешних событий или внутренних убеждений может привести к мировоззренческому кризису.

Подобное встречалось у представителей старшего поколения в период распада СССР.

Единственный способ справиться с последствиями «крушения идеалов» – попытаться сформировать у себя новые (приемлемые законодательно и морально) мировоззренческие установки. В этом может помочь специалист.

Мировоззрение современного человека

К сожалению, в современном обществе имеет место кризис его духовной сферы. Нравственные ориентиры (долг, ответственность, взаимопомощь, альтруизм и т. д.) утратили своё значение. На первое место выходит получение удовольствий, потребление.

В некоторых странах легализованы наркотики, проституция, растёт число самоубийств. Постепенно формируются иное отношение к браку и семье, новые взгляды на воспитание детей. Удовлетворив материальные потребности, люди не знают, что им делать дальше.

Жизнь напоминает поезд, в котором главное – устроиться поудобнее, а куда и зачем ехать, непонятно.

Современный человек живёт в эпоху глобализации, когда снижается значение национальной культуры и наблюдается отчуждение от её ценностей. Индивид становится как бы гражданином мира, но при этом утрачивает собственные корни, связь с родной землёй, членами своего рода. Вместе с тем в мире не исчезают противоречия, вооружённые конфликты на почве национальных, культурных и религиозных различий.

На протяжении XX века люди потребительски относились к природным ресурсам, не всегда разумно претворяли в жизнь проекты по изменению биоценозов, что впоследствии привело к экологической катастрофе. Подобное продолжается и сегодня. Экологическая проблема является одной из глобальных проблем.

В то же время значительное количество людей осознаёт важность перемен, поиска жизненных ориентиров, способов достижения гармонии с другими членами общества, природой и самими собой.

Популярной становится пропаганда гуманистического мировоззрения, ориентация на личность и её потребности, раскрытие индивидуальности человека, установление доброжелательных отношений с другими людьми.

Вместо антропоцентрического типа сознания (человек – венец природы, значит, может безнаказанно пользоваться всем, что она даёт) начинает формироваться экоцентрический тип (человек – не царь природы, а её часть, поэтому должен бережно относится к другим живым организмам). Люди посещают храмы, создают благотворительные фонды и программы защиты окружающей среды.

Гуманистическое мировоззрение предполагает осознание человеком себя как хозяина своей жизни, который должен творить себя и окружающий мир, нести ответственность за свои поступки. Поэтому большое внимание уделяется воспитанию творческой активности подрастающего поколения.

Мировоззрение современного человека находится в стадии становления и характеризуется противоречивостью. Люди вынуждены выбирать между вседозволенностью и ответственностью, потребительством и заботой о ближнем, глобализацией и патриотизмом, приближением глобальной катастрофы или поиском путей достижения гармонии с миром. От сделанных выборов зависит будущее всего человечества.

Источник: http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/mirovozzrenie/mirovozzrenie-cheloveka.html

Ссылка на основную публикацию