Негативные манипуляции — психология

Негативные манипуляции — Психологос

​​​​​​​ Негативные манипуляции — психологические воздействия на человека, без его участия и помимо его сознательного контроля, вызывающее у него чувства и намерения, не входящие в его планы и против его интересов.

Типовая стратегия: а) снизить сознательный контроль, вогнать в транс (переключение внимания, эффект неожиданности, резкое обвинение или демонстрация абсолютной дружественности), б) закинуть нужное содержание (направить внимание, внушение, заражение, вовлечение, сыграть на чувствах), б) отвлечь внимание, напустить туман.

Список типичных манипуляций:

  • Лесть: «Голубушка, как хороша»;
  • Давление на жалость: «Сами мы не местные»;
  • Система ограничивающих альтернатив: «У вас два варианта: один неверный — второй мой»;
  • Кидание понтов: «Я — представитель корпорации «NNN»;
  • Удар авторитетом: «А генерал сказал, что крокодилы летают»;
  • Непроверенная, но категорично поданная информация: «Из компетентных источников известно»;
  • Клин: «Ваши партнеры нечистоплотны по отношению к Вам»;
  • Взятка: «Мы знаем, как Вас отблагодарить»;
  • Эмоциональная атака: «Я сто раз понятным языком говорила этому ужасному человеку, что ни мы и никто другой не сможет выполнить его непонятных требований, но он упорно настаивает, и угрожает нам различными санкциями, судами, конкурентами, чем совершенно вывел меня из себя…»

Врага надо знать в лицо!

В видеофрагменте из фильма «Шоколад» граф де Рено использует следующие манипулятивные приемы: создание чувства вины, делающей пастора послушным; сам создал атмосферу угрозы и сам же от нее молодого пастора спас, делая пастора более сговорчивым; самое главное сформулировал в конце разговора, когда пастор уже практически расслабился; запустил серию косвенных внушений и сформулировал то, что было нужно ему, как общую их задачу. Со стороны это видно. Но согласится ли граф с этими обвинениями? — Скорее всего, он будет возражать.

Она глумится над нами! Когда ты примешь меры?

Используемые приемы:

  • Образ общего врага. Мы!
  • Активные негативные внушения.
  • Не дать прозвучать другой точке зрения, а для этого — а) привлечь внимание на яркое постороннее, б) обсуждать второстепенное, как будто главное уже принято, в) броски внимания.

Слоновье кладбище

  • Для контакта — упомянуть приятное, коснуться радостного,
  • Как бы случайно привлечь внимание к интересному (запретному),
  • Кинуть вызов «Слабо» («Верно, страшное место! Туда ходят только самые храбрые!»)
  • Разжечь интерес еще больше: отказ рассказать («Извини, Симба, на это я не отвечу!») и одновременно кинуть заманушку («слоновье кладбище»)
  • Вывести себя из-под подозрения,
  • Помешать включить голову: отвлечь внимание лестью,
  • Снова привлечь внимание к интересному-страшному («Дай обещание никогда не ходить в это жуткое место!»)

На испуг

Так мои одесские родственники называют тактику своей соседки Алены, которая то и дело устраивает сражения с мужем. «Опять на испуг берет», — вздыхают родственники и вообще все жители дома в районе Пересыпи, что сразу за мостом, напротив загса. Когда Алена кричит: «Мы разводимся. Все, я уже собираю твои вещи!» См. →

Манипулятивное влияние Как любое эффективное воздействие, манипуляции используют три основных стратегии влияния: Душка (мяг…Механизм манипуляцииНейтральные манипуляции Нейтральные манипуляции — игры между людьми, когда обе стороны, в принципе, понимают что между ними…Позитивные манипуляции Позитивные манипуляции — психологические воздействия на человека, вызывающее у него нужные ему чувст…Психологическое манипулирование — это оружие. В чьих руках? Психологическое манипулирование, манипуляция — психологическое воздействие, вызывающее заданный откл…Разнообразие манипуляцийНа чужие манипуляции сердимся, свои — не замечаем Психологическое манипулирование, манипуляция — психологическое воздействие, вызывающее заданный откл…

  • Видео
  • Влияние
  • Этика

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/negativnye-manipulyacii

Психология манипулирования

Существует много интересных наук, которые позволяют человеку изучить этот удивительный мир. Но есть такие науки, которые для каждого из нас представляют наибольший интерес в силу своей полезности. Одной из таких наук является психология, которая помогает человеку разобраться в людях и в самом себе.

Есть и более специализированная наука, которая открывает перед человеком большие возможности – это психология манипулирования. Психология манипулирования – это наука о манипуляциях. А что такое манипуляция? Это скрытое психологическое воздействие на человека.

Какова цель такого воздействия? Цель – заставить человека совершить какое-то действие вопреки его интересам. В некоторых случаях целью манипуляции является призыв человека к бездействию. Таким образом, с помощью манипуляции осуществляется скрытое управление человеком.

А теперь задумайтесь, друзья, насколько наука о манипуляциях важна для нашей жизни? Если вы, как и я, считаете ее очень важной и полезной, тогда продолжайте читать эту статью – в ней мы познакомимся с этой наукой поближе.

Первым делом давайте с вами выясним, какую роль манипуляция играет в нашей жизни. И тут я могу вам с полной уверенностью сказать, что с манипуляциями мы сталкиваемся повсюду – дома, на работе, на отдыхе, в общем везде, где есть люди.

А почему мы с ними повсюду сталкиваемся? Потому, что люди не просто любят, когда кто-то поступает так, как им нужно, но и потому, что они привыкли друг другом манипулировать. Правда делают они это как правило довольно примитивно, можно даже сказать, коряво.

Взять, к примеру, продавца, хвалящего свой товар – ну разве это не очевидная манипуляция? Однако же она работает, пусть не всегда и не со всеми, но работает. Так что склонность к манипуляциям у людей в крови. И тут ничего удивительного нет.

Природа предусмотрела разные способы взаимодействия людей друг с другом – в одних случаях люди друг с другом договариваются по-честному, в других они конфликтуют, дерутся, воюют, в-третьих они друг другом манипулируют. А задача любого взаимодействия с людьми всегда одна – удовлетворить с их помощью свои потребности.

Что касается манипуляций, то их преимущество в том, что они помогают человеку повлиять практически на кого угодно. То есть, если люди не хотят или не могут честно с вами сотрудничать или, в других случаях, вы не можете или не хотите с кем-то конфликтовать, враждовать, драться, то манипуляция – это лучший способ договориться практически со всеми людьми. Точнее, это очень хороший способ чего-то добиться от других людей.

Так что, как вы понимаете, манипуляция – это полезный инструмент взаимодействия с людьми. А психология манипулирования – это способ данным инструментом обзавестись. Умные люди всегда стремятся освоить самые действенные техники манипулирования.

Они понимают, что люди всегда стремились к превосходству друг над другом – это закон природы, в ней существует жесточайшая конкуренция. И чтобы выжить в этой конкурентной борьбе и занять достойное место в обществе – необходимо научиться грамотно бороться за свое место под солнцем.

Ведь если вы не научитесь манипулировать людьми, или хотя бы противостоять их манипуляциям, тогда они будут манипулировать вами. А это означает, что вы будете действовать больше в чужих, нежели в своих интересах. Поэтому психология манипулирования – это максимально приближенная к жизни наука.

Ее имеет смысл изучать хотя бы для того, чтобы адекватно воспринимать реальность. Можно сказать, что это наука для умных людей, понимающих, как устроена наша жизнь.

Давайте теперь подумаем, в чем смысл любой манипуляции. Вот допустим, я хочу, чтобы вы что-то для меня сделали, например, купили у меня какую-то вещь. Что произойдет, если я просто предложу вам ее купить? Вы, как минимум, задумаетесь над тем, зачем вам эта вещь нужна. Верно? Мы ведь обычно не покупаем что попало.

Нам нужно знать – за что мы платим свои деньги. А если я скажу вам, что я хочу, чтобы вы у меня эту вещь купили, потому что мне нужно ее продать. Тогда как? Это весомый для вас аргумент, чтобы отдать мне свои деньги? Думаю, что нет. Скорее всего вы у меня ее не купите.

А почему? Потому что я скажу вам о своей выгоде, о том, что нужно мне, а не о том, что получите вы. А зачем вам делать что-то для меня – ведь вы хотите сделать что-то хорошее для себя, вам нужно думать о собственной выгоде.

Правильно? А вот если я, предлагая вам купить у меня какую-то вещь, начну вам говорить о вашей выгоде, о том, что вы получите, покупая у меня эту вещь, то с этого момента начнется манипуляция, потому что я буду представлять вам информацию таким образом, чтобы вы отреагировали на нее нужным мне образом.

Совсем необязательно, что я буду вас обманывать и как-то вредить вам, просто сам процесс подачи информации именно таким образом будет являться манипуляцией. Я буду преследовать свои интересы, говоря вам о ваших интересах, то есть, я буду ставить ваши интересы превыше своих. А это неестественное для людей поведение.

Конечно, я могу продать вам полезную, очень полезную для вас вещь, но используемый мною для ее продажи подход – это манипуляция. И в большинстве случаев – такой подход срабатывает. Потому что люди хотят думать о своей выгоде, а не о чужой.

Какой вывод можно сделать из этого примера? Очень простой – чтобы манипулировать людьми, необходимо понимать, как они обычно реагируют на ту или иную информацию, которую получают из внешнего мира. Узнав о закономерностях человеческой реакции на внешние раздражители как можно больше, вы сможете добиваться от них нужного вам поведения в большинстве случаев.

Вообще, чем более амбициозен человек, тем сильнее он нуждается в навыках манипуляции. Ведь чем выше мы поднимаемся по социальной пирамиде, тем более хитрые, коварные, изворотливые люди встречаются на нашем пути.

Например, вы не сможете успешно заниматься бизнесом, если не научитесь манипулировать людьми, потому что честность и открытость в бизнесе очень часто жестоко наказываются.

Я не говорю, что вам обязательно нужно обманывать людей, предавать, подставлять, использовать, чтобы преуспеть в бизнесе, я говорю, что для того, чтобы совершать выгодные сделки – нужно уметь определенным образом влиять на людей.

Любой бизнес – это продажа, а чтобы продавать – нужно уметь убеждать, внушать, объяснять, побуждать и таким образом договариваться с людьми. Ведь с некоторыми людьми договориться очень непросто, к ним требуется особый подход. И чтобы этот подход найти – необходимо воспользоваться подходящими приемами манипуляции.

Источник: https://psichel.ru/psihologiya-manipulirovaniya/

19 техник психологической защиты от манипуляций

При использовании предлагаемых далее способов психологической защиты от навязчивых и манипулятивных действий необходимо соблюдать следующие условия:
 

  • Четкие речевые формулировки.
  • Правильно подобранные интонации.
  • Основательность в ответе, которая достигается с помощью выдерживания пауз перед ответом и неторопливостью ответа, обращенностью ответа в пространство.

Рассмотрим далее несколько эффективных способов блокирования нежелательных или неуместных попыток манипулирования. Прием 1. Техника бесконечного уточнения. Применяется, когда партнер по общению эмоционально требует чего-то или в чем-то обвиняет.

В этом случае выясните как можно подробнее и точнее все, что с ним происходит, не вступая в пререкания, объяснения или оправдания. Ваш партнер может усиливать давление, вызывая вас к сопротивлению, но вы должны стойко удерживаться на позициях человека, желающего выяснить мнение другого.

Умение поставить вопрос, требующий содержательного и развернутого ответа, активизирует собственные интеллектуальные усилия. Для того чтобы задать вопрос или ответить на вопрос по существу, нужно подумать, следовательно, часть энергетического заряда перевести из эмоционального потока в рациональный.

Кроме того, выигрывается время, которое партнер тратит на обдумывание ответа. Тем самым, задавая уточняющий вопрос, мы получаем время и энергию для того, чтобы не дать чувствам ошеломить нас. Прием 2. Техника внешнего согласия, или Наведение тумана. Эта техника особенно эффективна против несправедливой критики или откровенной грубости.

Уверенный человек внешне соглашается, хотя может и не изменить своей позиции. Например:     «Какая неожиданная мысль! Надо будет ее обдумать…»;     «Я подумаю над тем, как мне учесть это в работе»;     «Я подумаю, имеет ли это ко мне отношение»;     «Может быть…» Прием 3. Техника испорченной пластинки.

 В ответ на нападение адресат формулирует емкую фразу, содержащую важную информацию нападающему. Фраза должна быть такой, чтобы можно было повторить ее несколько раз, не нарушая осмысленности разговора. Фраза должна произноситься как заевшая пластинка, с одной и той же интонацией. В тоне не должно быть ни «металла», ни «яда».

Эта техника использует старое правило:     Сначала скажите им, что именно собираетесь им сказать.     Потом скажите им то, что вы собираетесь им сказать.     Потом скажите им, что именно вы им сказали.

Читайте также:  Игры на развитие лидерских качеств и командообразование - психология

Прием 4. Техника английского профессора. Партнер корректно выражает сомнения по поводу того, что выполнение чьих-либо требований действительно не нарушает его личных прав:

«Джордж, вы не могли бы говорить немного помедленнее и более короткими фразами, чтобы я мог переводить более точно?»

«Боюсь, что нет… Видите ли, говорить быстро и длинными фразами — это часть моей личности»

Возможные варианты ответов:

«Это составляет предмет моих убеждений»;

«Если я сделаю это, то буду уже не я»;

«Это не согласуется с моим представлением о себе».

Прием 5. Спокойствие и отчужденность. Эффективная психозащита требует определенной психологической холодности и отчужденности. Гнев, страх, злоба, удивление, радость должны быть купированы до того, как будут предприняты конкретные действия по психозащите.

Если подобную эмоцию полностью купировать трудно, то ее нужно усложнить и трансформировать — злобу и ненависть перевести в сарказм, страх и удивление — в настороженность, радость — в иронию и пр. Если вы разозлитесь или рассердитесь — вы проиграете. Прием 6. Поиск и подключение дополнительных факторов, способных повлиять на ситуацию.

 Всегда существуют потенциальные ситуационные силы, работающие на нас — будь это время, люди, общественные стереотипы, какие-то параллельные события. Может сгодиться все, что манипулятор исключил из ситуации, «подгоняя» ее под себя.

Кто-то спланировал общение дома? — перенесите его на улицу! На вас пытаются воздействовать наедине? — поднимите тему в компании! Изменяйте ситуационное поле таким образом, чтобы оно стало чужим для манипулятора и создавало дополнительные выгоды для вас. Прием 7. Предварительные тренировки на чужом поле.

 Периодически стоит практиковать нетипичное для себя поведение — нарушать свой обычный ролевой и личностный образ. С одной стороны это увеличивает степень свободы поведения, с другой — делает вас менее прогнозируемыми. Прием 8. Не принимайте чужой оценки ситуации.

 Если вы приняли чью-то оценку ситуации и начали планировать какие-то действия в соответствии с этой оценкой — манипулятор добился своего. Нужно не только отвергать чужие ситуационные рамки, но и предлагать собственную оценку ситуации. Ваше избавление от навязанных кем-то рамок может начаться с фразы: «А теперь позвольте рассказать, как я вижу все это…

» — и далее уже можно рисовать ситуационную картину из точки, выгодной именно вам. Прием 9. По возможности не принимайте обязательства, навязанные вам извне. Лучше претерпеть кратковременные потери в деньгах, времени и силах, чем взяться выполнять внешне некритичные для вас обязательства, которые навязываются извне. Нужно исходить из того, что важны прежде всего обязательства перед собой.

Прием 10. Способность изменить отношения. Нужно помнить, что любая межличностная ситуация обратима: всегда имеется возможность отступить назад из любой межличностной ситуации и сказать контролирующему и манипулирующему (будь это шеф, супруг(а), политик и пр.

): «Я могу продолжать жить без твоей любви, дружбы, расположения, плохого обращения, даже если такая жизнь будет трудна для меня — пока ты не перестанешь делать А и не начнешь делать Б». Прием 11. Избегать спровоцированных бездумных действий. Если кто-то настаивает, чтобы что-то было сделано «немедленно», никогда не стоит соглашаться с этим сразу.

Для начала выделите время на обдумывание ситуации и получение дополнительной информации. Следует также настаивать на внятных объяснениях. Слабые объяснения являются признаками обмана или недостатком знаний у якобы информированного собеседника. Прием 12. Критическое восприятие ситуационных требований. Следует критически подходить к любым ситуационным требованиям, какими бы тривиальными они ни казались: ролевые отношения и правила всегда должны пониматься, но далеко не всегда — приниматься. Групповые ритуалы, лозунги, обязанности и обязательства — все это зачем-то нужно кому-то. Требования, вытекающие из ситуации, далеко не всегда обязательны к исполнению.

Прием 13. В жизни почти не бывает простых решений. Если кто-то говорит о «простых решениях» ваших сложных личных, социальных и политических проблем, то это, скорее всего, неправда.

Прием 14. Не бывает мгновенной «приязни». Не существует такой вещи, как внезапная и безусловная любовь, доверие или дружба со стороны незнакомых людей.

Дружба и доверие всегда развиваются со временем и обычно включают взаимообмен, преодоление и соучастие —т.е. предварительную работу с обеих сторон.

Поэтому «внезапная любовь» и «вдруг возникшая» дружба скорее всего являются тем ситуационным фоном, который манипулятор создает для более успешного влияния для вас.

Прием 15. Отделение себя от всех. Следует избегать «тотальных ситуаций», когда обращаются и указывают «всем», а не вам лично. В подобных ситуациях очень мало личного контроля и свободы, поэтому немедленно стоит определить границы собственной автономии и на всякий случай подготовить психологические и физические пути для отхода. Прием 16.

Ваши ошибки — ваша проблема. Стремитесь сразу распознавать симптомы «чувства вины», провоцируемой у вас кем-то, и никогда не действуйте исходя из мотива вины. Ошибки неизбежны, но это — ваши ошибки. Поэтому не стоит спешить исправлять ошибки тем способом, который спланирован не вами. Прием 17. В каждой ситуации есть что-то новое.

 Будьте внимательны к тому, что вы делаете в «типичной ситуации». Нельзя позволять привычке и стандартной текущей процедуре заставлять вас действовать бездумно — ведь каждая последующая «типичная ситуация» всегда является слегка иной, а вашими шаблонными действиями всегда можно воспользоваться ввиду их высокой прогнозируемости. Прием 18.

Не связывайте себя прошлым поведением. Когда кто-то упоминает о вашей «надежности» — всегда стоит насторожиться. Ведь совершенно нет необходимости поддерживать соответствие между вашими действиями в разные моменты времени — и вы, и ситуация можете измениться.

Поэтому статус «надежного» всегда несколько фальшив, так как он предусматривает какие-то действия и реакции, зависящие не от ситуации, а от самого статуса «надежности». Гораздо предпочтительней статус «адекватности ситуации».

Прием 19.

Надумали — действуйте! Недостаточно просто понять, что имеет место манипулирование, — нужно всегда быть готовым открыто не подчиниться, защищаться, бросать вызов, а также претерпевать последствия такого поведения.

опубликовано econet.ru

Источник: https://econet.ru/articles/68020-19-tehnik-psihologicheskoy-zaschity-ot-manipulyatsiy

Манипулирование людьми: 10 несложных приемов

Здравствуйте, уважаемые читатели блога! Манипулирование людьми – это незаметное воздействие на их подсознание с целью получить желаемый результат. И сегодня мы изучим основные и эффективные способы влияния.

1. Страх

Замечали, что человек, испугавшись, потом испытывает облегчение от осознания, что всё нормально, что страшная, опасная или тревожная ситуация миновала? Он расслабляется, его сознание занято осмысливанием случившегося, функции защитных механизмов выражены слабо… И знаете, что всё это означает? Что в этот момент очень легко на него повлиять. То есть, настало время просить о чём-то, на что он раньше не соглашался.

Главное, делать это мягко и ненастойчиво, будто вы только что как раз собирались спросить, но вас прервала его реакция на какое-то событие.

Кстати, вполне органично может выглядеть, если вы руководитель, а подчинённые не сдают вовремя проект, не выкладываются на все 100% и прочее.

Стоит просто припугнуть, сказав невзначай примерно такой текст: «Я как раз рассматривал твою кандидатуру с целью повышения, но, к сожалению, ты немного не справляешься со своими обязанностями…».

Под страхом увольнения или лишения перспективы карьерного роста некоторое время он действительно будет делать всё, что в его силах, чтобы исправить качество своей работы. Главное потом действительно выполнять свои угрозы и обещания, иначе вашим словам перестанут доверять, что впоследствии лишит вас авторитета в глазах сотрудников.

2. Поддержка

Во время общения, когда вам крайне важно, чтобы собеседник согласился с вами и поддержал какую-то идею, перед тем, как начать говорить – кивните и немного улыбнитесь, будто вы изначально чувствуете его поддержку. Психология масс такова, что обычно люди склонны повторять какие-то действия на уровне подсознания.

Это происходит благодаря инстинкту, желания принадлежать к какой-то группе, не отличаясь от неё. Поэтому мы не всегда способны давать логические объяснения каким-то своим действиям, находя объяснения, что все так сделали, вот и я решил. Так почему бы не воспользоваться этим приёмом? Кстати, именно с его помощью в современном мире совершается большая часть продаж.

Сейчас важнее показать своему потенциальному клиенту, что на товар большой спрос, много подписчиков, отзывов…и вуаля, даже не стоит особо напрягаться над рекламной программой. Ведь если знакомые, соседи, коллеги и вообще, большинство населения выбирает именно его, значит этот товар лучший, зачем же рисковать и брать другой?

3. Благодарность

Как вы думаете, для чего некоторые компании бесплатно дарят клиентам ручки? Или в супермаркетах устраивают дегустации? Если читали статью «Как развить в себе способность влиять на решения людей?» — то знаете о методе, который придумал Бенджамин Франклин. Вкратце напомню: он состоит в том, что необходимо попросить о незначительном одолжении у личности, которая к вам относится не очень благосклонно. Тогда со временем она изменит своё мнение.

Так вот, когда нам делают добро, разве не хочется в ответ отблагодарить такого хорошего человека? Много людей испытывает ощущение, что теперь обязаны своему добродетелю, и поэтому стараются «отдать долги».

Вот попробовали вы вкусную колбаску, которую заботливо нарезала приятная и улыбающаяся девушка, да ещё и потом дала салфеточку, чтоб вытереть руки – разве можно удержаться и не купить потом палку этой колбасы? Даже через месяц, ведь название и марка «осядет» в подсознании.

Так что делайте добро, особенно тем людям, на мнение или решение которых хотите повлиять. Кстати, многие стараются избегать услуг окружающих, именно из-за ловушки «долга». Так, например, девушка может чувствовать себя обязанной, когда за ужин платит мужчина, отчего заранее предлагает разделить счёт пополам, чтобы иметь свободу в принятии решения.

4. Речевое манипулирование

Когда вы пытаетесь вызвать намеренно какую-то эмоцию, используя определённые слова. Так вы сможете изменить настроение собеседника. Разговаривая на любую тему, постарайтесь использовать слова, которые символизируют позитивные эмоции.

К примеру, достаточно несколько раз повторить слова «счастье», «успех» или «радость», как у человека, с которым вы общаетесь, невольно начнут зарождаться эти чувства. Наиболее эффективен этот приём, когда вы подкрепляете его с помощью мимики и интонации. Как это правильно делается, вы узнаете из статьи про невербальное общение.

Кстати, существует такое направление в психологии, как НЛП – нейролингвистическое программирование. И одной из его техник является «якорение». То есть, когда у человека при общении с вами, при воспоминании о вашей личности возникают определённые ассоциации.

Я хочу сказать, что если вы будете при каждой встрече использовать одно и то же речевое манипулирование, допустим, про радость, то со временем это чувство в нём «заякорится». Он будет испытывать счастье при мысли о вас, а это значит, что теперь он «на крючке».

Подробнее об НЛП, вы можете почитать тут.

5. Лесть

Какой человек не любит, когда его хвалят, или дают понять, что одобряют его действия? Главное не переборщить, чтобы похвала не превратилась в открытую лесть, которая вызывает неприязнь к тому, кто её себе позволяет. Ведь даже альтруистические порывы связаны с желанием получить одобрение, хотя бы от самого себя. И это является самой мощной мотивацией для человека.

Поэтому, попробуйте «рассмотреть» или понять, что доставляет личности, на которую вы решили оказать влияние, удовольствие. Кому-то достаточно осознавать, что с его мнением считаются, кому-то важно слышать слова о своей значимости, кто-то ищет одобрения в глазах и прочее. В Гарварде однажды студенты решили поэкспериментировать.

Они договорились, что будут улыбаться и периодически кивать головой тогда, когда преподаватель, перемещаясь во время лекции, будет заходить в одну сторону аудитории, и, соответственно, хмуриться и невербально выражать неудовлетворение, когда в противоположную. Думаю, вы уже догадались, что это скрытое манипулирование студентам удалось на славу — профессор неосознанно «считал» информацию и больше не покидал ту зону, где ощущал одобрение.

6. Настроение собеседника

В тот момент, когда вы с кем-то общаетесь, и ваш оппонент находится в ярости или гневе, то, чтобы не ощутить негативные последствия его настроения на себе, попав, как говорится, «под горячую руку» — никогда не становитесь напротив него. Неосознанно вы будете восприниматься как противник, чувство злости активизирует защитные механизмы, отчего он может необоснованно нападать на вас заранее, как бы защищаясь от вероятной угрозы.

Читайте также:  Дефектология - психология

Поэтому заметив плохое настроение у важного для вас человека – становитесь рядом как- бы плечо к плечу. Это будет символизировать, что вы рядом, его поддержка и опора.

7. «Альтернатива»

Создайте ловушку, предложив собеседнику или клиенту, так называемую, «ложную альтернативу». Что это значит? А то, что у него будет выбор без выбора.

Это как с маленькими детьми, которые начинают бунтовать и требовать считаться с их мнением. Допустим, решают выбирать сами, что одевать на прогулку.

Но, не обладая опытом, в дождливую погоду вполне могут выбрать что-то совсем лёгкое и неподходящее.

Поэтому родителям рекомендуют не говорить, что их дети ещё в таких делах глупы, а поддержать их желание быть взрослым, только немного схитрив – дать выбирать не из целого шкафа одежды, а предложив пару вариантов на своё усмотрение. Тогда ребёнок одет соответствующе погоде, при этом доволен, что сам себе выбрал комплект.

Поэтому, если вы у сотрудников спросите, когда они смогут переделать проект, на этой или следующей неделе – ключевым будет слово «переделать». У них бы был шанс избежать этой участи, если бы вы спросили о том, могли бы они его изменить, но использование этой манипуляционной техники лишит их истинной свободы выбора.

8. Заслуги авансом

Замечали, как самоотверженно сотрудник может отдаваться работе, если на него возложат обязательства, немного выше, чем он привык? Желая оправдать надежды и ожидания, он будет стараться доказать, что достоин новой должности и не даст повода усомниться в своей компетентности. Человек боится, что другие решат, что ошиблись в нём или узнают, что на самом деле он не представляет собой ничего интересного.

Психологи проводили эксперимент, в ходе которого спортсменам присваивались звания, на которые они не рассчитывали. В дальнейшем они тренировались усиленней, чтобы оправдать свою медаль. Так же поступают с детьми.

Отъявленных хулиганов назначают следить за порядком и дисциплиной.

Тогда даже девиант (об этом можете подробнее узнать из этой статьи), почувствовав, что ему, наконец, доверяют, может кардинально поменять своё поведение.

9. Всегда соглашаться

Используйте силу противника против него же самого. Я имею в виду, если вам что-то пытаются доказать, согласитесь, после чего предложите свой вариант дальнейшего развития событий.

Допустим, жена устроила скандал, что вы стали невнимательны к ней и подобное.

Вместо того, чтобы опровергать её аргументы, согласитесь, сказав, что да, действительно, что-то и правда, в последнее время вы совсем о ней позабыли.

Поверьте, если ещё при этом вы сделаете виноватый и расстроенный вид – конфликт будет исчерпан, а вы добьётесь своего, предложив удобный для вас выход из ситуации.

10. Не рекомендую использовать

Существуют способы, которые оказывают влияние на эмоциональную сферу человека. Они особенно успешны в том случае, когда личность не совсем осознанная, не различает свои чувства и не способна на интерпретацию своих действий и объяснение происхождения желаний. Настоятельно рекомендуется использовать их в очень крайние случаи, и не с близкими людьми, отношения с которыми ценны и важны.

  • Давление на жалость. Обычно самой мощной, как ни странно, оказывается жертва. Она, провоцируя на агрессию, впоследствии вызывает у тирана и обидчика жалость и вину, которую срочно надо будет искупить.
  • Гнев. Люди могут пойти на любые уступки, лишь бы значимый человек перестал злиться.
  • Тревога и беспокойство из-за молчания. Посчитав, что кто-то сильно расстроился, что аж не в ресурсе общаться, можно пойти на многое, лишь бы облегчить ему состояние.
  • Манипуляции надеждой или любовью.
  • Тщеславие или стыд. Особенно эффективно работает с людьми, «падкими» на лесть и желающими признания. Из-за внутренней неуверенности и незрелости могут пойти на риск, услышав провокационную фразу «А тебе слабо?».

Заключение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Будьте аккуратны в использовании приёмов, ведь если их будет чрезмерно – вас могут «раскусить». Чтобы отточить мастерство и получить больше информации о тонкостях этой науки, а также изучить новые приемы, рекомендую прочитать книгу Владимира Адамчика «330 способов успешного манипулирования человеком». Успехов вам и свершений!

Материал подготовила Журавина Алина.

Источник: http://qvilon.ru/psihologiya/manipulirovanie-lyudmi.html

Психологические манипуляции

Психологические манипуляции — это методы влияния на людей в обход сознания. Манипуляциями в разговорах люди занимались с древних времен, однако лишь в последние десятилетия они стали объектами изучения в психологии. О том, какие виды манипуляций знает современная психология и как с ними бороться и пойдет речь в этом обзоре.

Мы стремимся сохранить то, что кажется нам ценным. Приобретая дорогую вещь, интересуемся сроком гарантии, хотим быть уверенными в том, что она прослужит нам долго.

Вступая во взаимоотношения, мы тоже хотим быть уверенными в том, что любовь сохранится в наших сердцах, что партнер будет принадлежать только нам, не бросит нас и не разлюбит… Мы будто требуем гарантий на любовь — гарантий, которые никто не способен дать.

Мы так сильно привязываемся, так желаем все контролировать, что в какой-то момент свобода другого человека для нас перестает существовать и мы прибегаем к манипуляциям.

И все же не будем преувеличивать драматизм. Несмотря ни на что люди женятся и выходят замуж. Люди решаются на отношения, соглашаясь с отсутствием гарантий, порой соглашаясь с манипуляциями или неудобной правдой.

Психологические манипуляции очень часто встречаются и в отношениях между полами. Но чтобы образовалась пара, желания двух сердец или умов должны совпасть, решимости одного здесь недостаточно.

И как раз ситуация неразделенной любви становится проверкой на прочность для того, кто влюблен. Он испытывает сильнейшее влечение, но сердцу другого не прикажешь, и нелюбимый вынужден сталкиваться с тем, что его отвергают.

Это трудно и больно — пережить разочарование и крушение надежд.

Способностью удержаться от манипуляций в этот тяжелый момент определяется прочность психологического фундамента человека. Историй о неразделенной любви и отчаянных попытках человека быть вместе с объектом своей привязанности — тысячи. Что заставляет безответно влюбленного оказывать манипулятивное давление на предмет своей любви и игнорировать его несогласие с таким поведением?

  • Манипулирующий партнер убежден, что не достоин быть вместе с тем, кого любит (выбрал). Он не считает, что заслуживает этих отношений, что у него есть полное право быть достойной парой и получать все то, чем щедро делится с ним партнер. То есть, по логике манипулятора, его партнер все равно не согласится по собственной воле быть с ним, поэтому нужно придумать способ заставить его сделать это.
  • Искаженное, принижающее представление о себе побуждает манипулятора создавать различные объяснения, чтобы обосновать свое право быть вместе с партнером. Так, например, отчаянно влюбленная девушка может объяснять свою навязчивость тем, что «его никто не будет любить так, как я», или будет настаивать на том, что «лучшей жены ему не наити», или ответственно заявит о том, что после того, что было, он просто обязан на ней жениться. При этом у манипулятора возникает святая вера в то, что другой человек обязан сделать то, что он от него ждет.
  • Иногда целью манипулятора является сам процесс манипулирования другими людьми — это позволяет ему реализовать потребность во власти и убедиться в том, что он существует («влияю — значит существую»). В таком случае, что бы ни делал партнер, манипулятор не будет доволен его действиями и поступками.

Скрытое влияние кажется манипулятору единственным способом получить то, что ему нужно. Других возможностей он попросту не видит. Очень часто надежду добиться чего-то прямыми методами он потерял в раннем детстве — с тех пор он не верит в силу просьбы. Манипулятор не верит в альтруизм, бескорыстие и отзывчивость мира.

Он живет в мире людей, которые все, как и он, меряют выгодой. Поэтому он избегает просьб («все равно никто ничего не даст»), а иногда ему просто страшно просить. Страшно, что откажут, ведь тогда подтвердится его представление о собственной незначительности.

Еще страшнее, если не откажут, — он не знает, как в таком случае реагировать.

Манипуляция — это неумение просить

Почувствуйте разницу…
«Что-то кушать хочется!» вместо «Дорогая, приготовь, пожалуйста, завтрак». «Ой, как мне тяжело! Сейчас упаду и умру!» вместо «Помоги мне, пожалуйста, нести тяжелую сумку». «Купи мне мороженое, а то я буду орать!» вместо «Купи мне, пожалуйста, мороженое! Очень хочется».

А ведь это свидетельствует о плохом контакте со своими желаниями. Можно помочь человеку — спросить у него: «А чем я могу тебе помочь?». Так можно остановить манипуляцию и научить ребенка или близкого человека просить.

То же самое можно применять и к себе (если в роли манипулятора оказались мы сами). Нужно всего лишь стараться просить — в простой, обычной форме, используя «волшебные» слова.

Мы склонны как к манипулированию другими, так и к тому, чтобы стать жертвой чужой манипуляции.

Задание первое. Будем осознанно просить о чем-либо своих близких, сотрудников, друзей, просто незнакомых людей. Начнем с пяти осознанных просьб в день.

Можно наращивать это количество, добавляя каждый день одну просьбу. Осознанная просьба — это проработка страха слабости. Именно этот страх заставляет нас манипулировать.

Высказывая просьбу, будем готовы принять отказ, а если просьба удовлетворена, важно поблагодарить.

Задание второе. Очень важно развивать волю. Радикальный метод сделать это — хотя бы один день в неделю попробовать обойтись без какой-либо из своих вредных привычек (курение, «энергетические» напитки, выпечка, шоколад, тортики, компьютерные игры). Волевые поступки помогают нам нарастить личную силу и избавиться от манипуляции.

Иногда слабость сильнее силы

Удовлетворяя за счет партнера какие-то потребности, манипулятор будет склонен загонять его в удобный для себя шаблон. Если партнер ведет себя «правильно», манипулятор его любит; если «неправильно» — любовь тут же заканчивается, как вода в закрытом кране.

Манипуляции используются по любому поводу, как «кнут и пряник» в процессе дрессировки. Причем «кнутом» не всегда является то, что принято считать силой. Иногда слабость используется в качестве силы. Так, например, можно часто услышать в период кризиса отношений от кого-то из пары: «Я без тебя жить не смогу».

Еще сильнее давление, когда высказывания принимают форму прямого шантажа: «Если ты меня бросишь, то я не знаю, что тогда с собой сделаю» и тд.

Это ситуация, попадая в которую, человек чувствует себя словно в ловушке: манипулятор пытается переложить на него ответственность за свою собственную жизнь и за то, как он решает ею распорядиться.

Угроза самоубийством — это попытка привязать партнера, получить несуществующую гарантию на любовь, вменить в вину собственную смерть тому, кто прерывает отношения. Жизнь для пары в тени таких угроз становится невыносимой. Угроза суицидом сама по себе, как правило, ставит крест на отношениях даже в том случае, если какая-то перспектива была еще возможна.

Такая угроза не возникает на пустом месте. Скорее всего, манипуляции уже работали в отношениях этой пары, то есть один партнер уже пробовал «давить» на страх и вину другого партнера, но в иных контекстах. Если человек поддается на провокацию и идет на поводу у манипулятора — это запускает порочный круг дальнейших спекуляций на чувстве вины и чувстве долга.

Вырваться из него становится еще труднее.

Как распознать манипуляцию

В чем-то отношения между мужчиной и женщиной напоминают невидимую борьбу. Мы, как шахматисты, просчитываем ходы, соревнуемся, боремся за превосходство, за власть и количество личного пространства. Мы манипулируем друг другом, пытаясь оказаться в выигрыше, стремясь создать для себя наиболее выгодные условия.

Если мы вдруг оказались вовлечены в манигту- лятивную борьбу, у нас появляется возможность понять, что это только усиливает тревогу, заставляет напрягаться, а главное — разрушает глубинную основу отношений: свободное решение быть рядом, возможность быть открытым, быть собой.

И конечно, нам гораздо труднее обнаружить самих себя занятыми манипулятивной игрой. Так же сложно и нашему партнеру, который оказывается в нее вовлечен.

Внимание! Это делается вовсе не для того, чтобы ткнуть партнера носом и заставить его испытывать стыд и вину. Если у вас возникло такое намерение, подумайте, возможно, вы и сами порой прибегаете к этому инструменту воздействия?

Источник: http://igiuv.ru/psixologiya/173-psixologicheskaya-manipulyacziya.html

Психологическое манипулирование

Ежедневно в быту, в транспорте, на работе, либо в процессе ведения собственного бизнеса, мы сталкиваемся с психологическим манипулированием.

Читайте также:  Игра общая касса - психология

Мы  оказываем влияние на окружающих нас людей с целью добиться от них каких – либо действий.

Мы хотим, чтобы подчиненные без проблем выполняли наши указания, чтобы посетители пришли на наши сайты, заказали услугу, купили наш товар.

Сложность управления в бизнесе и в других сферах общения, заключается в том, что психика людей создана под индивидуальными представлениями об окружающем мире, сформировавшейся собственной системой ценностей.<\p>

По этому, в процессе управления бизнесом, мы встречаем  постоянное психологическое противодействие, которое необходимо преодолевать. 

Преодолеваем психологическое манипулирование силой убеждения, используя весомые аргументы, опыт, авторитет, желание учитывать мнение других при принятии решения, и т.д.

   Не являются манипулированием открытые просьбы о помощи, прочие ситуации, когда намерения обращающихся к Вам людей предельно ясны.

Полной противоположностью манипуляции является актуализация – использование при воздействии на окружающих принципов честности, открытости, доверия, и осознанности.

Убеждение принципиально отличается от манипуляции. При манипуляции оказывается скрытое психологическое воздействие. Манипулятор скрывает реальную цель, которую он преследует, добиваясь определенной цели через  Ваши чувства и эмоции.

Психологами даются различные определения манипуляции, общий смысл которых заключается в том, что подверженного влиянию человека «прибирают к рукам», понукая им настолько искусно, что у него сохраняется впечатление самостоятельности его действий и решений.

Для оказания психологического воздействия, манипулятор пытается выявить Ваши душевные нити, дергая за которые, можно заставить Вас совершить определенные действия. Такими ниточками могут быть неудачные отношения с противоположным полом, Ваши привычки, комплексы по поводу характера, манеры поведения, за которые Вас можно упрекнуть.

Для чего применяют манипулирование

Потребность  манипулирования 

— Чувство превосходства, Власть над окружающими, способность умелого управления людьми, получение от манипулирования моральных и материальных выгод приносят манипулятору множество положительных эмоций. Часто таких манипуляторов называют «энергетическими вампирами», за прилив эмоционального подъема, и соответствующее  ему чувство душевной ущербности у объектов манипулирования.

— Не желание осознавать в себе внутренние психологические проблемы, не желание менять собственную жизнь, нежелание работать над собой. Освоить приемы манипулирования проще, чем менять себя.

Причины подверженности манипуляции

— Желание иметь прекрасный имидж в глазах окружения, боязнь «потерять лицо». Страх перед мнением людей порождает ненависть к окружающим. Человек зацикливается на мнении окружающих.

Мысли могут превратиться в навязчивую идею. Нестабильность внутреннего состояния человека проявляется на манерах речи, поведения.

Человек демонстрирует окружению внутренние проблемы, что делает человека потенциальным объектом манипулирования.

— Неправильная самооценка. Человек низко ценит свои личностные качества, уверен в своей ущербности. Человек уверен, что он ценится в обществе только тогда, когда он способен угождать окружающим.

Демонстрируя окружающим подобные черты характера, человек приглашает в свою жизнь манипуляторов, которые не упустят возможность властвовать.

Неправильная самооценка способствует развитию ненависти к самому себе.

— Неправильные приоритеты. Человеку становиться принципиально важно мнение о нем конкретных людей из его окружения. Ради роста в глазах определенных людей, человек готов поступиться собственными моральными принципами. Привычка действовать в угоду манипулятору порождает возвышение, идеализацию, оправдание манипулятора, приводит к «идолопоклонству» перед манипулятором.

— Неумение сказать «нет». Наблюдается иногда даже у самых сильных людей. В самых острых ситуациях, такие люди теряют чувство независимости, начинают играть во вред себе. Такие люди становятся «подарком» для манипуляторов.

Методики манипулирования

Психологическое манипулирование предполагает  воздействие на человека для получения необходимой реакции. Добиться необходимой реакции можно следующими способами:

— Вербальная манипуляция. Для воздействия на человека используются методы разговорного воздействия.

Психологи разделяют методы речевого воздействия на блоки, представляющие собой определенные наборы фраз, в которых заключается скрытый приказ к выполнению действий.

Фразы, сказанные яко бы невзначай, способны зацепить самые тонкие душевные ниточки, заставляя человека выполнять определенные действия. Понятно, что альтернативы выбора действия, у объекта манипулирования будут отсутствовать.

— Невербальное психологическое манипулирование.

Ожидаемую реакцию от человека можно получить путем воздействия с помощью определенного набора знаков, подаваемых телом, мимикой, жестами манипулятора.

  Например, расслабленная поза манипулятора располагает объект манипулирования к ослаблению внимания. Непроизвольные жесты тела могут многое рассказать о внутренних чувствах объекта манипулирования.

Успешное психологическое манипулирование людьми, не требует знания особенности их личной жизни. В психологии известны различные типы характера людей, определив которые, можно понять, какие приемы воздействия на человека могут дать результат.

Приемы психологического манипулирования

-Характер воздействия всегда тайный. Манипулятор добровольно не раскроет истинные цели.

— Психологическая роль манипулятора в процессе воздействия может меняться. Выступает в роли жертвы, обиженного жизнью. Роль жертвы может быть заменена на роль карателя и борца за справедливость. Манипулятор может предстать в виде спасателя, бескорыстно пришедшего на помощь.

— Использование для воздействия обстоятельств, очень важных для Вас. При этом чаще всего используются и особенности Вашего характера, известные всем Ваши реакции на определенные внешние воздействия.

— Манипуляция на основании действительно существующих фактов. Может происходить и без обмана, но факты преподносятся отрывочно, именно в выгодном манипулятору контексте.

— Использование при манипуляции досконально продуманной лжи. У профессионалов в манипуляции, ложь вылетает просто на автоматизме, она возникает как моментальная реакция на возникшее обстоятельство, причем смысл лжи всегда будет истолкован в пользу манипулятора.

Манипуляции на чувствах

— Манипуляция на чувстве страха и тревоги. Основана на внушении чувства опасности, после которого следует дружеское предложение способа избежать опасность.

— Манипуляция на чувстве вины. Манипуляция выражается в разыгрывании демонстративной обиды, после чего ожидается от Вас определенное действие. (Обидел кадровичку неосторожным словом – беги в магазин за конфетами, иначе не простит). Демонстративную обиду необходимо научиться распознавать.

— Манипуляция на чувстве жалости и сострадания. Каждый из Вас видел жалких нищих, сидящих на тротуарах, около церквей, часто держащих на руках маленьких детей. Сложно предположить, что на самом деле, данный вид деятельности является бизнесом, приносящим реальные деньги.

Способы манипулирования

— Открытое давление. Проявляется в неприкрытом давлении, оказываемом, например, словами – «настоящий мужчина должен», «настоящий мастер своего дела должен», и.т.д. Часто такое давление сопровождается скандалами. Для оказания давления часто используется сарказм, насмешки, презрение, манипуляции на попытках вызывать чувство стыда.

— Пассивное психологическое манипулирование. Проявляется в виде демонстративных жестов, недовольного лица, хлопанья дверью, бросания трубки телефона. В деловой сфере часто используется демонстративный отказ от неформального стиля общения,  отказ от активности при необходимости принятия совместных действий, демонстративное отсутствие на важных встречах, либо опоздание без объяснения причин.

Скрытое манипулирование встречается чаще всего. Воздействие на объект манипулирования происходит с помощью тонкой игры на чувствах, при которой объект манипулирования не подозревает о скрытом воздействии. Скрытое манипулирование производится обычно следующими методами:

— Метод «поглаживания» — дружеские жесты при общении (например, похлопывание по плечу), демонстративное заступничество, успокаивание, комплименты, навязчивая демонстрация общих интересов, с целью стать «своим» для объекта воздействия.

— Игра на родственных связях (друзья и родственники считаются обузой в бизнесе).

— Демонстративная уступка в ущерб собственным интересам. Побуждает чувство вины и обязанность по отношению к манипулятору.

— Ссылка манипулятора на авторитетные имена, навязывая определенные точки зрения и корректируя ход мыслей в нужном себе направлении.

— Игра на чувстве собственной важности объекта воздействия. Манипулятор в процессе общения играет подчеркнутую роль подчиненного, выпячивает свою некомпетентность, не знание вопроса. С помощью таких действий манипулятор отключает чувство осторожности у объекта манипулирования, что заставляет его совершить ошибки.

— Отвлечение от темы разговора. В момент обсуждения манипулятор сбивает с хода мысли объект воздействия, подняв очень важную для объекта  тему, но при этом к данной беседе  не имеющую никакого отношения.

— Способ подмены реальной цели общения с помощью подчеркивания другой цели. Например, выбирая в магазине какие – либо вещи, Вас просветят, что все вещи Вам к лицу и спросят – какую именно Вы купите? Навязав в разговоре тему сравнения двух вещей, подразумевают, что принципиальное решение о покупке именно в этом магазине Вы уже приняли.

— Отключение способности человека критически мыслить  путем  навязывания необходимости принять решение здесь и сейчас, наводя чувство страха опоздать с принятием решения.

— Возможность подтолкнуть человека к принятию решения, сыграв на азарте. Например, пообещав значительную  скидку, которая будет действовать очень короткое время.

Манипуляции в бизнесе

В бизнесе манипуляции встречаются повсеместно, во всех сферах деятельности. Манипуляции позволяют заключать боле выгодные для партнера сделки, подтолкнуть его к принятию важных решений. Истинная цель манипулятора не совпадает с целью, демонстрируемой им в момент делового общения. Результатом такой манипуляции будет, как правило, нанесение партнеру явного, либо скрытого ущерба.

— Манипуляции в рекламе. Часто в рекламе ювелирных магазинов можно увидеть слоган «если любишь — докажи». Ясно, что подобная реклама затрагивает самые больные места человеческого самолюбия, касающиеся жадности, гордости, желания казаться значимым. Чувства, рождаемые внутри нас подобными призывами, не оставляют в покое, разрывают нас изнутри.

— В процессе  руководства фирмой, руководитель ведет за собой подчиненных, убеждая их правильности собственного взгляда и заставляя делать все, что способствует развитию.

Часто, убеждения руководителя направлены на выжимку из подчиненных максимально возможной отдачи.

Незначительные ошибки руководства подчиненные могут понять, но значительные, приведшие к краху фирмы, даже после утомительной работы, прощать уже никто не будет.

— Манипуляции, направленные на ускорение выполнения работы. С помощью определенного набора фраз можно подогнать работника, который и так успевает все сделать в срок, сказав ему, что он слишком долго возится. 

— Манипуляции в продажах. Продавцов заставляют улыбаться, отключая тем самым бдительность и способность критически оценивать качество товара, забыть про возможность большего выбора. Позитивное отношение к продавцу вызывает и положительное отношение к товару.

В процессе общения, продавец определяет, на какие именно струны следует надавить (жадность, гордость, и т.д.) во время презентации товара. В процессе продажи манипуляции происходят на всех этапах – от выбора вещи до пробивания чека.

Продавец упорно преодолевает сомнения покупателя, ведь в любой момент он может передумать.

Особое место психологическое манипулирование занимает при продажах в сетевом маркетинге, либо в обработке прохожих «пешими мерчендайзерами». Воздействие на покупателя в данных видах продаж может перерасти из мягкого влияния в грубое воздействие на психику.

— Манипуляции с использованием комплиментов во время проведения переговоров. Комплименты, как правило, не банальны, выдержаны в деловом стиле.

Комплименты расслабляют психику, и объект тем самым подготавливается к более серьезному воздействию.

В процессе делового общения может быть предпринята попытка вывести Вас из психологического равновесия с помощью иронии, насмешек, мнимого непонимания. Смысл сказанного намеренно искажается.

Описывать все виды психологического манипулирования в данной статье нет смысла. Разновидностей воздействия на психику людей существует множество. Иногда манипуляция на столько завуалирована под нормальную обстановку, что можно даже и не понять, в чем именно заключался подвох, но при этом просто будет присутствовать  чувство, что нас просто использовали. 

Истоки искусства манипуляции находятся в каждом из нас, уходят корнями в самое детство, когда мы манипулировали родителями с целью получить заветную игрушку, сладости, и т.п. В жизни человек подсознательно применяет приемы манипуляции, совершенствуя свое умение. Сама по себе манипуляция не плоха и не хороша. Все зависит от намерений при ее использовании.

Самое худшее обстоятельство для жертв манипуляции заключается в том, что они несут прямые материальные и моральные потери, отвечая за действия, которые они совершили не по своей воле, поддавшись психологическому воздействию. У жертв манипуляций на всю жизнь остаются душевные раны, которые запоминаются навсегда.

Распознав манипуляцию, и неся потери, человек навсегда теряет доверие к манипулятору. Доверие является базовой основой деловых, семейных отношений.

По этому, распознанная попытка психологического манипулирования, либо слухи о Вашей склонности к манипулированию, могут привести к полному разрыву отношений, принеся тем самым в жизнь манипулятора огромное количество проблем, не соизмеримых с той выгодой, которую он получил, играя с психикой окружающих.

Источник: http://biz-incom.ru/psihologiceskoe-manipulirovanie

Ссылка на основную публикацию