Нейропсихология — психология

Нейропсихология

Нейропсихология – это научное направление, которое создалось на грани нейронауки и психологии, занимающееся изучением функционирования структур головного мозга и их связи с психическими процессами и формой поведения живых существ.

Практическая нейропсихология используется в научно-исследовательских организациях, которые занимаются клиническими исследованиями, применяется в судебных и следственных учреждениях, в специализированных клиниках с направлением клиническая нейропсихология.

Практическая нейропсихология применяется в решении задач медицинской психологии: диагностике и реабилитации. Клиническая и теоретическая составляющие нейропсихологии действуют в неразрывном единстве, при изначальных условиях формирования и развития нейропсихологии.

Практическая нейропсихология пребывает на стадии развития, её основные направления определяются расширением области применения метода синдромной нейропсихологической деятельности к диагностике таких категорий больных, в которых нарушения психических функций слабее выражены, чем при опухолях и более диффузны в своем проявлении.

При этом нейропсихологическая квалификация структуры расстройств психики, требует систематизированного описания данных синдромной диагностики, содержащего то, что только вошло в практику, но не успело получить освещения в раньше опубликованных фундаментальных исследованиях.

В актуальное время начинает активно развиваться такое направление психологии, как нейропсихология индивидуальных различий, её еще называют дифференциальной нейропсихологией.

Эта отрасль занимается изучением мозговой организации процессов психики и состояний здоровых личностей, на основе методических и теоретических достижений нейропсихологической науки.

Актуальность метода нейропсихологического анализа психических функций у здоровых индивидов определяется практическими и теоретическими сведениями.

Главной теоретической задачей, возникающей в области нейропсихологии, встает необходимость ответа на вопрос о возможности распространения общих нейропсихологических представлений о мозговой организации психики, которые сложились при исследовании последствий локальных поражений головного мозга, на изучение мозговых механизмов психики здоровых лиц.

Основы нейропсихологии

Развитие нейропсихологии, как самостоятельной дисциплины началось в 40-х годах. Этому способствовали некоторые причины, например, возникновение физиологических теорий (теория многоуровневого построения движений, концепция функциональных систем).

Системный подход к высшим психическим функциям и концепция о постоянных и изменчивых компонентах движения стали теоретической основой теоретических представлений других исследователей. Психолог А. Лурия использовал эти представления в авторской идеи о динамической локализации высших психических функций (ВПФ).

Развитие нейропсихологии связано с появлением теории культурно-исторического развития высших психических функций (ВПФ) Л. Выготского. Принципы теории, сформулированные Л. Выготским, положили начало многолетним исследованиям, которые проводил А. Лурия со своими коллегами.

В период Великой Отечественной войны нейропсихология начала развиваться наиболее ускорено. В то время было много раненных с различными поражениями головного мозга, что позволило проводить клинические проверки теоретических оснований науки.

Большой вклад в развитие нейропсихологии привнесла Б. В. Зейгарник. Она вместе с сотрудниками изучала патологии мыслительных процессов и аффективную сферу, случаи органических повреждений мозга.

Нейропсихология, как наука имеет определенные задачи. Она изучает изменения течения психических процессов в случаях локальных повреждений мозга, наблюдая при этом связь психической деятельности с определенным мозговым субстратом.

Нейропсихология посредством метода анализа выявляет общие структуры в разных психических процессах. Одной из основных задач нейропсихологии является ранняя диагностика поражений мозга.

Выделяют несколько видов нейропсихологии.

Клиническая нейропсихология исследует больных с локальными повреждениями мозга. Основной задачей является изучение синдромов при поражениях мозга.

Обследования этой области имеют практическое значение для диагностики, психологического заключения о необходимости лечения, реабилитации и прогноза дальнейшего состояния больных.

Метод нейропсихологического исследования есть основным методом клинической нейропсихологии.

Современная клиническая нейропсихология исследует синдромы, которые связаны с повреждением правого полушария, с нарушением глубинных мозговых структур, с расстройствами межполушарного взаимодействия. Современное развитие этого направления нейропсихологии ориентировано на развитие методов диагностики локальных повреждений мозга.

Экспериментальный тип нейропсихологии занимается исследованием различных форм расстройства процессов психики при локальных повреждениях мозга. Большой вклад в экспериментальную нейропсихологию внес А.

Лурия, он хорошо изучил процессы памяти и речи.

Он создал классификацию афазий, основанную на концепции о речевой деятельности человека, как сложной функциональной системы, со значительными дополнительными сведениями об организации памяти.

Современная экспериментальная нейропсихология занимается исследованиями особенностей расстройств эмоциональной сферы личности и когнитивных процессов при различных локализациях поражений мозга.

Нейропсихология развития – направление, которое занимается выявлением закономерностей развития главного мозга, что очень важно для диагностики повреждений мозга и выявления детской мозговой дисфункции.

В разные периоды онтогенеза повреждения разных участков мозга проявляются по-разному.

Исследования этой сферы позволяют найти закономерности психических функций, и подвергнуть анализу воздействие локализации поражения на психическую функцию относительно возраста.

Больше всего нейропсихологический анализ ориентирован на определение трудностей в обучении детей младших классов относительно минимальных мозговых дисфункций, приводящих к специфическому развитию функциональных систем психики, которые нехарактерны данному возрастному периоду и основываются на неуправляемом включении механизмов компенсации.

С помощью нейропсихологической диагностики можно выявить закономерности связи психических функций и мозга в онтогенезе и определить факторы, влияющие на отклонения в темпе развития какой-то психической функций.

Нейропсихология реабилитации занимается восстановлением деятельности ВПФ при локальных повреждениях мозга. Нейропсихология реабилитации в основном занимается разработкой методов для восстановления речи.

Данные методы опирались на положение о том, что психическая функция может восстанавливаться через преобразование функциональной системы.

Поврежденная функция начинает действовать с помощью сформированной системы психических средств, что предполагает новую мозговую организацию.

Современная реабилитационная нейропсихология применяется в работе с больными, перенесшими инсульт, травмы мозга и другие повреждения. Также занимается разработкой новых методов для восстановления речи. Работает над разработкой новых групповых, аудиовизуальных методов, которые воздействуют на эмоционально-личностную сферу пациентов.

Нейропсихология занимается достаточно сложными исследованиями, поэтому в связи с этим часто возникают определенные проблемы. Выделяют три основные проблемы нейропсихологии.

Проблема объекта. Ранее объектом нейропсихологии являлись пациенты с локальными повреждениями мозга. Однако последние исследования продемонстрировали, что методы нейропсихологии могут применяться также для изучения практически здоровых личностей.

Проблемы нейропсихологии включают трудности локализации, связанные с определением и классификацией областей мозга, что отвечают за отдельные стороны психической функциональной системы. Природа многих процессов главного мозга до сих пор считается неведомой.

Проблемы нейропсихологии включают трудности с определением нейропсихологического метода для исследования психических функций. А. Лурия создал нейропсихологическую методику для исследования больных и изучения различных психических функций и процессов. Проблема данного метода в том, что он не соответствует современным данным исследования.

Теоретическая сторона нейропсихологии представляет также методы нейропсихологии. Согласно с теорией системной структуры психических функций, любая являет собой функциональную систему, состоящую из множества звеньев.

Периодические нарушения одной и той самой функции проходят по-разному, зависимо от того какое звено будет пораженным.

Собственно поэтому главной задачей в нейропсихологическом исследовании есть установление качественной специфики расстройства, кроме просто констатации факта повреждения работы какой-то функции.

Процесс качественной квалификации симптома (анализа психической дисфункции) проводится посредством специального набора методов с использованием клинических данных.

Благодаря А. Р. Лурия наука значительно обогатилась, поскольку в нее вошли методы нейропсихологии, которые стали главным средством в клинической диагностике повреждений мозга. Эти методы ориентированы на изучение: личностных характеристик и поведения пациента; произвольных действий и движений; познавательных процессов (памяти, речи, мышления, восприятия).

Методы нейропсихологии, выделенные А. Р. Лурией, используют в своей деятельности психологи, педагоги и логопеды.

Выделяют также еще одну группу методов – это научные методы нейропсихологии, к ним входят сравнительно-анатомический и метод раздражения.

Сравнительно-анатомический метод нейропсихологического исследования ориентирован на определение зависимости способа жизни и поведения от особенностей структуры нервной системы, посредством данного метода определилась структура коры полушарий мозга, и выяснились принципы работы головного мозга.

Метод раздражения заключается в анализе специфики высших психических функций при прямом воздействии на мозг. Есть несколько видов данного метода: прямое, непрямое и раздражение отдельных нейронов мозга.

Метод прямого раздражения заключается в непосредственном воздействии на определенные участки коры, через электрический ток или механическое, химическое раздражение.

Таким методом, было выделено расположение моторных зон коры у собак, также этот метод применяли к обезьяне и после этого на человеке.

Несмотря на то, что исследования методом раздражения уже проводились ранее на человеке, сейчас он имеет ограничения касательно исследования человека, именно поэтому появился метод с непрямым раздражением (непрямой стимуляцией коры мозга).

Метод непрямого раздражения показывает колебания электрической активности отдельных частей мозга при влиянии на них разных факторов.

Например, метод возбужденных потенциалов, при котором в ответ на воздействие регистрируются колебания ритмов в электроэнцефалограмме или микроэлектродный метод – это процесс внедрения электродов в нейроны мозга для определения их активности при разной степени воздействий.

Детская нейропсихология

Нейропсихология детского возраста изучает процессы формирования и развития психических функций ребёнка. Детская нейропсихология изучает развитие психики при норме и при патологии, то есть в сравнении.

По данным нейропсихологии в последнее время число детей с проблемами развития неуклонно растёт. Чаще всего причины этих проблем заключаются в возникновении повреждений центральной нервной системы, которые возникли во время перинатального периода, при патологии родов, а также во время развития патологий нервной системы в течение трех месяцев жизни ребёнка.

Современная детская нейропсихология предлагает комплекс средств, направленных на ранее определение причин аномального развития и своевременного принятия мер профилактики.

Детская нейропсихология занимается нарушением патологий психических и когнитивных процессов (речи, мышления, внимания). Часто эти нарушения провоцируют расстройства эмоциональной сферы личности ребенка.

Особенно четко могут изъявляться нарушения главного мозга в сенсорной и двигательной сфере.

Исследования нейропсихологов свидетельствуют о большом влиянии подкорковых структур на формирование интеллектуальной и эмоциональной сферы личности.

Подкорковые образования выделяются в первый функциональный блок главного мозга, который обеспечивает энергетический тонус психической деятельности человека.

Дети, имеющие функциональную недостаточность подкорковых образований, отличаются от других детей быстрой утомляемостью, истощаемостью психических процессов, в частности когнитивных, расстройством памяти и внимания, нарушением мышечного тонуса и другими признакам.

С жалобами о подобных признаках (быстрая утомляемость, низкая работоспособность ребенка) родители обращаются в первую очередь к медикам и педиатрам, которые позже могут перенаправить ребенка к другим специалистам – невропатологу или психоневрологу.

Нейропсихологическая психокоррекция таких состояний является значительным дополнением психофармакологической терапии, работы логопедов, детских психотерапевтов и коррекционных педагогов.

К нейропсихологу и иным специалистам, занимающихся изучением детских патологий, обращаются родители детей, у которых есть проблемы поведения и трудности в процессе обучения.

Современная детская нейропсихология в данное время по большей части занимается проблемой детских тиков, заикания и эмоционально-неустойчивого поведения. Кроме проблем с нарушением познавательных и когнитивных процессов, родители обеспокоены повышенной тревожностью и страхами детей.

Читайте также:  Вагин, игорь олегович - психология

Специалист по направлению детской нейропсихологии разрабатывает индивидуальные программы и психокоррекционные занятия для консультирования проблемных детей, при задержке развития психических функций, консультирует родителей относительно того, когда отдавать ребёнка в школу, диагностирует его уровень развития.

Выделяют причины, побуждающие обратиться к детскому нейропсихологу за помощью:

— выраженные расстройства двигательной функции (повышение или снижение тонуса мышц, недоразвитие моторики, моторная неловкость);

— трудности в обучении (письме, чтении и счёте);

— гиперактивность или вялость ребёнка, недоразвитие когнитивных и психических процессов.

Существуют специальные центры детской нейропсихологии, которые являются главной диагностической базой предназначенной для исследования детей с проблемами психического развития. Психологи, работающие в центрах такого типа, проводят процедуры диагностики, методы нейропсихологии, которые они используют, немного отличаются от методов, применяемых к исследованию взрослых пациентов.

Процедура психодиагностики является важнейшим и самым первым этапом в работе с ребенком, имеющим отклонения в развитии. Это очень важно, поскольку первоначально необходимо выявить особенности психической сферы ребёнка, и только после этого разрабатывать психокоррекционные мероприятия для него.

Методы нейропсихологической психодиагностики включают изучение состояния мнестических функций, мышления, активного внимания, особенностей эмоционально-волевой сферы и других особенностей.

Психокоррекционные занятия содействуют частичному или полному возобновлению повреждённых психических функций, которые необходимы для успешного обучения и полноценного развития, за счёт других сохранных функций.

Заданием нейропсихологической коррекции есть стимуляция развития и формирование скоординированной работы различных структур мозга.

С помощью специальных двигательных упражнений и формирующих игр стимулируется развитие отдельных компонентов психической деятельности (контроль и регуляция психической деятельности, пространственное, зрительное и слуховое восприятие, моторные способности) и другое.

Нейропсихологом создается индивидуальная программа курса, актуальная по всем параметрам для актуального состояния ребенка. Психокоррекционные занятия проводятся в индивидуальной и групповой форме.

Очень важным аспектом в данном направлении работы с ребенком является личность самого специалиста и его квалификация. Лучше всего, если с ребёнком будет заниматься нейропсихолог, или же специалист, хорошо разбирающийся в нейропсихологии детского возраста.

Также важно, чтобы родители сами проводили занятия с детьми дома. Каждый родитель, занимающийся воспитанием своего ребёнка, надеется на то, что он вырастит гармоничной и полноценной личностью, поэтому также должен прикладывать свои усилия, чтобы это произошло.

Жизнь современного человека переполнена трудностями, с которыми нужно справляться, как взрослому, так и ребенку.

Неуверенность в себе, страхи, обиды, неприятие окружающими, проблемы коммуникативного характера часто сопровождают современных детей.

Во время занятий родители учатся развивающему общению с ребенком, что действительно необходимо, потому что детский возраст сильно связан с овладением ребенка учебным способностями и школьными знаниями.

В процессе нейропсихологического воздействия происходит коррекция психофизиологической стороны психической деятельности и развития личности ребенка. Родителями достигается понимание связи между функциональным состоянием ребенка и его поведением. Благодаря чему происходит также коррекция взаимоотношений между родителями и ребенком.

Источник: http://vseopsycho.ru/nejropsihologiya/

Нейропсихология – что это такое, ее основы, направления, принципы

Нейропсихология – наука молодая и развивающаяся. Без изучения процессов, происходящих в поврежденных долях мозга сложно помочь человеку пройти реабилитацию. Все чаще рождаются дети с теми или иными нарушениями, а нейропсихология помогает выявить это на ранних этапах и составить план коррекции.

Что такое нейропсихология?

Предмет нейропсихологии – относительно молодое направление, развивающееся на стыке нейронауки, психологии и психофизиологии.

Нейропсихология занимается исследованием связей между функционированием головного мозга и психическими процессами, поведением.

В основном, исследуются процессы мозга с нарушениями в результате травм или болезней у людей и животных. Основные задачи нейропсихологии:

  1. Выявление закономерностей функционирования мозговых функций при взаимодействии живого организма с внешней и внутренней средой.
  2. Исследование функций и структур мозга.
  3. Анализ повреждений областей мозга.

Основоположник нейропсихологии

Первые шаги в данном направлении осуществил Л.С. Выготский, но значительный вклад внес А.Р. Лурия и создал новую науку – нейропсихологию. Достижения и разработки А.Р. Лурия:

  • создал классификацию афазических расстройств;
  • изучил и описал ранее неизвестные нарушения речи;
  • исследовал роль лобных долей головного мозга в психических процессах.

Методы нейропсихологии, позволяющие выявить нарушения (разработаны А.Р. Лурией и его последователями):

  1. Метод системного анализа (батарея тестов Лурия) – полное исследование психических функций
  2. Психометрический (северо-американский) – батарея тестов Небраска-Лурия, шкала Векслера.
  3. Индивидуально-ориентированный (британский) – скрининговые, отборочные тесты для дальнейшей подборки индивидуальных исследований.

Отрасли нейропсихологии

Нейропсихология стремительно развивается, ученые считают, что за этой наукой – будущее. Основные направления нейропсихологии:

  • клиническая;
  • экспериментальная;
  • реабилитационная;
  • экологическая;
  • детская;
  • диагностическая;
  • нейропсихология развития.

Детская нейропсихология

Нейропсихология детского возраста — перспективное и востребованное направление, своевременно выявленное нарушение поможет провести грамотную коррекцию ребенка.

Детская нейропсихология изучает латеральную асимметрию правого и левого полушария, причины школьной неуспеваемости (минимальные мозговые дисфункции, СДВГ-синдром).

После выявления нарушений проводится психологическая и медикаментозная коррекция.

Клиническая нейропсихология

Основы нейропсихологии – это изучение нейропсихологических синдромокомплексов. Клиническая нейропсихология занимается пациентами с повреждениями правого полушария и нарушениями глубинных структур мозга, а также дефектами межполушарного взаимодействия. Основные понятия клинической нейропсихологии:

  1. Нейропсихологический симптом. Нарушение функций психики при локальном повреждении мозга.
  2. Нейропсихологический синдром. Определенное сочетание нейропсихологических симптомов вследствие нарушения функционирования психических процессов при локальном поражении.

Экспериментальная нейропсихология

Принципы нейропсихологии основаны на применении практического и экспериментального подходов, без этого ни одна наука не может обосновать свои теории.

Экспериментальная нейропсихология изучает поведение людей и животных свойственное при определенных локальных поражениях. Благодаря экспериментам А.Р. Лурия были подробно изучены и классифицированы нарушения памяти (афазии) и речи.

Современная экспериментальная нейропсихология изучает нарушения эмоциональной сферы и познавательных процессов.

Практическая нейропсихология

Направления нейропсихологии развиваются в результате практического подхода. Практическая нейропсихология – это раздел, на котором базируются все остальные ответвления нейропсихологии. Основные методы работы были заложены А.Р. Лурией и получили название «Батареи Луриевских методов», включающие в себя исследования:

  • произвольного и непроизвольного внимания;
  • эмоциональных реакций;
  • слухового гнозиса;
  • движений при выполнении инструкций;
  • речи;
  • письма;
  • памяти;
  • системы счета;
  • интеллектуальных процессов.

Возрастная нейропсихология

Что такое возрастная нейропсихология – ответ уже кроется в самом вопросе. Каждому возрастному периоду соответствуют свои закономерности психического развития и для определенного возраста характерны те или иные нарушения деятельности мозга. Возрастная нейропсихология изучает:

  • нейропсихологические синдромы;
  • симптомы нарушений высших психических функций.

Нейропсихология – упражнения

В нормальном состоянии мозг регулирует сам себя, при нарушении психологического равновесия, возникновении проблем с психикой, врожденные программы регуляции дают сбой, поэтому важна своевременная коррекция. Коррекционная нейропсихология для детей и взрослых использует в своем арсенале различные упражнения, полезные для мозговой активности, прекрасного самочувствия. Нейропсихология – игры и упражнения:

  1. Зеркальное рисование. Приготовить лист бумаги, фломастеры или карандаши. Взять в обе руки карандаши и начать одновременно рисовать обеими руками все что хочется: буквы, геометрические фигуры, животных, предметы. Упражнение синхронизирует оба полушария и создает состояние релаксации.
  2. Рисование разных фигур. Упражнение похоже на предыдущее, только рисовать надо разные фигуры одновременно, например, левая рука рисует треугольник, правая – квадрат.
  3. Медитация-концентрация на дыхании. Короткий вдох и длинный выдох, при этом концентрация на кончике носа. Расслабляет, выводит мозг на уровень альфа-ритма, ум успокаивается, возникает состояние душевного равновесия.
  4. Имитация движений различных животных. «Медведь идет» – ребенок становится на четвереньки и поднимает правую руку и ногу, глазами фокусируясь на руке, затем те же движения с левой стороной тела. «Тигр идет» – базовое положение на четвереньках, попеременно: правая рука идет к левому плечу, левая к правому и так передвигаться.
  5. Упражнение «Слон». Ухо плотно прижать к плечу, противоположную руку вытянуть как «хобот» и начать рисовать ею горизонтальные восьмерки в воздухе, глаза при этом следят за кончиками пальцев. Выполнить 3 – 5 раз в каждую сторону. Упражнение балансирует систему «интеллект – тело».

Нейропсихология – где учиться?

Обучение нейропсихологии происходит на базе психологического или медицинского образования, в рамках получения профессии клинический или медицинский психолог, психоневролог, психиатр. ВУЗы, где можно получить профессию нейропсихолога:

  1. Московский институт психоанализа. Специализация «Нейропсихологическая реабилитация и коррекционно-развивающее обучение».
  2. Санкт-Петербургский государственный университет. Факультет клинической психологии.
  3. Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт им. В.М. Бехтерева. На базе факультетов «Клиническая (медицинская) психология» и «Неврология» обучение основам клинической нейропсихологии, нейротерапии.
  4. Национальный исследовательский Томский государственный университет. Клиническая психология.
  5. Московский государственный институт им. М.В. Ломоносова. Специализация «Нейропсихология и нейрореабилитация».

Нейропсихология – книги

Популярные книги по нейропсихологии написаны простым языком, и будут интересны всем тем, кто интересуется загадками мозга и психики в целом. Человек – это целая вселенная, о том, как формируются привычки, почему при тех или иных нарушениях мозга возникают странности в поведении – об этом и многом другом рассказывают мэтры, посвятившие себя изучению психики в своих произведениях:

  1. «Основы нейропсихологии» Лурия А.Р. Учебный курс для студентов изучающих психологию, психиатрию и неврологию.
  2. «Человек, который принял жену за шляпу» О. Сакс. Автор увлекательно, но бережно и с уважением к своим пациентам рассказывает их истории борьбы с тяжелыми недугами психики (неврозами). Каждый пациент Оливера уникален по-своему в своих попытках выстроить отношения между мозгом и сознанием.
  3. «Мозг рассказывает. Что делает нас людьми» В.С. Рамачандран Непостижимые тайны мозга, в этом труде читателя ждут ответы на вопросы: почему ребенок-аутист пишет картины, превосходящие Леонардо Да Винчи и Микеланджело, или где в мозге зарождаются чувства сострадания и прекрасного.
  4. «На одной волне. Нейробиология гармоничных отношений» Э. Бэнкс, Л. Хиршман. В книге повествуется о четырех нейронных путях, развивая которые человек комфортно сближается с другими людьми и формирует в себе спокойствие, энергию, принятие и резонанс.
  5. «Мозг и счастье. Загадки современной нейропсихологии» Р. Хансон, Р. Мендиус. Книга-синтез, соединяющая в себе психологию и неврологию, изобилует методами по самосовершенствованию.

Нейропсихология – интересные факты

Сложная и многогранная наука нейропсихология при изучении психических свойств и работы мозга живых организмов постоянно совершает интересные открытия, вот некоторые примечательные факты:

  1. Мозг изучает сам себя.
  2. Во время беременности количество импульсов нейронов увеличивается в 250 000 раз.
  3. Человек использует при решении задач ровно столько ресурсов мозга, сколько для этого нужно в данный момент, поэтому миф об использовании всего 10% мозга не подтвержден научно.
  4. Память человека не подчиняется линейному мышлению и логике и чтобы лучше запомнить информацию любого порядка важно создавать образы, выстраивать ассоциативные ряды – так тренируется память.
  5. Во время курения сигареты мозг воспринимает никотин как управляющий мышлением фактор и сокращает выработку внутреннего вещества, управляющего мышлением, но при увеличении нагрузки мозг начинает вырабатывать большее количество вещества, внешне это проявляется тем, что человек начинает выкуривать до 2 пачек в день (увеличивает дозу никотина) – возникает привычка.
Читайте также:  Снятие нежелательных эмоций - психология
Что такое привычка – полезные и вредные привычки, их профилактикаЧто такое привычка и как она формируется? Механизм вредных и полезных пристрастий одинаков: многократное повторение определенных действий на протяжении определенного отрезка времени ведет к формированию устойчивых нейронных связей.Подсознание – общение, управление, работа с подсознаниемПодсознание человека хранит в себе все вытесненные сознанием неудачи и травмы, родительские установки – это может отображаться в виде необъяснимой тревоги и страхов, но подсознательными механизмами можно научиться управлять и менять свою жизнь.
Психоанализ – что это такое, основные положения и методыПсихоанализ – метод, основанный австрийским психиатром З. Фрейдом. Психоаналитическая концепция базируется на идее, что травмирующий опыт вытесненный в бессознательное, при попытке его осознания влияет на мотивы поступков, приводит человека к неврозу.Рефрейминг в психологии – что это такое, упражнения, примерыРефрейминг – метод НЛП, позволяющий изменить или сместить точку зрения на сложившуюся ситуацию, поведение, успешно применяется психологами в рамках позитивной и поведенческой психотерапии, менеджерами в организациях для раскрытия потенциала сотрудников.

Источник: https://womanadvice.ru/neyropsihologiya-chto-eto-takoe-ee-osnovy-napravleniya-principy

Детская нейропсихология методы диагностики и коррекции

Психология – наука, которая активно развивается в последнее время. На базе психологии и нейронауки было создано новое направление – нейропсихология.

Детская нейропсихология – одна из ветвей классической психологии. Нейропсихология детей исследует, как формируются, развиваются психические функции ребятни. Изучение развития психики малышей происходит при сопоставлении патологии и нормального развития.

Родители, педагоги, специалисты по детской психологии бьют тревогу! Увеличивается число малышей, у которых возникают большие проблемы не только с обучением, но и с социализацией в обществе.

Согласно статистическим данным, уже не один год наблюдается неуклонный численный рост детишек с проблемами развития.

Максимальная часть этих проблем своим появлением обязана нарушению нормального функционирования центральной нервной системы.

Немалая часть проблем из-за этих нарушений берет свое начало в перинатальный период, при самих родах. Сбой в работе центральной нервной системы возможен также в результате появления патологии развития грудничка в первые три месяца его жизни.

Ранняя диагностика нарушений нейропсихологического развития крохи способствует более значимой по своему воздействию коррекции проблемы.

Что такое детская нейропсихология

Сама нейропсихология как наука создана сравнительно недавно. Особенность этой науки – исследование совокупности психических процессов с точки зрения их мозговой организации. Нейропсихология детского возраста своей целью ставит изучение созревания, становления мозговой организации ребенка в течение его личного индивидуального развития.

Понимание и знание того, как и какие зоны головного мозга функционируют – при решении малышом математических задач или когда ребенок пишет сочинение, запоминает полученную информацию – все это относится к подходу нейропсихологии по исследованию, изучению психического состояния детей. Нередко поведение ребенка, например, его гиперактивность или агрессивность, может свидетельствовать о проблеме в деятельности конкретного блока головного мозга. Именно эти проблемы пытается изучать нейропсихология.

Любое повреждение нервной системы крохи может вызвать проблемы в его мозговой деятельности, затормозить рост ребенка. Непоседа просто не успевает за своими возрастными требованиями: очень поздно начинает ползать, ходить, испытывает трудности с освоением речи. Не может освоить простейшие правила поведения, не умеет общаться, находить контакт с другими детьми и взрослыми.

Детский мозг отличается от взрослого пластичностью нервной системы, умением приспосабливаться. Мозговые связи детского мозга также более пластичны. Мозг ребенка подвержен внешнему влиянию, нередко вредному воздействию внешних факторов окружающей среды.

Нейропсихология детского возраста разработала совокупность мер и средств, позволяющих на ранней стадии развития ребенка определять аномальность развития, его причины. Специалисты предлагают способы, направленные на своевременную профилактику психологической коррекции детских проблем.

Детская нейропсихология занимается психическими патологическими нарушениями внимания, поведения, мышления, а также речи. Нередко подобные нарушения приводят к расстройству психики малыша.

Неусидчивость крохи, асоциальное поведение, трудности с усвоением учебного материала приводят к серьезным психологическим комплексам.

Ребенок, наслушавшись замечаний от родителей, педагогов, буквально «ставит на себе крест».

Патологии, изучаемые нейропсихологией

Огромное воздействие на формирование личности в психоэмоциональном и интеллектуальном плане оказывают подкорковые структуры головного мозга, что доказано современными исследованиями нейропсихологии.

Подкорковые образования – это первый функциональный блок головного мозга, обеспечивающего энергетику психической активности.

Именно в двигательной сфере, а также в сенсорной, особенно заметны нарушения и патологии психических процессов.

Если у малыша есть функциональная недостаточность подкорковых образований, то такой ребенок будет очень быстро уставать от любого вида деятельности. Малыш почти ничего не запоминает, быстро забывает, не может надолго сосредоточиться на каком-либо предмете или действии. У крохи наблюдается и нарушение мышечного тонуса.

Детская нейропсихология исследует и корректирует следующие нарушения:

  • Проблемы поведения ребенка. Трудности с усвоением учебного материала свидетельствуют о возрастном отставании малыша от сверстников.
  • Тревожность, страхи.
  • Заикание, тики.
  • Эмоциональная неустойчивость поведения.
  • Органический аутизм.
  • Гиперактивность.

Обычно родители с такими проблемами сначала обращаются к педиатрам, которые и направляют малышей на консультации к психоневрологам. Только специалист в нейропсихологии способен точно поставить диагноз, разработать и осуществить коррекционные методы нейропсихологии.

Родителям стоит обратить внимание на тревожащие их явления в развитии подрастающего поколения, немедленно обратиться за помощью к специалисту, если у вашего чада существуют:

  • Моторная неловкость – кроха плохо координирует свои движения, постоянно падает, спотыкается.
  • Недоразвитие моторики. Тонус мышц может быть повышенным или пониженным.
  • Ребенок испытывает трудности в изучении счета, письме, навыки чтения даются с большим трудом.
  • Гиперактивность или вялость в поведении малыша.

Первым делом необходимо провести правильную психодиагностику малыша, имеющего проблемы психического развития. Именно на основании диагностики специалист примет решение о том, какие мероприятия по коррекции патологии психического развития необходимо применять.

Обследование детей у нейропсихологов, как правило, проводится с 5 летнего возраста. До 5 лет психологи проводят наблюдение по соответствию возрастных особенностей детей. Но недостаток специализированных знаний нейропсихологии не позволяет психологам и педиатрам правильно диагностировать причины нарушения психического развития у малышей.

Так, при плохой успеваемости в школе, психолог может поставить диагноз «недостаток внимательности». Однако подобное нарушение развития может иметь разные причины, соответственно, будет нуждаться в разных методах психологической коррекции. Причиной невнимательности может быть высокая истощаемость организма или внимание бывает неподвластно крохе.

Если в первом случае налицо недостаток энергетической подпитки, за которую отвечают глубинные структуры мозга, то в случаях, когда ребенок не может контролировать свое внимание, возможно, имеют место нарушения в лобной структуре мозга. Лечение и коррекция во внешне одинаковой ситуации после обследования будут отличаться.

Нейропсихологические синдромы

Знание о том, какие симптомы соответствуют нейропсихологическим синдромам, поможет родителям вовремя обратиться за помощью к специалистам.

Дисгенетический синдром рассматривает дисфункции подкорковых, а также стволовых образований. Обычно делят детишек по типам нарушения на стволовых и подкорковых детей.

Стволовых детей, у которых были затронуты не только подкорка, но и ствол, характеризует сбой в работе эндокринной системы организма. У этих малышей диагностируется диатез, понижен иммунитет. Очень часто наблюдаются проблемы со сном. У малышей нередко диагностируются энурез, а также энкопрез.

Развитие такого ребенка с самого рождения проходит дисгармонично. Наблюдается нарушение мелкой, крупной моторики. Ребятня испытывает трудности, обучаясь разговаривать. Обучение происходит в коррекционных школах и воспитательных классах. Психология изучает данный клинический случай, к сожалению, он практически не поддается никакой форме коррекции

Подкорковые малыши не так пострадали в интеллектуальном плане. Подкорка достаточно быстро реагирует на нарушения нервной системы, создает новые связи, которые компенсируют указанные нарушения. Подкорковые дети говорят очень много и чисто, у них нет трудностей при произношении сложных слов.

У подкорковых малышей сбой корректируются за счет создания лобных долей. Маленький человечек подключает лобный контроль, что позволяет ему компенсировать недостатки психического развития. У них часто бывают головные боли, характерна быстрая утомляемость.

Нарушена крупная моторика, что характеризуется неуклюжестью в движениях, у крохи слабый вестибулярный аппарат. Низкая работоспособность, неумение сосредотачиваться на одном предмете или действии. Очень плохая память. Внимание постоянно рассеяно. Характерен неразборчивый почерк. Коррекционная деятельность дает  хорошие результаты.

Синдром нарушения функциональности височных отделов

При данном синдроме повреждена слухоречевая память. Нарушается порядок слов, слова заменяются. У крохи путаются близкие по звучанию звуки. Маленький человечек может путать гласные при письме.

Недостаточность затылочных отделов. В этом случае ярко проявляется зеркальность, кроха не различает пространственные факторы. Нарушена функция ориентирования в пространстве. Путает понятия лево — право. При написании слов не выдерживает строчку письма.

Недостаточность лобных отделов – упрощаются все программы. Школьник не дописывает слова, предлоги. Не может запомнить простейшие правила. Очень скудный словарный запас, речь бедна, маловыразительна. Построение фраз примитивно: «я поел», «я играю». Ребенок выражает свои мысли односложными предложениями.

Применение нейропсихологической коррекции

Коррекция патологий психического развития подразделяется на два вида:

Сенсорика, восприятие, моторика, а также возможность сознательно управлять этими функциями являются базовыми в развитии ребенка. Нарушение любой из этих функций приводит к плохой координации, недоразвитости моторики, кроха не может правильно освоить речь. Данный вид коррекции осуществляется через игры, двигательные упражнения.

При данном виде коррекции в отделы спинного или головного мозга адресно вводятся лекарственные препараты, необходимые для исправления нарушений психической системы. Все препараты вводятся только микроскопическими дозами, чтобы не повредить малышу. Коррекция может производиться и с помощью специализированного фармакологического массажа.

Основная цель коррекции – восстановление баланса двух основных функций развития – двигательной и сенсорной, а также дальнейшее гармоничное развитие этих функциональных сфер. Эти базовые функции при их восстановлении и корректировке станут основой для дальнейшего развития ребенка.

Все методы нейропсихологии направлены на стимуляцию развития разнообразных структур мозга, воссоздание скоординированной деятельности всех функций. Для коррекции патологий, таких как аутизм, гиперактивность и других нарушений развития, разработано много методик, использующих разнообразные игры, а также двигательные упражнения.

У детей воссоздается пространственное, зрительное, слуховое восприятие окружающей действительности. Восстанавливается контроль над психической деятельностью. Занятия с нейропсихологом или выполнение рекомендуемых им упражнений дома, помогают возобновлению функционирования нарушенных психических функций.

При диагностируемых патологиях развития ребенка огромное значение имеет квалификация специалиста, его личность. При работе важно установить контакт с ребенком, добиться его доверия. Тогда методы коррекции будут осуществлять свое воздействие самым оптимальным способом.

Читайте также:  Такие разные манипуляции, такие разные манипуляторы - психология

Родители должны заниматься с чадом в соответствии с рекомендациями нейропсихолога, чтобы оптимально помочь крохе компенсировать диагностируемые нарушения психического состояния. Совместные занятия с малышом восстанавливают его доверие к родителям, маленький человечек более открыт к воздействию нейропсихолога.

Принципы коррекции

Прежде чем приступить к коррекционной программе, специалисты проводят исследование развития малыша, определяют, какой раздел мозга получил повреждения, как развивается психический процесс. Нейрохирурги при обследовании детей используют следующие методы:

  • Обстоятельная беседа с родителями. Когда были замечены странности поведения чада, как они проявлялись? Выясняется мнение родных людей о том, что могло быть причиной нарушения. Этот разговор помогает установить, какие взаимоотношения в семье, желание родителей помочь своему ребенку.
  • Сбор всех доступных данных о малыше. Сюда входят медицинские обследования у педиатров, мнения воспитателей, педагогов. Их характеристика ребенка, его успеваемость в школе. Для получения более полной информации используются специальные вопросники.
  • Тестирование ребенка. Специалист наблюдает за поведением маленького человечка в естественных условиях, например, дома, а также проводит специальные тесты, позволяющие оценить уровень проблем малыша.

Для восстановления нарушенных функций, организация коррекционной работы придерживается следующих принципов:

  • Неоднократная повторяемость различных действий по закреплению двигательной, сенсорной функции, а также предлагаемой психологом программы действий.
  • Программированность обучения. Вместе с взрослым малыш заново учится переходить к самостоятельным действиям. Упражнения изучаются по принципу от более простых к более сложным заданиям.
  • Коррекция опирается на сохраненные формы деятельности.
  • Предметная деятельность является одним из опорных принципов коррекции.

Заключение

Чтобы дети с нарушениями психологического развития могла вести нормальный образ жизни, необходимо много и тщательно работать не только специалистам, но и родителям.

Полученные при рождении травмы, перенесенные в раннем детстве заболевания, должны вызывать больше внимания к малышу. Необходимо поддерживать чадо, заниматься с ним, прививать ему уверенность в своих силах.

Источник: https://pups.su/psihologiya/detskaya-nejropsihologiya.html

Нейропсихология детского возраста – основы развития

Психология имеет множество направлений в изучении человеческой натуры. Одним из таких направлений является нейропсихология, которая изучает организацию мозговых и психических структур.

Особый упор делается на нейропсихологию детского возраста, поскольку именно с детства человек начинает привыкать  к той жизни, которую потом будет проживать. Интернет-журнал psytheater.

com рассматривает основы данного направления.

Если говорить о детской нейропсихологии, то следует отметить, что родители и воспитатели все больше сталкиваются с различными отклонениями.

Дети ленятся, не могут усидеть на одном месте, не обучаются навыкам коммуникации и т. д. Говорить о задержке психического развития здесь не приходится, поскольку дети являются абсолютно нормальными.

Однако их поведение отмечается различными отклонениями, как и качества характера.

Конечно, можно списать все возникающие проблемы у родителей с детьми на различные отклонения в психике детей. Однако следует учитывать еще индивидуальные особенности каждого ребенка, которые редко учитываются даже учеными и воспитателями. Чтобы не делать ребенка больным, следует знать, что можно назвать отклонением, а что можно отнести к индивидуальной особенности.

Что такое нейропсихология?

Отвечая на вопрос, что такое нейропсихология, можно коротко охарактеризовать данное направление как сочетание науки о нейронах и психики.

Нейропсихология изучает особенности структур головного мозга и связи (влияния) на организацию психической деятельности человека.

Поскольку в некоторых отраслях необходима научная подоплека, которая имеет неопровержимые доказательства того или иного явления, нейропсихология является нужной и актуальной.

Нейропсихологические знания часто используются в научных исследованиях, а также в клинической и судебной психологии, где используются лишь фактические данные связи работы головного мозга и психики.

Нейропсихологией пользуются клинические психологи и психиатры в своей деятельности. Они выявляют нарушения в работе головного мозга, которые и сказываются на поведении и качествах характера человека. Это позволяет разработать более эффективные методы лечения, которые представлены в виде медикаментов и физиотерапевтических процедур.

Нейропсихология помогает в лечении больных людей, которые действительно должны быть изолированы от общества, пока их психическая деятельность не будет восстановлена. Вместе с тем развивается новое направление – дифференциальная нейропсихология (или нейропсихология индивидуальных различий). Она изучает мозговую деятельность здоровых индивидов.

Зачем нужны знания из нейропсихологии здоровых людей? Это позволяет определять механизмы формирования психической деятельности, на которые впоследствии можно будет влиять, чтобы помогать каждому человеку быть успешным.

Здесь просто необходимы знания о развитии нейропсихологии человека, чтобы понимать, что является нормой, а что – патологией.

Также, возможно, в будущем будут разработаны механизмы, которые позволят человеку решать любые свои психологические проблемы.

перейти наверх

Основы нейропсихологии

В основу нейропсихологии легли учения ученых и психологов, изучающих функциональность организма и влияние его на психическую деятельность. Здесь важным стал организм (тело), который и диктовал, как дальше будет развиваться человек. И действительно, взаимосвязь между патологиями в организме и психической деятельностью была установлена.

Так, определялась определенная закономерность между повреждениями отделов головного мозга и изменением характера человека, который становился раздражительным или депрессивным.

Многочисленные данные можно было получить во время Второй мировой войны, когда у людей наблюдались различные повреждения головного мозга.

Они-то и позволили выявить многие взаимосвязи, а также провести необходимые обследования.

В нейропсихологии используется системный подход, который подразумевает влияние на работу психики не только головного мозга, но и других систем организма.

К примеру, на характер человека может повлиять высокая температура или инфекционная болезнь. Также немаловажную роль играет гормональный фон, который часто меняется у женской половины.

Перепады настроения свойственны женщинам, поскольку на них влияют гормоны.

Клиническая психология направлена на изучение повреждений головного мозга и проявление особых психических процессов при этом. Здесь исследуются больные люди, которые не могут без специального лечения справиться с проблемой.

Получение данных позволит диагностировать болезнь, определиться с ее лечение и методами реабилитации, а также делать прогнозы дальнейшего развития событий.

Это позволяет врачам решать психические проблемы, с которыми человек уже не справится обычными психологическими методами.

Каждый человек проходит этапы своего развития (онтогенез), в течение которых развивается головной мозг и включаются различные психические функции. Это позволит определить стадии развития человека на психологическом и эмоциональном уровнях, которые сказываются на его способностях и возможностях.

Если у ребенка имеются проблемы с обучением, это связывают с особенностями работы головного мозга, который и влияет на психическую деятельность.

Если в будущем будут выявлены все закономерности между нервной системой и психической сферой, то возможно будет устранять возникающие трудности в обучении и развитии.

Очень важный вклад в развитие сделает нейропсихология при изучении различных болезней, которые влияют или повреждают отделы головного мозга. Ими являются инсульт, инфаркт, кислородное голодание, болезнь Альцгеймера, энцефалит и многие другие. Болезни организма отражаются на структуре и работе головного мозга, что уже влечет изменения в поведении и чертах личности.

Нейропсихология позволяет разрабатывать не только методы лечения, но и направления в реабилитации. При повреждении головного мозга необходимо ее восстановление. Немаловажным в лечении является и реабилитация, которая направлена на закрепление результатов и их усиление.

Современная нейропсихология решает 3 главные проблемы:

  1. Изучение не только больных людей с локальным поражением головного мозга, но и здоровых личностей.
  2. Нахождение взаимосвязей конкретных участков головного мозга с определенными психическими проявлениями.
  3. Обнаружение соответствия нейронных повреждений с психическими отклонениями.

Также выделяются методы, которые дополняют нейропсихологические знания:

  • Сравнительно-анатомический метод, который рассматривает влияние особенностей строения нервной системы на поведение и формирование определенного образа жизни человека.
  • Метод раздражения, который изучает связи между воздействием на участки мозга и проявлениями психической деятельности. Делят на:
  1. Прямое воздействие – при влиянии на головной мозг электрическим током или химическими, механическими раздражителями.
  2. Непрямое воздействие – при влиянии факторов, которые вызывают раздражение в отделах головного мозга.
  3. Раздражение отдельных нейронов.

перейти наверх

Детская нейропсихология

Врачи отмечают возрастание различных патологий у современных детей. Вот почему особое внимание уделяется детской нейропсихологии, которая в сравнении изучает развитие и формирование психической функции в норме и при патологиях. Причинами развития отклонений врачи называют:

  • Патологии во время беременности.
  • Травмы при родах или несвоевременность сроков.
  • Развитие нервной системы в первые месяцы жизни малыша.

Чем больше развивается детская нейропсихология, тем больше возникает шансов нахождения аномальных отклонений в раннем периоде и эффективного их лечения.

Особый упор делается на изучение психических и когнитивных отклонений (внимание, речь, память). Они основываются на нарушении эмоциональной сферы личности, что влияет на двигательную активность и сенсорную деятельность.

Родители часто обращаются к врачам, когда их дети заболевают. Однако нарушения в деятельности и развитии ребенка также требуют лечения. В каких ситуациях необходимо обращаться к психоневрологу или невропатологу?

  1. Если ребенок не похож на других детей, что сильно заметно.
  2. Если ребенок чрезмерно активный или чрезмерно пассивный.
  3. Если ребенок не способен приспосабливаться к коллективу: не имеет друзей, постоянно мешает воспитателям, не соблюдает установленных правил.
  4. Если ребенок непослушный, рассеянный, забывчивый: слушает и не слышит, соглашается и не запоминает.
  5. Если у ребенка постоянно все валится с рук.
  6. Если ребенок был травмирован во время родов или после рождения.
  7. Если у ребенка наблюдается задержка психического развития, мозговой деятельности.
  8. Если ребенок не может обучаться элементарным навыкам.
  9. Если у ребенка отмечаются нарушения в развитии речи.
  10. Если у ребенка отмечаются инфекционные болезни, которые меняют его поведение.
  11. Если ребенок постоянно устает.
  12. Если ребенок заикается.
  13. Если ребенок проявляется девиантное поведение.

Обычно родители обращаются за помощью, когда у их ребенка имеются отклонения в послушании (поведении) или обучении. В таком случае проводится диагностика работы головного мозга, которая позволит определиться с направлениями в лечении и восстановлении психической деятельности. Чем раньше наступит лечение, тем быстрее специалисты смогут вернуть ребенка к нормальной жизни.

В восстановлении важно не только то, как ребенка лечат, но и сами специалисты, которые занимаются с ребенком – нейропсихологи. Родители также должны принимать участие в лечении ребенка, проводя все необходимые занятия в домашних условиях.

перейти наверх

Итог

Нейропсихология приоткрыла дверь в психику человека. Тело влияет на развитие и становление психической деятельности, как и психика на здоровье организма. Итогом имеющихся знаний является возможность врачей устранить те психические отклонения, причиной которых стали болезни организма (в частности повреждение отделов головного мозга).

Источник: http://PsyTheater.com/neyropsihologiya-detskogo-vozrasta-osnovy.html

Ссылка на основную публикацию