Определение — психология

ПСИХОЛОГИЯ

ПСИХОЛОГИЯОпределение - психология

от греч. psyche — душа и logos — учение, наука), наука о законах и механизмах развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, опосредованной субъективным образом внеш. реальности и активным отношением к ней.

В течение столетий явления, изучаемые П., обозначались термином «душа» и считались предметом одного из разделов философии, к-рый в 16 в. получил назв. «П.». Природа души и характер ее связей с организмом и внеш. миром трактовались различно.

Под ней понималось либо над природное, бестелесное начало, либо форма жизни того же порядка бытия, что и др. явления природы. На развитие П. на протяжении всей ее истории глубокое влияние оказывает социальная практика (в частности, медицинская и педагогическая).

Это развитие совершается в системе культуры и опосредовано достижениями как естественных, так и обществ. наук.

Уже в эпоху античности было открыто, что органом психики является головной мозг (Алк-меон), выяснена зависимость чувственных восприятий от воздействия материальных процессов на органы чувств (Демокрит), а также различий в темпераментах людей от устройства тела (Гиппократ).

Проблема познания человеком самого себя и важности его ориентации на нравств. ценности была поставлена Сократом, его ученик Платон представил душу как нематериальную сущность, независимую от тела. Платон считал, что разумная часть человеческой души направлена на специфич. идеальные объекты, к-рые он противопоставил чувственным земным вещам.

Первую целостную систему П. разработал Аристотель, к-рый, отвергнув дуализм Платона, трактовал душу как способ организации тела, способного к жизни, как деятельность этого тела, неотделимую от него. Он утвердил целостный и генетич.

подход к организации и поведению живых существ, разработал представление об уровнях эволюции их психики, сопоставив, в частности, неразвитую душу ребенка с животной. Аристотелю принадлежит множество понятий, вошедших в осн. фонд психол.

знаний: о способностях, о фантазии (были разграничены восприятия и представления), о различии между разумом теоретическим и практическим, о формировании характера в процессе совершения человеком поступков, об ассоциациях и их физиол. механизме и др.

Новую эпоху в развитии П. открыла науч. революция 17 в. Утвердился принцип строго причинного объяснения работы организма, к-рый предстал в виде устройства, действующего по законам механики. Одни философы учили, что этим законам подчинены все психич. процессы (Т. Гоббс), другие — только низшие их формы (Р. Декарт). Принцип механич. причинности стал основанием важнейших понятий П.

: рефлекса как закономерной двигательной реакции организма в ответ на внеш. стимулы; ассоциации как такой связи явлений, при к-рой возникновение одного из них влечет за собой другие; причинной теории восприятия, согласно к-рой оно запечатлевает в мозгу воздействие внеш. объекта; учение об аффектах как продуктах деятельности тела. В русле механистич.

методологии эти понятия сочетались с дуализмом в трактовке человека. Телу, к-рое только движется, была противопоставлена душа, к-рая только мыслит. Новая форма дуализма радикально отличалась от дуализма Платона, поскольку тело понималось как независимая от души машина, душа же стала означать индивид, сознание как прямое знание субъекта о непосредственно испытываемых им мыслях и состояниях.

П. из учения о душе становится учением о сознании или внутр. опыте, данном в самонаблюдении как восприятия человеком того, что происходит в его собственном уме (Дж. Локк). Эта концепция сознания как внутренне зримых индивидом психич. явлениях определила развитие интроспективного направления в П., связанного с ассоцианизмом, согласно к-рому ее гл.

объяснит, принципом является ассоциация этих явлений в силу смежности и частоты их сочетания.

В самом ассоцианизме трактовке ассоциаций как связей, имеющих телесную основу (Локк, Д. Гартли, Дж. Пристли), противостояла трактовка, относившая законы ассоциаций к свойствам самого сознания (Дж. Беркли, Д. Юм, Т. Браун). В ассоцианизме сложился аналитич.

подход к сознанию: предполагалось, что из небольшого числа простых идей постепенно складывается весь психич. аппарат человека. Это положение оказало влияние на педагогику, на решение вопроса о том, как следует формировать дет.

ум, представляющий при рождении «чистую доску», на к-рую опыт наносит свои письмена.

Наряду с П. сознания в 17—19 вв. возникла П. бессознательного. Она восходит к философии Г. Лейбница, придававшего важную роль динамике бессознательных представлений (перцепций), для осознания к-рых необходима особая психич. активность — апперцепция. Это учение разработал И.

Гербарт, к-рый, используя опыт педагогики (в частности, И. Песталоцци), выдвинул понятие об «апперцептивной массе» как запасе неосознаваемых психич. элементов, от к-рого зависит, какие именно представления появятся в сознании.

Эта масса приобретается в индивидуальном опыте и может быть сформирована воспитателем.

К сер. 19 в. успехи нейрофизиологии и биологии способствовали зарождению осн. понятий (категорий) П., к-рая благодаря широко развернувшейся эксперим. работе приобрела возможность обособляться как от философии, так и от физиологии. Изучение функций органов чувств привело к созданию психофизики — особого раздела П.

, использующего количеств, показатели и шкалы для измерения сенсорных процессов (ощущений). В работах Э. Вебера и Г. Т. Фехнера был открыт осн. психофизич. закон, согласно к-рому интенсивность ощущения равна логарифму силы раздражения. Тем самым было опровергнуто мнение И. Канта о том, что изучение психич. явлений не может достигнуть уровня науки из-за неприменимости в П. матем.

методов. Наряду с психофизикой эти методы получили применение в эксперим. исследованиях скорости реакции (Г. Гельмгольц, Ф. Дондерс), к-рые стали еще одним важным направлением П. Вопрос. о том, зависит ли ощущение от строения органа или от упражнения, привел к спору между теми, кто считал психич. образ прирожденным (нативизм) либо приобретенным благодаря опыту (эмпиризм).

В дальнейшем были пересмотрены оба понятия: и о природной организации, и об опыте. Решающее значение для придания этим понятиям нового содержания имело внедрение в П. идей эволюц. биологии (Ч. Дарвин, Г. Спенсер), с точки зрения к-рой психика стала рассматриваться как важнейшее орудие приспособления организма к среде.

Организм выступил в виде гибкой системы, неотъемлемым фактором развития к-рой в филогенезе и онтогенезе служат психич. функции. Эти функции трактовались теперь как свойства стремящегося к самосохранению организма, а не функции бесплотного сознания. Это привело к представлению о том, что они реализуются по типу рефлекса, т.е. включают восприятие внеш.

раздражителя, преобразование этого восприятия в высших нервных центрах и ответное целесообразное действие организма в окружающей среде. Это требовало внедрить в П. объективный метод. превратить ее из науки о сознании в науку о психически регулируемом поведении. Однако решение этой задачи, впервые поставленной И. М. Сеченовым, стало возможным лишь впоследствии.

В начальный же период формирования П. в качестве отд. дисциплины в ней доминировало интроспективное направление, представленное в 70-х гг. 19 в. двумя его лидерами — В. Вундтом и Ф. Брентано. В 1879 Вундт создал в Лейпциге первую лабораторию эксперим. П., по образцу к-рой стали возникать аналогичные учреждения во мн. странах мира. Предметом П. он считал непосредств.

опыт субъекта, методом — специально натренированное самонаблюдение, позволяющее выявить с помощью эксперимента первоэлементы этого опыта — психич. процессы, а задачей — открытие законов, по к-рым они протекают. При этом считалось, что эксперим.

изучению доступны только простейшие процессы, тогда как сложные (мышление) могут быть познаны только посредством анализа продуктов культуры (языка, мифа, иск-ва и др.) в системе особой науки — этнопсихологии (психологии наций, народов, этнич. групп). Вундт считал гл. делом П. исследование структуры сознания (в силу чего его учение принято называть структурализмом).

Брентано, для к-рого основным являлись акты или функции сознания, стал родоначальником функционализма в П. Задачу П. он видел в выявлении актов представления объекта, суждения о нем и его эмоциональной оценки. Для этого предполагалось использовать феноменологич. метод.

хотя и отличный от интроспективного, но также являющийся субъективным, поскольку считалось, что сознание открывает свои тайны только его носителю — субъекту. Однако широко развернувшаяся эксперим. работа вела за пределы этих представлений, позволяя устанавливать закономерности и факты, ценность к-рых не зависела от самонаблюдения. Они относились к процессам памяти, внимания, выработки навыков (Г. Эббин-гауз, Дж. Кеттел, У. Брайан, Н. Хардер и др.).

Параллельно развивались разл. отрасли П., где утверждались объективно-генетический, сравнительно-ист. методы, а также новые методы количеств, анализа. Возникает дифференциальная П., изучающая индивидуальные различия между людьми (В. Штерн, А. Ф. Лазурский). Для ее целей разрабатывается метод тестов (Ф. Гальтон, А. Бине и др.).

Широкое распространение этого метода было обусловлено потребностями практики — школы, клиники, произ-ва. Совершенствуется техника обработки данных об индивидуальных различиях и корреляциях между ними (Ч. Спирмен). Выдвигаются понятия об умственном возрасте и об общей одаренности. Создаются тесты для профориентации и проф. отбора.

Массовый характер тестирования побудил перейти от индивидуальных тестов к групповым, разработать процедуры стандартизации тестов.

В практике обучения наряду с тестами, ставшими гл. каналом использования данных П. в школе, применяются в интересах науч. обоснования педагогики и др. методы П., в частности эксперимент (Э. Мейман, А. П. Нечаев), опросники (Г. С. Холл), объективное наблюдение (К. Грос), клинич. анализ.

Сближение П. с педагогикой шло в разл. направлениях. Проект построения пед. психологии на принципах естеств.-науч. знания о ребенке предложил П. Ф. Каптерев. Роль мышечной активности в формировании дет. ума была освещена П. Ф.

Лес-гафтом, к-рому принадлежало также исследование «школьных типов».

В нач. 20 в. зарождается идея создания спец. комплексной науки о детях — педологии. Применительно к дет. психике, наряду с направлением, к-рое объясняло ее развитие исходя из принципов эволюц. биологии, складываются концепции, ориентирующиеся на культурно-ист. подход и ставящие поведение ребенка в зависимость от социальных факторов (Н. Ланге, Т. Рибо, Дж. Мид).

Изучение дет. психики подрывало доверие к интроспекции («внутреннему зрению») как гл. методу П., побуждало опираться на объективные показатели строения, функций и развития психики. Глубокое воздействие на изменение облика П., на ее отход от субъективного метода оказали также достижения зоопсихологии, ист. и этнич. П. (изучающей психику народов, стоящих на разл. ист.

ступенях культурного развития). Вслед за систематизацией этнографич. фактов широкое развитие получили сопоставительные эксперим. исследования восприятия, памяти, мышления у детей и взрослых, живущих в условиях разл. культур. Обращение к генетически разл. уровням развития психики обнажило несовершенство методо-логич. установок как структурной, так и функциональной П.

сознания.

На рубеже 19—20 вв. П. вступает в полосу острого кризиса, внеш. проявлением к-рого явилось возникновение ряда новых школ. Их концепции отразили запросы логики развития науч. познания, необходимость преобразования осн. категорий П., выхода за пределы версии о том, что психич. процессы начинаются и кончаются в сознании субъекта. наиб. влияние на прогресс П.

оказали три школы: бихевиоризм, гештальтпсихология и фрейдизм. Бихевиоризм отверг многовековую традицию в понимании предмета П., предложив считать таковым не сознание, а поведение как систему объективно наблюдаемых реакций организма на внеш. раздражители. Проблема включения в область П. реальных действий организма в окружающей среде была поставлена впервые И. М.

Сеченовым, считавшим, что психич. акт совершается по типу рефлекторного и поэтому включает наряду с центр. звеном (сознанием) как восприятие идущих извне сигналов, так и ответные телесные действия. Дальнейшее преобразование понятия о рефлексе было связано с необходимостью объяснять, каким образом организм приобретает новые формы поведения. Эту задачу разрешил И. П.

Павлов, учение к-рого об условных рефлексах заложило фундамент объективного изучения широкого круга психич. явлений (прежде всего процесса научения). В. М. Бехтерев выдвинул концепцию о сочетательных рефлексах, к-рые, подобно условным рефлексам, являются приобретенными, а не врожденными. Тем самым важнейшее для П.

Читайте также:  Естественное - психология

понятие об опыте приобрело новое содержание, поскольку переводилось на естеств.-науч. язык: опыт не сводится к тому, что запечатлевает и перерабатывает сознание; он означает преобразование реальных действий организма. В те же годы с др. позиций вариативность поведения в ситуациях, требующих действий, для к-рых организм не располагает готовой программой, исследовалась Э. Торндайком.

С целью объяснения этих действий он предложил формулу «пробы, ошибки и случайный успех», к-рая не требовала обращения к сознанию как регулятору отношений организма со средой.

Источник: http://didacts.ru/termin/psihologija.html

ПСИХОЛОГИЯ

ПСИХОЛОГИЯОпределение - психологиянаука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, основанная на явленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру. Область знаний о внутреннем — психическом — мире человека. Термин возник в XVI в.

и означает собственно учение о душе или науку о душе. В строгом смысле понимается как наука о психике, а психолог — человек, профессионально занимающийся психологией в теоретическом и практическом плане, в том числе для помощи людям в определенных ситуациях.

Отделение психологии от философии произошло во 2-й половине XIX в.

Это стало возможным в силу развития объективных экспериментальных методов, пришедших на смену интроспекции, и формирования особого предмета психологии человека, основными признаками коего стали деятельностная активность и присвоение общественно-исторического опыта.

В системе наук психология занимает совершенно особое место. Причины:

1) она — наука о самом сложном, что пока известно человечеству;

2) в ней как бы сливаются объект и субъект познания; только в ней мысль совершает поворот на себя, только в ней научное сознание человека становится его научным самосознанием;

3) ее практические следствия уникальны — они не только несоизмеримо значительнее результатов других наук, но и качественно иные: поскольку познать нечто — это значит овладеть им и научиться управлять, а управление своими психическими процессами, функциями и способностями — задача самая грандиозная; к тому же, познавая себя, человек тем самым себя изменяет.

В историческом плане можно выделить два принципиально различных этапа развития психологии — этапы психологии донаучной и психологии научной. Когда речь идет просто о психологии, обычно имеется в виду именно психология научная.

Вообще перед психологией стоит двоякая задача: все дальше развивать теоретические исследования и адекватно решать — иногда срочно — практические проблемы. Такое призвание психологии дает основание рассматривать ее как научное исследование поведения и психических процессов, в том числе умственной деятельности, а также как практическое применение приобретенных знаний.

Психология уже накопила много фактов о ом, как новое знание о себе делает человека другим, меняет его отношения, цели, состояния и переживания. Можно сказать, что психология — наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.

Психология — живая, становящаяся, развивающаяся область знания и практики. В ней сосуществуют многие подходы, направления, теории, не во всем взаимно согласные, а порой трудно соотносимые: основанные на разных философских системах, с разными понятийными аппаратами, разными объяснительными принципами.

В психологии нет единой парадигмы — главенствующей теоретической и практической системы, определяющей науку в целом. Более того, многие ее направления принципиально не придерживаются традиционных научных принципов, избегают глубоких теоретических построений, не задаваясь серьезным самообоснованием, и в существенной мере оказываются искусством работы с душевным миром человека.

Нет согласия и в том, что первоочередно должна изучать психология, каков ее предмет.

Объект психологии; хотя психология буквально означает науку о душе, вопрос о реальности души доныне спорен с традиционно-научных позиций; пока душу не удается «научно» обнаружить и доказать либо опровергнуть ее существование, экспериментировать с нею.

Душа остается эмпирически неуловимой. В этом — одна из особенностей психологии. Если говорить не о душе, а о психике, положение не изменится: психика оказывается столь же неуловимой.

Но для каждого вполне очевидно существование некой субъективной реальности, мира явлений психических в форме мыслей, переживаний, представлений, чувств, побуждений, желаний и прочего; ее и можно считать объектом психологии.

Хотя эта психическая реальность у каждого своя, можно предположить, что она формируется по единым основным принципам, стараться обнаружить и исследовать их.

Другая особенность психологии — в том, что, оставляя психику как объект размышлений, она не может сделать ее объектом непосредственного исследования: приходится искать другие объекты и через их изучение — косвенно — делать выводы о собственно психике. Выбор такого «вторичного объекта» зависит от того, что считается главным, определяющим психическую жизнь, — от того принципа объяснительного, который предлагается некоей школой научной.

Предмет психологии менялся с течением времени. Во времена господства интроспекции он неразрывно связывался с ее методом и представлял собой сферу сознания человека. Во втором десятилетии XX в.

, в связи с развенчанием метода интроспекции, произошла смена предмета психологии: им стало поведение человека. Так в психологию были введены совершенно новые факты — факты поведения.

Но сознанию как предмету психологии можно противоставить не только поведение (как внутренне наблюдаемому — внешне наблюдаемое), но и неосознаваемые процессы психические — как наблюдаемые лишь опосредованно, через «побочные эффекты» (-> процесс душевный бессознательный).

Эти процессы стали особенно интенсивно изучаться с начала XX в., и уже первые результаты нанесли такой удар по психологии сознания, который вполне соизмерим с ударом бихевиоризма.

С позиций теории деятельности, предмет психологии — законы порождения и функционирования отражения психического индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных.

Здесь деятельность принимается как исходная реальность, с коей имеет дело психология, а психика рассматривается как ее производная и как ее неотъемлемая сторона. Так что психика не может существовать вне деятельности, а деятельность — вне психики.

Упрощая, можно сказать, что предмет психологии — психически управляемая деятельность. Более узкая точка зрения — выделение как предмета психологии деятельности ориентировочной — системы психического управления деятельностью.

В практике исследований это реализовалось в русле двух стратегических линий: в одной из них деятельность выступает как предмет исследования, в другой — как объяснительный принцип.

Так, представления о строении деятельности, о ее динамике, формах, о процессе интериоризации и прочем — результат реализации первой линии. А применение понятий и положений теории деятельности к анализу процессов психических, сознания, личности — результат реализации второй линии. Обе линии тесно переплетаются, и успехи каждой из них составляют основу для развития другой.

Основными проблемами психологии научной являются:

1) проблема психофизиологическая — об отношении психики к ее телесному субстрату;

2) проблема психосоциальная — о зависимости психики от социальных процессов и ее активной роли в их реализации конкретными индивидами и группами;

3) проблема психопраксическая — о формировании психики в ходе реальной практической деятельности и о зависимости этой деятельности от ее психических регуляторов — образов, операций, мотивов, личностных свойств;

4) проблема психогностическая — об отношении чувственных и умственных психических образов к отображаемой ими реальности, и пр. Разработка этих проблем ведется на основе:

1) принципа детерминизма — раскрытия обусловленности явлений действием производящих их факторов;

2) принципа системности — трактовки этих явлений как внутренне связанных компонент целостной психической организации;

3) принципа развития — признания преобразования, изменения психических процессов, их перехода от одного уровня к другому, появления новых форм процессов психических.

В ходе разработки основных проблем психологии сформировался ее категориальный аппарат, где выделяются категории образа, мотива, действия, личности и пр.

Категориальный строй психологии, отображая психическую реальность в ее самобытности, служит основанием всего многообразия ответвлений психологии, кои выступают в виде отдельных отраслей, нередко обретая самостоятельный статус.

Превращение психологии в пучок отраслей обусловлено запросами различных областей практики, сталкивающими психологию со специфическими проблемами. Эти проблемы обычно комплексны и разрабатываются многими дисциплинами.

Включение психологии в состав междисциплинарных исследований и участие в них продуктивно, лишь когда она обогащает их присущими только ей понятиями, методами и объяснительными принципами. А в контактах с другими науками психология сама обогащается новыми идеями и подходами.

Серьезное воздействие на дальнейшее развитие психологии оказало появление и широкое распространение компьютеров, взявших на себя выполнение ряда функций, бывших прежде уникальным достоянием человеческого мозга, — функций накопления и переработки информации, управления и контроля.

Это позволило широко использовать в психологии кибернетические и теоретико-информационные понятия и модели, что способствовало формализации и математизации психологии, внедрению и нее кибернетического стиля мышления с его преимуществами, обусловленными применением логико-математического аппарата, компьютеров и прочего, — но и с его явными и неявными недостатками, связанными не столько с очеловечением машины, сколько с «кибернетизацией» человека и живых существ вообще.

Автоматизация и кибернетизация резко повысили заинтересованность в оперативной диагностике и прогностике, эффективном использовании и культивировании функций человека, не могущих передаваться электронным устройствам, прежде всего — способностей творческих. Изучение проблем интеллекта искусственного и человеческого творчества становятся важными направлениями психологии.

Наряду с ними стремительно развиваются психология социальная и психология управления, решающие задачи, связанные с ролью «человеческого фактора» в развитии общества, в процессах управления, а также исследования, связанные с освоением космического пространства, демографическими, экологическими и прочими актуальными проблемами со-» временности. Включенность психологии в многоплановый контекст взаимодействия различных социальных, естественных и технических наук придает особую остроту методологическому анализу ее понятийных средств, объяснительных принципов, концепций и методических процедур — с целью выявления самых перспективных направлений ее развития.

Источник: https://vocabulary.ru/termin/psihologija.html

Психология. Основные понятия

.

Что изучает психология – наука о душе (психе-«душа», логос-«наука»). Изучение, объяснение души является первым этапом в становлении предмета психологии. Итак, впервые психология определалась как наука о душе.

Какие методы психологии вы знаете – Сравнительный, Эмпирические, экспериментальный, психодиагностический методы, биогрофический, психокоррекционные методы, Метод групповой дискуссии, методы обработки даннных.

Дайте характеристику одному из психологических течений XIX XX вв… — К примеру Фрейдизм-течение в психологии XX в.,в котором расскрывается исключительная сложность психической жизни человека, становится вопрос о его сексуальной жизни. Фрейдизм претендовал на создание новой «картины человека», нового мировоззрения.

Каких основных представителей отечественной психологической мысли XX века вы знаете – А. Н. Леонтьев (1903-1979), П. Я. Гальперин (1902-1988), Л. С. Выготский (1896-1934).

Какие основные психологические отрасли вы знаете – Психология труда, Педагогическая, Медицинская, Юридическая, Военная — психология.

Что такое психика человека – есть человеческое сознание. Сознание понимается как форма отражения, которая является общим качеством всех психических функций человека. Развитие всех психических функций в их взаимодействии обеспечивает формирование у человека внутреннего отражения внешнего мира, в некотором смысле его модели.

Что такое сознание – есть высшая, интегрирующая форма психи, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении с др.людьми

Что такое деятельность – это динамическая система взаимодействия человека с миром, в поцессе которого происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа.

Что такое индивидуальность – можно считать и новорожденного, и взрослого на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованой страны.

Дайте определение направленности личности – это совокупность устойчивых мативов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Основная роль направленности личности принадлежит осознаным мотивам.

Читайте также:  Тренерская компетенция - психология

Что такое самосознание личности – сомосознание человека возникает а результате его взаимодействия с окружающим миром, людьми. Человек начинает осозновать себя реально существующим во времени и пространствеЮ как часть интимной окружающей среды – собственного тела. Собственным телом он не только воздействует на мир, но исам испытывает разнообразные влияния этого мира.

Что представляет собой образ «я» — это устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими.

Что такое внимание – это направленность и сосредоточенноть сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предпологающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Основные свойства внимания – К ним относятся: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем.

Какие виды и общие свойства ощущений вы знаете – их можно разбить на три основные виды: интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные.

Что такое восприятие – это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.

Назовите виды и свойства восприятий – оно обладает несколькими определенными свойствами: предметностью, целостностью константностью, осмысленностью и апперцепцией.

Что такое память – это запечатление (запись), сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков. Таким образом, память-это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связонных друг с другом.

Какие вы знаете основные процессы памяти – это запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение и забывание.

Какие бывают виды памяти – они бывают трех типов: 1)по хароктеру психической активности, преобладающей в дейтельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую; 2)по хароктеру целей деятельности – на произвольную и непроизвольную; 3)по продолжительности закрепления и сохранения материала-на кратковременную, долговременную и оперативную.

Что такое мышление – это социально-обусловленный, неразрывно связанный с речию психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза.

?Каковы основные процессы мышления – это анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение.

?Какие логические формы мышления вы знаете – предметно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышления.

Что такое воображение – это основавсякой творческой деятельности проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.

Что такое воля, и какова ее функция – Это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выражаемое в умении преодолевать внутреннее и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Ее функцией является сознательная саморегуляция в затрудненных условиях жизнедеятельности.

Что такое чувство – Это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности.

Что представляют собой эмоции – Это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства.

Что такое аффект – С латинского означает «душевное волнение», страсть. Это сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением в функциях внутренних органов.

Что такое стресс – (от английского – «давление», «напряжение») понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстримальные воздействия.

Что такое темперамент – индивидуально-своеобразная, природно-обусловленная совокупность динамических проявлений психики, которые одинаково появляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента.

Перечислите типы темпераментов – Сангвиник, Флегматик, Холерик, Меланхолик.

Что отличает человека с темпераментом сангвиника (флегматика, холерика, меланхолика) – сангвиник — человек с заметной психической активностью, быстро отзывающийся на окружающие события, стремящийся к частой смене впечатлений, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности, живой, подвижный, с выразительной мимикой и движениями, экстраверт.стр.43

Что такое характер – Это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.

Как определить способности – Это такие психологические особенности человека от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений, навыков не сводятся.

Что такое талант — Это сочетание способностей дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельност ь.

Что такое вербальная и невербальная коммуникация – 1. Это процесс общения с помощью языка ; использует в качестве знаковой системы человеческую речь. 2. Это эмоциональное отношение, соппровождающее речевое высказывание; система знаков, включающая в себя жесты, мимику, тембр голоса, диапозон, тональность, плачь, смех, темп речи.

Что такое интерактивная сторона общения – Это взаимодействие людей при помощи организации их совместной деятельности, межличностное взаимодействие, т. е. Совокупность связей и взаимовлияний людей.

Что такое перцептивная сторона общения – Это восприятие другого человека: его внешних признаков, соотнесение его с личностными характеристиками воспринимающего индивида и интерпретация его поступков.

Дайте определение группы – Это ограниченная в размерах общность, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характер выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуры, композиции и т.д.)

Источник: http://MirZnanii.com/a/205893/psikhologiya-osnovnye-ponyatiya

Что такое психология?

Что такое психология?

Наша жизнь, а именно жизнь человека и личности — это совокупность факторов внешней среды и внутреннего мира. Мы учимся на своих ошибках и умеем планировать свое будущее.

Мы обладаем различными характеристиками и чертами, которые определяют нас как отдельных от других индивидов. Все это изучает замечательная наука психология, которая дает многим счастливую жизнь и возможность поступать правильно.

Давайте вместе поподробней узнаем о том, что изучает эта дисциплина и для чего она нужна. Итак:

Что такое психология как наука

Психологическая наука сочетает в себе огромное количество дисциплин, так или иначе направленных на изучение особенностей психики живых существ. В самом общем виде психология изучает психику. Понятия психи же определено максимально широко.

Как правило, о психике говорят с точки зрения энергетического субстрата вселенной, который имеет  физиологические, природные корни.

Проще говоря, психология вот уже на протяжении многих веков пытается разобраться с тем, каким образом работают психические процессы как у животных, так и у человека. Широта применения психологических знаний просто огромна.

Как известно, везде, где есть человек, есть и психология. В общем смысле можно говорить о том, что психология изучает человека с точки зрения строения и принципов работы психической деятельности.

Говоря об отраслях психологии, нельзя не отметить их разнообразие. Кроме того, со временем отрасли только прибавляются. Таким образом, психологическая наука очень плотно и глубоко вошла в нашу жизнь и продолжает там оставаться.

Немного поговорим о терминах. Почему такое название — «Психология»? Что оно означает? Согласно достоверным источникам термин был придуман немецким философом Христианом Вольвом в далеком 18 веке. История с возникновением слова «психия» гораздо более интересна.

Слово появилось благодаря древнегреческой мифологии. Именно в те времена среди греков существовала легенда об Эроте и Психее, чья любовь была идеалом силы чувства и нравственности человека. Эрот, будучи сыном богини любви Афродиты, влюбился в обычную девушку по имени Психея.

Матери Эрота это не понравилось и она чинила различные препятствия перед влюбленными. Но их любовь оказалась настолько сильной, что они смогли воссоединиться, несмотря на все козни ревнивой Афродиты.

Сила души Психеи и стала тем примером подражания и символом внутреннего мира человека для греков.

Для того, чтобы больше узнать о психологии и о том, что значит это слово, мы советуем вам почитать замечательную книгу, которая посвящена именно этой науке. Автор книги «Что такое психология» Годфруа Ж.

С помощью доступного и понятного рядовому читателю языка, автор удачно рассказывает об особенностях науки и умудряется затронуть практически все аспекты, связанные с предметом психологии и сферами ее применения.

Разговор, а точнее, спор о предмете психологии не завершен и по сей день. Что является предметом психологии? Этот вопрос всегда был камнем преткновения для всех ученых психологов. На протяжении всей современной истории психологии ведутся споры о том, что считать предметом науки.

Как правило, предлагается масса вариантов решения вопросов, но на практике оказывается, что при использовании такой-то теории не все паттерны поведения затрагиваются в полной мере. А предмет, должен включать в себя максимум возможных вариантов.

Из-за неопределенности предмета, психология страдает отсутствием строгих методов и законов. Почему складывается такая ситуация? На сегодняшний момент, уровень развития знаний о психике находится еще только на самых первых стадиях.

С развитием новых гуманитарных и точных технологий следует ожидать и развития, а также пополнения знаний о психике. Быть может тогда, психологи и исследователи придут к общему знаменателю в этом вопросе. Как бы то ни было, основная сфера, а скорее направление изучения психологической науки сводится к изучению психики.

Развитие и эволюция психики, принципы и законы ее работы, применение различных методов анализа данных в исследованиях психики, прогнозирование поведение человека — все это лишь узко-направленные отрасли изучения. Таких примеров можно привести массу и все они будут справедливы.

Получается, что природа изучаемого явления в психологии слишком многообразна и непредсказуема. Человечество привыкло мыслить в схемах и таблицах, куда психика, частенько, не вписывается. Вписавшись однажды, она может удивить своего исследователя новым обстоятельством или фактом.

В конечном итоге, многие специалисты в области методологии психологии приходят к выводу о том, что психология постепенно трансформируется в философию или создаст новую науку с ней в тандеме.

Таким образом, человечество вернется к истокам психологических знаний, которые будут необходимы для осознания своего предназначения в этой необъятной вселенной.

Наконец-то люди поймут, для чего нужна психология.

Предположим, что вы, дорогой читатель, заинтересовались предшествующей данному абзацу, информацией. Тогда вам наверняка будет интересно узнать о том, с чего начать изучение психологии и что такое социальная психология.

Самый правильный, пожалуй, совет в данном случае, будет сводится к тому, чтобы отправить человека поступать в университет на психологический факультет. Почему именно так, а не иначе? Дело в том, что разнообразие так сказать «спама» в психологии зашкаливает.

Многие любители-психологи частенько используют интернет для развития и пополнения своих знаний. А в интернете, как известно, есть все. К сожалению, только пара-тройка ресурсов в рунете отвечают эталонам качества. В университете вам подскажут авторов, чьи работы по-настоящему достоверны и тех, кому действительно можно верить.

Мы возьмем на себе ответственность и предложим начать изучение психологии с замечательной книжки Эрика Берна, виднейшего специалиста в области транзактного анализа. Читайте «Игры, в которые играют люди».

Источник: https://elhow.ru/psihologija/psihologicheskie-ponjatija/chto-takoe-psihologija

Что такое психология

Что такое психология

Психология является важной составляющей жизни человека, ведь наша жизнь полна стрессов и переживаний, которые расшатывают нервную систему. Множество факторов влияют на психику человека, в первую очередь — это возраст, ведь в течение всей жизни любого человека преследуют различные проблемы психологического характера.

Психология — это очень интересная и не до конца изученная наука. Психология изучает подсознание человека и то, как себя ведёт человеческий мозг в различных ситуациях. Психологию можно разделить на два вида: фундаментальную и прикладную.

Читайте также:  Безупречный эксперимент - психология

Основными процессами, которые рассматривает фундаментальная психология, являются такие, как ощущения, восприятие, внимание, представление, память, воображение, мышление и речь. Также фундаментальная психология изучает психические свойства и психические состояния.

Прикладной психологией называют науку, изучающую практическое значение поведения людей.

Если углубиться в эту науку, то можно узнать, что она изучает такие явления, как пубертатный период, социальное мышление и вообще все психологические изменения, которые происходят с человеком на протяжении всей его жизни.

Психологию в древности связывали с философией, так как она изучала вещи, которые люди не видели. Психология — одна из наук, которая исследует организм человека, но изучила лишь малую долю.

Практическое значение психология получила во время холодной войны между США и СССР, в то время, когда война велась не армиями, а разведчиками и шпионами.

На разведчиков оказывалось весьма серьёзное психологическое влияние, и Советский Союз достиг определённых высот, используя психологическое оружие. Одним из видов такого оружия являлся ультразвук, человеческие уши не воспринимают его, но воздействие такого звука на человеческий мозг велико.

Холодная война закончилась, и данные о психологическом оружии были засекречены, а после уничтожены, лишь малая доля просочилась в общественность.

В современном мире человек как никогда нуждается в психологии. Ведь каждый из нас окружён стрессами и проблемами, часто встречаются детские психологические травмы от какого-либо испуга или стресса. Больше всего психологическим заболеваниям подвержены дети, так как в современном мире везде похоть разврат насилие.

Большое влияние оказывает компьютер, ведь если ребёнок с детства играет в жестокие игры, то потом эту жестокость он будет выплёскивать на окружающих. Чтобы доказать это, достаточно привести пример Саши из Украины. В свои четырнадцать лет Саша всё время проводит за компьютером и жестокими играми, и это серьёзно сказывается на его психике.

Он перестаёт воспринимать правила уважения как должное, избивает родных, выплёскивает всю злобу на самых близких. Группа психологов решила помочь ему и вынесла не утешающий вердикт — тяжёлое психическое отклонение от нормы. Сашу поместили в психологический диспансер, где он пройдёт курс реабилитации.

Но даже если он выйдет, то всё равно никогда не станет полноценным человеком, ведь пережив такое, невозможно вернуться к привычному образу жизни.

Психология на сегодняшний день изучила лишь малую долю тех знаний, что скрывает человеческий мозг, ведь пределы познания его безграничны и велики.

Но психология — это не только заболевания, это и познание самого себя и своих способностей. Ведь каждому интересно, как устроен его мозг, и на что он способен. Миллионы учёных составляют психологические тесты для людей, которым интересно познать самих себя.

Все эти тесты указывают на предрасположенность того или иного человека к различного рода занятиям. Ведь зная к чему ты больше склонен, и что тебе лучше даётся, можно легко занять своё место в жизни и получать от неё удовольствие не только физическое, но и умственное.

Но изучать загадки подсознания можно бесконечно, ведь, как только ты разгадаешь одну загадку, тут же появятся новые и тоже не дадут покоя, и так может продолжать до бесконечности.

Источник: http://www.miepl.ru/chto-takoe-psihologiya.html

Что такое психология, что изучает и чем занимается?

Платон заметил, что философия начинается с удивления. Наука также начинается с удивления — удивления перед внутренней работой природы, и все естественные науки, в том числе психология, изначально были частью философии.

На протяжении столетий отдельные науки постепенно обретали независимость от философии. Психология одной из последних «отделилась от родителя», оставаясь частью философии вплоть до XIX в. Основателями психологии были как философы, так и психологи, и даже сегодня психология сохранила тесные связи с философией.

На протяжении многих веков история психологии была, по большей части, историей философии, особенно таких ее областей, как философия разума, гносеология и этика. Дословный перевод слова «психология» — исследование души, хотя сам термин не употреблялся вплоть до XVII в., а широкое распространение получил только в XIX в.

Философы и религиозные деятели всего мира ожесточенно спорили о природе души, т. е. на тему, известную философам как философия разума.

Существует ли душа? Какова ее природа? Каково ее предназначение? Как она связана с телом? Хотя психологи и не принимают названия «душа», предпочитая термин «разум», который несет меньшую религиозную нагрузку, они задаются все теми же тревожащими вопросами.

Даже те психологи, которые определяют психологию как исследование поведения, а не изучение разума, по-разному отвечают на них.

Со времен древних греков философы интересовались проблемой о том, как люди узнают мир. Это направление получило название эпистемология (гносеология), от греческих слов episteme (знание) и logos (рассуждение). Вопросы о том, как люди познают мир, включают в себя и вопросы об ощущениях, восприятии, памяти и мышлении, — целый мир, который психологи называют когнитивной психологией.

Этика — это еще одна область, которую философы (и религиозные мыслители) делят с психологией. Хотя этика, главным образом, занимается вопросом, как людям следует себя вести, практическая этика зависит от понимания человеческой природы.

Добры ли люди по своей натуре? Какие мотивы существуют у людей? Какие из них следует приветствовать, а какие — подавлять? Являются ли люди общественными существами? Существует ли общий стиль хорошей жизни, которого следует придерживаться всем?

Подобные вопросы по сути своей психологические, и ответить на них можно, изучив человеческую природу. Этические представления проявляются во многих отраслях психологии.

В научной психологии мы обнаруживаем их при изучении мотивации и эмоций, общественного и сексуального поведения.

Прикладная психология, касается ли она бизнеса, промышленности или управления либо представляет собой индивидуальную клиническую или консультативную психологию, тесно связана с человеческой этикой.

Хотя концептуальные основы психологии следует искать в философии, идея создания психологии как самостоятельной науки проистекает из биологии. Идея о том, что функции, которые философы приписывают разуму, на самом деле зависят от глубинных процессов в головном мозге, существует со времен Древней Греции, но общепризнанной она стала в середине XIX в.

Основатели психологии надеялись, что спекулятивная философия и религия могут стать естественными науками. Более молодая отрасль биологии — теория эволюции — также заложила основы научной психологии. Философы и психологи, особенно британские и американские, начали задаваться вопросом, чем хорош разум в борьбе за существование, представляющей собой эволюцию за счет естественного отбора.

Почему мы должны быть сознательными? Есть ли сознание у животных? Эти новые вопросы тревожили и вдохновляли психологов с самого начала. Следовательно, мы должны рассмотреть не только абстрактные вопросы философии, но и растущее понимание функционирования мозга и нервной системы с древности и до наших дней.

Сейчас, на протяжении последнего десятилетия — настоящей эпохи мозга — надежды первых психологов на физиологию заслуживают уважения.

Они надеялись, что психологические процессы можно связать с физиологическими, но затем, на протяжении почти всего XX века, психология отошла от физиологической ориентации.

Однако сегодня, вооружившись новейшими методиками исследования мозга, психологи вернулись к исходным поискам. В то же время новая область эволюционной психологии вернулась к старым фундаментальным вопросам о человеческой природе (R. Wright, 1994).

Понимание науки

Хотя определение предмета психологии всегда было противоречивым, начиная с XIX в. и по сей день существовало соглашение о том, что психология является (или, по крайней мере, должна быть) наукой. Образ современной науки Люди ждут от науки объяснений того, почему мир, разум и тело функционируют именно так, а не иначе.

Общее представление о психологии как науке

Cвой трактат «О душе» выдающийся древнегреческий философ Аристотель. Он считает, что среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как «оно — знание о наиболее возвышенном и удивительном». Во-вторых, психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания.

Чтобы пояснить это, воспользуюсь одним сравнением. Вот рождается на свет человек. Сначала, пребывая в младенческом возрасте, он не осознает и не помнит себя. Однако развитие его идет быстрыми темпами.

Формируются его физические и психические способности; он учится ходить, видеть, понимать, говорить. С помощью этих способностей он познает мир; начинает действовать в нем; расширяется круг его общения.

И вот постепенно, из глубины детства, приходит к нему и постепенно нарастает совершенно особое ощущение — ощущение собственного «Я». Где-то в подростковом возрасте оно начинает приобретать осознанные формы. Появляются вопросы: «Кто я? Какой я?», а позже и «Зачем я?».

Те психические способности и функции, которые до сих пор служили ребенку средством для освоения внешнего мира — физического и социального, обращаются на познание самого себя; они сами становятся предметом осмысления и осознания. Точно такой же процесс можно проследить в масштабе всего человечества.

В первобытном обществе основные силы людей уходили на борьбу за существование, на освоение внешнего мира. Люди добывали огонь, охотились на диких животных, воевали с соседними племенами, получали первые знания о природе.

Человечество того периода, подобно младенцу, не помнит себя. Постепенно росли силы и возможности человечества.

Благодаря своим психическим способностям люди создали материальную и духовную культуру; появились письменность, искусства, науки.

И вот наступил момент, когда человек задал себе вопросы: что это за силы, которые дают ему возможность творить, исследовать и подчинять себе мир, какова природа его разума, каким законам подчиняется его внутренняя, душевная, жизнь?

Этот момент и был рождением самосознания человечества, т. е. рождением психологического знания. Событие, которое когда-то произошло, можно коротко выразить так: если раньше мысль человека направлялась на внешний мир, то теперь она обратилась на саму себя. Человек отважился на то, чтобы с помощью мышления начать исследовать само мышление.

Итак, задачи психологии несоизмеримо сложнее задач любой другой науки, ибо только в ней мысль совершает поворот на себя. Только в ней научное сознание человека становится его научным самосознанием. особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях.

Практические результаты от развития психологии должны стать не только несоизмеримо значительнее результатов любой другой науки, но и качественно другими. Ведь познать нечто — значит овладеть этим «нечто», научиться им управлять.

Научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями — задача, конечно, более грандиозная, чем, например, освоение космоса. При этом надо особенно подчеркнуть, что, познавая себя, человек будет себя изменять.

Психология уже сейчас накопила много фактов, показывающих, как новое знание человека о себе делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния и переживания. Если же снова перейти к масштабу всего человечества, то можно сказать, что психология — это наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.

И хотя это мнение не является сейчас общепринятым, в последнее время все громче звучат голоса, призывающие осмыслить эту особенность психологии, которая делает ее наукой особого типа.

Надо сказать, что психология — очень молодая наука. Это более или менее понятно: можно сказать, что, как и у вышеупомянутого подростка, должен был пройти период становления духовных сил человечества, чтобы они стали предметом научной рефлексии.

отрывки из книги Гиппенрейтер Ю.Б. «Введение в общую психологию»

Источник: http://www.modo-novum.ru/psiholog/znanie.htm

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию